Открытая образовательная среда это – Подпрограмма образовательной программы развития школы”Открытая образовательная среда”

Открытая образовательная среда

Приветствуем Вас в системе дистанционного обучения Томского государственного педагогического университета.
Учебные материалы, тесты и экзамены для реализации всех направлений дистанционного образования: очного, заочного, программ переподготовки, курсов повышения квалификации разработаны профессорами и доцентами нашего Университета, основаны на современных и эффективных методиках, научно обоснованы и полностью соответствуют требованиям федеральных государственных образовательных стандартов. Пройдя обучение с использованием дистанционных технологий, Вы получите не только диплом о высшем образовании, диплом о переподготовке, свидетельство о повышении квалификации, но и глубокие современные знания.
Чтобы получить современное образование на основе дистанционного подхода, нужно поступить в наш ВУЗ. Для обучения по программам заочного образования и программам переподготовки можно подать документы и начать обучение с любого месяца календарного года.
Как учиться после поступления? В Вашем личном кабинете у Вас будет куратор, который поможет Вам в решении любых возникающих в процессе обучения проблем. Там же Вы найдете учебные материалы, тексты лекций, список литературы, которые нужно будет изучить, а также контрольные тесты, помогут Вам понять, насколько хорошо Вы усвоили знания и необходимые компетенции. Там же Вы сможете получить необходимые для учебы консультации и информацию. В результате обучения Вы успешно сдадите все зачеты и экзамены.

Учеба в Университете – это большая и серьезная работа над Вашим образованием, которая позволит Вам стать настоящим профессионалом своего дела и подняться на следующую ступеньку Вашего совершенствования.
Ждем Вас в ряды наших студентов и слушателей!
Желаем успехов нашим студентам и слушателям!

www.opensystem.tspu.ru

Статья на тему: Открытая образовательная среда учреждения дополнительного образования детей

                                                                Сидорова Наталия Алексеевна

 ГБОУДО Дворец творчества детей и молодежи «Преображенский»

«Открытая образовательная среда Дворца»

Особая миссия дополнительного образования детей по отношению к  человеку и обществу  состоит:

  1. в создании условий продуктивной и успешной деятельности, вне которых невозможно личностное, профессионального и культурного  самоопределение человека, его Я – строительство и самореализация;
  2. в организации культурной среды образования, общения, сотрудничества, совместного творчества детей и взрослых на основе общего интереса, открытого понимания других.
  3.  педагогической поддержке сложного и внутренне противоречивого процесса  «строительства собственного достоинства» (А.Г. Асмолов) у каждого ребенка и подростка, осознания им смысла жизни и персональной ответственности за  право свободного выбора.

На выполнение этой социокультурной миссии и ориентировано Государственное образовательное учреждение    Дворец творчества детей и молодежи.

Педагогический коллектив  принимает  следующие  принципиальные положения:

  • образовательная среда – это часть социокультурного пространства, с объемным и многообразным характером взаимосвязи его компонентов. Она создается каждым человеком и всеми, зависит от индивидуальных особенностей развития и способов вхождения каждого человека в культуру, вносимого набора ценностей и приоритетов. Образовательная  среда является одной из важных, в которой  происходит социализация ребенка, обретение им собственного социального опыта и активного личностного самостроительства.
  • культурная среда – конкретное, непосредственно данное  каждому ребенку социальное пространство, посредством которого он активно включается в культурные связи общества. Культурная среда Дворца – это не формальное сохранение традиций,  но и  развивающееся  пространство культурного развития детей и подростков в собственной общности и событийной общности детей и взрослых (В.И. Слободчиков), соединяющее воедино отношения, ценности, символы, предметы, организацию разнообразной деятельности и общности.

Опираясь на данные положения, соотнося их со своими  традициями и сложившимся стилем жизнедеятельности, мы считаем важным  создавать такую образовательно-культурную среду учреждения, которая в максимальной степени была открыта для детей и взрослых; в какой –то степени представляла некий идеал свободы, творческую среду, в которой формируется основа для общекультурного развития путем того, что человек включается не только в свою деятельность (предметную), но и участвует в праздниках, конкурсах, конференциях, игровых программах, он общается в одном и том же замкнутом пространстве, обретая различный опыт взаимодействия,.

Дворец сегодня. прежде всего, открыт для творческого взаимодействия с образовательными учреждениями округа.

В этом есть много положительного для учреждения.

  • Педагогический коллектив через систему различных мероприятий имеет возможность демонстрировать результаты своих воспитанников перед учителями школы и одноклассниками. Тем самым еще поднимается авторитет ребенка в глазах школьного сообщества. Педагоги могут увидеть другую сторону личности своего ученика: понять-принять-поддержать.
  • Каждое открытое действо - это всегда пропаганда деятельности Дворца в целом. Может благодаря этому, у нас нет острых проблем в формировании учебных групп на первый год обучения. У педагогов школы, знающих Дворец, есть возможность направлять своих учеников целенаправленно на конкретную образовательную программу или вид творчество, соответствующий его способностям и возможностям.
  • Все, что предлагает Дворец      школам это формы и способы деятельности, поддерживающие ребенка и провоцирующие его на творчество, обеспечивающие ситуацию успеха каждому. При этом любые результаты ребенка не только имеют безоценочную форму выражения, но они должны эмоционально – положительно приниматься.  На таком положительном фоне мы способствуем классному руководителю в формировании классного коллектива, межличностных отношений.
  • Неформальные структуры, отличающиеся от привычной классно-урочной системы, позволяют повысить мобильность, доступность источников образования для каждого ребенка, гарантируя педагогическую и психологическую поддержку.

Специальной формой и действенным инструментом «выращивания» со- бытийной общности Дворца стала разработка и реализация комплексных программ.

Комплексная программа Дворца  - это особый тип программ, соединяющий в систему разные области, направления, виды деятельности и  процессы в некое целое. Все компоненты программы взаимозависимы, основанием  и условием  этого являются  цель, единая концепция, общие принципы отбора содержания, организации, определения путей и способов реализации, прогнозирования и диагностики результатов.

Программа «Истоки»

Цель программы: Приобщение к духовным ценностям Российской истории.

Основные задачи:

  • Формирование общей культуры, способствующей преобразованию личностной духовной сферы, ведущей к пониманию мира, осмыслению себя в нем
  • Расширение представлений детей в области отечественной истории и этнографии;
  • Знакомство с краеведением Москвы;

Основные направления:

  •  «Познание». Экскурсионное, лекционное изучение родного города, регионов России. Работа экскурсионного бюро школы-студии «Мысль».
  • «Созидание». Мероприятия, включающие воспитанников в традиционные народные праздники, игры, гуляния.

Программа «Здоровье»

Цель программы: Восстановление и восполнение психофизических сил воспитанников.

Основные задачи:

  • Повышение двигательной активности воспитанников;
  • Расширение представлений воспитанников о преимуществах здорового образа жизни;
  • Развитие  форм  оздоровительной работы с воспитанниками Дворца творчества.

Основные направления:

  • Массовые спортивные мероприятия. Популяризация различных видов физкультуры и спорта. Формирование культуры болельщика.
  • Оздоровительные занятия. Занятия различными видами спорта для развития общих и специальных физических качеств.

Программа «Золотой ключик»

Цель программы: Приобщение воспитанников к ценностям мировой и

отечественной культуры

Основные задачи:

  • Формирование общей культуры у детей и подростков;
  • Активизация познавательных интересов детей в сфере искусства и художественной культуры.
  • Реализация творческих способностей детей в тех видах деятельности, которые связаны с художественной культурой.

Основные направления:

  • «Познавай и учись». Знакомство с высокими образцами художественной  культуры, приобщение к культурному достоянию Москвы.
  • «Учись и твори». Творческое содружество мастеров культуры и воспитанников Дворца.
  • «Твори и совершенствуйся». Демонстрация достижений воспитанников на концертах, фестивалях, смотрах, конкурсах, спектаклях, праздниках и т.п.

Программа «Умелец»

Цель программы: Развитие интереса воспитанников к моделированию, конструированию и эстетике быта.

Основные задачи:

  • Расширение представлений воспитанников в сфере техники и декоративно-прикладного искусства;
  • Активизация детского творчества в сфере декоративно-прикладного искусства и техники;
  • Проведение творческих мероприятий для демонстрации достижений воспитанников.

Основные направления:

  • «Умелые руки». Учусь здесь и сейчас :мастерить, создавать эстетику быта, осваивать новые технологии;
  • «Есть идея!». Могу воплотить свои идеи на конкурсах, в познавательных программах;
  • «Мастерство и фантазия». Демонстрация мастерства воспитанников профильных объединений, учащихся специализированных учебных заведений, профессиональных мастеров.

Программа «Экология: мир будущего»

Цель программы: Формирование экологической культуры личности.

Основные задачи:

  • Формирование потребности в новой культуре взаимоотношений со средой обитания;
  • Развитие чувства отзывчивости и сопереживания;
  • Привлечение к практическому участию в решении экологических проблем.

Основные направления:

  • «Образы и чувства». Научить увидеть красоту окружающего мира и отобразить её в творческих работах.
  • «Мой маленький друг». Забота о животных и растениях
  • «Действуем вместе». Организация природоохранительных мероприятий.
  • «В знании сила». Просвещение в области предметов естественнонаучного цикла.

Программа «Каникулы»

Цель программы: Удовлетворение разнообразных интересов ребенка в каникулярное время

Основные задачи:

  • Расширение кругозора, интересов воспитанников;
  • Включение детей и подростков в систему социальных связей и отношений;
  • Создание положительных эмоций.

Основные направления:

  • «Общение». Творческие встречи, праздники, вечера, эстафеты.
  • «Здоровый образ жизни». Спортивно-оздоровительные мероприятия, игры и праздники на свежем воздухе. Походы, экспедиции, лагеря.
  • «Познание». Интеллектуальные игры, творческие мастерские, концерты - представления

Разработка и реализация таких программ   осуществляется педагогами – организаторами отдела организационно – массовой работы.  В составе отдела есть штат профессионально подготовленных к проведению массовых форм работы людей: режиссер, техники звуко - свето аппаратуры, костюмер. Такой состав организаторов любого мероприятия с детьми дает возможность учителям школы, освободившись от организационных обязанностей, более целенаправленно вести наблюдения за детьми, корректировать их поведение, прослеживать межличностные отношения.

Взаимодействие Дворца и школы выстраивается на принципах взаимоинтересов, основанных на целях и задачах учреждения в данный учебный год, в данный период развития. Поэтому Дворец лишь предлагает школе набор различных форм по комплексным программам, а администрация вправе сделать свой выбор. Календарь массовых дел на полугодие выглядит следующим образом:

КАЛЕНДАРЬ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Дворца творчества детей и молодежи

Для школы ___________________________________________________

Наименование мероприятия

Дата

Время

Условия

Участие школы

1.

Выставка  ИЗО и фото работ «Волшебная палитра»(в рамках фестиваля «Золотой ключик»)

15.01-29.01

16.00

2.

Фестиваль моды «Шарм»

20.01

16.00

6-18 лет (по заявкам)

3.

Фестиваль «Спорт. Красота. Здоровье»

26.01

16.00

7-18 лет

(по заявкам)

4.

Выставка художника монументалиста Трегубова А.И.

9.02-26.02

16.00

5.

День творчества «В мире музыки»(в рамках фестиваля «Золотой ключик»)

13.02

14.02

16.02

16.00

16.00

16.00

6-9 лет

10-13 лет

14-18 лет

(по заявкам)

6.

Народные гуляния «Масленица»

17.02

12.00

7.

Выставка «Рукотворное чудо»(в рамках фестиваля «Золотой ключик»)

12.03-26.03

16.00

8

Игровая программа «Весну встречаем»

20.03

21.03

По заявкам

9

Театральный фестиваль»(в рамках фестиваля «Золотой ключик»)

с 13.03 по 17 .0

16.00

По заявкам

10

Концертная программа «Весенняя мозаика»

24.03-

13.00

11

Экологическая эстафета

28.03

12.00

14.00

12

Спортивная игра «Скок-бол»

29.03

11.00

По заявкам

13

Конкурс «Лего»

27.03

12.00

По заявкам

14

Игровая программа «Таинственный остров»

29.03

12.00

7-12 лет

(по заявкам)

15

Межрайонный турнир по стритболу между детскими дворовыми командами под девизом «Каникулы – пора спортивная»

27.03

10.00

По заявкам

16

Районный турнир по мини-футболу между детскими дворовыми командами «Каникулы – пора спортивная»

30.03

10.00

По заявкам

17

Оздоровительное плавание

26-30.03

10.00-13.00

9-18 лет(по медицинским справкам)

18

Выставка студии «Печки-лавочки» ГУДДЦ «Росинка»

9.04-23.04

16.00

19

«День культурного наследия Москвы»:

-Экскурсия в музей «Истоки»

-краеведческая игра «Вперед, Преображенцы»

18.04

По заявкам

20

Заключительный концерт фестиваля «Золотой ключик»

20.04

16.00

По пригласительным билетам

21

Ритуал памяти у вечного огня на Преображенском кладбище. Минута молчания «Вспомним всех поименно»

9.05

с 10.00 до16.00

В течение года:

1

Занимательные опыты по темам:

-Воздух и его работа

-Что мы знаем о воде?

По средам

По заявкам

2

Экскурсии в выставочный зал

По заявкам

161-14-14

3

Экскурсии в музей «Истоки»

Предварительная запись161-14-60

4.

Методические семинары

Вторник

График-заявка

М.П.  Директор школы                                                   (______________________________)

На наш взгляд, такой подход «выборности участия» дает свободу школе для творческого взаимодействия, а Дворцу – рационально использовать организационные ресурсы с конкретными участниками. В целом – процесс образования и развития личности детей более эффективен.

        Образовательная и культурная среда Дворца – суть многомерности и целостности его пространства, адекватного современным потребностям детей и подростков, соответствующего тенденциям развития современного общества и  гуманистическим приоритетам  Российского образования,  собственным   нормам – ориентирам  взаимодействия и соуправления.

        

nsportal.ru

Виртуальная образовательная среда как необходимый компонент современной системы образования

Virtual learning environment as a necessary component of the modern education system

Keywords: educational environment, information technology, communication, professional competence, education, Internet

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена рассмотрению виртуальной образовательной среды и отмечается, что данная среда способствует представлению внутреннего мира человека из большого количества расщиряющихся сфер. Виртуальная образовательная среда нужна прежде всего для эффективной коммуникации всех участников образовательного процесса и здесь необходимо учесть навыки владения информационными технологиями и профессиональная компетентность. Виртуальная образовательная среда это многофункциональная система, которая включает в себя инновациооные технологии, информационные ресурсы и средства электронной коммуникации. Нами отмечены основные функции виртуальной образовательной среды среди которых можно отметить информационно-обучающую и контрольно-адаптирующую функцию. На основании статьи делается вывод о том, что виртуальная образовательная среда позволяет осуществить инновационный подход в повышении квалификации, реализация непрерывности образования и обеспечение образовательных ресурсов доступных для учащихся.

ABSTRACT

The article is devoted to virtual educational environment and it is noted that this environment contributes to the representation of the human’s inner world out of a large number of widening areas. Virtual educational environment is needed primarily for the effective communication of all participants in the educational process and it is necessary to take into account the ownership of information technology skills and professional competence. Virtual educational environment is a multifunctional system that includes innovation technology, information resources and means of electronic communication. We have noted main functions of virtual educational environment among which is the informational and training, control and adapting function. It is concluded on the basis of the article that virtual educational environment allows carrying out an innovative approach in professional development, the implementation of continuous education and providing educational resources available for students.

Отметим, что уже сегодня иде тенденция к новым портебностям в образовании. Престижным направлением в инновационной деятельности является организация обучения средствами виртуальной образовательной среды, и лозунг сегодняшней образовательной системы принцип образования на всю жизнь плавно переходит в принцип образования на протяжении всей жизни.

Виртуальная модель образования в последние годы набирает сильные обороты и здесь акцент идет на виртуальную образователную среду. Ученый В.П. Тихомиров считал, что такая среда это прежде всего система дистанционного обучения и  очная форма обучения и здесь наблюдается неразрывная связь. С помощью дистанционных технологий расширяются возможности очного образования, увеличивается доступность удаленных преподавателей, учащихся и специалистов. Цель виртуального образования это достижение человеком своего предназначения в реальном мире, который может сочетаться с виртуальными и иными возможностями. Экономическая литература трактует виртуальную образовательную среду как информационное содержание и коммуникативные возможности локальных, коропоративных и глобальных компьютерных сетей, и эти технологии используются участниками образовательного процесса. Педагогам и учителям необходимо постоянно соверщенствовать свою профессиональную деятельность, это нужно для того чтобы достигнуть оптимальных результатов в педагогической работе. Виртуальная образовательная среда создана для эффективной коммуникациивсех участников образовательного процесса. Для информационного общества необходимы навыки владения информационными технологиями и образовательная среда в современных условиях должна уже удовлетворять потребности личности, общества, и способствовать социальной адаптации в профессиональном становлении. Отечественная и зарубежная литература рассматривает виртуальную образовательную среду и в работах таких ученых как Ф.Ф. Андреев, В.П. Тихомиров, И.В. Холодкова, А.В. Хуторской.  Виртуальная образовательная среда это новая модель непрерывного повышения квалификации  и здесь ориентир идет на эффективность технологий. Информации, формируется культура и идет формирование на основе культурного обучения. Ученый А.Ю. Уваров виртуальная образовательная среда это открытая учебная архитектура с основными целями, методами и организационными формами, где идет сплетение коммуникатионного, информационного и физического пространства [1]. А.В. Хуторской считал, что образовательная среда это прежде всего условия развития личности [2]. В.А. Ясвин образовательная среда это системавлияния и условия формирования личности по основному задаваемому образцу [3].

Обучение в виртуальной образовательной среде это абсолютно новая парадигма образования и опрается она на функциональную эффектинвость технологий инофрации и коммуникаций  и затем формируется особая культура обучения. Отметим, что в рамках виртуальной образовательной среды инновационый ресурс имеет свои преимущества и недостатки. Виртуальная образовательная среда это в большей степени вербальные и невербальные элементы, которые необходимы прежде всего для того, чтобы передавать личные чувства и эмоции и это является признаком эффективной коммуникации в виртуальной образовательной среде. Следует отметить, что среди основных параметров виртуальной образовательной среды самыми эффективными являются наличие обратной связи и уровень интерактивности, языковое многообразие и средства выражения, персональная направленность. Для участников образовательного процесса огромное значение приобретает доступность технологий, ее стоимость и навыки использования технологий. Открытая образовательная среда возникает благодаря взаимодействию виртуального образовательного пространства и центров в Интернете, данная среда позволяет пересматривать учебные планы и позволяет оценить свои знания по предмету, потому что ориентир идет на различные точки зрения. Технологический аспект рассмотрения виртуальной образовательной среды это прежде всего информационное пространство и идет активное взаимодействие участников образовательного процесса, которое есть комплекс компьютерных средств и технологий, которые позволяют осуществлять управление содержанием образовательной среды и коммуникацию участников. На сегодня компьютер заменяет традиционные методы обучения, но для этого необходимы совершенное владение не только информационными но и педагогическими технологиями. С нашей точки зрения виртуальная образовательная среда сложная система которая обеспечивает связь между преподователем, обучающимися и другими членами учебной организации. Возникают новые открытые модели индивидуального обучения при испоьзовании ресурсов и возможностей технологий инормации и коммуникации. В новом формате образование позволяет мобилизовать виртуальную образовательную среду и в сегодняшних реалиях это многофункциональная система и она содержит прежде всего инновационные и традиционные технологии и они являются специфическими для взаимодействия участников образовательного  процесса в рамках прежде всего открытой модели индивидуального обучения. Основные функции виртуальной образовательной среды это инофрмационно-обучающая т.е. информация может представляться в самом различном виде, коммуникативная т. е. обучение с участниками образовательного процесса, контрольно-административная, могут проводится различного рода комплексные меры по оценке знаний, умений и навыков. Виртуальная образовательная среда одно из приоритетных направлений реализации непрерывного образования и здесь основным является вопрос роли педагога в образовательной среде. В новых условиях образовательной среды для преподавателя важным является адаптация  к таким особенностям как новая форма коммуникации, может вестись витуальная дисскусия и дополнительным средством может служить рефлексия в общении, что несомненно повышает уровень мышления. Особенным моментом является индивидуализация образоваиия, где абсолютно для каждого участника выстраивается своя собственная траектория для инновационной работы, возможное структурирование образовательной среды, которая является гибкой и открытой, создание новой концепции и методики обучения. На сегодняшний день современные технологииэто есть плацдарм для серьезных изменений в непрерывном образовании. Подводя итог вышесказанному отметим, что виртуальная образовательная среда это среда, которая может осуществлять образовательную коммуникацию на расстоянии. На сегодняшний день виртуальная образовательная среда позволяет создать ииновационный подход в повышении квалификации, идет прежде всего реализация непрерывности образования и идет построение траектории профессионального роста обучающегося и все это позволяет сделать образовательные ресурсы доступными вне зависимости от места расположения обучающегося и т. д. Следует отметить, что современное образование должно строится уже на применении виртуальной образовательной среды, которая и есть на сегодняшний день основное средство коммуникации преподавателя и обучающегося.


Список литературы:

1. Уваров А.Ю. Открытая учебная архитектура / А.Ю. Уваров// Интернет-журнал «Эйдос». – 1999. – 30 марта.
2. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика / А.В. Хуторской. – М.: Академия, 2008. – 256 с.
3. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию/ В.А. Ясвин. – М.: Смысл, 2001. – 365 с.

7universum.com

📌 Образовательная среда - это... 🎓 Что такое Образовательная среда?

   — часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных систем, их элеметнов, образовательного материала и субъектов образовательных процессов. Образовательная среда также обладает большой мерой сложности, поскольку имеет несколько уровней - от федерального, регионального до основного своего первоэлемента - образовательной среды конкретного учебного заведения и класса. Образовательная среда также создается индивидом, поскольку каждый развивается сообразно своим индивидуальным особенностям и создает свое собственное пространство вхождения в историю и культуру, свое видение ценностей и приоритетов познания. А поскольку всякое знание личностно, поскольку образовательная среда каждого есть, в конечном счете, особое, личностное пространство познания и развития.

   Образовательная среда современных образовательных систем складывается во взаимодействии новых образовательных комплексов - систем, инновационных и традиционных моделей, сложных систем стандартов образования, сложного интегрирующего содержание учебных программ и планов, высокотехнологичных образовательных средств и образовательного материала, и главное, нового качества взаимоотношений, диалогического общения между субъектами образования: детьми, их родителями и педагогами.

   Еще одной характеристикой современной образовательной среды является взаимодействие множества локальных образовательных сред, взаимное использование конкретных особенностей инновационных сред одной страны в образовательном пространстве других стран, что создает схожие образовательные ситуации во многих странах и способствует развитию сферы образования в целом. Это является проявлением тенденций интеграции образовательных процессов в разных странах и регионах в мировое образовательное пространство, которое сегодня развивается на основе идей гуманизации, демократизации и повышения стандартов.

   (Черник Б.П. Эффективное участие в образовательных выставках. - Новосибирск, 2001. С. 130)

   — специфическая форма человеческой практики, направленная на преобразование жизнедеятельности людей с целью организации поддерживающих развитие человека условий, в которых ему предоставляются возможности для разрешения важных задач своей жизнедеятельности и образовательных задач, позволяющих Человеку познавать Мир и себя в Мире.

   (Бережнова Л.Н. Полиэтническая образовательная среда. - СПб., 2003. С. 201)

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

pedagogical_dictionary.academic.ru

Что такое современная образовательная среда?

1 - 2 октября в Москве проходит международная конференция EDCrunch, в рамках которой состоялась презентация исследования

Современная образовательная среда способна играть роль «третьего учителя» (после родителей и педагогов), это позволяет значительно улучшать образовательные результаты.  Только при наличии большого количества участников в общей дискуссии, позволит развить лучшие практики в этом направлении.

Об этом сказано в исследовании корпорации «Российский учебник» и Московского городского педагогического университета (МГПУ) при аналитической поддержке Всемирного банка. Перед исследователями стояла задача определить понятие «современной образовательной среды» в международном и российском контексте, зафиксировать лучшие практики в данной сфере и описать критерии ее оценки.

Основные компоненты современной образовательной среды, которые выделяют эксперты: взаимодействие участников, физическое пространство, цифровая среда и структура образовательной программы.

В настоящее время образовательная среда позволяет комбинировать различные механизмы и инструменты процесса обучения, так как она объединяет все элементы системы образования. В связи с этим, она становится «третьим учителем» после родителей и собственно педагогов.

Какие же определения дали участники исследования понятию "современная образовательная среда"?

Среди критериев были выделены: трансформируемость, осмысленность, полифункциональность,  системность, открытость, доступность, мобильность и пр. А среди характеристик – предметно-пространственную организацию, архитектуру здания (не только для учебных помещений), методическую оснащенность, цифровые технологии, оборудование, навигацию,  подготовку педагогов и социальные и культурные ресурсы района, города, страны, мира. Среди барьеров – консерватизм и закрытость участников сообщества, нормативные положения.

Как сообщил вице-президента корпорации «Российский учебник» Максим Лозовской, педагогов необходимо обучать работать в новой среде, так как инфраструктура станет образовательной средой только при наличии субъектов образовательного процесса.

Мария Устинова - аналитик Всемирного банка добавила, что,   среднестатистический 15-летний  ученик из стран ОЭСР проводит 7,538 часов внутри школьных знаний; а исследования подобного рода нужны для обеспечения долгосрочного эффекта от всех инвестиций в образование.

Программа выступлений и трансляции мероприятий доступны на сайте rosuchebnik.ru/еdсrunch3018


mr-rf.ru

Культурно-образовательная среда в школе / Открытый урок

Взаимодействие субъектов культурно-образовательной среды раскрывает содержательное поле ее развития как педагогического процесса. Субъектный подход к развитию культурно-образовательной среды школы заключается в учете особенностей субкультурного опыта педагогов, детей и их родителей, их потребностей, интересов, владении разнообразными педагогическими технологиями, методиками, формами и методами работы в зависимости от индивидуальных особенностей контингента учащихся, включающих социокультурные, этнические, конфессиональные, возрастные, психофизические и другие характеристики.

Культурно-образовательная среда школы – это «уклад жизни школы», соорганизация всех элементов учебно-воспитательного процесса, которая задает стиль, дух, атмосферу всей школьной жизни. В итоге школа приобретает «собственное лицо».

Успешность образовательного процесса определяется степенью заинтересованности всех его участников (учеников, педагогов, родителей) в положительных, личностно значимых результатах.

Успех, как эмоционально разделяемое с другими достижение, является основной идеей педагогического взаимодействия в образовательном учреждении, ориентированном на глубокое качественное разностороннее образование.

В условиях крупного образовательного комплекса достижение высоких образовательных результатов каждым учеником возможно только в том случае, если решена задача оптимального сочетания:

- основного и дополнительного образования;

- разнообразных форм учебной деятельности;

- требований стандарта и индивидуальных способностей, склонностей учащихся;

- эмоционально-психологической комфортности и интенсивности учебной деятельности школьников.

Построение эмоционально-привлекательной образовательной среды представляет собой процесс непрерывного создания, сохранения и развития школьных традиций в условиях преемственности и согласованности всех, реализуемых в образовательном комплексе образовательных программ и маршрутов.

Результатом создания такой среды должен стать привлекательный для всех участников образовательного процесса имидж школы, в основе которого такие понятия как: престиж, компетентность, творчество, игра, открытость, развитие.

Целью образовательного взаимодействия является создание условий, обеспечивающих с одной стороны, развитие личности каждого ученика, умеющего и желающего учиться, а с другой стороны, самореализацию каждого педагога, ориентированного как на развитие собственной творческой индивидуальности, так и на успешность общего, «командного» дела.

Культурно-образовательная среда рассматривается нами как единое образовательное пространство, все компоненты которого проектируются и развиваются в соответствие с единой логикой построения образовательного учреждения, а все участники осознают цели и разделяют ценности, определяющие содержание его деятельности. Успешность выбранной стратегии развития зависит от соблюдения в ежедневной образовательной практике следующих организационно-педагогических принципов:

‒ принцип преемственности традиций школы

‒ принцип роста самостоятельности образовательной деятельности учащихся;

‒ принцип расширения культурно-образовательного пространства учеников на основе учета их способностей, интересов и склонностей;

‒ принцип расширения поля выбора учениками собственного образовательного маршрута при переходе с одной ступени обучения на следующую:

‒ принцип комплексного сопровождения ученика и педагога;

‒ принцип равной значимости для процесса самоопределения и самореализации каждого школьника как содержания учебных дисциплин, так и системы развивающей, досуговой деятельности;

‒ принцип индивидуализации образовательного процесса и осуществления развивающей, досуговой деятельности учеников и педагогов;

‒ принцип преемственности целей, ценностей и технологий на всем протяжении образовательного маршрута;

‒ принцип максимальной доступности образовательных ресурсов любому ученику и педагогу;

‒ принцип минимизации объема репродуктивных заданий в учебном процессе;

‒ принцип максимальной эффективности взаимодействия ученика и педагога на уроке, внеклассных мероприятиях;

‒ принцип повышения объективности аттестационной практики учащихся на любом из этапов учебной деятельности.

Соблюдение этих принципов в процессе проектирования, создания, существования и развития комплекса позволит максимально эффективно воплотить в реальное культурно-образовательное пространство идею непрерывного развития образовательной мотивации учащихся, реализовать на практике цели и ценности культурно-образовательной деятельности школы.

Образовательные учреждения – это не конвейер и не кузница по производству «штампованных личностей». Это очень сложный многосторонний и многогранный процесс формирования юных душ.

Индивидуальность каждого ребенка интересна и должна быть значима для общества.  Задача школы заключается в том, чтобы как можно ярче и полнее раскрыть особенности каждого обучающегося, направить их на созидательную, а не на разрушительную деятельность. Дать возможность апробировать свои умения в настоящем деле пусть пока в рамках школы, увидеть результаты своих действий, оценить значимость своей работы, поверить в свои силы и вдохновить на новые полезные дела

Формирование культурно-образовательной среды – это процесс, требующий времени и терпения, в котором развиваются отношения между обучающимися, школьниками и учителями, учителями и родителями, окружающим социумом.

Основными идеями становления культурно-образовательной среды школы, являются:

  1. Идея личностной самореализации в культурно-образовательном пространстве школы.
  2. Идея построения целостного, открытого, саморазвивающегося культурно-образовательного пространства школы.
  3. Идея обновления образовательного процесса, посредством модернизации основных компонентов образовательной практики (содержания, условий, технологий).
  4. Идея психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса.
  5. Идея повышения профессионализма и компетентности педагогов.
  6. Идея построения здоровьесберегающей среды в школе.

Говоря о личностной самореализации всех участников образовательного процесса, мы подразумеваем, в первую очередь, учащихся и педагогов, так как родители задействованы в педагогическом процессе только косвенно.

Самореализация учащихся – это раскрытие потенциальных возможностей ребенка и их осуществление в процессе включения в различные виды деятельности в рамках культурно-образовательного пространства школы. Выявление, реализация и развитие всех детских инициатив – это условие продуктивной работы, как самого ребенка, так и педагогического коллектива.

Самореализация педагога – это становление профессиональной компетентности педагога в процессе педагогической деятельности, это удовлетворенность результатами своего труда; это стремление к творчеству и самосовершенствованию. Самореализация педагога становится возможной только в условиях компетентного, свободного, открытого педагогического сообщества.

В рамках культурно-образовательного пространства школы содержатся следующие возможности для личностной самореализации ребенка:

‒ свободы принятия школьником решения о его вхождении в культурно-образовательное пространство;

‒ свобода выбора ребенком деятельности (ее содержания и форм) и, что особенно важно, такой деятельности, которая позволила бы ему достичь наибольшего успеха, наивысшего самовыражения и реализации своих инициатив;

‒ построение диалоговых отношений с людьми различных возрастов и социальных групп;

‒ более интенсивного проживания детьми различных ролей в культурно-образовательном пространстве как возможности «пробы сил».

Для педагога:

‒ творческой самореализации в профессиональной деятельности;

‒ свобода выбора подходов оптимальной организации образовательного процесса;

‒ интеграция в рамках профессионально-педагогического сообщества школы;

‒ обретение независимости и личностно-профессиональной индивидуальности в условиях культурно-образовательной среды школы.

Таким образом, культурно -образовательная среда школы в ее наиболее полном и завершенном виде решает задачи адаптации растущего человека к условиям жизни, проявления и реализации его инициатив, самоутверждении и самореализации в социокультурном пространстве всего общества.

Наиболее значимыми, по нашему мнению, являются принципы

‒ культуросообразности,

‒ свободосообразности,

‒ гуманитаризации,

‒ событийности,

‒ открытости,

‒ вариативности.

Обобщая сущность развития нашей школы – это длительный процесс конструирования соответствующих предметно-пространственных, культурно-содержательных, организационно-управленческих условий, максимально способствующих личностной самореализации всех участников образовательного процесса.

Каждое образовательное учреждение – это особая субстанция: со своей историей, традициями, ценностями. Наша школа не исключение. Зданию нашей школы более 60-ти лет. Здесь начинали свою историю школы города №1, №2, учебно-производственный комбинат, интернат, дом пионеров и школьников, здесь помещался районный отдел по образованию и другие учреждения.

История школы №3 насчитывает более 30 лет разнообразной, творческой, порой не простой, но всегда интересной, нестандартной школьной жизни. За это время школу возглавляли три директора. Основные метаморфозы, изменения со школой произошли под руководством нынешнего директора Черновой Н.В.

Идея реконструкции школьного двора возникла на убеждении того, что связь человека с природой проявляется не только в хозяйственном и потребительском плане, но и культурном. С точки зрения культурных отношений, природа и ее творения всегда представляли для человека неисчерпаемые источники вдохновения и творчества. Поэтому, создание гармоничного околошкольного пространства для коммуникации и созидательной деятельности стало целью первого этапа работы по реализации проекта в целом.

Эстетический уровень решения всех элементов постоянно оказывает эмоциональное воздействие на человека. Поэтому в фойе и коридорах школы были созданы «Оазисы» (островки размещения комнатных растений, аквариум). Дополнением к оснащению зеленых уголков стали скамеечки. Подоконники рекреаций украсили контейнеры с цветами. Выбор формы контейнеров, заполнение их зелеными растениями определенного вида – это задача, которую дети решают сами, учитывая форму окон, коридора, освещенность. Уход за растениями осуществляют учащиеся, формируя бережное отношение к растениям. В коридорах школы вы не встретите оборванных листьев и веток растений. В контейнерах с цветами нет  постороннего мусора.

Ученик должен учиться, используя все современное оборудование, средства обучения, которые значительно повысят производительность его учебного труда. Современным оборудованием оснащены кабинеты химии, физики, информатики, математики, биологии, кабинеты начальных классов. Все чаще учителя нашей школы на уроках применяют информационно-коммуникационные технологии. Поэтому кабинеты оборудуются мультимедийными проекторами, компьютерами. В кабинетах для учащихся начальных классах установлены телевизоры, видеомагнитофоны. В читальном зале учащимся предоставлена возможность поработать не только с учебной и справочной литературой, но и посмотреть телевизионные передачи, найти информацию с использованием Интернета. Уютное расположение мебели располагает к работе.

Мы стремимся создавать условия для успешного обучения, приобретения опыта творческой деятельности, а в конечном итоге обеспечиваем эмоционально-ценностное ориентирование ученика в мире с помощью приобретенных знаний, умений и навыков.

Как следствие преобразований внешних условий, встал вопрос  внешнего вид обучающегося. Для изменения ситуации в Устав школы были внесены правила по внешнему виду. Мы пытались привить вкус к комфортной и удобной  одежде – деловому костюму. Не все получилось сразу. Методом убеждения и примера пропагандировали деловой костюм, который впоследствии стал школьной формой. Запретили ходить в спортивной одежде, джинсах, укороченных блузках. Определили цветовую гамму костюмов и вариативность. Классные коллективы и родители сами определяли цвет и фасон одежды. Очень лояльно подошли к выпускным классам. Старались не конфликтовать с ребятами, а решать этот вопрос индивидуально, кого-то похвалить за внешний вид, кому-то сделать комплимент, кого-то поставить в пример, тем самым, стимулируя желание старшеклассников выглядеть прилично и аккуратно.

Важнейшим направлением при формировании культурно-образовательной среды является создание санитарно-гигиенических условий в школе и соблюдение СанПина. Особого внимания требовали туалетные комнаты. Они были отремонтированы. И теперь созданы нормальные условия, в них всегда имеется  мыло и  туалетная бумага.

 Для модернизации питания обучающихся школы была разработана программа «Питание школьников». Закуплено оборудование для пищеблока и столовой, утверждено 10-дневное меню, приобретена экологически чистая посуда, реализована программа «Чистая вода», в коридорах стоят кулеры с чистой родниковой водой.

Отлажен процесс организации горячего питания.  Изменился эстетический вид столовой. Теперь там всегда  салфетки и живые цветы.

Для  сохранения порядка и чистоты в школе организовано дежурство, которое осуществляет дежурный класс, дежурный классный руководитель, дежурный администратор.

Школьники нуждаются в пространстве, где могли бы раскрыть свои творческие, учебные способности, спортивные возможности.

Проанализировав запросы детей и родителей, результаты анкет, мы пришли к выводу, что школа не в силах удовлетворить все возникшие интересы и потребности наших учащихся и их родителей, как основных заказчиков образовательного процесса. И поэтому перед нами встал вопрос о расширении культурно-образовательного пространства.

Изучили окружающий социум и  выделили те структурные подразделения и организации, которые могли бы помочь в решении этого вопроса. Таким образом, начала складываться система, удовлетворяющая запросы учащихся по апробированию различных видов деятельности, т.е. социально-педагогический комплекс. Сотрудничество с новыми структурами расширило образовательное пространство. Первоначально СПК объединил спортивно-творческие учреждения такие как: Дом школьника, Школу искусств, ДК «Юность», спортивную школу, спорткомплекс «Радуга».

Новые формы работы сотрудничества предполагают и новое содержание.

Совместная работа с высшими учебными заведениями послужило толчком к созданию программы «Одаренные дети», что позволяет нашим учащимся участвовать в районных, областных, Всероссийских и Международных  конкурсах, фестивалях, олимпиадах, чемпионатах и занимать призовые места. Ежегодно проходит неделя науки, где ребята защищают свои проекты и исследовательские работы. Лучшие работы принимают участие в районных, областных и всероссийских конкурсах и завоевывают призовые места.  Члены общества для начальных классов проводят  исследовательскую игру «Путешествие по морю науки». Целю этой игры является приобщение учащихся к элементам исследовательской деятельности, к самостоятельному получению новых знаний, расширению кругозора.

В каждой школе имеется контингент обучающихся педагогически запущенных, опекаемые, дети, которые находятся в сложных социальных условиях, конфликтных ситуациях  или испытывают дефицит общения. Эти ребята требуют особого внимания и заботы. Как раз такой категорией детей и занимается социально-педагогическая служба школы. Благодаря ее усилиями, уменьшилось количество обучающихся, состоящих на внутришкольном учете и в районном банке данных.

Школа сотрудничает со всеми субъектами профилактики города и района, проводится родительский всеобуч, приглашаются специалисты и инспектора субъектов профилактики, используются различные формы работы.

Учащиеся школы активно участвуют в районных акциях «Здоровым быть модно», «Молодежь против СПИДа», «Я выбираю спорт!», «Спорт вместо наркотиков».

В Концепции модернизации образования определены важность и значение самоуправления для развития государственно-общественной системы управления образовательным учреждением, социализации и профессионального самоопределения учащейся молодежи. Развитие самоуправления рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений государственной политики в сфере образования.

Основное предназначение ученического самоуправления – удовлетворять индивидуальные потребности учащихся, направленные на защиту их гражданских прав и интересов, участие в решении насущных пробл

open-lesson.net

Мотивирующая образовательная среда

Самая важная инвестиция в образование – это время ребёнка, проведённое в школе. Среда как электронный помощник даёт родителям возможность учиться вместе с ребёнком, понимать, за счёт каких ресурсов достигается результат, какие знания необходимы.

Мотивирующая электронная образовательная среда – это возможность реализации серьёзной заинтересованности населения в развитии образования, а в условиях государственно-общественного управления она становится инструментом реального влияния на жизнь школы.

Требование времени – максимальная открытость и доступность образовательных электронных сервисов. Среда создает возможность для проведения открытого общественного, независимого внешнего и объективного внутреннего мониторинга развития системы образования.

Это могут быть простые вещи. Например, зная, сколько учащихся получили тройку по физике, мы сможем прогнозировать, какого количества инженеров не досчитается наше производство в будущем. И примем серьёзные решения о том, какие предметники будут необходимы школе через 5 лет.

Благодаря понятным условиям организации электронной среды, образовательная программа, контроль учебного процесса, элементы содержания образования становятся комплексными рабочими инструментами учителей и администрации школы.

Механизм размещения шаблонов, примеров, кейсов поможет школе внедрять проверенные и правильные решения, а это значит: ориентированное на учащихся гибкое расписание, грамотный учебный план, график контрольных работ. Среда не даст пропустить важную тему или ошибочно оценить работу.

Электронная мотивирующая среда позволит выявить затруднения учителя на основе персональных материалов и результатов учащихся, оказать адресную помощь, предоставит доступ к базе знаний, собранной коллегами из разных школ.

Сегодня все регионы используют электронный журнал. Но преимущество электронной мотивирующей среды в том, что она позволяет связать оценку и содержание, за которое получена, установить вес оценки, определить её влияние на итоговую отметку. Так мы сможем избежать субъективного отношения учителя или среднеарифметической оценки знаний. Это возможность автоматического переноса и хранения на протяжении 11 лет всех тем, результатов работ, то есть это гарантия сохранения образовательной биографии ребёнка: что, как, с каким результатом изучалось два месяца или три года назад.

В технологической основе электронной среды лежат справочники, связывающие между собой учебники, оборудование, тестовые задания, лабораторные и практические работы.

Справочник как подробный детализатор элементов содержания связывает учебник, контрольную работу, тест и материалы учителя. Это снимает проблему неотвеченного вопроса по теме, которую изучал ребёнок.

Содержание электронного архива должно быть избыточным: из него, как из конструктора, учитель собирает урок. А качество материалов оценивается профессиональным сообществом.

Способным ученикам среда даёт интересные тексты для освоения фундаментальных понятий, изображения и таблицы для доступного и наглядного освоения предмета, библиотеку видео- и аудиоматериалов для организации электронного обучения.

Электронная хрестоматия – это сборник уникальных авторских текстов известных учёных, писателей, деятелей мировой культуры, таких как Михаил Ломоносов и Джеймс Максвелл, Василий Ключевский и Юрий Лотман и многих других.

Разработки учителей, преподавателей вузов, методистов, проектные работы учащихся обеспечивают широкие возможности для самостоятельного изучения предмета, решают вопрос встречи талантливого учителя и способного ученика.

На основе индивидуальных интересов и личных результатов среда помогает ребёнку в выборе профиля или углублённого курса, помогает преодолеть пробелы в знаниях и умениях.

Электронные дневник и коммуникатор – это гарантия информированности семьи о качестве образования ребёнка. Среда реализует потребность каждого участника образовательного процесса в комплексной и достоверной информации.

Электронный учебник как часть мотивирующей образовательной среды должен быть общедоступным, избыточным, разнообразным и постоянно обновляющимся.

Идея образовательной электронной среды отражена в 26 разделе Стандартов. Сегодня для этого есть технические и программные решения.

Нам нужна образовательная среда, которая меняет представления об учебниках, системе планирования, оценке результатов образования. Среда, в которой учитель не просто размещает материалы, а ребёнок их забирает, – это новое место электронной образовательной жизни, новый школьный уклад.

Среда позволит повысить эффективность управления кадровыми, финансовыми и материальными ресурсами региона. Мотивирующая образовательная среда становится местом взаимодействия, в котором всё направлено на достижение высоких образовательных результатов с минимальными затратами. Среда – это базы данных, справочники, учебники, нормативные документы, библиотеки ресурсов, социальная сеть, хранилище файлов.

Связанность всех этих элементов позволяет рассматривать электронную среду как место получения качественного образования на протяжении всей жизни ребёнка в школе. Электронная образовательная среда – это интеграция сервисов по хранению и отображению материалов, планированию и контролю, систем работы с текстами и изображениями, учёту образовательных достижений учащихся. При реализации этой системы учтены практики гибкого лицензирования контента, многоуровневого распространения материала, потребности населения в индивидуальном подходе к обучению одарённых учащихся, детей с ограниченными возможностями здоровья, учеников, проходящих обучение за границей.

mosmetod.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о