Рисунки прялки карандашом – Как нарисовать прялку?

Картинки про прялку (28 фото) ⭐ Забавник

Прялка — это специальный предмет, при помощи которого в старину из пуха или шерсти пряли нитки. Такая пряжа очень ценная, обладает особыми целебными свойствами, теплая и качественная. Но в наше время есть и механические прялки. Они тоже представлены на картинках. Смотрим.

Старинные прялки.

Две прялки.

 

Прялка крупным планом.

Как выглядит прялка.

Прялка у стены.

Красная прялка.

 

 

Рисунок прялки.

 

 

Очень старая прялка.

 

Прялка с ниткой.

Три старые прялки.

Прялка с орнаментом.

Как выглядят прялки.

 

Раскраски прялок.

 

Катушка с прялки.

Бабушка прядет пряжу.

 

 

Фото прялки крупным планом.

Прялка электрическая.

Прялки старинные.

Ваша оценка очень важна: Загрузка...

zabavnik.club

"Мы рисуем русскую прялку — выполнение эскиза декоративного украшения русской народной прялки"

1. Мотивация.
Целепологание.

 

 

 

 

 

 

 

2. Организационно-деятельный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа

 

 

 

 

 


Релаксация

 

 

 

 

3. Контрольно-оценочный.

 

 

 

 

 

 

4. Рефлексия.

 

 

 

 

 


5. Домашнее задание.

Учитель читает эпиграф на доске. Обращает внимание учащихся на оформление кабинета (таблицы с расписными и резными прялками).

Предлагает серию вопросов:
Какова же цель нашего урока?
О чём мы сегодня узнаем?
Что будем учиться делать?
Что нам для этого потребуется?

 

 

 

 

Беседа о красоте русской прялки.

Справочный материал. Приложение №1. Типы прялок, бытовые мотивы декоративной росписи. Художественная ценность прялок.

Изготовление прялок:
- выбор и создание форм её украшения,
- роспись,
- технология прядения.

Цветовая гамма изделия.

Предлагает вопросы:
- Какие цвета выбрал художник для украшения изделия?

(Красный, жёлтый, немного чёрного).

- Почему он выбрал именно эти цвета? (Это цвета тёплой гаммы, они яркие. Цвета связаны с теми явлениями природы, которые дают тепло, например - солнце, огонь. Эти цвета заставляют радоваться того, кто смотрит на прялку).

Обращение к традициям и обрядам.

- Давайте посмотрим, что же на ней изобразил художник?

(Птица, растения, конь).

 

 

 


Знакомит с условиями изображения, выбором цветового фона.

Приложение № 2.

Объясняет учебное задание. Изображает на доске.

Включает музыкальные фрагменты народных песен.

 

 

 

Проведение динамической паузы.

 

 

 

 

- Защита проектов.
- Кроссворд. Приложение № 3.

- Игра-экскурсия “В гостях у народных мастеров”.
Приложение № 4.

 

 

 

Ваше мнение?

! Было интересно.

? Вызвал(о) много вопросов.

***Я не принимал активное участие.

---Было не интересно.

Слушают.
Смотрят.

Высказывают своё мнение.

 

 

 

 

 

 

Слушают.
Смотрят, отвечают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смотрят, называют изображённые персонажи,объяснение каждому символу на основе языческих представлений.

 

 

 

 

 

Изображают, составляют декоративно-сюжетные композиции.

 

 

 

 

 

Выполняют упражнения.

 

 

Защищают.

Разгадывают кроссворд.

Играют, закрепляют знания о народных промыслах, совершенствуют зритель ную память.

 

 

Изображают.

 

 

 

 

 


Сделать подборку материала.

urok.1sept.ru

Старинные Прялки, как произведения искуства

Пожалуй, ни одно орудие крестьянского труда не украшалось так многообразно, любовно, как прялка. Дух захватывает от силы народной фантазии и искусства, когда видишь резные, инкрустированные (даже зеркальцами!) расписные (даже по торцам!), гребневые, теремковые, светлые и темные, детские и взрослые прялки, прялицы, пресницы всех уголков России!

Конечно, такой затейливый предмет не только украшал крестьянскую избу, но и согревал душу неутомимой пряхе, в полном смысле скрашивал бесконечный монотонный труд.
Прялка была ценным подарком: отец дарил ее дочери, жених – невесте, муж – жене. В некоторых местах, по обычаю, жених должен был изготовить прялку собственноручно, а старую родительскую сломать в знак помолвки.

 

 

Многие прялки в добавление к росписям содержали дарственные надписи типа «Кого люблю того дарю», советы, поучения: » Пряди, прялку береги, за отца бога моли». Или вот такое: «Пряди, моя пряха, пряди нелениса» или тут же можно было прочесть лукавый ответ: «Я бы рада пряла, меня в гости звали» (орфография сохранена).

 

 

Почти все  народные росписи по дереву пришли к нам с прялок.
Надо сказать, что прялочные поверхности не так уж и простые: и «башенки» сверху, и «серьги внизу, и бока резные, и стояк с «яблоком».

Грязовецкие прялки

Именно эта обманчивость подводит многих начинающих художников. Особенно, если стараются повторить какой -нибудь образец росписи, взятой из книжной иллюстрации – фрагмента. Эта «точная копия», перенесенная на доску, часто становится чуть ли не пародией.
И все потому, что горе-художник не видел всего образца. Поэтому очень важно посещать музеи и выставки, осматривать предметы со всех сторон.

Это, кстати, поможет и тем, кто судит народное искусство как в некотором роде примитивное, неаккуратное, небрежное и тем самым прощает эти огрехи себе. Когда видишь большую поверхность прялки в натуре, во всех ракурсах, то мыслей о неточностях и небрежностях уже не возникает, а восхищенно думаешь:»Дорасти бы до такой простоты!»

А сейчас познакомимся с устройством прялок.

Они были двух типов: с гребнем и с лопастью.

Гребневые бытовали в центральных, южнорусских губерниях и в Поволжье. А с лопастями – на Севере, а также в центральных губерниях, на Урале, в Сибири, на Алтае.
«На осине сижу, сквозь клену гляжу, березу трясу» – эта старинная русская загадка о прялке полностью описывает, из чего она была сделана.

Прялки. Кистевая роспись

Донца вырезали из осины или липы, гребень делали из твердых пород, чаще всего из клена, ну а веретено было березовым.

Прялки 19 века. Вологодская область

Прялки-гребни были разборные и состояли из двух деталей, самого гребня и донца (гузно, подгузок, дно) куда он вставлялся.

На нижней Вычегде существовала иная роспись. На лопасти прялок по киноварному, или ярко-синему фону наносился сложный растительный орнамент в виде букетов роз с пышными распустившимися цветами и зеленой листвой. Растительные мотивы наносились красным, голубым, желтым цветом с тонировкой более светлых тонов и контурной черной обводкой некоторых деталей.

Как раз такими и были городецкие прялки со знаменитыми расписными донцами.
Кажется, зачем же было так стараться над росписью, которая никому не будет видна под сидящей пряхой? Ан нет, представьте только, до чего же было красиво такое украшение (картина!) на бревенчатых стенах избы, куда его вешали, пока пряха бездействовала!

Прялки с лопастью – лопаской, личиной, головкой, пером – по-разному называли верхнюю часть таких прялок – были разборными или, что встречается чаще, сделанными из цельного куска сосны или ели с корневищем так, чтобы сразу получался и подгузок, и лопаска. Поэтому такие прялки назывались «копылками», «корневухими».

Прядение и ткачество были самыми трудоемкими из всех видов работ, падавших на плечи крестьянки. Почти пять месяцев в году, с ноября по март, проводила она за прялкой.

«В избушке, распевая, дева
Прядет, и, зимних друг ночей,
Трещит лучинка перед ней» -

Писал Александр Сергеевич Пушкин.

Работа пряхи часто продолжалась за полночь, и приходилось пользоваться лучиной, вставив ее в светец, рядом с которым (в противопожарных целях) стояла бочка с водой. На лавку рядом ставили лукошко с клюквой. Потому что кислая клюква способствовала выделению слюны, которой пряха время от времени смачивала нить.

