Перспективное планирование в доу дагестана по региональному компоненту – Календарно-тематическое планирование на тему: Перспективное планирование по региональному компоненту

Календарно-тематическое планирование на тему: Перспективное планирование по региональному компоненту

месяц

НОД

Художественное творчество

Игры

Чтение художественной литературы

Проектная деятельность

Тематические мероприятия

Конкурсы выставки

Тема месяца: «Мой любимый край»

IX

Где мы живём?

Цель: расширяем представления о родном городе, почему он так называется, какие знаменитые люди здесь живут.

«Моё  любимое место в городе»

Цель: воспитывать любовь к родному городу, уважение к людям, которые содержат город в порядке.

Сюжетно- ролевая игра «Путешествие по городу»

Цель: закреплять знания детей о улицах, о достопримечательностях.

«Чей дом лучше»

Цель: расширять знания детей о том, что дома бывают разные.

Мини- проект:

«Юный урайчонок»

Экскурсия по город.

Цель: любование городом.

Выставка детских рисунков «Я живу в Урае».

Цель: расширять знания детей о городе.

Тема месяца: «Витамины Югры»

4 октября - всемирный день животных

10 октября - всемирный день леса

X

Дары природы.

Цель: расширять представления детей о дарах которыми одаривает нас природа- это грибы и ягоды. Уметь определять по внешнему виду.

Лепка. «Я полезный, я опасный»

Цель: расширять представления детей о том, что в нашем крае много полезных грибов, но есть и ядовиты.

Дидактическая игра «Угадай по описанию»

Цель: расширять знания детей о ягодах нашего края.

Серия рассказов о ягодах.

Цель: расширять знания детей о годах которые растут на болоте, отличать по внешнему виду.

Составление альбома: «Мы такие разные»

Цель: уметь определять полезные и ядовитые грибы, по внешнему виду.

Предложить родителям сходить со своим ребёнком в лес.

Конкурс рассказов «Мой первый гриб» с использованием иллюстраций.

Тема месяца: «Водные просторы Югры»

XI

Река. Обитатели реки.

Цель: познакомить детей с рекой Кондой , и её обитателями.

Коллективная работа «Тайны реки».

Цель: расширять знания детей о том, кто живет на дне реки.

Настольная игра «Собери из частей»

Цель: закреплять знания о рыбах, их внешнем виде, строении.

«Жила была река» Н. А. Рыжова

Цель: расширять знания детей о пользе рек.

Мини- проект «Самая большая рыба, которую мы поймали».

Цель: расширять знания детей об обитателях Конды.

Целевая прогулка к реке.

Цель: показать детям красоту которая  находится на берегах реки.

Конкурс рисунков о реке Конде.

Тема месяца: «Климат Югры»

XII

Климат Ханты- Мансийского округа

Цель: расширять знания детей о климате, климатических изменениях в природе, природных явлениях.

Рисование «Разгулялась в поле непогода».

Цель: уметь передавать в рисунке изменения, которые происходят в природе.

Дидактическая игра «Какая сегодня погода»

Цель: учить детей обозначать условными знаками разные состояния погоды.

Конкурс загадок.

Цель: расширять знания детей об изменениях которые происходят в разное время года.

Мини- проект «Зимушка- зима»

Цель: расширять знания детей о зиме. Делать записи в календаре.

Конкурс рисунков «Зима такая разная»

Тема месяца: «Коренное население Югры»

I

Ханты, Манси-коренное население Югры.

Цель: расширять знания детей о коренном населении Югры, занятиях, одежде, быте.

Лепка.

«На охоте»

Цель: учимся передавать  действия людей в процессе лепке.

Дидактическая игра «В таёжном краю»

Цель: расширять знания детей  о занятии жителей Севера.

Сказки Бабушки Аннэ.

Цель: знакомить детей со сказками народов Югры

Мини- проект выставка.

«Традиционные орнаменты»

Цель: расширять знания детей о орнаментах  на одежде коренных жителей.

Викторина «Вопросы и ответы»

Цель: систематизация знаний детей о жизни коренных жителях Севера.

Азбука

Выставка рисунков

Тема месяца: «Животные нашего края»

2 февраля – всемирный день водно-болотных угодий

II

Дикие звери.

Цель:  расширять представления  о диких животных, их внешнем виде, местах обитания, повадках, роли животных в природе.

Рисование.

«Животное на которое я похож».

Цель: учимся передовать в рисунке особенности животных, их внешний вид.

Настольная игра «Лото».

Цель:  расширение знаний детей о диких животных.

Чтение рассказов В. Флинта «Животные Севера».

Цель: расширение знаний о животных, с помощью художественной литературы.

Фото- выставка

«Жители нашего леса».

Цель: расширение знаний детей о животных которые обитают в леса Урая.

Решение кроссворда «Млекопитающие»

Цель: расширение знаний об особенностях животных.

Выставка рисунков.

Тема месяца: «Растительный мир Югры»

III

Растения –живые существа.

Цель: способствовать развитию   и обобщению представлений о растениях как живых существах.

Рисование.

«Рябинушка»

Цель: расширяем умение передовать в рисунке  внешний образ рябины.

Дидактическая игра «Гуляй да запоминай».

Цель: расширять знания детей о растительном мире,  об особенностях, местах произрастания.

«В лесу ранней весной» по Ю. Дмитрееву.

Цель: расширять знания детей   о растениях ранней весной, об изменениях которые происходят в природе.

Серия снимков

«Ранняя весна в лесу».

Цель: показать детям красоту леса.

Экскурсия в лес.

Цель: способствовать ознакомлению детей  с лесом.

Выставка рисунков.

Тема месяца: «Пернатые –наши друзья»

1 апреля -  всемирный день птиц

22 апреля - день земли

IV

Птицы.

Цель: расширять знания детей о птицах, об их местах обитания, повадках, размножении, о роле птиц в природе.

Коллективная работа «Пернатые жители леса».

Цель: учимся передавать  внешний образ птиц их строение.

Настольная игра «Парочки»

Цель: расширение знаний о птицах.

Отгадывание загадок.

Цель:  расширение знай о птицах, о внешнем виде, строении, повадках.

 Работа по таблице «Причины гибели птиц»

Цель: расширять знания детей о том, что существует много причин, от которых гибнут птицы.

Работа по таблице «Условия для жизнедеятельности птиц».

Цель:  систематизация знаний детей о жизни птиц.

Выставка рисунков.

Тема месяца: «Сохраним природу края»

18 мая – Международный день музеев.

V

Как сохранить природу.

Цель: расширять знания детей о природе. О том как люди заботятся о ней, какие меры они принимают , чтобы её сохранить.

Рисование запрещающих и природоохранных знаков о  правилах поведения людей в лесу.

Цель: воспитывать бережное отношение к окружающей природе, способах её сохранения.

Экологическая игра «В лесу».

Цель :  помочь детям определить поведение взрослых во время отдыха в лесу. Придумать правила.

Н. А. Рыжова «Природа –наше богатство»

Цель: расширение знаний детей о сохранении  и бережном отношении к природе.

Серия фотографий «Для природы мы враги».

Цель: показать детям ,как безразличное отношение взрослых приводит к экологическим катастрофам.

Экскурсия в лес или парк.

Цель: оценить состояние парка после отдыха людей.

Выставка рисунков.

5 июня - всемирный день охраны окружающей среды

nsportal.ru

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ (РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ)

Перспективный план по патриотическому воспитанию

Месяц

Тема

Цель

Содержание

сентябрь

Наша родина в России

Познакомить детей с историей возникновения города, его названием, вызвать интерес к своему городу.

- беседа «Имя города»

--рассматривание карты Георгиевского района

-чтение стихов о городе

-ОД «Заочное путешествие по городу»

Достопримечательности города

Вызвать интерес к возникновению исторических памятников, развитие связной речи, воспитание чувства коллективизма, соревновательного духа

- фотоэкскурсия «Достопримечательности города»

-конкурс экскурсоводов «Красивые уголки моего города»

Символика города

Закрепить и обобщить знания детей о символе родного города- гербе. Формировать уважительное отношение к гербу. Воспитывать патриотические чувства.

-знакомство с гербом и флагом

- рассматривание иллюстраций герба

-беседа о том, где можно увидеть герб города

-

Знаменитые люди в нашем городе

Вызвать интерес у детей к истории города, чувство уважения и гордости .

- беседа «Пушкин А.С и Лермонтов Ю.М. на Кавказе»

- рассматривание картин Верещагина В.В.

-чтение стихов местных поэтов о Георгиевске.

День рожденья города

Дать понятие, что города, как и люди, отмечают день рождения, актуализировать знания детей о достопримечательностях города, прививать любовь к городу, его истории.

-ОД «Город, в котором мы живем»

-конкурс рисунков «Мой любимый город»

-оформление фотостенда «Мы празднуем день рождения города»

октябрь

Моя улица

Закрепить знания об улице, на которой расположен д/с(Тургенева И.С.), познакомить с близлежащими улицами, объяснить, закреплять знания домашнего адреса, дать понятие о происхождении названий некоторых улиц.

-беседа о названиях улиц ( лирические, в честь героев ВОВ, знаменитых людей страны и т.д.)

- рисование «Моя улица»

-д/и «Радио»

ноябрь

Моя семья

Формировать представления о мире семьи, родственных отношениях, способствовать развитию доброжелательности, взаимопониманию в семье. Воспитывать у детей эмоциональное отношение к создаваемому образу членов семьи, любовь к матери.

-беседа «Что такое семья»

-ОД «Как радостно в семье моей родной»

-рисование «Я и моя семья», «Дом, в котором я живу»

- развлечение «Загляните в мамины глаза»

-что такое генеалогическое древо

декабрь

Малая родина. За что мы ее любим

Формировать выражение «малая родина», уточнить знания о родном городе. Воспитывать патриотические чувства.

- фотоэкскурсия по родному городу

-д/и «Что в родном городе есть»

-чтение пр-я А.Е. Екимцева «Десять добрых тропок»

-казачья п/и «Чижик»

январь

Наш Ставропольский край как часть России

Познакомить детей с географическим положением нашего края на карте России, природными богатствами

-д/и «Покажи на карте города Ставрополья

-чтение пр-я Г.Н. Пухальской «Бабушкины сказки»

-беседы о характерных для этого месяца обычаях и народных праздниках

февраль

Природные богатства Ставрополья

Познакомить детей с природными богатствами края – уголь, руда, минеральные воды

- города-курорты нашего края

-п/и «Коршун и наседка»

март

Земля – наш общий дом

Систематизировать знания детей о природе и природных богатствах края

-ОД «Беседа о родном крае»

-наблюдения за сезонными изменениями

-целевые прогулки

Литературное Ставрополье

Познакомить детей с поэтами и писателями родного края

-поэзия казачьей народной мудрости

-сказки и легенды о Ставропольском крае

апрель

Флора и фауна Ставропольского края

Уточнить представления о животном и растительном мире родного края, учить детей беречь и охранять природу.

-беседы о животных и растениях

-д/и «Флора и фауна Ставрополья»

-заказники Ставрополья

-ОД «Красная книга»

-ТРИЗ «Волшебник уменьшил солнце в пустыне», «Увеличил солнце на Севере»

апрель

Население Ставрополья

Познакомить детей с традициями и обычаями некоторых народов, населяющих наш край

-рассматривание иллюстраций костюмов

- слушание музыки разных народов

май

Боевая слава края

Познакомить с памятными местами родного города, обобщить и систематизировать знания детей о подвиге наших соотечественников в годы ВОВ.

--слушание и исполнение песен военной тематики

-с/р «Охрана границы», «Моряки»

-д/и «Найди нарушителя» (по схеме)

-музыкально-поэтическая композиция «Спасибо деду за Победу!»

kopilkaurokov.ru

Календарно-тематическое планирование на тему: Региональный компонент образовательной программы в ДОУ

Образовательная 2 часть  Региональный компонент

            Образовательная программа МКДОУ   представляет собой модель образовательного процесса детского сада и является нормативно-управленческим документом.

Назначение регионального компонента — защита и развитие системой образования  региональных культурных традиций и особенностей; сохранение единого образовательного пространства России; физическая направленность деятельности региона; обеспечение прав подрастающего поколения на доступное образование; вооружение дошкольников системой знаний о регионе.

Обучение в региональном компоненте строится на основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно-исторической среды и региональной системы образования как важнейшего фактора развития территории.

Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет выпускникам ДОУ адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в здоровом образе жизни, рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды.

Содержание регионального компонента образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира.

Для эффективной реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования выявлены и обоснованы следующие педагогические условия:

  • формирование культурной направленности личности дошкольника, на основе обновления содержания регионального компонента дошкольного образования;
  • подготовка педагогического коллектива к реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования;
  • создание культурно-развивающей среды ДОУ;
  • организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.

При определении педагогических условий реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования были учтены следующие положения:

  • определение социального заказа на интеграцию личности в национальную и мировую культуру,
  • выявление специфики реализации регионального компонента дошкольного образования в крае,
  • использование принципа культурализма в образовательном процессе дошкольных учреждений.

     Учитывая самобытность многонационального народа, его традиции, культуру,  в вариативную часть  образовательной программы включена     частично авторская программа  Р.М. Литвиновой  «Региональная культура как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста».  

Программа  Р.М. Литвиновой  «Региональная культура как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста»  составлена с учетом изучения регионального компонента и адресована для детей среднего и старшего дошкольного возраста, которая  предполагает учить детей видеть историю вокруг себя (в домах, предметах быта, в названиях улиц, парков) и ориентироваться на ценности Ставропольского края, выработанные нашими предками и современниками.

Программа предусматривает следующие разделы:

  1. Уголок России – отчий дом…
  2. Литературное и художественное наследие
  3. Люблю тебя, мой край родной.
  4. Казаки на Ставрополье.
  5. Я и мой город.

Данная программа, состоящая  из четырех разделов, является хорошим дополнением к инвариантной части образовательной  программы МДОУ.  

    К инвариантной части образовательной программы относятся программы: «Наш дом природа» -Н.А. Рыжовой,  «Юный эколог» С.Н. Николаевой, которые шире раскрывают познавательно — речевое направление развитие детей.

Малая Родина моя - любимый Изобильный  и Ставропольский край

 

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ  СРЕДСТВАМИ КУЛЬТУРЫ СТАВРОПОЛЬЯ

 

  1.       Раздел «Уголок России – отчий дом…» содержит знания о нашей малой родине, ее краткой истории, воспитывает уважение к героям –соотечественникам, закладывает основы патриотизма , стремление у детей быть мужественными, сильными, гордиться своей страной.

Перспективный  план

 

Тема занятия

Программное содержание

 

Месяц

Русь святая и великая

Закрепить знания детей о храмах, храмовом искусстве: иконах, живописи, архитектуре, музыке.

 

Январь

День защитников Отечества

Обобщить имеющиеся у детей знания о российской армии

 

Февраль

Я -  гражданин

Расширить общекультурные и социальные знания детей, познакомить с понятием государство, его функционированием и законодательными органами, формировать целостное представление у детей понятий «гражданин», его обязанностей в системе государства

 

Апрель

День Победы

Воспитывать уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищал Родину; воспитывать патриотизм.

 

Май

 

Раздел «Литературное и художественное наследие» интересен тем, что знакомит детей с легендами, литературными произведениями детских писателей и поэтов Ставрополья, никогда не использовавшихся для воспитания родителями и педагогами, воспитывает любовь к прекрасному, уважение к людям искусства. 

Перспективный план

 

Тема занятия

Программное содержание

 

Месяц

Города-курорты и памятники паркового искусства

Показать детям многообразие и красоту природных богатств, их значение для сохранения и укрепления здоровья

Декабрь

Главный музей Пятигорска – домик М.Ю.Лермонтова

Знакомство дошкольников с историей создания музея известного российского поэта М.Ю.Лермонтова, личными вещами поэта, предметами искусства - его картинами.

Декабрь

Дача М.Ф.Шаляпина в Кисловодске

Познакомить детей с музеем известного замечательного певца, его творчеством, внесшего вклад в развитие культуры Ставропольского края

Декабрь

Белая вилла в Кисловодске – музей Н.А.Ярошенко

Познакомить детей с музеем известного замечательного русского художника, его жизнью и творчеством на Кавказских Минеральных Водах

Декабрь

Детские писатели Ставрополья

Познакомить детей с библиотекой имени А.Екимцева, творчеством детских ставропольских писателей и поэтов

            Ноябрь      

Легенды о Ставропольском крае

Познакомить детей с серией легенд о Ставропольском крае, творчеством неизвестных народных сказочников и современных поэтов, отражающих особенности природного богатства и демографической ситуации древнего края

             Октябрь        

Устное народное творчество

Знакомство детей с неповторимыми культурными литературными ценностями, созданными нашими предками

              Апрель       

Предметы прикладного искусства – народное творчество

Знакомство детей с неповторимыми культурными предметами прикладного искусства, ценностями, созданными людьми из фарфора, цветного стекла и др. в разные времена

       Ноябрь    

Композиторы Ставрополья

Познакомить детей с творчеством замечательных композиторов, их произведениями – А.Свиридова, Н.Зинченко

             Январь        

Творчество художника П.М.Гречишкина

Знакомство детей с жизнью и творчеством ставропольских художников их произведениями

              Ноябрь        

Творчество художника В.Г.Кленова

Знакомство детей с жизнью и творчеством ставропольского художника его произведениями

              Февраль       

Художественное наследие Н.А.Ярошенко

Знакомство детей с жизнью  художника, его картинами

               Январь         

 

 

  1. Раздел «Люблю тебя, мой край родной» - это занятия по знакомству с родным краем, его достопримечательностями, своеобразием, богатством растительного и животного мира. Воспитание любви и уважения к природе, ее созданиям.

 

Перспективный план

 

Тема занятия

Программное содержание

 

Месяц

В гостях у флоры Ставрополья

Познакомить с разными видами растительности, произрастающей на территории нашего края; оформить альбом гербарий окружающей растительности

            Май          

Удивительное рядом

Познакомить дошкольников с интересными, уникальными памятниками природы, располагающимися на территории Ставропольского края

          Январь      

Красная книга Ставропольского края

Дать детям  понятие «редкие» и «исчезающие» виды, раскрыть значение Красной книги в части сохранения растительного и животного мира

           Октябрь        

Геральдика Ставропольского края

Познакомить детей с историей возникновения флага и герба – государственных атрибутов России,края

             Октябрь        

Конкурс-викторина «Знатоки Ставропольского края

Актуализировать и закрепить знания о природных и культурных памятниках города и края

                 Май          

 

 

  1. Раздел «Казаки на Ставрополье» связанный с корнями нашего края. Казачий фольклор образует фундамент для формирования патриотического отношения гармонично развитой, активной личности к своей Родине, ее истории, национальным традициям.

 

Перспективный план

 

Тема занятия

Программное содержание

 

Месяц

Истоки казачьего фольклора

Познакомить детей с понятием казачьего фольклора, показать гуманность, мудрость, деликатность по отношению к человеку

Март          

Казачий былинный цикл – исторические песни

Дать понятия детям об исторических песнях, общерусских событиях

Март

Обряды и обычаи казаков Ставрополья

Познакомить детей с фольклором Ставрополья – балладой, шуточной песней, частушкой

Март

Казачьи сказки и игры

Ввести в лексикон детей понятия «казачьи сказки», «неповторимый сказочный мир казаков»

Март

Знакомство с пословицами, поговорками и считалками

Уточнить представления об окружающем мире через фольклор, обратить внимание детей на меткость языка, рифмы стихотворения в считалках

              Апрель          

История и культура жизни казаков

Обобщить знания детей об истории и культуре жизни казаков

                 Апрель           

 

 

  1. Раздел «Я и мой город » - изучение истории возникновения, развития города Изобильного, данные о его основателях, известных людях, посещавших город, архитектурных памятниках прошлого и современности.

Перспективный план

 

Тема занятия

Программное содержание

 

Месяц

Изобильный – мой родной город

Познакомить детей с историей родного города, возникновением названия; сформировать представление о местоположении на географической карте

           Сентябрь         

А.В.Суворов – основатель города

Актуализировать представление об истории возникновения г.Ставрополя, показать роль в этом А.В.Суворова; рассказать о жизни великого соотечественника

        Сентябрь       

Здравствуй, город

Познакомить детей с главными достопримечательностями родного города

        Сентябрь       

Много интересного

Познакомить детей с рядом экспозиции Изобильненского  музея.

       Февраль      

Город в солдатской шинели

Познакомить детей с героическим прошлым Изобильного

         Февраль        

Тайны Таманского леса

Раскрыть характерные особенности, многообразие растительного и животного мира

           Май           

Геральдика г.Изобильного.

Дать детям понятие «геральдика», познакомить детей с флагом и гербом города, историей их возникновения

           Октябрь         

Мой детский сад

Закрепить представление детей о местоположении детского сада

            Сентябрь         

 

 

 

Учитывая многоплановость познавательного поля тематическое распределение материала выглядит следующим образом:

 

Наименование раздела

Количество занятий в месяц

Количество занятий в год

1. Уголок России, отчий дом

1

5

2. Литературное и художественное наследие

1

12

3. Люблю тебя, мой край родной

1

5

4. Казаки на Ставрополье

1

6

5. Я и мой город Изобильный

1

8

Итого:

С сентября по июнь

36

 

По желанию педагогов соотношение занятий может варьироваться в рамках календарного месяца.

nsportal.ru

Календарно-тематическое планирование по теме: Перспективный план по региональному компоненту и компоненту ДОУ

Перспективный план по региональному компоненту и компоненту ДОУ

Цели:

- возрождение национальной культуры путем введения в педагогический процесс разных видов искусства народов России: фольклора, народно-прикладного искусства, одежды, интерьера и т.д.;

- сохранение национальных обычаев духовно-нравственного, интеллектуального, трудового, оздоровительного, культурно-эстетического в народно-бытовых и семейных традициях, праздниках, обрядах, народном календаре;

- Воспитывать у детей любовь к родному краю, к его народу.

Месяц

Примерное содержание работы с детьми

Праздники и гуляния

Группа

Сентябрь

Октябрь

Знакомство с предметами быта русского народа и способах извлечения звуков из них. Прослушивание фрагментов исполнений. (ложки, пила и др.)

Занятие-забава.

Старшая группа

Ноябрь

Слушание современных песен о России в исполнении детей (гр. «Непоседы», «Саманта» и др.)»

Праздник « Русская песня» с ансамблем «Русские зори».

Подготовительная группа

Декабрь

Январь

Рождественские колядки.

Зимние народные игры с пением и без.

Выступления в муниципальном конкурсе «Серебряный колокольчик»

Старшая и подготовительная

Группа

Февраль

Масленичные заклички. Праздник Масленица.

Праздник Масленицы.

Старшая группа

Март

Апрель

Весенние хороводные игры.

Народные песни на посевную.

Весенние гуляния. Неделя народных игр.

Подготовительная группа

Май

Малые формы фольклора: прибаутки, потешки, заклички и тп.

Открытое занятие-развлечение с родителями «Народные посиделки».

Приглашенные гости Младшая группа.

nsportal.ru

Календарно-тематическое планирование (старшая, подготовительная группа): Перспективный план работы по национальному региональному компоненту.

Срок проведения

Форма проведения

Цель

Сентябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Рассматривание национальной и современной одежды. Чтение рассказа «Гюльгизар» Ф. Губайдуллина. Игра «Давай познакомимся». Художественно-продуктивная деятельность «Моя любимая кукла» (рисование). Чтение стихотворения А. Ахметкужина «Колыбельная для куклы».

Беседа «К нам гости пришли». Рассматривание иллюстраций одежды, какие узоры украшают одежду. Игра с национальной куклой «Семья» (варианты «В гости», «Кафе-бар», «Театр»).

Рассматривание иллюстраций национальной одежды. Художественно-продуктивная деятельность «Украшение женской головной повязки - харауса». Пересказ башкирской сказки «Петух-батыр».

Закрепить название элементов одежды. Закрепить знание названий элементов башкирского орнамента. Развивать творчество и самостоятельность. Стимулировать желание детей к обыгрыванию сказки.

Находить отличия в элементах одежды. Различать жанры произведений рассказ, сказка; осмысливать содержание, характеры персонажей. Дать понятие, что у каждого человека есть свое имя, которое отличает его от других людей.

Закрепить название элементов национальной одежды. Показать отличие особенности национальной мужской и женской одежды.

Закрепить название элементов одежды. башкирского орнамента. Развивать творчество и самостоятельность. Стимулировать желание детей к обыгрыванию сказки.

Уточнить, расширить знания о труде хлебороба. Воспитывать уважение к труду хлебороба. Продолжить знакомить с традиционными башкирскими блюдами – баурсак, вак-беляш и др., о традициях, связанных с их приготовлением.

Октябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Дидактическая игра «В гостях у подруги». Художественно-продуктивная деятельность «Фартук» (роспись). Рассматривание картины Б. Домашникова «Осень». Рассказывание легенды «В царстве Шульгена». Игра-развлечение «Башкирская ярмарка».

Беседа с модельером о том, как шьют одежду. Развивающие игры с использованием рабочей тетради. Беседа о труде садоводов и овощеводов. Изготовление салата «Башкортостан». Беседа «Какие традиционные блюда готовят у вас дома?» Подвижная игра «Эстафета сбора картофеля».

Художественно-продуктивная деятельность «Фартук» (аппликация). Сюжетно-ролевая игра «Мастерская женской одежды», «Дом мод». Неделя «Детской моды» (совместно с родителями). Знакомство с работой башкирского художника А. Ф. Лутфуллина «Женский портрет», «Три женщины».

Дидактическая игра «В гости бабушка пришла». Беседа о целебных напитках. Кумыс. Рассказывание башкирской сказки «Клубок». Подготовка к театрализованной деятельности. Сказка. «Клубок»

Знакомить детей с правилами башкирского гостеприимства. Развивать самостоятельность. Познакомить с жанром башкирского фольклора – легендой. Вызвать уважение к труду тружеников Башкортостана.

Закрепить представление о труде людей, которые шьют одежду (модельеры, закройщики, портные). Развивать интерес к труду работников швейной промышленности. Научить детей разным способам различения даров полей и садов. Воспитывать интерес и уважение к сельскохозяйственному труду.

Закрепить знания о труде людей, которые шьют одежду (модельеры, закройщики, портные). Знакомить с картинами башкирских художников.

Продолжать знакомить детей с правилами башкирского гостеприимства: чем старше гость, тем он почетнее; с традиционной пищей, которую готовят из молока; с башкирским фольклором. Развивать творчество.  

Ноябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Придумывание сказки по литературному образцу (башкирская сказка «Клубок»). Творческий вечер, посвященный творчеству детской писательницы Фарзаны Губайдуллиной. Беседа о труде скотоводов: «Какую пользу приносит труд скотовода?» Рассказывание башкирской сказки «Тан-батыр». Подготовка к игре – драматизации.

Игровые ситуации. Знакомство детей с музыкальными инструментами: кубызом, домбырой, кураем.

Беседа о традиционной пище башкир из молока (творог). Включить в меню детского сада творог. Подготовка к театрализованной деятельности. Сказка «Лесная девочка».

Чтение (заучивание наизусть) стихотворения М. Гали «Курай», А. Игебаева «Курай». Рассказ легенды «Легенда о курае». Подвижная игра «Курай» (сл. И мелодия Ф. Гершовой).

Придумывать сказки, используя литературный образец, используя речевые выразительные средства. Воспитывать интерес и уважение к труду скотоводов, результатам их труда. Обогатить знания детей произведениями башкирского фольклора.  

Закрепить правила и обычаи башкирского гостеприимства. Познакомить с внешним видом и звучанием башкирских музыкальных инструментов: кубыз, курай, домбыра.

Продолжать знакомить с традиционной пищей башкир, приготовленной из молока (творог).

Закрепить представления детей о башкирском народном музыкальном инструменте – курай.

Декабрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Рассказывание сказок «Камыр батыр», «Грачиная каша», «Клубок». Развлечение «Поющий родник» (о курае).

Беседа о пословицах. Составление сказок, рассказов или рисование по сюжету пословицы. Придумывание продолжения сказки «Кто сильнее?» Народные игры «Бой с мешками», «Бег в мешках».

Литературная викторина «Путешествие в страну сказок». Беседа по пословицам. Придумывание сказки или рассказа по одной из пословиц. Чтение легенды «Сказка про Асылыкуль».

Подготовка к Новому году. Изготовление с воспитателем украшений для елки.

Формировать у детей этикетные нормы обращения. Закрепить знания детей о башкирском народном музыкальном инструменте – курай.

Дать детям представление о жанровых особенностях, назначении пословиц и поговорок. Развивать литературное творчество детей. Обогатить знания о развлечениях башкирского народа.

Закрепить этикетные нормы, правила общения. Продолжить знакомить детей с башкирскими пословицами, легендами.

Использовать знания об искусстве башкирского народа

Январь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Чтение сказки «Старая мать». Рассматривание иллюстраций предметов домашнего быта: нары, сундук, печь, урза. Изготовление предметов быта для кукольного уголка.

Игровая ситуация. Рассматривание предметов домашней утвари, изготовленных из кожи – сосуды, сумки, ведра. Изготовление по трафарету атрибутов из кожи для игры в кукольном уголке. Театрализованная деятельность. Спектакль «Петух-батыр».

Педагогические ситуации. Рассматривание предметов утвари из бересты: посуда, кузовки, короба, латки.

Разыгрывание педагогических ситуаций. Рассказ-беседа «Что такое металл (стекло, фарфор)?» Выставка «Что можно сделать из металла (стекла, фарфора)?» Сюжетно-ролевая игра «Магазин «Посуда»

Формировать нормы уважительного отношения к старшим. Знать функции предметов быта: нары, сундук, печь, урза.

Закрепление этикетных правил. Знакомство детей с домашней утварью, сделанной из кожи, со свойствами кожи.

Знакомство с этикетными правилами. Познакомить с предметами утвари из бересты: посуда, кузовки, короба, латки, их назначением.

Самостоятельно выводить этическое правило. Закрепить представления детей о различных материалах, их свойствах. Формировать умение описывать. Воспитывать уважение к человеку – творцу прекрасного, вызвать желание детей делать такие же вещи.

Февраль

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Беседа «Моя семья». Оформление альбома с фотографиями членов семьи «Моя семья». Чтение стихотворения Ф. Рахимгуловой «Откуда родом ты?», Х. Габитова «Наша семья».

Игра-загадка «Сколько нас?» Чтение стихотворения Ф. Губайдуллиной «Мама принесла малышку». Рассказ воспитателя о древнем башкирском празднике «Вечерние игры». Развлечение «Вечерние игры» (по мотиву народного праздника).

Рассматривание альбома и рисование на тему «Моя семья». Сюжетно-ролевая игра «В аул к дедушке и бабушке». Рассказ воспитателя о древнем башкирском празднике «Показ гостя».

Чтение стихотворения Я. Кулмыя «Я люблю свою маму», А. Игебаева «Маме моей», Г. Гумера «Буду, как мама», «День 8 Марта». Рисование на тему «Как я помогаю маме». Развлечение «В гостях у сказки».

Расширять представления о семье, ориентироваться в родственных отношениях, пополнить знания о родных им людях.

Закрепить имя, отчество родителей; знания о родственных отношениях. Расширять представления детей о древних башкирских праздника.  

Дать понятие о том, что у каждого есть семья. Расширять знания детей о древних башкирских праздника. 

Закрепить понятие детей о том, что мама – это самый дорогой на свете человек. Воспитывать уважение, любовь и желание заботиться о маме, бабушке. Закреплять знания детьми башкирских народных сказок

Март

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Беседа «Наша дружная семья». Чтение рассказа М. Буракаевой «бабушка – солнышко». Чтение стихотворения Ф. Мажитова «бабушка моя», Г. Юнусова «Праздник мам». Составление родословной (шежере) совместно с родителями. Роспись башкирской матрешки в подарок маме, бабушке ко Дню 8 марта. Рассматривание картины башкирского художника Л. Тюлькина «Моя мама».

Рассматривание родословной и его комментирование. Чтение сказки «Ленивый сын». Праздник «День матери».

Беседа «Моя республика Башкортостан». Рассказ легенды «Происхождение башкир». Чтение стихотворения Г. Молодцова «Башкирия». Беседа о труде пчеловода. Рассматривание картин башкирских художников: А. Ситдикова «Башкирский мед», А. Тюлькина «Аромат меда». Чтение стихотворения Р. Тимершиной «Пчела». Рисование на тему «На пасеке». Подвижная игра «Медведь и пчелы».

Беседа о родном городе Стерлитамаке. Чтение стихотворения К. Вуколова «Мой город». Слушание песни В. Беляева «Город над Стерлей». Рассматривание иллюстраций (просматривание видеоматериала) «Достопримечательности города». Рассматривание иллюстраций разных типов жилищ: аласык, тирмэ, бревенчатые жилища. Сюжетно-ролевая игра «На пасеке».

Закрепить понятие «Семья» - это самый родной и близкий круг людей. Показать детям, что бабушка и дедушка – это члены большой семьи, в такой семье вместе живут три поколения.

Закрепить знание детьми своей родословной (шежере). Вспомнить знакомую сказку.

Уточнить у детей представления о родной стране, республике, в которой они живут, о природе, богатстве Башкортостана. Познакомит с традиционной в Башкортостане профессией – пчеловода. Вызвать у детей интерес к труду пчеловода. Воспитывать уважение к труду пчеловода.

Расширить и закрепить представления детей о родном городе. Закрепить представления о достопримечательностях города, познакомит с некоторыми новыми для них архитектурными памятниками. Воспитывать чувство восхищения красотой родного города, любовь к нему, желание сделать его еще красивее. Находить отличительные особенности в строениях. Закрепить знания о труде пчеловода.

Апрель

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Рассматривание иллюстрации «Жилище». Изготовить макет бревенчатого дома, юрты, аласыка. Устройство в группе «Мини-музея». Праздник «Первый шаг малыша». Рассказывание сказки «Шумбай».

Экскурсии по улицам города Стерлитамака. Чтение стихотворений о Стерлитамаке. Рассматривание картин А. Х. Ситдикова «В башкирской избе», А. Э. Тюлькина «Изба Салавата». Игры со строительным материалом, строительство театра. Сюжетно-ролевая игра «Театр».

Рассматривание иллюстраций «Улицы Стерлитамака». Чтение стихотворения К. Вуколова «На проспекте Ленина». Рисование (аппликация) на тему «Улицы города». Рассказ воспитателя «Что такое сабантуй». Чтение стихотворения З. Ахметзяновой «Сабантуй».

Итоговая беседа об искусстве башкирского народа. Художественно-продуктивная деятельность «Укрась башкирским орнаментом одежду (утварь, жилище)». Чтение стихотворения М. Гали «Сабантуй». Праздник «Сабантуй».

Обратить внимание на внутренне украшение жилищ, различие в строении, материале и т.п. Показать, какие традиции могут быть в каждой семье. Подготавливать детей к театрализованной деятельности.

 Рассказать, чьи имена носят улицы города. Сравнивать картины, найти отличие, сходство в оформлении башкирской избы в работах башкирских художников. Закрепление знаний о отличительных особенностях в строениях.   

Вспомнить названия улиц, почему улицы названы именем Худайбердина, Блюхера и др. Закрепление знаний об отличительных особенностях в строениях на улицах города. Познакомить детей с древним праздником – Сабантуй.

Закрепить знания детей об искусстве башкирского народа. Развивать творчество детей, самостоятельность. Закрепить представления о празднике «Сабантуй».

Май

1 неделя

2 неделя

3 неделя

Знакомство с произведениями башкирского художника Б. Ф. Домашникова «Березняк», «Осень», «Снег выпал». Рассказ воспитателя о древнем башкирском празднике «Игры в свободном доме». Развлечение «Игры в свободном доме». Рассказ воспитателя о празднике «День Победы». Чтение стихотворения А. Игебаева «День Победы».

Экскурсия в музей. Чтение легенды «Как возникли Луна и Уральские горы». Праздник «Играй, гармонь».

Индивидуальная работа с использованием тетради «Знакомство детей с культурой башкирского народа». Диагностика развития.

Рассматривание картин, различных по сезону, их сравнение. Обогащать знания детей о древних башкирских праздниках, заинтересовать детей праздником, организовать его в группе. Воспитывать уважение, благодарность ветеранам ВОВ.  

Закрепить представления детей о жизни башкирского народа, его искусстве. Прививать уважение и любовь к башкирскому народу и его труду. Обогащать знания детей о башкирском фольклоре.

Закрепление пройденного за год материала. Анализ результата проведенной с детьми работы.

nsportal.ru

Рабочая программа (старшая, подготовительная группа) на тему: Реализация регионального компонента в старших группах.

  Реализация регионального компонента в старших группах №9, №10.

  "Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке,  фантазии,  

       творчеству - это источник любви к Родине.   Понимание и чувствование величия ,могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими

     истоками красоту"  В.А.Сухомлинский

         «Если мы будем озабочены воспитанием души, а не только передачей знаний, то именно «родная культура, как отец и мать, станет неотъемлимой  частью души ребенка, началом, продолжающим личность ребенка». Эти слова Д.С. Лихачева направлены на духовное самоопределение, которое нужно пробудить, а не навязывать.

      Актуальность рассматриваемой проблемы в том, что в обществе наблюдается «дефицит» духовности, кризис в духовной сфере семьи, непонимание сущности региональной культуры, отсутствие системы управления образованием взрослых в дошкольных учреждениях, отражение проблемы как потребности в изучении региональной культуры.

        Ориентиром для работы по Региональному компоненту служит Примерная основная образовательная программа дошкольного образования Ставропольского края под редакцией Р.М.Литвиновой, Т.В. Чусовитиной, Т.А. Ильиной, Л.А. Поповой, 

О.Н. Корнюшиной,  в основу которой положена идея как личностно-ориентированного, так и деятельностного подходов в воспитании, обучении и развитии детей дошкольного возраста.

    Региональный компонент включает в себя знакомство дошкольников с историей, культурой, природным окружением родного края.

Цель: Развивать первоначальные представления об истории и самобытности русского народа на примере Ставропольского края. Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей.

Задачи:

   -    Развивать познавательный интерес к своей Родине, любознательность,

     эмоциональную отзывчивость к культурно-историческому наследию Ставрополья;

     - Дать знания детям о родном городе, крае: символика,  достопримечательности,  

     промышленные объекты, их вред и польза, экологическая  ситуация;

   -   Воспитывать патриотические чувства: любовь к родным – городу, краю,  

     Родине, уважение к своему прошлому и настоящему,  познакомить с историей  

     происхождения города;

      -  Актуализировать и закреплять знания дошкольников о многонациональном  

      населении нашего края, воспитывать толерантное отношение к различным

     культурам, развивать навыки общения

     - развивать эмоционально- ценностное отношение к семье, дому, стране;

      - дать элементарные знания о флоре и фауне  Ставрополья;

      -   Знакомство с художниками, поэтами, композиторами Ставрополья,

          воспитывать любовь к прекрасному, уважение к людям искусства, своим

         землякам,  воспитывать чувства гордости за своих земляков.

      - оказание необходимой помощи семьям воспитанников в вопросах

          патриотического воспитания детей.

     - формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать

       участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.

                Литература

          1.Р.М.Литвинова .Региональная культура: художники , писатели, композиторы. 2010г.

           2. Р.М.Литвинова, А.Т.Пащенко. Региональная культура: художники, писатели, композиторы. 2010г.,сборник №2

           3.Богачкова А.Е. История Изобильненского района. 1994г.

           4. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? 2003г.

           5. Система патриотического воспитания ДОУ. Е.Ю.Александрова 2007г.

Месяц

Первая неделя

Вторая неделя

Третья неделя

Четвертая неделя

Сентябрь

 «Моя малая родина».  

     Продолжать  знакомить детей с краем, расширять общекультурные и социальные

знания детей, формировать представление детей о малой Родине –родном

крае, его геральдике, символике.  Воспитывать патриотические чувства.

Беседа с детьми– страна большая, наш край, город  - ее часть. Экскурсия по близлежащим к саду улицам.  

Объяснение значения пословиц о малой Родине.

Занятие

«День рождения Ставрополя»

П.С. уточнять и систематизировать знания детей о родном городе, истории его возникновения, его памятных местах, учить узнавать знакомые места на фотографиях. Закреплять геральдику города, воспитывать любовь к малой Родине

Экскурсия в Музей Изобразительных Искусств. Лекция для детей и просмотр видео фильма «Традиции и быт народов Северного Кавказа»

Октябрь

Рассматривание карты  России, карты Ставропольского края

местоположение Ставрополя.

Чтение стихотворения Кашпурова И.В. Ставрополье мое»».

Рассказы воспитателя о Ставропольских лесах (деревья, грибы, ягоды)

Дидактическая игра «Вкусная и полезная пища»

 

 «Золотая осень Ставрополья»- Лес в картинах художника П.М. Гричишина

Познакомить детей с творчеством  ставропольского художника

П.М.Гречишкина. Научить детей видеть красоту природы в произведениях

художника . Формировать уважительное отношение к художнику ,

прославившему Ставропольский край.

Беседа « Ставрополье – с/х край. Чем богат наш край?» (на основе наглядного материала)

Стихотворения о хлебе, о сельских тружениках

Епанешников Л.Ф. «Солнышко в хлебе» Трудный и долгий путь хлеба на наш стол. Воспитание уважения к людям труда. Бережное отношение к хлебу. Богатства нашего края.

Кашпуров И.В. «Сенокос», «Мастерская».

Люди села. Нелёгкий труд косаря, слесаря и хлебороба.

Геннадий Фатеев «Где родится каравай»

Размышления воспитанников детского сада на тему «Где родится каравай?» Воздание хвалы, чести и уважения людям, чьи руки вырастили хлеб.

Ноябрь

 Занятие «Природа Ставропольского края»

Познакомить с богатством  и разнообразием природы Ставропольского края.     Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и

понимать красоту природы. Развивать интерес к родной природе , желание

больше узнать о своём крае. Формировать бережное отношение к природе.

 «Мир гор Ставрополья».

познакомить дошкольников с названиями гор Ставрополья – Стрижамент, Бештау, Змейка, Кольцо, Машук, Верблюд, Юца, Лысая, Шелудивая, Медовая и др. многообразием полезных ископаемых в горах края, (травертин, песчанник, малахит, гранит, уголь и др.), выявить сходства и различия, месторождения камней через экспозиции ставропольского краеведческого музея им. Г.Н. Прозрителева, и Г.К. Праве.

Беседа «Легенды о Ставропольском крае» (на основе наглядного материала) Познакомить детей с серией легенд о Ставропольском крае, творчеством

неизвестных народных сказочников, отражающих особенности природного богатства и демографической ситуации древнего края ; формировать у детей познавательный интерес к достопримечательностям своего региона , его истории, культуре; воспитывать любовь к родному краю.

Занятие «Я и моя семья»

П.с. формировать представление о семье  как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге; дать представление о родословной. воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.

М.В. Усов «Перед дальней дорогой»

Описание торжественной минуты прощания ласточек с родным домом. Сходство поведения птиц с поведением людей, покидающих свой дом. Воспитание любви к родному очагу.

Декабрь

Беседы «Мой Северо-Кавказский регион – многонациональная семья» Дать детям представление о народах, населяющих соседние территории края. Дать представления об особенности национальных обычаев, музыки, танцев, одежды, традиций. Воспитывать любовь и уважение к многонациональному народу соседей края

Беседа «Национальная одежда народов Северного Кавказа»

Знакомить с особенностями национальной одежды народов СК, ее сходством и отличиями у разных народов (на основе иллюстраций)

«Дом,  в котором я живу» Выставка рисунков, макетов,

поделок.

«Как возникли города на Ставрополье» Познакомить детей с историей возникновения городов на Ставрополье, какими они были и какими стали, их архитектурой. Дать знания о том, что первыми городами на Ставрополье были: Ставрополь, Георгиевск и Александровск

 Рассматривание альбомов, открыток о Ставрополе и презентаций о  Ставропольском крае».

«Знакомство с историей названий улиц: познакомить детей с историей названий улиц, на которых дети проживают, учреждений с именными  названиями К.Маркса,  Бруснева, Булкина, Ленина и др., детская библиотека им. А.Е.Екимцева, научная библиотека имени М.Ю.Лермонтова.

Январь

Беседа «Народные праздники на Ставрополье.

Составление рассказов из личного опыта: «Как я праздновал Рождество (Святки, новый год, Крещение и др.).

Чтение произведений  детских писателей Ставропольского края и  поэтов – Кашпурова И.В., Шубной Л.Ф. и - Екимцева А., Шевченко А.А., Трилисова А.И., Пухальской Г.Н.,.Л. Епанешников

 

Беседы о животных Ставропольского края.

Просмотр презентаций о диких животных  нашего края.

Февраль

Знакомство с птицами  Ставрополья. Просмотр презентаций. М.В. Усов «Дорожка в сугробах»

Интересный рассказ - наблюдение за поведением птиц зимой. Призыв угощать бедствующих птиц, устраивать птичьи столовые. Воспитание любви к природе. Умение сострадать.

«Трудовое Ставрополье»

Знакомить детей с трудовым Ставропольем. Расширять и углублять знания детей о труде хлеборобов, животноводов. Дать сведения о труде жителей Ставрополья на промышленных предприятиях. Воспитывать уважение к людям труда.

Продолжать знакомить с улицами города, носящими имена защитников Ставрополя и Ставрополья. Вспомнить памятные места, посвященные защитникам Отечества.

Изготовление с детьми и родителями мини

альбомов из рисунков и фотографий  «Достопримечательности Ставропольского края»

Март

Пухальская Г.Н. «За ужином»

Поучительная сказка – рассказ о бабушке и внуке. Соединение правды жизни с волшебным вымыслом. Мудрость бабушки, прививающей бережное отношение к вещам. Воспитание доброты, уважения, умения видеть и слышать всё, что нас окружает.

Легенды Ставропольского края.

Продолжать знакомить с легендами Ставрополья. Воспитание интереса к истории родного края.

Исаков А. «Былиночка»

Волшебная сказка об особенностях природы степной зоны, о невозможности существования растений и животных без воды. Занимательное знакомство с особенностями растений, насекомых и животных Ставропольского края.

Красная книга птиц Ставрополья- презентация. Беседа.

Усов М.В. «Ласточонок»

Отношение человека к природе. Дети и природа. Забота о птенце. Счастливый мальчик. Формирование художественного восприятия окружающего мира.

Апрель

Продолжать знакомство с художниками Ставрополья. Называть уже знакомых художников и их картины. Составление альбома иллюстраций Ставропольских художников.

Чтение произведений М.Ю. Лермонтова, А. С. Пушкина, Л.Н. Толстого на кавказскую тему.

 Транспорт нашего города. Добавлять макеты машин  в макет  города.

Заповедники Ставропольского края.

Познакомить детей с различными видами растительности, произрастающей в заповедных местах Ставропольского края, а также с миром животных и насекомых , с назначением «Красной книги» расширять знания о родной природе Ставропольского края.

Май

Дать детям представление о подвиге жителей Ставрополья и всего народа России, сумевшего выстоять в этой войне. О героях земляках. На примере дедушек и бабушек открывать детям такие понятия, как: «Любовь к Родине», «Долг», «Совесть. Рассказать о празднике «День Победы»

Уточнять знания о труде родителей.

труд всех горожан приносит пользу жителям всего края и России. Воспитывать любовь к своей семье, своим близким.

Беседа с детьми «Люди каких национальностей населяют наш край»

Игры народов Кавказа, казачьи  игры Рассказ воспитателя о «Символике родного края»

Рассматривание репродукций картин Ставропольских художников.

 Викторина «Что я знаю о Ставрополье»

К концу года дети   должны знать:

  • Свой домашний адрес, название города, края.
  • Иметь представление о символике Ставрополя, Ставропольского края.
  • Знать названия близлежащих улиц.
  • Иметь представления о жизни и быте народов Северного Кавказа.
  • Различать национальные костюмы, уметь играть в их подвижные игры.
  • Узнавать на фотографиях достопримечательности города, уметь рассказать о них.
  • Знать профессии своих родителей.
  • Знать правила поведения в природе, на улицах города
  • Уметь рассказать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.

nsportal.ru

Календарно-тематическое планирование (средняя группа) на тему: Национально-региональный компонент

Тема

Национально-региональный компонент

Ожидаемый результат

Задачи

Варианты мероприятий

Осень кисточку достала,  всё вокруг разрисовала.

1.Формировать у детей представление  о  красоте и разнообразии родной природы.

2. Закрепить знания детей об осенних явлениях природы, о признаках наступившей осени в городе.

3. Расширить представления детей о назначении спецтранспорта в осенний период при проведении сельскохозяйственных работ и благоустройстве на улицах нашего города.       

Создание фотоальбома «Осень в моем городе»

.

1.Рассказывают о красоте природы родного края.

2. Замечают изменения в природе осенью.

3.Называют деревья,  произрастающие  в нашей местности, называют сельскохозяйственный транспорт.

Этот жужжащий мир

1.Учить детей узнавать  и называть насекомых нашего края.

2. Формировать умения называть характерные особенности внешнего вида насекомых.

3.Устанавливать простейшие связи между явлениями живой  и неживой природы на участке детского сада                        

.

Чтение сказки Д.Мамина – Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос».

.

1.Узнают и называют насекомых, обитающих в нашем крае.

2.Называют особенности внешнего вида насекомых.

3.Умеют устанавливать простейшие связи между явлениями живой  и неживой природы на участке детского сада                        

        

Октябрь

Животный мир Земли

Пернатые соседи

Как засыпает природа

Что такое этикет, знать должны мы с детских лет

Ноябрь

«Дом в котором я живу

«Осень поздняя пришла, все наденем для тепла»

«Мир застывшей музыки»

Декабрь

Идет зима аукает

Зимовье зверей

Пришли морозные деньки, достали лыжи и коньки

Веселится детвора, Новый год встречать пора

Январь

Сказка в гости к нам идет, чудеса с собой несет

День рождения детского сада

До чего дошел прогресс (предметы домашнего обихода)

Февраль

Мир вокруг нас (что из чего и для чего)

В небесах, на земле и на море

Все профессии нужны, все профессии- важны

Книги в гостях у ребят

Март

Я в мире человек

Цветы на подоконнике

К нам весна шагает быстрыми шагами

Край родной навек любимый

Наши истоки (знакомство с народной культурой и традициями)

Апрель

Я расту здоровым

Глубины Вселенной

К нам весна шагает, быстрыми шагами

Огонь друг- огонь враг

Май

Ликуй, Победная весна!

Весенний день – год кормит

Береги себя сам

Ребенок в мире людей

1.Сформировать у детей представление  о  красоте и разнообразии родной природы.

2.Рассказать об изменениях в природе осенью, признаках осени.

3. Формировать элементарные представления  о животных Сибирской тайги.

   

 Организовать наблюдение за птицами , прилетающими на участок детского сада.      

1.Продолжать знакомить детей с деревьями и кустарниками на участке детского сада, с их изменением осенью.

2.Познакомить детей с правилами безопасного поведения в природе (на участке детского сада).

1.Закреплять правила поведения в детском саду.

2.Учить речевому общению в коллективе детского сада и семье

3.Приобщать детей к культуре поведению за столом в детском саду и семье.

Расширить и углубить знания детей о городе Шарыпово, его истории, достопримечательностях.       Познакомить с символикой родного города.

 Развивать нравственно-патриотические качества; гордость за свою малую Родину ,воспитывать  уважение к труду шарыповцев.

.

Расширить знания детей о поздней осени в Сибири.

  Развивать  умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природой

  Расширять представления о животных, птицах, их приспособление в условиях Сибири.

Дать понятие «архитектура», «скульптура».

 Рассказать о том, когда и как начали строить дома(избы, терема и т.д.) на Руси, познакомить с характерными особенностями жилых домов в Сибири.

  Развивать ценностное отношение к родному городу посредством знакомства  с архитектурными  достопримечательностями

1.Расширять представления детей о признаках зимы в нашем городе.

2. Познакомить детей с народными приметами на Руси

3. Закреплять правила безопасного поведения на ледовом городке

1.Продолжать знакомить детей с домашними животными, которые встречаются в нашем городе и сельской местности.

2. Продолжать знакомить детей с дикими животными, которые водятся в лесах нашего региона; знакомить с их внешним видом, повадками.

1.Познакомить детей с местами для зимних развлечений в нашем городе (ледяной городок, каток и т.д).

2.Учить детей строить на участке детского сада простейшие постройки   из снега.

1.Знакомить детей с атрибутикой и традициями празднования Новогоднего праздника в России.

2.Приобщать детей к украшению группы детского сада к празднику, изготовлению новогодних украшений.

1.Прививать любовь к устному народному творчеству через знакомство с русскими народными сказками;

2. Знакомить детей с «устаревшими» словами, используемых ранее на Руси (лапти, кафтан и т.д.)

1.Закреплять знания детей о своем детском саде и его традициях

2.Продолжать знакомить с персоналом детского сада

3.Учить детей доброжелательно общаться со сверстниками в группе; подсказать, как можно поздравить своего друга или работников своего детского сада с праздником.

Знакомить детей с предметами домашнего обихода, которые встречаются дома, устанавливать причинно – следственные связи между трудовым процессом в быту и предметом, его облегчающим.

Расширять представления детей о свойствах материалов предметов, находящихся в групповом помещении, их качестве  в процессе экспериментальной деятельности.

Расширять и уточнять представления детей о Российской Армии, о воинах которые охраняют нашу Родину.

 Обращать внимание на личностные и деловые качества людей данных профессий.
Воспитывать уважение к людям труда, их деятельности и ее результатам.

Продолжать знакомить с различными мужскими  профессиями (мужские профессии в семье).

Расширять и обогащать представления о трудовых действиях, орудиях труда, результатах труда.

Продолжать работу по формированию интереса к фольклору Сибири.

Познакомить с книжками, оформленными Ю.Васнецовым, Е. Рачевым, Е.Чарушиным.

Учить различать жанры и виды искусства (стихи, проза, загадки)

Познакомить с библиотекой как центром хранения книг, созданных писателями и поэтами

1.Формировать представление о росте и развитии ребенка, его прошлом, настоящем и будущем

2.Формировать представления детей о правах (на игру, доброжелательные отношения и т.д), и обязанности (в детском саду, дома, на улице и т.д.)

1.Знакомить детей с комнатными растениями, которые растут в группе детского сада (бальзамин, фикус, герань, хлорофитум, бегония, фиалка и т.д).

2.Расширять представления детей о пользе комнатных растений для нашего организма.

1.Учить выделять признаки весны на участке детского сада (появилась трава, набухли почки на деревьях, появились подснежники).

2.Расширять представления детей о работах, проводимых в весенний период в садах и огородах (на дачах).

1.Рассказать детям о самых красивых местах родного города, его достопримечательностях.

2.Продолжать знакомить детей с культурными явлениями в нашем городе их атрибутами; людьми, работающими в них.

Знакомить с традициями и обычаями на Руси.

Познакомить детей с русским народным костюмом.

Формировать понимание необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его, учиться сохранять и укреплять его.

  Прививать любовь к физическим упражнениям, закаливанию, к здоровой и полезной пищи

  Привлекать родителей к формированию у детей ценностей здорового образа жизни. Посещать спортивно –оздоровительные комплексы в родном городе.( Спорткомплекс «Надежда», «Сибирь», оздоровительный комплекс «Лето» и т.д) .

Дать знания детям о российском празднике - День космонавтики.

 Формировать представления детей о многообразии космоса.

 Расширять представление детей о полете первого космонавта в космос.

 Прививать любовь к родному краю, планете, героям освоения космоса.              Воспитывать уважение к профессии космонавта, чувство патриотизма.

  Привлечь родителей к совместной деятельности.

 Систематизировать и углубить знания детей о характерных признаках весны в родном городе, крае, на просторах сибири.

 Научить понимать связи между явлениями неживой природы и сезонными видами труда.

 Вызвать эстетические переживания от весеннего пробуждения природы,  видеть красоту родного края.

 Сформировать навыки безопасного поведения в природе в весеннее время.

 

  Формировать знания, умения и навыки безопасного поведения дома и на природе.

 Учить детей набирать номер телефона службы спасения и понятно называть свой домашний  адрес.

1.Способствовать воспитанию нравственно-патриотических чувств к малой родине, ветеранам войны.

2.Воспитывать уважение и чувство благодарности ко всем ветеранам нашего города.

3.Дать представление о том, что имена героев, погибших в годы Великой Отечественной войны, увековечены на плитах в сквере Победы.

1.Обогащать представления детей о садовых и полевых работах. Посадке рассады и посеве семян.

2.Учить детей вырастить рассаду для огорода на территории нашего детского сада.

3.Расширять представления о профессиях людей работающих в сельском хозяйстве в Шарыповском районе

1Формирование основ безопасного поведения дошкольников дома, в группе: познакомить с предметами, требующими осторожного обращения.

2. Формирование основ безопасного поведения дошкольников на природе: познакомить  детей с ядовитыми растениями и насекомыми на участке д/сада,  учить детей правилам поведения в жаркие летние дни,

1. Формирование основ безопасного поведения «Если дома ты один».

2. Формирование основ безопасного поведения на дорогах улиц своего города: закрепить правила дорожного движения,  закрепить знания детей о работе светофора (о красном и зелёном сигналах), познакомить с назначением жёлтого сигнала.

Виртуальная экскурсия в заповедник «Роев ручей» г.Красноярска.

Беседа

«Звери и птицы нашего края»

Чтение стихотворения С.Маршака «Где обедал воробей?».

Открытие «Птичьей столовой» (кормушки на участке).

Целевая прогулка в парк.

Ситуативные беседы «Накрываем стол к празднику», «В гости нам пора идти, как в гостях себя вести?» и т.д.

Коллаж  «Строим, строим дом. Вырос дом, огромный дом».

Составление творческих рассказов «Где я люблю отдыхать в своем крае».

Целевая прогулка с родителями по близлежащим улицам города

Инсценировки сказки

В.Сутеева «Под грибком»

Целевая прогулка в парк к ближайшему памятнику

Ситуативные беседы

«На ледовом городке».

Фотоальбом «Зима в нашем городе».

Презентация на тему «Как люди помогают животным зимовать» (Путешествие в « Роев Ручей»)

Элементарные постройки из снега на участке детского сада.

Беседа «Безопасное поведение на Ледяном городке».

Просмотр обучающего видео мультфильма «Веселое Новогоднее приключение» ( из серии «Уроки тетушки Совы»).

Драматизация сказки

«Заюшкина избушка»

Изготовление поздравительной открытки для сотрудников детского сада.

Участие детей в праздничном концерте.

Экскурсия в мини музей детского сада.

Выставка предметов из разных материалов, принесенных из своего дома «Домашняя кладовая».

Экскурсия в парк города к памятнику морякам.

Встреча с интересными людьми (Пожарный, полицейский и т.д.).

Экскурсия в библиотеку.

Фотогазета «Я родился!»

Акция «Подари цветок в группу».

Целевая прогулка по территории детского сада. (рассмотреть первоцветы)

Рассматривание книги «Наш город Шарыпово».

Познавательное путешествие в мини музей детского сада «Русская изба».

Беседа «О русских орнаментах».

Групповое спортивное развлечение

«В здоровом теле – здоровый дух».

выставка работ детей, сделанных совместно с родителями «Этот удивительный космос».

Огород на окне (совместная деятельность посадка лука в землю и в воду)

Поисково-исследовательская деятельность

Семейное творчество: рисунки на тему «Что мы знаем о пожаре».

Проведение опытов, экспериментов «Что горит? », «Подуем на свечу» и т.д

Экскурсия к памятнику Победы

Участие в акции «Поздравь ветерана с Победой».

Огород на окне (посадка семян для рассады)

Игра- путешествие по экотропе детского сада.

1.Беседа « Доброта обманчива».

2.Развлечение  «Правила движения – знай без исключения».

1.Называют  несколько диких и домашних животных и их детенышей Красноярского края

2.Знают, какую пользу приносят для природы и человека

3.Имеют представления об особенностях внешнего вида животных

4. Имеют представления об образе жизни зверей, живущих в лесах Красноярского края.

Узнают и называют несколько птиц, прилетающих на участок детского сада

 

1. Знают названия деревьев и кустарников, растущих на участке детского сада, их особенности внешнего вида осенью.

2. Знают правила безопасного поведения в природе во время прогулок.

1.Знают правила поведения в детском саду (здороваются, прощаются, умеют обращаться за помощью к своим товарищам и т.д).

2.Умеют общаться в коллективе со сверстниками и в семье

3.Умеют культурно вести себя за столом в группе

 

Называет свой город, домашний адрес, достопримечательности города.

 Рассказывают  что вокруг нашего города много красивых озёр, называют  их обитателей.

Называют признаки поздней осени в Сибири.

Умеют устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природой.

Имеют представления о животных, птицах, их приспособление в условиях Сибири.

1.Замечают и называют признаки зимы на улицах нашего города.

2.Знают названия зимующих птиц в своем городе, отличают их по внешнему виду.

3.Знают и соблюдают правила безопасного поведения на горке.

1.Узнают и называют диких и домашних животных нашего города и края, различают по внешнему виду.

2. Имеют представления об особенностях поведения животных в зимнее время.

1.Дети знают места зимнего досуга в городе.

2.Умеют строить из снега элементарные постройки из снега во время прогулок на участке.

1.Знают традиции празднования Нового года в России, в городе.

2.С желанием принимают участие в изготовлении новогодних украшений, в оформлении группы к празднике.

1.Проявляют интерес к устному народному творчеству, русским народным сказкам.

2.Понимают значение «устаревших» слов

1.Имеют представления о своем детском саде(название сада, группы)

2.Знают некоторый персонал в детском саду (по имени и отчеству)

3.Выражают желание поздравить своих друзей и работников детского сада с праздником

4. Имеют представление о праздновании «Дня Рождения детского сада».

Знают предметы домашнего обихода, умеют их описывать (названия, детали, функции, материал.

У детей сформируются представления о строительных деталях, их свойствах, и качестве. Они научаться строить,  моделировать по элементарным чертежам, схемам и разбираться в несложных планах

У детей сформируется представление о Российской Армии, о воинах которые охраняют нашу Родину.

У детей сформируется представление о труде мужчин,
умение определять название профессии по названиям действий и орудиям труда.

У детей сформируются навыки самостоятельности, активности по взаимодействию с книгой.
Дети познакомятся со сказками народов Сибири.

Они познакомятся с библиотекой как центром хранения книг, созданных писателями и поэтами

1.Имеют представления о себе (рост, развитие и т.д.)

2.Знают о своих правах и обязанностях (в детском саду, дома, на улице и т.д.).

1.Узнают и называют комнатные растения группы, различают их по внешнему виду.

2.Знают о пользе комнатных цветов для помещения группы и нашего организма.

1. Замечают и выделяют признаки весны на улицах нашего города и на участке детского сада.

2.Рассказывают о том, как работает семья весной в саду и огороде.

1.Знают и узнают (на фото) красивые места нашего города, его достопримечательности.

2.Знают культурные места нашего города (театр,  музей и т.д.), профессии людей работающих в них.

Знают некоторые традиции и обычаи на Руси.

Отличают элементы русского костюма от других орнаментов.

Дети получили знания о строении тела человека, его основных частях,      их назначении , правилах ухода за ними.

  Сформировано  понятия, что такое здоровье, здоровый человек, что помогает быть здоровым.

  Повышение  компетенции родителей по проблеме  здоровьесбережения       детей в условиях семьи.

Заинтересованность детей темой о космосе, проявление их познавательной активности.
Дети самостоятельно проявляют инициативу: рассматривают иллюстрации, участвуют в беседах, задают вопросы; конструируют из строительного материала, конструктора, ракеты по своему представлению, проявляют творчество и детальность в работе. С удовольствием рисуют, лепят, играют.
Участие в совместной деятельности родителей – дети, поделки к Дню космонавтике

У детей сформированы:

  Знания о сезонных изменениях в природе родного года, взаимосвязи всех компонентов неживой природы, о характерных признаках весны.

  Навыки безопасного поведения  в природе в весеннее время.

 Умение поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, проявлять положительные эстетические чувства и эмоции при наблюдении изменений, происходящих в природе.

 Нравственно- патриотические чувства (чувство гордости за свой город в любое время года  и желание сохранить его чистым и красивым).

    Умение правильно вести себя в критической ситуации – набрать номер телефона службы спасения, уверенно разговаривать со взрослым, правильно назвать домашний адрес.

  Сформировано умение правильно вести себя в случае возникновения пожара.

 

1.  Дети называют памятники нашего города и кому они построены.

1.Дети  знают  для чего   они вырастили рассаду и куда можно использовать.              2.Проявляют интерес к труду взрослых и оказывает посыльную помощь.

3.Называют профессии сельскохозяйственные: тракторист, агроном, комбайнер и др.

1.Дети знают правила поведения в группе и дома.

2.Называют ядовитые растения и насекомые на территории нашего города.

3.Знают понятия пешеход, пешеходный переход, как и где переходить улицу.

1. Дети знают как вести себя дома, когда они одни (не открывать дверь незнакомым людям и т.д).

2.Знают и называют правила дорожного движения,  некоторые знаки, сигналы светофора.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *