Презентация история шахмат начальная школа – Презентация “Как появились шахматы(история шахмат)”

План-конспект занятия (старшая группа) на тему: Презентация на тему "История возникновения шахмат"

МБДОУ «Алексеевский детский сад №6 «Пчелка»

Алексеевского муниципального района РТ

Конспект занятия кружка по шахматам «Белая ладья» на тему

«Рождение, история развития шахмат»

Автор конспекта:

 Валеева Фануза Ранифовна, руководитель

пгт. Алексеевское

2016

Тема: Рождение, история развития шахмат.

Цели:

- познакомить с игрой, историей ее возникновения, с географической картой мира, с названиями других стран, страной  возникновения шахмат – Индией, с традициями народов Индии;

- способствовать формированию элементарных представлений о других странах;

- дать первоначальное представление о шахматных фигурах;

- воспитывать у ребенка настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах и стойкий характер.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Актуализация.

Учитель: Ребята, вы загадки любите отгадывать? Попробуйте отгадать мою.

Скучно было детворе 
Ранним утром во дворе.

- Знаю я одну игру, — Сказал ребятам Петя. —

Где б я ни был, и везде

В нее играют дети. 
В игре той есть ладья и ферзь, 
Слон, конь и пешек ряд, 
А возглавляет всех король — 
Его хранит отряд. 
Хочу задание вам дать: 
Игры названье угадать!

- О какой игре шла речь в стихотворении? (Дети: О шахматах).

- Правильно. Скажите, а что такое шахматы? (Ответы детей)

3. Просмотр мультфильма «Ежик – шахматист» из цикла «Мудрые сказки тетушки Совы».

-  Давайте посмотрим мультфильм, в котором тетушка Сова расскажет о шахматах, и мы решим все споры.

-  Что же такое шахматы? Просто игра? (Дети: Это спортивная игра).

-  Но ведь в спорте должен присутствовать элемент соревнования. 

-  В чем же соревнуются шахматисты? В силе? В быстроте? (Дети: В смекалке, находчивости, в быстроте ума…..)

- А кто из вас уже умеет играть в шахматы? А кто хотел бы научиться?

4.  Происхождение шахмат.

А кто же придумал такую интересную игру? Существует множество легенд о происхождении шахмат. Вот одна из них.

Давным-давно, 2000 лет назад, в одной прекрасной стране под названием Индия жил да был один очень могучий, сильный и богатый шах Шеран-Шихран.

Было у шаха множество дворцов, крепостей и огромная армия ЧАТУРАНГА, с которой он совершал набеги на своих недругов-соседей. Вскоре всех противников он победил-покорил, потому что в его армии было сто тысяч пеших воинов, тринадцать тысяч закованных в латы боевых коней и всадников, быстрые и мощные колесницы, а самое главное – непобедимые слоны. Раньше, когда не было танков и ракет, слоны считались самым грозным в мире оружием! Никто не мог их остановить: ни человек, ни непроходимый лес, ни стена! Всё они могли преодолеть, все разрушить на пути.

И вот, когда воевать стало не с кем, заскучал великий государь. Это сейчас можно сходить в кино, сразиться в интересную компьютерную игру. Но в то время не было ни телевизоров, ни магнитофонов, ни прочей всяческой техники. Царская охота ненадолго развеяла скуку нашего шаха. Очень скоро все слоны да бегемоты были выловлены, все страшные тигры да крокодилы на цепь посажены. Ни войны, ни охоты!

Посидел Падишах на троне да на печи неделю-другую и закричал от скуки страшным голосом: «Скучно! Подать мне сюда всех великих мудрецов да чародеев! Прибежали испуганные мудрецы:

«Что тебе надобно, царь-государь?» «Развеселите меня! Придумайте забаву царскую, чтоб не грустилось мне. Как угодите – велю золота отсыпать, сколько унесёте, а нет – мой меч – голова с плеч!» - Так раньше у царей водилось.

Опечалились мудрецы, пригорюнились и пошли думать, как грозному шаху-падишаху угодить. Дал на все думы царь лишь три дня и три ночи. Начали мудрецы лбы морщить да головы себе чесать. Время назначенное проходит, зовёт их грозный владыка к себе. «Ну что, придумали?» - спрашивает.

Один чародей достаёт кубики золотые, цепочки серебряные. Поиграл цепочками царь, побросал кубики. Не понравилось! «С глаз долой!» - закричал. Хорошо ещё, казнить не велел. Второй мудрец вынул шары изумрудные да кегли мраморные.

Покатал правитель шары, тоже не обрадовался этой «детской» забаве. Скоро все мудрецы были изгнаны, лишь один, самый известный, остался.

«Ну, а у тебя, что за игрушка?» - спрашивает грозный царь.

Достает самый старый мудрец из мешка деревянный ящичек и раскрывает его, а там – деревянные фигурки. Закричал царь, затопал ногами: «Что это такое?! Другие мне золото, бриллианты приносили, а ты что принёс!»

«Не все то золото, что блестит!» - мудрец отвечает.

Посмотрел внимательнее царь и узнал в деревянных фигурках все свое войско: и коней, и пехоту, и крепости и своих генералов, а в одной фигуре узнал даже самого себя.

Мудрец достал шахматную доску и на одном краю выстроил армию белого короля, а напротив, на другом краю доски, черное войско. Падишах с усмешкой спрашивает: «Ты считаешь, что я, великий воин, победитель всех народов, имеющий самую могучую армию в мире, не смогу справиться с небольшим отрядом деревянных игрушек?»

Мудрец молвил: «Давай, повелитель, попробуем!» - объяснил шаху правила игры, и они начали сражение. И вскоре великий полководец увидел, что управлять небольшим отрядом шахматных фигур гораздо сложнее, чем целой армией. Так понравилась ему игра, что все дни и ночи проводил он за ней. И детей своих научил играть

А мудреца велел хорошо наградить.

Когда царь добирался до шахматного короля противника, то он по своей былой военной привычке окликал врага: «Эй, шах!» (потому что шах – это король). А когда вражеский король падал сражённый, то великий падишах с грустью говорил: «ШАХУ МАТ!» (мат означало «смерть») Сражение ведь кончалось на этом. А царь так любил воевать. В переводе на русский язык слова царя означали, что король погиб.

С тех пор игра стала называться ШАХМАТЫ.

Со временем правила игры изменялись. Теперь короля нельзя убить, потому что он - самая главная фигура, полководец, который никогда не покидает свою армию и поле боя.

5. Итог занятия.

Итак, сегодня мы познакомились со спортивной игрой «Шахматы», узнали, где и когда она возникла, как называются фигуры и где они сражаются.

На следующем занятии мы продолжим наше знакомство с этой увлекательной игрой.

nsportal.ru

Презентация на тему История шахмат

Слайд 1

ШАХМАТЫ МОЕЙ ЖИЗНИ

Слайд 3

Древняя индийская легенда приписывает создание шахмат некоему брамину. За своё изобретение он попросил у раджи незначительную награду: столько пшеничных зёрен, сколько окажется на шахматной доске, если на первую клетку положить одно зерно, на вторую — два зерна, на третью — четыре зерна и т. д. Оказалось, что такого количества зерна нет на всей планете. Так это было, или не совсем, сказать сложно, но, так или иначе, родиной шахмат является Индия.

Слайд 4

В Индии появилась первая известная нам игра, родственная шахматам — чатуранга. Принципиальных отличий от современных шахмат два: игроков было четверо, а не двое (играли пара на пару), а ходы делались в соответствии с результатами бросания игральных костей. Каждый игрок имел по четыре фигуры (колесница (ладья), конь, слон, король) и по четыре пешки. Ферзя не было вовсе. Для выигрыша в партии нужно было уничтожить всё войско противников.

Слайд 5

Арабы преобразовали чатурангу: игроков стало двое, каждый получил под управление два комплекта фигур чатуранги, один из королей стал ферзём. От костей отказались, стали ходить по одному ходу строго по очереди. Победа стала фиксироваться по постановке мата либо пата, а также при завершении игры с королём и хотя бы одной фигурой против одного короля.

Слайд 6

Приблизительно в 820 году шахматы появились на Руси, придя либо прямо из Персии, либо от среднеазиатских народов. Русское название игры созвучно среднеазиатскому «шахмат». Изменения в правилах, позже внесённые европейцами, проникали на Русь, постепенно превратив старые русские шахматы в современные. Считается, что европейский вариант шахматной игры попал в Россию в X—XI веках из Италии. К XV веку шахматы приобрели современный облик.

Слайд 7

Играл в шахматы Иван Грозный (по преданию, он и умер за шахматной доской). При Алексее Михайловиче шахматы были распространены среди придворных, умение играть в них было обычным среди дипломатов. В Европе сохранились документы того времени, в которых говорится, что русские посланники знакомы с шахматами и играют в них весьма сильно. Увлекалась шахматами царевна Софья. При Петре I ассамблеи не проходили без шахмат.

Слайд 8

К XV—XVI векам шахматные правила в основном устоялись, началось развитие систематической шахматной теории. В 1561 году Руи Лопес издал первый полный учебник шахмат, в котором были рассмотрены этапы партии — дебют, миттельшпиль и эндшпиль. Он же впервые описал характерный вид дебюта — «гамбит», в котором преимущество в развитии достигается путём жертвы материала.

Слайд 9

Большой вклад в развитие шахматной теории в XVIII веке внёс Филидор. Он развил позиционный стиль игры. Он считал, что игрок должен не бросаться в безрассудные атаки, а планомерно строить сильную, устойчивую позицию, наносить точно рассчитанные удары по слабостям позиции противника, при необходимости прибегать к разменам и упрощениям, если они ведут к выгодному эндшпилю. Правильная позиция, по Филидору, это, прежде всего, правильное расположение пешек. По словам Филидора, «Пешки — душа шахмат; только они создают атаку и защиту, от их хорошего или плохого расположения целиком зависит победа или поражение». Книга Филидора «Анализ шахматной игры» стала классикой.

Слайд 10

С XVI века начали появляться шахматные клубы, где собирались любители и полупрофессионалы, игравшие зачастую на денежную ставку. Затем появились национальные турниры в большинстве европейских стран, стали проводиться международные матчи (с1821-ого) и турниры (с 1851-ого).

Слайд 11

Адольф Андерсен стал неофициальным «шахматным королём», его считали сильнейшим шахматистом мира. Впоследствии это звание оспорил Пол Морфи (США). Первым чемпионом мира по шахматам стал Вильгельм Стейниц. Новым чемпионом мира становился тот, кто выигрывал матч у предыдущего. В 1924 году была создана Международная шахматная федерация (ФИДЕ), первоначально занимавшаяся организацией Всемирных шахматных олимпиад.

Слайд 12

Первый официальный чемпионат мира по шахматам был проведён в 1948 году, победителем стал советский гроссмейстер Михаил Ботвинник.

Слайд 13

Огромную роль в истории шахмат сыграла советская шахматная школа. Широкая популярность шахмат, активное, целенаправленное обучение им и выявление способных игроков с детских лет способствовали высокому уровню игры советских шахматистов. Внимание к шахматам проявлялось на самом высоком уровне. С конца 1940-х годов и до распада СССР советские шахматисты практически безраздельно господствовали в мировых шахматах.

Слайд 14

Последнее десятилетие XX века в шахматах ознаменовалось важным событием — появились компьютерные шахматы. В 1996 году знаменитый шахматист Гарри Каспаров впервые проиграл компьютеру партию.

Слайд 15

Теперь компьютер может подсказывать шахматисту даже на соревнованиях самого высокого уровня. Поэтому на турнирах начали использовать специальные меры для защиты от компьютерных подсказок.

Прогресс компьютерных шахмат стал одной из причин роста популярности неклассических вариантов шахмат.

Слайд 16

Первым «объединённым» чемпионом мира стал Владимир Крамник (Россия). В настоящее время чемпионом мира по шахматам является Вишванатан Ананд.

prezentacii.org

Презентация история шахмат и правила игры

Просмотр содержимого документа
«Презентация история шахмат и правила игры»

Властитель умер

История возникновения

  • Шахматы (от перс. «шах мат» - властитель умер) – игра 32 фигурами на 64-клеточной доске для двух партнёров. Цель – поставить мат королю противника. Родина шахмат – Индия. На Руси шахматы появились в 9-10 веках. Эта игра также сочетает в себе элементы науки, искусства и спорта. Способствует развитию фантазии и концентрации внимания, воспитанию характера и воли, приучает логически мыслить. По свидетельству археологических раскопок – игры, связанные с передвижением фишек на доске, были известны ещё в 3-4 веках до н.э. Несмотря на яростное сопротивление первоначально мусульманской, затем и христианской церкви, приравнявшей шахматы к азартным играм в кости, шахматы постепенно становились одной из популярных игр не только среди феодальной знати, но и в народе.

Правила игры

  • Шахматная партия играется между двумя партнёрами, которые поочерёдно перемещают фигуры на квадратной доске, названной «шахматной». Тот, кто имеет белые фигуры, начинает партию. Игрок получает право хода, когда его партнёр сделал ход. Цель каждого игрока – атаковать короля таким образом, чтобы партнёр не имел никаких возможных ходов, которые позволяют избежать «взятия» короля на следующем ходу. Об игроке, который достиг этой цели, говорят что он поставил мат королю партнёра и выиграл партию. Партнёр, королю которого был поставлен мат, проиграл партию. Если партия такова, что никто из партнёров не может поставить мат, партия заканчивается вничью.

Начальная позиция фигур на шахматной доске

Как ходить?

Если слон на белом поле встал вначале, (не забудь!) Он другой не хочет доли – знает только белый путь. А когда на поле чёрном слон стоит, вступая в бой, Ходит правилам покорный, чёрной тропкой – слон такой. До конца игры слоны - цвету одному верны.

Видимо, ладья упряма, если ходит только прямо, Не петляет – прыг да скок, не шагнёт наискосок. Так от края и до края может двигаться она Эта башня боевая, неуклюжа, но сильна. Шаг тяжёлый у Ладьи, в бой её скорей веди!

Ферзь в шахматах, можно сказать чемпион, И шаг у Ферзя широк. Ферзь может ходить как Ладья и как Слон И прямо и наискосок. Направо, налево, вперёд и назад… А бьёт он и вдаль и в упор. И, кажется, будто Ферзю тесноват, Доски чёрно-белый простор. Ферзь очень опасен вблизи и вдали – Ты больше внимания Ферзю удели.

Пешка, маленький солдат, лишь команды ждёт, Чтоб с квадрата на квадрат двинуться вперёд. На войну, не на парад, Пешка держит путь. Ей нельзя пойти назад, в сторону свернуть. Чтоб в борьбу вступить скорей, в рукопашный бой. Первым ходом можно ей сделать шаг двойной. А потом вперёд, вперёд, за шажком шажок. Ну, а как же Пешка бьёт? Бьёт наискосок!.

Король любит гладкий, расчищенный путь: В любую он сторону может шагнуть, Однако легко ты заметишь дружок, Что в силах он сделать не шаг, а шажок. Всего одно поле – вот шага длина, Не очень проворен Король – старина. Зато начеку королевская рать – Задача её – Короля охранять. Ведь если б Король беззащитный погиб. Фигуры войну продолжать не могли б. Запомни: Король всех главней, всех важней, Нет в Шахматном войске важнее вождей.

Не мила Коню неволя, перед ним простор широк. Очень ловко на два поля совершает Конь прыжок, Замечательный прыжок: поле – прямо, поле – вбок.

Ещё очень важное!!

  • Каждый ход делается только одной рукой!
  • При своём ходе игрок может поправить одну или более фигур при условии, что он сначала заявит о своём намерении.

Законченная партия

  • Партия выигрывается игроком, который поставил мат королю партнёра. Это немедленно заканчивает игру, если матовая позиция была достигнута возможным ходом. Партия считается закончившейся вничью по соглашению партнёров и в том случае, если возникала одинаковая позиция трижды. Партия также выигрывается игроком, партнёр которого заявляет, что он сдаётся. Это немедленно заканчивает игру.

Вот посмотрите некоторые изображения

  • Это «космические шахматы»
  • А это фарфоровые шахматы

Надеюсь вам понравилось увлекательное путешествие в шахматный мир. До встречи.

multiurok.ru

Презентация к уроку (средняя группа) на тему: "Знакомство с Историей шахмат".

Знакомство детей с историей шахмат.  

МАДОУ №42, г.Ростов-на-Дону.

Дубченко Т.Ю.

Цель: познакомить детей с историей шахмат

Задачи:

Обучающие:

-познакомить детей с историей появления шахмат;

-расширить знания детей о шахматах как спортивной игре;

Развивающие:

-развивать познавательные действия, и познавательные интересы;

-развивать активную речь детей;

Воспитательные:

-воспитывать доброжелательное отношение между детьми в процессе совместной деятельности.

Оборудование: фигуры шахмат, шахматная доска, видеоряд: индия, мудрец, разнообразные шахматы востока и запада.

Словарная работа: шахматное поле, правители, раджа, мудрец, восток, запад,

1.Воспитатель:

- Ребята!

Что вы знаете о шахматах?

На самом деле являются ли шахматы королевской игрой?

Вы думаете что да, а я сомневаюсь.

И предлагаю просмотреть слайды, которые помогут нам понять являются ли шахматы королевской игрой или нет?

2. Просмотр презентации «Шахматы»

Комментарии по ходу слайдов.

-Какая самая главная фигура в шахматах? (ответ детей)

-Король, а почему?

(Без короля игры не может быть. Вся игра направлена на защиту короля.)

-Ребята вы знаете, в какой стране появились шахматы?

(ответы детей)

3. Индия

(Они появились в Индии, и называлась игра «Чатуранга».)

Что вы знаете об Индии?

(живут слоны, правители Раджи, живут индийцы).

4. Рассказ «Притчи о всемогущем Радже и мудреце»

(показ слайдов)

Рассматривание многообразия шахмат востока.

Из каких материалов делали шахматы, как вы думаете? (ответы детей)

Правильно их делали из бивней слонов, из камня, из дерева, из глины.

На востоке правили Раджи, а на западе Короли.

5.  Игра «Море волнуется».

Я предлагаю поиграть в игру «Море волнуется», но немного по-другому. Вместо морских фигур нужно изобразить фигуры шахматные, но так чтобы мы их могли узнать.

В игре я предлагаю заменить слова «морская фигура - на чудная фигура», то есть шахматная.

6. Все фигуры располагаются на шахматной доске.

7. Итог. Ребята мы сегодня выясняли: являются ли шахматы королевской игрой?

И какой мы можем сделать вывод?

(ответы детей)

Правильно шахматы это королевская игра потому, что она впервые появилась у правителей - королей, и главная фигура в шахматах - это король.

Все что вы узнали о шахматах можно рассказать родителям, братьям и сестрам.

nsportal.ru

Происхождение шахмат - история, презентации

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 2009"

Происхождение шахмат

Координатор:

учитель истории и обществознания Чикунов М.П.

Авторы : ученицы 5 «Г» класса

Соловьева Елизавета и Перевицкая Ксения

Происхождение Шахмат

Ал-Бируни  в книге «Индия» рассказывает древнюю  легенду , которая приписывает создание шахмат некоему  брамину . За своё изобретение он попросил у раджи незначительную, на первый взгляд, награду: столько пшеничных зёрен, сколько окажется на шахматной доске, если на первую клетку положить одно зерно, на вторую — два зерна, на третью — четыре зерна и т. д. Оказалось, что такого количества зерна нет на всей планете (оно равно 2 64  − 1 ≈1,845×10 19  зёрен, чего достаточно, чтобы заполнить хранилище объёмом 180 км³) [2] . Так это было, или не совсем, сказать сложно, но, так или иначе, родиной шахмат является  Индия .

Не позже начала  VI века  на северо-западе  Индии  появилась первая известная нам игра, родственная шахматам —  чатуранга . В точности правила чатуранги неизвестны, есть несколько восстановленных по разным источникам вариантов, тем не менее, ясно, что игра уже тогда имела вполне узнаваемый «шахматный» вид (квадратная игровая доска 8×8 клеток, 16 фигур и 16 пешек, похожие фигуры). Принципиальных отличий от современных шахмат два: игроков было четверо, а не двое (играли пара на пару), а ходы делались в соответствии с результатами бросания игральных костей. Каждый игрок имел по четыре фигуры (колесница ( ладья ),  коньслонкороль ) и по четыре  пешки . Конь и король ходили так же, как в шахматах, колесница — в пределах двух полей по вертикали и горизонтали, слон — сначала на одно поле вперёд или по диагонали, позже он стал «прыгать» через одно поле по диагонали, причём, подобно коню, при ходе мог перешагивать через свои и неприятельские фигуры.  Ферзя  не было вовсе. Для выигрыша в партии нужно было уничтожить всё войско противников.

Происхождение шахмат

В том же VI или, возможно, в  VII веке  чатуранга была заимствована  арабами . На  Арабском Востоке  чатуранга была преобразована: игроков стало двое, каждый получил под управление два комплекта фигур чатуранги, один из королей стал ферзём (ходил на одно поле по  диагонали ). От  костей  отказались, стали ходить по одному ходу строго по очереди. Победа стала фиксироваться не по уничтожению всех фигур противника, а по постановке  мата  либо  пата , а также при завершении игры с королём и хотя бы одной фигурой против одного короля (последние два варианта были вынужденными, так как поставить мат со слабыми фигурами, унаследованными от чатуранги, удавалось далеко не всегда). Получившаяся игра называлась у арабов —  шатрандж , у  персов  — «шатранг». Бурятско-монгольская версия называлась « шатар » или «хиашатар». Позднее, попав к  таджикам , шатрандж получил на  таджикском  название «шахмат» (в переводе — «властитель повержен»). Первое упоминание о шатрандже датируется приблизительно  550 годом600 год  — первое упоминание шатранджа в  художественной литературе  — персидской  рукописи  « Карнамук ». В  819 году  при дворе  халифа   аль- Мамуна  в  Хоросане  прошёл турнир трёх сильнейших игроков того времени: Джабира ал-Куфи, Абылджафара Ансари и  Зайраба Катая . В  847 году  вышла первая шахматная  книга , которую написал Аль- Адли .

Происхождение шахмат

Появление шахмат на Руси[]

Русские шахматы XVII века и фрагмент доски.

Приблизительно в  820 году  шахматы (точнее, арабский шатрандж под  среднеазиатским  названием «шахмат», в русском языке превратившимся в «шахматы») появились на  Руси , придя, как считается, либо прямо из  Персии  через  Кавказ  и  Хазарский каганат , либо от среднеазиатских народов, через  Хорезм . Русское название игры созвучно среднеазиатскому «шахмат», русские названия фигур более всего соответствуют арабским или персидским (слон и конь — переводы соответствующих арабских терминов, ферзь — созвучно персидскому «фарзин» либо арабскому «фирзан») [1] . Ладья, по одному из предположений, получила такое название вследствие того, что соответствующая арабская фигура «рух» изображала мифическую птицу, и была похожа на стилизованное изображение русской  ладьи . Сопоставление же русской шахматной терминологии с терминологией Закавказья, Монголии и европейских стран показывает, что ни название игры, ни названия фигур не могли быть заимствованы из этих регионов ни по смыслу, ни по созвучию.

Изменения в правилах, позже внесённые европейцами, с некоторым запозданием проникали на Русь, постепенно превратив старые русские шахматы в современные. Считается, что европейский вариант шахматной игры попал на Русь в X—XI веках, из  Италии , через  Польшу [3] .

  • Вопросы :
  • Какую награду попросил бармин за своё изобретение?
  • Когда появилась родственная шахматам игра и как она называлась?
  • В каком году вышла первая шахматная книга и кто её написал?
  • В каком году шахматы появились на Руси?

Ответы : 1 зёрна. 2 не позже начала VI века. Чатарунга. 3. В 847 году, написал Аль- Адли. 4 В 820году

Источник : https ://ru.wikipedia.org /

kopilkaurokov.ru

Презентация к уроку (1 класс) по теме: Путешествие в шахматное королевство

Тема: Путешествие в шахматное  королевство

Класс: 2

Школа: МБОУ Зимовниковская СОШ № 1

п. Зимовники

Учитель: Носова А.П.

Цели и задачи :

  • повторить и закрепить знания детей о шахматных фигурах, движении фигур, активизировать мыслительную деятельность.
  • вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах, спокойствие.
  • развивать у учащихся умение , предвидеть результаты своей деятельности, умение сравнивать, обобщать,

Оборудование:

мультимедийная презентация

                                                                    Ход урока

1.Сообщение темы и целей урока.  (Слайд №1)

Это чудо из чудес

Нам известно с детства,

Ждет ребят, как дар небес,

Шахмат королевство.

Там и ныне, словно встарь,

На высоком троне

Восседает грозный царь

В шахматной короне.

Там отважны и сильны

Пешки храбро бьются,

Там и кони и слоны

Доблестно дерутся.

Ферзь с ладьей - на страх врагам

Поспевают всюду.


2.  Кроссворд «Угадай фигуру» (Слайд №2)

  1. Маленькая, удаленькая,

     Через поле пройдет

    И награду найдет. (Пешка) (клик мышки)

Она как гадким утенок может превратиться в прекрасную лебедь, стоит ей дойти до горизонтали 8 - для белых, 1 - для черных. Она ходит только вперед и прямо, и не делает ни шагу назад. Она может сделать ход сразу на два поля - клетки вперед, а потом ходит только вперед на одно поле. Берет наискосок: влево или вправо (Пешка).

2.  Узнать его легко: он с гривой,

С осанкой важной, горделивой.

Красавца этого не тронь!

Узнал, кто это? Это... (Конь) (клик мышки)

В начальном положении стоит между ладьей и слоном. Он любит прыгать буквой Г - на два поля в сторону и на одно вперед, или на два поля вперед и на одно в сторону. Он может перескакивать через свои и фигуры противника. Наибольшее число ходов у него 8.

  3.    “Не люди, не звери, не часы, а ходят?”(Шахматные фигуры)

Не звери, но приходится но клеткам их ходить, и не настенные часы, но тоже могут бить.

   4. Я смел, и строен, и высок:

       Предпочитаю ходить и бить

       Всегда по-своему: наискосок. (Слон) (клик мышки)

 Ходит только по диагонали в любую сторону и на любое расстояние свободным от своих и фигур противника. 13 ходов центрального поля

5 Стою на самом краю,

   Путь откроют- пойду.

   Как зовут, не скажу (Ладья). (клик мышки)

У нее прямой характер. Эта фигура ходит по горизонталям и вертикалям, во все стороны на любые расстояния. Она стоит по углам доски. Наибольшее число ходов - 14.

6. Всех он смелее и сильней,                  

И не узнать его нельзя,                      

Он победит слонов, коней,

Конечно, ты узнал... (Ферзя) (клик мышки)

Самая сильная фигура. Стоит рядом со слоном на поле своего цвета. Он может ходить, как ладья и как слон. 27 ходов с центрального поля .(Ферзь).

7 .Этот важный господин

Захватил всю власть один.

Слушаться его изволь.

Кто это такой? (Король) (клик мышки)

 Какое слово получилось но вертикали? Что знаете об этой фигуре? (Король ходит во  все стороны, но только на одно поле. Нельзя короля ставить на атакованное поле. Королю делают шах и ставят мат.)

3. Викторина (Слайд №3)

1. Как ходит пешка? (вперед по вертикали). (клик мышки)

2. Какие фигуры остаются на доске до конца игры? (короли). (клик мышки)

3 Почему король слабее ферзя, но главнее его (без ферзя игра продолжается, а без короля играть нельзя).

4 Сколько всего шахматных фигур  32(клик мышки)

5. Является ли рокировка обязательной? (нет).

6. Между какими фигурами на доске стоит король? (между ферзей и слоном). (клик мышки)

7 Почему слон и конь называются легкими фигурами? (подвижные малоценные фигуры расчищают путь ценным фигурам).

8 Сколько клеток на шахматной доске- 64

9 Может ли ладья побить 2 пешки (нет).

10 Почему фигура называется слон, если нисколько не похожа на него? (Шахматы возникли в V веке в Древней Индии. Шахматные фигуры вырезали из слоновой кости, из бивня, в виде маленького слоника).

11. Почему слона называют легкой фигурой, а ладью тяжелой? (Слон контролирует половину доски, поэтому он слабее, легче ладьи. Слон оценивается в 3 очка, а ладья в 5 очков. По своей подвижности слон опережает ладью. Как правило слон выводится в игру раньше).

12 Почему ферзь как правило, не вступает рано в игру, ведь он самая дальнобойная фигура? (Это самая сильная и ценная фигура. За ней тотчас станут охотиться, чтобы скорее уничтожить и тем самым ослабить соперника).

13 . Чем конь отличается от остальных всех фигур? (1.Конь ходит по особенному, его ходы напоминают букву Г по-разному повернутую). (клик мышки)

14. Заповеди игры.

1 В бой сначала вступают пешки.

2 Легкие фигуры - слон, конь. Они расчищают путь более ценным фигурам.

3 Тяжелые фигуры - ферзь и ладья.)

15 При соблюдении каких условий можно выполнить рокировку?

(1-е условие. Если король и ладья не трогались с места.

2-ое условие. Если между королем и ладьей нет фигур.

3-е условие. Король во время рокировки не находится под шахом.)

  Показать короткую и длинную рокировку.

16. Как играть дебют? (Занять и контролировать центр. Выводить легкие, а потом тяжелые фигуры).

17 Как правильно сесть за шахматную доску? (Правое угловое поле должно быть белым).

4  Игра «Поставь детский мат»

Путешествуя по сказочной шахматной стране ранним утром, вы узнали, что  иногда король противника попадает в плен  внезапно, буквально через три хода, а игра, едва успев начаться, уже заканчивается. Как называется в шахматах такая ситуация: Выбери правильный ответ:

а) взрослый мат;

б)быстрый мат;

в)детский мат.

Кто первым сможет поставить  детский мат противнику, тот получит сладкий приз. (Награждение победителя).

5. Консилиум. Работа в группах

Скоро встанет солнышко, будет очень жарко, наступит день. Давайте проведём наш традиционный консилиум. Сегодня я предлагаю обсудить такой  вопроса:

Как защититься от детского мата?

 (Учащиеся делятся на 2 группы, совещаются в группах, предложения выносят на обсуждение с демонстрацией возможных вариантов).

6. Итог (Слайд №4)

В каждом отряде — ты сам погляди —

оба угла занимают ладьи.

Рядом с ладьями кони видны,

рядом с конями встали слоны.

Кто ж посредине? Ферзь с королём —

самые главные в войске своём.

Чтобы не путать, какие поля

тут для ферзя и для короля,

нужно запомнить одну из примет:

ферзь выбирает свой собственный цвет —

белый на белом квадрате стоит,

чёрному чёрный удачу сулит.

Есть свой квадрат у любого ферзя,

путать ферзей с королями нельзя!

А перед всеми — ладьёй и конём,

перед слоном, королём и ферзём —

пешки-малышки стали стеной,

им начинать этот сказочный бой.

Наше занятие подошло к концу.

Путешествие в шахматное королевство.

(2 класс)

                           

                                      Учитель: Носова А.П.

                                               

п.Зимовники

nsportal.ru

Презентация к уроку (3 класс) по теме: Проект "Шахматы"

Слайд 1

Властитель умер Выполнили учащиеся 3 А класса под руководством учителя Широких Т.Н.

Слайд 2

Вступление Почему мы решили выбрать темой нашего проекта - шахматы? Видимо потому, что эта игра – одна из самых увлекательных, развивающих и познавательных игр. Но в то же время, как ни обидно, а «мода» на эту прекрасную игру, можно сказать, настоящее искусство и отличную тренировку мысли, прошла! Сменилась более новыми, возможно, куда более прогрессивными и не менее интересными увлечениями. Но поскольку шахматы всегда были и остаются, на наш взгляд, самой интеллектуальной игрой всех времён и народов, а всё меньше и меньше людей имеют о ней должное представление, хотелось бы посвятить нау презентацию именно им.

Слайд 4

История возникновения Шахматы (от перс. «шах мат» - властитель умер) – игра 32 фигурами на 64-клеточной доске для двух партнёров. Цель – поставить мат королю противника. Родина шахмат – Индия. На Руси шахматы появились в 9-10 веках. Эта игра также сочетает в себе элементы науки, искусства и спорта. Способствует развитию фантазии и концентрации внимания, воспитанию характера и воли, приучает логически мыслить. По свидетельству археологических раскопок – игры, связанные с передвижением фишек на доске, были известны ещё в 3-4 веках до н.э. Несмотря на яростное сопротивление первоначально мусульманской, затем и христианской церкви, приравнявшей шахматы к азартным играм в кости, шахматы постепенно становились одной из популярных игр не только среди феодальной знати, но и в народе.

Слайд 6

Правила игры Шахматная партия играется между двумя партнёрами, которые поочерёдно перемещают фигуры на квадратной доске, названной «шахматной». Тот, кто имеет белые фигуры, начинает партию. Игрок получает право хода, когда его партнёр сделал ход. Цель каждого игрока – атаковать короля таким образом, чтобы партнёр не имел никаких возможных ходов, которые позволяют избежать «взятия» короля на следующем ходу. Об игроке, который достиг этой цели, говорят что он поставил мат королю партнёра и выиграл партию. Партнёр, королю которого был поставлен мат, проиграл партию. Если партия такова, что никто из партнёров не может поставить мат, партия заканчивается вничью.

Слайд 7

Начальная позиция фигур на шахматной доске

Слайд 8

Как ходить?

Слайд 9

Если слон на белом поле встал вначале, (не забудь!) Он другой не хочет доли – знает только белый путь. А когда на поле чёрном слон стоит, вступая в бой, Ходит правилам покорный, чёрной тропкой – слон такой. До конца игры слоны - цвету одному верны.

Слайд 10

Видимо, ладья упряма, если ходит только прямо, Не петляет – прыг да скок, не шагнёт наискосок. Так от края и до края может двигаться она Эта башня боевая, неуклюжа, но сильна. Шаг тяжёлый у Ладьи, в бой её скорей веди!

Слайд 11

Ферзь в шахматах, можно сказать чемпион, И шаг у Ферзя широк. Ферзь может ходить как Ладья и как Слон И прямо и наискосок. Направо, налево, вперёд и назад… А бьёт он и вдаль и в упор. И, кажется, будто Ферзю тесноват, Доски чёрно-белый простор. Ферзь очень опасен вблизи и вдали – Ты больше внимания Ферзю удели.

Слайд 12

Пешка, маленький солдат, лишь команды ждёт, Чтоб с квадрата на квадрат двинуться вперёд. На войну, не на парад, Пешка держит путь. Ей нельзя пойти назад, в сторону свернуть. Чтоб в борьбу вступить скорей, в рукопашный бой. Первым ходом можно ей сделать шаг двойной. А потом вперёд, вперёд, за шажком шажок. Ну, а как же Пешка бьёт? Бьёт наискосок!.

Слайд 13

Король любит гладкий, расчищенный путь: В любую он сторону может шагнуть, Однако легко ты заметишь дружок, Что в силах он сделать не шаг, а шажок. Всего одно поле – вот шага длина, Не очень проворен Король – старина. Зато начеку королевская рать – Задача её – Короля охранять. Ведь если б Король беззащитный погиб. Фигуры войну продолжать не могли б. Запомни: Король всех главней, всех важней, Нет в Шахматном войске важнее вождей.

Слайд 14

Не мила Коню неволя, перед ним простор широк. Очень ловко на два поля совершает Конь прыжок, Замечательный прыжок: поле – прямо, поле – вбок.

Слайд 16

Ещё очень важное!! Каждый ход делается только одной рукой! При своём ходе игрок может поправить одну или более фигур при условии, что он сначала заявит о своём намерении.

Слайд 17

Законченная партия Партия выигрывается игроком, который поставил мат королю партнёра. Это немедленно заканчивает игру, если матовая позиция была достигнута возможным ходом. Партия считается закончившейся вничью по соглашению партнёров и в том случае, если возникала одинаковая позиция трижды. Партия также выигрывается игроком, партнёр которого заявляет, что он сдаётся. Это немедленно заканчивает игру.

Слайд 18

А теперь интересненькое…про музей шахмат В музее шахмат можно увидеть все, что связано со старинной, но вечно юной игрой - кубки и другие трофеи завоеванные гроссмейстерами России, картины, рисунки, карикатуры, гравюры и литографии на шахматную тему, скульптурные портреты великих людей, отдававших досуг шахматам, фотографии чемпионов и многочисленные комплекты шахмат, изготовленные в XVIII-XX веках мастерами разных стран из слоновой кости, фарфора, мрамора, перламутра, стекла, металла, дерева. Музей основан в 1980 году.

Слайд 19

Вот посмотрите некоторые изображения Это «космические шахматы» А это фарфоровые шахматы

Слайд 20

А теперь, ребята, задание № 1 : нарисуйте на листе бумаги короля, как самую главную фигуру. Пофантазируйте и у вас всё получится. Посмотрите какие например бывают короли. Толь не срисовывайте. Придумайте своего!

Слайд 21

А теперь следующее задание: На квадратиках доски Короли свели полки Но для боя у полков Нет ни пушек ни штыков (загадка)

Слайд 22

А теперь скажите: Что у женщины на теле, У еврея на уме, Применяется в хоккее и на шахматной доске? (загадка)

Слайд 23

А скажите: Почему шахматная доска квадратная? (Отгадка)

Слайд 24

Отгадайте ещё загадку: Не люди, ни звери, не часы, а ходят. Что это?

Слайд 25

Ребята, а какие квадраты больше белые или чёрные?

Слайд 26

Надеюсь вам понравилось увлекательное путешествие в шахматный мир. До встречи.

Слайд 27

Материалы: http : //chess http : //www.bs-chess.com http : //suvenir-2003.narod.ru/prod02.htm http : //www.pc.com.ua/art/rus/galery

nsportal.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о