Осенний лес композиция – – 񻠗 (, ). ,

План-конспект урока по технологии (1 класс) на тему: Конспект урока по технологии Композиция «Осень в лесу». Коллективная работа.

Тема : Композиция  «Осень в лесу».  Коллективная работа.

Цели:

  • организация  коллективной творческой деятельности, изготовление проекта, развитие творческих способностей учащихся, воспитание умения работать в коллективе;

Задачи:

  • обобщение умения выполнять мозаику из обрывков бумаги, самостоятельно строить узор;
  • закрепление правил и приёмов рациональной разметки, закрепление и совершенствование приёмов работы с клеем, обучение детей составлению композиции на заданную тему;
  • привитие любви к природе, воспитание аккуратности, точности, терпеливости, бережного отношения к расходуемому материалу;
  • продолжение работы по развитию логического мышления, памяти, пространственного воображения, развитие глазомера, моторики рук;

Тип урока: урок – обобщение.

Форма урока: урок- проект (2часа)

   

Оборудование:

  • грамзапись П И Чайковского « Октябрь», иллюстрации с пейзажами осенней природы, технологическая карта.

Материалы и инструменты:

  • цветная бумага и картон, простой карандаш, ножницы, клей, лист ватмана.

Словарная работа:

  • аппликация, композиция, пейзаж, шаблон.

                                                      Ход урока.

I Организация класса.

  1. Организация рабочего места.

II Постановка задачи.

Учитель:

                        Я нынче повстречала Осень,

                                     Внимая свисту

                                    Малых птах,

                       Она бродила между сосен

                                    С травинкой

                               В молодых зубах.

                      А на платке её зелёном

                     Чуть золотилась бахрома.

                    Мне , улыбнувшись, удивлённо,

                          Она сказала: «Вот и я!»

    Осень – прекрасное время года. Сколько радости она дарит человеку. Её красота вдохновляла поэтов и композиторов на самые чарующие слова и звуки. А теперь представьте на миг, что мы очутились в лесу в пору золотой осени.

(На доске иллюстрации с пейзажами на тему «Осень». Звучит пьеса П И Чайковского «Октябрь».)

       

     Что-то грустное и прощальное  слышится в осеннем лесу. Чист и прозрачен воздух, прозрачна холодная вода в реке. Тихо в лесу, только шуршит под ногами опавшая листва.

Ученик.                         Лес, точно терем расписной,

                                      Лиловый, золотой, багряный.

                                       Весёлой пёстрою стеной

                                       Стоит над светлою поляной.

                                       Берёзы жёлтою резьбой

                                       Блестят в лазури голубой.

                                       Как вышки, ёлочки темнеют,

                                       А между клёнами синеют

                                       То тут, то здесь в листве сквозной

                                       Просветы в небе, что оконца.

                                       Лес пахнет дубом и сосной.

                                                                   И. Бунин

Учитель. Сегодня мы будем создавать проект. Проект – это то, что сначала придумывается и разрабатывается, а потом воплощается в жизнь.

   Конструктор придумывает, например, новую машину, потом делает эскизы, расчёты. А потом чертежи машины. И уже по этим чертежам изготавливают машину. Архитектор, получив заказ, к примеру, на здание школы, придумывает свой проект, делает рисунки и эскизы, решает, из какого материала строить. Потом делает расчёты, чертежи и по ним строит школу.

    Мы будем делать все вместе одну композицию «Осень в лесу». В декоративной работе композицией называется расположение отдельных элементов, разных по величине и форме, составляющих вместе единое целое.

III Обсуждение темы  и способа работы.

    Композицию мы будем делать способом мозаики из обрывков бумаги. Что есть в лесу? (Деревья , грибы и кустарники.)

    Для нашей работы мы будем использовать силуэты различных деревьев. Какого цвета будут ваши деревья? (Ответы детей.)

    Послушаем подсказку ёлочки: «Каждую осень в день моего рождения деревья дарят мне подарки. Осина дарит красные фонарики, Клён роняет оранжевые звёздочки, ива засыпает золотыми рыбками, берёза – жёлтыми корабликами. И стою я нарядная, разноцветная.»

IV Распределение работы.

     (Дети распределяют, кто какие деревья будет делать, кто-грибочки, фон композиции.))

V Физминутка.

                                   

                                    Ветер дует нам в лицо-

                                    Закачалось деревцо.

                                    Ветер тише, тише, тише,

                                    Деревцо всё ниже, ниже.

VI Практическая  работа.

          Давайте повторим правила  техники безопасности (таблица)

  • Какие правила нужно соблюдать при работе с ножницами?
  • Как нужно расходовать бумагу?
  • Как правильно работать с клеем?

(Далее идёт самостоятельная работа с использованием технологической карты).

                             Технологическая карта.

                       

                                                        Порядок работы.

Изготовление дерева.

Изготовление грибов.

  1. Обведи шаблон.

.

2.Определи цвета, подбери цветную бумагу.

3.Намажь ствол небольшими участками клеем.

3.Намажь ножку гриба клеем.

4.Нарви мелко бумагу, наклей.

4.Нарви мелко бумагу, наклей.

5. Также наклей разноцветные листья.

5. Также наклей на шляпку гриба.

6. Вырежь аккуратно.

6. Вырежь аккуратно.

 

VI  Сборка  проекта.

Учитель: Теперь соберём наш проект. В аппликации должна выделяться главная фигура,, которая больше по размеру. Как зависит размер фигуры от того, ближе или дальше находится предмет?

(Дети сами собирают проект, располагая и наклеивая деревья и грибы на ватман.)

VII Итог уроков.

  • Посмотрите, какая композиция у нас получилась? (Красивая.)
  • Похожа она на осень в лесу? (Да.)
  • А почему она получилась красивая? ( Мы работали вместе.)
  • Какие вы знаете приметы осени? (Жёлтые листья, становится холоднее, птицы улетают на юг и т. д.)
  • Объясните значения слов аппликация, композиция. шаблон.
  • Вот и закончилась наша встреча с осенним лесом. Красив и богат наш лес. Надо постараться, чтобы таким он был всегда. Закончим наш урок словами поэта

       Р, Рождественского:

                            Все деревья в  нём, ягоды, травы

                            Нам на пользу, друзья , взращены.

                            Каждый куст берегите, ребята.

VIII  Уборка рабочих мест.

       

nsportal.ru

Осенний лес: поделки из природных материалов

В садике нам дали задание: изготовить для выставки поделок из природных материалов композицию на тему «Осенний лес». Снабдили крышкой от обувной коробки и попросили придумать что-то интересное! Ну а мы выдумывать любим, особенно поделки! И вот что у нас получилось: настоящий осенний лес, полный всякой живности – птичек, ёжиков, жучков, даже с оленем, деревьями и озером! И практически всё сделано из природных материалов, на которые щедра осень. Хотите мастерить с нами? Делимся идеями!

Что нужно:

  • Основа – крышка от картонной коробки;
  • Осенние листья;
  • Пластилин;
  • Шиповник;
  • Рябина;
  • Грецкие орехи;
  • Сухие веточки;
  • Кленовые крылатки;
  • Ракушки;
  • Каштаны;
  • Спички;
  • Перец-горошек;
  • Силиконовый универсальный клей;
  • Шило;
  • Фольга;
  • Цветной картон.

Как сделать композицию Осенний лес из природных материалов:

Подготовим основу для поделки, на которой будет размещаться вся композиция. Заклеим картонную коробку с низкими бортиками цветной бумагой или картоном, а сверху приклеим кленовые листья. Лучше, если листья будут высушенные заранее – тогда они не станут скручиваться со временем, и Ваша поделка будет долго красоваться на выставке в садике.

На основу крепим с помощью пластилина «деревья», мы их сделали из сухих бурьянов. Приклеили к веточкам ягодки рябины – получилась лесная яблонька!

А теперь нам нужны лесные жители. Пофантазируйте немного – и Ваш лес будет полон народу!

Из шиповника и пластилина получаются вот такие снегири – яркие, как огоньки! Глазки у них из перца-горошка, а держатся они на веточках с помощью клея:))

А вот ещё птичка – из пластилина и кленовой крылатки. Из летучки получаются чудесные крылья!

Из половинки скорлупы ореха мы сделали божью коровку. А можно и черепашку, если это тропический лес:)

А из ракушек и пластилина можно сделать шикарных лебедей! Смотрите: скатываем из пластилина колбаску, изгибаем – это шея; из большого кусочка лепим туловище, а из маленького – клювик. Крепим клювик и глазки к голове; шею и крылья из ракушек – к туловищу.

Вот какие красивые лебеди получаются!

А вот детский дизайн:)

Мы пустили их в «озеро» из фольги от шоколадки.

А потом ещё поставили среди нашего леса оленя из каштанов и ёжиков из пластилина и макаронных изделий.

А ведь можно ещё много чего придумать! Из веточек, шишек, желудей! На нашем Детском сайтике Вы можете посмотреть, что можно соорудить из каштанов. Интересно, а какие фантазии на тему осеннего леса есть у Вас?

(Прочитано 1 раз, 1 визитов сегодня)

detskiy-saytik.ru

Композиция «Осень в лесу». Коллективная работа.

Тема : Композиция «Осень в лесу». Коллективная работа.

Цели:

  • организация коллективной творческой деятельности, изготовление проекта, развитие творческих способностей учащихся, воспитание умения работать в коллективе;

Задачи:

  • обобщение умения выполнять мозаику из обрывков бумаги, самостоятельно строить узор;

  • закрепление правил и приёмов рациональной разметки, закрепление и совершенствование приёмов работы с клеем, обучение детей составлению композиции на заданную тему;

  • привитие любви к природе, воспитание аккуратности, точности, терпеливости, бережного отношения к расходуемому материалу;

  • продолжение работы по развитию логического мышления, памяти, пространственного воображения, развитие глазомера, моторики рук;

Тип урока: урок – обобщение.

Форма урока: урок- проект (2часа)

Оборудование:

  • грамзапись П И Чайковского « Октябрь», иллюстрации с пейзажами осенней природы, технологическая карта.

Материалы и инструменты:

  • цветная бумага и картон, простой карандаш, ножницы, клей, лист ватмана.

Словарная работа:

  • аппликация, композиция, пейзаж, шаблон.

Ход урока.

I Организация класса.

  1. Организация рабочего места.

II Постановка задачи.

Учитель:

Я нынче повстречала Осень,

Внимая свисту

Малых птах,

Она бродила между сосен

С травинкой

В молодых зубах.

А на платке её зелёном

Чуть золотилась бахрома.

Мне , улыбнувшись, удивлённо,

Она сказала: «Вот и я!»

Осень – прекрасное время года. Сколько радости она дарит человеку. Её красота вдохновляла поэтов и композиторов на самые чарующие слова и звуки. А теперь представьте на миг, что мы очутились в лесу в пору золотой осени.

(На доске иллюстрации с пейзажами на тему «Осень». Звучит пьеса П И Чайковского «Октябрь».)

Что-то грустное и прощальное слышится в осеннем лесу. Чист и прозрачен воздух, прозрачна холодная вода в реке. Тихо в лесу, только шуршит под ногами опавшая листва.

Ученик. Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный.

Весёлой пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой.

Как вышки, ёлочки темнеют,

А между клёнами синеют

То тут, то здесь в листве сквозной

Просветы в небе, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной.

И. Бунин

Учитель. Сегодня мы будем создавать проект. Проект – это то, что сначала придумывается и разрабатывается, а потом воплощается в жизнь.

Конструктор придумывает, например, новую машину, потом делает эскизы, расчёты. А потом чертежи машины. И уже по этим чертежам изготавливают машину. Архитектор, получив заказ, к примеру, на здание школы, придумывает свой проект, делает рисунки и эскизы, решает, из какого материала строить. Потом делает расчёты, чертежи и по ним строит школу.

Мы будем делать все вместе одну композицию «Осень в лесу». В декоративной работе композицией называется расположение отдельных элементов, разных по величине и форме, составляющих вместе единое целое.

III Обсуждение темы и способа работы.

Композицию мы будем делать способом мозаики из обрывков бумаги. Что есть в лесу? (Деревья , грибы и кустарники.)

Для нашей работы мы будем использовать силуэты различных деревьев. Какого цвета будут ваши деревья? (Ответы детей.)

Послушаем подсказку ёлочки: «Каждую осень в день моего рождения деревья дарят мне подарки. Осина дарит красные фонарики, Клён роняет оранжевые звёздочки, ива засыпает золотыми рыбками, берёза – жёлтыми корабликами. И стою я нарядная, разноцветная.»

IV Распределение работы.

(Дети распределяют, кто какие деревья будет делать, кто-грибочки, фон композиции.))

V Физминутка.

Ветер дует нам в лицо-

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише,

Деревцо всё ниже, ниже.

VI Практическая работа.

Давайте повторим правила техники безопасности (таблица)

  • Какие правила нужно соблюдать при работе с ножницами?

  • Как нужно расходовать бумагу?

  • Как правильно работать с клеем?

(Далее идёт самостоятельная работа с использованием технологической карты).

Технологическая карта.

Порядок работы.

Изготовление дерева.

Изготовление грибов.

  1. Обведи шаблон.

.

2.Определи цвета, подбери цветную бумагу.

3.Намажь ствол небольшими участками клеем.

3.Намажь ножку гриба клеем.

4.Нарви мелко бумагу, наклей.

4.Нарви мелко бумагу, наклей.

5. Также наклей разноцветные листья.

5. Также наклей на шляпку гриба.

6. Вырежь аккуратно.

6. Вырежь аккуратно.

VI Сборка проекта.

Учитель: Теперь соберём наш проект. В аппликации должна выделяться главная фигура,, которая больше по размеру. Как зависит размер фигуры от того, ближе или дальше находится предмет?

(Дети сами собирают проект, располагая и наклеивая деревья и грибы на ватман.)

VII Итог уроков.

  • Похожа она на осень в лесу? (Да.)

  • А почему она получилась красивая? ( Мы работали вместе.)

  • Какие вы знаете приметы осени? (Жёлтые листья, становится холоднее, птицы улетают на юг и т. д.)

  • Объясните значения слов аппликация, композиция. шаблон.

  • Вот и закончилась наша встреча с осенним лесом. Красив и богат наш лес. Надо постараться, чтобы таким он был всегда. Закончим наш урок словами поэта

Р, Рождественского:

Все деревья в нём, ягоды, травы

Нам на пользу, друзья , взращены.

Каждый куст берегите, ребята.

VIII Уборка рабочих мест.

kopilkaurokov.ru

Урок изо на тему "Прогулка в осенний лес"

Тема: «Прогулка в осенний лес» (акварель).

Цель: создание условий для развития творческих способностей.

Задачи:

  1. Формировать умение изображать осенний пейзаж.

  2. Развивать творческое воображение, умение работать с кистью, смешивать цвета; мелкую моторику руки, устную доказательную речь, внимание.

  3. Воспитывать коммуникативные навыки, любовь к природе, интерес к познанию окружающего мира.

Тип урока: комбинированный

Наглядность: картины с изображением осеннего пейзажа; схемы «Линия горизонта», тучки и солнышки, грибы, слайды с изображением осеннего пейзажа, напечатанные на листах стихотворения об осени, музыкальная композиция П.И. Чайковского «Времена года», спокойная музыка.

Методы: словесный, наглядный практический.

Форма работы: групповая

Ход урока.

Прозвенел для вас звонок

Начинаем наш урок!

На меня все посмотрели

И за парты тихо сели.

Предлагает выбрать тучку или солнышко

Приветствуют учителя

Выбирают

Делятся на группы

Тучки и солнышки

Объявление темы, ПУЗ

Предлагает закрыть глаза и представить, что они отправились на прогулку в осенний лес.

- Что видите? Опишите

- Чем будем заниматься на уроке?

Формулирует тему урока: композиция «Прогулка в осенний лес»

- что такое «Композиция»?

Предлагает поставить УЗ: учиться изображать осенний пейзаж акварельными красками

Закрывают глаза

Делятся впечатлениями

Отвечают

Построение

Формулируют

Музыкальное сопровождение

(спокойная музыка)

На мониторе написана УЗ

Вводная беседа

Дид. игра

Физминутка

Зачитывает стих об осени

Проводит беседу:

- Назовите признаки осени.

- Какая бывает осень?

- Вам нравится осень?

- Как вы думаете, что обозначают ваши выбранные изображения? Как их связать с осенью? Поставьте УЗ вашей группы

- Какие цвета у весёлой осени?

- У грустной?

Осень – любимое время года многих художников, композиторов, писателей, поэтов. Ей посвящено много картин, стихов, музыкальных произведений.

Предлагает послушать муз. произведение П.И.Чайковского «Времена года. Осень»

Проводит беседу по прослушанному:

- характер музыки, темп

Предлагает прочитать предложенные стихи об осени и выбрать подходящие для группы

Предлагает просмотреть пейзажи известных художников

Проводит игру «Собери картину»

Отвечают на вопросы

Тучка – грустная осень, солнышко – весёлая

Ставят задачи:

изобразить грустную и весёлую осень

Называют цвета грустной осени: серый, синий, коричневый…

Весёлой осени: оранжевый, голубой, желтый

Слушают муз. произведение

Анализируют прослушанное

Читают стихи и выбирают подходящие

Рассматривают пейзажи

П.И.Чайковский Времена года

Стихи об осени (5 грустн., 5 весёл.)

Слайды с осенними пейзажами

Разрезанные картины (2шт)

Изучение нового материала

Практическая работа

Оценивание

Подведение итога урока.

Рефлексия

Объясняет этапы работы (инструктаж):

(линия горизонта)

- обр. внимание на использование цвета, получаемого путём их смешивания

- воздушная перспектива (закон)

Предлагает выработать критерии оценивания

= правильность (соблюд. правил и законов)

= эстетичность

= колорит

= старание

Предлагает выполнить работу под спокойную музыку

Предлагает выбрать 1 из стихов (подходящих) и зачитать в защиту своей работы

Предлагает оценить работу по критериям

Чему учились на уроке?

Предлагает приклеить грибы к картинам осени:

Понравилось – к весёлой осени

Не понравилось – к грустной осени

Внимательно слушают

Принимают активное участие

Работают

Защищают работы

Принимают участие в оценивании

отвечают

Приклеивают грибы

Схема «линия горизонта»

Легкая музыка

Критерии оценивания на мониторе

Изображения грибов

А.С. Пушкин

Октябрь уж наступил – уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад – дорога промерзает

Журча ещё бежит за мельницу ручей

А.Л. Плещеев

Скучная картина! Тучи без конца

Дождик так и льётся

Лужи у крыльца…

Чахлая рябина мокнет под окном

Смотрит деревушка сереньким пятном.

А.Л. Плещеев

Миновало лето, осень наступила

На полях и в рощах

Пусто и уныло

Птички улетели, стали дни короче

Солнышка не видно

Темны, темны ночи.

Новицкая Г.

Утором небо было хмурым

И казалось всё понурым

Осень очень любит плакать,

Дождиком на землю капать…

Г.Новицкая

Смотрите все: во всей красе

Несётся осень на лисе!

И где лиса махнёт хвостом

Рыжеет всё на месте том.

А.С. Пушкин

Октябрь уж наступил – уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад – дорога промерзает

Журча ещё бежит за мельницу ручей.

А.Л. Плещеев

Скучная картина! Тучи без конца.

Дождик так и льётся,

Лужи у крыльца…

Чахлая рябина мокнет под окном.

Смотрит деревушка сереньким пятном.

А.Л. Плещеев

Миновало лето, осень наступила

На полях и в рощах

Пусто и уныло.

Птички улетели, стали дни короче.

Солнышка не видно

Темны, темны ночи.

Новицкая Г.

Утором небо было хмурым

И казалось всё понурым

Осень очень любит плакать,

Дождиком на землю капать…

Г.Новицкая

Смотрите все: во всей красе

Несётся осень на лисе!

И где лиса махнёт хвостом

Рыжеет всё на месте том.

Л. Разводова

Закружился надо мной

Дождь из листьев золотой

До чего же он хорош!

Где такой ещё найдёшь…

Т.Бокова

Осень украшает

Разноцветною листвой.

Осень кормит урожаем

Птиц, зверей и нас с тобой!

И. Бунин

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной

А. С. Пушкин

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день…

Лесов таинственная сень

С печальным видом обнажалась.

Л. Разводова

Закружился надо мной

Дождь из листьев золотой

До чего же он хорош!

Где такой ещё найдёшь…

Т.Бокова

Осень украшает

Разноцветною листвой.

Осень кормит урожаем

Птиц, зверей и нас с тобой!

И. Бунин

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной

А. С. Пушкин

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день…

Лесов таинственная сень

С печальным видом обнажалась.

infourok.ru

Осенние композиции на любой вкус

Любое время года щедро дарит нам свои краски. Вот и осенние композиции смогут украсить не только нашу квартиру или офис, но и кафе, ресторан, клуб... Везде, где мы хотим чувствовать себя комфортно и расслабленно, следует использовать в декоре природные материалы.

Безусловно, проще всего это сделать дома. А вот для ресторана или кафе осенние композиции обычно разрабатывает флорист или профессиональный дизайнер. Тем не менее, само выполнение их не потребует больших временных или финансовых затрат. Ведь материалы можно найти даже в ближайшем парке.

Итак, что потребуется, чтобы наши осенние композиции украсили и оживили помещения, предназначенные для отдыха или работы? Они совсем не должны быть сложными. Все, что нужно - листья, веточки, шишки, кора деревьев, плоды - можно собрать в лесу или парке. Излишний декор - например, золочение или серебрение - совершенно не нужен. Из дополнительных материалов достаточно будет запастись красной и зеленой ленточками, тесьмой, блестками в спрее, клеем.

Осенние композиции сами по себе довольно ярки благодаря природным краскам. Веточки рябины с ягодами, хризантемы, засушенные летние цветы в сочетании со скромным декором цвета земли, с прозрачными стеклянными сосудами могут творить чудеса. Ярко и привлекательно смотрятся оранжевые коробочки физалиса, молодые шишки, желтые и зеленые желуди. В принципе, достаточно за основу взять несколько веток, сплести из них венок - и оригинальная и простая поделка - осенняя композиция - готова украсить любой интерьер.

Особенно важно создавать климат, ауру уюта и тепла в тех местах, куда приходят люди - в кафе, ресторанах, офисах. Клиентов подсознательно настроят на более позитивный лад спокойная музыка, запах кофе, осенняя композиция, фото которой мы представляем ниже. Кстати, кроме декоративных кустарников с ягодами, оригинально и привлекательно выглядят в букетах плоды яблок, каштаны, орехи, листья плюща. Осенние композиции можно размещать в стеклянных сосудах, в фарфоровых вазах и даже... в тыквах.

Хотя с этими плодами, в основном, ассоциируется Хэллоуин, их причудливая форма способствует тому, что флористы все чаще используют их в своих творениях. Засушенные ломтики фруктов, скорлупки всевозможных орехов, а также колосья пшеницы, ржи, декоративная кукуруза, подсолнухи, шишки - от ярких до приглушенных красок - выбор материалов как никогда огромен именно осенью. Расположите в центре свечи сдержанных бежевых или кремовых тонов.

Сама поделка - осенняя композиция - может находиться на большом блюде или в вазе, на куске древесной коры или декоративном подносе. Дополнительное раскрашивание не требуется, именно засушенные листья и цветы, с их очарованием увядания, придадут интерьеру неповторимый колорит. Если же вам хочется ярких акцентов, пригодятся веточки шиповника или гроздья рябины, подсолнухи и хризантемы.

Может быть, не очень оригинально, зато естественно и элегантно смотрятся осенние композиции с тростником. Они подойдут практически к любому интерьеру - от сдержанного классического до современного авангардного.

fb.ru

конспект урока станковой композиции на тему "Осенний пейзаж" (5 класс ДШИ)

МБОУ ДОД ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ

п.ЯСНОГОРСК

Предмет: станковая композиция

Преподаватель: Козлова Татьяна Геннадьевна, первая квалификационная категория

Класс: 5-ый

Тема: Осенний пейзаж

Цели:

Воспитательная: воспитание чувства любви, бережного отношения к окружающему миру; гармонически развитой личности; воспитание эстетических чувств через музыку, изобразительное искусство и литературу.

Обучающая: сформировать умение скомпоновать задуманное на выбранном формате; учить вести поиск решения в эскизе; закрепить полученные знания о свойствах пространства.

Развивающая: развитие навыков использования полученных знаний о свойствах пространства на практике; развитие графических навыков; развитие наблюдательности, пространственного и образного мышления.

Задачи:

  1. Научить изображать осенний пейзаж, используя собственные наблюдения и ранее полученные знания о свойствах пространства.

  2. Учить передавать с помощью цвета состояние природы осенью.

  3. Учить правильно выбирать формат в соответствии с задуманной композицией.

Методическое обеспечение:

Репродукции с изображением осеннего пейзажа, стихи Пушкина А.С. «Осень», Бунина И.А. «Листопад», цикл пьес Времена года, осенняя песнь «Октябрь» Чайковского П.И., «Времена года» (композиция «Осень») А. Вивальди., наглядные пособия «Построение пейзажной композиции», «Свойства пространства», «Этапы рисования дерева»

Оборудование и материалы:

- бумага формата А3

- простой карандаш, резинка

- краски: акварель, гуашь

- ноутбук, медиапроектор, музыкальный центр

Количество учебных часов: 2

План урока

  1. Организационная часть.

  2. Беседа об осени

  • Осень в литературе: прослушивание стихотворений;

  • Осень в творчестве художников – пейзажистов, просмотр репродукций, презентации по теме;

  • Осень в музыке: прослушивание музыки

  1. Практическая часть урока

  • Работа на композицией в карандаше, поиск решения в эскизах;

  • Выполнение эскиза в цвете.

  1. Заключительная часть

  • Анализ проделанной работы;

  • Домашнее задание;

  • Уборка рабочих мест.

Ход урока

  1. Организационная часть.

- отметить отсутствующих

- проверить готовность к уроку

  1. Беседа об осени

Наш сегодняшний урок я хотела бы начать со стихотворения Маргариты Алигер

Осень только взялась за работу,

Только вынула кисть и резец,

Положила кой-где позолоту,

Кое-где уронила багрец

И замешкалась,, будто решая, приниматься ей этак иль так?

То отчается, краски мешая, и в смущенье отступит на шаг…

То зайдется от злости и в клочья

Все порвет беспощадной рукой…

И внезапно, мучительной ночью,

Обретет величавый покой.

И тогда уж, сорвав воедино

Все усилья, раздумья, пути,

Нарисует такую картину, что не сможем мы глаз отвести!

В этом стихотворении поэтесса сравнивает осень с художницей, которая ищет все новые и новые краски для своей картины.

Вот так и мы сегодня постараемся изобразить осень, подбирая необычную осеннюю палитру.

Но прежде чем приступить к работе давайте поговорим об осени. Ведь это прекрасное время года привлекало и привлекает не только художников, но и поэтов, и музыкантов. И каждый по-своему показал ее в своих произведениях.

Осень кажется многим унылой, скучной, тоскливой. Надоедливый дождь рано загоняет домой, прогулки становятся короче, холодно по вечерам, поздно светает утром… Да, все так!

Но в осени своя, только ей присущая прелесть.

- на фоне музыкального фрагмента «Осень» Антонио Вивальди

- репродукция картины «Золотая осень»

Красивые осенние листья, целый разноцветный и пышный ковер. Нарядные деревья: золотые березки, красные листики рябины и осины. В нашем лесу солнечный и теплый день. Именно про такой осенний день и написал своё стихотворение «Листопад» русский поэт Иван Бунин:

Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный.

Веселой, пестрою стеной стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой блестят в лазури голубой.

Как вышки, елочки темнеют, а между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной, за лето высох он от солнца.

И осень тихою вдовой вступает в пестрый терем свой.

Осень никогда не повторяется – каждый год она приносит нам что-нибудь новое, неведомое, восхищает и радует людей прекрасным зрелищем.

Осень самое плодотворное время в творчестве А.С. Пушкина.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса…

Перед нами репродукции картин известных художников.

- в каком жанре они написаны?

Пейзаж – это изображение природы

Природа. Ее рисуют художники, о ней пишут стихи поэты. У художников краски, у поэтов слова. Давайте посмотрим как осень изображают художники

- показ слайдов по теме: «Осенний пейзаж», музыкальное сопровождение «Осенняя Песня» Чайковского П.И.

- какие цвета выбрали художники для изображения осени?

Обычно осень – это время увядания природы – вызывает чувство печали и тоски.

Но если на какой-то срок устанавливается теплая и сухая погода, и лес оденется в яркие золотые цвета, то сама красота осенней природы вызывает чувство бодрости, жизнерадостное настроение.

- какое настроение передают авторы этих картин?

  1. Практическая часть.

Сейчас и мы с вами попробуем нарисовать осенний пейзаж.

Прежде всего нужно наметить на листе бумаги карандашом задуманное пространство – небо, землю, основные элементы пейзажа: это могут быть деревья, река, дома. При этом следует не забывать о свойствах пространства и совета по построению пейзажной композиции.

После того как все элементы пейзажа намечены можно приступать к цветовому решению композиции. Для этого мы используем ранее выполненные зарисовки и палитру для смешивания красок.

Сделав локальную заливку, приступаем к работе над деталями, для этого помимо акварели можно использовать гуашь. Особое внимание следует уделить переднему плану.

Заканчиваем работу обобщением деталей, внимание на целостность композиции.

  1. Анализ проделанной работы.

Просмотр выполненных работ.

Рефлексия:

- глядя на ваши работы, хочется вновь прочитать строки из стихотворения М. Алигер:

И тогда уж, собрав воедино

Все усилья, раздумья в пути,

Нарисуем такую картину,

Что не сможем мы глаз отвести!

А вам нравятся ваши работы?

В чем на ваш взгляд особенность каждой осенней картины?

А мне на память о сегодняшнем уроке оставьте свои впечатления в виде волшебного дерева.

Оранжевый лист – прекрасное настроение, желтый лист – хорошее, зеленый лист – мне немного грустно.

Наше волшебное дерево оделось в осеннюю палитру.

Спасибо за внимание и за работу.

Домашнее задание: зарисовки деревьев.

Уборка рабочих мест.

infourok.ru

План-конспект занятия (3 класс) на тему: Литературно-музыкальная композиция «Осенний вернисаж».

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 19»

«Осенний вернисаж»

3-4 класс

                                                                Подготовила:

                                                                учитель начальных классов

                                                     

                                                                Борисова Светлана Николаевна

2017 год

     Тема занятия:    Литературно-музыкальная композиция  «Осенний вернисаж».

     Цели:

    Учебные:    учить детей правильно, последовательно излагать собственные мысли, воспринимать   музыку,  живопись и красоту во взаимосвязи.

    Воспитательные: воспитание эмоциональной отзывчивости на произведения изобразительного   искусства; формирования умения видеть прекрасное в окружающем мире и отзываться на ее красоту; совершенствование духовной нравственности и эстетического вкуса  учащихся.

     Тип занятия: интегрированное.  

     Оборудование: мультимедийный проектор, диски с произведениями П.И. Чайковского,   Вивальди, песня А.Розенбаума «Вальс Бостон», репродукции картин  И.Левитана, Г.Остроухова и  других художников.

     Предварительная работа: выставка книг, рисунков, поделок из природного материала, костюмы, декорации, конкурс сочинений, конкурс чтецов, ведущие-учащиеся 3 и 4 классов.

Ход мероприятия

    I.Вступительная часть

     Слайд           

     Звучит песня Александра Розенбаума «Вальс Бостон» (заставка на экране)

     Слайд                 У каждого времени года

                                 Особенный запах и цвет.

                                 Но так совершенна природа,

                                 Что в целом ее краше нет.

                                                    О.Рязанова

     1-й ведущий

 Осенние листья летят и кружатся

 Ковром золотистым на землю ложатся.

 Дорогие ребята, уважаемые гости!

 Сегодня мы собрались с вами на праздник,

 Который называется «Осенний вернисаж».

     2-й ведущий

 Приходит тихо осень, одетая в туман.

 Она дожди приносит из зарубежных стран.

 И листьев желтых ворох, и аромат лесной,

 И сырость в темных порах.

     1-й ведущий

 -Как вы думаете, ребята, что является первым признаком осени? (листопад)

     Учитель:

 Осень приходит не вдруг! Она крадется медленно и незаметно, будто старается застать нас  врасплох. Но народ, жизнь которого тесно связана с жизнью природы, замечает каждое ее движение, каждый ее шаг.

 II. Основная часть

 1. Литературно-поэтическая страничка.

  Слайды   

 Чтение стихотворения  К.Бальмонта  «Стая птиц улетает …»

     Учитель:

 А теперь закройте глаза и представьте себе, что вы идете по кленовой аллее.  

 (звучит спокойная и грустная музыка: П.И.Чайковский «Времена года», произведения Вивальди).      Представьте, что мы наступаем ногами на ковер из разноцветных листьев. Пестрый ковер шуршит у  нас под ногами и тихо шепчет:(чтение отрывка стихотворения Тютчева «Листья».

 Мы ж легкое племя,

 Цветем и блестим.

 И краткое время

 На сучьях гостим.

 Все красное лето

 Мы были в красе

 Играли с лучами.

 Купались в росе.

 Но птички отпели

 Лучи побледнели.

 Зефиры ушли.

 Так что же нам даром

 Висеть и желтеть?

 Не лучше ль за ними

 И нам улететь?

     2-й ведущий

-Ветерок  качает деревья, и они сыплют на нас свой разноцветный дождь из листьев, которые хотят  сорваться и умчаться до кучных ветвей.

     Учитель:

 Откройте глаза. Расскажите. Может быть вы услышали какие-то звуки? Какие картины  нарисовало  вам ваше воображение?

     1-й ведущий

 -Кто же как не поэты могут передать словами красоту, необыкновенность красок.

              

  «Лес, точно терем расписной …»

 «Унылая пора! Очей очарованье …» Слайд   

     Танец с листьями.

     Учитель:

  Наши ребята тоже попробовали свои силы в литературном конкурсе сочинений на тему:   «Хвалебные песни госпожи Осени». Вот лучшие из них.

 (зачитывают отрывки из своих сочинений ).

   Слайды

2. Художественная страничка.

     3-й ведущий

    - А кто еще помогает нам увидеть очарование осени, ее прощальную красоту ?

 (художники)

     Учитель:

 А осень самый главный художник. Давайте вспомним сказку Георгия Скребицкого.

 «Сошлись как- то вместе четыре волшебника – живописца: Зима, Весна, Лето и    Осень, сошлись да и заспорили, кто из них лучше рисует.

 Вот настала очередь Осени рисовать. Для своей работы взяла она самые яркие  краски и отправилась с ними в лес. Березы и клены покрыла осень лимонной желтизной. Листья осины разрумянила, будто спелое яблоко. А могучий дуб – богатырь одела в медную кованую броню».

     4-й ведущий (художник)

 -Каждое время года имеет свой характер и свое настроение. Давайте рассмотрим произведения  художников. Они запечатлели в своих работах красоту родной природы.

 1ученик

 Очень любил это время года Исаак Левитан. Посмотрите на его картины «Золотая осень»,  «Осенний день», «Сокольники».

    Слайды

     Здесь все требует неторопливого, вдумчивого, любопытного взгляда. Внимательному зрителю    откроется иная красота, может быть более глубокая и одухотворенная. Русской природе не свойственны яркие цвета, резкие линии, четкие грани: воздух влажен, очертания расплывчаты, все зыбко, мягко, почти неуловимо. Русский пейзаж открывает взору простор, за некоторым угадывается еще простор и так без конца.

       Слайд

  «Только в России может быть настоящий пейзаж» - говорил И.Левитан

  2ученик

-А вот картины еще одного замечательного художника Ильи Семеновича Остроухова.

     Осень пылает кострами берез и осин, золотыми россыпями светится земля. Осень – это  сплетение радости и грусти. Радость – в дарах природы,  в многоцветье красок. А грусть – пронзительная синева небес, в которой утопает золотой багрянец листвы, птичьи стаи, улетающие в теплые края, бесконечность мелкого осеннего дождя.       Слайд

     

     Танец с зонтиками  «Осенний джаз»

     Учитель:

     В картинах осени есть немного щемящей грусти. Но это светлая грусть, без которой невозможна  большая любовь. Осень мы лучше видим и глазом и сердцем. Прозрачные дали. Чиста и прозрачна вода в озерах, чище звучат голоса птиц. Все устояло и  замерло для того, кажется, чтобы собраться  с мыслями, полюбоваться на свое отражение в синей воде. Таково состояние и души человека, увидавшего осенний праздник цвета и тишины. В такой день особенно остро чувствуешь, что живешь, что ты частица этой земли, и что тебе принадлежит эта земля.    Слайды

   4-й ведущий (художник)

     «В природе много чудес. Сколько бы ты не жил на свете, природу до конца не поймешь.  Природа-это тайна, которую никогда не разгадаешь. Ни одного дня нет одинакового, ни одного  листочка, природа бесконечна. Разнообразие форм, цветов, оттенков – все в природе».  ( М.М.  Пришвин).      Слайд

    Слайды  (деревья)

     Учитель:

     У каждого дерева свой художественный образ: дуб – это великий русский богатырь, березка – тонкая, хрупкая девушка, красавица ель – сильная русская женщина.

    Мастер изображения предлагает вам в течение 5 минут изобразить на бумаге настроение, характер какого-либо дерева, т.е. показать характер того человека, который напоминает вам образ  березы, осины, дуба.(звучит музыка Вивальди , Чайковского)

   Рисование

   (свои работы дети прикрепляют на доску по настроению (солнечное или грустное) и объясняют  замысел своего рисунка.

    5-й ведущий (композитор)

-А кто еще может изобразить осень? (композиторы)

     Учитель:

 Да, ребята -это композиторы. С помощью музыки, которая остается в нашей душе, они передают  красоту осени.

    5-й ведущий (композитор)

 -Какие инструменты могут пропеть осень?(ответы детей)

   3. Музыкальная  страничка.

     Учитель:

 Осень, золотая осень-листья потеряли уже свой зеленый цвет, но еще не опали. И, когда в такой  день выглядывает солнце, весь лес будто горит-такие огненные цвета у листьев. Красиво так, что  дух захватывает.И все-таки немножко грустно: уж слишком не долговечна эта красота. День- два , и  ударят морозы: покроется инеем трава, поблекнет листва.Но Чайковскому удалось остановить этот  день навсегда. Это удивительно, правда?!

      Пьеса «Осенняя песенка» (игра на фортепиано)

    Слайды

  4.  Страничка «Народные приметы». 

 ( 2 детей задают гостям вопросы)

  - Что-то наши гости заскучали, на вопросы давно не отвечали.

  - Как называется первый осенний месяц?

  -  А по народному календарю?

   В народе его еще называют хмурень, ревун.

  -  А как  называется второй осенний месяц?

   В народе говорят октябрь – зазимник.

  -А название третьего осеннего месяца?

   А про ноябрь говорят: «полузимник, декабрю родной брат».

  -А как называется первый осенний праздник? (Успенье).

  -А какой праздник отмечают 14 сентября? (Семенов день-начало бабьего лета).

   Учащиеся исполняют  «Осеннюю песенку» 

   Слайды

  III. Заключительная часть

  Вот и подошло к концу наше мероприятие. Большое спасибо всем участникам и гостям!

  Слайд

  Но какая же осень без подарков? Незря в народе говорят:«Осень- припасиха,  Зима-прибериха».            

  (ученица в костюме Осени угощает всех яблоками и грушами).

                                                                                                     

nsportal.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о