Раскраска чувашский национальный костюм – Елена Енькка. Чувашский народный костюм: раскраска-исследование: milli_one — LiveJournal

Елена Енькка. Чувашский народный костюм: раскраска-исследование: milli_one — LiveJournal

Хорошая, на мой взгляд, работа:

Енькка, Е. Чувашский народный костюм : раскраска-исследование : [для детей среднего школьного возраста] = Чӑваш кӗпе-тумтирӗ : тӗпче, сӑрласа илемлет / Елена Енькка ; [пер. на чуваш. яз. О. Л. Васильевой]. - Чебоксары : Чувашское книжное издательство, 2017. - 47, [1] с. : ил., схем. ; 25 см. - Текст рус., чуваш. - 1000 экз. - ISBN 978-5-7670-2591-6.- Перед вып. дан авт.: Елена Енькка (Михайлова Елена Викторовна)

[+12 фото]1. Обложка

2. Титульный лист

3. Предисловие

4. И весь текст на двух языках

5.

6. Картинки с подробными обозначениями

7. (чувашские свадебные наряды)

8. К этой картинке уместно вспомнить чувашскую народную песню "Вăрманта çырлара" (давным-давно признавалась, что очень она мне нравится; тут можно послушать в современных обработке и исполнении)

9. После небольших рассказов с разъяснениями начинается непосредственно раскраска

10. в конце книги дан дополнительный иллюстративный материал (часть фотографий, похоже, из художественного альбома Меджитовой Э.Д. и Трофимова А.А. "Чувашское народное искусство")

11.

12. "Форзац"

13. Задник с выходными данными

С автором издания, к сожалению, не знакома, но мои коллеги, которым я показывала эту книгу, восторженно замечали, что жаль, что Елена Викторовна (Енькка - псевдоним) не издаёт книг для вузов (она - автор нескольких школьных учебников и учебных пособий), и что она - большая молодец, и вот "прямщас в обед" надо дойти до книжного и приобрести эту книгу в подарок знакомым школьникам.

Себя я поймала на мысли, что хочется достать с дальней полки карандаши и сесть раскрашивать (ну и что, что книга для школьников).

milli-one.livejournal.com

Чувашский народный костюм – Ярмарка Мастеров

Мои куколки в чувашских костюмах:

О женском чувашском народном костюме:

В чувашском женском костюме рубашка шилась из белого домотканого холста. Белый цвет был священным для чувашей. Крашенные нити и пряжи использовали в вышивках.

Для крашения применяли корни и листья трав марены, деревьев, кору дуба. С конца XIX в. стали использовать химические красители, приобретаемые у коробейников, а белый холст у низовых чувашей был вытеснен пестрядью. Кроме рубахи в комплекс женского чувашского костюма входили полотенцеобразный холщовый сурпан, поверх которого анатри и анат-енчи надевали хушпу, а вирьялы закрепляли сурпан вышитой повязкой масмак. Девушки носили шапочку тухья, аналогичную по форме хушпу у низовых, но с закрытым остроконечным верхом или же без острия, расшитую бисером и бусинками, украшенную плотно нашитыми серебряными монетами. Концы остриев, возвышающиеся над бисерной поверхностью, нередко выполнялись из олова. Самой отдаленной эпохой, где искусствоведы обнаруживают параллели тухье, является III тыс. до н. э. (ареал южных областей Средней Азии и Северного Ирана), а наиболее близкое к сегодняшнему дню время - V-VII (районы Северного Таджикистана, древний Пенджикент) и VIII (ранний период Волжской Булгарии) века . В настоящее время головной убор, похожий на тухью, можно встретить в туркменской тахъе.

Девушки и женщины повязывали также хлопчатобумажные и шелковые белые и цветастые платки преимущественно светлых расценок. Зимой надевали барашковые шапки с суконным верхом или шерстяные платки с бахромой.

Непременной деталью женского чувашского костюма был передник саппун, черситти, а также множество украшений: шитые из монет сюха, май сиххи, нагрудные - ама, шюлкеме, перевязь - тевет, наспинное - пусь хысе, подвески к поясам - сара, к сурпанам - сурпан сякки. Все они изготовлялись из монет, бисера, раковин каури с применением тесьмы и кумача.

Как отмечает А.А.Трофимов, самые ранние из украшений, которые имеется возможность исследовать, датируются началом XVIII в. (более ранние не сохранились), однако в них прослеживаются традиции, идущие из глубокой древности. Чувашские народные украшения прошлого, как вышивка и ткачество, делятся на три основных типа, в зависимости от трех основных этнографических групп народа. Подразделяются они также и по полу, и по возрасту и по семейному положению их носителей.

Женские и девичьи украшения чувашей имеют свои аналогии в костюмах поволжских народов: марийцев,мордвы, удмуртов. Одним из популярных украшений был нагрудник, часто - треугольной формы, небольшой и украшенный бисером и монетами.

Чувашию издавна называли краем "ста тысяч узоров". Вышивали на рубахах, платках, фартуках, украшениях, полотенцах. при вышивании применяли двадцать пять видов швов.

В основе чувашской вышивки лежит геометрический орнамент: у виръялов он более легкий, а у анат-енчи и анатри - крупнее и часто переходит в растительный орнамент. В цветовом отношении наблюдается полихромия. Однако и здесь намечаются определенные закономерности: для виръялов характерно сочетание темных тонов красного, синего, зеленого цветов, у анат-енчи преобладают яркие краски, в вышивке же анатри определяющим является красный свет. Вышивали в основном крашеными шерстяными нитками, однако при изготовлении головных уборов хушпу и тухъя и некоторых украшений применялись так же бисер, монеты и раковины каури.

[flash=560,315,http://www.youtube.com/v/wCjswK9C0Hc?iv_load_policy=3&version=3&hl=ru_RU]
[more]

видео с чувашскими узорами

Фото - из книги-альбома "Чувашский костюм от древности до современности" (2002) и альбома "Чувашское народное искусство" (1981).

[flash=420,315,http://www.youtube.com/v/5jS9scqbYao?iv_load_policy=3&hl=ru_RU&version=3]

ролик с фотографиями костюмов, под мелодичную песню (книга-альбом "Чувашский костюм от древности до современности" (2002) и альбом "Чувашское народное искусство" (1981)..

[flash=420,315,http://www.youtube.com/v/zJI8P7pRTJY?iv_load_policy=3&hl=ru_RU&version=3]

www.livemaster.ru

Картинки-раскраски для детей национальные костюмы народов России (35 фото)

Наши предки носили одежду определенных цветов, определяющих их социальный статус. Подборка картинок-раскрасок с национальной одеждой ниже.

Русские

 

Калмыки

 

Русская девушка

 

Мордовцы

Русские

 

Башкиры

 

Индейцы

 

Белорусы

Испанцы

 

Национальные костюмы

Татары

 

Цыгане

Русские

 

Народы России

 

 

Индейцы

 

Русская

Баварцы

 

Элементы национальной одежды

Азербайджанцы

 

Русская

Ваша оценка очень важна: Загрузка...

Поделиться на Facebook

Поделиться в ВК

Поделиться в ОК

Поделиться в Twitter

zabavnik.club

Чувашский костюм » Перуница


Старинные головные уборы чувашских женщин делятся на две группы: покрывала и шапки. К группе покрывал относятся головная повязка (сурпан) с перевязью (масмак), а также платок (пус тутри) с перевязью и чалма. Это уборы замужних женщин. Сюда же относится покрывало невесты (пёркенчёк).

Украшение сурпанов и способы их ношения в этнографических группах имели свою специфику. У низовых сурпан был длинный (почти 2,5 м) и покрывал голову. Средняя часть делалась из белого полотна, а концы сурпанов украшались узорноткаными полосками, лентами (хаю), позументом (ука), кумачом (сентел), кружевами (шатакла). Узорнотканые полоски выступали на сурпанах в виде таких узоров, как квадраты, ромбы, кресты и т. п. Сурпан низовых закреплялся головной повязкой (пус тутри).

Сурпан чувашек анат енчи был короче, украшения были несколько уже - это тканые или кумачовые полоски, вышивка, белые кружева. Сурпан одевался по-другому, с помощью повязки масмак.

Сурпаны верховых чувашек были недлинные (120-150 см), узкие. Их изготовляли из тонкого полотна с двусторонней вышивкой. Геометрические узоры вышивок, как и у анат енчи, размещаются ярусами. Концы сурпанов украшались бахромой (сусе, ярапа), разноцветным бисером (шарса).

Женские головные повязки масмак бывают двух видов: у анат енчи и анатри они широкие с крупными узорами, у вирьял-узкие, вышитые мелкими геометрическими фигурами, обычно на полоске цветной ткани. Орнамент узоров на масмаках очень разнообразный-это фигуры коней, птиц, драконов, целые орнаментированные "картины" сотворения мира.

Женщины анат енчи и анатри в прошлом носили чалму - косынку из тонкого белого холста, ею закрывалась вся голова (у чувашских женщин бытовал обычай не показывать волосы). По краям чалмы размещалась вышивка.

В чувашский женский наряд входили поясное и набедренное украшение-сара и яркач. Их вышивали шерстяными и шелковыми нитками, украшали нашивками. Длинная бахрома обогащала эти наряды, а при движении оживляла весь костюм женщины. Орнамент узоров - геометрический, связанный с представлением о модели мира. Использовались и стилизованные изображения деревьев, цветов, листьев.

В национальном женском костюме большую роль играют головные уборы из бисера, мелких раковин каури и монет. Возникли они разными путями, претерпевали изменения, а позже стали обозначать возрастную и социальную принадлежность их носителей. В чувашских женских украшениях содержатся не только народные понятия о красоте, сложившиеся в течение тысячелетий, но и следы миропонимания наших предков. Древнейшей функцией украшений было, без сомнения, их магическое предназначение (обереги), защита от злых духов и других опасностей.

Полный комплекс украшений представлен в праздничных и свадебных нарядах. Чувашская женщина, облаченная в полный свадебный наряд, носила одежду и украшения весом около одного пуда, в том числе серебряные монеты весом 2-3 кг.

В комплекс украшений, выполненных в технике шитья бисером и серебряными монетами, а также из драгоценных металлов и камней, входят головной убор девушки тухъя, головной убор женщины хушпу, нагрудные и шейные наряды (ама, шўлкеме, алка, мая, суха), перевязь (тевет), подвески (сарка), браслет (сула), кольцо (сере), поясные подвески-нахвостник (йёс хўре), поясной кошелек (енчёк), поясное зеркальце (тёкер) и др. Головные уборы встречаются трех типов: в виде широкого обруча с расширяющимися кверху сторонами, полусферические (с закрытым верхом) и в форме шапки с открытым навершием. Хушпу имеет твердый остов, наспинную часть (хўре), украшена она монетами, бисером, раковинами каури, кораллами. Головная часть убора покрывалась семью или девятью рядами бляшек или нухраток, центральная часть украшалась узорами из ромбиков и крестиков (числом по девяти) из красных, желтых и зеленых бисеринок. На "ушах", наспинной части, по краям хушпу вешали монеты, которые при движении (пляске) издают легкий звон. В хушпу явно ощущается стремление его создателей подчеркнуть связь красоты формы с музыкальностью.

Тухъи бывают двух видов - островерхие и без острия. У тухъи нет наспинной части. Девичьи уборы сплошь покрыты узорами из бисера. Серебро использовалось при украшении наушных деталей и нижних краев. Красиво оформлялся козырек убора-красным кораллом, монетами. Рядами бус составлялись яруса, ромбы и другие геометрические узоры. На височной части размещались по тринебольшие кисти из красных, белых и зеленых бисеринок. Тухъя не только овеществляет понятие о красоте, но и хранит следы давно ушедшей в прошлое магической функции.

В одном ряду с тухъя и хушпу находятся женские и девичы нагрудные украшения - шўлкеме и ама. Девичье шўлкеме, в отличие от женского, не имело трехугольной детали в верхней части и было одноярусным. Шўлкеме верховых чувашек состояло из двух одинаковых частей: собственно шўлкеме и сурпан сакки, соединенных в два яруса, и имело квадратную форму, а у низовых и средненизовых - соответственно полуовальную и прямоугольную.

По своей конструкции ама (другое название-хёрес сакки) существовал в двух видах: ама из отдельного нагрудника и нагрудник ама с наспинной частью пус xысё. Шўлкеме и ама украшали серебряными монетами, рядами разноцветного бисера, бусами, раковинами.
Среди шитых бисером, украшенных серебром нарядов особое место занимает женское и девичье украшение в форме перевязи - тевет. Надевали перевязь через левое плечо. Женщины носили ее на свадьбах, девушки-во время весеннего обряда девичья пашня, на хороводах и осенних праздниках, посвященных молотьбе, первому хлебу или льну. Тевет представляла собой широкую (до 10-12 см) полосу, сшитую из холста с подкладкой. Она украшалась узорной тесьмой (по краям) с нашитыми на ней рядами бисера и раковин, рядами монет, бисера. На концах тевети вышивались узоры - изображения светил, очертания гор, деревьев.

Девушки носили шейные ожерелья ука, на холщовую или кожаную основу которых нашивали бусы, бисер, монеты. Суха (май шарси) изготовлялась также в виде густой сетки, составленной из бус, нанизанных на нитки; нижний ряд их составлялся из монет. Ожерелья низовых чувашей состояли главным образом из монет и назывались тенкёллё мая.

Очень важна была знаковая функция одежды - она показывала отличия по возрасту, семейному положению, имущественному состоянию, ритуальному назначению (свадебная одежда, одеяние предводителей религиозных обрядов и т. д.). Знаковые различия проявились прежде всего в головных уборах и украшениях. Так, сурпан, масмак, хушпу, головной платок пус тутри являлись уборами замужних женщин. В свадебном обряде существовал специальный обряд одевания сурпана.

Сугубо девичьим головным убором была тухъя, ее уже не могла носить женщина. Женскими украшениями считались сурпан сакки, пус хысё, сурпан хысё, девичьими-шўлкеме, шейные украшения и ушные подвески (их носили также молодые женщины), украшения из лент. В то же время некоторые украшения были общими для женщин и для девушек-это сара, тевет, ама и др.


Тухъя анат енчи - средненизовых чувашей. XIX в.
Казанская губ., Цивильский у., д. Мусирма (ныне Урмарского р-на).
Девичий головной убор тухъя низовых группы (анатри). 19 в. Наиболее распространенный тип этого головного убора - круглая и богато орнаментированная шапочка, с заостренным коническим навершием наверху. Наушники - кожаные ии холщовые, треугольной формы (как на снимке) или в виде ремешков, как у самарских чувашей. Из кн. "Чувашский костюм от древности до современности". 2002.
Костюм девушки низовой группы (анатри). 19 в. Лесная подгруппа (хирти). Из кн. "Чувашский костюм от древности до современности". 2002.
Костюм девушки низовой группы (анатри), степная подгруппа (хирти). 19 в. Местный вариант шапочки тухъя (из селений т.н. Убеевского куста) отличается наличием кораллового "козырька". Это выступающий налобник с округлой передней кромкой (обычно края шапочки тухъя - ровные). Чересплечное украшение - подвеска теветь - имеет довольно простую форму (на плотную полосу холста нашито 2 ряда монет).Из кн. "Чувашский костюм от древности до современности". 2002.
Костюм замужней женщины с нагрудной подвеской ама. 19 в. Богато орнаментированная празднично-обрядовая рубаха, по шее и вдоль спины проходит женская повязка сурпан (местн. сорпан). С ушей свисают хăлха çакки - подвески с монетами 15 и 20 коп., на серебрянном проволочном каркасе. Странно, но волосы оставались непокрытыми. Экспонаты ЧНМ, Чебоксары. Фото: Г.С. Самсонова.
Одевание женского костюма верховой группы (вирьял, тури). На груди - украшение из четырехугольных кожаных пластин с монетами - сурпан çакки/шýлкеме или йĕкĕрлĕ шýлкеме. Эти украшения из серебряных монет 18-19 вв. не имеют ничего общего с т.н. доспехами амазонок. Экспонаты - ЧНМ, Чебоксары.
Ама - основное женское украшение верховых чувашей (вирьял, тури). 19 в.
Тяжелая нагрудная подвеска с серебрянными монетами 1 руб, 50 коп. Нашивается на полосы (кожаные или матерчатые), соединенные внизу какой-либо перемычкой.
Поверх ама спускается ажурная цепочка чепчушка. Фото: Г.С. Самсонова.
В саду. Мать с тремя детьми. Девочка слева - в народном костюме, подобном женскому, с минимальным количеством орнамента и украшений. Чуваши Казанской губ., Ядринского уезда. 1915. Научный архив Чув. гос. института гуманитарных наук. Отд. VIII.
Çуха (ворот) - девичье шейно-наплечное украшение. 19 в. Диам. ок. 45 см. Холст, шитье бисером, бусами, серебряные монеты, жетоны, раковины каури. Дмитровоградский краеведческий музей, Ульяновская обл.

ОРНАМЕНТ чувашской вышивки. Фрагменты предметов костюма 18 - 20 вв.



Археологическая находка - фрагмент шерстяной ленты с орнаментом из золотой позументной тесьмы ука и шнура. Вероятнее всего, это часть головного убора или повязки.
Снимок с девушкой в традиционном платье 18 - нач. 19 вв. Ассимметричный грудной разрез обрамлен богатым вышитым узором.
Традиционная девичья рубаха. 19 в. У девушки типичная чувашская внешность - овальное лицо, скромный взгляд, щеки здорового цвета.
Девичья рубаха. 19 в. Верховые чуваши (вирьял, тури). На груди - ассимметричный узор.
Девушка верховой группы (вирьял, тури) в богато орнаментированной рубахе 19 в., с обрядовым платком в руках. Экспонаты: ЧНМ, Чебоксары. Фото: Г.С. Самсонова.
Женская рубаха кĕпе. 19 в. Средненизовые чуваши (анат енчи). Модель: Аня, ЧГХМ. Фото: М.А. Костарев.
Нагрудные узоры кĕскĕ на женской рубахе. 19 в. Средненизовые чуваши (анат енчи). Модель: Аня, ЧГХМ. Фото: М.А. Костарев
Нагрудные узоры кĕскĕ на женской рубахе. 19 в. Средненизовые чуваши (анат енчи). Скан (с геометрич. искажениями). ЧГХМ.
Подол женской рубахи. Нашивки, домотканая тесьма шарач. ЧГХМ.
Орнамент поясной подвески. 19 в. Верховые чуваши (вирьял).
Орнамент поясной подвески. 19 в. Верховые чуваши (вирьял).
Сурпан - женская головная повязка с украшенными концами. Нач. 20 в. Вышивка двухсторонняя. Верховые чуваши (вирьял). Из колл. Г.Н. Иванова-Оркова.
Узор на конце женской шейно-головной повязкисурпан. Кон. 19 в. Холст, вышивка двухсторонняя, ленты, бахрома. Казанская губ., Чебоксарский уезд (ныне Чебоксарский р-н Чувашской Республики). Верховые чуваши (вирьял). Из колл. Г.Н. Иванова-Оркова.
Узор на конце женской шейно-головной повязки сурпан. Кон. 19 в. Холст, вышивка двухсторонняя. Казанская губ., Козьмодемьянский уезд (ныне Моргаушский р-н Чувашской Республики). Верховые чуваши (вирьял).
Женская поясная подвеска, прикрывающая тыльную часть фигуры. Кон. 19 в. Кумач, вышивка, бисерные подвески. Средненизовые чуваши (анат енчи). ЧГХМ.
Свадебный платок (жениха, свахи). Фрагмент, угол с двухсторонним вышитым орнаментом. 19 в. Верховые чуваши (вирьял). ЧГХМ.
Узор женской головной повязки сурпан тутри. Нач. 20 в. Чуваши Самарской Луки. Самарская губ., д. Севрюкаево. Эспед. 1993 г.
Женская поясная подвеска, прикрывающая тыльную часть фигуры. 19 в. Холст, вышивка. Верховые чуваши (вирьял).
Узор поясной подвески. 19 в. Холст, вышивка. Верховые чуваши (вирьял).
Девичья нагрудная фигура сунтăх. Кон. 19 в. Ситец, вышивка.
Хултăрмач - относительно простой наплечный узор, чья симметричная форма близка к овалу. Вышивался на большинстве рубах. В некоторых случаях узоры вышивались без черной контурной обводки. Скан выполнен с некоторым искажением.
Оформление подола женской рубахи. Кон. 19 в. Ситец красный и "французский", вышивка.
Узор обрядового (свадебного) покрывала. 18-19 вв. Холст, вышивка двухсторонняя.
Фрагмент обрядового (свадебного) покрывала. 18-19 вв. Холст, вышивка двухсторонняя.
Узор поясной подвески типа сарă, сар или яркăч. 18 в. Двухсторонняя вышивка на холсте, нити шелковые и шерстяные, обшивка лентами. Верховые чуваши (вирьял).
Центральный орнамент поясной подвески сар. 18 в.
Поясная подвеска сарă, сар. Конец 19 в. Самарская Лука. Двухсторонняя вышивка шерстью, обшивка лентами, бахрома шерстяная. Экспедиция ЧГХМ 1995 г.
Центральный орнамент поясной подвески сар. Кон. 19 в. Самарская Лука. ЧГХМ.
Поясная подвеска сар. Кон. 19 в. Казанская губерния (закамские чуваши). Двухсторонняя вышивка, обшивка лентами, бахрома шерстяная. Экспедиция ЧГХМ 1995 г.
Орнамент поясной подвески сар. Кон. 19 в. Казанская губерния (закамские чуваши).

www.perunica.ru

Чувашский народный костюм | Ассоциация книгоиздателей России (АСКИ)

Аннотация:

Чувашский национальный костюм славится своей оригинальностью и многогранностью. Он является памятником культуры, созданным в течение тысячелетий. В начале ХХ века из-за массового производства одежды национальный костюм отошел на второй план, но сохранил свою актуальность в селах и в начале XXI века стал активно использоваться как одеяние для проведения празднеств и обрядов, в концертной деятельности, для выступлений фольклорных коллективов. С каждым годом чувашский народный костюм вызывает больший интерес не только среди исследователей, ученых, но и простых людей. Однако он настолько разнообразен, что возникает множество вопросов: какова история наряда; что носили женщины, мужчины и дети; как называется то или иное украшение и кому было свойственно их носить? Прежде чем приступить к изучению чувашской одежды Елена Енькка предлагает сначала поработать над этой темой вместе с книжкой-раскраской «Чувашский народный костюм. Чёваш к.пе-тумтир.». Она вышла в Чувашском книжном издательстве тиражом 1000 экземпляров. Данное издание будет интересно не только детям, но и взрослым, интересующимся чувашским костюмом, потому что это не просто раскраска, а раскраска-исследование. То есть нужно не просто подбирать цвета и красить, но найти сначала необходимую информацию: какого цвета та или иная деталь? Какого цвета узоры или украшения на одежде? Для этого детям вместе со взрослыми необходимо сначала изучить названия элементов чувашской одежды, найти детали с такими же названиями в цветных иллюстрациях в конце книги и подобрать цвета. На страницах издания автор проекта приводит цитаты из исторических документов, которые обогатят знания о чувашской культуре. Надо отметить: книга хороша тем, что она подготовлена на двух языках: русском и чувашском. Перевела на чувашский язык Ольга Васильева. Все названия деталей народного костюма приводятся на чувашском языке. Также на каждой странице есть иллюстрации-схемы, показывающие названия этих деталей. В книге приводятся женский и мужской костюмы низовых и верховых чувашей, детский, свадебный, обрядовый костюмы и другие. Раскраска-исследование поможет провести время не только весело, но и с пользой.

aski.ru

Конкурс-карнавал. Чувашский национальный костюм | Club.Umnitsa.ru

Вопрос участи в конкурсе перед нами даже не стоял. Конечно участвуем.
http://club.umnitsa.ru/contest/konkurs-karnaval-semi-narodov-mira - ссылка на конкурс.
Выбор костюма для участия в конкурсе был неслучаен. Живем мы в Чебоксарах. Чебоксары – столица Чувашской республики. Это небольшой (по московским меркам), тихий, приятный городок. Особенно летом. Не прогуляться по местному «заливу» - считай грех. После строительства Чебоксарского водохранилища историческая часть города частично оказалась под водой, и образовался тот самый залив, перекрытый несколькими плотинами. В оставшейся над водой части – купеческие усадьбы, церкви, монастырь. Рядом речной вокзал, пляж, а также зеленый парк – любимое место уединения молодежи.


Над заливом нависает статуя «родина-матери», она же «статуя свободы», она же «мать чувашей» - как будто обнимает весь родной город.


Набережная залива – традиционное место встреч и гуляний. Здесь же бегают, катаются на велосипедах, роликах, лодках и катамаранах. К заливу ведет местный «Арбат» - небольшая пешеходная улица с ресторанами, музеями, сувенирными лавками. На ней же «волшебные» камни – которые если потереть – будет счастье. В результате они отполированы тысячами рук.

А так выглядят флаг и герб Чувашской республики


Любой чувашский орнамент имеет символическое значение, так и на флаге изображение неслучайное. Основная эмблема Государственного герба - "Древо жизни" - знак долгого исторического пути, пройденного чувашским народом. Пурпурный (темно-красный) цвет символизирует извечное стремление народа к свободе, которое позволило ему сохранить свои традиции и самобытность. Светло-желтый цвет - цвет Солнца, дарующего жизнь всему на земле. 8-угольная звезда - один из наиболее распространенных элементов чувашского орнамента, выражающий красоту и совершенство. Стилизованный хмель на концах полуокружности - образ традиционного богатства чувашского народа и Республики - "зеленого золота".
А это герб г. Чебоксры.

Голубое поле в геральдике - это символ красоты, ясности, мягкости и величия. "Пять серебряных уток" - стремление к свободе, инициативе и проявления достижения поставленных целей. Зигзагообразна линия – изображение реки, в данном случае это Волга. А сверху «три серебряных дуба» означают существование города Чебоксары во времени: в прошлом, настоящем и будущем. В поле среднего цифра «1469» - дата первого упоминания о Чебоксарах. Дуб, любимое дерево чуваш, означающее силу, вечность, крепость. Три четырехлучевые восьмиугольные звезды, венчающие герб города, - графическое выражение девиза Государственного герба Чувашской Республики: "Были, есть и будем". Орнаментальный намет "Хмель" с девизным картушем "Шупашкар"- "Чебоксары" - элементы, позаимствованные из госсимволики Чувашской Республики, указывают на правовой статус города Чебоксары как столицы Чувашской Республики.

Основная часть населения по национальности чуваши. И мы с гордостью представляем вам традиционный чувашский национальный костюм.


Чувашский национальный костюм отличается красотой вышивки и украшений. В зависимости от пола и возраста традиционный костюм имеет свои отличия.
Итак, женский костюм состоит из туникообразной белой холщевой рубашки и целой системы вышитых, бисерных и металлических украшений.

В завершенности костюма большую роль играют головные уборы. Девичьи – тухья и женские (замужние) – хушпа.
Тухья расшивалась исером, бусинами и плотно нашитыми серебряными монетами.
б
Хушпа была плотно нашита серебряными монетами и имела "хвост"- деталь спускающаяся на спину.

Девочки с пяти шести лет учились рукоделию. К 12-14 годам многие из них, освоив секреты мастерства, многообразие техники становились прекрасными мастерицами. Девичий костюм не имел нагрудных розеток. наплечников. нарукавных узоров. Молодые девушки свои наряды, предназначенные для праздников или весенних хороводов, вышивали скромно. Все мастерство и умение они вкладывали в вышивку свадебной одежды.

Одной из принадлежностей свадебного одеяния являлось покрывало невесты - большое полотнище с вышивками по углам.

Невеста под покрывалом должна была сидеть во время свадьбы в окружении своих близких подруг в переднем углу избы, отдельно от жениха. В определенный момент свадьбы происходила церемония снятия покрывала и облачения невесты в костюм замужней женщины. Вышивки покрывал поражают богатством форм, разнообразием декора.
В день сватовства девушка дарила платок жениху, выражая согласие выйти за него замуж, а также демонстрируя свое мастерство. Сложенный углом платок жених носил на шее во время свадьбы.

Обычный мужской костюм состоял из холстяной рубахи туникообразной формы с косой застежкой воротника, длиной несколько ниже колен, нешироких штанов и однотонной безрукавки с прямой спиной. Особо богато расшивалась рубаха у старших мужчин излюбленными красно-бордовыми узорами с черным контуром.

Чувашская вышивка, обожествляла явления природы, древние предки чувашей отразили свои языческие представления в орнаменте одежды и утвари. Так, вселенная изображалась в виде четырехугольника, образ великой богини посредством великого древа жизни, солнце - в виде круга или розетки и т.д.

В современной Чувашии национальные костюмы одевают редко. В основном на праздничные мероприятия – День города, День Чувашской республики. Также чувашские девушки облачаются в национальные одеяния и во всей красе с хлебом-солью и пивом встречают званых гостей.
Ыра сунса кететпер!!! – Добро пожаловать!!!

club.umnitsa.ru

Чувашский народный костюм | Russian Publishers Association

Annotation:

Чувашский национальный костюм славится своей оригинальностью и многогранностью. Он является памятником культуры, созданным в течение тысячелетий. В начале ХХ века из-за массового производства одежды национальный костюм отошел на второй план, но сохранил свою актуальность в селах и в начале XXI века стал активно использоваться как одеяние для проведения празднеств и обрядов, в концертной деятельности, для выступлений фольклорных коллективов. С каждым годом чувашский народный костюм вызывает больший интерес не только среди исследователей, ученых, но и простых людей. Однако он настолько разнообразен, что возникает множество вопросов: какова история наряда; что носили женщины, мужчины и дети; как называется то или иное украшение и кому было свойственно их носить? Прежде чем приступить к изучению чувашской одежды Елена Енькка предлагает сначала поработать над этой темой вместе с книжкой-раскраской «Чувашский народный костюм. Чёваш к.пе-тумтир.». Она вышла в Чувашском книжном издательстве тиражом 1000 экземпляров. Данное издание будет интересно не только детям, но и взрослым, интересующимся чувашским костюмом, потому что это не просто раскраска, а раскраска-исследование. То есть нужно не просто подбирать цвета и красить, но найти сначала необходимую информацию: какого цвета та или иная деталь? Какого цвета узоры или украшения на одежде? Для этого детям вместе со взрослыми необходимо сначала изучить названия элементов чувашской одежды, найти детали с такими же названиями в цветных иллюстрациях в конце книги и подобрать цвета. На страницах издания автор проекта приводит цитаты из исторических документов, которые обогатят знания о чувашской культуре. Надо отметить: книга хороша тем, что она подготовлена на двух языках: русском и чувашском. Перевела на чувашский язык Ольга Васильева. Все названия деталей народного костюма приводятся на чувашском языке. Также на каждой странице есть иллюстрации-схемы, показывающие названия этих деталей. В книге приводятся женский и мужской костюмы низовых и верховых чувашей, детский, свадебный, обрядовый костюмы и другие. Раскраска-исследование поможет провести время не только весело, но и с пользой.

aski.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *