Рефлексия в 5 классе: Рефлексия как этап урока: виды, приемы, примеры – Критическое мышление – Преподавание – Образование, воспитание и обучение

Содержание

Рефлексия как этап урока: виды, приемы, примеры

Но с опытом приходит понимание, что рефлексия здорово помогает учителю контролировать класс, уже в ходе урока видеть, что было понято, а что осталось на доработку, то есть, “держать руку на пульсе”. Не стоит забывать и о том, что рефлексия — это то новое, к чему стремится современная педагогика: учить не науке, а учить учиться. Рефлексия помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других учеников. В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. В ФГОС особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока. При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики.

Что такое рефлексия?

В словарях дается четкое определение: рефлексия — это самоанализ, самооценка, “взгляд внутрь себя”. Применительно к урокам, рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.

Для чего нужна рефлексия?

Если ребенок понимает:

  • ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;

  • какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке;

  • какой вклад в общее дело он может внести;

  • может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников,

…то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.

Когда проводить?

Рефлексию можно проводить на любом этапе урока, а также по итогам изучения темы, целого раздела материала.

Виды

Существует несколько классификаций рефлексии как этапа урока. Зная классификацию, учителю удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план урока.

I. По содержанию: символическая, устная и письменная.

Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр.). Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции. Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.

II. По форме деятельности: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.

Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала — всем классом, потом — в отдельных группах, затем — выборочно опрашивать учащихся. Это подготовит учащихся к самостоятельной работе над собой.

III. По цели:

Она оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала.  Это рефлексия из категории “понравилось / не понравилось”, “интересно / скучно”, “было весело / грустно”.

Данный вид рефлексии помогает учителю оценить общее настроение класса. Чем больше позитива, тем лучше понята тема. И наоборот, если условных “тучек” будет больше, значит, урок показался скучным, трудным, возникли сложности с восприятием темы. Согласитесь, нам бывает скучно и грустно, когда мы чего-то не понимаем.

Как и когда проводить?

Рефлексию настроения и эмоциональности легко проводить даже с первоклассниками. Вариантов масса: раздаточные карточки со смайликами или знаковыми картинками, показ большого пальца (вверх/вниз), поднятие рук, сигнальные карточки и т.д. Удобнее проводить по завершении очередного этапа урока: после объяснения новой темы, после этапа закрепления темы и т.д.

В начале урока эмоциональную рефлексию проводят ради установления контакта с классом. Можно поставить музыку (подобрав мотив, согласующийся с темой), процитировать классика, зачитать эмоциональное стихотворение. После обязательно следует спросить 3-4 учеников: “Что ты чувствуешь сейчас? Какое настроение у тебя? И т.д. Во-первых, учащиеся (даже самые маленькие) привыкают оценивать свое состояние, свои эмоции, во-вторых, учатся аргументировать свою точку зрения. Кроме того, такая рефлексия поможет учащимся настроиться на восприятие темы.

Данный вид рефлексии удобнее применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала, при защите проектов. Он помогает ученикам осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы.

Как проводить (примеры организации работы):

  • Лесенка успеха. Каждая ступень — один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек.

  • Дерево успеха. Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками. Подобным же образом можно наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами и т.д.

  • Вагончики. Каждый вагончик соответствует определенному заданию. Например, вы планируете провести этап закрепления, состоящий из трех мини-игр и одного творческого задания. У вас — 4 вагончика. Предложите своим ученикам посадить человечков (животных, оставить жетончик) в тот вагончик, задание которого выполнилось легко, быстро и правильно.

  • “Знаки” (удобно при обучении чистописанию). Попросите учащихся обвести/подчеркнуть самую красиво написанную букву, слово.

Благодаря таким приемам перед учителем всегда будет наглядная картина: что поняли и осознали, а над чем нужно еще поработать.

Вот этот тип рефлексии удобнее проводить в конце урока или на этапе подведения итогов. Он дает возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке.

Как проводить:

  • Предложите детям облако “тегов”, которые необходимо дополнить. Например, на интерактивной доске можно вывести слайд, где указаны варианты:

    • сегодня я узнал…

    • было трудно…

    • я понял, что…

    • я научился…

    • я смог…

    • было интересно узнать, что…

    • меня удивило…

    • мне захотелось… и т.д.

Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Проводить такую рефлексию можно устно, а можно и письменно (на листочках или прямо в тетради).

В таблице цели урока можно записать самому учителю (для учащихся младших классов). Со старшими можно ставить цели совместно. В конце урока учащиеся плюсуют напротив каждой цели и в той графе, которую они считают более приемлемой.

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

Следующие примеры проведения рефлексии прекрасно впишутся в концепцию гуманитарных предметов:

Например, дайте характеристику Воланду, герою романа М. Булгакова “Мастер и Маргарита”:

         В — всесильный

         О — олицетворяет справедливость

         Л — луна, черный пудель и “чертовщина”

         А — антипод Иешуа

         Н — не абсолютное зло

         Д — дьявол

Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока: слышал краем уха, хлопал ушами, шевелил мозгами, считал ворон и т.д.

Несколько замечаний по теме, или пожелания от учащихся

  • Такие приемы, как инсерт, синквейн, кластер, диаманта, ПОПС не нуждаются в пояснении и зарекомендовали себя весьма эффективно. С одним “но”! Если учитель использует их постоянно, чтобы дети могли привыкнуть к такой работе. Иначе создание того же синквейна превратится в каторжную работу, а не позитивное и эффектное завершение темы.

  • Желательно адаптировать форму проведения под возраст детей. Естественно, что в 10 класс с гномиками и зайками не пойдешь. Но и в младших классах не стоит слишком увлекаться красочными картинками. Выберите один вариант, чтобы ученики привыкли к нему и не приходилось каждый раз объяснять значения картинок или жестов.

  • Услышано на одном из форумов замечание от ребенка: “У одного учителя красный листочек означает “все понял”, у другого — “ничего не понял”, у третьего учителя вместо листочков какие-то звездочки-тучки. И как я должен все это запоминать?” Это уже вопрос на засыпку. Думается, что в рамках хотя бы методобъединения имеет смысл договориться о едином значении символов/цветов/знаков, используемых для рефлексии. 

Виды рефлексии Когда учитель в процессе урока общается с детьми, то, учитывая обстоятельства, он использует один из видов рефлексии. Их существует несколько, и они отражают сферы человеческой сущности: Физическая сфера предполагает ответ на вопрос: успел выполнить работу или не успел. Сенсорная подразумевает самочувствие ребенка на уроке, каково ему было, комфортно или нет. Интеллектуальная сфера показывает, что учащийся понял на уроке, какие трудности у него появились в процессе работы над новым материалом. Духовная. Можно отметить, что ребенок, анализируя урок с этой позиции, может сказать, что повлияло на него положительно или отрицательно, он созидал себя или разрушал и как воздействовал на своих товарищей. Есть ошибочное мнение, что рефлексия по ФГОС должна проводиться только в конце занятия, но это совсем не так. Ее использовать можно на любом этапе, так как она должна быть направлена на осознание того, что ребенок делает. Можно еще выделить следующие виды рефлексии:

Индивидуальная, которая проводится с каждым ребенком для выявления реальной самооценки.

Групповая рефлексия акцентирует внимание на работу каждого члена группы для достижения общих целей.

Здесь будут уместны следующие вопросы: “Какую помощь вам оказал … (имя)? Получилось бы у вас лучше, если бы с вами работал или не работал …(имя)?” рефлексия в конце урока

У психологов имеется свое мнение, какая может быть рефлексия в конце урока, примеры по ФГОС будут далее представлены. С их точки зрения, она бывает: Коммуникативная. Она показывает представления ребенка о внутреннем мире своего товарища, о тех причинах, которые побудили его поступить так или иначе. Для личностной рефлексии объектом является сама личность учащегося, ее качества, поведение, отношения с другими.

Интеллектуальная рефлексия становится актуальной в процессе решения разного рода задач, в способности анализировать свои решения, находить более рациональные и эффективные. Содержание рефлексии также может отличаться, в зависимости от этого она бывает:

Символическая, когда для оценки своего состояния или работы используются символы, например, карточки, смайлики, жетоны. Устная рефлексия подразумевает связное и понятное высказывание своих мыслей по поводу урока.

Письменная занимает много времени, и ее реже всего используют. И можно привести еще одну классификацию, которая опирается на функции рефлексии:

Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

Рефлексия деятельности.

Рефлексия содержания учебного материала.

Далее необходимо более подробно познакомиться с различными видами рефлексии. Эмоциональная рефлексия. Такая разновидность рефлексии часто используется в самом начале занятия. Ее цель – установить эмоциональный контакт с учащимися и настроить их на доброжелательное отношение и плодотворную работу. Но такая рефлексия в конце урока также будет уместна. Приемы, которые можно использовать для проведения такой рефлексии, могут быть самые различные. Далее их рассмотрим более подробно. Примеры эмоциональной рефлексии Каждый педагог в своем арсенале имеет много приемов проведения такого вида рефлексии.

Рассмотрим только некоторые из них: Прием «Смайлик». Суть его заключается в том, что учитель в начале урока раздает ребятам изображение мордашки человека, но без черт лица. Задача детей нарисовать на лице те эмоции, которые характерны для них в настоящий момент времени. Не запрещается дополнить изображение другими предметами, например, пририсовать воздушные шарики или цветочки в руке. Для упрощения можно применять готовые смайлики, и дети только выбирают тот, который соответствует их настроению. Такой прием можно использовать и в конце занятия, чтобы оценить эмоциональное состояние ребят на этапе завершения работы.

Вопросы рефлексии в конце урока Прием «Солнышко». На доске изображается круг от солнца, а у ребят имеются лучи и облака. Подходя к солнышку, они должны прикрепить лучи, если урок им понравился, и закрыть его тучкой, если ничего полезного для себя они из него не извлекли.

Зачитывание эмоционального стихотворения, которое согласуется с темой урока, а затем спросить учащихся, что они чувствуют? Какое настроение навевают эти строки? Эмоциональная рефлексия очень важна. Дети привыкают оценивать свое состояние и свободно говорить об этом. Порой многим взрослым этого как раз и не хватает, чтобы объясниться со своими близкими и высказать, что они чувствуют. Часто простой разговор по душам решает сразу все проблемы. Эмоциональная рефлексия проста для проведения даже в начальной школе, дети учатся выражать свои эмоции и анализировать настроение.

Деятельностная рефлексия Эта разновидность рефлексии помогает оптимизировать учебный процесс. Учащиеся с помощью методов данной рефлексии могут осмысленно относиться к методам, которые они выбирают для достижения поставленных целей. В результате значительно повышается эффективность получения знаний. Рефлексия деятельности позволяет оценить активность учащихся во время всего урока. Незаменимой такая рефлексия является на заключительном этапе урока. Она учит детей адекватно оценивать свою работу на уроке, методы и способы, которые они выбирают, чтобы достичь запланированного результата. С ее помощью учащиеся могут увидеть свои слабые места и выяснить, где имеются пробелы в знаниях.

Примеры деятельностной рефлексии У всех учителей имеются уже большие запасы различных способов проведения такого вида рефлексии. Приведем примеры наиболее известных: Интересная рефлексия в конце урока в виде «Лесенки успеха». Ребенок выбирает ту ступеньку, которая соответствует ему. На нижней у человечка руки опущены и это символизирует, что на уроке ничего не получилось. Средняя ступенька с человечком, у которого руки разведены в сторону, что говорит о наличии некоторых проблем в ходе занятия. Верхняя ступенька с человечком с поднятыми вверх руками. Это говорит о том, что все, что было запланировано, удалось сделать.

«Поезд». На доске висит изображение поезда с вагончиками, которые представляют этапы урока. Ребятам предлагается оценить каждый из них, опустив «веселое личико» или «грустное» в зависимости от того, понравилось ли им выполнять те задания, которые предлагал учитель.

Интересная рефлексия в конце урока «Цветочная поляна». На доске изображена поляна с разноцветными цветами, которые имеют названия видов деятельности. Учащиеся должны посадить бабочку на тот цветок, который им больше всего понравился.

На уроках чистописания в начальной школе можно проводить рефлексию под названием «Знаки». Ученики должны у себя в тетрадях – а можно и обменяться тетрадями со своими товарищами – выделить или подчеркнуть ту букву, которая написана красивее всего. С помощью различных видов рефлексии учителю будет всегда удобно видеть наглядную картину усвоения нового материала.

Рефлексия содержания материала Этот вид рефлексии направлен на выявление степени осознания ребятами нового материала. Чаще всего ее проводят уже в конце урока, но если на занятии имеется несколько блоков материала, то, может быть, будет эффективнее использовать такую рефлексию после каждого этапа работы. Данная рефлексивная деятельность сразу покажет, что ребята усваивают быстро и хорошо, а какие вопросы требуют более детальной проработки и повторения. С помощью такого вида рефлексии можно быстро подвести итог урока.

Примеры рефлексии содержания Таких видов рефлексии также можно предложить большое количество. Учитель может менять их в зависимости от силы класса, материала, который изучается на уроке. Вот только некоторые методы ее проведения: Ответь на поставленный вопрос.

Вопросы рефлексии в конце урока могут быть следующими: Что сегодня я узнал? Мне было тяжело или нет? Я понял материал или были затруднения? Я научился чему-то новому? Я смог добиться результата?

Рефлексия по фгос 2. Прием «Плюс-минус-интересно». Его можно выполнять как устно, так и письменно, раздав детям карточки. “Плюс” – это то, что понравилось, “минус” – не понравилось, а “интересно” показывает, какие новые и интересные факты ребята узнали на уроке. 3.

Составление синквейна. Это пятистишие можно применять на заключительном этапе урока.

Очень важна рефлексия в конце урока, примеры по ФГОС можно приводить почти до бесконечности. Как разработать рефлексивную методику При выборе различных способов проведения рефлексии каждый педагог должен учитывать некоторые моменты: Возраст ребят и состав класса. Особенности конкретного предмета и тему урока. Целесообразность проведения рефлексии на определенном этапе урока. Очень важно, чтобы рефлексия в конце урока проводилась не формально, а давала свои ощутимые результаты. Как научить детей рефлексии Чтобы дети свободно могли участвовать в рефлексии, этому необходимо обучать, уже начиная с первых классов. Процесс обучения можно разделить на несколько этапов: Умение анализировать свое настроение. Проводить анализ своих достижений. На третьем этапе научить детей анализировать работу своих одноклассников. На последнем этапе идет обучение анализа работы всего класса. рефлексия в школе. Только работая постоянно в этом направлении, можно добиться хороших результатов, когда ученики не будут бояться высказывать свое мнение и будут адекватно оценивать не только свою работу, но и заслуги своих товарищей. Каждый педагог должен помнить, что урок для ребенка – это не просто занятие по конкретному предмету, а это настоящий урок жизни, на котором он учится осознавать себя среди людей, ценить свой и чужой труд, оценивать свои поступки, формировать ответственность за себя и своих близких в этом мире. Необходимо научить детей преодолевать трудности, потому что в жизни на пути их встречается немало. Только творческий подход педагогов может воспитать настоящую современную личность.

Виды рефлексии на уроке – всем учителям, уроки

Виды рефлексии 1.Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного ряда на доске: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось… 2. «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» – «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» – «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него бесполезной . В графу «И» – «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
Плюс Минус Интересно
3.Анкета. Школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.
1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок я 5. Мое настроение 6. Материал урока мне был 7. Домашнее задание мне кажется активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересным / неинтересным
4. «Комплимент». Комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах, в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. 5. «Три лица». Учитель показывает учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного. Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению.

6. «Цветные карточки». У учащихся две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия.


7.«Пейзаж». Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая – радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.
8.«Лесенка успеха
». Нижняя ступенька – у «человечка» руки опущены – у меня ничего не получилось; средняя ступенька – у «человечка» руки разведены в стороны – у меня были проблемы; верхняя ступенька – у «человечка» руки подняты вверх – мне всё удалось. 9.«Наряди ёлку». Успешно выполнил задание – повесил шарик, были ошибки – шарик остался возле ёлки.

10.«Дерево успеха». Цветок – познакомился, желтый лист – могу научить, зеленый лист – научился.

11.«Поезд». На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось неинтересным. Можно использовать только один жетон по усмотрению ученика.

12.«Поляна».

На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком – бабочка. Предлагаем детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.

13. Приём «Что, если…?»

Приём «Что, если…?» предполагает включение на этапе рефлексии вопросов, которые начинаются со слов: «Что, если…?» Данные вопросы позволяют учащимся по-новому, с другой стороны посмотреть на проблему, выдвинуть свои предположения, свои гипотезы развития событий, расширяя тем самым опыт спонтанного общения, способствуя развитию гипотетического мышления учащихся. (Что, если бы Вася не познакомился с Валеком и Марусей? (Владимир Галактионович Короленко «В дурном обществе»).

14.

Решение проблемы на уроке можно оформить в виде графического организатора, например «грабли» или «гроздь». Они приемлемы на стадии рефлексии, когда учащиеся ещё раз пересматривают, осмысливают то, что узнали, расширяют сферу своих знаний, выдвигают новые идеи.

Итог совместной работы в группе можно выполнить в виде схемы-паутины.

Что нового ты узнал на уроке?

Какие уже имеющиеся у тебя знания понадобились в решении задачи (или на уроке)?

Кто и как тебе помогал(и) на уроке при решении задач?

Какие знания, полученные на уроке, понадобятся тебе в будущем?

Где ты применишь полученные знания?

В какой момент урока ты чувствовал себя особенно успешным?

Благодаря каким инструментам ты нашел решение?

Какие способы и приемы работы ты использовал на уроке (составлял таблицу, рисовал схему, составлял тезисы и т.д.)?

С кем тебе было интереснее всего работать в паре/группе? Почему?

За что бы ты себя похвалил на уроке?

Что изменил бы в своих действиях на уроке?

Что бы ты изменил на уроке в последующем?

Что тебе понравилось на уроке больше всего? И т.д.

15. «Три М». Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

16. «Рефлексивная мишень». На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. В каждом из секторов записываются параметры- вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Например, оценка содержания, оценка форм и методов проведения урока, оценка деятельности педагога, оценка своей деятельности. Участник ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ.
17. “Синквейн”.
В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа. 1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна; 2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие; 3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы; 4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней; 5-я строка – синоним ключевого слова (существительное). 18. “Букет настроения”. В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока я говорю: “ Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравился – голубой”. Можно предложить ребятам более разнообразный спектр цветов: красный, желтый, синий. В конце урока собрать цветы в корзинку или вазочку. Хочу напомнить, какому настроению соответствует какой цвет: красный – восторженное; оранжевый – радостное, теплое; желтый – светлое, приятное; зеленый – спокойное; синий – неудовлетворенное, грустное; фиолетовый – тревожное, напряженное; черный – упадок, уныние.
19. Слова-напутствия.
И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной страницы новой книги. К.Паустовский Суди себя сам. Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр. А.де Сент-Экзюпери 20.Работа с сигнальными карточками. Зеленая карточка. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.
Желтая карточка
. Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно. Красная карточка. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов.

21. Лучики солнца.

Детям можно предложить представить себя лучиками солнца. В конце урока дать задание разместить лучики на солнце согласно своему настроению: желтые – мне очень понравился урок, получил много информации, голубые – урок не интересный, ирнформации не получил.

22. «Дерево чувств».

Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного.

23. «Светофор».

Зелёный – все понятно, желтый – есть затруднения, красный – много непонятного – карточки данных цветов даны учащимся еще до урока.

24.Эмоционально-музыкальная концовка.

Учащиеся слушают фрагменты из двух музыкальных произведений (желательно указать композитора произведения). Звучит тревожная музыка и спокойная, восторженная. Учащиеся выбирают музыкальный фрагмент, который соответствует их настроению.

25.

Если есть время, то можно предложить учащимся выразить свое эмоциональное настроение в виде рисунка, а в конце провести выставку рисунков.

26. «Лестница успеха».

Если учитель ведёт урок в традиционном плане, то можно выделить и написать на доске этапы деятельности. В конце урока предложить учащимся оценить свою работу на каждом этапе в виде ступенек, ведущих к успеху.

27. «Лист самоконтроля».

Ведется на протяжении всего урока.

Фамилия, имя ученика_____________________________

Вид задания Отметка
28. «Кто веселее?». Выберите рисунок, соответствующий вашему настроению. 29. Определите свое настроение, поставив кляксу любого цвета. 30. «Одним словом». Закончите одним словом: Сегодняшний урок – это… Сегодня на уроке я … 31. Выберите 1 фразу для соседа по парте: Ты молодец. Я доволен твоей работой на уроке. Ты мог бы поработать лучше. 32. «Острова». На доске или у каждого ученика карта настроения. Поставьте знак √, на каком из островов вы сегодня пребывали: о.Страха, Познания, Уверенности, Скуки, Мечты, Будущего, Радости.

33.Запустите корабль в море Знаний.

Те ребята, которые считают, что хорошо усвоили тему, помещают свой кораблик в море, а те, кто не уверен в этом, остаются в заливе правил.

ЗАЛИВ ПРАВИЛ МОРЕ ЗНАНИЙ 34.Стихотворение. Мне интересно знать, о чем мечтает каждый, Оставшись сам с собой наедине, К чему стремится и чего он жаждет, О чем мечтает дома в тишине, О чем порою думает ночами, Какого чуда он от жизни ждет, И грезит вдруг какими миражами, Какие замки строит он в мечтах, О чем тоскует, мается, грустит, Какими тайнами воспоминаний Он раны сердца часто бередит. Но, к сожаленью, это невозможно Узнать, что человек в себе хранит: Все чувства его спрятаны надежно, И мир души не каждому открыт. Н.Петренко -Ваша «душа» сегодня ленилась или трудилась? Во всем мне хочется дойти До самой сути В работе, в поисках пути, В сердечной смуте. До сущности протекших дней, До их причины, До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схватывая нить Судеб, событий, Жить, думать, чувствовать, любить, Свершать открытья. Б.Пастернак Думайте, чувствуйте, любите, фантазируйте, анализируйте, исследуйте, философствуйте – живите!!! В добрый час, ребята! Будем, ребята, беречь доброту, Будет, ребята, беречь красоту, Будем дерзать, будем творить, Улыбку познанья Уроку дарить! Учитель: Пожелайте всего доброго друг другу! 35.«Кораблик». -Какое настроение у вас после урока? Прикрепите флажок на соответствующий корабль. Если урок понравился – алый парус, если на душе «тоска зеленая» – зеленый парус, если урок никак не тронул – черный парус. 36.«Лист самооценки». 37.«Акрослово». Опишите при помощи эпитетов образ цветаевской Москвы. М – манящая О – огненно-купольная, отвергнутая Петром С – святая К – колокольная, краснокупольная В – возвеличенная, вольная А – алтарная. 38.«Релаксация». Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия. Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны. Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе. 39.«Пожелание». Давайте возьмемся за руки и пожелаем друг другу: -Избавляйся от… -Будь всегда… -Помни… Желаю вам цвести, расти, Копить, крепить здоровье. Оно для дальнего пути – Главнейшее условие. Пусть каждый день и каждый час Вам новым будет, Пусть добрым будет ум у вас. А сердце будет умным. Вам от души желаю я, Друзья, всего хорошего. А все хорошее, друзья, Дается нам недешево.( С.Маршак) 40. «Чемодан, мясорубка, корзина». На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины. Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем. Мясорубка – информацию переработаю. Корзина – всё выброшу. Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.

41. Анализ урока учащимися. Назовите, чем вы занимались на уроке? Какие трудности ты испытывал на уроке? Какие формы работы на уроке тебе нравятся больше всего? Поставь баллы от 1 до 5: Индивидуальная – работа в парах – По карточкам – самостоятельная работа – Работа в группах – коллективная работа – Необычные уроки ( сказки, экскурсия, путешествия) – 42.SMS. Ученикам предлагается на бумажных сотовых телефонах написать SMS–сообщение другу о том, как прошёл урок, оценить, как плодотворно он работал. 43.Радуга. С каким цветом ассоциируется данный урок. Прикрепить стикер.

7+ примеров рефлексии в конце урока | LIFE Reactor

Рефлексия в конце урока помогает учителю определять эффективность своей работы и степень усвоения материала классом.

Ребенку — систематизировать полученные знания и сравнивать собственные успехи с достижениями одноклассников.

Рефлексия является обязательным требованием по ФГОС (федеральный государственный стандарт).

Учитель в ней выполняет роль организатора, ученики выступают главными действующими лицами.

В этой статье мы собрали классификацию и несколько примеров рефлексии в конце урока, будь то алгебра, русский или английский язык, которые помогут преподавателю наладить обратную связь с классом.

Содержание:

Основные цели рефлексии

Рефлексия, в дословном переводе размышления о своем внутреннем состоянии и самоанализ, является одной из важнейших частей занятий, ведь задача хорошего преподавателя не просто выложить известный ему материал, а научить детей учиться и думать.

«Что я вынес из урока, был ли он мне понятен и интересен, как я смогу использовать свои знания в дальнейшем?»

К сожалению, многие преподаватели считают, что достаточно раздать детям грустные/веселые смайлики, чтобы оценить результат своего и их труда. И это слишком простой подход.

Ведь что такое рефлексия? Простыми словами это этап урока, на котором ученик самостоятельно оценивает свои знания, эмоции от услышанного и анализирует полученную информацию.

Думает о том, насколько полезно, понятно услышанное и нужно ли оно ему вообще.

[

[

Рефлексия в конце урока важна, чтобы ребенок понял:
  • Какие знания получил
  • Каких целей удалось достигнуть
  • Как он сможет использовать знания в будущем
  • Сможет ли верно оценить свою работу и работу одноклассников
  • Как развивать привычки самоменеджмента/самоконтроля
  • Как стимулировать  критическое мышление
  • Как сформировать осмысленный подход к действительности

Учителю же рефлексия позволяет наметить дальнейший план работы, оценить сильные и слабые стороны класса и найти коммуникативный подход к подопечным.

Прием может использоваться на любом этапе занятия, по итогам изученной темы либо в конце школьного часа.

Рефлексия в конце урока применяется особенно часто.

Какие виды рефлексии бывают:

По содержанию
  • Символическая — ученик выставляет оценку уроку при помощи карточек с цифрами и других характерных изображений
  • Устная — рассказывает о своих впечатлениях
  • Письменная — излагает мысли в форме сочинения, ответов на вопросы анкеты и т. д.

По виду деятельности
  • Коллективная
  • Групповая
  • Фронтальная
  • Индивидуальная

Считается наиболее универсальным и легким видом.

Ученики приучаются к данному виду работы постепенно — всем классом, в небольших группах и, наконец, индивидуально.

Целевая
  • Эмоциональная — оценивает настроение и восприятие учебного материала — понравилось/нет, понятно/не понятно, интересно/не интересно и т. д.
  • Рефлексия деятельности — применяется на этапе проверки домашних заданий либо закрепления пройденного материала («дерево успеха», «лесенка успеха», «вагончики»).
  • Содержания материала — проводится в конце урока. Ребенок в письменной или устной форме отвечает на вопросы, продолжает предложение либо описывает свои впечатления о пройденном материале (анкета, сочинение, облако тегов и пр.).

Примеры рефлексии в конце урока по ФГОС в начальной школе

Карточки со смайликами

Грустными, серьезными, веселыми и пр., о которых мы говорили в начале статьи, могут быть актуальны для оценки эффективности пройденного материала начальных этапах применения приема на практике — например, в 1-ом или 2-ом классах.

Такая символическая рефлексия позволит преподавателю понять, понравился ли детям урок, был ли он содержательным, веселым и интересным.

Помимо смайликов, можно использовать:

Палец — большой вверх для положительной оценки, вниз — для отрицательной.

Изображения солнышка — солнце — все получилось; солнце и тучка — все понятно, но остались вопросы; тучка — материал не понятен.

Гномик — улыбающийся — урок прошел успешно; грустный — было скучно и не увлекательно.

Лестница успеха

На большом листе картона необходимо нарисовать лестницу.

Ученикам раздать изображения трех человечков: одного — с опущенными руками; второго — с руками, разведенными в стороны; третьего — с руками, поднятыми вверх.

Если урок прошел неудачно по ощущениям малыша, он крепит первого человечка на нижнюю ступеньку.

Если средне — второго оставляет в середине лестницы.

Если успешно — закрепляет фигурку с поднятыми вверх руками на верхней ступеньке.

Вагончики впечатлений

На доске нужно закрепить поезд из нескольких вагончиков, каждый из которых символизирует разный этап урока.

Детям раздать по несколько веселых и грустных смайликов, которые они должны распределить по необходимым вагончикам.

Грустный — если на каком-то этапе материал был непонятен, веселый — если вопросов не возникло.

Совет: хорошая альтернатива описанному выше способу — картинка с цветочной полянкой. Ученикам нужно раздать изображение бабочек, которых они должны посадить на понравившийся цветок-задание.

Дерево чувств

Считается самым эффективным примером рефлексии по ФГОС в конце урока.

Для его применения на практике вам понадобятся картинки: собственно, дерево, прикрепленное на доске, и яблоки разных цветов.

Если урок прошел успешно, с хорошим настроением и все было понятно, ребенок вешает яблоко зеленого цвета. Если были проблемы — красного.

Также для более глубокого изучения следует применять другие цвета, соответствующие настроению с точки зрения психологии:

  • Красный — восторг
  • Оранжевый — радость
  • Желтый — в целом все неплохо
  • Зеленый — спокойствие
  • Синий — грусть, неудовлетворение
  • Фиолетовый — тревога, напряжение
  • Черный — упадок, уныние

Для развития критического подхода к анализу ситуации рекомендуется использовать виды рефлексии, направленные на повышение осознанности учеников:

Опиши одним предложением

Вы предлагаете один из вариантов начала предложения, которое ребенок должен закончить в устной или письменной форме.

Например:
  • Сегодня я узнал…
  • На уроке я научился…
  • Мне было трудно…
  • Мне было непонятно…
  • Теперь я знаю, что…
  • Меня удивило…
  • Я бы хотел узнать, почему…

Таблица де Боно

Еще один доступный метод применения рефлексии в конце урока.

Профессор кембриджского университета Эдвард де Боно предлагает оценивать впечатления и итоги занятия с помощью простой таблицы «Плюс, минус, интересно»:

  • «+» — все, что понравилось на уроке
  • «-» — все, что показалось бесполезным, скучным и не увлекательным
  • «Интересно» — что привлекло, заставило задуматься и вызвало новые вопросы

Анкета

Этот вид рефлексии подходит для учеников всех классов.

Детям необходимо ответить на некоторые вопросы о разных этапах учебного процесса и аргументировать ответ.

Примерные вопросы могут содержать следующие пункты:
  • На уроке я делал…
  • Своей работой я доволен/не доволен потому что…
  • Этот урок показался мне…
  • За урок я бы поставил себе, потому что…
  • Материал урока я освоил…
  • Мое настроение после занятия…

«Что, если…»

Вопрос предполагает альтернативное развитие событий и дает ребенку безграничное поле для фантазии.

Особенно актуально применение подобного вида рефлексии в конце урока русского языка или литературы.

Например:
  • Что было бы, если бы Герасим не был глухим?
  • Что было бы, если бы Обломов был более деятелен?
  • Что было бы, если бы Тарас Бульба поступил с сыном не так жестоко?

Синквейн

Этот популярный прием, представляющий собой стихотворение из пяти строк, не содержащее рифмы, впервые появился в прошлом веке в Америке на волне моды на японскую поэзию.

В конце урока предложите ученикам написать синквейн на основе пройденного материала, где:

  • 1-ая строка отвечает за основную тему занятия и состоит из ключевого слова
  • 2-ая строка — два прилагательных, характеризующих это понятие
  • 3-я строка — три глагола, отвечающих за действие
  • 4-ая строка — короткое предложение, раскрывающее суть происходящего
  • 5-ая строка — синоним главного слова

Например:

Владимир Дубровский (А.С. Пушкин “Дубровский”)

  • Храбрый, честный
  • Защищает, мстит, любит
  • Владимир никогда не сдается
  • Благородство

Грей (А.С. Грин “Алые паруса”)

  • Добрый, благородный
  • Сбегает, путешествует, влюбляется
  • Был счастлив, сотворив чудо своими руками
  • Герой

Самопроверка

В рамках этого приема рефлексии ученик должен проверить работу своего соседа по парте.

Дети в устной форме задают друг другу вопросы, что у них получилось, что нет, какую оценку они бы поставили друг другу.

Учитель в данном случае занимает роль наблюдателя.

Совет: чтобы окончить урок на положительной ноте и удовлетворить потребность в признании личностной значимости каждого, используйте прием «комплимент». Учащиеся по очереди благодарят друг друга и учителя за проделанную работу.

Как правильно использовать рефлексию в конце урока — 3 совета

Меняйте приемы

Если вы бесконечно используете одни и те же приемы рефлексии, высока вероятность, что уроки перестанут быть интересны детям, а их оценки станут предсказуемыми.

Задача учителя в том, чтобы постоянно обновлять корзину идей и побуждать класс думать, а не идти по накатанной.

Адаптируйте задания под возраст

Понятное дело, что примеры рефлексии после урока «Лестница успеха» или «Вагончики» пройдут на ура в начальной школе и вызовут в лучшем случае смех на уроке алгебры в 7-9-ом классе.

Адаптируйте задания под возраст подопечных. Усложняйте, упрощайте, делайте более красочными или, наоборот, лаконичными.

Подходите к процессу максимально творчески.

Применяйте одинаковые маркеры хорошо/плохо

Например, в рамках одного урока вы сказали, что красное яблоко означает успех, а в рамках другого — непонимание материала.

Такие расхождения сбивают с толку детей, особенно в начальной школе.

Именно поэтому важно выработать для себя оценочные характеристики рефлексии, чтобы не только вам было легко работать с детьми, но и детям с вами.

Источник

Статья «Приемы рефлексии на уроках математики в 5 классе»

Приемы рефлексии на уроках математики в 5 классе.

Повысить уровень мотивации учебной деятельности, уровень качественности обучения, побудить ученика осознанно добывать знания и совершенствовать общеучебные умения и навыки, превратить ребенка из объекта в субъект обучения – наиболее актуальные задачи современного учителя, с применением технологий формирования рефлексивных умений школьников[3, с.5].

Цель педагогов – не просто научить ученика, а научить его учить самого себя.

Используя рефлексию, учитель имеет возможность отслеживать в процессе урока уровень понимания учениками учебного материала, особенности их психологического состояния (степень неуверенности, страха, заинтересованности и т.д.),отношение к изучаемому материалу [1, с.2].

Слово рефлексия происходит от латинского reflexio –обращение назад. Но мне ближе следующее толкование рефлексии – как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознании. Я считаю ,что во время рефлексии с ребенком происходят более «глубокие» процессы в сознании и духовном мире ребенка. С помощью рефлексии ребенок не просто может освоить тему, «вызубрить» правило, отработать универсальные учебные действия, но и более глубоко задуматься над темой, над своей работой на уроке, но и вообще над своими успехами в учебной деятельности (т.е.размышляя над своими математическими знаниями, размышляя над своей работой на уроке, над своими успехами и неудачами и начинает менять свое отношение к обучению в школе, меняет методы, которые использует для достижения своих целей).

На своих уроках, я пока чаще всего использую два вида рефлексии: рефлексия эмоционального состояния настроения и рефлексия деятельности на уроке, и ввожу элементы рефлексии содержания учебного материала.

С наибольшей радостью, и даже восторгом, ученики в 5-х классах реагируют эмоционального состояния и настроения, здесь не остаются равнодушными даже те учащиеся, которые не очень успешны в своей учебной деятельности по математике. Все потому что, во время использования рефлексии учитель и ученик как бы меняются ролями, и уже не только учитель оценивает учеников, но и есть возможность у учеников оценить работу учителя ,им это доставляет удовольствие. В то же время и учитель по результатам рефлексии может сделать вывод насколько успешно он выбрал методы обучения на своем уроке, на сколько комфортную обстановку создает на уроке.

Самым легким в исполнении и не требующей особой подготовки является прием рефлексии «Светофор», когда учащимся перед началом урока раз цветные карточки в виде кружков зеленых ,красных, желтых цветов и по окончанию урока каждый учащийся должен поднять только одну карточку( зеленая – на уроке все было понятно, справился без труда со всеми заданиями, желтая – все было понятно, но столкнулся с небольшими затруднениями, красная – многое было не понятно, было трудно выполнить задания). После того, как учащиеся подняли карточки, становится ясна картина, учащиеся начинают высказываться, происходит рефлексия деятельности на уроке. Прием рефлексии «Солнышко» – на доске прикреплен круг от солнышка, учащимся раздаются лучики желтого и голубого цветов. По окончанию урока лучики нужно прикрепить к солнышку с помощью магнитов: желтого цвета –мне очень понравилось занятие, получил много интересной и полезной информации; голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации. Я считаю, что в 5-7 классах данные, в более старших классах приемы нужно немного менять. Прием рефлексии «Одним» словом тоже имеет большой успех в работе учащихся, ребята с удовольствием выбирают 3 слова, например, из 12,которые наиболее точно передают их состояние на уроке, из результатов данного вида рефлексии я могу сделать большой вывод из проведенного мною урока и работы в целом.

Следующий вид рефлексии, который использую на уроке – рефлексия деятельности на уроке. Наиболее часто использую следующие приемы «Лестница успеха», прием рефлексии «Выбор» (учащимся предлагается поставить значок + на линии в том месте, которое отражает их отношение к занятию и степень участия на уроке. И очень прием – «Методика незаконченного предложения» (использую устно). Пока «незаконченные предложения», напечатанные на листе ,я прикрепляю на доске, чтобы служил как бы подсказкой для учеников, потому что нужно время, чтобы отработать любую методику, а как известно приемы рефлексии стали обязательной частью урока в среднем звене с недавнего времени, с введением ФГОС. Очень нравится прием рефлексии «Оцени себя на уроке», учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по 3-м направлениям: «Урок», «Я на уроке», «Итог».

Опыт самоконтроля учащегося является интегративным системным качеством, которое складывается из накопленных знаний, сформированных умений, развитых навыков самоанализа и самооценки своей учебной деятельности. Он может рассматриваться в системе универсальных ценностных: характеристик духовного мира человека, которые в той или иной мере обеспечивают самоорганизацию и саморазвитие личности [2, с.10].

Литература

Монахов, С. Государственно-общественная система информатизации образования: состояние и перспективы / С.Монахов // Учитель. – 2003.-№5. – С. 4-6.

 Ситникова В.Н. и др. «Рефлексивное пространство на уроках математики как один из факторов, способствующий повышению качества образования» / сборник «Рефлексивное пространство на уроках математики как один из факторов, способствующий повышению качества образования» ТОИКПРО, Томск 2010 г.

    Приемы рефлексии на уроках математики в 5-ом классе | Статья по алгебре (5 класс) по теме:

    Слайд 1

    ПРИЕМЫ РЕФЛЕКСИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5 классе Учитель математики МБОУСОШ № 15 г. Хадыженска Почигайло И. Н.

    Слайд 2

    Рефлексия (от позднелатинского reflexio – обращение назад) 1 ) размышление , самонаблюдение , самопознание . 2 ) В философии – форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий (Из энциклопедического словаря) Виды рефлексии на уроке: Рефлексия эмоционального состояния Рефлексия деятельности Рефлексия учебного содержания

    Слайд 3

    Рефлексивное домашнее задание На все 100 % Приемы рефлексии на уроках математики в 5 классе: Формула успеха Рефлексивные координаты Рефлексивный параллелепипед Мы делили апельсин Десятичная точка Рефлексивное округление

    Слайд 4

    Прием рефлексии: На все 100 % Цель: проанализировать и оценить результаты своей работы на уроке Применение: уроки по теме «Проценты» Технология проведения: Учащимся предлагается в процентах оценить уровень усвоения нового материала, эффективность своей работы и свое настроение. Затем выводится общий процент настроения класса. Слайды для презентации:

    Слайд 5

    Оцените эффективность своей работы на уроке в процентах: Моя индивидуальная работа Моя работа в классе Моя работа в группе 10% 100% 75% 5 0% 25% 10% 100% 75% 5 0% 25% 10% 100% 75% 5 0% 25% Не эффективно Малоэф-фективно Достаточно эффективно Эффективно Очень эффективно Не эффективно Малоэффективно Достаточно эффективно Эффективно Очень эффективно Не эффективно Малоэф-фективно Достаточно эффективно Эффективно Очень эффективно

    Слайд 6

    Как вы усвоили материал? Оцените в процентах: Определение процента Применение в практических задачах 10% 100% 75% 5 0% 25% 10% 100% 75% 5 0% 25% 10% 100% 75% 5 0% 25% Вычислительные задания Не усвоил Плохо усвоил Усвоил не полностью Усвоил Хорошо усвоил Не усвоил Плохо усвоил Усвоил не полностью Усвоил Хорошо усвоил Не усвоил Плохо усвоил Усвоил не полностью Усвоил Хорошо усвоил

    Слайд 7

    Процент моего настроения: Общее настроение Насколько понравилось? 10% 100% 75% 5 0% 25% 10% 100% 75% 5 0% 25% 10% 100% 75% 5 0% 25% Удовлетворенность своей работой Совсем не доволен Не доволен Почти доволен Доволен Очень доволен Совсем не доволен Не доволен Почти доволен Доволен Очень доволен Совсем не доволен Не доволен Почти доволен Доволен Очень доволен

    Слайд 8

    Прием рефлексии: Рефлексивное домашнее задание Цель: проанализировать результаты своей работы, сделать выводы и выбрать домашнее задание. Применение: уроки с использованием дифференцированных заданий. Технология проведения: Учащимся предлагается проанализировать свою работу и выбрать для себя домашнее задание. Если было очень легко, то домашнее задание – карточка более высокого уровня сложности. Если было очень трудно, то домашнее задание – карточка более низкого уровня сложности. Если проблемы с одним видом заданий, то домашнее задание – аналогичные задания из учебника…

    Слайд 9

    Прием рефлексии: Формула успеха Цель: проанализировать результаты своей работы, определить свои сильные стороны. Применение: уроки по теме «Формулы». Технология проведения: учащимся предлагается «рассчитать» свои результаты по «формуле успеха» + Каждое слагаемое учащиеся определяют по пятибалльной шкале. Максимальное значение – 15 Слайды для презентации:

    Слайд 10

    Формула успеха Оцените от 1 до 5 Оцените от 1 до 5 Оцените от 1 до 5 Рассчитайте по формуле свой успех на уроке Если успеха достичь трудно, нужно приложить больше усилий. П . Бомарше

    Слайд 11

    Прием рефлексии: Рефлексивные координаты Цель: проанализировать и оценить результаты своей работы на уроке, сравнить с результатами одноклассников, получить итоговые результаты класса Применение: уроки по теме «Координатный луч» Технология проведения: Учащимся предлагается 3 координатных луча (используется интерактивная доска) : общее впечатление, изученный материал, работа на уроке. Каждый ученик отмечает по одной точке на каждом луче чем больше координата точки, тем выше учащийся оценивает урок. В итоге видны общие результаты Слайды для презентации:

    Слайд 12

    Рефлексивные координаты Общее впечатление 1 4 2 6 5 0 9 8 7 3 10 Изученный материал 1 4 2 6 5 0 9 8 7 3 10 Работа н а уроке 1 4 2 6 5 0 9 8 7 3 10

    Слайд 13

    Прием рефлексии: Параллелепипед Цель: проанализировать и оценить результаты своей работы на уроке Применение: уроки по теме «Параллелепипед» Технология проведения: Учащимся предлагается в оценить по шкале от 1 до 5 уровень усвоения нового материала, эффективность своей работы и свое настроение. Затем каждый ученик строит параллелепипед с этими измерениями и находит его объем. Максимальное значение 125. Слайды для презентации:

    Слайд 14

    Построй параллелепипед Длина =уровень моего настроения по шкале от 1 до 5 Ширина =уровень усвоения мной материала ( от 1 до 5) Высота =уровень эффективности моей работы (от 1 до 5) Мое настроение Усвоение материала Эффективность работы V= a•b • c

    Слайд 15

    Прием рефлексии: Округление Цель: отразить общее впечатление от урока и удовлетворенность уроком Применение: уроки по теме «Округление» Технология проведения: Учащимся предлагается фраза «Мне понравился урок очень сильно». Задача «округлить ее», отбрасывая слова с конца фразы. При отбрасывании слов, можно добавить частицу «не» Слайды для презентации:

    Слайд 16

    « ОкРУГЛИТЕ » Фразу: Мне понравился урок очень сильно Пример 1 Мне понравился урок очень сильно Мне понравился урок очень сильно Пример 2 не

    Слайд 17

    Прием рефлексии: Мы делили апельсин Цель: проанализировать эффективность своей деятельности и деятельности класса и учителя. Применение: уроки по теме «Доли и дроби» Технология проведения: Вспоминаем стихотворение (мультфильм) «Мы делили апельсин». У каждого ученика 5 долек. Нужно разделить их между собой, классом и учителем в зависимости от эффективности работы. Слайды для презентации:

    Слайд 18

    Мы делили апельсин Эта долька для меня, эта долька для …

    Слайд 19

    Прием рефлексии: Д есятичная точка Цель: отразить общее впечатление от урока и удовлетворенность уроком Применение: уроки по теме «Десятичные дроби» Технология проведения: На доске написано число 11111. Ученики ставят десятичную точку таким образом, чтобы полученная дробь отражала их мнение об уроке и своей работе. Чем больше дробь, тем выше удовлетворенность уроком. Слайды для презентации:

    Слайд 20

    Поставь десятичную точку 1 1 1 1 1

    Слайд 21

    Использованы изображения с сайта Яндекс. Картинки

    Минутка рефлексии. Выбери своё!

    Как провести яркую, творческую рефлексию на любом уроке в любом классе? Как без особенных усилий выяснить — насколько хорошо даётся ученикам новая тема? А почему бы не совершить небольшую прогулку по… картинной галерее? В нашем новом видеоролике мы предлагаем учителю и ученикам забавную и интересную разновидность такого этапа урока, как рефлексия.


    Наш ролик содержит сразу несколько интересных находок.

    Весь текст написан в стиле «остеровских» стихов — это делает ролик ещё динамичнее.

    Вот мы изучили тему —
    И теперь спросить бы надо:
    Мы насколько эту тему
    Изучили хорошо?

    Потому скорей представьте:
    Вы в картинной галерее.
    И гуляете по ней вы
    С ручкой иль с карандашом!

    Ролик состоит из пяти разделов. Каждый раздел включает в себя три уровня.

    На первом уровне ученикам предлагается подумать — насколько хорошо усвоена тема?

    На втором уровне ученикам нужно выбрать картину-символ — то, что наиболее близко, по их мнению, их уровню понимания темы. Попутно ученики могут немного расслабиться, отвлечься и познакомиться с шедеврами мировой живописи — от «Богатырей» Васнецова до «Крика» Мунка.

    На третьем уровне ученики должны нарисовать символ выбранной картины и, соответственно, своего состояния.

    После этапа рефлексии ученики вместе с учителем могут осмыслить: хорошо ли усвоена тема, нужно ли на неё выделить дополнительное время или стоит уделить этой теме особенное внимание.

    За две с половиной минуты ролика ученики успеют немного расслабиться, осмыслить пройденное на уроке, узнать о шедеврах живописи и даже порисовать!

    Ролик «Рефлексия. Картинная галерея» можно применять как в середине, так и в конце урока. Он подойдёт для любого класса, и его можно демонстрировать на уроках, вне зависимости от предмета.

    Приемы рефлексии на уроках математики. Проценты

    1. ПРИЕМЫ РЕФЛЕКСИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5 классе

    Рефлексия
    (от позднелатинского reflexio – обращение назад)
    1) размышление, самонаблюдение, самопознание.
    2) В философии – форма теоретической деятельности
    человека, направленная на осмысление своих собственных
    действий
    (Из энциклопедического словаря)
    Виды рефлексии на уроке:
    Рефлексия эмоционального состояния
    Рефлексия деятельности
    Рефлексия учебного содержания
    Приемы рефлексии на уроках
    математики в 5 классе:
    На все 100%
    Рефлексивный
    параллелепипед
    Рефлексивное
    домашнее задание
    Рефлексивное
    округление
    Формула успеха
    Мы делили апельсин
    Рефлексивные
    координаты
    Десятичная точка

    4. Прием рефлексии: На все 100%

    Цель: проанализировать и оценить результаты своей
    работы на уроке
    Применение: уроки по теме «Проценты»
    Технология проведения: Учащимся предлагается в
    процентах оценить уровень усвоения нового материала,
    эффективность своей работы и свое настроение. Затем
    выводится общий процент настроения класса.
    Слайды для презентации:
    Оцените эффективность
    своей работы на уроке в процентах:
    Моя индивидуальная работа
    10%
    25%
    Не
    эффективно
    Малоэффективно
    10%
    Не
    25%
    Малоэффекти
    50%
    75%
    Достаточно Эффективно
    эффективно
    Моя работа в классе
    50%
    Достаточн
    о
    вно
    эффективн
    эффективн
    о работа в группе
    Моя
    о
    10%
    Не
    эффективно
    25%
    Малоэффективно
    50%
    75%
    Эффективно
    75%
    Достаточно Эффективно
    эффективн
    о
    100%
    Очень
    эффективно
    100%
    Очень
    эффективно
    100%
    Очень
    эффективно
    Как вы усвоили материал?
    Оцените в процентах:
    Определение процента
    10%
    Не усвоил
    25%
    Плохо усвоил
    50%
    Усвоил не
    полностью
    75%
    Усвоил
    Вычислительные задания
    10%
    Не усвоил
    25%
    Плохо усвоил
    50%
    Усвоил не
    полностью
    75%
    Усвоил
    Применение в практических задачах
    10%
    Не усвоил
    25%
    Плохо усвоил
    50%
    Усвоил не
    полностью
    75%
    Усвоил
    100%
    Хорошо
    усвоил
    100%
    Хорошо
    усвоил
    100%
    Хорошо
    усвоил
    Процент моего настроения:
    Общее настроение
    10%
    Совсем не
    доволен
    25%
    Не доволен
    50%
    Почти
    доволен
    75%
    Доволен
    Удовлетворенность своей работой
    10%
    Совсем не
    доволен
    25%
    Не доволен
    50%
    Почти
    доволен
    75%
    Доволен
    Насколько понравилось?
    10%
    Совсем не
    доволен
    25%
    Не доволен
    50%
    Почти
    доволен
    75%
    Доволен
    100%
    Очень
    доволен
    100%
    Очень
    доволен
    100%
    Очень
    доволен

    8. Прием рефлексии: Рефлексивное домашнее задание

    Цель: проанализировать результаты своей работы,
    сделать выводы и выбрать домашнее задание.
    Применение: уроки с использованием
    дифференцированных заданий.
    Технология проведения: Учащимся предлагается
    проанализировать свою работу и выбрать для себя
    домашнее задание.
    • Если было очень легко, то домашнее задание – карточка
    более высокого уровня сложности.
    • Если было очень трудно, то домашнее задание – карточка
    более низкого уровня сложности.
    • Если проблемы с одним видом заданий, то домашнее
    задание – аналогичные задания из учебника…

    9. Прием рефлексии: Формула успеха

    Цель: проанализировать результаты своей работы,
    определить свои сильные стороны.
    Применение: уроки по теме «Формулы».
    Технология проведения: учащимся предлагается
    «рассчитать» свои результаты по «формуле успеха»
    Успех =
    Положительный
    настрой
    Эффективная работа Усвоение
    +
    +
    работа
    темы
    Каждое слагаемое учащиеся определяют по пятибалльной
    шкале. Максимальное значение – 15
    Слайды для презентации:
    Формула успеха
    Положительный Эффективная работа Усвоение
    Успех =
    +
    +
    настрой
    работа
    темы
    Рассчитайте
    по формуле
    свой успех
    на уроке
    Оцените
    от 1 до 5
    Оцените
    от 1 до 5
    Если успеха достичь трудно, нужно
    приложить больше усилий.
    П. Бомарше
    Оцените
    от 1 до 5

    11. Прием рефлексии: Рефлексивные координаты

    Цель: проанализировать и оценить результаты своей
    работы на уроке, сравнить с результатами одноклассников,
    получить итоговые результаты класса
    Применение: уроки по теме «Координатный луч»
    Технология проведения: Учащимся предлагается 3
    координатных луча (используется интерактивная доска) :
    общее впечатление, изученный материал, работа на уроке.
    Каждый ученик отмечает по одной точке на каждом луче
    чем больше координата точки, тем выше учащийся
    оценивает урок. В итоге видны общие результаты
    Слайды для презентации:

    12. Рефлексивные координаты

    0 1
    2
    3
    4
    5 6
    7
    8
    9
    10 Общее
    впечатление
    0 1
    2
    3
    4
    5 6
    7
    8
    9
    10Изученный
    материал
    0 1
    2
    3
    4
    5 6
    7
    8
    9
    10 Работа
    на уроке

    13. Прием рефлексии: Параллелепипед

    Цель: проанализировать и оценить результаты своей
    работы на уроке
    Применение: уроки по теме «Параллелепипед»
    Технология проведения: Учащимся предлагается в
    оценить по шкале от 1 до 5 уровень усвоения нового
    материала, эффективность своей работы и свое
    настроение. Затем каждый ученик строит параллелепипед
    с этими измерениями и находит его объем. Максимальное
    значение 125.
    Слайды для презентации:

    14. Построй параллелепипед

    Эффективность
    работы
    Длина=уровень моего настроения по шкале от 1 до 5
    Ширина=уровень усвоения мной материала ( от 1 до 5)
    Высота=уровень эффективности моей работы (от 1 до 5)
    V=a•b•c
    Мое настроение

    15. Прием рефлексии: Округление

    Цель: отразить общее впечатление от урока и
    удовлетворенность уроком
    Применение: уроки по теме «Округление»
    Технология проведения: Учащимся предлагается фраза
    «Мне понравился урок очень сильно». Задача «округлить
    ее», отбрасывая слова с конца фразы. При отбрасывании
    слов, можно добавить частицу «не»
    Слайды для презентации:

    16. «ОкРУГЛИТЕ» Фразу:

    «ОКРУГЛИТЕ» ФРАЗУ:
    Мне понравился урок очень сильно
    Пример
    1
    Мне понравился урок очень сильно
    Пример
    2
    Мнене понравился урок
    очень сильно

    17. Прием рефлексии: Мы делили апельсин

    Цель: проанализировать эффективность своей
    деятельности и деятельности класса и учителя.
    Применение: уроки по теме «Доли и дроби»
    Технология проведения: Вспоминаем стихотворение
    (мультфильм) «Мы делили апельсин». У каждого ученика 5
    долек. Нужно разделить их между собой, классом и
    учителем в зависимости от эффективности работы.
    Слайды для презентации:

    18. Мы делили апельсин

    Эта долька для меня, эта долька для …

    19. Прием рефлексии: Десятичная точка

    Цель: отразить общее впечатление от урока и
    удовлетворенность уроком
    Применение: уроки по теме «Десятичные дроби»
    Технология проведения: На доске написано число 11111.
    Ученики ставят десятичную точку таким образом, чтобы
    полученная дробь отражала их мнение об уроке и своей
    работе. Чем больше дробь, тем выше удовлетворенность
    уроком.
    Слайды для презентации:

    20. Поставь десятичную точку

    ПОСТАВЬ ДЕСЯТИЧНУЮ
    ТОЧКУ
    11111
    Использованы изображения с сайта
    Яндекс. Картинки

    Время на размышление: 5 класс по математике

      Щиток приборов

      5 класс

      Время отражения

      Перейти к содержанию Щиток приборов
      • Авторизоваться

      • Панель приборов

      • Календарь

      • Входящие

      • История

      • Помощь

      Закрывать