Пенза проект моя малая родина – Презентация ” Пенза – моя малая Родина”

Содержание

Материал по теме: Сценарий мероприятия " Пенза - моя малая Родина"

 

  СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ

 « МОЯ МАЛАЯ РОДИНА — ПЕНЗА»

Ведущий:

Что мы Родиной зовём? Дом, в котором мы живём!»

Дорогие ребята! Вы родились в стране, которая называется Россией! Вы – россияне! Россия – огромная страна! Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до южных морей. Есть у нас высокие горы, полноводные реки, глубокие озёра, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речки, светлые берёзовые рощицы, солнечные полянки, овражки, болота и поля. Россия располагается сразу и в Европе и в Азии.

Ведущий:

Мы гордимся нашей великой Родиной, её природой, её трудолюбивыми и талантливыми людьми. Но у каждого из нас есть своя Малая Родина – тот уголок земли, где вы родились, где прошло ваше детство, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то малая родина – небольшой посёлок или деревенька, для других – городская улица и уютный зелёный дворик с качелями, песочницей и деревянной горкой.
Словом, малая Родина у каждого своя!

Ученик:

Малая Родина –
Островок земли.
Под окном смородина,

Вишни расцвели.

Яблоня кудрявая,
А под ней скамья –
Ласковая малая
Родина моя!

Ученик:

Пройдись по пензенскому краю,
Когда он в зелень весь одет,
Когда черемуха купает
В Суре свой ароматный цвет.

Сады в одежде белоснежной,
В зеленом бархате земля.
Недаром Лермонтов так нежно
Любил родимые поля…

( так писала о пензенском крае наша поэтесса Матрёна Смирнова)

Звучит гимн города...

2.

Ведущий:

 Пензенская земля… Она имеет свою историю, свою славу, своё настоящее и будущее.

… Было это в семнадцатом веке. Пришёл сюда человек. Вышел к крутому обрыву. И встал очарованный красотой. Перед ним за извилистой лентой реки простерлась зелёная долина. По – хозяйски осмотрел человек местность, прикинул и сказал:

- Здесь стоять крепости государства Московского.

Так на юго-восточной границе Московского государства в 1663 году возникла Пенза. Более трёхсот лет стоит она здесь на берегах Суры. А вокруг на сотни километров – её земля. И её люди.

Ученик:

Стук топоров из тьмы столетий

Мне часто слышится во сне,

Как возводились стены эти, -

Рождался город на Суре.

Рубили лес, он пах смолою,

Смола катилась, как слеза.

Горели удалью младою

Градостроителей глаза.

Издалека они скакали,

Чтоб выполнить царёв наказ.

Для града место выбирали

И холм высокий повстречали –

Он выше всех в краю у нас.

И по душе пришлось им место

У двух красивых тихих рек.

Цвела черёмуха – невеста,

Как будто падал первый снег.

И холм лесистою макушкой

Шумел под вешним ветерком.

И спорил соловей с кукушкой

О чём-то близком, дорогом.

Вот здесь мы новый град построим, -

Решили воины тогда.

 Ученик:

Был много – много лет назад

На сей земле основан град,

Стеной высокой обнесён.

Был град тот Пензой наречён.

Ученик:

Здесь над сурской волной

Вырос город родной,

И людьми

И делами красивый.

Здесь мы все рождены,

В середине страны,

Возле самого сердца России.

 Ведущий:

Многое повидала Пензенская земля за свою историю! Из уст в уста, из поколения в поколение передаёт народ, славные были Пензенского края.

О чём они? Одна повествует, как из-под Симбирска от Степана Разина пришёл сюда отряд донского казака Харитонова, как посадские и служилые люди, видя в нём своего избавителя, открыли ему в 1670 году крепостные ворота Пензы.

Другая – о том, как в семи километрах от Пензы в небольшой деревеньке Ухтинке раскинул свой лагерь Емельян Иванович Пугачёв. Три августовских дня 1774 года провёл он здесь. Сюда пензенские крестьяне приводили к нему на суд своих мучителей – помещиков.

Ведущий:

А сколькими славными именами гордится земля пензенская! Известные всему миру учёные: создатель «русского солнца» - электрической свечи – П. Н. Яблочков, ботаник А. Н. Бекетов и его брат – пионер физической химии – Н. Н. Бекетов, выдающийся хирург Н. Н. Бурденко, историк В. О. Ключевский. Писатели: основоположник русского исторического романа М. Н. Огарёв, А. И. Куприн, Александр Малышкин, Фёдор Гладков. Художники: академик живописи К. А. Горбунов, И. С. Горюшкин – Сорокопудов; видные военачальники: комиссар Волжской флотилии периода гражданской войны Н. Г. Маркин, маршалы Советского Союза М. Н. Тухачевский и Н. И. Крылов, дважды герой Советского Союза генерал – лейтенант В. А. Глазунов.

И ещё два великих имени: Белинский и Лермонтов… Они оставили нам неугасимый свет разума и таланта.

Ученик:

И если как – нибудь на миг удастся мне

Забыться, - памятью к недавней старине

Лечу я вольной, вольной птицей;

И ВИЖУ Я СЕБЯ РЕБЁНКОМ; И КРУГОМ

Родные всё места: высокий барский дом

И сад с разрушенной теплицей;

Зелёной сетью трав подёрнут спящий пруд,

А за прудом село дымится – и встают

Вдали туманы над полями.

В аллею тёмную вхожу я; сквозь кусты

Глядит вечерний луч, и жёлтые листы

Шумят под робкими шагами.

 ( Так писал М.Ю. Лермонтов о малой Родине)

Ведущий:

Пензенская земля – земля трудолюбивых, мужественных людей. Были годы пятилеток, была Великая Отечественная война. Пенза не стояла на перепутье фронтовых дорог, не подвергалась артобстрелу и налётам вражеской авиации, но будучи тыловым городом, тоже приближала День Победы на колхозных и совхозных полях, в цехах заводов и фабрик. Пензенская земля послала на фронт лучших своих сыновей и дочерей, которые мужественно сражались под Москвой и Ленинградом, Сталинградом и Варшавой, штурмовали Берлин, оставив на колонне дымного поверженного рейхстага надпись: «А мы из Пензы!»

Вот такие строчки написала пензенская поэтесса Лариса Яшины о суровых военных годах.

Ученик:

А суровой порой

Город встал в общий строй,

Хоть и был тыловой городишко.

И снаряды – на фронт,

И «катюши» - на фронт,

И на фронт за отцами мальчишки.

Ой, родная земля!

Раны, госпиталя…

Люди горе в избытке узнали.

Вот ещё самолёт,

На Берлин танк пойдёт,

Против ворога миром восстали!

А салютов огни!

Так похожи они

На горящую в сердце отвагу.

И как вечности знак,

Начертил наш земляк:

«Мы из Пензы!» - на стенах рейхстага.

 Ведущий:

В любое время года Пензенская земля чарует нас своей неповторимой, исконно русской красотой. Весной, словно невеста, украшается цветами. Куда ни посмотришь, всюду белая кипень садов. И синяя лента рек в это время ей особенно к лицу. Летом – одевается в знойное марево, зовёт, манит под тенистые кроны дубов, на живописные берега рек. Осенью – шумит багряной метелью, звенит чеканным золотом листвы. А зимой – вдруг побелеет от мороза, заискрится инеем.

Ученик:

В родных местах ромашкой пахнет ветер
И до травинки вся земля своя,

В родных местах и солнце ярче светит,
И серебристей голос у ручья.
В родных местах у неба цвет синее,
В родных местах просторнее луга,
Стволы берез прямее и стройнее
И разноцветна радуга-дуга.
В родных местах все лучше и красивей,
От звезд ночных до утренней зари,
В родных местах на капельках росинок
Горят зари веселой огоньки.

Звучит песня в исполнении анс. « Домисольки» ( Город мой родной)

Ведущий:

Сегодня Пенза – дом почти для полумиллиона человек…

Мирное небо голубеет над городом. Здесь играют веселые свадьбы и дают красивые имена детям, слушают их смех, дарят любимым цветы…В  этом – молодость воспетого в песнях города на Суре. Она  -  в его людях, которые творят замечательную новь, строят светлое будущее, приумножают славу отцов и дедов, украшают  и преображают свой  родной край. Именами славных земляков благодарные потомки назвали улицы города и села области, соорудили памятники.

Звучит песня В. Огарёва « О Пензе»

nsportal.ru

Экскурсионный проект "Пенза литературная"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Малая Сергиевка Тамалинского района Пензенской области

(в рамках проекта «Моя малая родина»)

Авторы проекта:

Манохина Алина , 8 класс

Савочкин Дмитрий , 8 класс

Беспалова Анастасия,7 класс

Политкина Варвара,6класс

Синюткин Дмитрий,5 класс

Судакова Ангелина,5класс

Руководители проекта:

Новикова С. Н., учитель русского языка и литературы

Манохина О. А., учитель русского языка и литературы

2016 год

1.Введение.

Собирая материал к презентации «Литературная карта Пензенской области», мы с удовлетворением отметили, что нам есть чем гордиться. Но невольно встал вопрос о вкладе нашего, Тамалинского района, в литературное наследие области, о сопричастности к судьбе Сурского края. Крошечная точка на карте… А за ней люди, прославившие свою малую родину в разное время. Бесспорно, кто-то продолжает эту традицию и сегодня. Мы решили проверить, что знают наши школьники о знаменитых земляках, имеющих отношение к Тамалинскому району. Результаты огорчили : в основном были названы известные имена из курса литературного краеведения, а современные таланты родного края остались в тени. Кроме того, уточнение «имеющие отношение к Тамалинскому району» вызвало видимое затруднение. В связи с этим было принято решение собрать информацию о литературном наследии Тамалинского района, о современных авторах, а также с этой же целью посетить соседний Уметский район Тамбовской области. Данная инициатива оправдана географическим положением нашего села: оно граничит с Уметским районом Тамбовской области.

2.Цель проекта: создание глав из несуществующего учебника

« Литературное наследие Тамалинского края», создание электронной карты «Тамала литературная», мультимедийной презентации.

3.Задачи проекта:

приобщение жителей Тамалинского района к культуре

родного края;

систематизация данных о литературном наследии Тамалинского района ; вовлечение учащихся МБОУ ООШ с. Малая Сергиевка в исследовательскую деятельность и развитие интереса к истории и культуре района;

воспитание у подрастающего поколения любви к родному краю.

4.Ожидаемый результат: описание содержания глав из несуществующего учебника, создание карты «Тамала литературная» с дальнейшим использованием собранного материала на уроках литературного и исторического краеведения , а также во внеклассной деятельности; экскурсия в Уметский район с. Софьинка с целью изучения творчества Е. А. Боратынского.

5.Тип проекта:

По характеру доминирующей деятельности: информационный;

По предметно-содержательной области: монопроект;

По количеству участников проекта: групповой;

По продолжительности проекта: длительный (четверть)

5.Основная часть.

Реализация проекта «Литературное наследие Тамалинского края» предполагает проведение

работы в три этапа:

1 этап – планирование: формирование проектной группы; разработка

проекта: определение целей, задач, результатов и эффектов проекта;

2 этап - подготовительный: сбор информации по вопросам для подготовки теоретической базы проекта;

3 этап – реализация проекта: изучить и проанализировать нормативно-

правовую базу по выявленной проблеме; провести социологический опрос по

выяснению общественного мнения по данной проблеме; проанализировать

общественное мнение; организовать исследовательскую работу по изучению

биографии деятелей литературы Тамалинского края ; составить на основе собранного материала электронную карту, создать мультимедийную презентацию; оформить результаты экскурсии.

План действий по реализации проекта «Пенза литературная»

Мероприятия

Дата

Ответственные

1 1

Создание проектной группы 

05-10.09.16

руководители проекта

2 2

Разработка проекта.

12-17.09.16

инициативная группа

3 3

Изучение и анализ нормативно-правовой базы по выявленной проблеме

сентябрь

аналитик Савочкин Дмитрий

4 4

Проведение социологического опроса по выяснению общественного мнения по данной проблеме.

сентябрь

инициативная группа

5 5

Сбор информации по изучению биографий поэтов и писателей Тамалинского района

19-30.09.16

инициативная группа

6 6

Составление мультимедийной презентации

03-08.10.16

Манохина Алина

Синюткин Дмитрий

7

7

Составление электронной карты «Тамала литературная»

10-15.10.16

Беспалова Анастасия

Савочкин Дмитрий

9

8

Подготовка и проведение экскурсии в с. Софьинка Уметского района

14.10.16

руководители проекта

9

Оформление результатов экскурсии

17-22.10.16

Политкина Варвара

Судакова Ангелина

Мы провели анкетирование среди учащихся школы. Анкета содержала следующие вопросы:

1. Кого из знаменитых пензенцев - литераторов вы знаете?

2. Посещали ли вы места, связанные с ними (если да, то какие)?

3. Какие деятели литературы имеют отношение непосредственно к Тамалинскому району?

4. Назовите имена современных поэтов и писателей Тамалинского района.

Результаты анкетирования


Видные деятели литературы и искусства посещали в разные времена имение Голицыных. Среди них Г.Р. Державин. Дружеские отношения Голицыных и Г. Р. Державина, возникшие в Петербурге, не прекратились и тогда, когда в 1786 г. Голицыны уехали в Зубриловку (сегодня село Зубрилово Тамалинского района), а Державин в этом же году был назначен Тамбовским губернатором. Гаврила Романович высоко ценил образованность и тонкий вкус Варвары Васильевны. Хозяйке Зубриловки он посвятил стихотворение «Осень в селе Зубриловке», позже названное «Осень во время осады Очакова»( 1788г.)

Спустил седой Эол Борея

С цепей чугунных из пещер;

Ужасные криле расширя,

Махнул по свету богатырь;

Погнал стадами воздух синий,

Сгустил туманы в облака,

Давнул и облака раздвинулись,

Пустился дождь и отшумел.

Уже румяна Осень носит

Снопы златые на гумно,

И роскошь винограду просит

Рукою жадной на вино.

Уже стада толпятся птичьи.

Ковыль сребрится по степям;

Шумящи красно-желты листьи

Расстлались всюду по тропам.

Последнее посещение Зубриловки Державиным относится к январю 1789 года, когда по ложному обвинению он был отстранен от дел и находился под следствием. Оставив свою жену в Зубриловке, он вместе с С. Ф. Голицыным отправился в Москву.

И. А. Крылов посещал имение князя Голицына. Он был личным секретарем Голицына и домашним учителем его младших сыновей. Крылов хорошо играл на скрипке, в совершенстве владел французским, итальянским языками. От природы сердцем человеколюбивый, он снискал большую симпатию и глубокую привязанность своих учеников, для которых являлся не только учителем, но и воспитателем, старшим другом. По воспоминаниям современников, господствующая черта его характера - лень и сонливость. Часто, будучи в гостях, после застолья он погружался в кресло где-то в укромном уголке и дремал, а иногда и засыпал, чуть похрапывая, вызывая доброжелательные улыбки и смех хозяев дома и гостей. Но в обществе детей становился бодрым и энергичным, ловким и быстрым, глаза его светились мудростью и любовью.

Лето 1797 года И. А. Крылов провел в Зубриловском имении князя Голицына. За дворцом находился дуб, высокий, тенистый, толщиной в три обхвата, под сенью которого любил часто отдыхать Крылов. Здесь он написал ряд своих знаменитых басен, в том числе неопубликованную басню «Дуб». Басня «Свинья под дубом», текст которой был написан на доске и прикреплен к дубу, написана в 1801 году. Только глубокой осенью Крылов покинул Зубриловку, но связь с семейством Голицыных продолжалась. Он часто писал письма, полные благодарности и любви. У Голицына хранились эти письма, но до наших дней сохранилась только записка Наталье Степановне, жене С. С. Голицына, который когда-то был учеником Крылова. Есть предположение, что воспоминаниями о Зубриловке навеяны его замечательные стихи, посвященные сельской жизни:

Отъезд из деревни

Прости, любезное село,

Столица мира дорогого;

Прости, ключ чистый, как стекло,

И ты, тенистая дуброва,

В которой часто день бывал

Мне так короток, как минута,

Где часто соловей певал

Так чисто, нежно, как Анюта.

Простите вы, мои друзья,-

Из недр спокойства и свободы

Я еду в мрачный гроб природы,-

Простите, в город еду я.

Ученые считают, что в Зубриловке была написана и ода «Уединение».

Кратковременное пребывание выдающегося русского писателя, автора книги «Ледяной дом», Ивана Ивановича Лажечникова в имении Голицыных не осталось бесследно. Лажечников участвовал в компании, которая вела осмотр учебных и попечительских заведений в селе Зубрилово, а также ближайших сел. Особое впечатление осталось у него после осмотра пансиона благородных девиц, в котором воспитывалось 300 человек. Величие этих впечатлений отразилось в книге «Ледяной дом».

Собирая материал о литературном наследии нашего края, мы не могли обойти своим вниманием творчество Е. А. Боратынского, уроженца Умётского района Тамбовской области. Географическое месторасположение нашего села таково, что буквально в пятнадцати километрах от нас расположено место, где некогда находилось имение семьи Боратынских «Мара». В 1804 году семья обосновалась в Маре. Большая часть детских лет будущего прошла здесь. Евгений рос, окруженный любовью, вниманием и заботой всех домочадцев. В пять лет он уже знал русскую грамоту: мог читать и писать С ранних лет научился говорить по-французски. Первое стихотворение написал в 12 лет, оно посвящено матери. Отец же мечтал о военной карьере сына и устроил его в Пажеский корпус – привилегированное учебное заведение для дворян. Евгений оказался в непривычных условиях. Он стал скучать по дому. Сторониться сверстников, замыкаться в себе. Вскоре по личному распоряжению Александра 1 Боратынского отчислили из Пажеского корпуса без права поступления в какое-либо другое учебное заведение. В феврале 1819 года Боратынского зачислили рядовым в лейб-гвардии егерский полк, расквартированный в Санкт-Петербурге. В это время он знакомится с А. А. Дельвигом, а через него с Кюхельбекером и с самим Пушкиным. Вскоре имя Боратынского появилось на страницах столичных литературных журналов. В январе 1820 года он был произведен в унтер-офицеры и переведен в пехотный полк, который стоял в Финляндии. Финляндией открывается новая страница в жизни и творчестве Боратынского. Именно здесь родился он как поэт. Здесь создал свои первые по-настоящему значительные произведения: элегии «Финляндия», «Уныние», «Разуверение», «Родина», поэму «Пиры».

Не искушай меня без нужды

Возвратом нежности твоей:

Разочарованному чужды

Все обольщенья прежних дней!

Уж я не верю увереньям,

Уж я не верую в любовь

И не могу предаться вновь

Раз изменившим сновиденьям!

Слепой тоски моей не множь,

Не заводи о прежнем снова

И, друг заботливый, больного

В его дремоте не тревожь!

Я сплю, мне сладко усыпленье,

Забудь бывалые мечты:

В душе моей одно волненье,

А не любовь пробудишь ты.

Родной край в произведениях двадцатого века.

Замойский Петр Иванович (1896-1958)

Не на Тамалинской земле родился Петр Иванович Замойский, но в своих произведениях упоминает людей, живших в селе Волчий Враг Тамалинского района. До 6о годов двадцатого века село, как и ряд других, относилось к Белинскому району. Родился он 13 июня в чембарском селе Соболевка (ныне Каменского района), служил подпаском и пастухом. Затем половым в трактире пензенского купца Н. Евстифеева. Из губернского центра отправился на первую мировую войну и в августе 1916 года возвратился с австрийского фронта тяжело раненный, с разбитой кистью левой руки. П. И. Замойский работал в Чембаре, помогал формировать сельские библиотеки, редактировал уездную газету, публиковал в ней первые произведения. Из пензенских мест будущий литератор уехал в Москву, окончил 1-й рабфак, выпустил первую книгу. В 1929 году, в февральском выпуске «Роман-газеты» появилась первая книга романа «Лапти», над которой П. И. Замойский трудился до 1936 года. Созданный на остром и драматическом материале пензенской деревни, роман сразу же поставил имя автора в первые ряды прозаиков России, покорив читателя глубоким знанием деревенского быта и языка. В его честь названа одна из улиц города Пензы.

Наверное, он не раз бывал и в Тамале, куда в то время тоже приезжали жители окрестных сел на базар. « Полночь. Целые стада звезд и огромное стойло их в самой середине. А те, что поярче,- словно пастухи. На базар едет подвод около двадцати. Впереди и сзади слышен скрип. Едем тихо, не отставая и не обгоняя друг друга…Нет, хорошо ехать ночью с людьми! Спокойно и как-то даже величественно, будто не лошадь везет, а все идет само собой, будто земля тебя движет».

Штырков Николай Константинович родился 21 декабря 1922 года в д. Сергеевка Тамалинского района. Учился в Тамалинской средней школе, которую окончил летом 1941 года. Когда началась война и многие одноклассники Николая были призваны в армию, он, освобожденный от службы из-за плохого зрения, пришел в редакцию районной газеты «Организатор» и был принят литературным сотрудником. С того дня вся жизнь Николая Штыркова была посвящена журналистике. Ему приходилось быть и ответственным секретарем в «районке», и собственным корреспондентом областной газеты «Сталинское знамя» ( так называлась в военные годы «Пензенская правда»). В 1967 году Николай Штырков, уже опытный журналист, вернулся на родину, где в качестве заместителя редактора районной газеты «Организатор» трудился до самого выхода на заслуженный отдых в 1979 году. Штырков Н. К. писал очерки, фельетоны, стихи и басни. В 1981 году в Саратовском книжном издательстве вышел сборник, в котором был опубликован его очерк «Радуга над Суходолом», в 1983 году в новом сборнике – очерк «Зажги свою звезду», посвященный семье знатных тамалинских хлеборобов Жиделевых. Николай Константинович написал роман о художнике В. Э. Борисове-Мусатове, который, к сожалению, не был опубликован.

Штырков Н. К. – член Союза журналистов СССР, лауреат областной премии им. В. А. Карпинского. Ушел из жизни в феврале 1997 года.

У старой мельницы

Темна вода у старой мельницы.

Хопер медлителен и тих.

Чуть слышно волны-рукодельницы

Слагают непонятный стих.

Здесь время ветром не уносится

И неизменны берега,

Как у старинной дароносицы,

Идут дожди, метут снега.

И обновляется и старится

На крутизне сосновый бор,

И зарастает лесом старица,

И рвутся листья на простор.

Но сделай шаг от старой мельницы,

И ты увидишь за Хопром –

Русь без конца и края стелется,

Та, что мы Родиной зовем!..

И вновь Зубриловка… Только теперь уже век двадцатый. Новые времена – новые люди. Люди талантливые, любящие свой народ, свой край.

Евгений Осипович Белянкин – уроженец села Зубрилово. Здесь похоронены его родители, которые до революции служили в имении князя: мать – горничной, отец – поваром на кухне. Отсюда ушел Евгений добровольцем на фронт, а после демобилизации ему пришлось продолжить учебу вместе с подростками, чтобы успеть за один год освоить программу двух классов. Затем – учеба в Саратовском сельхозинституте, работа журналистом в Татарии, в республиканской газете. На её страницах появились первые рассказы, очерки, корреспонденции о сельских тружениках, нефтяниках, строителях. Крепла мысль стать профессиональным писателем. И вот – литературный институт в Москве, а затем – повседневный писательский труд. Писатель Белянкин - автор около 20 крупных, пользующихся популярностью произведений, таких как «Вислый камень», «Садыя», «Генералы коммуны», «Застава», «Девятый вал», «Схватка у красных камней», «Короли преступного мира», «Империя контрабандистов», «Оборона Севастополя» и др. Первая книга Евгения Белянкина «Вислый камень» привлекла внимание Михаила Шолохова. Он попросил у молодого писателя автограф на этой книге и дал положительный отзыв о её содержании, благодаря чему она была издана не только в России, но и за рубежом, а сам автор стал членом Союза писателей. С этого периода между Евгением Белянкиным и Шолоховым завязалась дружба, продлившаяся до конца жизни Михаила Александровича. Как говорит Евгений Осипович : «Шолохов дал мне путевку в жизнь».

20 лет работал над романом «Оборона Севастополя». В процессе его подготовки познакомился с маршалом Крыловом, который в период войны занимал должность начальника штаба Приморской армии. Маршал Крылов оказал содействие писателю в доступе и изучении секретных военных архивов. Документальный материал лег в основу многих описанных в книге событий. За «Оборону Севастополя» Белянкин получил звание лауреата литературной премии «Золотой венец границы». Евгений Белянкин каждый год старается посещать свою малую родину – село Зубрилово, наведать излюбленные места на реке Хопер, почерпнуть заряд энергии для совершения новых творческих планов.

«…Вскрылся Хопер как-то сразу, рухнул незаметно: в ночь послышался неумолчный глухой шум на реке – ломался лед, а к утру вода прибыла настолько, что мельничная плотина скрылась, и только широкий гребень волны, подбрасывающий мелкие льдины, как бы напоминал о его существовании…Далеко и широко разлился Хопер; подошел к горе под самое кладбище, а от мельничной плотины – у сосенок – охватил пол-улицы. После тяжелой и осточертелой зимы весна воспринималась как большое радостное событие.»

  • Инна Васильевна Федосеева 1941 года рождения известна своим творчеством многим жителям поселка и района. Тамала стала для неё второй родиной. Тамалинские пейзажи, наши земляки – герои её произведений. Начала свою трудовую деятельность в 1963 году учителем русского языка и литературы Вишневской средней школы Тамалинского района, затем длительный период проработала корреспондентом районной газеты «Организатор», в филиале Пензенского часового завода. Инна Васильевна написала несколько песен о Тамалинском районе и Пензенском крае. Автор пяти книг с лирическими стихами о любви, духовном поиске, о красоте родного Пензенского края, куда вошел цикл стихов, посвященных 200-летию Пензенской Губернии «Эх, Губерния моя!». За активное участие в культурной жизни района и области И.В. Федосеева награждена: Почетной грамотой Губернатора Пензенской области 2003г.

Средь степного раздолья,

И совсем не мала,

Как цветёшь ты привольно,

Край родной – Тамала!

Здесь речушки степенны.

Не озера – пруды,

В белой кипени пенной

Утром майским сады.

Змейки-тропочки вьются

Средь раздольных полей,

И в любви признаются

Здесь сердца в Тамале…

Её перу принадлежат и тексты многих песен, исполняемых ансамблем «Сударушки».

Край мой Тамалинский

Хороши, раздольны Пензенские земли,

Красотою щедры Сурские края,

Много славных песен мы о Пензе пели,

И частица Пензы – наша Тамала.

Край мой Тамалинский,

Край полей раздольных,

Край, родной и милый в вишневых садах,

Славься в наших песнях, звонких и счастливых,

Славься многократно в песнях и делах!

Загорелась в небе утренняя зорька,

И погасли звезды – спутники ночи,

Но взлетела к солнцу жаворонком звонким

Песня, что комбайны завели в степи.

Урожай богатый на полях широких,

Бьют волной упругой хлебные моря,

И зерно стекает под немолчный рокот

Золотой рекою в наши закрома.

Вечером над полем притомилось солнце,

Улеглось тихонько в теплые хлеба,

Не смолкает только, раздается звонче

Песня ликованья, музыка труда.

Край мой Тамалинский,

Край полей раздольных,

Край, родной и милый в вишневых садах,

Славься в наших песнях, звонких и счастливых,

Славься многократно в песнях и делах!

И сегодня Тамалинская земля пополняется литературными талантами. Мы гордимся своей землячкой, выпускницей Малосергиевской основной школы Евлениной Юлией Михайловной. Родилась она в 1992 году в семье, которая представляет собой целую династию учителей. Уже в школьные годы Юлия проявила свой литературный талант и стала многократным призером областных конкурсов. А первое стихотворение написала, когда ей исполнилось всего 10 лет. Продолжая семейную традицию, закончила Пензенский государственный университет по специальности «История» в 2014 году. А осенью 2013 года имя Юлии и её стихи появились в сборнике «Поэзия мегаполиса», выпущенном в Москве. О своем творчестве она пишет: «Стихи рождаются, когда рождаются чувства. Мои стихи – это моя душа, мои переживания, моя жизнь. Я буду очень рада и счастлива, если вы проживете мои стихи, как проживаю их я».

Я, кстати, научилась быть сильнее…

Болеть сквозь зубы или сжав кулак.

И в холод, не прижавшись к батарее,

Идти по снегу хоть в одних чулках.

Я научилась плакать понарошку,

Молчать и всё держать в себе.

Вновь память собираю понемножку.

Она – звено в моей пустой судьбе.

Я стала сильной. Просто повзрослела.

Меня кидала жизнь - я шла вперед.

Как я живу? Кому какое дело…

Кто слабым был – меня теперь поймет.

infourok.ru

Проект "Малая Родина" - школа с. Высокое Башмаковский район Пензенская область

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Высокое Башмаковского района

 

Наименование организации – разработчика проекта

 

 

 

 

Проект

 

«Моя малая Родина»

Название проекта

 

 

Руководитель регионального проектного офиса -   (ф.и.о.)

 

 

                                                                              Волошина И.В

 

 


 

 

 

 


 

 

 

 

 

ПЕНЗА  2014

 

 

 

 

Раздел 1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

1.1. Наименование Проекта

Моя малая Родина

1.2. Исполнитель

Координатор: Заварзина Л.А.

Исполнители: педагоги, классные руководители, администрация образовательного учреждения, обучающиеся 1-11 кл.

 

1.3. Адресная направленность (целевая группа Проекта)

Обучающиеся 1-11 кл,

Родители

1.4. Сроки и этапы реализации Проекта

 

Раздел 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

2.1. Актуальность Проекта

Воспитание чувства патриотизма у обучающихся , подвести обучающихся к пониманию роли изучения истории Малой Родины в жизни человека, прививать чувства уважения к историческому прошлому.

2.2. Основания для инициации проекта

 Федеральный закон «Об образование РФ» №273,Концепция патриотического воспитания граждан РФ протокол №2(12)-п4, распоряжение Правительства Пензенской области№442-рП « Об утверждении Концепции развития системы образования Пензенской области на 2012-2021 г.»

2.3. Цель Проекта

Формирование у обучающихся чувства ответственности воспитание чувства патриотизма у обучающихся , подвести обучающихся к пониманию роли изучения истории Малой Родины в жизни человека, прививать чувства уважения к историческому прошлому и памятникам культуры.

2.4. Задачи Проекта

 Формирование у школьников через учебные и внеурочные формы деятельности знаний о истории родного края. Разработка и проведение мероприятий о патриотической направленности.

2.5. Содержание Проекта

Беседы с учащимися и родителями. Оформление наглядных пособий. Проведение патриотических мероприятий. Дни и недели истории в школе.

2.6. Партнеры Проекта

Преподаватели. Классные руководители. Педагоги дополнительного образования. Учреждения культуры.

2.7. Планируемые показатели эффективности

Увеличение числа детей, занимающихся в краеведческом кружке. Повышение информированности обучающихся и родителей об истории родного края.

 

Дорожная карта Проекта

 

№ п/п

Наименование мероприятия

Сроки реализации

Ответственные

1

Оформление стендов, стенгазет, буклетов «Край наш Пензенский »

 Сентябрь 2015-май 2016г.

Заварзина Л.А.

2

Сбор информации по истории села Высокое.

В течении года

Заварзина Л.А.

3

Оформление докладов и сбор информации о ветеранах ВОВ с.Высокое

Январь 2015-декабрь 2015

Кл. руководители.

4

Очерк :Наш современник. М.В.Фирсов.

В течении года

Гаврилюк Р.В.

5

Люди яркой биографии «Дело на всю жизнь»

Март2015-ноябрь 2015г.

Сидорова Н.А.

6

Встречи со старожилами села, ветеранами войны и труда

Май 2016г.

Заварзина Л.А.

7

Презентация «Высокое: лента времени»

Февраль-октябрь 2015г.

Барбашова С.А.

 

 

visokoeshkola.jimdo.com

Региональный проект «Малая Родина» - PDF

Проект «Малая Родина»

Проект «Малая Родина» Руководитель проекта Е.Б. Фирсова, директор Центра гуманитарного образования ГАОУ ДПО ИРР ПО» кандидат исторических наук, доцент Проект «Малая Родина» совместно с Центром дошкольного

Подробнее

Проект «Малая Родина»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 1 г.городище Проект «Малая Родина» УТВЕРЖДАЮ: Директор школы Глебова И.Н. Городище, 2015 1.1. Наименование Проекта

Подробнее

Раздел 1. Общие сведения

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ 1.1. Наименование Пензенской образовательной технологии (далее - ОТ) 1.2. Подразделения, организации, вовлеченные в ОТ 1.3. Руководитель ОТ, координатор

Подробнее

Проект «История села: люди, достижения»

Министерство образования Пензенской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт регионального развития Пензенской области». Проект

Подробнее

«ДОШКОЛЬНИКАМ О РОДНОМ КРАЕ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 1 г. БЕЛИНСКИЙ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ УТВЕРЖДАЮ: Заведующая МДОУ ДС 1 Г. Белинский Спицына И.Б. 20 г. ПРОЕКТ «ДОШКОЛЬНИКАМ

Подробнее

ПРОГРАММА «ЗДОРОВЫЙ ШКОЛЬНИК»

ПРОГРАММА ЗДОРОВЫЙ ШКОЛЬНИК Цель программы «Здоровый школьник» - формирование здоровьесберегающего пространства образовательного учреждения на основе саногенетического мониторинга. Саногенетический мониторинг

Подробнее

ГБОУ СОШ 7 «ОЦ» г. Новокуйбышевска

Городской конкурс на лучшую организацию мероприятий, посвященных 70-летию Победы в ВОВ 1941-1945г.г. номинация: Лучшая общеобразовательная организация ГБОУ СОШ 7 «ОЦ» г. Новокуйбышевска Подготовила: Новикова

Подробнее

Проект «История села: люди, достижения».

1.1. Наименование Проект «История села: люди, достижения». Раздел 1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА «История села: люди, достижения» 1.2. Руководитель Молоствова Елена Ивановна- педагог-организатор МОУ СОШ

Подробнее

Реализация сетевого взаимодействия

Реализация сетевого взаимодействия Экскурсии в библиотеку (март 2015 г.) совместно с Центральной библиотекой Приморского района Мастер-класс «Портрет мамы» (ноябрь 2015 г.) совместно с АНО «НИИ Славянской

Подробнее

«История села: люди, достижения»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа имени Д.Д.Яфарова «Утверждаю» Директор школы: /Г.И.Абубекирова/ «_14 _» января 2014г. Проект «История села: люди,

Подробнее

Прохорова Елена Александровна 8(8412) доб. 106

Руководителям органов управления образованием муниципальных районов (городских округов) О работе по региональному проекту «Сады Победы», посвященному 70-летию Победы в Великой Отечественной войне На основании

Подробнее

Министерство образования

Министерство образования Портфолио Влазиной Адили Мифтяховны старшего воспитателя МБДОУ «Краснослободский детский сад комбинированного вида «Сказка» Краснослободского муниципального района Республики Мордовия

Подробнее

Мероприятия Ответственный Срок

УТВЕРЖДАЮ Начальник отдела образования администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга Е.Н. Гавриленко 20 г. ПРИНЯТО Совет по развитию системы образования при отделе образования администрации Фрунзенского

Подробнее

МБОУ «Кузедеевская СОШ»

МБОУ «Кузедеевская СОШ» «Школа как интегрирующий центр совместной деятельности семьи и общественности по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся» Заместитель директора по ВР Тырина Анжела Григорьевна

Подробнее

Проект «Слава победителям!»

Проект «Слава победителям!» «Сила патриотизма всегда пропорциональна количеству вложенного в нее личного труда» Л.М. Леонов. Детство прекрасная пора, когда в каждом из нас формируется целостная личность

Подробнее

Проект «Обучение для жизни»

Пензенской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Согласовано: Ректор ГАОУ ДПО ПИРО Г.Н. Белорыбкин «20»мая 2013 г. Утверждаю: Министр

Подробнее

docplayer.ru

Моя родина пенза | Образовательный портал EduContest.Net — библиотека учебно-методических материалов

Классный час в 5 классе.
Моя Родина.

Цель: Воспитывать патриотические качества личности.
Задачи: Знакомить с историей возникновения города, историей возникновения названий улиц, знаменитыми земляками. Прививать любовь к родному краю, развивать чувство гордости за родную землю.
Оборудование: презентация, таблички с цветами флага РФ, фотографии губернатора Пензенской области, Президента РФ, Председателя, Правительства РФ.

1 сл. – МОЯ РОДИНА
Сегодня мы поговорим о нашей Родине.
- Что означает слово Родина? (от слова РОД, родня, родители, родственники)
Родина – это страна, в которой мы родились и живем.
2 сл. – Российская Федерация
- В какой стране мы живем? (Россия, Российская Федерация)
- Назовите главный город нашего государства. (Москва)
- Продолжите предложение: Москва – это (столица нашей Родины)
- Кто главный человек в нашей стране? (Президент)
- Кто является Президентом РФ? (Д.А. Медведев)
- Найдите на фотографиях Президента.
- Кто изображен на остальных фотографиях? (Путин В.В., Бочкарев В.К.)
- Какие символы есть у государства? (герб, флаг, гимн)
- Сложите из полосок флаг России (белый, синий, красный)

Мы с вами живем в России. Это наша Родина. Но у каждого человека есть еще своя малая Родина – это место, где он родился и вырос. У нас с вами – это Пензенская область. Она занимает маленькое место на карте России.
3 сл. – карта Пензенской области
Но в сердцах пензенцев ей отведено главное место.
4 сл. – пензенские пейзажи
Есть в глубине России удивительные места. Белоствольные березки, бегущие вдоль дорог. Звонкие рощицы с трепетными осинками. Тенистые дубравы и бронзовые сосновые боры. Луга с белыми островками ромашек и прибоем синих колокольчиков. Поля - летом золотые, осенью - с дымком "спаленной жнивы". И, конечно, с весенним жаворонком, что взлетает под самое солнце со своей чарующей песней. Говорливые на перекатах реки. Стальные натянутые струны железных дорог, магистрали автострад и вьющиеся среди лесов и долин проселки. Кажется, в чудесное ожерелье из драгоценных камней нарядили люди небольшой уголок среднерусской полосы.
Это - Пензенская земля. Она имеет свою ист

educontest.net

Пенза - моя малая Родина

Друзья, хотел бы немного познакомить вас с моей малой Родиной - городом Пенза, который раскинулся на берегах реки Сура. Небольшой провинциальный город, который так часть путают с Пермью. Этим летом к наш приехал цирк - шапито, один из сотрудников которого, Родион Балков, является руферов, и именно его фотографии смогли показать Пензу с необычного ракурса, который удивляет даже коренных пензенцев.

Хочу поделиться этими фотографиями с вами. Жду ваши вопросов о городе в комментариях!

Пенза - небольшой, но очень красивый город, утопающий в зелени. Если у вас появились вопросы, с радостью на них отвечу.

http://fishki.net/1558620-penza---moja-malaja-rodina.html?mo...

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

photoputeshestviya.ru

Сценарий мероприятия " Моя малая Родина" для детей с ОВЗ

СЦЕНАРИЙ КЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

« МОЯ МАЛАЯ РОДИНА — ПЕНЗА»

начальные классы

Кл.руководитель: Пчелинцева Ирина Вячеславовна

Цель:

способствовать формированию активной гражданской позиции учащихся, воспитанию российской гражданской идентичности, уважения к своей малой родине, к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России.

Задачи:

  1. Научить ребят видеть и ощущать красоту родного края.

  2. Воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения.

  3. Формировать потребность в сохранении исторических и культурных памятников родной земли.

  4. Развивать интерес к чтению документально-исторической литературы.

  5. Содействовать моральному развитию детей.

Ведущий:

Что мы Родиной зовём? Дом, в котором мы живём!»

Дорогие ребята! Вы родились в стране, которая называется Россией! Вы – россияне! Россия – огромная страна! Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до южных морей. Есть у нас высокие горы, полноводные реки, глубокие озёра, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речки, светлые берёзовые рощицы, солнечные полянки, овражки, болота и поля. Россия располагается сразу и в Европе и в Азии.

Ведущий:

Мы гордимся нашей великой Родиной, её природой, её трудолюбивыми и талантливыми людьми. Но у каждого из нас есть своя Малая Родина – тот уголок земли, где вы родились, где прошло ваше детство, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то малая родина – небольшой посёлок или деревенька, для других – городская улица и уютный зелёный дворик с качелями, песочницей и деревянной горкой.
Словом, малая Родина у каждого своя!

Ученик:

Малая Родина –
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.

Яблоня кудрявая,
А под ней скамья –
Ласковая малая
Родина моя!

Ученик:

Пройдись по пензенскому краю,
Когда он в зелень весь одет,
Когда черемуха купает
В Суре свой ароматный цвет.

Сады в одежде белоснежной,
В зеленом бархате земля.
Недаром Лермонтов так нежно
Любил родимые поля…

( так писала о пензенском крае наша поэтесса Матрёна Смирнова)

Звучит гимн города...

2.

Ведущий:

Пензенская земля… Она имеет свою историю, свою славу, своё настоящее и будущее.

Было это в семнадцатом веке. Пришёл сюда человек. Вышел к крутому обрыву. И встал очарованный красотой. Перед ним за извилистой лентой реки простерлась зелёная долина. По – хозяйски осмотрел человек местность, прикинул и сказал:

- Здесь стоять крепости государства Московского.

Так на юго-восточной границе Московского государства в 1663 году возникла Пенза. Более трёхсот лет стоит она здесь на берегах Суры. А вокруг на сотни километров – её земля. И её люди.

Ученик:

Стук топоров из тьмы столетий

Мне часто слышится во сне,

Как возводились стены эти, -

Рождался город на Суре.

Рубили лес, он пах смолою,

Смола катилась, как слеза.

Горели удалью младою

Градостроителей глаза.

Издалека они скакали,

Чтоб выполнить царёв наказ.

Для града место выбирали

И холм высокий повстречали –

Он выше всех в краю у нас.

И по душе пришлось им место

У двух красивых тихих рек.

Цвела черёмуха – невеста,

Как будто падал первый снег.

И холм лесистою макушкой

Шумел под вешним ветерком.

И спорил соловей с кукушкой

О чём-то близком, дорогом.

Вот здесь мы новый град построим, -

Решили воины тогда.

Ученик:

Был много – много лет назад

На сей земле основан град,

Стеной высокой обнесён.

Был град тот Пензой наречён.

Ученик:

Здесь над сурской волной

Вырос город родной,

И людьми

И делами красивый.

Здесь мы все рождены,

В середине страны,

Возле самого сердца России.

Ведущий:

Многое повидала Пензенская земля за свою историю! Из уст в уста, из поколения в поколение передаёт народ, славные были Пензенского края.

О чём они? Одна повествует, как из-под Симбирска от Степана Разина пришёл сюда отряд донского казака Харитонова, как посадские и служилые люди, видя в нём своего избавителя, открыли ему в 1670 году крепостные ворота Пензы.

Другая – о том, как в семи километрах от Пензы в небольшой деревеньке Ухтинке раскинул свой лагерь Емельян Иванович Пугачёв. Три августовских дня 1774 года провёл он здесь. Сюда пензенские крестьяне приводили к нему на суд своих мучителей – помещиков.

Ведущий:

А сколькими славными именами гордится земля пензенская! Известные всему миру учёные: создатель «русского солнца» - электрической свечи – П. Н. Яблочков, ботаник А. Н. Бекетов и его брат – пионер физической химии – Н. Н. Бекетов, выдающийся хирург Н. Н. Бурденко, историк В. О. Ключевский. Писатели: основоположник русского исторического романа М. Н. Огарёв, А. И. Куприн, Александр Малышкин, Фёдор Гладков. Художники: академик живописи К. А. Горбунов, И. С. Горюшкин – Сорокопудов; видные военачальники: комиссар Волжской флотилии периода гражданской войны Н. Г. Маркин, маршалы Советского Союза М. Н. Тухачевский и Н. И. Крылов, дважды герой Советского Союза генерал – лейтенант В. А. Глазунов.

И ещё два великих имени: Белинский и Лермонтов… Они оставили нам неугасимый свет разума и таланта.

Ученик:

И если как – нибудь на миг удастся мне

Забыться, - памятью к недавней старине

Лечу я вольной, вольной птицей;

И ВИЖУ Я СЕБЯ РЕБЁНКОМ; И КРУГОМ

Родные всё места: высокий барский дом

И сад с разрушенной теплицей;

Зелёной сетью трав подёрнут спящий пруд,

А за прудом село дымится – и встают

Вдали туманы над полями.

В аллею тёмную вхожу я; сквозь кусты

Глядит вечерний луч, и жёлтые листы

Шумят под робкими шагами.

( Так писал М.Ю. Лермонтов о малой Родине)

Ведущий:

Пензенская земля – земля трудолюбивых, мужественных людей. Были годы пятилеток, была Великая Отечественная война. Пенза не стояла на перепутье фронтовых дорог, не подвергалась артобстрелу и налётам вражеской авиации, но будучи тыловым городом, тоже приближала День Победы на колхозных и совхозных полях, в цехах заводов и фабрик. Пензенская земля послала на фронт лучших своих сыновей и дочерей, которые мужественно сражались под Москвой и Ленинградом, Сталинградом и Варшавой, штурмовали Берлин, оставив на колонне дымного поверженного рейхстага надпись: «А мы из Пензы!»

Вот такие строчки написала пензенская поэтесса Лариса Яшины о суровых военных годах.

Ученик:

А суровой порой

Город встал в общий строй,

Хоть и был тыловой городишко.

И снаряды – на фронт,

И «катюши» - на фронт,

И на фронт за отцами мальчишки.

Ой, родная земля!

Раны, госпиталя…

Люди горе в избытке узнали.

Вот ещё самолёт,

На Берлин танк пойдёт,

Против ворога миром восстали!

А салютов огни!

Так похожи они

На горящую в сердце отвагу.

И как вечности знак,

Начертил наш земляк:

«Мы из Пензы!» - на стенах рейхстага.

Ведущий:

В любое время года Пензенская земля чарует нас своей неповторимой, исконно русской красотой. Весной, словно невеста, украшается цветами. Куда ни посмотришь, всюду белая кипень садов. И синяя лента рек в это время ей особенно к лицу. Летом – одевается в знойное марево, зовёт, манит под тенистые кроны дубов, на живописные берега рек. Осенью – шумит багряной метелью, звенит чеканным золотом листвы. А зимой – вдруг побелеет от мороза, заискрится инеем.

Ученик:

В родных местах ромашкой пахнет ветер
И до травинки вся земля своя,
В родных местах и солнце ярче светит,
И серебристей голос у ручья.
В родных местах у неба цвет синее,
В родных местах просторнее луга,
Стволы берез прямее и стройнее
И разноцветна радуга-дуга.
В родных местах все лучше и красивей,
От звезд ночных до утренней зари,
В родных местах на капельках росинок
Горят зари веселой огоньки.

Звучит песня в исполнении анс. « Домисольки» ( Город мой родной)

Ведущий:

Сегодня Пенза – дом почти для полумиллиона человек…

Мирное небо голубеет над городом. Здесь играют веселые свадьбы и дают красивые имена детям, слушают их смех, дарят любимым цветы…В этом – молодость воспетого в песнях города на Суре. Она - в его людях, которые творят замечательную новь, строят светлое будущее, приумножают славу отцов и дедов, украшают и преображают свой родной край. Именами славных земляков благодарные потомки назвали улицы города и села области, соорудили памятники.

Звучит песня В. Огарёва « О Пензе»

infourok.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о