Практикум для родителей в доу – Семинар-практикум для родителей в ДОУ «Общаемся с ребенком, как… ?»

Содержание

Семинар-практикум для родителей в ДОУ «Общаемся с ребенком, как… ?»

Задачи проведения семинар-практикума:

— создание условий для живого обмена мнений, опытом семейного воспитания детей;
— развитие коммуникативных навыков участников, расширение круга общения между родителями.

Материалы: фломастеры, ручки, бумага; предметы для игры «ассоциации» львенок, скотч, бумага, часы, мокрая губка, носовой платок, ключи, телефон, книга, барашек, котик, зайчик, клоун, медаль; карточки с заданиями, с педагогическими ситуациями; текст стихотворения, разрезанный на строки; маски героев по сказке «колобок»; шаблоны ладоней; памятки» клубок ниток; шкатулка.

Подготовительная работа:

— оформление фото выставки «Наша дружная семейка»;

— подготовка выставки семейных газет «День рождения», «Наш досуг»;

— подготовка выставки «Дневников добрых дел».

Педагог: Добрый вечер, дорогие друзья! Сегодня мы, педагоги и родители, собрались вместе, чтобы:

  • уточнить свои педагогические знания, поупражняться в их применении;
  • обсудить некоторые проблемы, касающиеся воспитания детей;
  • узнать что-либо новое или обменяться мнениями;
  • лучше узнать и понять друг друга, для того. Чтобы эффективно сотрудничать в интересах ребенка.

Давайте познакомимся поближе с помощью игры «Клубок»

(варианты знакомства: Ф.И.О., место работы, жизненное кредо).

1. Ассоциации «Мой ребенок».

Участникам предлагается достать из шкатулки какой-либо предмет. Затем они, ассоциируя предмет с ребенком, поочередно рассказывают в течение 10-15 секунд о нем. Например, ключик». Мой ребенок любознательный общительный. Однако он ведет себя так далеко не с каждым. Необходимо найти ключик к его сердцу – тогда он ваш друг и охотно будет общаться с вами». Предметы: львенок, скотч, ручка, часы, кольцо, чистый лист бумаги, мокрая губка, носовой платок, блюдце с конфетами, замок закрытый, замок с ключиком, телефон, книжка, барашек, зайчик, клоун, медаль.

2. Задание «Заверши фразу».

Каждому участнику предлагается завершить какую-либо фразу. Например:

  • Если у меня возникает конфликт с ребенком…
  • Мне хотелось бы, чтобы мой ребенок…
  • Если я даю ему поручение, прошу помочь, а он отказывается, то…
  • В налаживании отношений с ребенком больше других мне помогает такой метод воздействия, как…
  • Если я вижу, что ребенок не слушается меня, то я …
  • Если мой ребенок чем-то огорчен…
  • Если время спать, а ребенок не засыпает, просит меня еще поиграть, я…
  • Если бы мой ребенок разозлился и нагрубил мне, я бы…
  • Для поощрения своего ребенка я использую такие методы, как…
  • Вместе с ребенком я люблю…
  • Каждый ребенок уникален и неповторим. В своем ребенке я больше всего ценю…
  • Меня охватывает радостное чувство, если мой ребенок…
  • У меня неожиданно появилось свободное время. Я воспользуюсь им для того, чтобы…
  • Если бы я заметила, что мой ребенок приносит домой чужие вещи, игрушки, я бы…
  • А еще я хочу сказать, что ребенок…
3. Метод «Метаплан».

Вед. Известно. Что дети – цветы нашей жизни. Мы радуемся их рождению, наблюдаем, как они растут, постигают азбуку житейской мудрости. И замечаем, что порой нас что-то тревожит, огорчает, волнует в их росте, развитии, воспитании. Вспомните, что больше всего волнует, огорчает вас, — и одним словом напишите эту проблему на листочке.

Участникам предлагается ответить на вопрос «Что вызывает у них затруднение при общении с ребенком?» Каждый родитель записывает ответ на листочке бумаги. Затем ведущий собирает листы и озвучивает ответы. После этого с помощью маркеров или клеящих точек каждый родитель определяе6т проблему, которая для него является наиболее актуальной, которую он желает обсуждать и пути решения которой он собирается вырабатывать.

Для этого вовсе необязательно выбирать ту проблему, которую он записал изначально, если проблема, предложенная другими родителями, оказалась более значимой. После этого образуются 2 команды, и родители разрабатывают план действий по решению проблем. На выполнение задания 5-7 минут, затем команды презентуют свои ответы, аргументируют свое решение.

4. Работа в малых группах.

Ведущий. Вспомните пожалуйста, о чем часто вас просят дети, перед тем, как лечь спать или просто на досуге. Конечно же рассказать сказку, прочитать стишок. Предлагаю вам выбрать себе задание и презентовать его.

Например: составить текст стихотворения (текст разрезан на строки)

«Уж очень вежливый козел»

Как вежлив Козлик, посмотрите:

Всегда «простите», «извините».

Разворотит рогами стог:

«Ой! Я случайно, видит бог!»

В заборе доску оторвет –

Как это вышло, не поймет:

«Я, право, вовсе не хотел,

Поверьте, сам оторопел».

С деревьев обгрызет кору:

«Я от стыда сейчас умру!»

С разбегу изгородь повалит –

И извиненья свои мямлит.

Во вредности на стоит упражняться

Тогда не надо будет извиняться.

Инсценировка сказки «Колобок».

(Между родителями распределяют роли. В соответствии с ролью раздаются маски героев и слова).

5. Презентация домашних творческих заданий:

  • Дневники добрых дел и поступков.

Вопросы ведущего к родителю:

— Понравилось ли вам вести дневник добрых дел?

— Какие добрые дела запомнились вашей семье больше всего?

— Какую воспитательную роль сыграл дневник для вашего ребенка? Для всей семьи?

— Будете ли вы продолжать его вести?

  • Составление коллажа «Семейный досуг», «Отмечаем детский день рождения» и т.д.

Вопросы ведущего к родителю:

— Во время активного отдыха нужно ли родителям играть с детьми в их игры?

— Довольно часто мы оказываемся в ситуации, когда рядом нет игрушек. Как сделать общение с детьми на отдыхе интересным?

6. Видео-интервью с детьми.

Вопросы для интервью.

  • Какие вежливые слова вы знаете?
  • Когда их нужно говорить?
  • Как ласково называет вас дома мама?
  • С кем в группе вам нравится дружить?
  • Кого можно назвать настоящим другом?
7. Подведение итогов.

Вручение благодарностей родителям за активное участие в жизни детского сада, памяток «Правила общения в семье».

Сценарий проведения семинара-практикума для родителей в детском саду подготовлен О. Явдосюк

vscolu.ru

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ: «Знаю ли я своего ребёнка?» - «Дошколенок.ру»

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

НА ТЕМУ: «Знаю ли я своего ребёнка?»
 
Цели:

- Формирование доверительных и доброжелательных отношений между педагогами и родителями

- Повышение уровня педагогической культуры родителей 

 

Задачи:

- Создать благоприятную эмоциональную атмосферу между родителями и педагогами, способствовать сплочению группы

- Расширить представления родителей об индивидуальных особенностях детей старшего дошкольного возраста,  с целью  их  использования   в   семейном воспитании.

- Выработка оптимальных требований и условий воспитания

- Формировать правильное отношение родителей к индивидуальным особенностям своего ребёнка

- Повысить активность родителей в подготовке и проведении различных совместных мероприятий.

Материалы и оборудование: презентация  «Жизнь нашей группы», плакаты, памятки для родителей, бланки с тестами, цветная бумага,  ножницы, клей, фломастеры, цветные карандаши,  листы белой бумаги, ручки, листы с детскими ответами на вопросы, конверт с вопросами, аудиозапись музыки, игрушка-сердце.

Участники семинара:

Воспитатели группы, родители, педагог – психолог ДОУ

Предварительная работа:

1. Родителям  предлагается написать небольшое сочинение на тему «Мой ребёнок!»

2. Опрос детей по вопросам и запись ответов.

2. Оформление плакатов с цитатами:

«Воспитание может все». (Гельвеций.)

«Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед своей страной». (А.С. Макаренко.)

  «Как крестьянин понимает землю, как доктор разбирается в болезнях, как скульптор знает особенности мрамора - так и родители должны понимать своих детей. Если мы люди маленькие, отсюда еще не следует, что мы боимся больших дел». (Виктор Гюго).

«В основе всякой человеческой мудрости лежит терпение».

«Самое ценное, что могут дать родители, - это воспитание».

3.Оформление приглашения, подготовить тест, игры для родителей, памятки, оформить группу, подбор  музыки.

4. Подготовить слайд-презентацию «Жизнь нашей группы».

План семинара – практикума:

1. Показ презентации.

2. Вступительное слово воспитателя. Игры и задания.

3. Выступление психолога. Игры и задания.

4. Беседа: «Что нужно знать о своём ребёнке?»

5. Педагогический практикум для родителей. Обсуждение ситуаций, проблем

6. Тест: «Какой вы родитель».

7. Выступление психолога. Практическое задание: "Загибаем лист".

8. Вручение памяток родителям

9. Итог

ХОД СЕМИНАРА

Воспитатель

Мы рады видеть Вас, уважаемые родители.  Сегодняшняя наша встреча   посвящена очень важной теме. Мы будем говорить о самом дорогом, что у нас есть – о наших детях и обсудим проблему понимания своих детей. Для начала мы должны принять правила:

- У нас нет сторонних наблюдателей, мы все активные участники.

- Доверьтесь нам, как друзьям, поверьте нам как специалистам.

- Мы – воспитанные люди, умеем хранить секреты, которые нам доверяют. 

- Каждый имеет право высказать свое мнение и быть услышанным.

Игра: «От всего сердца».     

Цель: установить между родителями контакт, доброжелательные отношения, создать у них положительный настрой.

Родители сидят по кругу.   Каждому участнику необходимо представиться, передавая сердечко и сказать рядом сидящему соседу что-то доброе, хорошее, это может быть пожелание или комплимент.

 

Сегодня мы с вами пообщаемся в тесном, семейном кругу, так как детский сад – это одна большая, дружная семья. Но сначала нам нужно познакомиться поближе.

Упражнение «Давайте познакомимся»

Цель: содействие сплоченности родителей в группе, доброжелательной атмосферы

    Сделаем это с помощью презентации. Перед вами на столах есть цветная бумага,  ножницы, клей, фломастеры и т.д. Ваша задача за 5 минут создать рисунок или аппликацию, которые бы рассказали о вашей семье, что самое главное, очень важное, на ваш взгляд, есть у вашей семьи. Потом вы называете свое имя, демонстрируете  результаты творчества и говорите несколько слов о своей семье.

 

Воспитатель:

 - «Хорошо ли вы  знаете своего ребёнка?» Немного странно слышать родителям этот вопрос, не правда ли? Какими бы ни были родители, они всегда ответят утвердительно на этот вопрос.  Польский педагог Галина Филипчук так отвечает на этот вопрос: «Мы занимаемся  своими детьми с первых дней жизни. Это мы, родители кормим их, одеваем, купаем, укладываем спать, учим делать первые шаги и произносить первые слова. Это мы знакомим с окружающим миром, утешаем, дежурим у их постели, когда они болеют. Может ли кто – ни будь знать своего ребенка лучше, его матери и отца – самых близких ему людей, самых любящих и самоотверженных?» многие родители искренне считают, что своего ребенка они знают очень хорошо. Чем меньше наш ребенок, тем мы, действительно лучше знаем его. Но уже в дошкольном возрасте мы замечаем, что наши суждения о нем становятся все более приблизительными. И возможно, через 10-12 лет обнаружим в лице собственного ребенка абсолютного незнакомца.

Закономерно возникает вопрос: «А знаем ли мы своего ребенка?»  уважаемые родители об этом сегодня мы и говорим.

Задание «Хорошо  ли я знаю своего ребенка»

Перед вами лежат листы бумаги, на которых вы будете работать. Ваша задача, уважаемые родители, ответить на предлагаемые  вопросы, а затем вы сравните ваши ответы с ответами детей, и мы узнаем, насколько хорошо вы знаете своих детей.

1. Самое любимое занятие вашего ребенка?

2. Как вы думаете, кто в семье самый добрый, по мнению ребенка?

3. Кого в семье ребенок считает самым строгим?

4. Что больше всего любит кушать ваш ребенок?

5. Любимая сказка вашего ребенка?

6. Напишите имя лучшего друга или подруги ребенка.

7. Во что больше всего любит играть ребенок?

После этого раздаются листы с ответами детей и родители их сравнивают со своими.

 

Психолог

-Скажите, пожалуйста, уважаемые родители, какое слово для вас самое сладкое, ласкающее слух? (Ответы родителей).

- Что главное в жизни ребенка с рождения? (Высказывания родителей).

Много разных вариантов. А ведь на самом деле - это его имя. Мудрецы говорили: «Как назовешь судно, так оно и поплывет». Для каждого человека его имя – самый важный и сладкий звук в мире, который звучит как лучшая на земле музыка. Наше имя иногда капает как дождик, иногда звучит как эхо в горах, а иногда стучит как барабан. Взгляните на имена ваших детей. Малыши только начинают свой жизненный путь, а вы уже приписываете им те качества личности, которые хотели бы видеть в них, либо качества, которые не реализовали сами и хотите реализовать через них. Дети все разные, каждый из них индивидуален и неповторим

Задание «Расшифруйте имя своего ребенка»

                                          (например   Даша)

         добрая ---  активная ---  шаловливая--- артистичная

Игра: «Волшебный цветок».

Представьте, что это ваш ребенок красивый, нежный, неповторимый. Напишите на его лепестках ласковые слова, которые вы ему говорите или семейные прозвища. На стебельке имя, которым вы обращаетесь к ребенку, когда недовольны им, сердитесь на него. (Дается 2-3 минуты для заполнения цветка). Мы дарим цветок имени вашего малыша. Пусть лежит он в семейном альбоме, ведь это-часть его жизни, а потом со временем, когда ребенок вырастет, станет частью истории вашей семьи, добрым воспоминанием.

Беседа: «Что нужно знать о своём ребёнке? »

 Вопросы для обсуждения

- Что нужно знать о своем ребенке?

- Для чего это нужно знать?

- Как вы будете поступать, что предпримете?

Ответы

Вы все абсолютно правы. Однозначного ответа на данный вопрос не существует. О ребенке нужно знать все! А поскольку это практически невозможно, нужно стараться быть ближе к нему, знать, чем он живет, кого и за что любит, отчего у него мгновенно портится настроение, что ему по плечу, а с чем трудно справиться, во что он верит и в чем сомневается и т.д.

Однако из этого набора можно сведений можно выделить и самое важное. Нужно знать о состоянии его здоровья, темперамент, эмоциональную стабильность, или невротичность, замкнутость или общительность и т.д. Итак, допустим, вы знаете, что ваш сын практически здоров, по темпераменту он флегматик, эмоционально устойчив, интроверт, его преобладающая направленность - личностная, мальчику 5 лет. Скажите, как это будет проявляться в его поведении, деятельности и общении с окружающими?  (Родители высказывают свое мнение).

Наверное, вы будете радоваться степенности, основательности, уравновешенности вашего сына, тому, что он не любит шумные компании, интересуется книгами, мастерит, конструирует. Но у вас есть повод для беспокойства. У него мало друзей, он болезненно переживает свои неудачи, кажется иногда вялым, не любит, когда его вовлекают в общественную работу и т.д.

Что вы предпримете? Начнете перевоспитывать? Этого делать не стоит. Те психофизические особенности, которыми обладает ваш сын, способствуют именно появлению тех личностных свойств, которые были названы выше. Зная особенности типа темперамента, его свойств и учитывая их, вы сможете избежать многих ошибок в воспитании своих детей.

  Все знают историю про оптимиста и пессимиста. «Стеклянный сосуд, который наполовину наполнен водой. Пессимист скажет, что сосуд наполовину пуст, а оптимист скажет, что сосуд наполовину полон» Любое событие каждым человеком воспринимается по-разному. Давайте посмотрим, как это происходит на самом деле. Предлагаю вам игру

Упражнение «Конверт отношений»

Цель: снятие эмоциональных барьеров, настрой на рабочую атмосферу

Каждый участник по очереди вынимает из конверта ведущего листок с вопросом и отвечает на него.

  • Мой ребёнок радуется, когда…
  • Мой ребёнок злится, когда…
  • В общении с детьми мой ребёнок…
  • Ребёнок вместе с папой…
  • Ребёнку вместе со мной нравится…
  • Я отдыхаю, когда…
  • Меня больше всего расстраивает…
  • Ребёнок плачет, если…
  • Если у меня плохое настроение…
  • Мой ребёнок…
  • Меня беспокоит…
    • ·                    Меня радует…

Педагогический практикум для родителей. Обсуждение ситуаций, проблем.

  •   Мама   каждый день допрашивает воспитателей, как вел себя ее ребенок? С кем играл? Во что играл? Что ел? Как спал? И получает в ответ не то, что хотела услышать (ни с кем не играл, пассивен, сам в себе). В итоге мама в недоумении, доказывает, что ребенок дома совсем другой, спрашивает, почему так происходит?

Комментарий психолога

У ребенка явно трудности в общении. Социальная среда в детском саду противоположна домашней. Дома ребенок выдвинут на пьедестал. Жизнь семьи вертится вокруг него. А в детском саду он такой же, как и все. Он часть группы. У ребенка развивается внутриличностный конфликт, и он не знает как себя вести в группе. Он не обучен этим навыкам. Родители должны скорректировать некоторые поведенческие особенности ребенка. Приоритетная установка должна быть следующей: ребенок не главный в семье, а часть семьи.

  • Уже поздно, ребенку пора спать, но ему не хочется. Мама все-таки пытается отправить ребенка в кровать. Папа вмешивается и разрешает ребенку еще немного поиграть, говоря, что завтра выходной. Но мама  настаивает на своем.

Комментарий психолога

Родители должны знать и помнить о единстве требований к ребенку со стороны всех членов семьи. В этой ситуации данное требование нарушено. Чтобы прийти к единому мнению, матери надо уступить отцу и объяснить свое решение: «Да, сыночек, наверное, папа прав. Ведь если ты нарушишь режим, ты долго не уснешь, это может отразится на твоем здоровье, и завтра тебе будет тяжело вставать. Ты у нас уже большой и понимаешь, что режим надо выполнять, чтобы вырасти сильным, смелым, здоровым. Эти качества тебе очень пригодятся в жизни.

 

  • Мальчик был наказан. Отец серьезно с ним поговорил и в наказание не разрешил выходить ему из дома. Пришли друзья и позвали его гулять во двор. Мама пожалела сына и стала уговаривать отца отпустить его  гулять с друзьями. Между родителями произошел конфликт.

 

Комментарий психолога

В этой ситуации возможно надо подойти с позиции «Все поступки детей должны быть прощены». Мама может сказать: «Да, папа, наш сын поступил плохо, но я думаю, он понял свою ошибку и больше не будет так поступать. Наверное, он сам нам об этом хочет сказать. Давай, отец, послушаем его. Мальчик просит прощения, ситуация исчерпана». Но всегда надо помнить о единстве требований к ребенку со стороны всех членов семьи.

 

  • В семье двое детей: мальчик и девочка. Мальчик ходит в школу, девочка – в детский сад. Ей уделяют больше внимания, так как она еще маленькая. Ей чаще покупают игрушки, чем брату, объясняя тем, что он уже большой. Мальчик очень обижается, но родители не реагируют на это. 
  • Ситуация возникла по поводу того, что родители неправильно оценивают поступок своего ребенка. Ребенок постоянно берет чужие вещи (конфеты, игрушки) из шкафчиков других детей, а родители обвиняют всех детей в этом, но не своего ребенка. Ситуации повторяются неоднократно. Беседы с родителями ни к чему не приводят.

Конфликтная ситуация не разрешена.

Комментарий психолога

 Дошкольный возраст – возраст формирования нравственных привычек, но это еще не значит, что они закрепились. Ребенку еще трудно обуздать свои импульсивные поступки. Очень важно в этой ситуации не навешивать на ребенка «ярлыков», категорически запрещается  называть его вором. Проявите чувство такта к родителям ребенка и терпение к малышу, выразите ребенку свое недовольство его поведением в виде «Я – сообщения» (я огорчена, я расстроена) и спокойно объясняйте каждый раз, что так делать нельзя. Вера родителей в своего ребенка только поможет в данном случае, гораздо хуже, если родители начинают «принимать меры» в подобных ситуациях, т.к. страх делает ребенка малодушным, усугубляет его неправильное поведение.

  • Ребенок, приходя домой из детского сада, жалуется на то, что с ним не хотят играть дети. Родители интересуются, с чем это связано. Воспитатель, наблюдая за ребенком. Приобщая его к совместным играм с детьми, замечает, что ребенок все время хочет быть на первых ролях. Всем играющим говорит, что они  играют не по правилам, делает множество замечаний всем детям. В ответ на это ему говорят: играй тогда один. Воспитатель замечает, что в большинстве случаев воспитанник не прав, анализирует его замечания по отношению к другим детям, с выводами ребенок соглашается.

Комментарий психолога

 Демонстративные дети часто страдают от трудностей в общении, у них также часто недостаточно развита произвольность поведения. Воспитатель в такой ситуации едет себя вполне грамотно. Дополнительную помощь в такой ситуации может оказать педагог – психолог детского сада, организовав специальные коммуникативные игры.

Вопросы для дискуссии

- Как правильно поступить, чтобы избежать конфликта?

- Почему сложилась такая ситуация?

- О чем не следует забывать при воспитании детей разного возраста?

Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации, как нужно вести себя, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. Может быть, наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети—свидетели, они учатся жить у жизни.

Тест: «Какой вы родитель?»

Воспитатель: Кому не хочется получить ответ на этот вопрос?! Именно поэтому вам предлагается тест-игра. Желающие могут выполнить тест на бланках.

Отметьте, пожалуйста, те фразы, которые вы часто употребляете в общении с детьми.

ž     1.Сколько раз тебе повторять? (2 балла)

ž    2. Посоветуй мне, пожалуйста. (1балл)

ž    Не знаю, что бы я без тебя делала! (1 балл)

ž    4. И в кого ты такой уродился (2 балла)

ž    5. Какие у тебя замечательные друзья! (1 балл)

ž    6. Ну, на кого ты похож? (2 балла)

ž    7. Я в твои годы…(2 балла)

ž       8. Ты моя опора и помощник (1 балл)

ž    9.  Ну что за друзья у тебя? (2 балла)

ž    10. О чем ты только думаешь? (2 балла)

ž    11. Какой ты у меня умница! (1 балл)

ž    12. А как ты считаешь? (1 балл)

ž    13. У всех дети как дети, а ты… (2 балла)

ž    14. Какой ты у меня сообразительный! (1 балл)

ž    Теперь посчитайте общее количество баллов

 От 5 до 7 баллов. Вы живете с ребенком душа в душу. Вы уважаете ребенка, и он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.

От 8 до 10 баллов намечаются некоторые сложности во взаимоотношениях с ребенком, непонимание его проблем, попытки перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребенка.

От 11 баллов и более. Вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

Конечно, вы понимаете, что это лишь намек на действительное положение дел, ведь то, какой Вы родитель, не знает никто лучше Вас самих.

 

Выступление психолога. Практическое задание «Загибаем лист»

Перед вами чистый лист бумаги. Вспомните, когда вы ругали своих детей злобно, не выдержанно. При каждом сгибе листка вспомнить все негативное, обидное сказанное в адрес ребенка. А сейчас начинайте разгибать лист и с каждым отгибанием вспоминайте, то хорошее, доброе, что вы говорили детям.

Вывод: Вы расправили листок, но на нем так и остались линии сгиба. Так же и в душе ребенка на всю жизнь остаются травмы от непонимания, обид, несправедливости к ним.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ž    Помните – способности и характер человека не предопределены от рождения. В большей части формируются в определённые периоды жизни ребёнка. Образование, воспитание и окружающая среда оказывают больше воздействие на личность.

ž    Нет ничего важнее воспитания малыша. Не прерывайте воспитание своего ребёнка.

ž    Окружайте маленьких детей всем лучшим, что у Вас есть.

ž    Раннее развитие связано с огромным потенциалом новорождённого. Структуры мозга формируются к трём годам. Мозг ребёнка может вместить безграничный объём информации. Но ребёнок запоминает только то, что ему интересно.

ž    Многие навыки невозможно приобрести, если ребёнок не усвоил их в детстве.

ž    Впечатления раннего детства определяют его дальнейший образ мыслей и действий.

ž    Не сюсюкайте  с ребёнком.

ž    Даже новорождённый чувствует ссоры родителей. Нервозность родителей заразна.

ž    Отец должен больше общаться со своим ребёнком.

ž    Чем больше детей в семье, тем лучше они  общаются друг с другом.

ž    Присутствие бабушки и дедушки создаст хороший стимул для развития ребёнка.

ž    Ребёнка  лучше похвалить, чем отругать.

ž    Интерес ребёнка нуждается в подкреплении. Повторение – лучший способ стимулировать интерес ребёнка.

ž    Заучивание стихов тренирует память. Разучивайте с детьми потешки, короткие стишки.

ž    Избыток игрушек рассеивает внимание ребёнка.

ž    Игры развивают творческие задатки ребёнка. Больше играйте с детьми.

     Желаем Вам успехов в воспитании ребёнка!

ИТОГ

Воспитатель. Встречу хотелось бы закончить словами С.Соловейчика: «Каждое утро взываю к тому лучшему, что есть во мне: «Мне послан ребенок; это дорогой мой   гость; я благодарен ему за то, что он есть. Он также призван к жизни, как и я, это нас объединяет – мы есть, мы живые люди. Он такой же, как и я, он человек, и не будущий человек, а сегодняшний, и потому он другой, как и все люди, я его принимаю, как всякого другого человека. Я принимаю ребенка. Я принимаю его, охраняю его детство, понимаю, терплю, прощаю. Я не применяю силу к нему, не угнетаю его своей силой, потому что я его люблю. Я люблю его и я благодарен ему за то, что он есть, и за то, что я могу его любить, и тем самым я возвышаюсь в духе своем»».

Родители делятся впечатлениями - что понравилось, что не понравилось, о чем еще хотелось бы поговорить, что бы посоветовали друг другу. 

blog.dohcolonoc.ru

Практикум для родителей "Здоровый ребенок в детском саду и семье"

Цель: Формирование у родителей мотивации здорового образа жизни, ответственности за свое здоровье и здоровье своих детей.

Задачи:

  • Ознакомление родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада.

  • Повышение педагогического мастерства родителей по использованию здоровье сберегающих технологий в домашних условиях.

  • Развитие чувства единства, сплоченности.

Форма поведения: конкурс.

Участники: родители, воспитатель.

Предшествующая работа:

1. Рассылка приглашения родителям.

2. Анкетирование родителей.

3. Проведение анализа состояния здоровья воспитанников.

План проведения.

1. Вступительное слово.

2. Ведение конкурса.

3. Заключительный этап собрания

Уважаемые родители, здравствуйте!

Кажется на первый взгляд, какое простое и обыкновенное слово. В нем все: и тепло, и встречи, и рукопожатие друзей, и пожелание здоровья.

Вот и сегодня мы с вами поговорим о здоровье наших детей.

Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Вопрос о воспитании здорового ребенка является приоритетной и в нашей работе. Одним из показателей здоровья детей дошкольного возраста является распределение их по группам здоровья.

Анализируя «группы здоровья» детей можно отметить, что при поступлении в дошкольное учреждение с каждым годом увеличивается количество детей с ослабленным здоровьем.

Как укрепить здоровье детей, избежать болезней? Эти вопросы волнуют и вас, родителей, и нас, педагогов, так как все мы хотим, чтобы наши дети год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь не только знающим и образованным, но и закаленными и здоровыми.

Есть ли ключи к решению этой задачи? Медицина давно пришла к выводу: нужна профилактика для здоровых людей. Что это такое?

От того, насколько успешно удастся сформировать и закрепить навыки здорового образа жизни у детей, зависит в последующем реальный образ жизни и здоровье человека.

Сегодня я предлагаю Вам принять участие в конкурсе «Здоровье ребёнка в наших руках».

Деление на две команды.

Итак, начинаем наш конкурс.

Придумывание названия и девиза команды.

Приветствие команд.

1. КОНКУРС. Основы здорового образа жизни.

Исследования показывают, что здоровье ребенка только на 7—8 % зависит от здравоохранения, и больше чем на половину — от образа жизни.

Анализ анкет.

Итак, анкетирование родителей показало, что они не достаточно владеют информацией по закаливанию детей дошкольного возраста. Большое количество родителей сами не занимались и не занимаются каким-либо видом спорта, не делают зарядку по утрам, что, безусловно, сказывается на формировании навыков здорового образа жизни у ребёнка. В домашних условиях дошкольник в большей степени мотивирован на инертную, пассивную деятельность (настольные игры, чтение книг, просмотр телепередач и др.) .

Именно поэтому каждый взрослый должен стать кузнецом собственного здоровья и здоровья своих детей.

Здоровый образ жизни — это:

Перечислив компоненты здорового образа жизни, нужно закончить предложение. Свои ответы предлагаю записать на ватмане.

Команда «Витаминка» пишет ответы красным фломастером на ватмане., а команда «Солнышко» - синим.

Представитель от первой команды зачитывает варианты, вторая команда дополняет:

рациональный режим;

полноценное сбалансированное питание;

двигательная активность и достаточное пребывание на воздухе;

гигиенические условия;

психологический микроклимат в семье;

закаливание;

профилактика курения, алкоголизма и т. д.

Итак, составляющие компоненты здорового образа жизни: закаливание, режим дня, питание, прогулка, физические занятия, благоприятная психологическая обстановка в семье.

2. КОНКУРС. Здоровое питание.

Большое внимание в нашем саду уделяется организации питания. Разработанное десятидневное меню позволяет сделать питание детей сбалансированным. Десятидневное меню - список блюд, которые дети будут употреблять в пищу, обычно составляют на 2 недели вперед, учитывая времена года. В рационе присутствуют соки, фрукты, овощные блюда. Выполнение натуральных норм питания максимально близко к норме.

Проблемы питания волнуют всех родителей. Неправильное питание является причиной множества заболеваний.

Так чем же и как кормить детей, какие продукты должны пре-обладать в детском рационе?

У вас на столе лежат карточки с различными продуктами питания.

1 команда из тех продуктов, которые вы считаете полезными, составляете меню на завтрак, а вторая команда – на обед.

Защита меню.

Меньше жарьте, больше варите и выпекайте.

«Ваша пища должна быть лекарством, а ваше лекарство должно быть пищей», - так писал Гиппократ.

3. КОНКУРС. Кроссворд.

Если мы хотим, чтобы наши дети выросли здоровыми и трудолюбивыми, нужно развивать и поддерживать у них потребность в движении, физических нагрузках.

Какие формы организации двигательной активности детей вы можете назвать?

утренняя гимнастика, — физкультминутки,

физкультурные занятия, — подвижные игры,

праздники. — гимнастика после сна,

развлечения. — индивидуальная коррекция.

А для того, чтобы узнать, какие волевые качества развивает двигательная активность нужно разгадать кроссворд.

Задания к кроссворду:

По горизонтали:

1. Способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения её интенсивности. (выносливость)

2. Умение действовать в изменяющихся условиях правильно и находчиво. (ловкость)

По вертикали:

1. Способность напряжением мышц производить физические действия, движения. (сила)

Игровой физкультурный тренинг для родителей.

Вот проснулся глазик, а за ним другой.

Будем просыпаться всей семьей.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся. (Всем встать в круг, взяться за руки.)

Солнце встало за окошком,

Потяни к нему ладошки, (Потянуться руками наверх.)

Руки выше поднимаем,

А потом их опускаем. (Опустить руки, повторить.)

Чтоб была красивой спинка,

Надо сделать нам разминку,

Руки в стороны по швам

И согнулись пополам. (Наклониться вниз.)

Тик-так, тик-так –

Ходят часики вот так! (Наклоны вправо-влево.)

А теперь давайте вместе

Мы устроим бег на месте. (Бег на месте)

Вдох и выдох, наклонились.

Всем спасибо, потрудились!

4. КОНКУРС. Педагогические ситуации.

Что такое закаливание?

Смысл закаливания состоит в том, чтобы со временем с помощью специальных процедур повысить устойчивость организма человека к охлаждению.

-Какие закаливающие мероприятия вы проводите дома с ребёнком?

Контрастное воздушное закаливание, хождение босиком, контрастный душ, полоскание горла прохладной водой.

Педагогическая ситуация первой команде:

Валина мама жалуется врачу, что её дочь часто болеет.

- Чуть сквозит, она начинает кашлять. Зимой все дети катаются на санках, лыжах. Румянец во всю щеку! А моя сидит дома бледная, с насморком. Почему одни дети не боятся простуды, а моя то и дело болеет? Наверное, такая уж она слабенькая от природы? Советуют надо закаливать ребёнка. А нам не до закаливания! Пусть здоровых закаливают.

Права ли мать? Можно ли укрепить здоровье ослабленного ребёнка? Как донести это до мамы?

Ежедневные прогулки детей могут и должны быть эффективным методом закаливания ребенка. Так как потребности растущего организма в кислороде более чем в 2 раза превышает таковую у взрослых.

Если вы хотите видеть своего ребенка здоровым – надо постоянно, каждодневно уделять время для закаливающих процедур. В “минимум” закаливания входит обязательное использование не перегревающей одежды, воздушные и водные процедуры, гигиена одежды и обуви.

Одним из важных условий, способствующих повышению защитных сил организма ребёнка, его работоспособности является правильно организованный режим дня.

Педагогическая ситуация для второй команды.

Шестилетний Виталик оправдывает своё опоздание к обеду тем, что он ещё не проголодался.

- Но ведь тебя звали домой! - говорит мама. – Почему не послушал?

- Ну и что? Я ещё не хочу есть, ведь только что мне печенье давали.

Вечером Виталика невозможно вызволить от соседа - сверстника. Снова пререкания:

- Не хочу спать! Ещё рано!

Лишь категорическое вмешательство отца заставляет сына подчиниться родительским требованиям. Со слезами и причитаниями, наспех умытый, Виталик небрежно сбрасывает с себя одежду и отправляется в постель. Долго не засыпает, ноет: «Ведь я говорил, что не хочу спать! »

Чем объяснить непослушание Виталика, его нежелание вовремя есть, спать? Приучен ли Виталик к режиму? Какую работу Вы проведёте с родителями Виталика?

Таким образом, домашний режим ребёнка должен быть продолжением режима дня детского сада.

Как любить детей?

Здоровье — это не только физическое, но и психическое, душевное состояние ребенка, которое, в первую очередь, зависит от того, как мы любим своего малыша. Ясно, что большинство родителей любит своих детей, но не всегда умеет передать свою любовь ребенку.

В развитии личности ребенка особенно велика роль семьи. Основу семейного воспитания составляет любовь. Считается, что детства, наполненного любовью, хватает на всю жизнь. И поэтому первоочередной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся.

Любить — это принимать ребенка таким, какой он есть, чувствовать себя с ним неразрывно. Ребенок умеет любить того, кто его любит, и его можно воспитывать только любовью.

5. КОНКУРС. Пословицы и поговорки.

Согласитесь приятно чувствовать себя здоровым, бодрым и весёлым. Ведь как говорили, древние греки: «В здоровом теле - здоровый дух! ».

Немало пословиц и поговорок о здоровье сложено русским народом.

а) «Здоровье дороже золота».

б) «Здоровье, ни за какие деньги не купишь».

в) «Береги нос в белый мороз».

г) «Кто не болеет, тот здоровье цены не знает».

д) «Шуба елова, да к сердцу здорова».

(Называют команды по очереди).

6. КОНКУРС. Составление коллажей

Я предлагаю вам сделать подарки нашим детям в виде коллажей на тему: «Мое здоровье». На ваших столах вырезки из журналов, ваша задача, наклеить на лист бумаги только те картинки, которые, по вашему мнению, помогают сохранить здоровье.

Презентация коллажей.

Сегодня, мы поговорили о том, как следует вести себя, чтобы сохранить здоровье.

Уважаемые родители. Помните, что здоровье ребёнка в Ваших руках!

Вот и подошел к концу наш конкурс «День здоровья».

А сейчас я хочу предложить вам игру «Возьмёмся за руки».

(Все родители встают в круг. Каждый желает соседу справа чего-либо и берёт его за руку. Действие происходит до тех пор, пока круг не замкнётся).

infourok.ru

Материал на тему: практикум для родителей

Муниципальное казенное дошкольное образовательное  учреждение «Детский сад № 1»

 г. Карабаша

Практикум для родителей

«Знаю ли я своего ребенка»

воспитатель

Кривощекова Анна Андреевна

        2017 г.

Существует принцип, без соблюдения которого попытки наладить отношения с ребенком оказываются безуспешными. Принцип этот – безусловное принятие ребенка.

Безусловно принимать ребенка – значит, любить его не за то, что он красивый, умный, помощник и. т. д., а просто так, за то, что он есть.

Многие родители считают главными воспитательными средствами наказания и поощрения. Это говорит об «условной любви»: что-то выполнил- хороший, чего-то не сделал плохой. Таким образом естественный процесс воспитания, т. е. передачи взрослыми своего опыта, знаний, сводится к какой-то дресуре.

Психологами доказано, что любовь, забота, ласка- это основные жизненные потребности ребенка. Никогда и ни при каких условиях у него не должно возникать сомнений в расположении родителей, в своей психологической защищенности. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, нужен, любим. Делать это можно разными способами: ласковыми прикосновениями, улыбкой, словами: «Я очень скучала по тебе, пока была на работе», «Я очень люблю играть с тобой» и. т. д.

Известный семейный психотерапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что 4 объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее 8 объятий в день не только ребенку, но и взрослому.

Удовлетворение потребности в любви и принятии- необходимое условие нормального психического развития детей. Если они не получают знаков безусловного принятия - то возможны отклонения в поведении, иными словами, эмоциональные нарушения. Безусловно, многие из вас при рассматривании «неблагополучных рисунков задумались о своих взаимоотношениях с детьми, об атмосфере, которая сложилась в семье».

Я предлагаю вам два теста. Мы не будем обсуждать и анализировать ваши ответы. Вы это сделаете сами. Тесты очень просты. Надо быстро ответить на вопросы и сделать для себя выводы, стоит ли «работать над собой» и менять свои взаимоотношения с ребенком или в вашей семье все прекрасно.

ТЕСТ 1. «КТО Я? »

Задание. 10 раз задайте себе этот вопрос и запишите ответ на листочке бумаги.

- «Конечно результаты тестирования нельзя принимать как истинное положение вещей. Мы только призываем призадуматься над тем, не потерялось ли в повседневной суете главное предназначение- материнство и отцовство. И решать это только вам самим! »

-Посмотрите, на каком месте стоит ответ «Я мать», «Я отец». Если вы его написали в начале, значит родительская позиция для вас наиболее важная в жизни, если нет, то вы немного отвлеклись на повседневные дела, отдалились от ребенка, значит надо пересматривать свое отношение к ребенку.

ТЕСТ 2. «КАКОЙ МОЙ РЕБЕНОК? ».

Задание. Нужно записать 10 эпитетов, которые отражают особенности вашего ребенка. Затем оценить каждое названное качество знаком «»плюс и «минус», но не в общепринятом смысле, а с вашей точки зрения.

Например, щедрость это хорошее качество, но если у вашего ребенка это настолько выражена, (он постоянно раздает игрушки, что вы склонны считать это недостатком. Постарайтесь писать откровенно, я их собирать не буду, вы проверите себя сами.

И так, сколько получилось + и -. Если + преобладают, их не менее 8, то в вашем отношении к ребенку все в порядке. Если нет ни одного минуса, ничего хорошего «Слепая любовь». Если 50 на 50, то ваше принятие ребенка можно поставить под сомнение. Считать на половину плохим своего ребенка может очень критичный родитель или недостаточно любящий.

ВЫВОД: Дошкольный возраст- самое подходящее время для того, чтобы вселить в человека уверенность в себе, своих силах, построить гармоничные взаимоотношения с ним в семье. Позже это делать будет делать очень трудно.

А сейчас посмотрим шкалу самооценки ребенка и ожидаемую оценку ребенка от взрослого.

Методика «Лесенка».

Приложение №1.

Нашу сегодняшнюю встречу хочется завершить прекрасным стихотворением

Язык чужой обиды и печали

Волшебник изучает с детских лет,

Его вселять надежду обучали-

И это основной его предмет.

Стать добрым волшебником ну-ка попробуй!

Здесь хитрости вовсе не нужно особой.

Понять и исполнить желание другого-

Одно удовольствие, честное слово.

Приложение №1

1. Методика «Лесенка».

Анкета для родителей.

1. С каким настроением ваш сын или дочь идет в детский сад?

С радостным

Иногда не хочет

Часто отказывается

Капризничает

Другое

2. В чем вы видите нежелание ребенка идти в детский сад?

Трудности в отношениях с педагогом, с сверстниками

Привязанность к матери

Позднее засыпание вечером

Другие причины

3. Как складываются отношения вашего ребенка с сотрудниками сада?

а) Благополучно. С кем именно?

С воспитателями

С дефектологом

С помощником воспитателя

С другими специалистами сада

б) Неблагополучно. С кем именно?

С воспитателями

С дефектологом

С помощником воспитателя

С другими специалистами сада

в) В чем это выражается?

Иногда бывают конфликты

Обижается на взрослых за то, что наказывают, не разрешают брать игрушки

Другое

4. С кем из детей группы ваш ребенок часто общается?

5. Рассказывает ли о своих взаимоотношениях с детьми?

Да

Нет

Иногда

6. Жалуется ли на сверстников?

Да

Нет

Иногда

Если да, то на что жалуется?

Дети не принимают в игру

Обижают

Не хотят дружить

Отнимают игрушки

Шумят

Другое

7. Что вам хотелось бы изменить в отношениях сына, дочери с ровесниками?

8. Есть ли у вашего ребенка чувство собственного достоинства? В чем оно проявляется?

9. Как ваш ребенок реагирует на агрессию со стороны других детей, взрослых (когда на него кричат, отнимают игрушки, угрожают и. т. д.)

10. Какой ваш ребенок в общении с другими детьми?

Уравновешенный

Терпеливый

Чуткий

Уступчивый

Приветливый

Вспыльчивый

Склонный сам командовать, чем подчиняться

Другой … .

11. Как на ваш взгляд, влияют отношения между детьми и родителями на общение ребенка со сверстниками и взрослыми в детском саду?

Прямого влияния не оказывает

Благополучие семейных отношений- это психологическая защита, эмоциональный тыл ребенка, облегчающий его жизнь.

nsportal.ru

Семинар-практикум для родителей "Учимся вместе

Семинар – практикум для  родителей

«Учимся вместе – не стоим на месте» в средней группе ДОУ.

Цели: Показать родителям актуальность формирования у детей 4-5 лет правильной и красивой монологической речи. Построение эмоционально-доверительных взаимоотношений, способствующих полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации взрослых.

Теоретическая часть.

Воспитатель 1: «Здравствуйте, уважаемые родители! Мы очень рады всех вас видеть. Пусть каждый улыбнется себе, а затем друг другу.

Тема нашей встречи: «Учимся вместе – не стоим на месте»

Наша сегодняшняя встреча будет проходить в форме семинара-практикума.

Воспитатель 2: А начнем мы с рубрики  «Об этом стоит  задуматься…»

Очень многие люди утверждают, что ребенок для него является самым главным в жизни, и что их любовь просто не знает границ, так как дороже ничего нет.

Однако, как показывает  практика, современные родители уделяют больше времени работе, квартире, машине и даче, но никак не любимому малышу. Фактически забота о второстепенных вещах для блага ребенка стала важнее, чем он сам!

«Мне совсем некогда», «Я постоянно на работе» эти фразы мы часто слышим и от наших родителей.

Кто неизбежно окажется проигравшим от такой жизни на скоростной трассе, так это ВАШ ребёнок.

Он не видит и не слышит своего отца на протяжении многих дней, он ходит за ним по пятам вечерами, умоляя: «Пап, поиграем в мяч!». Но папе не до него. Ведь у него на столе целая папка  с делами, которые нужно сделать, или машина, которая требует ремонта, или просто устал от рабочего дня.

 Мама обещала в воскресенье пойти с сыном в парк, но в последнюю минуту выяснилось, что ей надо быть на какой-то встрече, или у неё много незавершённых дел по дому. И ребенок тащится в комнату, где два часа смотрит по телевизору бессмысленные мультики и повторные показы передач.

Воспитатель 1: Мама с папой  довольны, сын (дочь) не мешает. А так ли это хорошо для ребёнка.

Чтобы как следует справляться с родительскими обязанностями, особенно когда дети маленькие, требуется время. Причем много времени. Ведь надо познакомить ребенка с хорошими книгами, запустить с ним змея, собрать картинку-загадку. Требуется время и на то, чтобы в который раз выслушать историю  о разбитой коленке и рассказ о птичке со сломанным крылом. Все эти ситуации оказываются кирпичиками, из которых строится уважение, а скрепляются они друг с другом «раствором», замешенным на любви.

Но эти кирпичики не могут стать реальностью, если   в  семье   постоянно   царит напряженный  деловой  распорядок  дня.   Такая  заорганизованная до отказа жизнь приводит к усталости,    которая     порождает    раздражительность, а  та,   в  свою  очередь, формирует безразличие, что может восприниматься ребенком как недостаток настоящего чувства к нему, уважения   к  его личности   со  стороны родителей.

Воспитатель 2: Возможно,   родителям   порой   следует  задать себе  вопрос:  «За чем   мы так  гонимся? Разве мы не понимаем, что дети уйдут от нас очень  быстро   и у нас не  останется   ничего, кроме неясных   воспоминаний   о   тех   годах, когда они так нуждались в  нас?»

Подводя итог к выше сказанному, хочется подчеркнуть.

Все родители должны уделять ребенку время, поскольку это крайне важно для его развития, воспитания и становления, как личности.

Следует всегда помнить о том, что наша жизнь коротка, а поэтому, целиком посвящать ее работе и не уделять внимание близким людям будет крайне глупо.

Нельзя позволять своей жизни утекать сквозь пальцы, отталкивая тех, кто действительно нас любит.

Ведь, если завтра вас не станет, то место на работе (которой вы так много уделяли внимания) быстро займет другой человек. Но ваши дети не смогут заменить вас никем, поскольку для них вы ценны уже одним своим существованием.

Стоит об этом задуматься?

Ну а теперь, от немного грустной темы перейдём  к светлой теме – нашим детям.

Практическая часть.

Воспитатель 1: Развитие речи детей – одна из самых сложных проблем с которой сталкиваются многие родители, задавая вопрос «Кто нам сможет помочь?» Мы пригласили на наш семинар специалиста в этой области, нашего логопеда Мальцеву Клавдию Ивановну. Давайте послушаем ее. Логопед предлагает литературу по своей теме и отвечает на вопросы родителей. Родителям предлагаются выполнения упражнений.

Воспитатель 2: На последней встрече, которая проходила в августе мы давали домашнее задание: собрать фотографии на тему: «Как я провел лето». Климова Т.М. и Атаманова Т.М. подготовили презентации по данной теме. Предоставляем слово нашим родителям.

Демонстрация презентаций: «Это лето для девчушки – Атамановой Ваплюшки», «Иришкино лето». Дискуссия и вручение сертификатов. Остальным родителям предлагаем принести странички в фотоальбом до 20 октября. И даем следующее домашнее задание: «Осенний калейдоскоп» до 30 октября, презентация?

Игротека.

Воспитатель 1: Дидактическая игра «Картинка-загадка» до 20 октября

Воспитатель 2: Объявление конкурса «Во саду ли в огороде» (прочитать положение). Принести до 15 октября.

Творческая мастерская.

Воспитатель 1:  Утренник, костюмы (обсуждение).

Рефлексия.

Передавая «Энциклопедию» по кругу – пожелание детям на учебный год.

Воспитатель 2: Просим всех родителей не забывать участвовать вместе с детьми в наших проектах. Уделять дома время для совместных творческих дел, больше интересоваться жизнью детей в детском саду. У нас осталось не так много времени до школы. А подготовить  ребенка  к школе наше общая цель.

Спасибо за участие в семинаре!

infourok.ru

практикум с элементами тренинга психолога для родителей: «Формирование адекватного восприятия родителями собственных детей»

Цель:

- повышение родительской компетентности в понимании воспитания детей дошкольного возраста, ознакомление присутствующих со стилями общения в семье;

- формирование ответственного отношения родителей к воспитанию физически и психологически здорового подрастающего поколения.

Задание:

- формировать ответственность родителей за социализацию ребенка;

- ознакомить участников с различными подходами к семейному воспитанию и методами поддержки ребенка;

-  определить оптимальные пути общения с ребенком;

- способствовать осознанию важности объективного оценивания и проявления безусловной любви.

Количество участников: 30 человек

Оборудование: цветная бумага, ножницы, ручки, диск с записями, бумага для заметок, ватман, маркер, звездочки для пожеланий, памятки для родителей

Продолжительность: 1,5 - 2:00

Ход семинара-практикума психолога детского сада

Упражнение «Приветствие»

Психолог предлагает присутствующим познакомиться следующим образом: «Назовите свое имя так, как бы вы хотели, чтобы вас называл человек, которого вы любите, и который любит вас».

Обсуждение:

- Какие ощущения наполняли вас, когда вы называли свое имя?

Вывод: Можно почувствовать, как много значит для человека нежное, ласковое обращение к нему, в котором есть любовь и забота.

Правила работы

Чтобы наша встреча была продуктивной, нужно соблюдать определенные правила.

Я зачитаю их, а вы обсудите и выберите те, которые подходят нам для эффективного взаимодействия:

- Говорить долго и не по теме.

- Говорить четко и конкретно.

- Перебивать друг друга.

- Правило «поднятой руки».

- Быть пассивным и мрачным.

- Быть активным, участвовать во всех видах деятельности.

- Правило хорошего настроения.

Итак, правила поведения на тренинге мы определили. Возможно, кто-то хочет внести коррективы?

Мини - лекция

Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за период существования. Семья, родственники - своеобразный центр формирования личности ребенка, воспитание его характера, воли, общественного сознания. Любовь и дружба, взаимная поддержка отца и матери для ребенка - пример для подражания. Все родители желают своим детям добра, счастья и часто ищут пути осуществления этих пожеланий.

На сегодняшнем семинаре мы постараемся ответить на вопросы, которые волнуют многих родителей:

- Как не мешать ребенку расти счастливым и любить нас?

- Какой след оставляют наши слова и дела в его душе и памяти?

- Так ли уж хорошо, если нет никаких проблем с сыном или дочкой, и мы вполне довольны поведением своего ребенка, не слишком заботясь о противоречивости его чувств и мыслей, уникальности, самобытности личности?

Каждый человек появляется на свет, как нечто новое, никогда ранее не существовавшее. Все мы имеем индивидуальные особенности, черты характера, по-своему видим, слышим, чувствуем, думаем.

Практическая работа с цветной бумагой

Психолог предлагает взять бумагу и вырезать силуэт своего ребенка. (Родители вырезают из бумаги силуэт своего ребенка).

Вывод: как и каждое изделие, которое получилось у вас в результате практической работы, разное, так и каждый ребенок неповторим.

Метафора «Река и берега»

Мне нравится сравнивать ребенка с рекой - веселой, стремительной и бурной или глубокой и медленной. Она плывет себе куда ей вздумается, движется свободно и непринужденно. И каждое движение реки определяет ее русло, берега, которые мы называем родителями. Они всегда будто впереди, определяют основное направление ее движения. Если родители имеют свои устойчивые ценностные установки, знают как воспитывать ребенка, понимают, что важно для него, - это берега прочные и надежные. Тогда и река чувствует себя защищенной и более уверенной.

Где вы видели такие берега, которые давили на реку или заставляли ее течь в другую сторону? Она протекает свободно, в соответствии со своей природой, а берега лишь несколько направляют ее движение. Река, не имеет берегов, растекается, постепенно превращается в болото. Так и ребенок, который не чувствует поддержки, разумного контроля со стороны родителей, не имеет жизненных ориентиров, четкого самосознания своих истинных желаний и потребностей, из-за чего попадает под чужое влияние или давление окружения.

Дети подражают своим родителям. Они как бы отражают их поведение, манеру общения, усваивают именно те ценности, те главные жизненные принципы, которые исповедует их семья. Поэтому ошибаются те родители, которые уверены, что ребенок будет делать так, «как я говорю». На самом деле она будет делать так, «как я делаю». Поэтому родителям важно быть последовательными в мыслях, убеждениях и действиях.                                 

Легко и комфортно быть берегом, когда ребенок послушный, «удобный», понимает сказанное с полуслова, скажете вы. А если ребенок все же доставляет хлопоты, заставляет волноваться и плакать, а то и просто отравляет жизнь своими выходками? Как быть, если на него все жалуются: воспитатели, родственники, соседи? Когда учительница танцев намекает, что лучше не водить ребенка на занятия - мол, других детей отвлекает смехом и надоедает всякими выходками. А что делать с угрюмыми, неконтактными, неразговорчивыми детьми, которые на десять вопросов отвечают одним непонятным бормотанием или возгласом, пряча от вас глаза?

Взрослые думают над различными вопросами, не ставя перед собой главного: «А люблю ли я своего ребенка?»

Упражнение «Что я ожидаю от ребенка ...»

У каждого из вас есть дети, вы вкладываете много сил и энергии в их воспитание. А почему, для чего вы это делаете, что вы ожидаете от ребенка? Напишите, пожалуйста, на силуэтах ваших детей свои ожидания, затем зачитайте их. (Родители записывают, а потом зачитывают).

Какие мысли у вас возникли при выполнении этой задачи?

Задумывались ли вы над путями достижения того, что вы хотите?

Как вы думаете, что такое безусловная любовь, безусловное принятие?

Очень часто так случается, что родители хотят от ребенка того, чего не смогли достичь сами, пытаются самореализоваться за счет ребенка.

Мозговой штурм

Трудно переоценить влияние семьи на развитие, обучение и воспитание ребенка. Это было известно людям давно и нашло свое отражение в крылатых фразах, афоризмах.

Кто может вспомнить пословицы и поговорки, в которых говорится о семейном воспитании?

- Если ребенка не научишь в пеленках, то не научишь и в подушках.

- Что учат дома дети, то знают и соседи.

- Умел дитя родить, умей и научить.

- Какой ясень - такой забор, какой отец - такой и сын.

- Яблоко от яблони не далеко падает.

Информационное сообщение «Стили воспитания».

 В каждой семье свой своеобразный стиль общения. Собственно, умение взаимодействовать с детьми - очень важная вещь. Вы можете спросить себя, как найти время для общения, ведь сегодня динамика жизни слишком быстрая. Все происходит в спешке. Вспомните, как начинается утро в вашем доме. Утром вы даете детям наставления, напоминая, как они должны вести себя в течение дня.

В следующий раз встречаемся с детьми уже вечером. Именно эти вечерние часы, когда никто никуда не спешит, создают семейный комфорт. Именно такие минуты могут сплотить и укрепить семью. Однако, опять общение ограничивается короткими фразами. Разве можно пообщаться, когда включен телевизор, и какая-то женщина уже в третий раз рекламирует преимущества стирального порошка?

Исследователи утверждают, что родители разговаривают с детьми примерно 25-35 минут в день. Из них 10-12 приходится на раздачу указаний. Ученые определили, что в целом существует три модели общения: демократическая, авторитарная, либеральная, что в свою очередь, порождает определенный стиль общения в семье.

«Родители-друзья, партнеры, помощники»

Родители положительно воспринимают собственного ребенка, несмотря на его сегодняшние успехи. Они спокойно относятся к его неудачам, поддерживают и радуются в моменты успеха. Хорошо знают своих детей, их недостатки и достоинства, слабые и сильные стороны. Никогда не прибегают к тотальной критике ребенка. Разговор об определенных недостатках в поведении строится с позиций оптимистической оценки личности ребенка в целом, поощрения его к самостоятельному анализу и выработке позиции. Демонстрируют уважение и доверие к детям, видя в них равноправных партнеров, которые могут иметь свое мнение на то или иное явление.

Постоянно заботятся о поддержании уважительного отношения ребенка к себе благодаря содействию в достижении им положительных результатов в деятельности и общении, одобряют любые попытки проявить самостоятельность, исполнительность, требовательное отношение к себе. В воспитании своих детей ориентированы на ценности, которые являются значимыми не только на короткий промежуток, а на всю жизнь: самостоятельность, исполнительность, высокие моральные качества.

class="eliadunit">

Родители поддерживают детей, выражают оптимистичные суждения. Например: «Не страшно, в следующий раз получится!», «Я верю в тебя!», «Ты молодец, хорошо постарался» Поощряют детей к самооценке: «А тебе самому нравится?».

«Взрослые-опекуны»

Родители с указанным типом ценностного отношения к своим детям игнорируют возможности возраста способностью к самовыражению через самостоятельность; стремление к признанию связывают только с необходимостью постоянно одобрять поступки ребенка. Воспринимают ребенка как маленького, неумелого, не способного к продуктивной деятельности, поступкам, не усматривают возможности сотрудничества с ней в различных совместных делах. От ребенка не ожидают серьезных, осмысленных решений, поступков. Поэтому чаще подменяют активность ребенка собственной активностью: его одевают и раздевают, не считают лишним покормить с ложки, выполняют вместо него задачи и поручения учителя.

Оценивая сделанное ребенком, прибегают к преувеличениям с приставкой «самый»: «Ты у нас самая умная», «У тебя лучший рисунок», или вообще игнорируют детские достижения или удовлетворяются формальными оценочными суждениями. Поведение таких взрослых непоследовательное: то зацеловывают ребенка, то быстро готовы применить ремень. Такие подходы дезориентируют ребенка, лишают его возможности составить реалистичное представление о своих достоинствах и недостатках.

«Родители-руководители и контролеры»

Для родителей с таким типом ценностного отношения характерно эмоциональное неприятие ребенка. Это бывает по разным причинам и часто существует на подсознательном уровне. Возможно, дети не оправдали в большей или меньшей степени их ожиданий относительно характера, умственного и физического развития, возможно родились не вовремя, возможно, ожидался другой пол ребенка. Есть и другая категория родителей, для которых этот стиль поведения является единственно принятым во взаимоотношениях с окружающими.

При таком типе отношения эмоциональные контакты с детьми ограничены и чаще сводятся к проповедям, нотациям, нравоучениям. Широко используются приказы, распоряжения, команды («Не делай ...», «Быстро убери ...», «Я кому сказал!»). Поведение детей находится под постоянным контролем, при этом все, что выходит за пределы понимания взрослого, осуждается и н принимается. Мыслям, идеям ребенка не уделяется надлежащего внимания, поэтому совместная деятельность со взрослым возможна только при условии доминирования последних. Ребенок расценивается как объект, в отношении которого выбор способов воспитания полностью зависит от взрослого.

Используют   следующие наказания: физические наказания, ограничения двигательной активности, эмоциональную агрессию, лишение перспективы радости. Родители хвастаются детьми в присутствии посторонних, заставляют их хвастаться своими успехами.

- Есть ли четкая граница между различными стилями родительского поведения?

-  Можно ли всегда использовать один стиль?

- Как вы думаете, когда целесообразно использовать авторитарный стиль?

Упражнение «Сказки нашего детства»

Каждая группа получает фрагмент сказки с определенной моделью семейного общения (сказки «Колобок», «Красная шапочка» или другие, по выбору участников.)

Задача каждой группы - драматизировать фрагмент сказки, другие команды должны догадаться, о каком именно стиле семейного воспитания идет речь и что это за сказка. Например: Жила семья - мать и дочь. Мать любила дочь, хорошо ее одевала, но не уделяла ее воспитанию много времени. Не учила ее разбираться в людях, не рассказывала ей о том, как опасно общаться с незнакомыми людьми, рассказывать им о своей семье. И однажды произошел случай, который едва не стоил жизни девочке и ее бабушке. Их спасли случайные мужчины, которые проходили мимо. (Сказка «Красная Шапочка», либеральный стиль общения).

Обсуждение:

- Что было для вас необычным?

- Каковы ваши ощущения от работы?

- Сложно ли было распознать стиль воспитания?

Упражнение «Правила для ребенка»

Цель: установление ограничений для детей.

Психолог. Как мы уже говорили, часто общение с ребенком ограничивается указаниями и запретами. Конечно, есть много ситуаций, когда родители вынуждены устанавливать определенные ограничения для своих детей. Особенно, если дети маленькие, и их действия могут повредить здоровью и жизни. Давайте попробуем изменить ограничения и запреты на правила поведения.

Ваша задача - составить правила для ребенка, не используя слова «НЕ». К примеру:

- Нельзя переходить улицу на красный свет (Нужно переходить улицу только тогда, когда светит зеленый огонек светофора).

- Не спеши во время еды. (Будем есть медленно)

- Не разговаривай так громко. (Будем разговаривать тише)

- Не рисуй на стене. (Рисуй на бумаге)

- Нельзя идти на улицу раздетым. (На улице холодно, нужно одеваться)

- Нельзя драться. (Когда дерутся - делают друг-другу больно)

- Нельзя брать чужие вещи без разрешения. (Прежде чем взять чужую вещь нужно спросить разрешения)

- Нельзя разбрасывать игрушки. (Игрушки нужно составлять на место)

- Нельзя тыкать пальцем. (Если хочешь что-то показать, скажи или покажи рукой)

-Нельзя кричать в общественных местах (в общественных местах говорим спокойно и тихо.)

Обсуждение:

- Сложно было выполнить задание?

- Есть такие правила, которые назвали участники различных команд?

Психолог. Правила должны быть в каждой семье. Чтобы сохранить мир в семье и не провоцировать конфликты с детьми, необходимо соблюдать определенные правила.

Рекомендации психолога для родителей

1. Прежде всего необходимо показать ребенку, что родители принимают его чувства и понимают важность желаний: «Я понимаю твое желание ...».

2. Затем родители устанавливают ограничения, объясняя причину: «Но этого делать нельзя, потому что ...».

3. Наконец родители предлагают ребенку альтернативу, которая не вызывает нежелательных последствий и одновременно позволяет ребенку реализовать свою активность, удовлетворить определенные желания. Важно, чтобы альтернатива заинтересовала ребенка и была определенным заменителем неадекватных действий.

4. Если и после этого ребенок пытается прибегать к действиям, которые могут повредить ему самому или другим, то взрослый должен предупредить его о наказании за несоблюдение правил.

Упражнение - релаксация «Тихое озеро»

Психолог дает инструкцию: «Закройте глаза. Вы у тихого, замечательного озера. Слышно только ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, и это заставляет чувствовать себя лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите пение птиц и чириканье кузнечиков. Вы спокойны. Солнце вас ласкает, воздух чистый и прозрачный. Вы спокойные и неподвижные. Вы чувствуете себя счастливыми, не хочется двигаться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы свободны от злости, недовольства. Вы отдыхаете ... »

Обратная связь

Напишите, пожалуйста, свои впечатления от семинара.

-  Что больше всего понравилось?

- Что не понравилось, с чем вы не согласны?

- Что хотели бы пожелать психологу?

Упражнение «Аплодисменты»

Цель: снятие эмоциональной усталости, улучшение настроения.

Психолог. Мы с вами хорошо поработали. И в завершение я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой - радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко соединить в аплодисменты.

До новых встреч!

Приложение "Обращение воспитанников ДОУ к родителям"

1. Дорогие родители, помните, что вы сами пригласили нас в свою семью. Когда - нибудь мы оставим родительский дом, но до тех пор научите нас, - пожалуйста, искусству быть человеком.

2. Мы видим мир не так, как вы. Просим вас объясните: что? когда? и почему? каждый из нас должен делать.

3. Наши ручки еще маленькие. Не ожидайте от нас совершенства, когда мы застилаем кровать, рисуем, раскрашиваем или бросаем мяч.

4. Дайте нам немного самостоятельности, позвольте делать ошибки, чтобы мы на них учились. Тогда мы сможем самостоятельно принимать решения во взрослой жизни.

5. Мы учимся у вас всему: словам, интонации, голосу, манерам. Ваши слова, чувства и поступки будут возвращаться к вам через нас. Поэтому научите нас, - пожалуйста, лучшему. Помните, что мы вместе не случайно: мы должны помочь друг другу.

6. Мы хотим чувствовать вашу любовь, хотим, чтобы вы чаще брали нас на руки, прижимали, целовали. Но будьте осторожны, чтобы ваша любовь не превратилась в костыли, которые будут мешать нам делать самостоятельные шаги.

7. Дорогие наши, мы вас очень любим! Покажите нам, что вы также нас любите!

8. Говорите с нами, интересуйтесь нашими делами и проблемами. Да не будет ни дня без прочитанной вместе книги.

9. Позволяйте нам рисовать, раскрашивать, вырезать, лепить, наклеивать.

10. Не воспитывайте из нас только потребителей. Мы хотим быть равноправными членами вашей семьи и, иметь свои права и обязанности.

psichologvsadu.ru

Семинар-практикум для родителей «Сказка глазами детей и родителей»

Цель: помочь родителям осознать роль сказок в развитии ребенка.

 Задачи:

 1.​ Сплочение коллектива родителей.

 2​. Создание доверительной атмосферы в группе родителей.

 3.​ Поддержка и развитие творческого самовыражения и фантазии родителей.

 Введение.

 Наша встреча называется «Сказка глазами родителей и детей», которая позволит нам окунуться в мир сказок.

 Спустился вечер за окно,

 Затушевал дневные краски,

 Окутал город снежным сном,

 Вновь наступило царство Сказки…

 И мама, отложив заботы,

 За сказкой время забывает,

 И для нее, как в детства годы,

 Волшебный мир вдруг оживает.

 Сон убаюкал малыша,

 Его отважная душа

 Слилась с героем в славном царстве,

 Волшебном, чудном государстве.

 Уснул малыш. Но и во сне

 Он примеряет на себе

 Роль Золушки, Кота, Руслана,

 Жизнь эльфов и царя Салтана.

 Он в Сказке вырастет мудрей

 И духом тверже и добрей.

 Ведь тот, кто с детства Сказку любит,

 Тот в жизни злым уже не будет!

 1.​ Приветствие.

 Сегодня наше занятие мы хотим начать с того, что каждый участник по кругу назовёт своё имя, а затем какого-нибудь сказочного героя на первую букву своего имени.

 2.​ Информационная справка.

 4 – 5 лет – апогей сказочного мышления. В этом возрасте ребенок стремится приписать неодушевленным предметам или животным человеческие черты.

 Сказка побуждает ребенка сопереживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт.

 Язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна. Слушая сказку, ребенок покидает реальный мир, и уносится в мир своих фантазий. Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем.

 Слушая сказки, ребенок приобретает знания о способах проявления созидательной творческой силы. Устный рассказ и чтение вслух исцеляют душу, придают ребенку силы и формируют его личность, а также стимулируют детскую фантазию, склонную к образному мышлению.

 Обладая удивительным зарядом энергии, сказки развивают чувственное восприятие и воображение, учат творчески мыслить, активно общаться, бороться со страхами, верить в добро, приоткрывают дверь в непознанное.

 А самое главное – сказка, живущая внутри каждого человека, способна развивать сокровища его души.

 3. Обсуждение «Что такое сказка?»

 Мы предлагаем вам подумать и ответить на вопрос «Что же такое сказка?».

 А теперь послушайте размышления детей на поставленный вопрос.

 4. Информационная справка.

 Сказка будит не только эстетические, нравственные, интеллектуальные чувства, но и является источником раскрытия и развития творческих способностей ребенка. Сказка, «являясь творением могучего таланта народа», влияет на душу и сердце ребенка, раскрывая его творческий потенциал, ведь в каждом сказочном образе – игра творческих сил народного духа.

 5. Игра «Сказочный дождик».

 «А теперь встаньте все в круг друг за другом. В нашей Сказочной Стране пошёл дождик, но не простой, а волшебный. Он стучит по шее, по плечам, по спине…»

 Все участники двигаются по кругу и в соответствии со словами ведущего с помощью лёгких постукиваний пальцами делают впереди идущему участнику массаж. Затем все поворачиваются в другую сторону и производят аналогичные действия.

 6. Игра «Сказка по кругу».

 Наделяя обычные предметы сказочными и волшебными свойствами, активизируя своё воображение, мы действительно начинаем совершать обычные действия необычным способом. А это значит, мы начинаем творить, становимся самыми настоящими Волшебниками.

 Ведущий держит в руках коробку и обращается к родителям:

 «В этой коробке живёт очень интересная сказка. Только каждое слово написано на отдельном листочке. Необходимо по очереди вытягивать слова и сочинять сказку». Например, первое слово «волк». Начинаем сказку: «Жил-был волк». Следующее слово «лес». Продолжаем сочинять: «Волк жил в лесу» и т.д.

 Каждый родитель принимает участие в сочинении сказки.

 7.​ Творческая работа «Создание Сказочной Страны».

 Сейчас я предлагаю вам взять все то хорошее, что вы приобрели во время нашей встречи, и создать общую Сказочную Страну. Все необходимые вам волшебные материалы вы можете найти здесь, на столе.

 Группе предлагается, используя имеющиеся заготовки, цветную бумагу, краски, фломастеры, карандаши, создать коллаж «Сказочная Страна».

 «Какая чудесная страна у вас получилась! Каждый из вас внес в ее создание частичку своего тепла, своей души. А сейчас давайте придумаем название нашей Сказочной Страны. Для этого сложите начальные буквы своих имен и создайте одно новое имя. Это и будет название нашей Сказочной Страны».

 Участникам раздаются чистые карточки, на которых они пишут начальную букву своего имени, а затем образуют название Страны.

 «Ну вот, теперь у нас есть собственная Сказочная Страна, в названии которой частичка каждого имени присутствующих здесь».

 8.​ Упражнение «Ромашка пожеланий».

 Сейчас мы с вами составим ромашку пожеланий. Каждому из вас выдано по лепестку, на котором нужно написать пожелания.

 После выполнения этого задания все лепестки собираются в ромашку.

Автор: Смирнова Анна Сергеевна,
педагог-психолог, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 102»
г. Череповец, Вологодская область, Россия.

Статья размещена в авторской редакции.

 

planetadetstva.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о