Педагогические работники – 47. . , /

Содержание

Постановление Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678 г. Москва “Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций”

В соответствии с частью 2 статьи 46 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” Правительство Российской Федерации постановляет

1. Утвердить прилагаемую номенклатуру должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2013 г.

Председатель Правительства

Российской Федерации

Д. Медведев



 Прим. ред.: текст постановления опубликован в “Собрании законодательства Российской Федерации”, 19.08.2013, N 33, ст. 4381.

 

Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций

I. Должности педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность

1. Должности педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу

Ассистент

Декан факультета

Начальник факультета

Директор института

Начальник института

Доцент

Заведующий кафедрой

Начальник кафедры

Заместитель начальника кафедры

Профессор

Преподаватель

Старший преподаватель

2. Должности иных педагогических работников

Воспитатель

Инструктор-методист

Инструктор по труду

Инструктор по физической культуре

Концертмейстер

Логопед

Мастер производственного обучения

Методист

Музыкальный руководитель

Педагог дополнительного образования

Педагог-библиотекарь

Педагог-организатор

Педагог-психолог

Преподаватель

Преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности

Руководитель физического воспитания

Социальный педагог

Старший вожатый

Старший воспитатель

Старший инструктор-методист

Старший методист

Старший педагог дополнительного образования

Старший тренер-преподаватель

Тренер-преподаватель

Тьютор

Учитель

Учитель-дефектолог

Учитель-логопед

II. Должности руководителей образовательных организаций

1. Должности руководителей

Ректор

Директор

Заведующий

Начальник

Президент

2. Должности заместителей руководителей, руководителей структурных подразделений и их заместителей, иные должности руководителей

Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника)

Руководитель (директор, заведующий, начальник, управляющий) структурного подразделения

Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника, управляющего) структурного подразделения

Первый проректор

Проректор

Помощник ректора

Помощник проректора

Руководитель (заведующий) учебной (производственной) практики

Советник при ректорате

Старший мастер

Ученый секретарь совета образовательной организации

Ученый секретарь совета факультета (института)

Примечания:

1. К должностям педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу, и должностям руководителей образовательных организаций относятся соответственно участвующие в образовательной деятельности директора институтов, начальники институтов, ученые секретари советов институтов, являющихся структурными подразделениями организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

2. Наименование должности “логопед” предусмотрено для организаций сферы здравоохранения и социального обслуживания, осуществляющих образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности.

3. Должность “преподаватель”, предусмотренная в подразделе 1 раздела I настоящего документа, относится к должностям профессорско-преподавательского состава в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ. Должность “преподаватель”, предусмотренная в подразделе 2 раздела I настоящего документа, относится к должностям иных педагогических работников в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, кроме образовательных организаций высшего образования и организаций дополнительного профессионального образования.

4. Должность “тьютор” предусмотрена для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, кроме образовательных организаций высшего образования.

5. Должность “президент” предусмотрена только для образовательных организаций высшего образования.

6. Должности “начальник факультета”, “начальник института”, “начальник кафедры” и “заместитель начальника кафедры” предусмотрены только для образовательных организаций, реализующих образовательные программы высшего образования в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка. 

rg.ru

Статья 47. Правовой статус педагогических работников :: BusinessMan.ru

Сфера образования – одна из важнейших во всей жизнедеятельности государства. Все сотрудники, которые трудоустроены в ней, вносят неоценимый вклад в будущее страны и ее населения. Именно поэтому государство гарантирует особый правовой статус педагогических работников. В чем он заключается и из каких элементов состоит? Об этом далее.

Общее понятие

Под правовым статусом педагогических работников понимается сочетание всего спектра возможных свобод и прав, которые гарантируются им со стороны государства. Кроме этого, в понятие правового статуса включаются также и социальные гарантии, дополнительные возможности, особенные виды ответственности, отраженные в законодательной базе РФ.

Правовой статус педагогического работника – это совокупность особенных гарантий, которая представляет возможным осуществление данными лицами своей профессиональной деятельности в обществе. Государство предоставляет все возможности, необходимые для того, чтобы поддерживать и развивать уровень каждого сотрудника в сфере образования. Кроме этого, в стране регулярно проводятся мероприятия, направленные на поддержание и повышение социальной значимости работников данной сферы.

Законодательное закрепление статуса

Права педагогических работников образования закреплены в положениях различных нормативных документов. Примером тому являются нормы, указанные в статьях Трудового кодекса РФ. Данный вопрос также широко раскрывается в Законе РФ “Об образовании” – в статье 47 “Правовой статус педагогических работников”. Данная статья содержит в себе большое количество положений, которые отражают весь спектр прав, свобод и гарантий, которые страна гарантирует сотрудникам такой сферы.

Кто относится к педагогическим работникам

Все элементы, которые понимаются под правовым статусом педагогических работников, могут быть использованы только лицами, относящимися к данной категории. Итак, кого можно назвать педагогическим работником? Законодатель четко определяет круг лиц, которые могут так именоваться. В статье 46 Закона “Об образовании” говорится о том, что таковыми являются те лица, которые занимаются образовательной деятельностью, состоя в трудовых отношениях с соответствующими организациями, зарегистрированными в установленном порядке. Кроме этого, данный сотрудник должен заниматься деятельностью по организации учебного процесса, его ведению или осуществлять воспитательную работу. Работником образования может быть признано только физическое лицо.

В соответствии с понятием, которое приводится в данной статье, можно сделать вывод о том, что к категории работников образования относятся воспитатели дошкольных учреждений, преподаватели в школе, а также в высших учебных заведениях. К таковым относятся и педагоги, которые занимаются предоставлением дополнительного образования: учителя-логопеды, психологи, организаторы и т. д.

Свободы

Под правовым статусом педагогического работника понимается совокупность неких свобод, которые можно реализовать, только осуществляя свою профессиональную деятельность. Перечень таковых предлагается в законодательстве, данные свободы являются неотъемлемыми и присущи любому сотруднику в сфере образования.

Законодатель в своих актах предписывает то, что каждый работник сферы образования может свободно заниматься ведением своей преподавательской деятельности и выражать свое мнение, независимо от обстоятельств. Кроме этого, все педагоги защищаются государством от любого вмешательства в ведение их деятельности, связанной с исполнением профессиональных обязанностей.

В числе прав и свобод педагогических работников также определяется свобода их права выбора в использовании материалов, которые необходимы для передачи знаний ученикам и студентам. В рамках данной возможности он могут выбирать любые технологии преподавания, а также использовать свои лично разработанные методики.

Права

Как уже указывалось выше, правовой статус педагогического работника – это совокупность не только его свобод, но и прав.

В соответствии с положениями законодательства об образовании, любой педагогический работник имеет право на творческую инициативу в процессе разработки различных обучающих программ и технологий. В данной сфере законодатель приветствует новаторство, за которое нередко сотрудники в сфере образования награждаются различными знаками отличия. Любой сотрудник данной сферы имеет право заниматься разработкой новых методик преподавания в своей отрасли, однако данные техники не должны противоречить закону. В процессе обучения они могут предлагать студентам и ученикам использовать книги определенных авторов и литературу, которая наиболее легкая к восприятию, по их мнению. Однако здесь законодатель также отмечает то, что их содержание должно соответствовать рекомендуемой программе и не противоречить закону.

Любой педагог имеет право вести собственную научную деятельность, а также занимать творчеством, а также созданием отдельных образовательных направлений и программ. Данная деятельность, при условии ее полезности для общества, также отмечается со стороны государства наградами разного типа. В процессе своего образования они имеют на бесплатной основе пользоваться библиотечными ресурсами, а также образовательными услугами, которые предлагает государство.

Сотрудник данной сферы имеет право на участие в управлении образовательными организациями. Однако, как показывает практика, на такие должности избираются исключительно выдающиеся работники, особенно, это касается высших учебных заведений. Занимая высокопоставленные должности, сотрудники учреждений имеют право участвовать в решении организационных вопросов, связанных с его деятельностью, а также обсуждать вопросы, связанные с образовательной деятельностью, участвуя в коллегиальных собраниях.

В профессиональные права педагогических работников входит возможность защиты профессиональной чести и достоинства. Они также имеют специальную возможность участвовать в разрешении споров, которые проводятся в специальной комиссии между участниками образовательных отношений, а также становиться их инициаторами.

Трудовые права

Если говорить кратко о правовом статусе педагогических работников в трудовой сфере, то следует отметить увеличенную продолжительность отпуска для них. Кроме основного ежегодного отпуска, каждый преподаватель имеет право взять для отдыха годовой отпуск, причем, законодатель обязывает делать это не реже, чем раз в 10 лет. Что касается дополнительной продолжительности основного отпуска, то он составляет от 42 до 56 дней.

Кроме особенных условий для отпуска сотрудникам образовательных организаций представляется сокращенный рабочий день. В общей сложности, количество рабочих часов для такой категории работников составляет 36 в неделю. Если говорить о преподавателях музыкальных учреждений, то для них установлена общая продолжительность в 20 часов, а для воспитателей и лиц, осуществляющих присмотр за детьми – 25.

Рабочее время

Рабочее время работников сферы образования исчисляется по особенному плану. В данный промежуток могут быть включены разные типы работы: ведение преподавательской деятельности, воспитательные работы, организационная или методическая, а также другие типы деятельности, которые связаны с осуществлением профессиональных обязанностей. Период проведения ЕГЭ, а также время, которое затрачивается на прохождение переподготовки и повышения квалификации также засчитывается в рабочее, и оплачивается по отдельному установленному тарифу (данная ставка определяется территориальными единицами РФ индивидуально). Что касается процедуры повышения квалификации, то в ходе последних законодательных изменений сотрудники сферы образования могут производить свое обучение чаще, нежели это было раньше – раз в три года (ранее – раз в пять лет). Все расходы, связанные с дополнительным обучением работодатель обязан брать на свой расчет.

В правовой статус педагогических работников включается целый спектр трудовых прав, в рамках которого с каждым сотрудником должен быть заключен договор. Именно в его содержании должен быть указан индивидуальный рабочий график, на основании которого производятся все выплаты денежных средств.

Социальные гарантии

В чем особенности правового статуса педагогических работников? Прежде всего, он заключается в предоставлении особенных социальных гарантий, свойственных только для определенных категорий трудящихся.

В частности, для сотрудников в сфере образования предлагается досрочный выход на пенсию, в некоторых случаях, задолго до достижения установленного законодательством возраста. Данное право установлено Законом “О пенсионных выплатах”, который является единым для всей РФ. Для назначения денежных выплат в рамках социального обеспечения необходимо наличие не менее 25 лет трудового стажа в области образования.

В ряде социальных гарантий для педагогических работников также предусматривается возможность внеочередного получения жилого помещения по договорам социального найма. В специализированных жилищных фондах для такой группы лиц также предоставляется жилье вне очереди. Кроме этого, все сотрудники сферы образования, которые проживают в отдаленных районах, но сами ведут трудовую деятельность в городе, имеют право на получение денежной компенсации расходов, связанных с арендой жилья недалеко от места работы. Кроме этого, государство обязано предоставить средства на оплату коммунальных услуг в данном жилище (вода, электроэнергия, а также расходы, связанные с отоплением помещения).

Федеральными законами отдельных территориальных единиц РФ также могут быть предписаны особенные социальные гарантии для работников в сфере образования. Сущность дополнительных возможностей не должна противоречить законодательству, которое действует в пределах России.

Огромный спектр социальных и других гарантий для работников сферы образования устанавливается государством не только для того, чтобы поддержать действующих работников и обеспечить для них нормальные условия для проживания. Кроме этого, одна из задач страны – привлечение новых кадров в структуру педагогических работников, которые будут хорошо образованы и смогут передать полученные знания другим поколениям. Будущих педагогических работников подготавливают в учебных заведениях высшего и среднего звена. Практически в каждом из них имеется весомая доля учебных мест, которые финансируются за счет средств, взятых из федерального или местных бюджетов.

Обязанности

Правовой статус педагогических работников также составляют определенные обязанности, которые предписываются законодательством к обязательному исполнению. Все они напрямую связаны с профессиональной деятельностью работников.

В первую очередь, любой сотрудник в сфере образования обязан осуществлять все свои действия на высоком профессиональном уровне, предоставляя максимально возможный объем знаний в наиболее доступной форме. Любой педагог должен в полном объеме предоставлять предписанный учебной программе комплекс знаний по конкретной учебной дисциплине.

Что запрещается сотрудникам сферы образования

Все педагогические работники имеют право на ведение обучающей деятельности и преподавать в образовательных учреждениях. Однако если данные действия проводятся на платной основе и такая деятельность ведется вразрез с интересами учебного заведения, то есть, не установлены его уставом или направленностью, то, в таком случае, к данному сотруднику могут быть применены соразмерные меры наказания.

Законодатель также запрещает всем преподавателям использовать свое положение для агитации. В том случае, если работник сферы образования принуждает учеников или студентов принять определенную веру или стать приверженцем определенной политической партии, он может быть подвержен наказанию, установленному законодательством. Кроме этого, преподавателям запрещено во время подачи учебных материалов предоставлять сведения, которые способны разжечь рознь по различным принципам: религиозным, расовым, половым и т. д. Побуждение учеников и студентов к тем действиям, которые запрещены законодательством, также наказываются мерами, определенными в статьях Уголовного и Административного кодексов.

Ответственность

В правовой статус педагогических работников также входит такой элемент как ответственность. Такое понятие подразумевает собой определенные последствия, которые наступают в результате совершения каких-либо неправомерных действий. Так, сотрудники системы образования несут ответственность, установленную законодательством, в полном размере, в том случае, если они совершают преступления или правонарушения в любых сферах общественной жизни. Кроме этого, такие работники, наряду со всеми, могут быть подвергнуты дисциплинарной ответственности за нарушение правил внутреннего распорядка, а также трудовой дисциплины.

Что касается проступков в профессиональной сфере, то все они учитываются в процессе прохождения работниками сферы образования аттестации. Именно в этот период производится анализ всех действий, связанных с неисполнением своих должностных обязанностей.

businessman.ru

Правовой статус педагогического работника — Блог инспектора народного образования

 

 Впервые в новом законе об образовании прописан правовой статус педагогических работников. Законодательно признается их особый статус в обществе, и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности. Педагогическим работникам предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда.

Что такое правовой статус педагогического работника

Правовой статус педагогического работника – это совокупность прав и свобод (в том числе академических), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Кто относится к педагогическим работникам

Согласно закону об образовании «педагогический работник —  это физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности». Следовательно, это учитель, воспитатель, педагог дополнительного образования, преподаватель, педагог-организатор, учитель-логопед, педагог-психолог и т.д.

Основные требования

Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. Как видим, наряду с известными требованиями для педработника должны быть установлены профстандарты, которым он тоже должен соответствовать.

Академические права и свободы

Для педагогогических работников (далее — педработники) сохранены имеющиеся у них в настоящее время права и свободы, в том числе свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность; свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания; право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания; на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания; на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций; право на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, право доступа к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности; на участие в управлении образовательной организацией; на объединение в общественные профессиональные организации, на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников и др.

Подчеркнуто, что академические права и свободы должны осуществляться с соблюдением прав и свобод  других участников образовательных отношений.

Трудовые права и социальные гарантии

Сохраняются и имеющиеся трудовые права и соцгарантии, в т.ч. такие как право на сокращенную рабочую неделю, на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы, на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на предоставление педагогическим работникам  вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Сохранены льготы и для сельских педработников. Педработники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

За субъектами Российской Федерации  законодательно закреплено право устанавливать дополнительные меры государственной поддержки  выпускникам профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования,  привлекаемых к педагогической деятельности (молодым специалистам).

Рабочее время

В рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, — методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися. Соотношения частей работы (учебной и другой) определяются локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Режим рабочего времени и отдыха определяется трудовым договором, локальными нормативными актами, графиками работы и расписанием занятий.

Участие в ЕГЭ

Законодательно закреплены и трудовые права педработников, привлекаемых для проведения ЕГЭ. За работу по подготовке и проведению ЕГЭ  им выплачивается денежная компенсация, размер и порядок выплаты которой устанавливаются субъектом Российской Федерации.

Повышене квалификации

Теперь педработники  имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности (повышение квалификации)  за счет средств  работодателя значительно чаще — раз в три года, а не раз в 5 лет, как было раньше.

Обязанности

Педработник, обладая определенными правами,  несет и определенные обязанности, в т.ч. он должен   осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне,  обеспечивать в полном объеме реализацию рабочей программы,  развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни, формировать культуру здорового и безопасного образа жизни.

При этом он обязан применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;  учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействуя при необходимости с медицинскими организациями; соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики; уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.

Педработник также обязан систематически повышать свой профессиональный уровень; проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности,  медосмотры (при поступлении на работу, периодические, внеочередные), обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда,  соблюдать устав, правила внутреннего трудового распорядка и иные локальные акты образовательной организации.

Педработнику запрещается:

  • оказывать платные образовательные услуги обучающимся образовательной организации, в которой он работает,  если это приводит к конфликту интересов педагогического работника;
  • использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

Ответственность

Неисполнение или ненадлежащее исполнение педработниками своих должностных обязанностей учитывается при прохождении ими аттестации.

Педработники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, установленных законодательством РФ.

К сведению. Согласно закону об образовании в оклады (должностные оклады) педагогических работников включается размер ежемесячной денежной компенсации на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями, установленный по состоянию на 31 декабря 2012 года.

 

eduinspector.ru

Педагогический работник – это… Что такое Педагогический работник?



Педагогический работник

“…Педагогический работник – это лицо, которое занимается практической деятельностью на профессиональной основе по воспитанию и образованию обучающихся…”

Источник:

“МОДЕЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС ДЛЯ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ (ОБЩАЯ ЧАСТЬ)”

Официальная терминология.
Академик.ру.
2012.

  • Педагогическая нагрузка в сфере дошкольного образования
  • Педаль рельсовая

Смотреть что такое “Педагогический работник” в других словарях:

Книги

  • Классный руководитель: молитва на каждый день, Лизинский Владимир Михайлович, Известный ученый и практик, посвятивший многие годы своей профессиональной жизни проблемам воспитания. Канд. пед. наук, профессор кафедры педагогики и психологии ФГАОУ`Академия повышения… Категория: Разное Издатель: Педагогический поиск, Производитель: Педагогический поиск, Подробнее  Купить за 162 грн (только Украина)
  • Классный руководитель: молитва на каждый день, Лизинский Владимир Михайлович, Известный ученый и практик, посвятивший многие годы своей профессиональной жизни проблемам воспитания. Канд. пед. наук, профессор кафедры педагогики и психологии ФГАОУ “Академия повышения… Категория: Учебно-воспитательная работа в школе Издатель: Педагогический поиск, Подробнее  Купить за 152 руб
  • Классный руководитель молитва на каждый день, Лизинский В., Известный ученый и практик, посвятивший многие годы своей профессиональной жизни проблемам воспитания. Канд. пед. наук, профессор кафедры педагогики и психологии ФГАОУ “Академия повышения… Категория: Общие вопросы Подробнее  Купить за 132 руб

Другие книги по запросу «Педагогический работник» >>

official.academic.ru

5. Педагогические работники имеют следующие трудовые права и социальные гарантии:

1) право на
сокращенную продолжительность рабочего
времени;

2) право на
дополнительное профессиональное
образование по профилю педагогической
деятельности не реже чем один раз в три
года;

3) право на
ежегодный основной удлиненный оплачиваемый
отпуск, продолжительность которого
определяется Правительством Российской
Федерации;

4) право на
длительный отпуск сроком до одного года
не реже чем через каждые десять лет
непрерывной педагогической работы в
порядке, установленном федеральным
органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке
государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в
сфере образования;

5) право на
досрочное назначение трудовой пенсии
по старости в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации;

6) право на
предоставление педагогическим работникам,
состоящим на учете в качестве нуждающихся
в жилых помещениях, вне очереди жилых
помещений по договорам социального
найма, право на предоставление жилых
помещений специализированного жилищного
фонда;

7) иные
трудовые права, меры социальной поддержки,
установленные федеральными законами
и законодательными актами субъектов
Российской Федерации.

6. В
рабочее время педагогических работников
в зависимости от занимаемой должности
включается учебная (преподавательская),
воспитательная работа, индивидуальная
работа с обучающимися, научная, творческая
и исследовательская работа, а также
другая педагогическая работа,
предусмотренная трудовыми (должностными)
обязанностями и (или) индивидуальным
планом, – методическая, подготовительная,
организационная, диагностическая,
работа по ведению мониторинга, работа,
предусмотренная планами воспитательных,
физкультурно-оздоровительных, спортивных,
творческих и иных мероприятий, проводимых
с обучающимися. Конкретные трудовые
(должностные) обязанности педагогических
работников определяются трудовыми
договорами (служебными контрактами) и
должностными инструкциями. Соотношение
учебной (преподавательской) и другой
педагогической работы в пределах рабочей
недели или учебного года определяется
соответствующим локальным нормативным
актом организации, осуществляющей
образовательную деятельность, с учетом
количества часов по учебному плану,
специальности и квалификации работника.

7. Режим
рабочего времени и времени отдыха
педагогических работников организаций,
осуществляющих образовательную
деятельность, определяется коллективным
договором, правилами внутреннего
трудового распорядка, иными локальными
нормативными актами организации,
осуществляющей образовательную
деятельность, трудовым договором,
графиками работы и расписанием занятий
в соответствии с требованиями трудового
законодательства и с учетом особенностей,
установленных федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной
политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере образования.

8.
Педагогические работники, проживающие
и работающие в сельских населенных
пунктах, рабочих поселках (поселках
городского типа), имеют право на
предоставление компенсации расходов
на оплату жилых помещений, отопления и
освещения. Размер, условия и порядок
возмещения расходов, связанных с
предоставлением указанных мер социальной
поддержки педагогическим работникам
федеральных государственных образовательных
организаций, устанавливаются Правительством
Российской Федерации и обеспечиваются
за счет бюджетных ассигнований
федерального бюджета, а педагогическим
работникам образовательных организаций
субъектов Российской Федерации,
муниципальных образовательных организаций
устанавливаются законодательством
субъектов Российской Федерации и
обеспечиваются за счет бюджетных
ассигнований бюджетов субъектов
Российской Федерации.

9.
Педагогическим работникам образовательных
организаций, участвующим по решению
уполномоченных органов исполнительной
власти в проведении единого государственного
экзамена в рабочее время и освобожденным
от основной работы на период проведения
единого государственного экзамена,
предоставляются гарантии и компенсации,
установленные трудовым законодательством
и иными актами, содержащими нормы
трудового права. Педагогическим
работникам, участвующим в проведении
единого государственного экзамена,
выплачивается компенсация за работу
по подготовке и проведению единого
государственного экзамена. Размер и
порядок выплаты указанной компенсации
устанавливаются субъектом Российской
Федерации за счет бюджетных ассигнований
бюджета субъекта Российской Федерации,
выделяемых на проведение единого
государственного экзамена.

10. Для
привлечения выпускников профессиональных
образовательных организаций и
образовательных организаций высшего
образования к педагогической деятельности
органы государственной власти субъектов
Российской Федерации вправе устанавливать
дополнительные меры государственной
поддержки.

Статья
48. Обязанности и ответственность
педагогических работников

1.
Педагогические работники обязаны:

1) осуществлять
свою деятельность на высоком
профессиональном уровне, обеспечивать
в полном объеме реализацию преподаваемых
учебных предмета, курса, дисциплины
(модуля) в соответствии с утвержденной
рабочей программой;

2) соблюдать
правовые, нравственные и этические
нормы, следовать требованиям
профессиональной этики;

3) уважать
честь и достоинство обучающихся и других
участников образовательных отношений;

4) развивать
у обучающихся познавательную активность,
самостоятельность, инициативу, творческие
способности, формировать гражданскую
позицию, способность к труду и жизни в
условиях современного мира, формировать
у обучающихся культуру здорового и
безопасного образа жизни;

5) применять
педагогически обоснованные и обеспечивающие
высокое качество образования формы,
методы обучения и воспитания;

6) учитывать
особенности психофизического развития
обучающихся и состояние их здоровья,
соблюдать специальные условия, необходимые
для получения образования лицами с
ограниченными возможностями здоровья,
взаимодействовать при необходимости
с медицинскими организациями;

7) систематически
повышать свой профессиональный уровень;

8) проходить
аттестацию на соответствие занимаемой
должности в порядке, установленном
законодательством об образовании;

9) проходить
в соответствии с трудовым законодательством
предварительные при поступлении на
работу и периодические медицинские
осмотры, а также внеочередные медицинские
осмотры по направлению работодателя;

10) проходить
в установленном законодательством
Российской Федерации порядке обучение
и проверку знаний и навыков в области
охраны труда;

11) соблюдать
устав образовательной организации,
положение о специализированном
структурном образовательном подразделении
организации, осуществляющей обучение,
правила внутреннего трудового распорядка.

2.
Педагогический работник организации,
осуществляющей образовательную
деятельность, в том числе в качестве
индивидуального предпринимателя, не
вправе оказывать платные образовательные
услуги обучающимся в данной организации,
если это приводит к конфликту интересов
педагогического работника.

3.
Педагогическим работникам запрещается
использовать образовательную деятельность
для политической агитации, принуждения
обучающихся к принятию политических,
религиозных или иных убеждений либо
отказу от них, для разжигания социальной,
расовой, национальной или религиозной
розни, для агитации, пропагандирующей
исключительность, превосходство либо
неполноценность граждан по признаку
социальной, расовой, национальной,
религиозной или языковой принадлежности,
их отношения к религии, в том числе
посредством сообщения обучающимся
недостоверных сведений об исторических,
о национальных, религиозных и культурных
традициях народов, а также для побуждения
обучающихся к действиям, противоречащим
Конституции Российской Федерации.

4.
Педагогические работники несут
ответственность за неисполнение или
ненадлежащее исполнение возложенных
на них обязанностей в порядке и в случаях,
которые установлены федеральными
законами. Неисполнение или ненадлежащее
исполнение педагогическими работниками
обязанностей, предусмотренных частью
1 настоящей статьи, учитывается при
прохождении ими аттестации.

Статья
49. Аттестация педагогических работников

1.
Аттестация педагогических работников
проводится в целях подтверждения
соответствия педагогических работников
занимаемым ими должностям на основе
оценки их профессиональной деятельности
и по желанию педагогических работников
(за исключением педагогических работников
из числа профессорско-преподавательского
состава) в целях установления
квалификационной категории.

2.
Проведение аттестации педагогических
работников в целях подтверждения
соответствия педагогических работников
занимаемым ими должностям осуществляется
один раз в пять лет на основе оценки их
профессиональной деятельности
аттестационными комиссиями, самостоятельно
формируемыми организациями, осуществляющими
образовательную деятельность.

3.
Проведение аттестации в целях установления
квалификационной категории педагогических
работников организаций, осуществляющих
образовательную деятельность и
находящихся в ведении федеральных
органов исполнительной власти,
осуществляется аттестационными
комиссиями, формируемыми федеральными
органами исполнительной власти, в
ведении которых эти организации
находятся, а в отношении педагогических
работников организаций, осуществляющих
образовательную деятельность и
находящихся в ведении субъекта Российской
Федерации, педагогических работников
муниципальных и частных организаций,
осуществляющих образовательную
деятельность, проведение данной
аттестации осуществляется аттестационными
комиссиями, формируемыми уполномоченными
органами государственной власти
субъектов Российской Федерации.

4. Порядок
проведения аттестации педагогических
работников устанавливается федеральным
органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке
государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в
сфере образования, по согласованию с
федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по
выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в
сфере труда.

Статья
50. Научно-педагогические работники

1. В
организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по
реализации образовательных программ
высшего образования и дополнительных
профессиональных программ, предусматриваются
должности педагогических работников
и научных работников, которые относятся
к научно-педагогическим работникам.
Педагогические работники относятся к
профессорско-преподавательскому составу
указанных организаций.

2. Научные
работники образовательных организаций
наряду с правами, предусмотренными
законодательством о науке и государственной
научно-технической политике, имеют
право:

1) входить
в состав коллегиальных органов управления
образовательной организацией в
соответствии с порядком, установленным
уставом образовательной организации;

2) участвовать
в обсуждении вопросов, относящихся к
деятельности образовательной организации;

3) выбирать
методы и средства проведения научных
исследований, отвечающие мерам
безопасности, наиболее полно соответствующие
особенностям научных исследований и
обеспечивающие их высокое качество;

4) бесплатно
пользоваться образовательными,
методическими и научными услугами
образовательной организации в порядке,
установленном законодательством
Российской Федерации или локальными
нормативными актами образовательной
организации.

studfiles.net

Глава 1. Педагогические работники как субъекты трудового права

1.1. Общая характеристика педагогической деятельности и право граждан на занятие педагогической деятельностью

Вопрос
об особой роли педагога в развитии
человеческой личности и современного
общества обсуждался ещё в 1966 году в
Париже на специальной межправительственной
конференции о статусе учителей. На этой
конференции были приняты Рекомендации1,
которые стали ориентиром для многих
стран при формировании законодательства
по вопросам туда педагогических
работников и были направлены на решение
таких вопросов, как:


подготовка к профессии учителя;


усовершенствование работы учителей и
их профессиональная подготовка, условия
работы и продвижения по службе;


реализация прав и обязанностей учителей;


создание условий, необходимых для
обеспечения эффективного процесса
обучения;


проблемы социального страхования
учителей2.

С
учётом этого документа разрабатывался
и Закон Российской Федерации «Об
образовании»3,
принятый в 1992 году (ныне утратил силу).

С
1 сентября 2013 года вступил в силу
Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»4.

По
сравнению с Законом «Об образовании»
1992 года содержание статей Федерального
закона «Об образовании в Российской
Федерации» 2012 года отражает детальную
проработку мер социальной поддержки
всех участников образовательного
процесса. Закон об образовании в
Российской Федерации направлен на
защиту интересов человека, семьи,
общества и государства1.

Основные
принципы и гарантии конституционных
прав граждан в сфере образования в
полной мере включены в данный Закон.
Впервые на законодательном уровне
государством признаётся особый статус
педагогических работников. Существенно,
что все права и меры социальной поддержки
педагогов закрепляются за ними вне
зависимости от места работы2.

Образовательная
деятельность осуществляется
образовательными организациями и в
случаях, установленных Федеральным
законом «Об образовании», организациями,
осуществляющими обучение, а также
индивидуальными предпринимателями.

Образовательные
организации могут образовываться в
форме учреждений, основные положения
о которых содержатся в ст. ст. 123.21-123.23
Гражданского кодекса РФ3.
Учреждением признается унитарная
некоммерческая организация, созданная
собственником для осуществления
управленческих, социально-культурных
или иных функций некоммерческого
характера.

Учредитель
является собственником имущества
созданного им учреждения. На имущество,
закрепленное собственником за учреждением
и приобретенное учреждением по иным
основаниям, оно приобретает право
оперативного управления в соответствии
с ГК РФ.

Учреждение
может быть создано гражданином или
юридическим лицом (частное учреждение)
либо соответственно Российской
Федерацией, субъектом Российской
Федерации, муниципальным образованием
(государственное учреждение, муниципальное
учреждение) (ст. 123.21 ГК РФ).

Для
системы общего образования характерно
многообразие правовых статусов
педагогов. Их содержание существенно
зависит от типа и вида образовательной
организации, от категории детей, с
которыми работает педагог, от статуса
учредителя, отраслевой принадлежности
образовательного учреждения, от внедрения
инновационных технологий, квалификационной
характеристики должности педагогического
работника.

Объём
основных прав и свобод педагогического
работника, гарантированных Конституцией
РФ, дополняется нормами гражданского,
трудового, административного, пенсионного,
санитарного и образовательного
законодательства.

Трудовым
кодексом РФ1предусмотрены ограничения на занятие
педагогической деятельностью.

К
педагогической деятельности не
допускаются лица:

лишенные
права заниматься педагогической
деятельностью в соответствии с вступившим
в законную силу приговором суда;

имеющие
или имевшие судимость, подвергающиеся
или подвергавшиеся уголовному
преследованию (за исключением лиц,
уголовное преследование в отношении
которых прекращено по реабилитирующим
основаниям) за преступления против
жизни и здоровья, свободы, чести и
достоинства личности (за исключением
незаконного помещения в психиатрический
стационар, клеветы и оскорбления),
половой неприкосновенности и половой
свободы личности, против семьи и
несовершеннолетних, здоровья населения
и общественной нравственности, основ
конституционного строя и безопасности
государства, а также против общественной
безопасности;

имеющие
неснятую или непогашенную судимость
за умышленные тяжкие и особо тяжкие
преступления;

признанные
недееспособными в установленном
федеральным законом порядке;

имеющие
заболевания, предусмотренные перечнем,
утверждаемым федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной
политики и нормативно-правовому
регулированию в области здравоохранения
(ст. 331 ТК).

Ст.
351.1 Трудового кодекса РФ содержит
ограничения на занятие трудовой
деятельностью в сфере образования,
воспитания, развития несовершеннолетних,
организации их отдыха и оздоровления,
медицинского обеспечения, социальной
защиты и социального обслуживания, в
сфере детско-юношеского спорта, культуры
и искусства с участием несовершеннолетних.
К трудовой деятельности в вышеуказанной
сфере не допускаются лица, имеющие или
имевшие судимость, подвергающиеся или
подвергавшиеся уголовному преследованию
(за исключением лиц, уголовное преследование
в отношении которых прекращено по
реабилитирующим основаниям) за
преступления против жизни и здоровья,
свободы, чести и достоинства личности
(за исключением незаконного помещения
в психиатрический стационар, клеветы
и оскорбления), половой неприкосновенности
и половой свободы личности, против семьи
и несовершеннолетних, здоровья населения
и общественной нравственности, основ
конституционного строя и безопасности
государства, а также против общественной
безопасности.

В
Государственную Думу РФ депутатом ГД
РФ А.С. Старовойтовым был внесен проект
Федерального закона N 618149-6 “О внесении
изменений в статьи 331 и 351.1 Трудового
кодекса Российской Федерации”1.

Целью
законопроекта является недопущение
лиц, совершивших действия, направленные
на реабилитацию нацизма (если эти
действия установлены в законном порядке),
к воспитанию и обучению других людей,
в том числе несовершеннолетних.

Также
законопроектом предлагается не допускать
указанных лиц к трудовой деятельности
в сфере образования, воспитания, развития
несовершеннолетних, организации их
отдыха и оздоровления, медицинского
обеспечения, социальной защиты и
социального обслуживания, в сфере
детско-юношеского спорта, культуры и
искусства с участием несовершеннолетних.

Мы
считаем, что данный законопроект должен
быть принят Государственной Думой, так
как педагогический работник играет
особую роль в формировании личности и
моральных качеств человека. Педагогические
работники, имеющие или имевшие судимость,
подвергающиеся или подвергавшиеся
уголовному преследованию за преступления
предусмотренные ст. 354.1 Уголовного
кодекса РФ2(реабилитация нацизма), не должны
допускаться к трудовой деятельности,
связанной с преподавательской и
воспитательной работой.

Нормы
гражданского, административного права
и актов в сфере образования определяют
общие границы реализации правового
статуса3.

Конкретное
наименование должности педагога зависит
от типа образовательного учреждения.
Наиболее распространенные наименования
должностей педагогов – воспитатель,
учитель, преподаватель. Кроме того, к
педагогам относятся классные воспитатели,
инструкторы, тренеры, музыкальные
руководители, вожатые, методисты, мастера
производственного обучения, логопеды
и др. Существуют должности, которые в
своем наименовании содержат слово
«педагог»: социальный педагог,
педагог-психолог, педагог-организатор,
педагог дополнительного образования.

Перечень
должностей, относящихся к категории
педагогических работников, утверждён
Постановлением Правительства РФ от 08
августа 2013 г. № 678 «Об утверждении
номенклатуры должностей педагогических
работников организаций, осуществляющих
образовательную деятельность, должностей
руководителей образовательных
организаций»1.

Согласно
названному Постановлению Правительства
РФ к педагогическим работникам причислены:
руководители, деятельность которых
непосредственно связана с руководством
образовательным (воспитательным)
процессом. Это директор школы, лицея,
колледжа, ректор вуза, заведующий детским
дошкольной образовательной организацией,
их заместители по воспитательной или
учебной работе и другие руководители
(кроме тех, чей труд не связан непосредственно
с воспитанием или обучением, например,
главный бухгалтер, главный инженер,
заместитель по хозяйственной части и
пр.).

Педагогический
работник должен иметь определённый
образовательный ценз, который установлен
квалификационными характеристиками.

Уровень
образования педагогов ГПОУ «Сыктывкарский
гуманитарно-педагогический колледж
им.И. А. Куратова» соответствует
требованиям, предъявляемым к педагогическим
кадрам п. 7.15 ФГОС СПО и включенным в
раздел «Квалификационные характеристики
должностей работников образования»
Единого квалификационного справочника
должностей руководителей, специалистов
и служащих1.

Квалификационные
требования предусматривают не только
наличие у педагогических работников
определённого уровня профессионального
образования, но и определённые требования
к профилю полученной специальности по
образованию2.

Педагог
должен иметь не просто высшее или среднее
профессиональное образование, а
образование соответствующего уровня
по направлению подготовки «Образование
и педагогика». Также он может иметь
образование в области, соответствующей
преподаваемому предмету, – высшее или
среднее профессиональное и дополнительное
профессиональное образование по
направлению деятельности в образовательном
учреждении без предъявления требований
к стажу работы.

Установление
образовательного ценза делает обязательным
предъявление лицом, претендующим на
педагогическую работу, документа об
образовании, квалификации или наличии
специальных знаний при заключении
трудового договора (ч. 1 ст. 65 ТК РФ).

Особенности
правового регулирования труда педагогов
обусловлены несколькими обстоятельствами
– особой ролью педагога в жизни общества,
спецификой трудовой деятельности,
связанной с нервными нагрузками и
повышенными трудозатратами, необходимостью
повышения престижа преподавательской
работы1.

Ведущей
целью кадровой политики ГПОУ «Сыктывкарский
гуманитарно-педагогический колледж
им. И. А. Куратова» является выполнение
задач, стоящих перед колледжем, путем
создания оптимальной системы управления.
Одной из основных функций отдела кадров
является осуществление по подбору,
расстановке специалистов.

Статус
педагога должен гарантировать право
педагогических работников на безопасные
и здоровые условия труда, на медицинское
обслуживание, достойное пенсионное
обеспечение с сохранением права на
досочное назначение трудовой пенсии,
санаторно-курортное лечение и многое
другое. То есть, необходим гарантированный
социальный пакет2.

Таким
образом, существует ряд особенностей
регулирования труда педагогических
работников, законодательно закрепленных
дополнительных условий и требований,
которым должны отвечать лица, допускаемые
к педагогической деятельности. Педагог
обладает определенными правами и
обязанностями, а также несет ответственность,
присущую только этой категории работников.

studfiles.net

Научно-педагогические работники – это… Что такое Научно-педагогические работники?



Научно-педагогические работники
понятие, объединяющее две группы работников высшего учебного заведения: профессорско-преподавательский состав (ассистент, преподаватель, старший преподаватель, доцент, профессор, заведующий кафедрой, декан) и научные работники (руководитель научно-исследовательского, научного сектора, отдела, лаборатории, другого научного подразделения, главный научный сотрудник, ведущий научный сотрудник, старший научный сотрудник, научный сотрудник, младший научный сотрудник) научного подразделения, кафедры высшего учебного заведения РФ.

Особенности регулирования труда н.п.р. вузов определяются нормами ТК РФ (гл. 52), Закона РФ об образовании, Федерального закона о высшем и послевузовском профессиональном образовании, Типовым положением о вузе.

Большой юридический словарь. — М.: Проспект.
А. В. Малько.
2009.

  • Наукоград
  • Национальные парки

Смотреть что такое “Научно-педагогические работники” в других словарях:

  • Работники образования — К работникам образования относятся: педагогические (научно педагогические) работники лица, занимающиеся образовательной деятельностью на профессиональной основе в качестве воспитателя дошкольного образовательного учреждения, преподавателя… …   Официальная терминология

  • Одесский региональный институт государственного управления Национальной академии государственного управления при Президенте Украины — (ОРИГУ НАГУ) …   Википедия

  • Измаильский институт водного транспорта — (ИИВТ) открылся в 1997 г. в соответствии с приказом Министерства образования и науки Украины. Выбор Измаила  сравнительно небольшого в масштабах Украины города  для открытия в нём высшего учебного заведения с теми направлениями… …   Википедия

  • КАДРЫ НАУЧНЫЕ — профессионально подготовленные работники, занимающие определенное место в системе обществ. разделения научн. труда, непосредственно участвующие в производстве научн. знаний и подготовке научн. рез тов для практич. использования. Научн. работники… …   Российская социологическая энциклопедия

  • Украинская военно-медицинская академия — УВМА Тип учебное учреждение Год основания 1993 Основатели Министерство обороны Украины, Министерство образования Украины Расположение …   Википедия

  • Симферопольский университет экономики и управления — (СУЭУ) Прежние названия Институт экономики и управления Год основания 1994 …   Википедия

  • НПР — НПР: Норильский промышленный район  группа населённых пунктов в окрестностях Норильска. Неприятная побочная реакция термин, используемый среди врачей для обозначения побочных эффектов и ухудшений от принятия… …   Википедия

  • СССР. Народное образование —         Развитие культуры и просвещения народов СССР имеет многовековую историю. Ещё в 4 5 вв. в Грузии и Армении при церквах и монастырях появились первые школы. В Фасисе (близ современного г. Поти) в 4 в. существовала «Высшая риторическая… …   Большая советская энциклопедия

  • Нагрудный знак «Отличник образования Украины» — Отличник образования Украины Оригинальное название Відмінник освіти України Страна …   Википедия

  • ЛАБОРАТОРИИ — ЛАБОРАТОРИИ, учреждения для исследования живых или мертвых объектов, определения и изучения их свойств, состава,строения, происходящих в них хим., биол. и т. п. процессов; для выработки производственных стандартов и специальных препаратов и для… …   Большая медицинская энциклопедия

Книги

  • Исторический очерк Военного инженерного краснознаменного института имени А. Ф. Можайского. 1941 – 1991 гг., А. П. Ежов, 27 марта 1991 года Военному инженерному Краснознаменному институту имени А. Ф. Можайского исполнилось 50 лет. За эти годы институт прошел трудный, но славный путь, превратился в крупный центр… Категория: История вооруженных сил России Издатель: ВИКИ им. А. Ф. Можайского, Подробнее  Купить за 735 руб
  • Регион: экономика и финансы. Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции, посвященной 10-летию Академии социального управления 20 мая 2014 г., Сборник статей, В настоящий сборник вошли тексты докладов и выступлений, представленных участниками научно-практической конференции по проблемам социально-экономического развития региона и механизмам… Категория: Прочая образовательная литература Издатель: Научная библиотека, Подробнее  Купить за 149 руб электронная книга (fb2, fb3, epub, mobi, pdf, html, pdb, lit, doc, rtf, txt)
  • Актуальные проблемы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, Сборник статей, Сборник посвящен актуальным проблемам развития образования детей, подростков и взрослых с ограниченными возможностями здоровья, а также вузовской и послевузовской подготовки кадров для… Категория: Прочая образовательная литература Издатель: МПГУ, Подробнее  Купить за 149 руб электронная книга (fb2, fb3, epub, mobi, pdf, html, pdb, lit, doc, rtf, txt)

big_law.academic.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о