Программа по бересте для начальной школы – Рабочая программа по технологии (6, 7, 8, 9 класс) на тему: Программа работы кружка «Береста»

Содержание

Рабочая программа по технологии (6, 7, 8, 9 класс) на тему: Программа работы кружка «Береста»

 

Программа работы кружка «Береста»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА

Программа работы кружка «Береста» составлена на основе «Программ для внешкольных и общеобразовательных школ. Культура быта. Раздел «Работа с берестой» (авторский коллектив: Воропаева В.Н., Гришин В.К.,Голубова М.Б. и др.).,/М./  «Просвещение», 1986г., учебной программы курса:«Волшебная береста», Методическое пособие для учителя «Работа с берестой» С.С.Клыков,/Архангельск/ «издательский совет АО ИППК» 1995г.

Данная образовательная  

 создание условий для развития творческого потенциала учащихся в процессе изготовления художественных изделий из бересты.

Задачи:

Образовательные:  

  • познакомить с историей берестяного промысла, как частью национального наследия;
  • познакомить с искусством обработки бересты;
  • научить правильной и безопасной организации труда;
  • обучить приемам и методам работы с берестой;
  • познакомить с основными свойствами бересты;
  • обучить заготавливать, хранить и экономно расходовать бересту;
  • познакомить с основными законами композиции;
  • обучить технологическим приемам в изготовлении берестяных изделий.

Развивающие:

   - развивать индивидуальные творческие способности  детей;

  • развивать воображение, пространственное мышление детей;
  • способствовать развитию мелкой моторики;

Коррекционные:

-  развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы; навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки;

- при работе с берестой коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук, формирование ручной умелости;  

Воспитательные:

  • воспитывать уважительное отношение к трудовой деятельности человека;
  • развивать художественно-эстетический вкус и творческий подход к выполнению заданий различной сложности;
  • воспитывать коммуникативные навыки;

Данная программа рассчитана на 1 учебный год - 36 часов. Программа занятий выбирается учителем в соответствии со своим материальным обеспечением учебного процесса и интересами учащихся.

Общение учащихся с произведениями народного искусства, их участие в процессе изготовления красивых, полезных и нужных в жизни вещей очень важны для общего художественного развития детей, воспитания у них здорового нравственного начала, любви и уважения к труду. Приобщение к народным традициям художественной обработки бересты предоставляет в этом плане широкие возможности.

Художественная обработка бересты ( резьба, чеканка и тиснение штампиками, гравировка и процарапывание, инкрустация) является одним из видов народного декоративного искусства, сохранившим до наших дней традиционные приемы и методы обработки природного материала.

Благодаря своим положительным свойствам (прочность, гибкость, устойчивость к гниению) береста издавна широко применялась в народном быту. Все разнообразные берестяные изделия народов России можно условно разделить на три группы:   1) вещи, сделанные из целого куска бересты, наиболее простые по форме: туески, солонки, футляры для очков.

Следует постоянно раскрывать перед учащимися нашу взаимосвязь с, окружающей средой, постоянно напоминать детям о том, что заготавливать бересту можно только с поваленных во время плановых рубок деревьев.

Художественной обработкой бересты рекомендуется начинать заниматься с учащимися среднего школьного возраста, хотя отдельные виды работ вполне доступны и учащимся начальных классов.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она позволяет решить важные педагогические задачи: формирование гуманистического мировоззрения у детей, воспитание коммуникабельных, разносторонне-развитых, образованных членов общества, способных создавать и ценить прекрасное независимо от будущей профессии. При этом навыки,полученные на занятиях могут быть полезными учащимся для дальнейшего профессионального самоопределения, и социализации в обществе.

 Основа художественного ручного труда дает богатый развивающий потенциал для детей. Это не только обучение, но и самореализация в творчестве, развитие творческих способностей, неповторимой  индивидуальности, расширения кругозора, воспитание с учетом современных условий жизни семьи, быта, дизайна.

  Данная программа базируется на знаниях и умениях, полученных учащимися на уроках изобразительного искусства, трудового обучения в школе, реализует их связь с литературой, историей.

В программе разработаны и подобраны такие изделия, которые с одной стороны не требуют больших затрат бересты. С другой стороны позволяют детям получить  достаточно полное представление об искусстве изготовления поделок из бересты.

     Занятия носят в основном практический характер. На сообщение теоретических сведений отводится не более 20% учебного времени.

Воспитание эстетического вкуса учащихся должно осуществляться через понимание ими художественных и технологических возможностей бересты, умение сохранять и выявлять природную красоту материала.

Большое внимание на занятиях следует уделять правилам и приемам безопасной работы школьников.

Ознакомление детей с художественной обработкой бересты, фактическое обучение их техническим приемам этого ремесла вполне доступно не только в центрах народных  художественных промыслов, но и в удаленных от них городских и особенно сельских школах, в кружках декоративно-прикладного искусства.

знать:

  1. Основы изготовления изделий из бересты.
  2. Особенности отделки бересты различными материалами.
  3. Время заготовки бересты.
  4. Обработку и хранение бересты.
  5. Виды орнаментов и узоров.
  6. Инструменты и приспособления.

 уметь:

  1. Изготавливать небольшие объемные изделия.
  2. Изготавливать изделия из пластовой бересты.
  3. Изготавливать сувениры из бересты (цветы, украшения и др).
  4. Обрабатывать изделия из бересты, применяя:
  • резьбу
  • прорезную резьбу
  • аппликацию
  • тиснение

Перечень ключевых слов:

  1. Аппликация
  2. Загиб
  3. Интарсия
  4. Мозаика
  5. Монтаж
  6. Оберег
  7. Обжиг
  8. Пласт
  9. Плашка
  10. Плетение
  11.  Роспись
  12.  Тиснение
  13.  Фигура
  14.  Фон
  15. Шаблон

Список использованной литературы:

  1. Буланин В. Д. Мозаичные работы по дереву. М./ ОЛМА-ПРЕСС 2001 г.
  2. Дымковский И. П. Домовая резьба. - Минск-Элайда. 2002 г.
  3. Логачева Л. А. Основы мастерства. М./ Народное творчество. 2002 г.
  4. Полунина В. Н. Одолень-трава, ВНМЦ НТ, 1986 г.
  5. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ «Культура быта», М./Просвещение, 1986 г.
  6. Рогов О. П. Энциклопедия народного умельца. М. Вече. 2000 г.
  7. Ускова Ф. Береста. Русское золото., М./ПРОФИЗДАТ.2007 г

Тематический план

№ п/п

Тема урока

Кол.     часов

   

  I четверть                                                         9

            Обработка бересты,  работа по технологической карте      6

1

2

3

Вводное     занятие.     Ознакомление     с задачами обучения и планами работы на год и на четверть.

Правила безопасности и   личной   гигиены.   Введение   в   курс народного    творчества.    Ознакомление учащихся с выставочными работами.                                                                            Теоретические   знания.   Виды   берез   и географические    зоны    произрастания. Строение березы. Заготовка. Обработка.

1

1

1

4

5

     6

Хранение бересты. Медико-биологические показатели березы.

 Приёмы нанесения узора на бересту. Правила техники безопасности.

Знакомство с инструментами. Правила техники безопасности

Практическая работа.

1

1

1

 3

2 четверть

Технологические разновидности работ при изготовлении

кулона

1

Подготовка материала.

1

2

Раскрой материала (по шаблонам)

1

3

Склеивание заготовок клеем.

1

4

Изготовление цветка, стебля и листочков.

1

5

Виды декора по бересте.

1

6

Разметка нанесение узора на заготовке

1

                                                 III Четверть                                  

Традиционные формы берестяных изделий

Изделие ободок для волос                10                          

1

Подготовка материала.

1

2

Разметка, вырезание деталей по шаблонам.

1

3

Склеивание и обработка кромок деталей.

1

4

Нанесение узора на декоративную ленту.

     1

5-6

Прокалывание отверстий для прошивки.

     2

7

Обработка кромок

1

8-9

Прошивание  изделия

2

10

Подведение итогов работы. Выставка работ.

1

                                              IV Четверть          Короб из бересты.                             

1

Изготовление дна.

1

2

Подготовка материала.

1

3

Внутренний слой короба.

1

4

Наружный слой

1

5

Разметка и нанесение узора на наружный слой.

1

6

Прокалывание отверстий для прошивания.

1

7

Прошивание короба берестяной лентой.   Закрепление дна.

1

8

Подведение итогов

1

nsportal.ru

Рабочая программа "Резьба по бересте"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Дом детского творчества»

Рассмотрено на заседании Утверждаю: Директор МОУ ДО ДДТ

методического (педагогического) совета ____________________/Зязина О.А/

от «___» _____________ 20____г. «___» _______________ 20____г.

Протокол № __________________

Дополнительная общеразвивающая программа

технической направленности «Резьба по бересте»

(продвинутый уровень)

Возраст обучающихся: 10 – 18 лет

Срок реализации: 3 года

Автор-составитель:

Клепикова Виктория Анатольевна,

педагог дополнительного образования

с. Кривошеино, 2016г.

Содержание

1

Пояснительная записка

3

1.1

Актуальность программы

3

1.2

Цель и задачи программы

4

2

Отличительные особенности программы

5

2.1

Наполняемость групп. Объём и срок исполнения программы

5

2.2

Личностные и метапредметные результаты

6

2.3

Предметные результаты

6

3

Формы аттестации

7

3.1

Критерии оценки

8

3.2

Мониторинг результатов обучения

9

3.3

Карта отслеживания результатов обучения

11

4

Материально-техническое обеспечение программы

11

5

Учебно-тематический план 1 года обучения

13

5.1

Содержание учебного плана 1 года обучения

14

6

Учебно-тематический план 2 года обучения

15

6.1

Содержание учебного плана 2 года обучения

16

7

Учебно-тематический план 3 года обучения

17

7.1

Содержание учебного плана 3 года обучения

18

8

Методическое обеспечение программы

19

8.1

Методы обучения

20

8.2

Форма организации образовательного процесса

20

8.3

Форма организации учебного занятия

21

8.4

Педагогические технологии

22

8.5

Алгоритм учебного занятия

22

8.6

Дидактический материал

23

9

Список литературы

24

Пояснительная записка


Дополнительная общеразвивающая программа «Резьба по бересте»,
технической направленности. Программа была разработана в 2016
году, рассчитана на детей в возрасте 10-18 лет. Срок реализации программы 3года.

Программа составлена с учетом требований:

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).

  • Сан -Пин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41)

  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008).

  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).

Обработка бересты является одним из видов народного творчества, сохранившим до наших дней традиционные приемы и методы работы с природным материалом. История и традиции мастеров - берестянщиков постепенно исчезают. Необходимо возрождать и продолжать это удивительное ремесло. Программа направлена на сохранение живого наследия народа, она рассматривает его как часть современной жизни. Важным при проведении занятий является формирование у детей трудовых умений и навыков, учебно-коммуникативных, учебно-организационных умений, развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству, обеспечение эмоционального благополучия ребенка, возможности проявить себя и добиться успеха, воспитать в себе бережное отношение к природе.

Актуальность дополнительной общеразвивающей программы «Резьба по бересте» заключается в обращении к духовному наследию прошлого, изучении и освоении культурного наследия родного края и его национальных традиций. Программа адаптирована для работы в условиях сельской местности, нет трудностей: с заготовкой, сушкой, хранением и количеством требуемого материала для реализации программы.

Обучение предусматривает знакомство детей с берестой, освоение следующих технологий: рисунок на бересте; аппликация из бересты; плетение из бересты; теснение на бересте; скобление бересты; резьба по бересте. Большое значение в программе отводится проектированию орнаментов, важно чтобы дети могли не только копировать готовые изделия, но и самостоятельно применять полученные знания и навыки. Учебный процесс построен на постепенном усложнении практических работ с плавным переходом к более сложным заданиям. В связи с этим, изучение обработки бересты в дополнительном образовании детей позволит значительно расширить возможности досуговой деятельности, и будет способствовать развитию их творческих способностей. Изделия из бересты могут быть прекрасным подарком своим родным или близким, друзьям или знакомым.

В ходе работы детского объединения будут вноситься изменения, дополнения, корректировки в план реализации программы и в сами занятия тоже.

Цель программы - сохранение и развитие древнего вида искусств – работа с берестой и применение знаний и умений в области самореализации в образовательном и профессиональном пространстве.

Задачи:

Личностные:

  • Создать условия для осознания сопричастности к национальной культуре

  • Воспитать интерес и уважение к культурным ценностям, наследию и традициям своего народа

  • Воспитать уважительное отношение к национальному народному творчеству

  • Воспитать ценностное отношение к природе, окружающей среде, родному краю;

  • Воспитать у учащихся умение строить взаимоотношения в коллективе и обществе.

  • Воспитать ответственное отношение к труду;

Метапредметные:

  • Создать условия для развития художественного вкуса, эстетических чувств гармонии и красоты

  • Развить мелкую моторику, зрительно-моторную координацию.

  • Развитие творческого воображения и конструктивного мышления в работе с берестой.

  • Развить аккуратность; самостоятельность, усердие, терпение в работе над изделием.

  • Развить познавательную активность, внимание, усидчивость, моторную и образную память.

  • Развить самостоятельное определение цели своего обучения, мотивов и интересов своей познавательной деятельности.

Образовательные:

  • Формировать знания в области обработки бересты.

  • Формировать навыки работы с материалами и инструментами.

  • Владеть основами обработки бересты.

  • Ознакомить с историей народных берестяных промыслов.

  • Ознакомить с национальными традициями и обычаями.

  • Привить трудовые навыки при работе с берестой.

  • Научить пользоваться литературными источниками, работать со старинными образцами, выполнять творческие работы на основе традиций, соотнося их с современными тенденциями

  • Привлечь детей к поисково-исследовательской работе для получения новых знаний по истории и развитию прикладного творчества малой родины.

Отличительные особенности программы

Программа разработана для детей 10-18 лет. Прием в объединение осуществляется на добровольной основе в соответствии с интересами и склонностями детей. Специальных требований при наборе детей не предъявляется. Принимаются все желающие. Группы могут быть как одновозрастные, так и разновозрастные. Допускается дополнительный набор детей на второй и третий годы обучения, по результатам собеседования.

Наполняемость учебной группы по годам обучения

1 год - 12-15 человек

2 год – 10-12 человек

3 год – 8-10 человек

Объём и срок освоения программы

Срок обучения по программе - 3 года.

Продолжительность образовательного процесса - 792 часа.

1 год обучения - 216 часов

2 год обучения - 288 часов

3 год обучения - 288 часов

Форма обучения - очная

Режим занятий

Год обучения

Периодичность в неделю

Количество часов в неделю

Количество часов в год

1 год обучения

2 раза по 3 часа

или 3 раза по 2 часа)

6 часов

216 часов

2 год обучения

2 раза по 3 часа, 1 раз 2 часа

8 часов

288часов

infourok.ru

Плетение из бересты — программа творческого объединения детей

Разделы: Технология


Пояснительная записка

Подлинная демократизация жизни, подъем материальной и духовной культуры, нравственности, развитие личности, реализация творческого потенциала людей, воспитание ответственного отношения к труду – все это невозможно вне русла общечеловеческой культуры.

В современной системе образования решение вопросов, связанных с изучением и освоением народной культуры, особенно актуально, так как помогает вернуть утраченную историческую память, воспитать складывавшуюся веками систему духовных ценностей, существенно повлиять на формирование личности ребенка и его социальную адаптацию.

Одним из важнейших средств приобщения учащихся к духовным ценностям является традиционное прикладное искусство. Для России одним из наиболее традиционных прикладных искусств является плетение из бересты. Сейчас оно находится в стадии возрождения.

Особенно популярно сегодня изготовление берестяных коробов. Их используют для хранения корнеплодов и продуктов, сбора ягод. Все чаще встречаются берестяные изделия в интерьере дома: карандашницы, картины, панно, сундуки, предметы мебели. Они делают дом уютным и эстетичным. Изделия из бересты красивы, экологичны и недороги. А овладеть способами их изготовления может каждый, даже ребенок.

В отсутствии типовой программы, данная (экспериментальная) программа составлена с учетом опыта народных мастеров.

Цель программы:

Формирование духовного уровня учащихся средствами декоративно-прикладного искусства

Задачи:

    • познакомить с правилами сбора, хранения и обработки бересты
    • обучить приемам плетения из бересты
    • воспитать уважение к традиционным русским промыслам

    Режим занятий: вторая половина дня. Длительность 1 занятия: 40 минут.

    Результат:

    • знание правил сбора, хранения и обработки бересты - овладение приемами косого и прямого плетения
    • изделия, созданные из берестяного лыка - проведение творческой выставки

    Способы отслеживания и оценивания результата:

    1. наличие плетеных из бересты изделий
    2. высокое качество выполненных изделий
    3. мониторинг достижений учащихся
    4. участие в районных и краевых конкурсах (выставках)

    Развитие личностных качеств:

    • внимательность
    • терпеливость
    • усидчивость
    • самокритичность
    • художественные способности
    • патриотизм

    Материальное обеспечение программы:

    1. ножи
    2. колочики
    3. деревянная доска толщиной до 5 см
    4. берестяное лыко

    Учебно-тематический план (72 часа).

    № п/п Тема Кол-во часов
    всего теория практика
      Введение. 1 1 -
    1 Инструменты для заготовки и обработки бересты. 2 1 1
    2 Заготовка бересты. 8 2 6
    3 Обработка бересты, сортировка, хранение 4 2 2
    4 Плетение карандашницы (прямое плетение) 6 2 4
    5 Плетение кузовка (косое плетение) 6 2 4
    6 Изготовление коробочки (туеска) 6 2 4
    7 Художественная обработка берестяных изделий 7 1 6
    8 Плетение лаптей 22 2 20
    9 Плетение корзинки 6 1 5
    10 Плетение головного убора 3 1 2
    11 Творческая выставка 1 - 1
    ИТОГО: 72 17 55

    Содержание 

    Введение (1 час).

    Береста и ее свойства. Искусство обработки бересты. Береста в изделиях мастеров народных художественных промыслов. Технологические разновидности работы с берестой. Демонстрация изделий в материале, репродукциях, слайдах.

    ТЕМА 1. Инструменты для заготовки и обработки бересты (2 часа).

    Инструменты, применяемые для заготовки бересты и плетения из нее («нож сапожника», колочик, ножницы) и правила безопасности при работе с ними. Практическая работа. Изготовление инструментов для заготовки и приспособлений для обработки бересты.

    ТЕМА 2. Заготовка бересты (8 часов).

    Время и место заготовки бересты. Лесосеки. Сухостойные деревья. Период сокодвижения и его влияние на заготовку бересты. Взаимосвязь возраста березы и состояния ее коры. Пластовая береста. Ленточный способ снятия бересты. Сколотни.

    Практическая работа 1, 2. Выбор деревьев для заготовки бересты. Продольный разрез и ограничительная линия. Снятие бересты цельным листом (пластом).

    Практическая работа 3, 4.Винтообразный надрез. Снятие бересты лентами.

    Практическая работа 5, 6. Составление картотеки сухостойных и упавших берез в окрестностях населенного пункта. Разрушение нижнего слоя березовой коры. Снятие сколотня со ствола упавшего (срубленного) дерева.

    ТЕМА 3. Обработка бересты, сортировка, хранение (4 часа).

    Обработка бересты и ее значение. Рулонное хранение. Хранение бересты под прессом. Хранение бересты в мотках.

    Практическая работа 1. Подготовка бересты для работы (очистка, расслаивание). Подсушивание и замачивание.

    Практическая работа 2. Нарезание и выравнивание лыка - лент для плетения.

    ТЕМА 4. Плетение карандашницы (прямое плетение) (6 часов).

    Особенности прямого плетения. Расчет количества и ширины лент для плетения карандашницы.

    Практическая работа 1. Изготовление деревянной основы для плетения. Нарезание лыка.

    Практическая работа 2.Плетение карандашницы из бумажных лент. Прямое плетение из берестяных лент

    Практическая работа 3. Плетение карандашницы из лыка. Уплотнение плетения.

    Практическая работа 4. Выплетание края изделия. Лакирование.

    ТЕМА 5. Плетение кузовка (косое плетение) (6 часов).

    Особенности косого плетения. Расчет количества и ширины лент для плетения кузовка.

    Практическая работа 1.Плетение кузовка из бумажных лент.

    Практическая работа 2, 3.Плетение дна и стенок кузовка из лыка. Уплотнение плетения.

    Практическая работа 4.Выплетание края изделия. Изготовление крышки кузовка. 

    ТЕМА 6. Изготовление коробочки (туеска) (6 часов).

    Туески: особенности изготовления и украшения. Виды соединений в берестяных изделиях.

    Практическая работа 1.Изготовление цилиндра из пластовой бересты и его сшивка. «Ласточкин хвост» как способ скрепления края берестяного изделия.

    Практическая работа 2.Вырезание донышка и крышки туеска из дерева. Их соединение с берестяным цилиндром.

    Практическая работа 3.Виды ручек на крышке туеска: гнутая, точеная, кожаная, берестяная. Крепление ручки к крышке.

    Практическая работа 4.Изготовление квадратной коробочки из листа бересты, ее сшивка. 

    ТЕМА 7. Художественная обработка берестяных изделий (7 часов).

    Эстетические требования к качеству изделий. Особенности и виды орнаментов и композиций, применяемых для декорирования изделий.

    Практическая работа 1. Зарисовка орнаментальных композиций с образцов народного творчества. Составление узора для изделия.

    Практическая работа 2. Теснение по бересте. Резьба по бересте. Аппликация.

    Практическая работа 3-5. Изготовление из сколотня изделия, предназначенного для декорирования.

    Практическая работа 6.Украшение и лакирование берестяного изделия.

    ТЕМА 8. Плетение лаптей (22 часа)

    Русская национальная обувь. Ремесло плетухана.

    Практическая работа 1.Нарезание и выравнивание лыка.

    Практическая работа 2.Изготовление деревянной колодки.

    Практическая работа 3-9. Плетение лаптей с прямоугольным носком (прямое плетение). Выплетание края изделия.

    Практическая работа 11-18.Плетение лаптей с круглым носком (косое плетение). Выплетание края изделия.

    Практическая работа 19. Изготовление обор – завязок для лаптей. Опаливание готового изделия над огнем.

    Практическая работа 20. Подковыривание лаптей. Лакирование.

    ТЕМА 9. Плетение корзинки (6 часов).

    Корзины: виды, размеры, назначение.

    Практическая работа 1.Плетение дна корзины.

    Практическая работа 2.Плетение стенок корзины. Надставление берестяных лык.

    Практическая работа 3. Заплетание краев изделия. Вплетение прута по верхнему краю корзины.

    Практическая работа 4.Ручка корзины: крепление и оплетение берестой.

    Практическая работа 5. Сшивка корзины из листовой бересты.

    ТЕМА 10. Плетение головного убора (3 часа).

    Головные уборы из бересты в традициях народов мира.

    Практическая работа 1. Изготовление деревянной основы для плетения. Плетение верха и боковых частей головного убора.

    Практическая работа 2. Плетение козырька. Выплетание края изделия. 

    ТЕМА 11. Творческая выставка (1час).

    Литература: 

    1. Миловский А.С. Скачи, добрый единорог. М., 1983.
    2. Попова О.С., Каплан Н.И. Русские народные промыслы. М., 1984.
    3. Черепанова О.А., Шубарин И.С. Русские лапти: методические рекомендации. В. Эконь: МОУДОД ЦЭК, 2006.

    12.12.2009

    urok.1sept.ru

    Рабочая программа обучения "Художественная обработка бересты"

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

    РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «СОЗВЕЗДИЕ»

    «ПРИНЯТО» «УТВЕРЖДАЮ»

    На заседании учебно-методического совета Директор

    ГАУ ДО РБ «РЦДОД «Созвездие» ГАУ ДО РБ «РЦДОД«Созвездие»

    Протокол №1 от «12» 01 2016 г.

    От «12 » 01 2016 г. Сагаев Н.Ц.

    Председатель: заместитель по УР

    Дугарова Д.Б

    Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

    программа художественной направленности

    «Художественная обработка бересты»

    Возраст обучающихся –8-15 лет

                                                    Срок реализации программы – 3 лет

    Составитель: ПДО

    Галсанов Лубсан-Доржи Бадмаевич

    г. Улан-Удэ

    2016г.

    I Пояснительная записка

    1. Основные характеристики программы:

      1. Дополнительная общеразвивающая программа «Художественная обработка бересты» реализуется в соответствии с художественной направленностью образования: требует творческого подхода, художественного вкуса, выдумки и фантазии.

      2. Актуальность программы обусловлена тем, что в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Изобразительное искусство, пластика, художественное конструирование, поделки из природного материала – наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. В крестьянских семьях приемы традиционного мастерства передавались из рук в руки, от старших - к детям в процессе непосредственного наблюдения и показа.

    В настоящее время в условиях городской цивилизации такая преемственность прервалась. В какой то мере сохранить традиции восстановить недостающее звено в цепи преемственности ремесленного и художественного опыта, а также способствовать решению вопросов гармоничного развития творческой самореализации детей призвана данная программа.

      1. Отличительные особенности программы

    Программа модифицированная: за основу взята предыдущая программа автора, народного мастера, имеющего стаж работы в системе дополнительного образования более 10 лет.

    В данной программе обобщен опыт многолетней практики обучения детей в свете современных потребностей и интересов.

    Преимущества данной программы перед аналогичными:

    1. Программа (7 лет) предполагает постепенное усложнение содержания обучения, привитие прочных умений и навыков обучаемым.

    2. В программе конкретизирована система ежегодных творческих отчетов обучаемых, дополнен перечень видов изделий для данных отчетов.

      1. Педагогическая целесообразность программы.

    Программа знакомит с декоративным творчеством – неиссякаемым источником мудрости и красоты, а именно замечательным природным материалом как береста. Береста – часть березы, которая от корней и до макушки веками использовалась разными народами нашей страны. Это дерево овеяно легендами и преданиями, стихами и песнями на протяжении многих веков и поэтому дает представление о том, как жили наши предки, как умело работали с природными материалами, как бережно относились к природе. Любая частичка природы способна принести радость творчества и пользу.

    Работа в творческом коллективе, открытие в себе неповторимых индивидуальных способностей, талантов поможет ребенку реализовывать себя в учебе, творчестве, в общении с другими, способствует сохранению традиций преемственности, развитию и обогащению духовного мира, художественного вкуса ребенка.

      1. Цель программы – создание условий для творческого и нравственного развития детей; развитие мотивации личности каждого ребенка к познанию и творчеству посредством освоения техники обработки природного материала.

      2. Задачи:

    - научить приемами и методами работы с острорежущими инструментами, деревообрабатывающими станками и приспособлениями с соблюдением правил техники безопасности.

    - привить навыки культуры труда: усидчивость внимательность, наблюдательность, аккуратность при работе.

    - сформировать устойчивую мотивацию к творчеству, стремление к совершенствованию своих способностей.

    - развить свой творческий потенциал художественный вкус, моторику рук.

    - воспитать настоящих мастеров своего дела.

    1.7. Возраст учащихся, которым адресована программа: от 8 до 15 лет.

    Формирование групп по возрастному принципу на конкурсной основе.

    Количество учащихся в группа в зависимости от специфики предлагаемого курса обучения следующая:

    I год обучения - 15 чел.

    2-3 год обучения - 10 чел.

      1. Формы занятий.

    Аудиторные и по группам, исходя из специфики занятий, связанных с работой с острорежущими инструментами и электрооборудованием:

    1. Коллективное творчество 2. Индивидуальная работа.

    1. Объем программы:

    3 года обучения по 10 месяцев с 1 сентября по 30 июня. 43 недели

      1. Режим занятий :

    Младшая группа (5,6 кл.) – 2 раза в неделю по 2 ч. = 4 ч.

    Средняя группа (7,8 кл.) – 2 раза в неделю по 3 ч. = 6 ч.

    Старшая группа (9,10 кл.) - 2 раза в неделю по 4 ч. = 8 ч.

    Объем программы: 43 недели * 18 ч. * 3 года = 2322 ч.

    1. Планируемые результаты

      1. После 3-летнего курса обучения дети должны:

    Знать:

    • Способы заготовки, хранения и обработки бересты.

    • Основные термины: прорезная береста, тиснение, тонировка, расслаивание, орнамент, симметрия, композиция, эскиз и др.

    • Материалы для обработки бересты и технические приемы работы с ними;

    • Название инструментов, приспособлений.

    • Особенности материалов, применяемых, в художественной деятельности;

    • Разнообразие выразительных средств: цвет, объем, композиция, стиль;

    • Различные виды декоративного творчества;

    • Различные способы плетения, тиснение, виды аппликации.

    Уметь:

    • Пользоваться инструментами и приспособлениями;

    • Подбирать выразительные средства;

    • Пользоваться материалами экономно и аккуратно;

    • Подбирать и составлять несложные эскизы;

    • Выполнять несложные изделия по технологической карте;

    • Выполнять несложные аппликации из природного материала;

    • Сознательно выбирать средства выражения своего замысла;

    • Самостоятельно соста

    infourok.ru

    Программа курса "Художественные изделия из бересты"

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Сунтарский политехнический лицей – интернат»

    Проект

    «Художественные изделия из бересты»

    Автор:

    Попова Анна Афанасьевна,

    мастер производственного обучения

    Сунтар

    2014 г.

    Введение

    А береста, белея всюду…

    Она нас лечит и врачует,

    Спасая душу от невзгод,

    И красоту свою дарует,

    И чистоту свою блюдет.

    Н. Е. Белякова

    Народ саха издревле использовал для домашнего обихода и охотничьего снаряжения различные вещи, сшитые из бересты, которые отличались многообразием форм, размеров и щедро украшались орнаментом.

    Современный период нашей жизни отличается множественными изменениями в социально-экономической и духовной жизни человека. Общение учащихся с произведениями народного искусства, их участие в процессе изготовления красивых, полезных и нужных в жизни вещей, очень важных для общего художественного развития детей, любви и уважение труду.

    Приобщаясь к народному ремеслу, учащиеся учатся наиболее развернутому пониманию духовных ценностей любого народа, уважительному отношению к другой культуре, в результате у них сформируются знание и понимание строения мира, тайн природы и бережное отношение к окружающему миру. Изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно. При индивидуальном выполнении формируется развитие самостоятельности, преодолевая трудности, воспитывает в себе настойчивость, последовательность, трудолюбие, силу воли, уверенность в себе, веру в свои возможности, чувство долга и ответственности за доведение до конца начатого дела. А при коллективном - общение и совместная деятельность на занятиях являются основанием для развития личности.

    В основе работы учащихся над любой работой лежит творческое варьирование – внесение в каждую работу новых штрихов, деталей, новых сочетаний цвета. Этот принцип исходит из творческого труда, когда учащиеся к каждым вещам подходят как к новой творческой задаче, решаемой им самим. Средствами выполнения изделий из бересты у школьников успешно формируются аналитическое и созидательное (особенно комбинаторные) компоненты творческого мышления.

    Актуальность данного проекта состоит в том, что в процессе обучения технологиям по изготовлению берестяных изделий учащиеся решают разноплановые творческие задачи, которые целенаправленно развивают у них техническое, логическое и образное мышление.

    Данный проект предполагает изучение творческих задач применяемых при проектировании изделий. Этот проект способствует развитию пространственных представлений учащихся, что, несомненно, способствует к выбору профиля обучения. В конце проекта планируется организация выставки работ учащихся и реализация изделий.

    Цель:

    - Развитие творческих способностей учащихся через использование различных технологий по изготовлению изделий из бересты.

    - Формирование у учащихся таких личностных качеств, нужных в будущей профессии и жизни, как логическое мышление, аккуратность, точность, усидчивость, внимательность, терпение, наблюдательность, самостоятельность, интуиция, ответственность.

    Задачи:

    -изучить соответствующую литературу;

    -изучить новые технологии обработки бересты, привить навыки работы по выполнению изделий из бересты по новым технологиям;

    -защита индивидуальных творческих проектов учащихся по созданию берестяного изделия;

    -маркетинг, анализ рынка, реклама;

    -сбыт продукции.

    Классы: данный проект рассчитан на учащихся 5-9 классов.

    Экологическое обоснование. Заготовка бересты производится в лесах, где намечается провести или уже проводятся лесозаготовки, прорубаются дороги и просеки.

    Краткое содержание проекта

    В проекте учащиеся 5-9 классов знакомятся с различными техниками изготовления изделий из бересты, в том числе изготовлению изделия. Выполняя творческий проект, совершенствуют умения работать с различными материалами, инструментами. Развитие умений анализировать последовательность выполнение работы, а также на обучение учащихся важнейшим правилам выполнения узоров на бересте, анализу их формы, способствуют привитию учащихся культуры аккуратного точного труда.

    В процессе обучения учащиеся решают разноплановые творческие задачи, что целенаправленно развивает у них техническое, логическое и образное мышление. Данный проект предполагает изучение творческих задач применяемых при проектировании изделий. Этот проект способствует развитию пространственных представлений учащихся, что, несомненно, способствует к выбору профиля обучения. В конце проекта организовать выставку работ учащихся.

    Существуют различные виды художественной обработки бересты: плетение, роспись, резьба, тиснение, процарапывание, инкрустация, окраска, выжигание. Резьба является популярным приемом украшения изделий из сплошных широких берестяных пластин (туесов, шкатулок). Но наиболее древним способом украшения является тиснение. Оно производится при помощи специальных инструментов — чеканов и креней (своеобразных штампиков), которые изготовляются из твердых пород древесины (береза, дуб, вяз, лиственница), кости или металла и представляют собой стержень, на одном конце которого изображен элемент орнамента, а по-другому молотком наносят несильный удар.

    Основные свойства бересты

    Как известно, береста представляет собой наружную часть березовой коры, состоящей из нескольких тонких, гладких и легко отделяющихся друг от друга слоев, верхний из которых по цвету белый, а остальные имеют желтоватый, красноватый или коричневатый оттенок.

    К числу основных достоинств бересты относятся пластичность, легкость, бактерицидность, гигроскопичность, достаточно высокая устойчивость к гниению, отличные тепло- и электроизоляционные свойства, а также то, что она хорошо поддается обработке. Перечисленные качества обеспечивают широкое повсеместное использование этого материала для изготовления целого ряда необходимых предметов домашнего обихода, таких, как шкатулки, туески, вазочки и тому подобное.

    Заготовка бересты

    Самым подходящим временем года для ее заготовки в средней полосе является конец весны — начало лета, то есть последняя декада мая - первая декада июня. Именно в эту пору она легко снимается и обладает неповторимо красивым золотистым оттенком.

    Для изготовления небольших изделий желательно снимать бересту с более молодых берез, чтобы она была тонкой и мягкой, ровную и гладкую бересту, без болезненных наплывов и утолщений. Издавна отмечено, что лучше всего ее собирать с деревьев 15-летнего возраста, выросших в смешанном лесу, на сухом, а не на болотистом месте. Кроме этого, легко и быстро береста снимается с берез со сгнившей древесиной или с сухостоя, пораженного грибом-трутовиком. У таких деревьев внутренний слой бересты, как правило, красно-коричневый, красиво смотрящийся при комбинировании со светлыми пластинами.

    Процесс снятия бересты состоит в следующем: на стволе березы сделать вертикальный надрез длиной 40 см и затем, подцепив один из его краев, аккуратно снять пласт коры. Таким образом, получаем прямоугольный кусок бересты, одна сторона которого равна длине сделанного надреза, а другая — длине окружности ствола дерева.

    Заготовленные пласты содержат в тени, иначе они пересохнут. После того как они начнут закручиваться, скатайте их в рулоны так, чтобы береста располагалась светлой стороной наружу, надо завязать шпагатом или проволокой и завернуть в бумагу. В каждом рулоне должно быть 10-12 пластин, концы которых во избежание скручивания при высыхании совмещайте внахлестку.

    При изготовлении берестяных емкостей для хранения жидкостей или скоропортящихся продуктов желательно, чтобы шва в стенке будущего сосуда не было, то есть снять кору нужно без продольного надреза. Для этого от березы отпиливают чурку необходимой длины с ровной и гладкой берестой, без сучьев, затем при помощи толстой стальной проволоки отделите ее от ствола и затем аккуратно снимите. Полученная цельная цилиндрическая береста называется сколотень, дупле, берестяной цилиндр.

    Инструкции по подготовке материала

    Перед работой бересту необходимо соответствующим образом обработать. Заготовленный рулон сначала развяжите. Потом каждый пласт протрите сухой мягкой тканью и положите на стол светлой стороной вверх. Все утолщения и наплывы срежьте острым ножом или ножницами.

    Следующим этапом является расслаивание бересты. Эту процедуру удобнее выполнять при помощи тупой стороны ножа с овальным концом. Первым снимайте верхний белый пласт.

    Далее все пласты подсушите в сухом, темном и теплом месте, разложив каждый отдельно. Нельзя сушить бересту на солнце, поскольку от этого она становится ломкой и в дальнейшем непригодной для использования.

    Помните, что правильная обработка материала позволит вам сохранить его в прекрасном состоянии в течение нескольких лет.

    Чтобы избежать дополнительной работы по выпрямлению бересты, хранить ее можно и другим способом. Для этого расправленные пласты положите, друг на друга темной стороной вниз, придавите толстой доской и затем пригрузите.

    Сколотни после аналогичной обработки храните вертикально, вставив, их друг в друга в зависимости от диаметра каждого из них и надев самый нижний на деревянный цилиндр.

    Перед плетением материал при необходимости хорошо обработайте смоченной в растительном масле тряпочкой и паром, чтобы он был эластичным и без плесени. Если береста хранилась в рулонах, ее следует выпрямить, положив под доску с тяжелым гнетом.

    Интеграция c учебными предметами

    Изготовление, обработка и хранение бересты имеет свои секреты. Работа с берестой направлена на систематизацию представлений об особенностях и свойствах бересты, выработки умений анализировать качество бересты (прочность, долговечность). При изучении свойств бересты, при ее обработке и хранении опираемся на знания, полученные на уроках, так как природа является общим объектом изучения естественнонаучных дисциплин.

    Темы

    Межпредметная связь

    1

    История берестяного ремесла.

    Национальная культура. Тема: «Сахалар хантан торуттээхтэрэ», 5,6 кл.

    Березовая кора (физические и механические свойства)

    Береста (основные свойства, особенности)

    Химия. Тема: «Целлюлоза, строение и свойства», 10 кл.

    Ботаника. Тема: «Строение стебля. Кора. Древесина»,

    2

    Практическая работа «Оберег»

    1)изготовление эскиза

    2)нанесение рисунка на бересте

    2) тиснение

    3)тонировка

    4)вырезание узора

    5) склеивание

    6)шлифование

    Технология. Тема: «Эскиз ажурного узора», 5 кл.

    «Узоры» (симметрия), 5 кл.

    Физика. Тема: «Гидравлический пресс», 10 кл.

    Физика. Тема: «Смачивание, несмачивание», 10 кл.

    Химия. Тема: «Полимерные материалы (ВМС)», 10 кл.

    Физика. Тема: «Сила трения», 7,9.кл.,

    «Давление», 7,10 кл.

    Практическая работа «Шкатулка»

    Нац . культура. Тема: «Сахалар иьиттэрэ-хомуостара, танастара-саптара», 5-6 кл.

    Роспись по бересте. Передний, задний, средний планы композиции.

    Технология. «Птицы в зимнем лесу», 5 кл.

    Химия. Тема: «Красители (анемин)», 10 кл.

    Программное обеспечение

    Темы

    Программы.

    Межпредметная связь с информатикой

    1

    Эскизы изделия

    PowerPoint

    «Компьютерная графика».

    2

    Интернет-ресурсы

    http://ru.wikipedia.org/wiki

    Учебные мероприятия

    1.История развития берестяного ремесла, свойства бересты.

    2.Техники работы с берестой (резьба, тиснение, выжигание, аппликация, роспись).

    3.Материалы, инструменты, приспособления, оборудование.

    4.Замысел (эскиз).

    5.Правила безопасной работы с ножом, циркулем, молотком, клеем, чертилкой, прибором для выжигания.

    6.Подготовка материала.

    7.Вырезание шаблона, нанесение рисунка на бересте.

    8.Вырезание (тиснение, выжигание, аппликация, роспись).

    9.Склеивание.

    10.Шлифовка.

    11.Анализ работ.

    12.Защита мини-проектов. Работа над темой исследования заканчивается представлением результатов в виде презентации и творческой работы.

    13.Организация выставки работ и подведение итогов.

    Правила техники безопасности

    1. Наличие и использование спецодежды, порядок организации ее стирки.

    2. Соблюдение учащимися мер личной гигиены (мытье рук).

    3. Исправность ручного инструмента.

    4. Правила безопасности обращение с инструментами и приспособлениями.

    5. Не сдувать шлифовальную пыль с изделия.

    При работе с прибором выжигания:

    1.Никогда не пользоваться в условиях повышенной температуры.

    2.Неприкасаться к открытым металлическим частям.

    3.Не разбирать устройство самостоятельно.

    При использовании лака и клея:

    1. При лакировании и склеивании проветривать помещение.

    2. Не лакировать поверхности вблизи нагревательных приборов.

    3. Не нюхать лак и клей во избежание отравления.

    4. Избегать попадания лака на открытые участки тела.

    Весной в лесу при заготовке бересты следует ходить в резиновых сапогах, в рубашке с длинными рукавами и закрытым воротом, в шапочке с козырьком и пелеринкой, закрывающей уши и шею и смоченной в растворе диметилфталата, в перчатках. Выйдя из леса, обязательно проверить, нет ли клещей на теле и одежде.

    Инструменты и приспособления

    Несмотря на то что, как уже упоминалось, береста легко поддается обработке, при изготовлении из нее нельзя обойтись без простых и в то же время необходимых инструментов и приспособлений.

    Инструменты

    Назначение

    Ножи

    Для выполнения различного рода надрезов при заготовке бересты используйте обычный, остро отточенный нож. Расслаивать пласты, как уже говорилось, следует ножом с тупым овальным концом. Такой нож можно взять из набора столовых приборов.

    Резьбу по бересте производят ножом-косяком, используемым для резьбы по древесине. Он представляет собой нож с длинной ручкой и коротким, скошенным под углом 30-45° лезвием. Нередко его называют также сапожным ножом, поскольку он применяется в обувном ремесле. Ширина полотна такого ножа бывает различной, в пределах 10-50 мм. При выполнении резьбы по бересте используйте нож, со снятой с обеих сторон фаской.

    Ножницы

    Наряду с ножами, в работе пригодятся также ножницы. Они служат для обработки бересты, нарезания ленточек для плетения поделок.

    Пробойники

    Пробойники представляют собой металлические трубки различного диаметра, на одном конце которых имеются овальные, круглые, треугольные, квадратные и другие профили. При ударе молотком по другому концу трубки на бересте получается пробитая насквозь какая-либо геометрическая фигура.

    Чеканы

    Чеканы применяются для украшения бересты рельефным орнаментом. Для их изготовления возьмите толстые металлические прутья или деревянные брусочки (из твердых пород древесины) и выполните на одном из концов разнообразные фигуры. Путем несильного удара молотком эти фигуры выдавливаются на бересте. Чем больше набор чеканов и пробойников с многообразной конфигурацией, тем красивее будет ваш орнамент.

    Шило

    Шило используется для проведения на бересте линий при резьбе, а также для изображения рисунка, нанесенного в виде пунктирных точек или небольших сквозных отверстий. Перед применением шило немного затупите, чтобы оно не оставляло на материале глубоких царапин.

    Коточик

    Этот инструмент применяется для расширения проходов между ленточками при плетении из бересты и состоит из гладкого металлического выгнутого стержня с расплющенным рабочим концом и насаженной на него деревянной ручки.

    Ленторез

    это приспособление для нарезки берестяных лент-лычек, состоящее из двух деревянных пластин размером 60X150 мм. Толщина первой, стационарной, составляет 15 мм. Вторая пластина — съемная, и ее толщина меняется в зависимости от необходимой ширины лент. Для их нарезки подготовьте деревянные пластины толщиной 6, 8, 10, 12, 15, 17 и 20 мм (эти размеры рекомендуются потому, что они соответствуют общепринятым в плетении из бересты показателям ширины ленточек). К постоянной пластине в специально выбранном на ее поверхности пазу прикрутите на два-три шурупа лезвие, изготовленное в виде ножа-косяка, так, чтобы его острие выступало на 3 мм с ее торцевой части. Заточку лезвия выполните с одной стороны. Прикладывая к плоскости этой пластины со стороны лезвия другую, вы сможете легко и быстро нарезать берестяные ленты.

    Клей

    Клей применяется для усиления надежности скрепляемых деталей в изделии, а также, в случае если необходимо соединить элементы, на которые осуществляется большая физическая нагрузка. Так при помощи клея молено фиксировать концы лен точек, чтобы они не выплетались или не раскручивались (с ручек и ободков), либо прикреплять изнутри на выполненную резьбу фольгу или цветную бумагу, украшая изделие. Кроме этого, клей используется при изготовлении туесков.

    В последнее время существует множество видов клея. Однако в данном случае целесообразнее применять такие распространенные и проверенные, как столярный, «Момент», «Суперцемент» и другие.

    Шаблоны

    Шаблоны представляют собой деревянные пластины с округлыми гранями в форме будущих изделий. Они изготавливаются для выполнения небольших по размеру, узких изделий, таких, как футляры для книг и очков, портсигары и сувенирные лапти. Необходимо также учитывать, что их длина и ширина должны соответствовать количеству ленточек, при плетении плотно облегающих шаблон, иначе изделие окажется деформированным, неустойчивым и некрасивым.

    Ожидаемый результат

    • При работе с берестой у учащихся развивается ловкость рук, при создании творческой части – мышление, при защите проекта – способность правильно излагать мысли.

    • Народное декоративно - прикладное искусство, как никакой другой вид учебно–творческой работы учащихся, позволяет одновременно с раскрытием огромной духовной ценности изделий народных мастеров, формированием эстетического вкуса вооружать учащихся техническими знаниями, развивать у них трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии.

    • Понимание лицеистами того, что только своим трудом и умом можно обеспечить себе достойную жизнь.

    • В результате творческого проекта лицеисты должны представлять собой социально и профессионально ориентированную, интеллектуальную, духовно-нравственную личность, уверенную в своих силах, психологически и функционально подготовленную для поступления в учебное заведение по желанию и способностям.

    www.metod-kopilka.ru

    Программа кружка "Изделия из бересты"

    ПРОГРАММА КРУЖКА «ИЗДЕЛИЯ ИЗ БЕРЕСТЫ»

    Пояснительная записка

    Общение учащихся с произведениями народного искусства, их участие в процессе изготовления красивых, полезных и нужных в жизни вещей очень важны для их общего художественного развития, воспитания у них здорового нравственного начала, любви и уважения к труду. Приобщение к народным традициям художественной обработки бересты предоставляет в этом плане широкие возможности.

    Художественная обработка бересты (тиснение, плетение, роспись, резьба, выскабливание, выжигание.) является одним из видов декоративного прикладного искусства эвенков, сохранившим до наших дней традиционные приемы и методы обработки природного материала.

    Благодаря своим положительным свойствам (прочность, пластичность, устойчивость к гниению) береста была для эвенков основным материалом для изготовления предметов домашнего обихода.

    Изготовлением изделий из бересты с давних пор занимались народные мастера. Обращение к народному искусству позволяет учащимся унаследовать его основы, развить интерес к культуре эвенкийского народа, а также способствовать сохранению и развитию его традиций.

    Программа дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся интереса к национальной культуре, изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

    Цель программы – научить детей технике изготовления изделий из бересты и их художественной обработке

    Задачи программы

    Обучающие:

    • познакомить с историей берестяного промысла, с приемами обработки бересты;

    • формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью объемных форм;

    • совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке бересты;

    • учить чувствовать красоту природы родного края, видеть национальное своеобразие в предметах декоративно-прикладного искусства.

    Развивающие:

    • расширять знания об истории эвенкийского народа, его национальной, материальной и духовной культуре.

    • пробуждать интерес в области народного декоративно-прикладного искусства;

    • развивать смекалку, изобретательность, устойчивый интерес к творчеству, усидчивость:

    Воспитывающие:

    • осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников;

    • воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству - работе с берестой

    Программа является вариативной, допускает некоторые изменения в содержании занятий, форме их проведения, количестве часов на изучение программного материала.

    Возраст обучающихся 12-14 лет. Программа кружка рассчитана на 1 год обучения – 34 часа. Включает теоретическую часть и практическую работу. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.

    В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения:

    Средства обучения:

    • учебно-наглядные пособия;

    • специальное оборудование;

    • технические средства обучения.

    Форма:

    В процессе освоения учебной программы предусмотрена система контроля, которая позволяет определить эффективность обучения по программе, внести изменения в учебный процесс. Контроль позволяет детям увидеть результаты своего труда.

    Формы контроля:

    • итоговые занятия

    • устный опрос

    • мини выставки

    • участие в конкурсах, выставках

    В конце учебного года проводится выставка всех работ кружковцев.

    Данный вид прикладного искусства может способствовать профессиональному самоопределению или остаться просто любимым занятием в свободное время.

    Учебно-тематический план кружка «Изделия из бересты»

    Название темы

    Количество часов

    теория

    практика

    всего

    1

    Вводное занятие. Инструктаж по ТБ

    1

    1

    2

    Использование бересты в народных промыслах

    1

    1

    3

    Виды художественных работ из бересты

    1

    1

    4

    Плетение из берестяных полос

    1

    2

    2

    5

    Изделия из пластовой бересты

    1

    2

    2

    6

    Виды соединений в берестяных изделиях. Сшивные изделия

    1

    3

    3

    Художественная обработка изделий из бересты

    7

    Тиснение

    2

    2

    8

    Выскабливание

    2

    2

    9

    Роспись

    2

    2

    10

    Резьба

    2

    2

    11

    Выжигание

    2

    2

    12

    Аппликация

    2

    2

    13

    Изготовление простых изделий из бересты с различной отделкой

    4

    4

    16

    Изготовление выставочных работ

    7

    7

    17

    Выставка работ кружковцев

    1

    1

    Итого

    34

    Содержание программы

    1. Вводное занятие (1 час)

    Теоретические сведения. Цель, содержание и форма занятий кружка. Ознакомление с помещением, материалами и инструментами, необходимыми для работы с берестой. Правила безопасности.

    2. Использование бересты в народных промыслах (1час) Теоретические сведения. Краткие сведения об искусстве обработки бересты. Береста в изделиях мастеров народных художественных промыслов. Демонстрация изделий из бересты. Ознакомление с инструментами и приспособлениями. Сроки и технология заготовки бересты. Техника слоения и хранения бересты.

    3. Виды художественных работ из бересты (1час).

    Теоретические сведения. Многообразие видов работы с берестой и способов её декорирования: объемные изделия, работа с пластовой берестой, плетение, прорезная береста, тиснение, роспись по бересте. Современные виды работы с берестой: аппликация, картины на бересте, сувениры. Выполнение простой аппликации.

    4.Плетение из берестяных полос (2 часа)

    Теоретические сведения. История плетения. Разновидности плетения из бересты в плоскости: прямое, косое, комбинированное.

    Практическая работа. Подготовка полос. Выполнение изделия «Подставка под горячее»

    5. Изделия из пластовой бересты (2часа)

    Теоретические сведения. Многогранность бересты. Изготовление из бересты разнообразных, нужных вещей.

    6.Виды соединений в берестяных изделиях. Сшивные изделия

    (3 часа)

    Теоретические сведения. Виды соединений: с помощью клея, сшивания, замкового шва.

    Практическая работа. Выполнение соединений с помощью клея, сшивания, замкового шва.

    7.Тиснение (2часа)

    Теоретические сведения. Примеры из истории народного декоративно-прикладного искусства, связанные с тиснением по бересте. Особенности и характер декоративной отделки изделий. Виды инструментов и приемы работы с ними. Зависимость выразительности от глубины тиснения, размеров и рисунка штампиков, усиливающих эффект тиснения.

    8.Выскабливание (2часа)

    Теоретические сведения. Знакомство с выскабливанием. Инструменты и приспособления.

    Практическая работа. Выполнение детьми нескольких работ: рамка для фото, небольшого панно типа “Домик в деревне”.

    9.Роспись (2часа)

    Теоретические сведения. Организация рабочего места. Краткие сведения об истории росписи, видах, технике и красках. Демонстрация изделий народных мастеров, выполненных в технике росписи.

    Практическая работа. Составление композиции для росписи. Подготовка изделия под роспись. Роспись изделия красками.

    10.Резьба (2часа)

    Теоретические сведения. Организация рабочего места. Работа с пластовой берестой. Демонстрация образцов. Показ иллюстраций, фотографий. Инструменты и приспособления. Выполнение эскиза будущего изделия.

    Практическая работа. Изготовление закладки

    11.Выжигание (2часа)

    Теоретические сведения. Сущность выжигания. Инструменты и приспособления, используемые при выжигании. Нанесение рисунка. Технология выполнения операций по выжиганию.

    Практическая работа. Выжигание орнаментальных композиций.

    12.Аппликация (2часов)

    Теоретические сведения. Беседа о красоте, своеобразии, неповторимости созданного природой рисунка, ц

    infourok.ru

    Программа по дополнительному образованию творческой мастерской ГОУ СПО "ТМТ" г Таштагола

    Содержание

    1. Пояснительная записка…………………………………….….3

    2. Ожидаемые результаты и способы их проверки……………10

    3. Учебно-тематический план 1-го года обучения…………….15

    4. Содержание изучаемого курса 1-го года обучения…………15

    5. Учебно-тематический план 2-го года обучения…………….19

    6. Содержание изучаемого курса 2-го года обучения…………19

    7. Учебно-тематический план 3-го года обучения………….….23

    8. Содержание изучаемого курса 3-го года обучения…………23

    9. Методическое обеспечение программы……………………..28

    10. Приложения……………………………………………………35

    Общие правила безопасности труда…………………………35

    Материалы для диагностики ………………… ……………..38

    Список литературы……………………………………………….78

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    К народным традициям должно

    быть высочайшее внимание,

    их надо изучать и принимать всей душой,

    их надо осваивать.

    А.Б. Салтыков.

    Программа «Умелец» является дополнительной образовательной программой художественно-эстетической направленности.

    Актуальность

    Художественное образование – один из важнейших способов развития личности ребенка, его духовности, творческого потенциала.

    При ограниченном времени, отведенном на изучение искусств в школе, важнейшей задачей становится интенсификация, повышение эффективности художественного образования. Программа помогает формированию у учащихся целостного представления об окружающем мире, способствует соединению получаемых дифференцированных знаний в единую систему.

    Изучая декоративно-прикладное искусство, учащиеся учатся соединять знания и умения техники выполнения декоративно-прикладных изделий резьбы по дереву, лепки из глины, работы по бересте и росписи по дереву с художественной фантазией, присущей детскому воображению, создают не только красивые, но и полезные изделия. Декоративно-прикладное искусство играет большую роль в воспитании активной, нравственной, творческой личности, изучающей духовное наследие предыдущих поколений.

    Не менее актуальны в современном обществе проблемы сохранения и развития традиций народных ремесел как важной составляющей национальной культуры. Один из важнейших путей решения этой проблемы – обучение детей основам традиций народного декоративно-прикладного творчества.

    Отличительные особенности программы.

    Программа творческой мастерской «Умелец» является модифицированной программой дополнительного образования. Она была составлена на основе «Программы стандарта Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования профессионального лицея по профессии «Изготовитель художественных изделий» (ОСТ9.ПО 02224-95, разработана Федеральным институтом развития профессионального образования) и «Сборника образовательных программ дополнительного образования детей» (составитель Т.А. Максименко). В отличие от указанных программ в дополнительную программу добавлены разделы и темы: «Береста», «Работа с глиной». Раздел «Роспись по дереву» и некоторые темы изучаются более глубоко. Раздел «Резьба по дереву», напротив, изучается менее глубоко, чем в указанной программе, что обусловлено физиологическими особенностями детей школьного возраста. Многие темы дополнены дидактическими материалами: методическими разработками, технологическими картами, комплексами эскизов, схем, таблиц, мультимедийными презентациями.

    Особенность и новизна программы заключается в соединении традиций городецкой, хохломской, пермагорской росписи, резьбы по дереву и бересте и устного народного творчества, что встречается в наше время очень редко.

    Педагогическая целесообразность.

    С целью развития творческой индивидуальности ребенка, побуждения к самостоятельному творчеству педагог знакомит детей с историей развития ремесла, творческими работами народных мастеров. На примере этих работ и работ педагога учащиеся вначале подражают, копируют, а в дальнейшем сами составляют свои орнаменты и композиции. В каждую работу воспитанники привносят что-то свое, личное, отражают собственное видение.

    На занятиях используются различные методы обучения: словесные, наглядные, практические. Словесные методы - рассказ и беседа – сопровождаются демонстрацией пособий, иллюстративного материала, образцов выполненных работ. Основное время на занятиях отводится практической работе, которая проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала. Созданию творческой атмосферы на занятиях способствует обсуждение выполненных изделий. Программой также предусмотрены посещения выставок, встречи с народными мастерами, творческие и поисковые экспедиции, экскурсии в краеведческие музеи. Как итог реализации программы ежегодно проводятся выставки; кроме этого, работы учащихся принимают участие в городских и окружных конкурсах.

    В объединение дети принимаются по желанию с начальным уровнем подготовки. При помощи тестирования (по годам обучения) вновь пришедшие обучающиеся могут зачисляться на второй, третий год обучения и обучаться по программе зачисленного года. В программе определено количество часов на изучение тем, которые могут изменяться в зависимости от корректировки программы.

    Цель программы: развитие творческих способностей и индивидуальных дарований через приобщение к видам декоративно-прикладного искусства: резьбы по дереву и бересте, лепки из глины и росписи.

    Задачи:

    Обучающие:

    1. Обучение теоретическим сведениям по разделам;

    2. Обучение детей технологии работы с глиной;

    3. Обучение технологии резьбы по дереву;

    4. Обучение технологии работы с берестой;

    5. Обучение технологии росписи по дереву.

    Развивающие:

    1. Развитие моторики рук, глазомера;

    2. Развитие творческих и мыслительных способностей.

    Воспитательные:

    1. Воспитание аккуратности, усидчивости;

    2. Воспитание осознанного и бережного отношения к результатам своего и чужого труда;

    3. Воспитание уважения к взрослым и детям.

    Предусматривается специфическая направленность каждого года обучения, которая предполагает преемственность и последовательное усложнение образовательного курса. То есть знания, умения и навыки, полученные по результатам каждого года обучения, становятся базой для усвоения образовательного курса следующего года.

    Первый год обучения: «Основы художественного изображения». Содержание направлено на воспитание у детей бережного и внимательного отношения к природе, развивает эмоционально-эстетическое восприятие, понимание того, что все виды изображения в своей основе связаны с природой.

    Второй год обучения: «Орнамент в национальном искусстве». Закрепляет интуитивное ощущение ребенка о незримой связи между собой культурных основ народов разных национальностей.

    Третий год обучения: «Красота родного края».

    Нацеливает на постижение и эмоциональное восприятие богатства красоты души народа, учит видеть и восхищаться кр

    infourok.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о