Основные музыкальные жанры песня танец марш – План-конспект урока по музыке (1 класс) по теме: Урок музыки по теме “Музыкальные жанры: песня, танец, марш”

План-конспект урока по музыке (1 класс) по теме: Урок музыки по теме "Музыкальные жанры: песня, танец, марш"

Урок музыки в 1 классе по теме «Музыкальные жанры: песня, танец, марш»

Образовательная цель: Формирование представления об основных жанрах музыки.

Тип урока: Открытие нового знания в форме практикума 

Планируемые результаты

Предметные:

Обучающийся:

1.Имеет представление об основных жанрах музыки.

2.Умеет воспринимать  и анализировать особенности разных жанров.

3.Умеет слушать и импровизировать под музыку с использованием танцевальных, маршеобразных движений.

Метапредметные:

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

Учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

Осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

 Работать  над формированием логических умений (анализ, сравнение, обобщение)

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

Принимать участие в групповом музицировании.

На уроке использовалась смена видов деятельности и форм работы: пение,  слушание и импровизирование под музыку  с использованием танцевальных, маршеобразных движений, беседа.

Ход урока

Организационный момент

Музыкальная разминка: приветствие, распевание с ритмическим сопровождением.

Актуализация знаний

- С некоторыми музыкальными секретами вы уже знакомы. К примеру, вам уже известно как создаётся музыка. Кто же нужен для того, чтобы получилась музыка? (Композитор, исполнитель, слушатель.)

                                                                          

- У нас получила цифра «три». А ведь это очень необычная цифра, можно сказать, волшебная. Как вы думаете, почему? (Ответы детей.) Очень часто мы с ней встречаемся в сказках. Приведите примеры. (Три поросенка, три богатыря, три медведя; желаний и испытаний тоже, обычно,  три; «В некотором царстве... жил-был царь, и было у него три сына»…)

Изучение нового материала

- А вот вам ещё одна история. В давние-давние времена люди не умели объяснить себе  явления своей жизни. Они не знали, как устроена Земля. Вот и придумали, будто Земля плоская,  как тарелка, и со всех сторон окружена океаном. И держится она на спинах трех огромных китов.

                                                                   

- Сейчас, конечно так не думают. Нам уже известно с вами, что Земля круглая, и  вращается вокруг Солнца. Но сих пор существует выражение «Три  кита - три основы». В музыке, ребята, тоже есть свои «три кита». Только мы будем их называть 3 жанра музыки. Я вас уверяю, вы с ними очень хорошо знакомы.

Слушание марша «Прощание славянки» В.И.Агапкина

- Что удобно делать под такую музыку? (Ответы детей.)  Где мы можем увидеть марширующих людей?  (Ответы детей.) Такая музыка известна давно, она помогает сопровождать движения людей и на параде, и на спортивных соревнованиях. А как вы считаете, нужно ли учиться маршировать? (Да.) Вы, конечно,  правы. Во время марша шаги должны быть чёткими, голова - торжественно поднятой, взмахи руками – активными, а походка – твёрдая. Давайте попробуем промаршировать. Представьте, что вы участники военного парада. (Дети выстраиваются в колонны. Идёт тренинг выполнения движений в ритме марша.)

- А теперь продолжим маршировать под музыку. (Учитель исполняет один куплет и припев песни «Бравые солдаты».) Я предлагаю, чтобы этот марш вы спели вместе – хором.

Разучивание песни «Бравые солдаты» А. Филиппенко

Бравые солдаты с песнями идут,
А мальчишки следом радостно бегут.
Эх! Левой! Левой! С песнями идут,
А мальчишки следом радостно бегут.

Хочется мальчишкам в армии служить,
Хочется мальчишкам подвиг совершить.
Эх! Левой! Левой! В армии служить,
Хочется мальчишкам подвиг совершить.

Храбрые мальчишки нечего тужить.
Скоро вы пойдёте в армию служить.
Эх! Левой! Левой! Нечего тужить.
Скоро вы пойдёте в армию служить.

Будете границы зорко охранять,
Будете на страже Родины стоять.
Эх! Левой! Левой! Зорко охранять.
Будете на страже Родины стоять.

(Идёт разучивание мелодии и текста  и дальнейшее исполнение с движениями.)

- Молодцы! Здорово у вас получилось! Итак, вы познакомились с первым жанром, который называется как? (Марш.)

                                                           

- А теперь я  предлагаю вам  попробовать промаршировать под другую музыку. (Звучит фрагмент польки, дети пробуют промаршировать.)

 - Вам удобно было шагать под такую музыку? (Нет.) А что хочется сделать? (Ответы детей.) Этот необычный танец называется полька. Он пришёл к нам из другой страны под названием Чехия. Когда польку танцуют, то подпрыгивают. Сделаем несколько движений. (Сначала выполняются движения без музыкального сопровождения, а затем – под музыку.)

Слушание «Польки»

- В мире существует много разных танцев. И ещё с одним танцем вы сейчас встретитесь, только этот танец вы все давно и хорошо знаете.

Слушание музыки (Варианты: любая, хорошо знакомая детям, новогодняя песня или «Каравай»)

- Что мы обычно делаем под такую музыку? (Берёмся за руки и водим хоровод.) Хоровод – старинный народный танец, который исполнялся под любимую песню. Какие движения у хоровода? (Спокойные, плавные.) Прошу вас исполнить первый куплет песни и под неё плавно протанцевать. (Исполняется песня в хороводе.)

- Прошу вас пройти на свои места, и мы продолжим наш разговор. Итак, вы познакомились со вторым жанром музыки, который называется как? (Танец.) А как можно определить, что вы слышите танец? (Под такую музыку хочется танцевать.)

                                                                     

- Кроме польки и хоровода, наверняка, вы знаете и другие танцы. Назовите их. (Вальс, танго…) Молодцы! И, наконец, мы подошли к третьему жанру музыки. Я, уверена, вы легко его назовёте, как только услышите следующую музыку.

Слушание песни «Вместе весело шагать» В. Шаинского

- Как же называется этот жанр? (Песня.) Из названия ясно: песня – это такое произведение, которое человек может спеть голосом.

                                                               

- Это самый известный и распространённый жанр музыки. Назовите, какие песни мы с вами пели на уроках? (Ответы учащихся.)

Игра «Угадай жанр»

- Итак, сегодня вы познакомились с тремя жанрами музыки. Назовите их. (Марш, танец, песня.) Предлагаю вам сыграть в игру «Угадай-ка». Правила игры такие: делимся три команды. Первая команда поднимет руки тогда, когда услышит марш, вторая – танец, а третья – песню. А как вы думаете, могут ли в одном произведении встретиться два жанра? (Учащиеся высказывают свои предположения.) Что нужно сделать, если в музыке встретятся два жанра? (Две команды поднимают руки.)

Произведения для прослушивания:

«Встречный марш» С.А.Чернецкого (марш)

«Вальс цветов» П.И.Чайковского (танец)

«Удивительный слон» В. Махлянкина (песня-танец)

«Антошка» В. Шаинского (песня)

«Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковского (марш)

«Полька» М.И.Глинки (танец)

«Бравые солдаты» А. Филиппенко (песня-марш)

Итоги урока. Рефлексия

- Молодцы! Вот видите, как хорошо, оказывается, вы знакомы с жанрами музыки. Можем мы утверждать, что на них держится вся музыка? (Ответы детей.) Как всякий дом стоит на  фундаменте, так и эти «три кита» держат на своих плечах весь огромный мир музыки. На свете не было, и нет человека, который за всю свою жизнь ни разу бы не промаршировал или не станцевал и, уж тем более, не спел бы песню. Порой мы их просто не замечаем. Но марш, танец и песня всегда рядом с нами.

- Вы отлично сегодня поработали и каждый достоин похвалы!

Музыкальное прощание. Выход из класса.

nsportal.ru

Вот музыка, песня, танец, марш

Вот музыка! Ее лицо В конце концов и нам открылось! Какая сила в нем светилась!.. И сердце радостно забилось…

Еще мгновение — и из таинственных необъятных глубин являются нам «три кита».

«Три кита» — это основные жанры, типы музыки. Впервые их описал в своей книге для детей композитор Д. Д. Кабалевский. Как всякий дом стоит на фундаменте, так и эти «три кита» держат на своих плечах весь огромный мир музыки.

Они стали частью нашей повседневности и настолько слились с нею, что порой мы не замечаем и не воспринимаем их как искусство. Ну кто из нас задумывался, когда слушал мамину колыбельную или шагал в спортивном строю, или танцевал на дискотеке, что исполняется музыкальное произведение? Конечно, никто. Но они всегда рядом с нами — песня, танец и марш.

В опере, в симфонии и в хоровой кантате, в фортепьянной сонате и в струнном квартете, в балете, в джазовой, эстрадной и народной музыке, словом, в любой области музыкального искусства нас ждет поддержка «трех китов».

Марш — это короткое и само по себе чеканное слово знакомо каждому с раннего детства. С маршами — бодрыми, веселыми, походными, праздничными, а порой печальными и даже траурными — связаны многие события в жизни человека.

Магсhе — французское слово, в переводе значит «ходьба». Поэтому пишутся они всегда в четком музыкальном размере 2/4 или 4/4, чтобы было удобно идти в строю. И хотя марши отличаются друг от друга мелодией, характером и содержанием, их объединяет четкий и энергичный ритм.

Слушаем!

П. Чайковский. Марш деревянных солдатиков, Похороны куклыДетский альбом»). Марши из опер: М. Глинка. Руслан и Людмила; Дж. Верди. Аида; Ш. Гуно. Фауст. Ф. Шопен. Соната си-бемоль-мажор. Л. Бетховен. Финал Пятой симфонии. В. Агапкин. Прощание славянки. В. Александров. Священная война. И. Дунаевский. Марш из кинофильма «Веселые ребята».

Королем марша назвали когда-то композитора Исаака Дунаевского. Вспомните его “Песню о веселом ветре“, также написанную в маршевом стиле.

Кроссворд “Марши Дунаевского”

(Марши Дунаевского: Марш энтузиастов, Марш трактористов, Марш артиллеристов, Марш  юннатов, Марш краснофлотцев, Марш физкультурников, Спортивный марш, Весенний марш)

Танец — одно из древнейших проявлений народного творчества. В ритмическом или плавном движении люди стремились передать свои чувства, настроения и мысли. Так появились ритуальные танцы, которые стали непременным атрибутом каждого праздника. У многих народов они сохранились и до нашего времени. Люди танцуют, иногда превращая свой танец в искусство — балет. Танцуют, участвуя в торжественных церемониях или веселясь в свободные вечера и на праздниках. У каждого народа сложились свои национальные традиции танца с характерной, присущей ему музыкой.

Кроссворд со слушанием Танцевальная мозаика

По горизонтали

1. И оркестр был в ударе И смеялся весь народ, Потому что на рояле Сам король играл … (Гавот) Старинный французский танец, который вошел в придворный обиход, а с XVIII века встречается в инструментальной музыке как самостоятельная пьеса. Этот танец называли танцем королей.

Слушаем! Ф. Гайдн

4. Угадайте польский танец — Он пришел из Кракова. Его в Европе и у нас Танцуют одинаково. (Краковяк) Возник в краковском воеводстве, отличается четким двудольным размером. Танцуют в паре с дамой, кавалер притопывает, партнерша движется плавно и изящно.

7. На Бразильском карнавале Мы бы все затанцевали … Афро-кубинский народный танец, который стал очень популярным бальным танцем латиноамериканской серии. (Самба)

8. Излюбленный польский танец. Название его произошло из Мазовии — одной из польских областей. Веселая задорная резко акцентированная мелодия в трехдольном размере. Этот парный танец, в котором нет заранее придуманных фигур и все импровизируется во время танца, очень популярен был на дворянских балах в XIX веке. (Мазурка)

Слушаем! Ф. Шопен

10. Характерные мелодические обороты и острые ритмические фигуры свойственны этому венгерскому танцу. Это городской танец, который возник в XIX веке в венгерских корчмах, служивших тогда своеобразными клубами. И название его происходит от слов «корчма», «трактир», что по-венгерски значит … — название танца. (

Чардаш)

Слушаем!  Ф.Лист, И.Брамс

11. Белорусский народный танец «крутиха» сопровождается мелодией одноименной песни о возлюбленной жене Лявона. (Лявониха)

12. Этим испанским танцем особенно пленился Глинка во время путешествия по Арагони. Он отличается быстрым темпом, острым ритмом, который подчеркивается щелканьем кастаньет. Этот парный танец в Испании, как правило, исполняется под аккомпанемент гитары и мандолины.(Хота)

Слушаем!  М. Глинка. Арагонская.

14. Кубинский народный танец и песня, умеренного темпа в двудольном размере. Название его произошло от названия столицы Кубы Гаваны (исп. Наbanа). (Хабанера)

16. Русский народный и бальный танец 2/4. Танцуют в паре, импровизируя фигуры. (Кадриль)

17. Под звуки греческих бузук Расцвел друзей широкий круг: Венок сплетенных крепко рук, Лица пылают, словно маки. Танцуем греческий … Народный танец, который исполняют в кругу, с постепенным ускорением темпа. (Сиртаки)

18. Самый древний танец Польши. В старину он назывался «великим» или «пешим». Его название — французское слово, что в переводе означает — «польский». Этим шествием открывались все придворные балы, это своеобразный торжественный марш в трехдольном размере с изящным присоединением в конце каждого такта музыки. Известен с XVII века как музыкальный жанр. (Полонез)

Слушаем! Ф. Шопен, М. Огиньский.

По вертикали:

1. Украинский национальный танец, отличается жизнерадостным характером с удалыми, энергичными движениями, основанными на больших прыжках. (Гопак)

2. Этот танец появился в Испании в XV веке и долго считался цыганским танцем. В 1909 году официально был признан в Европе как бы возвратившись сюда из Латинской Америки. Распространен как салонный эстрадный танец — 4/4 в умеренном темпе, основанный на поклонах корпуса, подъеме на полупальцах. Исполняется в паре.  (Танго)

3. Современный ритмический танец латиноамериканского происхождения, ставший шлягером в 90-е годы XX века. (Ламбада)

5. Раз прискок и два прискок… Мы танцуем … Танец украинского происхождения в двудольном размере, вначале сдержанного, затем ускоряющего движения. Название от уменьшительного слова «казак». Партнер повторяет движения партнерши. (Казачок)

6. Национальный итальянский танец, получивший свое название в городе Таранто. Особенно распространен в Неаполе и Сицилии. Стремительный и веселый, исполняется под гитару и кастаньеты. Ритм в размере 3/8 или 6/8. Ярко выражает темперамент южан. (Тарантелла)

8. Старинный французский танец, характеризующийся большим количеством поклонов и реверансов. (Менуэт)

Слушаем!  Ф. Лист, Ф. Шопен, П. Чайковский, С. Прокофьев.

9. Часто этот танец считается польским, а это неверно, потому что он чешского происхождения. А название его обозначает  “половинка”, так как танцуют его мелкими шажками. Обычно этим танцем открывали деревенский бал — и никто не мог устоять на месте. Это живой, непринужденный танец в двудольном размере, который танцуют в кругу парами. (Полька)

Слушаем! П. Чайковский, М. Глинка.

11. Народный танец Грузии, живой и стремительный по характеру, в размере 6/8. Исполняется в паре, требует силы и ловкости от партнера и изящества и плавности от партнерши. Является как бы своеобразным соревнованием. (Лезгинка)

Слушаем! А. Рубинштейн. Демон, Глинка. Руслан и Людмила.

12. Русский народный танец, сопровождающийся пением. Плавное движение сочетается иногда с драматическим действием или переплясом. (Хоровод)

13. Об этом танце сказано немало. Он в песнях и стихах воспет. И сколько б танцев не бывало, А лучше и красивей — нет! Появился он в Австрии. С начала XIX века завоевал популярность во всей Европе. Его название произошло от немецкого слова Walseеп — «прокатывать», «кружить». (Вальс)

Слушаем! И. Штраус-сын, М. Глинка, П. Чайковский, Ф. Шопен.

14. Старинный молдавский или румынский танец со скандированием стихов. Исполняется в кругу. Задорная пляска, которая также называется «жок», «молдавеняска». (Хора)

15. Очень распространенный испанский танец (от испанского Vоlег — летать). Известен с конца XVIIIвека. Исполняется в умеренном темпе, в ритме, напоминающем полонез. Сопровождается гитарой, барабаном, кастаньетами, часто с пением. (Болеро)

ПЕСНЯ - Трудно даже сказать, когда она появилась. Наверное, когда человек научился внятно говорить, он тут же запел от радости. Песня, как рыдание или смех, отражает состояние человеческой души, поэтому они так разнообразны и многочисленны. Особенность песни — в гармоничном сочетании слов и музыки. Очень часто к слову «песня» прибавляют определение «народная». Каждая народная песня имеет ярко выраженный национальный колорит, потому что поют народы всех наций, всех континентов по-своему. Трудно спутать русскую песню с грузинской, узбекской, неаполитанской или негритянской.

Для проверки знания выполни задание

Сложите разлетевшиеся карточки — и прочтете высказывание известного русского поэта XVIII века Гавриила Державина о песне. Буквы одинакового шрифта соответствуют одному слову.

(Песня родилась вместе с человеком)

Чаще всего песня исполняется в сопровождении музыкального инструмента. Используя народную тематику, композиторы создают новые песенные жанры, а также монументальные произведения: кантаты, оратории, оперы и оперетты. Органично вошла песня в симфоническую музыку. И таких примеров множество.

studfiles.net

Урок музыки «Марш, песня, танец

Конспект урока музыки .

Класс:4

Тема: «Марш, песня, танец - основа музыки»

Учитель: Баранова Юлия Сергеевна

Тип урока: Урок закрепления музыкального материала.

Вид урока: Интегрированный, комбинированный.

Цель урока: усвоение и расширение учащимися знаний о музыкальных жанрах.

Задачи:

Образовательные:

- продолжение знакомства с музыкальными жанрами, расширение представление о музыкальных жанрах;

-определение на слух, произведение какого жанра исполняется;

- музыкально – ритмические движения в соответствии с жанром, ритмом и характером музыки;

- закрепление знаний об основных составляющих музыки, развитие и совершенствование певческих, вокальных навыков;

- совершенствование ориентации в основных музыкальных характеристиках.

Коррекционные:

- корректировать и развивать зрительное восприятие, память, коррекция крупной и мелкой  моторики;

-продолжать развивать  речевой  аппарат, работа над дикцией на основе песенного репертуара;

- совершенствование работы над координацией, на основе музыкально-ритмических движений;

Воспитательные:

- повышать  мотивацию к занятиям, развивать эстетическое восприятие через слушание музыкальных произведений;

- формирование положительной мотивации и познавательного интереса к учению, активности при изучении нового материала;

- совершенствовать умение работы в коллективе;

Для реализации цели и задач урока были использованы следующие педагогические технологии:

  1. Личностно-ориентированные технологии, в частности, индивидуализация обучения в условиях одного класса.

  2. Здоровьесберегающие технологии.

  3. Психолого-педагогические технологии использовались для создания доброжелательного психологического микроклимата в классе.

Методы

На уроке применен метод театрализации, Данный метод включает в себя элементы сказкотерапии.

Данный урок по типу является интегрированным (межпредметные связи: развитие речи и окружающий мир, социально-бытовая ориентировка).

Ход урока

1.Организационная часть.

Музыкальное приветствие1 слайд

Учитель: Здравствуйте, ребята!

-Здравствуйте!

-Как ваше настроенье?

-Очень хорошо!

-Пора нам заниматься?

-Да-да-да!

-Вы будите стараться?

-Так же, как всегда.

-Будем танцевать мы

И песни распевать.

-Тогда садитесь поскорей,

пора урок начать.

2. Основная часть. 2 слайд.

– Сегодня наш урок необычный, он волшебный, сказочный. Когда я шла к вам на урок, я нашла письмо, но даже не успела его прочитать. Давайте узнаем, что там написано:

«Дорогие друзья! Меня Зовут Фея музыки и мне очень нужна ваша помощь. В моем музыкальном королевстве произошла беда, пропали самые главные мои придворные и все в королевстве перепуталось,…помогите мне их отыскать и навести порядок.»

Учитель:

Ребята, как вы думаете, сможем мы помочь Фее Музыки и что это за главные придворные в ее королевстве? Давайте попробуем отгадать

1.Если текст соединить с мелодией

И потом исполнить это вместе,

То, что вы услышите, конечно же,

Называется легко и просто — ... (песня) 3 слайд

2.В месте, в ногу, раз, два, три!

Как шагают, посмотри!

Не поют и не танцуют,

Строем дружно... (маршируют) Марш 4 слайд

Лишь музыка начнет звучать,

Не могу я устоять.

На щеках моих румянец,

Если я танцую….(танец). 5 слайд

Учитель :Ну что ж теперь мы знаем каких придворных потеряла Фея музыки и мы обязательно их отыщем, а для этого мы отправимся с вами в путешествие по морю музыки.. 6 слайд

Учитель : Ребята скажите, а что же как одним словом называют Танец, Марш и Песню?

Учитель : Правильно, это музыкальные жанры. Мы с вами на протяжении нескольких уроков знакомились отдельно с каждым из этих жанров, и сегодня благодаря нашему путешествию закрепим и повторим наши знания. Скажите, а как еще называют Песню, Танец и Марш? 7 слайд

Учитель: Правильно музыкальными китами. Потому что они держат на своих могучих спинах всю музыкальную страну и являются ее основой. Кто сможет озвучить тему нашего сегодняшнего урока ? "Марш, песня, танец- основа музыки " 8 слайд

Учитель: Как вы думаете на чем мы отправимся в путешествие в королевство Феи Музыки?( на корабле) 9 слайд

Учитель: Конечно же. Вы готовы ? (ответы). Усаживайтесь поудобнее, спинку выпрямите, руки положите свободно на колени, мы отправляемся в путь..

Учитель: Странно, почему же наш корабль не плывет?

Дети: Потому что нет ветра.

Учитель: Давайте поможем нашему кораблю и надуем паруса.

Дыхательная гимнастика: Для этого сложим ладошки в виде паруса и попробуем подуть на него тихонько, теперь чуть сильнее..ну а теперь со всей сила..Молодцы наш корабль поплыл.

Звучит Веселый Марш 10 слайд

Учитель: Ребята, посмотрите впереди необитаемый остров, как вы думаете, какой из жанров спрятался здесь? (Марш)

Учитель: Правильно, какая музыка называется маршем?

(Та, под которую можно шагать, маршировать.)

Учитель: А кто даст правильное определение маршу?

Марш – это муз. жанр энергичного характера, с четким ритмом,

Учитель: Какие виды марша вы знаете? 11 слайд

(военный, спортивный, праздничный, шуточный, траурный).

Учитель: Предлагаю прослушать и определить вид марша 12 слайд

.«Марш деревянных солдатиков» П.И. Чайковского.

Учитель: К какому виду марша относится эта музыка?

(шуточный).

Учитель: Какое настроение музыки было в этом марше?

(игривое, задорное, шуточное).

- Слушаем и угадываем следующий вид марша.

(Слушание «Военный марш» Г.Свиридов) 13 слайд

Учитель: Какой вид марша прозвучал сейчас ?

(военный).

Учитель: Где исполняется военный марш?

(на парадах, военных шествиях).

- Слушаем следующее произведение и определяем вид марша.

(Слушание «Спортивный марш» И. Дунаевский) 14 слайд

- Какой вид марша прозвучал? (спортивный).

- А как вы догадались? (подвижный темп, веселое настроение, легкость звучания, слова о спорте, четкий ритм).

- Молодцы, ребята. Это прозвучал марш-песня.

- А где мы можем услышать спортивный марш? (на спортивных праздниках и мероприятиях).

Учитель: Следующий марш вы не только внимательно послушаете, но и посмотрите и постараетесь дать точное, правильное название.

(Слушание «Свадебный марш» Ф. Мендельсон) 15 слайд

Учитель: Конечно же, вы все узнали это…

(свадебный или праздничный марш).

Учитель: Где мы его можем слышать? (на свадебных церемониях).

Учитель: Какой характер музыки имеет этот марш? (бодрый, торжественный, энергичный, с четким ритмом).

Учитель: А написал этот марш известный немецкий пианист и композитор Феликс Мендельсон. Этот марш является одним из наиболее распространенных в мире свадебных маршей.

Учитель: Молодцы ребята, теперь мы вернем марш в его родное королевство. Но наше путешествие еще не окончено и мы отправляемся в подвое царство..как вы думаете на чем мы туда отправимся? (Подводная лодка) 16 слайд

Учитель: Правильно. Наша подводная лодка погружается в необъятные морские просторы посмотрите, как здесь тихо и красиво. Слышите звучит какая то музыка, возможно это еще один из наших жанров.

Звучит вальс Штрауса «Сказки венского леса» 17 слайд

Учитель: Ребята, кто узнал это произведение?

Учитель: Правильно это Вальс. Какая была музыка?

( красивая, легкая, плавная).

- Действительно, музыка вальса плавная, покачивающаяся, как лодка на волнах.

Учитель: А в наше время танцуют вальс?

(на выпускных вечерах, на концертах и даже на чемпионатах мира по бальным танцам)

Учитель: А к какому жанру относится вальс?

(Танец)

Учитель: А что такое танец? 18 слайд

(движения, исполняемые в определенном темпе и ритме под музыку).

Сейчас нам предстоит встреча с прекрасными танцами. Предлагаю послушать и назвать танец.

(Слушание «Во поле береза стояла» рус.нар.песня) 19 слайд

Учитель: Как называется этот танец? (хоровод).

Учитель: Верно, это древний, народный круговой массовый обрядовый танец, включающий в себя движение с действием, переплясом, песней. Хоровод был любим нашими предками, но встречается под разными названиями и у других народов.

Учитель: Назовите праздники, на которых водят хоровод в наше время? (День рождения, Новый год)

Учитель: Идем дальше и угадываем следующий танец.

(Слушание «Полька» П. Чайковский из детского альбома) 20 слайд

Учитель: Узнали этот танец?

(полька, старинный чешский танец)

Учитель: Какой характер музыки вы услышали?

(веселый, задорный, игривый, легкий, изящный, жизнерадостный, зажигательный).

Учитель: В каком темпе звучала полька? (в быстром). А какой ритм? (четкий).

- В России этот танец очень любят дети.

Учитель: У меня есть задание для вас. Перед вам лежат карточки с названиями танцев, а на доске изображения этих танцев. Ваша задача правильно подобрать названия к изображениям.

Учитель: Молодцы.Вы правильно справились с заданием. А наше путешествие по подводному царству закончилось и нам пора возвращаться, ведь нам предстоит найти последний жанр королевства Феи Музыки. Но сначала, мы немножко разомнемся и проведем с вами музыкальную физкульт минутку. Видео 21-22 слайд

Учитель: Мы немного отдохнули, набрались сил и готовы отправиться дальше. И с подводной лодки мы пересядем на самолет ведь наше путешествие продолжится по облаками..

Звучит отрывок песни «Облака» 23 слайд

Учитель: Мне кажется за облаками кто то прячется?

(Это жанр песня)

Учитель: что главное в песне? (мелодия и слова) 24 слайд

Учитель:песня – самый важный и самый главный «кит»Наиболее простая, но распространенная форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с несложной, легко запоминающейся мелодией.

Учитель: Какие виды песен вы знаете? 25-27 слайд

(Народные – сочиненные народом, авторские написанные автором и композитором)

Учитель: Правильно и сейчас я предлагаю вам вспомнить и повторить песня, которую мы учили на прошлых занятии. Кто подскажет что это за песня?

песня «Шире круг» Автор текста: Викторов В. Композитор : Д.Львов – Компанеец 28 слайд

Учитель: Правильно, но прежде чем мы с вами ее исполним, мы должны подготовить наш голос. Кто мне подскажет, что важно при пении?

(Дыхание, четкое произношение слов, попадание в ноты )

Учитель: Для этого м ы с вами распоемся 29 слайд

По дороге Петя шел

И горошину нашел

А горошина упала

Покатилась и пропала

Ох,Ох,Ох,Ох

Где то вырастет горох

Учитель: Теперь мы с вами готовы петь. На прошлом уроке мы с вами выучили 1-2 куплет песни, давайте их повторим. 30 слайд

Шире круг, шире круг . Музыка зовёт

Всех друзей, всех подруг

В шумный хоровод!

Дружат пчёлка и цветок,

Дружат лист и мотылёк,

Дружат реки и леса,

Дружат в хоре голоса.

Припев:

Шире круг, шире круг . Музыка зовёт

Всех друзей, всех подруг

В шумный хоровод!

Дружат птицы в вышине,

Дружат рыбы в глубине,

Дружит с небом океан,

Дружат люди разных стран.

Припев:

Дружат солнце и весна,

Дружат звёзды и луна.

Дружат в море корабли,

Дружат дети всей земли!

Учитель: Спасибо, ребята, вы очень хорошо спели.

IV. Итог урока. Рефлексия.

- Ребята, как называются муз. жанры, у которых мы побывали сегодня в гостях? (марш, танец, песня).

- Какие виды марша вы запомнили? (военный, спортивный, праздничный, траурный, шуточный).

- С какими танцами мы познакомились на уроках? (хоровод, вальс, полька)

- Что было особенно интересным на уроке? (ответы).

- Что было трудным, сложным на уроке?

V. А теперь откройте дневники и запишите домашнее задание: Песню «Шире круг» учить до конца. Повторить музыкальные жанры.

VI. Самооценка.

- Вспомните все, что мы делали на уроке и оцените свою работу сами. Выберите ту нотку, которая соответствует вашей оценке. Покажите ее всем и поставьте на нотный стан.

- Спасибо за работу на уроке. Всем удачного дня и дальнейших успехов в изучении музыки!

infourok.ru

Конспект занятия на тему "Три кита

ГБПОУ РО «ШПК»

Конспект пробного занятия

Проведенного в 3 «А» классе

Образовательного учреждения гимназия №2 1

Студентки группы 3 «Д»

специальности 050148 «Педагогика дополнительного образования в области музыкальной деятельности»

Задорожневой Инессы Юрьевны

2 февраля 2015 года

Гаврилова Наталья Вячеславовна ___________________

Кононова Надежда Петровна_______________________

Тема занятия: «Три кита - песня, танец, марш».

Цель: формирование целостного представления о трёх жанрах музыкального искусства: песня, танец, марш. Вызвать эмоциональный отклик на музыку разных жанров.

Задачи:

Образовательные:

Сформировать знания о музыкальных жанрах: песня, танец, марш .

Развивающие:

Развивать внимание, слуховую память, воображение;

Способствовать расширению кругозора;

Развивать детский голос.

Воспитывающие:

Воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру детей;

Формировать музыкальный вкус;

Пробуждать интерес к музыке.

Тип занятия: беседа, викторина

Планируемые результаты:

Метапредметные:

  1. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее- ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

  2. Готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

  3. Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека.

  4. Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.

  5. Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению.

Личностные:

  1. Формирование целостного, социально- ориентировочного взгляда на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

  2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

  3. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

  4. Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Оборудование занятия: ТСО

Литература: http://kalashnikova-irina.ru/met/urok/urok-muzyki-tri-kita-v-muzyke#ixzz3QRxuv82F

План занятия:

Приветствие: 1 мин

Проверка домашнего задания: 8мин

Повтор пройденного материала: 5 мин

Новая тема: 15 мин

Викторина: 15 мин

Итог: 1 мин

Ход занятия:

Педагог: Добрый день, ребята. На прошлом уроке не все спели свои любимые песни у доски, предлагаю вам продолжить. Кто хочет быть первым? (Каждому ребёнку, который споет давать по солнышку).

Теперь давайте с вами вспомним, из чего складывается музыка? Кто её пишет?

Дети: композитор

Педагог: а кто такой композитор?

Дети: ответы детей

Педагог: из кого ещё? А кто нам ещё нужен, чтобы музыка зазвучала?

Дети: исполнитель

Педагог: кто такой исполнитель?

Дети: ответ детей

Педагог: и кого же ещё не хватает?

Дети: слушатель.

Педагог: Молодцы, ребята! Сегодня мы совершим путешествие в волшебную страну музыки, где есть три королевства, о музыкальных жанрах. А вот как они называются, вы ответите сами. Слушайте внимательно!

Вся музыка - волшебная страна.
Она красива, ласкова, нежна.
Три королевства разных в ряд,
В стране волшебной той стоят.
Вот марш, он величав и строен,
Из громких звуков он построен.
И если кто к искусству глух -
Наверняка захватит дух.
И королевство танца есть,
Людей весёлых там не счесть.
Весь день резвятся и кружатся,
И лишь под утро спать ложатся.
А в королевстве третьем – песня.
И грусть, и радость жили вместе.
Когда они в одно слились,
По миру песни разнеслись.
Поют их взрослые и дети,
Все люди, что живут на свете.
Вся музыка - волшебная страна,
А без неё и жизнь скучна.
В трёх королевствах побываем
И многое мы там узнаем."

Педагог: - Так о каких королевствах идёт речь?

Дети: песня, танец, марш.

Педагог: Вы раньше были знакомы с этими жанрами?

Дети: ответы детей

Презентация

Вопросы к слушанью:

Песня:

- Как прозвучала эта музыка? ( тихо, грустно, плавно).

- А кто её исполнил, голос или инструмент? ( инструмент фортепиано).

- Фортепиано исполнило нам какой жанр? ( песню).

(Прослушивание песни Э.Грига)

Танец:

Это прозвучал, какой жанр? (танец).

- Полька? (нет, вальс).

Как он прозвучал? ( Он звучал плавно, нежно)

Просмотр мультфильма вальс цветов из балета" Щелкунчик" П. И. Чайковского.

Ребята, а вы подумайте из какого мультфильма данный фрагмент?

Марш:

А что за жанр звучал сейчас?

Что делают люди под марш?

Все учащиеся прохлопывают ритм, а затем маршируют под него.

(П.Чайковский " Mapш деревянных солдатиков". )

Педагог: Сегодня мы познакомились с такими жанрами как песня, танец, марш. А теперь отправимся в путешествие по музыкальной стране «трёх китов». В этой удивительной стране дружно живут музыкальные звуки и музыкальные киты, инструменты и загадки. В вашем путешествии будут остановки - «станции», на которых вы встретитесь с разными заданиями. За все задания вы будете получать по солнышку.

Чтобы нам веселее шагалось, давайте споем песню В. Шаинского «Вместе весело шагать».

Станция «Дружная семейка»

Вы уже знаете, что вся музыка строится на трех китах: песня, танец, марш. Сейчас мы с вами будем угадывать

какой "кит" нам встретится в разных музыкальных произведениях?

  1. П. Чайковский "Вальс"

  2. И. Дунаевский Выходной марш

  3. Попатенко «Скворушка»

  4. П. Чайковский "Полька".

  5. П.Чайковский "Mapш деревянных солдатиков".

Станция «КИТ - ПЕСНЯ»

1 задание: Сложите разлетевшиеся карточки — и прочтёте высказывание известного русского поэта XVIII века Гавриила Державина о песне. Буквы одинакового шрифта соответствуют одному слову.

(Песня родилась вместе с человеком)

2 задание:

Какие бывают песни? (колыбельные, шуточные - частушки, прибаутки, хороводные, плясовые, солдатские, торжественные – гимн, лирические ……………)

3 задание:

Вспомнить песни о дружбе и спеть несколько строчек, в которых встречается слово дружба, друг, друзья, дружные и т.п.

4 задание: Дайте точный ответ строчками песни:

  1. Какие слова «приписал в уголке» мальчик на своём рисунки?

пусть всегда будет солнце……

  1. С чего начинается дружба?

ну, а дружба начинается с улыбки

  1. Где сидел кузнечик?

В траве

  1. Раз иголка, два иголка – что будет?

будет ёлочка

  1. Скорый поезд набирает ход. Какого цвета у него вагончики?

голубой вагон бежит, качается

  1. Что в голове у Винни-Пуха?

в голове моей опилки, да, да, да!

  1. Кем он был, до того как стал Чебурашкой?

я был когда-то странной, игрушкой безымянной

  1. Бременские музыканты считают, что ничего на свете лучше нету, чем?

чем бродить друзьям по свету

  1. Папа может все что угодно, плавать брассом, спорить басом, даже дрова рубить. А чего папа не может?

только мамой не может быть

  1. Кто жил у бабуси?

Два веселых гуся

  1. Где родилась елочка?

В лесу

  1. Вместе весело шагать по чем?

По просторам

Станция «КИТ – ТАНЕЦ»

1 задание

Детвора вокруг поет.

Здесь в кругу и стар и мал,

Ведь один раз в год бывает

Новогодний … (хоровод)

Родился в Австрии мой дед,

Я тоже там увидел свет,
А вскоре полюбил весь мир
Моих мелодий нежный вихрь.
Сейчас я закружу и вас -
Чтобы узнали танец… (вальс)

Я – не польская дивчина,
Я по-чешски – “половина”.
Мое имя, между прочим,
Говорит вам – шаг короче. (полька)

2 задание

Какие танцы знаете вы? Назовите.

(Дети должны назвать как можно больше разновидностей танцев)

3 задание

Что нужно для того чтобы эти танцы зазвучали?

Гитара, скрипка и труба…

У всех у них одна судьба.

Палочкой взмахнет маэстро,

Зазвучит мелодия … (оркестра)

4 задание

Какие инструменты бывают в оркестре, мы сейчас проверим

Приложил к губам я трубку,
Полилась по лесу трель,
Инструмент тот очень хрупкий,
Называется... (Свирель.)

Деревянные подружки

Пляшут на его макушке.

Бьют его, а он гремит

В ногу всем шагать велит! (барабан)

Шести- и семиструнная,

Легка и хороша,

Всегда необходимая,

Ничем не заменимая

В походе у костра… ( гитара)

На коленях я часто сижу,

Нахожусь постоянно в движении,

Как живая, я дышу,

И все слышат мое пение. (гармонь)

От гармони он родился,

С пианино подружился,

Он и на баян похож,

Как его ты назовешь? (аккордеон)

Я стою на трех ногах,

Ноги в черных сапогах

Зубы белые, педаль,

А зовут меня… (рояль)

Движенья плавные смычка

Приводят в трепет струны,

Мотив журчит издалека,

Поет про вечер лунный.

Как ясен звуков перелив,

В них радость и улыбка,

Звучит мечтательный мотив

Играет его? (скрипка)

А всего-то 3 струны

Ей для музыки нужны,

Всех игрою веселит

Ой, звенит она, звенит

Кто такая? Отгадай-ка

Это наша… (балалайка)

Успех мне в группе медных обеспечен,

Нужна я в тех домах, где топят печи?

(труба)

Станция «КИТ – МАРШ»

1 задание:

Что такое марш? Чем он отличается от песни и танца?

(марш означает (ходьба) – это музыка, под которую удобно шагать, идти куда-то, она четкая, ритмичная)

2 задание:

Перечислите, какие бывают марши?

Игрушечный, футбольный, спортивный, военный, праздничный, приветственный, свадебный ,

траурный или похоронный, пионерский.

3 задание:

Игра на внимательность

«Идет к нам почтальон»

В игре необходимо несколько раз пропеть куплет песенки, при этом постепенно заменяя слова жестами. Мелодия песни – «В леса родилась ёлочка» (в маршевом характере).

Слова песни:

Идёт, идёт к нам почтальон,

К нам почтальон идёт.

И знаем мы, что почтальон

Письмо нам принесёт.

  1. Исполнение без изменений

  2. Заменяется «почтальон» - прикасаются рукой к воображаемой фуражке - «отдают честь»

  3. Заменяется «идёт» - переступаем ногами на месте

  4. Заменяются слова «нам» и «вы» - жест указывающий на себя

  5. Заменяется слово «знаем» - приставить указательный палец ко лбу

  6. Заменяется «почтальон» - движение рук, описывающих в воздухе квадрат.

В итоге песня приобретает такой вид: «…к…к…и…что…принесёт». Всё остальное показывается жестами.

Ребята, вы все сегодня были очень активными. Молодцы! Подсчет солнышек. Я думаю, у нас победила дружба! До свидания, ребята!

infourok.ru

План-конспект урока по музыке (1 класс) на тему: Урок-путешествие: Музыкальные жанры – песня, танец и марш.

                                   УРОК МУЗЫКИ В 1-А КЛАССЕ

  Тема урока:     Музыкальные жанры – песня, танец и марш.

  Цель урока:     Расширять у детей представление о жанрах музыки и способность их различать

                            через связь жизненных впечатлений с художественными образами

                            музыкальных произведений.

  Вид урока:       Урок – путешествие.      

  Музыкальный материал:  Пьесы для слушания:

  • П.И.Чайковский «Марш деревянных солдатиков»
  • П.И.Чайковский  «Сладкая греза» (фрагмент)
  • А.Хачатурян  «Барсик на качелях»

 Музыкальный букварь:

  • «Птенчики»
  • «Качели»
  • «Эхо»

Песни:

  • Д.Б.Кабалевский «Песня о школе»
  • Г.Вихарева «Журавушка»
  1. Организационный момент.

Учитель:  Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие, а сопровождать

                         вас будет королева Музыки.

  1. Развитие темы урока:

Учитель:   Ребята, а что произошло с королевой? Кто ее похитил? (Великан «Шум»)

 Учитель:   А кто спас ее? (гномы: «танец» и «марш»)

 Учитель:   Правильно! Молодцы!

                   А давайте сейчас послушаем тишину! Я сыграю звук, а вы будете его слущать

                   и поднимите руку, когда он перестанет звучать, «растворится  в воздухе».

  • Дети исполняют задание учителя.

Учитель:  Молодцы, ребята! Вы были очень внимательны! Обратите внимание, какая

                  красивая тишина в классе.

  • Звучит музыка. Дети изображают «шаги марша» и «шаги вальса» 

Учитель:   И так отправляемся в путешествие!!! Давайте поедем на поезде!

                  Сжали кулачки и со словами «Чух-чух-чух». Поехали!!!

  • Звучит музыка. Дети выполняют движения «поезда»

Учитель:   Приехали! Станция «Слушание музыки»

Учитель:   Сели в «позу слушателя» (Дети выполняют)

                   На этой станции вас ожидает музыка композитора (Показываю портрет)

 

Дети:         П.И.Чайковский

Учитель:   А какой альбом П.И.Чайковский создал? («Детский»)

Учитель:   Молодцы! А какие пьесы вы запомнили? (Дети перечисляют)

  • Звучит фрагмент «Марш деревянных солдатиков»

Учитель:   Что хочется под эту музыку делать? (Маршировать)

Учитель:   Правильно! А как вы догадались? (Ответы детей)

Учитель:   А как звучит мелодия марша: «громко» или «тихо»? (Тихо)

Учитель:  Правильно! «Шагают игрушечные солдатики» Давайте их изобразим!

  • Звучит фрагмент пьесы  «Марш деревянных солдатиков»

Учитель вызывает к доске «исполнителей-музыкантов» и раздает им

ударные инструменты, а класс будет через «движение» изображать

«ходьбу» солдатиков.

Учитель:  Молодцы! А сейчас я вам сыграю мелодию еще одной пьесы из «Детского альбома»,  

                  а вы движением рук, передайте характер пьесы.

  • Звучит «Сладкая греза»

Учитель:   Правильно! Вы очень выразительно передали характер пьесы.

                   Какое же настроение возникло у вас после звучания этой музыки?

Ответы:     Задумчивое, спокойное, мечтательное, светлое.

Учитель:   Правильно! П.И.Чайковский назвал эту пьесу «Сладкая греза»

                   «Греза» - это мечта, раздумье о чем-то приятном и добром!

                   Пьеса похожа на песню, но она без слов.

Учитель:   Пора отправляться на следующую станцию!

  • Звучит музыка. Дети выполняют движения «поезда»

Учитель:   Приехали! Станция «С песенкой по лесенке»

Учитель показывает «музыкальную лесенку». Диалог учителя и детей.

Учитель:  Сколько ступенек у «лесенки» (7 ступенек)

Учитель:  Правильно! Молодцы!

                                Семь подружек голосистых,

                                Семь звоночков серебристых,

                                Дружно весело живут,

                                Дружно песенки поют.

Учитель:  А какая «музыкальная книжка» помогает нам различать высокие и низкие звуки?

Дети: «Музыкальный букварь»

  • Работа с музыкальным букварем. Учитель показывает детям картинки, а ребята угадывают, что это за песня и исполняют ее по «музыкальной лесенке»:
  • «Птенчики»  (изображают «маму» и «птенцов»)
  • «Качели»       (изображают «качели»)

Учитель:  А послушайте, как можно передать «движение качелей» в музыке.

                  А вы помогайте королеве Музыки «движением рук».

                 

  • Звучит пьеса А.Хачатуряна «Барсик на качелях»
  • «Эхо»              (дети имитируют «эхо в лесу»)

Учитель:  Молодцы! Ребята, а что я вам показываю рукой? Как это называется?

Дети:         Дирижерский жест.

Учитель:   Я вам показываю жест, а вы отвечайте, что он означает?

  • Взмах рукой – «взять дыхание»
  • Движение руки – «мелодия звучит»
  • Закрыть ладонь – «закрыть звук»
  • Учитель играет вступление к песне «Журавушка»

Учитель:   Вступление к какой песне сейчас прозвучало? ( «Журавушка»)

Учитель:   Сейчас мы будем исполнять  мелодию 1 и 2 куплета по руке учителя.

  • Исполнение 1-го и 2-го куплетов песни  «Журавушка

Учитель:   Молодцы! А можно изобразить пение птиц на музыкальном инструменте?

Дети:         Да!

  • Учитель показывает детям свирель, снимает у него «мундштук»

и предлагает детям на вступление к песне исполнить на нем «пение птиц»

  • Исполняется песня «Журавушка» с музыкальным сопровождением.

Учитель:  Молодцы! Очень красиво исполняли!

Учитель:  Ребята, а что за знакомую мелодию я вам играю?

  • Звучит мелодия р.н.п. «Береза»

Ответы детей.

Учитель:   Давайте ее исполним.

  • Дети исполняют мелодию р.н.п. «Береза»

Учитель:   А что еще можно выполнить под эту мелодию? (Ответы)

Учитель:  Правильно можно станцевать.

Учитель:  Отправляемся на последнюю станцию.

  • Звучит музыка. Дети выполняют движения «поезда»

Учитель:   Приехали! Станция «Танцевальная»

  • Учитель вызывает детей (по желанию) исполнить «хороводный шаг»
  • Дети исполняют «хороводный шаг» под р.н.п. «Береза»

Учитель:  А еще можно изобразить на музыкальных инструментах, для этого нам

                  понадобятся деревянные ложки и бубны.

  • Дети исполняют на ударных инструментах  р.н.п. «Береза»

Учитель:  Молодцы! Как было весело!!!

Учитель:  На каких станциях мы сегодня побывали?

Дети:      1. «Слушание музыки»

              2. «С песенкой по лесенке»

               3. «Танцевальная»

Учитель:  Правильно! Мы сегодня слушали и исполняли много разных музыкальных

                  произведений. И у всех у них есть своя мелодия!!!

Учитель:   По мелодии можно узнать, что? (Ответы:  «песню», «танец» и «марш»)

Учитель:  И закончим мы урок-путешествие песней о школе.

                  Вы первоклассники, вступили в новый и очень важный этап своей жизни,-

                  это увлекательное путешествие в школьную страну, где вас ждут новые

                  интересные встречи с «буквами», «цифрами» и «музыкальными нотами»

 

  •  Исполняется песня Д.Кабалевского «О школе»

     

                 

                                     

                 

               

nsportal.ru

«Три кита» — это основные жанры, типы музыки.

«Три кита» — это основные жанры, типы музыки.
Впервые в своей книге для детей их описал композитор Д. Д. Кабалевский: « Как всякий дом стоит на фундаменте, так и эти «три кита» держат на своих плечах весь огромный мир музыки»

Они стали частью нашей повседневности и настолько слились с нею, что порой мы не замечаем и не воспринимаем их как искусство. Песня, марш, танец очень прочно вошли и обосновались в нашей жизни, порою этого даже невозможно заметить и уж тем более связать с искусством. К примеру, идёт рота солдат с маршем, естественно они не занимаются искусством, но оно вошло в их жизнь в форме марша, без которого они уже не могут существовать.

Кто из нас задумывался, когда слушал мамину колыбельную. или шагал в спортивном строю, или танцевал на дискотеке, что исполняется музыкальное произведение?
Конечно, никто.
Но они всегда рядом с нами — песня, танец и марш.

В опере, в симфонии и в хоровой кантате, в фортепьянной сонате и в струнном квартете, в балете, в джазовой, эстрадной и народной музыке, словом, в любой области музыкального искусства нас ждет поддержка «трех китов».

Марш — это короткое и само по себе чеканное слово знакомо каждому с раннего детства.
С маршами — бодрыми, веселыми, походными, праздничными, а порой печальными и даже траурными — связаны многие события в жизни человека.
Магсhе — французское слово, в переводе значит «ходьба». Поэтому пишутся они всегда в четком музыкальном размере 2/4 или 4/4, чтобы было удобно идти в строю.
И хотя марши отличаются друг от друга мелодией, характером и содержанием, их объединяет четкий и энергичный ритм.

Танец — одно из древнейших проявлений народного творчества. В ритмическом или плавном движении люди стремились передать свои чувства, настроения и мысли. Так появились ритуальные танцы, которые стали непременным атрибутом каждого праздника. У многих народов они сохранились и до нашего времени.
Люди танцуют, иногда превращая свой танец в искусство — балет. Танцуют, участвуя в торжественных церемониях или веселясь в свободные вечера и на праздниках. У каждого народа сложились свои национальные традиции танца с характерной, присущей ему музыкой.

Песня. Трудно даже сказать, когда она появилась. Наверное, когда человек научился внятно говорить, он тут же запел от радости.
Песня, как рыдание или смех, отражает состояние человеческой души, поэтому они так разнообразны и многочисленны. Особенность песни — в гармоничном сочетании слов и музыки.
Очень часто к слову «песня» прибавляют определение «народная». Каждая народная песня имеет ярко выраженный национальный колорит, потому что поют народы всех наций, всех континентов по-своему. Трудно спутать русскую песню с грузинской, узбекской, неаполитанской или негритянской.

Безусловно, песня является одной из древнейших форм искусства, где наряду со словами присутствует, не сложная и легко запоминающаяся мелодия, которая передаёт общее настроение слов. В широком понимании песня это всё то, что поётся, одновременно сочетая слова и напев. Может быть исполнена как одним человеком, так и целым хором, с музыкальным сопровождением либо без него. Встречается в повседневной жизни человека ежедневно – изо дня в день, наверное, с момента, когда человек начал внятно формировать свои мысли словами.

Песня, танец и марш – три кита в музыке – как фундамент держат на себе весь огромный, необъятный музыкальный океан.

multiurok.ru

План-конспект урока по музыке (1 класс) на тему: Беседа-концерт на тему: «Песня, танец, марш- «три кита»в музыке»

 Беседа-концерт

на тему:

«Песня, танец, марш-

«три кита»в музыке»

                                                                                                Автор

                                                                                                Бердников А.М.

                                                                                                Учитель музыки ГБОУ-1222

                                                          г. Москва

                                                            2016 г.

О музыке можно говорить очень много, и по-разному: о композиторах и исполнителях, о музыкальных инструментах и о многом другом.

Сегодняшний разговор – о «трех китах». В древние времена люди не могли понять, как устроена Земля и по-разному представляли ее строение:

  1. будто Земля – большая круглая тарелка, окруженная водой- океаном;
  2. Будто бы Земля держится на спинах трех могучих китов.

«При чем тут киты и музыка?»- наверное, хотите спросить вы. Дело в том, что в музыке существуют свои «три кита». (Это не сказка»: можно сказать, что вся музыка держится на этих «трех китах».

«Три кита» - это основных жанра музыки.

Ребята! Послушайте небольшой отрывок неизвестной вам музыки и отгадайте, что это за музыка (Звучит песня Ф. Шуберта «Серенада» в переложении для фортепиано).

Дети: «Песня!»

Правильно, это песня, но необычная: ночная и называется она серенада. Серенады раньше распевали мужчины под окнами своих возлюбленных.

Песня- это наш первый «кит».

А теперь, ребята, послушайте два отрывка и определите, что это за музыка? (Звучат пьесы: «Вальс» Л.Делиба и «Полька» Д. Львова - Компанейца).

Дети: «Вальс! Полька!»

Правильно, дети. А как можно назвать вальс и польку, одним словом?

Дети: «Танец!».

Правильно, дети. Танец – это наш второй «кит».

Ребята, послушайте ещё один отрывок и определите, что это за музыка? (Звучит пьеса Д.Шостаковича «Марш»)

Дети: «Марш1»

Да, правильно, дети. Марш - это наш третий «кит». А теперь давайте поговорим подробно о «трех китах»: песне, танце и марше.

Песня-первый «кит»

Песня – самый популярный вид музыкального искусства. Песня бывает народная, которую придумал народ и сочиненная композитором.

Народная песня

Народные песни существуют издавна. Матери и бабушки убаюкивали младенцев колыбельными. Подрастая, дети участвовали в праздниках: встречали и провожали Масленицу, закликали весну, допускались на взрослые посиделки и хороводы, которые сопровождались песнями.

 Существовало множество свадебных песен, песен о семейной жизни.

 Каждый исполнитель народной песни вносил в ее исполнение что-то свое, и поэтому одна и та же песня звучала по - разному.

Многие народные песни вы, ребята, знаете. (Звучат отрывки песен «Во поле береза стояла», «Веселые гуси», «Во саду ли, в огороде», «Коровушка» в сольном вокальном исполнении).

Народные песни часто перекладывались композиторами для различных инструментов.(Звучит русская народная песня «Степь, да степь кругом» на аккордеоне).

Ребята! Как вы думаете, каков характер этой песни?

Дети: «Грустная!» да, правильно. Эта песня  - грустная, она о замерзающем в степи ямщике. Отсюда – и боль и грусть.

А сейчас вы услышите итальянскую народную песню «Санта - Лючия», которая является одной из популярных в Италии песен.

Слова этой песни таковы:

Лунным сиянием море блистает,

Попутный ветер парус вздымает.

Лодка моя легка, весла больше.

Санта – Лючия! Санта – Лючия!

(звучит песня «Санта - Лючия», в сопровождении фортепиано).

Какая песня по характеру?

Дети: «Радостная! Широкая!» Правильно, дети. Эта песня о радости человека, общающегося с природой, в данном случае, с морем. Песня о любви итальянцев к своей Родине, к ее морским просторам, к красоте ночного моря.

Композиторская песня

Как уже говорилось ранее, песня бывает народная и композиторская. Песни, которые вы сейчас услышите, сочинены композиторами.

Композитор Матвей Блантер в 1939 г. сочинил песню» Катюша». В 1941 г. началась Великая Отечественная Война – нашему народу пришлось воевать с фашистскими захватчиками. В годы войны эта песня была очень популярна. В песне поется о девушке Катюше, которая ждет своего любимого с фронта. Эта песня помогала солдатам на войне переносить разлуку с любимыми, давала силы, поднимала настроение, она вселяла в солдат желание быстрее победить врага и вернуться домой, где их очень ждали. (Звучит песня «Катюша» в сопровождении фортепиано)

А сейчас вы услышите песню «В лесу родилась елочка», которую сочинил композитор Л. Бекман. Эта песня уже несколько десятков лет звучит на детских новогодних утренниках. (Звучит песня «В лесу родилась елочка»)

Следующая песня, которую вы услышите называется «Двенадцать поросят» и написал ее композитор В. Локтев на стихи поэта М. Левашева. Песенка о поросятах, любящих лежать в грязной луже, т.к. лужа защищает их  от мух и слепней. ( Звучит песня «двенадцать поросят» в сопровождении фортепиано)

Дети, какая эта песня по характеру?

Дети: «Веселая! Шуточная!» правильно, это очень веселая, шуточная песня.

Было бы смешно увидеть 12 поросят, лежащих в грязной луже. Смешно было бы также слышать, как аист разговаривает с поросятами, как поучает их, и как умно они отвечают ему.

Ребята! Сейчас вы услышали песню о сольном вокальном исполнении: это когда поет один человек. Песни можно петь вдвоем (дуэт), втроем (трио), вчетвером (квартет). Ну, а когда песню поют много людей, как называется такая большая группа поющих?

Дети: «Хор!» Правильно, хор – это коллективное пение, когда песню поют, примерно от 15 до 45 человек (и больше). Сейчас вы услышите в исполнении хора песню «Сверчок», которую написал композитор М. Ванян на стихи поэта В. Гончарова. Эта песня о любви человека к своему родному дому, где он родился и вырос, а также о сверчке, который жил в этом доме. Сверчка все очень любили, т.к. он создавал уют в доме, издавая звуки «тюр-тюр».

Послушайте внимательно эту песню и скажите потом, какой характер у этой песни, (звучит песня «Сверчок», в записи)

Дети:  «Грустная !  Танцевальная! Вальсовая!» Да, правильно. Это – песня – танец, песня-вальс, грустный вальс. Когда взрослый человек скучает, вспоминая родной дом, где прошло его детство, это всегда грустно, т.к. этого уже не вернуть.

Следующая песня, которую вы услышите, в исполнении хора называется «Мартышка». Написал ее композитор С.Проскурякова, на слова поэтессы Л. Рубальской. В песне поется об озорной мартышке, прыгающей по деревьям, по два часа висящей на хвосте и корчащей гримасы крокодилу.

Послушайте внимательно эту песню и обратите внимание на ее характер. (Звучит песня «Мартышка» в записи)

Дети, какой характер у этой песни?

Дети: «Озорной, веселый! Танцевальный!»

Правильно, Это песня – танец. Так и хочется под нее танцевать.

Танец – второй «кит»

Ребята! Я хочу поговорить с вами о втором «ките», на котором держится музыка, о танце, о танцевальной музыке.

Начать разговор хочу со старинного танца – менуэта. Менует появился во Франции. Слово «menu» по-французски означает «маленький, легкий». Менуэт танцевали маленькими шажками, галантно приседая и раскланиваясь. Менуэт танцевали во дворцах королей, царей и принцев, в красивых нарядах неторопливо и изящно.

А сейчас вы услышите «Менует» Адама Кригера, немецкого композитора, одного из первых, кто начал сочинять менуэты. (звучит «Менуэт» А. Кригера ля минор на фортепиано)

Послушайте еще один минуэт, его написал известный итальянский композитор Луиджи Боккерини. Обратите внимание, как грациозно, изящно звучит музыка этого минуэта! (звучит»Менуэт» Л. Боккерини на скрипке, в записи)

Ребята, какой характер музыки этого минуэта?

Дети: «Светлый, нежный, игривый!» Да, правильно. Но характер музыки меняется: сначала музыка звучит радостно, затем немного грустно, и в конце опять музыка светится радостью, звучит игриво.

Полонез – танец французского происхождения. Возник около 200 лет назад. Полонез – торжественный танец-шествие. На балу хозяин дома начинал танцевать этот танец вместе с самой почетной гостьей.

Сейчас вы услышите Полонез из сонатины фа мажор В.А.Моцарта.(Звучит Полонез на фортепиано)

Хочу продолжить разговор о втором «ките», о танце и поговорить, о вальсе. Вальс произошел от народного крестьянского танца в Германии и Австрии, в переводе на русский язык означает «кружится». Позднее его стали слушать и танцевать в других странах. По характеру вальсы бывают разные: медленные, спокойные, веселые, быстрые праздничные бывают вальсы взволнованные и стремленные. Послушайте вальс П.И. Чайковского из «Детского альбома» и определите характер этого вальса. (звучит вальс на фортепиано)

Так какой характер у этого вальса, ребята.

Дети: «Быстрый! Стремительный! Взволнованный!» Да, правильно.

Только в средней части этого вальса вы это, наверное, заметили, характер музыки меняется. Вальсовость исчезает, и музыка напоминает, быстрое, суматошное движение, какую-то беготню. Быть может, на бал приехал, какой-нибудь знатный гость и все переполошились, засуетились. (Звучит III часть Вальса)

Ребята! Существует еще огромное количество различных танцев: мазурка, галоп, гопак, казачок, краковяк, лезгинка и многие другие.

Я хочу, еще вас познакомить с танцем полька. Полька – это чешский народный танец, веселый, живой, озорной. Его танцуют поскоками – маленькими легкими прыжками. Название танца происходит от чешского слова «pulka» («полшаг»). Полька была распространена и как бальный танец. Послушайте Польку из «Детского альбома» П. Чайковского (Звучит Полька на фортепиано).

Ребята! Какой характер у этой польки?

Дети: «Легкий! Стремительный!» правильно, и еще – воздушный. Только в средней части музыка звучит тяжеловато и неуклюже: как будто танцующую в легком платье девочку подхватил в танце неуклюжий кавалер. Потто мелодия поднимается все выше и выше, начинается III часть.

В III части звучит мелодия I части: снова танцует девочка в своем легком и воздушном платьице.

Ребята, а теперь поговорим о третьем «ките»- марше. Рябята! А где обычно звучат марши?

Дети: «На парадах!» правильно, дети. Марш звучит также при выносе боевого знамени, на похоронах выдающихся людей. В армии марш  звучит в походном и парадном строю. Марши бывают разные по характеру:

А) радостные, величественные, героические;

Б) детские, игрушечные;

В) комические, шуточные;

Г) траурные,

Сейчас вы послушаете «Марш» из оперы «Аида» итальянского композитора Джузеппе Верди, который написал огромное количество опер, и определите характер марша. (Звучит Марш в записи)

Так какой же характер марша?

Дети: «Радостный! Героический!» Да, правильно: под звуки этого радостного, величественно- героического марша народ приветствует воинов- победителей, возвращающихся домой после победы над врагом.

А теперь, дети, послушайте другой марш (Звучит «Солдатский марш» Р.Шумана на фортепиано)

Какой характер этого марша?

Дети: «Детский! Игрушечный!» правильно, дети: это марш солдатиков (деревянных или оловянных)

Послушайте, дети еще один марш (Звучит Марш Д.Шостаковича на фортепиано)

Какой характер этого марша, дети?

Дети: «Космический! Шуточный!» правильно. Благодаря сочетанию тихого и громкого звучания, акцентов создается комический эффект.

Послушайте  еще один комический марш, написал его композитор П. Берлин и называется он «Марширующие поросята» (Звучит марш на фортепиано).

И в заключении нашего концерта послушайте «Марш» К. Лоншан -Друшкевичовой (Звучит Марш на фортепиано)

Песня, танец, марш – часть нашей жизни: поющая колыбельную своему малышу мама, поющие и танцующие на утреннике дети, марширующие солдаты (под оркестр). Песню, танец, марш можно обнаружить в разных формах музыки.  В опере (арии, хоры, танцы), в симфонии (марши, песни), в балете (танцы), кантате (песни, марши) в фортепианной сонате (песни, марши, танцы)

«Три кита» - мостики, по которым можно пройти в любую область музыкального искусства.

Используемая литература

  1. Д. Кабалевский «Как рассказать детям о музыке»

(Беседа «Про трех китов» Москва, «Просвещение», 1989 г.

  1. О.Г. Радынова «Песня, танец, марш» от 6 до 7 лет

Конспект занятий и развлечений по 2-й теме программы «Музыкальные щедевры», Москва, 2000 г.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *