Осетинский орнамент картинки – Презентацию на тему ” Осетинский орнамент” подготовили ученицы 6 класса МБОУ СОШ №17 им.В.Зангиева г. Владикавказа Тедеева Алина и Габараева Мадонна.

Осетинская символика. Частное мнение (начало).

На мой взгляд, основная проблема геральдики в современной Осетии ее излишняя «перегруженность» национальными символами. Одни и те же мотивы барса, девятиконечной звезды, трискелона и осетинского триколора кочуют из символа в символ.

Как появился первый герб Южной Осетии (одним из авторов которого, как сообщает сайт "Heraldicum", является dmitri_medoev

Кстати, один из редких примеров удачного герба, хоть и тоже немного перегружен «символизмом». Например, осетинский орнамент во внутренней части щита был, по-моему, уже лишним. Его редко видно, да и особой смысловой «нагрузки» он не несет

Если вот на этой картинке он еще виден,

то, допустим, на символике Социалистической партии «ФЫДЫБÆСТÆ», этого орнамента уже не видно. Точнее его там и нет)

Вообще на символике этой партии следует остановиться особо. Партия позиционируется как социалистическая, но видите ли вы хоть один социалистический символ? Нет, вся символика чисто национальная. Три непонятных человечка с косами, торчащими из рук, символизируют "трехфункциональное общество" воинов, жрецов и "создающих богатство". Прям по Дюмезилю.


(Жорж Дюмезиль)


Вместе они составляют трехконечную свастистику (трискелон), традиционный орнамент для осетин.
Забавно также то, что партия использует старый герб с орлом, а не современный с барсом.

Интересно то,что трехцветный трискелон часто рисуют на белой «окантовке» герба с барсом (как на картинке). И делают это исключительно в Южной Осетии. В Северной же, где не было герба с трискелоном, этот символ не особо популярен.

Вариант этого же символа, изображен на гербе юго-осетинских социал-демократов:


 
Вот проект партийного флага юго-осетинской партии "Справедливость" (тоже, кстати, социалистической), за авторством walhuzon

Как и положено социалистам, красный цвет доминирует над белым и желтым.  Естественно, есть и свастика и орел. Также меня лично радует латиница.

Интересно наличие девятиконечной звезды (точнее три наложенных друг на друга треугольника), символизиурющих три ритуальных пирога "æртæдзыхон", который считается скорее религиозным, чем национальным символом у осетин.

  Забавно, что при таком кол-ве "левых" партий в Южной Осетии, "серп и молот" есть только у коммунистов.

Кстати, о партия:
  

К сожалению, другой картинки, изображающей символ правящей партии Южной Осетии "Единство", я не нашел. Как видим, она изображает контур единой Осетии (Северной и Южной) и барса. Никакой фантазии.

Вот логотип Народной партии (тоже "не фонтан", но все-таки):


Вообще "перегруженность" национальными символами вещь на на Юге хроническая. Вот что висело на собрании "Союза защитников Отечества":

Я не к тому, что на Севере эта проблема неактуальна, но там встречаются и вполне неплохие символы. Вот, например, этот использует ДУМ Северной Осетии:
Я вообще любитель минимализма, и, на мой взгляд, это удачное сочетание религиозного и национального. В соответствии с исламским каноном, на изображении нет живых существ. А вот другая попытка аналогичного смешения со стороны Аланской Епархии:

Как видим, произошла "византизация" герба и орел стал двухглавым. Здесь же и многострадальный трискелон.

Продолжение следует...

.

magas-dedyakov.livejournal.com

Осетинский орнамент. История и традиции.

Осетинский орнамент. История и традиции.

Древняя культура тысячелетий

Осетинский орнамент считается одним из самых древних в культуре Кавказа, который развивался на протяжении многих тысячелетий. Историки и археологи находили его на одежде, посуде, орудиях труда, надгробных камнях и прочих вещах. Осетинский узор считался в некотором смысле священным и носил обереговое значение, потому его нередко наносили на мебель, например, на изголовья кроватей, на кресла, а в богатых домах им могли украшать и опорные столбы, арки домов и ворота. При этом орнаменты всегда содержали некие «послания», шифр и особое содержание. Так, например, на надгробных плитах орнаментально высекались изображения того, что умерший возьмёт с собой в потусторонний мир, а также иные мотивы.

Предметы быта украшались более просто – штрихами, кружками, спиралями, зигзагообразными линиями и т. д. Однако, уже к концу II тысячелетия до н. эры осетинский орнамент стал более усложняться – начали появляться геометрические изображения животных и растений. Так, например, одним из самых популярных изображений была баранья голова с крутыми рогами, её не только наносили в качестве орнамента, но также делали в виде скульптур. Вообще мелкие скульптуры головок животных часто украшали рукояти кинжалов воинов, а также, нередко и головные уборы женщин. Это тоже носило своего рода магическое значение – головы животных служили амулетами, тотемными знаками, и наделялись функцией защиты человека.

Связь традиций разных народов

Исторически осетинская культура была тесно связана с древними народами – кобанцами, скифами, сарматами и другими. Это прослеживалось в формах керамических и ювелирных изделий, в узорах на предметах и т. д. Например, часто использовалась обработка золота и других металлов в технике скани и зерни. У осетин в древности было популярно шитьё золотыми нитями, которыми украшались головные уборы, одежда и обувь. Изображения при этом делались самые разные: главным образом, это были замысловатые геометрические узоры, составленные из множества спиралей и завитков, линий и ромбов. К ним добавлялись схематические изображения птиц и зверей – голов павлинов, быков. Часто изображения животных пропадали в общем ансамбле, так как изображались стилизованно, так что только специалист по кавказскому искусству мог распознать, что тот или иной символ в действительности изображает голову животного.

Вообще осетинский орнамент был чрезвычайно популярным на одежде, головных уборах и обуви. Так как он носил важное символическое значение, то древние считали непременно важным, чтобы он сопровождал, а, следовательно, и защищал их постоянно. Орнамент наносился разными способами: на головные уборы и обувь он нашивался нитями или бисером, а на платьях – кожаными аппликациями.

Основные элементы осетинской орнаментики в 1-3 веках нашей эры были очень сложные по выполнению плетёные узоры, которые сочетали в себе животные мотивы – головы зверей и птиц среди завитков растительного орнамента. В этот период именно растительные мотивы имеют большую популярность, так как обработка земли и животноводство становятся первыми и главными занятиями, а, следовательно, всё народное искусство, верования и убеждения сводились именно к этим занятиям.

Способы нанесения

Историки считают, что само по себе орнаментальное искусство осетин сложилось в XIV – XV веках. В это время большое распространение получила вышивка золотыми, серебряными и шёлковыми нитками, и стала в итоге, едва ли не одной из ведущих отраслей. А кроме того, продолжила своё развитие и аппликация из кожи, которой осетины также любили отделывать одежду, обувь и иные вещи. На орнаменте стали появляться спиралевидные и рогообразные рисунки, которые украшались различными завитками и лепестками. Его по большей части находили не только на предметах одежды, но и, главным образом, на деревянных и каменных вещах.

Интересно, что именно могильные плиты очень много рассказали современным историкам о редком осетинском орнаменте. Так, на плитах 18-го столетия находили не только схематические рисунки людей, но и фигурные их изображения. Камни украшали солярными знаками, линейно-геометрическими рисунками, спиральными завитками и т д. Традиция украшать плиты настолько прочно укоренилась в осетинах, что орнамент на камнях стал меняться вместе с временами. Если на древних камнях высекались предметы быта древних – кувшины, орудия быта и т д, то на самых поздних современных рисунках, люди изображали автомобили, велосипеды, предметы нынешнего быта, но всё это делалось в соответствии с древними традициями.

Вообще, осетины всегда славились великолепным искусством резьбы, как по камню, так и по дереву. Некоторые орнаментированные деревянные предметы, которым сотни лет, сохранились и по сей день. Орнамент во многом зависел от того, какую вещь необходимо было украшать. Так, например, чаши и бокалы отделывались животным орнаментом – головами зверей или птиц. На мебели, а также на частях жилища (арках, воротах, опорных колоннах) вырезались, как правило, солярные и прочие геометрические узоры. Так, например, комбинации ромбов и треугольников, квадратов и прямых линий – один из излюбленных орнаментов для мебели и архитектурных сооружений.

Отличительная черта

Главная отличительная черта осетинского орнамента от орнамента других народов Кавказа в том, что он вобрал в себя несколько древних культур – Кобанскую, Скифо-Сарматскую и Аланскую. Его важная особенность также в очень пластичной, скульптурной передаче различных форм и рисунков, что не встречается ни в одной другой культуре.

Сегодняшние мастера продолжают традиции своих предков. Например, создают кружки с геометрическими орнаментами, ручки которых, как и много тысяч лет назад, делаются в форме бараньей головы. Кузнецы в Осетии куют тонкие изделия с древним растительным орнаментом, а женщины по-прежнему искусно владеют мастерством шитья золотыми, серебряными и шёлковыми нитями, а также созданием орнамента из аппликаций.

infourok.ru

"Осетинский орнамент" (6 класс)

Урок технологии в 6 классе

Тема: Осетинский орнамент

Цели: - Познакомить учащихся со старинной осетинской народной вышивкой

в двух аспектах: историческом и художественном.

- Сформировать понятие «орнамент».

- Отработать навыки и умения при решении творческих задач

на вариацию и импровизацию, используя различные материалы.

- Развивать эстетический вкус, творческую активность и

мышление учащихся.

- Формировать любовь к национальному искусству, к различным

видам творчества: вышивке, литературному и музыкальному фольклору.

Материалы и инструменты:

Альбом репродукций: Современные народные художественные промыслы.

Изделия с вышивкой народных мастеров.

Музыкальный ряд: осетинские народные песни.

Ножницы, бумага или войлок, клей.

План урока

I Понятие об орнаменте как виде народного творчества.

II Беседа о вышивке как виде народного творчества.

III Культовое значение элементов орнамента.

IV Прослушивание осетинских народных песен.

V Постановка художественной задачи, выбор композиции и

приёмы работы.

VI Работа над эскизом.

VII Окончание работы. Выставка и обсуждение работ, оценка.

Ход урока

I Орнамент является одним из средств оформления произведений декоративно-прикладного искусства. Искусство орнамента очень древнее. Возникло оно в эпоху палеолита. Орнаментальные изображения обладают исключительной способностью доставлять эстетическое наслаждение, оказывать сильное воздействие на человека, подчас пробуждая у него неосознанные чувства, связанные с генетической памятью, вызывают цепочки ассоциаций.

Основной закономерностью орнамента является периодическая повторяемость мотива, и именно это производит эстетическое впечатление. Для орнамента характерны также перевод реальных форм и предметов в условные орнаментальные изображения, высокая степень декоративного обобщения, отсутствие воздушной перспективы (плоское изображение).

Орнамент (от лат. ornamentium — украшение) — узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов и предназначенный для украшения различных предметов (утвари, оружия, мебели, одежды и т.д.), архитектурных сооружений, предметов декоративно-прикладного искусства.

Культурное наследие того или иного народа едва ли может быть полностью освоено без изучения орнаментального искусства, созданного народом на протяжении его многовековой истории.

Осетинский орнамент является одним из богатейших разделов народного искусства. Самобытное, национальное по форме, осетинское орнаментальное искусство развивалось тысячелетиями и использовалось для украшения одежды, мебели, посуды, оружия, орудий труда, строительных сооружений, надгробных плит. И теперь ещё можно встретить в Осетии рукодельниц, сохранивших образы и традиции древних осетинских вышивок, которыми украшались платья, черкески, бешметы, головные уборы, башлыки, обувь, предметы быта и убранство коня.

Резьба по дереву главным образом встречается в нагорной Осетии на предметах домашнего обихода: креслах, кроватях, чашах и т. п., а в более зажиточных домах – на опорных столбах, воротных арках, дверях, оконных наличниках.

Резьба по камню представлена надгробными плитами (цырт), на которых даётся исключительно богатые орнаментальные мотивы и изображения ряда вещей, носимых умершим при жизни и необходимых ему для продолжения жизни в потустороннем мире.

Осетинская художественная культура узами этнического родства связана с культурой древних кобанцев, скифов, сарматов, алан-оссов-ясов, она находится в преемственной связи с ними. Это подтверждается материалами археологических раскопок, этнографии, фольклора. В материальной культуре осетин можно проследить элементы древнего Кобана; типы сосудов и орнаментальные мотивы без существенных изменений дожили до наших дней.

С середины 1 тыс. до н. э. в изобразительном искусстве племён Центрального Кавказа наблюдается слияние позднекобанских форм со степными скифскими в так называемом «скифском зверином» стиле.

Наряду со старыми формами появляются новые: прорезные пряжки в виде оленя, павлиньего пера, пряжки-собаки, привески в виде головок хищных птиц.

С 4 – 3 в. до н. э. на Северном Кавказе и его предгорьях оседают сарматские племена, прикладное искусство которых характеризуется полихромией – красочным сочетанием драгоценных и полудрагоценных камней и золота. Этот стиль в искусстве характерен для алан (со 2 в. н. э.) – предков современных осетин. Широкое распространение у алан получают золотые украшения женского туалета: серьги, гривны, нагрудные привески, флакончики, выполненные ажурно со вставленными цветными драгоценными камнями в золотой оправе. Большое применение получают такие новые виды ювелирной работы на золоте, как скань или филигрань (плетение из тончайшей проволоки) и зернь (мельчайшие золотые шарики).

II В поздней культуре алан широкое развитие получает вышивка золотыми, серебряными, шелковыми нитками или тесьмой и аппликацией из цветной кожи на головных уборах, одежде, обуви, мелких вещах в виде футляров для небольших зеркал, кисетов и т. д. Богато украшались орнаментом одежда, головные уборы, обувь. Все головные уборы, известные из раскопок, сшиты из кожи, а иногда сверху покрыты тканью, украшены геометрическим или растительным орнаментом, выложены золотой тесьмой, бисером или мелкими бронзовыми бляшками. Платья покрывались сложным орнаментом, вырезанным из золоченой кожи в виде аппликаций. Ноговицы украшались узором, выложенным золотой тесьмой. Основными элементами орнаментики в аланский период являются сложная плетёнка, в которую вписываются различные геометрические стилизованные фигуры и головки животных с закрученными рогами, обросшие насыщенным растительным орнаментом в виде мелких завитков и побегов. Элементы алано-осетинского орнамента, в частности растительные узоры берут своё начало из скифа - сарматского искусства, где впервые появляются волнообразные ветки, поросшие листьями. Широкое распространение растительных мотивов можно отнести именно к аланскому периоду, когда земледелие рядом со скотоводством заняло прочное место в экономике народа. А изображение головок животных, как и геометрические мотивы, являются исконно традиционными на территории Осетии со времён бронз Кобана.

III Наиболее распространенными формами орнамента в позднейших осетинских вышивках являются рогообразный, спиралевидный, которые одинаково успешно выполнялись и золотым шитьём, и выкладкой из тесьмы, и аппликацией из цветной кожи. Нередко комбинации спиралевидных и рогообразных завитков получают сходство с растениями, осложняясь лепестками, стеблями, листьями, и тогда последние служат уже не дополнительным декоративным узором, а становятся основным украшающим мотивом.

Для украшения национальных костюмов использовались также особые виды ткачества и плетения. Осетинские мастерицы плели тесьму и шнур. Шнур получался двух видов - плоский ("тъæпæнбыд") и четырехгранный ("тымбылбыд'). Шнур использовался для отделки бурок, башлыков, мужской и дамской обуви, а также для изготовления пуговок и петелек для черкески, бешмета и верхних мужских рубашек.

Значительное место в осетинской народной вышивке занимает аппликация из кожи и сукна. Вышивка-аппликация является древнейшим видом шитья у осетин. Замечательные образцы аппликации известны в числе аланских древностей.

Особым видом женского рукоделия было вязание различных изделий из шелковых и шерстяных ниток. Шелковая шаль ("цыллæхыз"), связанная из белых сученых нитей, обязательно входила в состав приданого невесты. Такие шали надевали девушки, выходя на праздничные торжества. Форма шали была квадратной, края украшены бахромой.

Растительный мотив редко встречается один; в сочетании с геометрическими и животными элементами он служит украшением не только вышитых изделий, но и разных деревянных и каменных предметов. Наиболее доступным и распространенным материалом, на котором осетинские мастера-резчики создавали прекрасные образцы орнаментальных форм, был камень. Все известные камни с наличием орнамента являются надгробными плитами. Самыми распространёнными орнаментированными плитами являются памятники в виде вертикальных плит. Верхняя часть таких плит закруглена, образуя как бы голову и шею, нижняя же часть плиты украшалась солярными знаками, линейно-геометрическими фигурами, спиральными завитками, переплетающимися с растительным орнаментом. Одним из наиболее интересных проявлений самобытного орнаментального искусства осетин является резьба по дереву.

Осетинские мастера прославились замечательным искусством резьбы на различных бытовых предметах и деревянных сооружениях (святилище «Реком» в Цейском ущелье). Много вещей из дерева сохранилось в быту горных осетин. Такие предметы, искусно сделанные и богато украшенные национальным орнаментом, придавали жилищу горца праздничный вид. В зависимости от того, для украшения какой вещи предназначались узоры, менялись характер и самые приёмы передачи орнамента. На чашах, бокалах, где требовалась тщательная отделка деталей, встречается исключительно животный орнамент, например, стилизованные скульптуры и изображения головок и рогов животных, а на архитектурных сооружениях и на мебели вырезались геометрические и солярные узоры. Излюбленными орнаментальными узорами на деревянных предметах являются комбинации пересекающихся треугольников, квадратов, ромбов, многоугольников, прямых и ломаных линий, составляющих стройный геометрический узор, с различными вариациями солярных знаков.

Орнамент различных видов декоративного искусства осетин глубоко самобытен и существенно отличается от орнаментального искусства других народов. Истоки осетинского орнамента идут от древних культур – Кобанской, Скифо-Сарматской и Аланской. Особенностью его издавна является характерная скульптурно-объёмная и пластическая передача форм (бараньи головки-привески в кобанскую эпоху, такие же головки на надочажных цепях и светильниках в аланский период, ручки в виде бараньих рогов на чашах более позднего периода), гравировка, чеканка, инкрустация на металле, глине; монументальность форм узоров в резьбе на камне, по дереву; ясные, выразительные и обобщенные мотивы растительно-животного орнамента в вышивке.

Задание: Работа над орнаментом, путём вырезания его из цветной бумаги или войлока.

Практическая самостоятельная работа: работа над эскизом

Подведение итогов.

Учитель. А сейчас посмотрим на свои работы и обсудим их. В нашем классе от орнаментов и узоров у всех становится теплее и радостнее на сердце.

infourok.ru

Осетинский орнамент - ИЗО - 6 класс

Интегрированный урок изобразительного искусства и технологии

Тема: «Декоративное рисование. Орнамент»

Хабалонова Г.В.

Цель:

1. Закрепить знания об истории возникновения и особенностях осетинского национального орнамента.

2. Познакомить с понятиями «ритм» и «раппорт».

3. Воспитывать любовь к искусству, традициям и культуре родного края.

Оборудование: Наглядные пособия, отражающие элементы осетинского национального орнамента, элементы вышивки национального костюма; цветная бумага двух цветов, альбомный лист, клей, ножницы.

Ход занятия:

- Здравствуйте, садитесь!

На сегодняшнем занятии мы продолжим знакомство с осетинским орнаментальным искусством.

Орнамент является важнейшей частью народного и декоративно-прикладного искусства.

- Как вы думаете, для чего нужен орнамент? (Для украшения)

- Что украшалось орнаментом? (Здания, одежда, оружие, орудия труда, предметы быта (утварь, мебель, инструменты и т.д.).

Орнамент определяется особенностями и традициями изобразительного искусства, культуры каждого народа, имеет ярко выраженный национальный колорит.

Долгие времена люди верили в охранную силу орнамента, считали, что он оберегает от бед и приносит счастье, благополучие. Постепенно функция оберега была утрачена, но сохранялась основная задача орнамента – сделать предмет более нарядным и привлекательным.

- Итак, что же такое орнамент? Давайте подберем синоним к слову «орнамент». (Украшение, узор).

Одним из древнейших является осетинский орнамент. История его развития насчитывает тысячелетия.

- Ребята, для чего, как вы думаете, мог использоваться осетинский орнамент? (Для украшения мебели, одежды, посуды, предметов труда, строительных сооружений, надгробных плит (цырт))

Я предлагаю еще раз вспомнить этапы развития осетинского орнамента.

В конце II – начале I тысячелетия до н.э. появилась кобанская культура. По характеру рисунка орнамент кобанской эпохи разделяется на

- геометрический,

- астральный,

- животный.

- Перечислите, пожалуйста, основные элементы геометрического орнамента (Точка, круг, штрих, линия, зигзаг).

- Какие элементы включает в себя астральный орнамент? (Изображение солнца в виде розетки, пяти-шести конечных звезд, кругов с отходящими лучами).

- Молодцы! Давайте вспомним, как назывался знак, при помощи которого передавалось движение солнца? (Свастика).

- Что символизировала свастика? (Этот знак трактовался как пожелание благополучия).

- Как при помощи свастики можно показать вечернее или утреннее солнце? (Если загнутые концы свастики направлены вправо – солнце утреннее, влево – вечернее).

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Давайте вместе проанализируем животный орнамент кобанской культуры. Какие животные изображены? (медведи, лошади, олени, бараны) На каком фоне? (на нейтральном и на заполненном орнаментом) Какой материал использовался? (бронза).

Фигурками животных украшали пояса и головные уборы, оружие, использовали их в качестве застежек.

- Напомните мне, чье изображение является излюбленным мотивом кобанской культуры? (Изображения круторогих бараньих головок).

- Верно. Им придавалось магическое значение. Они часто выполняли функции амулетов, вероятно, служили родовыми тотемными знаками.

- Ребята, скажите, как вы понимаете слово «амулет»? (Предмет, оберегающий от бед и несчастий, приносящий удачу).

- А что такое «тотем»? (Это животное, растение, предмет, считавшееся родоначальником какого-либо племени, его охранителем).

С IV – III века до н.э. на Северном Кавказе и его предгорьях оседают сарматские племена.

- Что характерно для скифо-сарматского прикладного искусства? (Красочное сочетание драгоценных и полудрагоценных камней и золота).

- Напомните мне, какое название носил стиль, появившийся в это время? («Звериный стиль»).

Именно в этот период появляется растительный орнамент. (Пример на интерактивной доске).

- Растительный орнамент используется отдельно или в сочетании с каким-то еще видом орнамента? С каким? (В сочетании с геометрическим или животным).

- Ребята, а как вы думаете, с чем это было связано? (В этот период скифы и сарматы спускаются на равнины и начинают заниматься земледелием).

Аланская культура, сменившая сарматскую, носила яркий национальный характер.

Широкое распространение у алан получают украшения женского туалета: серьги, гривна, нагрудные привески, флакончики, выполненные ажурно со вставленными цветными драгоценными камнями в золотой оправе. Многим серьгам придавали форму виноградной лозы.

В поздней культуре алан широкое распространение получила вышивка золотом, серебром и шелком.

Платья покрывались сложным орнаментом, вырезанным из золоченной кожи в виде аппликаций. Ноговицы украшались узором, выложенным золотой тесьмой.

- Давайте вспомним, какой вид орнамента получает широкое распространение и используется самостоятельно? (Растительный).

- Молодцы! Как вам кажется, растительный орнамент существовал только в осетинском искусстве? (Нет).

- Совершенно верно. Растительный орнамент занимает почетное место в изобразительном искусстве других народов и стран. Например, в искусстве нашей большой Родины – России.

- С какими народными промыслами России мы уже знакомы? (Гжель, Хохлома, Жостово).

- Ну что ж… Давайте охарактеризуем некоторые из них.

- Какой народный промысел представлен на доске? (Гжель).

- Докажи, что это Гжель. Каковы особенности этого промысла? (Использование синих цветочных рисунков на белом фоне).

- Дальше… Какой промысел представлен сейчас? (Хохлома).

- Докажи…Что особенного в этом промысле? (Использование желтого, черного и красного цветов, упрощение растительных форм).

- Это какой промысел? (Жостово).

- Докажи, что это Жостово (Расписные подносы с яркими объемными цветами и фруктами).

- Итак, ребята, можно сказать, что и в русском искусстве растительный орнамент нашел самое широкое применение? (Да).

С XIV – XV века можно говорить о собственно осетинской культуре, как об уже сложившейся.

- Давайте вспомним наиболее распространенный элемент осетинского орнамента. Назовите какой? (Наиболее распространенными формами орнамента в позднейших осетинских вышивках являются – рогообразный и спиралевидный).

Нередко комбинации спиралевидных и рогообразных завитков получают сходство с растениями, осложняясь лепестками, стеблями, листьями. Растительный мотив редко встречается один; в сочетании с геометрическим и животным элементами он служит украшением не только вышитых изделий, но и разных деревянных и каменных предметов.

- Что украшали растительным орнаментом? (Женскую одежду).

- Правильно. А почему? (Растительный орнамент символизировал плодородие).

- Где встречается стилизованное изображение человека? (На надгробных памятниках).

Часто на могильных памятниках изображали надочажную цепь.

- Какой обычай связан у осетин с надочажной цепью? (У осетин существовал такой обычай: когда в семье умирали все представители мужского пола, хозяйка дома снимала надочажную цепь, которая у осетин, как и очаг, считалась священной, и шла на кладбище за покойником, опоясавшись ею. Это считалось высшей степенью скорби).

Предки осетин верили в существование всезнающих птиц – семурга и быдуырга. Семург смотрел в грядущее, а быдуырг – в прошедшее. Их изображали стоящими друг напротив друга или со сросшимся спинами и хвостами. Постепенно, потеряв первоначальный смысл, птицы становятся придатком растительного орнамента.

Однако, несмотря на присущие только осетинскому орнаменту особенности, он имеет много общего с орнаментами других народов Северного Кавказа. Рассмотрим это на примере. (Интерактивная доска).

- Ребята, рассмотрите внимательно эти костюмы, их орнамент. Что между ними общего? (Использование животного и растительного орнамента. Размещение элементов орнамента вдоль выреза платья, на рукавах).

- Как вы думаете, почему? (Потому что все эти народы населяют Северный Кавказ, имеют схожую культуру).

- Верно. Молодцы! Все хорошо усвоили.

Сегодня я предлагаю вам познакомиться с такими понятиями как «ритм» и «раппорт».

Ритмами пронизана вся жизнь природы и человека. Это:

биение сердца,

ритм волн на морском берегу,

стук дождя,

солнечный и лунный ритмы,

мерцание звезд,

смена времен года,

смена дня и ночи и т.д.

- А можно ли встретить ритм в творческих занятиях человека? (Да).

- Верно.

Например, в музыке ритм – это чередование разных по длительности звуков; в поэзии ритм – это определенный размер стиха (ямб, хорей и т.д.), расстановка ударений и построение рифмы; в танце ритм – это размещение движения в пространстве (шаг, па, элементы танца). А в изобразительном искусстве, в частности в орнаментике, ритм – это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности.

Существует 4 вида ритма в орнаменте. Давайте рассмотрим их более подробно. Посмотрите на эти схемы и, пользуясь определениями (форма, цвет, размер), попробуем проанализировать каждый вид.

- Все понятно? Итак, можно сделать вывод – ритм в орнаменте достигается не только за счет чередования элементов, но и за счет соблюдения определенных пропорций этого элемента (размера, формы и цвета).

Ритма в орнаменте проще всего добиться при помощи раппорта. Раппорт – повторяющийся элемент орнамента (рассматриваем на примере осетинского орнамента).

- А как вы думаете, ребята, можно ли провести параллель между ритмом орнамента и ритмом национальной музыки? (Да).

- Отлично. Тогда я предлагаю вам следующее: на доске представлены орнаменты разных народов.

Сейчас вы слушаете музыку, определяете, какому народу она принадлежит, если можете, то называете мелодию, и потом находите орнамент, подходящий к этой мелодии. Называете его номер.

Мелодии:

русская – Песня невольниц (орнамент №5)

кабардинская – Танцевальная (орнамент №7)

грузинская – Картули (орнамент №4)

чеченская – Чеченская лезгинка (орнамент №3)

осетинская – Симд (орнамент №1)

арабская – Барабаны (орнамент №6)

греческая – Сиртаки (орнамент №2)

- Молодцы! С заданием справились.

Давайте подведем некоторые итоги. Итак…

- Молодцы!

Практическая работа:

А сейчас начинается самая интересная и творческая часть урока. Мы будем украшать орнаментом подвесной рукав.

У каждого на столе есть цветная бумага, ножницы, клей, шаблоны.

Украшение растительным орнаментом рукава. (Показываю, комментирую).

В конце – выставка. Анализ работ.

- До свидания, спасибо за урок!

multiurok.ru

Презентация по изо на тему"Осетинский национальный орнамент"для 6класса

Инфоурок › ИЗО, МХК ›Презентации›Презентация по изо на тему"Осетинский национальный орнамент"для 6класса

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

О С Е Т И Н С К И Й О Р Н А М Е Н Т Презентация Патока . М .Е

2 слайд Описание слайда:

Одним из богатейших разделов народного искусства является осетинский орнамент Орнамент - основа декоративно-прикладного искусства осетин. Заложенная в него древняя скифо-сарматская система знаков и символов до сих пор остается не до конца разгаданной. Самобытное, национальное по форме, осетинское орнаментальное искусство развивалось тысячелетиями и использовалось для украшения одежды, мебели, посуды, оружия, орудий труда, строительных сооружений, надгробных плит.

3 слайд Описание слайда:

Орнамент несет в себе сакральный смысл. Он должен оберегать от злых сил, человека. Довольно много встречается солярной символики - круги, кресты, свастики, изображение солнца в движении. Скифский орнаментальный мотив во все времена выстраивался на противопоставлении двух начал – темного и светлого. В эпоху Средневековья аланы задавали тон орнаментальной моде на всем Северном Кавказе. В осетинской орнаменте можно найти очень много сюжетов, которые показывают нам преемственность от кобанской эпохи.

4 слайд Описание слайда:

Мир по представлениям осетин, делился на три космические зоны: верхний – небесный, средний- земной и нижний- подземный . Основным символом мироздания выступает образ Мирового древа, Древа жизни. Символика Мирового дерева вобрала в себя магико – сокральную, очистительную и охранительную семантику .В его основе лежал культ плодородия, почитание женского плодоносящего начала. Образ Мирового дерева

5 слайд Описание слайда:

С древних времен человек наблюдал за дневным светилом. Принося человеку свет и тепло, солнце выступало в роли доброго природного начала .Солнце изображалось конем, быком, бараном или рыбой. Но самый популярный знак в виде солярного знака (свастики) Солярный герой нартовского эпоса –Сослан ,погибает от своей же ипостаси – солярного колеса Болсага. Существует солярный образ подземного мира –Солнце мертвых. По традиции в осетинских ущелиях, в переди погребальных носилок катили крурлый плоский хлеб диаметром до полумера –Соти (солнце мертвых) Солярные знаки

6 слайд Описание слайда:

Верховное женское божество у скифов- Апи ( Богиня –мать) представляла из себя полудеву ,полузмею и вбирает в себя три вертикальные зоны мира : небесную - крылья , земную – человеческое тело , подземную – змеиные отростки . Так как Богиня-мать была связана с идеей порождения, а значит с образом Мирового дерева , то в ее облике присутствуют признаки дерева. Ближе всего к образу скифской Богини находится образ героини нартовского эпоса- Дзерасса, исполнявшей все три сокральные функции : девы-птицы , супруги земного воина Ахсартага и водной девы – нимфы. Богиня - мать

7 слайд Описание слайда:

Подобные изображения Богини-матери встречаются практически у всех народов мира.

8 слайд Описание слайда:

Самым древним осетинским узорам и орнаментам более трех тысяч лет. Они украшали бронзовые предметы, найденные еще в 19 веке рядом с селением Кобан, и привлекли внимание всего мира мастерством исполнения.

9 слайд Описание слайда:

Орнамент на металле Орнамент на камне Орнамент на материи Орнамент на дереве Орнамент на дереве Орнамент на дереве ОБРАЗЦЫ ОСЕТИНСКОГО ОРНАМЕНТА

10 слайд Описание слайда:

Посредством кодов орнамент сформировал универсальную модель мира, напрямую связанную с религиозной символикой народа. Орнаментальные композиции из поколения в поколение украшали собой праздничную одежду. В традиционных осетинских орнаментах заложены священные символы этнической культуры (мира): образ божественного женского персонажа, мирового древа, астральных знаков, символы преисподней. В одежде магическим охранительным узором покрывались: ворот, обшлага рубахи, подол. Символика древних кобанских мастеров жива и по сей день. Она угадывается во многих современных узорах. В этих богатых орнаментах - национальный дух осетин. ОРНАМЕНТ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ОДЕЖДЕ ОСЕТИН

11 слайд Описание слайда:

НАДГРОБНЫЙ ОРНАМЕНТ Надгробные плиты также были орнаментированы. Классический каменный цырт представляет собой прямоугольную, с закругленным верхом форму в рост человека, ориентированную по сторонам света. Лицевая сторона на осетинских цыртах некогда подвергалась раскраске, при этом цвет носил символическую нагрузку и определял взаимоотношения изобразительной символики разных зон. Так, лик-солнце чаще окрашивался в красные, оранжевые цвета, растеневидный орнамент - Древо жизни – в зелено-голубые, посвятительная надгробная надпись и предметные символы – в черные.

Курс профессиональной переподготовки

Учитель, преподаватель изобразительного искусства

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Учитель мировой художественной культуры

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-002943

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Алана-осетинский орнамент - часть национального достояния России

АЛАНО-ОСЕТИНСКИЙ ОРНАМЕНТ -

ЧАСТЬ НАЦИОНАЛЬНОГО ДОСТОЯНИЯ РОССИИ

Современное общество испытывает большой интерес к культурному наследию. Сегодня формируются новые грани и границы национального мышления, переосмысливаются духовные ценности прошлого. Нам представляется, что самым важным шагом на пути разрешения сложившихся проблем является возрождение утерянных пластов национальной культуры, изучение духовного наследия всех народов и народностей.

Северный Кавказ занимает уникальное геополитическое и геокультурное положение, во многом определяющее культурно-цивилизационные процессы в этом регионе. Он с древности являлся контактной зоной и в то же время барьером между цивилизациями и империями Средиземноморья, Передней Азии, Восточной Европы.

Из всех видов искусства наибольшей ценностью в этом смысле обладает декоративно-прикладное искусство, имеющее древние корни и выражающее этническое своеобразие, мировосприятие, дух того или иного народа.

В наше время сознание современного человека находится в культурном и художественном кризисе и для того, чтобы выйти из него, необходимо вернуться к истокам искусства, в данном случае — к одному из древнейших его видов — декоративно-прикладному, являющемуся «ключом» приоткрывающим дверь в тайну культурной самобытности народов Кавказа.

Наиболее необходима область современного декоративного прикладного искусства, которая богата, разнообразна и максимально перспективна среди всех других областей художественного творчества.

Декоративно-прикладного искусство является неотъемлемой частью многих отраслей производственной деятельности человека (например, мебельное производство, текстильное производство, пошив одежды, обуви и т.д.), сообщая создаваемым изделиям утилитарное и художественное значение.

Мир декоративно-прикладного искусства окружает нас повсюду: начиная от предметов обыденного обихода (ювелирные украшения, художественно выполненные ковры, мебель, посуда и т.д.) и заканчивая экстерьером зданий, улиц, площадей. Он несет с собой комфорт и стимул к его достижению, демонстрирует собой универсальность и преемственность, в нем происходит обогащение новым, особым содержанием всей художественной сферы: испытываются новые формы, пробуются новые материалы, извлекаются бесценные и утонченные мотивы.

Предметы декоративно-прикладного искусства служат жизненно – практическим целям в единстве со своей красотой, они являются результатом определенного художественного творчества, направленного на создание предметов не просто полезных, используемых утилитарно, но и предметов красивых.

Любая национальная культура имеет народные корни. Сама я являюсь представителем двух народов: русского и осетинского. И мне конечно ближе и интереснее познакомить вас с осетинским искусством.

Чрезвычайно богато и разнообразно прикладное и изобразительное искусство осетин.

Одним из наиболее распространенных видов художественного творчества в Осетии является прикладное орнаментальное искусство.

Самобытное, национальное по форме осетинское орнаментальное искусство развивалось тысячелетиями и использовалось для украшения одежды, мебели, посуды, орудий труда. Стремление украсить вещь появляется уже в эпоху верхнего палеолита. В эпоху мезолита рождается орнамент.

Орнамент – часть материальной культуры общества. Внимательное изучение и освоение богатейшего наследия этой составляющей мировой художественной культуры способствует воспитанию художественного вкуса, становлению представлений в сфере истории культуры, делает более значительным внутренний мир человека.

Творческое освоение декоративно-орнаментального искусства предшествующих эпох обогащает практику современных художников и дизайнеров.

Орнамент является основой декоративно-прикладного искусства осетин. Заложенная в него древняя скифо-сарматская система знаков и символов до сих пор остается не до конца разгаданной.

Самым древним осетинским узорам и орнаментам более трех тысяч лет. Они украшали бронзовые предметы, найденные еще в XIX веке, и привлекли внимание всего мира мастерством исполнения.

В эпоху Средневековья аланы задавали тон орнаментальной моде на всем Северном Кавказе.

Орнамент был не просто украшением, а своего рода оберегом. Его наносили на оружие, предметы домашней утвари, вышивали на одежде. А с эпохи алан художественной резьбой украшали культовые деревянные сооружения и жилые постройки.

Главным знатоком орнамента всегда была женщина. Современное художественное шитье – это наследие аланских мастериц.

Национальные узоры сохранил и камень. Древние орнаменты самой простой формы украшают боевые башни. Творческое наследие художников прошлого - ценно для Осетии. В этом таинственном искусстве скрыта история, философия и культура древнего осетинского народа.

Орнаментальные композиции из поколения в поколение украшали собой особую праздничную одежду осетин, а также их дом, утварь, могильные памятники, т.е. все то, что применялось и отмечалось в ритуальных, свадебных и похоронных обрядах, все то, что сопутствовало человеку всю его жизнь.

Геометричность начертания элементов, свободная композиция, простота, лаконичность – все это отличает орнамент народов Северного Кавказа от искусства стран ислама и Европы.

Орнамент нес в себе сакральный смысл. Он оберегал от злых сил человека. В нем довольно много встречается солярной символики - круги, кресты, свастики, изображение солнца в движении.

Аналогии осетинскому орнаменту обнаруживаются во многих разделенных пространством этнокультурах, с которыми была тесно связана североиранская этнокультурная общность. В первую очередь, это пространство культуры народов Кавказа, сотни лет живших по соседству с алано-осетинами, а также среднеазиатский регион - место тысячелетнего культурного влияния скифо-сакской, сармато-массагетской этнокультуры. Но это и культура северных народов, например - угро-финская культура, испытавшая длительное сако-массагетское влияние. В то же время, это и восточноевропейский регион - место зарождения славянской этнокультурной общности, имеющей с осетинами не только общие индоевропейские корни, но и в течение более двух тысяч лет находившейся в тесном культурном контакте с северными иранцами.

Основной орнаментальный символ, дошедший до нас из этого богатейшего культурного наследия - образ Богини-матери и Мирового древа, Древа жизни.

Осетинский орнамент отражает в себе древние связи осетин с Византией, Россией, Ираном.

Осетинский народ сохранил в орнаменте элементы своего отдаленного прошлого. Характерным орнаментом (спирали, мотивы рогов, геометрические и растительные формы) украшались различные предметы материальной культуры, и вещи декоративного назначения.

Орнамент использовался и в резьбе по камню. Это было обусловлено обилием каменного материала в Осетии. Каменная резьба в виде крестов, четырехугольников или прямоугольников с шахматным узором и других орнаментированных рисунков украшала архитектуру боевых башен.

В развитие прикладного искусства в Осетии внесли свой вклад и мастера-ювелиры. Они занимались изготовлением женских нагрудных застежек, мужских и женских поясов, кинжалов и др.

Высокого уровня достигло и художественное золотое шитье. Вышивками из золотых нитей украшали женскую верхнюю одежду, особенно свадебный костюм, состоящий из богато расшитой шелком и золотом бархатной шапочки, платья, подвесных бархатных рукавов, женскую обувь и др.

Вышивка – один из самых древних и распространенных видов народного творчества в нашей стране. Праздничная и будничная одежда, предметы бытового обихода с незапамятных времен имели сложное декоративное оформление, где важную роль играла вышивка. Вот почему на Руси по установившемуся издавна обычаю девочку с малых лет начинали обучать этому не простому, но увлекательному виду творчества.

На протяжении многих поколений у каждого народа, населяющего необъятные просторы нашей Родины, выработались свои приемы и способы образования узора вышивки.

Просмотрев различные вышивки, я пришла к выводу, что при наличии общих черт орнамента и приемов выполнения узора, у каждого народа бытовал свой круг мотивов вышивки, свой композиционный срой орнамента и колорит.

В осетинском узоре можно выделить бессюжетный (штрихи, точки, завитки, кружки, спирали) и сюжетный (скачущие кони, извивающиеся змеи) орнаменты. В орнаменте используются линейно – геометрические, растительные и животные элементы. Растительный мотив в сочетании с геометрическими и животными элементами служит украшение не только вышитых изделий, но и разных деревянных и каменных предметов.

Декоративный эффект в осетинском орнаменте достигается путем подбора цветосочетаний.

Для праздничной одежды обычно используют яркие и контрастные цвета (синий, красный, черный фон с желтым орнаментом), а для повседневного национального платья – светлые, теплые тона. Для кувшинов классического стиля чаще берутся серый, черный фон, сосуды простой формы лучше смотрятся с оттенками коричневого и терракотового цветов.

Для росписи посуды из дерева подходят бледно – желтый, бежевый и светло – коричневый фон. Такое характерное цветосочетание присуще осетинскому национальному орнаменту.

Специфичным является и заполнение украшаемого пространства. Мелкий и редкий узор подходит для ручки кувшина, пояса к национальному платью для большого пространства подбирается крупный узор. При этом нужно помнить, что в осетинском орнаменте узор не терпит ни пустот, ни излишней тесноты.

Я убеждена, что в наше время надо использовать национальные мотивы народного искусства различных культур Северного Кавказа в учебном процессе. Приобщение к культурам различных народов Кавказа служит одним из эффективных средств духовного обогащения личности, пробуждения любви к великой России, достижения взаимопонимания и уважения к традициям друг друга.

Если представить себе многоликую картину населения России, очень разные природные, климатические условия жизни народа, то можно понять, на какой основе сформировался быт людей, как и почему сложился определенный характер жилища, одежды и весь предметный мир, которым пользуется человек.

Особенности человеческой жизни в ходе социально – исторического развития привели к созданию своеобразного искусства каждого народа, и теперь сохраняющего тот неповторимый национальный колорит, который определяя внешний облик предметного мира, выражает его индивидуальную сущность, глубокое внутреннее содержание, связанное с диалектикой современной жизни.

infourok.ru

осетинский орнамент | Школьные файлы SchoolFiles.net


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:

О С Е Т И Н С К И Й О Р Н А М Е Н Т Презентация Патока . М .Е Одним из богатейших разделов народного искусства является осетинский орнамент Орнамент - основа декоративно-прикладного искусства осетин. Заложенная в него древняя скифо-сарматская система знаков и символов до сих пор остается не до конца разгаданной.Самобытное, национальное по форме, осетинское орнаментальное искусство развивалось тысячелетиями и использовалось для украшения одежды, мебели, посуды, оружия, орудий труда, строительных сооружений, надгробных плит. Орнамент несет в себе сакральный смысл. Он должен оберегать от злых сил, человека. Довольно много встречается солярной символики - круги, кресты, свастики, изображение солнца в движении. Скифский орнаментальный мотив во все времена выстраивался на противопоставлении двух начал – темного и светлого. В эпоху Средневековья аланы задавали тон орнаментальной моде на всем Северном Кавказе. В осетинской орнаменте можно найти очень много сюжетов, которые показывают нам преемственность от кобанской эпохи. Мир по представлениям осетин, делился на три космические зоны: верхний – небесный, средний- земной и нижний- подземный . Основным символом мироздания выступает образ Мирового древа, Древа жизни. Символика Мирового дерева вобрала в себя магико – сокральную, очистительную и охранительную семантику .В его основе лежал культ плодородия, почитание женского плодоносящего начала. Образ Мирового дерева С древних времен человек наблюдал за дневным светилом. Принося человеку свет и тепло, солнце выступало в роли доброго природного начала .Солнце изображалось конем, быком, бараном или рыбой. Но самый популярный знак в виде солярного знака (свастики) Солярный герой нартовского эпоса –Сослан ,погибает от своей же ипостаси – солярного колеса Болсага. Существует солярный образ подземного мира –Солнце мертвых. По традиции в осетинских ущелиях, в переди погребальных носилок катили крурлый плоский хлеб диаметром до полумера –Соти (солнце мертвых) Солярные знаки Верховное женское божество у скифов- Апи ( Богиня –мать) представляла из себя полудеву ,полузмею и вбирает в себя три вертикальные зоны мира : небесную - крылья , земную – человеческое тело , подземную – змеиные отростки . Так как Богиня-мать была связана с идеей порождения, а значит с образом Мирового дерева , то в ее облике присутствуют признаки дерева. Ближе всего к образу скифской Богини находится образ героини нартовского эпоса- Дзерасса, исполнявшей все три сокральные функции : девы-птицы , супруги земного воина Ахсартага и водной девы – нимфы. Богиня - мать Подобные изображения Богини-матери встречаются практически у всех народов мира. Самым древним осетинским узорам и орнаментам более трех тысяч лет. Они украшали бронзовые предметы, найденные еще в 19 веке рядом с селением Кобан, и привлекли внимание всего мира мастерством исполнения. Орнамент на металле Орнамент на камне Орнамент на материи Орнамент на дереве Орнамент на дереве Орнамент на дереве ОБРАЗЦЫ ОСЕТИНСКОГО ОРНАМЕНТА Посредством кодов орнамент сформировал универсальную модель мира, напрямую связанную с религиозной символикой народа. Орнаментальные композиции из поколения в поколение украшали собой праздничную одежду. В традиционных осетинских орнаментах заложены священн

schoolfiles.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о