Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова урок в 5 классе – Урок в 5 классе. Правописание безударных гласных, проверяемых ударением.

Урок в 5 классе. Правописание безударных гласных, проверяемых ударением.

5 класс. 08.09.16. Урок №6. Правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением

Формируемые на уроке УУД:

Предметные: определять орфограмму в корне, составлять и использовать алгоритм нахождения и проверки орфограммы

Коммуникативные: формировать навыки речевого отображения (описания, объяснения) содержания совершаемых действий в форме речевых значений с целью ориентировки.

Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операционального опыта (учебных знаний и умений).

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова.

Личностные: формирование мотивации к аналитической деятельности.

Ход урока.

1. Организационный момент.

- Прозвенел звонок. Урок начинается. Я улыбнулась вам, вы улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения, и начнем урок!

2. Актуализация знаний.

Жила- была мама Орфограмма и была у ее дочка Орфограммочка. Она очень любила прятаться, и маме ее приходилось искать. Давайте поможем Орфограмме найти ее дочку.

На доске записано:

Чтобы х…дики х…дили,

А будильники будили,

И всегда любой из нас

Точно знал, который час.

В ч…совой м…стерской

Чинят время день-д…ньской.

Вставьте пропущенные буквы и запишите текст.

- Какое правило вы применили?

- Какая орфограмма объединяет все эти слова? (безударная гласная в корне слова)

- Как проверить безударный гласный в корне? (Чтобы не ошибиться в правописании слов с безударной гласной в корне слова, надо найти проверочное слово, в котором безударный гласный стал бы ударным).

3. Формулировка темы урока.

- Как вы думаете, а какая тема урока у нас сегодня будет? Сформулируйте тему урока.

Запись на доске и в тетрадях: «Правописание безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением».

- Какую цель вы поставили бы к уроку? (Научиться правильно писать слова с безударными гласными в корне слова и уметь подбирать к ним проверочные слова

)

- Да, сегодня мы будем изучать правописание безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением и упражняться в правописании безударных гласных в корне слова и подборе проверочных слов.

4. «Открытие» новых знаний.

Работа с учебником.

Давайте выразительно прочитаем страницы учебника и выясним, как нам советуют действовать авторы учебника при выборе безударной гласной в корне слова стр. 19.

Читают правило на стр. 19 два ученика по частям: один – теорию, другой – примеры. 2-3 человека проговаривают правило, приводят примеры слов.

5. Формулирование правила, его запоминание, отработка и закрепление.

- Итак, какой способ советуют авторы учебника?

Учащиеся формулируют правило: Чтобы выбрать правильную букву в корне, нужно изменить слово или подобрать такое однокоренное, в котором проверяемая гласная стояла бы под ударением

- Был ли известен он Вам? Приведите примеры.

3 примера учащиеся записывают на доске коллективно, а потом записывают самостоятельно в тетрадях.

6. Динамическая пауза:

- Я называю слово с орфограммой, а вы, поймав мяч, называете проверочное слово:

Зв…зда – звёзды, к…за – козы, р…са – росы, б…рега – берег, к…рмушка – корм, дремучие л…са – лес, в…рить-варит, плутовка л..са – лисы, ст..на – стены, с..сна – сосны, д..ска – доски, кол..с – кол..сья,


Применяя правило, выполнить упражнение учебника № 30

7. Работа в группах.

Упражнение на формирование орфографической зоркости.

Выполнение упражнения 34. Помогите Мишке исправить его ошибки.

Обучающиеся по группам в порядке очередности выполнения заданий исправляют ошибки и называют проверочное слово.

Учащиеся в группах выполняют упражнение 34, исправляют ошибки, записывают предложения в исправленном виде.

- Почему же Мишка допустил столько ошибок, когда писал своему другу? Не знал правило.

- Какого же правила он не знал? Правописание безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением.

- Давайте расскажем ему об этом.

Еще раз проговаривают правило и приводят свои примеры по цепочке.

Молодая (молод), колосок (колос, колосья) и т.д.

8. Закрепление изученного.

1. Отгадывание загадок

- Отгадаем загадки, запишем отгадки, а также проверочное слово. Правильно оформим запись, подчеркивая орфограмму и условия выбора гласной в корне слова

  1. Есть у каждого лица

Два красивых озерца.

Между ними есть гора.

Назови их, детвора.

(глаза – глаз – глазки)

  1. Она под осень умирает

И вновь весною оживает.

Иглой зелёной выйдет к свету,

Растёт, цветёт она всё лето.

(трава - травы, травка)

  1. В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять.

(вода - воды – водный)

  1. Всю ночь летает -

Мышей добывает.

А станет светло -

Спать летит в дупло.

(сова – совы – совушка)

2. Работа по упражнению учебника 32 стр. 19

- Найдите проверочное слово для каждой группы слов, расположите его в круге, остальные слова расположите вдоль стрелок, выделите корень и поставьте ударение.

Учащиеся находят из предложенных слов проверочное для каждой группы, выполняя задание по образцу в учебнике.

9. Самостоятельная работа с самопроверкой, взаимопроверкой.

Упражнение 31.

Ручку правильно держу,

тетрадь наклонно положу,

Сяду ровно, не согнусь,

Ни к кому не повернусь.

Самопроверка

- Ещё раз посмотрите, всё ли у вас получилось, нет ли ошибок?

Взаимопроверка.

- Обменяйтесь тетрадями.

Если ваш товарищ не сделал ни одной ошибки, то поставьте ему «5», если сделал 1-2 ошибки, то поставьте оценку «4», но, а если сделал 3 -4 ошибки, то не ставьте в этот раз ничего, у него потом всё получится.

10. Рефлексия.
- Какая цель была поставлена на уроке?
- Как вы считаете, она достигнута?

Сегодня на уроке:

Я научился…..

было интересно…

было трудно ….

мои ощущения….

11. Выставление оценок за урок

12. Домашнее задание. № 33, стр. 19

infourok.ru

Методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме: Разработка урока русского языка для 5 класса. Тема: «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением»

Разработка урока русского языка  для 5 класса.

Тема: «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением»

Цели урока:

. Предметные:

Знать виды орфограммы безударная гласная в корне слова (проверяемая ударением и непроверяемая), уметь использовать это правило на практике

Регулятивные:

Умение принимать и сохранять учебную цель и задачи, планировать собственную деятельность в соответствии с учебной задачей.

Личностные:  

Осознание алгоритма успешного учебного действия.

Осознание практической важности данного правила.

Ценностное отношение к умению выявлять проблему, определять цель урока, выбирать действия по достижению цели, контролировать и оценивать свою работу и поученный результат.

                                                         ХОД УРОКА

  1. Оргмомент
  2. Повторение изученного. Словарно-орфографическая работа «Знаете ли вы правило».

На доске текст:

Л_са в д_ли в_днее

С_нее н_беса,

Заметней и ч_рнее

На пашне п_л_са.

(А.Блок)

Вопросы и задания

- Прочитайте отрывок из стихотворения.

- Какой орфограмме соответствуют пропуски букв?

- Что нужно сделать, чтобы верно выбрать букву?

- Сформулируйте тему урока, опираясь на данную орфограмму.

3. Сообщение темы урока.

Ученик читает стихотворение «Безударный гласный».

Безударный – гласный слабый,

Плохо слышный и усталый,

Он не может нам сказать,

Какую букву написать.

Сильный звук – уда'рный гласный –

В каждом слове лишь один.

Слышен громко, четко, ясно.

Прочь, опасность, уходи,

Прочь, тревоги и сомнения!

Ставим звук под ударение!

Ударение в корне слышим –

Смело гласную напишем.

- Какие навыки нужны, чтобы работать с этой темой? Что мы должны уметь находить, обозначать? (Корень; ударение.)

-Какие виды безударных гласных вы знаете? (Проверяемая и непроверяемая.)

- Какие позиции есть у звуков?

- Что мы записываем с помощью букв?

- Когда гласная буква занимает сильную позицию?

4.Закрепление изученного.

           а) Выпиши   слова с орфограммой «Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением» в один столбик, а «непроверяемая гласная» -  в другой.

Гриб, грибок, воробей, вода, водичка, рука, собака, земля, садовый,карандаш, речка, трясёт, висит, малина,огурец, стена, окно, дорога,полёт, листок, листик

 

           б) Объяснительный диктант.

 Оч…ровательный, объед…нить, уд…вительный, д…лина, пол…скать (бельё), пол…скать (щенка), разв…вать (память), разв…вать (по ветру), сум…рки, ум…лкать, зал…зать (раны), зал…зать (на забор), зад…вать, задр…жал, просв…щение, посв…щение, разр..дить (обстановку), разр…дить (морковь),

           в) Самостоятельная работа.

 Спиши, вставь Б/ГЛ (проверь в уме), подчеркни орфограмму.

Наступили сильные м_розы.Снег завалил с_довые д_рожки.Птицы з_мой г_л_дают.Дети устроили для птиц к_рмушки.Девочки насыпали пш_на.Г_лодные птицы быстро скл_вали весь корм. Как х_р_шо, что у птиц есть наст_ящие друзья!

 

             г).Устная работа.

К данным словам подобрать однокоренные слова с безударным гласным в корне, являющиеся другой частью речи и формами одного слова.

1 уровень.

Корм – … (глагол) (что делать?)

Ночь – … (имя прилагательное) (какая?)

Скрип – … (глагол) (что делают?)

След – … (глагол) (что делает?)

Косит – … (имя существительное) (что?)

Горы – … (имя прилагательное) (какие?)

                д) Работа в группах.

Кр_сивый, з_л_той, х_дили, с_жали, тр_па, з_рно, гн_здо, сп_сает, укр_шает, с_сна, охр_няет, ст_лбы, сн_пы, в_дянистый, п_лянка, к_силка, д_жди, зап_х, г_в_рили, з_нты, цв_ты, п_стух, в_лы, б_бы.

 

Гр_зовая, л_сты, м_л_тилка, гр_за, г_л_дание, стр_ла, нак_тался, пл_та, д_ска, к_ра, п_стух, погл_дел, п_левой, посм_трел, с_лить, отцв_тает, з_лёный, с_сновый, л_гла, пос_нел, об_щают, нач_нается, сл_вались.

 

Зам_рзали, посп_шили, ост_валась, пок_зали, в_сёлый, д_машний,_кно, подхв_тил, по_нул, _чной, засл_нила, в_сной, зав_вается, н_бесный, п_стреет, т_нистый, оч_щает, заг_делся, уд_вляться, перен_сла, в_зить, обн_сли, поч_нить.

 

.

Поб_дил, бр_дил, х_дил, зв_зда, с_ва, к_за, _вца, л_вил, схв_тил, прин_сил, пос_дил, нак_сил, осм_трел, т_жёлые, пров_лился, пок_тался, выт_щили, пот_желели, прон_сились, загл_делся, зап_х, д_лина, д_леко.

 

                е) Устная работа с пословицами.

Прочитай пословицы. Вставь безударную гласную в корне в глаголах. Устно подбирай слова, в которых б/гл стоит в сильной ударной позиции.

Свет поб_дит тьму, а мир войну.

Если в сердце воина нет мужества, не п_могут ему ни сила его, ни оружие.

Не сп_ши языком, а тор_пись делом.

Книга в счастье укр_шает, а в несчастье ут_шает.

Курить – здоровью вр_дить.

Тот, кто указывает на твои недостатки, не всегда твой враг; тот, кто г_в_рит о твоих достоинствах, не всегда твой друг.

Славу легче добыть, чем сохр_нить.

Добрая слава л_жит, а худая б_жит.

5) Проверочный диктант.

3ач_стили д_жди, и на даче стало тоскливо.

Я отв_рил калитку и об_жал вокруг дома.

Санька подп_ясался и стал прим_рять _тцовскую фуражку.

Девочка поб_жала к р_ке пол_скать б_лье.

Ст_рик медленно ж_вал хлеб и зап_вал его кв_ском.

Мотор затр_щал, потом пост_пенно стал зат_хать.

Чайник нак_лился, расп_ялся и стал прот_кать.

Я отв_рил дверь, и луч прожектора осл_пил меня.

На ужин Саша отв_рил картошечку и съел её с с_лёдочкой.

Буря не ут_хала: д_ревья скр_пели и тр_щали, удары грома сотр_сали землю.  

6) Итог урока. Рефлексия.

Чем интересен был урок?

Чем особенно запомнился?

Какую орфографическую задачу решили?

Рефлексия:

Мне сегодня понравилось, как работал(а) на уроке …..

Теперь я знаю , что  ……

Особенно интересно было….

Я сегодня уйду с урока с … настроением

7) Домашнее задание. Найди 8  пословиц, в которых в глаголах есть б/гл, проверяемая ударением.

 

nsportal.ru

правописание безударных гласных проверяемых и непроверяемых ударением. Урок путешествие в страну "Состав слова"

Краевое государственное образовательное бюджетное «Владивостокская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 2»

Урок русского языка в 5 классе

Автор: Нина Борисовна Солопова.

Тема: Безударные гласные проверяемые и непроверяемые ударением.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Вид урока: урок-путешествие.

Цели урока:

Обучающие: закрепить правописание безударных гласных в корне, способствовать формированию грамотного письма.

Коррекционно-развивающие: развивать мышление, внимание, память, устную и письменную речь.

Воспитывающие: воспитывать уважительное отношение к друг другу в процессе коллективной работы в команде, воспитывать интерес к предмету.

Оборудование: карточки, учебник, компьютер, показ слайдов на интерактивной доске.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы, цели, формы урока (слайд №2)

Учитель: Урок русского языка будет сегодня необычным. Мы продолжим путешествие в Страну Знаний. И сегодня остановимся на станции «Состав слова» (слайд №3, №4), где побываем в гостях у безударных гласных.

Но это не просто урок - путешествие, но ещё и урок - соревнование.

Нам нужно разделиться на 2 команды, выбрать капитана, который будет объяснять задание, вести команду к победе. Победителем будет считаться та команда, которая наберёт больше баллов. Капитаны проверяют правильность выполнения заданий у всех членов команды, выставляют баллы. (Нет ошибок - 5 баллов, 1 ошибка - 4 балла, 2 - 3 ошибки -3 балла) Вам надо выполнить 5 заданий. Желаю вам успехов! (Выбираются команды: учащиеся, обучающие кулинарному делу - «Поварята», столярному делу - «Столяры»)

Задание №1 (слайд №5)

Словарная работа.

Вставьте пропущенные буквы, составьте с этими словами предложение

С…лат, …гурец, …нструмент,

П...м...дор. в…рстак.

Проверка: (слайд № 6)

Задание №2 ( слайд №7)

Вспомни!

Разобрать по составу слова.

Повар, грибок, Пилочка, столик,

зелёненький. поломка.

Проверка: (слайд №8)

Задание № 3 (слайд №9)

Сообрази!

Вставьте безударные гласные, объясните свой выбор, запишите вместе с отгадкой

С…дит в т…мнице, В л…су кланяется,

а к…са на улице. придёт д…мой – растянется.

( ) ( )

Проверка: (слайд №10)

Физминутка для глаз: (слайд №11)

«Вычерчивать» глазами:

Рисуй восьмерку вертикально,

Ты головою не крути.

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линиям веди

И на бочок ее клади.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись,

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открываем мы, наконец,

Зарядка окончена. Ты молодец!

Задание №4 (слайд №12)

Выполни правильно!

Стр. 52, упр. 130 (2-й абз.) Стр. 52, упр. 130 (1-й абз.) (Учащиеся читают задание, разбирают 1 предложение, а остальные предложения выполняют самостоятельно. Учащиеся 3-4 группы выполняют 2 предложения)

Проверка: (слайд № 13)

Физминутка (слайд №14)

Задание №5 (слайд №15)

Подумай и составь!

  1. Устно ответьте на вопросы

На каких уроках можно В какой мастерской вы

приготовить салат? занимаетесь?

Какие овощи нужны для салата? Что находится в вашей

мастерской?

Чем можно украсить салат? Где лежат инструменты?

2.Составьте предложения и запишите (слайд №16)

Проверка: (слайд №17)

Итог:

Как проверить безударную гласную? (подобрать проверочное слово, чтобы эта безударная стояла под ударением)

Что делать, если мы не можем подобрать проверочное слово? (это слово нужно запомнить или посмотреть по словарю)

Подсчитываются баллы (слайд № 18)

Ребята, вот мы и закончили путешествие. Вы сегодня успешно справились со всеми заданиями (оценивается каждый ученик)

Задание на дом: стр. 52, упр. 130 (противоположный абзац, слабые учащиеся по 2 предложения) (слайд №19)

Учитель благодарит учащихся и выставляет оценки в дневник

(слайд № 20)

infourok.ru

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме: Развернутый конспект урока по русскому языку на тему: "Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова".

I.Организационный момент:

Учитель:         

Здравствуйте, садитесь. Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы:  «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова», познакомимся с новым правилом и научимся его применять на письме.

II. Проверка домашнего задания.

Учитель: 

Начнем нашу работу с проверки домашнего задания. На прошлом уроке вам было дано задание, выполнить упражнение 24.

Ученик:

III. Объяснение нового материала (беседа).

Учитель:

 Сегодня, мы будем говорить о правописании проверяемых безударных гласных в корне слова».

Посмотрите на слова, которые записаны на доске, прочитайте их.

Ученик:

Ст_р_на, к_л_сок, х_л_да, ст_рик.

Учитель:

Запишите число, классная работа.

 

Спишите слова. Вставьте пропущенные буквы, объясните их правописание и обозначьте орфограммы.

Ученик 1:

Ст_р_на – ударение падает на гласную А, корень –сторон-, нужно проверить безударные гласные в корне, первую гласную проверяем словом   – стороны, вторую - сторонка.

К_л_сок – ударение падает на гласную О, корень –колос- нужно проверить безударные гласные в корне,  первую гласную проверяем словом колос, вторую  – колосья.

Х_л_да - ударение падает на гласную А, корень – холод –, нужно проверить безударные гласные в корне,  первую гласную проверяем словом холод, вторую -  холодный.

Ст_ рик –  ударение падает на гласную И, корень – стар -, нужно проверить безударную гласную в корне слова, проверяем словом -старый.  

Учитель:

- Скажите, каким образом можно проверить безударные гласные в корне слова?

Ученик:

Безударные гласные в корне слова проверяются на письме ударной гласной в этом же слове.

Учитель:

Какие два основных способа проверки правильности написания безударных гласных в корне слова вы знаете?

Ученик:

Изменение слова, подбор однокоренных слов.

Учитель:

- Правильно, теперь прочитаем правило на с. 16, которое дано в учебнике.

Ученик:

Чтобы не ошибиться в написании безударных гласных в корне слова,  нужно изменить слово, или подобрать однокоренное, в котором безударная гласная была бы под ударением.

IV. Закрепление

материала.

Учитель:

Хорошо, теперь поучимся применять правило на письме, выполните упражнение № 30.

Первое слово разберем вместе:

Ночной – ударение падает на букву О,  корень слова –ноч- нужно проверить безударную гласную в корне слова, подберем проверочное слово – ночь, ударение падает на гласную в корне О.

Ученик:

Пастух – ударение падает на гласную У, корень слова –пас-, нужно проверить безударную гласную в корне, подберем проверочное слово – пас, ударение падает на гласную в корне А.

Н_бесный  – ударение падает на гласную Е, корень слова –пас-, нужно проверить безударную гласную в корне, подберем проверочное слово – небо, ударение падает на гласную в корне Е.

Х_лмистый – ударение падает на гласную И, корень слова –холм-, нужно проверить безударную гласную в корне, подберем проверочное слово – холм, ударение падает на гласную в корне О.

Уд_вляться – ударение падает на гласную Я, корень слова –див-, нужно проверить безударную гласную в корне, подберем проверочное слово – диво, ударение падает на гласную в корне И.

К_рмить – ударение падает на гласную И, корень слова –корм-, нужно проверить безударную гласную в корне, подберем проверочное слово – корм, ударение падает на гласную в корне О.

Стр_на– ударение падает на гласную А, корень слова –стран-, нужно проверить безударную гласную в корне, подберем проверочное слово – страны, ударение падает на гласную в корне А.

Ож_вать – ударение падает на гласную А, корень слова –жив-, нужно проверить безударную гласную в корне, подберем проверочное слово – жив, ударение падает на гласную в корне И.

Д_ждливый – ударение падает на гласную И, корень слова –дожд-, нужно проверить безударную гласную в корне, подберем проверочное слово – дождь, ударение падает на гласную в корне О.

Учитель:

-Молодцы, а теперь прочитайте слова, приведенные в упражнении 36.

В_л_сипед, г_мнаст, м_ршрут, к_чевник.

- Можнот ли проверить безударную гласную в корне в этих словах?

Ученик:

Нет.

Учитель:

Если гласную в корне слова нельзя проверить, как определить правильное написание?

Ученик:

Правописание непроверяемых гласных в корне слова,  нужно запомнить.

 

Учитель:

Правильно: правописание  непроверяемых гласных в корне слова нужно запомнить.

Приведите примеры слов?

Ученик:

Октябрь, корова, хризантема.

Учитель:

Чтобы закрепить изученный материал, выполним упражнение 37.

nsportal.ru

"Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова"

Тема. Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.

Цели:

  1. Открыть (вспомнить) закон правописания;
  2. Научиться применять закон на практике;
  3. Записать полученные результаты в исследовательский дневник;
  4. Познакомить с понятием «орфограмма».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Новый материал.

1. Постановка цели урока (слово учителя).

- Сегодня мы начинаем открытие законов русского языка. Вы сами будете открывать эти законы. Их мы будем записывать в ваш исследовательский дневник. Начнем с одного из самых важных законов русского языка. Вы должны вспомнить этот закон, применить его на практике и записать в исследовательский дневник.

2. Исследование.

А) Материал для исследования записан на доске.

- Вставьте в слова пропущенные гласные буквы.

- Запишите слова в тетрадь.

Починить
Удивительный
Тропинка
Золотой
Очаровательный
Белизна
Объединяться

- Какую гласную букву вставили в первое слово?

- Кто написал правильно? (Поставьте на полях 1балл.)

- Кто ошибся? Исправьте.

Б) – Буква «И» - орфограмма. Орфограмма всегда подчеркивается одной чертой. Подчеркнем ее карандашом.

У каждого человека есть свое имя. Каждая орфограмма тоже имеет имя.

Назовите имя этой орфограммы. Мои вопросы помогут вам это сделать.

Вопрос 1. Почему мы сомневаемся в написании этой буквы? (Потому что она безударная)

Давайте обозначим это в слове.

Вопрос 2. В какой части слова находится безударная гласная? (В корне)

Обозначьте его.

Назовите имя этой орфограммы. (Безударная гласная в корне слова.)

Почему в этом слове пишется данная гласная? (Проверочное слово …)

А сейчас назовите полное имя этой орфограммы. (Проверяемая безударная гласная в корне слова.)

Это и есть тема сегодняшнего урока. Мы не будем записывать ее в тонкую тетрадь, потому что запишем в дневник исследователя.

В) - Как вы думаете, куда лучше записать проверочное слово? Почему? (Перед словом, так как, чтобы не ошибиться в написании безударной гласной, нужно сначала подобрать проверочное слово.) Давайте запишем проверочное слово.

Орфограмму мы подчеркнули одной чертой, а как вы подчеркнете проверочную гласную? (Двумя чертами.)

Чем отличаются гласные в этих словах? (Ударением.) Поставим ударение.

В какой части слова находится проверочная гласная? (В корне.)

Обозначьте его.

Г) – Мы проделали исследовательскую работу. А сейчас сформулируйте закон правописания проверяемой безударной гласной в корне слова.

Требования к любым законам русского языка:

  1. Закон должен отражать самое главное.
  2. Формулировка должна быть краткой.

(Спросить несколько человек)

- Кто лучше сформулировал закон?

За формулировку закона я ставлю оценки.

Сейчас нам нужно записать закон в дневник исследователя.

С чего мы должны начать запись первого закона русского языка?

(С записи имени орфограммы)

Какой пастой лучше записать имя орфограммы? (Красной)

Что главное в формулировке закона? (Проверяется ударением)

Какой пастой запишем? (Красной)

Записываем.

Проверяемые гласные в корне слова Безударная гласная в корне слова проверяется ударением инит) Починить

иво) Удивительный

(Единый) Объединяться

А сейчас проверьте вашу запись: безударная гласная в корне слова проверяется ударением.

Выучите этот закон.

Рассказать первый закон русского языка.(2-3 человека)

III. Закрепление.

Упражнение 22(уч-к Рус. яз./ Ладыженская Т.А. и др.) Первая часть – вместе (По колонкам. Ошибка – ход другой колонке. Кто дальше продвинется?), вторая – самостоятельно.

IV. Домашнее задание.

Выучить закон русского языка (три примера!), упражнение 23(выполнить столбиком, проверочное слово – впереди), разбор по составу: холмистый, заглядеться, удивляться.

urok.1sept.ru

Повторение по теме «Правописание безударных гласных в корне слова».

Тема: Повторение по теме «Правописание безударных гласных в корне слова». (§10)С.39

Цели урока:

1. Повторение и систематизация полученных знаний и умений по теме «Правописание слов с проверяемой безударной гласной в корне».


2. Отработка навыка правописания безударных гласных в корне слова.


3. Развитие орфографической зоркости, логического мышления, общеучебных интеллектуальных умений, коммуникативных навыков.

Используемые материалы: компьютер, проектор, карточки, таблицы, мяч.

Ход урока:

1. Организационный момент. 

Прозвенел звонок весёлый,
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.

Психологический настрой на работу:

Мы тетради все открыли,
Ровно сесть не позабыли.

Подписываем в тетрадях число, классная работа. 

2. Актуализация знаний.

а) – Ребята, прочитайте, написанные в цепочке слова. Обратите внимание на стрелки.

- Как вы думаете, какое задание мы должны выполнить к этому упражнению? Сформулируйте задание к упражнению.
1. ре( д, т ) ко, с (о, а) сновый, у(з, с)ко   
2. ру( сс, с)кий, а(кк, к)уратный, т(и, е)шина 
3. в (а/о)дить, со? нце, мес? ность
4. …, …, …

В каждой строчке есть лишнее слово, его надо найти и поставить в 4 строчку.

- Итак, какое же слово лишнее в 1строчке, во второй, третьей? Почему?

Ученики объясняют выбор лишнего слова с учетом орфограмм.

Общая орфограмма здесь - проверяемая безударная гласная в слове.

- Учитывая общую орфограмму данных  слов, сформулируйте тему урока.
(Тема урока: «Правописание слов с проверяемой безударной гласной в корне слова»)

- Какую цель вы бы поставили к сегодняшнему уроку? Обоснуйте свой ответ. 
(На прошлых уроках мы работали с правилом о правописании слов с проверяемой безударной гласной в корне. Значит, сегодня мы будем закреплять наши знания о правописании слов с проверяемой безударной гласной в корне слов.)

 

 3. Мотивация учебной деятельности

- Посмотрите, какие соединения я взяла для минутки чистописания. Какую закономерность в чередовании букв заметили? (первая буква становится последней)

Буквы написаны на доске.

аоиея  оиеяа  иеяао  …  (еяаои  яаоие)

- Спишите и продолжите.

-Какую закономерность увидели?
- Что это за буквы? (Гласные, которые требуют проверки без ударения)

в) –Как проверяются такие гласные?

1. Если буква гласная вызвала сомнения – Ты её немедленно ставь под ударение

Проверяемая гласная в корне в безударном положении проверяется ударением в однокоренном слове.

2. В русском языке полно слов, которые ударением проверить нельзя. Какое-то количество мы обязаны знать по выходу из школы, остальные ищем в словаре. Написания, которые нельзя проверить ударением, называются непроверяемыми.

3. Корни с чередованием гласных – одни из самых сложных! Их нужно знать наизусть! Выучите эти примеры.

- Вспомним алгоритм «Правописание безударных гласных». Что надо сделать?

1). В каждом варианте ответа выделить корни.

2). Проставьте пропущенные гласные в чередующихся корнях.

3). К остальным словам попытайтесь подобрать проверочные слова, в которых ударение падает на место пропуска.

Дети выходят по одному к доске, записывают слова, объясняют и графически обозначают корень слова, ударение, безударную гласную.
- Спустись по лестнице.
р… к а
к...в ё р
л…с и ц а
л... н е й к а
в… р х у ш к а
п... ч т а л ь о н
-Молодцы, спустились. А вот по этой лесенке поднимитесь вверх самостоятельно.

п о в …р
с т р… л а
г р… ч а т а
с м…т р е т ь
з а м… р з а т ь
с к в… р е ч н и к
Взаимопроверка.

4. Словарная работа.

А теперь вспомним словарные слова. Кто желает поработать у доски?

- Сегодня диктовать будете вы. Вспомните словарные слова, объединённые темой "Школа".

5. Обобщение и систематизация знаний. 

-Ребята, очень много секретов таят в себе безударные гласные. Предлагаю вам игру, которая так и называется «Секрет-ответ».

Игра « Секрет – ответ». Начиная со слова «секрет» учитель читает вопрос, дает время на обдумывание и по команде «ответ» дети поднимают карточку с нужной цифрой, т. е. с вариантом ответа.

2. В каком слове 2 безударные гласные

1) зеленеть
2) осень
3) травинка

Время для обдумывания. ОТВЕТ. Щелчок - проверка по слайду.


3. Под какой цифрой проверочное слово для слова «кленовый»

1) кленовая
2) клиника
3) клёны

4. В какой строчке во всех словах пропущена буква «О»

1. В. лчата, г. лчата, з. йчата, к. злята.
2. Р. дник, п. рник, н. чник, т. йник.
3. С. сновый, с. лёный, б. льной

5. Под какой цифрой указаны слова с непроверяемой безударной гласной?

1) ветер, сапог, одежда
2) осенние, дождливый, холодные;
3) покраснели, смастерили, слетелись

стр. жи, з. мля, т. шина, с. мена, н. беса, т. мно, в. черний, гр. бной, скр. пучий, з. мовать, т. желый, ув. дает.

- Начинаем работу, чья пара справится первой – поднимите руки.

- Какие слова с безударной гласной Е вы нашли?

- А какие слова с безударной гласной И?

Проверка: дети читают сначала слова с безударной гласной «е», потом с безударной «и», выявляют лишние слова: тяжелый, увядает.

- Что заметили? (Остались лишние слова)

- Какие?

-А почему вы не положили эти слова в шкатулки?

(В этих словах безударная гласная «Я»)

6. Физминутка 

7. Применение знаний и умений в новой ситуации

1)Работа по учебнику

Слова для игры записаны на доске.

1) обл. тели

5) д. жливый

9) цв. тной

13) к. рмушка

17) п. ля

2) тр. щат

6) с. сновый

10) в. черний

14) др. зды

18) с. нева

3) перес. дил

7) л. сной

11) тр. пинка

15) к. вер

19) пл. ды

4) см. стерили

8) з. леный

12) х. л.да

16) гр. чи

20) скв. рец

стр. жи, з. мля, т. шина, с. мена, н. беса, т. мно, в. черний, гр. бной, скр. пучий, з. мовать, т. желый, ув. дает.

8. Контроль усвоения

-Ребята, вы молодцы, хорошо поработали на уроке, многое успели сделать, осталось провести мини-проверку.

Учащимся раздаются листочки с заданиями. 

1. Отметь знаком «+» слова с безударной гласной в корне слова

б. льшой б. лезнь
в. сной н. ходка
з. пись сб. жать

2. В каждой строчке отметь знаком «+» проверочное слово
Зимушка, зимний, зима.
Мостик, мостить, мостовая.
Грибной, гриб, грибница.
Полюшко
, полянка, Поля.

3. Отметь знаком «+» строчку, где во всех словах пропущена буква «а»:
1. д. ждливый, гр. чи, п. ля, 
2. к. вёр,  . сенний, с. сновый
3. вр. чи, тр. ва, зн. чок

Дети сдают работы учителю.

9. Итог урока. Рефлексия.

-Над какой орфограммой мы работали сегодня на уроке?

(Мы сегодня работали над правописанием слов с проверяемой безударной гласной в корне.)

-Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с безударной гласной в корне?

(Чтобы не ошибиться в правописании слов с проверяемой безударной гласной в корне, надо изменить его так, чтобы безударная гласная стала ударной.)
- Вы все старались, молодцы! Спасибо вам, ребята! 
Возьмите «лесенки» и оцените свои достижения, на сколько усвоена вами тема «Правописание безударных гласных в корне слова».

10 Домашнее задание- На лепестках ромашки написать слова с безударной гласной «о». Урок окончен. До свидания, ребята!

infourok.ru

«Безударные гласные в корне слова».(5 класс ФГОС)

Тип урока.

Структура и ход урока.

Этап 1.

Организационный этап

Включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне

Создание ситуации для психологического настроя.

Представьте, что мы в осеннем лесу. Глубоко вдохнули, выдохнули. Что вы почувствовали? (свежий воздух) Поверните лицо к солнышку, улыбнитесь ему, улыбнитесь друг другу, мне.

Личностные УД:

Учащиеся включаются в учебную деятельность.

Учебно-познавательный интерес к данному уроку.

Этап 2. Мотивационный этап

Вхождение в тему урока. Планирование своей деятельности, формулирование задач урока

- Ребята, обратите внимание на доску

Учитель: Мы убедились, что роль языка в жизни общества огромна и быть грамотным очень важно для общения людей. В этом вы убедитесь, прочитав небольшой рассказ «Письма»

Итак, прочитайте  рассказ.
Ваня жил летом в деревне, а его старшая сестра Маша - в городе. Однажды Ваня написал сестре письмо:
«Здравствуй, Маша!
В деревне хорошо. Я здесь буду развеваться, загорать и заколюсь на солнце, поворачиваясь с бачка на бачок. Миша и я ловили рано утром рыбу. Хорошо поседеть на берегу с удочкой. Я уже обижал лиса».

В ответ он получил такое письмо от Маши:
«Ваня, здравствуй!
Посылаю тебе твое письмо обратно. Прочти его повнимательнее и ответь мне на несколько вопросов. Как ты будешь развеваться, ведь ты же не флаг? Ты, наверное, пошутил, когда написал, что заколешься? Где на речке бачки? Почему поворачиваешься с бачка на бачок? Почему у тебя седеют волосы уже? И еще, какого лиса ты обижал? Разве ты поймал лиса? Вот видишь, сколько у меня к тебе вопросов. Это потому, что я ничего не поняла из твоего письма, хотя буду учиться уже в десятом классе и русский язык знаю. А вот знаешь ли ты его?»
Ваня прочитал письмо сестры, но так ничего и не понял.

Помогите Ване разобраться, в чем его ошибки. На какую орфограмму были допущены ошибки?

(Ответ: правописание безударных гласных в корне слова.)

Что нужно знать, чтобы правильно написать это слово?

Вспомните, что такое орфограмма.

Посмотрите, в какой части слова пропущена буква?

Почему мы не слышим чётко данный звук? Как называется такая позиция гласного звука?

Как вы думаете, о чём мы будем говорить на нашем уроке? Докажите правильность своего мнения.

Какую цель мы поставим перед собой?

Какие виды безударных гласных вы знаете? (Проверяемая и непроверяемая.)

Где мы можем узнать, как пишется безударные гласные в корне слова? ( поработать с учебником, обратиться за помощью к интернету).

Учитель предлагает каждому самому решить, где они будут находить нужную информацию.

Регулятивные УД: целеполагание; Коммуникативные: ответы на вопросы.

Познавательные: доказательства.

Фронтальная работа.

Приводят свои варианты цели и задач урока.

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, определяют тему урока.

Личностные :

Осознание ценности изучаемого материала и практической его важности

Метапредметные УД:

Самостоятельное формулирование учебных задач и цели урока, умение выявлять проблему, выбирать действия по достижению цели.

Этап 3.

Актуализация знаний

Уточнение понятия безударной проверяемой и непроверяемой гласной в корне слова

Учитель организует повторение базовых понятий безударных гласных в корне слова (с помощью учебника). Взаимодействует с обучающимися, создает условия для оптимального усвоения материала.

  1. Работа над стихотворением «Снежная сказка» (выразительно прочитать и найти однокоренные слова)

Снежная сказка.

Проплясали по снегам

Снежные метели.

Снегири снеговикам

Песню просвистели.

У заснеженной реки

В снежном переулке

Звонко носятся  снежки,

Режут снег  снегурки.

Снегирь – в словарь

  1. Задание. Определить, на какие виды орфограмм даны слова в этом упражнении. Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы.

Сп...шу в кино,    сп...шу упражнение,   св...ла гнездо,   св...ла в

школу, резиновые м...чи, стальные м...чи.

При выполнении этих упражнений выясняется, как учащиеся понимают значение корня.

  1.  «Четвертое лишнее»:  
    Менять, сменить, заменить, мина.
    Волны, волнистый, вол, волноваться.
    Изба, избаловать, избушка, избенка.
    Давка, давить, давно, придавить.
    Линючий, полинять, ленивый, вылинять. Лепка, лепить, прилепить, слепой.

    Физкультминутка.

Упражнения для снятия усталости глаз.

1.Потереть ладонью о ладонь. Закрыть глаза и положить ладони на них.

2.Руки скрестить перед собой, кисти сжать в кулак, большой палец вверх. Глаза закрыть и провести 3 раза большим пальцем левой руки по правой стороне, а правой рукой – по левой стороне надбровных дуг от переносицы до конца бровей.

  1. Выбери нужное проверочное слово. Обозначь орфограмму.
    Уд..вительно (диво, дева), м..нять (мина, замена), л..пить (липко, лепка), расч..щать (честь, чисто), л..нивый (лень, линька), скр..пучий (скрепка, скрип), м..стерить (мастер, мост).

  1. Догадайся, какие буквы в слова нужно вставить. Подбери к ним проверочные.
    Пос..дел на скамейке - пос..дел от старости.
    Сл..зал сливки - сл..зал с дерева.
    Св..ла гнездо - св..ла пятно.
    Пол..скать белье - пол..скать щенка.
    Зак..лю булавкой - зак..лю здоровье.
    Прим..рять платье - прим..рять друзей.
    Острые м..чи - футбольные м..чи.

Познавательные УД:

  • Устная работа по заявленным вопросам;

  • Работа со стихотворением;

  • Работа с учебником;

  • Выполнение практических упражнений

Регулятивные УД:

Коммуникативные УД:

Учащиеся рассуждают и выражают свои точки зрения, учитель обобщает ответы учащихся.

Учащиеся дают ответы, учитель подводит учащихся попробовать самостоятельно сформулировать ответ

Предметные :

1. Повторение понятий безударной гласной;

2.Безошибочное написание безударной гласной в корне слова;

Метапредметные:

1.Научились правил строить свои ответы и высказывания

Этап 4.

Закрепление материала

Закрепление умений по определению безударных гласных в корне слова

Если безударные гласные в корне:

а) проверяются ударением, подобрать однокоренные слова или формы слова;

б) непроверяемые, проверить написание слова по словарю;

в) чередующиеся, найти условия выбора гласной в корне.           

Познавательные УД:

Индивидуальная работа.

Развитие коммуникативных УД, обеспечивающих возможность сотрудничества.

Регулятивные УД: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Осознание качества и уровня усвоения темы урока.

Личностные:

1.Успешно выполненные задания.

2.Самооценка и адекватное реагирование на свои результаты.

Этап 5.

Рефлексия

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса

Продолжите фразу.

Я научился…

Я хотел бы…

Оказывается, что…

Личностные:

Развитие регулятивных УД.

Коммуникативные:

Личностные:

1.Осознание обучающимися своей учебной деятельности

2.самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

Этап 6. Домашнее задание

Домашнее задание

Параграф 9 (знать теоретический материал, правописание словарных слов), Упр. 70

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *