Режущие и колющие предметы – Что относится к колюще-режущим предметам: понятие и классификация

Содержание

Что относится к колюще-режущим предметам: понятие и классификация

Опасность колющих и режущих предметов известна достаточно давно, и сегодня про нее рассказывают школьникам, об этом знают взрослые. Учитывая риски, связанные с эксплуатацией таких изделий, на них устанавливают ряд ограничений, в частности, для провоза в общественном транспорте. Необходимо понимать, что принадлежит к перечню таких предметов, что представляет собой изделие повышенной опасности и в каких условиях его эксплуатация неприемлема.

О ножах

Необходимо не только иметь представление об указанной группе изделий взрослому человеку, но и регулярно проводить занятия для детей. Колющие и режущие предметы встречаются в повседневном обиходе – это ножи и ряд сходных изделий. Есть специализированные типы и форматы ножей, которые не принадлежат к этому классу – к примеру, тесаки или ножи для бритья. Первой страной, принявшей законы, посвященные определению колюще-режущих предметов, стала Германия. Действующее в нашей стране законодательство частично базируется на формулировках и определениях немецкой судебной системы.

Согласно определению, колющие и режущие предметы – это такое оружие, применение которого при приложении определенного физического усилия (за счет мускулов) позволяет нанести колющий удар либо спровоцировать рубящее ранение. Режущее и колющее – это холодное оружие. Ранее таковое считалось боевым, применялось не только для защиты, но и для атаки. Сфера использования – рукопашное сражение. Оружие носили в специальном чехле на ремне на поясе. Довольно распространенным видом использовавшегося ранее холодного оружия считается штык, крепимый к винтовке. Боевые ножи использовались, чтобы обезвредить и вывести противника из строя, полностью устранить врага. В 1930-м на территории Германии был принят новый закон, посвященный проблеме злоупотребления использования таких изделий. В этом нормативном акте не дается расшифровки термину «колюще-режущий».

Нормативные акты: прогресс понимания

Согласно законодательству, колющие и режущие предметы – это изделия, разработанные для нанесения соответствующего типа удара. В 1972-м принимают новый закон, посвященный хранению оружия. Именно в нем впервые упоминается тот факт, что вред наносится за счет использования мышечной силы.

Необходимо понимать, что далеко не каждый нож подпадает под нормативы действующего законодательства. Ограничения распространяются только на изделия, разработанные специально с целью нанесения вреда другому, при этом причиной их должно стать целевое применение предмета, а конечный удар – рубящим, колющим. То есть говорить о специфической классификации предметов, рассматриваемой в текущем материале, можно, если объект разработан специально для причинения физического ущерба другой персоне.

Кто есть кто?

Пытаясь разобраться, что относится к колюще-режущим предметам, необходимо помнить, что ножи принадлежат к такой категории, если созданы для применения против человека. Это разнообразные боевые тактические, сабли и ножи для охотников, штыки и другие сходные изделия. А вот карманные ножики, многофункциональные наборы и изделия для покоса, потрошения рыбы и забоя скота нельзя назвать рассматриваемым термином – это будет нарушением действующих законов, посвященных нюансам хранения оружия. Никаких ограничений нет и применительно к копиям настоящего колюще-режущего предмета, если копия изготовлена для театральной постановки и сходного использования, является бутафорией и не имеет реально заточенного лезвия, острого кончика. Нельзя классифицировать как колюще-режущие спортивные снаряды, по своей форме и внешнему виду напоминающие ножи и сходные предметы.

Технически описанные категории нельзя отнести к разновидностям оружия, так как основное предназначение таких предметов – вовсе не использование в бою против противника. К примеру, в список колюще-режущих предметов не входит мачете, поскольку он создавался для уничтожения кустарников. А вот разработанный для боя нож всю историю своего существования использовался для нанесения вреда другой персоне – таково его целевое применение.

Риски и нюансы

Впрочем, хотя описанное выше не позволяет относить, скажем, тесаки к оружию, все же необходимо соблюдать, работая с такими предметами, технику безопасности. Колющие и режущие изделия, даже если они не предназначены для нанесения вреда другой персоне, могут стать причиной ущерба здоровью и даже смерти. Действующими законами оговаривается: эксплуатация каких изделий сопряжена с повышенными рисками.

Покупка колюще-режущих изделий действующим законодательством практически не ограничивается. Не предусмотрено получения специального разрешения, как это справедливо, к примеру, для ситуации желания приобрести огнестрельное оружие. Колюще-режущие боевые предметы не могут покупать несовершеннолетние, а для прочих граждан нашей страны ограничений нет. Также нельзя передавать такое оружие несовершеннолетним. Достигнув восемнадцатилетия, человек получает полное право ношения оружия, которым можно наносить рубящие удары и колющие раны.

Психология и безопасность

Поскольку острые, колющие, режущие предметы в нашей жизни встречаются очень часто, ученых не раз привлекали особенности восприятия человеком таких изделий, с которыми сопряжены повышенные опасности. Особенно интересны работы немецких ученых, посвященные этой сфере. Как определили исследователи, во многом человеком управляет заложенный на уровне генетики инстинкт страха. Мы даже не осознаем таковой, при этом он корректирует наше поведение, реакции на события и предметы. Такой страх обусловлен генетикой, передан от животных предков. За счет такого бессознательного страха при появлении опасности мышечные ткани напрягаются, человек мобилизуется. Возможно и противоположное – человек теряет волю и не может двигаться, цепенеет и становится полностью беззащитным.

Острые, колющие и режущие предметы – это всегда источник страха. Уже при их виде мышечные ткани сокращаются. С другой стороны, особенность этих изделий в том, что именно твердые ткани они поражают особенно эффективно, в то время как проколоть мягкое удается лишь с большим трудом. Как заверяют профессионалы, основное правило, база искусства обращения с такими изделиями – умение вовремя расслабиться, контролируя этот процесс сознательно. Для этого используются варианты самоприказа, позволяющие задать подсознательную уверенность в оптимальном развитии ситуации.

Особенности и формы

Чтобы соблюдать правила работы с колющими и режущими предметами, необходимо понимать, что относится к этой категории. Как видно из судебной практики, в наше время очень часто встречаются повреждения, нанесенные таким типом изделий, а приблизительно 15% летальных исходов, обусловленных насильственными причинами, приходятся на долю рассматриваемого типа предметов. Существует собирательное понятие «острые», в которое включают все изделия, оснащенные лезвием и заостренным концом. Подразделение на категории и группы основывается на ряде индивидуальных особенностей. Так, колющими называют те предметы, которым присущ острый конец, у режущих есть лезвие, а у колюще-режущих и то и другое. Также есть рубящие предметы с лезвием (они много весят), пилящие, оснащенные краем с зубчиками, разнообразные комбинированные. Обращаясь к действующему законодательству, можно найти примеры перечней. Так, к колющим принадлежат:

  • гвозди;
  • вилы;
  • пика;
  • спицы.

Режущие – это:

  • коса;
  • металлический край;
  • нож;
  • бритва.

Колюще-режущие – это клинки, ножи разного типа и формата.

Оружие и вред от него

При несоблюдении правил работы с колющими и режущими предметами, при преднамеренном использовании таких изделий с целью навредить другой персоне возникают разнообразные ранения. Их характер зависит от использованного изделия. Возможно разрезание, прокалывание, повреждение может быть комбинированным. Для криминалиста не составит труда отличить, какие травмы были нанесены тупыми, а какие – острыми предметами. Оценивая состояние раны, можно понять, каким был клинок, насколько острым было примененное изделие. Для каждого типа острых орудий присущи свои уникальные особенности. Оценивая морфологию пострадавших тканей, можно выявить строение предмета, как следствие – видовую принадлежность. Острый предмет становится причиной получения человеком царапин, ран. Чаще страдают мягкие ткани, реже – костная система, хрящи. Острый предмет может затупиться, что ведет к изменению его характеристик и свойств.

В основном колющие и режущие предметы оснащены рукоятками. Если клинок полностью погружается в тело, рукоять может ударить ткани вблизи отверстия. Что станет причиной формирования кровоподтека, ссадины. Оценивая форму гематомы, можно понять, какова рукоять в поперечнике. Раневой канал имеет гладкие стенки, края можно свести и они без труда совпадут. Канал может закончиться слепо во внутреннем органе, благодаря чему криминалист или врач определят, насколько длинным было использованное лезвие. Как правило, исследование проводят с помощью рентгеновского излучения и контрастных веществ. Если острое изделие проникает глубоко в человеческое тело, возможно нанесение ущерба костной системе, хрящам. Тогда на этих участках остается микроскопический рельеф, который может что-то рассказать специалистам о клинковой поверхности.

Колотые ранения

Рассматривая колющие и режущие предметы, следует обратить внимание на те повреждения, которые могут быть ими нанесены. Колющие – это такие оружия, которым характерно довольно маленькое поперечное сечение, острый конец. Преобладает длина. Чем острее рабочая часть, чем площадь в поперечнике меньше, тем меньшее усилие придется приложить, чтобы повредить человеческое тело. Колющие изделия отличаются по форме – разработано огромное количество изделие с такими качествами. Это усложняет возможность классификации. В первую очередь оценивают форму сечения поперечника. У некоторых это круг, у других – овал, треугольник или фигура с четырьмя и большим количеством углов. Чаще всего колющий предмет – это такой цилиндрический стержень, конец которого имеет форму конуса. Именно так выглядит игла или шило. Зачастую предмет оснащен рукояткой. Известны изделия, у которых стержней сразу несколько – это обычная вилка или распространенные в хозяйстве вилы. Повреждения, полученные при контакте с ними, довольно своеобразны, поэтому в большинстве случаев не представляет труда идентификация. В некоторых случаях только расстояния между ранками достаточно, чтобы точно идентифицировать модель изделия, которой нанесено повреждение.

Продолжая рассмотрение колющих и режущих предметов, необходимо уточнить тот факт, что след обычно формируется рабочей частью. Основные ее признаки – форма, длина, размер в поперечнике.

Вред наносится за счет того, что острый конец посредством давления разрезает или рвет кожные покровы. Если в силу приложения усилия клинок продолжает погружаться в тело, это нарушает целостность внутренних тканей. Если вся рабочая часть вошла внутрь, рукоять оставляет след на коже. Поверхностные покровы человеческого тела эластичны, поэтому размер раны обычно меньше, чем сечение предмета. В любом случае колотая – это чаще небольшая рана, в то время как ее канал достаточно длинный.

Технические особенности

Криминалисты, изучая колющие и режущие предметы, установили, что в случае применения колющего предмета физические параметры раны будут зависеть от того, каково сечение клинка в поперечнике. По краям можно видеть ссадины, небольшие разрывы. Если клинок круглый, такие разрывы соответствуют эластичным кожным волокнам, а если есть ребра, тогда они не зависят от направления волокон эпидермиса и повторяют клинковые формы. Если оружием поврежден череп, при этом формируется дырчатый перелом.

Возможно получение повреждения при контакте с небольшим в поперечнике предмете. Тогда визуально на кожных покровах можно видеть словно бы небольшую гематому, и при спешном осмотре можно, вообще, пропустить повреждение. Один из рисков, связанных с такими повреждениями – повышенная опасность нарушения целостности крупных сосудов и внутренних органов, залегающих достаточно глубоко в человеческом теле. Это может спровоцировать тяжелое внутреннее кровотечение, сопряженное с опасностью летального исхода.

Резаная рана

Предметы режущего типа имеют заостренное лезвие. В случае физического усилия под влиянием давления лезвие проникает в кожу и под нее, разделяет ткани. Результат – резаное ранение. Опознать его несложно, так как края неровные, вокруг присутствуют царапины, наблюдается острый конец, а длина обычно больше глубины. Второй показатель зависит от того, насколько лезвие острое, как сильно им давили. Кроме того, играет роль, насколько близки к кожным покровам костные элементы, которые для лезвия непреодолимы. Режущее ранение – это зияющее повреждение, поскольку кожные покровы эластичны, а мышцам свойственно сокращаться. Зияние становится больше, если укол между оружием в момент нанесения раны и направлением кожных волокон близок к 90 градусам.

Резаные раны визуально обычно похожи на веретено или половинку луны. Если попытаться свести края, повреждение становится линейным. Если нож, двигаясь, стал причиной сморщивания кожи в складки, которые затем были разрезаны, сведение даст зигзагообразный результат. При получении такой травмы у человека развивается сильное кровотечение, при этом особенности будут зависеть от того, какие сосуды пострадали. Возможно нарушение целостности магистральных артерий, что с высокой долей вероятности провоцирует летальный исход. Чтобы минимизировать вероятность случайного причинения ущерба предметом, способным стать причиной травмы, необходимо при транспортировке и хранении использовать емкости для колющих и режущих предметов – закрытые изделия из достаточно прочного материала.

Колото-резаные

Если не использовать контейнеры для колющих и режущих предметов, можно совершенно случайно получить колото-резаную рану. Несоблюдение правил транспортировки и хранения сопряжено с риском нанесения таких повреждений другому человеку, причем совершенно неспециально. Колото-резаную рану наносят предметы, у которых заострен конец и есть лезвие. Им присущ сложный эффект, одновременно вещь прокалывает кожу и разрезает ткани, погружаясь вглубь. Повреждение будет иметь признаки как колющего типа изделий, так и режущего. Визуально можно видеть входное отверстие, канал раны, в некоторых случаях – выходное отверстие, если ранение сквозное.

Отличить сложное ранение от простого колотого, резаного можно, если внимательно изучить его особенности. Как правило, форма напоминает веретено или щель, но могут быть угловатые линии или дуга. Если при извлечении орудие повернули, формируется дополнительное повреждение. Среди прочих ран такого типа чаще к летальному исходу приводят локализованные в левой половине груди.

fb.ru

18. Классификация острых предметов, механизм действия, повреждения ими причиняе­мые.

Острый предмет - предмет, имеющий острый край или конец.

Холодное оружие - предмет, специально изготовленный для нанесения повреждений. Имеет рукозащитную планку (гарда, эфес) и канавку на боковой поверхности клинка (выточку, доло) для того, чтобы нож входил под определенным углом (не елозил).

Острое орудие - предметы, изготовленные для использования их в качестве острых (ножи).

Классификация острых предметов в зависимости от их назначения и механизмов действия:

I. Простого действия

а) рубящие (топор, шашка, сабля, палаш и т.д.) - характерна значительная масса клинка

б) режущие (бритвы, столовые ножи) - имеют острый край

в) колющие (шило, гвоздь, авторучка)

г) пилящие (пилы дисковые, ленточные)

II. Комбинированного действия (колюще-рубящие, колюще-режущие, стригу­щие).

Морфологические особенности повреждений острыми орудиями зависят не только от конструктивных свойств по­вреждающего предмета, но и от способа их причинения (при скольжении острого лезвия кинжала возникает резаная рана, при ударе — рубленая, а при погружении — ко­лото-резаная). Одежда может влиять на механизм образования поврежде­ний и в ряде случаев обладать защитными свойствами (вой­лок, брезент, вата и др.). На одежде может оказаться повреж­дений больше, чем на теле, особенно в тех случаях, когда в месте их нанесения одежда была собрана в складки.

Повреждения от острых предметов могут быть в виде сса­дин, царапин, ран, переломов и отчленений.

19. Колотые и колото-резаные раны, механизм образования, морфологическая характери­стика.

Колотые раны образуются при отвесном (или под острым углом) воздействии предметов с острым концом, но без ост­рого края (шило, гвоздь, шпага, стилет и др.).

Механизм образования: 2 фазы: 1) прокол острием 2) формирование раневого канала - погружаются тупые стенки клинка.

Имея форму стержня, колющие предметы способны проникать глубоко в тело, повреждая внутренние органы и оставляя на коже незначительную и подчас малозаметную рану. Отломки колю­щих предметов (чаще иглы), оставленные в теле, могут миг­рировать за счет сокращения мышц и вызывать повреждения жизненно важных органов или, осумковываясь, оказываться случайной находкой на вскрытии.

