Рисуем с детьми углем – План-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему: Конспект НОД “Рисуем углем”

План-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему: Конспект НОД "Рисуем углем"

Муниципальное автономное образовательное учреждение

детский сад №79 «Гусельки» городского округа Тольятти

«Рисуем углем»

Конспект НОД в  старшей группе

(с использованием ИКТ)

                             

Составитель:

Воспитатель

Перевозчикова Евгения Владимировна

Тольятти 2012 г.

Аннотация:

       Данный конспект непосредственно образовательной деятельности по художественному творчеству в старшей группе «Рисование углем». Знакомство детей с нетрадиционным способом рисования.

       К ребятам приходит Художник и приглашает их в гости в художественную мастерскую. Дети на время занятия становятся друзьями художника, им на время НОД прикрепляются бейджики с картинкой героя.

      НОД проходит с использованием ИКТ.

Цель: Обучение детей нетрадиционной технике рисования углем.

Задачи:

Обучающие задачи:

  • Познакомить с нетрадиционным материалом для рисования – углем;
  • Учить создавать детей самостоятельно сюжет рисунка с помощью трафаретов;
  • Расширять знания детей о художниках, рисовавших углем.

Развивающие задачи:

  • Развивать элементарные навыки работы с углем;
  • Развивать самостоятельность, эстетические чувства и эмоции, чувство композиции;
  • Развивать сенсорные умения – координацию руки и глаза при рисовании, мелкую моторику пальцев рук;

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать в детях чувство прекрасного  через изобразительное искусство;
  • Воспитывать интерес к отражению своих впечатлений в изобразительной деятельности;
  • Воспитывать аккуратность при работе с углем.

Методические приёмы:

  • Игровой (использование сюрпризных моментов).
  • Наглядный (использование иллюстрации).
  • Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).

Оборудование: магнитная доска, компьютер, проектор.

Демонстрационный материал: 

  • картинка с изображением Художника,
  • презентация по теме (Приложение 2),
  • смайлики грустные и веселые.

Раздаточный материал: листы плотной бумаги формат А4, уголь,

                                            простые карандаши, салфетки бумажные,

                                            влажные салфетки, трафареты, листы бумаги 10*10

                                            для пробного рисования углем.

Ход занятия.

Вводная часть.

Воспитатель: 

- Ребята, здравствуйте!

  Сегодня по дороге в детский сад я встретила Художника.

  Он живет в сказке    о Незнайке.  И он вам предлагает стать его друзьями:

  Незнайкой, Знайкой, Звездочетом, Мушкой, Ромашкой, Звездочкой и т.д.

  (дети выбирают бейджики с картинками героев, прикрепляют

   на одежду).

- Я теперь знаю, как к вам обращаться.

   А чем же занимается Художник?

Дети: рисует.

Воспитатель:

- Художники не рисуют, а пишут свои картины. У каждого художника есть

   своя художественная мастерская. Вы хотите побывать в мастерской

   нашего художника?

Дети: да.

Воспитатель:

-  Тогда закрывайте глазки:

    Раз, два, три, четыре, пять

    Мастерская встречай наших ребят!

 

Основная часть.

Слайд 1. Художественная мастерская

Воспитатель: 

-  Открывайте глазки, мы оказались в художественной мастерской.

   Посмотрите, чего тут только нет и краски, и карандаши, и кисточки,  

   и написанные картины.

   У Художника есть вот такой красивый сундучок, в ней лежат нужные

   для его работы предметы. Но он просит сразу его не открывать,

   а попробовать отгадать загадки что там. Вот послушайте…

Нарисую портрет мамы
Натюрморт или пейзаж
Деревянный тонкий длинный
Я волшебник ….(карандаш)

Дам подсказку - краска я ,
Скажу без скромности друзья
Ярче я, чем карандаш,
Очень сочная... (гуашь)

Нанесу узор я нежный
Иней тонкий белоснежный,
Зеленеющий апрель –
Всем знакома ... (акварель)

Напишу я объявленье
И открытку-поздравленье.
Рисовать плакаты мастер
Потому что я ... (фломастер)

Воспитатель: 

-  Ребята, для чего нужны эти предметы?

Дети:

-  Они нужны для того, чтобы рисовать. 
Воспитатель: 

-  Ребята в коробочке остался еще один предмет. А загадок больше нет.

   Давайте посмотрим, что же это?
(Воспитатель достает коробочку с углем и показывает детям)
Воспитатель: 

-  Ребята это же уголь. Уголь - это мягкий материал для рисования.

Слайд 2. Обжиг веток

Воспитатель: 

-  Уголь изготавливают путем обжига тонких древесных веток в печи.

   Уголь используется художниками с глубокой древности. Углем

   можно рисовать пейзажи, портреты, натюрморты, делать зарисовки

   и наброски.

 

Слайд 3. Илья Ефимович Репин «Портрет Элеоноры Дузе».

Воспитатель: 

- Углем рисовали великие художники.

  Обратите внимание на картину известного художника

  Репина Ильи Ефимовича «Портрет Элеоноры Дузе».

Слайд 3. Михаил Александрович Врубель «После концерта».

Воспитатель:

- Вот еще одна картина, которая называется «После концерта».

   Ее автор Михаил Александрович Врубель. Эта картина не была закончена,

   художник, когда ее писал, уже почти ничего не видел.

Слайд 4. Иван Иванович Шишкин «Заросший пруд»
Воспитатель:

-  А это «Заросший пруд» Шишкина Ивана Ивановича.

    Картина выполнена углем и мелом.

Слайд 5. Исаак Левитан «Деревня. Ранняя весна»

Воспитатель:

-  Вот еще один пейзаж, Исаака Левитана «Деревня. Ранняя весна»

Слайд 6. Рисунки детей.

Воспитатель:

-  А это рисунки ребят, с которыми я работаю.

   Им очень нравится рисовать углем.

  А вы хотите научиться рисовать углем?

Дети:

- Да.

Воспитатель:

-  Чтобы ручки нас слушались, нам нужно сделать небольшую пальчиковую

    гимнастику «Две сороконожки»:

Две сороконожки бежали по дорожке

(две ладошки рядом шевелят пальцами) 

Бежали – бежали,

Друг друга повстречали.

(две ладошки замерли)

Так друг друга обнимали,

Так друг друга обнимали,

Так друг друга обнимали,

(пальцы левой и правой рук обнимают друг друга)

Что мы еле их разняли.

(руки в замке рассоединяются)

Воспитатель:

-  Пальчики разогрели, можно приступать к работе.

   Уголь хрупкий и очень пачкается, надо быть предельно аккуратным,

   чтоб   не испачкать свою работу.

   У вас на столах лежат листы квадратной формы, подвиньте их к себе.

   На нем нарисована геометрическая фигура карандашом.

   Это пробный рисунок, попробуйте обвести по карандашным линиям углем.

   Уголь в руке надо держать как обычный карандаш. При сильном нажатии

   получается жирная линия, если нажимать слегка, то линия будет

   еле заметна.  Получился квадрат.

   Чтобы его закрасить нужно взять   салфетку, смять ее и растушевать

   или по-другому растирать получившиеся линии.

(приемы рисования воспитатель демонстрирует на листе А3, прикрепленном на мольберте, дети выполняют за педагогом на листе 10*10)

   

Воспитатель: 

-  Вам понятна техника рисования углем? Тогда подвиньте к себе альбомный  

   лист   бумаги. Для того что бы нарисовать интересную картину,

   мы создадим сюжет с помощью трафаретов.

Ход работы:

  1. Обводим трафареты простым карандашом;
  2. Обводим углем карандашные линии;
  3. Дорисовываем мелкие детали;
  4. Растушевываем

(дети рисуют, воспитатель следит за работой, помогает в выборе сюжета, в овладении детьми навыками работы с новым материалом – углём)

Воспитатель: 

-   Сейчас мы завершим ваши работы и поместим их в рамочки

 (приклеивание ранее приготовленных рамок)

 (работы детей представлены в Приложении 1)

Воспитатель:

-  Возьмите свои работы в руки, покажите друг другу.

    Вам понравилось заниматься в художественной мастерской?

    Нам пора возвращаться в детский сад. Закрывайте глазки.

    Раз, два, три в садик деток всех верни!

Подведение итогов  НОД:

Воспитатель: 

-   Ребята, где мы сегодня были?

Дети:

-   В художественной мастерской.

Воспитатель:

-   Кто нас туда позвал?

Дети: 

-    Художник.

Воспитатель:

-   А чем мы там занимались?

Дети: 

-   Рисовали углем.

Воспитатель:

-  Вам понравилось, было трудно или легко?

    У вас на столах смайлики грустные и веселые.

    Покажите, какое у вас настроение от проделанной работы.

    (дети показывают смайлики)

Воспитатель: 

-    Мне очень понравилось с вами заниматься.

     Хотите узнать мое настроение?

Слайд 7. Веселый смайлик.

Воспитатель:

-   Вы можете забрать ваши картины, отнести их домой.

     Ну и, конечно же возьмите смайлики. Это вам мой подарок.

     До свидания!

Список литературы:

  1. http://www.art911.ru Уроки Графики. Уроки рисования карандашом, углем, красками.
  2.  А.В.Никитина Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
  3. Н.Е. Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования.

Приложение 1

 

Работы детей.

nsportal.ru

Рисуем ленивую панду углем | Журнал Ярмарки Мастеров

Профессиональный бамбукоед удобно устроился на послеобеденный отдых... Панд любят все, ведь они такие милые! Эта лаконичная картинка будет по силам даже тем, кто еще никогда не рисовал углем. Будьте готовы к тому, что в процессе работы руки и клячка очень быстро станут "угольными". Тем не менее, рисовать углем очень приятно, попробуйте 🙂
Уголь — податливый материал, его часто используют в учебных целях, так как им можно быстро создать объемную форму. Уголь легко растирается по бумаге и удаляется ластиком. Я использовала самый доступный рисовальный уголь "Сонет". Вместо ластика лучше взять клячку (тестообразный ластик). Бумага может быть пастельной или акварельной, главное, фактурной, лучше формата А3.
Готовую картину нужно закрепить фиксативом (либо обычным лаком для волос) и оформить в рамочку с паспарту.

1. Начинаем с контурного наброска черным пастельным карандашом (можно использовать и обычный). Постарайтесь скруглить формы панды, чтобы она выглядела расслабленно и безмятежно.

2. Обрисуем контуры панды углем, растирая его пальцами от тела животного — таким образом одновременно получаем фон. Сделайте его неоднородным: темнее сзади панды. Затушуйте черные области тела панды, на белых оставьте пальцами полутени. Штрихами обозначьте пол и деревья, немного растушуйте.

3. Приступаем к прорисовке деталей. Усильте тон лап и пола, на котором сидит панда. Соблюдайте свето-теневые переходы, чтобы показать объем лап: где-то добаляйте уголь, где-то убирайте пальцами и клячкой. Добавьте пальцами тени на белую часть туловища, особенно возле задих ног.

4. На месте глаз сделайте намек на белки глаз клячкой. Не нужно прорисовывать круглые глаза, просто небольшие блики: мы лишь угадываем их в темных кругах на мордочке панды. Внутреннюю часть уха панды сделайте темнее, чем по краям. Прорисуйте "ступни и ладошки", всё опять же намеками, чтобы формы опять только угадывадись. Добавьте вертикальных штрихов на пенек-подушку и ствол.

5. Дорабатываем мордочку. Клячкой высветляем верхнюю часть носа, добавляем пальцами еще немного теней на голове. Панда улыбается от счастья 🙂 Свободно и произвольно создаем "древесность" на пеньке и стволе: светлые круги, впадины и расщепленную кору. Готово!

www.livemaster.ru

Рисунки углём, мелками, красками: janemouse — LiveJournal

В лагере мы стараемся делать какие-то общие занятия, увлекающие в равной мере взрослых и детей.
А иногда делаем что-то специально для взрослых,
например, рисуем углём и пастелью под музыку, это так здорово.
С детьми, конечно, тоже рисуем много.
В самый первый день, например, рисовали на парковке самые необычные дома.
Там были дома-грибы и дома-улитки,
дом-стол, на котором стоит домик-чашка, дом-ракета и дом-дерево...


рисунки заполонили всю парковку


найдёте дом-жука?


маусбург-2015


дом-стол


дом-кошка


кто-то рисовал дома,


а кто-то соединял их дорогами,


а кто-то по этим дорогам возил машинки


Дети любят масштабные проекты.


На большущих листах крафт-бумаги места хватит всем!


уголь так мягко рисует


можно рисовать деревья


а можно просто закрыть глаза - и рисовать двумя руками одновременно


круги, спирали, симметричные картинки -

как рука идёт, как дышится - так и рисуем.
Может, это ваза?


те, кто был уверен, что не умеет рисовать, берут уголь сперва с опаской, но потом расслабляются...


рисуют просто так - для удовольствия


во второй смене мы рисовали углём даже дважды,
первый раз - со взрослыми, под музыку, ночью - так было классно!


сначала каждый рисовал с закрытыми глазами что-то своё - двумя руками, как дышится


А потом открывали глаза ... и переходили к соседнему рисунку.


и соседний раскрашивали пастелью


и так это приятно!


проникаешься такой благодарностью, к тому, кто для тебя этот сказочный узор нарисовал!


потом рисовали деревья - они у всех такие разные!


деревья как-то очень созвучны характерам


серия быстрых набросков с натуры - 20 секунд, 40 секунд, 3 минуты (если не путаю)


иногда самый быстрый набросок получается самым выразительным


очень узнаваемо, на самом деле


так интересно бывает поймать позу, характерный жест

janemouse.livejournal.com

Рисуем пейзаж соусом, углем и мелом.

Мы с детьми попробовали рисовать в новой для них технике и непривычными материалами. Первоначально, когда сказала, что будем рисовать соусом, последовал вопрос: "каким томатным или майонезным?", привыкли видимо к моим экспериментам. Скажу сразу, многим ученикам не понравилось, им не хватало яркости и цвета, кто-то считал, что это как старые фотографии, родители наоборот были в восторге. А теперь уже после нескольких выполненных работ им нравится, "раскушали".
Утомлять вас лекцией о технике работы с соусом, углем и мелом, я не буду, в интернете много информации и работ, детям надо предварительно показать работы в этой технике для примера.

Нам необходимы для работы следующие материалы: бумага А3, мелки белые (или сухая пастель), соус двух оттенков - светло-серый и темно-серый (в принципе можно заменить на пастель сухую), уголь художественный ( у меня карандаш угольный -удобно не пачкает руки), кисть пони №7 (9), кисть щетина круглая №7, белая гуашь, баночка с водой, лак для волос (или специальный лак) для фиксации соуса, иначе будет осыпаться как пастель.

Берем светло-серый соус, кладем на бочок и заштриховываем весь лист.

Это наш заштрихованный лист. Будем работать в двух техниках: мокрого и сухого соуса.

Берем кисть пони №7, мочим в воде и начинаем плавными движениями, в одном направлении, как бы закрашивать водой наш лист (смоченный водой соус, после того, как высохнет не пачкается). Наша рабочая поверхность готова.

Делим лист на горизонтальные плоскости: линией отделяем территорию воды, берега. Соусом светло-серым намечаем силуэты деревьев на берегу и растираем пальчиком (можно сделать или приобрести растушевку). Стараемся как можно аккуратнее работать и не "елозить" всей рукой по бумаге, иначе все смажется.

То же самое делаем с рекой.

Темно-серым соусом проходим по реке, низу и верху деревьев, ближнему берегу и растушевываем.

 

Прорисовываем местами стволы и ветки деревьев на заднем плане, некоторые темно-серым соусом, другие углем.

 

Возьмем белый мелок и прорисуем снег на берегу ближнем и дальнем, реке.

 

Пройдемся еще белым мелом по кронам деревьев, имитируя снег. Если раскрошился какой-то из материалов, которыми рисуете, не смахивайте рукой, лучше сдуйте.

Теперь будем рисовать углем (карандаш угольный).

Делаем им штрихи и растушевываем.

Делаем отражение деревьев в воде темно-серым соусом.

Белым мелом делаем отражение в воде более правдоподобным, слегка размытым.

Рисуем дерево и куст, мостик на переднем плане углем.

Под мостиком делаем тень темно-серым соусом и белым мелом размытость.

Белой гуашью и кистью круглой щетина №7 наносим снег на передний план дерево, куст, мостик, река.

  

Работа завершена. Покрываем (фиксируем) спрей-лаком на расстоянии от работы 20-30 см, если ближе, то будут подтеки и капли. Вставляем в рамочку со стеклом и любуемся своей работой.

А теперь детские работы, возраст 5-6 лет.

      

А это мы рисовали панд, мой рисунок-образец, далее детские работы.

     

Еще хорошо смотрятся лебеди, но к сожалению детские работы не смогла сфотографировать, подвел фотоаппарат.

stranamasterov.ru

План-конспект урока по рисованию (подготовительная группа) по теме: Конспект НОД "Рисование углем"

Конспект НОД

нетрадиционная техника рисования

«Рисование углем»

Аннотация:

       Данный конспект непосредственно образовательной деятельности по художественному творчеству в старшей группе «Рисование углем». Знакомство детей с нетрадиционным способом рисования.

       К ребятам приходит Художник и приглашает их в гости в художественную мастерскую. Дети на время занятия становятся друзьями художника, им на время НОД прикрепляются бейджики с картинкой героя.

      НОД проходит с использованием ИКТ.

Цель: Обучение детей нетрадиционной технике рисования углем.

Задачи:

Обучающие задачи:

  • Познакомить с нетрадиционным материалом для рисования – углем;
  • Учить создавать детей самостоятельно сюжет рисунка с помощью трафаретов;
  • Расширять знания детей о художниках, рисовавших углем.

Развивающие задачи:

  • Развивать элементарные навыки работы с углем;
  • Развивать самостоятельность, эстетические чувства и эмоции, чувство композиции;
  • Развивать сенсорные умения – координацию руки и глаза при рисовании, мелкую моторику пальцев рук;

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать в детях чувство прекрасного  через изобразительное искусство;
  • Воспитывать интерес к отражению своих впечатлений в изобразительной деятельности;
  • Воспитывать аккуратность при работе с углем.

Методические приёмы:

Игровой (использование сюрпризных моментов).

Наглядный (использование иллюстрации).

Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).

Поощрение, анализ занятия.

Оборудование: магнитная доска, компьютер, проектор.

Демонстрационный материал: Картинка с изображением Художника, Презентация по теме, смайлики грустные и веселые.

Раздаточный материал: Листы плотной бумаги формат А4, уголь, простые карандаши, салфетки бумажные, влажные салфетки, трафареты, листы бумаги 10*10 для пробного рисования углем.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, здравствуйте!

Пока я добиралась до вашего детского сада, встретила Художника. Он живет в сказке о Незнайке.  И он вам предлагает стать его друзьями: Незнайкой, Знайкой, Звездочетом, Мушкой, Ромашкой, Звездочкой. (дети выбирают бейджики с картинками героев, прикрепляют на одежду). Я теперь знаю, как к вам обращаться. А меня зовут Татьяна Николаевна.

А чем же занимается Художник? (рисует)

Художники не рисуют, а пишут свои картины. У каждого художника есть своя художественная мастерская. Вы хотите побывать в мастерской нашего художника? (Да) Тогда закрывайте глазки:

Раз, два, три, четыре, пять

Мастерская встречай наших ребят.

Слайд 1. Художественная мастерская

Воспитатель: открывайте глазки, мы оказались в художественной мастерской. Посмотрите, чего тут только нет и краски, и карандаши, и кисточки, и написанные картины.

У Художника есть вот такой красивый сундучок, в ней лежат нужные для его работы предметы. Но он просит сразу его не открывать, а попробовать отгадать загадки что там. Вот послушайте…

Нарисую портрет мамы
Натюрморт или пейзаж
Деревянный тонкий длинный
Я волшебник ….(карандаш)

Дам подсказку - краска я ,
Скажу без скромности друзья
Ярче я, чем карандаш,
Очень сочная... (гуашь)

Нанесу узор я нежный
Иней тонкий белоснежный,
Зеленеющий апрель –
Всем знакома ... (акварель)

Напишу я объявленье
И открытку-поздравленье.
Рисовать плакаты мастер
Потому что я ... (фломастер)

Воспитатель: Ребята, для чего нужны эти предметы? (они нужны для того, чтобы рисовать).
Воспитатель: Ребята в коробочке остался еще один предмет. А загадок больше нет. Давайте посмотрим, что же это?
Воспитатель достает коробочку с углем и показывает детям.
Воспитатель: Ребята это же уголь. Уголь - это мягкий материал для рисования.

Слайд 2. Обжиг веток

Его изготавливают путем обжига тонких древесных веток в печи.

Воспитатель: Уголь используется художниками с глубокой древности. Углем можно рисовать пейзажи, портреты, натюрморты, делать зарисовки и наброски

Слайд 3. Илья Ефимович Репин «Портрет Элеоноры Дузе».

Углем рисовали великие художники. Обратите внимание на картину известного художника Репина Ильи Ефимовича «Портрет Элеоноры Дузе».

Слайд 3. Михаил Александрович Врубель «После концерта».

Вот еще одна картина, которая называется «После концерта». Ее автор Михаил Александрович Врубель. Эта картина не была закончена, художник, когда ее писал, уже почти ничего не видел.

Слайд 4. Шишкина Ивана Ивановича «Заросший пруд»
А это «Заросший пруд» Шишкина Ивана Ивановича. Картина выполнена углем и мелом.

Слайд 5. Исаака Левитана «Деревня. Ранняя весна»

Вот еще один пейзаж Исаака Левитана «Деревня. Ранняя весна»

Слайд 6. Рисунки детей.

А это рисунки ребят, с которыми я работаю. Им очень нравится рисовать углем.

Воспитатель: Вы хотите научиться рисовать углем?

Что бы ручки нас слушались, нам нужно сделать небольшую пальчиковую гимнастику «Две сороконожки».

   Пальчики разогрели, можно приступать к работе. Уголь хрупкий и очень пачкается, надо быть предельно аккуратным, чтоб не испачкать свою работу. У вас на столах лежат листы квадратной формы, подвиньте их к себе. На нем нарисована геометрическая фигура карандашом. Это пробный рисунок, попробуйте обвести по карандашным линиям углем. Уголь в руке надо держать как обычный карандаш. При сильном нажатии получается жирная линия, если нажимать слегка, то линия будет еле заметна.  Получился квадрат. Чтобы его закрасить нужно взять салфетку, смять ее и растушевать или по-другому растирать получившиеся линии. Вам понятна техника рисования углем? (Да)

Воспитатель: ну а теперь подвиньте к себе лист бумаги. Для того что бы нарисовать интересную картину, мы создадим сюжет с помощью трафаретов.

Ход работы:

  1. Обводим трафареты простым карандашом;
  2. Обводим углем карандашные линии;
  3. Дорисовываем мелкие детали;
  4. Растушевываем

Дети рисуют, воспитатель следит за работой, помогает в овладении детьми новым материалом – углём.

Воспитатель: Сейчас мы завершим ваши работы, поместим их в рамочки (приклеивание рамок ранее приготовленных).

Возьмите свои работы в руки, покажите друг другу. Вам понравилось заниматься в художественной мастерской? Нам пора возвращаться в детский сад. Закрывайте глазки. Раз, два, три в садик деток всех верни.

Итог НОД:

Воспитатель: Ребята, где мы сегодня были? (в художественной мастерской)

Кто нас туда позвал? (художник)

А чем мы там занимались? (рисовали углем)

Вам понравилось, было трудно или легко?

У вас на столах смайлики грустные и веселые. Покажите какое у вас настроение от проделанной работы. (дети показывают смайлики)

Воспитатель: Мне очень понравилось с вами заниматься. Хотите узнать мое настроение?

Слайд 7. Веселый смайлик.

Вы можете забрать ваши картины, отнести их домой. Ну и, конечно же возьмите смайлики. Это вам мой подарок.

До свидания!

Список литературы:

  1. http://www.art911.ru Уроки Графики. Уроки рисования карандашом, углем, красками.
  2.  А.В.Никитина Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
  3. Н.Е. Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования.

nsportal.ru

План-конспект занятия по рисованию (старшая группа) по теме: «Рисуем углем»

 

       Данный конспект непосредственно образовательной деятельности по художественному творчеству в старшей группе «Рисование углем». Знакомство детей с нетрадиционным способом рисования.

       К ребятам приходит Художник и приглашает их в гости в художественную мастерскую.Дети на время занятия становятся друзьями художника, им на время НОД прикрепляются бейджики с картинкой героя.

НОД проходит с использованием ИКТ.

 

Цель: Обучение детей нетрадиционной технике рисования углем.

Задачи:

Обучающие задачи:

·        Познакомить с нетрадиционным материалом для рисования – углем;

·        Учить создавать детей самостоятельно сюжет рисунка;

·        Расширять знания детей о художниках, рисовавших углем.

Развивающие задачи:

·        Развивать элементарные навыки работы с углем;

·        Развивать самостоятельность, эстетические чувства и эмоции, чувство композиции;

·        Развивать сенсорные умения – координацию руки и глаза при рисовании, мелкую моторику пальцев рук;

Воспитательные задачи:

·        Воспитывать в детях чувство прекрасного через изобразительное искусство;

·        Воспитывать интерес к отражению своих впечатлений в изобразительной деятельности;

·        Воспитывать аккуратность при работе с углем.

 

Методические приёмы:

·        Игровой(использование сюрпризных моментов).

·        Наглядный (использование иллюстрации).

·        Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).

Оборудование: магнитная доска, компьютер, проектор.

Демонстрационный материал:

·        картинка с изображением Художника,

·        презентация по теме(Приложение 2),

·        смайликигрустные и веселые.

Раздаточный материал: листы плотной бумаги формат А4, уголь,

простые карандаши, салфетки бумажные,

влажные салфетки, листы бумаги 10*10

 для пробного рисования углем.

 

 

Ход занятия.

Вводная часть.

Воспитатель:

- Ребята, здравствуйте!

  Сегодня по дороге в детский садя встретила Художника.

Он живет в сказке о Незнайке.И он вам предлагает стать его друзьями:

Незнайкой, Знайкой, Звездочетом, Мушкой, Ромашкой, Звездочкой и т.д.

(дети выбирают бейджики с картинками героев, прикрепляют

на одежду).

- Я теперь знаю, как к вам обращаться.

А чем же занимается Художник?

Дети:рисует.

Воспитатель:

- Художники не рисуют, а пишут свои картины. У каждого художника есть

 своя художественная мастерская. Вы хотите побывать в мастерской

нашего художника?

Дети:да.

Воспитатель:

-  Тогда закрывайте глазки:

Раз, два, три, четыре, пять

    Мастерская встречай наших ребят!

 

Основная часть.

Слайд 1. Художественная мастерская

Воспитатель:

-  Открывайте глазки, мы оказались в художественной мастерской.

Посмотрите, чего тут только нет и краски, и карандаши, и кисточки,

и написанные картины.

У Художника есть вот такой красивый сундучок, в ней лежат нужные

для его работы предметы. Но он просит сразу его не открывать,

а попробовать отгадать загадки что там. Вот послушайте…

Нарисую портрет мамы
Натюрморт или пейзаж
Деревянный тонкий длинный
Я волшебник ….(карандаш)

Дам подсказку - краска я ,
Скажу без скромности друзья
Ярче я, чем карандаш,
Очень сочная... (гуашь)

Нанесу узор я нежный
Иней тонкий белоснежный,
Зеленеющий апрель –
Всем знакома ... (акварель)

Напишу я объявленье
И открытку-поздравленье.
Рисовать плакаты мастер
Потому что я ... (фломастер)

Воспитатель:

-  Ребята, для чего нужны эти предметы?

Дети:

Они нужны для того, чтобы рисовать.
Воспитатель:

-  Ребята в коробочке остался еще один предмет. А загадок больше нет.

Давайте посмотрим, что же это?
(Воспитатель достает коробочку с углем и показывает детям)
Воспитатель:

-  Ребята это же уголь. Уголь - это мягкий материал для рисования.

 

Слайд 2. Обжиг веток

Воспитатель:

-  Уголь изготавливают путем обжига тонких древесных веток в печи.

Уголь используется художниками с глубокой древности. Углем

можно рисовать пейзажи, портреты, натюрморты, делать зарисовки

и наброски.

 

Слайд 3. Илья Ефимович Репин «Портрет Элеоноры Дузе».

Воспитатель:

- Углем рисовали великие художники.

Обратите внимание на картину известного художника

Репина Ильи Ефимовича «Портрет Элеоноры Дузе».
 

Слайд 3. Михаил Александрович Врубель «После концерта».

Воспитатель:

- Вот еще одна картина, которая называется «После концерта».

Ее автор Михаил Александрович Врубель. Эта картина не была закончена,

 художник, когда ее писал, уже почти ничего не видел.

 

Слайд 4. Иван ИвановичШишкин «Заросший пруд»
Воспитатель:

-  А это «Заросший пруд» Шишкина Ивана Ивановича.

Картина выполнена углем и мелом.

 

Слайд 5. Исаак Левитан «Деревня. Ранняя весна»

Воспитатель:

Вот еще один пейзаж, Исаака Левитана «Деревня. Ранняя весна»

 

Слайд 6. Рисунки детей.

Воспитатель:

-  А это рисунки ребят, с которыми я работаю.

Им очень нравится рисовать углем.

 

А вы хотите научиться рисовать углем?

Дети:

- Да.

Воспитатель:

-  Чтобы ручки нас слушались, нам нужно сделать небольшую пальчиковую

 гимнастику «Две сороконожки»:

Две сороконожки бежали по дорожке

(две ладошки рядом шевелят пальцами)

Бежали – бежали,

Друг друга повстречали.

(две ладошки замерли)

Так друг друга обнимали,

Так друг друга обнимали,

Так друг друга обнимали,

(пальцы левой и правой рук обнимают друг друга)

Что мы еле их разняли.

(руки в замке рассоединяются)

 

Воспитатель:

-  Пальчики разогрели, можно приступать к работе.

Уголь хрупкий и очень пачкается, надо быть предельно аккуратным,

чтоб не испачкать свою работу.

У вас на столах лежат листы квадратной формы, подвиньте их к себе.

На нем нарисована геометрическая фигура карандашом.

Это пробный рисунок, попробуйте обвести по карандашным линиям углем.

Уголь в руке надо держать как обычный карандаш. При сильном нажатии

получается жирная линия, если нажимать слегка, то линия будет

еле заметна. Получился квадрат.

Чтобы его закрасить нужно взять салфетку, смять ее и растушевать

или по-другому растирать получившиеся линии.

(приемы рисования воспитатель демонстрирует на листе А3, прикрепленном на мольберте, дети выполняют за педагогом на листе 10*10)

 

Воспитатель:

-  Вам понятна техника рисования углем? Тогда подвиньте к себе альбомный

лист бумаги.

 

Ход работы:

1.     Обводим углем карандашные линии;

2.     Дорисовываем мелкие детали;

3.     Растушевываем

(дети рисуют, воспитатель следит за работой, помогает в выборе сюжета, в овладении детьми навыками работы с новым материалом – углём)
 

Воспитатель:

-   Сейчас мы завершим ваши работы и поместим их в рамочки

(приклеивание ранее приготовленных рамок)

 (работы детей представлены в Приложении 1)

Воспитатель:

Возьмите свои работы в руки, покажите друг другу.

Вам понравилось заниматься в художественной мастерской?

Нам пора возвращаться в детский сад. Закрывайте глазки.

Раз, два, три в садик деток всех верни!

 

Подведение итогов  НОД:

Воспитатель:

-   Ребята, где мы сегодня были?

Дети:

-   В художественной мастерской.

Воспитатель:

-   Кто нас туда позвал?

Дети:

-    Художник.

Воспитатель:

-   А чем мы там занимались?

Дети:

-   Рисовали углем.

Воспитатель:

-  Вам понравилось, было трудно или легко?

У вас на столах смайлики грустные и веселые.

Покажите, какое у вас настроение от проделанной работы.

(дети показывают смайлики)

 

Воспитатель:

-    Мне очень понравилось с вами заниматься.

Хотите узнать мое настроение?

 

Слайд 7. Веселый смайлик.

 

Воспитатель:

-   Вы можете забрать ваши картины, отнести их домой.

Ну и, конечно же возьмите смайлики. Это вам мой подарок.

До свидания!

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

1.     http://www.art911.ruУроки Графики. Уроки рисования карандашом, углем, красками.

2.      А.В.Никитина Нетрадиционные техники рисования в детском саду.

3.     Н.Е. Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

 

 

 

Работы детей.

 

 

nsportal.ru

Техника рисования углем на камнях с детьми. Как рисовать углем? Мастер-класс для начинающих

Растения - неизменный компонент пейзажей и большинства натюрмортов. Сегодня рассмотрим рисование углём ирисов. Следуйте советам самоучителя - от расположения обЪекта на листе до последнего штриха, - и вы сможете мастерски выполнить рисунок цветка

РИСУЕМ УГЛЕМ

Это рисовальное средство имеет много разных форм. На данном снимке снизу вверх представлены: па-лочка натурального рисовального угля цилиндрической формы; палочка натурального рисовального угля прямо-угольной формы; угольный карандаш; еще один вид угольного карандаша — в бумажной оправе, которую вы понемногу отрываете, по мере того как кончик каранда-ша стирается; и цилиндрическая палочка угля в металли-ческой оправе. Натуральный уголь для рисования хоро-шо ложится на бумагу и легко растирается, поэтому им можно добиваться выразительных топовых эффектов; Угольный карандаш способен нанести более четкие ли-пни и штрихи, но они не так легко растираются.

Использование растушевок и мягкой материи.

Для растирания угольных штрихов и нанесения тона в узких местах предназначены растушевки различных размеров. Они делаются из плотно скрученной бумаги, с коничес-кими или острыми кончиками. Конусообразный конец используйте для работы на небольших участках. Ском-канная мягкая материя может применяться для стирания неудачных мест рисунка, выполненного натуральным уг-лем. (Труднее стирается след мелка.) С помощью кусоч-ка мягкой материи вы можете также растереть тон по большому участку рисунка.

Как держать уголь.

Когда паючка натурального угля сломается или сотрется до маленького кусочка, вы може-те купить оправу и поместить в нее оставшийся обломок. Держите уголь за оправу, как будто держите кисть; паль-цы должны располагаться подальше от кончика угольной палочки, таким образом вы получите отчетливые линии. Если вы работаете просто угольной наточкой, без опра-вы, держите ее тем же способом, но пальцы должны нахо-диться ближе к кончику, иначе наточка сломается. Так же держат и угольный карандаш, но вы можете держать его. как обычный карандаш.

Резинки (ластики).

Уголь легко стирается, и при рабо-те с ним художники пользуются пластичной резинкой. В магазине ее можно узнать по квадратной форме. Она раз-минается, как глина или замазка, и принимает какую угодно форму. Вы можете скатать большой шарик для очистки крупных участков рисунка или придать резинке остроконечную форму для работы над мелкими деталя-ми. Прижав и тут же убрав резинку, вы удалите большую часть тонов. Тереть такой резинкой нужно как можно легче и лишь в крайних случаях, поскольку это приводит к истиранию поверхности бумаги.

Нанесение линий и штрихов.

Наиболее простой спо-соб рисования углем — это сочетание тонких линий с бо-лее широкими штрихами на обычной рисовальной бума-ге. На этом фрагменте пейзажа толстым тупым концом угольного карандаша свободными штрихами нанесен тон на стволы трех деревьев. Художник затемняет тона на стволах при помощи более сильного нажима. Затем ост-рым тонким кончиком твердого угольного карандаша он рисует ветви и веточки более четкими линиями.

Бумага, предназначенная для рисования углем.

Бумага, предназначенная для рисования углем, но одина-ково пригодная для работы мелом и карандашом, имеет слегка рифленую и очень плотную поверхность. На такой поверхности путем растушевки прекрасно получаются мягкие, живые тона, как вы можете видеть на этом фраг-менте портрета. Вы не испортите бумагу даже частым стиранием, что видно на освещенных участках лица. По-верхность бумаги подходит и для нанесения широких штрихов, какими нарисованы волосы, и для четких ли-ний, какими изображены здесь глаза.

Нанесение линий и тонов.

Для создания мягких, неж-ных тонов художник работает с твердыми и средней твер-дости угольными карандашами, растирая штрихи с по-мощью растушевки. Сначала он наносит более светлые тона на стволы деревьев и растирает штрихи, затем — бо-лее темные и снова растирает. На толстых ветвях штрихи растерты кончиком растушевки, а тонкие веточки нари-сованы угольным карандашом и не растерты. Важно знать, когда следует прекратить растушевку, иначе ваш рисунок будет выглядеть грязным.

Бумага с шероховатой поверхностью.

Бумага с ше-роховатой фактурой, с еще большим количеством так на-зываемых зубчиков, также прекрасно подходит для рисо-вания углем. Благодаря неровной поверхности бумаги, растушеванные участки выглядят более живыми — обра-тите внимание на текстуру тени на коже. Широкие штри-хи, которыми нарисованы волосы, даже более отчетливы на бумаге такого типа. А острые, отточенные линии, ко-торыми изображены ресницы и брови, выглядят неров-ными и живыми.

Как материал, уголь используется уже много веков. Его аналогом рисовали еще в Древней Греции. Мастера создавали «уголь», смешивая обугленные ветки ивы, орехи и виноград. История графитного карандаша берет начало в Англии XVI века.

Карандаш и уголь относятся к материалам с разными характеристиками. Первый является твердым инструментом, второй – мягким. Техника рисования данными материалами различается, в первую очередь, из-за данных свойств. Уголь, в отличие от карандаша, не используется для детализированных объектов. Мягкий материал предназначен для набросков, зарисовок, моделирования светотени.

Уголь следует использовать на бумаге с шероховатой поверхностью. В ином случае материал будет плохо держаться на основе и быстро осыплется. Карандашом можно рисовать на самой обычной бумаге.

Начинающим художникам для освоения рисунка рекомендуется использовать графитовые карандаши. Вы сможете легко контролировать линию, стирать неудавшиеся детали, прорисывывая их заново. С углем данные манипуляции не пройдут. Он хорошо поддается коррекции, однако может оставить нелицеприятные темные пятна. Чтобы освоить оба инструмента, следует ознакомиться с основными техниками их использования.

Карандаш: основные техники рисования

Главная техника рисования карандашом – линия. В зависимости от фактуры бумаги и типа инструмента, она может быть четкой, ярко выраженной или чуть заметной. Карандаш позволяет качественно прочувствовать и освоить . Четкость линии также зависит от нажима на инструмент. С помощью одного карандаша вы можете изменять интенсивность контура, выделяя наиболее важные моменты.

Другая техника – штриховка с переходом тональности. Создавая ее карандашом, вам необходимо плавно менять нажим на всей области, выделенной для тонирования. Создать красивую штриховку с первого раза очень трудно, однако постоянная практика и легкость корректировки помогут вам быстро освоить часто используемую графическую технику.

Рисование с помощью угля

Главная техника рисования углем – работа с тональностью изображения. На ее освоение уйдет значительно меньше времени, чем при работе с карандашом. Однако здесь есть свои хитрости.

Создавая тень или работая с глубиной, не следует рисовать также, как графитовым инструментом – варьировать степень нажима. Начните с самого темного места и, постепенно ослабляя, прорисуйте только 1/3 предполагаемого пространства. Далее с помощью салфетки или пальца растушуйте материал в необходимом направлении.

Решив работать

vakta.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о