Проект по русскому языку 2 класс – Проект по русскому языку (2 класс) на тему: Проект по русскому языку для 2 класса.

Проект по русскому языку (2 класс) на тему: Проект по русскому языку для 2 класса.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа №4 г. Навашино».

Проект по русскому языку

«И в шутку и всерьез»

Ученицы 2 «в» класса

Курносовой Ангелины.

2017 г.

Цель проекта:

  • Собрать занимательный материал, для выполнения которого требуются знания по русскому языку.
  1. Внимание, внимание! Интересное задание: «Пять ос» название.
  1. Ос _  _ а.
  2. Ос _  _ а.
  3. _ ос _ а.
  4. _ ос _  _  _ а _  _.
  5. _ ос _ с _ а.

1. На этой осе в октябре позолота.

2. А эта растёт на лугу и в болотах…

3.  У этой на лапках зелёные иглы.

4. Эта оса на луну летает.

5. Эта боится горчицы и вилки.

 

  1. Матроскин и Шарик увлеклись чтением интересных стихотворений. Но чтобы прочитать, нужна смекалка, потому что «потерялись» предлоги. Ребята, помогите им «найти» предлоги.

Я           утра           лесу гуляю,

       росы я весь промок.

Но зато теперь я знаю

       берёзку и           мох.

  1. В каждом слове не хватает одной буквы. Чтобы отгадать слово. Необходимо вспомнить как называются рисунки и с какой буквы они начинаются.


  

Игра «Пропавшие буквы».

В выделенных словах пропала буква-шалунья. Добавьте к слову нужную по смыслу стихотворения букву.

Серый вол, голодный, злой,

Бродит по лесу зимой.

(Вол - волк)

Стол  высокий, метра три,

Крепко держит фонари.

(Стол - столб)

Землю роет старый кот,

Под землёю он живёт.

(Кот - крот)

Кран  зажёгся голубой -

Фильм посмотрим мы с тобой.

(Кран - экран)

Шар  на шею повязал

И ангину не поймал.

(Шар - шарф)

От весёлой острой  утки

Хохотали мы все сутки.

(Утки - шутки)

Рыбки в лодочке сидят,

К поплавку прикован взгляд.

(Рыбки - рыбаки)

Город наш нам каждый год

Урожай большой даёт.

(Город - огород)

Час уже томится в печке

Каша вкусная из речки.

(Речка - гречка)

1. Тротуар 2. Бордюр 3. Столб 4. Борода 5. Ножницы 6. Кисточка 7. Лосьон 8. Волосы 9. Косынка 10. Ребусы 11. Марка 12. Посылка 13. Журнал 14. Штемпель

nsportal.ru

Проект по русскому языку (2 класс): Исследовательский проект по русскому языку "Сладкая орфография"

Областное государственное автономное

профессиональное образовательное учреждение

 «Белгородский педагогический колледж»

Исследовательский проект

по русскому языку

«Сладкая орфография»

Автор:

Студентка 311 НК группы

Макеева Анастасия

Научный руководитель:

Сазонова Е.В.

Белгород 2018

        СОДЕРЖАНИЕ:        

Введение………………………………………………………………………Стр.3

Глава 1. Теоретическая часть

1.1.  История появления конфетного фантика……………………………..Стр.4

1.2.  Разновидности орфограмм в русском языке ……………………........Стр.5

1.3.  Классификация названий конфет по орфограммам……………..........Стр.6

Глава 2. Практическая часть

2.1.  Анкетирование «Значение фантиков в повседневной жизни»…........Стр.7

2.2.  Эксперименты с конфетными фантиками…………………………….Стр.7

Заключение……………………………………………………………….......Стр.9

Приложение…………………………………………………………………Стр.10

Библиографический список………………………………………………..Стр.14

ВВЕДЕНИЕ

        Многие считают, что фантики и обертки от кондитерских изделий – это бесполезный мусор! Можно ли найти применение «бесполезному мусору» -  оберткам от конфет? Мы попытаемся это сделать!

         Учителя начальных классов нам рассказали о том, что основы грамотного письма берут свое начало от умения замечать орфограммы, «видеть» их в окружающей нас письменной речи. Это орфографическая зоркость. Но при чем здесь фантики от конфет?

         Актуальность исследования заключается в том, что орфографическая зоркость приобретается как раз в период начальной школы. Все дети очень любят конфеты, так почему бы не совместить приятное с полезным: развивать орфографическую зоркость, изучая орфограммы русского языка по фантикам от конфет?

Проблема: обучающиеся начальной школы затрудняются в определении орфограмм.

Цель: выявить и изучить орфограммы русского языка на фантиках от конфет.

         Задачи: 

1.Изучить историю появления конфетного фантика.

2.Повторить разновидности орфограмм русского языка.

3.Проклассифицировать названия конфет по орфограммам.

4.Создать анкету для обучающихся начальной школы.

5.Провести анкетирование среди обучающихся начальной школы.

6.Провести с обучающимися эксперименты с фантиками от конфет.

7.Создать памятку для обучающихся по распознаванию орфограмм с помощью названий конфет.

8. Презентовать и защитить работу.

Объект исследования:  фантики от конфет.

Предмет исследования: орфограммы русского языка.

Гипотеза:  в названиях кондитерских изделий можно обнаружить орфограммы, изучаемые на уроках русского языка.

Методы исследования:

  • Справочно-информационный;
  • Наблюдение;
  • Поисковый;
  • Творческий поиск;
  • Анализ и систематизация.

Глава 1. Теоретическая часть

  1. История появления конфетного фантика

         Конфетные фантики - не просто яркие и цветные бумажки для оформления конфет. Можно заметить отголоски времени и знаковые события в жизни страны и народа, если внимательно проследить, как менялась упаковка,

         Довольно давно начали заворачивать конфеты в бумажные обертки. Первые обертки для конфет из фольги и бумаги появились в 1850 году. Этому способствовал великий американский изобретатель Томас Эдисон, а в 1872 году он придумал еще и парафинированную бумагу, служившую первой оберткой для конфет.

         Возник вопрос: почему обертка для конфет называется фантиком и когда она вошла в употребление? Оказывается, что это польское слово fant (немецкий вариант Pfand) означает «залог». Фантик — разновидность этикетки, народное название конфетной обертки из бумаги, фольги или фольгированного полимера.

         Ещё при Петре I в России появились простенькие этикетки. Но до середины XIX в. конфеты в обертки не заворачивались. Конфеты раскладывали в стеклянные вазочки и на фарфоровые блюда, а брали их специальными щипчиками. Но зато шоколадные конфеты удостаивались разноцветной фольги: различным начинкам соответствовали свои цвета.

         На самых первых этикетках для конфет с декором обычно помимо фамилии производителя и названия изделия изображали фасад фабричного здания в обрамлении цветов, плодов и зеленых листьев. Эта манера - заключать изображение в медальон -  была позаимствована у домашних альбомов, которые были тогда в большой моде. А любование фабричной архитектурой – дань моде на все промышленное. К концу XIX в. сильно возросло число кондитерских производств, торговая реклама стала играть заметную роль, поэтому в малых формах промышленной графики появились имена выдающихся художников: Иван Билибин, Иван Ропет, Константин Сомов, братья Васнецовы, Сергей Ягужинский, Борис Зворыкин, Евгений Лансере. Но большинство их работ для оформления фантиков, к сожалению, утеряны.

         На протяжении 100 лет конфетные фантики были предметом интереса детей – их собирали, обменивали. Но существовали и «настоящие» коллекционеры этих бумажек. Лет 80 тому назад существовала шуточная игра в фанты, в нее играли и взрослые и дети. И все же фантик преимущественно остается частью детских игр, выполняя познавательную, просветительную задачу. Широко были распространены фантики с репродукциями известных картин, изображениями видов городов, географических карт. Шрифт, краски, орнамент привлекали взгляд. До наших дней дожил легендарный фантик «Мишка косолапый». Этот маленький шедевр – творческая переработка картины И. Шишкина «Утро в сосновом бору» - был создан в начале XX века графиком Мануилом Андреевым.

         Фантики стали своего рода зеркалом, в котором отразились все значительные события, юбилеи и  памятные даты русской истории. Рассматривая старинные прейскуранты, можно составить своеобразную тематическую подборку названий и декора фантиков: «Столичный шоколад», «Боярский», «Княжеский», «Царский»; «географические» названия – «Каштаны Капри», «Порт Артур», печенье «Ливадия», «исторические» — «Нельсон», «Бисмарк».

         «Товарищество А. И. Арикосов и сыновья», например, отметило юбилей отмены крепостного права карамелью «Освобождение крестьян» и шоколадом «Юбилейный 1861-1911». Так же, как на открытках, на фантиках зачастую писали строки стихов великих поэтов или слова из манифеста об отмене крепостного права.

         Историк Л. Нумерова пишет: «С нескрываемым патриотизмом в кондитерской упаковке был отражен 100-летний юбилей Отечественной войны 1812 года. Поражает разнообразие форм и материалов упаковки, сюжетов изобразительного ряда. Серия портретов русских и французских полководцев, героев партизанской войны, сцены знаменитых сражений – обо всем этом почти с книжной глубиной напоминали кондитеры в своей юбилейной продукции».
        В первые годы Советской власти убирались все приметы старого времени, все символы, связанные с императорской Россией. Исчезли фантики, например, посвященные 300-летию Романовых. Разумеется, получили иные названия конфеты «Царская», «Принцесса», «Императрица», «Боярыня». Появились конфеты, упаковки которых украшали слова «Красный Октябрь», «Красный большевик». «Чапаев», «Пионер», «Октябрёнок», «Советская», «Крестьянская».

         В советские времена конфетный фантик, как и многое другое, был идеологизирован. Все, что славилось, отмечалось, праздновалось, отражалось на обертке: юбилей Революции, 8 марта, 1 мая, 7 ноября и т. д. Яркой приметой 60 - годов ХХ века стал полёт человека в космос. Это эпохальное событие тоже нашло отражение в таких названиях конфет: «Космос», «Космическая».

 В годы правления Хрущева и увлечения производством кукурузы – появились конфеты с изображением кукурузы и название «Чудесница». В тот же период  можно было увидеть конфеты с такими прекрасными названиями, как «Артистическая», «Баядерка», «Идиллия» «Лебединая Песня», «Синяя птица», «Снегурочка», «Маленькие Музыканты», «Детские забавы».

         Обёртка для конфет и шоколадной плитки – это и часть повседневной жизни, и особый знак эпохи, вызывающий в памяти запах и вкус даже спустя много лет.

  1. Разновидности орфограмм русского языка

         Прежде, чем мы приступили к работе по классифицированию названий конфет по орфограммам русского языка,  мы повторили разновидности орфограмм русского языка, используя примерную программу по русскому языку и выявили следующие орфограммы, изучаемые в начальных классах:

1.Гласная после шипящей:

  • жи - ши;
  • ча – ща;
  • чу – щу.

2.Правописание буквосочетаний: чк,чн, чт, нч.

3.Заглавная буква в именах собственных.

4.Непроверяемая гласная в корне слова.

5.Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука в середине и конце слова.

6.Разделительный мягкий знак.

7.Правописание безударной гласной в корне слова.

8.Правописание удвоенных согласных.

9.Правописание парных согласных в корне слов и др.

  1. Классификация названий конфет по орфограммам

При исследовании оберток от конфет, мы обратили внимание на названия конфет. Во многих из них есть орфограммы, которые обучающиеся изучают в начальной школе.

Получается, что с помощью фантиков, мы можем развивать орфографическую грамотность, ведь практически каждое из этих слов содержит какую - либо орфограмму, а иногда и не одну – съел конфету и научился писать слово - название. 

         Для исследования орфограмм мы использовали  49 названий конфет. После того, как выявили орфограммы в названиях конфет, распределили орфограммы  на группы. Получилось 8 групп (смотреть Приложение 1).

         

Глава 2. Практическая часть

2.1 Анкетирование «Значение фантиков в повседневной жизни»

Цель: выяснить, обращают ли ученики внимание на названия конфет и видят ли в этих названиях орфограммы.

Исходя из цели анкетирования, мы составили вопросы для анкеты:

  1. Любите ли Вы конфеты?
  2. Интересуетесь ли Вы названием конфеты перед тем, как её съесть?
  3. Названия каких конфет Вам запомнились?
  4. Как Вы считаете, можно ли на фантиках от конфет найти орфограммы, изучаемые на уроках русского языка?

         Анкетирование было проведено среди учеников 3 и 4 классов. В анкетировании приняли участие 50 человек. Проанализировав результаты анкет обучающихся, мы получили такие результаты (смотреть Приложение 2):

- оказалось, что из 50 человек, принявших участие в анкетировании,  15 человек любят не все конфеты, остальные 35 человека дали положительный ответ.

Также выяснилось, что 

- 21 человек из 50 опрошенных не интересуются названием конфеты, главное, чтобы конфета была вкусной, 

- 29 человек всегда интересуются тем, что написано на обертке.

 Перечисляя названия любимых конфет, участники анкетирования часто допускали орфографические ошибки.

Большинство анкетируемых (32 человека) считают, что на фантиках можно найти орфограммы русского языка, 8 человек думают, что нельзя, остальные (10 человек) затрудняются ответить на этот вопрос.

Что же получается? Многие ребята, съедая конфету, на название внимания не обращают, поэтому и пишут названия любимых конфет с ошибками. Но при этом знают, что на обёртках можно встретить орфограммы русского языка.

Мы решили на этом не останавливаться. И всерьёз задумались над проблемой: можно ли повысить уровень орфографической зоркости, используя конфетные обёртки? И решили провести эксперимент.

 

2.2. Эксперименты с конфетными фантиками

Цель проведения эксперимента: выяснить, можно ли повысить уровень орфографической зоркости обучающихся, используя фантики.

Продолжительность эксперимента: 3 дня.

Для участия в эксперименте мы привлекли 25 учеников 4 класса. Учитель помог нам организовать эксперимент и подобрать слова (названия конфет) для словарного диктанта с учётом изученных нами орфограмм (смотреть Приложение 3). Участникам эксперимента было предложено написать словарный диктант. Проверив все работы, мы получили такие результаты (смотреть Приложение 4):

- 5 учеников из 25 не справились со словарным диктантом (получили «2»), 

- 8 учеников написали диктант на «3», 

- 7 человека получили отметку «4»,

- и лишь 5 учеников не допустил ни одной ошибки.

 Выходит, конфету многие дети съедают, а на название конфеты не обращают внимания.

О результатах словарного диктанта участники эксперимента не знали. И о допущенных ошибках им тоже не сообщалось.

В течение 2 дней мы попросили участников эксперимента повторить правила по орфографии.  

Через 2 дня нам предстояло провести повторный словарный диктант. В диктанте были использованы те же слова, что и в первый раз. Результат нас удивил и порадовал:

- 10 учеников из 25 не допустили ни одной ошибки, 

- 9 получили отметку «4», 

- 6 человек написали диктант на «3», а двоек не было вовсе

Мы занесли результаты обеих словарных работ в таблицу и сравнили их: результаты повторного словарного диктанта значительно улучшились (смотреть Приложение 5).

Мы пришли к выводу, что, участники эксперимента, при повторении правил по орфографии, стали обращать внимание на названия конфет и выделять в них изученные орфограммы, что привело к повышению уровня орфографической зоркости.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         На фантиках от конфет можно встретить разные орфограммы. Мы сгруппировали названия конфет по 8 орфограммам. Среди нашей подборки фантиков самыми частыми орфограммами оказались слова с непроверяемыми и проверяемыми безударными гласными, Правописание парных согласных в корне слов. А самыми редкими - правописание удвоенных согласных.

         При исследовании конфетных фантиков мы формировали орфографические умения и навыки, находили и обосновывали орфограммы в названиях конфет.

         Результаты эксперимента доказали, что можно повысить уровень орфографической зоркости учеников, используя конфетные фантики.

Мы убедились в том, что фантик является хорошим материалом для изучения орфографии.

На основе исследования мы создали памятку названий конфет по орфограммам (смотреть Приложение 6).

Практическая значимость исследования заключается в том, что собранный нами материал можно использовать на уроках русского языка в начальной школе при отработке навыков грамотного письма.

Мы считаем, что достигли цели работы и выполнили все задачи.

         Наша гипотеза о том, что  в названиях кондитерских изделий можно обнаружить орфограммы, изучаемые на уроках русского языка, подтвердилась.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Классификация названий конфет по орфограммам

Орфограмма

Названия конфет

1.Правописание буквосочетаний: чк,чн, чт, нч.

«Белочка»;  «Ласточка»; «Шипучка»; «Красная шапочка»; «Москвичка»; «Рачки»; «Батончик в шоколаде»; «Черноморочка».

2.Заглавная буква в именах собственных.

«Алёнка»; «Сказки Пушкина»;
«Рузанна»; «Любимый Мишаня»; «Кара-Кум»; «Кот в сапогах»; «Красная шапочка»;
«Буратино». 

3.Непроверяемая гласная в корне слова.

«Малина»; «Абрикос»; «Барбарис»;
«Ромашка»; «Птичье молоко»; «Коровка»; «Богатырь».

4.Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука в середине и конце слова.

«Золотой трюфель»; «Сласть»;
«Аленький цветочек»; «Колокольчик».

5.Разделительный мягкий знак.

«Грильяж»; «Птичье молоко»; «Премьера»;
«Аксинья».

6.Правописание безударной гласной в корне слова.

«Морская звезда» – море, звёзды;
«Золотой ключик» – золото, позолоченный;
«Кислинка» - кислый;   «Лебёдушка» - лебедь; «Медунок» - мёд; «Марсианка» – марс.

7.Правописание удвоенных согласных.

«Россия»; «Рузанна»; «Гулливер»; «Ассорти».

8. Правописание парных согласных в корне слов.

 «Загадка» - загадать; «Грильяж» – много грильяжа; «Коровка» - корова; «Клубника со сливками» – сливочный; «Ягодка-малинка» – ягода; «Мягкий грильяж» – мягок; «Голубка» - голуби; «Сладкий орешек» - сладок; «Сказка» - сказать.

Приложение 2

Результаты анкетирования

«Значение фантиков в повседневной жизни»

 

Приложение 3

Словарный диктант

Белочка, Аленка, Богатырь, Рузанна, Премьера, Сласть, Гулливер, Ромашка.

        Приложение  4

Результаты написания словарного диктанта

Приложение 5

Результаты написания повторного словарного диктанта

Приложение 6

ПАМЯТКА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

«Классификация названий конфет по орфограммам»

Орфограмма

Названия конфет

1.Правописание буквосочетаний: чк,чн, чт, нч.

«Белочка»;  «Ласточка»; «Шипучка»; «Красная шапочка»; «Москвичка»; «Рачки»; «Батончик в шоколаде»; «Черноморочка».

2.Заглавная буква в именах собственных.

«Алёнка»; «Сказки Пушкина»;
«Рузанна»; «Любимый Мишаня»; «Кара-Кум»; «Кот в сапогах»; «Красная шапочка»;
«Буратино». 

3.Непроверяемая гласная в корне слова.

«Малина»; «Абрикос»; «Барбарис»;
«Ромашка»; «Птичье молоко»; «Коровка»; «Богатырь».

4.Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука в середине и конце слова.

«Золотой трюфель»; «Сласть»;
«Аленький цветочек»; «Колокольчик».

5.Разделительный мягкий знак.

«Грильяж»; «Птичье молоко»; «Премьера»;
«Аксинья».

6.Правописание безударной гласной в корне слова.

«Морская звезда» – море, звёзды;
«Золотой ключик» – золото, позолоченный;
«Кислинка» - кислый;   «Лебёдушка» - лебедь; «Медунок» - мёд; «Марсианка» – марс.

7.Правописание удвоенных согласных.

«Россия»; «Рузанна»; «Гулливер»; «Ассорти».

8. Правописание парных согласных в корне слов.

 «Загадка» - загадать; «Грильяж» – много грильяжа; «Коровка» - корова; «Клубника со сливками» – сливочный; «Ягодка-малинка» – ягода; «Мягкий грильяж» – мягок; «Голубка» - голуби; «Сладкий орешек» - сладок; «Сказка» - сказать.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.Баулина А. Г. Исторические события в фантиках/ сост. А. Г. Баулина М.: Инсбук-бизнес, 2007.

2.Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. – 5-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2011. – 400 с. – (Стандарты второго поколения).

3.https://www.abcfact.ru/2703.html        

nsportal.ru

Проект по русскому языку (2 класс) по теме: Публикации моих учеников. Учебный проект по русскому языку " Слово о словарях" Выполнен учащимися 2 класса" А" "МБУ школы №21"г.о. Тольятти Самарской области.

Слайд 1

Слова, слова, слова, слова- Всему название дано - и зверю, и предмету. Вещей вокруг полным- полно , а безымянных нету. И все, что может видеть глаз - над нами, и под нами, И все, что в памяти у нас означено словами Они слышны и здесь, и там, на улице и дома: Одно давно привычно нам, другое- незнакомо. Слова , слова, слова, слова… Язык и стар, и вечно нов ! И это так прекрасно! В огромном море- море слов Купаться ежечасно. А . Шибаев

Слайд 2

Проблема У детей младших классов недостаточно развита речь в связи с малым словарным запасо м

Слайд 3

Гипотеза Русская речь может быть очень красивой , грамотной и насыщенной, если умело пользоваться словарями

Слайд 4

Учебный проект по русскому языку на тему «Слово о словарях» выполнили ученики 2 А класса МБУ школы №21 Руководитель: учитель начальных классов Пиденко Е.Н.

Слайд 5

Цель проекта: Познакомить одноклассников со словарями русского языка и научиться пользоваться ими.

Слайд 6

Задачи : 1. прививать интерес к русскому слову; 2. побудить одноклассников чаще пользоваться словарями 3. развивать способность краткого и яркого изложения своих мыслей; 4. приобрести навыки работы в системе Power Point и учиться использовать ресурсы Интернета при сборе материала. 5. провести анкетирование среди учащихся нашего класса с целью узнать, какие словари пользуются наибольшей популярностью дома.

Слайд 7

Введение. В процессе учёбы за 1 и 2 классы мы немного познакомились с некоторыми словарями, но наши небольшие знания не были достаточно отработаны на практике. Очень кстати был предложен нашим учителем учебный проект «Слово о словарях». Мы выбрали подтемы и начали работать. Каждый ученик подготовил информацию о каком-либо словаре и упражнения по работе с ним. Вот что у нас получилось.

Слайд 8

Толковый словарь. Макина Милена

Слайд 9

Толковый словарь-это словарь, содержащий слова в алфавитном порядке, объясняющий их лексическое значение - Найдите в словаре слово Смекалка и прочитайте его значение Смекалка- – сообразительность, догадливость, способность быстро понять, смекнуть К какой части речи относится это слово? И мя существительное, неодушевлённое, женский род Составьте предложение с этим словом Боец со смекалкой воюет и с палкой

Слайд 10

Торосян Давид Орфографический словарь.

Слайд 11

Стремление быть грамотным — естественное желание каждого человека. Следствием такого спроса явилось появление множества различных по объему орфографических словарей (с греч. «правильно пишу) Найдите в словаре имена существительные-названия растений. Запишите. На какие группы их можно разделить по смыслу? Берёза , земляника, капуста, малина, морковь, осина, щавель, яблоня. Деревья: берёза, осина, яблоня. Ягоды: земляника, малина. Овощи: морковь, капуста. Травы: щавель.

Слайд 12

Словарь синонимов. Леверкин Алёша

Слайд 13

Синонимические словари описывают слова, разные по звучанию и написанию, но близкие по значению. 1.Найдите имена прилагательные, обозначающие признаки предметов по цвету. Запишите эти пары слов. 2.Какие из записанных имён прилагательных вы чаще употребляете в речи? Голубой, лазурный; жёлтый, золотой; зелёный, изумрудный; красный, алый; оранжевый, апельсиновый; синий, васильковый; фиолетовый, лиловый. Я чаще употребляю в речи слова: голубой, жёлтый, зелёный, красный, оранжевый, синий, фиолетовый

Слайд 14

Словарь антонимов. Мазуркевич Катя

Слайд 15

Помогает подобрать антонимы, объясняет значение каждого из них. Антонимы (от греческой приставки « противо -» и слова «ИМЯ») это слова одной смысловой группы, но с противоположными значениями 1.Найдите в словаре глаголы. Запишите любые 5 пар глаголов-антонимов. 2.Объясните, как вы понимаете значение таких глаголов: помогать-мешать, одобрять-осуждать Встречать – провожать, говорить – молчать, запрещать – разрешать, любить – ненавидеть, наказывать – поощрять. Помогать - оказывать помощь, мешать - создавать помехи; препятствовать чему-либо, одобрять – считать хорошим, правильным, осуждать - высказывать отрицательные, резкие и безоговорочные оценочные суждения о ком-либо.

Слайд 16

Фразеологический словарь. Латышева Даша

Слайд 17

Фразеологический словарь – словарь, в котором собраны и истолкованы не отдельные слова, а фразеологизмы. Объясни с помощью словаря значение выражения «Заруби себе на носу», «Не вешать нос» Запомнить навсегда Не огорчаться, не падать духом

Слайд 18

Этимологический словарь. Козлова Маша

Слайд 19

Этимология - это наука о происхождении и развитии слов. Этимологический словарь русского языка поможет найти много интересной информации о со- вершенно привычных нам словах и выражениях. Объясните происхождение слов карандаш, тетрадь, воробей Карандаш- от тюркского кара «черный» даш «камень» Тетрадь- с греческого «четвертая часть листа» Воробей- «вора бей»

Слайд 20

Орфоэпический словарь. Тумольский Илья

Слайд 21

Орфоэпия – наука о нормах произношения. В предлагаемый словарь включены те слова, которые вызывают трудности при произношении и постановке ударения, 1.Найдите слова-названия людей по роду их занятий. Определите часть речи, число. Запишите их. Обозначь ударение. Директор, директора; инженер, инженеры; столяр, столяры; шофёр, шофёры. Эти слова относятся к существительным. Единственное число: дир е ктор, инжен е р, стол я р, шоф ё р. Множественное число: директор а , инжен е ры, столяр ы , шоф ё ры.

Слайд 22

Словарь однокоренных слов. Лукьянов Кирилл

Слайд 23

В словарике представлены однокоренные слова ко многим общеупотребительным именам существительным русского языка. 1.Выпишите слова с корнем –зим-. Выделите в них корень. Укажите часть речи. 2.Составьте с любым из этих слов предложение. Подчеркните главные члены. 2. Предложение : Зима (сущ.), зимний (прил.), зимовье (сущ.), зимовать (глаг.). Зима наступила быстро и неожиданно.

Слайд 24

Словообразовательный словарь. Иванова Настя

Слайд 25

Работа со словарем поможет при словообразовательном анализе, разборе слова по составу и усвоении правил русской орфографии . С такими словарями мы будем работать в 3 классе

Слайд 26

Заключение Итак, мы провели начало работы со словарями. Впереди-долгие годы учёбы. Мы ещё не раз оценим значение умения работать с нашими помощниками. Наш проект долговременный, поэтому конкретные результаты можно увидеть не раньше конца 4 класса. Наша учительница сравнит наши успехи в написании сочинений , изложений в начале и конце пребывания в начальной школе. Сравнит успехи на уроках чтения, отслеживая умение правильного произношения слов и их толкования.

Слайд 27

Результаты проекта Мы познакомили одноклассников со словарями русского языка и научили пользоваться ими. Приобрели навыки работы в системе Power Point и научились использовать ресурсы Интернета при сборе материала. При анализе анкет выяснили, что кто больше пользуется словарями, тот лучше учится.

Слайд 28

Спасибо за внимание!

nsportal.ru

Проект по русскому языку (2 класс) на тему: Урок русского языка

Русский язык.    Имя существительное. Повторение. 2 класс.

Опыт работы свидетельствует, что в использовании проектного метода в начальных классах эффективна следующая последовательность его модификаций: от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным .

В учебнике Л.Ф. Климановой по русскому языку за 3 класс  не предусмотрена проектная деятельность, но благодаря полноте и последовательности изложения материала, творческим заданиям можно разработать множество проектов в рамках данной программы обучения

Мною был разработан проект, в рамках данного учебника, «Паспорт имени существительного».

Целью данного проекта является обобщение материала по теме «Имя существительное». Работа затронет не только материал за 3 класс, но и уже ранее изученные во 2-ом и 3-ем классе темы в рамках раздела «Имя существительное».

Задачи проекта:

  1. Формировать умение подбирать текстовую информацию, оформлять и представлять проект;
  2. Развивать мыслительные операции анализа и синтеза;
  3. Воспитывать уважение к русскому языку, товарищам по классу.

В процессе выполнения проекта будут формироваться у учащихся следующие УУД:

Личностные: формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности; желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; участвовать в творческом, созидательном процессе.

Регулятивные: умение слушать собеседника; осознавать формулировать и удерживать учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем; ставить новые учебные задачи; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Познавательные: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; поиск и выделение из источников необходимой информации.

Коммуникативные: умение договариваться, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Проект «Паспорт имени существительного» рассчитан на две недели. Первый вводный урок, где ученики совместно с учителем в ходе беседы формулируют тему и задачи проекта, критерии оценивания результатов проектной деятельности. Разделяются на группы и знакомятся с заданиями проекта. Далее ученикам даётся время на подготовку в домашних условиях. После проводится два урока. На первом из них ученики работают в группах и оформляют паспорт имени существительного в черновом варианте. На втором уроке репетируют постановку сказки. Учитель комментирует работу учеников, даёт советы по её совершенствованию. Затем предоставляется пара дней на домашнюю подготовку и проводится урок защиты проектов. В этот день (3 урока) заслушиваются выступления каждой группы, оцениваются их работа по критериям и подводятся результаты. Паспорт имени существительного в бумажном варианте выставляется в классном уголке и с ним может ознакомиться каждый желающий.

Далее рассмотрим подробнее все этапы работы.

Вводный урок проводится после изучения темы «Изменение по падежам имён существительных». В ходе урока учитель проводит беседу с учениками. Задаются такие вопросы, как:

  • Из какого документа мы можем узнать основную информацию о человеке?
  • Для чего человеку нужен паспорт?
  • Какая информация представлена в паспорте?
  • Если бы у имени существительного был паспорт, какова бы была его структура?
  • Для чего нужен паспорт имени существительному?

В ходе беседы дети приходят к мысли, что если имя существительное олицетворить, то ему непременно понадобится паспорт, который ученики и будут создавать в процессе проекта. Ученики вспоминают, что такое проект и оговаривают его цель и задачи. Затем им предлагается разделиться на четыре группы. Здесь повторяются правила работы в группе. Далее идёт обсуждение того, какая информация должна содержаться на страницах паспорта имени существительного. Вместе с учителем ученики приходят к выбору следующих оглавлений страниц паспорта:

  1. Часть речи.
  2. Начальная форма.
  3. Признаки имени существительного:
  • Собственное - нарицательное;
  • Одушевлённое - неодушевлённое;
  • Род;
  • Число;
  • Падеж.

Это и будет структурой паспорта имени существительного.

Затем, задания проекта распределят между собой группы учеников.

1 группа

  • Имя существительное как часть речи (Определение, на какие вопросы отвечает, что обозначает).
  • Начальная форма (Что это за форма и как поставить существительное в начальную форму).
  1. группа
  • Собственные и нарицательные имена существительные (Какие существительные относятся к каждой группе).
  • Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (Какие существительные относятся к каждой группе).

3 группа

  • Род (На какие группы можно разделить все существительные по данному признаку, как определить род имени существительного).
  • Число (На какие группы можно разделить все существительные по данному признаку, как определить число имени существительного).

4 группа

Падеж (Какие падежи есть в русском языке, отобразить особенности каждого падежа).

Общее задание (для каждой группы):

Подготовить выступление (инсценировка сказки по теме имя существительное). Сказку необходимо придумать самостоятельно, всей группой об имени существительном с использованием приёма олицетворение.

Совместно с учителем в ходе дискуссии учащиеся разрабатывают критерии оценивания выступлений проекта.

  1. Соответствие представленной информации научным знаниям.
  2. Полнота раскрытия вопроса.
  3. Иллюстрация страниц паспорта.
  4. Инсценировка сказки:
  • устная речь,
  • сюжет
  • игра «актёров»

Оценивание будет осуществляться по пятибалльной шкале по каждому критерию (в презентации представлена таблица с критериями и столбцами для выставления оценок).

Оговариваются источники информации для данного проекта (словари, учебники русского языка, интернет ресурсы).

Далее учащимся предоставляется время (4 учебных дня) для домашней подготовки заданий.

После проводится урок, где ученики в группах готовят черновые страница паспорта. Образец паспорта будет представлен детям в распечатанном виде. (Приложение 1)

Учитель комментирует работы и даёт советы по её совершенствованию.

Через день, на третьем уроке подготовки представления проекта ученики репетируют постановку сказки, обговаривают декорации и элементы костюмов. Учитель отвечает на вопросы учащихся и даёт советы по совершенствованию сценария сказки.

Далее у учеников остаётся два дня до защиты проектов, то время, когда они могут ещё раз обсудить все детали работы.

На защиту проекта выделяется 3 урока (Приложение 2 – презентация к уроку). В течение этих уроков обязательно организуются физические минутки, для переключения деятельности учащихся. Учителем проводится вводная беседа, представление групп участников. Далее группам даётся время для заполнения станиц паспорта, по примеру ранее изготовленных черновых вариантов. И затем каждая группа представляет свою работу: страницы паспорта имени существительного и инсценировка сказки. Далее каждая группа оценивает свою работу с помощью выбора солнышка, солнышка с тучкой или тучки. Солнышко – проект удался, солнышко с тучкой – проект удался частично, тучка – проект не удался. После того, как все выступления заслушаны, оценивается работа каждой группы. Оценку даёт учитель совместно с учениками по ранее выработанным критериям, по пятибалльной шкале. Сшиваются страницы паспорта, и выставляется паспорт имени существительного в уголке класса, где каждый желающий может с ним ознакомиться. Завершением проекта будет беседа, в ходе которой учащиеся отвечают на вопросы:

-Что было самым интересным в проекте?

-Что было сложно?

-Что понравилось в работе других групп?

-Что вы можете пожелать участником своей группы?

Учитель благодарит всех участников. Самые активные и креативные награждаются грамотами. На этом проект можно считать завершенным.

Литература:

  1. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
  2. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 3 класс. Учебник в 2 ч. 4- изд. - М.: 2014; Ч. 2 - 144с
  3. Постникова Е. Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника. //Сельская школа. – 2004. - №2.
  4. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч. – 2003. - №6.

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе.

Класс: 3

Предмет: русский язык

Тема: Проект «Паспорт имени существительного»

Формапроведения урока: урок – проект

Цель: закрепить и обобщить знания по разделу «Имя существительное»

Задачи:

  1. Формировать умение подбирать текстовую информацию, оформлять и представлять проект;
  2. Развивать мыслительные операции анализа и синтеза;
  3. Воспитывать уважение к русскому языку, товарищам по классу.

Формировать УУД:

Личностные: формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности; желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; участвовать в творческом, созидательном процессе.

Регулятивные: умение слушать собеседника; осознавать формулировать и удерживать учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем; ставить новые учебные задачи; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Познавательные: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; поиск и выделение из источников необходимой информации.

Коммуникативные: умение договариваться, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Место роль урока в изучаемой теме: обобщающий урок в разделе «Имя существительное».

Планируемые результаты обучения:

Предметные: обучающиеся научатся подбирать из разных источников информацию об имени существительном, его признаках; составлять книгу-памятку по разбору имени существительного как части речи, представлять устные выступления в творческой форме и иллюстрировать их.

Личностные: умение высказывать свое отношение к различным ситуациям, установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Метапредметные:

  • получат возможность научиться самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; искать и выделять из источников необходимую информацию (Познавательные УУД)
  • уметь договариваться, находить общее решение, уметь аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания (Коммуникативные УУД).
  • формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (Регулятивные УУД)

Ресурсы: Презентация к уроку, раздаточный материал ( шаблон страниц паспорта), краска и фломастеры, иллюстрации по теме.

Основные понятия: имя существительное, признаки имени существительного.

Межпредметные связи: литературное чтение.

Организация пространства: фронтальная работа, работа в группах.

Подготовительная работа: Проект рассчитан на две недели. Первый вводный урок, где будет рассказано о предстоящем проекте, сформированы группы и распределены задания. На домашнее задание остаётся сбор информации и подготовка инсценировки сказки. Далее на протяжении двух уроков (в течение недели) дети работают по группам, обобщают собранную информацию каждым из учеников, на черновиках делают проект паспорта, а учитель подсказывает, как правильнее сделать, вносит коррективы. Также учащиеся в группе репетируют инсценировку сказки. На уроке защиты проекта дети оформляют страницы паспорта и показывают инсценировку сказки.

Характеристика этапов урока

Этап урока

Методы и приемы работы

ФОУД

Содержание учебного материала.

Деятельность

учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I этап. Организационный момент.

Цель: мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки

Метод стимулирования к обучению

фронтальная

- Поприветствуем друг друга, пожелаем всем успехов на сегодняшнем уроке. (слайд 1)

- Как думаете, почему у нас в кабинете так стоят парты?

-Вспомним правила работы в группах.

- Предлагаю, чтобы сегодняшний наш урок прошёл под девизом: (слайд 2)

«Вместе не трудно,вместе не тесно,вместе легкои всегда интересно!»

Приветствует учащихся.

Организует повторение правил работы в группе.

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

Вспоминают правила работы в группе.

Личностные УУД: умение приготовить рабочее место

Регулятивные УУД: умение эмоционально настроиться на работу.

Коммуникативные УУД: развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу

II этап.

Самоопределение к деятельности

Цель: постановка учебной проблемы, выделение и формулирование познавательной цели

Проблемно-поисковые

фронтальная

2.1- Какую часть речи мы с вами сейчас изучаем? (слайд 3)

-Всё ли темы мы изучили в этом разделе?

-Обобщали ли знания, об имени существительном?

-Как это можно сделать и в какой форме?

-Если сравнить с человеком, то какой предмет поможет нам узнать все самые важные данные человека? (слайд 4)

Что указывается в паспорте?

-Можно ли сделать паспорт для имени существительного и какая информация там бы содержалась?

-В паспорте имени существительного должны отображаться его признаки.

1 Часть речи.

2 Начальная форма.

3 Признаки имени существительного:

  • Собственное - нарицательное;
  • одушевлённое - неодушевлённое;
  • род;
  • число;
  • падеж.

Это и будет образцом паспорта имени существительного.

И мы вместе его составим.

2.2 Сегодня наш урок называется проект (слайд 5)

-Вспомним, что такое проект?

- Что будет объектом исследования, что мы будем изучать?

-Какую цель поставим на уроке?

- а так ли важно всё знать об имени существительном?

Задает детям вопросы, подводит их к формулированию темы урока.

Обобщает ответы детей о том, что такое проект. Помогает сформулировать цель урока. Подводит детей к пониманию значимости проекта.

Диалог с учителем.

Вспоминают что такое проект, какие проекты уже выполняли.

Ставят перед собой цель урока. Определяют объект исследования, ставят задачи урока. Принимают для себя значимость учебной задачи.

Познавательные УУД:

Повторение знаний приобретенных на уроке русского языка;

Формирование целостной картины мира

Регулятивные УУД: целепологание

III этап. Подготовка к созданию проекта.

3.1 Работа по формулированию учебных задач.

3.2 Обсуждения продукта проекта.

3.3 Выработка критериев оценки

Цель: постановка учебных задач

Словестные, диалог с обучающимися

фронтальная

3.1. Рассмотрите план составления паспорта. (слайд 8)

-Какие задачи мы должны решить в ходе выполнения проекта?( слайд 9)

-Вы уже разделились на 4 групп, каждой предлагались следующие задания:

1 группа

  • Имя существительное как часть речи (Определение, на какие вопросы отвечает, что обозначает.)
  • Начальная форма (Что это за форма и как поставить существительное в начальную форму)

2 группа

  • Собственные и нарицательные имена существительные (Какие существительные относятся к каждой группе)
  • Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

(Какие существительные относятся к каждой группе)

3 группа

  • Род (На какие группы можно разделить все существительные по данному признаку, как определить род имени существительного.)
  • Число ( На какие группы можно разделить все существительные по данному признаку, как определить число имени существительного.)

4 группа

Падеж (Какие падежи есть в русском языке, отобразить особенности каждого падежа.)

Общее задание:(для каждой группы)

Подготовить выступление ( инсценировка сказки по теме имя существительное.) Сказку необходимо придумать самостоятельно, всей группой об имени существительном с использованием приёма олицетворение.

3.2.Представляем свои группы.

Какими источниками информации воспользуетесь?

Каким должен получиться ваш продукт?

Как будет оцениваться работа? (слайд 10, 11)

-Вместе разработаем критерии оценивания:

  1. Соответствие представленной информации научным знаниям.
  2. Полнота раскрытия вопроса.
  3. Иллюстрация страниц паспорта.
  4. Инсценировка сказки:
  • устная речь,
  • сюжет
  • игра «актёров»

Оцениваем по пятибалльной шкале по каждому критерию.

Предоставляет детям план паспорта имени существительного для ознакомления.

Помогает сформулировать учебные задачи при помощи опорных слов.

Повторяет наиболее общие определения и критерии оценивания проекта.

Работают с информацией,

представленной в плане. Обосновывают выбор ответа.

Работают с информацией, представленной учителем.

формулируют задачи урока.

Определяют, что может быть источниками информации при работе над проектом. Совместно с учителем вырабатывают критерии оценки проекта.

ПознавательныеУУД умение выбрать нужный источник информации

Регулятивные УУД: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Коммуникативные УУД: уметь вступать в диалог, договариваться; умение запросить недостающую информацию у учителя.

IV этап. Физкультминутка

Движение с текстом

фронтальная

Для разминки из-за парт

Поднимаемся. На старт!

Бег на месте. Веселей

И быстрей, быстрей, быстрей!

Делаем вперёд наклоны –

Раз-два-три-четыре-пять.

Мельницу руками крутим,

Чтобы плечики размять.

Начинаем приседать-

Раз-два-три-четыре-пять.

А потом прыжки на месте,

Выше прыгаем все вместе.

Руки к солнышку потянем.

Руки в стороны растянем.

А теперь пора учиться.

Да прилежно, не лениться.

(слайд 12)

Произносит текст для разминки, организует динамическую паузу.

Выполняют предложенное задание, осуществляют контроль.

Личностные УУД: умение применять правила охраны своего здоровья

Vэтап. Работа над проектом в группах.

Цель: создание проекта.

Проблемно-поисковые, контроля и оценки

Групповая, индивидуальная

Задания в группах, работа по плану, распределение заданий на каждого члена группы.

-Ребята, работая в группе, каждый из вас сможет внести свой вклад в создание паспорта имени существительного.

Помните, что вы работаете в группе, и каждый может помочь друг другу или попросить помощи. Желаю вам работать активно, творчески, с интересом, не бойтесь ошибиться! Помогайте друг другу! Помните: по завершению обсуждения вы должны представить своё задание образно и эмоционально.

Организует работу по группам. помогает в случае затруднения.

Работают в группах постоянного состава.

Учитывают степень сложности задания и определяют для себя возможность/невозможность его выполнения.

Регулятивные УУД:

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества,

умение вступать в диалог; умение договариваться; умение запросить

недостающую информацию у учителя;

Познавательные УУД: Поисковые (исследовательские): умения

самостоятельно найти недостающую информацию; решать проблемы творческого характера

VI этап. Защита проекта

Устное выступление

Групповая, фронтальная

-Давайте внимательно послушаем выступление каждой группы.

После выступления группа оценивает свою работу. На доске вы видите три картинки, оцените свою работу.

Давайте поместим проект под одну из этих картинок. Солнышко – проект удался.

Солнышко с тучкой – проект удался частично.

Тучка – проект не удался.

Как думаете, достигли мы цели урока? (слайд 17)

Организует защиту проекта каждой группы.

Организует оценку проекта другими группами.

После выступления групп страницы паспорта скрепляются в книгу, которая выставляется у доски.

6.1 Защищают проекты.

Представляют страницы паспорта, рассказываю информацию представленную на страницах паспорта. Инсценируют свою сказку.

6.2 Оценивают проекты

Познавательные УУД: построение речевого высказывания в устной форме

Коммуникативные УУД: учение вести монолог

Личностные УУД: уважительно относиться к результату труда одноклассников

Регулятивные УУД:

Учатся оценивать продукт своей деятельности.

VII этап. Рефлексия деятельности

Самооценка деятельности

 

Групповая, фронтальная

Теперь оценим работу каждой группы, подведём итоги.(слайд 18

-Что было самым сложным?-Что было самым интересным

По ранее разработанным критериям ученики совместно с учителем оценивают работу каждой группы.

-Спасибо за урок.

Организует рефлексию работы в группах.

Осуществляют анализ работы на уроке

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Рефлексивные УУД: самоанализ, самооценка

nsportal.ru

Проект по русскому языку (2 класс) на тему: Проект по русскому языку "В словари за частями речи" , 2 класс

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка в 3 классе "Удивительное путешествие в страну русского языка" на тему "Части речи"

Конспект урока русского языка на тему "Общее понятие о Частях речи" в 3 классе. Закрепление изученного во втором классе и знакомство с новыми понятиями. Урок проведён в форме путешествия....

Урок русского языка: Местоимение как часть речи (4 класс)

Через весь урок "красной линией" проходит воспитательный компонент, который посвящен Всемирному дню борьбы со СПИДом...

Урок русского языка "Как определить часть речи" 3 класс

Конспект урока русского языка по УМК "Гармония" в 3 классе по теме "Как определить часть речи"...

В словари-за частями речи

Какие бывают словари....

Урок проект "В словари - за частями речи"

Это краткосрочный проект, который реализуется в рамках урока русского языка после изучения учащимися раздела "Части речи"...

Урок русского языка по теме: «Части речи. Местоимение как часть речи»

Цели урока:1.     Воспроизводить и углублять знания о местоимении как части речи;2.     Наблюдать за значением местоимений( указывать на предмет, но не называть...

Конспект урока русского языка «Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи» (2 класс)

Цели деятельности учителя:формирование у обучающихся представлений о предлоге, как частью речи;формирование умения видеть предлог, писать предлоги с другими словами.Планируемые результаты:Предметные:з...

nsportal.ru

Проект по русскому языку во 2 классе «И в шутку и всерьёз»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Бушевецкая начальная общеобразовательная школа»

Тема: 

Проект «И в шутку и всерьез»


 

Участники проекта: ученики 2 класса

Руководитель проекта: учитель Федорова Лариса Зиновьевна

Бологое 2016 год

Тип урока:  творческий проект
 

Цели проекта: заинтересовать обучающихся темой проекта.

Задачи проекта: прививать интерес к русскому языку, решать логические задачи по русскому языку, отбирать занимательный материал по предмету.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: обучающиеся
научатся решать логические задачи по русскому языку, отгадывать загадки и шарады.

Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться, находить общее решение; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Познавательные УУД:  формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; использовать знаково-символические средства; создавать и преобразовывать модели.
 

Регулятивные УУД: формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять
познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Личностные УУД: установка на здоровый образ жизни.

Основные понятия: загадки, шарады, ребусы.

Ход работы:

Ребята! Сегодня у нас с вами очень интересный будет урок. Мы будем разгадывать интересные ребусы, шарады, кроссворды. Научимся писать загадочные рассказы.

Ребусы.

Ребус – это загадка, в которой искомое слово или фраза изображены в виде комбинации фигур, знаков, букв, т.е. «предметов». Одна из главных трудностей при разгадывании ребусов – умение правильно назвать изображённый на рисунке предмет и понять, как соотносятся между собой фрагменты рисунка. Необходимо учитывать наличие синонимов, буквенная «дробь» может быть прочитана по-разному. Кроме знания правил, нужны еще смекалка и логика.

1. В каждом слове не хватает одной буквы. Чтобы отгадать слово. Необходимо вспомнить как называются рисунки и с какой буквы они начинаются.


 

У нас получились слова: радость, жадность, хитрость, улыбка


 

2. В этом задании надо дописать слова.


 


 

3.Составим небольшой рассказ. Вместо некоторых слов у нас рисунки.


 


 

Давайте прочитаем рассказ, который у нас получился.

«Жил был (мальчик). Его звали (Лев). У него была (собачка). Её звали (колокольчик).Однажды (мальчик) взял (удочку) и (ведро) и пошел удить (рыбу). Только сел в (лодку). Как на небе (туча) появилась, (молния) засверкала, (дождь) хлынул и все (птицы) попрятались. (Лев) испугался. Ни (дерева), ни (куста) нет. Выскочил он на (мост), смотрит (собачка) бежит и (зонтик) в (зубах) несёт. (мальчик) обрадовался и дал (Колокольчику) большую (конфету)».


 

Отгадаем кроссворд, используя рисунки.


 

Словесная задачка.

У Маши на холодильнике были буквы на магнитиках, из которых она собирала слова. Но вот однажды она слишком сильно хлопнула дверцей — и некоторые буквы попадали. Она приделала их обратно. Посмотри на получившиеся у Маши слова и скажи, все ли они правильные? Арбус, вада, птица, ёлачка, машина, юпка, трябка, часы,  радуга.


 

Шарады.

Слово «шарада» произошло от французского «charade» - слово, которое нужно найти. Это последнее слово-отгадка разбито на части, имеющие, самостоятельное значение. Каждая часть главного слова зашифрована обычно также стихотворными строчками.


 

Для шарад используются не любые слова, а существительные в именительном падеже.

Первые шарады (charade - беседа) появились в VI веке у Симфосия - "Загадки". С XVIII века они вошли в моду у французов (Журнал "Mercure de France"). В средневековье шарадами называли повозки на двух колесах. Позднее в лексиконе феодалов, предававшихся словесным развлечения после сытного ужина, это слово стало означать "целый воз болтовни".

Российская история этих затей началась также в XVIII веке. Сохранилась публикация той поры с ответом "глад + кость = гладкость". В следуещем веке, с 1845 года, шарады стали регулярно помещаться на страницах петербургского журнала "Иллюстрация" ("моль + ер = Мольер"; "пол + тина = полтина" и др.).
Вообще же, шарада - это загадка, составленная в стихах, в ней задуманное слово распадается на несколько отдельных частей, причем каждая из них представляет собой самостоятельное слово, как правило, односложное. Например: "кит + ель", "мышь + як", "вино + град", "пар + ус" и т.п. Разгадав каждую часть шарады и сложив эти части вместе, легко узнать задуманное слово.

Первое слово над чайником тает,
Второе - у папы растет над губой.
А целое - ветер морской надувает
И в плавание нас приглашает с тобой.

Определяем значение первого слова в этой шараде: над чайником тает, видимо, "пар". Затем определяем значение второго слова: скорее всего, у папы над губой растет - это "ус". Сложив оба слова, получаем ответ на шараду - "парус", который ветер морской надувает и приглашает в плаванье.

А теперь попробуйте сами отгадать шарады.

И нужно же было

Такому

Случиться!

В два слога записана

Чёрная птица.

А далее кем-то

Записан был в срок

Одним только слогом

Колючий зверёк.

Короткое слово, ребята,

А в нём

Название города

Мы узнаём.

(Ворон-еж)


 


 

Мой первый слог найдёшь тогда,

Когда в капели капает вода.

Местоимение — слог второй,

А в целом — школьный столик твой. (Пар + Та = Парта)

На первом стоит часовой,

Второй в лесу зеленеет,

И в целом — только стемнеет,

Ты ляжешь, и кончен твой день трудовой. (Пост + Ель = Постель)


 Из писка птиц - мой первый слог возьмите,

Второй - с бараньей головы.

Откройте печь и там найдите

То, что не раз едали вы. (Пирог)


Слог первый мой — предлог,

Второе — летний дом,

А целое, порой, решается с трудом. (За + Дача = Задача)

Начало слова — лес,

Конец — стихотворение,

А целое растёт,

Хотя и не растение. (Бор + Ода = Борода)

Начало — голос птицы,

Конец — на дне пруда.

А целое в музее

Найдёшь ты без труда. (Кар + Тина = Картина)


Вы рыбного супа названье возьмите,

Букву «М» к началу присоедините,

Тут же всем и каждому знакомое

Явится в ответе насекомое. (М-уха)

 

Первое - нота, второе - то же,

А в целом - на горох похоже. (Фа-соль)


 


 

Есть такие шарады, в которых просто меняются буквы. 

С буквой «Г» — я по небу лечу,

С буквой «В» — детишек я лечу. (грач — врач)


 

С буквой «Р» — я задом пячусь,

С буквой «М» — я в булке прячусь. (рак — мак)

С буквой «Р» – вас сыпью награждает,

С буквой «Н» – на скачках побеждает. (корь — конь)


 

С «В» – индейцев возглавляет,

С «Д» – всю землю поливает. (вождь – дождь) 


 

С «Ы» – мы мчим детишек что есть мочи,

С «У» – мы ноги всем промочим. (лыжи – лужи)


 

И в конце нашего проекта давайте поиграем в игру «Пропавшие буквы»


 

В выделенных словах пропала буква-шалунья. Добавьте к слову нужную по смыслу стихотворения букву.

 

Серый вол, голодный, злой,

Бродит по лесу зимой.

(Вол - волк)

Стол  высокий, метра три,

Крепко держит фонари.

(Стол - столб)

Землю роет старый кот,

Под землёю он живёт.

(Кот - крот)

Кран  зажёгся голубой -

Фильм посмотрим мы с тобой.

(Кран - экран)

Шар  на шею повязал

И ангину не поймал.

(Шар - шарф)

От весёлой острой  утки

Хохотали мы все сутки.

(Утки - шутки)

Рыбки в лодочке сидят,

К поплавку прикован взгляд.

(Рыбки - рыбаки)

Город наш нам каждый год

Урожай большой даёт.

(Город - огород)

Час уже томится в печке

Каша вкусная из речки.

(Речка - гречка)

Молодцы! Вы сегодня все хорошо потрудились.

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Проект: "Наши словари" - Начальные классы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
БУТУРЛИНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ПРОЕКТ:

«Наши словари»

2класс

В РАМКАХ ПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК

РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА:
УЧИТЕЛЬ ПЕРВОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ
УСТИМЕНКО ЮЛИЯ АНАТОЛЬЕВНА

2015г.

ПАСПОРТ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ

1. Название проекта: «НАШИ СЛОВАРИ»

2. Руководитель проекта: Устименко Юлия Анатольевна

3. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа над проектом:

Русский язык

4. Учебные дисциплины, близкие теме проекта: Литературное чтение.

5. Возраст учащихся, на который рассчитан проект: 7-8 лет

6. Состав проектной группы: весь 2 «Б» класс

8. Гипотеза: - Каждый словарь помогает нам узнать что-то новое о нашем языке

9. Проблемные вопросы:

- Какие словари вам известны?

-Для какой цели используется каждый словарь?

- По каким правилам построен?

10. Цель проекта:

формирование образовательных компетенций учащихся (информационных, коммуникативных, рефлексивных, креативных) через реализацию мини-проекта «Наши словари».
11. Задачи проекта:

развитие умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи с использованием словарей;

развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью;

развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации;

формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с

задачами коммуникации, и составлять тексты в устной и письменной формах;

12. Вопросы учебной темы

уточнить представления учащихся о словарях, их видах и назначении;

формировать умения пользоваться «Толковым словарём», «Орфографическим словарём», «Орфоэпическим словарём», «Словарём антонимов» и «Словарём синонимов», «Словарём однокоренных слов», находить полезную информацию в словарях, составлять собственные задания, для выполнения которых потребуются словари;

13. Необходимое оборудование: Словари разных видов, компьютер для поиска информации.

14. Аннотация проекта:

Одна из главных задач обучения языку является обогащение словаря учащихся. На уроках русского языка реализуется сложная система обогащения и активизации новых слов – это словарная работа и рассматривается она как составная часть системы развития речи учащихся. Все это повышает значение различных видов справочной литературы, культурных источников информации, предназначенных для получения сведений различного характера.

Данный учебный проект дает возможность получить как можно больше информации о различных словарях и их применении в нашей жизни. У учащихся сформируется четкое представление о видах и назначении словарей в учебной деятельности. Учащиеся познакомятся с «Толковым словарём», «Орфоэпическим словарём», «Словарём синонимов», «Словарём антонимов», «Словарём однокоренных слов». В течение 1 недели, во внеурочное время под руководством организатора проекта учащиеся будут искать информацию, обрабатывать, создавать проекты, проводить исследования и в дальнейшем использовать полученные знания. Для успешной реализации проекта необходима четкая организация исследовательской деятельности детей.

Планируемые результаты обучения

После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:

Личностные результаты-

готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к познанию, ценностно-смысловые установки учеников; усвоят навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе работы над исследованиями; сформируются навыки работы со словарями разных видов, мотивация к творческому труду, работе на результат.

Метапредметные результаты

овладеют способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; освоят некоторые способы решения проблем творческого и поискового характера; сформируются умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; сформируются умения понимать причины успеха-неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоят некоторые начальные формы познавательной и личностной рефлексии; предметные результаты—освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению; научатся начальному использованию полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Для чего нам нужны словари?

Проблемные вопросы

Как работать со словарём?

15. Продукт проекта: презентации по теме, проектные работы в форме докладов.

16. Этапы работы над проектом

п/п

Этапы деятельности

Содержание работы

Сроки

1.

Постановка проблемы.

Выдвижение гипотез – путей решения проблемы

Формулировка совместно с учителем темы работы, обоснование выбора темы проекта

16 апреля

2.

Планирование деятельности по реализации проекта

Составление развёрнутого плана работы, этапов реализации проекта.

Консультация с руководителем проекта

17 апреля

3.

Сбор информации.

Структурирование информации.

Работа по анализу и систематизации материалов по проекту.

Определение технических характеристик проекта

17 – 22 апреля

4.

Изготовление продукта. Оформление продукта

Систематизация теоретического материала по теме. Определение конструктивных особенностей модели, технических характеристик. Изготовление презентации

23 апреля

5.

Выбор формы презентации.

Подготовка презентации.

Самооценка и анализ

Подготовка чистового варианта

24 апреля

1 этап
Постановка проблемы.

Урок по предмету «Русский язык» ( учебник «Русский язык» В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого»)

2 этап
Планирование деятельности по реализации проекта.

На этом этапе учащиеся готовят план работы над проектом

Ознакомление с понятием «Словарь»

Сбор информации о видах и предназначении словарей. Подбор материала к презентации или докладу

Выполнение самостоятельного задания по – частям (каждый ребёнок собирает информацию об определённом словаре).

3 этап
Сбор информации.

Структурирование информации.

(Работа презентуется на уроке русского языка)

На этом этапе учащиеся представляют свои доклады, творческие находки, связанные с темой проекта.

4 этап
Изготовление продукта. Оформление продукта

На классном часе составляется презентация по проекту

Оформляются индивидуальные проекты обучающихся.

5 этап

Выбор формы презентации. Подготовка презентации.

Самооценка и анализ.

На данном этапе совместно с руководителем проекта составляется общая презентация продукта. Презентация проводится на уроке русского языка. Представляются личные проекты или доклады.

17. Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.

Проект проводится на индивидуальной основе.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

  1. Урок по русскому языку «НАШИ СЛОВАРИ» - презентация урока.

  2. Чтение и обсуждение смысла незнакомых слов на уроке литературного чтения (при анализе и обсуждении литературных произведений).

  3. Работа над проблемными вопросами в группах.

  4. Распределение работы обучающихся по проекту.

  5. Оформление презентаций и докладов к проекту: «НАШИ СЛОВАРИ»

В каждой группе руководитель группы совместно с членами группы распределяет проблемные вопросы, на которые каждый должен подобрать подходящий материал. После чего обучающиеся самостоятельно проводят исследовательскую работу и подбирают соответствующий материал. Материал оформляют как мини-проект или доклад.

  1. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА – МИНИ-ПРОЕКТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Класс: 2 класс

УМК «Школа России»

Учебник: «Русский язык» 2 класс, В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, М. «Просвещение»

Тема урока: Проект «Наши словари »

Цель: формирование образовательных компетенций учащихся (информационных, коммуникативных, рефлексивных, креативных) через реализацию мини-проекта «Наши словари».

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • воспитание чувства гордости за родной русский язык;

  • формирование личностного смысла учения;

  • формирование самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности;

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

  • развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной ответственности.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • развитие умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи с использованием словарей;

  • развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью;

  • развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации;

  • формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

  • формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с

задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

  • развитие умения использовать полученные знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

  • уточнить представления учащихся о словарях, их видах и назначении;

  • формировать умения пользоваться «Толковым словарём», «Орфографическим словарём», «Орфоэпическим словарём», «Словарём антонимов» и «Словарём синонимов», «Словарём однокоренных слов», находить полезную информацию в словарях, составлять собственные задания, для выполнения которых потребуются словари;

  • формировать умение участвовать в презентации;

  • обобщение знаний учащихся о частях речи;

  • воспитание позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека.

Оборудование и материалы

Учебник «Русский язык» 2 класс (2ч.) В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Просвещение 2011.

Словари:

1)Толковый словарь русского языка для начальной школы. Шведов С.М. 2006 «Современное слово».

2)Пиши без ошибок. Орфографический словарик школьника. Ушаков О.Д. 2009. «Литера».

3)Школьный словообразовательный словарь русского языка. Тихонов А.Н. 1996.

4)Школьный орфоэпический словарь русского языка. Введенская Л.А. Изд.центр «МарТ» 2006

5)Школьный словарь антонимов русского языка. Львов М.Р. Просвещение. 2009

6)Школьный словарь синонимов русского языка. Сост.Медведева А.А. Центрполиграф 2007

Карточки для групповой работы

Памятки для организации совместной деятельности

Технологическая карта урока. Организация взаимодействия.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.Организационный момент

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя и друг друга. Желают успеха.

Рассаживаются по группам (6 групп по 4-5 человек), готовятся к уроку.

Коммуникативные:
развитие доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости.
Регулятивные:
саморегуляция.

II.Погружение в проект.

Уточняет представление детей о проекте как виде деятельности в ходе беседы.

-Что такое проект?

-В каких проектах участвовали?

Побуждает у учащихся интерес к теме проекта.

Знакомит с высказыванием: « Не тот образованный человек, который все знает (это невозможно), а тот, кто знает, где можно найти ответ на возникший вопрос».

Организует беседу.

-Где мы можем найти ответы на возникающие вопросы?

- Чему будет посвящен проект?

Создает эмоциональный настрой, используя стихотворение Я.Козловского «Русской речи государь по прозванию словарь!»

(Приложение №1)

Знакомит с темой проекта.

Озвучивают понятие проекта. Отвечают на вопросы.

Отвечают на вопросы.

Высказывают предположения о теме проекта.

Слушают стихотворение.

Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем

Личностные: осознают личностный смысл учения; имеют мотивацию к учебной деятельности.

Регулятивные: прогнозирование.
Познавательные:

осознанное построение речевого высказывания;

выдвижение гипотез.

Коммуникативные:

умение слушать и слышать, выражать свои мысли.

III. Актуализация знаний

Организует беседу по уточнению и конкретизации имеющихся знаний:

- Какие словари вам известны?

-Для какой цели используется каждый словарь?

- По каким правилам построен?

- Вспомните алфавит и отгадайте слова, зашифрованные цифрами:

25 1 19 20 10

18 5 25 10

(части речи)

Отвечают на вопросы.

Слушают высказывания учащихся (по одному представителю от каждой группы – по количеству словарей) о словарях. Делятся впечатлениями, задают уточняющие вопросы, дополняют высказывания.

Личностные:

не бояться собственных ошибок и проявлять готовность к их обсуждению.

Регулятивные: осуществляют самоконтроль знаний, понимают указанные учителем ориентиры действия в учебном материале.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи.

IV. Постановка

проблемы

Помогает сформулировать проблему и цель проекта.

-Умеете ли вы работать со словарями?

- Сегодня мы поближе познакомимся с некоторыми видами словарей , научимся ими пользоваться.

- Вы узнаете на какие вопросы можно найти ответы в словарях. Составите собственные задания.

Формулируют проблему и цель проекта с помощью учителя.

Регулятивные: целеполагание.

Познавательные: формулирование познавательной цели; формулирование проблемы.

V. Работа в группах

1.Решение предложенных грамматических задач с использованием словарей.

2.Составление собственных заданий (проектов) по словарю и подготовка их к презентации.

Организует игру «Поисковик»

( Каждая команда получает маршрутный лист с заданиями. Для выполнения каждого задания необходимо определить соответствующий словарь и выполнить задание. В итоге каждая команда должна поработать со всеми словарями)

(Приложение №2)

Наблюдает, советует, отвечает на вопросы, помогает распределить роли в группах.

Выполняют предложенные задания в группах с использованием словарей.

Оформляют выполненное задание в маршрутном листе.

Продумывают задания по своему словарю. Выбирают наиболее интересные. Продумывают, как представят свой словарь. Распределяют обязанности между членами группы.

Оформляют проект.

Личностные: адекватно реагировать на трудности и не бояться сделать ошибку.

Регулятивные: планировать (в сотрудничестве с одноклассниками и учителем) свои действия для решения задачи; действовать по намеченному плану; анализировать ход и способ действий.

Познавательные: осуществление поиска необходимой информации в справочной литературе, использование её для решения учебно-познавательных задач; ориентация и восприятие научных текстов; обобщение, аналогия, сравнение, классификация объектов.

Коммуникативные:
вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности; оценивать мысли, советы других людей, принимать их во внимание; участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения.

VI. Презентация продукта

(осуществляется через несколько дней во внеурочной деятельности)

Организует презентацию.

При необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации.

Группы учащихся по очереди представляют свой словарь и предлагают другим учащимся выполнить составленные задания.

Выступают в качестве экспертов, т.е. задают вопросы и высказывают замечания ( при презентации других групп) на основе установленных критериев оценивания.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, строить высказывания;

Регулятивные:

контролировать, корректировать, оценивать действия партнеров.

Познавательные: структурирование найденной информации в нужной форме;

осознанное построение речевого высказывания в устной форме;

контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

VII. Рефлексия

Обобщает и резюмирует полученные результаты.

Подводит итоги.

- В каком проекте вы участвовали?

- В чём для вас состоит ценность данного проекта?

-Какие умения и способности вы открыли в себе и в своих товарищах?

Отвечают на вопросы.

Осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке.

Личностные: адекватная самооценка.

Регулятивные: умение оценивать свою и чужую деятельность.

Познавательные: осознание качества и уровня усвоения материала.

Список литературы.

  1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. М.Просвещение, 2011.

  2. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. «Начальная школа», 2005, №9.

  3. Метод проектов в начальной школе. Система реализации. Авт.сост.: Засоркина Н.В., Шатилова М.Ю. и др. – Волгоград: Учитель, 2012.

  4. Олейник О.В., Кабанюк Л.П. Проектная деятельность. Методика обучения. М. «Вако», 2013.

  5. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М.,2005.

  6. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003.

  7. Феоктистова В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации, проекты. – Волгоград: Учитель, 2012.

Приложение 1

Я.Козловский

Русской речи государь

По прозванию словарь

Есть волшебная страна,

Что распахнута пред вами,

Та, которая словами,

Как людьми, населена.

Правит ими государь,

По прозванию Словарь.

И относится он к ним,

Словно к подданным своим.

Утверждать ему не ново,

Как писать любое слово,

Как писать и как читать,

Как с другими сочетать.

Уважаем государь

По прозванию Словарь,

Даже Пушкин, я об этом

Достоверно говорю,

Не однажды за советом

Обращался к Словарю.

Он связует новь и старь.

И тебе всегда, как другу,

Оказать готов услугу

Русской речи государь

По прозванию словарь!

Приложение 2

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

Группа __________________________________________________________________

Участники: ______________________________________________________________

Последовательность действий

  1. Прочитайте грамматическую задачу.

  2. Определите, каким словарём воспользуетесь для решения данной задачи.

  3. Решите задачу.

  4. Заполните таблицу.

  5. Переходите к следующему заданию.

  6. Составьте свою задачу по одному из словарей.

  7. Подготовьте презентацию своего словаря и задания, для выполнения которого требуется представленный словарь.

задания

Грамматическая задача

Словарь

Решение задачи

1.

Найдите в словаре слово СМЕКАЛКА и прочитайте его значение. К какой части речи относится это слово? Составьте и запишите предложение со словом «смекалка».

2.

Найдите в словаре имена существительные – названия растений. Запишите. Подчеркните в них орфограммы

3.

Определите часть речи данных слов:

жёлтый, голубой, багряный.

Подберите к ним слова близкие по значению. Составьте предложения с любой парой слов.

4.

Найдите в словаре глаголы. Запишите любые пять пар глаголов противоположных по смыслу.Составьте предложения со словами любой пары.

5.

Найдите слова-названия людей по роду их занятий. Запишите их. Обозначьте в них ударение.

6.

Выпишите слова с корнем –зим-. Выделите в них корень. Определите какой частью речи является каждое слово.

ПРОЕКТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Выводы:

Без словарей, без справочников в настоящее время обойтись невозможно. «Цель издания словарей для учащихся – снабдить их справочной литературой по языку, тем самым повысить уровень их самостоятельной работы, обеспечить доброкачественным языковым материалом». Использование словарей на уроках русского языка является одним из требований стандартов начального общего образования по русскому языку, предъявляемых к уровню подготовки учащихся.

Выполняя проект по русскому языку «Наши словари» ребята показали, как они умеют работать со словарями и решать при помощи словарей грамматические задачи. Для выполнения проекта ребята пользовались толковым словарём, орфографическим словарём, словарём синонимов, словарём антонимов, орфоэпическим словарём и словарём однокоренных слов

multiurok.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о