Орксэ первый урок россия наша родина – Презентация к уроку (4 класс) по теме: Курс ОРКСЭ урок 1 Россия – наша родина | скачать бесплатно

Содержание

Конспект урока и презентация по ОРКСЭ (тема: «Россия – наша Родина»)

Тема: «Россия – наша Родина»

Цель:

- познакомить учащихся с основными понятиями

- Россия

- Родина

- Малая Родина

- патриот

- отечество

- Президент

- государственные символы: герб, флаг, гимн

- воспитание жизнеспособной личности; развитие познавательного интереса к истории Родины; распространение и преумножение ценностей русской культуры для развития патриотических чувств: любви и преданности к Родине, уважения друг к другу;

Задачи:

в области личностного ориентирования: знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, Родина, Россия, семья как основа религиозно-культурной традиции многонационального народа России. Воспитание толерантности;

в области метапредметного: учащиеся получат на уроке опыт работы с географической картой, опыт работы в группе;

в области знаний: учащиеся узнают, что такое духовный мир человека, что такое культурные традиции и для чего они существуют;

в области умений и навыков: овладение навыками смыслового чтения учебного публицистического текста, осознанного построения речевых высказываний, развитие навыков сотрудничества со сверстниками – развитие коммуникативных и речевых действий учащихся, развитие коммуникативного потенциала личности учащихся.

  1. Оборудование:

учебник «Основы православной культуры», А. В, Кураев; электронное приложение к учебнику «Основы православной культуры»;

выставка книг о России, флаг, герб, карта мира, политико-административная карта РФ;

портреты государственных деятелей, героев России, великих людей,

презентация из 25 слайдов, мелодии гимна Российской Федерации. 3.Ожидаемый результат: Знание понятий: Россия, Родина, Малая Родина, патриот, отечество, Президент, государственные символы: герб, флаг, гимн;

умение учащихся самостоятельно оценивать свою работу, высказывать свое мнение, участвуя в обсуждении изученного материала;

умение работать в группах.

4. Вид урока:

Урок – встреча.

Ход урока

I.Организационный момент.

1. Учитель:

- Поговорим?

- Поговорим. О чём?

- О разном и о прочем,

О том, что знаешь ты,

А что – то мне известно.

- Поговорим?

- Поговорим. Вдруг будет интересно.

2. Включается запись песни «Моя Россия», автор Соловьёва Н., композитор Струве Г.

На фоне музыки слова учителя:

Уж и есть за что

Русь могуча

Полюбить тебя,

Назвать матерью.

Стать за честь твою

Против недруга,

За тебя в нужде

Сложить голову!

- Добрый день!. Я рада приветствовать вас, ребята и ваших родителей. Сегодня у нас первый урок по курсу «Основы православной культуры», а неизвестное всегда настораживает, поэтому я вас прошу встать и крепко взяться за руки. Передайте соседу положительный импульс. Надеюсь, весь урок вы будете внимательны и доброжелательны по отношению друг к другу.

Встают в круг, берутся за руки. (В классе создан благоприятный психологический настрой)

  1. Актуализация опорных знаний.

- Ребята, вы обратили внимание на необычность нашего урока? (Да.)

- В чём это заключается?

(Рядом с вами сидят ваши родители, которые готовы прийти вам на помощь в ходе урока.)

Учитель:

Если не мы, то кто же

Детям нашим поможет

Россию любить и знать?

Как важно не опоздать!

4. На доске задание.

Расшифруй слово. Н И Р А Д О (РОДИНА)

- Что такое Родина? (Родина – это место, где мы РОДИЛИСЬ и живём)

- Знаете ли вы как образовалось слово Родина? Давайте вместе попробуем в этом разобраться.

Кем для вас являются мама и папа?

Как зовут группу людей, объединённых кровным родством? (родня, родственники, родные)

Как называется перечень поколений одного рода? (родословная)

Назовите общую часть этих слов. Как называются такие слова? (Однокоренными)

Почему? (ответы детей) (Имеют одинаковый корень «РОД»)

Учитель: Верно, ребята»! Слово Родина произошло от древнего слова "РОД", которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас потомок какого-нибудь древнего рода.

- Как называется страна, в которой мы живем? ( Слайд №1. Россия, Российская Федерация)

- Предположите, как называется тема нашего урока?

- Молодцы! ( Слайд № 1,2)Тема нашего урока «Россия – Родина моя». Ребята, у вас на столе лежит новый учебник, совершим путешествие «Посмотрим, полистаем, познакомимся» по его страницам.

- Что вы можете сказать о новом предмете? Что вы можете сказать о новом учебнике? (Учебник называется «Основы православной культуры», в нём мы узнаем о нашей Родине, о культуре и традициях русского народа, познакомимся с его святынями, с жизнью особо чтимых православных людей.

5. Постановка учебной задачи.

Вопрос учителя:

-Ребята, а какова цель нашего урока?

(Проводится совместное целеполагание:

продолжить знакомство с величием и славой родного Отечества, ее народах и культурных традициях, для того чтобы полученные знания помогали лучше ориентироваться в современном мире.)

- Сегодня вы узнаете, что такое духовный мир человека,

что такое культурные традиции и для чего они существуют.

- Какие же черты присущи настоящему гражданину? (Честность, трудолюбие, чувство долга, любовь к Родине, доброта, ответственность).

6. Запись в тетрадь число, тема урока.

II. Физминутка для глаз.

Мы глазами поколдуем.

Круг огромный нарисуем!

Нарисуем мы окно

И большущее бревно.

Нарисуем лифта бег:

Глазки вниз, глазки вверх!

Все зажмурились: раз-два!

Закружилась голова.

Мы глазами поморгали,

Вмиг гирлянды засверкали.

Смотрим прямо и вперед -

Это мчится самолет...

Раз моргнули, два моргнули -

Наши глазки отдохнули!

III. Объяснение новой темы

Учитель: Посмотрите на карту. ( Слайд № 8. Показывает на карте Россию) Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Границы России проходят и по суше, и по воде. Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать из края в край, то на самом быстром поезде эта дорога займёт целую неделю, а на самолёте придётся лететь целый день. Если на севере почти не бывает лета, а моря и реки почти круглый год скованы льдом, то на юге почти не бывает зимы - моря и реки не замерзают. (слайды№ 9-14)

- А как называется главный город нашей страны? (город Москва.) (Слайд7)

- Москва - столица России. Столица - главный город государства. В Москве есть здание – которое является символом столицы. Это Кремль.

В Кремле работает правительство нашей страны. (слайд №7)

Каждая страна имеет свои отличительные знаки: герб, флаг и гимн. Они являются государственными символами.

(Слайд 20-21) Герб – это отличительный знак государства, города, рода. Слово «герб» в переводе означает «наследство». В нём отражена история. Давайте рассмотрим наш герб. Что на нём изображено? Золотой двуглавый орёл изображён на фоне щита красного цвета. Правой лапой орёл сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головами орла мы видим короны. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти.

Ещё одним символом нашего государства является флаг.(Слайд № 22)

Наш российский флаг – трёхцветный. Цвету придаётся особый смысл:

Белый означает мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу.

День 22 августа отмечается в нашей стране, как День Государственного флага Российской Федерации.

Гимн – это торжественная песня, исполняемая в особых случаях. Гимн – это главная песня в стране. Гимн слушают стоя. Давайте и мы послушаем один куплет этой торжественной песни. Музыку для гимна написал Александр Васильевич Александров, слова – Сергей Владимирович Михалков (Звучит Гимн) (Слайд№24)

Учитель: В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок - город, улица, дом, где он родился. Это его малая Родина. (Слайды №2-5)

- А как называется наша малая Родина? (Село Богана Борисоглебского района Воронежской области).

В нашем селе имеются заповедные места. Озеро «Олёх» расположено прямо на территории нашего села. Оно является заказником по разведению и охране водоплавающей птицы с 1980 года.

Наше село славится людьми, которые родились на нашей земле и прославили её своими делами. Торгашин М.П.– председатель совета ветеранов, писатель – краевед, Ларин А.Е. бывший учитель нашей школы, краевед, занимается изучением истории нашего села, ведёт археологические работы и сотрудничает с преподавателями ВГМУ и ВГУ.

Учитель: Наша большая страна состоит из вот таких маленьких деревень, сёл, городов.

С первых дней жизни нас окружают родные люди. Постепенно их круг расширяется: родственники, друзья, соседи.

- А знаете ли вы, какие народы населяют нашу страну?

(учащиеся перечисляют народы, проживающие на территории нашей страны).

- Главная ценность России – люди, их жизнь, труд и культура.

А каких великих людей нашей страны вы знаете? (Показ портретов знаменитых людей.)

Почему эти люди являются гордостью России? (Заслушиваются ответы учащихся).(Слайд №19)

IV. Физминутка.

Ребята, давайте возьмемся за руки и представим себе, какая сильная у нас Родина. (Учащиеся встают и берутся за руки, образовывая круг, символизирующий единство и необъятные просторы нашей страны).

Послушаем, что вы знаете о нашей стране?

В нашей стране горы высокие,

Реки глубокие,

Степи широкие,

Леса большие,

А мы - ребята вот такие! (Слайды №11-14,16)

V. Закрепление.

1. Итак, главная ценность России - люди, их жизнь, труд, культура.

Важнейшие ценности человека: семья, отечество, Бог, вера, любовь, свобода, справедливость, милосердие, честь, достоинство, образование и труд, красота и гармония.(Слайд № 15)

(Откройте рабочие тетради и запишите слова, записанные на доске, а дома вы найдёте определение к этим терминам. Пусть в этой работе помогут вам родители. Учебник, стр. 5.)

2. Работа с учебником.

1. Рассмотрите иллюстрации к §1.

2. Прочитайте материал, объясняющий словарные слова.

3. Запишите в тетрадь обозначение терминов: культурная традиция, духовный мир. (Слайд № 18)

3. Работа с карточками. 1. В облачке напишите наиболее понравившееся вам высказывание. Объясните свой выбор.



4.Контроль. Раздаточный материал.

1) Почему каждый россиянин должен любить свою Родину?

1. Родина у человека, как мать, - одна. Её нужно любить, как мы любим своих родных, как любим свою единственную мать.

2. Благодаря ресурсам страны человек может обогатиться.

3. Это позволяет комфортно жить.

2) Как может проявляться «труд души» по отношению к Родине?

1. В обогащении страны материальными благами.

2. В освоении духовных богатств народа.

3. В завоевании новых территорий.

3) В чём вы видите духовное богатство нашей многонациональной Родины?

1. В богатых и влиятельных людях.

2.В духовных традициях народов, которые живут на территории России.

3. В большой территории и природных ресурсах.

4) Зачем народу традиции? ( Электронное приложение к учебнику «Основы православной культуры»)

1. Традиции вообще не нужны народу.

2. Они помогают сохранить связь с прошлым, указывают каждому правильный путь.

3. Традиции – это прежде всего праздники, они нужны для того, чтобы было веселее жить.

5. Рубрика «Это интересно» (Материал на карточке)

Назовите синоним к слову Родина. ( Отечество)

Слово отечество, как известно, происходит от слова отец. У этого слова много значений. В Священном Писании этим словом обозначается Бог, Бог Отец. В христианской традиции Бог ещё называется Отцом небесным, у которого мы просим благословение на всякое дело. Родителя своего мы тоже называем отцом — это наш земной отец, и, как и у Небесного отца, мы просим у него позволение на то или другое дело. Ещё отцом христиане называют священника, к которому они обращаются при встрече, например: «Отец Владимир...». Духовным отцом называют того священника, который избирается православными для духовных наставлений, совета по самым разным житейским делам, исповедания в грехах, совершения церковных таинств и обрядов. Он называется ещё духовником. Раньше про такого священника говорили: «Избран бысть в отчество», т. е. в духовные отцы. Духовного отца называют также лекарем души: «От духовника да от лекаря не таись».

  1. Тренажёр. (Дифференцированные задания)

Задание 1. Распределите словосочетания на две группы.

(Уборка класса, любовь к Отечеству, плотничество, забота о младших, помощь людям, прополка клумб, уважение старших, любовь к семье, мытьё полов.) 1группа: труд души; 2 группа: физический труд.

Задание 2. Продолжите фразу.

Труд души необходим человеку для того, чтобы (остаться прежним, сделать что – то лучше других, стать лучше).

Задание 3. Продолжите фразу.

Духовные традиции страны устанавливаются (юридическими законами, соседним государством, трудом души народа, отдельным человеком).

Задание 4. Продолжите фразу.

Чтобы соблюдать духовные традиции, их надо (игнорировать, понимать, учить).


9. Задание на дом: Вопросы и задания (Задание дифференцированное: на выбор учащегося 2 задания)

1. Посоветуйся с родителями, с другими взрослыми и назови несколько традиций, принятых вашей семье, в других семьях.

2. Какие ценности лежат в основе семейных традиций?

3. Найдёте определение к терминам, записанным в классе. Пусть в этой работе помогут вам родители. Учебник, стр. 5.)

V. Рефлексия.

Что вам понравилось?

Что узнали нового?

Закончите предложения:

Я не ожидал, что…

Оказывается…

Самым неожиданным для меня было…

Мне больше всего…

Итог урока. Что же нас объединяет? Единая Родина. Это общая земля. Общая история. Общие законы. Общий язык. Но важнее всего – общие ценности, духовные традиции. Человек остается человеком, пока он ценит и бескорыстно заботится о близком ему человеке, других людях, об интересах народа и Родины. Помните, дети, что «Родина любимая, что мать родная! Её мы бережём, ею гордимся, ей мы посвящаем свой труд, свои достижения в науке, культуре и искусстве».

Рефлексия: Солнышко и тучка – карточки.

Если урок понравился предлагаю ребятам поднять карточку с солнышком, если нет –тучку.

infourok.ru

Методическая разработка урока ОРКСЭ на тему "Россия

Разделы: Начальная школа, Классное руководство, Конкурс «Презентация к уроку», Краеведение, ОРКСЭ


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (253,8 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Название курса: Основы религиозных культур и светской этики.

Цели:

  1. формирование представлений учащихся о Родине, как великой многонациональной державе;
  2. развитие мотивации учащихся к познанию историко-культурных традиций народов России;
  3. воспитание гражданско-патриотических чувств, любви к Родине, толерантного отношения к представителям других национальностей.

Задачи:

  1. познакомить обучающихся с понятием многонациональности;
  2. сформировать у обучающихся понятия о Родине, Отечестве, патриотизме, материальном и духовном мире;
  3. формировать начальные представления о российских национальных традициях;
  4. воспитывать уважительное и бережное отношение к своей Родине;
  5.  развивать речь, логическое и ассоциативное мышление обучающихся;
  6. способствовать развитию коммуникативных способностей обучающихся, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.

1. Орг. Момент

Слайд 1 «Россия – наша Родина»

- Я хочу начать наш урок с просмотра видеофрагмента.

Слайд 2  Просмотр видеофрагмента.

(Звучит песня «Моя Россия». Во время просмотра видеофрагмента на данном слайде меняются картины природы нашей Родины)

- Что вы почувствовали при просмотре? (Раздолье, простор, гордость, одухотворенность и т.д.)

- О какой стране пелось в услышанной вами песне? (О России)

- Россия – удивительная страна. Она такая большая, что, когда в одном конце страны утро, в другом – глубокая ночь. Где-то тепло и светит солнце, а где-то метут метели и люди топят печки, чтобы не замерзнуть.

Одним милее осень,
Другим милей весна.
А родина Россия.
У нас у всех… (одна)!

2. Работа над новым материалом.

1. - Ребята, как мы уважительно называем нашу страну? (Отечество)

- А почему мы ее так называем? (Потому что наши отцы, деды и прадеды работали и защищали свою землю, чтобы сохранить Россию для следующих поколений.)

- А как еще можно назвать нашу страну? (Родина)

- Что такое Родина? (Край в котором, мы родились и живем).

- Послушайте, как об этом говорят ваши ровесники.

Слайд 3Просмотр фрагмента видеофильма «Мой мир – Россия»

В ходе обсуждения фрагмента видеофильма и анализируя высказывания детей о Родине учитель предлагает детям выполнить задание.

Слайд 4 «Составьте пословицы»

  • Нет в мире краше Родины нашей.
  • Человек без Родины, что соловей без песни.
  • Одна у человека мать, одна у него и Родина.
  • Народы нашей страны дружбой сильны.
  • Народное братство дороже всякого богатства.
  • Если дружба велика, будет Родина крепка.

2. - В жизни нас окружает много предметов и явлений природы. Это… (Окружающий мир)

- Правильно. Эти вещи, предметы, явления природы, среди которых живет человек, составляют мир материальный. Но бывает еще мир духовный.

Слайд 5 «Материальный и духовный мир»

Мир, окружающий нас, бесконечен и многообразен

Материальный мир

Духовный мир

Вещи
Предметы
Явления природы

Знания
Информация
Отношения между людьми

- Как вы думаете, что такое духовный мир? (То чем человек живет, чем интересуется и т.д.)

- А теперь найдите и прочитайте определение, которое нам дают авторы учебника на с.4. (Дети читают определение вслух).

- Правильно ли мы с вами определили, что такое духовный мир?

- Ребята, как вы думаете, что самое ценное у страны? (Из многообразия ответов учитель выбирает народ).

- Самое ценное у страны – это народ. Народ – слово многозначное. «Вон сколько народу!» - говорят, когда много людей собралось в одном месте. Также народом называют население одной страны. Мы все – российский народ, россияне. А еще народ – это люди, которые говорят на одном языке, имеют общие обычаи и похожие занятия. Этих людей объединяет история. Они сохраняют память о своих героях, талантливых писателях, художниках и музыкантах.

3. Слайды 6-11 «Известные люди России»

В ходе просмотра учитель дает комментарии, в какой области проявили себя эти люди.

- Музыка, изобразительное искусство, история, знания – это и есть духовный мир. Он отражается в человеке и формирует его внутренний мир. Все религии мира определяют его как душу человека.

- Как вы думаете, ребята, а одинаков ли духовный мир у всех людей? (Разный)

- Отчего это зависит? (От занятий, увлечений человека, от его общения с другими людьми)

4. - Человек вправе сам определять, чем питать свою душу.

Слайд 12

 «Человек выбирает» (добро и зло, любовь и ненависть, красивое и безобразное, милосердие и жестокость, правда и ложь)

- Что выберете вы? (Ответы детей)

 Физкультминутка

В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет.  Представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Направим к ней лучик, который несёт любовь. Мы чувствуем, как звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несёт мир. Звёздочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звёздочка стала ещё больше. Я направляю к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звёздочка становится большой, как солнце. Оно несёт тепло всем, всем, всем (руки в стороны).

- Как не разрушить свой внутренний мир? Как понимать других людей? Ответы на эти вопросы мы получим, изучая новый предмет «Основы православной культуры».

5. - В духовном мире есть свои дороги. Они называются традициями. По ним шли наши предки.

- Найдите и прочитайте определение, которое нам дают авторы учебника на с.5 (Дети читают вслух)

- А почему важно сохранять традиции?  (Потому что культурные традиции основаны на таких вечных ценностях, как добро, честь, справедливость, милосердие)

Слайд 13 «Культурные традиции»

- Следуя им, человек может отличить хорошее от плохого, сделать свой внутренний мир чистым, светлым, радостным.

Слайд 14 «Народы России»

- Наша страна удивительна тем, что в ней проживают более180 разных народов. Существуют как многочисленные народы, так и совсем небольшие. Каждый народ имеет свою историю, культуру и традиции.

Слайды 15-18 «Народные традиции»

В ходе просмотра учитель даёт комментарии по особенностям традиций разных народов.

Россия – поистине уникальная страна, которая наряду с высокоразвитой современной культурой бережно хранит традиции своей нации.
Традиции русского православного народа особо соблюдаются во время празднования Рождества, Масленицы, Пасхи.  С чувством благоговения православный человек относится к двунадесятым праздникам Русской Православной Церкви.

Зимой традиции русского народа особо соблюдаются в праздновании Рождества Христова. Верующие люди встречают праздник в храме. В ночь на Рождество во всех церквях происходят праздничные службы. В Рождественские дни принято ходить друг к другу в гости и обмениваться подарками. Очень полезно и правильно с христианской точки зрения посещать больных и страждущих.

Многие люди с трепетом ожидают наступления Масленицы, традиции празднования которой уходят корнями вглубь нашей истории. Это народное торжество, посвященное встрече весны. Прежде чем войти в Великий пост, народ прощается с зимой, радуется теплым весенним денькам, и, конечно же, занимается выпеканием вкусных блинов.

Дни Великого поста – особые дни духовного возрастания, дни смирения, послушания и радости в преддверии великих праздников.
Традиции русского народа соблюдаются и во время празднования Пасхи. Перед наступлением этого праздника все пекут куличи, делают творожные пасхи, красят яйца.  Яйцо — это символ жизни, её возрождения. Яйца красят в разные цвета и дарят друг другу.

В этот день во всех церквях звонят колокола. Это звон зовётся Пасхальный благовест. Служба в церкви на Пасху особенная и длится она всю ночь.
Живут в России и чуваши, традиции которых мало известны, но тоже довольно интересны. Например, праздник сева, называемый Акатуй. Героями этого праздника становились земля и соха. По обычаю, в этот день положено угощать гостей вареными яйцами и кашей. На засеянном поле зарывали яйца для хорошего урожая. Дети и взрослые веселились в этот день, они устраивали состязания в беге и скачки на лошадях. На праздник чуваши пекут блины юсманы.
А знаете, что такое Сабантуй? Это народный праздник у татар. Он посвящен окончанию полевых работ, проводимых весной и тесно связан с трудом. В этот день боролись на кушаках, проводили бои мешками, устраивали скачки и всячески развлекались.

Татары любят пить чай со сладостями, например, с чак-чаком. Маленькие кусочки пресного теста обжариваются, укладываются горкой и заливаются медом с сахарным сиропом. Получается очень вкусно! Чак-чак всегда выставляют на праздничный стол.

Чеченцы и ингуши – два очень близких народа. У них похож язык, обычаи и вера. Традициями этих народов являются сохранение семейного этикета и почётное уважение к гостям, гостеприимство, кодекс чести горцев.

На Крайнем Севере нашей страны живут чукчи и эскимосы. Они занимаются разведением оленей и морским промыслом.  С этим был связан один из праздников этих народов – праздник байдары. Байдара – это легкая быстроходная лодка из дерева и моржовых шкур. В день праздника ее спускали на воду и бросали в море куски мяса – «Кормили» духов морских зверей. Чукчи и эскимосы верили, что от этих духов зависела охотничья удача.

Народы России и их традиции настолько разнообразны, что для перечисления всех возможных праздников нужно не одну энциклопедию прочесть. Российская земля соединила совершенно разных людей и как бы ни было мы обязаны с уважением относиться к традициям других народов.

(Заранее подготовленный ученик читает стихотворение.)

Еврей и тувинец, бурят и удмурт,
Русский, татарин, башкир и якут.
Разных народов большая семья,
И этим гордиться должны мы друзья.
Россией зовется общий наш дом,
Пусть будет уютно каждому в нем.
Любые мы трудности вместе осилим
И только в единстве сила России.

III. Закрепление и обобщение пройденного материала

Обучающиеся выполняют задания различного вида.

1. Фронтальная работа

Слайд 19 «Труд души и физический труд»»

Труд души

Физический труд

 

 

Распредели словосочетания на 2 группы.

Плотничество, забота о младших, любовь к Отечеству, уважение старших, любовь к семье, мытьё полов, уборка класса, помощь людям, прополка клумб.

Слайды 20-22 «Продолжи фразу»

2. Работа в парах. (Приложение 1)

Продолжите фразу.

  • Труд души человеку необходим для того, чтобы… (Сделать что-то лучше других, стать лучше, остаться прежним).
  • Духовные традиции страны устанавливаются… (Юридическими законами, отдельным человеком, трудом души народа, соседним государством).
  • Чтобы соблюдать духовные традиции, их надо… (Игнорировать, учить понимать,).

Слайды 23-26 «Тест. Работа в группах»

3. Работа в группах. (Приложение 2)

Поработайте с тестом.

1. Почему каждый россиянин должен любить свою Родину?

А) Это позволяет комфортно жить.

Б) Родина у человека, как мать – одна. Её нужно любить, как мы любим своих родных, как любим свою единственную мать.

В) Благодаря ресурсам страны человек может обогатиться.

2. Как может проявляться «труд души» по отношению к Родине?

А) в обогащении страны материальными благами

Б) в завоевании новых территорий

В) в освоении духовных  богатств  своего народа

3. В чем вы видите духовное богатство нашей многонациональной Родины?

А) в большой территории и природных ресурсах

Б) в духовных традициях народов, которые живут на территории России

В) в богатых и влиятельных людях

4. Зачем народу традиции?

А) Они помогают сохранить связь с прошлым Родины, указывают каждому правильный путь.

Б) Традиции – это прежде всего праздники, они нужны для того чтобы было веселее жить.

В) Традиции вообще не нужны народу.

IV. Итог. Рефлексия.

Слайды 27-28 «Ромашка - символ России»

Когда вспоминаешь о нашей Родине-матушке, на ум приходят ассоциации: берёза, матрёшка и ромашка. Трудно найти сегодня человека, который не знал бы цветок ромашку. Трогательная белая ромашка стала настоящим символом России, русской природы, эталоном чистоты и праведности, нежности и добросердечия. По народным преданиям, цветок ромашка появляется там, где падает ночная звезда.

Ромашка – эмблема любви. 8 июля в Москве отмечают День семьи, любви и верности. Это молодой праздник с многовековыми традициями. В этот день православные вспоминают чету Петра и Февронии, которые считаются покровителями семейного счастья.

- Давайте подведём итог нашего урока, вспомним основные понятия, которые для вас оказались наиболее близкими и значимыми. Я предлагаю вам всем вместе дружно собрать свою ромашку - символ природной и духовной красоты нашей необъятной России!!!

(На доске жёлтая серединка ромашки. На ней написано ключевое предложение «Россия – наша Родина», которое является центром идеи, темы урока. Из многообразия лепестков, хаотично разбросанных по всей доске, детям необходимо выбрать только те, на которых присутствуют слова или предложения, выражающие понятия, идеи, образы, подходящие для данной темы.

Возможные варианты лепестков: Родина и Отечество; духовный мир; внутренний мир человека, культурные традиции, народные традиции, народное братство, многонациональная Родина, «труд души»; обогащение, материальные блага; зло и ненависть; «лень души»; вражда.

Затем все лепестки собираются в один общий цветок.)

Литература.

  1. Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций / А.В. Кураев. – Москва: «Просвещение, 2016.
  2. Данилко Е.С. Народы России / Москва: РОСМЭН, 2015.
  3. Клюшник Л.В. Наша Родина – Россия / Л.В.Клюшник – Москва: РОСМЭН, 2015
  4. Электронные ресурсы, видео- и аудиоматериалы:
  5. Песня «Моя Россия». Автор музыки и композитор Георгий Струве. Стихи, слова песни написала Нина Соловьёва.
  6. Мультимедийное учебно-методическое пособие для занятий с детьми 8-11 лет Цикл фильмов "Мой православный мир России". Фильм 1 "Мой мир - Россия" Студия "Шесть крыльев", Санкт-Петербург https://www.youtube.com/watch?v=IUvhuCCPwvQ

29.03.2017

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Конспект урока по ОРКСЭ. РАЗРАБОТКИ ПЕРВОГО УРОКА «РОССИЯ – НАША РОДИНА»

РАЗРАБОТКИ ПЕРВОГО УРОКА «РОССИЯ – НАША РОДИНА»

Бойцовой Марии Николаевны учителя начальных классов

Задачи урока

- в области ценностей: приобщить к общечеловеческим ценностям как условию к духовно-нравственного развития ребёнка

- в области знаний: познакомить с отдельными эпизодами истории России, ее символами и великими людьми, раскрыть понятия патриот, Россия, Родина, Отечество, президент, столица.

Краткое описание последовательности этапов урока.

Виды деятельности: беседа, комментированное письмо, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка рассказа.

Этапы: 1. Организация деятельности учащихся. 2. Путешествие по станциям (работа в группах, индивидуально). 3. Рефлексия. 4. Домашнее задание.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя. Сегодня мы с вами начинаем изучение курса «Основы светской этики». Из содержания учебника прочитайте, какие темы мы будем изучать в этом курсе. При изучении курса нам помогут учебные пособия: красочный учебник, книга для родителей, диск с тестовыми и домашними заданиями. Откройте с. 4 учебника и прочитайте тему урока. Запишите тему урока. Сегодня мы будем путешествовать по станциям нашей Родины. Основополагающий вопрос: Что объединяет всех нас? На этом уроке мы раскроем смысл понятий Родина, Россия, Отечество, патриот, столица, президент, государственные символы. Что такое духовный и материальный мир. Культурные традиции.

2. Новый материал «Путешествие по станциям”

Первая станция «История страны, в которой мы живем»

Как называется наша страна, в которой мы живем? Откуда появилось название – «Россия»? В стародавние времена ее называли Русью. Слово Русь как полагают, ученые произошло от слова «русло». Русло-это ложе реки, по которому она течет меж берегов. Какое ещё есть название у нашей страны, России?

Показ по карте. Россия, Российская Федерация – необъятная страна. Ее площадь составляет 17 миллионов квадратных километров. Представьте, что если мы путешествуем с севера на юг, то мы преодолеем расстояние около четыре тысяч километров. А если мы пролетим с запада на восток, то в пути будем около12 часов, пролетев над просторами десять тысяч километров.

Прочитайте в учебнике о понятиях Отечество, патриот, Родина. Как вы сами понимаете смысл этих слов?

Вторая станция «Символы России»

С символами мы встречаемся в жизни постоянно. Символ — это изображение фигур или предметов, выражающих особый смысл. Это условное обозначение какого-либо понятия. К примеру, проходя мимо дома, на котором изображен красный крест, мы сразу понимаем, что это больница. На светофоре загорелся световой сигнал «зеленый человек», это означает, что путь для пешеходов свободен. Все это — символы.

Свои собственные символы могут иметь различные организации: учебные заведения, спортивные общества, города. В прошлом у каждого российского города был свой герб. Он рассказывал о самом главном в судьбе города, о его внешнем облике, об обычаях его жителей. Рассказ велся на языке символов — сказочных и настоящих фигур и предметов, расположенных на гербе с особым смыслом. Флаг, герб, гимн — официальные государственные символы, означающие суверенитет (независимость) государства.

Сообщение делает подготовленный ученик на тему «Герб России»: Расположение и цвет символов на гербах объясняет специальная наука — геральдика. Герб России представляет собой темно-красный щит, на котором изображен золотой двуглавый орел. На груди орла помещен герб Москвы, он тоже имеет форму щита. Это означает, что Москва — столица могучего Российского государства. Правой лапой орел сжимает скипетр, в левой лапе — держава, над головой орла мы видим корону. Скипетр — это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена корона, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации и независимость ее от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица — на солнце. На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке — серебряное копье, которое помогло ему победить змея. Черный змей — это символ зла. Он повержен героем. Верный конь топчет змея-дракона копытами. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

Задаются вопросы и задания группам: Кто изображен на гербе России? Очертания какого старинного доспеха напоминают герб? Что вы можете рассказать об орле? Назовите цвета герба.

Сообщение делает подготовленный ученик на тему «Флаг России».

Флаг, как и герб, — отличительный знак, символ государства. Наличие флага указывает на полную независимость государства от других государств, на его самостоятельность.

Кремль — место работы Президента Российской Федерации. Над зданием Большого Кремлевского дворца поднят государственный флаг России. Флаг состоит из трех полос одинаковой ширины. Верхняя полоса — белая, средняя — синяя, нижняя — красная.

В России эти цвета почитались издавна и имели свои символические значения: белый — благородство, синий — честность, красный — смелость и великодушие.

Бело-синий-красный флаг впервые дал русскому флоту и армии царь Петр I. Расположение полос отражало древнерусское понимание мира:

внизу — мир физический (природный) красный; выше — небесно-голубой;

еще выше — мир духовный, белый.

Цвет первых стягов славян был красным. Этот цвет наиболее заметный и яркий. На Руси все самое красивое называли красным (красна девица, красно солнышко, Красная площадь и т.д.).

Задаются задания группам: раскрасить флаг России; объяснить, что означают цвета флага; зачем нужен флаг; где его можно увидеть.

Сообщение делает подготовленный ученик на тему «Гимн России».

Гимн — это торжественная песня, славящая кого-либо. При исполнении гимна люди обычно встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит. Государственный гимн исполняется в особо торжественных случаях, например при награждении победителей международных спортивных соревнований.

Звучит запись Гимна России.

По группам ученики выполняют задания к текстам Гимна России:

Назовите авторов стихов и музыки гимна России. В каких случаях исполняют гимн России? Какие слова гимна выражают чувство гордости за Родину? Какие поэтические слова нашел автор, чтобы изобразить величие и бескрайность нашей Родины?

Подводятся итоги выполнения задания по группам. Всех учащихся благодарят за труд.

Третья станция «Столица России»

Назовите главный город в нашей стране? Покажите его на карте.

В одной из летописи написано: «Князь великий Юрий Долгорукий взошел на гору и обозрел с неё очами по обе стороны Москвы-реки и за Неглинкою, и возлюбил сёла оны, и повелел на месте том вскоре соделати мал деревян град, и прозвал его званием реки тоя Москва-град».

Нет тебя на свете равных,

Стародавняя Москва!

Блеском дней, вовеки славных,

Будешь ты всегда живая!

Расширяясь, возрастая,

Вся в дворцах и вся в садах,

Ты стоишь, Москва святая,

На своих семи холмах

Физкультурная минутка.

Четвертая станция «Мир человека».

Что же нас объединяет? Единая Родина. Это общая земля. Общая история. Общие законы. Общий язык. Но важнее всего – общие ценности, духовные традиции. Человек остается человеком, пока он ценит и бескорыстно заботится о близком ему человеке, других людях, об интересах народа и Отечества. И Родину, и ценности ты получаешь в дар от предшествующих поколений. Ценности живут в духовных традициях. Вне традиций они погибают, словно растение, которое выдернули из почвы. Источник ценностей понимается по-разному.

Главная ценность России – люди, их жизнь, труд, культура. Важнейшие ценности человека – семья, Отечество, Бог, вера, любовь, свобода, справедливость, милосердие, честь, достоинство, образование и труд, красота и гармония. Чтобы открыть для себя эти и другие ценности, надо войти в определенную духовную традицию. Духовные традиции позволяют человеку различать добро и зло, хорошее и плохое, полезное и вредное. Духовным можно назвать человека, который следует этим традициям: любит свою Родину, свой народ, родителей, бережно относится к природе, добросовестно учится или работает, уважает традиции других народов. Духовного человека отличает честность, доброта, любознательность, трудолюбие и другие качества. Жизнь такого человека наполнена смыслом и имеет значение не только для него самого, но и для других людей. Если человек не следует этим традициям, то ему приходится учиться на своих ошибках.

Наше Отечество богато своими духовными традициями. Россия стала такой большой и сильной именно потому, что она никогда не запрещала людям быть разными. В нашей стране всегда считалось естественным, что ее граждане принадлежат к разным народам и религиям.

Ты выбрал для изучения одну из этих величайших духовных традиций России. Другие ребята, чьим семьям ближе другие религиозные или светские традиции, существующие в нашем Отечестве, будут знакомиться со своей культурой. Жизнь России и каждого из ее граждан основана на многообразии и единстве великих духовных традиций. Внимательно изучай традицию своей семьи. Не забывай делиться полученными ценностями с другими людьми – чем больше отдаешь, тем больше получаешь. Помни, что у разных людей могут быть разные святыни и надо быть осторожным, чтобы не обидеть другого человека. Святыни другого человека могут вначале казаться для тебя непонятными. Эти ценности ты откроешь для себя в будущем

Вопросы и задания

Посоветуйся с родителями, с другими взрослыми и назови несколько традиций, принятых вашей семье, в других семьях. Какие ценности лежат в основе семейных традиций?

Работа с. 4 в учебнике в парах: Прочитайте абзац 3,4,5 и выделите основные понятия. Что мы называем духовным и материальным миром. Как иначе называют духовный мир?

Понятия урока

Традиции от латинского tradere – передавать, то что, имеет большое значение для человека, но не создано им самим, а получено от предшественников, и в последующем будет передано следующему поколению.

Например, самые простые - поздравлять родных и близких с днем рождения, отмечать праздники и др.

Ценность – то, что имеет большое значение для человека и общества в целом. Например: отечество, семья, любовь, и др. – всё это ценности.

Духовные традиции – ценности, идеалы, жизненный опыт, передаваемые от одного поколения к другому.

7.Домашнее задание.

Приготовить рассказ о традициях в ваших семьях.

III. Рефлексия

1

7

3

2

8

5

9

6

4

1000

11

Разгадать кроссворд

По горизонтали:

3. Имя воина, изображённого на гербе России.

7. Как называют воина, который сражается на коне.

9. Столица нашей Родины.

10. Главный символ (эмблема) любого государства.

11. Какого цвета щит на гербе России?

По вертикали:

1. Золотой шар с крестом наверху.

2. Птица, изображённая на Российском гербе.

4. Как иначе называется флаг?

5. Какой цвет имеет средняя полоса на флаге России?

6. Жезл – символ власти – это…

8. Сколько голов у орла на гербе России?

10. Торжественная песня – символ государства.

Используемый учебный материал

Конституция Российской Федерации

Большая серия знаний. Страны. Народы. Европа и Россия. Составил: В.Б. Новичков- М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги» , 2005, 128 стр.

Я познаю мир: Религии: Дет. Энциклопедия/ Автор составитель О.А. Могила, С.В. Чумаков.- М: ООО «Издательство АСТ»: ООО» Агентство «КРПА Олимп», 2002.

Религия народов мира \ энциклопедия, М.:ОООТД Издательство «Мир книги», 2007, 128с.

Кудрявцева Т.А., «Я живу в России!» \ книга для семейного чтения, М.: Просвещение; СПБ: СпецЛИТ, 2001, 143с.

Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 класс \ учебное пособие, М.: Просвещение, 2010 Электронное приложение к учебнику (диск).

doc4web.ru

Урок 1: Россия — наша Родина

Как называется страна, в которой мы живем?

Посмотрите на карту России.

Что вы можете сказать о ее территории, какие реки, моря, озера, горы находятся на территории России?

Какие города вам известны?

У России флаг трехцветный

Цветам российского флага приписывается множество символических значений. В настоящее время не существует официального толкования цветов Государственного флага Российской Федерации.

Белый, синий и красный цвета с древних времён на Руси означали:

  • белый цвет — благородство и откровенность;
  • синий цвет — верность, честность, безупречность и целомудрие;
  • красный цвет — мужество, смелость, великодушие и любовь.

Считается, что именно так следует расшифровывать символику бело-сине-красного «Флага Царя Московского».

Другим распространённым толкованием было соотнесение цветов флага с историческими областями Российской империи:

  • Белой (белый цвет),
  • Малой (синий цвет) и
  • Великой Руси (красный цвет).

Это объяснение исходило из полного титула царей и императоров России: «Всея Великия, и Малыя и Белыя России/Руси», символизируя единение великороссов, малороссов (украинцев) и белорусов.

Кроме того в дореволюционные времена существовала другая трактовка значений этих цветов, например:

  • белый цвет — цвет свободы;
  • синий цвет — цвет Богородицы;
  • красный цвет — символ державности.

Было также толкование этих цветов (подобно символике династического флага Романовых), как триединства православной церкви, царской власти и народа, где:

  • белый цвет — символ православной веры;
  • синий цвет — символ царской власти;
  • красный цвет — символ русского народа.

Это триединство веры, царя и народа отразилось и в общественном сознании: в призыве «За Веру, Царя и Отечество!» — и в политическом принципе «самодержавие, православие, народность».

Помимо этого, часто высказывается мнение, что три цвета флага символизируют «Веру, Надежду, Любовь».

Интересной является и история герба России

В геральдике (науке о гербах) символы нашего герба имеют следующее значение:

А)красный цвет — неустрашимость, великодушие, любовь, огонь;

Б)золото  — сила, богатство, могущество, справедливость;

В)орел  — власть, прозорливость, великодушие;

Г)двуглавый орел  — охрана своих владений на западе и на востоке, в Европе и Азии;

Д)короны на гербе являются не только символами монархии (это значение они имели в царской России), сейчас их можно трактовать как символы трех ветвей власти: исполнительной, законодательной и судебной;

Е)скипетр — это символ защиты суверенитета;

Ж)держава  — символ единства, целостности государства;

З)на груди орла  — древнейший герб Москвы: всадник, поражающий змея, — это символ победы добра над злом.

Главная песня нашего государства — гимн

В истории России их было несколько. Не случайно первым гимном России стала Молитва.

Шли годы, менялись слова и музыка гимнов…

И вот мы гордимся успехами наших спортсменов, наблюдаем за вручением высших наград государства, с трепетом и уважением относимся к достижениям родины под торжественную мелодию Гимна Российской Федерации.

Гимн принято исполнять стоя.

Гимн в торжественных случаях

Кто является главой нашего государства?

Назовите столицу России, покажите ее на карте

Достопримечательности нашей страны

Какие русские военачальники, писатели, композиторы, художники вам известны?

Можно ли сказать, что эти люди являются гордостью России? Почему?

Работа с портретами

Назовите известных вам героев России

Что вам известно о защитниках нашей родины?

Работа с портретами

Подведение итогов беседы

Мир, который нас окружает

Работа по учебнику

Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся: стр. 4-5.

Выборочный пересказ текста (по заданию учителя).

Взаимосвязь духовного мира и человека

Культурные традиции

Духовные ценности

Работа с учебником

Но важнее всего — общие ценности, духовные традиции. Человек остается человеком, пока он ценит и бескорыстно заботится о близком ему человеке, других людях, об интересах народа и Отечества.

И Родину, и ценности ты получаешь в дар от предшествующих поколений. Ценности живут в духовных традициях. Вне традиций они погибают, словно растение, которое выдернули из почвы. Источник ценностей понимается по-разному.

Верующие убеждены, что ценности люди получают от Бога. Бог дает людям нравственный закон  — знание о правильной жизни, о том, как избежать зла, страха и болезней и даже смерти, не причинять вред другим, жить в любви, гармонии и согласии с людьми и окружающим миром.

Люди, которые не придерживаются определенной религии, считают, что ценности  — это самые важные знания о жизни, которые младшие получают от старших, а те – от еще более старших и опытных поколений.

Такая передача ценностей, или традиция, происходит в семье. Вспомни, родители часто говорят тебе о том, что следует одеваться по погоде, соблюдать правила гигиены, избегать опасных ситуаций. Почему? Потому что, если ты не будешь соблюдать эти простые правила, то может возникнуть угроза для твоего здоровья. Так происходит не только в семье, но и в обществе.

Ценности  — это простые правила общественного поведения.

Они предостерегают нас от таких отношений с людьми, которые могут причинить боль и страдания. Подобно родителям, старшие поколения заботятся о младших и передают им свой духовный опыт, полученный ими, в свою очередь, от предыдущих поколений.

Откуда бы ни происходили ценности, все люди убеждены в их исключительной важности для жизни. Без ценностей жизнь человека обесценивается, теряет смысл.

Главная ценность России  — люди, их жизнь, труд, культура. Важнейшие ценности человека — семья, Отечество, Бог, вера, любовь, свобода, справедливость, милосердие, честь, достоинство, образование и труд, красота, гармония.

Чтобы открыть для себя эти и другие ценности, надо войти в определенную духовную традицию. Духовные традиции позволяют человеку различать добро и зло, хорошее и плохое, полезное и вредное. Духовным можно назвать человека, который следует этим традициям: любит свою Родину, свой народ, родителей, бережно относится к природе, добросовестно учится или работает, уважает традиции других народов. Духовного человека отличает честность, доброта, любознательность, трудолюбие и другие качества. Жизнь такого человека наполнена смыслом и имеет значение не только для него самого, но и для других людей. Если человек не следует этим традициям, то ему приходится учиться на своих ошибках.

Наше Отечество богато своими духовными традициями. Россия стала такой большой и сильной именно потому, что она никогда не запрещала людям быть разными. В нашей стране всегда считалось естественным, что ее граждане принадлежат к разным народам и религиям.

Ты выбрал для изучения одну из величайших духовных традиций России. Другие ребята, чьим семьям ближе другие религиозные или светские традиции, существующие в нашем Отечестве, будут знакомиться со своей культурой. Жизнь России и каждого из ее граждан основана на многообразии и единстве великих духовных традиций. Внимательно изучай традицию своей семьи. Не забывай делиться полученными ценностями с другими людьми  — чем больше отдаешь, тем больше получаешь. Помни, что у разных людей могут быть разные святыни и надо быть осторожным, чтобы не обидеть другого человека. Святыни другого человека могут вначале казаться для тебя непонятными, но топтать их нельзя! Эти ценности ты откроешь для себя в будущем.

Мальчуган лучи ласкал,
Весь купаясь в свете,
Пламя солнца целовал
На паркете.
Я случайно встал на круг
Солнечного блеска.
И заплакал мальчик вдруг
В три ручья, по-детски.
Что с тобою?  — я спросил.
Он сказал:  — Я видел,
Ты на солнце наступил,
Солнышко обидел.
Я его поцеловал
И теперь уж знаю:
Если на пол луч упал,
Я не наступаю.
(Александр Солодовников)

urokidelai.ru

Конспект урока по ОРКСЭ. РАЗРАБОТКИ ПЕРВОГО УРОКА «РОССИЯ – НАША РОДИНА»

РАЗРАБОТКИ ПЕРВОГО УРОКА «РОССИЯ – НАША РОДИНА»

Бойцовой Марии Николаевны учителя начальных классов

Задачи урока

— в области ценностей: приобщить к общечеловеческим ценностям как условию к духовно-нравственного развития ребёнка

— в области знаний: познакомить с отдельными эпизодами истории России, ее символами и великими людьми, раскрыть понятия патриот, Россия, Родина, Отечество, президент, столица.

Краткое описание последовательности этапов урока.

Виды деятельности: беседа, комментированное письмо, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка рассказа.

Этапы: 1. Организация деятельности учащихся. 2. Путешествие по станциям (работа в группах, индивидуально). 3. Рефлексия. 4. Домашнее задание.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя. Сегодня мы с вами начинаем изучение курса «Основы светской этики». Из содержания учебника прочитайте, какие темы мы будем изучать в этом курсе. При изучении курса нам помогут учебные пособия: красочный учебник, книга для родителей, диск с тестовыми и домашними заданиями. Откройте с. 4 учебника и прочитайте тему урока. Запишите тему урока. Сегодня мы будем путешествовать по станциям нашей Родины. Основополагающий вопрос: Что объединяет всех нас? На этом уроке мы раскроем смысл понятий Родина, Россия, Отечество, патриот, столица, президент, государственные символы. Что такое духовный и материальный мир. Культурные традиции.

2. Новый материал «Путешествие по станциям”

Первая станция «История страны, в которой мы живем»

Как называется наша страна, в которой мы живем? Откуда появилось название – «Россия»? В стародавние времена ее называли Русью. Слово Русь как полагают, ученые произошло от слова «русло». Русло-это ложе реки, по которому она течет меж берегов. Какое ещё есть название у нашей страны, России?

Показ по карте. Россия, Российская Федерация – необъятная страна. Ее площадь составляет 17 миллионов квадратных километров. Представьте, что если мы путешествуем с севера на юг, то мы преодолеем расстояние около четыре тысяч километров. А если мы пролетим с запада на восток, то в пути будем около12 часов, пролетев над просторами десять тысяч километров.

Прочитайте в учебнике о понятиях Отечество, патриот, Родина. Как вы сами понимаете смысл этих слов?

Вторая станция «Символы России»

С символами мы встречаемся в жизни постоянно. Символ — это изображение фигур или предметов, выражающих особый смысл. Это условное обозначение какого-либо понятия. К примеру, проходя мимо дома, на котором изображен красный крест, мы сразу понимаем, что это больница. На светофоре загорелся световой сигнал «зеленый человек», это означает, что путь для пешеходов свободен. Все это — символы.

Свои собственные символы могут иметь различные организации: учебные заведения, спортивные общества, города. В прошлом у каждого российского города был свой герб. Он рассказывал о самом главном в судьбе города, о его внешнем облике, об обычаях его жителей. Рассказ велся на языке символов — сказочных и настоящих фигур и предметов, расположенных на гербе с особым смыслом. Флаг, герб, гимн — официальные государственные символы, означающие суверенитет (независимость) государства.

Сообщение делает подготовленный ученик на тему «Герб России»: Расположение и цвет символов на гербах объясняет специальная наука — геральдика. Герб России представляет собой темно-красный щит, на котором изображен золотой двуглавый орел. На груди орла помещен герб Москвы, он тоже имеет форму щита. Это означает, что Москва — столица могучего Российского государства. Правой лапой орел сжимает скипетр, в левой лапе — держава, над головой орла мы видим корону. Скипетр — это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена корона, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации и независимость ее от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица — на солнце. На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке — серебряное копье, которое помогло ему победить змея. Черный змей — это символ зла. Он повержен героем. Верный конь топчет змея-дракона копытами. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

Задаются вопросы и задания группам: Кто изображен на гербе России? Очертания какого старинного доспеха напоминают герб? Что вы можете рассказать об орле? Назовите цвета герба.

Сообщение делает подготовленный ученик на тему «Флаг России».

Флаг, как и герб, — отличительный знак, символ государства. Наличие флага указывает на полную независимость государства от других государств, на его самостоятельность.

Кремль — место работы Президента Российской Федерации. Над зданием Большого Кремлевского дворца поднят государственный флаг России. Флаг состоит из трех полос одинаковой ширины. Верхняя полоса — белая, средняя — синяя, нижняя — красная.

В России эти цвета почитались издавна и имели свои символические значения: белый — благородство, синий — честность, красный — смелость и великодушие.

Бело-синий-красный флаг впервые дал русскому флоту и армии царь Петр I. Расположение полос отражало древнерусское понимание мира:

внизу — мир физический (природный) красный; выше — небесно-голубой;

еще выше — мир духовный, белый.

Цвет первых стягов славян был красным. Этот цвет наиболее заметный и яркий. На Руси все самое красивое называли красным (красна девица, красно солнышко, Красная площадь и т.д.).

Задаются задания группам: раскрасить флаг России; объяснить, что означают цвета флага; зачем нужен флаг; где его можно увидеть.

Сообщение делает подготовленный ученик на тему «Гимн России».

Гимн — это торжественная песня, славящая кого-либо. При исполнении гимна люди обычно встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит. Государственный гимн исполняется в особо торжественных случаях, например при награждении победителей международных спортивных соревнований.

Звучит запись Гимна России.

По группам ученики выполняют задания к текстам Гимна России:

Назовите авторов стихов и музыки гимна России. В каких случаях исполняют гимн России? Какие слова гимна выражают чувство гордости за Родину? Какие поэтические слова нашел автор, чтобы изобразить величие и бескрайность нашей Родины?

Подводятся итоги выполнения задания по группам. Всех учащихся благодарят за труд.

Третья станция «Столица России»

Назовите главный город в нашей стране? Покажите его на карте.

В одной из летописи написано: «Князь великий Юрий Долгорукий взошел на гору и обозрел с неё очами по обе стороны Москвы-реки и за Неглинкою, и возлюбил сёла оны, и повелел на месте том вскоре соделати мал деревян град, и прозвал его званием реки тоя Москва-град».

Нет тебя на свете равных,

Стародавняя Москва!

Блеском дней, вовеки славных,

Будешь ты всегда живая!

Расширяясь, возрастая,

Вся в дворцах и вся в садах,

Ты стоишь, Москва святая,

На своих семи холмах

Физкультурная минутка.

Четвертая станция «Мир человека».

Что же нас объединяет? Единая Родина. Это общая земля. Общая история. Общие законы. Общий язык. Но важнее всего – общие ценности, духовные традиции. Человек остается человеком, пока он ценит и бескорыстно заботится о близком ему человеке, других людях, об интересах народа и Отечества. И Родину, и ценности ты получаешь в дар от предшествующих поколений. Ценности живут в духовных традициях. Вне традиций они погибают, словно растение, которое выдернули из почвы. Источник ценностей понимается по-разному.

Главная ценность России – люди, их жизнь, труд, культура. Важнейшие ценности человека – семья, Отечество, Бог, вера, любовь, свобода, справедливость, милосердие, честь, достоинство, образование и труд, красота и гармония. Чтобы открыть для себя эти и другие ценности, надо войти в определенную духовную традицию. Духовные традиции позволяют человеку различать добро и зло, хорошее и плохое, полезное и вредное. Духовным можно назвать человека, который следует этим традициям: любит свою Родину, свой народ, родителей, бережно относится к природе, добросовестно учится или работает, уважает традиции других народов. Духовного человека отличает честность, доброта, любознательность, трудолюбие и другие качества. Жизнь такого человека наполнена смыслом и имеет значение не только для него самого, но и для других людей. Если человек не следует этим традициям, то ему приходится учиться на своих ошибках.

Наше Отечество богато своими духовными традициями. Россия стала такой большой и сильной именно потому, что она никогда не запрещала людям быть разными. В нашей стране всегда считалось естественным, что ее граждане принадлежат к разным народам и религиям.

Ты выбрал для изучения одну из этих величайших духовных традиций России. Другие ребята, чьим семьям ближе другие религиозные или светские традиции, существующие в нашем Отечестве, будут знакомиться со своей культурой. Жизнь России и каждого из ее граждан основана на многообразии и единстве великих духовных традиций. Внимательно изучай традицию своей семьи. Не забывай делиться полученными ценностями с другими людьми – чем больше отдаешь, тем больше получаешь. Помни, что у разных людей могут быть разные святыни и надо быть осторожным, чтобы не обидеть другого человека. Святыни другого человека могут вначале казаться для тебя непонятными. Эти ценности ты откроешь для себя в будущем

Вопросы и задания

Посоветуйся с родителями, с другими взрослыми и назови несколько традиций, принятых вашей семье, в других семьях. Какие ценности лежат в основе семейных традиций?

Работа с. 4 в учебнике в парах: Прочитайте абзац 3,4,5 и выделите основные понятия. Что мы называем духовным и материальным миром. Как иначе называют духовный мир?

Понятия урока

Традиции от латинского tradere – передавать, то что, имеет большое значение для человека, но не создано им самим, а получено от предшественников, и в последующем будет передано следующему поколению.

Например, самые простые — поздравлять родных и близких с днем рождения, отмечать праздники и др.

Ценность – то, что имеет большое значение для человека и общества в целом. Например: отечество, семья, любовь, и др. – всё это ценности.

Духовные традиции – ценности, идеалы, жизненный опыт, передаваемые от одного поколения к другому.

7.Домашнее задание.

Приготовить рассказ о традициях в ваших семьях.

III. Рефлексия

1

7

3

2

8

5

9

6

4

1000

11

Разгадать кроссворд

По горизонтали:

3. Имя воина, изображённого на гербе России.

7. Как называют воина, который сражается на коне.

9. Столица нашей Родины.

10. Главный символ (эмблема) любого государства.

11. Какого цвета щит на гербе России?

По вертикали:

1. Золотой шар с крестом наверху.

2. Птица, изображённая на Российском гербе.

4. Как иначе называется флаг?

5. Какой цвет имеет средняя полоса на флаге России?

6. Жезл – символ власти – это…

8. Сколько голов у орла на гербе России?

10. Торжественная песня – символ государства.

Используемый учебный материал

Конституция Российской Федерации

Большая серия знаний. Страны. Народы. Европа и Россия. Составил: В.Б. Новичков- М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги» , 2005, 128 стр.

Я познаю мир: Религии: Дет. Энциклопедия/ Автор составитель О.А. Могила, С.В. Чумаков.- М: ООО «Издательство АСТ»: ООО» Агентство «КРПА Олимп», 2002.

Религия народов мира энциклопедия, М.:ОООТД Издательство «Мир книги», 2007, 128с.

Кудрявцева Т.А., «Я живу в России!» книга для семейного чтения, М.: Просвещение; СПБ: СпецЛИТ, 2001, 143с.

Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 класс учебное пособие, М.: Просвещение, 2010 Электронное приложение к учебнику (диск).

globuss24.ru

Конспект урока по ОРКСЭ "Россия- наша Родина"

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Новая Порубежка Пугачевского района Саратовской области»»

Конспект урока

ПО ТЕМЕ «РОССИЯ – НАША РОДИНА»

МОДУЛЯ «ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР» КУРСА ОРКСЭ

Составитель: Позднякова Валентина Васильевна,

учитель начальных классов

2017-2018 уч.год

Урок составлен по учебнику А. Л. Беглова, Е. В. Саплиной «Основы Основы духовно-нравственной культуры народов России.. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы», Просвещение, 2012.

Предмет: Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)

Блок: Основы мировых религиозных культур

Урок 1. Россия – наша Родина

Планируемые результаты:

  1. Личностные результаты:

  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

  1. Метапредметные результаты:

  1. познавательные:

  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  1. регулятивные:

  1. коммуникативные:

  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную.

  1. Предметные результаты:

  • формирование представлений о духовном и материальном мире, о культурных традициях, формирование понятия «Россия – наш общий дом», «Многонациональное государство»;

Цель: формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов через знакомство с понятиями «культурные традиции», «материальный мир», «духовный мир», «Россия – наш общий дом», «Многонациональное государство».

Уровни усвоения:

Оборудование:

мультимедиапроектор, компьютер, презентация к уроку, экран, учебное пособие А.Л.Бегловой, Е.В.Саплиной «Основы мировых религиозных культур»

Ход урока

I. Организация деятельности учащихся (2 мин).

Слайд 1

- Сегодня мы начинаем изучать новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроках?

Слайд 2

Знакомство с учебником.

Рассмотрите учебник. Его содержание.

-Как называется учебник? В чём сходство и различие в названии нового предмета и названии учебника?

Ученики высказывают предположения.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

II. Подготовка к изучению нового материала (5 мин)

Слушание аудиозаписи стихотворения И. Никитина «Русь».

- Послушайте аудиозапись. О чём пойдёт речь на уроке?

- Как называется наша Родина? (Россия, Российская Федерация.)

Слайд 3

Рассмотрите карту мира. Можете ли вы показать Россию на карте? Что бросается в глаза при внимательном рассмотрении? (Россия занимает огромное пространство).

Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы, которая проходит и по суше, и по воде. На поезде нужно ехать целую неделю, а на самолёте целый день.

Слайд 4

- Кто является главой государства в России? (Президент)

- Какой город считается столицей России? (Москва)

Символ столицы- Кремль, где работает правительство нашей страны.

Слайд 5

-Какие символы России вы знаете? (Герб, флаг, гимн)

Герб – это отличительный знак государства, города, рода. Слово «герб» в переводе означает «наследство». В нём отражена история. Давайте рассмотрим наш герб. Что на нём изображено? Золотой двуглавый орёл изображён на фоне щита красного цвета. Правой лапой орёл сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головами орла мы видим короны. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти.

Ещё одним символом нашего государства является флаг.

Наш российский флаг – трёхцветный. Цвету придаётся особый смысл:

Белый

infourok.ru

Урок "Россия - наша Родина" ОРКСЭ

Конспект урока по ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры»

4 класс

Тема урока: «Россия – наша Родина»

Цель урока: формировать представления детей о России, как общей Родине всех россиян.

Задачи урока:

  • Познакомить с понятиями Россия, Родина, Россия – наша Родина

  • Формировать представление о размерах и красоте просторов России.

  • Воспитывать любовь к Родине.

  • Формировать понимание исторического и культурного единства России.

  • Обогащать, закреплять, активизировать историко-культурологический словарь школьников.

Словарь урока: Россия, Родина – мать, Отечество

Ход урока

I ОНУ

Эмоциональный настрой на урок.

II Мотивация к учебной деятельности

В этом учебном году, вы, ребята, как и многие ваши сверстники во всех уголках нашей необъятной Родины – России, начинаете изучать новый интересный предмет «Основы религиозных культур и светской этики».

- А что именно можно будет изучить на этих урока? Предположите?

-Мы отправимся с вами в удивительное путешествие. Вспомните, как правильно вести себя во время путешествия?

Просмотр фильма «С чего начинается Родина»

- В одном из стихотворений Б.Пастернака Есть такие строки:

Обозы тяжелые двигая,

Раскинувши нив алфавиты,

Россия раскрытою книгою

Как бы посередине открыта.

И вдруг она пишется заново

Ближайшею первой метелью,

Вся в росчерках полоза санного,

И белая, как рукоделье.

- Давайте сегодня вновь перелистаем эту великую книгу и признаемся в любви своей Родине – России!

- Что значит Родина? Как еще мы ее называем?

Что значит родина моя? –

Ты спросишь, я отвечу:

- Сначала тропочкой земля

Бежит тебе навстречу

Потом тебя поманит сад

Душистой веткой каждой.

Потом увидишь стройный ряд

Домов одноэтажных.

Потом – пшеничные поля

От края и до края,

Все это – Родина твоя,

Земля твоя родная.

Чем старше станешь и сильней,

Тем больше пред тобою

Она заманчивых путей

Доверчиво откроет.

Н.Поляков

III. Объяснение нового материала

- Ребята, а откуда появилось название – Россия?

В стародавние времена нашу Родину называли Русью. Слово «Русь», как полагают учёные произошло от слова «русло». Русло – это ложе реки, по которому она течёт меж берегов. Русь – страна рек и озёр. Русь, Россия – светлое место. Это страна света, солнца, добрых людей.

- Ребята, скажите, мы с вами разные? А что в нас есть общего? Что нас объединяет?

- Чем Россия является для каждого из нас?

У вас на столе лежат листочки с заданиями.

Прочитайте первое задание. Соберите пословицы о Родине.

Ищи добра на стороне,

одна у него и Родина

Одна у человека мать,

а дом люби по старине.

Везде хорошо,

там и слыть.

Где жить,

но милее Родины нет.

- Как вы считаете, какая пословица может стать девизом нашего урока?

Чтение текста в учебнике, анализ прочитанного.

- Как понимаете, что такое духовный мир человека?

- Что важнее: материальные или духовные ценности?

- Что такое традиция?

- Что можно передавать?

Выполнение задания на листочке. Из предложенного списка выбрать и подчеркнуть духовные ценности.

Семья, автомобиль, аквариум, квартира, доброта, любовь, мир, дом, книги, чуткость, взаимопонимание, терпение, компьютер, честность, телевизор, красота, игрушки, деньги, милосердие, сострадание.

- Ребята, скажите, а существует ли рецепт счастья?

Чтение рассказа К.Д.Ушинского «Наше Отечество»

Наше Отечество, наша Родина- матушка Россия. Отечеством мы зовём её потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное. Матерью- потому, что она вскормила своими водами, выучила своему языку и, как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов… Много есть на свете хороших государств, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

- Почему К.Д.Ушинский называет Россию матерью?

- Какими ещё словами мы можем назвать Россию?

Игра «Кто больше?» Подобрать синонимы к слову Родина.

- Ребята, вы любите свою маму?

- А свою Родину? Что это значит?

- Что вы еще знает о России? (Россия – многонациональное государство. На её территории проживают народы, которые исповедуют разные религии.)

- Какой вывод сделаем? (Религии разные, а страна одна. Языки разные, ремесла, традиции, люди разные, а страна одна)

- Что же объединяет все народы? (Любовь)

- Без любви нет мира, нет успеха, нет счастья.

Просмотр клипа песни О.Дубовой «Родина моя»

V. Рефлексия

- Нарисуйте самый красивый, по - вашему мнению, уголок Родины.

- Закрасьте, пожалуйста, кружок жёлтым цветом те, кто смог бы рассказать своим товарищам в классе, что такое Родина, Отечество. Остальные – закрасьте кружок зелёным цветом.

infourok.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о