Рисунки про войну детские: Рисунки детей на конкурс “Великая Отечественная война”
Детские письма и рисунки времен Великой Отечественной войны — Российская газета
Взрослые дети
Одной из самых волнующих страниц истории Великой Отечественной была и остается тема военного детства. Дети и подростки работали наравне со взрослыми на предприятиях и в колхозах, уходили добровольцами на фронт и становились детьми полков, отдавали свои сбережения в Фонд обороны СССР1 и присоединялись к партизанским отрядам. И на страницах газет дети старались не отставать от взрослых: так, в редакцию газеты “Пионерская правда”, как и ряда других изданий для детей и юношества, продолживших свою работу в военные годы, дети присылали рисунки, стихи о войне и даже карикатуры на немецких солдат. Среди писем и рисунков встречаются и по-детски наивные (см. док. N 2), и письма школьников, которые пытались писать и рисовать “по-взрослому”. В частности, ребята осваивали карикатуры на врага – сатирический жанр, свойственный в первую очередь “взрослым” советским газетам.
Одной из самых популярных газет у школьников была “Пионерская правда” – печатный орган Центрального и Московского комитетов ВЛКСМ. С началом Великой Отечественной войны структура газеты была перестроена с учетом военного времени. С июня 1941 г. на страницах “Пионерской правды” появились несколько специальных рубрик военного времени: “От Советского информбюро”, “Пионерская копилка металлолома” и др. В сатирической рубрике “На штыке” печатались рассказы, фельетоны, стихи, карикатуры как работников газеты и известных писателей и поэтов, так и читателей. Несколько детских карикатур и писем к ним мы и публикуем ниже.
Рисунки – оружие детей
Школьники по мере своих возможностей старались поучаствовать в деятельности пионерской газеты. Среди рисунков можно найти и не слишком умелые, и вполне профессиональные. Из “взрослого” жанра карикатур в детские карикатуры, так же различные по технике исполнения, перешел один из основных принципов – изображение врага со звериными чертами, скорее похожего на животное, чем на человека. Советские же бойцы и медсестры на детских рисунках являли собой примеры героизма и самоотверженного служения Родине.
Кроме того, школьники живо откликались на истории о подвигах комсомольцев-героев войны. Так, на рисунке В. Архиповского “Смерть “Тани””, очевидно, изображена казнь Зои Космодемьянской, схваченной немцами при выполнении боевого задания в деревне Петрищево. На допросе она назвалась Таней, и впервые о ее подвиге узнали из статьи Петра Лидова “Таня”, опубликованной в газете “Правда” 27 января 1942 года.
Детские карикатуры и рисунки о войне, публикуемые ниже, являются частью комплекса документов, собранных в военное время для экспонирования на выставке “Комсомол в Отечественной войне” в Государственном историческом музее (ГИМ).
Выставки о героизме
На заседании секретариата ЦК ВЛКСМ от 2 мая 1942 г. было принято официальное решение об организации выставки2, которая освещала бы героизм комсомольцев и молодежи в борьбе с врагом на фронте и в тылу. Первоначально открытие экспозиции было намечено к годовщине начала Великой Отечественной войны – 22 июня 1942 г. В реальности первая экспозиция была развернута в 1943 г. в ГИМ. В оформлении выставки приняли участие около 40 художников и скульпторов. В 1944 г. в ЦК ВЛКСМ было решено, что выставка должна экспонировать материалы не только о комсомоле, но и о советской молодежи в целом, в связи с этим выставка стала называться “Комсомол и молодежь в Отечественной войне”.
В январе 1949 г. экспозиция “Комсомол и молодежь в Отечественной войне” была включена в состав выставки, подготовленной к 30-летию комсомола (ноябрь 1948 г.). В сентябре 1949 г. эта выставка получила название “Ленинско-Сталинский комсомол”. В июле 1953 г. выставка была закрыта. Вещественные экспонаты выставки, в основном, были переданы московским музеям – Историческому, Революции, Советской армии. В архив ЦК ВЛКСМ были переданы документы и некоторые вещественные реликвии. Позднее архивная и музейная коллекция ЦК комсомола пополнилась материалами, поступившими от участников событий и их родственников. В настоящее время комплекс документов выставки составляет фонд М-7 “Документы выставки ЦК ВЛКСМ “Ленинско-Сталинский комсомол” (1942-1953)” РГАСПИ. Отдельные материалы выставки включены также в фонд N М-14 “Музейные материалы по истории молодежного движения в СССР и России”.
Публикуемые документы хранятся в фонде М-7 РГАСПИ и воспроизводятся с сохранением орфографии, пунктуации и стилистических особенностей текстов.
Публикацию подготовила главный специалист отдела научно-информационной работы и научно-справочного аппарата РГАСПИ Наталия Волхонская.
Документ N 1.
Письмо и карикатуры Олега Тихонова, присланные в редакцию газеты “Пионерская правда”
29 марта 1942 г.
Дорогая редакция!
Посылаю вам две свои карикатуры, и прошу написать, что в них неправильно (в тексте). Я живу рядом с С. Софроновым, который прислал вам карикатуры. Он мой товарищ. Жил я до этого в Москве и был у вас в редакции “Пионерской правды”, не помню в каком году, но только помню что был когда зачитывалась пьеса “Детство Горького”. Были ребята из класса в котором я учился, а именно: Юля Рогова, Лёня Новобытов, Галя Осокина и я.
Я бы с удовольствием остался в Москве, но обстоятельства сложились так, что пришлось выехать с папой в г. Киров, где сейчас и нахожусь.
Мне 16 лет, проживаю на улице Карла Маркса дом 8 кв. 9. Тихонову Олегу. Скоро пришлю еще одну карикатуру.
С приветом – Олег.
РГАСПИ. Ф. М-7. Оп. 1. Д. 3545. Л. 1-3.
Документ N 2.
Письмо Вали Разбежкиной для бойца-артиллериста с поздравлениями с 25- летием Красной армии, присланное в редакцию газеты “Пионерская правда”
[Февраль 1943 г.]
Дорогой боец!
Поздравляю Вас с 25-ой годовщиной РККА и желаю Вам поскорей разгромить этих гадов и чтобы не осталось от них праху. Желаю Вам побольше сбивать самолетов фашистов и огнем своих пушек уничтожать все танки которые двигаются на нас на нашу любимую родину. Грамите и грамите немецких захвачиков. Я ученица энергетического училища N 9. Прошу Вас поскорей разгромить врага и приезжайте к нам в училище. Крепко жму руку и желаю скорой победы. От Разбежкиной Вали.
Дорогому бойцу
Поздравляю Вас с XXV-ой годовщиной РККА. Самому лучшему артеллеристу вашей части прошу принять мой скромный подарок.
г. Уфа ул. Володарского N 2
РУЭ N 9 1 [уч] 30 группы
Разбежкиной Вали.
РГАСПИ. Ф. М-7. Оп. 1. Д. 3545. Л. 7-7об.
1. “Фонд обороны” – специальный фонд, в который поступали добровольные пожертвования граждан и организаций СССР на нужды фронта в годы Великой Отечественной войны. Материалы о пожертвованиях советских и зарубежных граждан и учреждений в Фонд обороны СССР (1942-1946) хранятся в РГАСПИ (Ф. 628).2. РГАСПИ. Ф. М-1. Оп. 18. Д. 1558. Личное дело Езерского Исаака-Александра Моисеевича. Л. 14.3. МЮД – Международный юношеский день – международный праздник молодежи (1915-1945). Установлен решением Бернской международной социалистической конференции молодежи в 1915 г. в целях мобилизации молодежи на борьбу за мир. В 1916-1931 гг. отмечался в первое воскресенье сентября, а с 1932 г. – 1 сентября.
Победители в номинации «Победа глазами детей»
Описание работ:
Александра Бондареева, 7 лет
Про войну Александра знает не понаслышке, ведь через годы Великой Отечественной войны прошли все её прадеды и прабабушка, а дедушки и родители были кадровыми военными. Александра гордится ими и воспитывается в патриотическом духе.
В своей работе Александра показала своё понимание Великой Отечественной войны: наступление солдат Советской армии и освобождение родной земли, мирных жителей от фашистской Германии.
Мария Соснина, 7 лет
На улице весна, силами Советской армии враг далеко отброшен от границ нашей Родины. Ура! Победа!
Михаил Тихонов, 6 лет
На своем рисунке Миша изобразил военный самолет, сбрасывающий на землю букеты ромашек, которые залечивают раны войны. Все рады миру и спокойствию на Земле.
Анна Волобуева, 10 лет
Ксения Нечаева, 9 лет
В этом рисунке внучка поздравляет своего дедушку, который вернулся домой победителем. Дарит ему цветы, а в небе салют.
Яна Сивакова, 9 лет
«Моя бабушка, которая со своей мамой была в оккупации в городе Орша, так представила мне картину возвращения с фронта ее папы, моего прадедушки. Это было в 1964».
Екатерина Черепанова, 12 лет
У автора рисунка победа ассоциируется с соединением семьи.
Мария Митницкая, 13 лет
Картина отражает тему: «Победа глазами детей»:
Чувство маленькой девочки, которая гордится и с благодарностью относится к солдатам и офицерам Великой Отечественной войны, спасшим человечество от фашизма, освободившим народ от порабощения и принесли людям долгожданную победу;
Чувство уважения к ветеранам, чьи подвиги никогда не забудутся.
Автор показывает и события 70-летней давности, и настоящее время. Автор своей картиной передает интерес детей к событиям страшных лет Великой Отечественной войны в канун 70-летия Великой Победы. Девочка понимает, что самое страшное, что могло случиться с ней, это слышать вой бомб, рев военного самолета.
Девочка счастлива до слез, что герои Великой Отечественной войны подарили Великую Победу! Самый знаменательный день в нашей истории. Этот день – 9 Мая.
Светлана Минеева, 12 лет
В данной работе «Возвращение на Родину» хотела показать радость и счастье при встрече семьи после тяжелой Великой Отечественной Войны. Он смог пройти всю войну и вернуться домой победителем – к семье, к детям, родным и близким которые тоже смогли выжить в суровое время войны.
Детские рисунки, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. | Лента новостей
Детские рисунки, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Кудинова Таисия, 8 лет
Боровикова Ольга, 12 лет
Долина Варя, 7 лет
Мартыченко Максим, 7 лет
Сальтевская Альбина, 13 лет
Воробьев Сергей, 13 лет
Михалёв Кирилл, 11 лет
Брижагин Мирослав, 12 лет
Сапронов Егор, 13 лет
Воробьева Анастасия, 11 лет
Кулагина Елизавета, 11 лет
Левенков Егор, 9 лет
Войтенко Янина, 13 лет
Таранов Иван, 11 лет
Григорьева Анна, 7 лет
Шейдина Софья, 11 лет
Петрова Елена, 14 лет
Войтенко Иван, 9 лет
Кириленков Миша, 6 лет
Умеренкова Лиза, 16 лет
Чурилина Мария, 10 лет
Новаторова Ирина, 11 лет
Конкурс детского рисунка, посвященного 70-летию победы в Великой Отечественной войне (1941 – 1945 гг.). Возрастная категория 9-13 лет.
Александров Александр, 10 лет, “Танкист”
“Мой прадедушка. Он участвовал в Великой Отечественной войне. Он освобождал Прагу. Его танк подбили, а его контузили.”
Астафьев Александр, 10 лет, “Простой рядовой”
“Мой прадедушка участвовал в Великой Отечественной войне с 1941 по 1945 год. Начал он простым рядовым, а закончил в звании сержанта. В последние года войны он воевал на знаменитой “Катюше”. За время войны он неоднократно был награжден различными орденами и медалями. Всего у него 12. Родился в 1921 году, умер – в 1992.”
Бавина Зоя, 10 лет, “На ладожском озере”
“Данилов Иван Дмитриевич. Мой прадедушка родился в 1921 году 2 июля. Умер в 1974 году. В 1944 году пробивали блокаду Ленинграда. Войска шли по Ладожскому озеру. На нем был очень крепкий лед, и через озеро ездили машины с людьми и продовольствием. В некоторых местах лед был тонкий, и некоторые бойцы попаали под лед. Один раз он тоже провалился под лед. После падения его отвезли в госпиталь, где его прооперировали. Был вылечен от туберкулеза. Вернулся с войны в 1944 году, так как был тяжело ранен. Пришел с войны со шрамом на груди и без двух пальцев. Но организм был ослаблен и он умер.”
Бакушина Наталья, 10 лет, “Гордость семьи”
“Мой прадедушка по маминой линии участвовал в Великой Отечественной войне. Он родился в 1918 году и умер в 2006 году в возрасте 88-лет. Прадедушка пошёл на войну в 21 год. Он был рядовым солдатом, служил в г. Нальчике. С первых дней войны, полк где он служил, был отправлен на защиту г. Москвы. В последствии полк перевели на защиту г. Сталинграда. Мой прадедушка участвовал в операции по пленению генерала Паульса. За участие в боях за Москву и Сталинград он был награжден боевыми орденами, медалями и ему присвоили звание младшего лейтенанта. Он был командиром стрелкового расчета. На войне прадедушка был тяжело ранен в живот и голову. Его отправили в тыловой госпиталь города Новосибирска. После выписки из госпиталя с 1944 по 1946 год он служил в тыловых войсках, готовил новобранцев к отправке на фронт. В 1947 году прадедушку демобилизовали.”
Бекбоева Аян, 10 лет, “Мой прадед”
“Моего прадеда звали Султанбай. Он воевал в Украинском фронте. Имел ордена и медали. Он был снайпером. Воевал 3 года. С войны пришел хромой. Когда он вернулся, моей бабушке было 6 лет. Мама вспоминала как он интересно рассказывал о войне, как ночью переплыли на лодке через реку Днепр. Он освобождал от фашистов города и села. Он дожил до девяноста двух лет, с осколком в ноге. Я горжусь своим прадедом! Он Герой!”
Ванюшина Софья, 10 лет, “Аржаев Афанасий Васильевич”
“Аржаев Афанасий Васильевич (1912 г. – 25.11.1971 г.)
Мой прапрадедушка Афанасий Аржаев родился в 1912 году в с. Матвеевка Солонешенского района Алтайского края. В 1941 году был призван на фронт в Солонешенском РВК Алтайского края, рядовой. В 1944 году на деда пришла похоронка и семья считала, что он погиб. Однако в 1946 году прапрадедушка вернулся с фронта живым и здоровым. Оказалось, что после Великой Отечественной войны он участвовал в войне с Японией. За время войны дедушка был награжден орденами и медалями. К сожалению, этими наградами он разрешил играть своим детям и награды потерялись. В нашей семье сохранились лишь воспоминания и одна фотография, на которой запечатлен дедушка с Орденом Красной звезды на груди. Своими воспоминаниями о войне дедушка не делился ни с кем. Когда сыновья просили отца рассказать про войну, он ограничивался лишь фразой: “Ничего хорошего там нет”. Семья знала только то, что он был разведчиком. После войны дедушка достойно трудился, был хорошим семьянином, у него было 10 детей. Умер он рано, в 1971 году, в возрасте 59 лет.
К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне моя семья решила восстановить подробности героической военной жизни моего прапрадедушки и заняться дальнейшим поиском информации о его подвигах и наградах.”
Васильева Полина, 10 лет, “Наш герой рядом”
“Началась Великая Отечественная война! Фашистская Германия вторглась на территорию нашей страны и хотела завоевать ее. Наш советский народ встал на защиту своей Родины! В этих рядах защитников был мой прадед Губин Константин Андреевич! Он стойко переносил все тяготы воинской службы. Участвовал во всех необходимых боях против фашистских оккупантов. Он воевал сапером. У него была служебная собака Мухтар. Вместе с Мухтаром они обезвреживали немецкие мины. Однажды под городом Смоленском он подорвался на мине вместе с Мухтаром. Мухтар погиб, а прадедушку отправили в госпиталь где ему сделали операцию на ноге. В госпитале он пролежал три месяца, и после выздоровления был отправлен на фронт. По окончанию войны он вернулся на свою Родину в город Ирбит. За время войны он был награжден одним орденом и тремя медалями. Я часто вспоминаю своего прадедушку и очень горжусь им!!! И на девятое мая стараюсь приехать в город Ирбит на его могилу положить цветы.”
Гатауллина Алина, 10 лет, “Медсестра”
“Яркина Марфа Александровна в 1942-1943г. работала в госпиталях медсестрой в предфронтовой полосе, а в 1944-1945г. работала в глубоком тылу в госпиталях, конкретно в г. Каменск-Уральский. В 1943г. было принято решение перевести госпиталь подальше от предфронтовой полосы на поезде. Во время пути поезд попал под бомбежку. Несколько вагонов были взорваны, все кто в них находился погибли. Моей бабушке повезло, она осталась в живых и продолжила работу медсестрой. После окончания Великой Отечественной Войны она осталась жить и работать в городе Каменск-Уральский.”
Гилёва Анастасия, 10 лет, “Мой прадед”
Гуреева Екатерина, “Алексей Петрович Маресьев”
“Об этом человеке была написана целая повесть – “Повесть о настоящем человеке”. Да и правильно – ведь Алексей Маресьев настоящий герой, который смог продолжить воевать даже после ампутации обеих ног в области колена. Уже 20 июля 1943 года Маресьев спас жизни двух своих товарищей, а также сбил сразу два вражеских истребителя. Уже 24 августа 1943 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Всего ему удалось совершить 86 боевых вылетов и сбить 11 самолетов врага. Кстати, четыре самолета он сбил до ранения и семь – после ранения. В 1944 году стал работать инспектором летчиком, перейдя из боевого полка в управление Вузов ВВС.”
Денисова Влада, 10 лет, “Мой герой”
“Мой прадедушка Юра Жеребёнков. Прошёл всю ВОВ. Любил рассказывать мне разные истории о войне. Когда я была маленькая мне прадедушка рассказал одну интересную историю. Для меня мой прадедушка всегда останется героем ВОВ!”
Дубовин Вадим, “Алексей Маресьев”
Журавлева Мария, 10 лет, “Мой прадед”
“Я не видела своего прадеда. Но я знаю, что мой прадед был очень хорошим человеком. Его звали Степан. Он жил в деревне с женой и четырьмя детьми. Степан работал учетчиком (экономистом). В 1941 ушел на войну. Воевал прадед в пехоте. В 1942 он был в плену в концлагере в Польше. Когда он вернулся домой, был сильно болен и долго не мог работать. В 1956 году правительство наградило его медалью “За победу над Германией”. Позднее переехал в Свердловск. Умер Степан в 1975. Сейчас я прихожу с мамой к нему на могилу.”
Задорина Татьяна, 10 лет, “Мой прадедушка”
“Мой прадедушка Лоскутов Алексей Николаевич родился 1903 г. 18 октября в городе Камышлов. Работал он в налоговой инспекции агентом. В 1941г. в июле месяце ушел на фронт. В 1943 г. в ноябре месяце был дома – приезжал на побывку после лечения в госпитале (был ранен в колено). В 1944 г. ушел обратно на фронт. Погиб в 1944 г. 22 сентября в Латвии. Похоронен в Латвийской ССР (Бавский уезд Вицмужская волость деревня Бояри).”
Исламова Анастасия, 9 лет
Копыркина Эльвира, 10 лет, “Мой героический родственник”
“Я хочу рассказать вам о своем прапрадедушке. Звали его Копыркин Александр Осипович. Родился он 27 июля 1909 года в селе Березовка Артинского района Свердловской области в семье крестьян. В 1924 году дедушка закончил три класса начальной школы, этим его образование и ограничилось, так как с малых лет он был вынужден работать. В 1931 году дед был призван в ряды Красной Армии для прохождения срочной службы. В армии он получил воинскую специальность минометчик. В 1934 году прадедушка вернулся из армии и пошел работать в шахту, добывал медную руду. В то время, семья прадеда переехала в г. Дегтярск Ревдинского района Свердловской области.
В сентябре 1941 года прадедушка был призван в армию в порядке всеобщей мобилизации. Сначала он воевал на Ленинградском фронте, был командиром орудия – пушки калибра 76 мм. В конце 1941 года в боях под Тихвином прадед попал в окружение и был тяжело ранен. Поле выздоровления, прадедушка вновь был направлен на передовую, где в составе 104-го минометного полка принимал участие в обороне Ленинграда вплоть до снятия блокады и его полного освобождения. После освобождения Ленинграда, минометный полк моего прадеда был направлен в состав 1-ого Украинского фронта. В составе 1-ого Украинского фронта мой прадед принимал участие в освобождении всей Европы и дошел до самого Берлина. За участие в Великой Отечественной войне мой дед был награжден орденами и медалями. После окончания Великой Отечественной войны прадед вернулся домой и продолжал работать в шахте. Прадедушка умер в 1995 году, задолго до моего рождения. Несмотря на то, что я его никогда не видела, я горжусь, что являюсь потомком такого героического человека.”
Кулак Сергей, 11 лет, “Вклад героев в Победу”
“Вклад моих прадедов в Победу в Великой Отечественной войне. В этом году 9 мая вся страна будет праздновать 70-летнюю годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Многие мои земляки были участниками Великой отечественной войны. Кто-то ушел на фронт, кто-то остался в тылу трудиться на заводе. Это были люди, которые вложили во все, что делали, свою душу, энергию и силу своей молодости. Такими людьми были мои прадеды Кулак Павел Константинович (со стороны папы) и Ушаков Михаил Иванович (со стороны мамы). Оба они работали в Мартеновском цехе, но на разных заводах: Павел Константинович – на заводе им. Куйбышева, а Михаил Иванович – на Уралвагонзаводе. И так получилось в истории нашей семьи, что оба прадеда варили броневую сталь для легендарного танка Т-34. За самоотверженный труд мои прадеды были награждены государственными наградами разных степеней и категорий: одни хранятся в музее, другие – в архиве семьи. Я горжусь своими предками. Когда я вырасту, то обязательно буду трудиться и служить своей Родине как и мои прадеды Кулак Павел Константинович и Ушаков Михаил Иванович – люди героического времени и честной судьба, закаленные трудовыми делами.”
Лебедев Дмитрий, 10 лет, “Танкисты – народ плечистый”
“Мой дедушка участвовал во Второй Мировой войне он ездил на танке, разведывал фашистов! Докладывал старшему по званию.”
Леонтьева Таисия, 10 лет “Наши солдаты!”
Луцев Антон, 13 лет, “Никто не забыт”
“Мой прадедушка родился в 1913 году. Ноздряков Константин Дмитриевич. Его призвали в Армию в 1941 году. Он прошел почти всю войну. Он дошел до Кенингсберга (Калининград) шли ожесточенные бои около Балтийского моря. Он получил смертельное ранение. Погиб 23 апреля 1945 года. Был похоронен неподалеку от Балтийского моря. В 1948 году всех погибших солдат перенесли в братскую могилу.”
Назимова Лилия, 13 лет, “Никто не забыт”
“Чеченец Ханпаша Нурадилович Нурадилов родился 6 июля 1920 года. После призыва во время ВОВ он стал командиром пулеметного взвода пятой гвардейской кавдивизии.В первом бою удалось уничтожить 120 фашистов. После 1942 года он уничтожил еще 50 солдат противника. Через месяц, в феврале, раненый в руку Нурадилов остался за пулеметом, уничтожив около 200 врагов.”
Нелюдимова Юлия, 11 лет, “Дорога жизни”
“Есть на войне жестокая примета:
Когда увидишь – свет звезды погас,
Знай, не звезда упала с неба – это
На белый снег упал один из нас.
Л. Решетников.
Лаптев Ефим Лаврентьевич (20.05.1916 – 18.01.1976 г.г.). Когда началась война, мой прадедушка уже окончил ремесленное училище. В 1941 г году служил в противотанковой дивизии. С 1942 года по 1943 год участвовал в боях за Сталинград, воевал на Курско-Орловской дуге. В 193 году получил тяжелое ранение и был госпитализирован. После выздоровления был отправлен на Урал, где продолжал свою службу на легендарном заводе ” Уралэлектротяжмаш”.
Оборону, отступления и наступления, голод и холод, горечь потерь и радость побед – пришлось перенести моему прадедушке и другим фронтовикам.
Лаптев Ефим Лаврентьевич награжден орденом Великой Отечественной Войны 2 степени, медалью “За отвагу”. После окончания войны продолжил службу на заводе УЭТМ. Я горжусь своим прадедушкой. Таких героев нужно чтить и помнить, ведь благодаря им мы живем на белом свете без войны.”
Патракова Елизавета, 10 лет, “Ни шагу назад!”
“Мой герой – Бояринов Григорий Иванович, полковник, героически погиб, выполняя боевую задачу.”
Плотникова Анна, 9 лет, “Мой прадед”
“Это мой прадедушка. Его зовут Потапов Сергей Никифорович. В годы Великой Отечественной войны он служил в штабе. Прадедушка готовил солдат на фронт, встречал раненых с фронта. Он награжден медалью “За Победу над Германией”.”
Севастьянова Елена, 10 лет, “Мой герой”
“Мой герой – Исрафилов Абас Ислалович, младший сержант. Проявил героизм в бою, умер от полученного ранения 26 октября 1981 года.”
Селина Милана, 9 лет, “Мои прадедушки”
“Два мои прадедушки участвовали в Великой Отечественной войне: Селин Николай Павлович и Одношивкин Алексей Павлович. Мне хочется нарисовать и вспомнить о тех людях, которые сражались за себя, за нас, за Родину. Я узнала у бабушек и дедушек об их подвигах, сражениях, в которых они участвовали. Каждый рассказ я представляю себе и мысленно нахожусь рядом с ними…
Вот один эпизод, выраженный мною карандашами на листе бумаги: хмурое небо, тучи совсем низко, издалека слышны выстрелы, взрывы, доносится свист пул. А на огромном поле без страха, уверенно бегают наши герои-прапрадедушки, прадедушки и дедушки, выполняя команды. Гигантские танки своими гусеницами продавливают землю, удерживая оборону.
Я горжусь тем, что у меня были такие храбрые предки. Кстати, в честь моих прадедушек названы мой любимый папа Коля и обожаемый дядя Лёша.”
Скопин Сергей, 10 лет, “За Сталинград”
“Александр Кондовик. Воевал в битве под Сталинградом, заслужил орден Красной Звезды.”
Смоляная Виктория, 9 лет, “Георгий Жуков”
Тарских Ксения, 10 лет, “Мой дедушка”
“Охотников Александр Иванович 1914 г.р. гвардии сержант.
Тов. Охотников в боях против немецких захватчиков показал себя смелым и мужественным воином. 27.3.1945 г. в боях за населенный пункт Чиссау (2-й белорусский фронт) тов. Охотников все время двигался в боевых порядках пехоты и ружейно-автоматным огнем расчета уничтожил 3 солдата и рассеял группу солдат противника до 13 человек.”
Фомичева Елизавета, 9 лет, “Во имя жизни”
“Героем моего рисунка стал прадедушка, который воевал в Великой Отечественной войне. Звали его Николай Фомичев. В 1941 году его призвали на фронт. Он воевал на Ленинградском фронте. В 1945 году в боях за освобождение Праги он проявил доблесть и отвагу и был награждён медалью.”
Черданцева Настся, 10 лет, “Командир разведки”
“Моего прадедушку звали Черданцев Михаил Емельянович. Он родился в 1919 года на Урале. Перед войной его призвали служить в Красную армию. Во время войны он служил в пехоте. Мой прадедушка храбро сражался. Был ранен. Со своей частью он попал в окружение. Затем с боями он дошел до Берлина. За боевые заслуги он был награжден орденами. После войны он работал в колхозе. Он умер в 1967 году. Я очень горжусь своим прадедушкой.”
Выставка детских рисунков, посвященная Дню Победы, проходит в Кайтагском районе
КАЙТАГСКИЙ РАЙОН, 7 мая – РИА «Дагестан». Выставка детских рисунков, ко Дню Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов была развернута в фойе Центра культуры Кайтагского района, сообщили информагентству в муниципалитете.Инициатором проведения выставки выступили педагоги художественного отделения Детской школы искусств муниципалитета, воспитанники которой, карандашами и красками, старательно изобразили картины военных лет, атрибуты и символы грядущего значимого для всех жителей России праздника.
По словам преподавателя художественного отделения школы Бибалы Расулова, подобные выставки в учреждении дополнительного образования проводятся ежегодно, с целью воспитания у учащихся патриотических чувств и любви к Родине, расширения знаний об исторических фактах своей страны и развития творческих способностей.
«В рисунках дети отразили свой взгляд на войну и празднование Дня Победы, передали свои ассоциации, связанные с военной тематикой. Они изобразили Вечный огонь, который горит у подножия обелиска воинам-кайтагцам, павшим в годы войны, солдат-освободителей, цветы – символы Дня Победы. Каждая работа была выполнена с большой любовью и выражала трепетное и уважительное отношение к наступающему празднику», – сказал он.
Глава Кайтагского района Алим Темирбулатов отметил, что участие детей в подобных выставках не только позволяет им проявить свой творческий потенциал, но способствует формированию у них сознательной духовно-нравственной гражданской позиции и чувства сопричастности к истории своего Отечества.
«9 Мая – великий и торжественный день для всего нашего народа. Это наша Победа в страшной войне, доставшаяся нам дорогой ценой – ценой миллионов жизней. И мы не вправе забывать, что люди, погибшие в этой войне, подарили нам жизнь. Это является одной из задач патриотического воспитания детей, на основе которого строится педагогический процесс, как основного, так и дополнительного образования», – сказал Алим Темирбулатов.
Блокада, танки, парад: что нарисовали дети на конкурс детского рисунка к 9 Мая
Сегодня жюри выбрало победителей.
В Костромской области выбрали победителей конкурса детского рисунка, посвященного 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, узнал KOSTROMA.TODAY. Конкурс организовала компания «НОВАТЭК-Кострома».
С 23 марта до 20 апреля рисунки отправили 450 школьников и воспитанников детских садов (4 возрастные группы). В конкурсе активно принимали участие дети практически из всех районов области – особенно из Буя, Галича и Шарьи. Постарались и костромичи – среди них можно выделить учеников детской школы искусств №6 и детской художественной школы № 1 им. Н.П. Шлеина.
Работы юных авторов показывают, как представляют события войны, победу дети и подростки. Было предложено несколько тем: «Я будущий защитник Отечества», «Я помню. Я горжусь», «С Днем Победы!», «Все для фронта, все для победы!», «Военная техника 1941-1945 гг.», «Иллюстрация к одному из произведений о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Самые маленькие участники рисовали военную технику, парад, празднование Дня Победы. Участники постарше прислали работы на основе книг о войне. Например, 14-летняя Ариадна Жевницкая из Костромы представила работу под названием «Это не игрушка, не пустяк, — это крик войны в осколках детства» по стихотворению Вероники Тушновой «Кукла».
Автор: Ариадна Жевницкая.
Многие работы рассказывают истории предков – участников войны. Целую серию портретов сделали ребята из разных городов области. Например, 15-летний Марк Алимов из Галича нарисовал свою прабабушку в военной форме, 8-летняя Валентина Румянцева из Буя, 10-летний Иван Кордобовский из Нерехты и 8-летняя Поспелова Полина из Костромы нарисовали своих прадедов.
Судя по рисункам, война – это и огромная трагедия, и радость Победы. Все работы детей можно поделить на две части: одна посвящена ужасам войны — например, есть рисунки под названием «Блокадный хлеб», «Прощание», «Последнее письмо», «Сирота», «Дитя войны», «Ужас фашизма» и другие.
Автор: Елена Коротаева.
Вторая серия работ – жизнерадостные, праздничные. Это парады, счастливые лица родственников и солдат, вернувшихся с войны, День Победы, военные вальсы, внуки с дедами-героями.
Автор: Елизавета Николаева.
Рисунки выполнены в разных техниках – гуашь, пастель, карандаш. Есть даже поделки.
Автор: Андрей Лапин.
Рисунки оценивали сотрудники Муниципальной художественной галереи Костромы: Ольга Ермолина, Валентина Груздева, Маргарита Евтюкова и художник Светлана Кудрявцева. Они выбирали лучшие работы, которые соответствовали темам конкурса, оценили технику исполнения.
Все работы участников организатор «НОВАТЭК-Кострома» опубликовал в специальной группе «ВКонтакте». По комментариям и отзывам видно, что конкурс оказался популярным и востребованным. Авторам работ написали много приятных слов, а организаторам выразили благодарность за идею.
В итоге победителями признали около 45 человек, а это 10 процентов участников! Хороших работ было так много, а ребята так старались, что жюри не могли выбрать меньшее число призеров.
Также организаторы отметили трех победителей, которые набрали большее число лайков в соцсетях.
Все победители четырех возрастных групп, а это 12 человек, получат от компании «НОВАТЭК-Кострома» полезные и практичные подарки – качественные деревянные этюдные ящики с отделениями для хранения красок, мольберты, краски, карандаши, бумагу и другие принадлежности для творчества, а также стильные удобные рюкзаки. Не останутся без внимания организаторов и те, кто получил специальные призы – 31 человек. Остальные участники конкурса также не остались незамеченными. Для них организаторы подготовили «Дипломы участников». Скачать их можно в группе конкурса ВКонтакте, вписать ФИО участника и название работы, после чего поместить в портфолио и оставить на память об участии.
Наградить победителей организаторы планировали в середине мая, но, если режим изоляции в Костромской области не снимут и детей нельзя будет собрать всех вместе в торжественной обстановке, все подарки им вышлют по почте.
Кроме того, рисунки участников конкурса украсят квитанции, которые придут костромичам за газ в мае.
Такие конкурсы компания «НОВАТЭК-Кострома» будет проводить ежегодно — они вызвали большой отклик участников и запомнились качеством и оригинальностью выполнения работ.
Победители:
1 группа
1 МЕСТО Автор: Веселова Мария, 6 лет. МБДОУ города Костромы «Детский сад №88» Педагог: Смирнова Ольга Сергеевна. Тема: «Иллюстрация к одному из произведений о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (к рассказу Алексеева Сергея Петровича «Олени»)
2 МЕСТО Автор: Метелкин Матвей, 6 лет. Место учёбы: МКДОУ «Детский сад «Василёк»поселка Василево Костромского района. Тема: «Военная техника 1941-1945 гг.» Педагог: Шевелева Юлия Владимировна.
3 МЕСТО Автор: Грязнов Василий, 6 лет. Центр Детского творчества «Ипатьевская слобода»,изостудия «Жавороночки». Педагог дополнительного образования Терещенко Наталья Владимировна. Название работы: «Чего на войне не бывало, послушайте, если охота…»
Номинация: «Иллюстрация к стихотворению Зиновия Телесина «Жеребенок» (1943 г.) Техника исполнения: уголь, сангина.
2 группа:
1 Место Автор: Кузнецова Александра, 8 лет. Тема: «Я помню, я горжусь». Название работы: «И уходили на войну…» Техника исполнения: бумага, пастель. Педагог: Громова Анастасия Евгеньевна. Учебное заведение: МБУ ДО г. Костромы «ДШИ №6»
2 Место Автор: Тришина Валерия, 10 лет. Тема: «Я помню. Я горжусь». Читательница Аксеновской сельской библиотеки – филиала № 4 МКУК МБ им. М. Горького Галичского муниципального района Костромской области. Педагог: Моржухина Светлана Михайловна (библиотекарь Аксеновской с/б). Название работы: «На передовой».
3 Место Автор: Краснова Екатерина, 10 лет. Тема: «Все для фронта, все для победы!» Название работы: «Мои прабабушки — труженицы тыла», МБОУ г. Костромы, гимназия №15, 4 «А» класс. Педагог: Ловушкина Ирина Витальевна.
3 группа
1 Место Автор: Пискунова Анастасия, 14 лет. Название работы: «Прорыв блокады», МОУ Коткишевская ООШ, 9 класс, Нейский район, с. Солтаново. Педагог: Рыженькина Людмила Владимировна.
2 Место Автор: Иванова Валерия, 14 лет. МОУ СО школа №2 г. Галич. Педагог: Стасевич Светлана Евгеньевна, учитель искусства.
3 Место Автор: Казакова Полина, 13 лет. Название работы: «Живая фотография войны». МБУ ДО «Детская художественная школа им. Н.П. Якушева» городского округа город Буй. Педагог: Смирнова Наталия Валерьевна.
4 группа:
1 Место Автор: Ташкина Алла, 15 лет. Название работы «Сражения под Курском». Техника исполнения: бумага, гуашь. Учебное заведение: ДХШ им. Н.П. Шлейна г. Костромы. Педагог: Трифанова А.С.
2 Место Автор: Коротаева Елена, 16 лет. МБОУ СОШ №3 г. Волгореченск, 9 «А» кл.
3 Место Автор: Ершова Татьяна, 16 лет, г. Кострома, школа № 27. Тема: «Я помню. Я горжусь»
Приз зрительских симпатий: Ершова Татьяна, 16 лет (г. Кострома).
Карпов Никита, 10 лет.
Смирнова Ольга, 14 лет.
Полный список награждаемых размещен на странице конкурса в сообществе ВКонтакте: https://vk.com/event193085166.
«Я хочу быть русский солдат!». Детский рисунок времен Первой мировой войны из собрания Государственного исторического музея
Выставка приурочена к столетию Первой мировой войны (1914–1918). На ней представлено более 200 детских рисунков военного времени, приобретенных Историческим музеем в 1919 г. у известного ученого и коллекционера Василия Сергеевича Воронова (1887–1940).
Возведенное в ранг «высокого искусства», творчество детей обрело своих ценителей, собирателей и исследователей, среди которых был и В.С. Воронов, много лет преподававший рисование в реальном училище И.И. Александрова и мужской гимназии имени М.В. Ломоносова в Москве. С началом войны, осознавая эпохальное значение происходящих событий, он начал собирать детские рисунки на военную тему, благо материал сам шел в руки. В одной из своих статей ученый писал: «Будущий историк наших дней будет благодарен за каждую правдивую и верную черту, отразившую нашу современность. В будущей громадной летописи о наших днях должны быть строки, вписанные рукой детей, и их рисунки, непосредственно отражающие то, что они видели и о чем думали». (Вестник воспитания. 1915. № 2).
Экспозиция делится на два больших раздела. В первом зале представлены рисунки, отображающие многочисленные свидетельства войны на фоне мирной жизни города: лазареты и санитарные вагоны, раненые на улицах и в госпиталях, перевозка раненых в автомобилях, выгрузка раненых из поездов и трамваев, сестры милосердия, пленные немцы и австрийцы, подарки солдатам, флаги воюющих держав. Особенностью данной группы рисунков является то, что все они исполнены непосредственно с натуры, на основе реальных сцен и картин, представавших перед внимательными глазами детей.
Из вещевого ряда в первом зале показан мундир офицера Гвардейского экипажа, принадлежавший цесаревичу Алексею Николаевичу. Кроме мундира цесаревича представлено несколько его фотографий, а также фотографии гимназистов, которые могли быть авторами экспонируемых на выставке рисунков.
Второй зал посвящен событиям, происходившим непосредственно на театрах военных действий. Показаны рисунки сражений на суше, на море и в воздухе. Особый интерес представляют изображения новых видов военной техники, появившихся в годы войны (бронемашины, броненосцы, подводные лодки, самолеты, дирижабли). Здесь же показаны рисунки, изображающие русских, немецких и прочих иностранных солдат. Материалом для этих работ послужили военные рассказы, читавшиеся детьми до войны, рассказы участников войны, передавшиеся из уст в уста, газетные описания и журнальные иллюстрации, воспоминания об играх «в войну» и, наконец, собственное авторское воображение.
Дополняют экспозицию второго зала предметы, «вдохновлявшие» детей на создание «военных» рисунков: деревянные солдатики работы сергиев-посадских кустарей и народные глиняные игрушки конца XIX – начала XX в., жестяные игрушки фабрики П.П. Талаева 1910-х гг., иллюстрированные журналы времен войны, детские книги о войне. Интересны также и листы из серии «Сегодняшний лубок» по рисункам К.С. Малевича и А.В. Лентулова, со стихотворными текстами В.В. Маяковского, в которых прослеживается множество параллелей с детским творчеством на тему войны.
Смотрите видео
Война: Детские рисунки в анимации VR
Блокада Ленинграда известна как самая продолжительная блокада в истории человечества. В течение почти 900 дней он унес жизни сотен тысяч людей, которые были вынуждены выжить в ужасных условиях – замерзать зимой, бороться с водой летом, умереть от голода. Те годы были чрезвычайно трудным временем для детей, живших в городе. Некоторые из них до сих пор ходили в школу и детский сад и на уроках рисовали то, что видели.
На протяжении многих десятилетий в Музее истории Санкт-Петербурга хранится около 700 уникальных детских рисунков. Эти рисунки, собранные работниками детских садов, детских домов и школ, отражают взгляд ребенка на события военного времени, раскрывая его чувства и идеи. Практически к каждому рисунку есть сопроводительный текст – рассказ ребенка о том, что он рисовал. Педагоги часто записывали такие рассказы и вставляли их в альбомы, бережно сохраняя их как документ эпохи.
К 75-летию Победы во Второй мировой войне мы решили оживить эти рисунки – через виртуальную реальность. Видеосериал представляет собой художественную дань уважения, цель которой показать, как интерактивные технологии могут помочь сохранить и продемонстрировать культурное наследие и как это наследие можно переупаковывать и возрождать с помощью цифрового искусства.
Чтобы воссоздать детские миры по их рисункам в VR, мы собрали лучших художников мира XR. Сериал состоит из 20 серий, каждый из которых посвящен одному рисунку.Наша глобальная команда художников виртуальной реальности превратила исторические рисунки военного времени в виртуальное пространство, каждый из которых создает 3D-иллюстрацию в своем уникальном стиле.
Стюарт Кэмпбелл (он же Суту ест мух) использует искусство и технологии по-новому, чтобы рассказывать истории. Такие компании, как Marvel, Google и Disney, наняли его для создания VR-арта для таких объектов, как Doctor Strange, Ready Player One и многих других.
Суту (Австралия) : «Я был шокирован, узнав, как рисунки в этом проекте были сделаны маленькими детьми времен Второй мировой войны, которые должны были посещать школу во время войны.Несмотря на то, что иллюстрации выглядят по-детски, они запечатлевают грубую интенсивность, летящие над головой военные корабли, взрывающиеся бомбы, разрушенный ландшафт. Понятно, что влияние войны оказало на детей очень внутреннее воздействие ».
Рози Саммерс (Rosie Summers) – британский 3D-аниматор, виртуальный художник и исполнитель живых выступлений Tilt Brush. В настоящее время она работает в XR Games, которая недавно выпустила «Angry Birds Movie 2 VR: Under Pressure для PlayStation VR». Она выступала на многочисленных фестивалях для клиентов, таких как Google, Национальный музей футбола, Манчестерский фестиваль анимации и BBC.
Рози Саммерс (Великобритания) : «Эти рисунки – не просто рисунки, они являются частью их жизни на бумаге, их воспоминаний, историй и переживаний. Это действительно показывает силу, которой обладает искусство: это визуальное окно в их умах и как эти дети воспринимали войну ».
Владимир Илич, также известный как VRHUMAN, – VR-художник и креативный директор, специализирующийся на Virtual и Sony Pictures, Google и Samsung, и это лишь некоторые из них. В таких проектах, как #VREVERYDAY, он раздвигает границы программного и аппаратного обеспечения VR / AR, создавая повседневные творения.Когда он не создает код, концепции и искусство для иммерсивного опыта, он вдохновляет и консультирует на семинарах и беседах по всему миру.
Владимир Илич (Германия) : «Детское видение – это один из ближайших объективов, через которые мы можем видеть реальность такой, какая она есть. Видеть и интерпретировать детский рисунок в виртуальной реальности, возможно, является самым чистым видом искусства, который мы, люди, можем испытать. Я надеюсь увидеть больше подобных проектов, которые вдохновляют взрослых и детей открываться для обработки и видения реальности, а также истории по-новому.”
Денис Семёнов, московский художник по цифровым медиа и видео-режиссер, объединил этот проект не только как продюсер, но и как художник. XR-проекты Дениса Семёнова отобраны для участия в международных фестивалях, таких как Cannes NEXT Marche du Film, European Film Market (Берлинале).
Денис Семёнов (Россия) : «Эти рисунки очень искренние и чистые, поэтому изначально мне было сложно понять, как с ними работать в VR, как перенести детское восприятие пропорций в VR.Пришлось много работать с разными углами, чтобы не нарушить суть рисунка ».
«Война: детские рисунки в виртуальной реальности» является частью проекта #VictoryPages – разностороннего документального фильма в социальных сетях, посвященного 75-й годовщине поражения нацистской Германии. Цифровой, многоплатформенный образовательный проект оценивает историческое значение 9 мая 1945 года на основе личных впечатлений современников и с новой точки зрения, представленной цифровым искусством и творчеством.Это история Победы, рассказанная молодыми людьми для молодежи с использованием инструментов и языка современных СМИ в пяти социальных сетях.
Видеосерию просмотрели более 300 000 раз и привлекли более 100 000 пользователей в социальных сетях. В целом с момента старта проекта #VictoryPages генерировало более 35 миллионов показов, 250 000 взаимодействий, более 50 000 подписчиков, 4 000 000 просмотров видео (800 000 минут времени просмотра) и более 200 публикаций в СМИ.
Видео к войне: Детские рисунки в VR-анимациидетских рисунков в анимации VR (ПРИМЕР) на Vimeo
ПОДРОБНЕЕ en.pobeda.page/drawings/
ВСЕ ЭПИЗОДЫ vimeo.com/user/78704514/folder/2375215
Блокада Ленинграда известна как самая продолжительная блокада в истории. В течение почти 900 дней он унес жизни сотен тысяч людей, которые были вынуждены выжить в ужасных условиях – замерзать зимой, бороться с водой летом, умереть от голода. Это было чрезвычайно сложное время для детей, живших в городе. Некоторые из них до сих пор ходили в школу и детский сад и на уроках рисовали то, что видели.
На протяжении десятилетий в Музее истории Санкт-Петербурга хранится около 700 уникальных детских рисунков. Эти рисунки из детских садов, детских домов и школ отражают взгляд ребенка на военное время, раскрывая его чувства и мысли. Практически к каждому рисунку есть сопроводительный текст – рассказ ребенка о том, что он рисовал. Педагоги часто записывали такие рассказы и вставляли их в альбомы, сохраняя их как документ эпохи.
К 75-летию Победы во Второй мировой войне мы решили оживить эти рисунки – через виртуальную реальность.Видеосериал представляет собой художественную дань уважения, цель которой показать, как интерактивные технологии могут помочь сохранить и продемонстрировать культурное наследие и как это наследие можно переупаковывать и возрождать с помощью цифрового искусства.
Чтобы воссоздать детские миры по их рисункам в VR, мы собрали лучших художников мира XR. Сериал состоит из 20 серий, каждый из которых посвящен одному рисунку. Наша глобальная команда художников виртуальной реальности превратила исторические рисунки военного времени в виртуальное пространство, каждый из которых создает 3D-иллюстрацию в своем уникальном стиле.
Суту (Австралия): «Я был шокирован, узнав, как рисунки были сделаны маленькими детьми времен Второй мировой войны, которые должны были посещать школу во время войны. Несмотря на то, что иллюстрации детские, они отражают грубую интенсивность, пролетающие над головой военные корабли, взрывающиеся бомбы, разоренный ландшафт. Ясно, что влияние войны оказало на детей очень внутреннее воздействие ».
Рози Саммерс (Великобритания): «Эти рисунки – не просто рисунки, это сохраненные на бумаге части их жизни, их воспоминаний, историй и переживаний.Это действительно показывает силу, которой обладает искусство: это визуальное окно в их сознание и то, как эти дети воспринимали войну ».
Владимир Илич (Германия): «Детский взгляд на вещи – один из самых близких нам объективов, чтобы увидеть реальность такой, какая она есть. Видеть и интерпретировать детский рисунок в виртуальной реальности, возможно, является самой чистой формой искусства, которую мы, люди, можем испытать ».
«Война: детские рисунки в виртуальной реальности» является частью проекта #VictoryPages – разностороннего документального фильма в социальных сетях, посвященного 75-й годовщине поражения нацистской Германии.Цифровой, многоплатформенный образовательный проект оценивает историческое значение 9 мая 1945 года на основе личных впечатлений современников и с новой точки зрения, представленной цифровым искусством и творчеством. Это история Победы, рассказанная молодыми людьми для молодежи с использованием инструментов и языка современных СМИ в пяти социальных сетях.
Видеосерию просмотрели более 300 000 раз и привлекли более 100 000 пользователей в социальных сетях. В целом с момента старта проекта #VictoryPages генерировало более 35 миллионов показов, 250 000 взаимодействий, более 50 000 подписчиков, 4 000 000 просмотров видео (800 000 минут времени просмотра) и более 200 публикаций в СМИ.
Дети и юношество в истории
Детские рисунки времен гражданской войны в Испании 1936–1939 годов были созданы детьми, эвакуированными из зон боевых действий в «колонии» в других частях Испании и на юге Франции. На рисунках изображены такие предметы, как бомбардировки деревень, сцены сражений с танками и самолетами, события во время эвакуации и повседневная жизнь в колониях (или в прошлом). Совместными усилиями Испанского совета по образованию и Испанского института Карнеги удалось собрать большую коллекцию рисунков во время войны.Некоторые из этих рисунков были отправлены в Соединенные Штаты в 1938 году Джозефом А. Вайсбергером для поддержки кампании Американского комитета службы друзей по сбору средств для дальнейшей эвакуации. Организация Quaker опубликовала коллекцию из 60 рисунков под названием « И они все еще рисуют»! (ок. 1938 г.), с прологом Олдоса Хаксли. Впоследствии рисунки были рассредоточены по ряду учреждений, большинство (609) отправилось в Калифорнийский университет в Сан-Диего.153 рисунка, доступные на этом веб-сайте, были завещаны Колумбийскому университету в 1938 году благотворителем, который, как предполагается, приобрел их на выставке ранее в том же году. Позже они стали частью коллекции Архитектурной библиотеки и изящных искусств Эйвери. Так случилось, что бывший директор библиотеки Анджела Гирал сама эвакуировалась с гражданской войны. В личной заметке она процитировала описание рисунков Джозефом Вайсбергером как «автобиографические страницы несохраненных дневников».
Просмотреть коллекцию можно тремя способами: через всю коллекцию; имена детей; или провинции, в которых они проживали в качестве эвакуированных. Это полезно для членов семьи, пытающихся отследить работу родственников, но тематическая классификация могла бы быть более полезной для учителей и исследователей. Щелчок мыши позволяет браузеру видеть достаточно большую версию каждого рисунка с видимыми деталями и ярким воспроизведением цветов мелков, используемых детьми.Также есть подпись с именем и (если известно) возрастом ребенка, колонией, в которую он был перемещен, и кратким описанием содержания на испанском и английском языках. Так, в № 22 поясняется: «Эта сцена показывает день эвакуации, когда, когда мы собирались сесть в поезд, мы увидели самолет, который уже стрелял, и нам пришлось отправиться в укрытие поблизости». Рисунки, нарисованные детьми в возрасте от семи до четырнадцати лет, демонстрируют значительное несоответствие между неискушенным стилем большинства и относительно сложной техникой меньшинства.Например, № 107 «Сцена войны» изображает женщину, оплакивающую своего умершего мужа, в композиции Жана-Франсуа Милле в большом долгу перед « Ангелус ».
Есть небольшой раздел, озаглавленный «О коллекции», в котором содержится немного дополнительной информации о рисунках, помимо приведенной выше. Следовательно, нам не помогают понять контекст, в котором появляются рисунки, или связь между рисунками, обстоятельствами войны и мировосприятием детей.Тем не менее, можно, например, задать вопросы о реакции детей на бомбардировки, о том, как они были эвакуированы, об их новом опыте в колониях и о различиях в том, как мальчики и девочки воспринимали войну. Для сравнения, ученым может быть полезно обратиться к более глубоким исследованиям детских рисунков в военное время, проведенным специалистом по нацистской оккупации Европы Николасом Старгардтом. По крайней мере, сайт They Still Draw Pictures дает ссылку на веб-сайт коллекции Сан-Диего.Последний воспроизводит очень энергичное вступление Олдоса Хаксли. Он отмечает художественный талант младших детей, свободных от того, что он считает мертвой рукой обучения взрослых. Он также сожалеет о грустном знакомстве детей с одним из чудес современности – самолетом, когда на них обрушились бомбы.
Короче говоря, это потенциально интересная коллекция, которая дает ребенку взгляд на войну, но с точки зрения учителя, очень мало помощи в том, как использовать ее в классе.
Николас Старгардт, «Детское искусство Холокоста», Прошлое и настоящее 161 (1998): 192–235; и Свидетели войны: жизни детей под нацистами (Лондон: Джонатан Кейп, 2005).
Известные художники виртуальной реальности воссоздают детские рисунки времен Второй мировой войны в виртуальной анимации (ВИДЕО) – RT World News
Мультимедийный проект RT #VictoryPages представляет собой серию детских рисунков «Война: Детские в VR-анимации» из коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга.Петербург в интерпретации известных художников в VR.
На протяжении многих десятилетий в Музее истории Санкт-Петербурга хранится около 700 уникальных детских рисунков, созданных во время блокады Ленинграда (8 сентября 1941 г. – 27 января 1944 г.). Эти рисунки, собранные работниками детских садов, детских домов и школ, отражают взгляд ребенка на события военного времени, раскрывая его чувства и идеи. Практически к каждому рисунку есть сопроводительный текст – рассказ ребенка о том, что он нарисовал.Педагоги часто записывали такие рассказы и вставляли их в альбомы, бережно сохраняя их как документ эпохи.
«Привет, папа!
Я отправляю вам это письмо, чтобы вы вернулись поскорее. Я все время плачу, потому что тебя нет. Я плачу сейчас, когда пишу тебе. Валечки у нас больше нет, она умерла. Мама делает квашеную капусту, выращивает свой огород. Теперь у нас все будет хорошо. Кочанная капуста выросла. Помогаю маме. Мама скучает по тебе.Дорогой папочка, пожалуйста, вернись с победой поскорее, но отправь ответ еще раньше ». – отрывок из письма Люси, шести лет, от 2 октября 1942 года.
Команда #VictoryPages решила оживить эти рисунки с помощью VR-анимации. Каждый выпуск будет посвящен новому рисунку и его интерпретации современными цифровыми художниками, которые создадут объемные иллюстрации – каждая в своем фирменном стиле.
«Виртуальное искусство и новые медиа-технологии открывают практически безграничные возможности для творчества.В наши дни на каждом крупном кинофестивале можно увидеть множество фильмов и проектов, созданных с использованием иммерсивных технологий. Нам очень приятно, что в наш проект входят такие мастера XR-арта, как Sutu, VRHUMAN, Денис Семёнов. Технологии дали нам много новых реальностей: смешанные, виртуальные, дополненные », – говорит автор Кирилл Карнович-Валуа.
Ведущий российский художник XR Денис Семёнов, известный под творческим псевдонимом Sa1ntdenis, также выступает продюсером этого сериала.
«Сюжеты детских рисунков из блокадного Ленинграда очень искренние, поэтому я даже не представлял, как с ними работать в виртуальной реальности», – говорит Семёнов.«Я просмотрел весь альбом и отобрал 20 работ, подходящих для виртуальной анимации. Тогда я решил попросить художников из разных стран изобразить свое видение этой темы ».
Денис ранее был режиссером и продюсером VR-проекта «Уроки Освенцима», в настоящее время номинирован на три премии Webby Awards в категории «Видео – иммерсивная и смешанная реальность» за анимацию, новости и объемное видео.
Я счастлив работать над этим проектом VR с некоторыми из моих любимых художников VR! Мы адаптируем детские рисунки времен Второй мировой войны в иммерсивные виртуальные скетчи.Дело в том, что детям в то время приходилось продолжать ходить в школу во время войны, они рисовали то, что видели. https://t.co/bLi08mlmut
– 𝖘𝖚𝖙𝖚 (@sutu_eats_flies) 17 февраля 2020 г.
Другой художник в серии – Стюарт Кэмпбелл из Австралии, известный под творческим псевдонимом Суту ест мух. Он работал со студиями и брендами, такими как Disney, Marvel, Google, а также над проектами VR для таких фильмов, как «Доктор Стрэндж» и «Первый игрок, готовься».
«Несмотря на то, что иллюстрации детские, они захватывают Грубая напряженность, летящие над головой военные корабли, взрывающиеся бомбы, опустошенный ландшафт.Совершенно очевидно, что последствия войны оказали очень внутреннее воздействие на детей », – говорит Стюарт Кэмпбелл о своем участии в проекте.
«Реконструируя миры детского воображения, я надеюсь по-новому взглянуть на влияние войны на ребенка», – добавляет Кэмпбелл.
В проекте также участвует художник из Германии Владимир Ильич, известный под творческим псевдонимом VRHUMAN. Он работал с такими брендами, как Google, Samsung, Sony Pictures и Microsoft.
«Детское зрение – это один из самых близких нам объективов, чтобы увидеть реальность такой, какая она есть. «Видеть и интерпретировать детский рисунок в виртуальной реальности – это, возможно, самая чистая форма искусства, которую мы, люди, можем испытать», – говорит Ильич.
Рози Саммерс – четвертый художник-участник, работающий в XR Games, которая недавно выпустила Angry Birds Movie 2 VR: Under Pressure для PlayStation VR.
#VictoryPages был запущен RT в пяти социальных сетях в январе в честь приближающейся 75-й годовщины окончания Второй мировой войны.Он вступает в завершающую стадию и продлится до мая 2020 года.
Интернет-выставки библиотек Колумбийского университета
Во время гражданской войны в Испании (1936-1939) детей были эвакуированы из зон боевых действий в «колонии» в условиях отсутствия войны. области Испании и на юге Франции. Рисунки этих детей – в основном в возрасте от семи до четырнадцати лет – были собраны со всей Испании совместными усилиями Испанского совета по образованию и Испанского института Карнеги.Большая группа была собрана Джозефом А. Вайсбергером в начале 1938 года и доставлена в Соединенные Штаты от имени Испанской ассоциации защиты детей Американского комитета службы друзей (AFSC – «квакеры»). Они использовались AFSC как средство информирования о тяжелом положении детей и сбора средств для дальнейшей эвакуации и другой помощи. Более 850 этих рисунков были обнаружены в различных местах. Колумбия получила 153 изображения, представленные здесь в 1938 году, по завещанию, и они стали частью коллекции Архитектурной и изобразительной библиотеки Эйвери в 1977 году.
Анджела Гирал, бывший директор библиотеки Эйвери, выступала за проект по размещению этих рисунков в Интернете и обращению к тем, кто мог пострадать в результате массовых переселений. Она объясняет свою личную связь с этими рисунками:
Я тоже был эвакуирован из зоны боевых действий примерно в то же время, когда эти рисунки были сделаны в детских колониях. Мне повезло: моя семья эвакуировала меня к бабушке и дедушке в Алжир.В то время едва исполнилось три года, если я делал какие-то рисунки, они не сохранились. То, что я помню из более поздних лет, – это истории об одержимости моего деда рассмешить меня … Я был вечно грустным ребенком.
Джозеф Вайсбергер во введении к статье «И они все еще рисуют картинки!» называет эти рисунки «автобиографическими страницами несохраненных дневников». Некоторые из этих детей больше никогда не видели своих родителей, другие вернулись в Испанию в конце войны, некоторые уехали в изгнание, как и я, и выросли в далеких странах.Я надеюсь, что многие еще живы и готовы добавить несколько страниц к этим неполным автобиографиям, обновив их. С разрешения тех, кто пишет, я хотел бы разместить сообщения на этой же веб-странице. В любом случае собранная таким образом информация будет храниться в качестве электронного компонента архива Эйвери по “испанским детским рисункам” и может когда-нибудь также быть депонирована в архивах гражданской войны, которые сейчас собираются в Испании.
Если вы один из тех детей или родственник, который может предоставить обновленную информацию о жизни или местонахождении любого из них, я был бы очень признателен, если бы вы получили известие.
Анджела Гирал, бывший директор
Библиотека архитектуры и изящных искусств Эйвери
Колумбийский университет, MC-0301
1172 Амстердам-авеню,
Нью-Йорк, Нью-Йорк, 10027
[email protected]
Детские рисунки как доказательства военных преступлений
Книга «Дефлаграции: детские рисунки и войны взрослых», изданная Anamosa, повествует о войне в 150 детских рисунках. Книгу сопровождает выставка до 16 декабря в André Malraux médiathèque в Страсбурге.Это красивая книга, призывающая к миру.
Бесцветные трупы, горящие хижины, колонны беженцев, бомбежки, страх и печаль. 150 рисунков, составленных Зераном Жирардо, рассказывают о войне глазами детей. В книге «Déflagrations, dessins d’enfants, guerre d’adultes», изданной Anamosa, воспроизводятся вековые рисунки детей во время войны, работы молодых свидетелей от Первой мировой войны до конфликта в Сирии. «Эти рисунки позволяют нам на мгновение расположиться вне недифференцированного потока образов вокруг нас», – пишет координатор проекта Зеран Жирардо.«Это как противоядие от безразличия привычки, которое в конечном итоге превращает ужасы в фоновый шум или далекую выдумку. Это помогает нам держать глаза открытыми, не забывать, продолжать осознавать и не обезболивать эмоции ».
За этими рисунками, а иногда и с подписями скрываются эмоции, как, например, чеченский ребенок, который спрашивает: «Дед Мороз доберется до нас или его остановят на блок-посту?» Эти рисунки детей от 5 до 17 лет раскрывают сотни рассказов об одной и той же истории, дополненных вкладом художников, психологов, журналистов и юристов.Франсуаза Эритье, антрополог, умершая 15 ноября в Париже, написала один из своих последних текстов. Она говорит об «оглушительной тишине», изображенной на этих рисунках. «Они видели, они бежали, они прятались, и они пытались молчать, чтобы не привлекать внимания, но они слышали весь шум» войны, – пишет она. Прошлый век дал нам Устав ООН, Женевские конвенции и Конвенцию о защите детей в вооруженных конфликтах. Но обещание «никогда больше» не было выполнено, и эти рисунки напоминают нам об этом.По словам Франсуа Эритье, они олицетворяют «всеобщее насилие», и «в этих свидетельствах ничего не предполагается».
Один из детских рисунковВ 2007 году организация «Ведение мира» направила в прокуратуру Международного уголовного суда (МУС) 500 детских рисунков, которые были включены в качестве контекстуальных доказательств в дело Дарфура. Юрист Оливье Берко, профессор Университета Сан-Франциско и бывший следователь группы по чрезвычайным ситуациям Human Rights Watch (HRW), рассказал JusticeInfo, как в 2005 году он был поражен убедительностью рисунков суданских детей-беженцев в лагерях Чада. .
Оливье Берко: Я пошел с доктором Хьюман Райтс Вотч, чтобы собрать свидетельства того, что происходило в Дарфуре. Детей было много, и они были рады видеть гостей. Так что это был своего рода праздник, но у нас возникли проблемы с разговором со взрослыми. Чтобы дети успокоились, мы дали им бумагу и мелки. Мы их ни о чем не просили, но они начали рисовать самые удивительные, очень точные изображения войны. В них мы могли видеть нападения на города, прибытие «джанджавид» [проправительственное ополчение в Дарфур], взрывы, убийства и даже изображения изнасилований.Мы повторили этот эксперимент в других лагерях беженцев и собрали сотни рисунков. Затем мы спросили учителей – дарфурских учителей, работающих в школах ЮНИСЕФ в лагерях беженцев, – есть ли у них еще такие рисунки. Они показали нам школьные учебники, полные ими. Они сказали: «Возьми их и расскажи миру, через что мы прошли». Это было совсем не то, что мы намеревались сделать, но внезапно мы почувствовали себя обязанными этим детям.
JusticeInfo: Вы сразу же подумали, что эти рисунки могут быть доказательствами в суде?
Изначально я не думал о судебном аспекте, но этот первый рисунок запомню на всю жизнь.Я видел, как этот ребенок рисует джанджавид, и был полностью очарован. Это было именно то, что я знал о «джанджавид». Фото и видео этого ополчения очень мало. Вначале я не думал, что этот рисунок может быть использован судом. Я не думал так далеко, я только подумал, что это хорошо согласуется с тем, что я знал. Я проработал несколько лет в Дарфуре и хорошо понимал, что происходит. Мы уже опросили сотни пострадавших, у нас также были аэрофотоснимки, но не было визуальных изображений.Мы можем быть там до или после события, но никого нет, когда происходят преступления. И внезапно у нас появилось это визуальное представление преступлений. И только потом мы подумали, что рисунки могут быть доказательствами в суде. А потом пришло решение Международного уголовного суда.
Чему мы учимся из этих детских рисунков?
Работа такой организации, как HRW, состоит в том, чтобы установить методы работы. Днями и месяцами мы слушаем жертв.Если в конце моей миссии у меня есть свидетельства, показывающие, что в тот день деревни были атакованы, авиация начала бомбардировку, солдаты прибыли пешком, за ними следовали джанджавид, если у меня есть от 80 до 100 показаний, которые говорят то же самое, тогда я могу начать устанавливать факты. В Дарфуре все дети говорят карандашами одно и то же. Их рисунки, очевидно, не совпадают, но они показывают одинаковый способ работы. И оттуда, да, они могут стать доказательствами.
Трудно ли собрать такие свидетельства?
Когда вы собираете свидетельства взрослых, людей, подвергшихся пыткам или чьи родственники были убиты, иногда бывает сложно.Они описывают очень сложные ситуации, иногда начинают кричать или плакать. С детьми дело обстоит иначе. Дети радостны или спокойны, но травма в прошлом. Я помню девочку, очень юную, возможно, еще не шестилетнего. Она нарисовала женщину с красным лицом, лежащую на земле. Она сказала мне, что эта женщина мертва. Я спросил ее, почему лицо было красным, и она посмотрела на меня, как на глупца. «Потому что они выстрелили ей в голову», – сказала она. Ей было шесть лет, и она сказала это естественно и спокойно.Я не знаю, с какой травмой она выросла.
Детские рисункиКогда смотришь эту книгу, поражаешься четкости сцен войны и выражения чувств. Вы можете объяснить?
Некоторые рисунки из Дарфура очень простые, но отражают множество ситуаций. Бегство и паника представлены растопыренными пальцами, волосами, вставшими дыбом, ртами, застывшими в выражениях ужаса. На многих рисунках Дарфура изображены бесцветные люди, которые умерли.Мертвые окрашены в серый цвет, а живые – в цвете. Некоторые рисунки играют на пропорциях, чтобы что-то выразить. Эти рисунки поражают своей точностью. Если вы сравните детские рисунки оружия с фотографиями этого оружия, вы увидите это. Дети рисуют по-разному Туполев, используемый суданской армией, и истребитель МИГ. Рисуют вертолеты в военном камуфляже. Они не рисуют М16 американского производства, как Калачников, это очень ясно. В «Калачникове» есть магазин в форме запятой.У вооруженной машины и танка не одинаковые гусеницы и не одинаковое количество колес, что очевидно на детском рисунке. Они запечатлевают эти вещи своими глазами, и точность их потрясающая.
«Дефлаграции» – это сборник, охватывающий более ста лет войны. Видите ли вы что-то общее во всех этих рисунках?
Есть сходство в том, как нарисованы солдаты и оружие, а также в атаках. Это наиболее поразительно с атаками с воздуха, без сомнения, потому что они самые страшные, особенно когда вы в детстве.Но образование тоже играет роль. Есть страны, где художественное образование не было приоритетом. Есть очень хорошие рисунки, но в них нет ни перспективы, ни плотности. Если вы посмотрите на рисунки времен Второй мировой войны во Франции, то почувствуете, что эти дети имели художественное образование. Я думаю, что есть культурное сходство. Если брать рисунки из Алжира или Ирана, они очень красочные и плотные. Рисунки из Африки намного светлее, места намного больше.В европейских рисунках используется перспектива, за ними стоит целая школа обучения. В стилях есть согласованность.
Музей снов
В статье под названием «Теория родительско-младенческих отношений» Винникотт позже добавил открытие, что свидетельство детей о чрезвычайной травме и войне воспринималось как знакомое, потому что дети рождаются с первичной тревогой. что взрослые причинят им вред, внутренне опасаясь, что взрослые бросят их, оставят их на произвол судьбы.Небрежное замечание Фатимы после того, как ребенок спустился в море: «Я впервые видел что-то подобное», включает в себя то, что Винникотт описывает как главную катастрофу младенца – его уронили. Для Фатимы наблюдение за тем, как ребенок ныряет в море, и сон о ее собственном катастрофическом падении можно понимать как «подтверждение, а не новый опыт», если воспользоваться словами Адама Филлипса. Фатима интуитивно понимает, что дети склонны к тому, чтобы их бросали взрослые и заботы взрослых.По этой причине психоаналитики полагали, что угроза войны близка внутреннему миру детей и что через детей они могут больше узнать о психосоциальном аппарате войны взрослых.
Несмотря на важные новости, которые мечта ребенка приносит миру, в целом взрослое сообщество отказывается уделять внимание своим кошмарам войны. В сновидениях хранится опыт детей, переживающих травматическую историю, отданную на милость взрослых, которым доверена их забота. Ребенок видит сны, потому что после его рождения мир представляет для него угрозу неизвестного, страшного, немыслимого, а также потенциал новизны и возможного.Сновидения – это умственный механизм, с помощью которого мы мыслим себя миром других. Детские сны повсеместно передают и пророчат мрачное сообщение об их непростых отношениях со взрослыми и внешним миром, а также об их страхах, что и то, и другое может причинить им вред. Возможно, поэтому для взрослых детские мечты – это слишком много.
Пока взрослые возятся, пытаясь защитить и оградить своих детей от реального содержания и последствий истории, убийств, массового насилия и разрушений, дети воспринимают войну лично.Они берут на себя и принимают мировые катастрофы, часто с небольшим символическим пространством, чтобы озвучить невообразимые действия, которые они переживают, свидетелями, берут на себя ответственность и держат внутри. Дети чувствуют, что они являются причиной и целью конфликтов взрослых, и у них нет другого выхода, кроме как мечтать, рисовать, уходить в тишину и защищать свой потрясенный внутренний мир. Для детей младшего возраста сны служат убежищем для экстремальных переживаний жестокого обращения и насилия и более ужасного содержания социального мира.И все же, как родители, взрослые, учителя и специалисты по оказанию помощи, мы слишком часто недооцениваем значительную ценность плохих снов детей. Возможно, мы слишком хорошо осознаем мрачные обвинения, которые предъявляют нам детские кошмары, – социальные обиды, которые нельзя объяснить иначе. Поскольку все мы когда-то были детьми с кошмарами, мы все еще можем быть слишком близки к жестокой правде о том, что чувствуем себя уязвимыми во власти взрослых, отвечающих за большой страшный мир.
Детские сны – как хорошие, так и плохие – пугающе говорят о злодеяниях, которые дети воображают себе взрослыми.Когда дети говорят о монстрах, пугалах, существах, прячущихся под кроватью, эти дикие твари, овладевшие их страхами, слишком легко отвергаются как нереальные – как просто сон. Но что происходит, когда эти сны не выдуманы, когда взрослые совершают злые поступки в отношении детей или при полном их свидетеле? Что происходит со сном, содержание которого реально – сновидениями, свидетельствующими о том, что их похитили у родителей, подвергли сексуальному нападению ночью, убил незнакомец, бросили на пороге, разбомбил враг или сбросили с лодки? Можем ли мы позволить так легко отбросить эти мечты, указав наихудшие акты социальной и политической жизни? Поскольку ночное видение Фатимы предполагает, что некоторые сны слишком фантастичны, чтобы в них можно было поверить, но слишком правдивы, чтобы быть выдумкой.
Эстетически фильм Веннмана связан с работой сновидений, в которой Фатима оплакивает мертвого ребенка, мертвую девушку, мертвое «я», выпавшее из существования в мире, сошедшем с ума. Детский рисунок сильно оживляет эмоциональную ситуацию. Веннман убедительно демонстрирует, что мечта ребенка свидетельствует о влиянии насилия на ее способность думать, играть, действовать и быть. Фрагмент истории Фатимы трудно переварить, и тем не менее, это история в создании себя, в действительности, мира, согласно Филлипсу: «Работа сновидения – процесс внутренней трансформации – это создание истории», – пишет он в Обещания, обещания. Предоставляя социальный форум для его секретных движущихся частей, Веннман учит нас, что нам было бы хорошо, если бы мы внимательно прислушивались к сновидениям ребенка. Этот небольшой фильм дает представление о войне и ее влиянии на жизнь детей, которые подвергаются невообразимому насилию, превышающему способность речи.
В своей книге « Игра и реальность » Винникотт утверждает, что «если ребенка не держать на руках, он будет бесконечно падать». Фильм Веннмана является свидетелем этого кошмара, а также обещания мечты Фатимы уберечь ее от бесконечного падения в бездну безнадежного моря.Миллионы детей, которые в настоящее время страдают от насилия, жестокого обращения, пренебрежения, массовой деградации и войны, беспрецедентны. В такие времена взрослое сообщество, социальная и, в конечном итоге, материнская среда бросают ребенка. Если большинство детей преодолеют этот инфантильный страх, дети, затронутые войной, вернутся в невообразимую агонию ребенка, выпадающую из времени и места, из безопасных рук и убежища своих родителей и человеческого существования. Когда дети мечтают о войне, опыт несет в себе желание безопасности, удержания, заботы и свободы.Эти последние элементы, если они еще не являются собственно политическими, говорят нам кое-что о значении сновидения для нашего понимания потребностей ребенка – действительно, наших потребностей, и не только во время войны.
После того, как бойня в Сирии, наконец, закончится, ее влияние останется в воображаемой жизни таких детей, как Фатима.