Морфологическая характеристика колотых ран:

- форма раны зависит от поперечного сечения колющего предмета (если круг - то овальная)

- края раны относительно ровные, концы закруглены, кровоподтечные, осаднены, дефекта ткани нет

- межтканевые перемычки - сохраненные эластические волокна у краев раны

- глубина преобладает над длиной и шириной раны

- преимущественно внутренние кровотечения

- на плоской кости образуется сквозное повреждение, которое полностью отражает форму ранящего предмета

Форма колотой раны зависит не только от контура поперечного сечения, но и вида за­точки острия.

1. Круглые цилиндрические орудия с острым кон­цом и диаметром до 0,5 см при погружении раздвигают и рас­тягивают кожу, образуя щелевидную рану. Колющие предметы диаметром свыше 0,5 см вызывают более значительные надры­вы раны, а вследствие скольжения на ее краях образуются зоны осаднения и обтирания. При погружении под углом к поверхности кожи эти осаднения, обтирания и металлизация выражены со стороны острого угла погружения. В зависимо­сти от топографии лангеровских линий рана может принимать разнообразные формы — стреловидную, щелевидную, звездча­тую. Вследствие сокращения кожи рана всегда по размеру ме­ньше диаметра повреждающего предмета.

2. При медленном погружении цилиндроконического колю­щего предмета образуется складчатость (особенно на одежде), радиально располагающаяся вокруг раны. Выступающие вершины складок в момент погружения орудия скользят по поверхности клинка, вследствие чего возникает своеобраз­ный звездчатый рисунок от загрязнений наложениями на клинке (смазка, ржавчина, металлизация, кровь). При ско­рости погружения свыше 3 м/с такая звездчатость не возни­кает.

3. Погружение колющих предметов с многогранным сечени­ем формирует рану звездчатой формы вследствие надрывов кожи соответственно углам граней. При значительной силе удара колющим предметом возможно повреждение подлежа­щей кости (обычно плоской). Возникшее отверстие может отображать размеры и форму предмета на уровне погружения и контур его поперечного сечения.

На клинке острого предмета, особенно колющего, могут оставаться, помимо следов крови, микроскопические частицы эпидермиса, поврежденные частицы волос, волокна одежды, клетки травмированных внутренних органов — так называе­мые «наложения».

При минимальной ширине и длине колотая рана может иметь значительную глубину и сопровождаться повреждением внутренних органов. Причиной смерти при ранениях ко­лющими предметами чаще всего бывают повреждения жиз­ненно важных органов (головной, спинной мозг), внутренняя кровопотеря (острая или обильная), воздушная эмболия, гемопневмоторакс, реже — шок (при множественных колотых ранах).

Колото-резанные раны - возни­кают вследствие действия клинка с острым концом и лезви­ем, заточенным с одного края (обычно нож), реже

орудия, клинок которых имеет либо оба острых края — обоюдоострые, либо один край, заточенный только на часть длины, — комбинированная заточка.

Механизм действия колюще-режущего оружия: 2 фазы - 1) действие острия 2) погружение клинка за счет действия лезвия.

Морфологическая характеристика колото-резанных ран:

- форма: щелевидная, треугольная, линейная

- концы: тот, который соответствует лезвию - острый, противоположный - острый, если клинок имеет 2 лезвия и ширина обушка менее 1 мм; закругленный, если ширина обушка до 1 до 3 мм; П, Г, М, Т - образные, если больше 3 мм.

- края: ровные, неосадненные, некровоподтечные, дефект ткани отсутствует

- размеры: преобладает глубина, преимущественно внутренние кровотечения

- на плоской кости образуется сквозное повреждение, которое полностью отражает форму ранящего предмета

- тканевые перемычки отсутствуют

В момент погружения орудия, имеющего толстый обушок полукруглого профиля, у конца раны возникают надрывы эпидермиса, если профиль обушка прямоугольный или остроугольный могут возникать даже надрезы от действия углов граней. При формировании раны с давлением на обуш­ковую часть такие надрезы становятся наиболее заметны, а в конце раны, образованном обушковой частью, может возникнуть осаднение. При наклоне орудия и давлении на режущую часть рана значительно удлиняется.

Извлечение повреждающего орудия из раны обычно со­пряжено с изменением как его положения, так и траектории по отношению к направлению при погружении. Иногда при извлечении клинка ножа происходит поворот клинка вокруг продольной оси, лезвие делает дополнительный разрез - форма "ласточкиного хвоста" со стороны острого конца раны. При извлечении клинка с давлением на его обушковую часть на одной из боковых сторон раны также может возни­кать дополнительный короткий разрез под острым углом по отношению к основному длиннику раны. Если колюще-режущий предмет извлекается с преимуще­ственным давлением на режущую часть, то длина раны зна­чительно увеличивается и становится криволинейной.

Механизм действия колюще-режущего орудия отображает­ся и на особенностях повреждений одежды.

Обычно колото-резаная рана своей длиной превосходит ширину клинка повреждающего орудия за счет режущего эф­фекта. Для таких случаев существует способ установления ис­тинной ширины клинка путем тщательного изучения и пла­ниметрической оценки раны, однако длина раны может быть и меньше ширины клинка, что зависит от глуби­ны его погружения.

Колюще-режущие орудия мо­гут погружаться не полностью или формировать раневой канал, превосходящий по своей глубине длину клинка, что следует учитывать при характеристике повреждающего орудия.

Глубина колото-резаной раны может зависеть не только от глубины погруже­ния лезвия, но и от области ранения. Нередко дном раны служит подлежа­щая костная ткань. Погружение колю­ще-режущего предмета может быть ограничено и его рукояткой. Колюще-режущий предмет, проникая в брюшную полость, может смещать на известное расстояние переднюю брюшную стенку и проникать значи­тельно глубже, чем, казалось бы, позволяет его длина.

При колото-резаных повреждениях грудной клетки воз­никает пневмоторакс, что приводит к смещению органов и «удлинению» раневого канала. Кроме того, раневой канал может заканчиваться в полости органа (крупный сосуд, сер­дце, трахея).

При вскрытии трупа обязательно измеряют глубину раны в повреж­денном органе. К этому размеру прибавляют толщину кожного по­крова, мышц и расстоя­ние между поврежден­ным органом и стенкой грудной клетки или жи­вота, а в случае повреждения одежды — ее толщину. Сумма составляет приблизите­льную длину клинка.

Для идентификации повреждающего предмета по особен­ностям слепых раневых каналов в паренхиматозных органах применяют специальные методы заполнения их пластически­ми массами и получают слепок, воспроизводящий форму конца ранящего предмета.

studfiles.net

понятие и классификация — OneKu

Содержание статьи:

Опасность колющих и режущих предметов известна достаточно давно, и сегодня про нее рассказывают школьникам, об этом знают взрослые. Учитывая риски, связанные с эксплуатацией таких изделий, на них устанавливают ряд ограничений, в частности, для провоза в общественном транспорте. Необходимо понимать, что принадлежит к перечню таких предметов, что представляет собой изделие повышенной опасности и в каких условиях его эксплуатация неприемлема.

О ножах

Необходимо не только иметь представление об указанной группе изделий взрослому человеку, но и регулярно проводить занятия для детей. Колющие и режущие предметы встречаются в повседневном обиходе – это ножи и ряд сходных изделий. Есть специализированные типы и форматы ножей, которые не принадлежат к этому классу – к примеру, тесаки или ножи для бритья. Первой страной, принявшей законы, посвященные определению колюще-режущих предметов, стала Германия. Действующее в нашей стране законодательство частично базируется на формулировках и определениях немецкой судебной системы.

Вам будет интересно:Школа № 31 в Мытищах: отзывы, педагогический состав, где находится и дополнительные услуги

Вам будет интересно:Аннелиза Михель: заболевание, попытки лечения, экзорцизм и смерть

Согласно определению, колющие и режущие предметы – это такое оружие, применение которого при приложении определенного физического усилия (за счет мускулов) позволяет нанести колющий удар либо спровоцировать рубящее ранение. Режущее и колющее – это холодное оружие. Ранее таковое считалось боевым, применялось не только для защиты, но и для атаки. Сфера использования – рукопашное сражение. Оружие носили в специальном чехле на ремне на поясе. Довольно распространенным видом использовавшегося ранее холодного оружия считается штык, крепимый к винтовке. Боевые ножи использовались, чтобы обезвредить и вывести противника из строя, полностью устранить врага. В 1930-м на территории Германии был принят новый закон, посвященный проблеме злоупотребления использования таких изделий. В этом нормативном акте не дается расшифровки термину «колюще-режущий».

Нормативные акты: прогресс понимания

Согласно законодательству, колющие и режущие предметы – это изделия, разработанные для нанесения соответствующего типа удара. В 1972-м принимают новый закон, посвященный хранению оружия. Именно в нем впервые упоминается тот факт, что вред наносится за счет использования мышечной силы.

Вам будет интересно:Вопросительные, побудительные и повествовательные предложения. Примеры

Необходимо понимать, что далеко не каждый нож подпадает под нормативы действующего законодательства. Ограничения распространяются только на изделия, разработанные специально с целью нанесения вреда другому, при этом причиной их должно стать целевое применение предмета, а конечный удар – рубящим, колющим. То есть говорить о специфической классификации предметов, рассматриваемой в текущем материале, можно, если объект разработан специально для причинения физического ущерба другой персоне.

Кто есть кто?

Пытаясь разобраться, что относится к колюще-режущим предметам, необходимо помнить, что ножи принадлежат к такой категории, если созданы для применения против человека. Это разнообразные боевые тактические, сабли и ножи для охотников, штыки и другие сходные изделия. А вот карманные ножики, многофункциональные наборы и изделия для покоса, потрошения рыбы и забоя скота нельзя назвать рассматриваемым термином – это будет нарушением действующих законов, посвященных нюансам хранения оружия. Никаких ограничений нет и применительно к копиям настоящего колюще-режущего предмета, если копия изготовлена для театральной постановки и сходного использования, является бутафорией и не имеет реально заточенного лезвия, острого кончика. Нельзя классифицировать как колюще-режущие спортивные снаряды, по своей форме и внешнему виду напоминающие ножи и сходные предметы.

Технически описанные категории нельзя отнести к разновидностям оружия, так как основное предназначение таких предметов – вовсе не использование в бою против противника. К примеру, в список колюще-режущих предметов не входит мачете, поскольку он создавался для уничтожения кустарников. А вот разработанный для боя нож всю историю своего существования использовался для нанесения вреда другой персоне – таково его целевое применение.

Риски и нюансы

Впрочем, хотя описанное выше не позволяет относить, скажем, тесаки к оружию, все же необходимо соблюдать, работая с такими предметами, технику безопасности. Колющие и режущие изделия, даже если они не предназначены для нанесения вреда другой персоне, могут стать причиной ущерба здоровью и даже смерти. Действующими законами оговаривается: эксплуатация каких изделий сопряжена с повышенными рисками.

Покупка колюще-режущих изделий действующим законодательством практически не ограничивается. Не предусмотрено получения специального разрешения, как это справедливо, к примеру, для ситуации желания приобрести огнестрельное оружие. Колюще-режущие боевые предметы не могут покупать несовершеннолетние, а для прочих граждан нашей страны ограничений нет. Также нельзя передавать такое оружие несовершеннолетним. Достигнув восемнадцатилетия, человек получает полное право ношения оружия, которым можно наносить рубящие удары и колющие раны.

Вам будет интересно:Линейчатые спектры. Оптика, физика (8 класс). Линейчатые спектры поглощения и испускания

Психология и безопасность

Поскольку острые, колющие, режущие предметы в нашей жизни встречаются очень часто, ученых не раз привлекали особенности восприятия человеком таких изделий, с которыми сопряжены повышенные опасности. Особенно интересны работы немецких ученых, посвященные этой сфере. Как определили исследователи, во многом человеком управляет заложенный на уровне генетики инстинкт страха. Мы даже не осознаем таковой, при этом он корректирует наше поведение, реакции на события и предметы. Такой страх обусловлен генетикой, передан от животных предков. За счет такого бессознательного страха при появлении опасности мышечные ткани напрягаются, человек мобилизуется. Возможно и противоположное – человек теряет волю и не может двигаться, цепенеет и становится полностью беззащитным.

Острые, колющие и режущие предметы – это всегда источник страха. Уже при их виде мышечные ткани сокращаются. С другой стороны, особенность этих изделий в том, что именно твердые ткани они поражают особенно эффективно, в то время как проколоть мягкое удается лишь с большим трудом. Как заверяют профессионалы, основное правило, база искусства обращения с такими изделиями – умение вовремя расслабиться, контролируя этот процесс сознательно. Для этого используются варианты самоприказа, позволяющие задать подсознательную уверенность в оптимальном развитии ситуации.

Особенности и формы

Чтобы соблюдать правила работы с колющими и режущими предметами, необходимо понимать, что относится к этой категории. Как видно из судебной практики, в наше время очень часто встречаются повреждения, нанесенные таким типом изделий, а приблизительно 15% летальных исходов, обусловленных насильственными причинами, приходятся на долю рассматриваемого типа предметов. Существует собирательное понятие «острые», в которое включают все изделия, оснащенные лезвием и заостренным концом. Подразделение на категории и группы основывается на ряде индивидуальных особенностей. Так, колющими называют те предметы, которым присущ острый конец, у режущих есть лезвие, а у колюще-режущих и то и другое. Также есть рубящие предметы с лезвием (они много весят), пилящие, оснащенные краем с зубчиками, разнообразные комбинированные. Обращаясь к действующему законодательству, можно найти примеры перечней. Так, к колющим принадлежат:

  • гвозди;
  • вилы;
  • пика;
  • спицы.

Режущие – это:

  • коса;
  • металлический край;
  • нож;
  • бритва.

Колюще-режущие – это клинки, ножи разного типа и формата.

Оружие и вред от него

При несоблюдении правил работы с колющими и режущими предметами, при преднамеренном использовании таких изделий с целью навредить другой персоне возникают разнообразные ранения. Их характер зависит от использованного изделия. Возможно разрезание, прокалывание, повреждение может быть комбинированным. Для криминалиста не составит труда отличить, какие травмы были нанесены тупыми, а какие – острыми предметами. Оценивая состояние раны, можно понять, каким был клинок, насколько острым было примененное изделие. Для каждого типа острых орудий присущи свои уникальные особенности. Оценивая морфологию пострадавших тканей, можно выявить строение предмета, как следствие – видовую принадлежность. Острый предмет становится причиной получения человеком царапин, ран. Чаще страдают мягкие ткани, реже – костная система, хрящи. Острый предмет может затупиться, что ведет к изменению его характеристик и свойств.

В основном колющие и режущие предметы оснащены рукоятками. Если клинок полностью погружается в тело, рукоять может ударить ткани вблизи отверстия. Что станет причиной формирования кровоподтека, ссадины. Оценивая форму гематомы, можно понять, какова рукоять в поперечнике. Раневой канал имеет гладкие стенки, края можно свести и они без труда совпадут. Канал может закончиться слепо во внутреннем органе, благодаря чему криминалист или врач определят, насколько длинным было использованное лезвие. Как правило, исследование проводят с помощью рентгеновского излучения и контрастных веществ. Если острое изделие проникает глубоко в человеческое тело, возможно нанесение ущерба костной системе, хрящам. Тогда на этих участках остается микроскопический рельеф, который может что-то рассказать специалистам о клинковой поверхности.

Колотые ранения

Рассматривая колющие и режущие предметы, следует обратить внимание на те повреждения, которые могут быть ими нанесены. Колющие – это такие оружия, которым характерно довольно маленькое поперечное сечение, острый конец. Преобладает длина. Чем острее рабочая часть, чем площадь в поперечнике меньше, тем меньшее усилие придется приложить, чтобы повредить человеческое тело. Колющие изделия отличаются по форме – разработано огромное количество изделие с такими качествами. Это усложняет возможность классификации. В первую очередь оценивают форму сечения поперечника. У некоторых это круг, у других – овал, треугольник или фигура с четырьмя и большим количеством углов. Чаще всего колющий предмет – это такой цилиндрический стержень, конец которого имеет форму конуса. Именно так выглядит игла или шило. Зачастую предмет оснащен рукояткой. Известны изделия, у которых стержней сразу несколько – это обычная вилка или распространенные в хозяйстве вилы. Повреждения, полученные при контакте с ними, довольно своеобразны, поэтому в большинстве случаев не представляет труда идентификация. В некоторых случаях только расстояния между ранками достаточно, чтобы точно идентифицировать модель изделия, которой нанесено повреждение.

Вам будет интересно:Смертоносное древнерусское оружие шестопер: особенности, интересные факты и история

Продолжая рассмотрение колющих и режущих предметов, необходимо уточнить тот факт, что след обычно формируется рабочей частью. Основные ее признаки – форма, длина, размер в поперечнике.

Вред наносится за счет того, что острый конец посредством давления разрезает или рвет кожные покровы. Если в силу приложения усилия клинок продолжает погружаться в тело, это нарушает целостность внутренних тканей. Если вся рабочая часть вошла внутрь, рукоять оставляет след на коже. Поверхностные покровы человеческого тела эластичны, поэтому размер раны обычно меньше, чем сечение предмета. В любом случае колотая – это чаще небольшая рана, в то время как ее канал достаточно длинный.

Технические особенности

Криминалисты, изучая колющие и режущие предметы, установили, что в случае применения колющего предмета физические параметры раны будут зависеть от того, каково сечение клинка в поперечнике. По краям можно видеть ссадины, небольшие разрывы. Если клинок круглый, такие разрывы соответствуют эластичным кожным волокнам, а если есть ребра, тогда они не зависят от направления волокон эпидермиса и повторяют клинковые формы. Если оружием поврежден череп, при этом формируется дырчатый перелом.

Возможно получение повреждения при контакте с небольшим в поперечнике предмете. Тогда визуально на кожных покровах можно видеть словно бы небольшую гематому, и при спешном осмотре можно, вообще, пропустить повреждение. Один из рисков, связанных с такими повреждениями – повышенная опасность нарушения целостности крупных сосудов и внутренних органов, залегающих достаточно глубоко в человеческом теле. Это может спровоцировать тяжелое внутреннее кровотечение, сопряженное с опасностью летального исхода.

Резаная рана

Предметы режущего типа имеют заостренное лезвие. В случае физического усилия под влиянием давления лезвие проникает в кожу и под нее, разделяет ткани. Результат – резаное ранение. Опознать его несложно, так как края неровные, вокруг присутствуют царапины, наблюдается острый конец, а длина обычно больше глубины. Второй показатель зависит от того, насколько лезвие острое, как сильно им давили. Кроме того, играет роль, насколько близки к кожным покровам костные элементы, которые для лезвия непреодолимы. Режущее ранение – это зияющее повреждение, поскольку кожные покровы эластичны, а мышцам свойственно сокращаться. Зияние становится больше, если укол между оружием в момент нанесения раны и направлением кожных волокон близок к 90 градусам.

Резаные раны визуально обычно похожи на веретено или половинку луны. Если попытаться свести края, повреждение становится линейным. Если нож, двигаясь, стал причиной сморщивания кожи в складки, которые затем были разрезаны, сведение даст зигзагообразный результат. При получении такой травмы у человека развивается сильное кровотечение, при этом особенности будут зависеть от того, какие сосуды пострадали. Возможно нарушение целостности магистральных артерий, что с высокой долей вероятности провоцирует летальный исход. Чтобы минимизировать вероятность случайного причинения ущерба предметом, способным стать причиной травмы, необходимо при транспортировке и хранении использовать емкости для колющих и режущих предметов – закрытые изделия из достаточно прочного материала.

Колото-резаные

Если не использовать контейнеры для колющих и режущих предметов, можно совершенно случайно получить колото-резаную рану. Несоблюдение правил транспортировки и хранения сопряжено с риском нанесения таких повреждений другому человеку, причем совершенно неспециально. Колото-резаную рану наносят предметы, у которых заострен конец и есть лезвие. Им присущ сложный эффект, одновременно вещь прокалывает кожу и разрезает ткани, погружаясь вглубь. Повреждение будет иметь признаки как колющего типа изделий, так и режущего. Визуально можно видеть входное отверстие, канал раны, в некоторых случаях – выходное отверстие, если ранение сквозное.

Отличить сложное ранение от простого колотого, резаного можно, если внимательно изучить его особенности. Как правило, форма напоминает веретено или щель, но могут быть угловатые линии или дуга. Если при извлечении орудие повернули, формируется дополнительное повреждение. Среди прочих ран такого типа чаще к летальному исходу приводят локализованные в левой половине груди.

Источник

1ku.ru

Острые и колющие предметы

Тема: Разработка внеклассного мероприятия по ОБЖ «Предметы, требующие осторожного обращения и правильного хранения (острые, колющие и режущие предметы)».

Оборудование.

Подготовила: учитель начальных классов I квалификационной категории

МБОУ СОШ № 188 г. Новосибирска

Гугнина Юлия Станиславовна

Урок 1 « Острые, колющие и режущие предметы»

Цель:

- формирование культуры безопасности в обращении с острыми, колющими, режущими предметами;

- воспитывать у детей аккуратность в работе с опасными предметами (иголка, ножницы, нож).

Задачи:

- формирование компетентных знаний, умений и навыков в области безопасности жизнедеятельности;

- сформировать знания о предметах, которыми категорически запрещается пользоваться; о предметах, которые взрослые должны хранить в недоступных местах (острые, колющие, режущие предметы).

Ход урока.

1. Актуализация знаний.

- Сегодня мы поговорим с вами о предметах, требующих осторожного обращения и правильного хранения.

- Вы, конечно, удивитесь, но опасности могут подстерегать вас и в доме. Если оставить не на месте кнопку, иголку, булавку, нож или ножницы, то они могут стать причиной травмы.

- О каких предметах пойдет речь, вы узнаете, если отгадаете загадки.

Слайд 2.

2. Основная часть.

- А теперь рассмотрим различные ситуации.

1. Ситуация «Папина домашняя мастерская». Слайд 3

- В папиной или дедушкиной домашней мастерской есть немало интересных и полезных вещей. Познакомимся с ними поближе.

Загадка:

Дрова рубить иду во двор,

В руке своей держу… (топор)

- Посмотрите внимательно на рисунок.

- Какая часть топора наиболее опасна? Почему?

- В каких случаях топор может быть опасен?

Следующая загадка:

Сколотил нам всем мосток

Работяга … (молоток)

- Посмотрите внимательно на рисунок.

- Какая часть молотка наиболее опасна? Почему?

- В каких случаях молоток может быть опасен?

Отгадываем загадки дальше:

Вот в доске и новый гость –

Маленький, железный … (гвоздь)

- Посмотрите внимательно на рисунок.

- Какая часть гвоздя наиболее опасна? Почему?

- В каких случаях гвоздь может быть опасен?

И последняя загадка:

Я люблю пилить дрова,

Потому что я … (пила)

- Посмотрите внимательно на рисунок.

- Какая часть пилы наиболее опасна? Почему?

- В каких случаях пила может быть опасна?

- Все эти полезные в папиных руках предметы при неумелом обращении могут быть опасны. Поэтому пользоваться ими без взрослых нельзя. С этими предметами сначала нужно научиться правильно обращаться. Слайд 4

2. Ситуация «Бабушкина шкатулка». Слайд 5

- Много интересных и полезных вещей есть и в бабушкиной шкатулке. Что это за предметы? Отгадайте.

Загадка:

Платье Машеньке из шелка

Сшили нитки и … (иголка)

- Посмотрите внимательно на рисунок.

- Какая часть иголки наиболее опасна? Почему?

- В каких случаях иголка может быть опасна?

Следующая загадка:

А в каждой швейной лавке

Найдете вы … (булавки)

- Посмотрите внимательно на рисунок.

- Какая часть булавки наиболее опасна? Почему?

- В каких случаях булавка может быть опасна?

- Посмотрите внимательно на рисунок.

- Какая часть ножниц наиболее опасна? Почему?

- В каких случаях ножницы могут быть опасны?

- Все острые, колющие и режущие предметы обязательно надо класть на свои места. Порядок в доме не только для красоты, но и для безопасности.

3. Ситуация «У мамы на кухне». Слайд 6

- А теперь заглянем к маме на кухню. На кухне тоже есть опасные предметы. Поговорим теперь о них.

Загадка:

На кухне очень я хорош

Блестящий, наточенный, остренький… (нож)

- Посмотрите внимательно на рисунок.

- Какая часть ножа наиболее опасна? Почему?

- В каких случаях нож может быть опасен?

- Чтобы не произошло несчастного случая нельзя играть на кухне, тянуть на себя скатерть со стола, брать в руки острые предметы ( ножи, вилки) и играть с ними.

4. Ситуация «Детская комната». Слайд 7

- Играть можно в детской комнате. И даже здесь нужно быть внимательными. Послушайте, как об этом говорится в стихотворении:

Если кнопки из коробки

Разлетелись – собери,

Если гвозди на дороге

Ты увидел – подбери!

Эти острые предметы

Не бросайте на полу.

Сам наступишь незаметно –

С раной поведут к врачу.

Отгадайте, какие еще предметы могут представлять опасность:

Сговорились две ноги

Делать дуги и круги.

(циркуль)

- Посмотрите внимательно на циркуль.

- Почему циркуль может быть опасен?

Еще одна загадка:

Я с собой ее ношу,

Все, что нужно, напишу.

Замечательная штучка

Самопишущая… (ручка)

- Посмотрите внимательно на ручку.

- Почему ручка может быть опасна?

После того как вы сделали все уроки – уберите все учебные принадлежности на свои места. Как мы уже с вами говорили: порядок нужен и для красоты, и для безопасности.

3.Закрепление.

Работа с интерактивной доской. Слайд 8

-Проверим:

-Что положили в ящик кухонного стола? Почему?

-Что положили в ящик письменного стола? Почему?

-Что положили в шкатулку-корзинку? Почему?

Запомни правила! Слайд 10

ПРАВИЛА
(острые, колющие и режущие предметы)

  • Все острые, колющие и режущие предметы обязательно надо класть на свои места.

  • Порядок в доме не только для красоты, но и для безопасности.

Просмотр филь «Уроки безопасности с тётушкой Совой». Слайд 10

-Какой вывод мы можем сделать в итоге нашего занятия?

-В быту нас окружают предметы, с которыми следует обращаться осторожно. Порядок в доме не только для красоты, но и для безопасности. Поэтому все колющие, режущие предметы и лекарства должны храниться в специально отведенных для них местах.

-А теперь проверим, правильно ли вы усвоили урок.

Работа в тетрадях парами. С. 5.

Проверим:

-Что положили в ящик с инструментами? Почему?

-Куда вы положили нож? Почему?

-Что положили в корзинку с нитками? Почему?

-Что положили в игольницу? Почему?

- Где должны находиться ножницы?

4. Рефлексия. Слайд 11

- Молодцы. Вы правильно все сделали, а главное – запомнили: Все колющие, режущие и острые предметы обязательно надо класть на свои места. А теперь выберите смайлик.

Всё запомнил, всё понятно. Всё понятно, но не всё запомнил.

Не всё понятно, не всё запомнил, но постараюсь выучить.

infourok.ru

«Острые, колющие и режущие предметы».

Классный час по теме «Острые, колющие и режущие предметы».

Цель: способствовать закреплению у обучающихся навыков безопасной работы с острыми, колющими и режущими предметами.

Задачи:

  1. Образовательная: расширять и закреплять знания правил осторожности с острыми, колющими и режущими предметами;

  2. Коррекционная: работать над усвоением учащимися знаний при помощи произвольного сознательного запоминания;

  3. Развивающая: развитие экспрессивной стороны речи в процессе составления полных ответов на вопросы во время беседы;

  4. Воспитывающая: воспитывать бережливое отношение к своему здоровью, к острым, колющим и режущим предметам.

Форма проведения: беседа.

Ход классного часа.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент. Сообщение темы и цели занятия.

–У каждого из вас есть дом, где вы очень любите находиться. Вам нравится в нём всё: комнаты, мебель, вещи. Я уверена, что каждый из вас позволяет себе в нём даже пошалить. Порой из-за этого случаются неприятности. Поэтому, сегодня мы проведём очередное занятие по технике безопасности. Да, кстати вам привет от наших друзей лесной жительницы тётушки Совы и от мальчика Непослухи (показывает на доске фотографии совы и мальчика). Прежде чем сообщить тему занятия, предлагаю вам прочитать пословицу, которую нам выслал в эсэмэс сообщении наш друг Непослуха. Но сразу мы этого сделать не сможем, потому что Непослуха пока писал, перепутал местами все слова. Получилась не пословица, а набор слов. Поэтому предлагаю вам самим составить и прочитать пословицу из слов: дом, крепость, моя, мой.

– Как вы понимаете эту пословицу?

– Каждый человек и в том числе каждый из нас чувствует себя всегда спокойно, уютно и комфортно только у себя дома. И кажется, где и что бы с вами не случилось, дома всегда хорошо. Как вы думаете, могут ли вас дома подстерегать опасности? Если да, то, какие?

– Все окружающие нас приборы и предметы, которыми мы пользуемся и, которые могут нанести нашему здоровью ущерб, можно разделить на группы): острые, колющие и режущие предметы; лекарства и бытовая химия; электроприборы; газ; окно и балкон. Тема сегодняшнего занятия «Острые, колющие и режущие предметы». (Открывает тему занятия, ранее приклеенную на доске из букв.) Цель нашего занятия: выяснить, какие мы знаем острые, колющие и режущие предметы, которые в нашем доме нам могут приносить не только пользу, но и ущерб для здоровья, вспомним и закрепим знания о правилах осторожности с этими предметами.

Учащиеся составляют и зачитывают пословицу: мой дом, моя крепость.

Примерные варианты ответов:

– Мой дом – это то, место на земле, где я могу чувствовать себя в полной безопасности.

Примерные варианты ответов:

– Каждого из нас дома подстерегают опасности! Можно удариться о какой-либо предмет, порезаться, отравиться, обжечься.

II. Основная часть занятия.

– Назовите острые, колющие и режущие предметы, с которыми вы встречаетесь и пользуетесь повседневно в своей жизни, как дома, так и в школе?

– На какие группы можно разделить перечисленные вами острые, колющие и режущие предметы?

  1. Загадки и беседа о портновских принадлежностях: ножницы, иголки, булавки, спицы, крючки.

– Начнём с самого элементарного (простого). А о чём мы будем говорить, вы должны догадаться сами, разгадав загадки, которые приготовила для вас наша мудрая тётушка Сова. Разгадав загадку, вы должны найти соответствующую картинку на парте и повесить её на доску под темой нашего урока. И так предлагаю вашему вниманию первую загадку.

Много делать мы умеем:
Стричь, кроить и вырезать.
Не играйте с нами, дети:
Можем больно наказать!

–К острым опасным предметам, которыми часто пользуются люди, относятся ножницы. Как вы думаете, для чего в доме нужны ножницы?

– В каких случаях ножницы превращаются в опасность для здоровья?

– Предлагаю вашему вниманию следующие загадки тётушки Совы про портновские принадлежности.

Одноуха, длинный нос,

Нет ни глаз и ни волос,

Металлическое тело.

Не сидит она без дела,

Протыкает ткань она.

Это швейная ... .

Отгадка (ответ): Иголка

Здесь у каждой у сестрички
Острый клювик, как у птички.
А головка - завиточек,
Круглый маленький крючочек.(булавка)
Будто цапли - длинноносы, 
Нить они сплетают в косы. 
Свяжут шарф и рукавицы 
Нам проворно две сестрицы (спицы)
Я из семейства спиц,

Я брат своих сестриц.

Скажу ради приличия -

Имею знак отличия -

На голове моей крючок,

Чтоб я петлям расти помог. (Крючок вязальный)

–Для чего используют иголки, булавки, спицы, крючки?

  • Вспомним, чем же считаются в доме иголки, булавки, спицы, крючки и ножницы?

– Какие правила использования портновских принадлежностей вы можете сформулировать?

После ответов учащимися учителем помещается памятка с правилами использования портновских принадлежностей на доску напротив соответствующих картинок.

2. Загадки и беседа о столовых приборах: нож, вилка.

– Сейчас поговорим о тех предметах, которые мы встречаем, когда готовим кушать или принимаем пищу. Их называют столовыми приборами. Но запомните, что не все столовые приборы относятся к острым, колющим и режущим предметам. А какие из них вы узнаете, разгадав очередные загадки тётушки Совы.

Им можно хлебушек порезать 
И колбасу на бутерброд, 
И маслом булочку помазать. 
Хорош для многих он работ!

–Для чего в доме нужен нож?

– В каких случаях нож превращается в опасность для здоровья?

– Нож, как правило, он острый и им можно очень больно порезаться. Вот так запомните: «Держитесь подальше от ножей и никогда не играйте с ними». Запомнили!?

– Молодцы. Следующая загадка тётушки Совы.

Младшая сестра граблей, 
Четыре зуба есть у ней. 
Но на кухне жизнь её, 
И дело знает лишь своё!

–Правильно в каждом доме есть ещё вилки. Как вы думаете, для чего в доме нужна вилка?

– В каких случаях вилка превращается в опасность для здоровья?

  • Вы поняли, какие из столовых приборов относятся к острым, колющим и режущим предметам?

– Назовите их.

– Какие правила использования столовых приборов вы можете сформулировать?

После ответов учащимися учителем помещается памятка с правилами использования столовых приборов на доску напротив соответствующих картинок.

3. Загадки и беседа о столярных инструментах: гвоздь, ножовка, топор.

– Тётушка Сова следующие загадки приготовила про столярные инструменты, которые тоже являются острыми, колющими и режущими предметами.

Бьют по шляпке что есть мочи,
Ну а он того и хочет.
Одноножка вам знаком -
Водит дружбу с молотком.(гвоздь)

Что за Мастер? Крепкий Мастер!

Полено развалил на части.

Стальная Голова

Поколола нам дрова.

И в деревнях до сих пор

Мастер славится (Топор.)

–Скажите, почему в нашем доме мы не можем обходиться без столярных инструментов таких, как гвоздь, ножовка, топор?

– По вашим ответам видно, что гвоздь, ножовка, топор очень полезные вещи в каждом доме. Но не забывайте о том, что они и очень опасны. Потому что по неосторожности ими легко наколоться, пораниться. А, чтобы с вами такого никогда не произошло нужно строго придерживаться правил осторожности со столярными инструментами. Как вы думаете, какие?

После ответов учащимися учителем помещается памятка с правилами использования столярных инструментов на доску напротив соответствующих картинок.

4. Просмотр мультфильма «Правила осторожности с острыми, колющими и режущими предметами», вопросы по содержанию.

–Предлагаю просмотреть мультфильм с главным героем Непослухой.

Обсудим просмотренный нами мультфильм «Правила осторожности с острыми, колющими и режущими предметами» по вопросам, которые я вам буду задавать:

  1. Что любит делать наш друг Непослуха?

2) К чему привело Непослуху такое плохое поведение?

3) Какой совет вы услышали при просмотре мультфильма?

4) Почему нужно с окружающими нас предметами вести себя осторожно, несмотря на то, что они очень полезны?

Примерные варианты ответов:

– Вилка, нож, ножницы, иголка, булавка, спицы, крючок, топор, ножовка, гвоздь, шило и т. д.

Примерные варианты ответов:

– Острые, колющие и режущие предметы можно разделить на столовые приборы, портновские принадлежности, столярные инструменты.

Один из учащихся зачитывает и разгадывает загадку про ножницы, находит соответствующую картинку и вешает её под темой урока.

Примерные варианты ответов:

– Ножницы нужны в доме для того, чтобы резать бумагу, ткань, отрезать, нитки, стричь волосы.

Примерные варианты ответов:

– Ножницы превращаются в опасность для здоровья, если с ними обращаться не аккуратно. Например, если вырезать из бумаги картинки, можно не осторожно чикнуть пальчик, и он будет очень, очень болеть.

Учащиеся зачитывают и разгадывают загадки про иголки, булавки, спицы, крючки находят соответствующие картинки и вешают их под темой урока.

Примерные варианты ответов:

– Иголки используют для того чтоб то-то зашить, заштопать.

– Булавки используют для прикалывания чего-нибудь.

– Спицами и крючками вяжут носки, варежки, кофты, юбки, игрушки.

Примерные варианты ответов:

– Иголки, булавки, спицы, крючки и ножницы считаются в доме портновскими принадлежностями.

Примерные варианты ответов:

– Хранить иголки в игольнице, с вставленной в ушко ниткой.

– Ножницы, булавки, крючки, спицы прибирать в специальную коробку.

– Работать с портновскими принадлежностями в специально отведенном месте.

– Убирать за собой рабочее место.

Один из учащихся зачитывает и разгадывает загадку про нож, находит соответствующую картинку и вешает её под темой урока.

Примерные варианты ответов:

– Нож незаменим в домашнем хозяйстве. Он верный помощник на кухне, в саду, мастерской.

Примерные варианты ответов:

– Нож превращается в большую опасность для здоровья, если с ним играют дети.

Примерные варианты ответов:

– Да, запомнили.

Один из учащихся зачитывает и разгадывает загадку про вилку, находит соответствующую картинку и вешает её под темой урока.

Примерные варианты ответов:

– Вилками едят.

Примерные варианты ответов:

– Вилками нельзя играть, потому что зубчики на конце вилки острые. Можно наколоть губы и глаза. Лучше пользоваться ими как положено. Для еды, а не для баловства.

Примерные варианты ответов:

– Да.

Примерные варианты ответов:

Примерные варианты ответов:

– Используя вилку и нож, нужно быть аккуратным и не торопиться.

– Хранить вилки и ножы в специально отведённом месте.

Учащиеся зачитывают и разгадывают загадки про гвоздь, ножовку, топор, находят соответствующие картинки и вешают их под темой урока.

Примерные варианты ответов:

– Гвоздь нужен при постройке домов, сараев для домашних животных, ящиков для хранения и перевозки овощей.

– Ножовка нужна для распиливания брёвен, досок, брусков.

– Топор нужен для колки дров.

Примерные варианты ответов:

– Используя гвоздь, ножовку и топор, нужно не торопиться, быть внимательным.

– Убирать за собой рабочее место.

– Хранить гвоздь, ножовку и топор в специально отведённом месте.

Просматривают мультфильм «Правила осторожности с острыми, колющими и режущими предметами».

Примерные варианты ответов:

– Наш друг Непослуха любит резвиться, прыгать, кувыркаться, играть с котенком в прятки, смеяться, шалить, веселиться.

Примерные варианты ответов:

– Непослуха поранился ножом.

Примерные варианты ответов:

– С вилками, ножницами, иголками, топорами, ножами необходимо обращаться очень осторожно.

Примерные варианты ответов:

– Окружающие нас предметы из полезных при плохом поведении могут превратиться в опасные.

III. Итог классного часа.

–Наше занятие на тему «Острые, колющие и режущие предметы» подошло к концу. И перед тем как с вами попрощаться, прощу вас каждого назвать одно из запомнивших вами правил техники безопасности с острыми, колющими и режущими предметами.

– Все острые, колющие и режущие предметы, находящиеся в нашем доме, нам нужны и в то же время для нас опасны. Я вам желаю никогда не царапаться, не резать ладошки и пальчики. А, чтобы беда нас обходила стороной, строго придерживайтесь правил осторожности с портновскими принадлежностями, столовыми приборами и столярными инструментами. На память о сегодняшнем занятии дарю вам книжные закладки с фотографиями наших друзей тётушки Совы и мальчика Непослухи, на обратной стороне которых записаны правила осторожности с острыми, колющими и режущими предметами. (Раздаёт книжные закладки учащимся.) Давайте все вместе помашем нашим друзьям тетушке Сове и мальчику Непослухе, таким образом, мы с ними попрощаемся. До свидания! До новых встреч!

Каждый учащийся называет одно из правил техники безопасности с острыми, колющими и режущими предметами.

infourok.ru

режущими, колющими, колюще-режущими, рубящими, пилящими Классификация острых орудий, оружия и предметов

Различают острое оружие, орудия и предметы. К острому оружию относятся кинжалы, кортики, сабли, шпаги и др. Острые орудия широко распространены в быту и на производстве: различные ножи, шила, топоры, бритвы, ножницы, и др. Острыми предметами являются осколки стекла, края металлических предметов и др.

Острое оружие, орудие и острый предмет имеют острый край в виде лезвия или острый конец, или то и другое. Их классификация основана не только на внешних свойствах и устройстве орудий (оружия, предмета), но и на механизме действия. Такая классификация имеет практическое значение, так отражает взаимосвязь между свойствами орудий (оружия, предметов), механизмом образования повреждений и их характером в каждом конкретном случае.

Механизм образования повреждений острыми орудиями и классификация ран

В зависимости от механизма действия различают колюще-режущие, режущие, колющие, рубящие, пилящие.

Чаще встречаются повреждения колюще-режущими орудиями. Различают колото-резаные, резаные, рубленые, колотые и пиленые раны.

Особенности повреждений определяются механизмом действия орудия (оружия, предмета), его формой и размером, остротой воздействующей части, силой и направлением воздействия, локализацией, свойством травмируемых и плотностью подлежащих тканей.

Поскольку наиболее часто встречаются повреждения орудиями, то, чтобы каждый раз не указывать в сочетании с оружием и предметами, будет указано только - орудие.

Повреждения режущими орудиями Режущие орудия, оружие и предметы, механизм образования резаных ран

К режущим орудиям относятся различные ножи, бритвы, предметы такие, как кусок стекла, острая металлическая или костная пластинка, острый длинный камень. Все режущие орудия имеют острый край или лезвие.

Механизм действия режущего орудия заключается в давлении лезвия с протягиванием по поверхности тела и образованием резаной раны.

Основные признаки резаных ран

Резаные раны чаще располагаются на открытых частях тела: шее, лице, предплечьях, кистях рук.

Форма резаных ран линейна, хотя возможна и другая форма ран. Вследствие сокращения эластических волокон кожи, мышц может быть веретенообразной или овальной формы. При повреждении участков тела с кожными складками образуется зигзагообразная рана, которая внешне может быть не похожей на резаную рану. При действии орудия под острым углом образуется лоскутная рана. Если разрез прошел в месте закругления, на выпуклой поверхности, то рана становится дугообразной.

Края резаных ран ровные на всем протяжении и по всей глубине.

Концы резаных ран острые. Иногда у концов раны могут быть поверхностные надрезы кожи (насечки). Стенки раны гладкие.

Иногда, если орудие было тупое, с зазубринами, то края резаной раны могут быть неровными, напоминающими ушибленную рану, причиненную двугранным предметом.

Резаные раны, как правило, имеют небольшую глубину, т.е. преобладает длина над глубиной и шириной, и ограничивается мягкими тканями. Величина и глубина раны зависит от остроты лезвия орудия, силы давления. Глубина резаной раны бывает чаще наибольшей, в средней и ближе к начальной части, чем в конце. Иногда раны проникают до хрящей и костей. Хрящи и кости, покрытые тонким слоем мышц, легко повреждаются ножом, ребра могут быть пересечены, на костях повреждается надкостница, на которой остаются насечки. При действии режущего орудия в области волосистой части головы волосы пересекаются в начальной и средней части раны, над концевой частью раны волосы, как правило, не повреждаются.

Степень зияния (расхождения краев) раны зависит от того, прошел ли разрез вдоль или поперек и эластических волокон. Сокращение пересеченных и эластических волокон вызывает значительное зияние резаной раны.

Характерным признаком резаной раны является обильное наружное кровотечение из перерезанных сосудов.

Заживление резаных ран хорошее, после заживления остается рубец.

studfiles.net

Инструкция по охране труда (Колющие и режущие предметы)

Инструкция по охране труда №34

при проведении занятий по технологии с использованием режущих и колющих инструментов

(Инструкция предназначена для проведения первичного, повторного и внепланового инструктажей по охране труда с учащимися на уроках технологии при работе с колющими и режущими инструментами.)

г. Симферополь

2015

  1. Общие требования безопасности

    1. Данная инструкция разработана в соответствии с требованиями статей 22, 212,213,214, 219, 220,221,225 Трудового кодекса РФ в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ. Постановления Минтруда и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций». Ст. 28, 41, 48 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Постановления Министерства труда и социального развития РФ от 17.12.02 № 80 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда». Инструкция разработана в соответствии с Отраслевой типовой инструкцией по охране труда при обучении кройке и шитью ТИ РО - 029 – 2004г. Типовая инструкция введена в действие 01.01.2005 года.

    2. Инструкция предназначена для учащихся на уроках рисунок, живопись, станковая и прикладная композиция, скульптура, дизайн при работе с режущими инструментами.

    3. . Работы с режущими инструментами предусматривают использование канцелярских и макетных ножей, стек по скульптуре.

    4. Рабочее место должно быть оборудовано столом, досками, комплектом режущего инструмента. 

    5. К самостоятельной работе допускаются учащиеся, прошедшие медосмотр, изучившие правила безопасной работы, имеющие знания выполняемого вида работ, при необходимости одетые в рабочую форму.

    1. К колющим и режущим приспособлениям относятся: - ножницы, ножи, вилки, крючки, лезвия, различные иглы и другие приспособления неосторожное обращение с которыми могут привести к травмированию. С данными приспособлениями необходимо работать осторожно.

    1. Рабочая форма для учащихся: фартук с нарукавниками и головной убор (берет или косынка). 

2.Требования безопасности перед началом занятий

2.1.Учитель должен перед началом занятий осмотреть кабинет, проветрить его в течение 5-10 мин, проверить исправность, целостность и устойчивость используемого оборудования, инструментов, электророзеток и других травмоопасных элементов.

2.2.Входить в кабинет для занятий обучающиеся должны только с разрешения и в присутствии учителя.

2.3.Надеть спецодежду, волосы убрать под косынку.

2.4.Подготовить рабочий стол, правильно организовать рабочие место.

2.5 Проверить исправность инструмента. 

3.Требования безопасности во время занятий

3.1. При пользовании режущим инструментом быть максимально внимательным и дисциплинированным. 
3.2. Использовать инструменты только по их прямому назначению, не пользоваться неисправным инструментом. 

3.3. Во время нарезки применять безопасные приемы работы, показанные преподавателем. 
3.4.. Передавать колющие, режущие инструменты рукояткой вперед. 

    1. Пользоваться правильными приемами работы с ножом: резать продукты на специальных разделочных досках, пальцы левой руки надо согнуть и держать на некотором расстояния от лезвия ножа.

    2. При использовании режущих и колющих предметов выполнять следующие правила:

  • Передавать нож и вилку ручкой вперед.

  • Не есть с ножа.

  • Не играть ножом и вилкой.

  • Работая с откупорочным ножом, держать нож от себя.

  • При использовании ручных терок нельзя обрабатывать небольшие кусочки продуктов.

    1. Резать, чистить, обрабатывать продукты можно только на чистых, некрашеных деревянных досках. Они должны быть гладкими, без трещин и зарубин что бы во время работы не травмировать руки.

    2. Шить только с наперстком. Ни в коем случае на брать иголки и булавки до рта. Не оставлять иголки и булавки на рабочем месте. Не пользуйтесь ржавыми иголками и булавками. В случае поломки иголки собрать, и вынести в мусор.

    3. Выкройки тканей крепить острыми концами булавок «от себя». Шить, вышивать и вязать нужно сидя, изготовления держать в левой руке, а инструмент – в правой.

    4. Ножницы должны лежать с правой стороны, режущей стороной от себя. Не оставлять ножницы на столе раскрытыми. Не держите ножницы острыми концами вверх. Передавайте ножницы в замкнутом положении концами от себя. Не держите пальцы на линии разреза.

    5. При работе использовать только исправный инструмент.

    6. Во избежание травм лица, рук, пальцев – использовать спицы следует с притуплеными верхними концами, а спицы на нижнем конце должны иметь головку или металлическую петлю.

    7. Нельзя играть крючком и спицами. Спицы и крючок хранить и носить в горизонтальном положении в специальной коробочке (пластмассовой, металлической)

4. Требования безопасности в аварийной ситуации

4.1. Немедленно прекратить работу и сообщить преподавателю об аварийной ситуации. 
4.2. Оказать первую помощь пострадавшим. 

5. Требования безопасности по окончанию работ


5.1. Соблюдая осторожность, очистить и вымыть режущие инструменты. 

5.2. Сложить ножи в специально отведенное место. 

5.3. Привести в порядок рабочее место. 

Учитель технологии Д.В. Власова

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *