Предшкола программы – Программа по дошкольной подготовке.Предшкола нового поколения.

Рабочая программа (подготовительная группа) по теме: Рабочая программа Предшкола нового поколения

Тема урока

Кол-во часов

           

           Содержание занятия

Формирование УУД

1-2

 День рождения Кронтика.  Друзья решили подарить Кронтику свои рисунки

2

Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (над, в, под, выше чем, внутри замкнутой линии). Порядок расположения предметов (следующий, последний, между). Порядковое числительное (первый). Направление движения (снизу вверх). Временные интервалы (сегодня, т.е. текущий день). Выделение предметов по цвету. Выделение из множества одного предмета. Количественное отношение множеств (сколько-столько). Сравнение предметов без измерения. Игра «Выставка рисунков Кронтику».

: работа со словариком: число один и его обозначение; порядковое числительное (первый)

3-4

Друзья делают подарки Кронтику

2

Выделение предмета по цвету. Выделение из множества отдельного, одного предмета, пустого множества. Порядок расположения предметов. Сравнение предметов по величине и без измерения (одно вмещает другое) Временные отношения (раньше, позже, последнее событие). Игра с матрёшками «Поставь матрёшки по росту».

выделение основания для определения «лишний» предмет

5-6

Найдет ли Кронтик свой мобильный телефон? Кронтик приглашает друзей в гости

2

Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (на, под, между). Направление движения (вперед, направо, налево). Ориентирование на плоскости (левая и правая сторона). Выделение предметов по цвету.  Порядковый счет. Пара предметов как количественная характеристика множества из двух предметов. Числа два как количественная характеристика парных предметов. Цифра как обозначение числа. Порядковое числительное (второй). Направление движения (слева направо). Порядок расположения предметов (следующая страница; чередование предметов). Пропедевтика числа три.

выделение основания для определения «лишний» предмет.

7-8

Киссия успокаивает огорченного Кронтика

2

Пара предметов как количественная характеристика множества из двух предметов. Порядковый счет (третий, четвертый). Число три как количественная характеристика определенного множества предметов.. Игра «Катаемся на велосипедах, соблюдая правила дорожного движения»

выделение основания для определения «лишний» предмет. Работа со словариком: число три и его обозначение

9-10

 Киссия успокаивает огорченного Кронтика

2

Цифра 3 как обозначение числа три. Пропись цифры . Игра «Катаемся на велосипедах, соблюдая правила дорожного движения»

выделение основания для определения «лишний» предмет. Работа со словариком: число три и его обозначение

11-12

 Болид и игра в прятки

2

Число четыре как количественная характеристика двух пар предметов. Число пять как количественная характеристика определенного множества предметов. Порядковые числительные (четвертый, пятый). Счет до пяти. Направление движения (справа налево, слева направо).

). Работа со словариком: число четыре и его обозначение

13-14

 Никто не может найти Кота

2

Число пять как количественная характеристика определенного  множества предметов (в конкретном случае - множество пальцев на одной руке). Направление движения (вверх). Порядковые числительные (первый, второй, третий, четвертый, пятый). Правая и левая рука. Цифра 5 как обозначение числа пять Счет до пяти. Повторение чисел два и три Прописи: написание цифр 2 и 3 Игра в прятки.

работа со словариком: порядковое числительное пятый.

15-16

 Загадки

2

Счет до пяти. Цифра как обозначение числа – сопоставление чисел с цифрами, их обозначающими. Порядок расположения предметов (предыдущая и следующая бусинки). Игра «Считаем ладошками».

Выделение предметов по цвету (красный, синий, желтый, зеленый).

17-18

 Загадки про пуговицы.

2

Независимость количества предметов от их расположения на плоскости. Определение количества предметов в одном из множеств на основе сравнения его с равно элементным множеством. Составление пар предметов как механизм определения равного (неравного) количественного отношения множеств. Игра «Колечко»

уравнение неравных групп предметов путем добавления предметов к меньшей группе.

19-20

 Киссия спешит на помощь

2

Определение количества предметов в одном из множеств на основе его сравнения с другим равно элементным множеством. Порядковые числительные.

Сравнение предметов по величине без измерения (шире - уже, такой же длины; короткий – длинный, широкий (узкий). Выделение предметов по цвету

21-22

Миша измеряет длину ленточки Кота длиной своей скакалки.

2

Порядковое числительное третий. Мера. Сравнение длин с помощью меры. Направление движения. Порядок расположения предметов (предыдущий, следующийИгра со скакалками «Не задень веревочку».

независимость количества предметов от их расположения на плоскости.

23-24

 Миша измеряет длину ленточки Кота длиной своей скакалки.

2

 Правая и левая рука. Ориентирование. Выделение предметов по цвету. Игра со скакалками «Не задень веревочку».

независимость количества предметов от их расположения на плоскости

25-26

 Спор друзей

2

Меры измерений (синяя скакалка, голубая ленточка; высота стула). Измерение длины разными мерами. Сравнение высоты чайного столика и рабочего стола с помощью мерки – высоты стула. Ориентирование на плоскости. Ориентирование относительно другого ( слева и справа от предмета). Игра «Поздоровайся с другом».

независимость длины (высоты) предмета от меры .

27-28

 Сколько у Миши ног?

2

Пара предметов как количественная характеристика множества из двух предметов. Предшествование и следование (число два как число, предшествующее числу три). Введение первого математического действия – действия сложения чисел: один и еще один – это два; одна пара и еще одна пара – две пары. Прописи: написание цифр 1,2,3,4,5.

Число два как результат действия сложения двух единиц.  Ориентирование на плоскости. Правая и левая нога

29-30

 Миша учит Кота действию сложения чисел

2

Предшествование и следование. Алгоритм сложения чисел (1,2,3,4,) с числом 1 как переход к следующему числу(3,4,5Работа со словариком: число четыре и его обозначения

выделение основания для определения «лишнего» предмета.

31-32

 Три никому не нужных хвоста.

2

Предшествование и следование(число два как число, предшествующее числу три).Число три как результат действия сложения числа два с числом один). Ориентирование прописи: написание цифры 5.

. Количественные отношения множеств.

33-34

 Чаепитие

2

Предшествование и следование (число четыре как число, следующее за числом три). Обозначение числа четыре цифрой четыре или четырьмя точками. Направление движения. Порядковые числительные.. Прописи: обведение цифр 3 и 4 простым карандашом.

Пара предметов как количественная характеристика множества из двух предметов

35-36

 Зачем же тогда указательный палец?

2

Название пальцев руки. Решение логической задачи. Установление отношения «всего». Счет от одного до пяти. Ориентирование относительно другого. Левая и правая рука. Прописи: обведение цифры 5 простым карандашом. Игра «Кто быстрее?»

Действия сложения чисел с числом два.

Действие вычитания единицы как получение предыдущего числа.

Запись действия вычитания.

37-38

 А сколько когтей на лапе у Кота?

2

Цифра 4 как обозначение числа четыре. Цифра 5 как обозначение числа пять. Число пять как результат действия сложения пяти единиц. Правая и левая рука. Установление взаимоотношений между окружающими. Прописи: обведение цифр 3,4,5 простым карандашом. Игра «Поздоровайся с другом».

Уметь делать запись действия сложения.

39-40

 Кронтик прыгает с кубика на кубик

2

Цифра 5 как обозначение числа пять. Счет чисел в обратном порядке (от 5 до 1). Алгоритм вычитания числа один. Игра в классики.

Иллюстрация счёта чисел в обратном порядке с помощью точек и цифр.

41-42

 Единороги

2

Действие сложения числа один с числом два как последовательное двукратное прибавление числа один к этому числу. Ориентирование на плоскости. Цвета: красный, зеленый, коричневый

Установление равенства количества предметов в первом и втором множестве.

Действие сложения числа один с числом два.

43-44

 Пешеходная дорожка

2

Действие сложения числа два с числом два как последовательное двукратное прибавление числа один к этому числу. Дополнительные задания (пропедевтика решения задач)

Предшествующее число.

Определение количества предметов в одном из множеств на основе сравнения его с разноэлементным множеством.

Действия сложения чисел с числом два.

45-46

Рыбалка

2

Число три как сумма трех единиц. Цифра 5 как обозначение числа пять. Число пять как результат действия сложения числа четыре и числа один. Первое представление об условии и требовании задачи.

сравнение его с равно элементным множеством; выделение основания для определения «лишний» предмет.

47-48

 На кого обиделся Кот?

2

Порядковый счет. Цифра 5 как обозначение числа пять. Действие сложения числа три с числом два как последовательное двукратное прибавление числа один к этому числу. Направление движения (слева направо). Игра с правилами «В чьей команде меньше мячей?»

Уметь опосредственно определять количество предметов в одном из множеств на основе сравнения его с равноэлементным множеством.

49-50

 Без Кота играть скучно.

2

Цифра 4 как обозначение числа четыре. Действие вычитания единицы из числа четыре как получение предыдущего числа – числа три. Действие вычитания единицы из числа четыре как получение предыдущего числа –числа четыре. Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости. Игра с правилами «В чьей команде меньше мячей?»

Умение количественно соотносить множества (столько же, больше, меньше

51-52

 Игра в классики

2

Счет через один (от1 до 5). Счет в обратном порядке через один. Вычитание единицы из числа четыре. Вычитание единицы из числа пять. Временные отношения. Направление движения. Игра в классики.

Уметь выполнять действие вычитания (уменьшение предметов на один).

53-54

 Новые друзья

2

Порядковый счет. Число шесть как результат сложения чисел пять и один. Прописи: написание цифр 6 и 7. Игра «Ручеек».

работа со словариком: Числа шесть и семь и их обозначения; порядковый счет.

55-56

 Катюшины бусы

2

Число восемь как результат действия сложения числа семь и числа один. Число девять как результат сложения числа восемь и числа один. Число десять как результат сложения числа восе6мь и двух единиц. Порядковый счет. Счет до десяти в прямом и обратном порядке. Работа со словариком: число восемь и девять и их обозначения. Игра «Ищем десять пуговиц». Прописи: написание цифры 8.

Уметь обводить цифры 8 и 9 по стрелочкам. Обозначать числа 8 (9) точками, цифрой, палочками.

57-58

Котюша учится считать до десяти

2

Счет до десяти. Обозначение числа десять цифрами 1 и 0. Число десять как результат действия сложения чисел пять и еще пять. Счет в прямом и обратном порядке от одного до десяти через один.. Игра «Ниточка и иголочка»

работа со словариком: порядковый счет. Прописи написание числа 10

59-60

 На двух руках десять пальцев

2

Счет до десяти. Число десять как результат сложения чисел пять и еще пять, Игра «Пятнашки».

работа со словариком: порядковый счет

65-66

Счет до десяти. Число десять как результат сложения чисел пять и еще пять,. Игра «Пятнашки».

: работа со словариком: порядковый счет

67-68

31. Миша тоже показывает фокус

2

Независимость количества предметов от их расположения на плоскости. Установление равенства количества предметов в первом и втором множестве посредством составления пар. Определение номера прикрытой страницы книги. Игра «А где матрёшек больше?»

Сравнение предметов по величине без измерения (выше, ниже)

Действие вычитания единицы как получение предыдущего числа.

Запись действия сложения и вычитания.

69-70

Числа от 1 до 10. Обведи и напиши цифры от 1 до 10.

2

Дорисовывать простейшие детали (точки, контуры). Прописывать цифры от 1 до 10.

Сопоставлять и сравнивать целое и его части (находить целое и выделять часть по количеству элементов). Записывать числа в разных формах (переходить от записи числа точками к записи цифрой и наоборот).  Сравнивать и сопоставлять разные формы записи чисел.

71-72

Знаки >,  

2

Обводить и проводить простейшие контуры (проводить замкнутые лини, обводить элементы цифр, знаков сравнения и знаков действия).

Составлять и записывать простейшие числовые равенства и неравенства. Выполнять инструкции и работать по образцу.

73

 «Про все вокруг»

1

Выделение формы как характеристики объектов окружающего мира. Выделение предметов по цвету. Новые термины и понятия из программы «Окружающий мир». Повторение: сложение и вычитание чисел в пределах десяти.

выделение формы как характеристики объектов окружающего мира – отличие формы листа подорожника от формы листьев полыни и пырея.

74

 Листья, похожие на следы животного

1

Выделение формы как характеристики объектов окружающего мира. Введение терминов «форма», «предметы разной формы». Различение объектов по их форме. Повторение: вычитание чисел в пределах десяти.

Окружающий мир. Лиственные деревья – клен, тополь. Распознавание деревьев клена и тополя по форме их листьев.

выделение формы как характеристики объектов окружающего мира – отличие формы листа подорожника от формы листьев полыни и пырея.

75

Букет из листьев клена

1

Форма предмета. Описательное введение термина «одинаковая форма».

Окружающий мир. Лиственные деревья –клен, липа. Распознавание деревьев клена и липы по форме их листьев.

сравнение листьев деревьев по форме. Повторение: сложение и вычитание чисел в пределах десяти.

76

Букет из листьев

1

Форма предмета. Описательное введение термина «одинаковая форма».

сравнение листьев деревьев по форме. Повторение: сложение и вычитание чисел в пределах десяти.

77

 Букет из листьев разной формы

1

Сравнение предметов по форме. Введение терминов «предметы одинаковой формы», «предметы разной формы». Повторение: сравнение чисел в пределах десяти.

Окружающий мир. Лиственные деревья – дуб, клен, липа. Сравнение форм листьев лиственных деревьев. Распознавание деревьев по форме их листьев.

Умение сравнивать предметы по форме.

78

 Деревья с иголками

1

Сравнение форм листьев разных деревьев. Предметы, различающиеся по цвету (темно-зеленый, ярко-зеленый).

 Окружающий мир. Хвойные деревья – ель, сосна, лиственница. Листья – иголки как отличительный признак хвойных деревьев. Повторение: выбор цифр и их обведение.

Умение выделять предметы по цвету (тёмно-зелёный, ярко-зелёный). Развитие мелкой моторики рук.

79

 Такие разные фигуры

1

Объемные фигуры. Введение терминов «объемная фигура», «крышка фигуры», «дно фигуры».

Окружающий мир.  Хвойные деревья – ель, сосна, лиственница. Сравнение форм листьев – иголок хвойных деревьев.

Умение различать фигуры по форме, деревья — по форме их листьев-иголок.

80

 Коробочки для коллекции

1

Объемные фигуры. Предмет и его форма.

различение объемных фигур по основаниям

81

 Следы на песке

1

Одинаковая форма дна крышки цилиндра. Круг.

Умение различать объекты по форме.

82

Следы на песке

1

Круг.

83

 Следы одинаковой формы

1

Изучение форм оснований треугольной и четырехугольной призм. Введение терминов «треугольник», «четырехугольник».

различение объектов по форме.

84

 Выбираем выкройки для фигурок

1

Знакомство с выкройками фигур. Введение терминов «фигура с треугольным дном и крышкой» (треугольная призма), «фигура с круглым дном и крышкой» (цилиндр). Различение объемных  фигур по форме оснований.

моделирование (моделирование поверхностей объемных фигур)

85

 Такие красивые клумбы

1

Различение объемных фигур по форме оснований. Использование терминов «треугольный», «четырехугольный», «круглый».

 Окружающий мир. Кустарники (сирень, можжевельник, крыжовник)

Умение различать объекты по форме.

86

 Кустарники и клумбы

1

Использование терминов «треугольный», «четырехугольный», «круглый». Окружающий мир. Ягодные, лекарственные и декоративные кустарники.

работа с информацией, представленной в виде рисунка и плана-схемы

87

 Клумбы и изгороди

1

Формирование понятия «линия», как граница фигуры. Окружающий мир. Примеры ягодных и лекарственных кустарников

построение фигуры с помощью лекала – выкройки фигур изгородей; работа с информацией, представленной в виде рисунка

88

 Прямые и кривые линии

1

Линия. Первичные представления о бесконечности прямой линии.

работа с информацией, представленной в виде чертежа

89

 Пшеничный и ржаной хлеб

1

Окружающий мир. Травы, злаковые травы – пшеница, рожь; введение термина «колос»

работа с информацией, представленной в виде рисунка.

90

 Сад трав

Дуга. Точка. Линия. Окружающий мир. Злаковые травы – пшеница, рожь; распознавание колосков пшеницы и колосков ржи.

работа с информацией, представленной в виде плана. Концы дуги. Учимся распознавать и изображать.

91

 Линейка

1

Дуга, отрезок.

первичное знакомство с действием построения с помощью линейки – проведение отрезков с помощью линейки

92

Крапива

1

Использование термина «треугольный», понятия «линия как граница фигуры». Окружающий мир. Крапива – травянистое и лекарственное растение

построение отрезков с помощью линейки.

93

Подорожник

1

Плоские геометрические фигуры: треугольник, четырехугольник. Окружающий мир. Лекарственные травы (подорожник)

работа с информацией, представленной в виде рисунка.

94

 Треугольная изгородь

1

Плоские геометрические фигуры (первичное распознавание треугольников по виду). Линия как граница фигуры.

работа с информацией, представленной в виде рисунка и чертежа

95

Треугольная изгородь

1

Плоские геометрические фигуры (первичное распознавание треугольников по виду). Линия как граница фигуры

работа с информацией, представленной в виде рисунка и чертежа

96

 Границы из отрезков и дуг

1

Дуга. Точка. Отрезок.

Формирование понятия «отрезок»как части прямой линии; введение новых терминов «отрезок», «концы отрезка», «дуга»

97

 Лист подорожника для гербария

1

Введение способа сравнения форм (наложение). Мерка. Фигуры, совпадающие при наложении.

Окружающий мир. Знакомство с технологией сушки растений под прессом

Умение сравнивать фигуры наложением.

98

 Равные фигуры.

1

Преобразование фигур. Введение термина «равные фигуры» Преобразование фигур: подобие. Изменение фигур под действием преобразований. Первичное представление о преобразованиях, изменяющих фигуру

Умение преобразовывать фигуры сдвигом, поворотом, переворотом.

99

Не все листики подорожника равны

1

Преобразование фигур. Введение термина «равные фигуры» Преобразование фигур: подобие. Изменение фигур под действием преобразований. Первичное представление о преобразованиях, изменяющих фигуру

Умение использовать способ сравнения форм.

nsportal.ru

Календарно-тематическое планирование по теме: Рабочая учебная программа подготовительный класс УМК «Предшкола нового поколения»

КОМПЛЕКТ ПАРЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ

«Предшкола нового поколения»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Модель новой школы России предусматривает включение в систему общего образования еще одной ступени, а именно ступени дошкольного образования, рассчитанной на детей  5-7 лет.

 В контексте создания модели новой школы России включение в систему общего образования еще одной ступени  объясняется необходимостью построения дошкольного образования как полноценной ступени целостной системы образования, обеспечивающей равные стартовые возможности детям старшего дошкольного возраста.

   КОМПЛЕКТ ПАРЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ «Предшкола нового поколения» разработан на основе комплексной «Примерной общеобразовательной программы воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста». В соответствии с основной идеей «ПРОГРАММЫ» парциальные программы нацеливают педагогов и родителей на полноценное общее развитие детей, их позитивную социализацию, на достижение необходимого уровня подготовки к обучению в школе.

    «ПРОГРАММА» состоит из двух разделов: «Здоровье и физическая культура» и «Развитие».

КОМПЛЕКТ ПАРЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ, раскрывающий раздел «Развитие», включает ОБЯЗАТЕЛЬНУЮ ЧАСТЬ трех блоков «ПРОГРАММЫ»: «Социально-личностное развитие», «Познавательно-речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

   Объем образовательной нагрузки  по основным направлениям развития в парциальных программах распределен оптимально.

   Все парциальные программы  разработаны в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, а также требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, временных государственных стандартов в области дошкольного воспитания и образования.

   Поскольку КОМПЛЕКТ включает обязательную часть основной образовательной программы детей старшего дошкольного возраста, он является обязательным нормативным документом, реализуемым образовательным учреждением в соответствии со своим выбором программы или системы парциальных программ.

Принципиальные положения

КОМПЛЕКТА ПАРЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ

« Предшкола нового поколения»

Комплект парциальных программ:

- ориентирован на светский характер образования, на общечеловеческую культуру и соответствуют российским культурным традициям;

- построен на принципе личностно  ориентированного взаимодействия взрослых с детьми  с учетом относительных показателей детской успешности;

- обеспечивает целостность педагогического процесса посредством взаимосвязи и взаимозависимости целей и задач образования, воспитания и развития;

- учитывает вариативность организационных форм дошкольного образования;

- предусматривает оптимальную нагрузку на ребенка с целью предупреждения перегрузки и дидактогенных неврозов.

   Основные положения Комплекта парциальных программ отражены в УМК для детей и взрослых «Предщкола нового поколения».

    Содержание УМК, реализующее идеи парциальных программ, адекватно возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста и предусматривает разные виды деятельности ребенка. Связанность, взаимопроникновение и взаимодействие физического, социально-личностного, познавательно-речевого и художественно-эстетического развития детей в условиях игровой деятельности обеспечивают целостность образовательного процесса при подготовки  детей к школе.

   УМК создает все условия для оптимального сочетания индивидуальной и совместной деятельности ребенка и взрослого, строится на адекватных возрасту формах с детьми.

Область применения

КОМПЛЕКТА ПАРЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ

 Комплект парциальных программ, цель которого – обеспечение достижения воспитанниками готовности к школе, предназначен для работы с детьми 5-7 лет:

- в дошкольных образовательных группах,

- в школах и учреждениях дополнительного образования;

- в лекотеках;

- в семье.

     Самостоятельная  деятельность детей – это деятельность воспитанников в условиях предметно-развивающей среды, созданный педагогом. Среда обеспечивает каждому  ребенку выбор деятельности по интересам, позволяя ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. Безусловно, коррекционная деятельность педагога и в этом случае обязательна.

Сроки освоения «Программы»

Занятия ведутся  5 раз в неделю по 4 занятия в день 33 уч. недели в год (с сентября по май)

Математика- 132 часов (4 часа в неделю)

Литературное чтение -132 часов (4 часа в неделю)

Русский язык – 132 часов (4 часа в неделю)

Окружающий мир- 33 часов (1 час в неделю)

Искусство (музыка) – 33 часов (1 час в неделю)

Искусство (ИЗО) – 33 часов (1 час в неделю)

Технология – 66 часов (2 часа в неделю)

Физическая культура – 66 часов (2 часа в неделю)

Игровой час -19 часов (1 раз в неделю)

Физическое развитие и здоровье

  Основные цели: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни, интереса к физической культуре.В сфере физического развития дошкольника взрослые споспособствуют становлению у детей ценностей здорового образа жизни: бережного отношения к своему организму, представления о том, что полезно и что вредно для здоровья, овладению необходимыми гигиеническими навыками.

    Необходимо создавать условия для совершенствования  двигательной активности ребенка, развития представлений о своем теле и своих физических возможностях, поддерживать интерес к энергичным играм, занятиям на спортивных снарядах. Важно, чтобы дошкольники упражнялись в беге, прыжках, лазании, метании и т.д.

    Физическая готовность определяется общим физическим развитием ребенка, моторикой, зрительно-двигательной координацией; состоянием зрения и слуха, состоянием нервной системы ребенка.

     Общее состояние здоровья – один из основных показателей физической готовности ребенка к обучению в школе.

   

Познавательно-речевое развитие

   Основные цели: формирование целостной картины мира, познавательных интересов, сенсорных эталонов и элементарных математических представлений, расширение кругозора ребенка, комплексное развитие  устной речи, подготовка к освоению детьми письменной формы речи, содействие интеллектуальному развитию ребенка.

     В этой области дошкольного образования происходит развитие ребенка как субъекта познания: его любознательности, инициативности, самостоятельности в поиске новых впечатлений, ответов на возникающие у него вопросы, опробовании разных способов действия, разрешении проблемных ситуаций.

     Формируются общие представления ребенка об окружающем мире и природе, о себе, семье, обществе, государстве, религии.

    На протяжении дошкольного воспитания совершенствуется и обогащается речь ребенка, становясь одним из основных условий познания.

    Образование, направленное на познавательное развитие ребенка в дошкольный период, предполагает:

- опору на природную детскую любознательность;

- поощрение познавательной инициативы ребенка: детских вопросов, рассуждений, самостоятельных умозаключений;

- опору на такие виды познавательной активности, как наблюдение, экспериментирование, познавательное общение, игровая деятельность;

- организацию образовательной среды, стимулирующей познавательную активность ребенка;

- опору на совместную деятельность детей и взрослых.

    Познавательно - речевое развитие ребенка предполагает наличие у него интеллектуальной и речевой готовности.

Интеллектуальная готовность- это, прежде всего общий кругозор ребенка и развитие познавательных процессов: воображения, творчества, мышления, а также достаточный уровень сформированности познавательных интересов, их ориентированность на зону ближайшего развития.

    Под речевой готовностью понимается сформированность грамматического строя речи, представлении о правильном звукопроизношении, достаточной для общения активный и пассивный словарный запас, владение основами монологической речи; способность к восприятию на слух разговорной речи, к пониманию и использованию символов.

   Познавательно - речевая готовность предполагает наличие у ребенка начальных умений учиться самостоятельно: умение выделять учебную задачу и превращать ее в цель деятельности.

Социально - личностное развитие

Основные цели: содействие появлению у детей ценностных ориентаций, социальной познавательной мотивации учения, формирование способности произвольного регулирования деятельности, основ безопасности собственной жизнедеятельности, основ экологического сознания, ответственного отношения к решению поставленной задачи.

    В этой области образования происходит развитие коммуникативной и социальной компетентности детей, формирование положительного отношения к себе, другим людям, окружающему миру.

    Образование, направленное на социально - личностное развитие ребенка в дошкольный период, предполагает:

- создание условий для появления нравственных основ патриотических чувств;

- воспитание доброжелательного отношения к окружающим. Воспитание уважения прав сверстников, умение сотрудничать с ними;

- формирование положительного отношения к себе;

- формирование культуры поведения;

- формирование у ребенка внутренней позиции будущего школьника;

- формирование умений работать по правилу, по образцу, точно выполнять инструкции, контролировать процесс и результат деятельности.

     Социально - личностная готовность ребенка к школе включает в себя сформированность  нравственных и коммуникативных способностей ребенка.

    Личностная готовность ребенка к школе характеризуется, прежде всего, готовностью ребенка к принятию новой социальной роли- роли ШКОЛЬНИКА, имеющего круг прав и обязанностей.

nsportal.ru

Рабочая программа по предшкольной подготовке

ГБОУ СОШ № 645

Пушкинского района Санкт-Петербурга

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Школа будущего первоклассника»

Срок реализации программы: октябрь - апрель 2014-2015 учебного года

Возраст обучающихся: 6-7 лет

Составители программы:

учителя начальных классов

Санкт-Петербург

2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Подготовка детей к школе - задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. При её решении принято выделять ряд аспектов. Во-первых, продолжающееся развитие личности ребёнка и его познавательных процессов, лежащих в основе успешной учебной деятельности в будущем, и, во-вторых, необходимость обучения начальным школьным умениям и навыкам, таким, как элементы письма, чтения, счёта.

Первый аспект, отражает психологическую готовность к школе. Исследования показали, что далеко не все дети к моменту поступления в школу достигают того уровня психологической зрелости, который позволил бы им успешно перейти к систематическому школьному обучению. У таких детей, как правило, отсутствует учебная мотивация, низкий уровень произвольности внимания и памяти, отмечается неразвитость словесно-логического мышления, неправильное формирование способов учебной работы, отсутствует ориентировка на способ действия, слабое владение операциональными навыками, низкий уровень развития самоконтроля, отмечается неразвитость тонкой моторики и слабое речевое развитие.

Проводя исследования психологической готовности, учёные, с одной стороны, определяют требования школы, предъявляемые ребенку, а с другой, исследуют новообразования и изменения в психике ребенка, которые наблюдаются к концу дошкольного возраста. Так, например, Л. И. Божович отмечает: «...беспечное времяпрепровождение дошкольника сменяется жизнью, полной забот и ответственности, - он должен ходить в школу, заниматься теми предметами, которые определены школьной программой, делать на уроке то, что требует учитель; он должен неукоснительно следовать школьному режиму, подчиняться школьным правилам поведения, добиваться хорошего усвоения положенных по программе знаний и навыков». Учителей волнуют вопросы, как обучать без принуждения, как у них развивать устойчивый интерес к знаниям и потребность к самостоятельному поиску, как сделать учение радостным. А. С. Макаренко писал, и американский учёный - психолог Блюм утверждает, что основные характерологические черты личности складываются до 5 — 8 летнего возраста (до 70%). Именно в этот период игровая деятельность помогает так организовать учебный процесс (как отмечают психологи), что дает возможность раскрыть сущностные силы растущего человека, сформировать ядро личности. Все, что осваивает человек в этом возрасте, остается на всю жизнь.

Известный психолог Л. С. Выготский считал, что обучение должно идти впереди развития. «Правильно организованное обучение должно вести за собой развитие ребёнка». Он писал, что педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. «Развитие именно из сотрудничества, что помогает раскрыться имеющимся у ребенка потенциальным возможностям, воспитывает у него веру в свои силы».

Сокращается количество детей, посещающих дошкольное учреждение. Не все родители обеспокоены проблемами подготовки детей к обучению: в школу приходят дети, не подготовленные даже на уровне элементарной информированности об окружающем мире. У них не развиты психические функции, такие как интеллектуальная, моторная, эмоционально-волевая, что делает процесс дальнейшего обучения таких детей сложным, а иногда и не возможным.

Учебная деятельность предъявляет высокие требования к психике ребенка - мышлению, восприятию, вниманию, памяти.

Для того, чтобы вчерашний дошкольник мог безболезненно включиться в новые для него отношения и новый (учебный ) вид деятельности необходимы условия успешного вступления в школьную жизнь. В сложившейся ситуации появилась необходимость создания Программы, которая дает возможность подготовить детей к школе. Занятия с будущими первоклассниками позволяют им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой и продолжить обучение.

Цель курса:

подготовка ребенка к школьной жизни, новой ведущей деятельности, развитие и коррекция познавательных и коммуникативных способностей ребенка, преодоление факторов дезадаптации за счет выравнивания стартовых возможностей каждого ребенка, позволяющих им в дальнейшем успешно усвоить программу начальной школы.

Задачи курса:

1. Формирование навыков учебной деятельности, развитие познавательных интересов и стимулирование желания учиться в школе, воспитание устойчивого внимания, наблюдательности, организованности.

2. Воспитание у детей коллективизма, уважения к старшим, стремления оказывать друг другу помощь.

3. Развитие у детей наглядно-образного и логического мышления, произвольного внимания, зрительно-слухового восприятия, воображения, мелкой моторики и координации движения рук, умения ориентироваться в пространстве и во времени.

Программа подготовки дошкольников к школе идет по следующим направлениям:

1. Развитие внимания и памяти.

2. Развитие связной, грамматически и фонетически правильной речи.

3. Овладение элементарными знаниями, умениями и навыками по математике и обучению грамоте.

4. Развитие умственных способностей.

5. Развитие социально-психологической готовности к школе (умение общаться, слушать учителя и товарища, действовать совместно с другими).

6. Развитие волевой готовности ребенка.

Принципы работы при подготовке детей к обучению:

  • учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;

  • системность и плановость;

  • уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

  • занимательность, непринужденность, игровой характер учебного процесса;

  • развитие интеллектуальных качеств, психических функций: памяти, внимания, воображения, речи, мышления;

  • контакт с родителями: организация бесед по интересующим их проблемам

  • вариативность содержания и форм проведения занятий;

  • наглядность.

Подготовка дошкольников к системному обучению в 1-ом классе осуществляется по программе «Подготовка к школе» из серии «Преемственность» авторы Федосова Н.А., Комарова Т.С. и др. Данная программа рекомендована Министерством образования России. В основе подготовки к обучению в школе программы «Преемственность» лежат личностно-ориентированные и развивающие технологии.
      Целью личностно-ориентированных технологий являются развитие и формирование в процессе подготовки к обучению активной творческой личности.
      Развивающие технологии направлены на формирование у ребенка проблемного мышления, на развитие мыслительной активности.
      Развивающие технологии содержат: развивающие дидактические игры, развивающие практические задания, творческие упражнения, конструирование, аналитико-синтетические действия.
      Содержание, предложенное для подготовки к обучению программой «Преемственность», соответствует возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста и составляет основу для использования личностно ориентированных и развивающих технологий.
      В соответствии с логикой развития ребенка подготовка к школе носит не обучающий, а развивающий характер. При подготовке к школе программа «Преемственность» не допускает дублирования первого класса общеобразовательной школы. Подготовка к обучению в школе по программе «Преемственность» инварианта. Ее цель — подготовить дошкольника к любой системе школьного образования.

Содержание занятий опирается на программные требования:

1. Ознакомление с окружающим миром:

Расширять представления детей о родной стране, крае, поселке, о труде людей; дать представления о школе и правилах поведения учащихся в ней детей.

Расширять представления детей о предметах, их существенных признаках и классификации.

Расширять и углублять представления детей о живой и неживой природе, об изменениях в ней и об её охране.

Учить ориентироваться во времени (времена года, дни недели и т. д.)

2. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте:

Активизировать, расширять и уточнять словарь детей.

Развивать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Совершенствовать фонематический слух (учить называть слова с определённым звуком, определять место звука в слове и т. д.), отрабатывать дикцию.

Учить делить слова на слоги.

Дать первоначальные представления о предложении.

Закреплять умения отвечать на вопросы, самостоятельно связно и последовательно передавать содержание текста.

Совершенствовать умение составлять рассказы.

3. Развитие элементарных математических представлений:

Совершенствовать навыки счёта в пределах 10 в прямом и в обратном порядке и отношений между числами натурального ряда.

Учить решать стихотворные задачи.

Дать первоначальные представления о геометрических фигурах и о пространственной ориентировке.

Учить детей ориентироваться на листе бумаги.

4. Работа по развитию и укреплению мелкой моторики рук.

  • Штриховка (Тетрадь в линию).

  • Работа по разлиновке в тетради с направляющей: предметы, элементы букв, узоры, прямые и наклонные.

  • Лепка, конструирование.

  • Рисование.

  • Практическое выполнение рисунков, узоров и т.д. в тетради в клетку на уроках математики.

Цель программы – подготовка ребенка к школьной жизни, новой ведущей деятельности, снятие трудностей адаптации в новой для него социальной среде, развитие и коррекция познавательных и коммуникативных способностей ребенка.

Дидактические принципы реализуются через содержание обучения и методы работы.

Методы обучения многогранные. Они направлены не только на усвоение знаний, но и на развитие детей, обращены не только на пробуждение ума, но и эмоциональной сферы.

Форма проведения занятий разнообразная: инсценировка, ролевая игра, конкурсы, создание проблемных ситуаций, применение ИКТ.

Программу подготовки дошкольников к школе и формирование компонентов учебной деятельности необходимо строить с учетом следующих содержательных линий:

  1. Развитие познавательных способностей детей.

  2. Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления.

  3. Подготовка детей к обучению грамоте, математике.

  4. Расширение знаний об окружающем мире.

  5. Развитие коммуникативных способностей ребенка.

В ходе занятий решаются следующие задачи:

  1. Формирование навыков учебной деятельности, развитие познавательных интересов и стимулирование желания учиться в школе, воспитание устойчивого внимания, наблюдательности, организованности.

  2. Развитие у детей способности к анализу и синтезу, к самоконтролю, самооценке при выполнении работы.

  3. Воспитание у детей коллективизма, уважения к старшим, заботливого отношения к малышам, стремление оказывать друг другу помощь.

  4. Подготовка детей к изучению предметов в школе, развитие фонематического слуха и умения проводить звуковой анализ, совершенствование всех сторон речи, углубление представлений детей об окружающей действительности. Совершенствование навыков счета в пределах десяти, обучение названию чисел в прямом и обратном порядке. Формирование навыков: в установлении отношений между числами натурального ряда.

  5. Развитие у ребенка наглядно образного и логического мышления, произвольного внимания, зрительно-слухового восприятия, воображения, мелкой моторики и координации движения рук, умения ориентироваться в пространстве и во времени. Так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, то целесообразно все занятия строить в игровой форме. Высокий познавательный уровень ребенка способствует успешному усвоению программы.

Итоги занятий подводятся на конференции для родителей:

- фотопрезентация «По страницам нашей жизни»

- организация выставки работ детей

- консультации родителям

- рекомендации логопеда, психолога

Объем программы рассчитан на 27 занятий (по субботам с октября по апрель включительно).

Структура программы

Данная программа состоит из трех разделов:

  • Речевое развитие

  • Развитие мышления

  • Развитие мелкой моторики

1. Речевое развитие

(27 часов)

Цель обучения письму заключается в правильной выработке и закреплении навыков работы с карандашом и ручкой. Специальные подготовительные упражнения помогут дошкольникам при поступлении в учебное заведение правильно и своевременно выполнять письменные задания. Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умения держать карандаш и ручку при письме и рисовании. Подготовительные упражнения для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев, обводки и штриховки контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки, способствует сохранению и укреплению здоровья школьников.

К концу занятий по обучению письму

у детей формируются следующие навыки:

  • Умение правильно располагать тетрадь, держать карандаш, ручку.

  • Умение штриховать предметы вертикально и горизонтально.

  • Вырабатывается правильная осанка

  • Развивается мелкая моторика руки

  • Развиваются интеллектуальные и речевые способности ребенка

  • Обогащается словарный запас

  • Умение задавать вопросы и отвечать на них, вступать в диалог. Дети учатся умению адекватно воспринимать и использовать речь – осваивают коммуникативную функцию языка

Основная цель изучения развития речи, обучения грамоте состоит в проведении мероприятий, направленных на формирование четкой практической направленности в процессе изучения русского языка, дальнейшего развития связной речи у дошкольников, повышения культуры и уровня их речевого общения обозначенного необходимостью наличия данных навыков поступления в школу.

Подготовка детей к изучению предметов в школе: развитие фонематического слуха и умение проводить звуковой анализ: вычленять звуки в словах, определять их последовательность, различать гласные и согласные звуки и буквы, определять количества слов в слове, выделение предложений из речи.

Работа над предложением и связной речью. Совершенствование речевых умений, полученных детьми дома, в детском саду. Пересказ знакомых сказок, без пропусков, составление по картинке или серии картинок определенного количества предложений объединенных общей темой, или небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета. Составление рассказов о простых случаях из собственной жизни по аналогии с прочитанным, по сюжету, предложенному учителем, расширение представлений об окружающем мире, явление действительности с опорой на жизненный опыт ребенка.

Так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, то целесообразно все занятия строить в игровой форме, объединять детей в пары, в группы, проводить экскурсии.

К концу обучения по программе обучения грамоте

У детей формируются следующие умения:

  • Умения отвечать на вопросы.

  • Умения составлять небольшие простые предложения, дополнять их недостающими словами.

  • Умения составлять рассказ по сюжетной картинке, по опорным словам.

  • Умения отличать звук от буквы, вычленять звуки из слов, правильно их произносить.

  • Умения различать гласные и согласные.

  • Умение делить слова на слоги.

  • Умение делить предложения на слова, слова на слоги.

  • Познакомить с гласными звуками и буквами: А,О,У, И

Календарно-тематическое планирование по курсу

« Речевое развитие»

( 27 часов)

п/п

Название темы

Количество часов

1

История возникновения письма. Гигиенические правила.

Беседа «Осень в природе». Составление рассказа о картине «Лес».

1 час

2

Рабочая строка. Обведение контура рисунка и его штриховка.

Беседа «Наш город».

1 час

3.

Письмо наклонных прямых. Обведение контура рисунка и его штриховка.

Предложение. Деление текста на предложения.

1 час

4.

Письмо наклонных прямых с закруглением вверху и внизу. Обведение контура рисунка и его штриховка.

Развитие речи. Беседа «Режим дня»

1 час

5.

Письмо удлиненной петли вверху и внизу. Обведение контура рисунка и его штриховка.

Слово. Деление предложений на слова.

1 час

6.

Письмо правых и левых полуовалов. Обведение контура рисунка и его штриховка.

Беседа «Лес и мир животных».

1 час

7-8

Письмо овалов. Обведение контура рисунка и его штриховка.

Слог. Деление слов на слоги. Знакомство со звуками «А» «О» «У».

2 часа

9-10

Письмо буквы «а». Обведение контура рисунка и его штриховка.

Беседа «Домашние животные.

2 часа

11-12

Письмо буквы «А». Раскрашивание бордюра. Обведение контура рисунка и его штриховка.

2 часа

13

Письмо строчной буквы «о». Обведение контура рисунка и его штриховка.

1 час

14

Письмо заглавной буквы «О» Обведение контура рисунка и его штриховка.

infourok.ru

Программа по предшкольной подготовке "Первая ступенька"

                                                    Утверждена

                                                                     педагогическим советом

                                                    от 30.08.2015г.

                                                      (протокол №01)

Образовательная программа "Первая ступенька»

по предшкольной подготовке

на 2015-2016 учебный год

 

Пояснительная записка

 

         В условиях гуманизации, вариативности, демократизации образования всё более актуальной становится проблема обеспечения преемственности на разных ступенях обучения. При переходе на программу 1-4 и снижения возраста начала обучения – 6,5 лет – наиболее остро проявилась на практике необходимость решения проблемы преемственности дошкольного и начального обучения.

 

         На протяжении многих лет педагогии, методисты, ученые, психологи ищут пути решения проблемы преемственности дошкольного и начального образования. Однако и в наши дни она не утратила остроты. Создание классов предшкольной подготовки – это способ практического решения этой проблемы.

 

         За последние годы в педагогической практике дошкольного образования появилось множество программ, пособий, но не все они реализуют идеи личностно ориентированного образования, не все они позволяют сохранить единое образовательное пространство на дальнейших ступенях обучения.

 

         Часть детей вообще не посещают дошкольные образовательные учреждения и либо не готовы к школьному обучению, либо проходили дошкольную подготовку в неспециализированных учреждениях.

 

         Предшкольная подготовка нами задумывается в рамках личностно-коммуникативной модели обучения. Программа предшкольной подготовки – это попытка, с одной стороны, преодолеть барьер между двумя ступенями образования; с другой стороны, подготовить ученика к обучению в рамках личностно-коммуникативной модели начального обучения. Программа занятий предшкольной подготовки основана на формах, методах, видах деятельности, соответствующих возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста. В то же время программа позволяет детям освоить важные «стартовые» предметные знания, умения и навыки, формирует у них более точное представление о школе и роли ученика в ней. Программа реализует принципы личностно-коммуникативного образования, суть которых заключается в раскрытии и развитии индивидуальных возможностей и способностей детей; выявление его опыта жизнедеятельности; создание благоприятных условий для реализации активности, самостоятельности, формирования коммуникативных умений.

 

         Программа носит ярко выраженный развивающий характер. Новые понятия и представления дети приобретают в различных видах деятельности.

 

Предшкольная подготовка поможет учителю, детям и их родителям лучше узнать друг друга, а значит, сделать первые дни пребывания ребенка в школе более комфортными, сократить и сгладить всегда сложный адаптационный период.

 

Цели и задачи предшкольной подготовки

 

         Работа с детьми в подготовительном классе основывается на ценностях личностно ориентированного образования, которые заключаются в признании ценности личности каждого ребенка и нацеленности обучения на раскрытие и развитие его индивидуальности

 

         Программа предшкольной подготовки направлена на формирование личностных качеств, которые позволяют детям быть успешными при обучении в современной школе.Стратегическая цель программы заключается в том, чтобы способствовать общему развитию ребенка, формировать первичную целостную картину мира.

 

         Для достижения целей предшкольного обучения необходимо формирование у детей умений необходимых для успешного обучения на начальной ступени общего обучения:

 

- самостоятельность;

 

- инициативность;

 

- ответственность;

 

- творчество;

 

- предметную компетентность;

 

- коммуникативность.

 

         Адаптация ребенка к школьному обучению пройдет более быстро и гладко, если у него:

 

  1. Развиты познавательные интересы;

  2. Развито умение произвольно управлять своим поведением;

  3. Развита способность широко использовать основные мыслительные процессы;

  4. Развиты коммуникативные компетенции;

  5. Хорошо развиты внимание, память, фонематическое восприятие;

  6. Развито умение контролировать свои действия.

 

Особенности программы

 

         Предшкольное обучение отвечает всем требованиям СанПиН 2.4.1.1249-03 (2013г.).

 

         Реализация программы предшкольной подготовки базируется на комплексном подходе путем создания целостной образовательной среды. Программа включает 3 блока, тесно взаимосвязанных:

 

 

Учебная программа рассчитана на 90 часов обучения. Период обучения разбивается на триместры. Учебная программа опирается на принципы личностно-коммуникативного обучения:

 

  • Принцип непрерывного общего развития и саморазвития каждого ребенка (эмоциональное, духовно-нравственное, интеллектуально и т.д.)

  • Принцип целостности картины мира

  • Принцип практической направленности

  • Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка (обучения ребенка в зоне ближайшего развития)

  • Принцип прочности через осознанное и пошаговое введение всех понятий и представлений

  • Принцип наглядности

  • Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка

 

Программа включает мониторинг развития личностного, психологического и педагогического развития ребенка, что позволит определить уровень его готовности к школьному обучения, определить содержание индивидуального образовательного маршрута на этапе начального обучения.

 

 

В период работы группы предшкольной подготовки для родителей будут предложены родительские лектории по темам:

 

1. Готов ли ваш ребенок к школе?

 

2. Режим первоклассника.

 

3. Адаптационный период в 1 классе.

 

Родители смогут получить индивидуальную консультацию логопеда, психолога, педагога.

 

Учебная программа занятий

 

        Программа предшкольной подготовки решает задачи по формированию речевых, организационных, познавательных, коммуникативных компетенций.

 

        Учитывая особенность детей 5-6 летнего возраста, весь образовательный процесс объединен игровой формой занятий.

 

Организация и проведение занятий

 

        Предшкольная подготовка организуется с октября по май (30 недель), с каникулярным временем. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Каждое занятие по 30 минут. Перерыв между занятиями 10 минут. В день проводится по 3 занятия. На занятиях чередуются виды деятельности, соблюдаются нормы САНПиНов к образовательному процессу в дошкольном возрасте.

 

Учебный план

 

Название   учебного занятия

Кол-во   занятий в неделю

Всего   часов

Педагог

 1

От   слова к букве

1

30

Учитель начальных классов

 2

Математические ступеньки

1

30

Учитель начальных классов

 3

Зеленая   тропинка

1

30

Учитель начальных классов

 

 

 

Годовой календарный учебный график на 2015-2016 учебный год

 

Учебный период

05.10.15 – 31.05.16

Каникулы

Осенние – 05.10.15-11.10.15 (7 дней)

Зимние – 31.12.15-11.01.16 (12 дней)

Весенние – 21.03.16-31.03.16 (11 дней)

 

1 четверть – 4 занятия                                   

 

05.10.15

 

12.10.15

 

19.10.15

 

26.10.15

 

2 четверть – 8 занятий

 

09.10.15

 

16.11.15

 

23.11.15

 

30.11.15

 

07.12.15

 

14.12.15

 

21.12.15

 

28.12.15

 

3 четверть- 9 занятий

 

18.01.16

 

25.01.16

 

01.02.16

 

08.02.16

 

15.02.16

 

22.02.16

 

29.02.16

 

07.03.16

 

14.03.16

 

4 четверть – 9 занятий

 

04.04.16

 

11.04.16

 

18.04.16

 

25.04.16

 

03.05.16

 

11.05.16

 

16.05.16

 

23.05.16

 

30.05.16

 

 

 

Расписание учебных занятий дополнительных образовательных услуг на 2015-2016 учебный год

 

Время   занятий

Понедельник

9.00 – 9.30

От   слова к букве

9.40 – 10.10

Математические   ступеньки

10.20 – 10.50

Зеленая   тропинка

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА

 

«Математические ступеньки»

 

(подготовительный курс математики)

 

Пояснительная записка

 

         Основная задача курса «Математические ступеньки» - помочь в развитии у детей 5-6-летнего возраста умений и способностей, связанных с формированием у них количественных, временных, пространственных представлений. Программа рассчитана на 30 занятий, 1 занятие в неделю.

 

         Обучение детей 5-6 лет реализует деятельностный подход. Содержание программы не изолированно, а взаимосвязано с содержанием и видами деятельности других курсов программы предшкольной подготовки.

 

         Программа предполагает расширение представлений детей о свойствах объектов. Обучение начинается со сравнения единичных предметов по различным основаниям: форме, цвету, размеру, пространственному расположению. Это поможет в развитии сенсорных эталонов, являющихся основой для обучения

infourok.ru

Рабочая программа предшкольной подготовки

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Агинская средняя общеобразовательная школа №3»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПОДГОТОВКЕ

НЕОРГАНИЗОВАННЫХ ДЕТЕЙК ШКОЛЕ

Воспитатель: Хэ Лидия Чушиевна

ГО «Поселок Агинское»

2016-2017 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по предшкольной подготовке составлена на основе:

-Закон РФ «Об образовании»

-Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013г. №1155

-Примерная основная образовательная программа дошкольного образования от 20.05.2015г. №2/15

-Программа основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»

Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, образовательной программы ДОУ - в соответствии с ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей старшего дошкольного возраста.

Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей подготовительной к школе группы и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.

Исходя из поставленной цели, формируются следующие задачи:

  1. Укрепление здоровья, приобщение к здоровому образу жизни, развитие двигательной и гигиенической культуры детей.

  2. Развитие гуманистической направленности отношения детей к миру, воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям.

  3. Развитие эстетических чувств детей, творческих способностей, эмоционально-ценностных ориентаций, приобщение воспитанников к искусству и художественной литературе.

  4. Развитие познавательной активности, познавательных интересов, интеллектуальных способностей детей, самостоятельности и инициативы, стремления к активной деятельности и творчеству.

Реализация цели осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности:

  1. Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения).

  2. Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;

  3. Самостоятельная деятельность детей.

  4. Взаимодействие с семьями детей по реализации рабочей программы.

Таким образом, решение программных задач осуществляется  в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

Содержание рабочей программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

Образовательная область «Познание »включает в себя: формирование элементарных математических представлений, экология, окружающий мир. Образовательная область «Коммуникация» включает развитие речи, обучение грамоте. Образовательная область «Художественное творчество» включает в себя: изобразительное искусство – рисование, технология – аппликация и лепка.

    1. Возрастные особенности детей 6-7 лет

В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д.

Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.

Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д.,

Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.

При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.

Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют конструктивные основные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки.

Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки, как по собственному замыслу, так и по условиям.

В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений.

Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств

infourok.ru

"Предшкола нового поколения" преемственность школа-детский сад

 «Предшкола нового поколения, как механизм преемственности между детским садом и начальной школой»

Предшкольное образование, обеспечивающее равные возможности для последующего обучения в начальной школе - эта тема в настоящее время стала актуальной ещё и в связи с резким сокращением количества детей, посещающих детский сад. В тоже время, все дети, если они здоровы, должны перед школой иметь опыт систематических занятий и социального общения со сверстниками и чужими взрослыми. Такой опыт дети могут получить в группах кратковременного пребывания детей старшего дошкольного возраста по подготовке к школе. Развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли её предпосылки – этим на наш взгляд и определяется преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом. Предшкольная подготовка организуется на базе ОУ не первый год, будущие первоклассники занимаються по программе «Предшкола нового поколения». Эти занятия оказались полезными, дети лучше адаптировались к школе, мы получили положительные отзывы от  родителей. Их убеждение в том, что главная задача предшкольной подготовки – получение знаний по учебным предметам нам удалось изменить. Мониторинг родительского мнения в конце учебного года выявил наиболее важные с их точки зрения показатели по подготовке детей к школе: это общение со сверстниками и взрослыми, создание условий для самостоятельной деятельности ребёнка, в том числе игровой, индивидуальный подход к ребёнку и своевременная коррекция дефектов развития.

    Цели предшкольной подготовки:

- подготовить детей к обучению – новому для них виду деятельности;

- подготовить детей к обучению именно в школе, к работе в коллективе, общению со сверстниками и взрослыми, что обеспечивает их общее психическое развитие.

-  формировать предпосылки учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школе и успешного обучения в начальных классах, обеспечение интеллектуального и личностного развития ребёнка,  оказание  диагностической и консультативной помощи семьям, воспитывающим  детей  дошкольного возраста.

    Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач:

-  сформировать положительную мотивацию к обучению в школе;

- познакомить родителей с наиболее эффективными приёмами и методами работы с детьми по развитию у детей инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;

- формировать знания об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности;

- развивать компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе;

- включать детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста),

- обеспечить детям психолого-педагогическую подготовку к школе, позволяющую им в дальнейшем успешно усвоить программу начальной школы;

- выявить проблемные сферы в развитии ребёнка и дать индивидуальные рекомендации его родителям

        Составлено  Положение о предшкольной подготовке, разработана образовательная программа на основе комплекта парциальных программ « Предшкола нового поколения»

     КОМПЛЕКТ ПАРЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ «Предшкола нового поколения» разработан на основе комплексной «Примерной общеобразовательной программы воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста». В соответствии с основной идеей «ПРОГРАММЫ» парциальные программы нацеливают педагогов и родителей на полноценное общее развитие детей, их позитивную социализацию, на достижение необходимого уровня подготовки к обучению в школе.

«ПРОГРАММА» состоит из двух разделов: «Здоровье и физическая культура» и «Развитие».

КОМПЛЕКТ ПАРЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ, раскрывающий раздел «Развитие», включает ОБЯЗАТЕЛЬНУЮ ЧАСТЬ трех блоков «ПРОГРАММЫ»: «Социально-личностное развитие», «Познавательно-речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Объем образовательной нагрузки по основным направлениям развития в парциальных программах распределен оптимально.

Все парциальные программы разработаны в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, а также требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, временных государственных стандартов в области дошкольного воспитания и образования.

Поскольку КОМПЛЕКТ включает обязательную часть основной образовательной программы детей старшего дошкольного возраста, он является обязательным нормативным документом, реализуемым образовательным учреждением в соответствии со своим выбором программы или системы парциальных программ.

Принципиальные положения

 Составлено тематическое планирование для проведения занятий, которые строятся на основе модулей «Учимся читать, рассуждать, фантазировать», «Учимся родному языку», «Знакомство с математикой».

    В ходе занятий обеспечиваем условия для развития произвольного внимания и памяти, мышления, связной речи, мелкой моторики рук, развитие осведомлённости, восприятия, воображения, ориентирования в пространстве и на листе бумаги.

Режим работы - 1 раз в неделю (по субботам) по 3 занятия. Длительность занятия - не более 25 минут. Перерыв между ними - 5 минут.

        Условия эффективности:

- не допускать умственных перегрузок, избегать одностороннего подхода к организации занятий (игра – ведущий вид деятельности), не должно быть механической тренировки, а должна присутствовать постоянная, осознанная, творческая работа ребенка (даже в самых простых заданиях) под руководством и при помощи взрослого; должны быть соблюдены общие принципы работы с дошкольниками: адекватность требований возможностям ребенка, учет индивидуальных особенностей развития, постепенное формирование всех компонентов развития, создание ситуации успеха и эмоционально-благоприятного общения с ребенком;

- вариативность содержания и форм проведения занятий;

- соблюдение принципа преемственности и непрерывности (экскурсии воспитанников  подготовительных групп в школу; проведение учащимися  школы концертов в детском саду; участие в совместных мероприятиях: праздниках, соревнованиях  и т.д.)

     Для родителей проводится просветительско-консультативная работа. На  первом собрании родителям разъяснили  особенности ФГОС нового поколения, они узнали, как изменится их роль в условиях новых подходов к обучению детей.    Родители познакомились с современными тенденциями в образовании, с особенностями внеурочной деятельности в 1 классе, с портфолио учащегося, с учебным планом, ООП НОШ, нормативно-правовой базой по профилактике безнадзорности и правонарушений, с электронными дневниками и журналами, с гигиеной младшего школьника и методами укрепления здоровья, детской литературой и ролью семейного чтения, как по-настоящему любить своего ребёнка. Школьный психолог провёл ряд тематических консультаций и практических занятий: «Особенности развития внимания и памяти. Виды внимания», «Игры на развитие логического мышления», «Психологическая готовность ребёнка к школе. Как помочь в этом ребёнку», «Роль ПМПК в определении образовательного маршрута первоклассника» и др.

    Для лучшего ознакомления родителей с методами и приёмами работы должно быть их присутствие на некоторых занятиях.

    Результаты детей:

- в ходе занятий дети проявляли способность  к фантазии, воображению. Они фантазируют вслух, играют звуками и словами. Многие умеют выполнять инструкцию педагога, следовать установленным правилам. Они проявляют широкую любознательность, задают вопросы, пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Любят наблюдать, экспериментировать;

 - проводилось мониторинговое обследование готовности к школе.

Задания были приближены к региональным. Из 14 детей справились 13. По результатам видно, что у детей хороший уровень развития сенсорных способностей, наглядно-действенного мышления. Они умеют действовать по инструкции учителя, ориентироваться на листе бумаги, понимать слова, обозначающие пространственные отношения. У них сформированы элементарные математические представления, зрительное восприятие формы. Многие имеют фонетико-фонематическое восприятие, выполняют умственные операции анализа и обобщения, умеют классифицировать.  Не все  владеют звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове и не умеют находить закономерность на основе зрительного внимания, у многих не сформировано наглядно-образное мышление.

     Психологическая готовность к школе включает в себя следующие параметры психического развития: 

1) мотивационная готовность к учению в школе или наличие учебной мотивации 

2) определенный уровень развития произвольного поведения, позволяющий выполнять требования взрослого 

3) определенный уровень интеллектуального развития, подразумевающий владение ребенком простыми операциями обобщения 

4) хорошее развитие фонематического слуха.    

  Результатом работы школьного психолога является составление Карты будущего первоклассника, которая включает в себя показатели уровня готовности ребёнка к школе (психологическая и социальная готовность, уровень развития школьно-значимых психофизиологических функций, волевая, интеллектуальная готовность, учебные навыки, способность к социальному взаимодействию; даны рекомендации. Она составляется по результатам индивидуальной работы психолога с детьми. По результатам диагностики с родителями всех детей проведены индивидуальные беседы и консультации.  

     Главный результат: готовность ребенка к дальнейшему развитию – социальному, личностному, познавательному. И определить её лучше не после, а до первого звонка.

      Ещё есть время для коррекции на занятиях (в июне) во время летней оздоровительной площадки, направлениями которой традиционно считаются оздоровление, досуговая деятельность и образование. Таким образом, лето соединяет две эпохи жизни будущих первоклассников.

      Перспективы:

    Ребенок усвоит любую программу только в той мере, насколько она будет являться его собственной. Поэтому на каждого ребенка должна быть разработана индивидуальная карта развития с учетом особенностей его развития. Проводя занятия с ребенком по его программе, педагог тем самым повысит у ребенка эффективность занятия, «подтянет» несформированные функции у ребенка, даст задания того качества и сложности, в таких сочетаниях, которые необходимы данному ребенку. Наиболее целесообразны занятия в малых группах, что позволит вести дифференцированную и индивидуальную работу с каждым ребенком. Мы считаем, что если работать по индивидуальным программам, то можно успешно компенсировать несформированность когнитивных функций, дефицит личностного и социального развития еще до поступления ребенка в школу.

Ребёнок познакомился с классом, со школой, с учителем. Мой ребёнок, чувствует себя более уверенно, стал больше уделять внимания письму. Получили полезные советы по поводу обучения и воспитания первоклассников. Ребёнок стал более усидчивым, появился интерес к занятиям Мой ребёнок стал более ответственным. Узнала много нового о воспитании ребёнка)

infourok.ru

Реализатсия программы предшкола нового поколения

3880739-513080
Фамилия, имя, отчество:
Барышева Татьяна Михайловна
Дата рождения:
22 декабря 1982 года
Сведения об образовании:
Вологодский государственный педагогический университет – 2005г., высшее педагогическое.
Повышение квалификации:
ГОУ ДПО «ВИРО» образовательные курсы
«Совершенствование профессиональной компетентности педагогов ДОУ» №1301 от 13.03.2010г.
ГОУ ДПО «ВИРО» семинар «Предшкола нового поколения» №2876 от 10.12.2011 г.;
ГОУ ДПО «ВИРО» семинар «Системно – деятельностный подход в формировании элементарных математических представлений». Программа «Игралочка» №69 от 9.02.2012
ГОУ ДПО «ВИРО» обучение на учебном модуле «Федедальные требования к содержанию дошкольного образования» (программа «Радуга» дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации: Методическая служба в дошкольных образовательных учреждениях).
Тема:
«Реализация программы «Предшкола нового поколения» (раздел «Развитие сенсорных эталонов и ЭМП») в решении вопросов преемственности дошкольного и начального образования»
Содержание
Визитная карточка ………………………………………………………………....2
Введение..…………………………………………………….………………….......3
1.Преемственность детского сада и школы ……………………………………....6
2.Преемственность программы «Предшкола нового поколения» с требованиями стандартов и УМК «Перспективная начальная школа»..................................................................................................................9
3.Преемственность в работе детского сада и школы по математическому развитию детей старшего дошкольного возраста………………………………..11
4.Особенности математической подготовки к школьному обучению через раздел «Развитие сенсорных эталонов и ЭМП» УМК «Предшкола нового поколения»………………………………………………………………………….14
4.1. Зада

educontest.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о