Окружающий мир 3 класс сухомлинский – Конспект урока “Жизнь и творчество В. А. Сухомлинского” 3 класс скачать

Содержание

Василий Александрович Сухомлинский Сердце отдаю детям — Кафедра психологии

ВАСИЛИЙ СУХОМЛИНСКИЙ

Краткая биография и интересные факты из жизни украинского педагога.

Василий Александрович Сухомлинский родился 28 сентября 1918 в селе Васильевке (ныне Кировоградская обл) в бедной крестьянской семье. Здесь прошли его детство и юность. Он учился в родном селе в школе и в 1933 году окончил семилетку. Летом 1933 года мать провела младшего сына Василия в Кременчуг. Сначала Василий Сухомлинский учился в медицинском техникуме, но вскоре ушел оттуда, поступил на рабочий факультет, досрочно закончил его и был принят в педагогический институт. С 1935 г. начинается педагогический путь В. А. Сухомлинского.

В 17 лет он стал учителем заочной школы недалеко от родного села. Перевелся в Полтавский педагогический институт заочником и закончил его в 1938 году. Окончив институт, Сухомлинский возвращается в родные места и работает преподавателем украинского языка и литературы

в Онуфриевской средней школе. В 1941 году во время Второй мировой войны добровольцем уходит на фронт. В январе 1942 года Сухомлинский был тяжело ранен, долго лечился и уже не смог вернуться к военной службе.

В июне 1942 года его назначили директором сельской средней школы, где он работал до марта 1944 года.  Как только родные места были освобождены, он вернулся на родину и стал заведующим районного отдела народного образования. Однако уже в 1947 году Сухомлинский попросился обратно в школу. В 1948 году Сухомлинский становится директором Павлышской средней школы и работает а этой должности 23 года (до конца жизни). В 1948 году это была обычная, заурядная школа. 23 года стали самым плодотворным периодом его научно-практической и литературно-публицистической деятельности.

Обычную сельскую школу он превратил в настоящую педагогическую лабораторию, где добывал сокровища педагогической мудрости. В 1955 г. защитил кандидатскую

диссертацию на тему «Директор школы — руководитель учебно-воспитательного процесса». С 1957 г. — член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР. 1958 — заслуженный учитель УССР. 1968 — награжден званием Героя Социалистического Труда. В этом году избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР. 2 сентября 1970 Василий Александрович Сухомлинский умер. Василий Сухоминський написал 48 монографий, более 600 статей, 1500 рассказов и сказок для детей. Василий Александрович ставил и решал проблему формирования у молодежи национального и эстетического мировоззрения. Об одном из путей успешного решения этой проблемы он писал, что в души детей должны войти лучшие народные традиции и стать святым законом. В его трудах часто находим выражения «мудрая человеческая любовь», «мудрость жить», «достоинство — это мудрость держать себя в руках». Педагог целенаправленно формировал у каждого воспитанника умение быть маленьким философом, осмысливать мир через красоту природы. Для Сухомлинского формирование эстетического чувства ребенка, его эмоциональной культуры — основная задача гуманистического воспитания. А восприятия и осмысления прекрасного — основа эстетической культуры, без которой чувство остаются глухими ко всему высокому и благородному. Книга «Сердце отдаю детям» имела публичное признание. Он писал: «Что было главным в моей жизни? Не раздумывая, отвечаю: Любовь к детям».

Архив монографий В.А.Сухомлинского

Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.

Книга посвящена воспитательной работе с начальными классами. Другими словами, она посвящена миру детства. А детство, детский мир — это мир особенный. Дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве; у них свои критерии красоты, у них даже свое измерение времени: в годы детства день кажется годом, а год — вечностью. Искренняя любовь к детям и подлинная педагогическая культура, по Сухомлинскому, понятия нерасторжимые. Не случайно он отмечал: «Что самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям».

В.А.Сухомлинский — достойный наследник гуманистической традиции. «В среде педагогов, — отмечал Сухомлинский, — можно нередко услышать разговоры о поощрении и наказании. А между тем, самое главное поощрение и самое сильное наказание в педагогическом труде — это оценка». Василий Александрович утверждал, что правом пользоваться острым инструментом оценки имеет только тот педагог, который любит детей. Учитель должен быть для ребенка таким же дорогим человеком, как мать.

Вера школьника в учителя, взаимное доверие между ними, человечность и доброта — вот то, что необходимо воспитателю, то, что хотят видеть дети в своем наставнике.

Сухомлинский считал недопустимым применение оценки в начальных классах.

Нельзя допускать, чтобы ребенок в самом начале своего пути с «помощью» учителя, поставившего двойку,

потерял веру в себя.

Оценка у В.А.Сухомлинского всегда оптимистична, это вознаграждение за труд, а не наказание за лень. Он уважал «детское незнание». Месяц, полгода, год у ребенка «может что-то не получаться, но придет время — научиться». Сознание ребенка — могучая, но медленная река, и у каждого она имеет свою скорость. В атмосфере сердечности, доброжелательности у детей растет стремление стать лучше не на показ, не для того, чтобы тебя похвалили, а из внутренней потребности чувствовать уважение окружающих, не уронить в их глазах своего достоинства.

В.А. Сухомлинский не только призывал к познанию личности ребенка, но и придавал большое значение мудрой власти наставников детей, так как непосредственное влияние воспитателя на воспитанника – необходимый и важный фактор воспитания. По мнению Сухомлинского нельзя воспитать человека, ничего не требуя от него, не формируя в его сознании понятий «нужно», «должен», «обязан».

В своем труде Сухомлинский проявил глубокое понимание диалектики педагогического процесса, причинно-следственных связей в нем, взаимозависимостей и взаимопроникновения всех сторон, элементов, составных частей воспитания – его задач, содержания, форм организации, средств, методов, приемов. Он доказывал, что если пренебречь хотя бы одним из звеньев целостной системы педагогического действия, то органическое единство этой системы нарушится. Только на основе гармонично построенного процесса воспитания возможно успешное формирование всесторонне развитой личности. Много ценнейших наблюдений, обобщений и выводов несет стройная дидактическая система, применявшаяся им. Эта система основывалась на прогрессивных достижениях мировой и отечественной педагогической мысли, в частности на творческом развитии дидактических выводов таких выдающихся педагогов, как Я.А.Коменский, К.Д.Ушинский, С.Т. Шацкий, на обобщении многостороннего опыта организации учебного процесса в советской школе.

Процесс обучения Сухомлинский предлагал стоить так, чтобы он постепенно, в соответствии с возрастными возможностями детей, вводил их в круг знаний, развивал их творческую мысль, уверенность в своих силах. Вместе с тем в работе «Сердце отдаю детям» он акцентирует внимание на том, что процесс обучения должен быть эмоционально окрашен, доставлять детям настоящую радость. «Я глубоко уважаю дидактику и ненавижу прожектерство. Но сама жизнь требует, чтобы овладение знаниями начиналось исподволь, чтобы

учение – этот самый серьезный и самый кропотливый труд ребенка – был в то же время и радостным трудом, укрепляющим духовные и физические силы детей».

Известно, что в начальных классах, особенно первоклассники, занимаются охотно и с энтузиазмом, а затем этот энтузиазм порой угасает, и школьные занятия превращаются в серые будни. Посетителей Павлышской школы удивляло, что ее воспитанники работали как-то приподнято во всех классах – с 1 по 10. Эта атмосфера творческого, в меру напряженного учебного труда искусно создавалась слаженной работой педагогического и детского коллектива. Все педагогические поиски и построения, считал Сухомлинский, превращаются в крах, если нет у ученика желания учиться. А оно приходит только с успехом в учении. Интерес к учению есть только там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха; усидчивость Сухомлинский называл вдохновением, помноженным на уверенность ребенка в том, что он достигнет успеха.

Сам процесс обучения, по Сухомлинскому, неизменно должен иметь развивающий характер и содержать в себе проблемные ситуации, доступные для решения школьниками соответствующего возраста

. Павлышский учитель и возглавляемый им педагогический коллектив немало сделали для развития этих педагогических идей, глубоко интересующих нашу школу и сегодня. В этой школе применялась тонко разработанная система творческой работы учащихся. Уже в начальных классах дети после занятий с педагогами в лесу, поле, школьном саду писали сочинения творческого характера, сочиняли сказки, где игра детской фантазии отражала порой в наивной форме сложные проблемы борьбы добра и зла, и, как правило, эти работы были окрашены в мажорные тона. По мере взросления школьников, умственного и нравственного их развития творческие работы учащихся усложнялись, тематически разветвлялись в соответствии с интересами и склонностями их авторов, но линия на всемерное развитие самостоятельной творческой мысли воспитанников продолжалась неизменно.

В.А. Сухомлинский считал очень важным держать педагогический процесс на уровне разумно рассчитанного напряжения, чтобы оно не было максимальным, ведущим к перенапряжению детских сил, их изматыванию, истощению нервной системы.

Умственные силы и нервная энергия не бездонный колодец. Брать из этого колодца надо, по его мнению, очень осмотрительно, а главное постоянно пополнять источник нервной энергии ребенка. Вместе с тем не разумна и такая организация дела, при которой процесс приобретения знаний чрезмерно облегчается, и школьник не работает в полную меру своих возможностей. «Есть в жизни школьного коллектива трудноуловимая вещь, которую можно назвать душевным равновесием», — писал Сухомлинский. В это понятие я вкладываю такое содержание: чувствование детьми полноты жизни, ясности мысли, уверенность в своих силах, вера в возможность преодоления трудностей.

Известно, что чем выше продвигается по ступеням знания школьник, тем глубже и разностороннее у него должно развиваться абстрактное мышление. Ребенок мыслит образами. «Образное мышление, — считал Сухомлинский, — необходимый этап для перехода к мышлению понятиями. Я стремился к тому, чтобы дети постепенно оперировали такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность. Овладеть этими понятиями невозможно без исследования живых фактов и явлений, без осмысливания того, что ребенок видит своими глазами, без постепенного перехода от конкретного предмета, явления к абстрактному обобщению… Благодаря такой связи мышления с конкретными образами ребята приобретали навыки постепенного оперирования абстрактными понятиями. Конечно, это был длительный процесс, протекающий годы».

Сухомлинский справедливо считал, что умственное воспитание начинается там, где есть теоретическое мышление, где живое созерцание не конечная цель, а средство к ее достижению; что в современном мире без овладения научными знаниями невозможны ни труд, ни культура человеческих отношений, ни выполнение гражданских обязанностей; что учение не может быть приятной игрой, доставляющей только удовольствия.

«Мы должны воспитать высокообразованных, трудолюбивых, настойчивых людей, готовых преодолевать не менее значительные трудности, чем преодолели их отцы, деды и прадеды. Уровень знаний молодого человека 70-90-х годов буде неизмеримо выше уровня знаний молодежи предшествующих десятилетий». И, следовательно, утверждает Сухомлинский, должна быть культура мышления, которую формирует в своих воспитанниках школа.

Методы преподавания, по Сухомлинскому, должны быть разнообразны и применяться в зависимости от конкретных условий того или иного класса, урока, предмета, состояния данного коллектива. Метод не самоцель, а средство к лучшему достижению цели, но наиболее разумным и эффективным путем.

Отметка, по мнению Сухомлинского, должна вознаграждать трудолюбие, а не карать за нерадивость.

«Я всегда с большой тревогой думал, — писал он в труде «Сердце отдаю детям», — о психозе погони за отличными отметками, это психоз рождается в семье и захватывает педагогов, ложится тяжелым бременем на юные души школьников, калечит их. У ребенка нет в данное время таких способностей, чтобы учиться на отлично, а родители требуют от него только пятерок, в крайнем случае, мирится с четверками, и несчастный школьник, получая тройки, чувствует себя, чуть ли не преступником». По мнению Сухомлинского еще хуже ситуация, когда ребенок не видит успеха в учении, когда у него притупляется чувство собственного достоинства и он свыкается с мыслью, что ни к чему не способен. Но нельзя допускать и того, считал Сухомлинский, чтобы оценка баловала учащихся. В результате у школьников может сложиться легкомысленное отношение к учению.

В своем труде Сухомлинский значительное внимание уделял подготовке детей шестилетнего возраста к обучению в школе. Разработанная им тонкая и отлично действовавшая в Павлыше система такой работы, рассчитанная на согласованные действия семьи и школы в подготовке детей к новому периоду в их жизни – школьным годам, — крупное завоевание. Теперь, когда подготовка детей пяти-шестилетнего возраста к школе получила широкое развитие через детские сады, и посредством организации подготовительных групп при начальных школах, драгоценный опыт павлышского учителя заслуживает самого внимательного изучения. Органической частью дидактической системы, применявшейся Сухомлинским, является трудовое воспитание в широком смысле этого понятия и практическое осуществление принципов политехнического обучения во всем их многообразии. Он считал, что уже в школьные годы должна практически решаться задача сближения труда умственного с трудом физическим. Трудолюбие как важнейшая черта морального облика воспитывается как в процессе физического труда, так и в процессе интеллектуальной, эмоциональной и волевой жизни школьников. Как нельзя воспитать трудолюбие одними словами о труде, так нельзя воспитывать его без серьезных умных слов. Сухомлинский неоднократно отмечал плодотворное взаимовлияние физического и умственного труда: умны, образованный, культурный человек любой труд делает более творческим, более радостным. Поэтому очень важным условием, обеспечивающим здоровую основу развития личности в коллективе и самого коллектива, Сухомлинский считал физический труд обязательным для всех.

Поэтому значительную роль отводил не только предметам естественно-математического цикла, но и гуманитарным предметам, формирующим и направляющим духовную жизнь школьников, помогающим им осмыслить свой труд.

Трудовое воспитание и процесс обучения взаимосвязаны. Поскольку учение в жизни ребенка занимает главное место, с него, по мнению Сухомлинского, и надо начинать трудовое воспитание. С первых дней пребывания в школе ребенок должен воспринимать уважительное отношение к труду, в частности труду физическому, и выполнять посильные поручения, которые со временем становятся сложнее и ответственнее. Очень важно, чтобы общественно полезный труд был ребенку в радость. «Чувство радости, писал Сухомлинский, — доступно лишь тому, кто умеет напрягать силы, знает, что такое пот и усталость. Детство не должно быть постоянным праздником, если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребенка останется недоступным и счастье труда… В труде раскрывается богатство человеческих отношений. Воспитывать любовь к труду невозможно, если ребенок не чувствует красоты этих отношений». Очень важным моментом в системе трудового воспитания В.А.Сухомлинского является положение о том, что труд позволяет наиболее полно и ярко раскрыть природные задатки и склонности ребенка. Анализируя готовность ребенка к трудовой жизни, нужно думать не только о том, что он может дать для общества, но и о том, что труд дает лично ему.

В каждом ребенке дремлют задатки каких-то способностей.

Эти задатки как порох: чтобы зажечь, необходима искра.

Детский труд таит в себе огромную облагораживающую силу. Если ребенок вложил определенные усилия в труд для других людей и пережил в связи с этим личную радость, он, считает Василий Александрович, не может стать недобрым человеком. Сущность гармонического развития личности Сухомлинский видит в неразрывной связи трудового воспитания с другими сторонами воспитания — нравственного, эстетического, интеллектуального, физического. К этому выводу Василий Александрович пришел благодаря собственному труду. Произведение «Сердце отдаю детям» отличает характерная особенность языка его произведений – простота и ясность изложения, эмоциональная приподнятость, порой публицистическая страстность. И, можно сказать, афористичность стиля педагога-писателя. Недаром так часто и охотно его цитируют в своих выступлениях и педагоги, и общественно-политические работники. Он очень современен, созвучен нашей эпохе.

Имя и труды выдающегося советского педагога хорошо известны в нашей стране и за ее пределами. Круг читателей широк и разнообразен: учителя и научные работники, партийные и комсомольские пропагандисты, родители, ищущие в его книгах ответ на порой нелегкие вопросы воспитания детей, и читатели, интересующиеся современными проблемами воспитания. Каждого из них привлекает обширное многообразие литературного наследия педагога-новатора и яркого публициста.

Сухомлинский придерживался мнения, что педагогика – высокое мастерство, основанное на теоретических знаниях, на сознательном использовании объективных закономерностей воспитания, но требующее одновременно проявления индивидуальности учителя, воспитателя, его вдохновения, инициативы, находчивости, изобретательности. Разработанная им педагогическая система не только обогатила педагогическую науку новаторскими идеями и положениями, внесла вклад как в теорию, так и в практику образования и воспитания, но и составила значительный, революционный этап в развитии отечественной педагогической мысли.

В своем напутствии выпускникам, вступающим в жизнь, он говорил: «Человеческой силе духа нет предела. Нет трудностей и лишений, которых бы не мог одолеть человек. Не молчаливо перетерпеть, перестрадать, но одолеть, выйти победителем, стать сильнее. Больше сего бойтесь минуты, когда трудность покажется вам непреодолимой, когда появится мысль отступить, пойти по легкому пути».

В этих словах весь В.А.Сухомлинский — гуманист, мыслитель, педагог.

Сухомлинский полностью посвящает себя детям, главное для него — вырастить Человека, человека с большой буквы. И чтобы ребенок не просто прошел школу, а прошел школу жизни. Искренняя любовь к детям и подлинная педагогическая культура, по Сухомлинскому, понятия нерасторжимые. Наиболее важным автор считает развитие в человеке уважения к себе, чувство собственного достоинства, без которых невозможно стать борцом за справедливость, невозможно быть настоящим патриотом. Сухомлинский пытается в первую очередь найти путь воспитать в человеке гражданина, способного положить жизнь за Родину. В основе лежит постоянный умственный и физический труд, развитие эстетических и духовных качеств, постоянное расширение кругозора. Василий Александрович понимал сущность воспитания в сближении с ребенком, в знании его проблем и радостей, в разделении его проблем и радостей. Мне очень понравились слова этого замечательного педагога: «Надо стать для ребенка, прежде всего другом, а потом его учить чему-то». И это правильно — без доверия не будет воспитания. Сухомлинский дает детям возможность рассуждать самим, чтобы истина предстала перед ними не как готовый вывод, преподнесенный педагогом. Автору нравится, что у детей возникают вопросы в процессе непосредственного общения с окружающим миром, старался, чтобы их было всё больше и больше. К каждому своему ученику Сухомлинский старался найти индивидуальный подход. Он развивал образное мышление детей, стремился к тому, чтобы дети постепенно оперировали такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство.

Главное в работе педагога – наблюдать за детьми, суметь проникнуть в мир их фантазий, ценить их индивидуальность, а не работать по шаблону, уважать мнение каждого ученика. Думаю, что каждый сегодняшний учитель, если он – настоящий Учитель, должен любить детей, действительно отдавать им своё безмерное, доброе, открытое сердце!

Опыт лучших педагогов убеждает, что самое главное в этой тонкой сфере воспитания — постоянная мыслительная деятельность – без переутомления, без рывков, спешки и надрыва духовных сил».

https://infourok.ru/esse-suhomlinskiy-va-serdce-otdayu-detyam-1238594.html

kafedrapsihologii.ru

Урок внеклассного чтения на тему В.Сухомлинский "Отломленная ветка" 3 класс

Донецкая общеобразовательная школа I – III ступеней № 78

Разработка урока внеклассного чтения с использованием технологии развития критического мышления

Тема. В. Сухомлинский «Отломленная ветка»

3 класс

Учитель Горобец И.В.

Донецк – 2015

Тема. В. Сухомлинский «Отломленная ветка»

Задачи:

  • - содействовать расширению сознания личности посредством знакомства учащихся с рассказами В.Сухомлинского;

  • - формировать лучшие человеческие черты, желание творить добро; совершенствовать навык сознательного, правильного, выразительного чтения;

  • - создать условия для развития критического мышления;

  • - воспитывать любовь к природе, ответственность за свои поступки.

Оборудование:

  • портрет В.А. Сухомлинского,

  • презентация,

  • иллюстрации с изображением деревьев,

  • записи на доске,

  • таблички для групповой работы.

Методики и приёмы, формы:

  • «Предвидение»,

  • «Управляемое чтение с предвидением»,

  • «Интервью»,

  • работа в группах.

Ход урока

  1. Организация класса.

II. Актуализация опорных знаний.

1.Логическая цепочка со словом ветка.

-Продолжите цепочку слов (имён существительных), в которой слова связаны между собой по смыслу.

Ветка-дерево- …

2. Речевая разминка «Какой ты?»

- Выберите картинку с изображением дерева, которое больше всего соответствует вашему характеру.

Деревья: дуб, берёза, сосна.

- Объясните свой выбор.

3.Определение жанра произведения по его названию (запись названия на доске).

4. «Предвидение» (по ключевым словам)

- Как вы думаете, о чём будет идти речь в рассказе?

Мальчик;

вдоль аллеи;

жалость;

глубокий шрам.

  1. Усвоение нового материала. Чтение по частям. Методика «Управляемое чтение с предвидением»

1. Сведения об авторе (выступление учащихся с сообщениями, комментарии учителя).

2.Чтение 1 части.

а) постановка буквальных и небуквальных вопросов;

б) предвидение содержания 2 части.

3. Чтение 2 части.

а) постановка буквальных и небуквальных вопросов;

в) предвидение содержания 3 части.

4.Чтение 3 части.

а) постановка буквальных и небуквальных вопросов;

б) пересказ прочитанного.

5.Повторное чтение текста.

IV. Закрепление изученного.

1. Размышление.

- Почему В.Сухомлинский рассказал нам эту историю?

- С какой целью мальчик срывал листья?

- Думал ли он о последствиях?

- Приходилось ли вам наблюдать подобное поведение детей?

- Осознал ли этот человек свою вину?

- Чему он будет учить своих внуков?

2. Составление монологического высказывания.

- Что могла сказать липка мальчику?

2. Работа в группах. Составление продолжения рассказа.

3. Чтение вариантов продолжения, их обсуждение.

4. «Интервью».

- Какой вопрос вы бы задали дедушке, если бы вы брали у него интервью?

V. Итог урока.

Ах, как нам добрые слова нужны.
Не раз мы в этом убеждались сами.
А может не слова — дела важны?
Дела — делами, а слова — словами.

- Как вы понимаете эти строки. Свяжите это стихотворение с нашим рассказом.

Отломленная ветка

I

По аллее парка бежал мальчик. Был ясный весенний день, на деревьях пели птицы, среди цветов порхали красивые бабочки. Мальчику было очень весело. Он бежал, размахивая руками.

Вдоль аллеи росли липки, их недавно посадили. На маленьких веточках зеленели душистые листочки. Мальчик срывал листочки и бросал их на аллею. Это было для него развлечением. И вот он наклонился к одной липке. Не листочек оторвал, а веточку отломил. Веточка упала на аллею.

II

Мальчик на минуту остановился, взглянул на дрожащие листочки. Посмотрел и на липку. С одной стороны вместо веточки зияла ранка… Мальчику стало жаль липку, но жалость жила в его сердце недолго. Ведь на улице был такой радостный, солнечный день. Мальчик переступил через веточку и побежал дальше.

Прошло много-много лет. Мальчик вырос, стал взрослым. У него родились дети. И дети выросли, стали взрослыми. А бывший мальчик стал дедушкой.

III

Теплым весенним днем он пришёл в тот парк, где бегал когда-то маленьким шаловливым мальчиком. Вдоль ровной дорожки росли высокие стройные липы. Но одна липа была как будто ранена. У неё как будто руки не было. Вместо ветки - глубокий шрам.

Дедушка остановился. Он узнал липу. Это он много лет назад отломал от неё маленькую веточку. И вот теперь на высоком стройном дереве не было большой ветки. Меньше стало листа зелёного, меньше стало цвета липового, меньше стало пения пчелиного – потому что он сломал ветку. Меньше стало радости на свете.

Дедушка вздохнул. Он стоял на аллее и смотрел вперёд. Вдоль дорожки бежал маленький мальчик.

В.Сухомлинский

Приложение

мальчик

вдоль аллеи

жалость

глубокий шрам

Ах, как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убеждались с вами.

А может не слова – дела важны?

Дела – делами, а слова – словами!

М.Лисянский

infourok.ru

Василий Сухомлинский. Школа для души

В День учителя Арсений Замостьянов рассказывает о жизненном и творческом пути легенды отечественной педагогики – Василия Сухомлинского.

Василий Александрович Сухомлинский родился в Васильевке — украинском сельце, ныне приписанном к Онуфриевскому району Кировоградской области. Родился в бедной и честной крестьянской семье. В 1933 году окончил семилетку, затем — годичные подготовительные курсы при Кременчугском пединституте. Семнадцати лет начал учительскую деятельность, а одновременно учился на филологическом факультете Полтавского педагогического института. С лета 1941 молодой учитель рвался на войну защищать Родину. Наконец, был призван. А в 1942-м, в кровавой битве подо Ржевом, был тяжело ранен.

Сколько раз потом он читал ученикам строки Твардовского, пропущенные через сердце: «Я убит подо Ржевом…» — это ведь про ту, «его» битву. И окажись та рана смертельной, самому Сухомлинскому — неизвестному солдату — могли бы быть посвящены строки, от которых влажнеют глаза:

Я — где корни слепые
Ищут корма во тьме;
Я — где с облачком пыли
Ходит рожь на холме;

Я — где крик петушиный
На заре по росе,
Я — где ваши машины
Воздух рвут на шоссе…

Человек такой судьбы не мог относиться к литературе как к рутинной дисциплине, в которую превращают её нынешние реформаторы образования. Для него, прошедшего через то, что умеют показывать с художественной силой лучшие наши писатели, искренность стала главным мерилом отношения к литературному произведению. Искренность писателя, искренность читателя, искренность учителя, искренность школьника. Василий Александрович и сам писал стихи и не стеснялся иногда читать их своим ученикам (согласитесь, очень ответственный поступок для любого учителя). Делился он с учениками и другими своими горячими литературными впечатлениями — возможно, читал и Твардовского, «Я убит подо Ржевом». Не мог он пройти мимо этого стихотворения.

Осколки немецкой мины будут шевелиться в его теле до последнего дня… О чём думал этот молодой учитель литературы, искренний и впечатлительный человек, на своём поле боя? Думаю, мы окажемся неподалёку от истины, если предположим, что думал он и о Льве Толстом, и об Андрее Болконском, о небе над Аустерлицем… Вспоминал давно знакомые любимые страницы, которые не раз изучал вместе со школьниками до и после войны. И, конечно, с обретением личного фронтового опыта толстовские страницы «Войны и мира» воспринимались острее. Не тогда ли мелькнула мысль Василия Александровича: может быть, учитель и должен добиваться острого восприятия литературы, чтобы школьники чувствовали себя павшими в траву Аустерлица?.. Самые трагические обстоятельства жизни становятся материалом, сырьём для профессиональных открытий педагога. Так и должно быть в творчестве: нет важнейшего урока, чем уроки жизни.

На фронте Василий Александрович был ротным политруком — из тех, кто действовал, поднимая роту в бой под лавиной огня, как в стихотворении Александра Межирова «Коммунисты, вперёд!».

Такие люди, как Сухомлинский, приняли вызов. А война прошла по судьбе Василия Александровича своим безжалостным сапогом: жену немцы повесили, а маленького сына убили.

И снова вспоминается конъюнктура дня сегодняшнего, во всём отрицающего Сухомлинского. Когда сытый, холёный тусовочный журналист рассуждает по телевидению: «На войне были не только герои, там были и политруки, и особисты». Подлая ложь пошла в плоть и кровь, они автоматически её воспроизводят, даже не вдумываясь. Вспомнили бы о Сухомлинском. Вспомнили бы о том, что из десяти политруков возвращался с фронта живым лишь один. Сколько талантливых педагогов осталось на полях сражений… Герои, вечная вам слава, вечная память! А Василий Александрович вернулся.

Израненный, после госпиталей, он с ещё большим рвением приступил к учительскому труду: за войну многое было передумано, много идей родилось. Сначала он, кавалер боевого ордена Красной Звезды, работал директором школы в Удмуртии, позже стал заведовать районным отделом образования в родной Кировоградской области. Работа предстояла не бумажная, нужно восстанавливать школы, разрушенные войной, собирать по крохам учительские коллективы. Но всё же это было дело не для Сухомлинского. Его тянуло в школу, на свою родину, в Кировоградчину. И он вернулся к творческой учительской работе. В 1947 году В. А. Сухомлинский стал директором Павлышской средней школы, расположенной вдали от всех столиц, — и это назначение оказалось решающим в его жизни. А Павлышской школе суждено было на многие годы стать педагогической Меккой.

Вскоре в центральной печати появились первые статьи Сухомлинского, в которых Василий Александрович говорил о гуманизме, о стремлении к идеалу. Говорил, как проповедник. Как выяснилось, многие учителя тосковали именно по таким словам. Ведь только проповедник может так жить и рассуждать: «Я видел важную воспитательную задачу в том, чтобы подростки правильно понимали единство своей самостоятельности и долга перед другими людьми. Без друга-взрослого подросток не может понять ту истину, что независимость отрочества имеет свои разумные границы, а свобода немыслима без долга и ответственности. Без снисходительности и сюсюканья я говорил с подростками как с равными о сложности и противоречивости жизни. Эти беседы, по существу, были моими рассказами о людских судьбах, о тонких и противоречивых отношениях взрослых со взрослыми, взрослых с детьми. Я твёрдо убеждён, что каждый в этом бурном и нелёгком возрасте ощущает потребность в этих человековедческих беседах». Страна заговорила о павлышском самородке, об истинном энтузиасте. Бесчисленные читательские отклики заставили Сухомлинского продолжить разговор…

Страна залечивала военные раны – а педагог рассуждал о  прекрасном, он готовил детей к высокому предназначению: «В чём же дело? Никто не учит маленького человека: будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь своё личное. Всё дело в одной очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру — учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу — всё равно будет зло. Человек — сын природы. Ему свойственны человеческие страсти и именно в том и заключается красота человеческая, что он сознательно облагораживает себя, стремится к своему величию и нравственному совершенству». Казалось, они — люди конца пятидесятых — растапливали «вечный полюс», пробуждали в людях лучшее, светлое. Увы, очень скоро и идеализм Сухомлинского, казавшийся таким свежим в пятидесятые годы, оброс потугами эпигонов и стал превращаться в учительский штамп. Но Сухомлинский предвидел эту опасность — и приступил к воспитанию учителей.

Он верил: человек рождается для самосовершенствования, для честного творческого труда.

В 60-е годы В. А. Сухомлинский выступает перед огромной аудиторией в ответственной роли автора фундаментальных книг о воспитании, о школе. В ответственной — потому что к голосу педагога, снискавшего всесоюзную известность и давшего основание для громких споров, прислушивались, а некоторые так и вовсе начинали «жить по Сухомлинскому». В произведениях 60-х годов, ставших завещанием педагога, он выступает скорее писателем, чем исследователем. Скорее в традициях Толстого и Достоевского, чем Ушинского… В этих книгах сильно эссеистическое начало, истинная исповедальность. Безусловно, Сухомлинский испытывал решающее влияние «яснополянского мудреца». В книге «Сердце отдаю детям» он поднимается над обыденностью, находит определения для самых сложных, тончайших явлений жизни взрослых и детей. Его становление  проходило в традициях русского и европейского Просвещения со всем его романтическим рационализмом. Чего стоят одни рассуждения педагога о счастье как о цели воспитания — как внятны в этих словах идеи Руссо, голоса Ломоносова и Державина; слышны здесь и вольнолюбивые мечты декабристов: «Задача школы и родителей — дать каждому ребёнку счастье. Счастье многогранно. Оно и в том, чтобы человек раскрыл свои способности, полюбил труд и стал в нём творцом, и в том, чтобы наслаждаться красотой окружающего мира и создавать красоту для других, и в том, чтобы любить другого человека, быть любимым, растить детей настоящими людьми».

Появилось в статьях Сухомлинского и понятие «духовность», которое ещё недавно воспринималось в те годы как словечко вредное и устаревшее. Он ввёл его в учительский обиход. Атеист по убеждениям, он в то же время о природе (в особенности — о природе человека) говорил так, что не оставалось сомнений: он видел в ней божественное начало, говорил о ней трепетно, прочувствованно: «Человек — сын природы. Ему свойственны человеческие страсти, и именно в том и заключается красота человеческая, что он сознательно облагораживает себя, стремится к своему величию и нравственному совершенству».

Сухомлинскому по душе была природосообразность образования, он не терпел угнетения ради результата, не терпел гонки за повышением успеваемости: «Есть в жизни школьного коллектива трудноуловимая вещь, которую можно назвать душевным равновесием. В это понятие я вкладываю такое содержание: чувствование детьми полноты жизни, ясность мысли, уверенность в своих силах, вера в возможность преодоления трудностей. Для душевного равновесия характерны атмосфера доброжелательности, взаимной помощи, гармония умственных способностей каждого ученика и спокойной обстановки целенаправленного труда, ровные, товарищеские взаимоотношения, отсутствие раздражительности. Каким путём создать и, что особенно важно, поддерживать душевное равновесие? Опыт лучших педагогов убеждал меня, что самое главное в этой очень тонкой сфере воспитания — постоянная мыслительная деятельность без переутомления, без рывков, спешки и надрыва духовных сил». Учёба не заканчивается выставленной оценкой и усвоением «пройденного». Широко известен парадокс Сухомлинского, в котором раскрывается значение творческого процесса в образовании: «Чтобы ребёнок хорошо учился, нужно… чтобы он хорошо учился». Основной стимул учения по Сухомлинскому — не оценка, не получение аттестата, но разбуженный учителем познавательный интерес!

18 мая 1967 года, когда «Этюды о коммунистическом воспитании…» только начали печататься в «Народном образовании» (начало «Этюдов…» вышло в 4-м выпуске), профессор Вологодского пединститута Б. Т. Лихачёв опубликовал в «Учительской газете» статью «Нужна борьба, а не проповедь». Полтора миллиона подписчиков «Учительской газеты», привыкших верить печатному слову, прочитали резкую критику взглядов, идей В. А. Сухомлинского. А вдруг эта статья – директивная?

Василий Александрович сокрушённо отреагировал на огульную критику. В частном письме Сухомлинский сетовал: «Один из осколков так и не смогли удалить из моего тела. Думаю, что теперь он дойдёт до моего сердца… Какая рана нанесена мне «Учительской газетой»; если бы редактор знала, в какие тяжёлые дни преподнесла она мне этот «подарок»… Этих эмоций из биографии Сухомлинского не вырвать, не выбросить.

Профессор Б. Т. Лихачёв выступил в роли неистового ревнителя советской идеологии и ринулся в бой с её противниками. Бой, в котором разговор о «душе» виделся ему неким мещанским капитулянтством: «На зло и на правду надо воспитывать не личный, а классовый взгляд». «Вместо конкретной и чёткой программы, изложенной в моральном кодексе строителя коммунизма, вводится туманное понятие, именуемое человечностью». Суровый профессор утверждал, что «человечности вообще», то есть в отрыве от насущных задач общества, не существует.

Упрекали Сухомлинского и в христианском духе его системы: «подмена борьбы библейской проповедью», бранили за «идеи мещанского индивидуализма». Предполагалось, что после этой статьи пойдут «отклики широкой общественности, а попросту начнётся травля. Но… «Народное образование» продолжило публикацию «Этюдов…» в пяти последующих номерах 1967 года. Н. И. Целищева вспоминает, что происходило в коллективе «Учительской газеты» вскоре после публикации статьи Лихачёва: «…Никогда не забуду того весеннего партийного собрания: оно напоминало сражение на баррикадах, только к штыку тогда «приравняли перо»… Один за другим поднимались журналисты «УГ» на трибуну: Олег Битов, Владимир Ермолаев, Игорь Тарабрин, Борис Волков, Яков Пилиповский, Ирина Скляр, Алла Орлеанская — все «золотые перья» редакции горячо выступили… в защиту В.А. Сухомлинского против его шельмования. Идеологически, а скорее человечески редакция разделилась тогда словно «стенка на стенку». И… осуждающей резолюции не получилось!». Так боролись за Сухомлинского журналисты «Учительской газеты». Нашлись у Василия Александровича сторонники и в правительстве, и в ЦК КПСС.

Словом, через несколько месяцев после всей этой истории Председатель Президиума Верховного Совета СССР Н. В. Подгорный вручил Василию Александровичу Золотую Звезду Героя Социалистического Труда и орден Ленина— высшую награду страны. Тогда же, в 1968 году, Сухомлинского избирают действительным членом Академии педагогических наук СССР, а в 1969 году ему присуждают почётное звание заслуженного учителя школы УССР. Истинного педагога судьба проверяла на прочность, жизнь его драматична. Лёгких путей и хамелеонского умения адаптироваться в любых ситуациях талантливым людям не обещали ни Аристотель, ни Маритен. Не ждал их и сам Сухомлинский. Но у Василия Александровича сложилась счастливая профессиональная судьба в стране, которая наилучшим образом соответствовала талантам и убеждениям педагога.

Педагог не прекращал поиск новых инструментов влияния на «духовный мир ребёнка». Как воспитатель, он был творчески неистощим, черпая вдохновение и в народных традициях, в народной украинской педагогике, культуре, с которыми был связан крестьянским детством. Многие его педагогические открытия поразительно точны и актуальны. Глубокий анализ истории фольклора и психологии современного человека побудил Сухомлинского серьёзно отнестись к такому действенному инструменту воспитания человеческой души, как музыка: «Музыка — могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребёнка. Первоисточником музыки является не только окружающий мир, но и сам человек, его духовный мир, мышление, речь. Музыкальный образ по-новому раскрывает перед людьми особенности предметов и явлений действительности. Внимание ребёнка как бы сосредоточивается на предметах и явлениях, которые в новом свете открыла перед ним музыка, и его мысль рисует яркую картину; эта картина просится в слово. Ребёнок творит словом, черпая в мире материал для новых представлений и размышлений. Музыка — воображение — фантазия — сказка — творчество — такова дорожка, идя по которой ребёнок развивает свои духовные силы». Со временем психологи разных направлений и стран пришли к аналогичным выводам. Сухомлинский был одним из первых, а потом его коллеги «конвергентно воспроизвели» (вот уж выраженьице!) педагогические открытия павлышского директора.

Фото: sukhomlynskyi.in.ua

www.pravmir.ru

«Мир окружающий ребенка – это прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума» В. Сухомлинский.

«Экологическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС»

«Мир окружающий ребенка – это прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума» В. Сухомлинский.

Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет, дошкольное детство — начальный этап формирования личности человека. В<это же время закладываются позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям («Концепция дошкольного воспитания»).

Экологическое воспитание - это воспитание человечности, доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям. Дети воспринимают природу очень эмоционально, как живое.

Цель: моей работы формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.

Экологические знания и навыки дети получают на занятиях и во время прогулок, экскурсий, игровой и исследовательской деятельности, и во время чтения книг.

Рaзвивающая среда играет большую роль в экологическом воспитании .

В группе создaла уголок природы..В  уголке есть муляжи домашних и диких животных ,наборы картинок с изображением животных, птиц, насекомых; Альбомы «Времена года»; книжки с иллюстрациями. Рисунки детей о природе и поделки из природного материала. Материал для труда. Оборудовaние для экспериментов. Для изготовления поделок  природный материал и бросовый материал. Дидактические игры природного содержания. Уголке всё безопасно и доступно Каждый день определяем погоду. Мои дети очень любят там находиться. Для развития мелкой моторики в группе в небольших емкостях рассыпаны рис, горох , фасоль, желуди,шишки, каштаны. Дети с большим удовольствием играют в таких ванночках, одновременно познавая форму, цвет, величину.

Большое воспитательное знaчение имеет посильный труд  в уголке природы и на учaстке. Дети очень любят трудиться. Через труд формируется бережное, заботливое отношение к природе.

В млaдшем дошкольном возрасте дети уже могут понять, что: растению нужна водa, попугаю — зерна и вода, цветочку на участке — водa, а птицам зимой — крошки хлеба,семена,зёрна.

Для ознокомление с природой, использую : дидактические картинки, фотографии, видеофильмы, звукозаписи.- голоса птиц, животных, шум леса, дождя, ветра.

Использование - скaзок,  рaсширяет знании по экологии . Лучше всего подходят такие сказки «Курочка Рябa», «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка».

Через сказку «Репкa». Дед, который вырастил в своем огороде хорошую репку, «приходит» на занятия с «фруктово-овощной» тематикой (в его огороде растет не только репа, а в саду растут яблоки и разные ягоды), знакомит детей с самыми разными плодами.

Тему домaшних животных легко предстaвить с помощью Бaбушки и Дедушки из сказки «Курочки Рябы», у которых, кроме кур, живут коровa, коза, лошадь и другие животные. На зaнятия «приходит» или Дедушка, или Бабушка, рaссказывают то о корове с теленком, то о козе с козлятами, показывают, как они их кормят травой, сеном, поят водой. Дaю возможность детям помогать - они кормят сеном игрушечных (или изображенных на картине) коров и коз, пасут их, строят для них сараи, сами подражают их действиям и звукам.

Дети очень любят играть, а игра являются интересным средством экологического воспитaния.

Игрaм   придaю экологический характер: Путешествие в парк», «Путешествие в лес»,«Путешествие в подводное царство», «Зоологический магазин», «Приготовим для семьи суп из полезных продуктов»  и т.д. Мaлыши обожают подвижные игры . В этих играх они с удовольствием подражают животным. Дети играя, усваивают знания о природе .

Привлекает внимание детей интересный игровой приём, как получение писем-жалоб и телеграммы от жителей леса, сада, огорода. Читаем и решаем как можно помочь. У каждого ребёнка выслушиваем мнение.

Знания и впечатления дети закрепляют в лепке, рисовании, аппликации, конструировании из природного материала. Рисование и лепка детям приносит радость.

Экспериментальная деятельность .В условиях ФГОС ребенок сам должен уметь добывать знания и мыслить самостоятельно и творчески. Мы с детьми очень любим экспериментировать и наблюдать. Наблюдения за погодными явлениями, одеванием куклы; участие в подкормке зимующих птиц и наблюдения за ними, проращивание лука- в зимнее время и наблюдения за растущим луком .

Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Совместно с родителями мы проводим экологические акции:

  • «Чистое село!» проходит традиционно, убираем территорию, благоустраиваем и озеленяем).

  • «Кaждому певцу по дворцу!» (совместно с родителями изготовление и прикрепление скворечников).

  •  «Украсим планету цветами» (начало акции в апреле, в праздник «День земли», когда дети сеют семена цветов)

  • «Укрaсим планету цветами» (разбивка цветников, газонов из выросшей рассады, уход за посадками).

  • «Берегите лес и его жителей от пожара!» (призыв, как вести себя в лесу).

Для родителей выпускаю тематические буклеты:  «Всё о цветах», «Всё о прaвильном питании детей», «Зимние прогулки», «Подвижные игры на прогулке», «Чистое – наше село Новошешминск», «»и др.

Дети с родителями участвуют на конкурсах экологического характера.

Эффективность рaботы по экологическому нaправлению  подтверждaется стaбильными позитивными результатами. Можно сделать вывод, что в результате проделaнной рaботы, дети проявляют интерес к ярким явлениям природы, у них рaзвита творческая активность, самостоятельность, умеют ухaживать за рaстениями и животными ближaйшего окружения.

Системaтическая рaбота по развитию экологических представлений с использованием игр доказала свою эффективность.

Предлагаю конспект интегрированного занятия в средней группе «Зимняя прогулка »

Литература

Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.

Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - Москва: Мозаика-Синтез, 2004. - 96с.

Горбунова, Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-16.

Кузнецова, Л.В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей // Дошкольная педагогика. - 2009. - № 6. - С. 54-57.

infourok.ru

В.А. Сухомлинский о значении природы родного края в формировании нравственных качеств личности ребенка. (Выступление на педчтениях, посвященных В.А. Сухомлинскому)

В.А. Сухомлинский о значении природы родного края в формировании нравственных качеств личности ребенка

Выступление Кравченко Л.И. на педчтениях, посвященных В.А. Сухомлинскому

14.11. 2008 г.

В.А. Сухомлинский считал, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учебе – плохое состояние здоровья.

По его мнению, улучшить здоровье детей можно благодаря соблюдению режима труда и отдыха:

  • продолжительное пребывание на свежем воздухе,

  • сон при открытой форточке,

  • ранний отход ко сну и ранний подъем,

  • хорошее питание.

Первые недели работы в «Школе радости» он внимательно изучал здоровье детей и пришел к выводу, что главной причиной слабости и болезненности отдельных малышей было то, что дети жили как бы в тепличной обстановке, матери оберегали их от малейшего дуновения ветерка. Матери жаловались на то, что дети быстро утомляются, у них плохой аппетит.

Тогда он убедил родителей в том, что детей следует закалять, и настоял, чтобы дети в жаркие дни ходили в школу босиком – для ребят это было большой радостью. В школе стало правилом: ни одной минуты в осенние весенние и летние дни дети не должны находиться в помещении. В первые 3-4 недели «Школы радости» ребята проходили ежедневно 2-3 км, во второй месяц 4-5, а в 3-й-6 км. И все это среди полей, лугов, в рощах и в лесу. Пройденное за день расстояние незаметно для детей. Ребенку хочется идти, потому что он чувствует себя открывателем мира.

Дети домой приходили усталые, но счастливые и жизнерадостные. А без усталости, по мнению В.А. Сухомлинского не может быть здоровья. На чистом воздухе, после того как пройдено несколько километров, у детей развивается, по словам родителей, «волчий аппетит». Брали дети с собой хлеб, лук, соль, воду и картофель – и это было самой вкусной пищей, а дома они с удовольствием съедали суп и борщ. Уже через месяц порозовели щечки даже у самых бледных малышей, а родители радовались, что дети съедали все, что им предлагали. Быть в движении – одно из важных условий физической закалки. Во дворе школы была сделана игровая площадка, где дети могли бегать и играть.

Большое значение играет и полноценное здоровое питание. В беседах с родителями педагог советовал давать детям мед – ведь это кусочек солнца на тарелке, многие родители приобрели по 1-2 семьи пчел. Выращивали яблони. Ведь свежие фрукты должны быть всю зиму.

Эликсиром здоровья является воздух, насыщенный фитонцидами злаковых растений – пшеницы, ржи, ячменя, луговых трав.

Сухомлинский водил детей на луг – «Пусть дышат воздухом, настоянном на аромате хлебных растений» - говорил он.

Таким образом, «Правильный режим, полноценное питание, физическая закалка – все это предохраняет ребенка от заболеваний, дает ему счастье наслаждения красотой природы» - считал Василий Александрович.

Василий Александрович советовал в хорошую погоду большую часть уроков проводить на улице.

В солнечные осенние дни дети занимались в одном из «зеленых классов» - среди высоких яблонь, на лужайке… В жаркие дни здесь было прохладно, осенью тепло и уютно. В «зеленом классе» всегда царила тишина. «Окошки» можно было закрыть ветками хмеля и винограда, и тогда наступал зеленый полумрак, через просветы в листве струились солнечные лучи, создавая причудливую игру света и тени. В зеленом классе стояли маленькие столики и табуретки, здесь дети писали, читали, решали задачи…

То, что значительную часть уроков проводили среди природы, на свежем воздухе, под голубым небом, имело исключительное значение для ребят. В продолжение учебного времени дети чувствовали себя бодрыми и жизнерадостными, никогда не уходили домой с тяжелой головой.

Педагог сам безмерно любил природу и понимал ее важность в воспитании будущего поколения. Он писал: «Предстают перед глазами картины одной природы, и чаще бьется сердце, потому что родная природа входит в нашу душу как колыбель бытия, как чистый источник, из которого мы впервые напились живой воды, из которого мы взяли и радостное пробуждение в далекое утро нашего детства.

Природа родного края – верба над тихим прудом, тополя над шляхом, одинокий дуб на лесной опушке, душистый луг, желтое пшеничное поле, изумрудные ветви осин, тянущиеся в солнечные просторы, седая изморозь на стебельке травы, уходящие к горизонту дороги – все это не просто среда, в которой растет, поднимается на ноги и делает первые робкие шаги по земле маленький человек, это тысячи тончайших корней, которые берут и несут животворные соки к ветвям и листве, и расцветает могучее дерево – Человек, красивый, сильный, исполненный величия потому, что есть эти корни.

Природа – это не какое-то символическое богатство. Это, прежде всего, труд десятков и сотен поколений, поливших потом родную землю и передавших ее потомкам своим. Природа – это богатство материальное, и без него, если оно по какой-либо причине оскудеет и обеднеет, мы станем беднее в буквальном смысле. Поэтому с большой тревогой узнаем мы, что иногда в том или другом крае земли нашей загрязняются, отравляются различными отбросами, а то и совсем исчезают не только ручьи, но – бывают случаи – и реки. Настоящий патриот не может не болеть душой за эту беду в родной хате, и он не только рассуждает, но и на деле проявляет свою ответственность за каждый клочок родной земли, за лесные и рудные богатства, за реки и озера, за воздух, которым мы дышим.

Дети переступили порог школы…. Одна из важнейших наших забот о том, чтобы природа стала для юного человека материальным воплощением духовных богатств, красоты и величия народа. Мы стремимся к тому, чтобы дети почувствовали красоту родной природы, увидели то, что они, может быть, никогда не увидят, если не открыть им глаза. За восемь лет обучения в школе мы открываем перед детьми одну за другой триста страниц Книги родной природы. Так образно мы называем триста походов в природу, триста встреч с лесом и полем, лугом и рекой, прудом и нашим Кременчугским морем, дубравами и яблоневыми садами, виноградниками и баштанами в дни золотой осени.

Красоту природы надо открыть перед детьми: определить то, что изумляет их, объяснить истоки, первые ручейки красоты. Заходит солнышко, вы видите, как вспыхивают и гаснут один за другим «пожары» в оконных стеклах – это солнечные лучи играют… Вот солнышко и зашло.

Я глубоко убежден, что, если в детстве человек переживает чувство изумления красотой родной природы, если, затаив дыхание, он слушает слова учителя о том, что видят его глаза, в эти часы пробуждается пульс его живой мысли. Благодаря этим часам общения с родной природой развиваются его умственные способности, в его духовную жизнь входит слово родной речи и становится его собственным богатством: в слове он выражает свои мысли, чувства, переживания. Гармония образа и слова, познания умом и познания сердцем – это и есть рождение того, что мы называем чувством любви к природе, к родному миру.

Одну за одной открывают дети все новые и новые страницы Книги родной природы – Первый заморозок, Первый снег, Рассвет в лесу, Зимний вечер…»

Сухомлинский в своих произведениях также писал:

«Меня радовало, что детей тянет на природу, что им хочется смотреть на широкие поля, на стройные тополя у дороги, на море золотой пшеницы. Путешествия по родным полям стали для детей такими же интересными, как и поездки в город. В степи мы открывали все новые и новые уголки невиданной красоты: весна, лето, осень, зима дарили нам неповторимую прелесть в тех, казалось бы, ничем не примечательных уголках, к которым все с детства привыкли и вначале не видели в них ничего примечательного.

Однажды мы пришли в степь, сели отдохнуть и не могли оторвать глаз от поля, на котором цвели подсолнечники. Поле казалось золотым ковром, лазурное небо простиралось над ним, оно было похоже на хрустальный колокол – звонкий, прозрачный. Мы назвали эту страницу Книги родной природы Золотым полем. Мы приходили сюда и осенью, и зимой, и ранней весной – и всегда открывали здесь все новые и новые красоты.

Уголок родной земли с каждым годом становился для них все дороже; с этим уголком связывались мысли о труде; подростки выращивали хлеб и сажали деревья в полезащитных полосах, собирали урожай и вносили удобрения.

Красота родной природы раскрывала и красоту труда, пробуждала желание сделать родную землю еще прекраснее и богаче. Мы увидели в небольшом овраге несколько кустов цветущей сирени, вокруг них звенела пчелиная песня, и нам захотелось, чтобы весь овраг превратился в сиреневую рощу. Мы посадили несколько десятков сиреневых саженцев, и через два года роща зацвела. Мы приходили сюда в весенние дни, любовались цветущими деревьями, переживали чувство гордости оттого, что это мы создали красоту. Так среди степи, где редко кто бывает, у нас возник Уголок красоты.

Весной, летом и осенью мы путешествовали по родным степям и лугам – это были наши встречи с полевыми и луговыми цветами. Сто цветков наших лугов и степей – так называлась эта страница Книги родной природы, к ней мы возвращались много раз, и каждая встреча с полем и лугом открывала нам новую красоту. О каждом из ста цветков я рассказывал детям, стремясь к тому, чтобы они постигли не только прелесть цветения, но и красоту родного слова, поэзии, сказок, легенд. В полевых, луговых, лесных цветах не только красота природы, но и богатства родной речи.

Красота природы пробуждала бережливое, заботливое отношение к родной земле, к родному краю, уважение к труду. Уголок красоты – сиреневая роща, посаженная в поле, был не единственным местом, где эстетическое наслаждение вызывало активную практическую заботу о том, чтобы родной край стал еще лучше, богаче.

Одна из важнейших черт человека будущего, которого мы формируем сегодня, - это внимательное, чуткое отношение ко всему, что его окружает. И нам, педагогам, следует всегда помнить: природа, среди которой приходится жить и трудиться, мечтать о полете к звездам и добывать хлеб, - это не только источник материальных благ и здоровья, но также могучий родник творческого вдохновения и духовного развития человека. Природа ничем не заменимый источник эмоционального развития ребенка, его эмоциональной жизни, эмоциональной культуры. Восприятие ребенком образов природы особенно тесно связано с обогащением его речи, с освоением слова, которое является наиболее совершенным орудием человеческого общения и без которого нет и не может быть полноценного развития личности.

Процесс овладения языком – это не только и не просто передача знаний, умений, навыков. Это, прежде всего воспитание. Воспитание души, воспитание разума, формирование строя мысли, кропотливая резьба и лепка тончайших черт духовного облика человека. В слове выражаются тончайшие движения мысли и чувств, в нем запечатлены обычаи, традиции народа, все его духовные ценности, созданные в течение многих столетий».

Огромную роль природе отводил Василий Александрович в освоении детьми родного языка.

«Дети переступили школьный порог, стали учениками. Я считаю важнейшей воспитательной задачей ввести их в сад, имя которому – родное слово, добиться того, чтобы каждый ребенок пережил чувство изумления, открывая красоту каждого родного слова. Страница за страницей перед сознанием детей должна открываться книга – память народа. Есть у меня специальные занятия – Двести цветов родного слова. Это двести путешествий к истокам слова, двести басен, двести наблюдений над цветами родного слова. Время от времени мы идем в поле, в сад, в рощу, на берег пруда, в дубраву, на высокую могилу скифских времен. Дети слушают чудесную музыку природы, а я в это время беру из сокровищницы нашей поэзии, сказок, легенд, преданий, из многокрасочного цветника родной речи те жемчужины, которые тонко передают то, что видят, слышат, чувствуют, переживают в эти минуты дети. Я стремлюсь к тому, чтобы ребенок чувствовал звучание музыки слова, чтобы неповторимый аромат его звучания стал чем-то дорогим, близким и понятным».

Он также писал:

«Если вы хотите добиться того, чтобы ваши дети полюбили родное слово, идите с ними к живым его истокам – в поле, в лес, на луг, в сад – и весной, и летом, и зимой, и осенью, открывайте перед ними чистые роднички, пейте из них живую воду, и души ваших детей никогда не утолят жажды – желания постигнуть бесконечную красоту родной речи.

Путешествия в Сад родного слова стали для моих детей настоящим праздником.

Приходит осень, в багряное убранство одеваются сады и дубравы. В эти дни дети с особенной радостью идут в сад родного слова. На всю жизнь запоминается детям теплый, по-осеннему прозрачный и звонкий вечер, когда мы сидим под дубом и смотрим на голубое небо, в котором время от времени пролетают и исчезают вдали стаи перелетных птиц. Дети грустят: прошло лето, скоро наступят холодные дни. Я читаю стихи о птицах, летящих на берега теплых морей…

Шли годы, и каждую осень, когда над синим горизонтом появлялись птичьи клинья, детям хотелось попрощаться с летом. Мы шли к своему дубу, и здесь уже и дети читали стихи о минувшем лете, о тревожном курлыканье журавлей. Каждое слово, в котором дети высказывали свои чувства, имело яркую эмоциональную окраску.

Человек был и всегда остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума, источник развития личности».

В заключение хочется привести слова В.А. Сухомлинского: «Одна из важнейших черт человека будущего, которого мы формируем сегодня, - это внимательное, чуткое отношение ко всему, что его окружает. И нам, педагогам, следует всегда помнить: природа, среди которой приходится жить и трудиться, мечтать о полете к звездам и добывать хлеб, - это не только источник материальных благ и здоровья, но также могучий родник творческого вдохновения и духовного развития человека. Природа ничем не заменимый источник эмоционального развития ребенка, его эмоциональной жизни, эмоциональной культуры. Восприятие ребенком образов природы особенно тесно связано с обогащением его речи, с освоением слова, которое является наиболее совершенным орудием человеческого общения и без которого нет и не может быть полноценного развития личности».

infourok.ru

Сухомлинский. Рассказы и сказки для детей

Сухомлинский. Рассказы и сказки для детей читать

Сказки и рассказы Василия Сухомлинского

 

О творчестве Сухомлинского

Василий Сухомлинский (1918 — 1970)

Сухомлинский учился вначале в Васильевской семилетке (1926 — 1933 гг.), где проявил себя как один из самых способных учеников. Летом 1934 года. он поступил на подготовительные курсы при Кременчугском педагогическом институте и в том же году стал студентом факультета языка и литературы. Но в связи с болезнью вынужден был в 1935 году. прервать учёбу в вузе.
Василий Александрович Сухомлинский 17-летним юношей начал практическую педагогическую работу. На протяжении 1935 — 1938 гг. он преподаёт украинский язык и литературу в Васильевской и Зыбковской семилетних школах Онуфриевского района.
ухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью. Сухомлинский написал много рассказов и сказок для детей.

Содержание

Бабушка отдыхает

Все добрые люди – одна семья

Грязное слово

Для чего говорят «спасибо»?

Две матери

Девочка и ромашка

До свидания, Солнышко!

Заболел врач

Зайчик и рябина

Именинный пирог

Как мы спасли птенцов жаворонка

Как Муравей перелез через ручеек

Как спаслась Ласточка

Кого ждала рябина

Коту стало стыдно

Как Андрейка перевез Нину

Как Федя почувствовал в себе Человека

Крылья матери

Красивое и уродливое

Карасик в аквариуме

Кто кого ведет домой

Как родился Василько

Легенда о материнской любви

Легенда про пионера

Лепесток и цветок

Ленивая подушка

Мамин Арбуз

Мамина коса самая красивая

Мальчик и колокольчики ландышей

Маменькин сыночек

Неблагодарность

Начальник автоколонны

Не забывай про родник

Отец и Сын

Осень принесла золотистые ленты

Петрик и Павлик

Птенец выпал из гнезда

Пчела и тыквенный цветок

Почему голуби прилетели к Олегу

Почему плачет синичка?

Простите, дети, я опоздал

Пусть будут соловей и жук

Рогатка и воробьиное гнездо

Собаке — собачья смерть

Самые ласковые руки

Седьмая дочь

Сказка о Гусыне

Стыдно перед соловушкой

Семь дочерей

Стеклянный Человечек

Сыновняя неблагодарность

Страсть обогащения

Телефонная трубка

Цветок и снег

Человек без имени

Чтобы бабочка не укололась

Яблоко в осеннем лесу

Я больше не буду

Я хочу сказать своё слово

 

www.miloliza.com

8 принципов воспитания от Василия Сухомлинского

Имя Василия Сухомлинского часто используется в качестве нарицательного. Он всю жизнь проработал в школе, написал более 600 статей и около 30 книг о воспитании и оказал огромное влияние на развитие всей отечественной педагогики. Книга Василия Сухомлинского «Родительская педагогика» состоит из статей учителя, написанных им в 60-х годах, бесед с родителями и его писем к сыну.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

Мысли Сухомлинского удивляют своей современностью. Он одним из первых заговорил о вреде школьных оценок и выступал за запрет физических наказаний. Педагог призывал молодых отцов ухаживать за новорождённым наравне с матерью. И утверждал, что в школе не учат жизни. Знание математики или физики ещё никому не помогло построить крепкую семью: поэтому в его школе был предмет «Семья. Брак. Любовь. Дети». Он занимался совершенствованием режима школьников и придумал эффективный способ выполнения домашних заданий. Учитель регулярно звал на свои лекции по педагогике родителей учеников. «Мел» рассказывает об основных принципах воспитания Василия Сухомлинского, которые актуальны для родителей и сегодня.

Василий Сухомлинский на экскурсии с детьми

1. Научить жить

Главная проблема молодых родителей, о которой говорил Сухомлинский и которая актуальна и сейчас, — это неумение жить семьёй и преодолевать кризисы.

«Я не преувеличу, если скажу, что молодые родители, не умеющие быть мужем и женой, зачастую так же беспомощны, неумелы и неопытны, как дети. <…> И вот большое горе приходит тогда, когда эти взрослые дети рожают детей».

Педагог настаивал на том, что старшеклассников надо учить отношениям, объяснять, как проявлять любовь к партнёру и детям, как быть со своими желаниями, как находить компромисс в семье. Кроме школы, детей этому должны учить родители своим примером с самого рождения.

Сухомлинский говорит о том, что школьный предмет под названием «Семья. Брак. Любовь. Дети» едва ли не важнее других наук

В течение 10 лет он исследовал причины разводов среди 200 семей. Из-за неумения понять друг друга развелись 189 пар. Также Сухомлинский говорит о том, что если в семье растёт неуправляемый ребёнок, родителям стоит взглянуть на себя и понять, где появилась трещина в их взаимоотношениях.

«Пусть не поймут меня так, будто я принижал роль математики и других естественных наук. <…> Но все же знания о человеке ещё важнее. И если не сегодня, то завтра в школьном учебном плане предмет о культуре человеческих взаимоотношений будет стоять первым, ибо мы живём в век человека».

2. Быть настоящим отцом

Сегодня никого не удивит отец, который умеет менять подгузники и кормить ребёнка кашей. Но в середине прошлого века мысль о том, что отец должен ухаживать за младенцем наравне с матерью, играть c ребёнком и принимать активную роль в его воспитании, была революционной. Сухомлинский писал: «Там, где <…> хлопоты и заботы жены постепенно становятся и его (отца — Прим. автора) хлопотами и заботами, семья является школой эмоционального и нравственного воспитания детей».

Кроме забот о ребёнке, отцу следует заниматься самовоспитанием. Так Сухомлинский называл личностное развитие и непрерывный труд. Это станет могущественным способом влияния на детей. Ребёнку хочется быть хорошим, но ему нужен пример, чтобы самому становиться лучше, умнее, образованнее.

Педагог вспоминает просто голливудскую историю про одну большую семью сельского врача Ивана Филипповича, в которой было шестеро детей. По утрам отец приносил и ставил в вазу цветок возле спящей жены. Так продолжалось десятилетия. И для этого была построена теплица возле дома. Количество цветков, которые стояли в вазе по утрам, росло вместе с детьми. После смерти отца, когда дети выросли и разъехались из родительского дома, раз в год они собирались у матери. Снова в вазе появлялись семь цветков — по одному от каждого из детей и седьмой от умершего отца.

Сухомлинский читает книгу с детьми

3. Быть талантливым родителем

Сухомлинский рассказывает про одну мать, которая призналась, что им с мужем некогда воспитывать детей, делать с ними уроки и ругать за двойки. Причём её дочери отличались тонким восприятием окружающих, никогда не ленились и были примером для всего класса. Педагог объясняет это тем, что дети учатся смотреть на мир глазами родителей.

Для настоящего воспитания взрослым достаточно просто быть рядом и показывать своим примером, а не нотацией, как относиться к близким и поступать в разных случаях. Эту же мысль подтверждает популярная сегодня теория привязанности.

«Как добиться того, чтобы слово воспитывало, чтобы на скрипке детской души были струны, а не верёвки? В раннем детстве человек должен пройти великую школу тонких, сердечных, человеческих взаимоотношений».

4. Быть мудрым учителем

Педагог много рассказывает о трудных детях. Даже самый пропащий и безнадёжный ученик всегда имеет хотя бы крупицу хорошего. Самая большая ошибка учителей — постоянно констатировать неуспех ученика. Следует помнить, что все дети рождаются с разными способностями. Задача школы не ругать, а развить в ребёнке как можно больше этих способностей. Сухомлинский использовал свою собственную систему оценок в начальной школе. Тем, кто справлялся с заданием, ставили пятёрки, но не ставили двоек отстающим по предмету. Педагог призывал не делать из оценки идола. Он говорил, что нельзя относиться к бездушным цифрам как к показателям благополучия. Это неправильно — делить детей на успешных и неуспешных только с помощью оценки. И сегодня мы с ним абсолютно согласны.

«Поймите драму, которая развивается порой в душе ребёнка. У других буквы получаются красивые, а у меня не получаются. Другие легко решают задачу, а у меня почему-то „не выходит“».

Стремление выставить напоказ ошибки ученика — это публичное унижение

Сухомлинский резко критиковал популярные в советском обществе товарищеские суды. Он утверждал, что учитель, который жалуется на ученика родителю, уже не имеет никакой власти над этим учеником.

«Ни один ребёнок не должен чувствовать и осознавать: я неудачник, ничего у меня не получается, ничего путного из меня не выйдет. Если только эти мысли зародились в детской голове — ребёнок больше не ваш воспитанник, и семья его — отец и мать — выпали из сферы вашего воспитательного влияния».

Сухомлинский рассказывает истории о советской школе, которые иллюстрируют, как судьбы детей были искалечены системой. «Одна учительница написала в дневнике второклассника: «Володя на уроке всё время улыбался. Мать прочитала, но не поняла, хорошо это или плохо, что её сын улыбался. Но вот в дневнике вторая грозная запись: «Володя продолжает улыбаться, примите строгие меры». Мать избила ребёнка. Володя больше не улыбался».

«Завуч школы № 1 вызвала мать одного ученика, говорит ей: „Ваш сын бегает по школьному двору после занятий. До каких пор это будет?“. Мать ответила: „А почему же ему не бегать? Что здесь плохого?“. Завуч ответила: „Ну такой нахальной матери я ещё не видела!“».

Василий Сухомлинский (второй справа) с коллегами

5. Воспитывать без наказаний

Если необходимость в наказаниях есть, значит, были совершены ошибки воспитания. Родители заблуждаются в том, что считают запрет самым главным проявлением родительской власти. Быть требовательным не значит добиваться слепого послушания. Родители должны чувствовать тонкую границу, где заканчивается предел их власти и начинается интимный мир ребёнка.

У каждого ребёнка должны быть свои дела, связанные с играми и дружбой, в которые не стоит лезть взрослым

Сухомлинский был категорически против строгих наказаний даже для трудных подростков. Он считал, что дети, которые из года в год критикуются учителями и наказываются родителями, просто не имеют внутренних ресурсов на учёбу.

6. Развивать любознательность

С самого начала сознательной жизни ребёнка родителям стоит обращать его внимание на причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающего мира. Учите наблюдать. Даже обыкновенная прогулка поможет в этом. Говорите о том, что у деревьев разная высота, на некоторых растёт мох, некоторые растения любят солнечный свет, а другие — нет. Постепенно ребёнок уже сам будет замечать детали окружающего мира. В этот момент в его мозге происходят важнейшие изменения.

В возрасте от двух до семи лет ребёнок должен как можно чаще задавать вопрос «Почему?», а взрослым стоит обстоятельно на него отвечать. Современный родитель и не подумает проигнорировать ни одно детское «почему», но в 60-х годах педагогу приходилось подробно объяснять, почему ответ «В школу пойдёшь — узнаешь» — неправильный.

Василий Сухомлинский с детьми

7. Уметь делать домашние задания быстро

Сухомлинский писал, что уроки надо делать всегда в одно и то же время. Режим приучает к усидчивости и самостоятельности. Обязательно, чтобы ученик делал домашнее задание в одиночку, а не в компании с одноклассниками. Так как, по его наблюдениям, совместная работа более сильных и слабых учеников ведёт только к тому, что слабые в итоге механически списывают, не успевая вникнуть в тему.

Родители не должны решать задания за ребёнка, но необходимо слушать его устные ответы и следить за организацией учебного времени

Обязательно надо делать те уроки, которые задали сегодня, даже если следующий урок по этому предмету будет только через неделю. Накануне достаточно будет только повторить уже изученную тему. Педагог утверждал, что все эти правила способствуют повышению качества учёбы, а ребёнок меньше от неё устаёт.

8. Лайфхаки для студентов

  • Научитесь слушать лекции. Уже во время записи конспекта думайте над его смыслом. В отдельной графе записывайте свои мысли по новой теме и с чем вам следует разобраться.
  • Избегайте авралов с круглосуточным сидением над конспектами.
  • Ежедневно читайте и штудируйте четыре-шесть страниц научной литературы. Ещё 10-15 страниц статей или учебников прочитывайте очень внимательно.
  • Вставайте рано и полтора часа посвящайте учебным предметам или любой другой развивающей деятельности.
  • Умейте расставлять приоритеты. Учите сложные предметы в первую очередь.
  • Ищите собственные стимулы к учёбе.
  • Избирательно подходите к книгам. Чтение всего подряд только растрачивает силы.
  • Умейте говорить «Нет».
  • Не тратьте время на пустяки и болтовню.
  • Не откладывайте на завтра.
  • Никогда не прекращайте умственного труда.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Домашняя работа: кто виноват и кому делать

8 советов, как стать настоящим учителем, от Шалвы Амонашвили

Почему нельзя отменять ЕГЭ

mel.fm

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о