Разнообразие растений окружающий мир 3 класс – Разнообразие растений (3 класс окружающий мир) – таблица

Урок по окружающему миру 3 класс "Разнообразие растений"

Ход урока

  1. Организационный момент (слайд 1)

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок

Вот книжки на столе,

А вот – тетрадки.

Не хочется играть

Сегодня в прятки,

И недосуг дуть на корабль бумажный –

Сегодня в классе у ребят

Урок уж больно важный!

- Повернулись друг к другу лицом, улыбнулись друг другу.

Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните обиду, злобу, беспокойство.

Я желаю всем нам хорошего урока.

2.Проверка домашнего задания (слайд 2)

а) Фронтальная работа

-Что такое почва?

- Какой состав имеет почва?

- Как доказать, что в почве есть воздух, вода, перегной, песок, глина и соли?

- Какие живые существа есть в почве?

-Как они влияют на плодородие?

б) Дети заполняют схему «Состав почвы» (слайд 3-4)

в) Заполнение схемы «Что растения получают из почвы?» (слайд 5)

- Как образуется почва?

- Почему, сажая растении, мы одновременно и охраняем почву?

г) А теперь ответьте на вопросы и выпишите буквы правильных ответов

1. Выберете правильное определение почвы: (слайд 6)

Я) верхний слой земли, где есть песок и глина;

Е) верхний слой земли, где есть песок, глина, воздух и вода;

О) верхний плодородный слой земли.

2. Какая главная часть почвы? (слайд 7)

Т) перегной;

Д) песок;

Б) глина.

3.Что образуется из перегноя под действием микробов? (слайд 8)

М) вода;

Н) воздух;

Л) соли.

4. Что используют растения для питания? (слайд 9)

Е) микробы;

И) соли;

Ю) перегной.

5. Что образуется из остатков умерших растений и животных под действием микробов? (слайд 10)

Ш) песок;

Щ) глина;
Ч) перегной.

6. Слой почвы в 18 см в лесу вода сможет смыть за 500 тысяч лет, на лугу- за 3225 лет, а там; где нет растений- всего за 15 лет! О чем говорят эти расчеты ученых? (слайд 11)

М) чем больше слой почвы, тем он быстрее смываться водой, какие бы растения на этой почве не росли;

Н) чем больше и разветвленнее корневая система растений, тем сильнее они удерживают почву.

Л) чем меньше корни растений, тем сильнее они удерживают почву.

7. Какое утверждение верно? (слайд 12)

А) Там, где нет растений, ветер и вода не могут развеять и смыть всю почву или ее часть.

О) Если употреблять ядохимикатов больше нормы, почва потеряет свое плодородие.

Я) При внесении большего количества удобрений в почву, в ней накапливается избыток солей, что приводит к повышению урожайности.

- У того, кто правильно ответил на все вопросы, должно получиться слово «ОТЛИЧНО».

- Какой природе можно отнести почву?

(в почве есть составляющие неживой природы – глина, песок, воздух, вода, соли, и живой – бактерии)

3.Работа по теме.

а ) Подготовка к восприятию новой темы.

На какие две группы можно разделить всю природу? (живую и неживую)

(слайд 13)

На какие царства можно разделить всю живую природу? (слайд 14)

А какое царство мы будем сегодня изучать, вы узнаете, когда отгадаете загадку.(Слайд 15-16)

б) Сообщение темы и цели урока.

Учитель. – Сегодня на уроке мы отправимся в царство растений и познакомимся с новой классификацией растений.

Давайте подумаем, почему так говорят? Растения – зелёная одежда Земли

Давайте вспомним, как называется наука, которая изучает природу?

( Биология). (слайд 17)

От каких слов произошло это название? ( «Биос» - жизнь , «логос» -наука )

Учитель. - Наука, которая изучает только растения, называется БОТАНИКОЙ. Ботаника – один из разделов биологии. (слайд 18)

Проблема. Сегодня мы узнаем, на какие группы делят ученые – ботаники всё царство растений.

На какие группы мы можем разделить все растения? (слайд 19)

в) Распознавание частей растений

. (Слайд 20-21)

Какие части растения вы можете назвать? (корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами)

Корень находится в земле, его почти никогда не видно. Корень удерживает растение. Корень находит в земле влагу и питательные вещества и передаёт их верхним частям растений.

Стебель придаёт форму растению. Он держит листья и цветы. Он переносит к ним соки от корня.

Листья есть у каждого растения. Любой лист состоит из черешка, с помощью которого лист прикрепляется к стеблю, и листовой пластинки.

Цветок тоже нужен растениям. У цветка красивые лепестки и приятный аромат. Но это придумано для того, чтобы привлекать не нас, людей, а насекомых. Насекомые слетают на сладкий нектар и при этом переносят с одних цветов на другие пыльцу. То есть опыляют растения. После этого на месте опылённых цветов образуются плоды с семенами.

Плод – это то, что люди ценят больше всего в растениях, внутри плода есть семена. Из них потом вырастают новые растения.

Физ.минутка

(для глаз)

г) Объяснение нового материала.

1.Цветковые растения

Учитель. - Те растения, у которых есть корень, стебель, листья, цветы, плод с семенами называются цветковыми растениями.

Цветковые растения встречались на Земле ещё со времён динозавров. Цветковые растения – самый обширный отдел растительного мира. 250 тысяч видов растений насчитывают учёные – ботаники. Эти растения населяют практически современную сушу от Арктики до Антарктиды. Значение цветковых растений для человека исключительно велико. Все культурные растения, которые выведены человеком, представители этого отдела. ( Слайд 22)

Работа со слайдом.

Как вы думаете, можно ли дерево назвать цветковым растением?

2.Хвойные растения.

Другая группа растений – хвойные растения.

Какие растения относятся к этой группе? (слайд 23-24)

Что общего между цветковыми растениями и хвойными? (слайд 26)

Чем они различаются? (слайд 26)

Учитель. – Семена хвойных растений находятся в защищающих их шишках. В один из сухих дней чешуйки шишек раскрываются, освобождая созревшие семена. На Земле насчитывается всего около 600 видов хвойных растений

3. Папоротники. (Слайды 27-29)

( рассказывает заранее подготовленный ученик СОШ №2)

Папоротник.

Папоротник относится к числу наиболее древних растений. Оно распространяется по всему земному шару. Но больше всего их во влажных лесах . Папоротники бывают травянистые или древовидные.

По размерам папоротник может быть от крошечных растеньиц до 25 метровых древовидных форм.

Папоротники легко узнать по красивым листьям, похожим на большие перья

Молодые листья папоротников скручены в форме улитки.

Папоротники никогда не цветут. У папоротников нет семян. Если взглянуть на нижнюю часть папоротника, то можно увидеть рядами тёмные бугорки. В них находятся споры. С их помощью папоротник размножается.

Вырасти папоротник можно и домашних условиях. Папоротник – влаголюбивое и теневыносливое растение. Регулярный полив и частое опрыскивание дают красивое комнатное растение.

4. Мхи. ( Слайды 30-31)

( рассказывает заранее подготовленный ученик СОШ № 5)

МХИ

Мхи появились на Земле более 350 миллионов лет назад – намного раньше динозавров.

Мхи – низкорослые растения, не более нескольких сантиметров в высоту. Они – жители влажных мест. Встречаются в лесах, на лугах, болотах. Много их в тундре. У мхов не бывает корней, они стелются по поверхности, а не растут в земле, нет и цветов и плодов с семенами. Но они имеют стебли и листья.

Многие мхи похожи на настоящие губки. Они умеют впитывать в себя воду. Если взять в руки мох, сжать его, то из него вытечет много воды. Вытягивать воду из почвы не надо, поэтому у мхов нет корней.

Если внимательно рассмотреть растение, то на верхушке растения можно увидеть коричневые или блестящие ниточки со вздутиями на конце. Эти вздутия называются коробочками, внутри них развиваются споры. Высыпавшись из коробочки, споры дают начало новым слоям мха.

Из мхов, которые образуются на болотах, получают торф – ценное удобрение и топливо.

5. Водоросли. (слайд 32-33)

(рассказывает заранее подготовленный ученик СОШ №2)

Водоросли.

Вы, наверное, замечали, что летом вода в реке или в пруду становится зелёной. «Вода зацвела», - говорят в таком случае. А знаете ли вы, что произошло? В тёплой воде стали быстро размножаться особые растения – водоросли. Они и окрасили воду в зелёный цвет.

Водоросли - это растения, живущие в воде. Слово « водоросли» произошло от двух слов: вода и расти. Значит, водоросли, в основном это водные растения. Они свободно плавают в воде или поселяются на дне. У водорослей нет ни корней, ни цветков, ни плодов.

Водорослей на Земле очень много. Есть среди них и гиганты длиной до 40 метров. Живут они в океанах.

По цвету водоросли бывают зеленые, сине- зелёные, бурые и красные.

Зелёные водоросли могут жить на поверхности почвы, но чаще всего в воде.

Сине – зелёные водоросли могут жить не только в воде, но и на земле, там, где влажно. Например, скользкие зелёные налёты на заборах, стенах домов, крышах.

Все бурые водоросли – очень крупные растения. В морях и океанах они образуют подводные заросли – настоящие джунгли. Их бывает так много, что они мешают проходить судам, гибнет рыба. Водоросли служат кормом для морских животных. Они обогащают воду кислородом и очищают её

от бактерий. Морские водоросли человек использует в пищу (морская капуста). Водоросли применяют и для лечебных целей.

4.Обобщение знаний.

Проверь себя (слайд 34)

- Итак, вы, как настоящие ученые, изучили признаки различных групп и видов растений, и теперь можете проанализировать и обобщить новые знания. У каждой пары на столе таблица. Сейчас вам нужно будет, опираясь на учебник и полученные знания, заполнить её. Подумайте, какие признаки отличают растения каждой группы.

Каждая пара защищает свое мнение о какой-либо одной группе. Другие дети обсуждают.

Проверка по слайду (слайд 35).

5.Закрепление знаний (слайд 36-37).

- Ну что же, теперь вы сами сможете различать растения разных групп. Давайте посмотрим, как у вас это получится. Выберите лишнее растение и объясните, по каким признакам оно отличается.

6.Домашнее задание. (слайд 38)

- Ну, а дома вы еще раз повторите пройденную тему по учебнику и выполните задания в тетради. Ну, а для тех, кто хочет знать еще больше – дополнительное задание – подготовить сообщение о каком-либо виде растений, пользуясь справочником или энциклопедией.

7.Рефлексия .Итог урока.

- А теперь скажите, пожалуйста, вам понравилось быть учеными, исследователями?

- Что было самым трудным?

- А что больше всего понравилось делать?

- Что помогало вам справиться с заданиями?

- Что было самым интересным? Что нового для себя вы узнали?

- К какой природе мы относим растения – живой или не живой? Почему? (они дышат, размножаются, питаются, умирают).

- Мы уже узнали, как они питаются?

(через корни из почвы)

- А как они дышат?

- А вы знаете, что растения питаются не так как другие живые существа, у них есть особенности. А как же происходит питание и дыхание растений, мы узнаем на следующем уроке! (слайд 39)

infourok.ru

3 класс. Окружающий мир. Тема. Разнообразие растений.

3 класс. Окружающий мир.

Тема. Разнообразие растений.

Цели:

Образовательные: создать условия для ознакомления с разнообразием групп царства растений; формирования представлений о растении как о живом организме.

Развивающие: способствовать развитию умений выделять существенные признаки, устанавливать причины и следствия природных явлений.

Воспитательные: содействовать воспитанию бережного отношения к природе.

Оборудование: кроссворд «Растения»; схемы «Группы растений», «Признаки жизни растений»; тест; иллюстрации лекарственных растений, гербарии.

Ход урока

I. Организация начала урока.

Мы любим лес в любое время года, мы слышим речек медленную речь…

Все это называется природа, давайте же всегда ее беречь!

В лугах ромашки солнечного цвета, такие, что светлей на свете жить…

Природой называется все это, давайте же с природою дружить!

II. Проверка домашнего задания.

– Какое значение имеет почва для нас?

- Почему почву надо беречь?

– к живой или не живой природе можно отнести почву? (в почве есть составляющие неживой природы – глина, песок, воздух, вода, соли, и живой – бактерии.)

III. Сообщение темы урока и постановка целей.

– разгадаем кроссворд «Растения» и определим тему нашего сегодняшнего урока.

1. Не огонь, а жжется. (Крапива.)

2. Красненькая матрешка, беленько сердечко. (Малина.)

3. Что за дерево стоит – ветра нет, а лист дрожит? (Осина.)

4. Последняя улыбка осени. Звезда на клумбе (Астра.)

5. Клейкие почки, зеленые листочки. С белой корой, растут под горой. (Береза.)

6. Ветка в грозди разодета фиалкового цвета. Это в летний жаркий день, расцвела в саду... (сирень.) 7. С моего цветка берет пчелка самый вкусный мед. (Липа.)

8. Платье потерялось, пуговки остались. (Рябина.)

– Сегодня на уроке мы будем разговаривать о части живой природы – растениях.

IV. Актуализация опорных знаний.

Введение в тему.

Беседа.

– Что такое растение?

Растения – это тела живой природы. На Земле встречаются самые различные растения по виду, высоте, возрасту. На уроке мы будем говорить о разнообразии растений в природе, а поможет нам в этом ботаника – наука о растениях.

– Назовите известные вам группы растений, приведите примеры.

– Заполните схему:

– Какое значение имеют растения в жизни человека?

- Какие деревья, кустарники, травы растут в нашем краю?

- Где произрастают дикорастущие растения? (В лесу, в горах, на водоемах, лугах.)

– Какие растения называют культурными?

- Где растут культурные растения? (Поле, сад, огород.)

– Приведите примеры дикорастущих и культурных растений.

Практическая работа

– Как и у всякого живого организма, у растения есть органы.

Проведем практическую работу и научимся определять органы у растений. Возьмите гербарии.

1. Определите орган, который укрепляет растение в почве. (Корень.)

2. У дерева он один, а у кустар ника – много. (Стебель.)

3. Растет – зеленеет, летит – пожелтеет, упадет – почернеет. (Лист.)

4. Яркий, благоухающий… (цветок).

5. Бывает вкусный, сочный, но бывает сухой, твердый. (Плод.)

6. Из него вырастает новое растение. (Семя.)

V. Изучение нового материала.

1. Царство растений.

беседа.

– Почему растения считают живыми организмами?

- Что нужно растению для роста и развития?

– Мы рассмотрели растения, у которых имеются все органы, но, оказывается, в природе существуют и такие растения, у которых нет плода или цветка, или листьев. А некоторые умудряются существовать даже без корня. Правит в царстве растений царица Флора.

Начнем с самых простых.

Водоросли – растения, обитающие главным образом в воде. У них нет ни корней, ни стеблей, ни листьев, нет цветов и плодов с семенами. Они состоят из одинаковых клеток – одной или множества. Живут в соленой морской и в пресной воде, могут жить и на стволах деревьев, питаясь каплями дождя и росы, могут жить и в аквариуме. Догадались? Некоторые водоросли выживают и в очень горячей воде (+80 °С), а есть и такие, которые вмерзают в лед, а при оттаивании начинают двигаться. Водоросль хлорелла даже побывала в космосе на космическом корабле. Она выделяет кислород больше, чем другие растения. Морская капуста – это водоросль, ламинария. Она богата содержанием йодистого вещества, который укрепляет организм человека. Некоторые морские водоросли похожи на бурые ленты длиной до нескольких десятков метров. У водорослей никогда не бывает листьев, стеблей и корней.

Мхи – растения простого строения, растущие во влажных местах, имеют стебли и листья, у них не бывает корней, цветков, плодов с семенами. Мхи произошли от водорослей, их можно встретить в сырых сумрачных местах, на болоте, в еловом лесу, в щелях между камнями.

Мох – это не цветковое растение, а коробочка со спорами, которыми мхи размножаются.

Папоротники – растения с крупными, похожими на перья листьями. У папоротников есть стебли и корни, но цветков, плодов с семенами не бывает. Листья у папоротника крупные, их черешки покрыты бурыми чешуйками, а молодые листья закручены как улитка. В жарких странах листья папоротника растут вверх, как ветка, по нескольку лет. Недаром листья папоротника называют плосковетками. Каменный уголь образовался из отмерших папоротников. На праздник Ивана Купалы, когда настоящие и мифические цветы становились поводом к пляскам, песням и веселым шуткам, а также к поискам таинственного Перунова огнецвета (бог молнии) – цветка папоротника, который, по легенде, расцветал в ночь с шестого на седьмое июля, и мог раскрыть секреты подземных сокровищ.

Хвойные растения, у которых игловидные листья – хвоинки. У хвойных не бывает цветков и плодов. Их семена созревают в шишках ( ель, сосна, лиственница, можжевельник). У них образуется смола в местах повреждения ствола, ветки и заживляет раны ( «живица»). Листья-хвоинки на зиму не опадают.

Цветковые растения (есть корень, побег, цветки, плоды с семенами)-самая многочисленная группа.

– Могут ли растения расти на камнях? ( лишайники, похожие на зеленые и оранжевые пятна.)

Физкультминутка

2. Растения в жизни человека.

Беседа.

– Какое значение в жизни человека имеют растения?

– Какие лекарственные травы применяются при простуде? (шалфей, чабрец, базилик, малина)

– Какие лекарственные травы помогают при лечении ран? (чистотел, подорожник, отвар крапивы.)

Рассказ учителя о том, как появилась наука о растениях – ботаника.

– С глубокой древности человек, собирая, а затем возделывая растения, познавал их полезные и вредные свойства. При раскопке древних построек археологи находили семена различных злаков, льна, мака, гороха, садовых и многих других растений. Уже ученые Древней Греции стали описывать растения и составлять их списки.

Так появилась наука о растениях – ботаника, получившая название от греческого слова «ботане» – «трава».

– Тысячи лет люди собирали в лесах съедобные плоды и ягоды, грибы, лекарственные травы, занимались рыбалкой и охотой – и все это без ущерба для природы. А теперь – будто забыли, что они дети природы, дети Земли! Представьте себе, что станет с нами, если мы уничтожим все леса: мы лишим себя самого прекрасного – общения с природой. Несмотря на то, что на земном шаре очень много растений, большое их количество погибает. Многие из них занесены в Красную книгу и находятся под охраной. Какие из них вам знакомы? Охраняйте их!

VI. Повторение и закрепление изученного материала.

– Что значит «живой организм»? (Он дышит, питается, развивается, размножается, умирает.)

– Одинаковые ли условия нужны для разных растений? капуста, огурцы, пшеница – влаголюбивые; кактус, полынь, верблюжья колючка – засухоустойчивые; ландыш, хвощ, папоротник – теневыносливые; сосна, хлопчатник, виноград, мать-и-мачеха – светолюбивые; мох, полынь, ель, береза – хладолюбивые; лимон, арбуз, дыня, виноград – теплолюбивые.

– Какие растения называют цветковыми?

- Какие органы есть у всех цветковых растений?

VII. Итог урока. Рефлексия.

– Чем важно для человека озеленение города?

- Почему полезно для здоровья совершать прогулки в лес?

- Около каких растений воздух считается наиболее здоровым?

– Почему и для чего создана Красная книга растений?

- Сколько всего видов деревьев?

– Что полезного для себя вы получили сегодня на уроке?

- Пригодятся ли эти знания вам в жизни?

– Пополнили ли вы свой багаж знаний?

- Получили удовольствие от урока?

–Вы убедились, что царство Флоры разнообразно. Флора – в переводе на русский значит «растения».

Домашнее задание: подготовить рассказ об интересном растении на темы: «Мой любимый цветок», «Что я вырастил на даче, на огороде», или нарисовать любимое растение; учебник, с. 69–73.

infourok.ru

Урок окружающий мир "Разнообразие растений" 3 класс

По ходу разгадывания кроссворда ученики показывают на рисунке части растения и рассказывают об их значении для растения.

- Какое слово получилось? (Ботаника)

- Что означает это слово?

  1. Новая тема

Сегодня мы продолжаем наше путешествие в царство растений.

- Как вы думаете, много ли растений на Земле?

Растения есть и на суше, и в воде, на юге и на севере.

Дома вы рисовали свое любимое растение. Выставка рисунков.

Похожи ли ваши растения друг на друга?

Раньше мы делили все растения - на лиственные и хвойные. А сегодня мы познакомимся с новой классификацией растений.

На каждой парте лежит листок с классификацией растений и их групповыми признаками.

Группы растений

Признаки группы

1

Водоросли

Живут в воде. Нет корня, стебля, листьев, цветка и плода с семенами.

2

Мхи

Имеют только стебель и листья. Растут на болотах и сильно увлажненных участках леса.

3

Папоротники

Обитают во влажных тенистых лесах. Есть корень, стебель и листья.

4

Хвойные

Имеют корень, стебель и листья – хвоинки. Вместо плодов – шишки, в которых образуются семена.

5

Цветковые

Есть все органы. Хотя бы раз в жизни цветут.

Чтение хором групп растений и по ходу учитель прикрепляет на доску таблички с названием групп растений, а ученики записывают в тетрадь по природоведению.

На доске

Водоросли папоротники

Растения

↙ ↓ ↘

цветковые мхи хвойные

  1. Физкультминутка

Я хороший, ты хороший

Вместе хлопаем в ладоши.

Мы немного отдохнем

И растения изучать начнем.

  1. Работа над новым материалом

а) Работа в парах.

У вас на парте лежит рисунок с изображением растения. Вы должны подумать к какой группе относится ваше растение и доказать почему.

  1. Ученики дают ответ.

- У кого есть растения, относящиеся к группе водорослей.

Ребята, а как же тогда эти растения дышат и питаются? (Всей поверхностью тела)

Ответ найдите в учебнике на с. 85

Выступление ученика о морской капусте. Название записывается в рабочую тетрадь.

По ходу показ на интерактивной доске.

Группа мхи

У кого есть растения, относящиеся к этой группе?

- Как эти растения добывают питательные вещества? (Стебель и листья)

- С помощью чего они размножаются? (Споры)

Учебник с. 85

Выступление ученика о кукушкином льне.

Показ на интерактивной доске.

Группа папоротники

У кого есть растения, относящиеся к этой группе?

Выступление ученика о папоротниках.

Ответ на вопрос 7 с. 86

Хвойные растения

У кого есть растения, относящиеся к хвойным? Почему вы так решили?

Где образуются семена у хвойных растений? (Шишки)

Выступление ученика о кедре.

Цветковые растения

У кого есть растения, относящиеся к данной группе?

Цветковые растения лучше других приспособлены к изменениям в окружающей среде, поэтому их больше всего на земле.

Показ на интерактивной доске – распускание цветка.

Выступление ученика.

  1. Домашнее задание

Прочитать в учебнике статью с. 85-86, ответить на вопросы, добавить по одному примеру в каждую группу, п.т. № 81.

  1. Беседа о растениях нашей республики.

- Ребята, как вы думаете, а у нас в Башкортостане встречаются все эти группы растений.

Показ на интерактивной доске растений РБ

Но, к большому сожалению, многие растения уже стали редкими и занесены в красную книгу РБ. О причинах этого мы поговорим на следующих уроках.

  1. Итог. Рефлексия.

- С какими группами растений мы познакомились?

- Почему растения называют «зеленой одеждой Земли»?

Группы растений

Признаки группы

1

Водоросли

Живут в воде. Нет корня, стебля, листьев, цветка и плода с семенами.

2

Мхи

Имеют только стебель и листья. Растут на болотах и сильно увлажненных участках леса.

3

Папоротники

Обитают во влажных тенистых лесах. Есть корень, стебель и листья.

4

Хвойные

Имеют корень, стебель и листья – хвоинки. Вместо плодов – шишки, в которых образуются семена.

5

Цветковые

Есть все органы. Хотя бы раз в жизни цветут.

Группы растений

Признаки группы

1

Водоросли

Живут в воде. Нет корня, стебля, листьев, цветка и плода с семенами.

2

Мхи

Имеют только стебель и листья. Растут на болотах и сильно увлажненных участках леса.

3

Папоротники

Обитают во влажных тенистых лесах. Есть корень, стебель и листья.

4

Хвойные

Имеют корень, стебель и листья – хвоинки. Вместо плодов – шишки, в которых образуются семена.

5

Цветковые

Есть все органы. Хотя бы раз в жизни цветут.

infourok.ru

Урок окружающего мира 3 класс по теме "Разнообразие растений"

- У того, кто правильно ответил на все вопросы, должно получиться слово «ботаника».

III. Введение в тему урока.

- Сегодня на уроке мы отправляемся в путешествие по науке ботанике.

- Что такое ботаника? Хотите подсказку? Слайд 1.

Ботаника – это наука о… ? (На слайде появляются изображения растений)

Ботаника – это наука о растениях. Слайд 2

- Растения на Земле встречаются повсюду. Вы, наверное, слышали такое выражение: «Растения - зеленая одежда Земли». Они образуют леса, луга. Зеленый наряд делает нашу планету удивительной. Сегодня мы познакомимся с царством растений.

- Какие части растений вы знаете? Слайд 3 (На слайде появляются изображения частей растений)

По мере называния появляются названия: корень, стебель, листья, цветок, плод.

- На какие группы можно разделить царство растений? Слайд 4. (На слайде появляются изображения растений)

Дети обсуждают, предлагают варианты.

( Изображения растений «перелетают» и устанавливаются в 3 группы)

- Как назвать растения первой группы? травы

- Как назвать растения второй группы? деревья

- Как назвать растения третьей группы? кустарники

- Сегодня мы познакомимся с новой классификацией растений. Посмотрим, какие группы растений выделяют ученые-ботаники. Слайд 5

IY. Работа над новым материалом.

  • Тема нашего урока «Разнообразие растений». Перед нами стоит цель: понять почему ученые распределили растения на низшие и отнесли к ним водоросли, и высшие и отнесли к ним мхи, папоротники, хвойные и цветковые. Поможет нам в этом учебник (с. 40)

  • Так чем же руководствовались ученые, классифицируя растения?

  • Каждое растение – это живое тело, организм. И хотя растения очень разнообразны, многие из них имеют такие органы: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами.

  1. Присев на берегу пруда или реки, вы можете полюбоваться белоснежными цветками кувшинки, послушать шелест рогоза и камыша в прибрежных зарослях. Поверхность прудов сплошь затянута ряской. Но все эти растения, хотя они и обитают в воде или рядом с ней, - не водоросли.

  • Чаще всего водоросли – это микроскопические организмы, плавающие или «парящие» в толще вод, это скопление зеленоватых нитей, называемых тиной, это буроватый ил на дне водоема, это слизистый налет на погруженных в воду предметах. Ошибочно представление о том, что водоросли живут только в воде. Очень много их в почве, в воздухе.

- А теперь прослушайте сообщения ребят о водорослях. Слайд №8

- А хлореллу можно найти в каплях дождя. Диатомеи – один из самых распространенных на Земле растений. Эти одноклеточные водоросли одинаково хорошо себя чувствуют в водах и снегах Арктики и Антарктики, горячих (до 85 градусов по Цельсию) гейзерах Исландии, почти в любых пресных и соленых водоемах. Роль диатомей в природе велика. Количество выделяемого ими кислорода сравнимо, пожалуй, только с тем, которое выделяют все высшие растения земного шара. Размер хлореллы и диатомеи здесь сильно увеличен. Самые крупные из них не превышают 1,5 мм.

  • Багряные и бурые – древняя группа водорослей, обитатели морей. В некоторых странах широко используют их в пищу как приправы и закуски.

  • В период массового размножения одноклеточных водорослей вода окрашивается яркими красками – «цветет», говорят в народе. Некоторые водоросли могут размножаться даже на снегу в горах или в полярных областях, придавая снегу различные оттенки. Снежные поля Гренландии порой окрашиваются то в желтый, то в зеленый, то в красный цвет. Быть может, именно этому Гренландия обязана своим названием (в переводе – зеленая страна).

-Вывод: Что общего у растений этой группы? Какие части растений присутствуют, а какие – нет?

  1. Сообщение о мхах Слайд №9

  • Мхи – любители сырого сумрака таежных лесов. В сухих местах мхи можно встретить не часто. Поскольку у мхов нет настоящих корней, а только лишь небольшие выросты, прикрепляющие их к почве, то вода из почвы для них почти недоступна. Довольствуются они росой и дождем. Но уж если идет дождь, то мхи не пропускают мимо себя ни одной капли. Они как гигантские губки впитывают влагу в себя, а затем постепенно и расчетливо отдают эту влагу большим и малым рекам, не давая им пересохнуть даже в разгар летней жары. Растущий на болотах мох сфагнум способен впитывать в себя воды в 25 – 30 раз больше своей массы. Это своеобразный рекорд растительного мира! Оказавшись в лесу рядом с болотцем, сожми в ладони мох, и ты увидишь, как много из него вытечет воды. Поскольку всё тело сфагнума напитано водой, корень ему ни к чему. Рядом со сфагнумом часто встречается другой мох – кукушкин лён. Отмершие мхи образуют залежи торфа, который используют как топливо и удобрение. В сухом торфе можно хранить фрукты и овощи. Они долго сохраняют вкусовые качества.

-Вывод: Что общего у растений этой группы? Какие части растений присутствуют, а какие – нет?

3) Сообщение о папоротниках Слайд №10

Папоротники – растения древние. На Руси бытовало предание, что цветет папоротник огненным цветком, который распускается один раз в год в глухую ночь под раскаты грома и при сверкании молнии в праздник Ивана Купалы (7 июля). Считалось, что кто сумеет сорвать этот цветок – тому откроются все клады, он услышит голоса деревьев и трав. Рассказ о цветах лишь красивая легенда, сохранившаяся с глубокой древности, когда славяне поклонялись богу грома и молнии Перуну. Именно ему был посвящён никем не виданный «яркий как пламя» цветок папоротника.

Многие искали цветок папоротника, но не нашли. Оказывается, на самом деле папоротник цветков не имеет, а размножается спорами. На обратной стороне листа появляются бугорки ржавого цвета (сорусы), рассыпающие коричневую пыль – споры. Каждый папоротник может дать миллионы спор. Любопытно, что вырастет из проросшей споры отнюдь не папоротник привычного нам облика, а нечто невиданное – маленькая зеленая пластинка величиной с арбузное семя.

  • Перед нами папоротник страусово перо. Неправда ли красиво!

  • Папоротники – лианы высоко поднимаются по стволам деревьев; папоротники – эпифиты (т.е. живущие на стволах и ветвях деревьев.

  • Олений рог – эпифит – гигант порой весит около 100кг. Под тяжестью эпифитов иногда выворачиваются с корнями даже крупные деревья.

-Вывод: Что общего у растений этой группы? Какие части растений присутствуют, а какие – нет?

4) Сообщение о хвойных Слайд №11

-Хвойные насчитывают около 600 видов. Сосна, ель… Вам хорошо знакомы эти деревья. Узнать хвойные легко. Почти все они вечнозеленые и вместо листьев у них иголки – хвоя. Хвоя бывает разной – твердой, колючей и мягкой, как трава. Бывает длинной, как вязальная спица и такой же толстой. Много интересного и полезного о хвойных вы узнаете, прочитав книгу «Это все хвойные».

5) Сообщение о цветковых Слайд №12

-Самая большая группа – цветковые. Ученым сейчас известно около 350 тысяч видов растений. Из них почти 250 тысяч - цветковые. А хорошо ли вы знаете цветковые растения? Слайд №13

- А к какой группе вы отнесете каштан, березу, липу? Почему?

-Вывод: - Что общего у растений этой группы? Какие части растений присутствуют, а какие – нет?

Y. Физминутка

Мы немного отдохнём.

Встанем, глубоко вздохнём

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели,

И их все лучи согрели.

Чудеса у нас на свете –

Стали карликами дети

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Дружно хлопаем

Ногами топаем.

Хорошо мы погуляли

И немножечко устали.

YI. Закрепление нового материала

1. Игра Угадай-ка

Жжется больно, как огонь.(крапива)

Затем померк, потух

И превратился в пух.(одуванчик)

На конце его – сережки,

На земле лежат листки –

Маленькие лопушки.(подорожник)

Желтые глазки. Белые реснички.(ромашки)

  • А знаете ли вы, что в природе существуют карандашное дерево, хлебное, бумажное, клубничное, тюльпанное, железное? К какой группе вы их отнесете?

-Много трав растет полезных

На земле родной.

Помогают от болезней

Мята, пижма, зверобой.

Из даров лесного царства

Люди делают лекарства.

- Ребята, а кто из вас во время болезни пользовался лекарственными растениями и какими? Слайд №15

2. Практическая работа. В процессе урока и просмотра презентации заполняется таблица, где отмечается наличие или отсутствие частей растений у данной группы.

Заполнение таблицы.

Мхи

Папоротники

Хвойные

Цветковые

Проверка результатов заполнения. Вывод. Слайд №16

3. Самостоятельная работа (печатные тетради).

  • Определите, к какой группе относятся данные растения, закончите предложения.

4. Игра «Выбери лишнее название». Слайд №17

YII. Итог урока.

- По какой науке мы путешествовали?

- О чём эта наука?

- На какие группы разделили ученые растения?

  • Чем они руководствовались?

  • Какие растения вас удивили?

  • Что вам понравилось на уроке больше всего?

  • Что показалось трудным?

YIII. Домашнее задание: стр. 40 – 44, творческое задание: попробуйте нарисовать мир с

растениями и без них.

infourok.ru

Разнообразие растений

Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с разнообразием растений. Думаю, Вам не раз приходилось слышать выражение «Растения  - зелёная одежда Земли». И действительно, на Земле почти повсюду есть представители царства Растений. Зелёный наряд делает нашу планету удивительно красивой. Разнообразие растений поражает и восхищает людей.

Разные растения характерны для лугов, лесов, степей, пустынь и болот. Они обитают в морях и океанах, озёрах и реках разных стран мира. Даже Арктика и Антарктика не лишены растений.

Наука, которая занимается изучением растений, называется ботаника. Ботаника изучает жизнь растений, их строение и распространение по земному шару.

Ботаника – наука о растениях

Растения значительно отличаются друг от друга по размерам. Например, водное растение ряска имеет размеры около 1 сантиметра, а сосна — 60 метров. Настоящим гигантом считается австралийский эвкалипт — по сравнению с берёзой и елью это особенно заметно.

На земном шаре обитает огромное количество растений, чтобы их изучить,      учёные – ботаники с давних времён пытались разделить их на отдельные группы: водоросли, мхи, папоротники и цветковые растения. Сейчас мы с вами познакомимся с ними поближе.

Водорослижители воды. Они могут иметь самую разнообразную окраску:  зелёную, бурую и даже красную. Водоросли имеют самое простое строение среди растений. Они не имеют корней, стеблей и листьев, цветков и плодов с семенами. Их тело называется слоевищем. Все необходимые для своей жизни вещества они поглощают всей поверхностью тела. Одни из водорослей так малы, что рассмотреть их можно только в микроскоп. Вы, очевидно, наблюдали летом «цветение» воды в лужах и прудах. «Цветущая» вода имеет изумрудный оттенок. Если зачерпнуть немного этой воды, то она окажется прозрачной. В капле такой воды под микроскопом хорошо видно множество различных одноклеточных зелёных водорослей, которые и придают ей изумрудный оттенок. В водоёмах часто можно заметить ярко-зелёные скопления тонких шелковистых нитей, прикреплённых к подводным камням и корягам. Это тоже водоросли. Огромное их количество живёт в морях и океанах. Это, например, морская капуста. Это крупная водоросль, которая может достигать в длину 20 метров. Она имеет коричневую окраску.

Водоросли

В сырых лесах, на заболоченных лугах и болотах растут мхи. Один из самых известных мхов — кукушкин лён, его часто можно встретить в заболоченных или просто влажных местах. Стебель кукушкина льна, также как и большинства мхов, тонкий и растёт вертикально вверх. Он покрыт зелёными узкими листочками. Кукушкин лён вырастает до 20 сантиметров. У мхов нет корней, цветков и плодов с семенами. Так как у мхов нет корней, воду и минеральные вещества они всасывают при помощи стебля и листьев.

На растениях развиваются коробочки на длинных ножках, закрытые колпачками. В коробочках образуются специальные образования – споры, с помощью которых мхи размножаются. Они имеют очень мелкие размеры, и видны только в микроскоп. Также в лесах и на болотах часто встречается торфяной или белый мох. У него сильно ветвящийся стебель, на котором располагается большое количество мелких беловатых листочков. Размножается торфяной мох спорами, так же как кукушкин лён и другие мхи. На концах верхних ветвей у него образуются маленькие коробочки, в которых созревают споры.

Кукушкин лён

В лесах встречаются также папоротники. Они отличаются красивыми листьями, которые похожи на перья. Стебель у них короткий и спрятан в почве. Кроме стеблей и листьев, у них есть корни. Так же, как и у мхов, у них нет цветков, плодов и семян. Размножаются они спорами, которые располагаются группами на нижней стороне листьев.

В лесу или парке вы, наверное, видели высокие стройные сосны и раскидистые ели. У этих растений листья имеют вид иголок, которые называются хвоей. На ветках образуются шишки, в которых созревают семена. Это хвойные растения. К ним относятся ель, сосна, пихта, кедр, лиственница и можжевельник. Хвойные – вечнозелёные деревья. Они сохраняют хвоинки и в зимний период, вместо того, чтобы терять их ежегодно, как это делают листопадные деревья. Хвоинки сосны держатся на дереве 2 - 3 года, а хвоинки ели от пяти до семи лет. Среди хвойных есть только одно дерево, которое сбрасывает свои иголки на зиму, а весной образует новые. Это лиственница.

Хвойные растения

Но больше всего на Земле и в нашей стране цветковых растений. Это ландыш, роза, кувшинка, сирень, яблоня, берёза и многие другие растения, окружающие нас. Кроме листьев, на их стеблях формируются цветки, после отцветания которых образуются плоды. В плодах созревают семена. В почве у цветковых растений находятся корни, которые закрепляют растение в почве и поглощают питательные вещества, необходимые для его жизни.

Цветковые растения

Среди цветковых растений есть деревья, кустарники и травы. Вы уже знаете, что деревья имеют один прочный ствол, который сохраняется до конца их жизни. Кустарники имеют много одинаковых стволиков. А травы – это растения, у которых каждый год отмирают стебель и листья. Среди всех цветковых растений, вероятно, самые необычные – насекомоядные, способные ловить мелких животных и использовать их в пищу. Так, росянки  удерживают неосторожных насекомых липким веществом, которое покрывает верхнюю поверхность их листьев. У венериной мухоловки  листья состоят из двух половинок, которые резко захлопываются, когда добыча дотрагивается до специальных чувствительных волосков на их поверхности.

В каждой группе растений много видов. Рассмотрим рисунки цветковых растений. На них показаны растения следующих видов: василёк синий, одуванчик лекарственный, колокольчик раскидистый. Обратите внимание, что каждый вид имеет название, состоящее из двух слов. Такие названия им дают учёные. А мы обычно называем растения просто: василёк, одуванчик, колокольчик. Растения разных видов не похожи друг на друга. Зато все растения одного вида очень сходны между собой.

Особая роль растений на нашей планете заключается в том, что они обеспечивают на ней жизнь. Без растений было бы невозможно существование животных и человека. Они выделяют в окружающую среду кислород, которым мы дышим, и поглощают вредный для нас углекислый газ.

Леса и луга, растительность болот, рек, озёр служат естественным домом для животных. Здесь они находят пишу, прячутся от врагов, строят жилища, выводят и выкармливают потомство. Растениями и их частями питаются животные. Человек использует растения для получения продуктов питания (картофеля, пшеницы, риса, различных фруктов и овощей).

Человек использует лекарственные растения, например ландыш, валериану, тысячелистник, подорожник, ромашку аптечную для изготовления лекарственных препаратов.

Значение растений

Растения украшают города и посёлки, помещения, школы и наши дома.   

Растительные насаждения поглощают вредные газы, задерживают пыль, делают воздух более влажным. Поэтому люди постоянно сажают деревья, кустарники, создают парки, скверы, цветники и газоны.

Давайте подведём итог. Растения разнообразны по строению и местам обитания. Наука, которая занимается изучением растений, называется ботаника. В царстве растения учёные выделяют несколько групп: водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения. Важно, чтобы все люди заботились о растениях и охраняли их. Пусть каждый школьник будет другом растений: сажает деревья, кустарники, цветы, ухаживает за ними, охраняет от повреждений.

videouroki.net

Разнообразие растений Рабочая тетрадь Окружающий мир Плешаков 3 класс Часть 1

Главная › 3 класс › Окружающий мир › Рабочая тетрадь Окружающий мир Плешаков 3 класс Часть 1

1. На каждом из этих рисунков папа Серёжи и Нади изобразил представителей одной из групп растений. Пронумеруй рисунки в соответствии со списком.

1. Водоросли.
2. Мхи.
3. Папоротники.
4. Хвойные.
5. Цветковые.

  • Расскажи по рисункам о разнообразии растений.


2. Выполните задания для групповой работы в учебнике и рабочей тетради.

1) Запишите задание на классификацию растений для своих одноклассников.

Водоросли, мхи, папоротники, цветниковые растения, хвойные растения.

2) Посчитайте растения на рисунке учебника (с. 72) и запишите результаты.

3) Используя информацию из текста учебника, закончите заполнение таблицы.

  • Проанализируйте заполненную таблицу. Какая группа растений наиболее богата видами? В какой группе меньше всего видов? Перечислите группы растений: в порядке увеличения числа видов; в порядке уменьшения числа видов.

4) Запишите названия растений, которые вы определили:

а) в классе - алоэ. фиалка, винка розовая(син.), катарантус розовый.
б) в других помещениях школы - Гардения Августа(син.), гардения жасминовидная, замия шершавая
в) возле школы - ель, сосна, пихта.

С помощью книги «Зелёные страницы» приведите примеры других видов растений. Запишите не менее трёх названий.

Лилия, лотос, ромашка, ива, берёза, бамбук, лён.


3. Мама Серёжи и Нади нашла в одной из книг остроумное стихотворение В. Орлова, как раз по теме урока. Прочитай его.

Интересно, почему?

Это - яблоневый сад,
Это яблоневый сад!
А в саду, куда не глянешь,
Всюду яблоки висят!

А на дереве одном,
А на дереве одном
Нету яблок почему-то -
Не растут они на нём!

Интересно, почему?
Интересно, почему?
Неужели, неужели
Не известно никому?

Знает каждый, кто не глуп,
Знает каждый, кто не глуп,
Потому что, потому что,
Потому что - это дуб.

  • Заполни пропуски.

Яблоня и дуб - это растения разных видов . Плоды яблони - яблоки, а плоды дуба - желуди.



4. По заданию учебника определи названия нескольких растений. Запиши.

Комнатные растения у меня дома: алоэ, фиалка.

Растения у меня во дворе: ель, береза.


Что такое почваСолнце, растения и мы с вами

dourokov.ru

Разнообразие растений 3 класс - презентация к уроку Окружающий мир

Презентация на тему: Разнообразие растений 3 класс

Скачать эту презентацию

Скачать эту презентацию

№ слайда 1 Описание слайда:

Проект по теме «Разнообразие растений» Подготовила ученица 3 «Б» класса Воробьева ОльгаРуководитель проекта: Александрова И.В.МОУ гимназия №4 город Озеры

№ слайда 2 Описание слайда:

Цели и задачи Доказать, что растение -живое существо.Как воздействует солнечный свет на жизнь растенийУзнать, чем одна группа растений отличается от другой

№ слайда 3 Описание слайда:

Содержание Разнообразие растенийРастение-живое существоДыхание и питание растений Деревья, кустарники, цветыЛекарственные растенияРастения из Красной книгиИсчезающие растения, причины исчезновенияЛитература

№ слайда 4 Описание слайда:

Разнообразие растений

№ слайда 5 Описание слайда:

Дерево: это обычно крупное растение с многолетними деревянистыми стеблями. Каждое дерево имеет ствол, а ветви образуют крону.

№ слайда 6 Описание слайда:

Деревья

№ слайда 7 Описание слайда:

Лиственные деревья Лиственные деревья относятся к царству растений, отделу высших растений, имеющих цветок. Лиственные деревья обычно легко узнать. Одни имеют обширную корону, другие более вытянуты вверх. Резко выражена листовая пластина, почки, плоды – характерные составляющие лиственных растений. Сейчас трудно найти уголок на планете, где не было бы представителей лиственных растений. Поражает воображение огромное разнообразие лиственных деревьев и кустарников. Берёза, бук, ясень, липа, вяз, ива, клён, багульник, тополь, ольха, орех, бархат, боярышник, бузина, вереск, дуб, - вот лишь маленькая толика лиственных деревьев. В нём нет экзотических представителей, не характерных для нашей страны.

№ слайда 8 Описание слайда:

Лиственные Береза.Красивые листопадные деревья с прозрачной, сквозистой кроной и часто с тонкими, свисающими ветвями и светлоокрашенными стволами. Дуб.Крупные красивые вечнозеленые деревья с мощной шатровидной кроной, кожистыми листьями, глубокой корневой системой с мощным стержневым корнем, реже кустарники. Липа.Дерево до 40 м в высоту с густой широкопирамидальной кроной. . Листья распускаются в середине мая, несколько раньше липы мелколистной, опадают в октябре. Цветки белые.

№ слайда 9 Описание слайда:

Хвойные деревья Листья хвойных деревьев видоизменены и имеют форму длинных , тонких иголочек и называются хвоинками. Большинство хвойных сохраняют иголки в течении всего года, постоянно формируя новые. Вот почему за исключением лиственницы, хвойные всегда зеленые. К таким деревьям относятся ель, сосна, пихта. Семена хвойных деревьев запрятаны в шишках.

№ слайда 10 Описание слайда:

Хвойные Сосна.Вечнозеленое однодомное дерево высотой до 45 м. Ствол диаметром до 1 м, покрыт красновато-бурой, бороздчатой, отслаивающейся корой.ПихтаСтвол прямой, высотой до 80 м, с густой, обычно конусовидной кроной. Листья (хвоя) плоские, на верхушке большей частью притупленные, снизу с двумя светлыми полосками, по которым располагаются устьица Семена крылатые, по созревании семян вместе с ними отпадают чешуйки.Лиственница.Высокие вечнозелёные деревья с густой кроной и прямым стволом. Дерево до 45 м высотой с конусовидной, опущенной до земли кроной и серым стволомдо120 см в диаметре.

№ слайда 11 Описание слайда:

Кустарники Жизненная форма растений; многолетние деревянистые растения высотой 0,8—6 метров, в отличие от деревьев не имеющие во взрослом состоянии главного ствола, а несколько или много, часто существующих бок о бок и сменяющих друг друга; продолжительность жизни 10—20 лет.Чаще всего расположены на границе лесов (кустарниковая степь, лесотундра)

№ слайда 12 Описание слайда:

Кустарники Малина Листопадный кустарник с многолетним корневищем, из которого развиваются двухгодичные надземные стебли высотой до полутора метров.БоярышникКак правило, высокий кустарник или небольшое дерево. Побеги пурпурно-красные, с колючками длиной 3—6 см. Плод — мелкое яблоко, образованное из гинецея, обросшего снаружи гипантием, размер 1—4 см. БарбарисВетвистый кустарник с трёхраздельными колючками, в углах которых сидят укороченные веточки с пучками обратнояйцевидных, по краям реснитчато мелкопильчатых листьев с короткими черешками.

№ слайда 13 Описание слайда:

Цветы Покрытосеменные отдел высших растений, имеющих цветок. Насчитывает свыше 400 семейств, более 12 000 родов и, вероятно, не менее 235 000 видов. По числу видов Цветковые растения значительно превосходят все остальные группы высших растений, вместе взятые.

№ слайда 14 Описание слайда:

Цветы КалендулаОднолетнее прямостоячее растение 20-75 см высотой.Побеги толстые, ребристые, светло-зелёные, опушённые липкими железистыми волосками. зычковые цветки — жёлтые или оранжевые, сверху блестящие, с нижней стороны матовые. НезабудкаОднолетние травы небольших размеров.Стебли ветвистые 10—40 см высотой.Листья очерёдные сидячие, ланцетные, линейно-ланцетные или лопатчатые.Цветки обычно голубые с жёлтым глазком, иногда розовые или белыеГладиолусРастения многолетние. Стебли прямые, неветвящиеся, одиночные. Листья тонкие, линейные или мечевидные 50-80 см длиной, голубовато-зеленого цвета.

№ слайда 15 Описание слайда:

Мхи Как правило, это мелкие растения, длина которых лишь изредка превышает 50 мм. Мхи встречаются на всех континентах, в том числе в Антарктиде, нередко в экстремальных условиях обитания. У мхов нет цветков, корней и проводящей системы. Размножаются мхи спорами, которые созревают в спорангиях на спорофите.

№ слайда 16 Описание слайда:

Мхи СфагнумБолотное растение из которого образуется торф; торфяной мох.Из-за малой теплопроводности употребляется в строительном деле как изоляционный материал в виде пластинок, порошка, изготовляемого из этого торфа; также дезодорирующее средство.Кукушкин ленПроизрастает в местах с высокой влажностью. Имеет высокие стебельки, обычно возвышающиеся на 5-10 см, но иногда достигающие 30 см и более.

№ слайда 17 Описание слайда:

Папоротники Современные папоротники — одни из немногих древнейших растений, сохранивших значительное разнообразие, сопоставимое с тем, что было в прошлом. Разнообразие форм листьев, удивительная экологическая пластичность, устойчивость к переувлажнению, громадное количество производимых спор обусловили широкое распространение папоротников по Земному шару. У папоротников ещё нет настоящих листьев. Но они сделали в их направлении первые шаги. То, что у папоротника напоминает лист — вовсе не лист, а по своей природе — целая система ветвей, да ещё расположенных в одной плоскости. Папоротники размножаются спорами и вегетативно.

№ слайда 18 Описание слайда:

Папоротник Щитовник пахучийнизкорослый горный или тундровый розеточный папоротник. Листья жёсткие, плотные, узкие, прямостоячие, многолетние, собраны в плотные розетки. Листовые пластинки тёмно-зелёные, дважды перистые, по форме — почти ланцетные Спорангии эллиптические, расположенные вдоль питающих жилок листа. Адиантум Папоротник с тонкими ползучими корневищами, покрытыми матовыми коричневыми или чёрными чешуями. Листья очередные или супротивные. Черешки листьев тёмные, блестящие, у основания также с чешуями.

№ слайда 19 Описание слайда:

РАСТЕНИЕ - ЖИВОЕ СУЩЕСТВО Растение, как любое живое существо, дышит и вдыхает кислород, а выдыхает углекислый газ. Кислород «вдыхают» листья через маленькие отверстия на листовых пластинах – устьица. Устьица, как правило, располагаются на нижней части листовой пластины. Но могут быть и сверху. Так, например, у водяных лилий листья плавают на воде. Поэтому растение дышит верхней стороной листа, где и расположены устьица. Растение получает кислород как в воздухе (с помощью листьев), так и под землей (с помощью корней). «Выдыхается» углекислый газ в воздух и под землю. Из почвы растение с помощью корней получает воду и растворенные в ней соли. Но растению для нормального развития и роста требуется еще сахар крахмал. Этих веществ в почве нет. Когда свет падает на лист, часть его энергии поглощается зеленым пигментом, находящемся в листе. Этот пигмент называется хлорофиллом. Растение преобразует энергию солнца, и получаются молекулы сахара, которые разносятся по всему растению. Ненужный кислород выделяется обратно.

№ слайда 20 Описание слайда:

Дыхание растений

№ слайда 21 Описание слайда:

Питание растений

№ слайда 22 Описание слайда:

Лекарственные растения РомашкаПрименяют как противовоспалительное, слабое. Ромашка принимается внутрь в виде чая или настоя, её используют при спазмах кишечника, а также как потогонное средство. Настоем ромашки ополаскивают волосы для придания им золотистого оттенка.Мать и мачехаЦенное средство от кашля. А также от слизистой мокроты. Чаем из неё можно облегчить откашливание, сделать более жидкой вязкую бронхиальную слизь, а значит, принести настоящее облегчение больным хроническим бронхитом.ПодорожникСухие измельченные листья употребляют в форме настоя в качестве противовоспалительного и отхаркивающего средства при бронхитах, коклюше, астме.

№ слайда 23 Описание слайда:

Лекарственные растения МалинаЗаваренные как чай сухие плоды исстари считаются хорошим потогонным и жаропонижающим средство:: -при простудных заболеваниях. Плоды улучшают аппетит, регулирует деятельность желудка и кишечник. Плоды также обладают противорвотным, обезболивающим и противовоспалительным действием. Укроп Настой из листьев и стеблей применяют при гипертонической болезни. Семена и эфирное масло укропа действует как ветрогонное, седативное и спазмолитическое средство. Настой семян употребляют внутрь как противогеморроидальное средство и наружно как ранозаживляющее и при аллергическом зуде кожи.Лимон С лечебно-профилактической целью лимоны употребляют при гиповитаминозах, авитаминозах, заболеваниях желудочно-кишечного тракта, нарушении минерального обмена, ревматизме, мочекаменной болезни, атеросклерозе, цинге, ангине, подагре, гипертонии. настойку лимонной корки или цедры — как средство, повышающее аппетит, седативное и противорвотное.

№ слайда 24 Описание слайда:

Растения из Красной книги ЛандышРастение имеет тонкое ползучее корневище. Почти в самом низу стебля расположены 2-3 листа овальной формы. Цветки белые, с приятным тонким запахом, собраны в кисти. Плоды - ягоды алого цвета. Цветет в июне – июле.Женьшень Женьшень настоящий – это многолетнее травянистое растение высотой 40-60 см. его листья по внешнему виду похожи на листья клена. Цветки мелкие , невзрачные, собраны зонтиком. Плоды – ягоды красноватого цвета.. Клевер темно – каштановыйРастение имеет тонкие стебли, на которых расположены небольшие, продолговатой формы листья. Цветки мелкие, вначале темные – ореховые, позднее темно-каштановые, собраны в густые кисти .

№ слайда 25 Описание слайда:

ятрышник .

№ слайда 26 Описание слайда:

Исчезающие растения

№ слайда 27 Описание слайда:

Купальница Распространена от тундровой до степной зоны Европы, в Западной Сибири, а за пределами России в Скандинавии. Раньше купальница европейская принадлежала к обычным растениям средней полосы, теперь же из-за истребления на букеты встречается все реже и реже. Характерные места обитания купальницы европейской — опушки смешанных лесов, сырые лесные поляны, луга. Купальница в массе растет среди кустарников на разнотравных лугах.  В Подмосковье размер растений зависит от мест обитания. Цветки купальницы шаровидные, крупные, в диаметре достигают 5 см. Чашелистики в количестве от 10 до 20 образуют шарообразный цветок. Цветки купальницы слабо душистые. Их цвет колеблется от бледно-желтых до золотисто-желтых. Лепестки-нектарники не превышают размера чашелистиков и имеют более интенсивную оранжевую окраску. Они немного короче тычинок, узкие, почти линейные, слегка расширенные сверху. Все части цветка скрыты под чашелистиками. Купальница европейская цветет при практически закрытом цветке. Стебель простой, иногда ветвистый. Цветет купальница европейская в конце мая — начале или середине июня, в течение 20—30 дней. Семена созревают в конце июня — июле. Плод — листовка с носиком, круто завернутым внутрь, очень коротким, не более 1 мм длиной. Листовки собраны в рыхлую головку шарообразной формы.  Причины исчезновения: Купальница многолетняя трава. Но зацветает она только на девятый год. Это довольно обычное растение , но во многих областях она взята под охрану из за того, что ее активно уничтожают любители букетов. Редкий сокращающийся в численности вид.

№ слайда 28 Описание слайда:

Список используемой литературы Ушакова О.Д. «Красная книга России: Растения/ Словарик – справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литератур», 2009.Плешакова А.А. «От земли до неба» атлас определитель для учащихся начальных классов/ - 8-е изд. – М.: Просвещение, 2007.Шалаева Г.П., Терентьева И.Г., Курбатова Н.В.«Новейший справочник школьника. 1-4 классы/- М.: СЛОВО, Эксмо, 2007.

ppt4web.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о