«Ручное прядение было очень медленным. Обработанное льняное волокно – кудель – привязывалось к верхней части прялки – лопасти, а на сиденье прялки – донце, установленное на лавке, садилась пряха и левой рукой осторожно вытягивала из кудели нить, скручивая ее при помощи веретена. Сколько нужно было ловкости и терпения, чтобы нить получилась тонкой, ровной и прочной: чуть потянешь, сильнее – она оборвется, а чуть слабее – будет слишком толстой или неровной. Вытянув нить достаточной длины, пряха сматывала ее на веретено, и повторяла всю операцию сначала. Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день не более трехсот метров пряжи. А чтобы получилось хотя бы 15 метров ткани, нужно было изготовить не менее 20 тыс. метров пряжи!

Поэтому прясть и готовить себе приданое девушка начинала уже с 6 – 8 лет.
Веретена с напряденными нитками – мочками пряхи складывали в специальную коробку – мочесник. Стенки его были расписаны также нарядно, как и сама прялка. С мочесниками и прялками девушки ходили на посиделки, или супрядки, – веселые вечеринки. Там девушки усаживались на лавки, начинали прясть, затягивали песни. Вскоре в избу приходили и парни. Изба быстро заполнялась народом, работа чередовалась пением, играми и плясками (см. рис.). Красивая прялка была гордостью владелицы. Она несла ее на вечеринку, держа за ножку, так, чтобы все видели резной или расписной наряд прялки.

 

Интересно, что из многих сотен прялок, хранящихся нынче в наших музеях, ни одна не повторяет другую. Так и кажется, что каждая прялка наделена своими индивидуальными чертами, имеет свой неповторимый характер.
Типы прялок сложились в далекие времена. На каждой сравнительно небольшой территории была своя форма прялки, свои приемы украшения.
Прялки Русского Севера (Вологодская, Архангельская области) славились своей резьбой и росписью. В узорах повторялись древние символы солнца, звезд, земли, водной стихии – круги, квадраты, ромбы, зубчатые и прямые линии.

 

вычегда

Пряла лен, пряла лен,
Да льняное волокно.
Приходи ко мне, миленочек,
С тальянкой под окно».
Частушка, Холмолгорский район.
Росписи Северной Двины и Мезени.

Народные росписи, рожденные на берегах рек Северной Двины и Мезени, – яркое и самобытное искусство. Эти школы народного мастерства возникли в Х1Х в. Северодвинская роспись объединяет несколько крупных центров. Среди них особенно выделяются росписи пермогорская, ракульская, борецкая. Еще одна очень интересная роспись архангельского края – мезенская.

 

северодвинская прялка

северодвинская прялка

Круг бытовых предметов, которые украшала и преображала роспись, был очень широк: ковши, скобкари, блюда, солоницы, туеса, набирухи, короба, сундуки, люльки, санки и многое другое. Особенно славились богатством и разнообразием росписи прялки. Декор каждой вещи индивидуален, расположение орнамента подчинено форме предмета. Обычные предметы крестьянского быта роспись превращала в подлинные произведения искусства.
Основу пермогорской, ракульской и борецкой росписи составляют растительные мотивы, а для мезенской росписи кроме растительных элементов характерны геометрические орнаменты, удивительные птицы и тонконогие кони красного цвета. Во всех этих росписях основными выразительными средствами являются линия, контур и силуэт, а цвет дополняет изображения.

Очевидно, что все виды северодвинской росписи уходят своими корнями в древнерусское искусство: монументальную живопись, иконопись, миниатюру и орнаментику книг. Народные мастера многие приемы и мотивы книжной миниатюры перенесли в роспись.

Очень близки миниатюрам манера изображения одежды персонажей, колорит, простота и лаконичность рисунка. Многие композиционные приемы тоже взяты из книжной миниатюры и иконописи: повествовательность, соединение в одной композиции разновременных сцен и др.

 

Вологодская область

Ведущая тема северодвинской росписи – это опоэтизированная жизнь народа и родной природы.

Вологодская область

Ярославль-Столбчатые прялки

Вологодская область

северодвинские прялки

Две вепсские прялки из Бабаевского района, датируемые концом XIX – началом XX веков

 

Еще 80 видов старинных прялок, и интересный экскурс, можно посмотреть в источнике. Продолжние смотри здесь: Старинные Прялки, как произведения искуства

 

 

subscribe.ru

Декоративно-прикладное народное творчество. Рисование прялки - ИЗО - НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА - МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Цели. Познакомить детей с назначением и украшением прялки; развивать воображение детей; формировать умение передавать в рисунке праздничное настроение.

Оборудование. Иллюстрации с прялками; выставка предметов, сделанных из дерева.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Учитель. Ребята, сегодня вы принесли из дома предметы, сделанные из дерева. Давайте определим, для каких целей они предназначены.

Работа с выставкой предметов.

– А теперь скажите, что это за предмет и с какой целью его использовали люди.

Учитель показывает иллюстрацию прялки.

Дети. Это прялка.

У. Да, это прялка. Об этом предмете и пойдет речь сегодня на уроке.

III. Знакомство с новым материалом

У. Прялка была верной спутницей русской крестьянки на протяжении всей ее жизни.
Ручное прядение было очень медленным. Обработанное льняное волокно – кудель – привязывалось к верхней части прялки, донце устанавливалось на лавке. Садилась пряха и левой рукой осторожно вытягивала из кудели нить, скручивая ее пальцами. Вытянув нить достаточной длины, пряха сматывала ее на веретено и повторяла всю операцию сначала.

Веретено!
Жужжит и кружится оно,
Нитку сучит,
Об пол стучит.

(Э. Котляр)

– Веретена с напряденными нитками – мочками – пряхи складывали в специальную коробку – мочесник. Стенки ее были расписаны так же нарядно, как и сами прялки. С мочесниками и прялками девушки ходили на посиделки. Красивая прялка была гордостью владелицы. Она несла ее на вечеринку, держа за ножку так, чтобы все видели резной или расписной наряд прялки. На посиделках девушки усаживались на лавки, начинали прясть, затягивали песни, частушки.

В избушке, распевая, дева
Прядет, и, зимних друг ночей,
Трещит лучина перед ней.

(А.С. Пушкин)

– Вскоре в избу приходили парни. Изба быстро заполнялась народом. Работа чередовалась с пением, играми и плясками.
На доске я записала одну частушку. Давайте ее прочитаем и попробуем спеть:

Пряла лен, пряла лен,
Да льняное волокно.
Приходи ко мне, миленочек,
С тальянкой под окно.

– Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства. Посмотрите, какой резьбой и росписью их украшали.

Учитель показывает роспись прялок.

– Часто прялка была ценным подарком. Жених дарил прялку невесте, отец – дочери, муж – жене. Красивая прялка передавалась по наследству от матери к дочери, от бабушки к внучке.
В некоторых местах по обычаю жених должен был изготовить прялку собственноручно, а старую родительскую сломать в знак помолвки.
Многие прялки в добавление к росписям содержали советы, дарственные надписи типа: «Кого люблю, тому дарю», поучения: «Пряди, прялку береги, за отца Бога моли».

IV. Самостоятельная работа

У. А теперь вы попробуете нарисовать прялку и раскрасить по своему замыслу (показ образца рисунка). Выбор украшений и цветов свободный.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

1. Расположите лист вертикально. Проведите вертикальную черту. Отметьте высоту и ширину элементов прялки.
2.  Легкими линиями наметьте контуры прялки.
3. Прорисуйте мелкие элементы прялки.
4.  Нанесите придуманный вами рисунок и раскрасьте прялку яркими красками.


Дети поэтапно выполняют работу.

V. Итог урока

zvonoknaurok.ru

Конструкция, декор предметов народного быта

Разделы: МХК и ИЗО


Цели и задачи:

  • Развивать эстетический и художественный вкус, ассоциативно - образное мышление, творческую и познавательную активность, трудолюбие, аккуратность.
  • Уметь передавать единство формы и декора.
  • Формировать навыки работы с художественной росписью, навыки работы в стиле русских народных промыслов.
  • Воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества, уважительное отношение к своим древним корням, памяти предков.

План урока

1. Организационный момент - 1 - 2 мин.

2. Сообщение темы и задач урока - 2 мин.

3. Объяснение материала -9 мин.

4. Закрепление (проверочная работа) - 5 мин.

5. Практическая работа - 22 мин.

5. Домашнее задание -2 мин.

6. Подведение итогов - 3 мин.

Содержание

В низенькой светёлке огонёк горит.
Молодая пряха у окна сидит.
Молода, красива, карие глаза,
По плечам развита русая коса
(русская народная песня)

1. Объяснение материала

Прялка - предмет народного быта, орудие труда на котором пряли нитки.

Прялка сопровождала девушку от рождения до замужества. Прядением, как правило, занимались девушки. К моменту достижения совершеннолетия они полностью осваивали это мастерство и становились искусными прядильщицами, что, по народным представлениям, предсказывало счастливую любовь и замужество. через Прялку передавали новорожденную крестной матери; клали Прялку в колыбель девочки. Личную, подписанную Прялку не давали взаймы, иначе, как считали в Полесье, будет пожар или погибнут пчелы. На Русском Севере парень, написавший на Прялке девушки свое имя, обязан был на ней жениться. Обычно жених дарил девушке новую, сделанную и украшенную своими руками Прялку.

Без прялки невозможно представить быт русского человека, Прялка была и орудием и оберегом. При помощи прялки получали нити, которые затем использовали для изготовления одежды.

Тема нашего урока сегодня посвящается конструкции и декору предметов народного быта. На примере прялки мы рассмотрим, как наши предки изготавливали и украшали столь необходимый в быту предмет.

Прялки.ppt - презентация, содержащая иллюстративный материал, сопровождающий объяснение темы урока.

Музыкальное сопровождение.

Ручная Прялка состоящая из вертикальной части, куда привязывается кудель горизонтальной (донце), где сидит пряха. Вертикальная часть состояла из лопатки и шейки (ножки). Прялку, особенно лопатку, часто украшали и расписывали. Выделяют два вида прялок по конструкции: цельные (делались из корня и ствола березы или ели) и составные (состояла из двух деталей горизонтальной и вертикальной). Горизонтальная часть прялки называется донце.

Основные элементы прялки:

  • Городки
  • Лопасть
  • Серьги
  • Ножка
  • Донце

Существует множество пословиц и поговорок о прядении, которые подчёркивают значимость этого ремесла:

  • У ленивой пряхи и про себя нет рубахи
  • Прялка не Бог, а рубаху дает
  • Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом
  • Не ленись прясть, хорошо оденешься

Прядение продолжалось весь осенне-зимний период, прерываясь лишь на рождественские праздники. В последний день масленицы женщины, празднуя окончание прядения, катались с ледяной горы на донцах прялок, при этом считалось, что чем дальше они проедут, тем длиннее уродится лён.

"Сия прялица изрядна,
Хозяюшка обрядна."
Надпись на прялке

Ни одно орудие крестьянского труда не украшалось так многообразно, любовно, как прялка. Дух захватывает от силы народной фантазии и искусства, когда видишь резные, инкрустированные (даже зеркальцами!) расписные (даже по торцам!), гребневые, теремковые, светлые и темные, детские и взрослые прялки всех уголков России!
Конечно, такой затейливый предмет не только украшал крестьянскую избу, но и согревал душу неутомимой пряхе, в полном смысле скрашивал бесконечный монотонный труд. Многие прялки в добавление к росписям содержали дарственные надписи типа "Кого люблю того дарю", советы, поучения: " Пряди, прялку береги, за отца бога моли". Или вот такое: "Пряди, моя пряха, пряди нелениса" или тут же можно было прочесть лукавый ответ: "Я бы рада пряла, меня в гости звали".
Народные росписи, рожденные на берегах рек Северной Двины и Мезени, - яркое и самобытное искусство. Эти школы народного мастерства возникли в Х1Х в. Почти все русские народные росписи по дереву пришли к нам с прялок.

2. Закрепрение

Учащимся предлагается назвать основные элементы прялки, а затем подписать на карточках.

(см. приложение 1)

Назовите основные элементы прялки

3. Практическая работа

1. Выполнение эскиза донца прялки из картона по бумажному шаблону.

2. Выполнение эскизов элементов росписи прялки на цветной бумаге фломастерами.

3. Наклеивание элементов росписи на картонную основу.

4. Домашнее задание

Завершить работу по выполнению эскиза донца прялки

5. Подведении итогов

Анализ проделанной работы учащимися. Выставление оценок. Завершение урока.

Образец выполнения задания

3.05.2009

Поделиться страницей:

urok.1sept.ru

Рисование и живопись - ИЗО 5 класс Тема Конструкция и декор предметов народного быта Русская прялка По программе БМ Неменс

1.

2. Набросок прялки. Ученица 5 класса - Люба.

3. Все картинки, творческие поделки ученики складывают в творческую папку (папка с файлами). Это папка Любы. 4. Работы Ярослава, ученика 5 класса. 5. Ярослав поведал на уроке очень увлекательную информацию: число городков показывает на количество малышей в доме. Это он вызнал в музее. 6. Шаблоны прялок нам очень понадобились на уроке. Взяла отсюда: http://sheptalinao.ucoz.ru/publ/otkrytye_uroki/otkrytye_uroki/russkaja_p... 7. Домашнее задание Ярослава. (Было надо придумать образное решение рукоятей ковшей - черпаков и наливаек). 8. Домашнее задание Любы. На данный момент трудно представить, сколько времени и труда необходимо было затратить, чтоб соткать один аршин холста. Нити пряли из льняных волокон, а для теплой одежки – из овечьей шерсти. Работы начинались ранешней весной: сеяли семечки льна, проросшие ростки сначала июня пололи, а в августе лен поспевал, и его выдергивали руками с корнем. Позже лен обмолачивали, а стволы выстилали: раскладывали в поле тонкими слоями и оставляли на всю осень. Вымоченные дождиками стволы становились мягче. Потом лен высушивали, мяли, трепали. Мягенькая сердцевина шла на нить.

Чтоб сделать волокно еще мягче его пару раз прочесывали гребнями. Приготовленное таким макаром волокно – кудель пряли: растягивали и скручивали в нить. Прядение начиналось осенью и длилось всю зимнюю пору. Мелкие замершие окна избы пропускали не достаточно света. Потому постоянным спутником пряхи была пылающая лучина.

Ручное прядение было очень неспешным, малопроизводительным. Чтоб приготовить для себя приданное, женщина должна была прясть и ткать с 6-8 лет. В музейных коллекциях хранятся мелкие детские прялки.

Таким макаром, прялка была верной спутницей крестьянки в протяжении всей ее жизни. Прялка была не только лишь орудием труда, да и произведением искусства: чтоб скрасить тяжкий труд, ее декорировали резьбой по дереву, цветистой росписью, а время от времени резьбой и росписью сразу. В росписи необычным образом объединились сказочность и действительность… Очень любопытно, как строится композиция росписи, как связывается она с конструкцией прялки, как согласуются цвета. Нередко прялка была подарком: жених дарил прялку жене, отец – дочери, супруг – супруге. И каждый желал сделать подарок на удовлетворенность и удивление. Здесь творческая фантазия мастера не имела границ. Прялка становилась гордостью ее владелицы, передавалась по наследию от мамы к дочери, от бабушки к внучке.

Прялки были сплошные, из корневища либо древесного ствола, составные, у каких столбик-стоячок вставлялся в донце.

Российские прялки многообразны: их различают размеры, форма лопасти, ножки декоративные декорации. На белоснежном море вырезали прялки с узкой ножкой, напоминающие собственной хрупкой формой весло; в Поволжье были всераспространены тонкие многоярусные прялки-“башенки”. В каждой области прялки отличались своими особенностями. Сколько солнечных розеток в резном декоре прялок Российского Севера! Любопытно то, что мотив солнца пронизывает не только лишь орнамент, да и саму конструкцию прялок. В высшей части это различные выступы – “городки”, обозначающие путь солнца по небосклону, в нижней части боковые выступы – “серьги” – знаки восходящего и заходящего солнца; на ножке прялки изображение ночного, подземного солнца. На поверхности лопасти прялки можно узреть изображение ромбиков либо квадратов. Это знаки земли, которая время от времени представлена сценками из жизни людей. Древнейшие образы продолжают жить в творениях

searchmasterclass.net

История прялки, русские старинные прялки – фото


«В низенькой светёлке огонёк горит,
Молодая пряха у окна сидит…»


старинные русские прялки фото

Прялки пришли к нам из далёкой древности. Это был исконно женский труд – прясть пряжу. «Пряслице» - так называлась прялка в Древней Руси. С осени до Великого Поста в «низеньких светёлках» при лучине с тихой песней пряхи сидели за своей работой до полуночи. Прялки, пришедшие к нам из далёкого прошлого, ни одна не повторяет другую. У каждой есть своя особенность. Видимо, каждая хозяйка прялки, да и хозяин, скорее всего, приложили свои усилия, выдумку и фантазию для украшения, удобства, для облегчения труда. На Руси прялки делали из клёна, осины, берёзы и липы.


современные русские прялки под старину, фото

Сначала было ручное скручивание пряжи, а затем изобрели веретено и прялку. Первоначально прялку изобрели в Древнем Риме. Пряжа от первых старинных прялок получалась разной по качеству и толщине. Это зависело от породы овец, в какой период времени года была пострижена овца и от многих других факторов. Как выполнялся весь процесс прядения? Правой рукой приводили в движение большое колесо, а левой рукой вытягивали прядь и подносили к веретену. В зависимости от угла наклона пряди к веретену происходило закручивание или наматывание пряди.


Красивая девушка с прялкой фото

Прядением занимались женщины, а вот усовершенствование и изобретение – это было занятие мужчин. В 1530 году Юргенс из Брауншвейга изобрёл прялку с ножным приводом, при котором обе руки могли заниматься пряжей. Прялку стали называть самопрялкой. Она позволяла сделать вытягивание, скручивание и наматывание нити. Последние две операции были в какой-то степени механизированы, но всё-таки вручную приходилось делать частичное закручивание. И только в 1735 году Джон Уайт, по профессии механик, изобрёл вытяжной механизм, состоящий из двух вытяжных валиков, которые, наконец, заменили руки женщины. Но не совсем, на такой прялке можно было использовать волокна уже подготовленные, то есть частично вытянутые. В этом в дальнейшем помогла изобретённая чесальная машина. Вот тогда-то и собрал полностью механизированную прядильную машину тот же Джон Уайт. Это произошло в 1741 году. Да уж слишком громоздкая и дорогая была его машина.


Старинные прялки и детали прялок фото

Следующей прялкой стала прялка «Дженни», изобретённая Харгвисом. Назвал он её в честь любимой дочери. Всё было хорошо в этой машине, но один недостаток – вытяжка была недостаточной, и пряжа получалась слабой, – приходилось добавлять для крепости пряжи нить льна.
И как оно часто бывает в технике, так и произошло – все недостатки предыдущих прялок были учтены, а достоинства объединили в одной, – так сделал свою прядильную машину Аркрайт. Процесс прядения был полностью автоматизирован. Но и потом, проходило время – замечали снова недостатки, и снова переделывали и усовершенствовали. Да разве можно всё описать вот так просто на одной страничке всё то, что пришлось испытать самой прялке и тем, кто с любовью к труду и к технике приложил много стараний и усилий, чтобы прялка стала такой, какой мы видим сегодня.


Старинные прялки фото

А какие прялки сегодня? Сегодня прялки электрические, способные за одну секунду предоставить до 40 метров пряжи.


Оригинальные антикварные прялки, фото
Оригинальные антикварные прялки, фото

Современная прялка
Фрагмент стариной прялки

Современные и старинные русские прялки – история прялки.
На видео можете посмотреть мастер-класс,
как использовать прялку по ее прямому назначению…

5-06-2011, 10:22

31 649 просмотров

mylitta.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *