План по самообразованию учителя логопеда в доу – Материал на тему: План самообразования учителя-логопеда

Методическая разработка на тему: План по самообразованию учителя-логопеда ДОУ

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Солнышко» п. Знаменский

Ивантеевского района Саратовской области»

Согласованно:                                                                     Утверждаю:

На педагогическом совете                                                 Заведующий МДОУ

Протокол №__ от «___» _____2016 г.                             «Детский сад «Солнышко» п. Знаменский

Ст. воспитатель _________ М.М. Иконникова               __________ О.М. Когдова

План по самообразованию

«Использование информационно- коммуникативных  

технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»

на 2016-2017 учебный год

                                                                                                 Учитель-логопед:

                                                                                                 Курсова Елена Юрьевна

2016

Тема:  «Использование информационно- коммуникативных   технологий в коррекционной работе учителя-логопеда».

                                         

Цель: повысить свой профессиональный уровень

Задачи:

  1. Изучение современных подходов по использованию информационно-коммуникативных технологий в логопедической работе.
  2. Планирование работы по использованию информационно-коммуникативных технологий.  
  3. Описать формы и методы работы с детьми и родителями с использованием компьютерных технологий в корреционно-логопедической работе с детьми.
  4. Внедрить систему работы по использованию информационных компьютерных технологий в работе с детьми с нарушениями речи, распространение положительного опыта.

  

Содержание:

  1. Профессионально-педагогическая деятельность.
  2. Методическая работа. Пополнение  методической копилки педагога.
  3. Изучение специальной литературы.
  4. Повышение квалификации, профессионального мастерства.
  5.  Обобщение практического опыта педагогов МДОУ.
  1. Профессионально-педагогическая деятельность:

№№

Название мероприятий

Сроки

 выполнения

1.

Разработать и утвердить годовой  план работы учителя–логопеда на 2016-2017 учебный год.

Сентябрь 2016

2.

Изучить и проанализировать:

  • «Закон об образовании»
  •  Проект  ФГОС дошкольного образования

 Сентябрь 2016

3.

Разработать перспективное планирование  с учётом использования информационно-коммуникативных технологий.

Сентябрь 2016

4.

Систематизировать практический  материал, интернет ресурсы по  внедрению информационно- коммуникативных технологий в логопедической группе.

В течение учебного года.

5.

Разработать формы и методы работы с детьми и родителями с использованием компьютерных технологий в корреционно-логопедической работе с детьми.

В течение учебного года

Провести открытый показ для родителей с использованием презентации по артикуляционной гимнастики.

Декабрь 2016

 

  1. Методическая работа.

№п/п

Название мероприятий

Сроки

выполнения

1.

Разработать методику логопедического обследования и протокол логопедического обследования детей

Сентябрь  2016

2.

Изготовить демонстрационные пособия для артикуляционной гимнастики в формате презентации.

Январь  2017

3.

Изготовление презентаций для НОД по лексическим темам и для индивидуальных занятий.

В течение

года.

4.

Изготовление пособия «Разрезные картинки»

Январь 2016

5.

Систематизация  и дополнение портфолио материалами по использованию информационно-коммуникативной технологии.

В течение года.

6.

Создание презентации по теме самообразования.

Декабрь 2016

Подготовка материалов  на логопедические сайты по теме:

 «Использование  информационно-коммуникативных технологий в  логопедической работе»

Январь 2016

3. Изучение специальной литературы.

№ п/п

Название мероприятий

Сроки

выполнения

1.

Изучение материалов на сайтах:

В течение года

2.

Изучение статьи в Журнал «Логопед в детском саду» № 7, 2012. Тема: «Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда»

Октябрь 2016

3.

Изучение статьи в Журнале «Логопед в детском саду» № 10, 2012. Тема: «Использование элементов программированного обучения в коррекционной работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи».

Ноябрь 2016

4.

Изучение статьи в Журнале «Логопед » № 6, 2012. Тема: «Использование современных педагогических технологий в работе учителя-логопеда ».

Декабрь 2016

4.  Повышение квалификации, профессионального мастерства.

№№

Название мероприятий

Сроки

 выполнения

1.

Участие в работе методических объединений учителей-логопедов ДОУ.

В течении года

nsportal.ru

Материал по логопедии по теме: План самообразования учителя-логопеда

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида

№ 5 «Родничок»

План самообразования

учителя-логопеда

Майоровой Е.К.

на 2013-2014 учебный год.

План самообразования

учителя-логопеда Майоровой Е.К.

на 2013-2014 учебный год.

Тема:  «Использование информационно- коммуникативных   технологий в коррекционной работе учителя-логопеда».

                                         

Цель: повысить свой профессиональный уровень

Задачи:

  1. Изучение современных подходов по использованию информационно-коммуникативных технологий в логопедической работе.
  2. Планирование работы по использованию информационно-коммуникативных технологий.  
  3. Описать формы и методы работы с детьми и родителями с использованием компьютерных технологий в корреционно-логопедической работе с детьми.
  4. Внедрить систему работы по использованию информационных компьютерных технологий в работе с детьми с нарушениями речи, распространение положительного опыта.

  

Содержание:

  1. Профессионально-педагогическая деятельность.
  2. Методическая работа. Пополнение  методической копилки педагога.
  3. Изучение специальной литературы.
  4. Повышение квалификации, профессионального мастерства.
  5.  Обобщение практического опыта педагогов МДОУ.
  1. Профессионально-педагогическая деятельность:

№№

Название мероприятий

Сроки

 выполнения

1.

Разработать и утвердить годовой  план работы учителя–логопеда на 2013-2014 учебный год.

Сентябрь 2013.

2.

Изучить и проанализировать:

  • «Закон об образовании»
  •  Проект  ФГОС дошкольного образования.
  • Программу коррекционной логопедической работы Н.В. Нищевой для второй младшей группы.

 Сентябрь 2013.

3.

Разработать перспективное планирование  во второй младшей группе   с учётом использования информационно-коммуникативных технологий.

Сентябрь 2013.

4.

Систематизировать практический  материал, интернет ресурсы по  внедрению информационно- коммуникативных технологий во второй младшей логопедической группе.

В течение учебного года.

5.

Разработать формы и методы работы с детьми и родителями с использованием компьютерных технологий в корреционно-логопедической работе с детьми.

В течение учебного года

Провести открытый показ для родителей с использованием презентации по артикуляционной гимнастики.

Декабрь 2013

 

  1. Методическая работа. Пополнение  методической копилки педагога.

№№

Название мероприятий

Сроки

 выполнения

1.

Разработать методику логопедического обследования и протокол логопедического обследования для второй младшей группы.

Август 2013

2.

Изготовить демонстрационные пособия для артикуляционной гимнастики в формате презентации.

Январь  2014

3.

Изготовление презентаций для НОД по лексическим темам и для индивидуальных занятий.

В течение

 года.

4.

Изготовление пособия «Разрезные картинки» для второй младшей группы.

 Январь 2014

5.

Систематизация  и дополнение портфолио материалами по использованию информационно-коммуникативной технологии.

В течение года.

6.

Создание презентации по теме самообразования.

Декабрь 2013

Подготовка материалов  на логопедические сайты по теме:

 «Использование  информационно-коммуникативных технологий в  логопедической работе во второй младшей группе»

Январь 2013

3. Изучение специальной литературы.

№№

Название мероприятий

Сроки

 выполнения

1.

Изучение материалов на сайтах:

В течение года

2.

Изучение статьи в Журнал «Логопед в детском саду» № 7, 2012. Тема: «Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда»

Октябрь 2013.

3.

Изучение статьи в Журнале «Логопед в детском саду» № 10, 2012. Тема: «Использование элементов программированного обучения в коррекционной работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи».

Ноябрь 2013

4.

Изучение статьи в Журнале «Логопед » № 6, 2012. Тема: «Использование современных педагогических технологий в работе учителя-логопеда ».

Декабрь 2010

4.  Повышение квалификации, профессионального мастерства.

№№

Название мероприятий

Сроки

 выполнения

1.

Прохождение курсов повышения квалификации в в  ГБОУ ВПО МО

"АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ" г.Москва,   на тему: «Диагностика психоречевых нарушений у детей »

20.09.2013 – 14.12.2013

2.

Прохождение курсов повышения квалификации в  ГОУ ВПО МГОУ

г.Москва   на тему: «Подготовка педагога к инновационной деятельности педагога »

26.11.2013-20.12.2013

  1. Обобщение практического опыта педагогов МДОУ.

№№

Название мероприятий

Сроки

 выполнения

1.

Изучить опыт работы учителя-логопеда Коняхиной Н.В. по теме: «Коррекция общего недоразвития речи средствами логоритмики».

Ноябрь 2013

2.

Изучить опыт работы учителя-логопеда Майборода  Г.А. по теме: «Формирование слоговой структуры слова»

Январь 2014

3.

Изучить опыт работы учителя-логопеда  Черёмушкиной О.В. по применению информационно-коммуникативной технологии в работе учителя-логопеда.

Март 2014.



2.4. Самообразование

Задачи

Содержание, темы

Форма проведения

Сроки исполнения

Повышение квалификации, профессионального роста.

1 .Изучение специальной литературы.

Формирование и коррекция лексико-грамматических категорий у детей с билингвизмом.

Представление реферата на МО логопедов.

апрель

2. Создание преемственности в работе

Совместное проведение МО логопедов школ и детских садов.

Логопедические занятия в школах и детских садах

по плану МО

3.Обобщение практического опыта.

Формы и способы перспективного и тематического планирования работы учителя-логопеда.

Круглый стол.

по плану МО

2.5. Организационная работа

1. Своевременное проведение обследования детей (май, январь, сентябрь).

2.Заполнение речевых карт логопедов в соответствии с проведенным обследованием и решением протоколов комиссии МПК.

3. Составление тематического планирования коррекционной работы с учащимися и годового плана работы логопункта (в начале учебного года).

4.Составление отчета по результатам проведенной коррекции (май).

nsportal.ru

Материал по логопедии на тему: План по самообразованию учителя – логопеда

Утверждаю:

                                                                                                                                   Заведующий МБДОУ

                                                                                                              детским  садом № 32   «Лесная сказка»

                                                                                                                                     ___________А.В. Коденко    

                                                                                                                                       «___»_______________2016 г                                                                                                                        

План по самообразованию

учителя – логопеда

МБДОУ  №32 «Лесная сказка»

Поляниной Е.И.

2016-2017 уч. год

Тема: Реализация системно – деятельностного подхода в коррекционной работе логопеда посредством игровых технологий.

Обоснование выбранной темы:

Цель дошкольного образования на современном этапе – непрерывное накопление ребенком культурного опыта деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с окружающей средой, другими детьми и взрослыми при решении задач и проблем (познавательных, нравственных, эстетических, социальных и других) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, что должно стать основой формирования у него целостной картины мира, готовности к саморазвитию и успешной самореализации на всех этапах жизни.

    Сегодня образование призвано дать ребенку не готовые знания, а знания деятельные, которые могут быть приобретены только в ходе активного взаимодействия с окружающим миром. Любая деятельность дает бесценный опыт и формирует у ребенка важные умения: умение ставить перед собой цель, находить пути ее достижения, умение планировать свою деятельность и реализовывать план, достигать результата, адекватно его оценивать, справляться с возникающими трудностями. Знания, полученные в процессе деятельности, ребенок может потом легко применять на практике, что обеспечит в дальнейшем успешность его обучения в школе.

    Системно-деятельностный подход, реализующийся в практике работы педагогов дошкольных учреждений, дает возможность детям не быть в роли пассивных слушателей, которым выдается готовая информация. Дети включаются в самостоятельный поиск новой информации, в результате которого происходит открытие нового знания и приобретение новых умений. Действия детей мотивируются игровой развивающей ситуацией, предложенной педагогом, которая позволяет дошкольникам определить свою «детскую» цель деятельности и идти к ее выполнению. Гармонично выстроенная взрослыми предметно-пространственная среда способствует становлению и развитию деятельностной активности ребенка, проявлению любознательности, собственной индивидуальности, накоплению игрового, творческого, исследовательского опыта. Разнообразное наполнение среды пробуждает инициативу, мотивирует к деятельности, дает возможность ребенку самостоятельно организовать процесс познания, получить наглядный результат своей деятельности, сделать его положительным переживанием и личным достижением.

    В основе системно-деятельностного подхода лежит ряд дидактических принципов:

- принцип целостности, благодаря которому у детей формируется представление об окружающем мире как системе;

- принцип вариативности, предусматривающий систематическое предоставление детям возможности выбора собственной деятельности, в результате чего у них формируется умение осуществлять осознанный выбор;

- принцип деятельности, позволяющий исключить пассивное восприятие ребенком информации и обеспечивающий включение каждого ребенка в самостоятельную познавательную деятельность;

- принцип минимакса, при котором обеспечивается возможность развития ребенка в соответствии с его индивидуальным темпом и особенностями;

- принцип творчества, позволяющий развивать в самостоятельной деятельности творческие способности ребенка;

- принцип психологической комфортности, позволяющий выстраивать самостоятельную деятельность детей по интересам, что обеспечивает снятие всех стрессообразующих факторов при организации образовательного процесса;

- принцип непрерывности, обеспечивающий формирование и развитие у детей универсальных учебных действий на разных возрастных этапах, что в свою очередь будет способствовать дальнейшему саморазвитию личности в образовательной деятельности на всех ступенях образования.

Итак, деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно- познавательной деятельности. Обучающиеся становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача педагога при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать, а в организации исследовательской работы детей, причём она должна быть организована таким образом, чтобы дети сами додумались до решения проблемы и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

 В своей работе я широко использую игровые технологии. Сделать занятие с детьми интересным, но не развлекательным, эффективным, а не эффектным, обучать, играя, а не просто играть – вот те главные проблемы, которые необходимо решать логопеду в работе с детьми.

Игра – один из важнейших приемов работы с детьми. Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребенка, формируются чувства коллективизма и взаимопонимания, развиваются творческие способности детей.

Хорошая, умная и занимательная игра активирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает восприятие нового материала.

Игра как форма деятельности ребенка способствует гармоническому развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта.

Ряд исследований подтверждает, что формирование названных качеств в игре у ребенка реализуется значительно быстрее и прочнее, нежели при использовании только дидактических приемов воспитания.

Так что же даёт игра нашим детям?

  • Игра дает свободу. Игра не задача, не долг, не закон. По приказу играть нельзя, только добровольно.
  • Игра дает порядок. Система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и быть в игре.
  • Игра создает гармонию. Формирует стремление к совершенству.
  • Игра дает увлеченность. Она интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности.
  • Игра дает элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных решений.
  • Игра дает компенсацию, нейтрализацию недостатков. 
  • Игра дает физическое совершенствование, поскольку в активных своих формах она предполагает обучение.
  • Игра дает возможность проявить или совершенствовать свои творческие навыки.
  • Игра дает развитие воображения.
  • Игра дает возможность развить умственные способности.
  • Игра дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, дает психологическую устойчивость, снимает уровень тревожности, вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели.
  • Игра увеличивает потребность ребенка в общении, стимулирует накопление и развитие речевых умений и навыков.
  • Игра дает радость общения.

Все выше сказанное позволило мне сформулировать основные задачи, стоящие перед учителем-логопедом:

  1. Изучить теоретический и практический материал.

2.Необходимо широко использовать игры в коррекционной работе, как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

3.Игра должна увеличивать потребность ребенка в общении, стимулировать накопление и развитие у него речевых умений и навыков.

4.При проведении игры необходимо учитывать возраст и возможные особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами.

5.Каждое логопедическое занятие должно носить характер учебно-игровой деятельности для ребенка, оно должно быть эмоционально окрашено, должно привлекать ребенка, вызывать у него живой интерес и порождать радостное ожидание новых занятий.

 Игры, которые использую в своей практике, я разделила на три блока:

  1. Игры на развитие мелкой пальцевой моторики.
  2. Игры на формирование фонематических процессов, автоматизацию и дифференциацию звуков.
  3. Игры, используемые при формировании лексико-грамматических категорий и обучении грамоте.

Список литературы для самостоятельного изучения:

  1. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  2. Бот О. С. Формирование точных движений пальцев у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. -  1983. - №1.
  3. Воробьева Л. В. Развивающие игры для дошкольников. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
  4. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. – СПб: Дельта, 2001.
  5. Бобылёва З.Т. Игры с парными карточками, звуки Р, Л. Настольные логопедические игры для детей 5-7 лет. — М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2007г.
  6. Бобылёва З.Т. Игры с парными карточками, звуки С,З,Ц. Настольные логопедические игры для детей 5-7 лет. — М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2007г.
  7. Бобылёва З.Т. Игры с парными карточками, звуки Ш, Ж, Ч, Щ. Настольные логопедические игры для детей 5-7 лет. — М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2007г.
  8. Васильева С.А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников. — М.: Издательство «Школа-Пресс», 2001.
  9. М.Ю.Картушина. Логоритмические занятия в дет. саду. М.:Сфера, 2003 г.
  10. Ткачева В.И. Играем каждый день //Методические рекомендации. - Мн.: НИО, 2001.

Направление работы

Мероприятия

Сроки

Научно-исследовательская работа по проблеме

1.Изучение научно-методической, учебной литературы

План изучения темы:

  1. Системно- деятельный подход в МБДОУ.
  2. Игровые технологии в работе учителя -логопеда.

 

В течение

учебного год

Диагностическая работа

2.Обследование детей логопедической группы:

1.Звукопризношение.

2. Лексико-грамматический строй речи.

3. Фонетико – фонематическое восприятие.

4. Общая и мелкая моторика.

5. Связная речь.

Сентябрь-январь-май

Практическая деятельность

1.Подобрать теоретический и практический материал для работы.

2.Приобрести атрибуты, дидактический материал для игр.

3.Пополнить картотеку.

4.Подготовить консультации для родителей.

5.Оформить фотовыставку для родителей

«Театрализованные представления в группе»

6.Предложить родителям тесты «Левша или правша», «Готов ли ваш ребенок к письму».

В течение учебного года

На последнем родительском собрании

Творческое сотрудничество с коллегами

1.Взаимопосещение занятий воспитателей по разделу «Речевое развитие».

2.Консультация: «Взаимодействие логопеда и воспитателя для создания игровой развивающей среды с учетом ФГОС ДО. (логопедический уголок)

3.Показ логопедической НОД (обучение грамоте).

4.Создание картотек: артикуляционные, пальчиковые сказки, мнемотаблицы сказок.

5.Составить картотеку и консультацию для родителей с играми на автоматизацию и дифференциацию звуков.

В течение учебного года

ноябрь

январь

март

апрель

Освоение ТСО

Создание презентаций и использование их в своей дальнейшей работе. Подготовить интерактивные игры по заданной лексической теме.

В течение учебного года

Участие МО МБДОУ

Мастер- класс «Пальчиковые игры по мотивам русских народных сказок».

Мастер-класс: «Использование интерактивных игр в работе над лексико – грамматическим строем речи».

Ноябрь

февраль

Подведение итогов самообразования

1.Выступление на заседаниях МО МБДОУ.

2. Провести сравнительный анализ количественных и качественных показателей результатов коррекционной работы за год.

3. Составить картотеку игр, пособий.

январь

май

В течение учебного года

 

nsportal.ru

Материал по логопедии (подготовительная группа) на тему: ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

                                                                                                                      Утвержден:

                                                                                                                                                                          Приказом СП «Детский сад «Солнышко»

                                                                                                                                                                   ГБОУ СОШ №3 города Похвистнево

                                                                                                                                                              От «01» сентября 2014г № _______                                                                                                            

                                                                                                                                                Заместитель руководителя

                                                                                                                                                      по дошкольному образованию

                                                                                                                                                        СП «Детский сад «Солнышко»

                                                                                                                                                                           ГБОУ СОШ №3 города Похвистнево                                

                                                                                                                                                                            ____________________О.Ф.Разинова  

                                                                                                                                                                                 

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

 УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА Андреевой И.В.

На 2014-2016 учебный год

ТЕМА: «Развитие речевого творчества у старших дошкольников»

ЦЕЛЬ: создание необходимых условий для подготовки детей старшего дошкольного возраста с ОНР к составлению творческих рассказов.

ЗАДАЧИ:

  • Изучить психолого-педагогическую и специальную литературу по данной теме;
  • Выявить особенности творческого рассказывания у детей дошкольного возраста;
  • Разработать методические и дидактические материалы по теме;
  • Внедрить систему приемов и упражнений по обучению творческому рассказыванию детей с общим недоразвитием речи в коррекционно-логопедический процесс;
  • Подобрать авторские методики и технологии формирования навыков составления творческих рассказов у старших дошкольников и адаптировать их для работы с детьми с ОНР.
  • Представить научно-методические рекомендации по использованию приемов обучения творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

 НАПРАВЛЕНИЯ САМООБРАЗОВАНИЯ: профессиональное, методическое.

ИСТОЧНИКИ САМООБРАЗОВАНИЯ: интернет, методическая литература, журналы, семинары, мастер-классы, НОД коллег, обмен опытом с коллегами.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА: открытые занятия, выступления из опыта работы на семинарах.

РЕЗУЛЬТАТ РАБОТЫ: разработка методических рекомендаций, публикации в СМИ, размещение методических разработок на сайте СП «Детский сад «Солнышко». Итог - обобщение опыта работы по данной теме.

СРОК РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ: 2 учебных года.

План изучения темы на 2014-2015 учебный год

№ п/п

Вопросы для изучения

Сроки

Информационные ресурсы

Практический выход

1

Выбор темы.

Определение цели и задач.

Сентябрь

Подбор литературы по теме.

 Обзор информации в интернете по изучаемой теме.

Составление перспективного плана работы по изучаемой теме.

2

Изучение психолого-педагогической литературы по данной теме

Октябрь

1. Альтшуллер, Г.С. Творчество как точная наука: Теория решения изобразительских задач / Г.С. Альтшуллер. – М., 1979.

2. Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк:

кн. для учителя / Л. С. Выготский. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 1991.

3.Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-03/dissertaciya-ispolzovanie-priemov-tvorcheskogo-rasskazyvaniya-v-protsesse-korrektsionno-logopedicheskoy-raboty-s-detmi-starshego-doshk#ixzz3OL7yVJQm

4. Кудрявцев В.Т. О смысле детского словотворчества / В. Т. Кудрявцев // Детский сад от А до Я. – 2005. - №2. – С. 142.

И др…

Разработка рекомендаций для воспитателей

3

Изучение традиционной методики по обучению детей дошкольного возраста творческому рассказу

Ноябрь

1.Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. Пособие для студ. высш. и сред.пед, учеб. заведений. 3-е изд. М., 2000

2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. М., 1981

3. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателей детского сада/ Под ред. Ф.А.Сохина. М., 1984

4.Короткова Э. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М., 1982

4. Федоренко Л.П., Фомичева Г.А. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 1984.

5. Ушакова, О.С. Развитие словесного творчества детей 6-7 лет / О.С. Ушакова // Дошкольное воспитание. – 2000. - № 5. – С. 18-29.

И др..

 Пополнение методического и дидактического материала.

4

Выявление особенностей творческого рассказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (традиционная методика)

Декабрь

1.Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-03/dissertaciya-ispolzovanie-priemov-tvorcheskogo-rasskazyvaniya-v-protsesse-korrektsionno-logopedicheskoy-raboty-s-detmi-starshego-doshk#ixzz3OL83IJO0

2. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием. М., 2004

3. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи/ Авт.- сост. Г.В.Чиркина. М., 2008

И др..

Мастер-класс «Познавательно-исследовательская деятельность в формировании связной речи детей с ОНР

5

Представление научно-методических рекомендаций по использованию приемов обучения творческому рассказыванию детей (5-7лет)

Январь- февраль

1.Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-03/dissertaciya-ispolzovanie-priemov-tvorcheskogo-rasskazyvaniya-v-protsesse-korrektsionno-logopedicheskoy-raboty-s-detmi-starshego-doshk#ixzz3OL87e2XU

2. И др..

Семинар-практикум «Обучение дошкольников составлению творческого рассказа»

6

Разработка и апробация системы приёмов по обучению творческому рассказыванию детей с ОНР в коррекционно-логопедической работе.

Март

1. Аханькова Е.В. Использование приёмов творческого рассказывания в процессе коррекционно-логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: Автореф. Дис…канд. Пед. наук. М., 2004

2. Воробьёва В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. М., 2006

3. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников/ Под ред. Т.В.Волосовец. М, 2007

4. Танникова Е.Б. Формирование речевого творчества дошкольников (обучение сочинению сказок.). М., 2008

5. Ткаченко Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинкам. М., 2006

Мастер-класс «Составление творческого рассказа»

7

Проведение диагностики по связной речи в группе компенсирующей направленности

Апрель

1.Волкова Г. Методика обследования нарушений речи у детей (1-ая часть). –СПб., 1993

2. Волкова Г. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – СПб., 2003

Результаты диагностики

8

Результаты самообразования. Составление плана работы на перспективу 2015/16 учебный год.

Май

1.Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников (методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений), 2004.

2. Гурович Л. М. Обучение дошкольников 5-6 лет сочинению сказок / Л. М. Гурович, Л. М. Панкратова // Оптимизация учебно-воспитательного процесса в детском саду: межвуз.сб. науч. тр. / ЛГПИ. — Л., 1985.

 3. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ. Педагогическое образование. 2009. № 2

4.Авторские методики, разработанные на основе методологии ОТСМ-ТРИЗ-РТВ

  1. Методика обучения составлению творческого рассказа по сюжетной картинке /Мурашковска И.Н. "Картинка без запинки" http://www.trizminsk.org/e/2312.htm; Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. "Обучение составлению творческих рассказов по картине" http://www.trizminsk.org/e/prs/232016.htm
  2. Методика системного анализа сказочного сюжета / Методика Мурашковски И.Н. "Сказка, отворись" http://www.trizminsk.org/e/23207.htm; Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Анализ сюжетного смысла сказок с помощью ситуативной игры "Да-Нет" http://www.trizminsk.org/e/23209.htm
  3. Методика создания загадок / Нестеренко А.А. Страна загадок http://www.trizminsk.org/e/23105.htm;
  4. Методика создания сравнений и метафор / Сидорчук Т.А. "Пьём по утрам остаток чёрной ночи" или Три приёма составления метафорhttp://www.trizminsk.org/e/260012.htm

Распространение опыта через СМИ.

nsportal.ru

Материал по логопедии на тему: План по самообразованию учителя-логопеда Гафаровой Натальи Александровны

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

 1. Ф.И.О. педагога — Гафарова  Наталья Александровна

 2. Образование — высшее

 3. Тема самообразования: «Развитие речедвигательной координации детей»

4. Работа начата -01.10.2012г.

 5. Предполагается закончить -01.10.2017г.

 6. Цель: осуществлять коррекционно-логопедическую работу путём развития речедвигательной координации

 7. Задачи:

  •  изучить и внедрить в коррекционно-логопедическую работу  различные методики по преодолению речедвигательных трудностей
  •  разработать картотеку упражнений по развитию речедвигательной координации детей, повышающих проявление двигательной активности артикуляционных органов, мелкой и общей моторики 
  • планомерное и систематическое совершенствование методов коррекционно-развивающего логопедического процесса
  •  апробировать данную модель на практике

 8. Предполагаемый результат:.разработка методических рекомендаций, создание авторской программы  по данной теме.

 9. Форма самообразования: индивидуальная.

10. Источники самообразования: интернет, методическая литература, журналы, семинары, конференции, курсы повышения квалификации, мастер-классы, занятия коллег, обмен опытом с коллегами.

11.Итог: обобщение опыта работы по данной теме.

Актуальность.

Дети  с  речевой  патологией ,особенно если она имеет органическую природу ,как правило ,очень отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического  развития.У таких дошкольников отмечаются существенные  отклонения в развитии моторной ,двигательно-координационной и эмоционально-волевой  сфер: общая моторная  неловкость ,недостаточные статическая и динамическая координация  движений ,двигательная  память ,слабый мышечный  тонус, высокая  истощаемость движений, снижение произвольного внимания при выполнении серии двигательных заданий.

Коррекционная работа с детьми, имеющими речевую патологию, должна строиться с учётом основных линий речевого развития ( лексики, фонетики, грамматического строя и связной речи.) и обеспечивать интеграцию речевого, физического и соматического развития. При этом можно использовать как общепринятые, традиционные методы, так и нетрадиционные .

Применение нетрадиционных методов в коррекционно-развивающем процессе улучшает память и внимание, повышает работоспособность, нормализует состояние нервной системы, устраняет стрессы, снижает уровень утомляемости, улучшает коммуникативную функцию и соматическое состояние.

Содержание коррекционно-логопедической работы по преодолению речедвигательных трудностей основывается на закономерностях формирования движений в  онтогенезе  . Речедвигательная  сфера формируется в направлениях:

- от общей моторики  к  мелкой, позже артикуляционной;

- от общих движений тела через движения мышц лица, далее к артикуляционным движениям;

- от диффузных движений к дифференцированным ( изолированным ,чистым, тонким целенаправленным движениям) ;

- от элементарной дифференциации движений к постепенно усложняющейся дифференциации.

Коррекционные задачи по развитию двигательно-координационных способностей у детей с речевыми нарушениями:

- учить соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений;

- формировать умение поддерживать статическое и динамическое равновесие;

- учить выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряжённости.

Проявление координационных способностей зависит от таких факторов, как:

- способность к точному анализу движений;

- деятельность анализаторов;

- сложность двигательного анализатора;

- уровень развития гибкости, динамической силы, смелости и решительности;

- возраст;

- общий уровень подготовленности ребёнка.

В коррекционно-логопедической работе следует опираться на ряд методических приёмов, повышающих проявление двигательной активности артикуляционных органов, мелкой и общей моторики, в числе которых:

- применение и быстрая смена различных исходных положений;

- изменение скорости или темпа движений, введение различных ритмических сочетаний, последовательности элементов;

- смена способов выполнения упражнений;

- использование в упражнениях предметов различной фактуры, массы, объёма;

- выполнение согласованных действий несколькими участниками;

- использование более сложных сочетаний основных движений( ходьба, бег, прыжки) ;

- упражнение или упрощение правил в подвижных играх.

Виды работы по развитию речедвигательной координации детей, используемые в логопедической работе:

- выполнение упражнений на снятие мышечного тонуса воротниковой зоны, на развитие мимико- артикуляторных мышц, общей моторики, ритма, темпа движений;

- самомассаж лица, шеи, ладоней, подушечек и фаланг пальцев;

- выполнение кинезиологических упражнений;

- су-джок терапия;

- артикуляционная гимнастика;

- дыхательная гимнастика;

- пальчиковая гимнастика;

- игры с прищепками;

- упражнения с различными предметами;

- проведение малоподвижных и подвижных игр.

Данные виды работы могут быть использованы в индивидуальной, подгрупповой, фронтальной работе логопеда с детьми.

Раздел плана

Сроки

Формы работы

Работа с детьми

2012-2017г.г

пальчиковая гимнастика

ежедневно

кинезиологические упражнения

упражнения на координацию

су-джок терапия

подвижные игры

дыхательная гимнастика

игры с прищепками

самомассаж лица, шеи, ладоней, поду-

шечек и фаланг пальцев

упражнения с различными предметами

артикуляционная гимнастика

Работа с родителями

Октябрь

2012г.

Консультация на тему: «Развитие мелкой моторики-залог правильной и красивой

речи».

Март

2013г.

Практикум для детей и родителей

«Играем пальчиками и развиваем речь»

Ноябрь

2013г.

Совместное занятие детей и родителей

с использованием кинезиологических

упражнений

Март

2014г.

Совместное занятие детей и родителей

«Мяч и речь»

Ноябрь

2015г.

Консультация на тему: «Леворукость у детей»

Апрель

2016г.

Практикум для детей и родителей «Игровые задания и упражнения для предупреждения нарушений письменной речи  детей»

Ноябрь

2016г.

Консультация на тему: «Комплекс мер, способствующих развитию тонких

движений рук».

Октябрь

2017г.

Практикум для детей и родителей

«Развитие речевого дыхания с исполь-

зованием игровых упражнений»

Работа с педагогическими

работниками ДОУ

Ноябрь

2012г.

Презентация игровой технологии

для развития мелкой моторики у

детей: «Пальчиковые дорожки».

Февраль

2013г.

Консультация на тему «Леворукость у

детей»

Апрель

2013г.

Семинар-практикум: «Игры с мячом в

логопедической коррекции»

Январь

2014г.

Консультация на тему «В чём заключа-

ется влияние движений пальцев на

развитие речи»

Ноябрь

2014г.

Презентация опыта на тему:

«Нетрадиционные методы терапии в ло-

гопедической работе»

Май

2015г.

Пальчиковый игротренинг

«Чудо-прищепки»

Февраль

2016г.

Мастер-класс

«Су-джок  терапия в логопедической работе»

Апрель

2016г.

Презентация пособия

«Домик Весёлого Язычка»

Ноябрь

2016г.

Семинар-практикум: «Игры с  предмета-

ми при подготовке детей с нарушениями

речи к обучению грамоте»

Март

2017г.

Презентация многофункционального

пособия «Речевые подушечки»

Октябрь

2017г.

Презентация авторской программы

«Развитие речедвигательной  координа-

ции  детей»

nsportal.ru

Материал по логопедии по теме: План и отчет по самообразованию учителя-логопеда ДОУ.

План работы по самообразованию

учителя-логопеда

на 2012 – 2013 учебный год.

Тема: Повышение эффективности коррекции звукопроизношения у детей с ОНР и детей, слабо владеющих русским языком.

   Нарушения    звукопроизношения    у    детей    являются    достаточно изученным  разделом   в  логопедии, и  методика  их  преодоления  в основном разработана.  Но, несмотря на это, есть основания ставить вопрос о необходимости дальнейшего изыскания приемов и методов, активизирующих умственную  и  практическую деятельность детей, способствующих повышению эффективности преодоления нарушений звукопроизношения.

   Работая с детьми на логопункте ДОУ, имеющими самые разные речевые отклонения (ОНР, ФФН, ФН,билингвизм), я столкнулась с проблемой, очень часто наблюдаемой у детей-логопатов. Проблема эта заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков. Особенно у детей, для которых русский язык не является родным, в связи с тем, что понимание инструкций недостаточное, наблюдается низкий уровень сформированности лексико-грамматической стороны речи.

    Проблема длительной автоматизации звуков у детей на логопункте возникает по разным причинам:

  1. недостаточное развитие артикуляционной моторики;
  2. недоразвитие фонематического восприятия;
  3. нарушение в развитии лексико-грамматического строя речи;
  4. грубое нарушение звукопроизношения, звукослоговой структуры слова;
  5. отклонения в нервно-психической сфере;
  6. снижение уровня познавательной активности;

   Все эти факторы в комплексе влияют на продолжительность этапа автоматизации поставленных звуков.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:

Формировать интерес и мотивацию к логопедическим занятиям.

Развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие с помощью игр и специальных упражнений.
Формировать и развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков.
Формировать и развивать пальчиковую моторику в процессе систематических тренировок.
Формирование произносительных умений и навыков.
Устранять дефектное звукопроизношение.
Развивать умения и навыки дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически.

Формировать навыки пользования фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной речью.

Изучить нормативно-правовую базу организации работы в логопункте ДОУ с целью оптимизации работы.

Октябрь

Изучить «Программу логопедической работы с детьми, овладевающими русским (неродным) языком».

Разработать рекомендации и картотеку игр и упражнений для занятий родителями с детьми дома.

Ноябрь

Изучить методическую литературу по теме «Коррекция звукопроизношения у детей с тяжелыми нарушениями речи » с  целью обобщения опыта работы, разработки консультаций для воспитателей и родителей.

Разработать методические рекомендации, консультации по коррекции звукопроизношения у  дошкольников.

Декабрь-Февраль

Продолжить изучение методических пособий:  Е.Ф. Архипова «Логопедический массаж при дизартрии», «Работа по коррекции стертой дизартрии у дошкольников», И.В. Блыскина «Логопедический массаж»,Е.А.Дьякова «Логопедический массаж»

Ноябрь-Декабрь

  1. Изучить периодические издания: журналы «Логопед в детском саду», «Логопед», «Детский сад от А до Я»,«Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду»,  «Дошкольная педагогика», «Дошколенок», «Детство», «Игра и дети»; газеты « Детский сад», «Дошкольное образование», «Семейный совет».

Разработать каталог статей

Март-Апрель

  1. Использовать в работе компьютерные презентации при обследовании речи детей, презентации  по лексическим темам , в процессе обследовании и коррекции звукопроизношения.

Продолжить разработку компьютерных презентаций

Март-Апрель

Подготовить  мастер – класс для воспитателей  и родителей «»

«Как правильно произносить звуки»

Разработать презентации по артикуляционной гимнастике .

Ноябрь-декабрь

Продолжить опробацию методики Ганчерка Валентины Павловны по коррекции звукопроизношения на логопункте ДОУ.

Ноябрь-май

Широко применять ресурсы Интернет для ознакомления с опытом коллег и внедрения инновационных технологий

Подготовить статью о инновационных  методах в логопедической работе

В теч.уч.года

 Отчет по самообразованию

учителя-логопеда

за 2011 – 2012 учебный год.

Тема: Повышение эффективности преодоления дефектов звукопроизношения у детей с ОНР в условиях логопункта  ДОУ.

Нарушения звукопроизношения у детей являются достаточно изученным  разделом влогопедии, и методика  их  преодоления  в основном разработана.

Но, несмотря на это, есть основания ставить вопрос о необходимости дальнейшего изыскания приемов и методов, активизирующих умственную  и  практическую деятельность детей, способствующих повышению эффективности преодоления нарушений звукопроизношения.

Работая с детьми на логопункте ДОУ, имеющими самые разные речевые отклонения (ОНР, ФФН, ФН), я столкнулась с проблемой, очень часто наблюдаемой у детей-логопатов. Проблема эта заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

   Данная проблема возникает по разным причинам:

  1. недостаточное развитие артикуляционной моторики;
  2. недоразвитие фонематического восприятия;
  3. нарушение в развитии лексико-грамматического строя речи;
  4. грубое нарушение звукопроизношения, звукослоговой структуры слова;
  5. отклонения в нервно-психической сфере;
  6. снижение уровня познавательной активности;
  7. отклонения в поведении детей.

Все эти факторы в комплексе влияют на продолжительность этапа автоматизации поставленных звуков.

Основные задачи по коррекции звукопроизношения у детей на 2011-2012:

Формировать интерес и мотивацию к логопедическим занятиям.

Развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие с помощью игр и специальных упражнений.
Формировать и развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков.
Формировать и развивать пальчиковую моторику в процессе систематических тренировок.
Формирование произносительных умений и навыков.
Устранять дефектное звукопроизношение.
Развивать умения и навыки дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически.

Формировать навыки пользования фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной речью.

В рамках самообразования в течение учебного года:

Изучила нормативно-правовую базу организации работы в логопункте ДОУ с целью оптимизации работы.

Разработала методические рекомендации, консультации по коррекции речи у  дошкольников.

Изучила методическую литературу по теме «Коррекция звукопроизношения у детей с тяжелыми нарушениями речи » с  целью обобщения опыта работы, разработки консультаций для воспитателей и родителей.

Продолжила изучение методических пособий:  Е.Ф. Архипова «Логопедический массаж при дизартрии», «Работа по коррекции стертой дизартрии у дошкольников», И.В. Блыскина «Логопедический массаж», Е.А.Дьякова «Логопедический массаж».

Разработала сказки-помощницы для автоматизации звуков и логопедического массажа.

Изучала в течение учебного года периодические издания: журналы «Логопед в детском саду», «Логопед», «Детский сад от А до Я»,«Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду»,  «Дошкольная педагогика», «Дошколенок», «Детство», «Игра и дети»; газеты « Детский сад», «Дошкольное образование», «Семейный совет».

Активно использовала в работе компьютерные презентации при обследовании речи детей, презентации  по лексическим темам, в процессе обследовании и коррекции звукопроизношения.

Подготовила  мастер – классы для воспитателей  и родителей «Артикуляционная гимнастика»

«Как правильно произносить звуки».

 Разработала буклеты по артикуляционной гимнастике для каждого нарушенного в произношении звука

Опробировала  методику Ганчерка Валентины Павловны по коррекции звукопроизношения у детей на логопункте ДОУ.

Широко применяла ресурсы Интернет для ознакомления с опытом коллег и внедрения инновационных технологий.

Подготовила статью о инновационных  методах в логопедической работе.

nsportal.ru

Календарно-тематическое планирование по логопедии на тему: ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ учителя – логопеда 2013-2014 учебный год

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ учителя – логопеда Смирновой Наталии Николаевны

НА 2013-2014 учебный год

ЕДИНАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА ДОУ:

     Всестороннее формирование личности ребенка с учетом особенностей его физического, психического развития, индивидуальных возможностей и способностей, развитие и совершенствование образовательного процесса, осуществление дополнительных мер социальной поддержки  воспитанников.

ГОДОВЫЕ ЗАДАЧИ Д/С:

  • Обеспечение  обогащённого познавательного, речевого развития детей, формирование базисных основ личности.
  • Формирование  предметно-развивающей среды и условий для максимального раскрытия интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка.
  • Развитие  познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи.
  • Разработка  системы консультативной помощи семье по вопросам оздоровления, воспитания,  образования и речевого развития  детей дошкольного возраста.

Индивидуальная тема самообразования:

 « Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения».

Время работы над темой: сентябрь 2013 – май 2014г

Цель:   Обобщить опыт работы по теме.

Задачи:

1. Определить степень разработанности проблемы в теории и практике логопедии.

2. Повысить педагогическую грамотность родителей по данной теме.

3. Пополнить развивающую среду кабинета.

ПЛАН РАБОТЫ

№п/п

Содержание

сроки

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Изучение методической литературы.

 Проведение семинара – практикума для родителей: « Артикуляционная гимнастика в домашних условиях».

Изготовление буклета для родителей «Комплексы артикуляционной   гимнастики».

Оформление папки – передвижки: 

«Артикуляционная гимнастика».

 Обобщение педагогического опыта по теме: «Артикуляционная гимнастика – эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей с нарушением речи».

Изготовление и пополнение наглядного материала по данной теме.

Оформление картотеки артикуляционных упражнений по лексическим темам.

Отчет на педсовете (система работы)

в течение года

ноябрь

ноябрь

декабрь

февраль

в течение года

в течение года

в соответствии с годовым планом

Отчет по самообразованию

№п/п

Содержание

Сроки

Отчет о выполнении

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Изучение методической литературы:

Анищенкова Е.С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников.

Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н ТРА-ЛЯ-ЛЯ для язычка.

Воробьёва Т.А,Крупенчук О.И. Логопедические упражнения.

Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика.

Куликовская Т.А.  Артикуляционная гимнастика в считалках.

Косинова Е. Гимнастика для развития речи.

Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика.

Новиковская О.А. Веселая зарядка для язычка. и др.

 Проведение семинара – практикума для родителей: 

«Артикуляционная гимнастика в домашних условиях».

Изготовление буклета для родителей «Комплексы артикуляционной гимнастики».

Оформление папки – передвижки: 

« Артикуляционная гимнастика».

Систематизировать опыт работы по теме: «Артикуляционная гимнастика – эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей с нарушением речи».

Изготовление и пополнение наглядного и речевого материала по данной теме:

- картинки для проведения артикуляционной гимнастики;

- красные варежки на руку взрослого и  ребенка для выполнения упражнений методом биоэнергопластики;

- стихи, считалки, сказки  для проведения арт. гимнастики

- индивидуальные зеркала

Оформление картотеки артикуляционных упражнений по лексическим темам.

Отчет на педсовете (система работы)

в течение года

ноябрь

ноябрь

февраль

в течение года

в течение года

в течение года

в

соответствии с годовым планом

выполнено

выполнено

не выполнено

выполнено

выполнено

выполнено

выполнено

выполнено

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: « Артикуляционная гимнастика – эффективное средство развития звукопроизношения»

 Грамотная, чёткая чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям логопедов, педагогов и родителей. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков.

Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляции. Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.

Вопросами артикуляционной гимнастики занимались теоретики и практики логопедии:              

М.Е. Хватцев, О.В. Правдина, М.В. Фомичёва, Л.С. Волкова, Т.Б. Филичёва, Н.А. Чевелёва и др.

А вот зачем язык тренировать?

Язык – главная мышца органов речи. Язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.

Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребёнка. Дети, страдающие различными речевыми нарушениями, глубоко переживают свои проблемы. Многие из них становятся замкнутыми, раздражительными; отгораживаются от сверстников и взрослых стеной молчания. Уже в раннем возрасте у таких детей могут появиться неврозы. Тормозится и общее развитие детей. Без специального обучения они начинают заметно отставать от нормы. Чтобы эта проблема не возникла у ребёнка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

  • Детям  артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное произношение.
  • Дети  смогут при помощи артикуляционной гимнастики преодолеть уже сложившееся неправильное звукопроизношение.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.

            Артикуляционная гимнастика занимает одно из ведущих мест в преодолении речевых нарушений у детей. В дошкольном возрасте дети с удовольствием знакомятся со строением артикуляционного аппарата. Им доступно выполнение простейших артикуляционно – двигательных и мимических упражнений. Например «часики», «качели», «окошко», «улыбка». В начале, дети учатся   выполнять статические упражнения, целью которых является разогрев мышц артикуляционного аппарата для последующей работы. Основной трудностью при выполнении статических упражнений является удержание артикуляционной позы в течении некоторого времени. Это требует согласованной работы зрительного и кинестетического анализаторов. С этой целью широко используется игровой материал: счетные палочки, фишки, песочные часы, спички, камушки, бусы… Затем дети знакомятся  с динамическими упражнениями: «лошадка», «маляр», «вкусное варенье». Дети учатся контролировать движения органов артикуляции вначале посредством подражания за взрослым, потом перед зеркалом.   Логопед  обращает внимание детей на характер движений (быстро, медленно, ритмично, четко, спокойно), на положение органов артикуляции. В старшем дошкольном возрасте  дети знакомятся с такими названиями, как нёбо, альвеолы, уздечка. Детям становится доступно выполнение более сложных артикуляционных упражнений: «грибок», «гармошка», «кучер»….

Существуют разнообразные комплексы артикуляционных гимнастик.

В этих комплексах органично сочетаются упражнения, направленные на развитие артикуляционной моторики, тонких движений пальцев рук, дыхания, голоса, а также на развитие эмоциональной сферы ребёнка. Помимо развития подвижности мимико-артикуляционных мышц и выработки чётких артикуляционных позиций губ и языка, такая структура позволяет решить ряд других задач, а именно:

  • улучшить координацию движений пальцев рук;
  • выработать правильное речевое дыхание;
  • развить интонационную выразительность голоса;
  • научить выражать свои чувства и эмоции;
  • совершенствовать пластику движений.

Особый интерес представляют «Сказки о Веселом Язычке», которые в интересной форме рассказывают о разных приключениях Язычка. Сочетание сказочного сюжета и артикуляционных упражнений позволяет оптимизировать логопедическую работу по формированию правильного звукопроизношения у детей.

При работе придерживаемся следующих аспектов:

  • На каждом занятии проводится артикуляционная гимнастика,

чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись и становились более прочными.

  • Продолжительность видов деятельности  

1 минута – развитие мелкой моторики;

1 минута – развитие дыхания и голоса;

1 минута – развитие мимики;

2 минуты – развитие артикуляции;

  • Артикуляционная гимнастика проводится сидя перед зеркалом, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, он не напряжён, руки и ноги находятся в спокойном состоянии.
  • Комплекс упражнений сочетает в себе статические и динамические упражнения.
  • При выполнении новых упражнений обязательно закрепляются старые.
  • Перед артикуляционными упражнениями используются дыхательные, голосовые, мимические.

Также используется язычок в форме варежки, которая надевается на ведущую руку взрослого и ребенка; при этом рука и язык выполняют синхронные движения. То есть рука (варежка) помогает движению языка и проведению  артикуляционной гимнастики – метод биоэнергопластики.

Итог: детям очень нравится выполнять упражнения с игровыми приемами и с использованием сказок о «Веселом язычке». Работа будет продолжаться.

nsportal.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о