Презентация пермогорская роспись – Презентация к уроку по изобразительному искусству (ИЗО, 5 класс) на тему: Презентация “Пермогорская роспись”

Презентация к уроку ИЗО "Пермогорская роспись"

Пермогорская

роспись

Автор: Вагизова Румия Ахтямовна,

МБОУ «СОШ № 9»

Г. Нефтеюганск

2014 год

«Пермогорье» («первые по высоте горы») - пристань на самом высоком, гористом берегу Северной Двины, откуда на много верст было видно лютиковые луга, поля, синее небо до горизонта и алый цвет зари.

Почти все русские народные росписи по дереву пришли к нам с прялок.

Нарядно расписанная прялка рассказывает нам о далеком, давно забытом времени.

 

Среди многих работ, падавших на плечи крестьянки, прядение и ткачество были самыми трудоемкими.

"В избушке, распевая, дева

Прядет, и, зимних друг ночей, Трещит лучинка перед ней" -                

Писал Александр Сергеевич Пушкин.

Прялки Русского Севера славились своей резьбой и росписью. В узорах повторялись древние символы солнца, звезд, земли, водной стихии - круги, квадраты, ромбы, зубчатые и прямые линии.

Такой затейливый предмет не только украшал крестьянскую избу, но и согревал душу неутомимой пряхе, в полном смысле скрашивал бесконечный монотонный труд.    

Прялка была ценным подарком: отец дарил ее дочери, жених - невесте, муж - жене.

             С 6-8 лет девочка в крестьянской семье начинала готовить свое приданое к свадьбе: пряла нитки на прялке, чтобы потом наткать полотна для полотенец, рубах и сарафанов. Отец делал маленькую детскую прялочку. А жених дарил ей невесте красивую расписную прялку, и шла она по деревне на посиделки, гордо неся ее, чтобы все видели эту красоту. Считалось: у кого самая красивая прялка, ту больше всего жених любит.

           Пряла девушка пряжу на такой прялке, и не казался ей вечер долгим, а труд утомительным. И в знак взаимной любви дарила она потом тканый расшитый пояс своему жениху со словами «Кого люблю, тому дарю».

Техника исполнения пермогорской росписи, ее колорит, принципы построения композиций, сюжеты - все это указывает на непосредственную связь с древнерусскими книжными миниатюрами, которые, в свою очередь, напрямую связаны с иконографией.

          Роспись прялки разбивается на две части. Верхняя большая часть – всегда имеет традиционный сюжет: птица Сирин в ветвях древа. Птица Сирин заключена в круг и расположена в середине древа. Около одной из птиц дается такое пояснение: "Сия птица отца нашего истиннаго сотворение"

В нижней части прялки помещается сюжетная композиция: катания, чаепитие, посиделки и т.д. Обрамление прялки выполняется поясами бордюров.

         "На осине сижу, сквозь клену гляжу, березу трясу" - эта старинная русская загадка о прялке полностью описывает, из чего она была сделана.             Донца вырезали из осины или липы, гребень делали из твердых пород, чаще всего из клена, ну а веретено было березовым.

Многие прялки в добавление к росписям содержали дарственные надписи типа "Кого люблю того дарю", советы, поучения: " Пряди, прялку береги, за отца бога моли".          

  

Пряла лен, пряла лен, Да льняное волокно. Приходи ко мне, миленочек, С тальянкой под окно".

Основные элементы прялки

Маковки- «городки»

Лопасть-

«лопаска»

Серьги-

«чуски»

Ножка-

«стояка»

Донце

Формы лопасок и стоек

             Расписывали в Пермогорье не только прялки, но и множество других обиходных вещей. Сохранились необыкновенной красоты люльки хлебные короба, туески (бурачки), ендовы. И часто роспись соответствовала назначению предмета: на хлебнице изображен обед, на колыбели - сама колыбель с младенцем и вся последующая жизнь человека в трудах, на блюде - большая рыба. Роспись несла красоту и радость, утверждая заодно и моральные устои крестьянской семьи.

Бытовые крестьянские памятники- прялки

Фрагменты крестьянских прялки. XVIII-XIX век.

В коробе-хлебнице подавали хлеб к столу, это был своеобразный ритуал, обряд. Выходя замуж, девушка уносила ее как приданое.

С туеском и набирухой ходили деревенские ребятишки в лес по грибы да ягоды. В набируху дары леса собирали, а в туесок наливали квас или ключевую воду, которая весь день на солнышке оставалась такой же холодной, как и в самом ручье или ключе. Для пива и хмельных напитков была предназначена другая парадная посуда из дерева – скобкарь.

Современные художники могут делать свои житейские наблюдения и отражать их в рисунке, следуя примеру старых мастеров.

Узоры удивляют нарядностью белого фона, затейливостью композиции и простотой рисунка.

В росписи используются излюбленные мастерами цвета: красный, зеленый, желтый, реже синий. В ранних пермогорских росписях присутствовали красно-оранжевый, синий, охристый цвета.

Варианты композиций

Возрождение промысла

Основные элементы Пермогорской росписи

Трёхлистный цветок.

Трёхлопастный цветок.

Чудо-тюльпан

Райская птица. Последовательность выполнения росписи

Виды райских птиц.

Интернет- ресурсы:

http://m-der.ru / - музей дерева ,

http://www.cultnord.ru / - культурное наследие архангельского севера,

http://dekor.nm.ru / -русские северные прялки

http://siberiabear.jimdo.com / -русская кистевая роспись

http://dvinovaje.ru / крестьянское искусство

http://www.photodom.com /

- пейзажи Северной Двины

videouroki.net

Презентация по внеурочному занятию на тему "Пермогорская роспись" (6 класс)

Инфоурок › ИЗО, МХК ›Презентации›Презентация по внеурочному занятию на тему "Пермогорская роспись" (6 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд
Описание слайда:

Пермогорская роспись Учитель изобразительного искусства высшей категории Архипова Марина Владимировна 2015г. Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа городского округа Тольятти «Школа № 2 имени Героя Социалистического Труда И.В. Комзина»

2 слайд Описание слайда:

Направления в росписи по дереву Хохлома Пермогорье Тойма Петрозаводск Городец Урало-Сибирск Волхов

3 слайд Описание слайда:

Северная Двина

4 слайд
Описание слайда:

Изделия мастеров Предметы быта изготовляли из липы, осины и бересты Прялки. Туеса. Сундуки. Санки. Люльки. Чаши. Скобкари. Жбаны. Телеги…

5 слайд Описание слайда:

Солоница-коник «Сей бурачок очень крепок и угож…» В коробе-хлебнице подавали хлеб к столу В набируху дары леса собирали, а в туесок наливали квас или ключевую воду.

6 слайд Описание слайда:

Пермогорская прялка В старину считалось, что жених должен подарить своей невесте расписную прялку. И чем прялка будет красивее расписана, тем сильнее ее любит жених.

7 слайд
Описание слайда:

Прялка Птица Сирин. Древо жизни

8 слайд Описание слайда:

Прялка Дом. Посиделки. Катания.

9 слайд Описание слайда:

Пермогорская роспись

10 слайд Описание слайда:

Пермогорская роспись «Цветы, травы писать – добра, счастья искать»

11 слайд
Описание слайда:

Три мира росписи Прялка не только украшала крестьянскую избу, но и согревала душу неутомимой пряхе, скрашивала бесконечный монотонный труд.

12 слайд Описание слайда:

Техника росписи Сначала наносили грунт (мел с клеем), затем покрывали белилами, ножом или циркулем наносили контуры рисунка, раскрашивали, поверху гусиным или сорочьим пером наводили черной краской контур, олифили.

13 слайд Описание слайда:

Основные цвета пермогорской росписи Красный Желтый Зеленый Черный Синий

14 слайд Описание слайда:

Птица Сирин – птица счастья, птица-дева, птица-оберег! Северная птица считается оберегом, птицей - несущей добро.

15 слайд Описание слайда:

Элементы росписи

16 слайд Описание слайда:

Элементы росписи

17 слайд Описание слайда:

Последовательность выполнения птицы Сирин

18 слайд Описание слайда:

Современные мотивы пермогорской росписи

19 слайд Описание слайда:

Творческих успехов!

20 слайд Описание слайда:

Информационные источники Величко Н. К. Роспись: Техники. Приемы. Изделия. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.- 176с. – (Энциклопедия) Дорожин Ю.Г. Узоры Северной Двины. Рабочие тетради по основам народного искусства./ Ю.Г. Дорожин. М., «Искусство - детям», 2003, 24 с. Шпикалова Т.Я., Некрасова М.А. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 272с. http://vnitkah.ru/nitok/permogorskaya-rospis.php http://www.liveinternet.ru/users/tomash_design/post226097242/ http://zadacha.uanet.biz/uploads/5d/1e/5d1e4937e976c5f0ad8b25173507bb08 ПЕРМАГОРСКАЯ-РОСПИСЬ.pdf

Курс профессиональной переподготовки

Учитель, преподаватель изобразительного искусства

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Учитель мировой художественной культуры

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДВ-168295

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Презентация к уроку (изобразительное искусство, 2 класс) по теме: Росписи Северной Двины. Пермогорская роспись

Слайд 1

Росписи Северной Д вины Пермогорские узоры

Слайд 2

История Пермогорской росписи Пермогорская роспись – это роспись с Северной Двины.

Слайд 3

А почему же роспись названа именно так? Т.к место, где она зародилась (Архангельская область) – это горы, а на станции Пермогорье горы «первые по высоте».

Слайд 4

История Пермогорской росписи Если подняться на самый верх горы, то все краски северной природы становятся е ще ярче. Алый свет зори, зеленая трава, желтые лютики и светлое-светлое небо. Вот откуда взялись яркие узоры росписи.

Слайд 5

История Пермогорской росписи Расписывались разнообразные предметы быта, в том числе и прялки.

Слайд 6

Пермогорские прялки В старину считалось, что жених должен подарить своей невесте расписную прялку. И чем прялка будет красивее расписана, тем сильнее е е любит жених.

Слайд 7

Элементы росписи бордюры-ленточки; округлые листочки и ягодки; древа; трилистники; тюльпановые цветы; петушки; птица Сирин;

Слайд 8

Композиции: в круге – птица Сирин в квадрате – птица Сирин, петушки; в полосе – сюжетная композиция – сценки из повседневной жизни; птица Сирин, петушки и т.д.

Слайд 9

Цвет: желтый красный зеленый

Слайд 10

Педагогический рисунок Роспись прялки разбивается на две части. Верхняя большая часть – всегда имеет традиционный сюжет: птица Сир ин в ветвях древа. Птица Сири н заключена в круг и расположена в середине древа. В нижней части прялки помещается сюжетная композиция: катани я , чаепитие, посиделки и т.д. О брамление прялки выполняется поясами бордюров.

Слайд 11

Практическая работа Задание: С оставить композицию верхней части прялки с птицей Сирин, используя элементы росписи. Выполнить рисунок композиции.

Слайд 12

Требования к работе : Композиция; Соблюдение особенностей росписи; Аккуратность.

nsportal.ru

Презентация "Пермогорские узоры" - ИЗО

Пермогородская роспись – это роспись с. Северной Двины.

А почему же роспись названа именно так? Место, где она зародилась (Архангельская область) – это горы , а на станции Пермогорье горы «первые по высоте». Если подняться на самый верх горы, то все краски северной природы становятся еще ярче. Алый свет зори, зеленая трава, желтые лютики м светлое-светлое небо. Вот откуда взялись яркие узоры росписи.

Расписывались предметы быта, в том числе и прялки. В старину считалось, что жених должен подарить своей невесте расписную прялку, и чем прялка будет красивее расписана, тем сильнее ее любит жених.

древа

бордюры-ленточки

*

птица Сирин

трилистники

*

округлые

листочки и ягодки

тюльпановидные

цветы

пе туш ки

Тюльпановидные цветы

Бордюры-ленточки

Округлые листочки и ягодки

Древа

Птица Сирин

  • *в круге птица Сирин
  • *в квадрате птица Сирин, петушки
  • *в полосе -сюжетная композиция

Контур, оживка

Упражнение

  • выполнить элементы росписи:

Птица

Сирин

ягодки

листочки

трилистники

Роспись прялки

  • Роспись прялки разбивается на две части. В верхней части - птица Сирин в ветвях,
  • в нижней - сюжетная композиция: катание, чаепитие, посиделки.
  • Обрамление –пояс бордюр

Практическая работа

  • Составить композицию верхней части прялки с птицей Сирин, используя элементы росписи.
  • После окончания работы –выставка, анализ работ детей

Требования к работе

  • соблюдение особенностей росписи;
  • композиция ;
  • аккуратность.

multiurok.ru

Урок изобразительного искусства "Узоры Северной Двины. Пермогорская роспись"

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Урок по изобразительному искусству, 5 класс

Из цикла: Народные промыслы. Их истоки и современное развитие.

Цель: Познакомить учащихся с народным промыслом России – Пермогорская роспись, сформировать навыки составления декоративной композиции, работы орнаментом без предварительного рисунка соблюдая цветовую гамму.

Задачи урока:

  • Познакомить учащихся с Пермогорской росписью, разнообразием её посудных форм, особенностью росписи.
  • Воспитывать нравственно – эстетическое отношение к миру, любовь к Родине, её истории и культуре.
  • Развивать творческую активность, навыки работы с художественным материалом.

Методы: Демонстрация презентации, наглядных учебных пособий. Практическая работа.

Оборудование: Альбом, гуашевые краски, кисточки, непроливашка с водой, линейка, чёрный фломастер, простой карандаш. резинка.

План урока:

1. Организационная часть.

2. Вступление

3. Обозначение темы урока, роспись туеса- последовательность выполнения задания с помощью презентации.

4. Самостоятельная работа учащихся.

5. Подведение итогов работы, выставка учащихся

6. Домашнее задание

Ход урока:

Урок начинаю с проверки готовности класса к работе. Доброе утро! Все ли готовы поработать в творческой мастерской?! Если да, то начинаем наш урок, занимайте свои рабочие места.

Край Русского Севера, который питает маленькие и большие притоки Северной Двины, знаменит не только лесами, пушниной и полезными ископаемыми, но и своими умельцами – народными мастерами, способными при помощи нехитрых приспособлений вырезать замечательные изделия из дерева – ковши, чаши, блюда, люльки, санки, хлебницы, бураки и жбаны, а затем расписать их красками, причём в каждой местности делали это по-своему, но везде одинаково хорошо. Искусствоведы потом описали разные центры народных промыслов и дали им названия: верхнеустюгская, пучугская, ракуловская, бороковская, но самой первой стоит Пермогорская роспись, которая на первом этапе считалась синонимом северодвинской росписи.

Очевидно, что все виды северодвинской росписи уходят корнями в древнерусское искусство. Многие композиционные приёмы можно без труда отыскать в иконописи и книжной миниатюре. Подбор цветовой гаммы, техника исполнения и даже сами краски пермогорских росписей имеют много общего с древнерусской миниатюрой. <слайд № 3, 4>

Традиционная технология была трудоёмкой и предполагала грунтование дерева при помощи мела и клея с последующим покрытием поверхности белой краской. Затем по высохшему белому фону как по бумаге делался чёрный рисунок, а уже потом контур заполнялся цветом. Только в последнее десятилетия существования промысла технология изменилась, и художники Пермогорья стали пользоваться клеевыми красками, пришедшими на смену яичным, которые с давних времён применялись в русских художественных промыслах.

Цветовая гамма с переходом на новые краски не изменилась, и как и прежде, в основном, состоит из узоров красного цвета на белом фоне, поэтому роспись часто называют – “белофонной”, подчёркивая тем самым значение этого цвета. Жёлтый и зелёный цвета применяют как дополнительные, сопутствующие. Большое значение имеет рисунок с тонким чётким контуром. Как правило, этот рисунок покрывает густым растительным узором всю поверхность бытового предмета.

Особый интерес в пермогорских росписях представляют сцены народного быта. Трудно отыскать предмет, на котором бы не было какой - либо сцены с изображением деревенских посиделок, застолий, катаний на лошадях или крестьянского труда. <слайд № 5,6,7> Специалистам по народному искусству часто задают вопрос: стремиться ли художник данной сценой передать обычную деревенскую обстановку или же он умышленно приукрашает действительность, желая тем самым подчеркнуть торжественность момента? Вот как пишет в своей книге “Русская народная живопись” С.К. Жегалова: “Вспомним свадебные песни: в них деревенские жених и невеста величаются “князем” и “княгинею”, а обычные сани именуются “каретою”. Такой подчёркнутой праздничностью обстановки, яркостью красок народные художники старались не только подчеркнуть важность события, но мечтой о красивой, радостной жизни скрасить тяжёлую повседневность”. Можно сказать, что главная тема росписи – это опоэтизированная жизнь народа и родной природы.

Назовите тему нашего урока?! Пермогорская роспись, правильно.< слайд № 8>

А знаете ли вы, из каких узоров состоит данная роспись?! В течение урока мы познакомимся с элементами и научимся их изображать на бытовых предметах. Основными образами пермогорской росписи являются птицы, кони, которые входят в круг древнейших образов русского фольклора, получивших наибольшее отражение в обрядовой поэзии. Характерная особенность росписи – наличие полос или ярусов Ярусы-миры разделяются горизонтальными полосами, заполненными в центральной части – сюжетной композицией, в верхнем ярусе растительным узором, узорами в круге, райскими птицами, в нижнем геометрическими узорами. Возьмём к примеру Туес.< слайд № 9 >

Первый элемент с которым мы познакомимся называется “Геометрические узоры” У каждого из вас на парте лежит конверт, в нём находятся карточки для работы. Достаньте карточку №1 и положите перед собой < слайд № 10 >данным элементом росписи “Геометрические узоры” мы украсим основание туеса. (У доски работает один из учеников, выполняет оформление основания туеса – карточка№1, формат А3) Справились с поставленной задачей, молодцы. Переходим к следующему этапу работы.

Мы работаем над центральным ярусом “Сюжетные сцены” < слайд № 11 >.посмотрите на образец и создайте своё видение сюжетной сцены из жизни крестьянина. (у доски продолжает работу второй учащийся, выполняет сюжетную сцену из жизни крестьянина – карточка№1, формат А3) У всех ли получилось?! Можем ли мы приступить к следующему заключительному этапу росписи туеса?!

Заключительная работа – это роспись верхний яруса туеса < слайд № 12 >. (у доски продолжает работу третий учащийся) нам необходимо выполнить “Растительный узор” заполняя им верхний ярус, посмотрите какое разнообразие растительных элементов из которых можно создать замечательную композицию для туеса. Работаем аккуратно, соблюдая цветовую гамму пермогорской росписи.

Вот и подошла к завершению работа над туесом, расписали его вы как пермогорские мастера. Свои работы вы можете разместить на доске – “Выставка Пермогорского туеса”

Давайте посмотрим на посуду, расписанную мастерами посмотрите на экран < Слайд 13, 14>. Вы видите, что посуда разнообразна по форме и назначению: декоративные доски, утицы и т.д. Декоративно оформляются все части предмета, каждый элемент росписи имеет своё название, постарайтесь их запомнить и зарисовать.

Возьмите из конверта карточку № 2 (1 вариант - Утица, 2 вариант - разделочная доска) Используя буклет с образцами пермогорской росписи распишите данные бытовые предметы, время ограничено. Настало время показать, как вы владеете техникой пермогорской росписи.

И с этим заданием вы справились, молодцы! Разместите свои работы на выставке “Узоры Северной Двины”.

Мы с вами познакомились с техникой росписи, орнаментами, узорами, а так же усвоили основные элементы пермогорской росписи.

Заключение: Таким образом, пермогорская роспись – это традиционное искусство Русского Севера, имеющее глубокие корни в культуре нашего народа. Знакомство с данной росписью перебрасывает ещё один мостик между днём сегодняшним и днём вчерашним и несомненно, доставил радость от получившегося расписанного бытового предмета пермогорской росписью.

Давайте подведем итог урока.

Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

1) С каким народным промыслом мы сегодня познакомились? Как называется роспись и почему у неё такое название?

2) Из каких элементов состоит данная роспись?

3) Как называются изделия?

Рефлексия

  • Что понравилось в узоре данной росписи?
  • Трудно ли было работать над росписью бытового предмета?
  • Какие похожие росписи вам понравились?

Домашнее задание < Слайд 14 > выполнить роспись бытового предмета – прялка пермогорской росписью, используя карточки – подсказки выполненные вами на уроке изобразительного искусства. Раздаточный материал для домашнего задания раздадут дежурные по классу.

Урок закончен, до свидания.

Литература, используемая для разработки урока

  • Учебно-наглядное пособие для детей “Детям о народном искусстве”, Грибовская А.А., Москва “Просвещение”, 2002 год
  • Учебник изобразительное искусство “Декоративно прикладное искусство в жизни человека 5 класс”, Горяева Н.А., Островская О.В., под редакцией Неменского Б.М., Москва “Просвещение”, 2008 год
  • Рабочая тетрадь по основам народного искусства “Узоры Северной Двины”, руководитель проекта Дорожин Ю.Г., художник Ольга Знатных, Москва- 2006 год, Мозаика-Синтез.
  • www.msbook.ru
  • [email protected]

urok.1sept.ru

Презентация по ИЗО "Пермогорская роспись"

Пермогорская роспись

Пермогорье - это пристань на самом высоком, гористом берегу Северной Двины, первые по высоте горы. В 4 километрах от нее раскинулись деревни Большой Березник, именуемый в народе не случайно Помазкино, Грединская, Черепанове. Эти деревни, объединенные общим названием Мокрая Едома, и являлись центром пермогорской росписи.

Возникла она, вероятнее всего, в XVIII веке на основе росписей Великого Устюга и просуществовала до 30-х годов нашего времени. А с конца 60-х годов ее стали возрождать на архангельской фабрике "Беломорские узоры".

               В последние годы светлые росписи русского Севера стали необыкновенно популярны. Они вновь удивили нарядностью белого фона, затейливостью композиции и простотой рисунка. Даже в музеях, где много старинной красоты, глаз сразу выхватывает те туеса и скобкари, сундуки и санки, люльки и прялки, что покрыты сплошным ковровым радостным узором вперемежку с птицами Сирии, пряхами и единорогами. Подобные предметы привлекли к себе интерес собирателей и деятелей русской культуры еще в конце прошлого века.

Техника исполнения пермогорской росписи, ее колорит, принципы построения композиций, сюжеты - все это указывает на непосредственную связь с древнерусскими книжными миниатюрами, которые, в свою очередь, напрямую связаны с иконографией.

Особенно это легко проследить на большой поверхности прялки. Сюжеты на пермогорских прялках можно условно разделить на два чаще других встречающихся варианта. "В одном из них в верхней части на лицевой стороне прялки помещали медальон с птицей Сирии в райских кущах или несколько птиц у Древа жизни: Внизу изображали сцену катания на санях, свадебный поезд, на более ранних прялках рисовали выезд купца.

Расписывали в Пермогорье не только прялки, но и множество других обиходных вещей. Сохранились необыкновенной красоты людьки „хлебные короба, туески (бурачки), ендовы. И часто роспись соответствовала назначению предмета: на хлебнице изображен обед, на колыбели - сама колыбель с младенцем и вся последующая жизнь человека в трудах, на блюде - большая рыба. Роспись несла красоту и радость, утверждая заодно и моральные устои крестьянской семьи.

Современные художники могут делать свои житейские наблюдения и отражать их в рисунке, следуя примеру старых мастеров. Те были очень конкретны, насыщали изображения деталями: тут и новомодная шаль на плечах у пряхи, высокий гребень в прическе, повойники, кустушки, оконца где слюдяные, где стеклянные. Именно эти бытовые подробности помогли искусствоведам определить время изготовления многих предметов.

В росписи используются излюбленные мастерами цвета красный, зеленый, желтый, реже синий. В ранних пермогорских росписях присутствовали красно-оранжевый, синий, охристый цвета.

Основные элементы Пермогорской росписи

Варианты форм цветка

Схемы фризовых орнаментов. Ленточки, бордюры .

Последовательность росписи малого тюльпана

Последовательность выполнения большого тюльпана

Последовательность цветной заливки

videouroki.net

презентация к уроку на тему:»Пермогорская роспись»


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:

Пермогорская роспись Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования«Новозыбковская детская художественная школа»подготовила преподаватель: Рожкова Ирина ВладимировнаНовозыбков 2017  Пермогорье - это пристань на самом высоком, гористом берегу Северной Двины. Возникла роспись, вероятнее всего, в XVIII веке на основе росписей Великого Устюга и просуществовала до 30-х годов нашего времени. Пермогорские прялки - корневого типа, с большой лопатообразной лопастью, завершающейся, чаще всего, пятью или семью круглыми или ромбовидными гладко окрашенными "маковками", "городками". Внизу на лопасти имеется по две или четыре "серьги" ("чуски" на местном диалекте), расположенные по обе стороны массивной высокой ножки "стояка", переходящей в основание - "донце" прялки. Обычно лицевая поверхность разбивалась на две части (ставы) . Верхняя была больше, чем нижняя. Сюжеты на пермогорских прялках можно условно разделить на два варианта. В одном из них в верхней части на лицевой стороне прялки помещали медальон с птицей Сирии в райских кущах или несколько птиц у Древа жизни. Внизу изображали сцену катания на санях, свадебный поезд, на более ранних прялках рисовали выезд купца.  В другом варианте на фасадной (лицевой) стороне прялки изображались "супрядки", как по-местному назывались посиделки. Девицы и женщины сидели, как полагается пряхам, под окошками - по-пермогорски в "шашечку". В нижнем ставе изображался свадебный поезд. На тыльной стороне прялок вверху изображались птицы в райских кущах как символ благополучия в доме, а внизу - счастливая семья за трапезой.  Расписывали в Пермогорье не только прялки, но и множество других обиходных вещей. Это долбленые скопкари, ендовы, ковши, ставы, жбаны, чарки, блюда, солоницы, берестяные бураки, ведра, набирухи, короба, гнутые из луба, рукомойники, светцы, подсвечники, люльки, сундуки, телеги, санки, дуги, хо

educontest.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *