Отчет по самообразованию воспитателя – Материал на тему: Отчет по самообразованию воспитателя

Содержание

Отчет по самообразованию воспитателя

Отчет по самообразованию

воспитателя: Москальцовой А.И

«Использование активных инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО».

Актуальность темы

Семья и семейное воспитание играет так же одну из главных ролей в процессе воспитания ребенка. Семья, одна из величайших ценностей, созданных человечеством. Родители являются творцами личности ребенка, а ребенок своего рода сосуд, который наполняется знаниями, передающимися ему от родителей. Всю первичную информацию об окружающем мире ребенок познает в семье. Именно в период дошкольного детства ребенок наиболее открыт миру. Он воспринимает добро и зло, пытаясь с помощью взрослых сделать свои выводы и суждения о многих предметах и явлениях, которые его окружают. Отношения между родителями и детьми - решающий момент социализации.

Семья и детский сад связаны общими задачами в воспитании ребенка. Поэтому, здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов: семьи и детского сада. 

Цель моей работы: повышение роли семьи в воспитании детей дошкольного возраста, создание необходимых условий для развития доверительных, ответственных отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания. Создать необходимые условия для развития и установления доверительных, ответственных отношений между воспитателем и семьями воспитанников, объединяя их в команду; при развитии потребности делиться друг с другом своими проблемами в развитии детей и совместно находить их решения. Обеспечить целостное развитие личности ребенка.

Задачи:  

1. Изучить педагогические, психологические, методические литературные источники по проблеме.

2. Организовать сотрудничество с родителями в воспитательном процесс .

3. Использовать традиционные и нетрадиционные формы работы с семьями воспитанников в современных условиях.

4. Развить инициативу и творчество у детей и их родителей.

5. Формировать ответственное отношение к здоровью и безопасности жизнедеятельности.

6. Создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра, взаимопонимания и доверия.

7. Вовлечь родителей в разнообразные формы деятельности в воспитании детей дошкольного возраста.

Свою систему работы веду по трем направлениям: работа с педагогами, работа с детьми, работа с родителями

1.Работа с педагогами:

-  консультация  для воспитателей: «Интерактивные формы взаимодействия ДОУ с семьей»;

- Подготовка буклетов «Интерактивные игры», «Арттерапевтические упражнения»

 - педагогический совет «Взаимодействие с семьями воспитанников в условиях индивидуализации образования»;                                                            - обобщение педагогического опыта по теме самообразования: «Использование активных инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО», отчет на педсовете (система работы)

2.Работа с детьми

В этом году провела с детьми такие мероприятия:

- тематические занятия: «Моя семья» - ИЗО; «Наши семейные традиции» ФЦКМ  

- беседы: «Самый счастливый день в кругу семьи»; «Вечер в семье»; «Традиции вашей семьи»;

- игры: с/р «Моя семья»; д/и «День рождения»; с/р «Семейный праздник»;  игровое упражнение «В кого я?»;

- конкурс рисунка: «Моя бабушка», «Портрет мамы»- к 8 марта

3.Работа с родителями

Чтобы работа с родителями носила разнообразный характер, использую разные формы работы: беседы, консультации по определенным темам, групповые родительские собрании, семинары-практикумы по разным вопросам, устные журналы, важнейшими задачами, которых являются обобщение лучшего опыта семейного воспитания.

-  анкетирование «Права ребенка в семье»; «В каждом доме свои традиции» - мини-анкета

-  папки – передвижки: «Зимние прогулки с детьми: здорово и полезно»,  «Возрождаем семейную традицию домашнего чтения»                                       - индивидуальные беседы: «Семейные традиции», «Секреты воспитания вежливого человека», «Вечер в семье»

-  консультация «Безопасность детей на дорогах», «Профилактика нарушений осанки у детей дошкольного возраста», «Роль книги в воспитании детей»

 - фото-галерея: «Как я провел лето , «Моя семья – будни и праздники»

-музыкальный праздник «Супербабушки и супердедушки»

- родительские собрания:  «В здоровом теле здоровый дух: треннинг с родителями "В лучах родительского солнца»;"!Готовность ребенка к школе: треннинг: качества готового и не готового ребенка к школе"

- выпуск газеты для родителей «Наши Знайки: все о них т для них»                 - экологический квест "Знатоки природы"

Данные мероприятия помогли установить теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми, создали эмоциональный комфорт в группе. Родители стали более открытыми для общения.

У меня сложилась своя определенная система в работе с родителями. Семья, по-моему, мнению, первое и главное действующее лицо в воспитании и образовании ребенка. Это позволяет повысить качество детей, так как родители лучше знают возможности своего ребенка и, что называется, кровно заинтересованы в дальнейшем его продвижении.

Анализ динамики показал:

Родители стали активными участниками всех дел в группе, надежными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» превратились в активных участником встреч и помощников воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.

Установление доверительно-деловых отношений с родителями, отмечается активное проявление творческих способностей родителей и их активное участие при организации и проведении праздников.

Наблюдается повышение педагогической культуры родителей по вопросам физического развития детей.

Из сравнительного анализа анкет, бесед, результатов тестирования можно увидеть повышение уровня заинтересованности родителей проблемой физического развития и оздоровления детей: увеличилось количество семей которые соблюдают единый с детским садом режим дня, используют методы закаливания детей рекомендуемые медицинскими работниками в ДОУ и перекликающиеся с методами закаливания детей в группе.

В работе с детьми наблюдается: снижение уровня заболеваемости, повышение уровня формирования у детей двигательных навыков, развитие физических качеств, формирование у детей интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.

infourok.ru

Материал на тему: Отчет по самообразованию

Отчет по самообразованию

воспитателя: Москальцовой А.И

«Использование активных инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО».

Актуальность темы

Семья и семейное воспитание играет так же одну из главных ролей в процессе воспитания ребенка. Семья, одна из величайших ценностей, созданных человечеством. Родители являются творцами личности ребенка, а ребенок своего рода сосуд, который наполняется знаниями, передающимися ему от родителей. Всю первичную информацию об окружающем мире ребенок познает в семье. Именно в период дошкольного детства ребенок наиболее открыт миру. Он воспринимает добро и зло, пытаясь с помощью взрослых сделать свои выводы и суждения о многих предметах и явлениях, которые его окружают. Отношения между родителями и детьми - решающий момент социализации.

Семья и детский сад связаны общими задачами в воспитании ребенка. Поэтому, здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов: семьи и детского сада. 

Цель моей работы: повышение роли семьи в воспитании детей дошкольного возраста, создание необходимых условий для развития доверительных, ответственных отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания. Создать необходимые условия для развития и установления доверительных, ответственных отношений между воспитателем и семьями воспитанников, объединяя их в команду; при развитии потребности делиться друг с другом своими проблемами  в  развитии детей и совместно находить их решения. Обеспечить целостное развитие личности ребенка.

 

Задачи:  

1. Изучить педагогические, психологические, методические литературные источники по проблеме.

2. Организовать сотрудничество с родителями в воспитательном процесс .

3. Использовать традиционные  и нетрадиционные формы работы с семьями воспитанников в современных условиях.

4. Развить инициативу и творчество у детей и их родителей.

5.  Формировать ответственное отношение к здоровью и безопасности жизнедеятельности.

6.  Создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра, взаимопонимания и доверия.

7. Вовлечь родителей в разнообразные формы деятельности в воспитании детей дошкольного возраста.

 

Свою систему работы веду по трем направлениям: работа с педагогами, работа с детьми, работа с родителями

1.Работа с педагогами:

-  консультация  для воспитателей: «Интерактивные формы взаимодействия ДОУ с семьей»;

- Подготовка буклетов «Интерактивные игры», «Арттерапевтические упражнения»

 - педагогический совет «Взаимодействие с семьями воспитанников в условиях индивидуализации образования»;                                                            - обобщение педагогического опыта по теме самообразования: «Использование активных инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО», отчет на педсовете (система работы)

2.Работа с детьми

В этом году провела с детьми такие мероприятия:

- тематические занятия: «Моя семья» - ИЗО; «Наши семейные традиции» ФЦКМ  

- беседы: «Самый счастливый день в кругу семьи»; «Вечер в семье»; «Традиции вашей семьи»;

- игры: с/р «Моя семья»; д/и «День рождения»; с/р «Семейный праздник»;  игровое упражнение «В кого я?»;

- конкурс рисунка: «Моя бабушка», «Портрет мамы»- к 8 марта

3.Работа с родителями

Чтобы работа с родителями носила разнообразный характер, использую разные формы работы: беседы, консультации по определенным темам, групповые родительские собрании, семинары-практикумы по разным вопросам, устные журналы, важнейшими задачами, которых являются обобщение лучшего опыта семейного воспитания.

-  анкетирование «Права ребенка в семье»; «В каждом доме свои традиции» - мини-анкета

-  папки – передвижки: «Зимние прогулки с детьми: здорово и полезно»,  «Возрождаем семейную традицию домашнего чтения»                                       - индивидуальные беседы: «Семейные традиции», «Секреты воспитания вежливого человека», «Вечер в семье»

-  консультация «Безопасность детей на дорогах», «Профилактика нарушений осанки у детей дошкольного возраста», «Роль книги в воспитании детей»

 - фото-галерея: «Как я провел лето , «Моя семья – будни и праздники»

-музыкальный праздник «Супербабушки и супердедушки»

- родительские собрания:  «В здоровом теле здоровый дух: треннинг с родителями "В лучах родительского солнца»;"!Готовность ребенка к школе: треннинг: качества готового и не готового ребенка к школе"

- выпуск газеты для  родителей «Наши Знайки: все о них т для них»                 - экологический квест "Знатоки природы"

Данные мероприятия помогли установить теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми, создали эмоциональный комфорт в группе. Родители стали более открытыми для общения.

У меня сложилась своя определенная система в работе с родителями. Семья, по-моему, мнению, первое и главное действующее лицо в воспитании и образовании ребенка. Это позволяет повысить качество детей, так как родители лучше знают возможности своего ребенка и, что называется, кровно заинтересованы в дальнейшем его продвижении.

Анализ динамики показал:

Родители стали активными участниками всех дел в группе, надежными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» превратились в активных участником встреч и помощников воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.

Установление доверительно-деловых отношений с родителями, отмечается активное проявление творческих способностей родителей и их активное участие при организации и проведении праздников.

Наблюдается повышение педагогической культуры родителей по вопросам физического развития детей.

Из сравнительного анализа анкет, бесед, результатов тестирования можно увидеть повышение уровня заинтересованности родителей проблемой физического развития и оздоровления детей: увеличилось количество семей которые соблюдают единый с детским садом режим дня, используют методы закаливания детей рекомендуемые медицинскими работниками в ДОУ и перекликающиеся с методами закаливания детей в группе.

В работе с детьми наблюдается: снижение уровня заболеваемости, повышение уровня формирования у детей двигательных навыков, развитие физических качеств, формирование у детей интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.

 

nsportal.ru

Отчет по теме по самообразованию воспитателя в детском саду

Содержание статьи:

Отчет по самообразованию воспитателя в детском саду — документ, содержащий данные о результатах освоения выбранной темы, ее практической апробации и теоретическом изучении. Изложенные в нем сведения педагог зачитывает на заседании педсовета, в обязательном порядке отражая в нем информацию о:

  • работе с методической литературой для совершенствования профессионального мастерства;
  • внедрении инновационных подходов на практике;
  • проведенных мероприятиях (мастер-классах, семинарах) с предоставлением конспектов и тезисов;
  • анализе проделанной работы с аргументированными выводами и обобщениями. 

 Самообразование воспитателей в детском саду

Современный уровень развития образования требует переосмысления всех методических приемов и активного включения каждого педагога в процесс самообразования. Педработники, даже осознавая значение профессионального самообразования, не всегда владеют навыками осуществления такой деятельности. Зачастую они отмечают недостаток времени и мотивации, ограниченность ресурсов и особые жизненные обстоятельства, препятствующие повышению квалификации. В самообразовании нуждаются не только молодые специалисты, но также те, кто был перемещен на новую должность, а также опытные воспитатели, чья педагогическая тактика требует совершенствования.  

Как правило, тему для самообразования педагога для него подбирает методист, старший воспитатель. В редких случаях воспитатель может самостоятельно определить тему, оценив собственные затруднения и пробелы в знаниях, выбрав перспективы профессионального роста. Он вправе развиваться в любом направлении, достаточно только обосновать актуальность темы и значение ее для совершенствования учебно-воспитательного процесса в детском саду. Так, нередко воспитатели выбирают темой проблему, вызывающую у них затруднения, требующую дополнительного изучения, либо же одну из годовых задач детского сада. Тему для самообразования педагоги выбирают ежегодно новую, либо расширяют ту, которой они занимались в прошлом году. 

  • Молодые специалисты зачастую занимаются развитием педагогического мастерства, освоением личностно-ориентированного подхода в ДОУ, формированием педагогических умений и конструктивных способностей. 
  • Опытные педагоги со стажем профессиональной деятельности более 5 лет рассматривают проектирование образовательно-воспитательного процесса, развивают навыки работы с научно-методической литературой, внедрением ИКТ, теоретических знаний и творческого подхода, исследовательские навыки, навыки проектирования деятельности. 
  • Воспитатели без специального образования в рамках самообразования овладевают методиками работы с дошкольниками, адаптацией в педагогической среде. 

Схематично работа по самообразованию представляет собой последовательность пяти этапов, на каждом из которых педагогу оказывают методическую помощь старшие коллеги и методисты учреждения. 

Этап Деятельность воспитателя Обязанности старшего воспитателя Форма предоставления результатов
Диагностический Воспитатель осознает потребность в самообразовании, оценивая собственный уровень подготовки. Исходя из этого он ставит цели и задачи, анализирует затруднения, с которыми сталкивается, формулирует проблему, а для ее решения изучает научно-методическую литературу. Старший воспитатель диагностирует и анализирует степень подготовки коллеги, оценивать уровень мотивации педагога на работу над собой. Проводит анкетирование и беседу.  Собеседование и консультирование с руководителем, старшим воспитателем.
Прогностический После определения темы работы называют цели и задачи, составляют план работы по самообразованию, а также методы и приемы, необходимые для решения проблемы. Обязательным на этом этапе является прогнозирование результатов.  Консультирует коллегу, дает ему методические рекомендации и советы по выбору и разработке темы самообразования. Выступление на педагогических мероприятиях ДОУ.
Практический Воспитатель на практике использует комплекс методов и приемов, определенный им для решения проблемы. Выборочно анализирует полученные результаты, проводит самооценку деятельности. Делает промежуточные выводы по текущим результатам. Оказывает всестороннее содействие в самообразовании, способствует созданию необходимых для этого условий.  Открытые занятия, выступления на педагогических мероприятиях ДОУ.
Обобщающий Педагог активно внедряет в свою практику успешно апробированные навыки и знания, выпускает пособия, методические наработки, составляет отчет по самообразованию воспитателя в детском саду. Работу воспитателя над темой оценивают и анализируют, изучая методические материалы, использованные педагогом, посещая мероприятия.

Выступление на заседании педагогического

совета

Внедренческий Педработник не только использует, но пропагандирует полученный опыт, распространяя его среди коллег и воспитателей из других ДОУ. Старший коллега помогает воспитателю правильно оформить результаты работы по самообразованию, просматривает его работу, консультирует. Реферат, индивидуальный творческий отчет и др.

Практика показывает, что самыми сложными вопросами педагогической деятельности для педагогов ДОУ стали теоретические основы психолого-педагогических проблем, умение планировать направления работы, осуществлять анализ полученных на занятиях результатов образования, воспитания и развития воспитанников. Именно поэтому благодаря отчету по самообразования воспитателя ДОУ по ФГОС педагоги систематизируют выполненную работу, анализируют собственные достижения и результаты, чтобы в дальнейшем без труда перестраивать свою деятельность, вносить в нее коррективы. 

В справочной системе «Образование» собрана информация о самообразовании педагогов в ДОУ, которая поможет повысить профессиональное мастерство и выбрать тему для разработки

В результате работы над самообразованием педагог создает конкретные продукты:

  • дидактические материалы, мультимедийные и интерактивные пособия, материалы, которые могут использоваться для прохождения аттестации или другими педагогами для повышения качества учебно-воспитательной работы;
  • конспекты семинаров, тренингов, открытых занятий, мастер-классов, занятий и выступлений с докладами на заседаниях педсовета;
  • рекомендации по совершенствованию  приемов, методов и форм работы с дошкольниками, сценарии, методические разработки, пособия, исследования, публикации в журналах или на официальном сайте детского сада. 

Представлять результаты самообразования воспитатели могут в любой форме, включая творческие отчеты, выступления, практикумы, открытые занятия, мастер-классы, демонстрирующие эффективность проделанной работы.

Формы отчета по самообразованию воспитателя детского сада

Помимо привычного отчета по самообразованию воспитателя в ДОУ педагоги могут по окончанию работы на выбранной темой результаты своей деятельности представлять на:
  1. Заседаниях педагогического совета и методического объединения. Доклад можно оформить в виде презентации, используя таблицы, плакаты, рисунки, диаграммы и прочие средства наглядности. 
  2. Тренингах — мероприятиях, на которых педагоги делятся опытом и приобретенными в ходе разработки выбранной темы навыками. Тренинги выполняют важную воспитательно-образовательную функцию, а если они ориентированы только на передачу знаний, их называют семинарами. На семинарских занятиях педагоги заслушивают информацию по различным темам или выбранному вопросу, а на тренингах они формируют педагогические навыки и способности. 
  3. Мастер-классах — одной из форм демонстрации результатов работы по самообразованию и распространения педагогического опыта посредством открытой презентации или показа достижений. Выступающий на мастер-классе инструктор презентует свои наработки, моделирует практические ситуации, использует игровые технологии для освоения навыка и обобщения опыта. 
  4. Рефератах — форма годового отчета по самообразованию воспитателя ДОУ, которая позволяет кратко изложить результаты проделанной работы, сделать лаконичный обзор методической литературы, изученной в ходе подготовке к разработке темы. Особо ценными считаются рефераты с критическим обзором литературы и проведением самостоятельной аналитической работы, отражающей точку зрения педагога на проблему, его практический опыт. Важно, чтобы реферат имел описательный и информативный, а не поучительный характер изложения материала. 
  5. Статьях в журналах — одна из форм отчетности для опытных педагогов, которая позволяет им продемонстрировать и аргументировать эффективность собственной разработки или методического пособия, осветив инновацию перед педагогическим сообществом города или региона, чтобы они могли воспользоваться результатами труда коллеги. 
  6. Записках о самообразовании от первого лица. Не самая популярная, однако эффективная форма отчетности, которая строится на рефлексии и самоанализе работы над темой. 
  7. Школе передового опыта — подходит для воспитателей с собственными методическими и практическими наработками. Педагог выступает в роли руководителя школы передового опыта, консультирует коллег, разъясняя причины своих поступков, алгоритм проделанной работы, ход использования тех или иных педагогических приемов и способов организации воспитательной работы. Школа предполагает несколько просмотров, перед началом которых воспитатель интересуется у коллег, были ли им полезны его рекомендации и наработки, удалось ли им внедрить их в свою практику. Для деятельности школы и представления результатов работы по самообразованию достаточно трех-четырех слушателей. 

Параллельно с этими формами для представления результатов самообразования воспитатели детского сада используют педагогические выставки, портфолио, творческие лаборатории, эстафеты передового опыта, творческие мастерские, консультации для коллег и многое другое. 

Наиболее востребованной формой является творческий отчет, который позволяет:

  • продемонстрировать фрагменты накопленного в ходе работы опыт, элементы апробированной педтехнологии;
  • провести персональные и тематические выставки опыта;
  • изучить деловую и научно-методическую литературу;
  • проанализировать полученные результаты в ходе открытой дискуссии с автором работы. 

Творческий отчет представляет собой короткое (10-20 минут) выступление перед коллегами на заседании методического объединения или педсовета. В ходе подготовки творческого отчета по самообразованию за 2019 год воспитателя ДОУ ему важно обосновать актуальность выполненной работы, описав алгоритм получения и становления педагогического опыта, отметив причины, побудившие изучать выбранную тему, сложности, с которыми пришлось столкнуться, и достигнутые результаты. Педагогу следует не только предоставить научное обоснование опыта, но и описать его сущность, охарактеризовать и проанализировать собственные наработки и педтехнологии. Желательно, если в качестве подтверждения эффективности выбранных методик воспитатель может продемонстрировать доказательства положительных изменений в воспитании и развитии детей, может сравнить поставленные цели и достигнутые результаты. 

По завершению творческого выступления коллеги и выбранные среди них оппоненты задают воспитателю вопросы по тексту. Оценивая качество работы, учитывается также полнота и содержание ответов, которые дает педагог. В остальном оценке подлежит актуальность выбранной темы, способность педагога анализировать и обосновывать выбранный концепт, умение ставить цели и задачи работы, а также применять весь доступный методический арсенал для достижения поставленных целей. Коллеги и рецензенты оценивают новизну творческого и педагогического подхода, аргументированность нововведений и их соответствие поставленной проблеме.

Отчет по самообразованию воспитателя в детском саду: примерная структура документа

Несмотря на общие черты и схожу структуру всей отчетной документации по самообразованию, не существует единого установленного образца. В каждом детском саду устанавливают форму отчета по самообразованию воспитателя ДОУ, учитывая региональные или территориальные особенности, профиль учреждения. В документ оформляют результаты проделанной работы за выбранный отчетный период, как правило, один учебный год (однако при необходимости педагоги могут делать отчеты два или даже четыре раза в год). Курирующий методист или заведующий детского сада вправе вносить коррективы в текст отчета, а также использовать их для оформления отчетов о ходе проведения самообразования педагогов во вверенном ему учреждении.

Зачастую в детском саду уже есть установленная структура отчетной документации, в противном случае каждый вправе самостоятельно выбирать подходящий для него формат. Как правило, его оформляют в виде реферата или презентации, созданный с помощью любой подходящей компьютерной программы. Не зная, как оформить отчет по самообразованию воспитателя ДОУ в виде реферата, достаточно следовать стандартным нормам оформления документации. Для написания используются документы формата А4, шрифт Times New Roman 14, расстояние между строками 1,15 и интервал 10 пт с обязательным форматированием по ширине. Страницы документа нумеруются, а список использованной литературы оформляется согласно действующим нормам работы с библиографией. Текстовую часть документа можно оформить в виде таблиц, в графах которых лаконично формулируют все этапы разработки темы. 

В целом структура отчета произвольна, но она должна включать характеристику следующих моментов:

  1. Тема. Воспитатель должен обосновать целесообразность выбора конкретной темы, связь ее с целевыми ориентирами российской системы дошкольного воспитания, пояснить ее практическую ценность. На этом этапе важно подчеркнуть, на каких методиках и программах основывается выбор данной темы, ее взаимосвязь с предварительной работой воспитателя. 
  2. Цели и задачи работы. Важно помнить, что цель самообразования — это не заполнение отчетов и формальные доклады, а повышение профессионального мастерства, раскрытие творческих способностей и личностных качеств, оптимизация образовательно-воспитательного процесса в учреждении. Задачи должно строго соответствовать поставленной цели, способствовать освоению современных педагогических технологий, практической апробации методик, эффективной работе с воспитанниками.
  3. Актуальность работы. Может опираться на результаты педагогического мониторинга или диагностики эффективности образовательной и воспитательной работы с детьми.  Практическая деятельность воспитателя в ходе самообразования подразумевает мониторинг степени развития воспитанников, анализ условий, необходимых для разработки темы. 
  4. Методическая база вопроса, проанализированная литература. Составляя список литературы, в него можно вносить не только профильные издания и монографии, но также публикации и книги по социологии, детской психологии, методике преподавания и воспитания. Оценивать выбранные пособия следует в контексте передовой педагогической практики и опыта работы с дошкольниками. 
  5. Мероприятия, организованные для достижения поставленных целей, с подведением итогов по каждому из них. Дополнительно указывают принципы, приемы и методы работы. Воспитатель указывает занятия, кружковую работу, спортивные и игровые мероприятия, конкурсы, открытые мастер-классы и экскурсии, которые он провел для апробации или внедрения выбранной педагогической технологии. Если в ходе оформления отчетности он использует фотографии детей с мероприятий, по этическим и законодательным нормам они не должны передаваться третьим лицам и попадать в глобальную сеть без согласия на то родителей. За нарушение соглашения о персональных данных грозит уголовная и административная ответственность. 
  6. Итоги работы над темой, рефлексия в рамках отчета по самообразованию воспитателя в детском саду по ФГОС. Крайне важно, чтобы воспитатель мог анализировать результаты своей работы, оценивать значение сделанных открытий для развития образовательно-воспитательного процесса в учреждении, указать, как его работа повлияла на уровень развития детей, развитость их навыков. 
  7. Планирование работы на следующий год. Педагог намечает перспективы профессиональной деятельности. 

Используя отчет о самообразовании, воспитатель может, не дожидаясь права на получения дополнительного профессионального образования, выявить недочеты в своей работе, пробелы в знаниях, а также заняться их устранением посредством посещения консультаций, вебинаров, семинаров, мастер-классов и заседаний методического объединения. 

Отчет по самообразованию воспитателя: методическая помощь молодому специалисту

Молодым специалистам заведующие детского сада нередко рекомендуют взять разработку ту или иную тему для самообразования, чтобы продемонстрировать свою профпригодность и стрессоустойчивость. Заведующий предоставляет образец отчета по самообразованию воспитателя ДОУ и ожидает качественного выполнения задания. Начинающему педагогу справиться с ним может быть непросто, для этого необходимо основательно подойти к заданию. Если воспитатель допустит в отчете некоторые ошибки, в первый раз ему сделают замечание, во второй последствия будут серьезнее и неточности обернутся выговором, а в третий возможно даже увольнение. 

Получите диплом установленного образца


Чтобы правильно сформулировать тему работы в отчете, необходимо взять за основу интересующую воспитателя проблему, область, в которой он испытывает затруднения. Для этого также можно использовать результаты педагогической диагностики или наблюдения за воспитанниками, учесть возраст детей, с которыми приходится работать. 

Для разработки выбранной темы придется изучить не один, а десятки различных источников информации, включая справочники, журналы, электронные базы данных и форумы. Среди всей методической литературы целесообразно начинать поиск с базовых педагогических трудов, постепенно расширяя его к опыту коллег и педагогическим инновациям. Особую ценность имеют источники информации на других языках, поскольку использование опыта педагогов других стран позволит успешно развить образовательную систему РФ. Воспитателю важно научиться работать с библиотечными каталогами, корректно формулировать поисковые запросы в сети интернет, практиковать опыт сбора, обработки и систематизации информации.

Чтобы учесть все нюансы работы над темы, стоит пользоваться диктофоном или блокнотом, фиксируя в нем весь процесс. В остальном нужно:

  • кратко, лаконично и по существу описывать результаты работы над темой;
  • строго соблюсти сроки подачи отчетной документации;
  • указывать инновации и педагогические технологии, которые были открыты или апробированы;
  • демонстрировать творческую составляющую работы, креатив в разработке темы и составлении нестандартного отчета по самообразованию воспитателя в детском саду

www.resobr.ru

аналитический отчет по самообразованию | Социальная сеть работников образования

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка –детский сад №21 «Елочка» по познавательно – речевому направлению развития детей

 

 

 

 

 

 

Отчет по самообразованию воспитателя

Макушевой Светланы Васильевны

за 2016 -2017 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Ессентуки 2017г.

Я, Макушева Светлана Васильевна, работаю в первой младшей группе «Лучики». Образование – высшее .

Педагогический стаж –3.5 лет.

Стаж работы в МБДОУ ЦРР –3.5 года.

Стаж работы в занимаемой должности –3.5.

Квалификационная  категория – высшая.

Тема самообразования «Стимулирование речи детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности».

             Целью моей работы по самообразованию в 2016 – 2017году  было:

ü    продолжать повышать  свою профессиональную квалификацию и педагогическую компетентность, в ходе занятий особое внимание уделяется развитию понимания речи, умение обобщать , активизации словаря детей ,развитию речи как средства общения с окружающими .

ü    Развивать умения детей по словесному указанию находить предметы по названию, цвету, размеру; имитировать действия людей и движения животных.

ü    Упражнять детей отчетливо произносить звуки в словах, во время звукоподражания; способствовать в употреблении в самостоятельной речи детьми существительных, прилагательных, глаголов, наречий.

ü    Закрепить умения детей употреблять в речи предлоги. Помогать детям, во время игры

 

  В   процессе самообразования я решала следующие задачи:

 

·                - изучить проблему развития речи детей младшего дошкольного возраста.

·                вырабатывать вкус к точному и образному слову.

·                научить детей видеть композиционные особенности загадки, чувствовать своеобразие ее ритмов и синтаксических конструкций.

·                учить четкому и звонкому произношению.

·                побуждать вникать в смысл услышанного, и поддерживать речевой контакт.

·                учить детей пользоваться речью как средством общения с окружающими.

·                стимулировать познавательную активность ребенка.

·                обогащение словаря детей младшего дошкольного возраста.

·                изучение  методической  литературы;

 

          Актуальность

Развить свободное общение с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. Развить все компоненты устной речи детей, воспитать интерес и любовь к чтению, развитие литературной речи.

          В процессе  работы по самообразованию, я изучила методическое пособие.

1. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комарова, М.А.Васильева «От рождения до школы».

2. В.В.Гербова « Развитие речи детей раннего возраста»

3. М.Монтессори «Игры для малышей»

4. Б.Н.Никитин «Ступени творчества или развивающие игры»

5. О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой»

6. А.Барто- сборник стихов.

7. Е.В.Зворыгина «Первые сюжетные игры малышей»

8.А.С.Галанов «Развивающие игры для малышей».

 

       Также  я изучила следующую литературу:

 

1.              О.С.Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет»

2.              Л.Н.Смирнова « Развитие речи у детей 2—3 лет» Пособие для воспитателей и родителей

3.               Е. В. Колесникова. «Развитие речи у детей 2-3х лет».

 

После изучения методической литературы по данной теме я провела мониторинг по выявлению уровня сформированности речи у детей 2-3 лет.

         В работе с детьми поставленные цели были достигнуты в процессе осуществления разнообразных видов деятельности:

 игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной и чтения художественной литературы.

Все виды деятельности представляют основные направления развития детей: физическое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие. Организованная образовательная деятельность осуществлялась на основе комплексно-тематического планирования с учетом интеграции образовательных областей.

В течение года были проведены следующие мероприятия с детьми:

1. Участие детей совместно с родителями во внутрисадовской выставке – конкурсе «Осень Золотая», «Новогодняя выстовка»,так же приняли участие в новогодней и осенней ярмарке(семьи: Капыстинских ,Кобец, Скаробогатовых, Кравчук, Ильиных, Хильковых, Ласенко ….. )

2. Новогодний утренник.

3. Развлечение, приуроченное к международному женскому дню.

4. Инсценировки русских народных сказок и потешек. (соответствует возрастным особенностям детей)

Так как в младшем дошкольном возрасте сенсорное воспитание служит основой познания мира, а успешность умственного, физического и эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей. 

     Над формированием речи детей 2-3 лет  я работала во всех видах детской деятельности, но особенно использовала игровую и Театрализованная деятельность   как ведущую в дошкольном возрасте.

Использовала потенциал различных игр   в формировании развития речи детей.

- игры с правилами  - ребенок вынужден подчиняться требованиям, если он желает играть и не хочет нарушать игру;

- игры – соревнования – создавала  условия для самостоятельного контроля

- коллективные дидактические игры – формировали  навыки коллективного взаимодействия со сверстниками;

- психотехнические игры – были направлены на ослабление внутренней агрессивной  напряжённости ребёнка, обретение эмоциональной и поведенческой стабильности;

-народная игра – дети приобретают навыки саморегуляция, самоконтроля и произвольного поведения.

- сюжетно – ролевая, режиссерские игры – являлись  показателем уровня  развития произвольности в общении со взрослым.

Также мной была использована Театрализованная деятельность в детском саду.

Театрализованная деятельность интересна для  детей и дарит им  радость и является одним из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

 В процессе театрализованных игр:

1. Расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире.

 2. Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение.

 3. Происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, речедвигательного.

4. Активизируются и совершенствуются словарный запас, строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, темп, выразительность речи, мелодико-интонационная сторона речи.

5. Совершенствуются моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.

 6. Развивается эмоционально-волевая сфера, дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения.

 7. Происходит коррекция поведения.

 8. Развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения.

9. Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности.

10. Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их. Цели, задачи и содержание работы с детьми младшего дошкольного возраста

Цели:

 • развитие устойчивого интереса к театрализованной игровой деятельности;

• обогащение словаря детей, активизация его;

 • совершенствование диалогической речи, ее грамматический строй;

• способствование проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами- игрушками.

 Основные направления развития театрализованной игры состоит в постепенном переходе ребенка: - от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; - от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли; - от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя.

Неоценимую роль в решении этих задач может оказать русский народный фольклор. Язык фольклорных произведений поражает своей простотой, точностью и красотой.

При ознакомлении с природой дети усваивают природоведческий словарь: названия явлений неживой природы, растений, животных. Конкретный объем словаря определяется на основе анализа программы ознакомления детей с окружающей жизнью, экологического воспитания.

Дети младшего дошкольного возраста осваивают конкретное содержание слов, необходимых им для общения и обозначающих объекты и явления природы, части объектов, действия с ними.

С детьми младшего возраста проводятся целевые прогулки как подготовка к будущим экскурсиям. Объектами наблюдения являются доступный пониманию малышей парк, огород на участке детского сада, лес, поле, луг. Эти наблюдения проводятся неоднократно в разное время года, в разную погоду. Дети учатся называть словом предметы, явления неживой и живой природы, доступные непосредственному восприятию признаки предметов, правильно употреблять слова, обозначающие пространство, время. Дети учатся отвечать на вопросы «что это?», «кто это?», «какой?», «что делает?», «что с ним можно делать?».

Обогащение и активизация словаря происходят в процессе общения ребенка со взрослыми в течение всего пребывания в детском саду, в совместной со взрослыми деятельности. Наиболее благоприятные условия для словарной работы со всеми детьми создаются на специальных занятиях, обогащающих чувственный опыт ребенка. Это объясняется малым количеством занятий и малым удельным весом собственной речи каждого ребенка. Практика обучения только на занятиях не обеспечивает должного языкового развития детей. Занятия с одним и тем же материалом могут повторяться несколько раз в том же виде и с усложнением.

В словарной работе с малышами огромное значение имеет наглядность. Она всегда активизирует речь детей, побуждает к речевым высказываниям. Поэтому широко используется непосредственное наблюдение предметов и явлений, а также изобразительная наглядность – игрушки и картины.

Также я проводила работу с родителями.

Ребенок может успешно овладеть речью тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и дома, в семье. Пропаганду знаний среди родителей по вопросу речевого развития детей осуществляла в беседах и консультациях. Были проведены консультации на темы: «Активизация речи детей младшего дошкольного возраста», «Правильно ли говорит ваш ребенок?», «Использование дидактических игр для развития словаря детей младшего дошкольного возраста». Организуется и наглядная агитация — в специальные папки помещается материал по вопросам речевого развития детей

В конце года по  итогам мониторинга был проведен Анализ показателей динамики освоения программного материала по образовательной области «Познавательное развитие» показал, что материал усвоен в основном на среднем уровне. Использовался метод наблюдения, индивидуальная беседа, игровые тестовые задания.

Низкий уровень – 0 %;

Средний уровень – 69 %;

Высокий уровень – 31 %;

Количественный показатель – 100 %;

Качественный показатель – 68,1 %.

Дети, с высоким уровнем самостоятельно справляются с заданием, правильно отвечают на вопросы. Со средним уровнем дети знают основные признаки живого, устанавливают связи между состоянием живых существ и средой обитания. Называют времена года. Знают о том, что нужно бережно относиться к природе, но выполняют не все. Знают название родного города, но не могут назвать название страны, название столицы.

Рекомендации на летний оздоровительный период: проводить с детьми индивидуальную работу, используя дидактические игры, умение решать проблемные задачи необходимо уделить внимание формированию целостной картины мира, сенсорных эталонов и элементарных математических представлений, развитию конструктивных навыков, а так же использовать в своей работе деятельность экспериментирования, которая способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.

Образовательная область "Речевое развитие"

Программный материал образовательной области «Речевое развитие» освоен всеми детьми на среднем уровне.

Результаты следующие:

Низкий уровень – 0 %;

Средний уровень – 62 %;

Высокий уровень – 38 %;

Количественный показатель – 100 %;

Качественный показатель – 63 %.

Рекомендации на летний оздоровительный период: учить детей внимательно слушать литературные произведения, расширять знания о жанрах литературы, учить выразительно читать стихи.

Таким образом, результаты мониторинга освоения программного материала детьми младшей группы за 2016-2017 учебный год показали в основном средний уровень. Итоговый результат:

Количественный показатель – 100 %;

Качественный показатель – 61,4 %.

 

В своей работе я опираюсь на правила, выработанные практикой личностно-ориентированного воспитания.

1.    Выбирала  только такие формы воспитательного процесса, которые не наносят ущерба здоровью воспитанников.

2.     Доброжелательно и терпеливо осуждала плохие поступки воспитанника.

3.    Поддерживала  эмоциональное благополучие ребёнка.

4.    Формировала  положительную самооценку ребёнка..

5.   Жила интересами, переживаниями ребёнка.

7.   Своим поведением была образцом для детей.

8.    Искренне радовалась каждому успеху своего воспитанника.

9.    Учитывала  состояние и настроение воспитанника.

10.  Направляла  и развивала  гуманистические тенденции в семье ребёнка.

       Непосредственно-образовательную деятельность я строила на основе модели личностно-ориентированной технологии.

В работе я использовала модель личностно-ориентированной технологии:

1. Важно знать уровень развития каждого ребёнка, учитывать его индивидуальные особенности, корректировать психологические состояния на протяжении всей деятельности.

2. Использовала разнообразные формы и методы организации работы детей, позволяющие раскрыть содержание их субъектного опыта относительно предложенной темы.  (Например, в своей работе я использовала следующие формы: игровые упражнения, развивающие игры, дидактические игры, наблюдения, беседы, игровые ситуации и т.д.)

3. Создавала атмосферу заинтересованности каждого ребенка.

4. Стимулировала детей к использованию разнообразных способов выполнения заданий на занятии без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.

5. Использовала различные сенсорные каналы при объяснении нового материала.

6. Поощряла стремление ребенка предлагать свой способ работы, анализировать в ходе занятия разные способы, предлагаемые детьми, отбирать и анализировать наиболее рациональные, отмечать и поддерживать оригинальные.

7. Применяла задания, позволяющие ребенку самому выбирать тип, вид и форму материала.

8. Создавала педагогические ситуации общения, позволяющие каждому ребенку проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работы.

9. Использовала парную или групповую работу для развития коммуникативных умений детей.

10. Проводила с детьми рефлексию занятия (обсуждать с детьми в конце занятия не только того, что мы узнали, но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; чтобы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.)

11. Анализировала не только правильность (неправильность) ответа, но и его самостоятельность, оригинальность, стремление искать разнообразные способы выполнения заданий.

Организуя личностно-ориентированный подход к проведению воспитательно – образовательной работы с детьми,  я старалась помнить основную заповедь: воспитывать и обучать не вообще, а данного конкретного ребенка, с учетом его особенностей, условий жизни, накопленного жизненного опыта. Ведь ребенок будет активно мыслить, высказываться, досказывать и отстаивать свое мнение только тогда, когда он воспринимается педагогом как равноправный партнер, когда не боится неправильных ответов, зная, что неправильный ответ — ступенька к новому знанию.

Таким образом, за этот год был заложен фундамент моей дальнейшей педагогической деятельности в атмосфере, ориентированной на индивидуальность и личность ребёнка.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила  Макушева С.В.           

 

 

 

 

nsportal.ru

требования, особенности и рекомендации :: SYL.ru

На сегодняшний день в нашем обществе впервые за всю его историю можно наблюдать стремительные и глубокие перемены. В корне изменился сам стиль жизни, касающийся образования. Ведь в прежние времена получение одного диплома было достаточным условием для продолжения всей трудовой деятельности человека. Однако на сегодняшний день в нашу жизнь ворвался новый стандарт: «Образование для всех, образование через всю жизнь». Этот принцип особенно касается воспитателей, профессиональной задачей которых является создание всех необходимых условий для формирования личности маленького человека. Достижение этой цели невозможно без самообразования педагога.

Определение понятия

Что такое самообразование? Под этим термином понимают систематическую самостоятельно организованную познавательную деятельность. Ее основным направлением является достижение поставленных перед собой личностных и общественно значимых целей, которые способствуют удовлетворению познавательных интересов, профессиональных и общекультурных запросов, а также повышению профессиональной квалификации.

Только с помощью самообразования может быть сформирован индивидуальный педагогический стиль воспитателя и произойдет осмысление его деятельности.

Уровни самообразования

Считается, что организованный самим человеком процесс повышения профессиональных знаний проходит три последовательных этапа:

  • адаптационный;
  • проблемно-поисковый;
  • инновационный.

Каждая из этих ступеней самообразования отличается по своим возросшим качественным показателям. Так, первый уровень характерен для начинающих воспитателей. Его прохождение способствует адаптации к профессии. Что касается проблемно-поискового уровня, то на этом этапе происходит поиск оригинальных методик и эффективных приемов работы. Самая высокая степень развития наблюдается на третьей ступени самообразования. Инновационный уровень предполагает создание педагогом социально значимого продукта своей деятельности, который обладает практической новизной.

Цели самообразования

Для чего воспитателю необходимо совершенствование своих умений? Среди целей самообразования этого специалиста можно выделить:

  • углубление методических знаний;
  • усовершенствование и расширение методов воспитания и обучения на основе расширения психологического и общепедагогического кругозора;
  • рост общекультурного уровня специалиста;
  • овладение современными достижениями передовой педагогической науки и практики.

Направления самообразования

В каких областях педагоги, работающие с дошкольниками, могут углублять свои знания?

Среди них:

  • прочтение вновь изданных нормативных документов, касающихся вопросов дошкольного воспитания;
  • ознакомление с новейшими достижениями физиологии и анатомии, детской психологии и педагогики;
  • изучение научно-методической и учебной литературы;
  • ознакомление с инновационной практикой ДОУ;
  • изучение новых педагогических технологий и программ;
  • повышение своего общекультурного уровня.

Темы самообразования

Какое конкретное направление является самым важным для воспитателя? Тема, выбранная им для самообразования, непременно должна быть связана с проблемами, решением которых занимается коллектив ДОУ, а также с основными направлениями деятельности детского сада. Это позволит наиболее эффективно решать задачи, стоящие перед учреждением в целом.

Тема также должна подбираться с учетом профессионального мастерства и опыта воспитателя. Она должна быть понятна и близка ему. Только в таком случае можно будет получить эффективный результат и раскрыть творческий потенциал педагога.

Выбрать тему можно и с учетом существующих рекомендаций. Например, молодым специалистам лучше всего остановиться на вопросах изучения следующей информации:

  • по формированию основ мастерства педагога;
  • по осознанию ценностей развития, обучения и личностной модели воспитания;
  • по повышению конструктивных способностей и умений.

Для тех, кто работает воспитателем более пяти лет, рекомендуется:

  • овладевать способами, позволяющими проектировать воспитательно-образовательные процессы, что позволит повысить их эффективность и качество;
  • формировать умение в осуществлении анализа научно-методической литературы, а также совершенствовать применение на практике полученных знаний и активизировать свои творческие способности.

Более опытным, творчески работающим воспитателям важно следующее:

  • развивать собственные способности в перепроектировании работы с детьми на основе тенденций достижения психологии и педагогической науки, а также социального общественного заказа;
  • проявлять творческий потенциал;
  • пропагандировать собственные достижения;
  • развивать исследовательскую деятельность.

Если у воспитателя отсутствует образование, то ему рекомендуется рассматривать темы, позволяющие:

  • овладеть методикой работы с дошкольниками;
  • адаптироваться к педагогической деятельности.

Стоит иметь в виду, что научить творчеству невозможно. Однако самообразование способно побудить педагога сделать определенные шаги для профессионального развития. А для контроля данного процесса необходим отчет воспитателя по самообразованию. Этот документ позволит руководству ДОУ оценить работу специалиста и при необходимости оказать ему необходимую методическую помощь.

Как написать отчет воспитателя по самообразованию? Для этого важно придерживаться определенной последовательности подачи информации.

Выбор темы

Отчет воспитателя по самообразованию должен включать в себя описание всех этапов данного процесса. Первым из них является выбор темы. На чем он должен быть основан? Тема самообразования находится в кругу профессиональных интересов педагога, а также всего ДОУ.

Также она напрямую зависит от уровня его квалификации. Отчет воспитателя по самообразованию в разделе, обосновывающем тему работы, должен также содержать задачи и цель повышения умений и знаний.

Планирование деятельности

Отчет воспитателя по самообразованию должен содержать в себе индивидуальный план, в котором описывается, что и в какие сроки важно выполнить, освоить и сделать. Его разработкой педагог занимается в начале года. В это же время со старшим воспитателем оговаривается форма, по которой должен быть предоставлен отчет по самообразованию воспитателя в саду, а также сроки его окончательного составления.

Теоретическое изучение темы

Отчет по самообразованию воспитателя в детском саду должен содержать в себе перечень проводимой работы, которая необходима для более эффективного решения стоящей перед педагогом проблемы, а именно по следующему:

  • знакомству с предметом самообразования и накоплению материала;
  • изучению необходимой специальной литературы;
  • ведению отчетной документации.

Все этапы проделанной работы должен отражать отчет по самообразованию воспитателя в саду. В том числе это может быть указание на участие педагога в ГМО, что позволило ему обогатить опыт работы, а также на посещение семинаров, консультаций и курсов повышения квалификации.

Практическая деятельность

Отчет воспитателя по самообразованию должен содержать в себе описание работы по применению знаний, умений и навыков в работе с детьми.

Практическая деятельность состоит в следующем:

  • в мониторинге по выбранной тематике, который делается в начале и в конце учебного года;
  • анализе условий, которые необходимы для реализации выбранной темы;
  • разработке и проведении бесед, образовательных ситуаций, развлечений и праздников;
  • организации выставок, на которых представлены детские работы;
  • реализации творческих проектов среди своих воспитанников;
  • организации кружковой деятельности;
  • изготовлении атрибутов и пособий, картотек и проч.;
  • создании для детей современной предметно-развивающей среды.

Подведение итогов

Отчет по самообразованию воспитателя ДОУ должен заканчиваться анализом проделанной работы. Это позволит оценить не только эффективность решения задач по устранению той или иной проблемы, но и степень повышения квалификации педагога. В какой форме должен быть предоставлен отчет воспитателя по самообразованию?

Требования руководителя ДОУ будут являться приоритетными в этом вопросе. Отчитаться о проведенной работе по самообразованию педагог, помимо составления отчета, может таким образом:

  • выступая с докладом;
  • проведя открытые просмотры в ДОУ;
  • составив презентацию по созданной им в группе развивающей среде и педагогическим наработкам;
  • опубликовав статью.

Однако стоит помнить о том, что вне зависимости от выбранной темы отчет о самообразовании воспитателя ДОУ не должен представлять собой только красочно поданную информацию. Работа по совершенствованию умений и знаний даст свои положительные результаты только в тех случаях, когда будет вестись планомерно, целенаправленно и систематически. Этот процесс станет предпосылкой для формирования повышения профессионального мастерства и творческой активности каждого из педагогов ДОУ. На основе отчета воспитателя по самообразованию план по такой работе должен быть составлен для всех специалистов детского сада.

Тема «Развитие речи»

В качестве образца рассмотрим отчет по самообразованию воспитателя 2 младшей группы. В первом разделе данного документа указываются основания, которые послужили для выбора данной темы. Так, отчет по самообразованию воспитателя по развитию речи должен давать разъяснения о том, что в возрасте от 3 до 4 лет этот вопрос становится весьма актуальным. Детки, находящиеся в младшем дошкольном возрасте, нуждаются в проведении с ними работы по всестороннему развитию речи. В это направление входит деятельность по активизации и обогащению словаря ребенка, развитию грамотного построения речи и ее связности.

Далее в отчете идет описание основных задач, стоящих перед педагогом, а именно:

  • обогащение пассивного и активного словаря детей по самым разным лексическим категориям;
  • расширение и активизация словарного запаса малышей на основе получения знаний и представлений об их ближайшем окружении;
  • изучение методов, приемов и способов по активизации речевых навыков малышей;
  • повышение собственного уровня знаний с помощью изучения специальной литературы, а также инновационных технологий и методов современных педагогов в сети Интернет;
  • объединение усилий педагогов и родителей в решении задач по развитию речи у детей.

Далее указывается изученная воспитателем научно-методическая литература.
После этого отчет воспитателя по самообразованию должен содержать описание проделанной работы с детьми. Это могут быть:

  • наблюдения;
  • игры, в том числе хороводные и словесные, пальчиковые, дидактические и подвижные;
  • чтение художественной литературы;
  • беседы;
  • артикуляционная гимнастика;
  • разучивание песен и стихов.

При проведении кружковой работы с детьми в отчете должна быть описана и она. В заключение необходимо указать на результаты педагогической деятельности. Это повышение речевой активности деток, увеличение их словарного запаса, возникший интерес малышей к общению со сверстниками и с окружающими и т. д.

В этом же разделе должно быть указано и на пополнение предметно-развивающей среды группы, повышение уровня компетентности родителей в вопросах, касающихся речевого развития детей. Также в отчете должны быть описаны планы по продолжению работы в данном направлении с учетом применения инновационных методик и использования новинок методической литературы.

Тема «Мелкая моторика»

Это понятие обозначает точность двигательных способностей рук. Данная функция способствует также и развитию речи ребенка.

Отчет воспитателя по самообразованию «Моторика» должен описывать актуальность темы. Эта функция способствует развитию интеллектуальных способностей малышей. При плохой моторике дети неловко держат карандаш и ложку, не способны самостоятельно застегнуть пуговицу и шнуровать обувь. Им порой трудно работать с пазлами, собрать детали конструкции и т. д.

Также в отчете указывается цель деятельности, которая состоит в развитии координации рук и мелкой моторики. Задачи работы, которые также должны быть описаны в данном документе, состоят в улучшении этих способностей у ребенка.

Далее следует описание форм работы с детьми, а также использованных методов и приемов. Это могут быть физкультминутки и самомассаж кистей рук, лепка фигурок из пластилина и конструирование из бумаги, рисование по трафаретам и дидактические игры, обучение шнуровке и игры с мозаикой, пазлами и т. д.

В заключение отчета должен быть проведен анализ проделанной работы, указано на улучшение моторики у детей. Также должно быть разъяснено и то, что малыши научились лучше понимать явления, происходящие в окружающем мире, легче адаптируются в обществе и практической жизни и стали более уверенными в себе и самостоятельными.

Тема «Игра»

Данное направление самообразования позволяет более эффективно решать задачи по физическому здоровью дошкольников. И это является основной целью работы педагога.

Отчет по самообразованию воспитателя по игре должен содержать в себе планирование деятельности специалиста, которое осуществляется по следующим направлениям:

  • изучение специальной литературы;
  • проведение работы с детьми;
  • беседы с родителями;
  • самореализация.

Отчет воспитателя также должен включать в себя описание практической деятельности, проведенной с детьми в течение года. Это может быть:

  • спортивный праздник по тематике «Русские народные игры»;
  • выставка детских работ по теме «Любимые игры»;
  • открытый показ результатов образовательной деятельности;
  • беседа с родителями о роли подвижных игр в жизни ребенка и т. д.

В заключение отчета воспитатель должен указать на успехи физического развития детей, в числе которых улучшение их умения прыгать и бегать, лазить, кидать мяч и т. д.

www.syl.ru

Отчет воспитателя по теме самообразования

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 25 города Ельца

Cамообразование воспитателя

Мищенко Елены Владиславовны

Тема: «Роль детско-родительских проектов в ознакомлении детей дошкольного возраста с достопримечательностями родного города»

Введение.

Воспитание любви к Родине, к своему Отечеству – задача чрезвычайно сложная, особенно когда речь идет о детях дошкольного возраста. Однако в значительной степени такая сложность возникает при попытке переносить на детей «взрослые» показатели проявления любви к Отечеству.
Поэтому педагогам в дошкольных образовательных учреждениях, прежде всего, необходимо уяснить для себя специфику процесса формирования у детей любви к Отечеству, разобраться в природе самого патриотического чувства, его структуре, истоках (на базе каких чувств оно формируется или, точнее, без какой эмоционально-познавательной основы не может появиться).
Патриотизм - это чувство привязанности, преданности, ответственности и по отношению к своей Родине, и задача взрослых научить детей быть привязанными к чему-то, быть ответственными в их маленьких делах и поступках, то есть, прежде чем ребенок научится сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен научиться сопереживанию, как человеческому чувству, вообще. Так, восхищение просторами страны, ее красотой и природными богатствами возникает у ребенка, когда он видит красоту непосредственно вокруг себя. Прежде чем человек научится трудиться на благо Родине, его необходимо научить   добросовестно выполнять трудовые поручения, привить ему любовь к труду.

Основная цель работы по ознакомлению с родным краем: введение личности ребенка в поле родной культуры, в духовную атмосферу родного края, города, села, деревни.
В процессе ознакомления с родным краем решаются следующие задачи:

обогащать знания детей о родном крае;

воспитывать чувства родины, любви и уважения к людям родного края;

учить детей свободно ориентироваться в ближайшем окружении;

воспитывать интерес и уважение к людям других национальностей.

Наибольшую трудность у воспитателей вызывает работа по ознакомлению дошкольников с историей родного города, его достопримечательностями. Чтобы детям было интересно, необходимо преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная, с того что, детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг их знаний, и, прежде всего с учетом их возраста. В средней группе уже можно организовать знакомство с главной достопримечательностью города, чтобы вызвать у детей чувство восхищения красотой родного города, родного края, подчеркнуть, что все вокруг создано людьми, которые жили очень-очень давно, но народ помнит их имена и бережет то, что сделано руками мастеров. 

Все вышесказанное обусловило выбор темы «Роль детско-родительских проектов в ознакомлении детей дошкольного возраста с достопримечательностями родного города». 

Цель работы: выявить влияние проектной деятельности на процесс ознакомления детей среднего дошкольного возраста с родным краем.

Задачи:

1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме формирования представлений о родном крае посредством проектной деятельности.

2. Выявить уровень сформированности представлений о родном крае у детей дошкольного возраста.

3. Разработать и апробировать исследовательские и творческие проекты по формированию представлений о родном крае у детей разного возраста.

4. Проанализировать результаты проведения работы.

Срок реализации: 1 год (2016 - 2017 учебный год)

Примечания

(заполняется в процессе реализации плана)

Теоретический этап

1

Изучение методической литературы по данной проблеме

В течение года

  • Алешина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом: конспекты занятий. – М.: ТЦ «Сфера», 1999. – 112 с.

  • Рыбакова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания// Ж. «Дошкольное воспитание». – 2003. – № 5.

  • Варенцова, Н.С. Наш опыт в проектной деятельности / Н.С. Варенцова // Современное дошкольное образование. – 2009. - № 3. - С. 51-55.

  • Белолуцкая А.К. Организация детской проектной деятельности ДОУ / А.К. Белолуцкая // Современное дошкольное образование - 2009. - № 4. - С. 44-50.

  • Веракса, Н.Е. Работа над проектами в детском саду / Н.Е. Веракса // Современное дошкольное образование. - 2008. - № 5. - С. 47-52.

  • Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф., Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие, М., 2007.

  • Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. - 2004. - №1. - С. 60-68.

  • Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М., 2006.азмещено на Allbest.ru

Практический этап

3

Изучение опыта педагогов ДОУ;

Рассматривание иллюстраций родного края

Сентябрь

Просмотр наглядности оформления патриотического центра в старших группах

Создание патриотического центра в средней группе

4

Изучение методик и технологий педагогов в Интернете

В течение года

Изучение проектной деятельности в ДОУ на сайте Maam.ru,

образовательном портале Просвещение.ру

5

Выставка поделок из природного материала: «Чудо-овощи».

Дети в группе рассказывают, как и где собирался природный материал.

Октябрь

Совместные работы детей и родителей заняли 3 место в конкурсе на уровне ДОУ

6

Участие во Всероссийской онлайн-олимпиаде для детей и подростков «Россия – Родина моя»;

Участие в оформлении стенда детско-родительских работ, приуроченных ко дню матери

Ноябрь

Благодаря проведенной работе по патриотическому воспитанию Смолина Ангелина заняла первое место во Всероссийской олимпиаде

Оформление стенда фотографий «Мы с мамой»

7

Экскурсия в Музей народных ремесел и промыслов

Декабрь

Дошкольники познакомились с историей елецкого кружева, наглядно увидели, как оно изготавливалось при помощи коклюшек, получили представление о культурной жизни родного города в прошлом.

8

Консультация для родителей: «Как провести выходной день с семьей».

Оформление стенгазеты ко дню отца.

Январь

Февраль

В результате проведенной консультации оформляется фотоальбом, в котором разместились фотографии прогулок по родному городу. Родители в ходе прогулок рассказывали своим детям о различных достопримечательностях города Ельца, тем самым воспитывая уважение и любовь к родному краю.

Оформление стенгазеты «Вот он какой, мой папочка родной!», приуроченной ко Дню отца и Дню защитника отечества. Из фотографий детей с папами мы отобрали самые яркие и вклеили их в стенгазету, также совместно с родителями подписали каждую из них стихотворными строчками.

9

Экскурсии с родителями в Елецкий краеведческий музей

Март

Предложила родителям в выходные дни сходить с детьми в краеведческий музей. Большинство родителей откликнулось на мою просьбу, посетили музей вместе со своими детьми, о чем впоследствии рассказали, принесли фотографии. Дети поделились полученными впечатлениями в ходе специально организованной беседы: «Что мне особенно понравилось и запомнилось в музее».

10

Самоанализ проделанной работы

Апрель

В конце года подведен своеобразный итог проделанной работы, отмечены положительные стороны совместной работы воспитателя, родителей и детей над формированием патриотического сознания дошкольников.

11

Отчет о проделанной работе

Обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ

Май

Представлен отчет о проведенной работе по теме самообразования в виде папки с планом работы, основными моментами его реализации и накопленными материалами в ходе работы

Отчет по самообразованию

воспитателя средней группы

Мищенко Елены Владиславовны.

Таким образом, анализ результатов диагностики патриотической воспитанности детей показывает:

• Значительно возрос уровень сформированных патриотических знаний и правильного отношения к миру, стране, природе у дошкольников.

• У детей появился интерес к истории, местной художественной литературе, природным богатствам родного края.

• Особенности представлений о родном городе, родном крае стали более существенными. Детский интерес отразился в творчестве: сказках, рассказах, рисунках, поделках.

У родителей возрос интерес к мероприятиям, проводимым в группе и в детском саду (конкурсы, спортивные соревнования, утренники).

Обогатился опыт использования краеведческого материала в воспитательно-образовательном процессе. 

Очень надеюсь, что проводимая работа поможет детям научиться испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свой народ, его достижения, научит любить природу, бережно относиться к ней.

Заключение:

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе принципа единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности, принципа совместной деятельности воспитателей и семьи. В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято называть «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т. д. Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости.

infourok.ru

Материал (младшая группа) на тему: отчет по самообразованию воспитателя "Инициатива и самостоятельность в социальном развитии"


Отчет по самообразованию воспитателя Дунаевой В.В. на 2017- 2018 учебный год.

Тема: Инициатива и самостоятельность в социальном развитии».

Цель: Повышение уровня  педагогической компетенции в вопросе развития детской инициативы и самостоятельности в социальном развитии.
Задачи:

  1. Анализировать проблемы и совершенствовать навыки инициативы и самостоятельности, прогнозирования, внедрения инноваций, исследовательской работы;
  2. Повысить уровень образовательной деятельности посредством использования современных педагогических технологий в социальном развитии воспитанников.
  3.  Развить инициативу и творчество у детей и их родителей

Ожидаемый результат:

Воспитанник:

проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно исследовательской деятельности, конструировании. У воспитанников тренируется умение, совершенствуется мелкая моторика и интеллект:

- использовать полученные знания в социальном развитии;

-разовьётся познавательная активность, любознательность, наблюдательность, мышление, коммуникативные навыки; - возрастёт уровень умений сравнивать, анализировать,  выражать свое мнение, обобщать, делать выводы на основе собственных наблюдений, исследований.

Интерактивные средства обучения позволяют мне, быстро включить детей в совместную деятельность, сохранить познавательный интерес на протяжении всего занятия, активизировать внимание, контролировать степень усвоения программного материала, ребёнку самостоятельно оценивать результат своей деятельности.

Источники самообразования:

СМИ, в том числе: специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), Интернет; медиа-информация на различных носителях, семинары, мастер-классы, курсы повышения квалификации, экскурсии.

Методы процесса самообразования:

  1. Планирование и проектирование образовательного пространства в группе дошкольников.
  2. Практическое применение в педагогическом процессе современных форм и методов социального развития дошкольников.
  3. Участие в Интернет – форумах, конкурсах.

Формы самообразования:

  • индивидуальная (индивидуальный план),
  • групповая – участие в региональных, всероссийских и международных педагогических сообществах (мастер-классы, семинары, вебинары.)

Пополнение образовательной развивающей среды

В целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности я применяла свои методы и приемы. К таким методам можно отнести:

1) Дидактическая игра.

В наше время детей окружает множество различных игр и игрушек в детском саду, дома. Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний.

2) Продуктивные виды деятельности.

ПРОДУКТИВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (КОНСТРУИРОВАНИЕ, РИСОВАНИЕ, ЛЕПКА, АППЛИКАЦИЯ).

В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, учится проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности.

3) Самоорганизованная деятельность.

САМООРГАНИЗАЦИЯ — деятельность, направленная на поиск и творческое преобразование действительности, высокая адаптивность, активная мобилизация внутренних ресурсов личности. Поэтому очень важно создавать условия и предоставлять достаточно времени для активной самостоятельной деятельности детей.

.4) Трудовая деятельность.

Старшие дошкольники оказывают помощь друг другу, контролируют, поправляют друг друга, проявляют инициативу и самостоятельность, правильно относятся к оценке своего труда, редко хвалят себя, часто проявляют скромность при оценке своей работы.

5) Метод «проектов».

Применение “метода проектов” способствует социальному воспитанию детей (пониманию необходимости социального приспособления людей друг к другу: умение договариваться, откликаться на идеи, выдвигаемые другими, умение сотрудничать, принимать чужую точку зрения как требующую понимания).

6) Развитие коммуникативных качеств.

В процессе развития коммуникативных качеств.

Система игровых упражнений и заданий на развитие у детей коммуникативных способностей состоит из четырёх блоков:

1. развиваем умение сотрудничать;

2. развиваем умение активно слушать;

3. развиваем умение самостоятельно высказываться;

4. развиваем умение самостоятельно правильно перерабатывать информацию.

7) Развитие инициативности и самостоятельности в процессе занятий.

В ежедневных разработках занятий я ставила следующие цели: воспитывать самостоятельность и инициативность, формировать самосознание ребёнка, уверенность в собственных силах, учить ребёнка смело высказывать свои суждения. На занятиях рисования, лепки, аппликации детям предоставляется выбор сюжета, оформления, цветовой гаммы по желанию.

Невозможно добиться высоких результатов без помощи родителей, активных участников образовательных отношений. Знакомлю с задачами образовательной деятельности и достижениями детей.

Родители принимали участие во всех мероприятиях:были активными участниками новогоднего утренника, оформление атрибутов, спортивных мероприятиях, выставке работ, представление презентаций, изготовление поделок и рисунков совместно с детьми.

Посещение родительских собраний, индивидуальных консультаций, что имело большое значение в воспитании подрастающего поколения.

Воспитанники инициативны, самостоятельны, активны, с высоким уровнем развития познавательного интереса, познавательных действий и учебной мотивации к школьному обучению.


Открыты к позитивному диалогу, умеют применять полученные знания в решении проблемных задач. По результатам диагностического обследования наблюдается положительная динамика.

.И всё же ребёнка необходимо побуждать к деятельности, важен мотив. Мотивация побуждает ребёнка к деятельности, придаёт этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели. Поэтому при организации детской деятельности я всегда использую разные виды мотивации, это и игровая мотивация – «Помоги игрушке» (кукла Анечка не знает когда надо надевать варежки), при которой ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек; и помощь взрослому – «Помоги мне» (протереть пыль на листочках у цветочков, им «дышать» трудно), когда мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. Также использую такой мотив, как «Научи меня» (я не умею играть в трансформера, объясни, как он превращается в машину), который основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим. Реализуя данную программу, я последовательно решаю важную цель дошкольного образования: развитие интеллектуальных и личностных качеств дошкольников, формирование предпосылок к учебной деятельности, которые обеспечивают социальную успешность ребенка в современном мире

Мной была изучена следующая литература:

Цукерман Г.А., Елизаров Н.В. О детской самостоятельности .Вопросы психологии;

Н. А.Модель
Поддержка детской инициативы и самостоятельности на основе детского творчества. Часть 1,2,3;

Методика раннего развития Марии Монтессори. От 6 месяцев до 6 лет;

Простые методы развития интеллекта - Тони Бьюзен;

Интеллект – карты. Практическое руководство – Тони Бьюзен;

Суперпамять - Тони Бьюзен.

    Так же ,для реализации своего плана я проделала следующую работу:

Участник мастер – класса  Степановой Л.Н.«Мозговой штурм » 25.04,                      участник  областного семинара «Проектирование образовательной программы дошкольного образования в условиях реализации инновационной деятельности»  Зав. лабораторией проблем детства Кривцова Т.В. Главный эксперт ОСИ Мальченко В. Н. 18.04., участник всероссийского семинара «Проектирование педагогических технологий» 24.04, участник вебинара  «Технологии поддержки детской уинициативы в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»                                                               26.04 Участие в конкурсе презентаций «Краски жизни» -призер Лычагина Е.

Участие в конкурсе «Свирель» экологическая сказка  «Как зверята речку спасали» - 1 место.                                                                                                                                                                          

Участие в мастер – классе изготовление и применение в работе лэпбука на тему «Экология», участник  межмуниципального семинара «Студийная работа как форма реализации инновационного проекта «Сад детских инициатив».

Пройдено обучение и выдан диплом о профессиональной переподготовке « «Воспитание детей дошкольного возраста, разработанной в соответствии с ФГОС и Федеральным законом №273-ФЗ»

Создание буклетов  для родителей «Инициативный ребенок» - 2 версии

Консультация для родителей 2 мл.группы «Карапузы». Ознакомление с памяткой «Инициативный ребенок в младшем дошкольном возрасте».

 Консультация для родителей средней группы «Радуга». Ознакомление с памяткой «Инициативный ребенок в старшем  дошкольном возрасте».

Создание памятки  для родителей «Как воспитать инициативного ребенка?»

 Консультация для родителей 2 мл.группы «Карапузы». Ознакомление с памяткой «Как воспитать инициативного ребенка?».

Анкетирование родителей средней группы №4 «Радуга» - «Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности»

Мотивируя детей, я не навязываю ребёнку своё видение в решении проблемы (может быть у ребёнка будет свой путь решения проблемы). При выполнении совместных действий спрашиваю у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом, за полученный результат обязательно хвалю ребёнка, действуя совместно с ребёнком, знакомлю его со своими планами, способами их достижения. Соблюдая эти правила,  даю детям новые знания, обучаю их определённым умениям, формирую необходимые навыки.

nsportal.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о