План работы с детьми с овз в доу – Методическая разработка на тему: Перспективный план работы с детьми с ОВЗ

Методическая разработка на тему: Перспективный план работы с детьми с ОВЗ

Перспективный план работы с детьми с ОВЗ

                                   Направления работы:

    Психопрафилактическая работа

    Цель работы Виды деятельности

     1.  Создание условий для полноценного психического развития ребенка

 1. Оказание помощи в адаптационный период.

2. Составление рекомендаций по предупреждению эмоциональных перегрузок у детей.

3. Изучение мед. карт вновь поступивших детей для определения направлений индивидуальной работы.

    2.  Создание условий для полноценного эмоциональ-го развития детей 1. Развитие коммуникативных способностей у детей с ОВЗ.

2. Социальная адаптация ребенка с ОВЗ в обществе.

3. Развитие социально-эмоционального благополучия ребенка через формирование чувства внутренней устойчивости

    3.Просветительская работа педагогов в психологических особенностях детей и использование этих знаний в интересах ребенка

1. Консультации:

«Стресс и его последствия»

«Использование занимательной математики для познавательной активности детей с ОВЗ»

«Особенности развития познавательной деятельности детей с ОВЗ»

2. Семинары:

«Влияние типа нервной системы детей на их взаимоотношения со взрослыми. »

«Как развивать умственные способности ребенка с ОВЗ»

«Детский рисунок как средство диагностического исследования ребенка. »

«Эмоциональное развитие детей с ОВЗ»

Психодиагностическая работа:

       Диагностика познавательных процессов у детей

1. Обследование развития мышления, внимания, восприятия, памяти.

2. Обследование развития логического мышления и функций обобщения у слабослышащих детей старшего дошк - го возраста.

3. Обследование сформированости психоречевого развития у детей с ОВЗ

      Диагностика психомоторного развития и эмоциональнойсферы у детей

 1. Обследование координаций движений и скоординированных движений рук и ног.

2. Обследование развития мелкой моторики руки.

3. Изучение эмоциональной сферы детей.

4. Изучение межличностных отношений детей с ОВЗ.

    Психолого-педагогическое изучение личности ребёнка с целью определения хода его психического развития, соответствия возрастным нормам, создания программ индивидуальной работы.

 1. Обследование при поступлении в детский сад.

2. Изучение психофизиологических особенностей детей с ОВЗ.

3. Подбор детей для занятий в подгруппах.

4. Выработка рекомендаций для родителей и педагогов.

5. Проведение индивидуальных занятий.

Развивающая, сопровождающая и коррекционная работа

   Активное развитие и коррекция познавательных процессов у детей.

1. Проведение коррекционно-развивающих занятий

      Изучение индивидуальных особенностей ребенка с ОВЗ

1. Наблюдение за детьми в различных видах деятельности.

2. Изучение и анализ детской продуктивной деятельности с целью выработки рекомендаций и проведению индивидуальных занятий.

3. Наблюдение за эмоциональными проявлениями ребенка с ОВЗ в различных ситуациях.

    Активное воздействие на развитие личности и индивидуальности ребенка с ОВЗ

1. Оказание психологической помощи детям с ОВЗ и их родителям находящихся в сложных ситуациях.

2. Разработка и внедрение индивидуальных программ сопровождения, направленных на развития детей с ОВЗ.

3. Предупреждение дисгармоничного развития эмоциональной сферы детей.

      Развитие коммуникативных способностей детей с ОВЗ

1. Проведение занятий направленных на развитие межличностного общение детей.

2. Проведение занятий на развитие умения понимать мимическое сообщения ребенка с использованием игр на создание положительного эмоционального фона.

       Психомоторное развитие детей

1. Проведение занятий направленных на развитие координации движений и скоординированных движений рук и ног.

2. Проведение занятий по развитию мелкой моторики руки, подготовку руки к письму у детей старших групп.

    Консультативная и методическая работа

Консультирование педагогов и родителей

1. Участие в родительских собраниях.

2. Проведение консультаций родителей имеющих детей с ОВЗ.

3. Проведение индивидуальных консультаций родителей и педагогов по запросу.

     Совместная работа с администрацией

1. Участие и выступление на педсоветах.

2. Участие в формировании групп детей.

3. Анализ псих. службы в МДОУ (отчет о проделанной работе) .

                  ПМПКа

1. Обследование детей с особенностями в развитии.

Инновационная деятельность

Реализация индивидуальных образовательных маршрутов, индивидуальных программ развития и индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ОВЗ

     Нормативно-правовое обеспечение

1. Повышение квалификации педагогического персонала в ДОУ по введению ФГОС

    Организационно – информационное обеспечение

1. Анализ обеспечения МБДОУ необходимым учебным и справочным материалом для реализации работы в рамках пилотной площадки.

2. Комплектование дошкольного учреждения базовыми документами и дополнительным материалом для организации работы сдетьми с ОВЗ.

3. Организационно – методическое обеспечение Диагностика образовательных потребностей и профессиональных затруднений педагогических работников дошкольного учреждения в рамках инновационной деятельности

4. Проведение практических мероприятий во взаимодействии с родителями воспитанников

Координация деятельности педагогического коллектива по направлению:

-«Реализация индивидуальных маршрутов, индивидуальных программ развития и индивидуально- ориентированных образовательных программ для детей с ОВЗ»

- Создание и систематическое пополнение библиотеки методической литературы по теме: «Внедрение инклюзивного образования в воспитательно- образовательный процесс ДОУ»

- Разработка методических рекомендаций к созданию социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным и психофизическим особенностям детей

- Консультирование педагогов по организации работы с детьми с ОВЗ

2. Проведение практических мероприятий во взаимодействии с родителями воспитанников:

-Организация групповых собраний

«Успехи и проблемы в развитии ребенка»

-Встречи родителей с педагогом-психологом

«Особенности психофизического развития детей с особыми образовательными потребностями»

-Консультации

«Навыки наблюдения за ребенком»

«Развивающие игры в коррекционной работе»

«Грамматика общения»

«Коррекция эмоциональной сферы средствами спихогимнастики»

«Большие успехи и маленькие трудности»

-Семинар-практикум»

«Организация досуговой деятельности со слабослышащими дошкольниками на этапе внедрения ФГОС как часть коррекционно-педагогической работы»

nsportal.ru

Рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа): Индивидуальная работа педагога с ребёнком с ОВЗ

Январь – 2-3 неделя

Развитие памяти:

 «Назови, одним словом

«Пересказ по серии картин»

Развитие целостности восприятия предмета:

учить узнавать и правильно называть времена года по их отличительным признакам в природе и на картинке

Развитие тактильно-двигательного восприятия:

«Чудесный мешочек»

Развитие мышления:

уметь отнести к обобщающим понятиям деревья, кустарники, цветы, овощи, фрукты, ягоды, грибы

 Учить различать и правильно называть цвета: красный, жёлтый, оранжевый, зелёный, синий, фиолетовый, коричневый, белый, чёрный.

Игры: «Сложи фигуру»,

 «Волшебный кубик»,

«Чего больше?», 

«Покажи цифру».

Нестандартные математические средства:

развивать умение видеть форму в конкретных предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими эталонами

Развивать умение сосредотачивать слуховое внимание «Угадай, кто кричит», «Барашек»; «Где звенит?», «Будь внимательным», «Поймай звук», « Назови слово с заданным звуком»

Д/ игра

«Четвертый - лишний».

«Чьи это предметы?»

Развитие зрительного и слухового внимания.

Д/игра из картотеки «Поиграй-ка»

«Какой картинки не стало?»

Подготовка артикуляционного аппарата:

Формировать правильное речевое дыхание (целенаправленный длительный ротовой выдох, направленная воздушная струя, умение сочетать произнесение звука с началом выдоха, на одном выдохе произносить 3 – 4 слога, выработка дифференцированного дыхания – вдох ртом, выдох  носом  «Чей пароход лучше гудит?», «Фокус», «Футбол»,

 «Повтори верно».

Развитие зрительно-моторной координации (копирование групп точек)

Учить составлять группы предметов на основании одного одинакового признака (цвета, формы, величины, назначения:)

«Нарисуй такие же точки как у меня»,

 «Обведи и заштрихуй человека».

nsportal.ru

Календарно-тематическое планирование (младшая группа) на тему: Индивидуальный план работы с ребенком с ОВЗ

Социально – коммуникативное развитие

1.Формировать у ребенка опыт поведения в среде сверстников, воспитывать чувство симпатии к ним. Способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками, воспитывать эмоциональную отзывчивость (обращать внимание мальчика на ребенка, проявившего заботу о товарище, поощрять умение пожалеть, посочувствовать).

2.Формировать у Владика уверенность в том, что его, как и всех детей, любят, о нем заботятся; проявлять уважительное отношение к его интересам, его нуждам, желаниям, возможностям.

3.Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п.

4.Воспитывать элементарные навыки вежливого обращения: здороваться, прощаться, обращаться с просьбой спокойно, употребляя слова «спасибо» и «пожалуйста».

 5.Формировать умение спокойно вести себя в помещении и на улице: не шуметь, не бегать, выполнять просьбу взрослого.

- Игры «Ручки»,

«Хоровод»
- игры «Поводырь»,

«Птички»,

«Догонялки».


- игры «Погладь кошку»,

«Поиграй с куклой»
- Зашифрованный рисунок. Сложи узор.


- Психотехнические игры: найди место для игрушки, собери фигурки (доски Сегена)
- Позови мячом.

-Развитие сюжетной игры. ’’Пришел Мурзик поиграть’’
-Развитие подвижно-ролевой игры. ”Обезьянка озорница’’

Сентябрь-ноябрь

Декабрь – февраль

Март - май

Познавательное развитие

1.Развивать способность к переключению внимания. 
2.Развивать концентрацию внимания. 
3. Развивать произвольное внимание.

4. Развивать восприятие геометрических фигур.
5. Развивать точность восприятия.

6.Учить группировать предметы по цвету, размеру, форме

7. Составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделять один  предмет из группы.

8. Находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов.

9. Определять количественное соотношение двух групп предметов; понимать конкретный

смысл слов: больше - меньше, столько же.

10. Различать круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и круглую форму.

11. Понимать смысл обозначений: вверху - внизу, впереди - сзади, слева - справа, на,

над - под, верхняя - нижняя (полоска).

1.Формирование первичных представлений о смене времен года.

2.Формирование интереса к объектам и явлениям природы и умения наблюдать за ними.

3.Ознакомление с предметами и объектами ближайшего окружения, их назначением и функциями (детский сад, игрушки, мебель, посуда, одежда, обувь).

4.Формирование первичных представлений о домашних животных и птицах, детенышах, внешнем виде, образе жизни.

5.Освоение геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) и форм предметов (круглый, квадратный, треугольный).

6.Обучение группировке предметов по цвету, величине, форме.

7.Обучение использованию слов большой, маленький.

8.Обучение сравнению двух предметов, одинаковых или контрастных по величине,  длине, ширине, высоте (путем наложения и приложения).

9.Выявление отношений групп предметов по количеству и числу (много, один, ни одного).

10.Обучение  прямому счету до 3.

«Монетки»

«Матрешка»

«Квадраты»

«Веселый паровозик»

«Съедобное-несъедобное»

«Пирпмидка»

«Вот какие палочки»

«Веселые клоуны»

«Змейка»

«Мельница»

«Разноцветные вагончики»

«Бусы»

«Веселые гонки

Сентябрь-ноябрь

Декабрь-февраль

Март-май

Речевое развитие

1.Учить рассматривать сюжетные картинки.

2.Отвечать на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения.

3.Заинтересованно слушать знакомые и новые сказки, стихотворения, рассказы.

4. Развивать цветоразличение

развивать пространственные представления. 
5. Развивать наблюдательность.

1.Развитие понимания простых предложений в ситуативной речи.

2.Обучение пониманию и выполнению одно- и двухступенчатых инструкций.

3.Расширение, уточнение и активизация словаря по изучаемым лексическим темам.

4.Обучение пониманию обобщающих слов: игрушки, одежда, обувь, посуда, животные, птицы.

4.Обучение ответам на вопросы кто это? что это?

«Сапожок»

«Золушка»

«Угадай. Что внутри»

«Найди на ощупь»

«Что это»

«Собери матрешку

Сентябрь-ноябрь

Декабрь-февраль

Март-май

Художественно – эстетическое развитие

1.Учить детей различать цвета карандашей, фломастеров, правильно называть их.

2.Учить рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные), пересекать их, уподобляя предметам: ленточкам, платочкам, дорожкам, ручейкам, сосулькам, заборчику и др.. 3.Подводить детей к рисованию предметов округлой формы.

Игры: «Найди цвет»

«Нарисуй дорожку для собачки»,

«Рисование предметов округлой формы»,

«Подбери фигуру»

В течение года

Физическое развитие

1.Развивать тонкую моторику рук.

2.Учить ползать, лазать, разнообразно действовать с мячом (брать, держать, переносить, класть, бросать, катать).

3.Учить прыжкам на двух ногах на месте, с продвижением вперед, в длину с места, отталкиваясь двумя ногами.

«Цветные фонарики»

«Бабочки»

«Достань ленточку»

«Догони мяч»

«Колпачок»

«Ноги и ножки»

«Выбери мяч»

Сенябрь-ноябрь

Декабрь-февраль

Март-май

nsportal.ru

Учебно-методический материал на тему: Перспективный план работы с детьми с ОВЗ

Вид работы

Направление деятельности

Формы работы

цель

Условия реализации

сроки

Отчет

1

диагностическая

Исследование сенсорного развития, речи и психических процессов

Индивидуальные диагностические занятия

Выявление уровня развития

диагностический материал;

посещаемость детей

До 15 сентября;

 май

Протоколы обследования;

Карты развития

2

организационная

Комплектование групп;

Оптимизация коррекционно-образовательного процесса

Уровень развития;

Возрастные особенности;

До 15 сентября

Расписание занятий

График работы

Составление расписаний занятий

Режим дня;

Тематическое планирование;

Расписание занятий других педагогов

3

Коррекционно-развивающая

- развитие слухового восприятия;

- развитие мелкой моторики и осязания;

- развитие речи;

Развитие всех познавательных процессов;

-развитие общей моторики;

- развитие социально-бытовой ориентировки

Подгрупповые и индивидуальные занятия

Содействие развитию ребенка

 Создание условий для реализации его внутреннего потенциала

Преодоление и компенсация отклонений, мешающих его развитию

Подготовка к занятиям

 Посещаемость занятий детьми

Сентябрь-май

Календарный план

Конспекты занятий

Табель посещаемости

4

Работа с родителями

Участие в родительских собраниях

выступления

Ознакомление с задачами и спецификой работы учителя-дефектолога

Повышение общего уровня компетенции родителей в вопросах развития ребенка и коррекции нарушений

Формирование представлений о возможностях детей с ОВЗ

Заинтересованность родителей

Сентябрь-май

Протоколы собраний

Проведение индивидуальных консультаций

Индивидуальные встречи, беседы, консультации

- повышение общего уровня компетенции родителей в вопросах развития ребенка

-уточнение индивидуальных особенностей ребенка

-оказание психолого-педагогической поддержки

Открытость и заинтересованность родителей

В течение года

Оформление наглядной информации

Стенд для родителей

Повышение общего уровня компетенции родителей

- подборка интересной и нужной информации для родителей;

- привлекающее внимание оформление;

заинтересованность родителей

В течение года

Текстовый материал по различным направлениям и видам деятельности

Работа с воспитателями и специалистами доу

Посещение занятий воспитателей и других специалистов

Фронтальн. и индивидуальные занятия

Контроль за соблюдением щадящего режима в образовательном процессе (соблюдение санитарно-гигиенических норм, дозированные нагрузки, использование специальных методов и средств обучения)

- открытость и заинтересованность педагогов

- подготовка к занятиям

В течение года

Открытые занятия для воспитателей и специалистов

Подгрупповые и индивид. занятия

Повышение уровня компетенции педагогов

-открытость для педагогов

- подготовка к занятиям

Конспекты занятий

Консультации для воспитателей и специалистов

консультации

Повышение уровня компетенции для педагогов

- открытость педагогов

- подготовка материала

Материалы консультаций

6

Организационно-методическая

Повышение квалификации

Семинары

Мастер-классы

конференции

Повышение уровня психолого-педагогических знаний

- активность

-интерес

В течение года

Улучшение оснащенности кабинета

Изготовление дидактических пособий, наглядного материала

Оптимизация образовательного процесса

-материальные средства

заинтересованность педагога

-активность педагога

В течение года

Участие в ПМПк

Анализ диагностических данных

Динамика развития ребенка

Определение дальнейшего образовательного маршрута ребенка

Результаты диагностики

Проведенная работа

Май

Составление отчета о проделанной работе за учебный год

Анализ результатов коррекционно-развивающей работы

Подведение итогов коррекционно-развивающей работы

Проведенная работа

май

отчет

nsportal.ru

Перспективный план работы с детьми с ОВЗ

Перспективный план работы с детьми с ОВЗ

Задержка психического развития – это сложное полиморфное нарушение, при котором страдают разные компоненты познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, психомоторного развития, деятельности. Специфические особенности развития этой категории детей негативно влияют на своевременное формирование всех видов дошкольной деятельности: изобразительной, игровой, конструктивной. Отмечается отставание в развитии психомоторных функций, недостатки общей и мелкой моторики, координационных способностей, чувства ритма. Двигательные навыки и техника основных движений отстают от возрастных возможностей, страдают двигательные качества: быстрота, ловкость, точность, сила движений. Недостатки психомоторики проявляются в незрелости зрительно – слухо – моторной координации, произвольной регуляции движений, недостатках моторной памяти, пространственной организации движений.

Перспективный план работы с детьми с ОВЗ

(сложный дефект – ЗПР, ТНР)

 

Сентябрь

Тема: «Вот и лето прошло»

  1. Пальчиковая гимнастика «Семь вещей у нас в портфеле» (А. В. Никитина. 33 лексические темы. Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей 5-7 лет. Стр. 111).
  2. «Качели» — фигурки из палочек.
  3. «Выложи фигуру» — игры с горохом или бобами.
  4. «Чудесный мешочек» — выбрать на ощупь из трёх игрушек одну нужную.
  5. Работа в тетрадях «Дорисуй узор».
  6. Артикуляционная гимнастика «Улыбка».

Тема: «Мы теперь в старшей группе»

  1. Пальчиковая гимнастика: «Девочки и мальчики». (Подвижные тематические игры для дошкольников. Т.В. Лисина, Г.В. Морозова стр. 11).
  2. «Выложи рожицу» — игра с камушками.
  3. «Мебель в нашей группе» — фигурки из палочек.
  4. Работа в прописях «Закрась рисунок».
  5. Работа в тетрадях «Дорисуй узор».
  6. Артикуляционная гимнастика «Трубочка».

Тема: «Транспорт»

  1. Пальчиковая гимнастика: «Транспорт». (А. В. Никитина с. 94).
  2. «Грузовая машина» — из палочек и геометрических фигур.
  3. «Выложи фары» — с использованием риса.
  4. «Узнай машину» из серии «Чудесный мешочек».
  5. Работа в прописях «Раскрась машину».
  6. Работа в тетрадях «Дорисуй узор».
  7. Артикуляционная гимнастика «Улыбка-трубочка».

Тема: «Безопасная дорога»

  1. Пальчиковая гимнастика: «Шуршат по дорогам весёлые шины». (А. В. Никитина с. 94).
  2. «Светофор» — конструирование из макарон.
  3. «Человек на дороге» — конструирование из палочек.
  4. Собери пазлы «Автомобиль».
  5. Работа в тетрадях «Дорисуй узор».
  6. Артикуляционная гимнастика: «Улыбка — трубочка», «Лопаточка».

Октябрь

Мониторинг

Тема: «Осенние превращения»

  1. Пальчиковая гимнастика: «Осенние листья». (Подвижные тематические игры для дошкольников. Т.В. Лисина, Г.В. Морозова стр. 27).
  2. Массаж ладошек плодами каштана.
  3. «Дерево» -конструирование из палочек.
  4. Рисование листьев с использованием трафарета.
  5. Работа в тетрадях «Дорисуй узор».
  6. Артикуляционная гимнастика: «Улыбка — трубочка», «Лопаточка», «Иголочка».

Тема: «Хлеб всему голова» (2 недели)

  1. Пальчиковая гимнастика: «Маша каши наварила», «Пироги пшеничные». (Подвижные тематические игры для дошкольников. Т.В. Лисина, Г.В. Морозова стр. 12, 11).
  2. Фигурки из палочек: «Колосок», «Мельница».
  3. Самомассаж ладошек гранёным карандашом.
  4. Тестопластика: «Крендельки», «Косичка».
  5. Раскрась не выходя за контур: «Хлебные изделия», «Комбайн».
  6. Артикуляционная гимнастика «Лопаточка-иголочка», «Печём блинчики».

Ноябрь

Тема: «Моя малая Родина»

  1. Пальчиковая гимнастика: «Фруктовая ладошка». (Подвижные тематические игры для дошкольников. Т.В. Лисина, Г.В. Морозова стр. 41).
  2. Фигурки из палочек: «Дом».
  3. Фигурки из веточек: «Башня».
  4. Самомассаж ладошек веточкой.
  5. Раскрась картинку «Город».
  6. Работа в тетрадях «Дорисуй узор».
  7. Артикуляционная гимнастика: «Улыбка — трубочка», «Лопаточка» «Иголочка», «Печём блинчики».

Тема: «Москва – столица России»

  1. Пальчиковая гимнастика: «Моя Россия». (Методические рекомендации по развитию детей дошкольного возраста. МОУ ДПО- Ресурсный центр г. Чапаевск. 2008. Стр. 33).
  2. Фигурки из палочек: «Флаг».
  3. Работа с пшеном: «Выложи по контуру рисунок».
  4. Пазлы: «Герб».
  5. Фигурки из палочек: «Дом».
  6. Работа в тетрадях «Дорисуй узор».
  7. Артикуляционная гимнастика: «Улыбка — трубочка», «Лопаточка» «Иголочка», «Печём блинчики».

Тема: «Моя семья. День Матери»

  1. Пальчиковая гимнастика «Как у нас семья большая да весёлая» (А. В. Никитина с. 56).
  2. Фигурки из палочек: «Мама» (папа).
  3. «Весёлый человечек» — рисунок по манке.
  4. Игра: «Собери бусы для мамы».
  5. Музыкальная игра: «Пианино».
  6. Работа в тетрадях «Дорисуй узор».
  7. Артикуляционная гимнастика: комплекс упражнений и «Непослушный язычок».

Тема: «Имена и фамилии»

  1. Пальчиковая гимнастика: «Танины игрушки». (Подвижные тематические игры для дошкольников. Т.В. Лисина, Г.В. Морозова стр. 16).
  2. Фигурки из палочек: «Конфетка для Арины».
  3. «Чудесный мешочек» — любимые игрушки Захара.
  4. Упражнение «Золушка» — отдели горох от фасоли.
  5. Настольная игра «Мозаика» — цветок для Алисы.
  6. Работа в тетрадях «Дорисуй узор».
  7. Артикуляционная гимнастика: комплекс упражнений и «Непослушный язычок».

Декабрь

Тема: «Россия богата талантами»

  1. Пальчиковая гимнастика «Волшебный цветок» (А. В. Никитина с. 106).
  2. Фигурки из палочек.
  3. Работа со шнуровкой.
  4. Упражнение «Растяни резинку» — держа пальцами за концы.
  5. Плетение узора из цветных шнурков.
  6. Работа в тетрадях «Дорисуй узор».
  7. Артикуляционная гимнастика: комплекс упражнений и «Качели».

Тема: «Золотая Хохлома»

  1. Пальчиковая гимнастика «Четыре братца». (Развиваем руки-чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина. – Ярославль. 1998, стр. 42).
  2. Фигурки из палочек: «Цветок».
  3. Упражнение: «Обведи рисунок по точкам».
  4. Упражнение: «Смотай клубок».
  5. Работа в тетрадях «Дорисуй узор и раскрась».
  6. Артикуляционная гимнастика: комплекс упражнений и «Качели».

Тема: «Вот пришли морозцы, и зима настала»

  1. Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пришли гулять» (А. В. Никитина с.41).
  2. Игра: «Наполни формочки цветной водой».
  3. Игра: «Разложи льдинки по формочкам».
  4. Фигурки из палочек: «Снежинка».
  5. «Снежные сугробы» — работа с ватой.
  6. Нарисуй снежинку.
  7. Артикуляционная гимнастика: комплекс упражнений и «Лошадка».

Тема: «Новый год стучится в дверь»

  1. Пальчиковая гимнастика «Наряжали звери ёлку» (А. В. Никитина с.54).
  2. Фигурки из палочек: «Ёлочка».
  3. «Игрушки для ёлочки» — обрывание.
  4. Упражнение: «Узор из сосновых иголок».
  5. Пазлы: «Морозко».
  6. Артикуляционная гимнастика: комплекс упражнений и «Лошадка».

Январь

Тема: «Народные праздники на Руси»

  1. Пальчиковая гимнастика «Замок». (Развиваем руки-чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина. – Ярославль. 1998, стр. 43).
  2. Фигурки из палочек: «Санки».
  3. Самомассаж ладошек шишками ели.
  4. Упражнение: «Такие разные застёжки».
  5. Работа в тетрадях «Дорисуй узор».
  6. Артикуляционная гимнастика: комплекс упражнений и «Грибок».

Тема: «Богатырское здоровье»

  1. Пальчиковая гимнастика «Раз, два, три, четыре, пять». (Развиваем руки-чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина. – Ярославль. 1998, стр. 50).
  2. Фигурки из палочек: «Лыжник».
  3. Рисование с использованием трафаретов.
  4. Пазлы: «Здоровье – это здорово».
  5. Упражнение: «Вырежи и приклей».
  6. Игра: «Одень куклу по сезону» — с использованием плоскостных фигур.
  7. Артикуляционная гимнастика: комплекс упражнений и «Грибок».

Тема: «Спорт и безопасность»

  1. Пальчиковая гимнастика: «Зимние забавы». (Подвижные тематические игры для дошкольников. Т.В. Лисина, Г.В. Морозова стр. 92).
  2. Самомассаж ладошек массажными мячиками.
  3. Фигурки из палочек: «Спортсмен».
  4. Работа с пшеном: «Выложи рисунок внутри контура».
  5. Раскрашивание: «Юные спортсмены».
  6. Пазлы: «На катке».
  7. Артикуляционная гимнастика: комплекс упражнений и «Футбол».

Тема: «Знаменитые люди России»

  1. Пальчиковая гимнастика: «Мы — строители». (Е. А. Алябьева. Поиграем в профессии. Книга 1. Занятия, игры, беседы с детьми 5-7 лет. -М.: ТЦ Сфера, 2014. Библиотека воспитателя стр. 58).
  2. Работа с мелкими геометрическими фигурами: «Собери фигуру».
  3. Обрывание: «Заполни контур мелкими кусочками».
  4. Настольная игра: «Геометрическая мозаика».
  5. Работа с фасолью: «Выложи по контуру» — на пластелиновой основе.
  6. Работа в тетрадях «Дорисуй узор».
  7. Артикуляционная гимнастика: комплекс упражнений и «Гармошка».

Февраль

Тема: «Слава Армии родной»

  1. Пальчиковая гимнастика «Сегодня праздник всех отцов» (А. В. Никитина с.75).
  2. Фигурки из палочек: «Военный корабль».
  3. «Танк» — из мелкого конструктора «Лего».
  4. «Салют» — работа с мелкой вермишелью на картоне.
  5. Пазлы: «Морской флот».
  6. «Дорисуй узор и раскрась».
  7. Артикуляционная гимнастика: комплекс упражнений и «Почистим зубы».

Тема: «Широкая Масленица»

  1. Пальчиковая гимнастика «Весёлые льдинки» (А. В. Никитина с.81).
  2. Фигурки из палочек: «Весёлые человечки».
  3. Игра с закрытыми глазами: «Выстрой матрёшек в ряд».
  4. Пластелинография: «Петрушка».
  5. Ниткография: «Чучело».
  6. Работа в тетрадях «Дорисуй узор».
  7. Артикуляционная гимнастика: комплекс упражнений и «Почистим зубы».

Тема: «На страже Родины»

  1. Пальчиковая гимнастика «Это солдаты» (А. В. Никитина с.78).
  2. Фигурки из палочек: «Самолёт».
  3. Упражнение: «Завяжи узел».
  4. Игра: «Чудесный мешочек» с набором военной техники
  5. Пазлы: «Бронетранспортёр».
  6. «Вертолёт» — из мелкого конструктора «Лего».
  7. Артикуляционная гимнастика: комплекс упражнений и «Парашютист».

Тема: «Наша мама»

  1. Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире» (А. В. Никитина с.60).
  2. Геометрическая мозаика: «Моя мама».
  3. Работа с ватными дисками: «Цветок для мамы».
  4. Упражнение: «Завяжи красиво бант».
  5. Работа в тетрадях «Дорисуй узор и закрась, не выходя за контур».
  6. Работа с природным материалом: «Удивительный цветок».
  7. Артикуляционная гимнастика: комплекс упражнений и «Желобок».

Март

Тема: «О мамах родных и очень важных»

  1. Пальчиковая гимнастика «Мы посуду перемыли» (А. В. Никитина с.65).
  2. Фигурки из палочек: «Мама и я».
  3. Упражнение: «Обведи по точкам».
  4. Раскрась и вырежи: «Одежда для мамы» с использованием трафаретов.
  5. «Одень маму к празднику» — с использованием кукол Барби и предметов одежды.
  6. Артикуляционная гимнастика: комплекс упражнений и «Вкусное варенье».

Тема: «Цирк» (2 недели).

  1. Пальчиковая гимнастика: «Я – весёлый человечек». (29 лексических тем: пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей 4-5 лет. А.В. Никитина – СПб.: КАРО, 2008. — 96с.: — Серия «Популярная логопедия» стр. 29). «Весёлый цирк». (Е. А. Алябьева. Поиграем в профессии. Книга 2. Занятия, игры, беседы с детьми 5-7 лет. -М.: ТЦ Сфера, 2014. Библиотека воспитателя стр. 79).
  2. Упражнение: «Заставь волчок крутиться».
  3. Пластелинография: «Клоун»; тестопластика «Дрессированный тигр».
  4. Робототехника: «Арена цирка» и «Робот в цирке» с использованием конструктора «Лего».
  5. Обведи по точкам: «Цирковая лошадка», «Девочка на шаре».
  6. Игра: «Пощупай и расскажи», «Найди игрушку, которую назову» по типу «Чудесный мешочек».
  7. Артикуляционная гимнастика: комплекс упражнений и «Вкусное варенье».

Тема: «Волшебница вода»

  1. Пальчиковая гимнастика «На закате дремлет пруд» (А. В. Никитина с.101).
  2. Фигурки из палочек: «Рыбка».
  3. «Морские обитатели» — штриховка с использованием трафарета.
  4. Готовим печенье «Рыбки» с использованием формочек.
  5. Ниткография: «Волны»
  6. Упражнение: «Узор из ракушек».
  7. Артикуляционная гимнастика: комплекс упражнений и «Чашечка».

Апрель

Тема: «Мы живём на земле»

  1. Пальчиковая гимнастика: «Только солнышко взойдёт» (А. В. Никитина с.104).
  2. Фигурки из палочек: «Выложи с закрытыми глазами».
  3. «Панно из мозаики» — по образцу.
  4. Настольная игра — конструктор: «Флора».
  5. Работа в тетрадях «Дорисуй узор».
  6. Упражнение: «Интересные следы» — вдавливание пальцем.
  7. Артикуляционная гимнастика: комплекс упражнений и «Чашечка».

Тема: «Покорение космоса»

  1. Пальчиковая гимнастика: «Космос». (Е. А. Алябьева. Поиграем в профессии. Книга 2. Занятия, игры, беседы с детьми 5-7 лет. -М.: ТЦ Сфера, 2014. Библиотека воспитателя стр. 104).
  2. Фигурки из палочек: «Звёздочка».
  3. Упражнение: «Выложи отгадку камушками».
  4. «Звёзды на тёмном небе» — вырезание и приклеивание.
  5. «Яркая звёздочка» — обведение по контуру, не отрывая карандаш от листа.
  6. «Найди и закрась 2 одинаковые ракеты». (Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Комплексная методика подготовки ребёнка к школе. –СПб.: Издательский Дом «Литература», 2014. — Серия «Уроки логопеда» стр. 174).
  7. «Звездолёт» — из мелкого конструктора «Лего».
  8. Артикуляционная гимнастика: комплекс упражнений и «Индюк».

Тема: «Вся природа проснулась»

  1. Пальчиковая гимнастика: «Грачиха говорит грачу» (А. В. Никитина с.91).
  2. Массаж ладошек шашками.
  3. Фигурки из палочек: «Птицы прилетели».
  4. «Подснежник» — работа с ватными дисками.
  5. Капляграфия с использованием пипеток.
  6. Работа в тетрадях «Дорисуй узор».
  7. Артикуляционная гимнастика: комплекс упражнений и «Маляр».

Мониторинг

Май

Тема: «День победы»

  1. Пальчиковая гимнастика: «Пехота». (Е. А. Алябьева. Поиграем в профессии. Книга 2. Занятия, игры, беседы с детьми 5-7 лет. -М.: ТЦ Сфера, 2014. Библиотека воспитателя стр. 17).
  2. Фигурки из палочек: «Звезда героя».
  3. Ниткография: «Вечный огонь».
  4. «Военная техника» — с использованием трафарета.
  5. Игра: «Попади в цель» — скомкать плотно газету и забросить в кольцо.
  6. «Самолёт» — из мелкого конструктора «Лего».
  7. Работа в тетрадях «Дорисуй узор».
  8. Артикуляционная гимнастика: комплекс упражнений и «Пароход гудит».

Тема: «Пожарные» (2 недели)

  1. Пальчиковая гимнастика: «Я — пожарный»; «Приготовили к осмотру пожарные машины». (Е. А. Алябьева. Поиграем в профессии. Книга 2. Занятия, игры, беседы с детьми 5-7 лет. -М.: ТЦ Сфера, 2014. Библиотека воспитателя стр. 19, 25, 28).
  2. Фигурки из палочек: «Огнетушитель», «Складная лестница».
  3. Ниткография: «Опасный огонь».
  4. «Пожарная машина», «Пожарный» — обведи по контуру и раскрась.
  5. Упражнение: «Огнетушитель» — щелчком большого и указательного пальцев закидать «огонь» пенопластовыми шариками.
  6. Упражнение: «Пройди лабиринт» с использованием карандаша.
  7. Упражнение: «Брандспойт» — с использованием брызгалок (Короткие, длинные струи…).
  8. Упражнение: «Сверни и разверни «пожарный рукав»».
  9. «Пожарная лестница» — из мелкого конструктора «Лего».
  10. Работа в тетрадях «Дорисуй узор».
  11. Артикуляционная гимнастика: комплекс упражнений и «Горка».

Тема: «Здравствуй лето»

  1. Пальчиковая гимнастика: «Лето по полю гуляло» (А. В. Никитина с.114).
  2. Фигурки из палочек: «Велосипед».
  3. «Найди и раскрась одинаковую рассаду в горшочках». (Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Комплексная методика подготовки ребёнка к школе. –СПб.: Издательский Дом «Литература», 2014. — Серия «Уроки логопеда» стр. 168).
  4. «Цветы на клумбе» — с использованием природного материала.
  5. Настольная игра – конструктор: «Детская площадка».
  6. «Сказка на полянке» — пальчиковый театр.
  7. Работа в тетрадях «Дорисуй узор».
  8. Артикуляционная гимнастика: комплекс упражнений и «Катание шарика».
< Предыдущая   Следующая >

doshkolnik.ru

Календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике на тему: индивидуальный план работы с ребенком с ОВЗ

План индивидуальной  работы

учителя-дефектолога с ребенком-инвалидом.

                                                                                                                                           

2015 – 2016г.

         

          

 Пояснительная записка:

    Рабочая программа индивидуальной работы учитывает особенности психического развития детей в возрасте от 4 до 5 лет, а так же современные научные исследования проблем в развитии данной группы детей (Громова О.Е., Ю.Ф. Гаркуша, И.С. Кривовяз, Л.С. Цветкова). Известно, что основой развития речи и познавательной активности ребёнка  раннего  возраста  являются  его  общение  со  взрослым  и развитие восприятия в предметной  деятельности. Результаты обследования детей по направлениям «Сенсорное воспитание» и «Ребенок и окружающий мир» показали, что дети нуждаются в проведении коррекционно-развивающих занятий, задачами которых является:

  • обучение детей сличению и группировке   предметов с заданным признаком;
  • формирование умения  различать и называть цвет, форму и величину предмета;
  • дальнейшее расширение практического опыта детей с установкой на интеграцию их знаний и умений действовать с учетом требований окружающей действительности;
  • обогащение пассивного и активного словаря;
  • в процессе совместной  деятельности  формирование у детей мотивации к общению;
  • формирование инициативности и активности детей с использованием вербальных средств речи в процессе общения;
  • развитие психических процессов.

        Важным фактором в планировании занятий по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов является принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий. Это усложнение идет от элементарных заданий на группировку однородных предметов по различным сенсорным качествам, к соотнесению разнородных предметов по величине, форме, цвету и далее к учету этих признаков и свойств в изобразительной и элементарной продуктивной деятельности. Принципом последовательности обусловливается и ознакомление детей вначале с вполне осязаемыми сенсорными свойствами — величиной и формой предметов. Учитывая, что формирование представлений о цвете предметов требует от детей особого внимания (поскольку цвет является тем свойством предмета, которое нельзя обследовать во внешнем плане рукой, жестом) мы активно используем продуктивную деятельность детей (лепку, рисование, аппликацию, конструирование), работу с природным материалом, игры с водой и крупами.

     При проведении каждого занятия основным методом является непосредственный показ предметов учителем-дефектологом. Вспомогательная роль при этом принадлежит словесному объяснению, что позволяет детям воспринимать образцы речевых инструкций. Для повышения  речевой активности на занятиях возможно использование различные проблемных ситуаций, которые формируют коммуникативную направленность речи.

    Тематическое планирование материала согласуется со временем года, с сезонными явлениями, с программой ознакомления с окружающим. Эстетическая сторона занятий по сенсорному воспитанию определяется во многом качеством приготовления дидактического материала. Чистые цветовые тона (цвета радуги), приятная фактура, четкая форма дидактических пособий доставляют детям радость, способствуют накоплению сенсорных представлений на уровне их предэталонного значения.

    Важным принципом организации процесса обучения является систематичность. Занятия проводятся в течение года (с октября по июнь), два раза в неделю в течение 15 минут.

   

ОКТЯБРЬ

                       

                   Программное содержание

Используемые методические приемы

Сенсорное воспитание

-развитие слухового внимания и восприятия к неречевым звукам

-формирование умения раскладывать резко различающиеся предметы на две группы

-формирование умения надевать кольца на стержень

-развитие мелкой моторики, тактильного восприятия и внимания.

Д/и«Что гудит /звонит?»

Д/и «Колокольчик-барабан-дудочка»

Д/и «Пирамидка»

Д/и «Солнце-дождик»

Д/и «Подарки для кукол»

Рассматривание иллюстраций тактильного альбома.  

Ознакомление с окружающим миром

расширение пассивного и активного словаря по теме «Игрушки» (машинка, лошадка, кукла, мишка)

Д/и «Игрушки для Тани и Вани»

Д/и «Найди подходящую картинку»

Д/и «Покажи»

Д/и «Чья игрушка»

Д/и «Что без чего?»

НОЯБРЬ

                       

                         Программное содержание

Используемые методические приемы

Сенсорное воспитание 

-знакомство с желтым цветом.

-учить проталкивать объемные геометрические формы в соответствующие прорези коробки, используя метод проб и ошибок

-учить различать величину (большой - маленький) предметов, проводя  выбор из двух предметов с предъявлением образца.

-развитие мелкой моторики, тактильного восприятия и внимания

Рассматривание желтого коллажа. Нахождение предметов желтого цвета в классе.

Д/и «Почтовый ящик»

Д/и «Веселый дом»

Д/и «Найди похожий предмет по величине»

Д/и «Грибочки»

Д/и «Какой мяч больше?»

Ознакомление с окружающим миром

-расширение пассивного и активного словаря по теме  «Овощи» (огурец, помидор, морковь)

-обратить внимание на следующие признаки овощей: цвет, форму, вкус.

-  рассказать ребенку, где и как растут овощи, что из них готовят (суп, салат)

Д/и «Что купила белочка в магазине?»

Д/и «Покорми куклу»

Д/и «Овощная грядка»

Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты»

НОЯБРЬ

                       

Программное содержание

Используемые методические приемы

Сенсорное воспитание 

-знакомство с красным цветом.

-учить соотносить предметы-вкладыши с образцом по форме

-учить раскладывать предметы по величине на две группы.

-закреплять умение детей проталкивать объемные геометрические формы в соответствующие прорези коробки

-развитие мелкой моторики, тактильного восприятия и внимания.

Рассматривание красного коллажа. Нахождение предметов красного цвета в классе.

Д/и «Яблочки (вкладыши)»

Д/и «Большой маленький»

Д/и «Волшебный мешочек»

Д/и «Чего не стало?»

    Ознакомление с окружающим миром

-расширение пассивного и активного словаря по теме  «Фрукты» (яблоко, банан, груша)

-обратить внимание на следующие признаки овощей: цвет, форму, вкус.

-  рассказать ребенку, где и как растут фрукты, что из них готовят (сок, компот)

Пальчиковая гимнастика«Апельсин»

Д/и «Фрукты на деревьях»

Д/и «Варим компот»

ДЕКАБРЬ

                       

Программное содержание

Используемые методические приемы

Сенсорное воспитание 

-учить группировать предметы по цвету красный - желтый на две группы.

-учить различать величину (большой - маленький) предметов по словесной инструкции.

-учить сличать геометрические фигуры.

-знакомить детей с игрой на музыкальных инструментах

 -развитие мелкой моторики, тактильного восприятия и внимания.

Д/и «Зайка, мишка и лиса - вот такие чудеса!»

Д/и «Угадай, на чем играю?»

Д/и «Спрячь зайку»

Д/и «Расставь машины в гараж»

Д/и «Цветная карусель»

Ознакомление с окружающим миром

расширение пассивного и активного словаря по теме  «Дикие животные» (заяц, волк, медведь, лиса, )

обратить внимание на части тела животных (лапы, уши, хвост)

Д/и «Кто в лесу живет?»

Д/и «Угостим зверей»

Д/и «Артисты» ( имитация движений животных)

Пальчиковая гимнастика «Зайка»

ЯНВАРЬ

                       

                          Программное содержание

Используемые методические приемы

Сенсорное воспитание 

-знакомство с зеленым цветом, учить находить предметов данного цвета в классе.

- продолжать учить различать величину (большой - маленький) предметов по словесной инструкции, складывать пирамиду, матрешку с учетом величины

-учить выполнять группировку геометрических фигур на две группы

-развитие мелкой моторики, тактильного восприятия и внимания.

Д/и «Расставь по порядку»

Д/и «Разноцветные ленточки»

Д/и «Приходите на лужок»

Д/и «Обведи пальчиком»

Ознакомление с окружающим миром

-расширение пассивного и активного словаря по теме домашние птицы (курица, петух, цыпленок)

-упражнять детей в звукоподражании голосам птиц

-рассмотреть внешний вид птиц, где живут и чем питаются.

Д/ и «Кто как кричит?»

Д/и « птичий двор»

Д/и «Внимательные ушки»

Подвижная игра  «Вышла курочка гулять»

ФЕВРАЛЬ

                       

Программное содержание

Используемые методические приемы

Сенсорное воспитание 

-знакомство с геометрической фигурой квадрат

-учить группировать предметы по цвету «желтый-зеленый», «красный-зеленый», «желтый - красный»

-закреплять умение складывать пирамиду, матрешку с учетом величины

-учить называть величину предметов на картинках

- развитие мелкой моторики, тактильного восприятия и внимания.

- Д/и «Матрешка»

Д/и «Большой маленький»

Д/и «Какой это формы?»

Д/и «Закрой окошко»

Д/и «Подбери лепесток к цветку»

 Ознакомление с окружающим миром

расширение пассивного и активного словаря по теме домашние животные (корова, лошадь, собака, кот)

-обратить внимание на части тела животных (рога, хвост,усы, лапы, копыта), как говорят и какую приносят пользу

Д/и «Прятки»

Д/и «Молока кому?»

Д/и «Лошадка»

Д/и «Кто спрятался в сарае?»

Подвижная игра «Бобик»

МАРТ

                       

Программное содержание

Используемые методические приемы

Сенсорное воспитание 

-учить выполнять группировку геометрических фигур «круг-треугольник», «круг-квадрат», «квадрат-треугольник»

-знакомство с синим цветом

-учить находить предметы данного цвета в окружающей обстановке.

-учить располагать предметы по величине в ряд от самого большого к маленькому

-развитие мелкой моторики, тактильного восприятия и внимания.

- Д/и «Укрась мамин сарафан»

Д/и «Блоки Дьенеша»

Д/и «Выбери пуговки»

Д/и «Расставь игрушки по величине»

Ознакомление с окружающим миром

расширение пассивного и активного словаря по теме одежда (платье, юбка, куртка, кофта)

-познакомить с назначением предметов одежды и ее значением для человека

-рассмотреть части одежды (рукав, пуговицы)

Д/и «Собери малыша на прогулку»

Д/и «Какая одежда у тебя»

Д/и «Подбери для куклы одежду»

Подвижная игра «Одежда»

АПРЕЛЬ

                       

                          Программное содержание

Используемые методические приемы

Сенсорное воспитание 

-продолжать учить выполнять группировку предметов по цвету

-закреплять умение располагать предметы в ряд от самого большого к маленькому

- учить находить предметы круглой и треугольной формы, называть форму

-развитие мелкой моторики, тактильного восприятия и внимания.

Д/и «Обведи пальчиком»

Д/и «Цветная мозаика»

Д/и «Блоки Дьенеша»

Д/и «Спрячь от дождика»

Ознакомление с окружающим миром

расширение пассивного и активного словаря по теме мебель (стул, стол, шкаф, кровать)

-познакомить с назначением предметов мебели и ее частями (спинка, сиденье, ножки)

Конструирование предметов мебели

Д/и «Что появилось?»

Д/и «Угадай мебель по контуру»

Подвижная игра «Много мебели в квартире»

МАЙ

                       

                   Программное содержание

Используемые методические приемы

Сенсорное воспитание 

-учить находить предметы треугольной формы, называть форму

-закреплять умения детей различать и называть цвета (красный, желтый, синий, зеленый)

-закреплять умение раскладывать предметы в ряд по величине, использовать в речи «большой-маленький»

- развитие мелкой моторики, тактильного восприятия и внимания.

Д/и «Собери капельки в стакан»

Д/и «Геометрическое лото»

Д/и «Коробочки»

Д/и «Волшебный мешочек»

Ознакомление с окружающим миром

расширение пассивного и активного словаря по теме посуда

(чайник, ложка, чашка, кастрюля, тарелка)

-познакомить с назначением предметов посуды

Д/и «Помощница»

Д/и «Поваренок»

Д/и «В гостях у бабушки Федоры»

Подвижная игра «Посуда»

ИЮНЬ

                       

                   Программное содержание

Используемые методические приемы

Сенсорное воспитание 

-закреплять знания и навыки детей по различению и называнию геометрических фигур, цвета, величины предмета.

-выполнять группировку предметов по заданному свойству.

-определять звучание музыкальных инструментов.

-находить одинаковые предметы, парные картинки, исчезнувший предмет.

Д/и «Найди дверь от домика»

Д/и «Назови цвет, форму»

Д/и «Сложи пирамидку»

Д/и «Помоги козлятам спрятаться от волка»

Ознакомление с окружающим миром

Расширение пассивного и активного словаря по теме «Человек. Семья. Части тела» (нос ,рот, рука, нога, глаза, мама, папа,бабушка)

Д/и «Что для чего?»

Д/и «Помоги художнику»

Д/и «Где у куклы носик, ротик?»

Подвижная игра «Как у наших у ребят»

Используемая методическая литература:

  1. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию.- М.: Просвещение, 1983.
  2. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. М., 1986.
  3. Петрова В.А. Занятия по развитию речи с детьми до 3 лет. - М., 1970.
  4. Галигузова Л.Н.,Мещерякова С.Ю. Педагогика детей раннего возраста. – Москва, Владос, 2007.
  5. Гришвина А.В., Пузыревская Е.М., Сочеванова Е.Н. Игры-занятия с детьми раннего возраста с нарушениями умственного и речевого развития. М., 1988.
  6.  Закревская О.В. Развивайся малыш! Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста. – Москва, 2008.
  7. Формирование восприятия цвета у дошкольников / Под ред. А.В.Запорожца, Л. А. Венгера.- М., 1969.
  8. Е.А. Янушко: Сенсорное развитие у детей раннего возраста. – М.: «Мозаика-синтез», 2011.
  9. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб., Лань,1996, 32 с.

10. О.П. Рожков, И.В. Дворова Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-4 года жизни. Москва-Воронеж, 2007

11.  Л.Н. Смирнова, Развитие речи у детей 2-3 лет.Москва,2007

nsportal.ru

План индивидуальной работы с детьми ОВЗ в ДОУ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 1 «Ньургусун»

ПЛАН РАБОТЫ

педагога-психолога

с детьми ОВЗ

на 2018 – 2019 учебный год.

Педагог-психолог: А.Н.Петрова

с.Верхневилюйск, 2018г.

План реализации индивидуально ориентированной психокоррекционной работы с детьми ОВЗ

Месяц

Направление работы

1

Сентябрь

  1. Диагностическое обследование психолога на общее психофизическое развитие

  2. Обследование детей с ОВЗ глубокими нарушениями на ПМПк, коллегиальное заключение и рекомендации

  3. Подбор психокоррекционных методик, составление комплексной программы психокоррекционного воздействия

2

Октябрь

  1. Обсуждение рекомендаций ПМПк, ознакомление с содержанием программы педагогов и родителей ребенка с ОВЗ

  2. Реализация коррекционно-развивающей программы

3

Ноябрь

  1. Промежуточная проверка эффективности психокоррекционного воздействия

  2. Собеседование с педагогами и родителями об эмоциональном состоянии детей с ОВЗ

4

Декабрь

  1. Определение способностей ребенка с ОВЗ

  2. Психолого-педагогическое консультирование родителей по вопросам воспитания и обучения ребенка с ОВЗ

5

Январь

  1. Психотерапевтическая работа по выравниванию или развитию компенсаторных навыков

  2. Развитие Я-концепции, самопознания ребенка с ОВЗ

6

Март

  1. Развитие интеллектуальных способностей

  2. Медицинское консультирование педагогов и родителей по отслеживанию динамики развития ребенка с ОВЗ

7

Апрель

  1. Развитие творческих способностей ребенка с ОВЗ

  2. Проверка результативности психокоррекционной программы

  3. Психологическое консультирование педагогов ребенка с ОВЗ

8

Май

  1. Дополнительная индивидуальная работа по результатам диагностического обследования, определение целей и задач на следующий учебный год

  2. Рефлексия

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы

с ребенком ОВЗ

Олигофрения в степени дебильности

Работа с семьей

Адресные посещения, постоянный контроль

Взаимодействие с КДН, при необходимости с органами опеки и попечительства

Повышение ответственности родителей за воспитание и обучение

Индивидуальная коррекционная работа по развитию интеллектуальных способностей

Повышение воспитательной и педагогической компетенции.

Регулярный медицинский осмотр ребенка

психолог

психолог

психолог

Дек.- фев.

Дек.-май

Эмоциональная привязанность

Взаимодействие с социальным педагогом школы, классным руководителем

Консилиум на базе школы

Консультирование классного руководителя

Обучение ребенка навыкам конструктивного диалога

Психолог

Психолог

Дек.-янв

Дек.-май

Негативизм

Психогимнастика и психотерапевтические методы

Психолог

Регулярно

Тревожность

Отреагирование негативных эмоций, релаксация

Обучение навыкам распознавания и выражения эмоций

Психолог

Психолог

Дек.-май

Преобладание игровой мотивации

Обучение навыкам самоконтроля

Психолог

Дек.-май

Психологического сопровождения детей

с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС

Диагностика эмоционального состояния личности

Название методик

Цель методики

Сроки проведения

Опросник тревожности

Изучение уровня и характера тревожности, связанного с детским садом

Октябрь

Март

Социометрический тест

Изучение структуры эмоциональных отношений в группе

Октябрь

«Рисование по точкам»

Выявление умения ориентироваться на образец, точно скопировать его; степень развития произвольного внимания, сформированность пространственного восприятия; выявление точной моторики руки

Ноябрь

«Графический диктант»

Определение уровня развития произвольной сферы ребёнка; изучение возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства

Декабрь

«Домик»

Выявление умения ориентироваться в своей работе на образец и точно скопировать его; определение особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсорно-моторной координации и точной моторики руки

Декабрь

Диагностика развития внимания

«Корректурная проба» (буквенный вариант)

Определение объёма внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации

Январь-февраль

«Красно-чёрная таблица»

Определение показателя переключаемости внимания

Март

Таблицы Шульте (числовой и буквенный вариант)

Исследование скорости ориентировочно-поисковых движений взора; объём внимания

Апрель

Модификация метода Пьерона – Рузера

Изучение концентрации и устойчивости внимания

Май

Диагностика развития памяти

«Оперативная память»

Изучение уровня развития кратковременной памяти

Март

«Долговременная память»

Изучение уровня развития долговременной памяти

Апрель

«10 слов» (А.Р.Лурия)

Изучение состояния памяти – непосредственного запоминания, способности к заучиванию и т.д

Ноябрь

«Типы памяти» (М. Битянова)

Определение уровня развития памяти: зрительная, слуховая, моторная, комбинированная

Январь

Диагностика развития мышления

«Лабиринт»

Определение уровня развития наглядно-образного мышления

Май

«Четвертый лишний»

Определение уровня развития логического мышления

Январь

«Закономерности» (А.И.Савенкова)

Определение уровня способности действовать в соответствии с заданной логикой, выявлять закономерности

Октябрь

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *