Положение о логопедическом кабинете в доу в соответствии с фгос – Положение о логопедическом кабинете

Положение о логопедическом кабинете МКДОУ

I. Общие положения

1.1.Логопедический кабинет создается для оказания практической помощи дошкольникам старшего и подготовительного возраста.

1.2.Кабинет создается с целью обеспечения благоприятных условий для совершенствования коррекционно-педагогического процесса, стимулирования деятельности учителя-логопеда, повышения эффективности и качества коррекционного обучения, методического и профессионального уровня учителя-логопеда, сосредоточения наглядного, дидактического материала, методической литературы, технических средств, отвечающих задачам коррекционно-развивающего обучения.

1.3.Логопедический кабинет является важнейшей составляющей коррекционно-развивающей среды, задачами которого являются:

-осуществление необходимой коррекции речевых нарушений у дошкольников;

-предупреждение и коррекция нарушений устной речи;

-развитие высших психических функций обучающихся.

1.4.Непосредственное руководство работой логопедического кабинета осуществляется администрацией МКДОУ.

II. Организация логопедической работы

2.1. Прием детей с нарушениями речи производится логопедом в начале учебного года.

2.2. Выявление детей с речевыми нарушениями для прохождения ПМПК проводится с 15 по 30 апреля.

2.3. Дети, нуждающиеся в логопедических занятиях, направляются на психолого – медико – педагогическую комиссию для последующего зачисления в группу для детей с нарушениями речи, затем на психолого-медико-педагогический консилиум МКДОУ для выработки индивидуального образовательного маршрута.

2.4. Основной формой организации учебно-коррекционной работы являются индивидуальные подгрупповые и фронтальные занятия.

2.5. Сроки коррекционного обучения определяются специалистами ПМПК и зависят от сложности речевого нарушения.

2.6. Продолжительность логопедических занятий зависит от формы занятий (индивидуальные, фронтальные), возраста и индивидуальных особенностей детей.

Максимально допустимый объём образовательной нагрузки:

Старшая группа

25 минут – Фронтальная НОД

15 минут – Подгрупповая, индивидуальная НОД

Подготовительная группа

30 минут – Фронтальная НОД

20 минут – Подгрупповая, индивидуальная НОД

2.7. Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития. Фронтальные занятия проводятся согласно сетке.

2.8. Учебная нагрузка учителю-логопеду устанавливается из расчета 20 часов в неделю.

2.9. Учебный материал (картинки, буквы и пр.), используемый для исправления речи, должен отвечать учебно-коррекционным задачам и соответствовать возрасту и уровню речевого развития обучающихся.

2.10. Результаты логопедических занятий отмечаются в речевой карте учащегося и доводятся до сведения воспитателей, родителей и администрации МКДОУ.

2.11. Обучающиеся с нарушениями речи по мере надобности направляются логопедом в поликлинику для обследования врачами-специалистами (невропатологом, психоневрологом, отоларингологом и др.).

2.12. Ответственность за обязательное посещение обучающимися занятий, а также за соблюдение правил для обучающихся в логопедическом кабинете возлагается на учителя-логопеда и администрацию МКДОУ.

2.13. Выпуск дошкольников из группы для детей с нарушением речи производится в конце каждого учебного года (по истечении срока, на который был зачислен ребёнок) специалистами ПМПК.

III. Учитель-логопед

3.1. Учителями-логопедами назначаются лица, имеющие высшее дефектологическое образование или высшее педагогическое образование (филологическое) с обязательным прохождением курсов переподготовки.

3.2. Учителя-логопеды назначаются и увольняются в порядке, установленном для учителей локальными актами организации.

3.3. Оплата труда учителей-логопедов производится в установленном порядке в соответствии с существующим законодательством.

3.4. Учитель-логопед:

ведет занятия по исправлению нарушений устной речи.

осуществляет систематическую связь с администрацией и педагогами подконтрольных ДОУ, проводит диагностику общего и речевого развития во всех возрастных группах.

составляет ежегодный отчет о работе;

ведет пропаганду логопедических знаний среди педагогов: периодически выступает на педагогических советах с докладами о задачах и специфике логопедической работы.

участвует в заседаниях методических объединений учителей – логопедов района, города.

3.5. Учитель-логопед имеет право:

на определение приоритетных направлений в работе с детьми;

на инициативу, свободу выбора методик работы по утверждённым в МКДОУ программам;

на участие в разработке новых коррекционных и диагностических методов;

на получение педагогического отпуска сроком до одного года не реже чем через десять лет непрерывной педагогической работы;

на получение педагогической пенсии по выслуге лет при наличии педагогического стажа двадцать пять лет;

на защиту своей профессиональной чести и достоинства;

на моральное и материальное стимулирование труда.  

3.6. Учитель-логопед несёт ответственность:

За выполнение возложенных на него должностных обязанностей;

За исполнение Устава МКДОУ и Правил внутреннего трудового распорядка, локальных нормативных актов, приказов, должностных обязанностей, установленных должностной инструкцией МКДОУ;

За сохранность имущества МКДОУ, технических средств, логопедического инструментария, методического и информационного материала;

За соблюдение правил техники безопасности, противопожарной безопасности и норм охраны труда на рабочем месте;

За охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса;

За грамотное применение научно-обоснованных методик;

За соблюдение санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса.

3.7. Учитель-логопед обязан систематически повышать свою профессиональную квалификацию.

3.8. Для учителей-логопедов действующим законодательством предусмотрены все льготы и преимущества, продолжительность очередного отпуска и порядок пенсионного обеспечения.

IV. Руководство и контроль за логопедической работой

4.1. Непосредственное руководство и контроль за работой учителя-логопеда осуществляется администрацией МКДОУ и специалистами ПМПК.

V. Помещение, оборудование логопедического кабинета

5.1. Оформление и оборудование логопедического кабинета обеспечивает комфортность и многофункциональность.

5.2. Размещение наглядных пособий, стендов обосновано и востребовано. Экспозиционная площадь отвечает принципу минимальной нагрузки.

Основные требования к размещению стендов, оформлению наглядности

5.2.1.  Перед глазами воспитанников должен находиться только необходимый для данного занятия материал.

5.2.2. Стенды, витрины с материалами для долговременной демонстрации располагаются на задней стене кабинета.

5.2.3. Сменные тематические экспозиции с программным или дополнительным учебным материалом целесообразно размещать на боковой стене. Частота смены материалов определяется планом работы учителя-логопеда, при этом учитывается, что 3-х недельный срок демонстрации является для детей критическим (т.е. отсутствие интереса).

5.2.4. Наглядный, раздаточный, дидактический материал размещается в шкафах.

5.2.5. Учебный фонд кабинета пополняется учебным оборудованием, пособиями.

5.2.6. Методическая литература, материалы с обобщенным педагогическим опытом, методические разработки находятся в кабинете.

5.2.7.  В логопедическом кабинете или в непосредственной близости должен быть установлен умывальник для соблюдения санитарно-гигиенического режима.

VI. Документация логопедического кабинета

6.1. Перспективный план фронтальных занятий.

6.2. Перспективный план работы с родителями.

6.3. Перспективный план взаимодействия с участниками коррекционно-педагогического процесса.

6.4. План по самообразованию.

6.5. Общий план мероприятий.

6.6. Календарный план.

6.7. Циклограмма рабочего времени.

6.8. Паспорт логопедического кабинета.

6.9. Список детей группы с нарушением речи.

6.10. Речевая карта на каждого ребёнка.

6.11. Экран звукопроизношения.

6.12. Тетрадь взаимодействия учителя – логопеда и воспитателей логопедической группы.

6.13. Индивидуальные тетради взаимосвязи с родителями.

6.14. Тетрадь консультаций для родителей.

6.15. Табель посещаемости.

6.16. Положение о логопедическом кабинете.

6.17. Рабочая программа учителя-логопеда.

6.18. График работы учителя – логопеда.

6.19. Список детей ДОУ, нуждающихся в логопедической помощи.

6.20. Журнал обследования детей ДОУ.

VII. Ответственность за кабинет

7.1. Учитель-логопед должен постоянно:

      -   контролировать и соблюдать сохранность государственного имущества, которым оборудован кабинет;

      -   выполнять   санитарно-гигиенические     нормы    во время учебного процесса;

     -  пополнять учебно-методическую, материально-техническую базу кабинета.

7.2.  Критерий   оценки   работы   логопедического   кабинета   относится   к компетенции администрации МКДОУ.

7.3.  Учитель-логопед составляет паспорт логопедического кабинета, вносит изменения и дополнения ежегодно.

 

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Положение о логопедическом кабинете.

Утверждаю:

директор школы-интерната

_____________А.М. Аксёнов

«_____»_____________20___ г.

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

О ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ КАБИНЕТЕ

 

I. Общие положения

1.1. Настоящее Положение направлено на реализацию Положений Конвенции о правах ребенка, Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Закона Российской Федерации «Об образовании".

1.2. Логопедический кабинет создается для оказания практической помощи детям  младшего и среднего школьного возраста с нарушениями речи.

1.3. Кабинет создается с целью обеспечения благоприятных условий для совершенствования педагогического процесса, стимулирования деятельности учителя-логопеда, повышения эффективности и качества коррекционного обучения, методического и профессионального уровня учителя-логопеда, сосредоточения наглядного, дидактического материала, методической литературы, технических средств, отвечающих задачам коррекционно-развивающего обучения.

1.4. Логопедический кабинет является важнейшей составляющей     коррекционно-развивающей среды, задачами которого являются:

-осуществление необходимой коррекции речевых нарушений у детей младшего и среднего школьного возраста;

-предупреждение и коррекция нарушений устной и письменной речи;

-развитие высших психических функций воспитанников.

1.5. Непосредственное руководство работой логопедического кабинета осуществляется администрацией школы-интерната.

II. Организация логопедической работы

2.1.      Прием логопедом учащихся и воспитанников с нарушениями речи производится в течение всего учебного года по мере освобождения мест.

2.2.      Выявление детей с речевыми нарушениями для зачисления на занятия в логопедический кабинет проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая.

2.3.      Дети, нуждающиеся в логопедических занятиях, оформляются в логопедический кабинет списком, заверенным администрацией школы-интерната (основание: Письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»).

2.4.      Основной формой организации учебно-коррекционной работы являются индивидуальные и групповые занятия.

2.5.      Сроки коррекционного обучения определяются учителем-логопедом и зависят от сложности речевого нарушения.

2.6.      Продолжительность логопедических занятий находится в прямой зависимости от формы занятий (индивидуальные, групповые) и индивидуальных особенностей детей и составляет от 20 до 45 минут (основание: Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»).

2.7.      Предельная наполняемость логопедического кабинета—не более

20 учащихся в год.

2.8.      Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития. Групповые занятия проводятся:

      Не менее трёх раз в неделю—с обучающимися, имеющими нарушения чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи;

      Не менее двух-трёх раз в неделю—с обучающимися, имеющими нарушения чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием речи;

      Не менее одного-двух раз в неделю—с обучающимися, имеющими фонетических дефект;

      Не менее трёх раз в неделю—с заикающимися обучающимися.

Индивидуальные занятия проводятся не менее трёх раз в неделю с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи второго уровня по Р.Е. Левиной (основание: Письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»).

2.9.      Учебная нагрузка устанавливается из расчета 20 часов в неделю (основание: Постановление Правительства РФ от 29.10.2002г. №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьёй 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьёй 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»»), из которых непосредственно занятия с обучающимися проводятся в объёме 18 часов. На консультативную работу используются 2 часа. В часы консультаций учитель-логопед проводит работу по уточнению установленного логопедического заключения, более тщательно обследуя речь детей; даёт рекомендации обучающимся и педагогам школы-интерната по коррекции фонетического дефекта; проводит консультации с учителями по определению тяжести речевого дефекта; оформляет необходимую документацию.

2.10.  Время перерывов между групповыми и индивидуальными занятиями учитель-логопед может использовать для того, чтобы: сопровождать детей, проверить письменные работы, подготовить наглядный материал.

2.11.  Учебный материал (слова, тексты, картинки и пр.), используемый для исправления речи, должен отвечать учебно-коррекционным задачам и соответствовать возрасту и уровню общеобразовательной подготовки обучающихся.

2.12.  Результаты логопедических занятий отмечаются в речевой карте учащегося и доводятся до сведения классного руководителя, администрации школы-интерната.

2.13.  Учащиеся с нарушениями речи по мере надобности направляются логопедом в поликлинику для обследования врачами-специалистами (невропатологом, психоневрологом, отоларингологом и др.).

2.14.  Ответственность за обязательное посещение обучающимися занятий, а также за соблюдение правил для обучающихся в логопедическом кабинете возлагается на учителя-логопеда и администрацию школы.

2.15.  Выпуск учащихся из логопедического пункта производится в течение всего учебного года после устранения у них дефектов речи.

III. Учитель-логопед

3.1.      Учителями-логопедами назначаются лица, имеющие высшее дефектологическое образование или высшее педагогическое образование (филологическое) с обязательным прохождением курсов по подготовке логопедов.

3.2.       Учителя-логопеды назначаются и увольняются в порядке, установленном для учителей локальными актами организации.

3.3.      Оплата труда учителей-логопедов производится в установленном порядке в соответствии с существующим законодательством.

3.4.      Учитель-логопед:

      ведет занятия с обучающимися по исправлению нарушений устной и письменной речи и содействует преодолению обусловленной ими неуспеваемости;

      осуществляет систематическую связь с заместителями директоров школ по учебной работе и классными руководителями учащихся, проводит  занятия в классах начальной и средней школы в соответствии с расписанием, с целью выработки единой направленности в работе с учащимися, имеющими недостатки речи;

      составляет ежегодный отчет о работе;

      ведет пропаганду логопедических знаний среди педагогов: периодически выступает на педагогических советах с докладами о задачах и специфике логопедической работы и о мероприятиях по повышению успеваемости обучающихся, имеющих нарушения речи;

      участвует в заседаниях методических объединений учителей.

3.5. Учитель-логопед имеет право:

      на определение приоритетных направлений в работе с детьми;

      на инициативу, свободу выбора методик работы по утверждённым в ОУ  программам;

      на участие в разработке новых коррекционных и диагностических методов;

      на получение педагогического отпуска сроком до одного года не реже чем через десять лет непрерывной педагогической работы;

      на получение педагогической пенсии по выслуге лет при наличии педагогического стажа двадцать пять лет;

      на защиту своей профессиональной чести и достоинства;

      на моральное и материальное стимулирование труда.  

3.6.      Учитель-логопед несёт ответственность:

      За выполнение возложенных на него должностных обязанностей;

      За исполнение Устава ОУ и Правил внутреннего трудового распорядка, локальных нормативных актов, приказов, должностных обязанностей, установленных должностной инструкцией ОУ;

      За сохранность имущества ОУ, технических средств, логопедического инструментария, методического и информационного материала;

      За соблюдение правил техники безопасности, противопожарной безопасности и норм охраны труда на рабочем месте;

      За охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса;

      За грамотное применение научно-обоснованных методик;

      За соблюдение санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса.

3.7.      Учитель-логопед обязан систематически повышать свою профессиональную квалификацию.

3.8.       Для учителей-логопедов действующим законодательством предусмотрены все льготы и преимущества, продолжительность очередного отпуска и порядок пенсионного обеспечения, установленные для учителей общеобразовательных школ (основание: Постановление Правительства РФ от13.09.1994г. №1052 с изменениями от 19.03.2001г., 01.10.2002г.; Приказ Министерства образования РФ от 07.12.2000г. №3570).

IV. Руководство и контроль за логопедической работой

4.1.       Непосредственное руководство и контроль за работой учителя-логопеда осуществляется администрацией школы-интерната.

V. Помещение, оборудование логопедического кабинета

5.1. Оформление и оборудование логопедического кабинета обеспечивает  комфортность и многофункциональность.

В рабочей зоне учителя - логопеда размещается:

-  письменный  стол, рабочее кресло;

- шкаф для размещения методических материалов, диагностического инструментария, служебной документации;

-   полка для методической литературы;

-   тумба для канцелярских принадлежностей;

-   компьютер;

- наборное полотно, фланелеграф, часы, настенное зеркало для логопедических занятий (50х100).

В зоне индивидуальных занятий:

-  зеркала для индивидуальной работы (9х12), логопедический инструментарий (зонды, шпатели), дидактический материал (индивидуальные кассы букв, настольные игры, игрушки, конструкторы, пособия для занятий).

5.2. Размещение наглядных пособий, стендов обосновано  и востребовано. Экспозиционная площадь отвечает принципу минимальной нагрузки.

 

Основные требования к размещению стендов, оформлению наглядности

5.2.1.  Перед глазами воспитанников должен находиться только необходимый для данного занятия материал.

5.2.2. Стенды, витрины с материалами для долговременной демонстрации располагаются на задней стене кабинета.

5.2.3. Сменные тематические экспозиции с программным или
дополнительным учебным материалом целесообразно размещать на боковой
стене. Частота смены материалов определяется планом работы учителя-
логопеда, при этом учитывается, что 3-х недельный срок демонстрации
является для детей критическим (т.е. отсутствие интереса).

5.2.4. Наглядный, раздаточный, дидактический материал размещается в шкафах.

5.2.5. Учебный фонд кабинета пополняется учебным оборудованием, пособиями.

5.2.6. Методическая литература, материалы с обобщенным педагогическим опытом, методические разработки находятся в кабинете.

5.2.7.  В логопедическом кабинете или в непосредственной близости  должен быть установлен умывальник для соблюдения санитарно-гигиенического режима.

VI.  Документация логопедического кабинета

6.1.  Нормативно-правовые документы (указания, инструкции) по организации работы логопеда.

6.2.  Журнал учёта движения детей, посещающих логопедические занятия.

6.3.  Журнал учета посещаемости групповых и индивидуальных занятий с  детьми.

6.4. Индивидуальные карты речевого развития воспитанников (речевые карты, соответствующие возрасту и речевому диагнозу,  характеристики,  итоги диагностик)

6.5.  Годовой план работы учителя-логопеда.

6.6.  Перспективный  план работы учителя-логопеда  на учебный год.

6.7.  Расписание индивидуальных и групповых занятий.

6.8.  График работы учителя – логопеда.

6.9.  Конспекты фронтальных и индивидуальных занятий с детьми.

6.10.Рабочие тетради воспитанников для групповых занятий (находятся в  кабинете).

6.11.Тетрадь заданий для воспитателей по формированию правильного     звукопроизношения  (находится у воспитателя).

6.12.Тетрадь взаимосвязи с воспитателем.

6.13.Паспорт логопедического кабинета.

6.14.Копии отчетов о проделанной работе за год.

 

VII. Ответственность за кабинет

 7.1. Учитель-логопед должен постоянно:

      -   контролировать и соблюдать сохранность государственного имущества,  которым оборудован кабинет;

      -   выполнять   санитарно-гигиенические     нормы    во время учебного  процесса;

     -  пополнять учебно-методическую, материально-техническую базу  кабинета.

7.2.  Критерий   оценки   работы   логопедического   кабинета   относится   к компетенции администрации школы-интерната.

7.3.  Учитель-логопед составляет паспорт логопедического кабинета, вносит изменения и дополнения ежегодно.

infourok.ru

Материал на тему: Положение о логопедическом кабинете

«Согласовано»                                                                    «Утверждаю»

Председатель профкома МБДОУ                                      Заведующий  МБДОУ  

«ЦРР – д/с № 2«Планета детства»                                     «ЦРР – д/с №2 «Планета детства»                                                                                                                                                                

____________Э.Р. Кадыйханова                                       ________ Э.М. Гиниятуллина                                                                                                                                                                                  

«_____»____________20___ г.                                            

 

Принято

на общем собрании коллектива                                         Введено в действие приказом

МБДОУ  «ЦРР–д/с  №2 «Планета детства»                      МБДОУ «ЦРР-д/с №2 «Планета детства»

Протокол № ___от«___»__________20__г.                       № ____ от «___»________20__                                      

ПОЛОЖЕНИЕ

О ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ КАБИНЕТЕ

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка –  детский сад № 2 «Планета детства» г. Альметьевска Республики Татарстан

Татарстан Республикасы Әлмәт шәһәре «Баланың сәләтен үстерү үзәге 2 -нче «Планета детства» балалар бакчасы муниципаль бюджет мәктәпкәчә белем бирү учреждениесе»

I. Общие положения

1.1.Настоящее Положение направлено на реализацию Положений Конвенции о правах ребенка, Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

1.2.Логопедический кабинет создается для оказания практической помощи дошкольникам старшего и подготовительного возраста.

1.3.Кабинет создается с целью обеспечения благоприятных условий для совершенствования педагогического процесса, стимулирования деятельности учителя-логопеда, повышения эффективности и качества коррекционного обучения, методического и профессионального уровня учителя-логопеда, сосредоточения наглядного, дидактического материала, методической литературы, технических средств, отвечающих задачам коррекционно-развивающего обучения.

1.4.Логопедический кабинет является важнейшей составляющей     коррекционно-развивающей среды, задачами которого являются:

-осуществление необходимой коррекции речевых нарушений у дошкольников старшего и подготовительного возраста;

-предупреждение и коррекция нарушений устной речи;

-развитие высших психических функций воспитанников.

1.5.Непосредственное руководство работой логопедического кабинета осуществляется администрацией МБДОУ: «ЦРР – д/c № 2 «Планета детства».

II. Организация логопедической работы

2.1. Прием логопедом  воспитанников с нарушениями речи производится в начале учебного года.

2.2. Выявление детей с речевыми нарушениями для прохождения ПМПК  проводится с 15 по 30 мая.

2.3. Дети, нуждающиеся в логопедических занятиях, направляются на психолого – медико – педагогическую комиссию для последующего зачисления в спец. группу.

2.4. Основной формой организации учебно-коррекционной работы являются индивидуальные и групповые занятия.

2.5. Сроки коррекционного обучения определяются специалистами ПМПК  и зависят от сложности речевого нарушения.

2.6. Продолжительность логопедических занятий зависит от формы занятий (индивидуальные, групповые) и индивидуальных особенностей детей. В среднем – от 15 до 25 минут.

2.7. Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития. Групповые занятия проводятся.

2.8. Учебная нагрузка устанавливается из расчета 20 часов в неделю (основание: Постановление Правительства РФ от 29.10.2002г. №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьёй 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьёй 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»»), из которых непосредственно занятия с обучающимися проводятся в объёме 18 часов.

2.9. На консультативную работу используются 4 часа. В часы консультаций учитель-логопед проводит работу по уточнению установленного логопедического заключения, более тщательно обследуя речь детей; даёт рекомендации родителям  педагогам МБДОУ по коррекции речевого нарушения; оформляет необходимую документацию.

2.10. Время перерывов между групповыми и индивидуальными занятиями учитель-логопед может использовать для того, чтобы: сопровождать детей, оформить документацию, подготовить наглядный материал.

2.11. Учебный материал (картинки, буквы и пр.), используемый для исправления речи, должен отвечать учебно-коррекционным задачам и соответствовать возрасту и уровню речевого развития обучающихся.

2.12. Результаты логопедических занятий отмечаются в речевой карте учащегося и доводятся до сведения воспитателей и  администрации МБДОУ.

2.13. Учащиеся с нарушениями речи по мере надобности направляются логопедом в поликлинику для обследования врачами-специалистами (невропатологом, психоневрологом, отоларингологом и др.).

2.14. Ответственность за обязательное посещение обучающимися занятий, а также за соблюдение правил для обучающихся в логопедическом кабинете возлагается на учителя-логопеда и администрацию МБДОУ.

2.15. Выпуск учащихся из логопедической группы производится в конце учебного года специалистами ПМПК.

III. Учитель-логопед

3.1. Учителями-логопедами назначаются лица, имеющие высшее дефектологическое образование или высшее педагогическое образование (филологическое) с обязательным прохождением курсов переподготовки.

3.2. Учителя-логопеды назначаются и увольняются в порядке, установленном для учителей локальными актами организации.

3.3. Оплата труда учителей-логопедов производится в установленном порядке в соответствии с существующим законодательством.

3.4. Учитель-логопед:

  • ведет занятия по исправлению нарушений устной речи.
  • осуществляет систематическую связь с администрацией и педагогами подконтрольных ДОУ, проводит диагностику общего и речевого развития во всех возрастных группах.
  • составляет ежегодный отчет о работе;
  • ведет пропаганду логопедических знаний среди педагогов: периодически выступает на педагогических советах с докладами о задачах и специфике логопедической работы.
  • участвует в заседаниях методических объединений учителей - логопедов.

3.5. Учитель-логопед имеет право:

  • на определение приоритетных направлений в работе с детьми;
  • на инициативу, свободу выбора методик работы по утверждённым в МБДОУ  программам;
  • на участие в разработке новых коррекционных и диагностических методов;
  • на получение педагогического отпуска сроком до одного года не реже чем через десять лет непрерывной педагогической работы;
  • на получение педагогической пенсии по выслуге лет при наличии педагогического стажа двадцать пять лет;
  • на защиту своей профессиональной чести и достоинства;
  • на моральное и материальное стимулирование труда.  

3.6. Учитель-логопед несёт ответственность:

  • За выполнение возложенных на него должностных обязанностей;
  • За исполнение Устава МБДОУ и Правил внутреннего трудового распорядка, локальных нормативных актов, приказов, должностных обязанностей, установленных должностной инструкцией МБДОУ;
  • За сохранность имущества МБДОУ, технических средств, логопедического инструментария, методического и информационного материала;
  • За соблюдение правил техники безопасности, противопожарной безопасности и норм охраны труда на рабочем месте;
  • За охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса;
  • За грамотное применение научно-обоснованных методик;
  • За соблюдение санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса.

3.7. Учитель-логопед обязан систематически повышать свою профессиональную квалификацию.

3.8. Для учителей-логопедов действующим законодательством предусмотрены все льготы и преимущества, продолжительность очередного отпуска и порядок пенсионного обеспечения, установленные для учителей общеобразовательных школ (основание: Постановление Правительства РФ от13.09.1994г. №1052 с изменениями от 19.03.2001г., 01.10.2002г.; Приказ Министерства образования РФ от 07.12.2000г. №3570).

IV. Руководство и контроль за логопедической работой

4.1. Непосредственное руководство и контроль за работой учителя-логопеда осуществляется администрацией МБДОУ и специалистами ПМПК.

V. Помещение, оборудование логопедического кабинета

5.1. Оформление и оборудование логопедического кабинета обеспечивает  комфортность и многофункциональность.

В рабочей зоне учителя - логопеда размещается:

-  письменный  стол, рабочее кресло;

- шкаф для размещения методических материалов, диагностического инструментария, служебной документации;

-   полка для методической литературы;

-   тумба для канцелярских принадлежностей;

-   компьютер;

-  часы, настенное зеркало для логопедических занятий (50х100).

В зоне индивидуальных занятий:

-  зеркала для индивидуальной работы (9х12), логопедический инструментарий (зонды, шпатели), дидактический материал (индивидуальные кассы букв, настольные игры, игрушки, конструкторы, пособия для занятий).

5.2. Размещение наглядных пособий, стендов обосновано  и востребовано. Экспозиционная площадь отвечает  принципу минимальной нагрузки.

Основные требования к размещению стендов, оформлению наглядности

5.2.1.  Перед глазами воспитанников должен находиться только необходимый для данного занятия материал.

5.2.2. Стенды, витрины с материалами для долговременной демонстрации располагаются на задней стене кабинета.

5.2.3. Сменные тематические экспозиции с программным или
дополнительным учебным материалом целесообразно размещать на боковой
стене. Частота смены материалов определяется планом работы учителя-
логопеда, при этом учитывается, что 3-х недельный срок демонстрации
является для детей критическим (т.е. отсутствие интереса).

5.2.4. Наглядный, раздаточный, дидактический материал размещается в шкафах.

5.2.5. Учебный фонд кабинета пополняется учебным оборудованием, пособиями.

5.2.6. Методическая литература, материалы с обобщенным педагогическим опытом, методические разработки находятся в кабинете.

5.2.7.  В логопедическом кабинете или в непосредственной близости  должен быть установлен умывальник для соблюдения санитарно-гигиенического режима.

VI.  Документация логопедического кабинета

6.1. Перспективный план фронтальных занятий.

6.2. Перспективный план работы с родителями.

6.3. Перспективный план взаимодействия с педагогами.

6.4. План по самообразованию.

6.5. Общий план мероприятий.

6.6. Календарный план.

6.7. Циклограмма рабочего времени.

6.8. Паспорт логопедического кабинета.

6.9. Список детей логопедической группы.

6.10. Речевая карта на каждого ребёнка.

6.11. Экран звукопроизношения.

6.12. Тетрадь взаимодействия учителя – логопеда и воспитателей логопедической группы.

6.13. Индивидуальные тетради для домашних занятий и взаимосвязи с родителями.

6.14. Тетрадь консультаций для родителей.

6.15. Табель посещаемости.

6.16. Положение о логопедическом кабинете.

6.17. Положение о логопедической группе.

6.18. График работы учителя – логопеда.

VII. Ответственность за кабинет

7.1. Учитель-логопед должен постоянно:

      -   контролировать и соблюдать сохранность государственного имущества,  которым оборудован кабинет;

      -   выполнять   санитарно-гигиенические     нормы    во время учебного  процесса;

     -  пополнять учебно-методическую, материально-техническую базу  кабинета.

7.2.  Критерий   оценки   работы   логопедического   кабинета   относится   к компетенции администрации МБДОУ.

7.3.  Учитель-логопед составляет паспорт логопедического кабинета, вносит изменения и дополнения ежегодно.

nsportal.ru

ПОЛОЖЕНИЕ о логопедическом кабинете

ПОЛОЖЕНИЕ

о логопедическом кабинете

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Колонтаевская средняя общеобразовательная школа» Льговского района

  1. Общие положения.

1.1 Настоящее Положение разработано на основании закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», инструктивного Письма Министерства образования от 14.12. 2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения», «Инструктивно – методического письма о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» А. В. Ястребовой, Т. П. Бессоновой, М., 1996. Регулирует деятельность логопедического кабинета муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Колонтаевская средняя общеобразовательная школа».

1.2 Для оказания логопедической помощи учащимся в общеобразовательном учреждении выделяется кабинет, отвечающий Санитарно – эпидемиологическим правилам и нормам СанПиН, утверждённым постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189.

2. Цель и задачи работы логопедического кабинета.

2.1 .Логопедический кабинет создаётся в общеобразовательном учреждении в целях оказания помощи учащимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), влияющие на освоение ими общеобразовательных программ.

2.2 Основные задачи работы логопедического кабинета:

  • Коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи учащихся.

  • Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении учащимися общеобразовательных программ.

  • Формирование самоконтроля и мотивации в речевой деятельности.

  • Пропаганда специальных знаний среди педагогов.

3. Организация деятельности логопедического кабинета.

3.1 Организация коррекционного процесса обеспечивается:

  • своевременным обследованием детей,

  • рациональным составлением расписания занятий,

  • планированием фронтальной и индивидуальной работы,

  • оснащением кабинета необходимым оборудованием и наглядными пособиями,

  • совместной работой учителя – логопеда с учителями и родителями учащихся.

3.2 На логопедические занятия зачисляются учащиеся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5 «Многопрофильная», имеющие общее недоразвитие речи разной степени выраженности, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, фонематическое недоразвитие, фонетический дефект, заикание, дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности речевого аппарата, нарушения чтения и письма, обусловленные общим, фонетико – фонематическим, фонематическим недоразвитием речи. В первую очередь зачислению на логопедические занятия подлежат учащиеся, имеющие речевые нарушения, препятствующие усвоению ими общеобразовательных программ.

3.3. Зачисление на логопедические занятия осуществляется на основе результатов обследования речи учащихся, которое проводится примерно с 1 по 15 сентября, с 17 по 25 декабря, с 3 по 16 мая. Обследованные учащиеся регистрируются в «Журнале первичного обследования» (см. Приложение 1)

3.4. Предельная наполняемость логопедического пункта на 1 ставку учителя – логопеда – не более 25 человек. На каждого обучающегося, зачисленного на логопедические занятия, учитель – логопед заполняет «Речевую карту» согласно Приложению 2.1 и 2.2.

3.5. Выпуск учащихся с логопедических занятий ведётся на протяжении всего периода коррекционного обучения по мере устранения речевых нарушений.

3.6. Формой организации логопедической работы являются фронтальные и индивидуальные логопедические занятия, которые проводятся не менее 2-3 раз в неделю. Предельная наполняемость групп устанавливается в зависимости от характера речевого нарушения (Приложение 3). Продолжительность фронтальных занятий в первых классах – 35 минут, во 2-4 классах – 40 минут. Продолжительность индивидуальных занятий – 15 – 20 минут. Общее количество занятий с каждой группой определяется структурой и выраженностью речевого нарушения.

3.8. Темы фронтальных и индивидуальных занятий, а также посещаемость детей фиксируются в специальном журнале, который является финансовым документом.

3.9. Динамика речевого развития ребёнка отмечается в речевой карте, доводится до сведения педагогов и родителей (законных представителей) учащихся.

3.10. Учителем – логопедом составляется расписание групповых занятий с указанием времени и дня недели для каждой группы. Расписание согласуется с администрацией и утверждается директором учреждения.

4. Права и обязанности учителя – логопеда.

4.1. Учитель-логопед работает согласно должностной инструкции.

4.2. Учитель – логопед оказывает консультативную помощь учителям начальных классов, специалистам учреждения и родителям (законным представителям) учащихся в определении причин неуспеваемости и даёт рекомендации по их преодолению.

4.3. Учитель – логопед:

  • проводит занятия с обучающимися по исправлению различных нарушений устной письменной речи. В ходе занятий осуществляется работа по предупреждению и преодолению неуспеваемости, обусловленной первичным речевым нарушением.

  • Участвует в работе городских методических объединений учителей – логопедов; выступает на педагогических советах, методических объединениях учителей начальных классов.

  • Предоставляет руководителю общеобразовательного учреждения ежегодный отчёт о количестве обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной письменной речи и результатах обучения (Приложение 4).

  • Участвует в работе школьного психолого-медико-педагогического консилиума.

4.4. Недельная нагрузка учителя – логопеда общеобразовательного учреждения составляет 20 часов в неделю, из которых на занятия с учащимися отводится 18 часов, на консультативную работу и оформление документации – 2 часа.

5. Руководство и контроль

5.1. Непосредственное руководство и контроль работы учителя – логопеда осуществляется заместителем директора по УВР.

infourok.ru

Положение о Логопедическом кабинете МБДОУ №8 - Мои файлы - Каталог файлов

Российская Федерация

Красноярский край

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 8

« Центр развития ребенка – Детский сад « Тундровичок»,

*  663305, Красноярский край, г.Норильск, ул.Талнахская, д.24   (/факс (3919) 34-36-97  ÿmdou[email protected]norcom.ru

 

 

 

 

 

 

ПРИНЯТО                                         

На Педагогическом совете МБДОУ

«Детский сад № 8 «Тундровичок»

Протокол от «____»________20___г.

№ _______

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приказом заведующего МБДОУ

«Детский сад № 8«Тундровичок»

от «____»_________ 20___г. 

№ _______

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

О логопедическом кабинете

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения №8 «Центр развития ребёнка – Детский сад «Тундровичок»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Общие положения

 

         1.1.Положение о логопедическом кабинете (далее – Положение) разработано для муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения №8 «Центр развития ребёнка – Детский сад «Тундровичок» (далее – Учреждение).

1.2.Настоящее Положение направлено на реализацию Положений Конвенции о правах ребенка, Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Закона Российской Федерации «Об Образовании».

1.3.Логопедический кабинет создается для оказания коррекционной и практической помощи детям дошкольного (3-7 лет) возраста с нарушениями речи.

1.4.Кабинет создается с целью обеспечения благоприятных условий для совершенствования педагогического процесса, стимулирования деятельности учителя-логопеда, повышения эффективности и качества коррекционного обучения, методического и профессионального уровня учителя-логопеда, сосредоточения наглядного, дидактического материала, методической литературы, технических средств, отвечающих задачам коррекционно-развивающего обучения.

1.5.Логопедический кабинет является важнейшей составляющей коррекционно-развивающей среды, задачами которого являются:

-        осуществление необходимой коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста;

-        предупреждение и коррекция нарушений устной и письменной речи;

-        развитие высших психических функций воспитанников.

1.6.Непосредственное руководство работой логопедического кабинета осуществляется администрацией Учреждения.

 

2.Комплектование группы детей для занятий с логопедом

 

2.1.Комплектование группы детей для занятий с логопедом  осуществляется как по одновозрастному, так и по разновозрастному принципу из числа воспитанников с нарушениями речи, находящихся в Учреждении.

2.2.Прием детей на логопедические занятия осуществляется на основании соответствующего заключения психолого-медико-педагогической комиссии для детей дошкольного возраста.

 

3.Организация деятельности логопедического кабинета

 

3.1. Организация коррекционного процесса обеспечивается:

-своевременным обследованием детей;

-рациональным составлением расписаний занятий;

-планированием подгрупповой и индивидуальной работы;

-оснащением кабинета необходимым оборудованием и наглядными пособиями;

-совместной работой учителя-логопеда с воспитателями, мед персоналом, специалистами Учреждения.

3.2. Основной формой организации коррекционно-образовательной работы являются занятия, которые проводятся в часы, предусмотренные графиком работы учителя – логопеда.

3.3. Общая продолжительность логопедических занятий находится в прямой зависимости от индивидуальных особенностей детей.

3.4.Рабочее время составляет 20 (двадцать) часов в неделю – 18 часов на работу с детьми, 2 часа на ведение документации, консультативную работу.

3.5. Нагрузка учителя-логопеда на 1,0 ставку предусматривает одновременную работу по коррекции речи 12 детей. Количество детей, посещающих логопедический кабинет в течение года, составляет не более 25 человек.

3.6.Учитель-логопед берёт на коррекционные и профилактические занятия детей в своё рабочее время, не зависимо от того, каким видом деятельности занимается группа, которую посещает ребёнок.

3.7.Первые три недели  учебного года отводятся для полного комплектования группы детей, которые будут заниматься с логопедом в текущем учебном году.

3.8.Учитель-логопед работает пять дней в неделю. Циклограмма работы может быть составлена в зависимости от занятости детей, как в первую, так и во вторую половину дня.

 

4. Требования к логопедическому кабинету

 

4.1. Логопедический кабинет должен быть изолированным.

4.2. Освещенность кабинета соответствует уровню освещенности, при котором создается зрительный комфорт для воспитанников и педагога, а также гигиеническим и светотехническим нормам, т.е. 300 лх от светильников общего освещения.

4.3. С целью создания оптимальных условий для организации коррекционной, лечебно-восстановительной деятельности в кабинете прослеживаются 4 зоны: рабочая зона, зона индивидуальной коррекционной работы, учебная зона, зона эмоциональной разгрузки.

4.4. В логопедическом кабинете или в непосредственной близости  должен быть установлен умывальник для соблюдения санитарно-гигиенического режима.

 

5. Оборудование логопедического кабинета

 

5.1. Оформление и оборудование логопедического кабинета обеспечивает комфортность и многофункциональность.

5.2. В рабочей зоне учителя-логопеда размещается:

-письменный стол;

-рабочее кресло;

-шкаф для размещения методических материалов, диагностического инструментария, служебной документации;

-полка для методической литературы;

-тумба для канцелярских принадлежностей;

-магнитофон;

-компьютер;

-принтер;

-сканер.

5.3.В учебной зоне для групповых занятий:

-комплекты мебели (парта-стул) для групповых занятий,

-наборное полотно,

-лента букв,

-настенная разрезная азбука,

-магнитная доска,

-фланелеграф,

-часы,

-настенное зеркало для логопедических занятий (50х100).

5.4.В зоне индивидуальных занятий:

-зеркала для индивидуальной работы (9х12),

-логопедический инструментарий (зонды, шпатели),

-дидактический материал

-индивидуальные кассы букв,

-настольные игры,

-игрушки,

-конструкторы,

-пособия для занятий.

5.5.В зоне эмоциональной разгрузки:

-диван,

-аквариум,

-тумба,

-полка для цветов,

-цветы в кашпо, горшках, 

-цветы напольные.

 

6. Документация логопедического кабинета

 

6.1.  Нормативно-правовые документы (указания, инструкции) по организации работы логопеда.

6.2.  Журнал обследования речевого развития.

6.3.  Журнал учёта движения детей, посещающих логопедические занятия.

6.4.  Журнал учета посещаемости групповых и индивидуальных занятий с

        детьми.

6.5. Индивидуальные карты речевого развития воспитанников (речевые карты, соответствующие возрасту и речевому диагнозу, характеристики, итоги диагностик)

6.6.  Годовой план работы учителя-логопеда.

6.7.  Перспективный  план работы учителя-логопеда  на учебный год.

6.8.  Расписание индивидуальных и групповых занятий.

6.9.  График работы учителя – логопеда.

6.10.Конспекты фронтальных и индивидуальных занятий с детьми.

6.11.Рабочие тетради воспитанников для групповых занятий (находятся в кабинете).

6.12.Тетрадь заданий для воспитателей по формированию правильного звукопроизношения (находится у воспитателя)

6.13.Тетрадь взаимосвязи с воспитателем.

6.14.Паспорт логопедического кабинета.

6.15.Копии отчетов о проделанной работе за год.

 

7. Ответственность за кабинет

 

8.1. Учитель-логопед должен постоянно:

      -   контролировать и соблюдать сохранность государственного имущества, которым оборудован кабинет;

      -   выполнять санитарно-гигиенические нормы во время учебного процесса;

     -  пополнять учебно-методическую, материально-техническую базу кабинета.

8.2.  Критерий оценки работы логопедического кабинета относится к компетенции администрации Учреждения.

8.3.  Учитель-логопед составляет паспорт логопедического кабинета, вносит изменения и дополнения ежегодно.

 

 

8. Инструкция по безопасности учителя-логопеда

 

9.1. Учитель-логопед должен знать и соблюдать инструкцию по охране и жизни и здоровья детей, технике безопасности, строго соблюдать трудовую и производственную дисциплину.

9.2. Изучать и совершенствовать безопасные приёмы труда.

9.3. Добиваться скорейшего устранения недостатка в работе, вызывающих несчастные случаи.

9.4. строго соблюдать инструкцию по правилам безопасного пользования электрооборудованием, санитарные правила, правила пожарной безопасности, правила личной гигиены.

9.5. перед началом работы необходимо:

-тщательно вымыть руки;

-подготовить для работы всё необходимое;

-произвести стерилизацию логопедических зондов кипячением в стерилизаторе или обработкой этиловым спиртом.

9.6. Во время работы необходимо:

-выполнять требования врача, связанные с охраной и укреплением здоровья детей;

-содержать логопедические зонды в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями;

-пользоваться одноразовыми деревянными шпателями;

-информировать врача о своих наблюдениях за состоянием здоровья детей;

-вести необходимую документацию;

-следить за тем, чтобы во время занятий, в руках у детей не было острых металлических предметов;

-лекарства, дезинфицирующие средства, спички – хранить в закрытом шкафу, в недоступном для детей месте;

9.7. Запрещается:

-удлинять продолжительность занятий с детьми, сокращать перерывы между ними;

-оставлять детей без присмотра.

dou8zentr.ucoz.ru

Документация  логопункта 

Перечень документации логопункта (скачать)

Положение о логопункте (скачать) Исправлено 09.11.2017

Положение о логопедической группе (скачать) добавлено 09.11.2017

Должностная инструкция учителя-логопеда (скачать) (сентябрь 2017)

Приказ о зачислении в логопункт (скачать) Исправлено 09.09.2019

Списки на новый учебный год (4 экземпляра) - сдаются в августе (скачать) Исправлено 09.09.2019

Пример графика работы логопункта (1 ставка, 1,75 ставки, разные ставки) (сентябрь 2017)

Паспорт логопедического кабинета (скачать)

Соглашение о взаимных обязательствах логопеда и родителей (скачать) (сентябрь 2017)

Формы протоколов взаимодействия с родителями (скачать)

Форма речевой карты для молодых специалистов (скачать)

Форма характеристики для ТПМПК (скачать)

Пример рабочей программы логопункта (скачать)

Программа коррекционной работы с детьми с ТНР раннего и дошкольного возраста (содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей (коррекционная программа)), рекомендованная С.Н. Сюриным для использования с 1 сентября 2018 года (скачать)

Пример годового плана учителя-логопеда МБДОУ (скачать)

Пример календарно-тематического плана (скачать)

Пример плана подгрупповых и индивидульных занятий (скачать)

Пример отчета о результатах работы за учебный год (скачать) Исправлено 09.09.2019

Речевая карта (скачать)

Дополнительное соглашение к родительскому договору (скачать) - Исправлено 15.01.2018

 

ОТЧЕТНОСТЬ за учебный год:

Акт проверки качества логопедического сопровождения (скачать)

Пропуск заведующих - отчет (скачать) - сдается в марте - апреле Исправлено 09.09.2019

Результаты логопедического обследования (скачать)

Сводные таблицы мониторинга в лог. группе (скачать)

 

ВСЯ документация логопункта (скачать одним нажатием)

 

Отчётность  (скачать одним нажатием)


Автор:  Новикова Т.И.

novikova-krgora-ds5.edumsko.ru

Учебно-методический материал на тему: Положение о логопедической службе комплекса

ПОЛОЖЕНИЕ

о логопедической службе комплекса

  1. Общие положения

1.1. Логопедическая служба ГБОУ «Школа №   » предназначена для коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих следующие отклонения в речевом развитии:

- задержка речевого развития (ЗРР)

- общее недоразвитие речи (ОНР)

- фонетико - фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)

- фонетическое нарушение (ФНР)

- фонематическое нарушение (ФН)

1.2. Логопедическая служба осуществляет свою деятельность в тесном контакте с родителями, обеспечивая необходимый уровень их осведомлённости о задачах и специфике логопедической коррекционной работы по преодолению неуспеваемости, обусловленной речевыми нарушениями.

1.3. В своей деятельности учитель-логопед руководствуется: Конституцией и законами Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; Конвенцией о правах ребёнка; Положением о психолого-медико-педагогическом консилиуме, решениями городской психолого-медико-педагогической комиссии; должностной инструкцией.

1.4. Учитель-логопед должен знать: возрастную и специальную педагогику и психологию; анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии; методы и приёмы предупреждения и исправления речевых нарушений у воспитанников, нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности; программно-методическую литературу по работе с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии; новейшие достижения дефектологической науки; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Устав и локальные правовые акты ГБОУ «Школа №    ».

  1. Цели и задачи логопедической службы.

2.1.Основная цель логопедической службы – коррекция звуковой стороны речи, грамматического строя речи и фонематического недоразвития, воспитание у детей правильной, четкой, выразительной речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи с помощью специальных логопедических приемов и методов.

2.2. Задачами коррекционного обучения являются:

-формирование произносительных навыков,

-развитие грамматической правильности речи,

-развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза,

-развитие словаря путем привлечения внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов,

-развитие коммуникативной стороны речи,

-развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, графо-моторных навыков,

-развитие общих двигательных навыков посредством использования физминуток и логоритмических упражнений,

-развитие высших психических функций.

Коррекционно-образовательная работа строится с учетом особенностей психического и физического развития детей с разной структурой дефекта.

  1. Организация логопедической работы.

3.1. Выявление речевых нарушений у детей, посещающих СПДО№1, №2, №3 и у первоклассников, посещающих СП№4, №5 осуществляется с 1 по 20 сентября. Все дети с выявленными недостатками речи регистрируются в списке для последующих индивидуальных занятий.

В случае большого количества первоклассников, нуждающихся в коррекционной логопедической помощи, дети распределяются на индивидуальные занятия в несколько зачислений.

3.2. На каждого воспитанника, зачисленного на логопедические занятия, учитель-логопед заполняет речевую карту и определяет задачи коррекционной работы.

3.3. Основной формой организации логопедической работы являются индивидуальные занятия.

3.4. Для СПДО№1, №2, №3: 

Периодичность индивидуальных занятий с детьми зависит от режима работы организации и структуры речевого дефекта. Продолжительность занятий определяется СанПиН 2.4.1.3049-13: ранний возраст: 10 мин., младший и средний возраст: 20 мин., старший и подготовительный возраст: 30 мин.

Так как в данные временные промежутки входит смена пособий и материалов, проветривание кабинета, сопровождение воспитанников из группы и в группу, создание положительного эмоционального настроя на коррекционное занятие (особенно у младших воспитанников) продолжительность занятий допускается до:

- ранний возраст: 20 мин.,

- младший и средний возраст: 25 мин.,

- старший и подготовительный возраст: 35 мин.

Коррекционная деятельность учителя-логопеда начинается уже в момент сопровождения воспитанника в кабинет или группу.

Для СП №4, СП№5:

Для первоклассников логопедические занятия проводятся в логопедических кабинетах СПДО №1, №2, №3 на которые их сопровождают родители (законные представители).

Индивидуальные занятия для первоклассников проводятся один раз в неделю во внеурочное время (согласно циклограмме учителя-логопеда). Продолжительность данного занятия составляет 35 минут. В случае отсутствия обучающегося в школе по болезни учитель – логопед данное время может использовать для проведения занятия с другим учеником или воспитанником СПДО №1, №2, №3.

3.5. Для СПДО№1, №2, №3:

Учитель-логопед занимается с воспитанниками определённой возрастной группы на протяжении всего пребывания воспитанников в ДОО. Длительность логопедической работы с детьми определяется не только тяжестью речевого нарушения, но и тяжестью основного диагноза.

Для СП №4, СП№5:

Учитель-логопед занимается с первоклассниками на протяжении необходимого времени для устранения речевого дефекта. По мере преодоления речевого нарушения у первоклассников, зачисленных на индивидуальные коррекционные занятия, учитель-логопед данный промежуток времени занимается воспитанниками СПДО № 1, №2, №3.

3.6. Для СПДО№1, №2, №3:

Логопедические занятия с детьми могут проводиться учителем-логопедом не только в логопедическом кабинете, но и в групповом помещении.

3.6.1. Во время прогулки в первой половине дня коррекционная работа может проводиться на улице в осенний, весенний период. Учитель-логопед имеет право проводить занятия с ребенком во время прогулки в логопедическом кабинете только в зимний период.

3.6.2. Во время прогулки во второй половине дня коррекционная работа проводится только в логопедическом кабинете с возможным присутствием родителей.

3.6.3. В летний оздоровительный период учитель-логопед работает по дополнительному планированию (на повторение пройденного материала), которое включает в себя игры из коррекционного уголка, игры на автоматизацию и дифференциацию звуков, игры на развитие связной речи. Также учитель-логопед принимает участие в досуговых мероприятиях согласно плану воспитателя. В период пребывания детей на прогулке вся логопедическая работа проводится на свежем воздухе.

Для СП №4, СП №5:

3.6.4. Логопедические занятия с первоклассниками проводятся учителем-логопедом только в логопедическом кабинете СПДО №1, №2, №3. На данные занятия и после окончания занятий первоклассника обязаны сопровождать родители (законные представители).

3.6.5. Ответственность за обязательное посещение логопедических занятий первоклассниками несут родители (законные представители), учитель-логопед, классный руководитель.

3.7. Содержание коррекционно-образовательного процесса определяется образовательными программами, отвечающими Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного и школьного образования (далее по тексту ФГОС) и специальными (коррекционными) программами с учетом индивидуальных особенностей воспитанников и учащихся:

Для СПДО№1, №2, №3:

- Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, Т.В.Тумановой, С.А.Мироновой, А.В.Лагутиной. - М.: Издательство «Просвещение», 2010. (Рекомендовано ученым советом Учреждения Российской академии образования «Институт коррекционной педагогики»).

- Для раннего и младшего возраста для коррекционно-логопедической работы используется Программа коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада. Н.В.Нищева. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. (Рекомендована к использованию в дошкольных учреждений Региональным экспертным советом Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга).

Учитель-логопед в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка вносит в данную Программу некоторые изменения: упрощает или усложняет учебный материал.

Для СП №4, СП №5:

При планировании занятий с детьми используются методические материалы, предложенные в пособиях Андреевой Н.Г. "Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников (в 3 частях)", Ефименковой Л.Н. "Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов", Лалаевой Р.И. "Логопедическая работа в коррекционных классах", Калининой И.Л. "Учим детей читать и писать", Кобзаревой Л.Г. "Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР", Корнева А.Н. "Нарушения чтения и письма у детей", Козыревой Л.М. "Мы читаем по слогам", "Логопедическое пособие", Мазановой Е.В. "Учусь не путать звуки", Садовниковой И.Н. "Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников".

Для развития психических процессов и формирования универсальных учебных действий используется методическое пособие "Юным умникам и умницам: задания по развитию познавательных способностей" Холодовой О.А.

  1. Основные направления деятельности логопедической службы. (Приложение 1)

Коррекционно-развивающая деятельность учителя – логопеда включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие её основное содержание.

4.1. Основными направлениями деятельности учителя - логопеда являются:

- диагностическое;

- коррекционно-развивающее;

- консультативное и информационно-просветительское;

- организационно- методическое и исследовательское аналитическое.

4.2. Диагностическая деятельность логопедической службы заключается в проведении комплексного речевого мониторинга детей; сборе и анализе анамнестических данных; психолого-педагогическом изучении детей; обработке результатов речевого мониторинга; заполнении речевых карт; определении прогноза речевого развития и коррекции, а также задач коррекционно-логопедической работы на каждого ребёнка; составлении перспективного плана коррекционно-образовательной деятельности.

4.3. Коррекционно-развивающая деятельность логопедической службы направлена на развитие и совершенствование речевых и неречевых процессов, профилактику, коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, развитие познавательной, коммуникативной и регулирующей функции речи. Работа ведётся на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях. Осуществляется в форме индивидуальных логопедических занятий.

4.4. Консультативная и информационно-просветительская деятельность логопедической службы направлена на проведение разъяснительной работы среди педагогов и родителей (законных представителей) о задачах и специфике логопедической коррекционной работы с детьми по преодолению имеющихся недостатков в развитии речи.

4.5. Организационно-методическая и исследовательская аналитическая деятельность логопедической службы направлена на повышение уровня логопедической компетентности учителя-логопеда, обеспечение связи и преемственности в работе учителя-логопеда, педагогов и родителей в решении задач по преодолению речевых нарушений у воспитанников и первоклассников, повышение эффективности коррекционно-логопедического процесса.

  1. Документация

Документация учителя-логопеда ведется согласно номенклатуре дел.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *