Песенный репертуар для детей младшего школьного возраста – Подбор песенного репертуара для детей младшего школьного возраста.Методические рекомендации (с нотным приложением)

Подбор песенного репертуара для детей младшего школьного возраста.Методические рекомендации (с нотным приложением)


Государственное бюджетное образовательное учреждение
 дополнительного образования детей
 Детско-юношеский Центр "Васильевский остров" Санкт-Петербурга
Подбор песенного репертуара для детей младшего школьного возраста
Методические рекомендации (с нотным приложением)
Автор:
Малышева Ольга Владимировна,
Педагог дополнительного образования
ДЮЦ «Васильевский остров»
Санкт-Петербург
2015г.
Оглавление
Введение
1 часть. Песни для детей 1-го класса(1-й год обучения)
2 часть. Песни для детей 2-го класса (2-й год обучения)
3 часть. Песни для детей 3-го класса (3-й год обучения)
4 часть. Песни для детей 4-го класса (4-й год обучения)
Заключение
Библиография
Нотное приложение:
Г.Струве «Пёстрый колпачок»
Р.Паулс «Кашалотик»
Е.Крылатов «Колыбельная Умки»
Ю.Чичков «Что такое Новый год»
Г.Гладков-Юнгин «Мистер-жук»
О.Хромушин «Ёлочка»
Г.Гладков «Песенка о зарядке»
Г.Портнов «Хитрый кенгурёнок»
С.Баневич «Мир детства»
А. Думченко «Прятки»
А.Пресленева «Песенка о весёлых зонтиках»
Р.Бойко «Дело было в Каролине»
В.Семёнов «Звёздная река»
Я. Дубравин «Всюду музыка живёт»
М.Славкин «Старушка и пират»
М.Дунаевский «Непогода»
Введение
Основной целью создания данной работы является подбор учебно-педагогического репертуара и его практическое применение в работе с детьми младшего школьного возраста на уроках музыки, в вокально-хоровых студиях и кружках.
Материал рекомендован для педагогов дополнительного образования детей, занимающихся хоровым пением на базах общеобразовательных школ, а также для учителей музыки.
Проблема песенного репертуара всегда вызывает наибольшие трудности в работе педагогов. Правильный подбор певческого материала в свою очередь поможет педагогу решить ряд важнейших задач: прежде всего формирование интереса учащегося к пению и музыки в целом, а также правильное воспитание певческого голоса в целях реализации творческого потенциала ребёнка, развития его нравственных качеств и художественного вкуса.
Каким же песням необходимо отдать предпочтение при подборе репертуара? Прежде всего, тем, которые нравятся детям, которые они будут петь с огромным удовольствием.
Предлагаемый песенный материал прошёл «проверку» на практике. Все песни интересны детям, удобны по диапазону, отличаются различным содержанием, что даёт возможность исполнять их на праздниках, концертах, детских мероприятиях. В работе представлены лучшие песни современных композиторов, таких как: Г.Струве, Р.Бойко, Г. Гладков, М.Дунаевский, О.Хромушин, Г.Портнов и др.
Песенный репертуар разделён на 4 части – по годам обучения с учётом возрастных особе

schoolfiles.net

«Особенности подбора репертуара для детей младшего школьного возраста на уроках сольного пения

Управление по культуре

Тюменского муниципального района

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

Винзилинская детская школа искусств «Мечта»

Методическое сообщение по теме:

«Особенности подбора репертуара для детей младшего школьного возраста на уроках сольного пения»

Выполнила:

Преподаватель по классу

сольного пения

Прокопьева М.С.

п.Винзили

ноябрь 2017г.

Самым наглядным показателем работы ребенка или детского вокального коллектива является его выступление на сцене. Его успешность зависит от многих факторов: исполнительский уровень, настрой вокалиста или коллектива, степень подготовки к данному концерту, акустика зала, состав аудитории, ее реакция и так далее. Едва ли не главную роль в успехе концерта играет репертуар.

Проблема подбора вокального репертуара является одной из актуальнейших на данный момент. Не верный выбор песни может не только не раскрыть весь творческий потенциал вокалиста, но и помешать ему при исполнении. Рассмотрим некоторые принципы подбора вокального репертуара.

  1. Соответствие физиологическим особенностям голоса ребенка.

Конечно, значение репертуара не исчерпывается необходимостью показа достижений вокалиста или коллектива. Основополагающим принципом подбора вокального репертуара является принцип соответствия физиологическим особенностям голосового аппарата ребенка в целях охраны здоровья детского голоса. Мелодии песен должны соответствовать вокальным возможностям детей с точки зрения диапазона, который не должен превышать указанного в программе.

Правильный выбор репертуара в сочетании с распеванием, с вокально-хоровым сольфеджио может по-настоящему помочь развитию голоса ребенка. В то же время ошибки в выборе репертуара приводят к торможению развития голоса, а в самом худшем варианте — к пагубным последствиям для голоса и, естественно, для здоровья. Особо тщательно следует подбирать вокальный репертуар для мальчиков в возрасте от 10 лет. Это связано с периодами полового созревания в жизни мальчиков, когда их голосовой аппарат особенно уязвим, и каждое неверное действие педагога может привести к необратимым последствиям.

  1. Смысловая нагрузка произведения.

При подборе репертуара важно учитывать так же смысловую нагрузку произведения, а именно, отвечает ли смысл песни общепринятым морально-нравственным нормам. Это необходимо для того, чтобы работа над тем или иным произведением носила не только образовательный, но и воспитательный характер.  Слушая и исполняя песни, ребенок эмоционально откликается на них, воспринимает их художественные образы, осмысливает их содержание в целом. Все это углубляет его представление об окружающей жизни. В музыкальных образах воплощаются близкие, интересные детям события, явления природы, общественной жизни. Песни. воздействуя на чувства, вызывают определенное отношение к тому, что в них передано. Основное в музыке – выражение чувств, настроений, эмоций. Воздействуя песней на чувства ребенка, педагог воспитывает у него эмоционально положительное отношение к действительности.

  1. Художественный уровень репертуара.

Не менее важную роль он играет в музыкальном образовании и в эстетическом воспитании его участников, в повышении их вокального мастерства, в развитии музыкального вкуса исполнителей и аудитории. Репертуар формирует и воспитывает музыкально-эстетический вкус маленьких певцов и их понимание музыкальной культуры в целом. На протяжении всего цикла обучения дети знакомятся с большим многообразием жанров и стилей отечественной и зарубежной музыки. Лично участвуя в воспроизведении вокальной музыки, они учатся воспринимать, чувствовать и исполнять музыкальные произведения, ориентироваться в различных направлениях, жанрах и стилях классической и современной музыкальных культур.

  1. Соответствие возрасту учащихся.

Брать сложные и объёмные произведения не следует. Для детей это может оказаться неразрешимой задачей, и это обязательно скажется на продуктивности в их работе, и может повлечь за собой утомление, отсутствие интереса к делу, которым он занимается, в некоторых случаях даже отчуждение от пения вообще (зависит от характера ребёнка). Доступность репертуара предполагает также восприятие детьми образного строя произведений. Очень важно, чтобы детям было понятно и интересно то, о чем они поют. Здесь наряду с музыкальной формой произведения огромное значение имеет его текст. Очень важно, задевает ли он струны детских сердец или поется равнодушно, без особого вникания в красоту слова, смысл фраз. К сожалению, часто можно встретить песни с «дежурными» словами, которые не могут увлечь, заинтересовать детей. Бывает еще обидней, когда в подобных песнях красивая мелодия. Встречаются произведения, в которых текст плохо сочетается с музыкой.

Но сложные произведения должны входить в репертуар, их следует брать с осторожностью и с учётом всей последующей работы. В то же время большое количество легких произведений должны быть в репертуаре ограниченно, так как лёгкая программа не стимулирует профессиональный рост.

  1. Образные и жанровые контрасты.

В репертуар надо включать произведения разнообразные по форме, жанру, содержанию. При выборе произведения надо учитывать также следующие параметры: количество голосов, их тесситурные условия, интонационные, ритмические, динамические трудности, наличие аккомпанемента.

Тщательный подбор репертуара с точки зрения его художественной ценности, соответствия исполнительскому уровню вокального ансамбля и педагогической целесообразности - залог творческого роста и эстетического воспитания учащихся.

Углублению качественного исполнения произведений должен содействовать дидактический принцип постепенности в обучении, принцип постепенного усложнения репертуара. Каждая последующая песня должна быть несколько сложнее предыдущей (в отношении вокальных навыков, мелодии песни, ритмического рисунка). Не завышать реальные исполнительские возможности ученика, это может зафиксировать в сознании представление о пении, как о тяжелом труде. Иногда педагог сознательно вводит в репертуар произведения, явно завышая их по трудности. Это делается для того, чтобы вовлечь ученика в активную работу и помочь раскрыться с неожиданной стороны. Так же для развития воображения можно подбирать произведения, различные по характеру и тематике, работа над которыми будет проводиться одновременно. Например, лирические медленные, спокойные произведения можно сочетать с задорными и веселыми, а важные, серьезные темы (например, про маму, Родину, семью, мир во всем мире) разбавлять легкими и не навязчивыми (например, про животных, погоду, детство, игры, праздники). Это будет способствовать развитию у ребенка умения быстро переключаться из одного эмоционального состояния в другое, а также исполнение такого сочетания песен на конкурсах и фестивалях будет говорить о многогранном и всестороннем развитии юного вокалиста.

  1. Цель работы над произведением.

При подборе вокального репертуара необходимо так же учитывать его направленность. По своей цели песни можно разграничить по трём направлениям:

- учебные;

- тематические;

- концертные.

На учебных песнях можно отрабатывать те или иные вокальные приемы, развивать диапазон ребенка.

Тематический песенный материал используется для выступления на различных тематических вечерах и праздниках.

Концертный репертуар должен отличаться особой оригинальностью, массовостью, иметь достойный художественный уровень.

Подводя итог всему выше изложенному, можно сказать следующее: подбор репертуара и последующее его разучивание – это кропотливый труд, требующий от руководителя предельного внимания, знаний и опыта. В выборе произведений для ребенка или детского вокального ансамбля нужно помнить, что главная задача репертуара состоит в том, чтобы привить школьникам интерес и любовь к музыке, а также развить их музыкальные способности, музыкальный вкус, расширить музыкальный кругозор.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Аверина, Н. В. Проблема репертуара в детском хоровом исполнительстве: Дис. канд. искусств. / Н. В. Аверина. - М.: Просвещение, 1996. - 117 с.

2.Алиев, Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей. / Ю. Б. Алиев. - Воронеж. 1998

3.Апраксина, О. А. Современный школьник./ О. А. Апраксина // Музыкальное воспитание в школе. – 1977 - Вып.12 – С. 15

4.Асеев, В. Г. Возрастная психология / В. Г. Асеев. – Иркутск: Иркутский государственный педагогический институт, 1989. – 196 с.

5.Дмитриевский, Г. А. Хороведение и управление хором. / Г. А. Дмитриевский. - М.: Музыка - 1957.

6.Махинько Е.П. Влияние музыки на развитие личности подростков в процессе хорового исполнительства / Е.П. Махинько – М.: Музыка, 2006.

7.Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / В. С. Мухина. - М.: Академия, 2006. - 559 с.

8.Черноиваненко, Н. Формирование творческих способностей школьников в певческой деятельности. / Н. Черноиваненко. //Музыкальное воспитание в школе. – 1989. – Вып. 9.

9.Якиманская, И. С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе. / И. С. Якиманская. – М.: Сентябрь, 2000.

infourok.ru

Детские песни — Александр Кудряшов

Сборники нот


Эти песни охватывают все стороны жизни детей и могут быть использованы музыкальными руководителями в детских дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах, музыкальных школах (для ансамблевого пения) вокальных студиях и других детских учреждениях.

Школьный сборник

Новые песни для детей среднего и младшего школьного возраста, и для детей старшего дошкольного возраста

ПОСЛУШАТЬ Радужные нотки

Второй сборник детских песен Александра Кудряшова для детей школьного и старшего дошкольного возраста.

ПОСЛУШАТЬ

Сборники песен и караоке


Озорные нотки

ПЕСНИ И КАРАОКЕ НА CD №1

ПОСЛУШАТЬ

ПЕСНИ И КАРАОКЕ НА CD №4

ПОСЛУШАТЬ

detimusic.ru

Педагогический проект для детей младшего школьного возраста с нарушением слуха «Мелодии песен Владимира Яковлевича Шаинского».

Государственное общеобразовательное учреждение

«Забайкальский центр специального образования и развития «Открытый мир»

Педагогический проект

для детей младшего школьного возраста

с нарушением слуха

«Мелодии песен Владимира Яковлевича Шаинского».

Подготовила:

Приходько О. С.,

учитель - дефектолог

высшей квалификационной категории

Содержание проекта

1. Актуальность____________________________________________________3

2. Паспорт проекта_________________________________________________4

3. Распределение деятельности по проекту______________________________6

4. Ресурсное обеспечение ____________________________________________7

5. Планируемые результаты__________________________________________9

6. Реализация проекта ______________________________________________10

7. Содержание работы в процессе реализации проекта___________________11

8. Введение_______________________________________________________12

9. Этапы работы___________________________________________________14

10. Перспектива развития проекта ____________________________________21

11. Используемая литература________________________________________22

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Что характеризует человека прежде всего? Конечно же, его культура, в формировании которой огромную роль играет музыкально-эстетическое воспитание. Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической – актуальнейшая задача сегодняшнего дня.

И, конечно же, Жанр ПЕСНЯ» наиболее доступен для восприятия детям младшего школьного возраста, близок и понятен. Песня тесно вошла в детскую жизнь. Дети слушают, поют не только на занятиях, развлечениях и праздниках, но и в свободной деятельности.

Песня учит и воспитывает ребенка. Прослушивание и исполнение песен объединяет детей, создает условия для их эмоционального, музыкального общения. Важно, чтобы дети не потеряли к песне интерес. Эта задача не только музыкального руководителя, но и педагогов, и родителей, формирующих целостную личность ребенка.

Поэтому особое внимание необходимо уделять внимание подбору песенного репертуара, который направлен на формирование и развитие специфических знаний, умений, вокальных и коммуникативных навыков. И, конечно же, в репертуар исполняемых детьми песен, в первую очередь должны быть включены песни Владимира Яковлевича Шаинского

Все о чем поется в песнях Шаинского – неоценимое богатство жизненных знаний, психологических установок, которые помогают быть успешными в жизни. Поэтому-то они и по нынешний день актуальны и востребованы, и в школах, и в детских садах. Сказочные, игровые сюжеты, поэтические образы его песен легко запоминаются, их можно обыгрывать, инсценировать. С предлагаемым репертуаром дети могут выступать на праздниках, концертах, на различных конкурсах, а также просто петь в повседневной жизни.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Участники проекта

Вид проекта

долгосрочный (1 год)

Тип проекта

Информационно- творческий

Объект

Музыкальное творчество советского российского композитора – песенника Владимира Яковлевича Шаинского

Предмет

Амплификация (обогащение) музыкально-песенного материала основной общеобразовательной программы по РСВ и ФП (фронтальные и индивидуальные занятия) для детей с нарушением слуха.

Гипотеза

Приобщая ребенка к музыкальному миру замечательного советского

композитора – классика В.Я Шаинского, обогащая музыкально - песенный репертуар основной общеобразовательной программы по РСВ и ФП, мы, тем самым, формируем музыкально-эстетический вкус ребенка, развиваем его музыкальную культуру и творческие способности.

Цель

  • знакомство детей младшего школьного возраста с нарушением слуха с произведениями советского российского композитора - песенника Владимира Яковлевича Шаинского

  • Амплификация (обогащение) музыкально-песенного материала основной общеобразовательной программы по РСВ и ФП (фронтальные занятия) для детей с нарушением слуха.

Задачи

  • Дать представление о значении музыки и песен В. Я. Шаинского в современном музыкальном развитии ребенка;

  • Познакомить с биографией композитора, музыкальными произведениями Шаинского: детскими песнями, песнями, написанными для мультфильмов, кинофильмов, радиопостановок, музыкальными сказками.

  • Обогатить образовательный процесс, предметно-развивающую среду и самостоятельную деятельность детей детской музыкой и песнями В. Я. Шаинского.

  • Побуждать ребенка самостоятельно организовывать собственную музыкальную деятельность в группе детского сада и в семье.

  • Поощрять проявления инициативы и активности в музыкальной деятельности в детском саду, готовность участвовать в концертах, использовать музыкальный репертуар в играх, в режимные моменты, выражать собственные впечатления об исполненной песне в рассказе о ней, в пластических миниатюрах, в художественно – изобразительной деятельности.

  • Развивать у детей познавательные способности, творческое мышление и воображение, коммуникативные навыки.

  • Воспитывать на творчестве В. Я. Шаинского у ребенка такие базовые качества личности, как творческая активность, инициативность, уверенность в себе, доверие и уважение к окружающим, произвольность, умственные и познавательные способности.

Продукт проектной деятельности

  • Создание альбома детских рисунков "Мой любимый герой", "Легион Друзей" - изображающих героев мультфильмов по мелодиям песен В.Я. Шаинского.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОЕКТУ

Направления работы

  Взаимодействие с:

Детьми младшего школьного возраста

Учителем-дефектологом

родителями

Цель: 

Цель:

  • Формировать представление о значении музыкального творчества В. Я. Шаинского в развитии музыкальной культуры ребенка,

повышать педагогическую компетентность в данном

направлении;

по созданию условий для формирования у детей представлений о творчестве В. Я. Шаинского, его песенно-музыкальном наследии, о проявлении любви и интереса к музыкальным произведениям композитора.

реализации задач.

Цель:

Просвещение;

совместной

деятельности с

участниками проекта.

Формы работы с

Детьми младшего школьного возраста

Учителем-дефектологом

родителями

НОД.

- знакомство с музыкально-песенным репертуаром В.Я.Шаинского.

Слушание музыкальных сказок, музыки к кино- и мультфильмам;

- беседы - обсуждения музыкального творчества композитора с рассматриванием фотографий и рисунков;

- разучивание и исполнение песен композитора, игра на музыкальных инструментах;

Режимные моменты, самостоятельная деятельность.

-использование песен в повседневной жизни детей, в игре, в досуговой деятельности, на прогулке, при проведении утренней гимнастики;

- разработка интегрированных циклов занятий, праздников, досугов и развлечений с использованием музыки и песен В.Я. Шаинского

- пополнение музыкально-развивающей среды кабинета по РСВ и ФП материалом и оборудованием, необходимым для реализации творческого проекта;

- разработка музыкально-дидактических игр, необходимых для реализации творческого проекта;

- анализ семейного воспитания по данному вопросу

- индивидуальные беседы с родителями

- консультации для родителей

- поиск материалов для домашних заданий : презентаций, выставок детских работ, изготовление поделок;

- участие в совместных вечерах развлечений, праздниках.

РЕСУРСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Обеспечение организационных условий

 разработка содержания, методов, подходов и приемов работы с содержанием и т.д.

Обеспечение

 информационных

 условий

  • сбор, обработка методической литературы;

  • анализ информации, нужной для реализации проекта;

  • работа в библиотеке;

  • работа с интернет ресурсами.

Обеспечение

 мотивационных  

условий

постановка проблемных ситуаций

Обеспечение 

научно - методических  условий

проведение непосредственной образовательной деятельности

Обеспечение материально-технических условий

наличие материала и оборудования.

Наличие у преподавателя педагогических компетенций

владение воспитателем технологиями личностно-ориентированного обучения и воспитания, проектной методикой, групповыми и индивидуальными формами работы, владение знаниями психологии и возрастных особенностей учащихся. 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • создание детских презентаций " В.Я.Шаинский - композитор современности", "Дружба начинается с улыбки", "Каждому в лучшее верится»

  • создание выставок "Моя любимый герой" - детских рисунков, "Легион Друзей" - детских поделок, изображающих героев мультфильмов

Таким образом, можно сделать вывод о том, что выдвинутая нами гипотеза найдет свое подтверждение, как на теоретическом уровне, так и в процессе работы: внедрение и обогащение основной общеобразовательной программы музыкой В. Я. Шаинского, систематическое исполнение его песенного репертуара  в повседневной жизни, на праздниках, развлечениях, дома в кругу семьи, развивает музыкальный вкус ребенка, его культуру, музыкальные творческие способности.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

I этап –

подготовительный

1. Создание нормативно правовой базы.

2. Разработка и проведение мониторинга.

3. Разработка перспективного планирования занятий, развлечений, праздников.

4. Подготовка материала и оборудования.

5. Предварительная работа по реализации проекта.

II этап –

основной

  1. Амплификация детского музыкального репертуара музыкой и песнями В. Я. Шаинского

  2. Систематизация информационного, наглядно - демонстрационного материала и оборудования.

III этап –

заключительный

  1. проведение итогового (заключительного) мониторинга с целью выявления уровня знаний детей о детских песнях и музыке к мультфильмам композитора

  2. составление методических рекомендаций для всех участников проекта по внедрению и использованию музыкального репертуара В.Я. Шаинского

  3. Публикация проекта на Интернет - сайтах педагогов.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Виды деятельности

Содержание образовательной деятельности

Игровая деятельность

1. Дидактические игры.

2. Динамические паузы

3. Музыкально -театрализованные игры

Познавательная деятельность

2. Чтение художественной литературы, стихов, сказок поэтов-песенников, соавторов В.Я.Шаинского (М. Пляцковского, Э.Успенского, Г.Остера, Р.Рождественского, Л. Яхнина, Ю.Энтина, М. Танича)

3. Просмотр презентации " В. Я. Шаинский - композитор современности",

4. Просмотр мультфильмов с музыкой В. Я. Шаинского

Коммуникативная деятельность

1. Беседы о композиторе, его творчестве

2. Обсуждения.

3. Рассказывание стихов, пересказ сказок

Музыка

1.Организованная образовательная деятельность

2.Использование песенного репертуара В. Я. Шаинского в реализации образовательных областей:

3.Использование песен в повседневной жизни детей, в игре, в досуговой деятельности, на прогулке, при проведении утренней гимнастики.

Работа с родителями

  1. Консультации, беседы

  2. Досуговая деятельность.

  3. Оформление информационного уголка в кабинете.

  4. Помощь в предоставлении родителям музыкально- методического материала : записи песен, музыкальных сказок, фонограмм выученных песен, мультфильмов для использования этого материала дома с детьми.

ВВЕДЕНИЕ

На протяжении многих лет взрослыми и детьми слушаются и поются добрые, светлые детские песни Владимира Шаинского. Их популярность огромна. Сколько раз критики, специалисты пытались объяснить феномен песен Шаинского. А автор просто объясняет это тем, что нашел свой музыкальный ключ в общении с детьми. Он умеет разговаривать с ребятами "по душам", как бы на равных: то с озорством и лукавством, то ласково и серьезно, то с добродушным юмором и неудержимым весельем. Кто-то назвал песни Шаинского «школой радости».«Улыбка» научит сражать любого врага доброжелательностью. «Голубой вагон» не перестает напоминать, что все проходит, и надо верить в лучшее, которое обязательно наступит. «Вместе весело шагать» соберет вместе друзей. А «Чему учат в школе» быть может, вернет хоть на минутку желание идти в школу ребенку, который мечтает о каникулах уже 1 сентября.

Но чтобы написать простую, легко запоминающуюся песню, с ясной, доступной всем мелодией, нужен огромный труд. И не только труд. Без высокого мастерства и настоящего таланта не создать песню, способную к большой и долгой жизни.

"Принято считать, что из всех форм музыки песня наиболее проста и потому написать ее легче, чем что-нибудь другое. Но легкость эта кажущаяся. Как композитору-симфонисту трудно создать рельефную, выразительную и лаконичную тему, так и для создания восьми или шестнадцати тактов песни, которые вместили бы богатое образное содержание, нужны и талант, и мастерство, и умение напряженно трудиться", — писал В. Соловьев-Седой.

В отличие от классической музыки в жанре детской песни в конкурентной борьбе побеждают сильные. Ведь слушателя, а тем более детей не обманешь. Бывает такая музыка, в которой нет ничего кроме нот, ритма, правильно построенных аккордов (то, что композитор называет фактурой). История показывает, что у «фактурной» песни не бывает будущего, а значит и не бывает успеха. Но в реальности так часто приходится встречаться с низкосортным, но фактурным детским музыкальным материалом... Но это не о песнях Шаинского! Замечательные песни Владимира Яковлевича поет уже не одно поколение детей, их смело можно назвать отечественной музыкальной классикой.

"Это песни, воспитывающие музыкальный и поэтический вкус, это песни, которые хочется слушать и петь." (А.И.Буренина сб."Сказочная карусель")

Изучив и проанализировав музыкально - песенный репертуар, предлагаемый основной общеобразовательной программой, реализуемой в нашем ОУ я обратила внимание, что детям младшего школьного возраста с нарушением слуха не хватает песен наших замечательных советских композиторов - В.Я.Шаинского, Гладкова, Дунаевского, Тухманова, Крылатова. Из музыкальн

infourok.ru

Хоровой репертуар для ДШИ

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская школа искусств Грайворонского района»

Белгородской области

Методическая разработка

«Хоровой репертуар для ДШИ»

Составитель:

Макарова Татьяна Григорьевна

Пение является самым доступным видом музыкального искусства, широко востребованным в практике музыкального образования. Многие исследователи в различных областях науки сходятся во мнении, что в процессе обучения пению развивается эстетический вкус, качества личности ребенка, его общие и музыкальные способности, а также происходит общее укрепление и оздоровление организма. В детской психологии раскрыты его воспитывающие и развивающие возможности. Дети, поющие в хорошем хоре, наряду с выполнением художественно - исполнительских задач, решают и очень важные для них жизненные задачи.

Хоровое пение - искусство массовое, оно предусматривает коллективное исполнение художественных произведений. А это значит, что чувства, идеи, заложенные в словах и музыке, выражаются не одним человеком, а массой людей. Осознание ребенком того, что когда все поют вместе и дружно, то получается хорошо и красиво. Именно он участвует в этом исполнении и песня, исполненная хором, звучит выразительней и ярче. Это оказывает на юных певцов позитивное и воспитательное воздействие.

`Высказывание Чарльза Дарвина «...Если бы мне пришлось вновь пережить свою жизнь, я установил бы для себя правило ежедневно читать какое-то количество стихов и слушать какое-то количество музыки. Быть может, путем таких упражнений мне бы удалось сохранить активность тех частей моего мозга, которые теперь атрофировались. Утрата этих вкусов к поэзии и музыке равносильна утрате счастья и может вредно отражаться на умственных способностях, а, еще вероятнее, на нравственных качествах, так как ослабевает эмоциональную сторону нашей природы`».

Самое первое, основное, с чем сталкивается преподаватель – это репертуар.

1. «Репертуар – насущный хлеб хора, без которого ему не выжить».

2. Репертуар – зеркало, в котором мы видим лицо хора – в профиль и анфас.

3. Репертуар – звуковая карта, на которой видны творческие маршруты хора.

4. Репертуар – манометр, показывающий мощность и возможности хора.

Подбор репертуара – дело непростое, хотя, конечно, выработаны и приняты единые критерии и принципы его оценки, пополняется он за счет всего лучшего, что имеется в художественной сокровищнице культурного общества. Сложности эти связаны в первую очередь с тем, что каждый коллектив располагает присущим только ему техническими и художественными взаимоотношениями, в соответствии с которыми руководителю приходится выбирать пьесы.

Длительная и трудная учебная, репетиционная работа может не дать положительного эффекта – педагогического, художественного, если было взято произведение завышенной трудности и с ним не справились или наоборот, оно оказалось легким, не требующим напряженных поисков, показа всего, на что способны исполнители.

Исходя из вышеперечисленного, мы видим, что репертуар предсказывает будущее хора. На репертуаре растут хоры, их хормейстеры, и композиторы, а косвенно – вся ваша музыкальная культура.

Одним из критериев при подборе репертуара является его реальность, соответствие репертуара техническим и художественным возможностям коллектива.

Пьесы для обучения должны быть интересны участникам и не представлять, особенно на первом этапе, больших технических и эстетических трудностей.

Такой репертуар способствует быстрому совершенствованию мастерства участников, развитию и закреплению певческих навыков; развивает у исполнителей интерес к народному творчеству, к занятиям в коллективе, обогащает духовным мир, внутреннюю культуру, эстетические вкусы.

Огромное воспитательное значение имеют произведения патриотической тематики. Они формируют верность традициям нашего славного прошлого, гражданскую зрелость. Ими, как правило, открывает коллектив свое выступление, придавая ему особую торжественность, выражая идейную направленность.

Другая группа пьес, вводимая в репертуар самодеятельных коллективов, связана с народной песней. Это или интересные обработки, переложения, или оригинальные произведения, созданные на их основе.

Народные песни понятны и просты. Но это не означает упрощенности их содержания. Произведения народного творчества запечатлели историю народа, его душу, вековые надежды и чаяния. Они являются непреходящим духовным богатством, источником вдохновения. В любой аудитории их встречают с особой теплотой и взыскательностью, поэтому так велика ответственность руководителя за характер трактовки народной песни.

Русские народные песни учат основам вокально - хоровой профессиональной школы пения. Для которой характерна широта дыхания, вокально - интонационная устойчивость, яркая и выразительная подача слов, задушевность, радость, печаль, через богатство нюансов вокальной речи. Песни других народов открывают нам новые народные традиции, познание песенной культуры других народов.

Русская духовная музыка - по словам известного музыковеда Б. Доброхотова - «вырабатывала замечательно ровное, мягкое и согласованное звучание, необычайную чистоту строя, выразительное, глубоко осмысленное интонирование, наконец, глубокую, живую и в то же время точную динамику». Духовные песнопения построены на средних звуках диапазона, исполняемые без сопровождения, вырабатывают у хористов определённо вокальный навык.

Поэтому духовные произведения являются неотъемлемой частью репертуара.

Изучение западноевропейской хоровой музыки влияет на певческое голосообразование и развитие общей культуры певчего в целом.

И следующий раздел самый большой по количеству исполняемых произведений – это так называемая современная музыка, которая самая обширная по разнообразию, самая доступная для детей и самая «опасная» для руководителей: очень легко скатиться на низкохудожественный, низкокачественный и даже вредный для здоровья ребенка материал. Необходимо хорошо ознакомиться с произведением, прежде чем взять его в работу.

На чем основывается руководитель в подборе произведений:

1.На стилистическое и жанровое разнообразие произведений

- патриотическая тематика

-народные песни, обработки, произведения в народном стиле.

-русская духовная музыка

-классические произведения(русской и зарубежной классики)

-современные произведения

2. Количество произведений в младшем хоре – 25-30 произведений, в старшем 10-15

3.Репертуар должен быть ориентирован на календарные, конкурсные мероприятия

4.Репертуар должен соответствовать певческим возможностям, возрастным особенностям детей

5.Репертуар должен опираться на предыдущий опыт коллектива

6.Репертуар должен быть понятен и интересен детям (в основном интерес прививает хормейстер )

7.Репертуар должен двигать коллектив ВПЕРЕД

8.Репертуар должен быть разнообразным

9.При подборе репертуара хормейстер опирается на свой вкус, воспитанный на определенных певческих, вокально-художественных традициях, на опыт, который основан на отборе репертуара в результате работы.

Теперь конкретно о репертуаре для тех коллективов, с которыми я работаю.

Младший хор – хороший унисон, вливание новых детей, единая певческая установка.

Хоры младшего детского возраста имеют в репертуаре одно двухголосные произведение. На этом начальном этапе и закладывается необходимые профессиональные навыки - точное интонирование, ансамблирование, элементы вокальной техники.

Примерный репертуар:

- Й. Гайдн «Старый добрый клавесин», В. Калинников «Киска», П. Аедоницкий «Песня о любознательном щенке».

- Народные песни «Со вьюном я хожу», «А я по лугу», «На зеленом лугу», «У оленя дом большой»;

- фр.н.п., «Мальчик-замарашка» обр. Т. Попатенко, Е. Поплянова «Тише, мыши», В. Корзин «Хитрая мышка»;

- Г. Струве «У моей России», «Колобок», «Так уж получилось», «Лунные коты», «Рыжий пес»;

- С. Смирнов «Осень», «Мама», «Удивительный слон», «Скрюченная песенка»;

- Е. Рыбкин «Женитьба», С. Никитин «Пони», Б. Фрумкин «Удивительная кошка»;

- А. Флярковский «Сластена», О. Фельцман «Пошли гулять ботинки», С. Ярушин «Первый раз в первый класс», «Песенка про носорога», А. Ермолов «Бедный ежик», «Тигренок», «Солнечные зайчики».

Старший хор

В репертуар должно входить не менее 15 произведений. Желательно чтобы не менее половины его составляли хоры a'cappella. Хорошо развивает слух, и частоту интонирования.

Репертуар:

- В.А. Моцарт «Dona nobis pacem», Л. Керубини «Терцет во славу мажорной гамме», Л.В. Бетховен «Тебя я прошу», С. Савельева «Богородице Дево»;

- браз.н.п. «Siyahamba», р.н.п. «Заиграй, моя волынка»;

- Я. Дубравин «Муха-чистюха», А. Гречанинов «Ноктюрн», И. Дунаевский «Колыбельная», Б. Бриттен «Это маленькое дитя», И. Хрисаниди «Волшебная свеча», М. Райхл «Мороз»;

- С. Смирнов «Ave Maria», «Счастье приходит с песней».

ХОР МАЛЬЧИКОВ

- Р.н.п. «В темном лесе», Укр.н.п. «Ой, там за Дунаем», кант «Небо и земля», ит.н.п «Санта Лючия»;

- Г. Гендель «Dignare»;

- С. Смирнов «Сердце отдай России», Л. Сивухин «Ты расскажи нам, юнга», М. Броннер «Если мама в магазине», В. Веккер «На контрольной», А. Ермолов «Прадедушка»,

- Г. Струве «Далеко ли, близко ли», «Мальчишки».

Таким образом, репертуар является одной из важнейших основ в работе с хоровыми коллективами. Предлагаю вашему вниманию нотные сборники, по которым я работаю, при необходимости могу прокомментировать нотный материал:

  1. Крылатов Е. Крылатые качели. Музыкальный сборник. /Е.Крылатов-М.:Дрофа,2001 г

  2. Струве Г.А. Ступеньки музыкальной грамотности. Музыкальный сборник,1999 г

  3. Струве Г.А. Каноны для детского хора СПб: Издательство «Лань» 1998 г

  4. Разноцветный мир Сборник детской песни композиторов черноземного края. Центр духовного возрождения черноземного края, 1997 г

  5. Малыши поют классику. Сборник произведений для детского хора. 11 русская музыка,

Издательство «Композитор»1998 г

  1. Ройтерштейн М.И. В шутку и всерьёз. Сборник песен., М.Советский композитор,1983 г

  2. Славкин М. Песни и хоры для детей. М. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2003 г.

  3. Буквы пляшут и поют. Песни для 1 класса. Сост. Макарова Т.Г.. Издательство «Ресса»,2010

  4. Ты откуда музыка? Песни для 2 класса. Сост. Макарова Т.Г., Издательство «Ресса»,2010 г

infourok.ru

Как правильно подобрать песенный репертуар для школьников

Как правильно подобрать песенный

репертуар для школьников.

Подготовила учитель музыки МБОУ СОШ №20 Шатохина Т.Н.

Забота о здоровье детей – важнейшая задача всего общества. Данная задача должна осуществляться педагогами образовательных учреждений начиная с младшего школьного возраста.

Здоровьесберегающие технологии (дыхательная гимнастика, распевки, артикуляционная гимнастика, игровой самомассаж и др.), используемые на занятиях музыкой при подготовке к пению, помогают развивать музыкальные способности детей, укреплять здоровье и являются одним из средств физического развития ребенка.

В основе обучения детей пению следует использовать следующие общепедагогические принципы: воспитывающего обучения, доступности, постепенности, последовательности и систематичности, наглядности, сознательности, прочности. Все эти принципы выполняются постоянно и одновременно.

За большой опыт во время учительской практики, я усвоила, что дети, которые пришли в первый класс, совершенно не могут правильно пользоваться своими вокальными данными.

Певческие возможности младших школьников невелики. И всё же, начиная с подпевания, они постепенно овладевают навыками петь негромко, правильно интонировать, выражать свои чувства.

Охрана детского голоса – один из главных путей к обеспечению богатейшего расцвета вокального искусства. Среди равных видов певческого голоса детский певческий голос занимает особое место, так как из него развиваются голоса взрослых, сохраняя его природные качества. Поэтому понятно, насколько важными являются его охрана и правильное воспитание.

Гигиена голоса: определение

Гигиена голоса - группа мероприятий, направленных на предотвращение заболеваний голосового аппарата.
1.Правильное выстраивание занятия по вокалу, чередование периодов пения и отдыха ребенка. 
2. Избегание форсированного звука, твердой атаки звука, резкого крика. 
3. Точное определение типа голоса, пение произведений характерных для данного типа. 
4. Запрещение выступлений вокалистов на открытом воздухе при температуре ниже + 18 град. С. 
5. Избегать резких температурных перепадов, употребления холодных напитков при перегревании, употребление мороженного. 
6. Общеукрепляющие, закаливающие процедуры. 
7. Своевременное лечение у врача – ЛОР.

Пение следует также рассматривать как средство укрепления организма:

  1. Оно формирует правильное дыхание,

  2. укрепляет легкие и голосовой аппарат.

  3. По мнению всех вокалистов пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Поэтому очень важно петь в чистом, проветренном помещении, а летом – на открытом воздухе.

  4. Певческая деятельность способствует формированию правильной осанки (особое внимание).

  5. Занятия пением помогают организовать, объединить детский коллектив, способствует развитию чувства локтя. В процессе пения воспитываются такие важные черты личности, как воля, организованность, выдержка. В школьном репертуаре есть песни о Родине, труде, о разных профессиях, воспитывающие уважение к ним, формирующие нравственность.

Голосовой аппарат человека представляет собой сложную систему. Ее основными частями являются органы дыхания – легкие с дыхательными путями и дыхательными мышцами, гортань с голосовыми складками, где зарождается звук, артикуляционный аппарат, совокупность резонаторов. Все части голосового аппарата находятся в непосредственной взаимосвязи и взаимозависимости между собой, поэтому, перед занятиями пением, с детьми обязательно обсуждаем, как и каким образом у нас формируется певческий голос, что во время певческого процесса все части голосового аппарата работают как единое целое.

Как известно, орган слуха, голосовые органы (гортань, глотка, мягкое небо, ротовая и носовая полости, где звук окрашивается) и органы дыхания (легкие, диафрагма, межреберная мускулатура, мышцы трахеи и бронхов) - все это один сложный певческий механизм. Между звеньями единого механизма существует тесная взаимосвязь, которую нельзя нарушать.

Вся сложная деятельность певческого механизма строго согласована и подчинена центральной нервной системе (голосовому мозгу). Именно там происходит контроль и регуляция этой деятельности при непосредственном участии органа слуха. Если ребенок спел слишком напряженно, громко или слишком вяло, неразборчиво произнося слова, а его ошибки не были исправлены, то при дальнейшем пении звук сформируется с теми же ошибками. То есть согласованная работа организма нарушится. Это приведет к воспитанию неправильных навыков, а значит и к порче голоса.

При соблюдении гигиенических условий, т.е. при проведении занятий в проветренном помещении, на чистом воздухе в сухую теплую погоду, пение способствует развитию и укреплению легких и всего голосового аппарата. Систематические распевание на уроках музыки подготавливают детей к урокам пения.

(По мере роста ребенка механизм голосового аппарата изменяется. Усложнение в механизме голосообразования более заметно у мальчиков. Иногда врач – фониатор устанавливает у них эти перемены уже в 10-11 лет. Если занятия пением в школе хорошо организованы и певческое воспитание учащихся с первого класса идет правильно, то к 9-10 годам голоса детей начинают особенно хорошо звучать. Этот период называют “расцветом голоса”. У мальчиков голос приобретает особую звонкость, “серебристость”, в голосах девочек может наблюдаться индивидуальная тембровая окраска.)

Почему надо охранять детский голос

Детский голосовой аппарат сильно отличается от взрослого человека. Он очень хрупкий, нежный, непрерывно растет, изменяется, и чрезмерное напряжение может помешать его нормальному росту.

Детский голосовой аппарат должен развиваться в полном соответствии с развитием всего организма ребенка.

Поэтому "заниматься с детьми пением надо осторожно, помогая развитию голосового аппарата и общему развитию детей, а значит и материал для обучения (упражнения, песни) надо подбирать для них по возрасту"


Как надо охранять детский голос

Первое, необходимо бороться с криком. Резкий, напряженный крик портит голосовой аппарат.

Чтобы воспитать детский голос правильно, нужно, прежде всего, не допускать у детей крика. Некоторые из них слишком резко и много кричат дома, на переменах в школе, на улице.

В результате такие дети обычно начинают сипеть, кашлять, а иногда и теряют на время голос, потому, что от напряжения у них воспаляется гортань, а часто и самые голосовые связки, которые перестают нормально смыкаться.

С охрипшими, больными голосами эти дети приходят на урок пения. Привыкнув кричать, они и петь начинают крикливо, грубо, хриплыми голосами, что приносит им только вред.

Но иногда случается наблюдать, что сам педагог требует от детей резкого звука, большой силы, которой у них еще не может быть.Многие думают, что петь надо громко, с большой силой, тогда пение будет значительным, интересным, содержательным. Это неверно, при злоупотреблении громкостью исчезает не только звонкость, но и другие свойства тембра. При громком пении нарушается закономерная, согласованная работа всего певческого механизма: дыхание делается напряженным, судорожным, мягкое небо – пассивным.

В результате постоянного напряжения во время пения можно также повредить голосовой аппарат и потерять естественное звучание голоса (а иногда и вообще возможность петь)

Резкое, напряженное,  крикливое пение точно так же портит голоса, как и крик в быту.

Еще одно из основных правил гигиены и охраны голоса детей и подростков – систематические занятия пением, способствующие более интенсивному и планомерному развитию голосового аппарата. При этом укрепляются голосовые складки, формируются их функциональные особенности, тренируется музыкальная память и, таким образом, вырабатываются певческие навыки, необходимые при профессиональном использовании голоса.

Исследования доказали, что пение оказывает благоприятное влияние на организм ребенка и его интеллект. При соблюдении правил охраны голоса пение является своеобразной гимнастикой, которая способствует правильному развитию грудной клетки, регулирует функцию сердечно-сосудистой системы и прививает ребенку художественно-эстетические навыки. Однако воспитание правильных навыков и естественное развитие детского голоса должны быть основаны на законах возрастной физиологии. При несоблюдении этих законов у детей часто возникают заболевания голосового аппарата, а иногда происходят особые сдвиги в организме, которые не встречаются у взрослых.

Но нужно помнить, что продолжительное пение утомляет голос, поэтому "педагог должен следить за тем, чтобы непрерывное пение в младших классах продолжалось не более 20 мин, а в старших – не более 30 мин." Перерывы являются такой же важной частью воспитательного процесса, как соблюдение основных положений гигиены – педагогического процесса. Для воспитания вокально-музыкальных способностей ребенка при отборе песен следует учитывать необходимость развития мелодического слуха и певческого голоса. Необходимо выбирать песни, удобные по тесситуре, ограниченного диапазона соответственно возрастным показателям и состоящие из небольших музыкальных фраз. Текст песен должен быть доступен пониманию детей и опираться на имеющиеся у них представления и образы. Понимание текста песни заставляет детей прислушиваться к звучанию и таким образом приучаться различать музыкальную выразительность. В результате этого вырабатывается активное слуховое внимание, т.е. слуховая чувствительность, которая имеет большое значение для развития голоса

Следующее не менее важное условие – исключение из деятельности голосового аппарата всех моментов, которые могут изменять его нормальное состояние, о чем говорилось выше. Наконец, в педагогическом процессе необходима максимальная простота в пояснении приемов, применяемых педагогом. Ребенок способен очень легко воспринимать и выполнять требования педагога, если они поставлены в определенной форме, отчетливо и ясно сформулированы понятным для детей языком. Основные вокально-технические навыки должны прививаться только с целью помочь ребенку найти и зафиксировать наиболее естественные приемы голосоведения.

В заключение следует отметить, что такой сложный процесс, как певческое голосоведение, особенно у детей, может нормально развиваться и протекать только при наличии благоприятных условий. Несомненно, что одним из основных условий является полноценность функции центральной нервной системы, так как ей принадлежит ведущая роль в координации и регулировании процесса голосообразования на всех этапах.

Учителя, вокальные педагоги, хормейстеры, воспитатели дошкольных учреждений, руководители детских хоров всегда должны помнить о чрезвычайной хрупкости и малой выносливости детских и юношеских голосов. Профилактика стойких нарушений голоса у детей и подростков должна предусматривать соблюдение ими гигиены голоса, санацию патологических очагов верхних дыхательных путей, своевременную диагностику изменений в голосовом аппарате на ранних стадиях, когда они обратимы.

Первое, что является совершенно необходимым – это повышение квалификации преподавателей музыки в направлении усвоения ими основ гигиены детского голоса и элементарных правил ведения занятий пением.

Как показывают наблюдения, ничто так не содействует успеху работы, как конкретный “показ” пения самим педагогом, так как дети, как известно, очень склонны к подражанию. Специальная подготовка музыкального педагога является, кроме того, условием развития у него “вокального слуха” или “вокального вкуса”, которые необходимы в работе с детьми, так как они дают умение разбираться в голосе ребенка, его свойствах, оттенках.

infourok.ru

Репертуар для младшего хора - Документ

РЕПЕРТУАР ДЛЯ МЛАДШЕГО ХОРА.

1. Муз. В.Авдюшкиной, сл. Н.Щура. Нотный домик.

2. Муз. В.Авдюшкиной, сл. В.Остера. «Верное средство».

3. Муз. и сл. В.Авдюшкиной. День рождения.

4. Обр. И.Арсеева, русский текст Л.Дымовой. Веселое приключение.

5. Муз. С.Баневича, ст. Т.Калинина. Земля детей.

6. Муз. И.Баха, русский текст Д.Тонского. За рекою старый дом.

7. Муз. Р.Бойко, сл. В.Викторова. Дело было в Каролине.

8. Муз. А.Брицына, ст. С.Маршака. Кораблик.

9. Муз. А.Брицына, сл. Ф.Грубина. Очки.

10. Обр. А.Брицына, муз. Саши Давыдовой. «Эх!»

11. Муз. С.Гаврилова, сл. Р.Алдониной. Учите меня музыке.

12. Муз. И.Гайдна, русский текст. П.Синявского. Мы дружим с музыкой.

13. Муз. Г.Гладкова, сл. Ю.Михайлова. Точка, точка, запятая…

14. Муз. Г.Гладкова, сл. М.Яснова. Журавлик.

15. Муз. М.Глинки, сл. В.Забеллы. Ты, соловушка, умолкни.

16. Муз. Р.Глиэра, сл. А.Плещеева. Вечер.

17. Муз. Я.Дубравина, сл. В.Суслова. Страна Читалия.

18. Муз. Я.Дубравина, сл. В.Суслова. Гаммы.

19. Муз. Я.Дубравина, сл. В.Суслова. Ты откуда, музыка?

20. Муз. Я.Дубравина, сл. В.Суслова. Сыны полков.

21. Муз. Я.Дубравина, сл. В.Суслова. Дорогою героев.

22. Муз. Е.Зарицкой, сл. В.Орлова. Музыкант.

23. Муз. Е.Зарицкой, сл. М.Пляцковского. Светлячок.

24. Муз. И.Кадомцева, сл. П.Синявского. Птичий хор.

25. Муз. Н.Карш, сл. И.Токмаковой. Песенка на крокодильском языке.

26. Обр. Х.Кирвите, переложение для хора В.Попова, пер. М.Ивенсен. Эстонская народная песня «У каждого свой музыкальный инструмент».

27. Муз. В.Кожухина, сл. С.Маршака. Жили-были.

28. Муз. И.Космачева, сл. Н.Френкель. Где живут ноты, или веселая нотная азбука.

29. Муз. Е.Крылатова, сл. Ю.Энтина. Где музыка берет начало?

30. Муз. Е.Крылатова, сл. Ю.Энтина. Кабы не было зимы.

31. Муз. Е.Крылатова, сл. В.Лугового. Песня о волшебниках.

32. Муз. Е.Крылатова, сл. Ю.Энтина. Песня о Хоттабыче.

33. Муз. Ц.Кюи, сл. Ф.Тютчева. Майский день.

34. Муз. Д.Львова-Компанейца, сл. С.Богомазова. Хорошо, что есть каникулы.

35. Муз. О.Мандичевского, русский текст К.Алемасовой. Интервалы.

36. Муз. и сл. Ж.Металлиди. Метелица.

37. Муз. Ж.Металлиди. Рано утром вечерком.

38. Муз. Ж.Металлиди, сл. М.Яснова. Прекрасный дикобраз.

39. Муз. Ж.Металлиди, сл. Т.Энгера. Ах, как я стараюсь.

40. Муз. Ж.Металлиди,сл. А.Фаткина. В четыре руки.

41. Муз. М.Минкова, сл. Ю.Энтина. Да здравствует сюрприз!

42. Муз. М.Минкова, сл. Ю.Энтина. Где водятся волшебники.

43. Муз. А.Морозова, сл. Ю.Паркаева. Волшебная сказка.

44. Муз. С.Никитина. Абракадабра.

45. Муз. и сл. С.Никитина. Все козлята любят петь.

46. Муз. А.Островского, сл. З.Петровой. До, ре, ми, фа, соль…

47. Муз. М.Парцхаладзе, сл. А.Босева. С нами смех.

48. Муз. М Парцхаладзе, сл. М.Пляцковского. Снега-жемчуга.

49. Муз. Р.Паулса. Две свирели.

50. Муз. Р.Паулса. Добрая зима.

51. Муз. А.Плешака, сл. М.Сафонова. Веселая арифметика.

52. Муз. Т.Попатенко, сл. О.Фадеевой. Заиграли огоньки.

53. Муз. Е.Попляновой, ст. В.Татаринова. Слон и скрипочка.

54. Муз. Е.Попляновой, ст. Дж.Чиарди. Прощальная игра.

55. Муз. Е.Птичкина, сл. М.Пляцковского. Деньки стоят погожие.

56. Муз. М.Раухвергера, сл. Н.Саконской. Зимний праздник.

57. Муз. В.Ребикова, ст. А.Плещеева. Птичка.

58. Муз. Р.Роджерса, русский текст М.Цейтлиной. Звуки музыки.

59. Муз. М.Ройтерштейна, сл. народные. Матушка Весна.

60. Муз. Р.Роджерса,сл. О.Хаммерстайна. Песенка о прекрасных вещах.

61. Муз. Н.Русу-Козулиной, ст. Л.Григорьевой. Нотная песенка.

62. Муз. и ст. Н.Русу-Козулиной. Добрая песенка.

63. Муз. Н.Русу-Козулиной, ст. О.Крупенчук. Заячий остров.

64. Муз. Б.Савельева, сл. М.Пляцковского. Танцуйте сидя.

65. Муз. Б.Савельева, сл. Л.Жигалкиной и А.Хайта. Большой хоровод

66. Муз. В.Седовой, сл. О.Высотской. Кукушка.

67. Муз. Е.Триколич, сл. И.Пивоваровой. Улитка.

68. Муз. Ю.Чичкова, сл. М.Пляцковского. Я хочу узнать…

69. Муз. В.Синенко, сл. М.Пляцковского. Птица-музыка.

70. Муз. М.Славкина, сл. Е.Григорьевой. Нотная песенка.

71. Муз. С.Соснина, сл. В.Крючкова. В нашем классе день рождения.

72. Муз. О.Фокиной, сл. С.Данилова. Весна.

73. Муз. О.Фокиной, пер. с молдавского Я.Акима. Вечерняя песня.

74. Муз. О.Хромушина,сл. Ю.Погорельского. Снежинки.

75. Муз. О.Хромушина, сл. В.Семернина. Раз,два, радуга!

76. Муз. О.Хромушина, сл. К.Чуковского. Елка.

77. Муз. О.Хромушина, сл. А.Гольцевой. Песенка о чудесах.

78. Муз. Ю.Чичкова, сл. О.Беликова. Звенят разноголосые звонки.

79. Муз. Ю.Чичкова, сл. М.Пляцковского. Нам мир завещено беречь.

80. Обработка С.Шимкуса, русский текст А.Машистова. Солнышко вставало.

81. Муз. К.Шутенко, сл. В.Шурапова. Хорошо!

gigabaza.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о