Рабочая программа педагога дополнительного образования очумелые ручки – Рабочая программа дополнительного образования «Очумелые ручки»

Рабочая программа кружка по программе дополнительного образования "Очумелые ручки"

Государственное автономное учреждение социального обслуживания населения Старобаишский дом-интернат

для престарелых и инвалидов

Рабочая программа

кружка «Очумелые ручки»

воспитателя Шайхутдиновой Гульчачак Айратовны

на 2017-2018 учебный год

с.Старобаишево, 2017г.

Пояснительная записка

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности и направлено на овладение воспитанниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, работа с бросовым материалом и т.д.), изготовление игрушек, аппликаций, различных полезных предметов.

Работа в кружке «Очумелые ручки» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, моторики, а также конструкторского мышления детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ).

Рекомендуемый возраст детей: 5-18 лет. Группа формируется в количестве 10 человек. Обучение проводится по подгруппам в количестве по 3 – 4 человек. С таким количеством воспитанников можно осуществлять индивидуальный подход, что заметно сказывается на эффективности работы.

Программа рассчитана на 2 занятия в неделю, что составляет 68 занятий в год. Продолжительность занятий: младшая группа – 20 минут, средняя группа – 25 минут, старшая группа – 30 минут.

Работа в кружке не дублирует программный материал по трудовому обучению, а расширяет и углубляет сведения о работе с бумагой и картоном, тканью, пластилином, а также о работе с другими материалами, совершенствует навыки и умения, получаемые детьми на уроках. Работа кружка организуется с учетом опыта детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.

Цель программы кружка «Очумелые ручки»

Развитие творческих способностей воспитанников с ОВЗ, создание сплоченного детского коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

Основные задачи программы

Образовательные:

- совершенствовать практические умения и навыки в обработке различных материалов;

- обеспечить школьников дополнительными знаниями по трудовому обучению;

- научить практическому использованию поделок в сюжетно-ролевых играх, театрализованной деятельности, для украшения помещений.

Развивающие:

- развивать зрительное восприятие;

- развивать мелкую моторику пальцев рук,

- способствовать развитию творческой активности.

Воспитательные:

- воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, умение довести начатое дело до конца, уважительное отношение к результатам труда;

- воспитывать отзывчивость и умение работать в коллективе;

- воспитывать интерес к творческой и досуговой деятельности.

Задачи данной программы будут выполнены, если ребенок на занятии займет позицию «Я хочу это сделать сам». В задачу педагога входит не столько помочь ребенку в изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью. Для этого педагогу необходимо помнить об особенностях детей с ОВЗ на занятии.

На занятии должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение понимания цели и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделия, причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия. Это обосновано тем, что теоретическую работу под руководством педагога можно ускорить, организовав обсуждение в динамичной, веселой, захватывающей форме, а самостоятельные практические действия должны вестись неторопливо, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне. Следует помнить, что воспитывающий и развивающий потенциал занятий снижается, если ребенок привыкает работать только «под диктовку» учителя по принципу «делай как я». Безусловно, в подражательной деятельности заложены большие возможности для обучения детей, но задержка воспитанников на этом уровне обучения отрицательно сказывается на их развитии: они становятся пассивными, часто беспомощными при решении самых простых заданий. Использование инструкционных и технологических карт увеличивает время на занятии на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным детям работать самостоятельно, а педагогу иметь большую возможность оказать помощь менее подготовленным детям.

Индивидуальный труд обучающихся во внеурочное время заключается в том, что под общим руководством педагога воспитанники самостоятельно выполняют интересующие их трудовые задания. Тематика, сложность и трудоемкость этих заданий должны подбираться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников с ОВЗ и возможностей обеспечения их всем необходимым для успешного выполнения намеченных планов. Планирование имеет направленность на формирование у детей общетрудовых умений и навыков. Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инстру-

ментам, приспособлениям и материалам.

Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей воспитанника. При изготовлении какого-либо изделия ребенок учится устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами. Пропуск самой незначительной операции или выбор не того инструмента, который нужен в данный момент, - все это сразу же сказывается на качестве работы.

Главной задачей педагога, проводящего занятие, должна быть забота о развивающем характере обучения, заложенном в содержании. Методическое решение этой задачи будет состоять в том, что нужно постараться поменьше объяснять, лучше вовлекать детей в обсуждение; нельзя перегружать занятие новыми сведениями, торопить детей и сразу же стремиться на помощь, если что-то не получается. Ребенок должен пробовать преодолеть себя; в этом он учится быть взрослым.

В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела. Педагог может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность воспитанников и условия работы в данной группе.

Программа всех разделов кружка усложняется от занятия к занятию, от года к году. Постепенно, создавая работы малых или больших форм, выполненные за короткое или длительное время, педагог и сами ребята видят качественный и творческий рост от работы к работе. В связи с этим определены критерии, по которым оценивается работа на различных сроках обучения:

- аккуратность;

- четкость выполнения изделия;

- самостоятельность выполнения;

- наличие творческого элемента.

«Зачеты» за теоретические знания проводятся в виде викторин, кроссвордов, ребусов.

Формами подведения итогов могут быть: открытые занятия, выставки, самооценка, коллективное обсуждение и др.

Итоговая оценка осуществляется в форме демонстрации лучших изделий на занятиях кружка перед воспитанниками. Лучшие работы отмечаются грамотами, дипломами, подарками.

infourok.ru

Программа по дополнительному образованию "Очумелые ручки"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № 69 г. Владивосток"

Программа дополнительного образования по декоративному творчеству

"Очумелые ручки"

Составила в2011 году

учитель английского языка

второй категории

Тихонова Е.Н.

2015год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образованияодной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Что же понимается под творческими способностями?

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.

Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

В результате многолетних экспериментальных исследований психологов Э. Фромма, И. П. Волкова, Р. Бернса, О. И. Моткова и других установлено, что свойства психики человека, основа интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Занятия кружка позволяют дать детям дополнительные сведения по трудовому обучению.

Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

Ребята фантазируют, выражают своё мнение. Доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы. Развивают художественный вкус.

На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.

Кружок «Бумагопластика» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.Бумагопластика – один из самых простых, увлекательных и доступных способов работы с бумагой. Здесь ребёнку дается возможность реально. Самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, превратить его в облака, снег, радугу, животных и т.п., постичь свойства, структуру, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций различных форм, величин.

Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду- приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

Цели кружковой работы

1. Развитие творческих способностей младших школьников, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

2. Обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению.

3. Воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека, любви к родному краю и себе.

Девизом внеурочной деятельности по трудовому обучению является:

Я слышу – и забываю,

Я вижу - и запоминаю,

Я делаю – и понимаю.

Задачи программы:

Обучающие:
* знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства;
* продолжать формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
* совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке бумаги и других материалов;
* приобретение навыков учебно-исследовательской работы.

Воспитательные:
* осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;
* воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям;
* добиться максимальной самостоятельности детского творчества;

Развивающие:
* пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
* развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
* формировать творческие способности, духовную культуру и эмоциональное отношение к действительности;
* развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
* развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей.

Воспитание и обучение в кружке осуществляется "естественным путем", в процессе творческой работы. Участие преподавателя в создании поделок и композиций осуществляется "сквозь" ребенка, т.е. ученик получает от педагога ту информацию, те примеры, которые необходимы ему для осуществления собственного замысла и собственных, соответствующих возрасту, представлений о мире. Одно из условий освоения программы - стиль общения педагога с детьми на основе личностно-ориентированной модели. Место педагога в деятельности меняется по мере развития интереса и овладения детьми навыками конструирования. Основная задача на всех этапах освоения программы - содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие, воспитывает уверенность в себе. Образные представления у младших школьников значительно опережают их практические умения. Поэтому предполагаются игры-упражнения, упражнения по цветоведению, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед конструированием игрушек, так и во время работы. Выполнение творческих заданий на темы сказок служат развитию воображения и фантазии у ребят, позволяют не только выявлять индивидуальные творческие возможности, но и решать нравственно-этические задачи в образной форме. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначения своего изделия. Подобная установка дисциплинирует обучающихся, дает хороший осознанный подход к решению и чисто пластических задач объемной формы. С первых же занятий дети приучаются работать по плану: 1) эскиз, 2) воплощение в материале, 3) выявление формы с помощью декоративных фактур.

Программа соединяет игру, труд и обучение в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач (при ведущем значении последних). Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежат творческая деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ. Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным. С первых же занятий дети начинают понимать, что понятие "мусор" для художника не существует. Любой предмет, любая случайная находка могут быть преображены им и стать художественным произведением. Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановке, что способствует выявлению индивидуальности каждого.

Программа ориентирует обучающихся на творчество, самостоятельность в поисках композиционных решений в выборе способов приготовления поделок. Используя полученные знания, ребята уже на первом году обучения создают свои конструкции, не пользуясь выкройками и шаблонами. Готовые выкройки лишают творческого начала того, кто ими пользуется, оставляя за ним право лишь на механическое исполнительство. Коллективные работы незаменимы для объединения коллектива, разработки творческих проектов, приобретения коммуникативных навыков, для естественного детского обмена опытом в атмосфере дружбы и доверия, открытости, развития толерантности.

Настоящая программа предполагает обучение учащихся 5 классов. Для разработки занятий учитываются психологические особенности каждой возрастной группы. Оптимальное количество детей в объединении для успешного освоения программы - 10-15 человек.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема занятия

Колво часов

Дата проведения

1.

Вводное занятие.

1.

2.

Волшебные свойства бумаги. История возникновения технологии бумагокручения - квиллинга.

1.

3.

Вырезание полосок для квиллинга. Основные правила работы.

1.

4.

Основные формы “капля”, “треугольник”, “долька”, “квадрат”, “прямоугольник”. Конструирование из основных форм квиллинга.

1.

infourok.ru

Программа дополнительного образования "Очумелые ручки"

Рассмотрено: Утверждаю:

Методист МОУ СОШ Директор МОУ СОШ

Терёхина В.Н. с/п Алябьевский

Боровинская И.В.

Дополнительная образовательная программа

кружка «Очумелые ручки»

Автор: Никифорова Г.В.

п. Алябьевский

2016год

Содержание

  1. Паспорт программы

  2. Пояснительная записка

  3. Тематическое планирование

  4. Темы занятий

  5. Список литературы

Паспорт программы

Название программы

Дополнительная образовательная программа

Руководитель

Директор - Боровинская Ирина Владимировна

Организация - исполнитель

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Алябьевская средняя школа»

Адрес организации- исполнителя

Тюменская область, МОУ «Алябьевская средняя школа»

ул. Токмянина, д. 3

Телефон, факс

8(34675) 3-24-30, 3-07-74

Автор программы

Никифорова Г.В. Учитель технологии

География программы

Муниципальное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа»

п. Алябьевский

Целевые группы

Учащиеся 7-12 лет , 10 человек

Цель программы

Развитие творческих способностей детей, развитие эстетического вкуса через занятия декоративно- прикладного творчества

Направленность

Художественно- эстетическое

Срок реализации

Программа краткосрочная (рассчитана на 1 год)

Вид

Модифицированная

Уровень реализации

Основное общее образование

Способ освоения содержания образования

Репродуктивный, креативный

Пояснительная записка

Истоки способностей и дарования детей-

на кончиках их пальцев...

В.А. Сухомлинский

Потребность общества в личности нового типа - творчески активной и свободно мыслящей, несомненно, будет возрастать по мере совершенствования социально- экономических и культурных условий.

Считается, что наиболее высокий уровень деятельности достигается человеком в творчестве. Творческая деятельность поднимает личность со ступени потребителя духовных и материальных ценностей до ступени их создателя.

Большинство из нас в детстве брали в руки кисточки, кто-то с интересом

и любопытством пытался вязать, вышивать цветы, некоторые делали замечательные игрушки. Предметная среда окружает человека постоянно, она влияет на подсознание, позитивно и негативно формируя его чувства и эмоции, манеру поведения и общения.

Декоративно- прикладное творчество вносит свою лепту в духовное развитие человека – через созидательную, эстетически значимую творческую

деятельность.

Реализация такого направления в образовании требует обращения к обще развивающим дисциплинам, одной из которых является художественный

ручной труд. Лежащая в его основе предметно- практическая деятельность,

по своей сути, обладает богатым развивающим потенциалом.

Именно в процессе творческой деятельности развивается образное, конструктивное и аналитическое мышление, воображение, зрительная память.

Данная программа даёт возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно- прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.

Программа представляет собой систему тем, которые постепенно

усложняются, и предусматривается 80% на практические занятия и 20%

времени на теорию.

Теоретическая часть занятий - организационные моменты, изложение задания в форме беседы, рассказа, показа образцов готовых изделий (поделок), повторение техники безопасности при работе.

Практические задания включают:

  1. Вводный инструктаж

  2. Текущий инструктаж

  3. Заключительный инструктаж.

1. Вводный инструктаж- ознакомление ребят с характеристикой технологической обработки, последовательностью выполнения, способами обработки, использованием инструментов и приспособлений.

  1. Текущий инструктаж - осуществляется в ходе самостоятельных работ учащихся. В процессе текущего инструктажа руководитель выявляет и корректирует ошибки учащихся, объясняет, как исправить ошибки и не допускать их в дальнейшем.

  2. Заключительный инструктаж - проводится в конце занятий с целью подведения итогов, проводятся демонстрации работ.

Целью программы является: Развитие творческих способностей

детей, развитие эстетического вкуса.

Задачи программы:

  1. Обучающие: Формировать интерес к декоративно - прикладному

творчеству;

Развивать художественный вкус и ориентировать на

качество изделий.

  1. Воспитательные: Воспитывать уважение к труду.

Воспитывать нравственные качества детей

(взаимопомощь, честность)

Формировать чувство самоконтроля.

  1. Познавательные: Развивать познавательный интерес к декоративно

- прикладному творчеству.

  1. Развивающие: Развивать личностное самообразование, активность,

самостоятельность.

  1. Мотивационные: Создавать комфортную обстановку на занятиях,

а также атмосферу доброжелательности,

сотрудничества.

  1. Эстетические: Воспитывать аккуратность, культуру поведения,

формировать умение видеть красоту посредством

демонстрации и изготовления изделий декоративно-

прикладного творчества.

Конечным результатом занятий кружка являются выставки творческих

работ учащихся.

Тематическое планирование

(теория / практика)

Темы занятий

1.Работа с природным материалом (14 часов)

Вводное занятие.

Занятия- экскурсии (сбор природного материала).

Беседа «Что нам дарит природа».

Беседа «Краски осени».

Листья - их форма, окраска.

Осенний букет. Аппликация из листьев. Цветочная поляна.

Флористика. Изготовление картин. Оформление.

Изготовление поделок, используя ракушки, камешки, бересту, соломку.

2. Работа с бумагой и картоном (12 часов)

Беседа «Бумага отличный материал для работы».

Вырезание полосок с использованием линейки и карандаша и без них.

Соединение, склеивание, щелевое соедине

infourok.ru

Очумелые ручки.doc - Рабочая дополнительная общеобразовательная программа «Очумелые ...

Аким, 1999.
9.
10.
11.
12.
Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.:
Просвещение, 1999.
Выгонов В.В. Изделия из бумаги. ­М.: Издательский дом МС, 2001.
Горичева B.C., Филиппова ТВ. Мы наклеим на листок солнце, небо и
цветок. — Ярославль: Академия развития, 2000.
Глушенко А.Г. Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной
работе.— М.: Просвещение, 1985.
13. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. — Ярославль: Академия развития,
2002.
14. Ильина ТВ. Мониторинг образовательных результатов в учреждении
дополнительного образования детей. — Ярославль: ИЦ «Пионер» ГУ ЦДЮ.
2002.
15. Калугин М.А. Развивающие игры для младших школьников. ­ Ярославль:
«Академия развития», 1997.
16. Кобитина И.И. Работа с бумагой; поделки и игры. ­ М.: Творческий центр
«Сфера», 2000.
17. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. ­ М.: ЗАО «ИД КОН ­ Лига
Пресс», 2002.
18. Корнеева Г.М. Бумага. Играем, вырезаем, клеим. ­ Санкт­Петербург:
«Кристалл», 2001.
19. Майорова И.Г. Трудовое обучение в начальных классах. — М.:
«Просвещение».1978.
20. Максимова Н.М., Колобова Т.Г. Аппликация. ­ М.: ООО фирма
«Издательство ACT», 1998.
21. Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги. — Ярославль:
«Академия развития», 2001.
22. Хелен Блисс. Твоя мастерская. Бумага / Перевод: Беловой Л.Ю. – Санкт­
Петербургург: «Норинт», 2000.
23. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей – Ярославль: «Академия
развития», 1997.
24. Гарматин А. Оригами. Уроки для начинающих.­ Ростов­на­Дону­ 2011.
25. Гончар В.В. Модульное оригами. – Москва­ 2012.
26. Пиндер П., Гринвуд Д. Открытки своими руками ­ Москва­2014.
27. Коннова Е.Г. Рост: Развитие. Общение. Самооценка. Творчество. Легион­2014.
28. Эм. Э. Г. Путешествие в страну Оригами.­ Легион­2013.
29. Коротеев И.А. Оригами для малышей. ­ М., «Просвещение», 1996
30. Сержантова Т.Б. 366 моделей оригами. ­ М., «Айрис Пресс», 2005
31. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Оригами. Игры и фокусы с бумагой. –
С­Пб., «Химия», 1994
32. Черенкова Е..Ф. Оригами для малышей. ­ М., Рипол классик ДОМ 21 век,
2006

znanio.ru

Рабочая программа по дополнительному образованию детей художественной направленности "Очумелые ручки"

Принято

на заседании педагогического совета

Муниципального общеобразовательного

учреждения средней общеобразовательной

школы пос.Титово

Протокол №_1 от 28.08.2015 г.

«Утверждаю»

Директор Муниципального общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы

пос.Титово

_____________________В.А. Краюшкина

Приказ № 82 от 29.08.2015г.

Рабочая программа

ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

ДЕТЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Очумелые ручки»

Учитель: Бареева Румия Вахитовна

2015г.

Пояснительная записка

Актуальность программы

В наше время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовно- художественного постижения мира

Цель  данной программы:   овладение  теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками работы с различными материалами, направленными на воспитание художественно-эстетического вкуса.

Цель настоящей программы - разностороннее творческое развитие детей, активизация познавательной и творческой деятельности; подготовка к самостоятельной жизни в современном мире и дальнейшему профессиональному самоопределению.

Задачи:

  • образовательные – углубление и расширение знаний об истории и развитии народных художественных промыслов Челябинской области, формирование знаний по основам калористики и материаловедения, освоение основных приёмов обработки природных материалов и ткани, овладение навыками бисероплетения;

  • воспитательные - привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда;

  • развивающие - развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей, формирование эстетического и художественного вкуса.

  • В программе используются межпредметные связи с другими образовательными областями. Так, изучая основы материаловедения, учащиеся пользуются знаниями, полученными на уроках природоведения, естествознания, биологии, физики, химии. При работе с выкройками-лекалами, выполнении схем бисероплетения, эскизов изделий, работе над композицией применяются знания из областей черчения, рисования, математики.

Организация деятельности кружка.

Рабочая программа работы кружка рассчитана на годичное обучение. Кружок комплектуется из учащихся 5 - 8 класса.

Режим работы кружка – 1 занятие в неделю по 2 часа.

Содержание программы 1 года обучения ( 68 часов)

Первый год обучения определяет содержание и характер совместной работы учителя и учащихся по осознанию предстоящей практической деятельности: это анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструментами, название используемых материалов и ряда их свойств, подлежащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию.

При обсуждении технологии изготовления изделия первоклассники под руководством учителя составляют словесный план, различая только понятия материал и инструмент, поскольку само изготовление будет вестись подконтрольно.

1.Введение (1 час).

  • Введение в образовательную программу I года обучения.

  • Требования к поведению учащихся во время занятия.

  • Соблюдение порядка на рабочем месте.

  • Соблюдение правил по технике безопасности.

  • «Из истории происхождения ножниц». Беседа.

2. Текстильная кукла(8ч.)

  • Основные теоретические сведения

  • Виды текстильных кукол.  История текстильной куклы. Авторские игрушки.

  • Рабочее место. Инструменты, материалы, конструктивные детали, необходимые для работы.

  • Виды применяемых швов. Увеличение и уменьшение выкроек. Цветовое решение игрушек. Отдельные технологические процессы изготовления игрушек (веревочное крепление конечностей, с проволочным каркасом, оформление глаз, носа, ушей, головок кукол).

  • Последовательность изготовления игрушек. Использование  разных по фактуре и цвету материалов

  • Работа с журналами, сайтами по рукоделию,  изготовление понравившейся игрушки

  • куклы  из капрона и др.

3. Вышивание (6ч.)

  • Основные теоретические сведения

  • Традиционные виды рукоделия и декоративно-прикладного творчества. Применение вышивки в народном и современном костюме. Знакомство с видами вышивки.

  • Цветовые контрасты.

  • Знакомство с технологией японской вышивки – темари и вышивкой шелковыми лентами  

  • Зарисовка традиционных орнаментов, определение колорита и материалов для вышивки. Организация рабочего места для ручного шитья. Вышивание метки, монограммы стебельчатым швом.. Определение места и размера узора на изделии.

  • Перевод рисунка на ткань, увеличение и уменьшение рисунка. Заправка изделия в пяльцы. Выполнения простейших вышивальных швов: стебельчатого, тамбурного, «вперед иголку», «назад иголку», петельного, «козлик». Способы безузлового закрепления рабочей нити.

  • Свободная вышивка по рисованному контуру узора. Отделка вышивкой скатерти, салфетки, фартука, носового платка.

  • Панно, рамка для фотографии, закладка.

  • Панно  из шелковых лент.

4. Бисероплетение (9 ч.)

  • Основные теоретические сведения. Значение бисерных изделий в жизни человека и ДПИ, Возможности бисерного рукоделия. История развития бисерного рукоделия. Возможности бисерного рукоделия

  • Рабочее место бисерщицы. Материалы (бисер, бусы, рубка, стеклярус, леска), инструменты и приспособления для работы бисером. Основные приемы низания бисера. Построение орнамента на схемах. Цветовая гамма. Техника низания бисера и стекляруса.

  • Бисерная скульптура: объемные изделия из бисера

  • Сортировка бисера. Плетение  узора по составленным и готовым схемам.

  • Скульптурки из бисера: Цветы, овощи, фрукты, насекомые, животные и т.д

infourok.ru

Общеобразовательная программа "Очумелые ручки"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Принято на педсовете Утверждаю

Протокол № 1 директор МБОУ ДОД ДДТ

от 26.08.2014 г. ______________________

В.Н. Пётрушкина

приказ № 30 от 29.08.2014

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
«Техническое моделирование»

творческое объединение

«Очумелые ручки»

возраст детей: с 7 лет

срок реализации: 2 года

Составитель

педагог дополнительного

образования

Шигина Л.П.

Гагино

2014

Пояснительная записка

Под техническим моделированием понимается один из видов технической деятельности, заключающейся в воспроизведении объектов окружающей действительности в увеличенном и уменьшенном масштабе путём копирования объектов в соответствии со схемами, чертежами, без внесения существенных изменений. Начальное техническое моделирование - первая ступень в подготовке детей в области технического моделирования. Это объединение для детей, интересующихся техникой и ручным делом.

Программа «Техническое моделирование» является модифицированной и направлена на развитие интереса к техническому моделированию, на развитие образного и логического мышления, на освоение учащимися навыков работы с различными материалами, инструментами и приспособлениями ручного труда. Освоение данной программы позволяет учащимся ознакомиться с моделированием, модульным оригами и изготовлением несложных моделей.

Дополнительная общеобразовательная программа «Техническое моделирование» скорректирована в соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам и законом РФ «Об образовании».


Работа в творческом объединении позволяет воспитывать у ребят дух коллективизма, прививает целеустремлённость, развивает внимательность, интерес к технике и техническое мышление. Готовить детей к конструкторско-технологичекой деятельности – это значит учить детей наблюдать, размышлять, представлять, фантазировать и предполагать форму, устройство (конструкцию) изделия. Учить детей доказывать целесообразность и пользу предполагаемой конструкции. Дать возможность ребятам свободно планировать и проектировать, преобразовывая своё предположение в различных мыслительных, графических и практических вариантах. Занятия детей в творческом объединении способствует формированию у них не только созерцательной, но и познавательной деятельности. Стремление научиться самому строить модели из различных материалов, научиться пользоваться ручным инструментом, изучить основы машиностроения, участие в конкурсах по моделированию с построенными своими руками моделями способно увлечь ребят, отвлечь от пагубного влияния улицы и асоциального поведения. Беспорядочное увлечение компьютером в раннем возрасте не даёт развития в творческом плане, не даёт познания в технической и конструкторской деятельности. Занятия моделированием являются отличной школой развития у детей творческой инициативы и самостоятельности, конструкторских и рационализаторских навыков, способностей к техническому творчеству.

Актуальность программы

Техническое моделирование – это обогащение школьников общетехническими знаниями и умениями, развитие их творческих способностей в области техники. Этот род занятий развивает важные навыки координации движений, концентрацию внимания и изобретательность, умение работать с различными инструментами и материалами, развивая наблюдательность, усидчивость, точность и аккуратность.
Творческое объединение технического моделирования является средством воспитания творческой личности с раннего школьного возраста. В объединении у детей закрепляются и углубляются знания, полученные на занятиях. Ребята овладевают необходимыми в жизни элементарными приёмами ручной работы с различными материалами и инструментами.


На занятиях создаются оптимальные условия для усвоения ребёнком практических навыков работы с различными материалами и инструментами. Дети приобретают знания в области черчения, конструирования, технического моделирования и дизайна, знакомятся с технической терминологией. Ребята учатся работать с ножницами и циркулем, читать чертежи, изготавливать различные модели.
На занятиях развивается:
• мелкая моторика рук
• образное и логическое мышление
• зрительная память
• дизайнерские способности
• внимание
• аккуратность в исполнении работ.
На занятиях учащиеся также знакомятся с историей и современным уровнем развития российской и мировой техники.
Начальное техническое моделирование не требует наличия специальных рабочих мест или сложного технологического оборудования, занятия могут проводиться в учебных кабинетах.
Немаловажно и то, что, занимаясь в коллективе единомышленников, воспитывается уважение к труду и человеку труда, самодеятельность и ответственность за собственные действия и поступки. Повышается самооценка за счёт возможности самоутвердиться путём достижения определённых результатов в соревновательной деятельности, ребята могут научиться достойно, воспринимать свои успехи и неудачи, что позволит детям и подросткам адекватно воспринимать окружающую действительность. Кроме этого занятия моделизмом дают представление о судо и авиастроительных специальностях, что является ориентиром в выборе детьми интересной профессии.

Мы живём в эпоху кризисов и социальных перемен. Нашей стране нужны творческие, способные неординарно мыслить люди. Но массовое обучение сводится к овладению стандартными знаниями, умениями и навыками, к типовым способам решения предлагаемых задач. Неординарный подход к решению заданий наиболее важен в младшем школьном возрасте, т.к. в этот период развития ребёнок воспринимает всё особенно эмоционально, а яркие насыщенные занятия, основанные на развитии творческого мышления и воображения помогут ему не только не потерять, но и развивать способности к творчеству.

Конструирование из бумаги – одно из направлений моделирования.

( вставить про модульное оригами)

Магия превращения плоского листа бумаги в объёмную конструкцию не оставляют равнодушным не только детей, но и взрослых. Доступность материала, применение простого канцелярского инструмента (на ранних стадиях), не сложные приёмы работы с бумагой дают возможность привить этот вид моделизма у детей младшего школьного возраста. Конструирование из бумаги способствует развитию фантазии у ребёнка, моторики рук, внимательности и усидчивости. Уникальность бумажного моделирования заключается в том, что, начиная с элементарных моделей, которые делаются за несколько минут, с приобретением определённых навыков и умений можно изготовить модели высокой степени сложности (детализации и копийности). Овладевая навыками моделирования, обучающиеся видят объект не просто на плоскости, а объёмную конструкцию (модель), что позволяет более полно оценить этот объект.

На первом году обучения учащиеся осваивают моделирование из картона и бумаги, работу с шаблонами и простейшим ручным инструментом, строят простые бумажные модели. На втором году обучения изучается устройство основных видов техники (самолёты, корабли, наземная техника), технологии изготовления объёмных моделей, способы и приёмы работы инструментами.

Состав первого года формируется из детей в возрасте 7-8 лет, занятия проводятся по фронтальной схеме с последующей индивидуализацией обучения, по мере выявления способностей детей. Важно привить интерес к конструированию и технике, заинтересовать ребёнка изготовлением моделей своими руками. В первый год дети развивают моторику, строят общение в своей группе, учатся базовым и основным приёмам работы с простейшими инструментами: ножницы, карандаш, линейка, изучают устройство простых технических объектов.

Группы на второй год обучения формируются из воспитанников, прошедших курс первого года обучения. Возрастной состав второго года обучения 8-10 лет. На втором году занятий продолжается изучение устройства технических объектов и модульное оригами таких как: самолёт, корабль, наземная техника, осваиваются технологии изготовления объёмных моделей и их деталей, а так же обучающиеся знакомятся с теорией движения технических объектов: как и почему плавает судно, летают самолёты и т.д. Обучающиеся осваивают технологию сборки сложных моделей-копий с применением специальных инструментов. При постройке моделей необходимо соблюдать принцип постепенного перехода от простого к сложному, закреплять полученные навыки работы с чертёжным и измерительным инструментом, использования и обработки материалов применяемых при изготовлении моделей. Развивается техническое мышление, умение и навыки в пользовании различным инструментом и приспособлениями. Ребята строят модели из бумаги и картона из альбомов и по чертежам, принимают участие в конкурсах и выставках.

Выбор методов обучения зависит от возрастных особенностей детей и ориентирован на активизацию и развитие познавательных процессов. В младшем школьном возрасте у детей уже возникли и получили первоначальное развитие все основные виды деятельности: трудовая, познавательная и игровая. Игровая деятельность оказывает сильное влияние на формирование и развитие умственных, физических, эмоциональных и волевых сторон и качеств личности ребёнка. Игра неразрывно связана с развитием активности, самостоятельности, познавательной деятельности и творческих возможностей детей. Введение элементов игры в процессе подготовки младших школьников к конструкторско-технической деятельности содействует тому, что дети сами начинают стремиться преодолевать такие задачи, которые без игры решаются значительно труднее. Возрастной особенностью младших школьников является и то, что они активно включаются в такую практическую деятельность, где можно быстро получить результат и увидеть пользу своего труда.

На протяжении всего периода обучения с обучащимися проводятся теоретические занятия по темам программы, а так же беседы по истории авиации, флота, бронетанковой техники, направленные на воспитание патриотизма и любви к Родине.

К работе в тв.об. дети приступают после проведения руководителем соответствующего инструктажа по правилам техники безопасной работы каким-либо инструментом или приспособлением.

Цель программы:

Развитие творческих и технических способностей детей посредством изготовления макетов и моделей несложных объектов.

Задачи:

Обучающие

- создание условий для усвоения ребёнком практических навыков работы с материалами;

-обучение первоначальным правилам модульного оригами и инженерной графики, приобретение навыков работы с инструментами и материалами, применяемыми в моделировании;

- формирование умения планировать

infourok.ru

Дополнительная образовательная программа "Очумелые ручки"

«УТВЕРЖДЕНО»

Зав. ОДО МОАУ «Лицей №1»

___________________ Е.В. Темник

«____» ___________________2014г.

«ПРИНЯТО»

на Педагогическом совете

ОДО МОАУ «Лицей № 1»

Проколол №____________________

«____» ______________________2014г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«ОЧУМЕЛЫЕ РУЧКИ»

ОТДЕЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО АВТОНОМНОГО

УЧРЕЖДЕНИЯ «ЛИЦЕЙ № 1»

Автор: Шелудько

Светлана Николаевна,

воспитатель

ОДО МОАУ «Лицей № 1»

г. Новотроицк

Новотроицк

2014

Оригами – это сказка.

Оригами – это веселый труд.

Оригами – это волшебный мир.

Оригами – это фокус.

Оригами – это физкультминутка.

Оригами - это мир превращений и квадрат.

Оригами – это то, что я могу сделать.

Оригами – это праздник.

Пояснительная записка

         Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.

Много должен знать и уметь ребенок, вступая в незнакомую, но такую притягательную жизнь. Подготовить ребенка к этому важному моменту жизни поможет оригами – искусство близкое ему и доступное. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они легко овладевают различными приемами и способами действия с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Оригами развивают у детей способность работать руками под контролем сознания.

Прежде всего, он учиться общаться с бумагой, укладывать ее качества, развивается мелкая моторика пальцев. Психологи считают, что это очень важно для нормального формирования речи. Специалисты рекомендуют малышам, которые только учатся говорить, а также дошкольникам, как можно чаще выполнять задания, связанные с работой пальцами – мастерить, шить, играть на музыкальных инструментах. Оригами дает для этого огромный простор – мелких движений не только много, они еще и разнообразны. Очень важно и то, что при складывании фигурок одновременно работают обе руки. У большинства людей ведущей является правая рука. И это приводит к непропорциональному развитию полушарий мозга. А занятия оригами координируют работу обоих полушарий мозга, потому что все действия в оригами производятся двумя руками. И это помогает развитию творческих задатков у ребенка. Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.

Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), происходит развитие глазомера, одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соединения наглядных символов (показ приемов складывания) со словами (объяснение приемов складывания) и перевод их значений в практическую деятельность, т. е. самостоятельное выполнение действий. И, конечно, развивает привычку сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Можно соединить знания оригами с игрой. Сложив из бумаги поделки животных, дети могут рассказать с их помощью знакомые сказки, сами становятся сказочными героями, совершают путешествия в мир цветов и т. д.

И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами.

   Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации у детей развиваются эмоционально – эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества. А ребята уже постарше легко усваивают такие понятия, как диагональ, деление угла пополам, базовая форма или модуль – обычно это называют заготовкой. Важно и то, что маленький ребенок обычно перегружен впечатлениями, а оригами дает ему возможность выйти в какой-то другой мир, где он может творить. Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию мелкой  моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей в условиях дошкольного учреждения комбинированного вида.

        Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации. Так, в зависимости от темы композиции, создают нужную окружающую обстановку, среду обитания: луг с цветами, островок в пруду, небо с облаками, тучами, ярким солнцем, бушующее море и т.п.

Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое оформление. При помощи цвета передается определенное настроение или состояние человека или природы. Дети учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом). Таким образом, создание композиций при обучении оригами способствует применению знаний, полученных, на занятиях по формированию элементарных математических знаний и рисованию. Общеобразовательная программа детского учреждения не предусматривает занятия оригами. Данный вид деятельности был вынесен в совместную деятельность с детьми.

При организации воспитательно-образовательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели.

Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовывать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.

Тематический подход позволяет оптимально организовывать образовательный процесс для детей в учреждении комбинированного вида.

Развитие культурно-досуговой деятельности детей по интересам позволяет обеспечить каждому ребенку отдых (пассивный и активный), эмоциональное благополучие, которое способствует формированию умения занимать себя.

Цель программы –  всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе  овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи программы:

  • Познакомить детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.).

  • Научить ребенка общаться с бумагой.

  • Развивать глазомер при работе с бумагой.

  • Научить ребенка аккуратно из квадрата складывать различные базовые формы оригами, четко следуя основным правилам.

  • Научить проговаривать свои действия при работе с бумагой, используя специальную терминологию.

  • Развивать мелкую моторику пальцев.

  • Обогащать словарный запас детей.

  • Активизировать мыслительную деятельность.

  • Развивать конструктивное мышление детей, их творческое воображение, художественный вкус.

  • Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

  • Воспитывать интерес к искусству оригами.

  • Расширять коммуникативные способности детей путем создания игровых ситуаций.

  • Формировать культуру  труда и совершенствовать  трудовые  навыки.

Организационно-методическое обеспечение программы

(возраст детей, сроки реализации, режим занятий,

наполняемость групп)

Программа «Очумелые ручки» рассчитана на 1 год (старший дошкольный возраст с 5 до 6 лет).

Занятия проводятся  четыре раза в месяц, с сентября по май, продолжительностью 25 минут.

infourok.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о