Педагогические технологии здоровьесберегающие технологии в – Статья на тему “Здоровьесберегающие педагогические технологии”

Статья по теме: Здоровьесберегающие педагогические технологии

МКОУ «Бережковская основная общеобразовательная школа»

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

(Доклад на методическом объединении)

        Подготовила: Байкова В.А.,

        учитель начальных классов

  1. ВВЕДЕНИЕ.

Проблема охраны здоровья

   За последние годы в России произошло качественное ухудшение здоровья школьников. По данным исследований, лишь 10% выпускников школ могут считаться здоровыми, 40% имеют различную хроническую патологию. У каждого второго школьника выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний. За период обучения в школе число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата увеличивается в 1,5 раза, с нервными болезнями – в 2 раза, с аллергическими болезнями – в 3 раза, с близорукостью – в 5 раз. Заметно возросла заболеваемость подростков. По результатам профилактических осмотров различные заболевания регистрируются у 95,5% подростков.

   Проблема охраны здоровья детей и подростков, актуальность которой становится всё более очевидной в связи с наблюдаемым ростом нервно-психических заболеваний и функциональных расстройств среди детского населения, не может быть решена без практического использования медико-психологических и валеологических знаний с системе школьного образования.

    Дети теряют здоровья в школе. Многочисленные исследования физиологов и психологов показывают, что общая нагрузка на нервную систему учащегося в школе и дома очень велика, а в сочетании с возрастающей из года в год гиподинамией, нарушениями режимов питания, сна и отдыха приводит к функциональным расстройствам нервной системы. Намного чаще, чем раньше, встречаются дети с нарушениями интеллекта речи. В современной школе часто создаются ситуации, когда ребёнок не в состоянии самостоятельно разрешить свои проблемы без ущерба для своего развития и здоровья.

   Возникшая ситуация является как следствием влияния многих неблагоприятных социально-экономических условий, так и итогом нерешённых педагогических и медико-профилактических проблем в области сохранения и укрепления здоровья школьников.

   Педагогические факторы, негативно влияющие на состояние здоровья детей:

1.   Интенсификация учебного процесса. (30-60% школьников страдают различными формами школьной дезадаптации по причине несоответствия методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям ребёнка). Интенсификация учебно-воспитательного процесса в школах нередко сочетается с несоблюдением гигиенических нормативов по режиму дня и отдыха, двигательной активности и закаливанию школьников, рациональному составлению расписания, организации физического воспитания, профессионального обучения.

2.   Стрессовые последствия авторитарной педагогики (сравнительный анализ подтверждает увеличение количества учащихся с нарушением психического здоровья в 2-3 раза и рост заболеваемости в классах с авторитарным педагогом, система требований, которые не соответствуют возможностям учащихся).

3.   Раннее начало дошкольного систематического обучения.

4.   Несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям обучающихся, несоблюдение элементарных физиолого-гигиенических требований к организации учебного процесса.

5.   Недостаточная подготовка педагогов в вопросах развития и охраны здоровья детей.

      В работе по охране и укреплению здоровья детей основными направлениями деятельности органов управления образованием, образовательных учреждений должны быть:

1. Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни:

  • разработка и реализация образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни;
  • разработка и реализация системы мер, направленных на профилактику алкоголизма и наркомании, охрану репродуктивного здоровья;

     –    коренное изменение содержания и форм физического воспитания.

2. Нормализация учебной нагрузки:

     –  отказ от интенсификации раннего дошкольного систематического обучения детей, разгрузка образовательных программ в соответствии с возрастными и функциональными особенностями развития учащихся;

     – разработка и обновление комплексных методик физиолого-гигиенической и психологической оценки и мониторинга педагогических инноваций.

3. Изменение содержания педагогического образования по вопросам охраны и укрепления здоровья детей.

4. Поддержка инновационных программ, направленных на охрану и укрепление здоровья детей, их полноценное развитие.

5. Создание адаптивной образовательной среды для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья и проблемы в развитии.

6. Создание системы и механизмов общественной поддержки работы по охране и укреплению здоровья детей, формирование у них здорового образа жизни (привлечение средств массовой информации, общественных и профессиональных организаций).

    Из множества проблем в системе российского образования проблема ориентации всей системы образования на здоровьесберегающее обучение и воспитание является приоритетной. Система образования несёт свою долю ответственности за здоровье подрастающего поколения. Учитель должен иметь необходимую подготовку по вопросам здоровьесбережения, готовый гарантировать, что используемые педагогические технологии не нанесут вреда здоровью его учеников.

II. Здоровьесберегающие педагогические технологии

   Состояние здоровья ребёнка — важное условие успешного усвоения школьных программ. За последние десятилетия уровень здоровья детей неуклонно снижается, что обусловлено воздействием на растущий организм многочисленных социально-гигиенических и биологических факторов. У ряда детей имеются нервно-психические дисфункции, нарушения осанки и близорукость, то есть так называющие под влиянием факторов школьной среды.

    Таким образом, охрана здоровья требует от руководителей образовательных учреждений поиска нетрадиционных путей решения этой проблемы. Одним из возможных подходов к её решению является использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения. Под здоровьесберегающими технологиями мы понимаем педагогические технологии, которые содействуют развитию каждого ребёнка, укреплению его психического и физического здоровья, созданию комфортных условий для личностной социализации, уважительных и доверительных отношений между учителями и учениками. Всё это воплощают в себе различные педагогические технологии:

1.   Педагогика сотрудничества.

2.   Игровая технология.

3.   Технология уровневой дифференциации.

Педагогика сотрудничества

(на основе личностной ориентации педагогического процесса)

В центре внимания данной технологии лежит уникальная творческая личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.  Достижение личностью таких качеств  провозглашается главной целью воспитания в отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционной технологии.

   Своеобразие целей личностно-ориентированной технологии заключается в ориентации на свойства личности, её формирование, её развитие не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными способностями.

Педагогика сотрудничества противопоставляет авторитарному обезличенному и обездушенному подходу к ребёнку в традиционной технологии атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создаёт условия для творчества и самоактуализации личности.

Игровая технология

(на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся)

   Принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.

   Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием применяемой педагогической технологии.

Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести и игровую.

   Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определённую часть учебного процесса и объединённое общим содержанием, сюжетом, персонажем. В неё последовательно включаются игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов и сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определённым признакам; группы игр, в процессе которых у младших

школьников развивается умение владеть собой, развивается быстрота реакции на слово, фонематический слух, смекалка и другое, при этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов – главная забота каждого учителя начальной школы.

Технология уровневой дифференциации

(на основе эффективности управления и организации учебного процесса)

Ведущая цель построения модели школы с разноуровневой дифференциацией – создание педагогических условий для включения каждого ученика в деятельность, соответствующую зоне ближайшего развития, что даёт возможность каждому ученику получить максимальные по его способностям знаниям, реализовать свой личный потенциал.

Уровневая дифференциация позволяет работать как с отдельными учениками, так и с отдельными группами, сохраняет детский коллектив, в котором происходит развитие личности. Её характерными чертами является открытость требований, предоставление ученикам возможности самим выбирать уровень усвоения материала и переходить с одного уровня на другой.

Возможные уровни усвоения В.П. Беспалько классифицирует таким образом:

1  уровень – «знакомства», знания, которыми владеют дети на этом уровне, –

«знания-знакомства».

2 уровень – «репродукция», или «понимание», «знания-копии».

3 уровень – «умения», знания – «знания-умения».

4 уровень — «навыки», знания – «знания-навыки», или «трансформация».

   Под уровнем следует понимать способность учащегося выполнить некоторую целенаправленную систему действий по решению определённого класса задач на основе информации, сообщённой ученику в процессе обучения.

   Для успешного и эффективного осуществления уровневой дифференциации необходимо соблюдение ряда важнейших условий:

1.   Успех учебного процесса в целом и дифференцированного подхода в обучении, в частности, существенно зависит от познавательной активности школьников.

2.    Уровневая дифференциация осуществляется не за счёт того, что одним ученикам дают меньше учебного материала, а другим больше, а в силу того, что, предлагая ученикам одинаковый объём, мы устанавливаем различные уровни требований к усвоению знаний.

3.   В обучении должна быть обеспечена последовательность и продвижении ученика по трём уровням. Базисный стандарт – обязательная часть, средний и высокий — дополнительная часть. Это означает, что в ходе обучения не следует предъявлять более высоких требований к тем учащимся, которые не достигли уровня обязательной подготовки. Контроль и оценка должны отражать принятый уровневый подход. Контроль должен предусматривать проверку достижения всеми учащимися обязательных результатов обучения, а также дополняться проверкой усвоения материала на более высоких уровнях.

4.   Добровольность в уровнях усвоения и отчётности. В соответствии с этим каждый ученик имеет право добровольно и сознательно решать для себя, на каком уровне ему усваивать материал. Именно такой подход позволяет формировать у школьников познавательные потребности, навыки самооценки, планирование и регулирование своей деятельности. Уровневую дифференциацию можно организовать в разнообразных формах, которые зависят от подхода учителя, особенностей класса.

III. Дифференцированный подход при  выполнении домашнего задания  

    Знания, полученные на уроке, не будут прочными, если их не подкрепить домашними заданиями. Домашняя работа учащихся – особый вид самостоятельной работы. Он проходит без непосредственного руководства учителя, поэтому нуждается в создании необходимых условий для успешного их выполнения.

    Домашняя работа способствует физическому и душевному благополучию учащихся. Она протекает эффективнее, если соблюдаются следующие условия:

– правильно выбран объём домашнего задания;

– учитываются индивидуальные особенности учащихся;

– организована своевременная помощь учителя;

– доступность домашней работы.

    Большой объём домашнего задания приводит к перегрузкам учащихся, неуверенности в своих силах, понижению творческой активности. Поэтому предусмотрена норма продолжительности работы учащихся всех возрастных групп над выполнением домашних заданий.

В II классе – не более 45 минут.

В Ш классе — 1-1,5 ч.

В IV классе – 1,5 – 2 ч.

    Должны быть предусмотрены дни, свободные от домашних заданий, как правило, среда и конец недели.

   Чаще мы даём общее задание классу. Для одних оно может быть лёгким, для других — трудным. Первые не тренируют себя на трудном для них материале, вторые теряют уверенность в своих силах. В результате ни у тех, ни у других не вырабатывается ответственного отношения к тому, что задаётся на дам. Навык самостоятельности в работе, а это и умение доводить начатое дело до конца, лучше формируется через дифференцированное домашнее задание с учётом индивидуальных особенностей учащихся.

Карточки с дифференцированными заданиями даю в следующих случаях: 1) при прохождении темы, когда встречаются довольно сложные

понятия;

2) при обобщении пройденной темы и подготовке к итоговым рабо-

там;

3) при работе над ошибками в контрольных работах.

Суть дифференцированного подхода заключается не в облегчении содержания материала, а в нахождении более простого пути, по которому ученик должен прийти к конечной цели, то есть самостоятельному выполнению

задания.

Главное в этой работе – систематическое наблюдение за учебной дея-

тельностью, за их здоровьем.

Материал учебников помогает варьировать задания с учётом индивидуальных особенностей учащихся, находить новые приёмы, активизирующие

внимание, память и мышление школьника.

в работе над задачей пользуюсь методом составления обратных задач.

Обратная задача служит проверкой прямой. Именно в таком преобразовании вижу выработку самоконтроля, самостоятельности.

Проводя обобщение решению задач несколькими способами, предлагаю для работы дома карточки – задания в трёх вариантах:

I вариант средней трудности,

II вариант повышенной трудности,

III вариант – облегчённой.

Ученики постоянно повышают уровень своих знаний. Выполнение более сложного варианта становится целью каждого ученика как при работе по карточкам, так и при работе с учебником.

Чтобы сформировать положительное отношение учащихся к домашней работе, подбираются задания с учётом индивидуальных особенностей детей.

При изучении математики можно использовать такое задание:

32: 4 х 3

8 х 5 – 25

(80 – 56) : 6

20:(10:2)

14 + 3 х 9

(61-29):8

21 :3х8

72 -28: 4

(73 -45): 7

Для закрепления правил о порядке арифметических действий слабоуспевающим учащихся можно предложить теоретическую справку-карточку:

Помни!

1.Если в выражениях без скобок указаны действия сложения и вычитания, умножения и деления, то сначала выполняют по порядку умножение и деление, а затем сложение и вычитание.

2.В выражениях со скобками первыми выполняют действия над числами, записанными в скобках.

Сильным ученикам можно дать задание более сложное, например, выписать лишь те выражения, значение которых делится на 4.

При решении задач могут быть использованы разные формы помощи.

Например, для конкретизации задачи из учебника математики для 2 класса слабоуспевающим ученикам можно предложить карточку с кратким условием

I – 20 детей         

II – ? на 3 человека меньше        ? человек

Запиши решение.

Проверь решение, заполнив пропуски.

        +        –        =

                        

Для наиболее подготовленных учащихся можно дать творческое задание, например, внести изменение в условие задачи, чтобы вместо действия вычитания надо было выполнить действие сложения (устно).

Кроме дифференцированных домашних заданий, можно давать задания по выбору, а также занимательного характера.

Дифференциация домашнего задания требует вдумчивой, кропотливой работы, творческой подготовки к каждому уроку и хорошего знания индивидуальных особенностей детей.

Дифференцированные, индивидуальные, добровольно-обязательные домашние задания и задания по выбору являются эффективным средством улучшения здоровья.

IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Здоровье наших детей – основа здоровья общества, поэтому педагоги, психологи, родители должны способствовать формированию у каждого учащегося отношения к здоровью как к главной человеческой ценности.

nsportal.ru

Здоровьесберегающие технологии в образовании | Статья в сборнике международной научной конференции

Главным ресурсом любой страны, одним из гарантов её национальной безопасности является образование. Физическое и духовно-нравственное здоровье населения определяет уровень цивилизации государства, является индикатором устойчивого развития нации. Образовательное учреждение на современном этапе развития общества должно стать важнейшим звеном в формировании и укреплении здоровья учащихся. Охрану здоровья сегодня называют приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивают полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. Здоровьесбережение в образовании какценность представлено тремя взаимосвязанными блоками: здоровьесбережение как ценностьгосударственная, общественная, личностная [3]. Здоровьесберегающая педагогика, главная отличительная особенность которой — приоритет здоровья среди других направлений воспитательной работы школы, включает последовательное формирование в школе (или в другом образовательном учреждении) здоровьесберегающего образовательного пространства с обязательным использованием всеми педагогами здоровьесберегающих технологий, чтобы получение учащимися образования происходило без ущерба для здоровья, а также воспитание у учащихся культуры здоровья, под которой мы понимаем не только грамотность в вопросах здоровья, достигаемую в результате обучения, но и практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни, заботиться о собственном здоровье.

«Здоровьесберегающие образовательные технологии» (далее — ЗОТ) можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения [6].

Из определения здоровьесберегающих образовательных технологий видно, что важнейшей целью внедрения ЗОТ в образовательный процесс является формирование культуры здоровья. Именно на это должны быть в значительной степени направлены усилия школы и семьи, с учетом приоритета в данном вопросе воспитания над обучением. Культура здоровья должна не изучаться, а воспитываться. Психологическая основа этого -мотивация на ведение здорового образа жизни [4]. Неотъемлемой частью культуры здоровья является информированность в вопросах здоровья и здорового образа жизни. Как добиться успеха в жизни, как укрепить свое здоровье, как не стать жертвой алкоголя или наркотиков-приобщившись к культуре здоровья, за ответами на все эти вопросы ребенок, подросток обращается именно к учителю, специалисту. И тогда полученная от них информация имеет максимальные шансы быть использованной на практике. Круг замыкается: обучение вопросам здоровья, воспитание культуры здоровья, использование здоровьесберегающих технологий как основного инструмента педагогической работы составляют единое целое — дорогу к здоровью.

Близкими к ЗОТ являются медицинские технологии профилактической работы, проводимой в образовательных учреждениях. Примерами такой работы служит вакцинация учащихся, контроль за сроками прививок, выделение групп медицинского риска и т. п. Эта деятельность также направлена на сохранение здоровья школьников, профилактику инфекционных и других заболеваний, но уже не с помощью образовательных технологий

Творчески осмысленное внедрение в работу школ тех рекомендаций, приемов, технологий, которые с той или иной степенью детализации освещены в данной книге, позволит, с одной стороны, заметно снизить влияние неблагоприятных факторов образовательного процесса школы на здоровье учащихся и педагогов, а с другой — реализовать хотя бы часть тех позитивных возможностей, которыми располагает каждый учитель и каждая школа, стремящиеся дать подростку старт счастливой жизни.

Ввиду ограниченного объема настоящей книги и ее «адресации» преимущественно руководителям управлений и учреждений образования, большая часть затронутых в ней вопросов представлена кратко, почти конспективно. Мы видели свою задачу в том, чтобы дать «генералитету» нашей системы образования современное, хотя и обзорное, представление о различных сторонах проблемы влияния школы на здоровье учащихся, о здоровьесберегающем пространстве и формирующих его технологиях, показать, какие существуют ресурсы, позволяющие постепенно исправлять ситуацию неблагополучия, сложившуюся в этой сфере.

Понятие «здоровьесберегающих образовательных технологий» появилось в педагогическом обиходе лишь в последние 2–3 года. Выступая с лекциями в разных профессиональных аудиториях, приходится убеждаться в том, насколько различно понимание этого термина. Многие педагоги полагают, что это одна или несколько новых педагогических технологий, альтернативных всем другим, и поэтому oiможно выбирать: работать ли по технологиям, например, Л.Занкова, С.Френе, В.Зайцева, М.Монтессори и т. д. или по «технологии здоровьесбережения». Но это не так. Цель педагогической (образовательной) технологии — достижение того или иного образовательного результата в обучении, воспитании, развитии. К примеру, технология вероятностного образования А. М. Лобка направлена на формирование авторской позиции ребенка в культуре, технология В. Н. Зай-цева ориентирована на достижение оптимальных результатов в овладении младшими школьниками общеучебными умениями, система развивающего обучения Л. В. Занкова ставит целью всестороннее гармоничное развитие личности и т. д. Здоровьесбережение же не может, по определению, выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только в качестве условия, одной из задач достижения главной цели [1]. Понятие «здоровьесберегающая» относится либо к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии (педагогической системы) решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса — учащихся и педагогов, либо фиксирует соответствующий приоритет в идеологии и принципах педагогической деятельности [7]. Это показатель того, «взимается» или нет с учащихся, без их согласия, плата за получаемое ими образование в форме непреднамеренного нанесения ущерба их здоровью. Получается, что традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. Решить эту проблему позволяет использование здоровьесберегающих технологий.

Приведем классификацию по Н. К. Смирнову.

–                   Медико-гигиенические технологии (МГТ).Кмедико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии е регламентациями СанПиНов. Медицинский кабинет школы организует проведение прививок учащимся, оказание консультативной и неотложной помощи обратившимся в медицинский кабинет, проводит мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению учащихся и педагогического коллектива, следит за динамикой здоровья учащихся, организует профилактические мероприятия в преддверии эпидемий (гриппа) и решает ряд других задач, относящихся к компетенции медицинской службы. Участие врача или медицинской сестры необходимо при проведении психолого-педагогических консилиумов, на которых решаются вопросы, касающиеся отдельных учащихся с проблемами здоровья. Занятия по программе «Лечебная педагогика» должны проводиться под контролем и I при участии медицинских работников. Создание в школе стоматологического, физиотерапевтического и других медицинских кабинетов для оказания каждодневной помощи и школьникам, и педагогам, проведение занятий лечебной физической культуры, организация фитобаров и т. п. — тоже элементы этой технологии.

–                   Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ).Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового. тренированного человека от физически немощного. Реализуются на уроках физической культуры и в работе спортивных секций.

–                   Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ).

Направленность этих технологий — создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В школе это — и обустройство пришкольной территории, и зеленые растения в классах, рекреациях, и живой уголок, и участие в природоохранных мероприятиях.

–                   Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ).Их реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, архитекторы, строители, представители коммунальной, инженерно-технических служб, гражданской обороны, пожарной инспекции и т. д. Поскольку сохранение здоровья рассматривается при этом как частный случай главной задачи — сохранение жизни требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий. Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ, педагогов — курса «Безопасность жизнедеятельности», а за обеспечение безопасности условий пребывания в школе отвечает ее директор [6].

–                   Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) подразделяются на три подгруппы:

·         организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие

структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах,

способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний;

·           психолого-педагогические технологии (ПИТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;

·           учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей [8].

Формы и виды деятельности по здоровьесбережению:

1.         Система коррекции нарушений соматического здоровья с использованием комплекса оздоровительных и медицинских мероприятий без отрыва от учебного процесса.

2.         Различные формы организации учебно-воспитательного процесса (УВП) с учетом его психологического и физиологического воздействия на организм учащихся.

3.         Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм организации УВП, нормирования учебной нагрузки и профилактики утомления учащихся.

4.         Система медико-психолого-педагогического мониторинга состояния здоровья, физического и психического развития школьников.

5.         Разработка и реализация обучающих программ по формированию культуры здоровья и профилактике вредных привычек.

6.         Служба психологической помощи учителям и учащимся по преодолению стрессов, тревожности, содействия гуманного подхода к каждому ученику, формированию доброжелательности и справедливых отношений в коллективе.

7.         Организация и контроль обеспечения сбалансированного питания всех учащихся в школе.

8.         Мероприятия, направленные на укрепление здоровья школьников и учителей, создание условий для их гармоничного развития [2].

Литература:

1.                 Бальсевич, В. К. Здоровьеформирующая функция образования в Российской Федерации: (материалы к разраб. нац. проекта оздоровления подрастающего поколения России в период 2006–2026 гг.) / В. К. Бальсевич // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2006. — № 5. — C. 2–6.

2.                 Глазков, Ю. И. Всероссийское общественное движение «Здоровая молодежь — сильная Россия!” / Ю. И. Глазков // Вестник образования России. — 2006. — № 22. — С. 39–43.

3.                 Здоровое поколение — международные ориентиры XXI века: сб. тр. IV-ой междунар. науч.-практ. конф., 8–9 июня 2006 г. в г. Самара / М-во образования и науки Самар. обл., Научно-исследовательский ин-т содержания и методов обучения РАО (Москва), Рос. акад. образования, Гос. образоват. учреждение доп. проф. образования (повышения квалификации) специалистов «Мар. ин-т образования», Самар. обл. ин-т повышения квалификации и переподгот. работников образования. — М.: НИИ СиМО РАО; Самара: ГОУ СИПКРО, 2007. — 314 с.: ил.

4.                 Науменко, Ю. В. Современная практика здоровьесберегающего образования: [о реализации рос. образоват. программы «Шк. здоровья» в рамках междунар. проекта «Шк., содействующая здоровью»] / Ю. В. Науменко // Валеология. — 2006. — № 3. — C. 44–52.

5.                 Решетникова, О. О психологическом нездоровье: [о Всероссийском форуме «Здоровье нации — основа процветания России», проходившем с 9 по 13 апреля 2007 года в Москве] / О. Решетникова // Школьный психолог: газ. издат. дома «Первое сентября». — 2007. — № 10. — С. 33–35.

6.                 Н. К. Смирнов. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе- М.: АПК и ПРО, 2002. — 121с.

7.                 Стандарт профилактической и оздоровительной работы в общеобразовательных учреждениях // Здоровье детей: газ. издат. дома «Первое сентября». — 2008. — № 19. — С. 7–10./

8.                 Яловенко, М. М. Организационно-педагогические условия управления процессом валеологизации образования на муниципальном уровне: автореф. дис…. канд. пед. наук: 13.00.08 / М. М. Яловенко; Балт. гос. акад. рыбопромысл. флота. — Калининград, 2002. — 15, [1] с.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, здоровый образ жизни, культура здоровья, здоровье, образовательная технология, образовательное учреждение, педагогическая работа, качественная характеристика любой, учебный процесс, формирование культуры здоровья.

moluch.ru

Учебно-методический материал на тему: Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе.

Круглый стол “Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога”

 

Цель :

·         конкретизация в представлении педагогов понятий: “технология”, “здоровьесберегающие технологии”, “здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе”

·         классификация форм воспитательной и физкультурно-оздоровительной работы в области здоровьесберегающих технологий по доминирующим целям и поставленным задачам

Ход круглого стола:

1. Вступление

Ведущий сообщает тему и цель круглого стола.

Ведущий. Неоспоримо, что основная задача современной школы- подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки. Но может ли каждый профессионально подготовленный педагог, просто взрослый ответственный человек бесстрастно относится к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников, его прогрессирующему ухудшению? Одним из ответов на этот, во многом риторический вопрос и стала востребованность педагогами образовательного учреждения здоровьесберегающих образовательных технологий.

Понятие “здоровьесберегающие образовательные технологии”появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько лет и до сих пор воспринимается многими педагогами как аналог санитарно-гигиенических мероприятий. Так, К.В.Дубов (2002) определяет их как “полноценное медицинское обеспечение работы образовательного учреждения”. А.Н.Акимова (2002) включает в это понятие своевременное проведение прививок и профилактику “школьных заболеваний”. Как вы видите, существуют различные мнения ученых по данному вопросу.

Мы придерживаемся мнения, что эффективность позитивного воздействия на здоровье детей различных оздоровительных мероприятий, составляющих здоровьесберегающую технологи, определяется не столько качеством каждого из этих приемов и методов, сколько их грамотной “встроенностью” в общую систему, направленную на благо здоровья детей и педагогов и отвечающую единству целей и задач. Хаотичный набор методов, имеющих то или иное отношение к заявленной цели, не составляет никакой технологии, в том числе и здоровьесберегающей!

2. Классификация здоровьесберегающих технологий.

Ведущий. Прежде чем мы начнем говорить о здоровьесберегающих технологиях, определим понятие “технология”.

Что такое “технология”?
Какие составные части входят в понятие “технология”?

Ответы педагогов:

– В технологию входят различные формы и методы, которые мы используем в своей работе.
– Технология-это некая совокупность приемов работы педагога
– Технология – это закономерность в использовании определенных приемов в работе, подчиненная единой цели.
– Результаты работы по технологии можно отследить, провести диагностику.

Ведущий.

Ваши ответы верны. Необходимо объединить их в определение. (Данное определение предлагается Деркунской В.А.-канд.пед.наук)

Технология- это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным – педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач, наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики для достижения обозначенной цели; итоговой диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов.

Что такое здоровьесберегающие технологии?

Ответы педагогов:

– Здоровьесберегающие технологии – это технологии, направленные на сохранение здоровья.
– Нужно стремиться к тому, чтобы воздействия педагога не наносили ущерба здоровью детей.

Ведущий:

Здоровьесберегающие образовательные технологии –

1.      системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников;

2.      качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов;

3.      технологическая основа здоровьесберегающей педагогики.

Какую цель преследуют здоровьесберегающие технологии в образовательном учреждении?

Ответы педагогов:

Главная цель в воспитании и образовании школьников – это сохранение здоровья. Решению этой цели подчинены многие задачи, которые решает педагог в процессе своей деятельности.

Ведущий:

Верно. Здоровьесберегающие технологии в школьном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного школьного образования-задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса : детей, педагогов и родителей. Цель здоровьесберегающих технологий в школьном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья учащегося и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей школьнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья  работников ОУ и валеологическому просвещению родителей.

Какие виды здоровьесберегающих технологий используются в современном образовательном учреждении?

Ответы педагогов.

– закаливание, физкультурные занятия, физкультурные минутки, утренняя гимнастика, прогулки на свежем воздухе, приём кислородных коктейлей.
– выполнение требований СанПиН, неукоснительное выполнение режима дня
– учитель добивается создания благоприятной эмоциональной обстановки в классе
– педагоги осуществляют личностно-ориентированный подход к детям, что так же способствует сбережению здоровья детей.

Ведущий.

Вы верно перечисляете формы работы, которые проводятся в образовательном учреждении. Необходимо классифицировать их различные виды.

Виды здоровьесберегающих технологий в школьном образовании- классификация здоровьесберегающих технологий по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов образовательного процесса .

Можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании: медико-профилактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов школьного образования; валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии .

приложение 1 – Словарь терминов по здоровьесберегающим технологиям

(по Деркунской В.А.)

Ведущий прикрепляет на доске (или записывает) виды здоровьесберегающих технологий.

– Назовите составляющие элементы медико-профилактической технологии.

(Педагоги называют, ведущий прикрепляет на доске или записывает элементы медико-профилактической технологии)

·         организация мониторинга здоровья дошкольников

·         разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;

·         организация и контроль питания детей разного возраста,

·         физического развития школьников,

·         закаливания;

·         организация профилактических мероприятий в ОУ;

·         организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов;

·         организация здоровьесберегающей среды в ОУ

– Какие составляющие элементы входят в физкультурно-оздоровительные технологии?

(Педагоги называют, ведущий прикрепляет на доске или записывает элементы физкультурно- оздоровительной технологии)

·         развитие физических качеств, двигательной активности

·         становление физической культуры дошкольников,

·         дыхательная гимнастика,

·         массаж и самомассаж,

·         профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки,

·         воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье

– Для ребенка, как и для взрослого необходима эмоционально благоприятная обстановка в классе, образовательном учреждении.

Какую работу проводят педагоги, решая данную задачу?

Психолог: в образовательном учреждении осуществляется психолого-педагогическое сопровождение ребенка. Ребенок, имеющий какую-либо проблему в развитии получает квалифицированную помощь, направленную на индивидуальное развитие. В технологию обеспечения социально-психологического благополучия ребенка входят:

·         технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка

Ведущий: Педагог, стоящий на страже здоровья ребенка, воспитывающий культуру здоровья ребенка и родителей прежде всего сам должен быть здоров, иметь валеологические знания, не переутомлен работой, должен уметь объективно оценивать свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью, составить план необходимой самокоррекции и приступить к его реализации.

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов.

·         технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

Ведущий: Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка.

Технологии валеологического просвещения родителей.

·         папки-передвижки, беседы, личный пример педагога, нетрадиционные формы работы с родителями, практические показы (практикумы) и др.формы работы.

Ведущий:

Здоровьесберегающие образовательные технологии.

наиболее значимые из всех вышеперечисленных на здоровье детей. Какие здоровьесберегающие образовательные технологии используются в работе?

Тифлопедагог: в работе используются элементы здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного (“технология раскрепощенного развития”). Отличительной особенностью этой технологии состоит в следующем:
(демонстрируются видеофрагменты занятия тифлопедагога) Занятия проводятся в режиме смены динамических поз. Часть занятия дети проводят стоя: они могут слушать, рассматривать удаленные предметы. Часть занятия дети проводят сидя. Тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, формируется осанка. Дети в начале могут стоять не более 3-5 минут. Затем длительность увеличивается до половины занятия.

Схемы зрительных траекторий используются для разминок и упражнений на зрительную координацию. Упражнения проводятся в сочетании с движениями глазами, головой и туловищем в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах. На потолке или стене располагаются различные зрительные ориентиры и детям предлагается найти глазами какую –либо игрушку или фигуру. Затем “пробежать” глазами по кругу, в обратную сторону, затем снизу вверх, сверху-вниз.

Метка на стекле (по Аветисову) позволяет тренировать глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика. Способствует профилактике близорукости.

Ребенку предлагают рассмотреть круг, наклеенный на стекле, ответить, сколько на рисунке веточек, затем перевести взгляд на самую удаленную точку за окном и рассказать, что он там видит.

 

 Зрительно-пространственная активность. Детям предлагают найти зрительный материал в пространстве группы. Это могут быть отгадки загадок, слова с заданными звуками и др.(Просмотр видеофрагментов заканчивается)

Тифлопедагог: в работе педагога можно использовать и элементы технологии У.Бейтса. Она достаточно эффективна интересна как для педагогов так и для детей.

Ведущий: Об элементах технологии У.Бейтса мы поговорим позже. Какие из данных элементов можно использовать в работе педагогов с детьми?

(Педагогам предлагается назвать элементы технологий. В случае если педагоги не называют, ведущий сам прикрепляет названия элементов технологий)

Педагоги называют:

·         режим смены динамических поз (по Базарному),

·         схемы зрительных траекторий (по Базарному),

·         метка на стекле (по Аветисову),

·         зрительно-пространственная активность детей (по Базарному).

(Тем самым педагоги закрепляют еще раз названия элементов здоровьесберегающих технологий, а ведущий может проверить правильность запоминания педагогами названий)

Педагогам предлагают карточки с заданием. За правильный ответ начисляется 1 балл. Если педагог приводит пример- дополнительный балл. Максимальное кол-во баллов-12

Примерный образец заполненный педагогом карточки:

№ п/п

Вопрос

Ответ

Приведите пример

1

Дайте определение “технология”

Инструмент профессиональной деятельности педагога.

Технология ТРИЗ, технология личностно-ориентированного подхода и др.

1

Данные технологии обеспечивают сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ОУ в соответствии с мед.правилами и нормами

Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании

Организация мониторинга здоровья детей, разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья, организация и контроль питания, физического развития, закаливания, организация профилактических мероприятий в детском саду, организация контроля и помощь в соблюдении СанПиН, организация здоровьесберегающей среды в ДОУ

2

Элементами данной технологии являются развитие физических качеств и двигательной активности детей

Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании

Становление физической культуры дошкольников, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье

3

Целью технологий является становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду

К данным технологиям относится технология личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий – учет личностных особенностей ребенка.

4

Назовите задачи технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка

Обеспечение эмоциональной комфортности и хорошего психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взр. в дет.саду и дома

К данным технологиям относятся технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе.

5

С какой целью применяется в ДОУ технологии здоровьеобогащения и здоровьесбережения педагогов

С целью развития культуры здоровья педагогов, развитие потребности к здоровому образу жизни

Больной педагог думает о своей болезни, а не о творческой работе с детьми. Педагог прежде всего должен уметь быть здоровым сам, а затем уже обучать этому детей. Нужно уметь оставаться здоровым в работе с детьми (в том числе и психическое здоровье)

6

Задача данных технологий- обеспечение валеологической образованности родителей

Технологии валеологического просвещения родителей

Папки-передвижки, совместные с родителями походы в лес, круглые столы по вопросам здоровья и т.д.

 

Карточки с ответами педагогов собирают. (На следующем педагогическом часе подсчитывают количество баллов).

Ведущий раздает приложение 2.- Классификация здоровьесберегающих технологий.

Педагоги еще раз проверяют свои знания.

(На следующем педагогическом часе ведущий раздает карточки педагогов и предлагает исправить ошибки, допущенные в карточке другим цветом фломастера. Карточки со своими ответами педагоги уносят с собой).

Решение семинара:

1.      Ввести использование в работе педагогов элементов здоровьесберегающих технологий (по Базарному, по Аветисову)

2.      Провести семинар по изучение элементов здоровьесберегающих технологий (по Бейтсу У.) Ответственный: тифлопедагог- Капитонова Т.А.

 

nsportal.ru

Статья на тему: Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном

процессе.

Горденкова Н.В.

МАОУ лицей №6

.  

       «Здоровье- это больше, чем знания…

 Это понимание и ответственность как, когда и с какой целью их использовать.  

(Н. Нильсон)  

 

    В соответствии с Законом РФ «Об образовании»  (ст.51) здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Уже в 1905 году Песталоцци оповестил мировую педагогическую общественность, что при традиционно   сложившихся формах обучения происходит непонятное «ухудшение» развития детей, «убийство их здоровья».

      Развитие школы идет по пути интенсификации, увеличения физических и психических нагрузок на ребенка. И сегодня необходимо говорить о начале глобальной катастрофы всей современной цивилизации. По данным  НИИ педиатрии: 14% детей практически здоровы; 50%   имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата, 35-40% детей страдают хроническими заболеваниями.

Причем наблюдается  тенденция ухудшение здоровья  детей от начальной школы к старшему звену обучения. Таким образом, появилась острая необходимость решения проблемы здоровья детей  в масштабе страны, региона, города и отдельно взятой школы.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ):

 «Здоровье человека определяется как состояние

1) полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков;

2) Здоровье- это ресурс, который обеспечивает человеку продуктивную индивидуальную социально-профессиональную жизнь;

3) Здоровье- это уровень, до которого индивид способен реализовать стремление и удовлетворять потребности, а также изменить среду или предотвратить ее неблагоприятное влияние;

4) Здоровье-это право каждого»

      В школе должен быть создан режим наибольшего благоприятствования по созданию системного подхода к формированию Школы Содействия Здоровью. Педагоги при таком подходе принимают на себя ответственность за здоровье своих воспитанников. Эта задача решается через системное применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

 Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор методов и приемов обучения, воспитательных  средств, приводящих к высоким результатам обучения и воспитания.

    Здоровьесберегающие технологии основаны на принципе  природосообразности и направлены на сохранение и укрепление здоровья обучающихся

 Классификация здоровьесберегающих технологий:

1 группа – медико-гигиенические (соблюдение СанПинов, контроль за этим со стороны администрации)

2 группа – физкультурно-оздоровительные технологии (поведение на уроках физкультминуток, работа спортивных секций, кружков по обучению  ЗОЖ)

3 группа –  экологические технологии (обустройство школьной среды,

озеленение, освещение, тепловой режим)

4 группа – техническое обеспечение безопасности жизнедеятельности

5 группа – здоровьесберегающие образовательные технологии.

Они подразделяются на:

  1) Организационно-педагогические технологии (определенный ход учебного процесса, регламентированный СанПинами, предотвращающий утомление детей).

  2) Психолого-педагогические технологии (они тесно связаны с уроком: личностно- ориентированное обучение, метод создания ситуации успеха, технология педагогической поддержки, методы активного обучения  и др.)

        3)Учебно-воспитательные технологии (учебные программы по формированию ЗОЖ по предметам учебного плана).

Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий

  • отсутствие назидательности и авторитарности
  • воспитание, а не изучение культуры здоровья
  • элементы индивидуализации обучения
  • наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников
  • интерес к учебе, желание идти в школу
  • наличие физкультминуток
  • наличие гигиенического контроля  

 Эти технологии  помогают учащимся самореализоваться  в учебной деятельности, самоутверждаться в сообществе одноклассников.

       В практике на моих  уроках нашли применение следующие технологии

Личностно-ориентированный подход. Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании как средство  самореализации учащихся», где был дан цикл открытых уроков  по данной технологии . Эта технология способствует формированию положительных познавательных мотивов у детей¸ снижению уровня тревожности..  

  • Метод проектов. Этот метод позволяет индивидуализировать обучение, повысить его социальную и личностную значимость, расширить спектр возможностей детей в проявлении инициативы и самостоятельности.
  • Методы активного обучения  прочно вошли в технологический арсенал.    Это – ролевые  и деятельностные игры,  групповая и парная работа,

   уроки-диалоги, дискуссии, метод критического мышления.

.  Основные черты здоровьесберегающего урока показаны на схеме.

Здоровьесберегающий урок должен: воспитывать, стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми, учить их ощущать радость от каждого прожитого дня; показывать им, что жизнь – это прекрасно, вызывать у них позитивную самооценку».

Здоровьесберегающие действия на уроке:   

1.Оптимальная плотность урока 

  • количество видов учебной деятельности
  • их смена
  • длительность и чередование
  • отвлечения от учебной работы 

2.Чередование видов учебной деятельности

  • чтение,
  • письмо,
  • слушание,
  • рассказ,
  • рассматривание пособий,
  • ответ на вопрос,
  • решение примеров.
  • просмотр видеосюжетов и презентаций

Рекомендации:

  1. Считается гигиенически рациональным использование 4-7 видов учебной деятельности, 1-2 – нерациональным.
  2. Смена различных видов должна проводиться через каждые 7-10 минут (нерациональная смена через 15-20 минут, когда у ребенка уже появляются признаки утомления). 

Оздоровительные моменты на уроке:

  • физкультминутки, динамические паузы
  • минутки релаксации
  • дыхательная гимнастика
  • гимнастика для глаз
  • массаж активных точек
  • речевая гимнастика

Цель оздоровительных моментов:

1.Отдых центральной нервной системы.

 Наличие эмоциональных разрядок  необходимы для снятия умственного напряжения, утомления. В течение урока рационально использовать 2-3 разрядки. 

  • поговорка,
  • высказывание,
  • веселое четверостишие,
  • юмористическая или поучительная картинка

2.Профилактика утомления, нарушения осанки, зрения.

Правильная поза ученика во время занятий за столом.

  • длина сиденья стула должна соответствовать длине бедер ребенка
  • высота ножек стула должна равняться длине голени.
  • голеностопный, коленный, тазобедренный суставы при сидении образуют прямой угол
  • между краем стола и грудной клеткой сидящего ученика необходимо выдерживать расстояние равное ширине кисти ребенка
  • расстояние от глаз до стола (тетради, книги) соответствует 30-35 см.
  • тетрадь при письме должна лежать на столе под углом 30 градусов.
  • при письме сидеть нужно с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы.
  • позвоночник опирается на спинку стула.
  • Предплечья лежат на поверхности стола симметрично и свободно.
  • надплечья находятся на одном уровне

    Рабочая поза должна соответствовать виду учебной деятельности на уроке. Её соблюдение и чередование во время занятий контролируется педагогом, непродолжительные отклонения от указанных поз нужны для отдыха, расслабления. Педагогам следует корректировать нарушения в рабочей позе учащихся.

3.Положительные эмоции

  • Создание у детей положительной эмоциональной настроенности является обязательным условием правильно организованного учебного процесса.
  •  Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных.

Работа по здоровьесбережению продолжается  и после уроков. Дополнительные образовательные услуги в режиме работы «Школа полного дня» дают возможность учителю проводить гимнастику, которая способствует укреплению здоровья младших школьников.

Приложение 1.

 АНАЛИЗ УРОКА С ПОЗИЦИЙ  ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ

  1. Позитивное влияние на здоровье учащихся (до начала урока)

Что наблюдается

Да

Нет

Примечание

1)Учащиеся в перемену находятся в кабинете

2) Кабинет проветрен

3) Кабинет настраивает на рабочий лад

  1. Ход урока

Что наблюдается

Результат (указать: выше нормы, норма или ниже нормы)

1) Количество видов учебной деятельности: письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядности, ответы на вопросы, решение примеров и задач и пр. (норма: 4-7 видов)

2 Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности (норма: не более 10мин.)

3) Частота чередования различных видов учебной деятельности (норма:  смена не позже чем через 7 -10мин.)

4) Количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, с/р и пр. (норма: не менее трех)

5) Чередование видов преподавания (норма:  не позже чем через 10 -15мин.)

6) Наличие на уроке работ, в которых учащиеся имеют возможность выразить свое мнение, проявить самостоятельность: с/р, групповая и парная работа, ролевые игры и пр. ( норма: не менее 7 -10 мин.)

7) Наличие на уроке оздоровительных моментов  (норма: на 20-й минуте урока 1 мин. Из 3- легких упражнений с 3-4 повторениями)

3.Психологический климат на уроке

Что наблюдается

Результат

1)  Наличие внешней мотивации: похвала, поддержка, соревновательный момент

2) Стимуляция внутренней мотивации стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и пр.

3) Взаимоотношения между учителем и учеником

4) Взаимоотношения между  учащимися

5) Наличие эмоциональных разрядок (поговорки, известные высказывания, небольшие стихотворения, музыкальные минутки, поучительные картинки и пр.)

4 Пожелания учителю.

Приложение 2.

 План – анализ

урока с  позиций здоровьесберегающих технологий

 п/п

Критерии

Вопросы для анализа

1

Гигиенические условия  в классе (кабинете)

Чистота, температура, свежесть воздуха, освещенность, отсутствие неприятных звуковых раздражителей (эксперт ориентируется на свои органы чувств).

2

Число видов учебной деятельности, используемых учителем

Опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и пр. Нормой считается 4 – 7 видов за урок. Но следует помнить, что частая смена видов деятельности требует дополнительных адаптационных усилий учащихся.

3

Средняя продолжительность и частота чередования различных видов деятельности

Ориентировочная норма – 7- 10 минут.

4

Использование учителем различных видов преподавания

Виды преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и другие. Норма – не менее трех видов за урок

5

Чередование видов преподавания

Чередование видов преподавания не позже, чем через 10 -15 минут.

6

Использовании методов, способствующих активизации учащихся, развитию творческих начал.

Это следующие методы:

-методы свободного выбора (беседа, выбор действий, свобода творчества и пр.)

-активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, ролевая игра, дискуссия, семинар и пр.)

-методы, направленные на самопознание и саморазвитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки и пр.)

7

Применение ТСО в соответствии с гигиеническими нормами

Норма – 8-10 мин.

8

Мастерство учителя при использовании видеоматериалов

Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов для инициирования дискуссии, обсуждения, привития интереса к познанию, решения в синтезе учебных и воспитательных задач

9

Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы

Дети на уроке не должны быть избыточно напряжены, что обычно бывает у авторитарных педагогов. Психофизический комфорт учеников на уроке – это важнейшее условие предупреждения их утомления.

10

Физкультминутки и физкультпаузы

Это обязательная составная часть урока. Норма – на 15 – 20 минут урока по 1 минуте из трех легких упражнений с 3 -4

повторениями каждого. При этом важно наличие у школьников желания их выполнять.

11

Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем  и ЗОЖ

Выработка понимания сущности  здорового образа жизни (ЗОЖ), формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности, выработка понимания сущности ЗОЖ ит.д. Умение учителя выделить и подчеркнуть в программном материале вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма.

12

Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности.

Интерес к знаниям,  радость от активного учебного труда, интерес к изучаемому на уроке материалу.

13

Благоприятный психологический климат на  уроке

Применение методов и форм работы, способствующих созданию ситуации успеха,  т.к.  наличие стрессов, отрицательные эмоции  свидетельствуют  преобладании на уроке  здоровьеразрушающих тенденций. Приветствуются эмоционально-смысловые разрядки: улыбки, уместные остроумные шутки, поговорки, афоризмы и пр.

14

Итоговая плотность урока

Количество времени, затраченного непосредственно на учебную работу должно  быть в диапазоне от 60 до 80%.

15

Момент наступления утомления учащихся и снижения учебной активности

Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и   пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы. Норма – не  ранее чем за 10 – 125 минут до окончания урока.

16

Темп и окончание урока

К нежелательным показателям относятся: неоправданно быстрый темп урока («скомканность»), отсутствие времени на вопросы учащихся, торопливая, практически без комментариев запись домашнего задания.  

17

Интегральный показатель эффективности проведенного урока

Состояние и вид учеников после окончания урока:  на одном полюсе – спокойно-деловое, удовлетворенное, умерено-возбужденное состояние школьников, на другом –  утомленное, растерянное, агрессивное состояние.

В работе использованы материалы:

И.К.Смирнов, заведующий кафедрой психолого-педагогических технологий охраны  

укрепления здоровья Академии повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования.

.Педагогические советы: оптимизация учебно-воспитательного процесса. Здоровьесберегающие технологии. – Вып. 5/авт. – сост. В.В.Гордеева, Г.И.Викулова. – Волгоград:  

Советова Е.В. Педсовет: практическое руководство для директора школы. –

Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

Приложение 3.

Листок физического развития младшего школьника

        Имя, фамилия   _______________________________________ Дата рождения___________________

                       Показатели

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

начало

конец

начало

конец

начало

конец

начало

конец

Длина тела, см

Масса тела, кг

Окружность груди, см

Тип телосложения

Уровень физического развития

Жизненная ёмкость лёгких, мл

Сила мышц рук, кг

Артериальное давление, мм.рт.ст.

ЧСС, уд./мин.

Группа здоровья

Медицинская группа для занятий

физической культурой

     Уровень показателей: В – высокий; В/ср – выше среднего; Ср – средний; Н/ср – ниже среднего; Н – низкий.

      Подпись медицинского работника школы _____________________

Развитие двигательных качеств

Тест, двигательное качество

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

начало

конец

начало

конец

начало

конец

начало

конец

Бег 6 минут, м (выносливость)

Бег 30м, сек. (быстрота)

Бег 3х10м, сек.(координация)

Прыжок в длину с места, см. (скоростно-силовые)

Наклон вперёд, см.(гибкость)

Подтягивание, раз(сила)

     Уровень показателей: В – высокий; В/ср – выше среднего; Ср – средний; Н/ср – ниже среднего; Н – низкий.

      Подпись учителя физической культуры____________________

Рекомендации для учителей и родителей учащегося

     Ф.И.О.________________________________________ на 200__- 200__учебный год

    1.________________________________________________________________________

    2.________________________________________________________________________

    3.________________________________________________________________________

nsportal.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о