Правило написания суффиксов онок енок – Когда пишется суффикс -онок, а когда -ёнок- в словах?

Содержание

Слова с суффиксом -енок-, -онок-: примеры слов и правила

Согласно обучающим школьным программам, период, когда дети изучают слова с суффиксом -енок, – 3 класс. Слова с данным суффиксом нередко вызывают затруднения в аспекте словообразования и написания.

Данные затруднения связаны, прежде всего, с фонетикой, а именно - при звучании буква -е- дает звук [о]. Например, слово "лисенок", содержащее в суффиксе букву -е-, в транскрипции будет выглядеть так: [л`ис`онок]. Таким образом, буква -е- при звучании после мягкого согласного [с`] трансформируется в звук [о].

Поэтому важно при изучении данной темы уделить особое внимание вопросу образования новых слов с использованием указанных суффиксов, а также правильному выбору -о- и -е- в их написании.

Кроме четких правил, регламентирующих выбор суффикса в той или иной словообразовательной ситуации, существуют некоторые аспекты, определяющие употребление данного аффикса в плане смысловой нагрузки, которую он придает исходному слову. На это следует обратить особое внимание.

Новообразованные формы употребляются в зависимости от речевой ситуации и смыслового значения, которым наделяется образуемое слово.

Слова с суффиксом -онок/-енок: примеры

Примеры слов с суффиксом -онок:

  • галчонок;
  • медвежонок;
  • сычонок;
  • лягушонок;
  • бочонок;
  • курчонок;
  • турчонок;
  • зайчонок;
  • бельчонок;
  • крольчонок;
  • собачонок;
  • кукушонок;
  • стрижонок;
  • скворчонок;
  • черепашонок;
  • паучонок;
  • мышонок;
  • рачонок;
  • ежонок;
  • моржонок;
  • внучонок;
  • барсучонок;
  • казачонок;
  • верблюжонок;
  • мальчонок;
  • дьячонок;
  • индюшонок;
  • волчонок;
  • грачонок;
  • пастушонок;
  • китайчонок.

Примеры слов с суффиксом -енок:

  • утенок;
  • котенок;
  • зверенок;
  • совенок;
  • дьяволенок;
  • бесенок;
  • масленок;
  • опенок;
  • лисенок;
  • поросенок;
  • львенок;
  • гусенок;
  • козленок;
  • вороненок;
  • журавленок;
  • орленок;
  • слоненок;
  • лосенок;
  • кукленок;
  • цыпленок;
  • поваренок;
  • козленок;
  • кенгуренок;
  • аистенок;
  • крысенок;
  • олененок;
  • постреленок;
  • теленок;
  • тигренок.

Употребление

Словообразовательные суффиксы -онок/-енок в большинстве случаев употребляются для создания слов мужского рода, обозначающих названия детенышей животных.

Данные аффиксы выполняют словообразовательную функцию и служат для создания новых слов с определенным лексическим значением.

Однако обозначение названий детенышей животных - не единственная функция, которую выполняют данные морфемы. Слова с суффиксами -енок и -онок имеют уменьшительно-ласкательное, либо пренебрежительное значение, и указывают на детскость, невзрослость обозначаемых понятий. Поэтому, прежде чем использовать слово с данным суффиксом, важно не только владеть правилами его написания, но и определить контекст речевой ситуации, в которой оно будет употреблено.

Например.

Исходное слово

Слова с суффиксом –енок – примеры слов

Лексическое значение нового слова

кот

котенок

детеныш кота

лиса

лисенок

детеныш лисы

заяц

зайчонок

детеныш зайца

белка

бельчонок

детеныш белки

пастух

пастушонок

представитель профессии «пастух» детского возраста

батрак

батрачонок

представитель профессии «батрак» детского возраста либо в пренебрежительном значении

китаец

китайчонок

ребенок, имеющий национальную принадлежность «китаец»

бочка

бочонок

емкость, имеющая меньший размер в отношении к исходному понятию

Названия животных с употреблением другой парадигмы слова

Словообразовательный суффикс -онок/-енок может употребляться для образования не всех названий детенышей животных. Например, существуют названия животных, для обозначения названий которых используется другая парадигма слова.

Например.

Животное

Название детеныша

баран

ягненок

лошадь

жеребенок

свинья

поросенок

курица

цыпленок

корова

теленок

Примеры названий животных, для образования которых нельзя использовать суффиксы -онок/-енок

Существуют названия животных, для обозначения детенышей которых нельзя использовать суффиксальный способ словообразования.

Например:

жираф – детеныш жирафа, бегемот – детеныш бегемота.

Не существует четкого правила, регламентирующего употребление или неупотребление данных суффиксов с конкретным словом. Основная причина здесь историческая. Поэтому такие слова следует просто запомнить, чтобы не допускать в дальнейшем ошибки в словообразовании.

Правила образования слов при помощи суффикса -е (о)нок

Чтобы определить, какое слово с суффиксом –енок или с суффиксом -онок следует написать в том или ином случае, необходимо руководствоваться следующими правилами.

Слова с суффиксом -онок- пишутся:

В словах-названиях животных, основа которых заканчивается на шипящий, под ударением:

медведь - медвеж´онок

мышь – мыш´онок

еж - еж´онок

лягушка - лягуш´онок

Слова с суффиксом -енок пишутся:

В словах с основой на мягкий согласный (за исключением [ч`]):

Слова с суффиксом енок: примеры слов

Мягкий согласный

тигренок

тиг [р`] енок

лисенок

ли [с`] енок

бесенок

бе [с`] енок

кукленок

кук [л`] енок

Образование слов с суффиксами -онок/-енок

Чтобы составить слова с суффиксом -енок, необходимо отделить основу слова и, руководствуясь правилами образования новых слов, присоединить к ней нужный суффикс. Таким образом, схема образования новой словоформы выглядит так:

основа слова + суффикс -е (о) нок + окончание (при необходимости)

Исходное слово

Словообразовательная основа

Конечное слово

Выбор суффикса

сова

сов

совенок

Основа конечного слова оканчивается на мягкий не шипящий [в`] – словообразовательный суффикс -енок.

лось

лос

лосенок

Основа конечного слова оканчивается на мягкий не шипящий [с`] - словообразовательный суффикс -енок.

мышь

мыш

мышонок

Основа оканчивается на шипящий [ш] – словообразовательный суффикс –онок.

батрак

батрак

батрачонок

Основа оканчивается на шипящий [ч] – словообразовательный суффикс -онок.

Особое внимание при образовании новых слов следует обратить на чередование согласных букв в исходном и конечном слове.

Слова с суффиксом -енок: примеры слов с чередованием согласных в основе

Следует обратить внимание, что в некоторых случаях при образовании слов с данными аффиксами происходит чередование согласных звуков на морфемном шве. Так, чередуются:

1) Заднеязычные/шипящие: кролик – крольчонок, волк – волчонок.

2) Д/ж, д’/ж: медведь – медвежонок.

3) Парные твердые согласные/парные мягкие: лиса – лис`енок, кот – кот`енок.

Алгоритм образования новых слов при помощи суффиксов -енок/-онок

Таким образом, для правильного написания слова, необходимо соблюдать следующую последовательность:

1) Выделяем основу исходного слова.

2) Определяем, на что оканчивается основа (какой согласный звук стоит перед суффиксом):

  • на шипящий - пишем суффикс -онок;
  • на мягкий не шипящий или [ч`] - пишем суффикс -енок.

Использование суффиксов -онок/-енок для образования слов, не обозначающих названия детенышей животных

В некоторых случаях данные суффиксы используются для образования слов, не обозначающих название детеныша животного.

В таких ситуациях данный суффикс может указывать на представителя определенной нации, социальной прослойки, профессиональну. принадлежность.

Однако, употребляя слово с данным аффиксом в конкретной речевой ситуации, следует помнить о некотором пренебрежительном значении, которое придает данная морфема.

Например:

  • пастух – пастушонок;
  • человек – ребенок;
  • повар – поваренок;
  • цыган – цыганенок;
  • зверь – зверенок;
  • китаец – китайчонок.

При выборе написания -е- или -о- в суффиксе для данного типа слов используется то же правило.

Склонение существительных с суффиксами -онок/-енок

Образуя от исходного слова при помощи присоединения к основе данного аффикса, мы получаем слово с суффиксом -енок и нулевым окончанием, либо ту же словоформу с суффиксом -онок.

Например:

  • слон – слоненок □;
  • кот – котенок □;
  • галка – галчонок □;
  • батрак – батрачонок □.

При склонении имен существительных, образованных при помощи данных суффиксов, происходит выпадение гласной «о».

Например:

бельчонок – бельчонка, ежонок – ежонка, дьяволенок – дьяволенка.

Иногда при образовании существительных происходит и выпадение корневой гласной, таким образом мы получаем слово, отличное по звуковом составу основы от исходного слова.

Например:

  • лев, но: львенок;
  • орел, но: орленок.

Образование множественного числа существительных с суффиксами -енок/-онок

При образовании множественного числа существительных, данный аффикс во множественном числе заменяется на -ат/-ят.

Например:

  • лев – львенок – Но: львята, львят;
  • мамонт – мамонтенок – Но: мамонтята, мамонтят;
  • еж – ежонок – Но: ежата, ежат;
  • кролик – крольчонок – Но: крольчата, крольчат.

При склонении слов во множественном числе после -ат/-ят употребляется окончание соответствующего падежа.

Например:

Падеж

Словоформа

Именительный

львята, ежата

Родительный

львят, ежат

Дательный

львятам, ежатам

Винительный

львят, ежат

Творительный

львятами, ежатами

Предложный

львятах, ежатах

Данное правило применяется только к словам, обозначающим названия детенышей, а также к словам опенок (опята, опят) и масленок (маслята, маслят). На другие слова с данным суффиксом это правило не распространяется.

Сравните:

бочка - бочонок – Но: бочонки, бочонков.

Падеж

Словоформа

Именительный

бочонки

Родительный

бочонков

Дательный

бочонкам

Винительный

бочонки

Творительный

бочонками

Предложный

бочонках

Таким образом, правило употребления суффиксов -онок/-енок несложны. Единственная проблема может возникнуть с запоминанием слов, неподдающихся словообразовательным правилам.

fb.ru

План-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему: Открытый урок по русскому языку «Правописание суффиксов – онок и – ёнок»

 Открытый урок русского языка во 2 классе.

УМК «Начальная школа ХХI век» под редакцией Н. Виноградовой

Автор: Дугина Светлана Владимировна, ГБОУ Школа № 199 города Москвы.

Тема урока: «Правописание суффиксов – онок и – ёнок»

Тип урока: урок открытия новых знаний

  Цель урока: создание условий для выведения детьми правила, когда в слове пишется суффикс -онок, а когда - ёнок

Задачи: содействовать  развитию познавательных способностей и познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, восприятия.

 Воспитывать  интерес к предмету.

  1. Организационный момент.

        .

- Здравствуйте ребята! 

- Сегодня у нас ответственный урок. К нам пришли гости. И, как гостеприимные хозяева, подарим свои добрые улыбки и порадуем хорошей работой. А нас с Вами согреет наше солнышко.

Встало солнышко давно, 
Заглянуло к нам в окно,
На урок торопит нас –
Русский язык у нас сейчас.

- Ребята ,открываем тетради : записываем число, классная работа.

2. Минутка чистописания.

Нн

Народ ,новости, новоселье.

Кто любит науки, тот не знает скуки.

Не бросай слова на ветер?( Объяснение пословиц.)

- Ребята,давайте вспомним, что такое суффикс?

-Какое значение имеют суффиксы –ёк,-ок,-ик,чик?

-Молодцы!

Ребята,а сейчас мы поиграем в игру «Мама-папа-я». Вам необходимо собрать цепочку из семьи. Записываем себе в тетрадь. Выделяем корень , окончание.

Все ли справились с заданием. Ребята я вас попрошу в слове, которое указывает детеныша поставить букву –ё или –о карандашом. Проверка по цепочке.

            3.Работа над новым материалом. Сообщение темы урока.

-Ребята, давайте поиграем в игру?

Игра с суффиксами «Мамы и их малыши».

Работа с карточками.

Лиса-лисёнок

Коза-козлёнок

Зайчиха-зайчонок

Мышь-мышонок

Медведица-медвежонок

Кенгуру-кенгурёнок

Слониха-слонёнок

У. – Каким способом образованы новые слова?

Д. – Новые слова образованы при помощи суффикса, суффиксальным способом.

У. – Какой суффикс помог образовать новые слова?

Д. – Суффиксы –онок– , -ёнок-..

У. – На что он указывает?

Д. –На названия детенышей..

- Сформулируёте тему и цели урока . (Правописание суффиксов –онок-,-ёнок-).

4.  Работа  в  группах.

- Проведём исследование, работая в группах.

- Какие правила работы в группе помните?

Правила работы в группе:

  1. работаем дружно,
  2. говорим по очереди, не перебивая друг друга
  3. внимательно слушаем,
  4. уважаем мнение собеседника,
  5. не отвлекаемся на посторонние дела,
  6. не мешаем друг другу, вовремя помогаем,
  7. выполняем указания старшего.

- Разбейтесь на группы, выберите руководителя, контролера.

- Руководители, возьмите план работы и задание.

Задание.  Олениха- оленёнок, корова –телёнок, тигрица-тигрёнок ,медведица-медвежонок,  овца-ягнёнок,собака-собачонок,лебедь-лебедёнок,утка-утёнок,белка-бельчонок, гусь-гусёнок ,кабан-кабанёнок.

-Разделите слова на 2 столбика .

- Читаем план работы.

     План.

1.Прочитайте слова, выделите корни.

2. Подчеркните согласную перед суффиксом -онок, ёнок:

3. Понаблюдайте: какая гласная стоит после мягкого согласного, а какая- после твёрдого?

4. Найдите исключение из правила: после какого мягкого согласного все- равно пишется суффикс –онок-?

5. Сделайте ВЫВОД

( Дети работают в группах- 5-6минут.)

- Кто готов представить результат работы группы?

 Защита:

 ВЫВОД 1:

  - Мы считаем, что суффикс –ёнок- пишется после мягких согласных, кроме звука (ч),суффикс –онок- пишется после твёрдых согласных и (ч).

ВЫВОД 2:

Правило можно сформулировать по- другому.

Суффикс – онок- пишется после шипящих согласных, а в остальных случаях- ёнок.

- Кого похвалишь из своей группы?

- Можно ли утверждать , что мнения групп одинаковые?

 Обобщение работы в группах.

Работа с учебником стр. 120-121.

- Вы хорошо поработали, сделали открытие: вывели новое правило. Расскажите его по схеме: когда же мы пишем –ёнок-? –онок-?

( Учитель вывешивает СХЕМУ:М,СОГЛ.,кроме (ч)- - ЁНОК-

ТВ. СОГЛ. и (ч) - -ОНОК-

- Проверим правильность наших выводов по учебнику..

5. Физкультминутка.

6.  Работа над правилом  в учебнике стр. 120-121.   ( чтение вслух.)

- Совпало правило с нашим? Значит, мы вывели правило верно.

УСВОЕНИЕ:

-Можно ли сказать, что после всех мягких согласных пишется –енок- ?(нет)

- Какое уточнение мы сделали к правилу, которого нет в учебнике? ( ТАБЛ,№2)

- Теперь, зная правило, что мы можем делать? ( писать слова)

- Но прежде,чем писать слова ,нужно составить алгоритм применения правила

7. Составим алгоритм.

- Кто знает что такое алгоритм?

-Что надо сделать сначала? ( выделить корень)

-На что обратим внимание потом? ( определим , какой звук перед суффиксом)

-Далее? ( если  это м.согл,кроме (ч)- пишем –ёнок-, если – тв. согл. и (ч)- пишем – онок.

( Учитель выставляет этапы алгоритма на доске)

1. Выделить корень.

2.Определить, какой согласный звук  стоит перед суффиксом.

3. После [ж], [ш], [ч] пишем суффикс –онок-,

4. После мягких согласных пишем –ёнок-.

8. Закрепление.

Упражнение № 1. Запиши буквами.

Работа в тетради «Пишем грамотно» на стр. 50 № 1.. Самостоятельная работа.

9. Итог урока.

- Как звучала тема урока?

-Какие  цели  мы сегодня ставили?

-Мы достигли цели?

- Какое же правило мы вывели? ( таблица)

- Каков алгоритм применения правила?( таблица)

- Какое затруднение у нас возникло? Почему?

- Теперь мы можем объяснить, какой суффикс надо писать? ( объясняют).

- Вспомните, какие вы ставили цели и  достигли ли вы своих целей?

«Поезд». На парте перед каждым ребенком два жетона: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске поезд с вагончиками, окрашенными каждый в свой цвет. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то что вы все поняли, а «грустное личико» в тот, который символизирует, что вам ничего не понятно. Можно использовать только один жетон усмотрению ученика.

ОЦЕНКА УЧИТЕЛЯ

10 . Домашнее задание: выучить правило на стр.120-121,, выполнить задания в тетради на печатной основе стр. 50 №2.

Урок окончен.

        

nsportal.ru

Примеры слов с суффиксами -онок-, -ёнок-

  1. Разбор слова по составу
  2. Части слова
  3. Суффикс
  4. -онок-, -ёнок-

Примеры слов с суффиксом -онок-:

  • пастушонок
  • галчонок
  • волчонок
  • хорьчонок
  • ужонок
  • барсучонок
  • батрачонок
  • бельчонок
  • бочонок
  • верблюжонок
  • внучонок
  • казачонок
  • крольчонок
  • кукушонок
  • куличонок
  • грачонок
  • рачонок
  • лошонок
  • мышонок
  • мальчонок
  • медвежонок
  • моржонок
  • индюшонок
  • лягушонок
  • зайчонок
  • турчонок
  • салажонок
  • сивучонок
  • скворчонок
  • сычонок
  • стрижонок
  • сурчонок
  • ежонок

Примеры слов с суффиксом -ёнок-:

  • котёнок
  • ягнёнок
  • ягуарёнок
  • ястребёнок
  • ящерёнок
  • щеглёнок
  • щурёнок
  • чертёнок
  • чибисёнок
  • чирёнок
  • угрёнок
  • утёнок
  • барсёнок
  • бесёнок
  • бобрёнок
  • буйволёнок
  • воробьёнок
  • воронёнок
  • выдрёнок
  • кенгурёнок
  • козлёнок
  • кротёнок
  • крысёнок
  • курёнок
  • кутёнок
  • аистёнок
  • глухарёнок
  • голубёнок
  • гусёнок
  • дьяволёнок
  • ребёнок
  • ребятёнок
  • рысёнок
  • писклёнок
  • поварёнок
  • поросёнок
  • пострелёнок
  • лебедёнок
  • львёнок
  • лосёнок
  • лисёнок
  • маслёнок
  • мулёнок
  • жеребёнок
  • журавлёнок
  • зубрёнок
  • зверёнок
  • негритёнок
  • октябрёнок
  • оленёнок
  • орлёнок
  • ослёнок
  • цыганёнок
  • цыплёнок
  • телёнок
  • тетеревёнок
  • тигрёнок
  • тюленёнок
  • турёнок
  • свинёнок

Смотрите примеры слов с суффиксами ист, ник, ниц, онок, ёнок, ость, чик.

morphemeonline.ru

Правописание суффиксов -онок, -ёнок. - начальные классы, презентации

Презентация у уроку русского языка "Правописание суффиксов - онок, -ёнок.

Просмотр содержимого документа
«Правописание суффиксов -онок, -ёнок.»

Русский язык Тема: «Правописание суффиксов –ОНОК, -ЁНОК»

Учитель начальных классов

высшей категории

МБОУ НОШ №95

город Челябинск

Черничкина Галина Валентиновна

3 класс

УМК « Перспективная начальная школа»

Мы пришли сюда

УЧИТЬСЯ.

Не лениться, а

ТРУДИТЬСЯ.

Работать как?

СТАРАТЕЛЬНО!

А слушать как?

ВНИМАТЕЛЬНО!

Словарный диктант

Найди лишнее слово

  • слонёнок
  • медвежонок
  • собачонок
  • бычок
  • котёнок
  • лосенок
  • бельчонок
  • рысёнок

«ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ

ОНОК, -ЁНОК» ЦЕЛИ

Учиться…

Находить…

Различать…

Узнать…

Повторить…

Продолжить…

Употреблять…

Исправь ошибку

стрижёнок, цыплёнок, грачонок, индюшёнок, козлонок, ребёнок, моржёнок, страусёнок, медвежёнок, ослёнок

Правило

 

  • После мягких согласных, кроме [ч ’ ]    пишется суффик c – ёнок- тигрёнок, телёнок.
  • После твёрдых согласных и [ч ’]  

пишется суффикс    -онок-: волчонок, мышонок.

9

ё

ё

ут…нок

слон…нок

о

о

лягуш…нок

еж…нок

о

ё

зайч…нок

орл…нок

о

ё

10

Алгоритм

Чтобы не ошибаться в написании суффиксов  –онок-  и  –ёнок -, нужно:

  • выделить корень
  • определить, какой согласный звук перед суффиксом

После мягких согласных, кроме [ч ’ ]    пишется суффик c – ёнок- тигрёнок, телёнок.

После твёрдых согласных и [ч ’]  

пишется суффикс    -онок- волчонок, мышонок.

ёнок

онок

+

ёнок

рыс…

+

бельч….

онок

+

мыш…

онок

+

страус…

ёнок

+

лис…

ёнок

+

еж…

онок

+

ёнок

лос…

+

онок

медвеж…

+

ёнок

слон…

+

ёнок

цыпл…

+

онок

волч…

+

ёнок

козл…

Самостоятельная работа

Составь словосочетания.

Разбери слова по составу.

  • маленький
  • глупый
  • голодный
  • Запиши название детёнышей

слона         коровы            тигра

волка         льва                 страуса

лося           оленя               моржа

лисы          барсука           орла

белки         мыши              ежа

РЕФЛЕКСИЯ

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я почувствовал, что…
  • я приобрел…
  • я научился…
  • у меня получилось …
  • я смог…
  • я попробую…
  • меня удивило…
  • урок дал мне для жизни…
  • мне захотелось…

СПАСИБО

ЗА УРОК!

kopilkaurokov.ru

Открытый урок русского языка по теме "Правописание уменьшительно-ласкательных суффиксов -ёнок и -онок

1. Орг. момент Проверка готовности к уроку.

Ребята, на уроке у нас гости, поздоровайтесь.

Над доской записана пословица, прочитайте ее.

Что это значит?

Хорошо! Это будет наш девиз на сегодня. Нам придется над чем-то задуматься, будет что-то новое, нужно будет что-то обсудить. Готовы?

Один ум хорошо, а два лучше.

Что двоим думается быстрее и лучше.

2. Актуализация знаний 1. На доске буквы ж щ ч ш

Посмотрите на доску. Пропишите эти буквы один раз. Найдите букву, которая получилась у вас лучше других. Самая красивая! Напишите ее еще один раз. Полюбуйтесь ею. Какая она красивая! А теперь найдите букву, которая у вас не совсем получилась. Пропишите ее до конца строчки.

*Что за буквы вы записали? Охарактеризуйте их.

Оставим это здесь, нам это пригодится на уроке.

*2. А теперь скажите - какие части слова вы знаете?

*Что такое корень?

*Суффикс?

*Приставка?

*Окончание?

Молодцы! Значит, следующее задание будет для вас простым.

*3. Разбор слова по составу КОТЁНОК и ЕЖОНОК.

Разбираем слова, называем суффиксы и вывешиваем в левый угол доски. Нам это пригодится.

**Какое значение словам придают суффиксы –онок- и -ёнок-?

*Что мы с вами поместили в копилочку знаний? Давайте вспомним.

Все это нам сегодня пригодится на уроке.

*Согласные, шипящие

*Приставка, корень, суффикс, окончание.

*Значимая часть слова, общая часть родственных слов, в которой заключен главный смысл.

*Значимая часть слова, стоит после корня, служит для образования новых слов.

*Значимая часть слова, стоит перед корнем, служит для образования новых слов.

*Часть слова, стоит в конце, изменяет форму слова.

*Каждое слово – один ребенок

**Детеныши

*Что такое шипящие

Что такое приставка, корень, суффикс, окончание.

Разбор по составу.

3. Пробное действие А теперь давайте запишем несколько слов.

СЛОНЁНОК

МЫШОНОК

МЕДВЕЖОНОК

ГАЛЧОНОК

Для проверки выходят парами, записываю по одному слову.

11 ребенок выходит, ставит ударение и выделяет суффиксы.

 
4. Фиксация затруднения Что вы заметили?

В какой части слова возникло затруднение? Почему возникло затруднение?

Слова записаны по-разному.

В суффиксе.

Мы не знаем как правильно писать слова с суффиксами -онок- и -ёнок-

5. Цель и тема Следовательно, какая будет цель?

А я добавлю еще, и вывести правило.

Попробуйте назвать тему урока?

Научиться правильно писать слова с суффиксами -онок- и -ёнок-.

Правописание слов с суффиксами -онок- и -ёнок-

6. Проект выхода из затруднения Я вам скажу, что в нашем учебнике нет такого правила. И вам предстоит стать исследователями. Поможет нам в этом другой учебник - орфографический словарь.

*Находим слова, которые вы записали в словаре и проверьте, как правильно.

*Посмотрите на слова еще раз, после какого согласного была допущена ошибка?

*Что это за согласный? Молодцы!

А теперь обобщите все, что вы увидели, узнали и попробуйте вывести правило самостоятельно

Обсудите в парах.

*А теперь обсудите это правило в группах и запишите на бумаге. Прочитайте, что у вас получилось.

Какие вы все молодцы!

Сверьте свои правила с образцом. А в конвертах лежит ваш экземпляр правила. Прочитайте его еще раз. Вы проделали потрясающую работу. Так как правила нет в учебнике, я предлагаю вам его туда вложить.

*Проверка по словарю.

*Ч ж ш (варианты)

*Шипящий

*Группы зачитывают свои правила.

7. Физминутка

Скажите какое сейчас время года?

А после весны, что будет?

А после лета?

Встаньте, закройте глазки и представьте, что мы попали в будущее и сейчас осень. Что вы видите за окном?

А на деревьях?

А под деревьями?

Пошевелите ногам и пошуршите листьями.

А пока вы шуршите, я прочитаю вам стихотворение.

Под ногами в листопад
Листья желтые лежат.
Листья желтые лежат,
А под листьями шуршат
Шурш, Шуршиха и Шуршонок -
Папа, мама и ребенок.
Если ПАПА здесь пройдется -
Громкий ШУРШ за ним несется.
МАМА прошагала тихо -
Вслед за ней шуршит ШУРШИХА.
Если пробежит ребенок -
Сразу зашуршит ШУРШОНОК!

А теперь возвращаемся в настоящее, на урок.

Весна

Лето

осень

Деревья

Листья

Листья

8. Самостоятельная работа На доске изображения животных (появляются по очереди): тигр, уж, заяц, лягушка, индюк, скворец, белка, курица.

Нужно записать эти слова в столбик, после чего подписать пару – детеныша.

Кто все написал, встает.

Проверка по образцу.

У кого все правильно, рисует зеленый круг, кто допустил ошибку – красный (или поднимает карточку)

Записывают названия детенышей, выделяют суффиксы.
9. Введение в систему знаний Задание на карточках.

Прочитать 1 абзац текста.

Во второй части заполните пропусками суффиксами -онок- или -ёнок-

(Взаимопроверка).

Продолжите своим вариантом мамы и детеныша.

Кто закончил встает.

(Cпрашиваю - у кого одинаковые ответы садится)

Пришла весна. Звери стали выводить детенышей на прогулку.

За волчихой бежит волчонок. За галчихой летит галчонок. За ужихой ползет ужонок.

За…..

10. Рефлексия Какая была цель урока?

Какая была тема урока?

Назовите правило еще раз.

Что было сложно на уроке, что было очень легко?

Оцените свои знания с помощью лесенки успеха.

 
11. Домашнее задание Запишите 10 слов с суффиксами -онок- и -ёнок-, которые не встречались сегодня на уроке.

Розе и Сереже Б. карточка с заданием. Списать текст, вставить нужный суффикс.

 

urok.1sept.ru

План-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме: Урок русского языка по теме "Правописание суффиксов -онок- -ёнок-"

            Урок русского языка во 2 классе

                 по программе « Школа 21»

 Тема урока: «Правописание суффиксов –онок, ёнок.»

Цель урока:самостоятельно сформулировать правило правописания суффиксов – онок, ёнок.

Задачи урока:

наблюдение за написанием гласных о,ё в суффиксах –онок,-ёнок после мягких и твёрдых согласных;

повторение понятий:суффикс, состав слова, родственные слова;

развитие мышления на основе операции в анализе и синтезе;

развитие эмоционально-волевой сферы на основе упражнений в  решении проблемных ситуаций.                                          

Тип урока: изучение нового материала.

Используемые технологии: проблемного обучения; ИКТ.

Используемые методы: словесные; наглядно-иллюстративные; частично-поисковый.

Используемые формы организации познавательной деятельности: беседа, фронтальная работа, самостоятельная работа, работа в парах, работа в группах.

Формируемые УУД:

Личностные:                                                                                                                                                                                                                     сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе,  развивать способность к самооценке.

Регулятивные:                                                                                                                                                                                                           принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя, различать способ и результат действия,  выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Познавательные:                                                                                                                                                                                                                осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы, модели, схемы, высказываться в устной и письменной форме, анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез (целое из частей), проводить сравнение,  классификацию по разным критериям, устанавливать причинно – следственные связи, строить рассуждения об объекте, обобщать (выделять  класс объектов по какому-либо признаку).

Коммуникативные:                                                                                                                                                                                                           допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу, контролировать действия партнера, использовать речь для регуляции своего действия.

Оборудование:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        - презентация к уроку;

- учебник русского языка С.В. Иванова

- листы с заданием для работы в парах, в группах;

- таблица с алгоритмом « правописание суффиксов –онок, енок.»

- карточки – выводы работы в группах

Ход урока:

1. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ НАСТРОЙ

- Сегодня у нас ответственный урок. К нам пришли гости. И, как гостеприимные хозяева, подарим свои добрые улыбки и порадуем хорошей работой.

Пусть нашим девизом будут слова.

1 слайд

Всем-всем добрый день!
Прочь с дороги, наша лень!
Не мешай трудиться, мы хотим  учиться!

- Зачем нам надо учиться?

−  Только грамотного человека можно назвать культурным.

− Я желаю вам преодолеть все трудности на уроке и открыть новые знания о написании слов.

2. Орг. момент. Этап мотивации.

- Посмотрите на парту, все ли на месте, в порядке? Откройте тетради, читаем дату, запишите.

А)ЧИСТОПИСАНИЕ.

Ч,Ж,Ш,

- Прочит буквы, назовите звуки.

- Что о них можете сказать?

-Какая буква лишняя? Почему?( Зв.Ч- всегда.м. или Ж-звонкий.)

- А какой не хватает? ( Щ)

- Не забывайте про эти буквы, они сегодня нам пригодятся.

- Пропишите по образцу.

2слайд

 - К кому в гости мы отправимся?

  Бегают в лесу и в поле,

Плавают в реке и в море,

Могут прыгать и летать,

И друзьями могут стать.

Ну, а городе большом

Зоопарк- их главный дом.

б) СЛОВАРНАЯ РАБОТА.

Животные

Животное

ЖИВОТНОЕ. Заимств. из ст.-сл. яз., где животьно — суф. производное от животъ "жизнь". См. живот. Животное буквально — "то, что живет" (в отличие от неживой природы), ср. растение.

!!!Это старославянское слово, образовалось от слова « Живот» - жизнь.

« Не щадя  живота своего- значит, не щадя жизни.»

- Кто может жить в зоопарке? Отгадайте.

Ребусы и анаграммы: ЛИСИЦА, МЕДВЕДЬ, ЗАЯЦ.

-Читаем с карточки хором, пишем с комментированием.+ удар, Б/гласн

- Какая орфограмма ещё встретилась?

- В каком из слов звуков больше, чем букв?Почему?

- В каком из слов звуков меньше, чем букв?Почему?

- Вернёмся к слову «животное»

- Выделите корень в слове.- (живот)

- Что такое корень?

- Какие ещё части слова знаете?

3слайд.:  

а)- Читаем хором: -оньк-,-еньк-, -очк-,-енок-,-онок-,-ечк- !!!!!!!!!

- Что это?

- Что знаете о суффиксе? ( Что это такое, где стоит, для чего служит, имеет значение)

- Как называется способ образования слов при помощи суффикса?

- Какие суффиксы помогут образовать названия детёнышей животных?

4. Постановка проблемы.

а) ПРОБНОЕ ДЕЙСТВИЕ.

 Весной у зверей в зоопарке появляются детёныши.

- Кто у кого появился?

-Образуйте новые слова суффиксальным способом, запишите маркером на листочках.

( Вызвать к доске детей с разными вариантами, повесить на доску)

- Задание было одинаковое ?А результат какой?

- Почему? ( не знаем, когда в суффиксе пишется о,и ё)

4 слайд: проверьте себя : ЛИСЁНОК, МЕДВЕЖОНОК, ЗАЙЧОНОК.!!!!!!

- Кто написал правильно? Каким правилом пользовались? ( Ответить не могут)

- Кто допустил ошибку? Почему? Чего вы ещё не знаете? ( Не знаем правило)

3. ФОРМУЛИРОВКА ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ.

- Сформулируйте тему урока.

 ( Учитель открывает её на доске)

- Читаем хором!  (Правописание суффиксов – онок-, -ёнок-.»)

- Сформулируйте главные цели урока. ( вывести правило правописания суффиксов-онок,-ёнок, составить алгоритм) (ВЫВЕСТИ, СОСТАВИТЬ, НАУЧИТЬСЯ)

1. Вывести правило правописание суффиксов –онок-,- ёнок-.

2. Составить алгоритм применения правила.

3. Научиться писать слова с суффиксами  -онок-,-ёнок-.

- Какие вы ещё можете себе поставить цели?

- Что поможет нам достичь целей, открыть новое правило? ( Имеющиеся знания, учебник, работа на уроке. )

4. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА В ГРУППАХ.

- Проведём исследование, работая в группах.

- Какие правила работы в группе помните?

Правила работы в группе:

  1. работаем дружно,
  2. говорим по очереди, не перебивая друг друга
  3. внимательно слушаем,
  4. уважаем мнение собеседника,
  5. не отвлекаемся на посторонние дела,
  6. не мешаем друг другу, вовремя помогаем,
  7. выполняем указания старшего.

- Разбейтесь на группы, выберите руководителя, контролера.

- Руководители, возьмите план работы.

- Читаем план работы.

     План.

1.Прочитайте слова, выделите корни.

2. Подчеркните согласную перед суффиксом -онок, ёнок:

3. Понаблюдайте: какая гласная стоит после мягкого согласного, а какая- после твёрдого?

4. Найдите исключение из правила: после какого мягкого согласного все- равно пишется суффикс –онок-?

5. Сделайте ВЫВОД 1.

6. Сделайте ВЫВОД 2.

( Дети работают в группах- 7-8 минут.)

- Кто готов представить результат работы группы?

5. ЗАЩИТА:

 ВЫВОД 1:

  - Мы считаем, что суффикс –ёнок- пишется после мягких согласных, кроме звука (ч),суффикс –онок- пишется после твёрдых согласных и (ч).

ВЫВОД 2:

Правило можно сформулировать по- другому.

Суффикс – онок- пишется после шипящих согласных, а в остальных случаях- ёнок.

- Кого похвалишь из своей группы?

- Можно ли утверждать , что мнения групп одинаковые?

6. ОБОБЩЕНИЕ РАБОТЫ В ГРУППАХ.

(ФОРМУЛИРОВКА ПРАВИЛА по схемам)

- Вы хорошо поработали, сделали открытие: вывели новое правило. Расскажите его по схеме: когда же мы пишем –ёнок-? –онок-?

( Учитель вывешивает СХЕМУ:М,СОГЛ.,кроме (ч)- - ЁНОК-

ТВ. СОГЛ. и (ч) - -ОНОК-

- Как можно по- другому сформулировать правило?

ШИП. СОГЛ.----ОНОК-

7.ФИЗМИНУТКА.

8 слайд

- Проверим правильность наших выводов по учебнику.

- Совпало правило с нашим? Значит,  наше правило верное.

8. РАБОТА НАД ПРАВИЛОМ В УЧЕБНИКЕ. С.     ( чтение вслух.)

- Совпало правило с нашим? Значит, мы вывели правило верно.

УСВОЕНИЕ:

-Можно ли сказать, что после всех мягких согласных пишется –енок- ?(нет)

- Какое уточнение мы сделали к правилу, которого нет в учебнике? ( ТАБЛ,№2)

- Теперь, зная правило, что мы можем делать? ( писать слова)

- Но прежде,чем писать слова ,нужно составить алгоритм применения правила

8. СОСТАВИМ АЛГОРИТМ.

- Кто знает что такое алгоритм?

-Что надо сделать сначала? ( выделить корень)

-На что обратим внимание потом? ( определим , какой звук перед суффиксом)

-Далее? ( если  это м.согл,кроме (ч)- пишем –ёнок-, если – тв. согл. и (ч)- пишем – онок.

( Учитель выставляет этапы алгоритма на доске)

1. Выделить корень.

2.Определить, какой согласный звук  стоит перед суффиксом.

3. После [ж], [ш], [ч] пишем суффикс –онок-,

4. После мягких согласных пишем –ёнок-.

Зная алгоритм, что теперь мы сможем делать? ( применять правило по алгоритму)

9.ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

а) Проговаривание во внешней речи.

Положите карточку. Предложите задание. ( вставить о или ё)

орл..нок                         грач…нок

лягуш..нок                    бобр..нок

бобр..нок                       порос..нок

порос...нок                    галч..нок

(Грачонок - корень грач-, заканчивается на шипящую Ч- пишем суффикс онок, и т. д.)

б) РАБОТА В ПАРАХ.  ( листочек  жёлтый)

3. Игра «Крестики-нолики» НАЙТИ ошибку.

Согласны – О
Не согласны – Х

1. волчонок   4. ежонок        7. утёнок
2. моржонок  5.скворчёнок  8. барсучонок
3. страусёнок 6.лягушонок  9.медвежонок

1.О

2.О

3. О

4. О

5. Х

6. О

7. О

8.О

9. О

- С написанием какого слова вы не согласны? Почему?

– Соедините О (1-2-3-6-9-8-7-4-1). Какая буква получилась? (О)
– Вам- «Отлично». Молодцы!

5. ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ  РАБОТА. (если будет время)

( если мало времени- мальчики – с –онок-, девочки- с-ёнок-)

+ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА У ДОСКИ. ( один- с онок, второй- с ёнок)

-У каких животных в зоопарке появились детёныши? Записать в 2 столбика: - онок-, -ёнок-.

  ТИГРЁНОК, БЕЛЬЧОНОК, ЛЬВЕНОК,СЛОНЁНОК,ИНДЮШОНОК, ВОЛЧОНОК.

+ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ РАБОТА.

ДЕТИ, у кого лежит красный листочек, Выполняют работу в тетради самостоятельно.

-Запиши слова в 2 столбика, исправляя ошибки в написании суффикса.

( У них те же слов а, но сошибками: Тигрёнок, бельчёнок, львёнок, индюшонок, слонёнок, волчёнок,))

ПРОВЕРКА:

- Сравните свою работу с работой детей у доски. У кого нет ошибок? Поставьте себе +.

10. ИТОГ УРОКА.

- Как звучала тема урока?

-Какие  цели  мы сегодня ставили?

-Мы достигли цели?

- Какое же правило мы вывели? ( таблица)

- Каков алгоритм применения правила?( таблица)

 -Давайте вернёмся к началу урока (зайчёнок – зайчонок) :

 Какое затруднение у нас возникло? Почему?

- Теперь мы можем объяснить, какой суффикс надо писать? ( объясняют)

- Запишите слово в нужный столбик.

11 Рефлексия.

- Вспомните, какие вы ставили цели и  достигли ли вы своих целей?

-Оцените, чему вы научились на уроке: Я научился (лась) … . Я понял (а) … . Я смогу… .

-Оцените свою работу на уроке:Нарисуйте себя на лесенке достижений. На какую ступеньку вы себя поставили?

- Кого из детей вы бы похвалили?

ОЦЕНКА УЧИТЕЛЯ

11. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. СЛАЙД.

- Наш урок заканчивается, вы молодцы, хорошо потрудились, открыли новое знание, которое, я надеюсь, вам поможет грамотно писать.

СЛАЙД.

Животные зоопарка с вами прощаются.  До свидания! Спасибо за урок!

nsportal.ru

План-конспект урока по русскому языку на тему: Конспект открытого урока «Правописание суффиксов –онок-, -ёнок-»

Технология проведения

Деятельность учеников

Деятельность

учителя

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

УУД

1 этап.

Эмоциональный настрой.

Цель: настроить на работу.

Приветствуют учителя, гостей.

Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок.

- Сегодня у нас ответственный урок. К нам пришли гости. И, как гостеприимные хозяева, подарим свои добрые улыбки и порадуем хорошей работой.

- Пусть нашим девизом будут слова. 1слайд 

Всем, всем – добрый день!

Прочь с дороги, наша лень!

Не мешай трудиться, мы хотим учиться!

1 этап.

Эмоциональный настрой.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2 этап.

Организационный момент.

Цель:

-Проверка готовности обучающихся.

а)чистописание:

        ч,ж,ш.

б)словарная работа.

Проверяют свою готовность к уроку.

Фронтальная работа. Отвечают на вопросы.

Отвечают на вопрос.

Записывают в тетрадь, ставят ударение, подчёркивают орфограммы.

Проверяет их готовность к уроку.

Организует фронтальный опрос.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Читает из толкового словаря значение слова.

Показывает изображение животных.

- Посмотрите на парту, всё ли на месте, в порядке?

- Откройте тетради, читаем дату, записываем с комментированием.

- Прочитайте буквы, назовите звуки. Что о них можете сказать? Какая буква лишняя? Почему? А какой не хватает?

- Не забывайте про эти буквы, они сегодня нам пригодятся. Пропишите по образцу.

3 слайд

- К кому в гости мы отправимся?

Бегают в лесу и в поле,

Плавают в реке и в море,

Могут прыгать и летать,

И друзьями могут стать.

Ну, а в городе большом

Зоопарк – их главный дом.(животные) Животное. Заимственное из ст.-сл. языка, где животное буквально – «то, что живёт». Это старославянское слово, образовалось от слова «Живот» - жизнь. Запишите, подчеркните орфограммы.

- Кто может жить в зоопарке? Запишите. Картинный  словарный диктант. 9слов: сорока, лисица, собака, корова, петух, ворона, воробей, заяц, медведь.

2 этап.

Организационный момент.

Личностные: самоопределение,

регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества

с учителем  и сверстниками;

познавательные:

логические - анализ

объектов с целью

выделения признаков.

3 этап.

 Актуализация опорных знаний.

В слове «животное» выделяют корень –живот.

Фронтальная работа. Отвечают на вопросы.

Организует фронтальный опрос.

-Вернёмся к слову «животное». Выделите корень в слове.(живот)

- Что такое корень?

- Какие ещё части слова знаете?

- Что знаете об окончании?

- Что знаете о суффиксе?

- Как называется способ образования слов при помощи суффикса?

- Какие суффиксы помогут образовать названия детёнышей животных?

3 этап.

 Актуализация опорных знаний.

4 этап.

Постановка проблемы.

Работают в парах, образуют новые слова в карточке №1.

Выдвигает проблему.

Осуществляет выборочный контроль.

Приглашает к доске детей с разными вариантами, листочки вывешивает на доску.

- Весной у зверей в зоопарке появляются детёныши. Кто у кого появился?

- Образуйте новые слова суффиксальным способом, запишите на листочках.

- Кто написал правильно? Кто допустил ошибку? Чего вы ещё не знаете? (не знаем правило)

- Какая часть слова помогает образовать новые слова?

4 этап.

Постановка проблемы. коммуникативные:

управление поведением партнёра-контроль, коррекция, оценка действий партнёра

5 этап.

Формулировка темы урока, постановка цели.

Цель:

- организовать формулировку темы урока детьми;

- организовать постановку цели урока детьми.

Формулируют тему урока. Составляют цели урока.

Побуждает к высказыванию своего мнения. Подведение детей к формулированию темы и постановке целей урока.

- Сформулируйте тему урока. Прочитайте.

Правописание суффиксов –онок-, -ёнок-.

-  Сформулируйте цели урока.

1.Вывести правило правописания суффиксов –онок-, -ёнок-.

2.Составить алгоритм применения правила.

3.Научиться писать слова с суффиксами –онок-, -ёнок-.

- Что поможет нам достичь целей, открыть новое правило?(знания, учебник, работа на уроке).

5 этап.

Формулировка темы урока, постановка цели.

Регулятивные:

целеполагание;

коммуникативные:

постановка вопросов;

познавательные:

общеучебные -

самостоятельное

выделение -

формулирование познавательной цели; логические -

формулирование

проблемы.

6 этап. Исследовательская работа в группах.

Работают фронтально. Отвечают на вопросы.

Работают в группах.

Представляют результаты работ.

Защита:

- Мы считаем, что суффикс –ёнок- пишется после мягких согласных, кроме звука (ч), суффикс –онок- пишется после твёрдых согласных и (ч).

Записывают схемы в тетрадь.

План работы вывешивается на доску и отдаётся в группу.

- Проведём исследование, работая в группах. Какие правила работы в группе вы помните?

Правила работы в группе:

1)работаем дружно;

2)говорим по очереди, не перебивая друг друга;

3)внимательно слушаем;

4)уважаем мнение собеседника;

5)не отвлекаемся на посторонние дела;

6)не мешаем друг другу, вовремя помогаем;

7)выполняем указание старшего.

- Разбейтесь на группы. Возьмите план работы. Карточка №2.

- Вы хорошо поработали, сделали открытие: вывели новое правило. Расскажите его по схеме: когда же мы пишем –ёнок-? –онок-? Запишите схему в тетрадь.

6 этап. Исследовательская работа в группах.

Регулятивные:

планирование,

прогнозирование;

познавательные:

моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;

коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Физминутка.

7этап.

 Работа над правилом в учебнике.

Самостоятельная работа в учебниках.

Составление алгоритма.

Учитель выставляет этапы алгоритма на доске.

- Откройте учебники на с.120. Прочитайте правило.

-Совпало правило с нашим? Значит, мы вывели правило верно.

- Теперь, зная правило, что мы можем сделать? (писать слова)

- Но прежде, чем писать слова, нужно составить алгоритм применения правила.

- Кто знает, что такое алгоритм?

- Что надо сделать сначала? (выделить корень).

- На что обратить внимание потом? (определим, какой звук перед суффиксом)

- Далее?

-Зная алгоритм, что теперь мы сможем делать? (применять правило по алгоритму)

7этап.

 Работа над правилом в учебнике.

Регулятивные:

контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

личностные: самоопределение

8 этап.

 Итог урока

Цель:

- подвести итог проделанной работе на уроке.

Отвечают на вопросы учителя.

-Как звучала тема урока?

- Какие цели мы сегодня ставили?

- Мы достигли цели?

8 этап.

 Итог урока

9 этап.

Рефлексия.

Цель:

-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Выбирают цветы подходящего цвета, как конечный результат своей работы на уроке.

Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. Акцентирует внимание на результатах учебной деятельности учащихся на уроке.

- На парте лежат цветочки разного цвета. Если вы всё поняли – возьмите цветок жёлтого цвета; если придётся ещё потрудиться – возьмите цветок синего цвета; если трудно всё-таки учиться – возьмите цветок красного цвета. …Выложите их на доску.

9 этап.

Рефлексия. 

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

познавательные:

рефлексия;

личностные:

смыслообразование

10 этап.

Домашнее задание.

Записывают домашнее задание в дневниках.

Даёт комментарий к домашнему заданию.

- Домашнее задание с. 122, упр.2,выучить правило.

10 этап.

Домашнее задание.

11 этап.

Первичное закрепление.

Самостоятельная работа, проверяют и оценивают.

Организует закрепление знаний.

- Мой знакомый Сергей выполнял домашнее задание, где было сказано записать название детёнышей животных. Побудьте в роли учителя, проверьте работу.

Карточка №3.

11 этап.

Первичное закрепление.

Регулятивные:

контроль, оценка, коррекция;

познавательные:

общеучебные -умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия

Итог.

- Наш урок закончился, вы молодцы, хорошо потрудились, открыли новое знание, которое, я надеюсь, вам поможет грамотно писать. Животные зоопарка с вами прощаются. Спасибо за урок.

nsportal.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о