Россия родина наша 4 класс урок – Конспект урока ОРКСЭ 4 класс Тема: Россия — наша Родина

Конспект урока «Наша Родина — Россия» 4 класс ОРКСЭ

4 класс

Модуль «Основы светской этики»

Урок 1

Россия – наша Родина

Цель урока: формирование чувства гордости за свою Родину.

Основные понятия: Россия, Родина(Отечество), Малая Родина, патриот, государственные символы (герб, флаг, гимн), духовный мир, культурные традиции.

Предполагаемые результаты:

Предметные:

1. Усваивают знания об историческом развитии нашей страны, о её культурных традициях.

2.Приобретают первоначальные представления о духовном мире человека.

3.Познакомятся с понятиями: Родина, Малая Родина, государственные символы (герб, флаг, гимн), патриот, духовный мир, культурные традиции.

Метапредметные:

1. Учатся сравнивать и обобщать материал; работать с картой.

2. Совершенствуют навыки работы с текстом, самостоятельной работы с источниками информации, со словарём.

Личностные:

1.Проявляют уважительное отношение к Родине, малой Родине, к культурным традициям нашей многонациональной страны.

2.Проявляют умение самостоятельно оценивать свою работу, высказывать свое мнение, участвуя в обсуждении изученного материала; умение работать в группах.

Оборудование:

-учебник «Основы православной культуры;

-выставка книг о России, флаг, герб, карта мира, политико-административная карта РФ;

-презентация, гимн Российской Федерации.

Ход урока

I. Актуализация знаний.

К этому уроку вам помогали готовиться ваши родители. С их помощью вы должны были ответить на следующие вопросы и выполнить задание.

— Где я родился?

-Где родились мои родители?

-Какая национальность у моих бабушек, дедушек, мамы, папы, меня?

Задание: найти на карте города, где родились члены семьи.

Заслушаем ваши ответы (дети дают индивидуальные ответы)

II. Формулирование темы урока.

1. Как называется место, где человек родился и живёт? дети отвечают – Родина

Точнее можно сказать Малая Родина (табличка на доске)

-Какая у нас с вами Малая Родина? дети отвечают – Братск, Сибирь

-Как нас можно назвать? дети отвечают – братчане, сибиряки

Слайд №2

-А как называют людей, которые живут в Нижнем Новгороде? В Москве? В Крыму?

-А что объединяет нижегородцев, москвичей, крымчан?

предполагаемые ответы – живём в одной стране

Откройте содержание учебника и познакомьтесь с темой

2. Откройте стр. 4 и прочитайте окошечко «Вы узнаете»

-Какова цель нашего урока? дети пытаются сформулировать цель урока сами

(продолжить знакомство с величием и славой родного Отечества, ее народах и культурных традициях)

III. Новая тема

1. Работа с учебником стр. 4

Прочитайте 1 и 2 абзацы самостоятельно.

Расшифруйте буквы РФ Слайд №3

Какой синоним к слову Родина используем? От какого слова образовано слово Отечество?

Дополнительный материал — этимология (рассказ учителя)

Общеславянское слово, образовано от слова «род» — происхождение, семья, «родиться», место рождения, старо-славянского слова родити. Россия впервые у Ивана Грозного. Раньше – Русь, откуда Русия. Отчизна, Отечество (с Державина).

 Родственные слова: родной, родимая (сторона), родители.

 Синонимы: Отечество, Отчизна, родная страна, мать-земля.

2. Звучит песня «С чего начинается Родина?» Слова М. Матусовского, музыка М. Пляцковского

-Какое настроение у вас появилось, когда вы услышали эту песню?

Вопросы по тексту песни:

— О чём спрашивает герой стихотворения?

— Какие ответы получает?

— А вы согласны с его мнением? Почему?

-Что для вас является Родиной?

3. Как называется главный город нашей страны?

-Кто был в Москве? Что вы знаете о столице?

Слайд №4

Москва — столица России. Столица — главный город государства. В Москве есть здание – которое является символом столицы. Это Кремль. В Кремле работает правительство нашей страны.

Найдём на карте.

-Кто является главой нашего государства?

Слайд №5

 Как и все государства в мире, Россия имеет свои государственные символы.

Какие?

Рассмотрим изображение герба. Что изображено?

Дополнительный материал (рассказ учителя)

Герб – это отличительный знак государства, города, рода. Слово «герб» в переводе означает «наследство». В нём отражена история. Давайте рассмотрим наш герб. Что на нём изображено? Золотой двуглавый орёл изображён на фоне щита красного цвета. Правой лапой орёл сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головами орла мы видим короны. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти.

Слайд №6

4. Работа в группах.

У вас на партах наборы полосок из цветной бумаги (зелёная, жёлтая, белая, синяя, красная)

Вам необходимо составить (аппликация) российский триколор.

Сравните с изображением на слайде.

Что значит каждый цвет?

Слайд №7

Дополнительный материал (рассказ учителя)

Наш российский флаг – трёхцветный. Цвету придаётся особый смысл:

Белый означает мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу. День 22 августа отмечается в нашей стране, как День Государственного флага Российской Федерации.

5.

-Что такое гимн?

-Когда и где звучит?

-Как необходимо слушать

Дополнительный материал (рассказ учителя)

Гимн – это торжественная песня, исполняемая в особых случаях. Гимн – это главная песня в стране. Гимн слушают стоя. Давайте и мы послушаем один куплет этой торжественной песни. Музыку для гимна написал Александр Васильевич Александров, слова – Сергей Владимирович Михалков

Звучит гимн

6. Работа с картой

Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Границы России проходят и по суше, и по воде. Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать из края в край, то на самом быстром поезде эта дорога займёт целую неделю, а на самолёте придётся лететь целый день. Если на севере почти не бывает лета, а моря и реки почти круглый год скованы льдом, то на юге почти не бывает зимы — моря и реки не замерзают.

Какие города вам известны? Какие реки? Моря? Озёра?

Слайд №8

7.

С первых дней жизни нас окружают родные люди. Из поколения к поколению передаются традиции, жизненный опыт.

Объясните значение слова поколение.

-Из скольки поколений состоит ваша семья?

Чтение текста в учебнике стр. 4-5

Объясните смысл выражений:

-материальный мир;

-духовный мир;

-внутренний мир.

8.

— Какие традиции существуют в ваших семьях?

— А в нашем классе?

Прочитайте текст на стр. 5

Дайте определение понятию «культурные традиции»

Дополнительный материал (рассказ учителя)

Главная ценность России – люди, их жизнь, труд и культура.

-Почему эти люди являются гордостью России?

Что значит быть патриотом? Слайд № 10-12

Культурные традиции – это богатство нашей многонациональной страны. Особое место среди них занимают религиозные культуры и морально-этические нормы. Следуя им, человек не заблудится в сложном мире, сможет отличить хорошее от плохого, узнает, как сделать свой внутренний мир чистым, светлым и радостным.

Вывод:

Мы все разные, но мы все вместе живём, трудимся, учимся и гордимся своей Родиной.

V. Закрепление.

1. Работа в группах — творческая работа

Составьте и запишите в тетрадь предложения со словами Россия, отечество, малая Родина, патриот, президент.

(Чтение предложений).

Если вы не знаете значение слова патриот, то где можно узнать?

Работа с толковым словарём.

2. Работа с пословицами. 

Как вы понимаете смысл этих пословиц?

Родной край – сердцу рай.

Нет в мире краше Родины нашей.

Человек без Родины, что соловей без песни.

Одна у человека мать, одна у него и родина

VI. Домашнее задание.

С помощью родителей составить презентацию «Путешествуем по России»

или «Я горжусь, что я братчанин и Сибирь — земля моя»

infourok.ru

План-конспект урока (4 класс) по теме: ОРКСЭ 4 класс, урок.1 «Россия — Родина моя»

Разработка урока по курсу

«Основы религиозных культур и светской этики»

Тема: «Россия – Родина моя»

Автор: Ковалёва Елена Александровна

село Новороссийское

 2013

  1. Информация об авторе разработки:
    Ковалёва Елена Александровна, учитель музыки.
  2. Название модуля комплексного курса: Основы светской этики
    Номер урока – Урок первый 
    Тема урока: «Россия – Родина моя»

      Количество часов – 1 час

  1. Класс:     4 класс
    Методы, технологии, используемые на уроке: Объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод, проблемное изложение, частично-поисковый метод.
  2. Формы организации познавательной деятельности учащихся: работа с понятием «Родина», выработка понятия «малая Родина», выразительное чтение стихотворений, подготовка и представление сообщений о символах России; умение работать  в группе, представить свою точку зрения.
  3. Техническое оснащение: Компьютер,  Мультимедийная установка, колонки.
  4.  Наглядность: презентация, Конституция России, запись mp3: Гимн России Музыка  А.В. Александрова,  новый текст С.В. Михалкова,  песен «Моя Россия» музыка Г. Струве, слова Н. Соловьёвой, «Хакасия» музыка Г. Танбаева, слова В. Майнашева
  5. Ожидаемые результаты: Воспитание гражданина, воспитание у учащихся чувства прекрасного, гордости за своё Отечество, уважительное отношение друг к другу, воспитание ответственности и причастности к своей стране.

Предварительная подготовка: Поскольку учащиеся уже имеют представление о символах России, им дается задание подготовить сообщения по теме:  «Символы РФ», стихи о Родине.

                             «Россия – Родина моя»                              4 класс
                                                                                                                                        Урок 1    

Цели: Формирование чувства патриотизма, гражданского самопознания и любви к своей Родине.

Задачи: 

  • познакомить учащихся с главными символами государства;
  • формировать у учащихся высокое чувство патриотизма, гражданственности, национально-нравственных устоев;
  • развивать воображение и творческие способности, умение обосновывать свою точку зрения и делать вывод с изученного материала.

 

ХОД УРОКА:

Оргмомент.   

У:  Здравствуйте, ребята!

Д:   Здрав-ствуй-те! (работа над исполнением – ответ весёлый, жизнерадостный, бодрый)
У:  Сегодня мы с вами приступим к изучению нового предмета «Основы  религиозных культур и светской этики».

           Слайд 1, 2

           Слайд 3  

                  У: Родина моя, моя Россия!

                   Как сказать тебе, что я люблю тебя.

                   Это море, это небо синее,

                   Это жизнь в моём краю,

                   Это дождь и это вьюги злые,

                   Это клёны, это тополя.

                   Родина моя, моя Россия!

                   Как сказать, что я люблю тебя!

             У:  Как вы думаете, о чём сегодня мы будем говорить на уроке? 

             Д: О Родине

             У:  Верно. Отчизной наделен каждый человек. И если он любит свою Родину, то участвует в    ее судьбе, печалится из-за её горестей, веселится на ее праздниках, заботится о ее делах. Для каждого из нас Родина имеет свое значение. А что для вас Родина?

Д:  Родиной россияне называют Россию – страну, в которой мы все вместе живем.

— Место, где родился и вырос.

— Родные люди.

— Это место, где всегда поймут и примут в свой круг.

— Это место, куда всегда хочется возвращаться.

— Это люди, живущее рядом, которыми ты гордишься.

У: Верно, вы все правы.

Сейчас каждый из вас может объясниться в любви к Родине.

Исполнение песни «Моя Россия» Г. Струве        Слайд 4

У: Молодцы, замечательное исполнение.

            У: Какие чувства пробудила в ваших сердцах эта песня?

Д: Любовь, нежность, радость, доброту, гордость…                 

У:        Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну. Свою землю и ее историю.

Как вы думаете, откуда же берет начало слово «Родина»?

Слайд 5

Задание:  Подберите к слову «Родина» однокоренные слова  Родина – произошло   от древнего  слова «род», которое обозначало группу людей, объединенных кровным родством.

Род – обозначает древнейшего языческого бога славян «Рода»  — создателя всего живого.

Родень – поселение людей – славян; названо  в честь бога Рода.

Родить – значить появиться потомству; родит и женщина, и зверь, и земля.

Родич – родственник, член рода, одной крови.

Родня – это все родственники и по крови, и по семейным связям.
У: Молодцы!

Слайд 6

Задание:  Прочитайте определения из словарей и объясните, как произошли названия Русь, русские?

  • Русь.  Одни историки считают, что название произошло от названия исчезнувшего племени роксоланов. Другие утверждают, что оно происходит от названия притока Днепра – реки Рось.
  • Русь – Русская земля, территория Русского государства, где протекала река Рось, около города Киева.
  • Русские – славянский народ, составляющий основное население России.

У:  Народ слагал о Родине пословицы и поговорки, песни, придумывал сказки. Я предлагаю вам, объединившись в группы по два человека, выполнить  задание, которое называется «Собери пословицу». (Собрать по одной пословице)

Слайд 7

Где родился, там и сгодился.

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

Родина — мать, умей за нее постоять.

Своя земля и в горсти мила.

От Родины теплом веет.

Дети  собирают пословицы, а затем зачитывают их.

У: Прочтите свою пословицу и объясните  ее смысл.

У: О чем говорится в пословицах, которые прозвучали сегодня на уроке?

Д: — О Родине, о любви к Родине. Если мы будем любить свою Родину, то будем лучше понимать, почему граждане других государств также любят свою страну.

У: А как называется наша Родина?

Д:  Россия,  Российская Федерация.

У: “Много есть на свете кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него родина…” (К.Д. Ушинский) 

     

У: О какой Родине мы с вами будем вести речь?

Слушание песни «Хакасия» муз. Г. Танбаева, сл. В. Майнашева

У: Как звучит песня?

Д: Нежно, с любовью, спокойно, как рассказ, широко, раздольно…

У: О чем рассказывает нам музыка? Что можно представить?

Д: Красивые картины природы – степи, леса, поля, реки, горы…

У: Скажите, а где все эти красоты мы можем увидеть?

Д: У нас, в Хакасии.

У: Верно.

            Слайд 8

             У: Здесь неповторимая природа, удивительный народ, таинственные памятники прошлого, удивительная культура…

Д: Авторы очень любят свой край, гордятся им, песня прозвучала как Гимн Хакасии.

У: Хакасия – это наша малая Родина, наша судьба, наша гордость, наше будущее. Недаром о судьбе и богатстве нашей республики писали и пишут многие писатели и поэты. Художники, побывавшие или живущие в Хакасии, создают чудесные картины. Нет предела красоте хакасской земли, которая имеет богатую историю и культуру.

Слайд 9

У: Скажите, что воспевают композиторы Г.Струве в песне «Моя Россия» и Г. Танбаев в песне «Хакасия»?

Д: Свою Родину, любовь к родному краю.

У: Что общего в русской и хакасской музыке?

Д: Нежность, любовь, доброта, широта, раздолье, мягкость и нежность исполнения, гордость за свой родной край, за Родину…

У: Как вы думаете, почему?

Д: Потому что в этих песнях поётся о красоте природы, а поля, степи, реки, горы есть и у русского народа и у хакасского.

Слайд 10                             Чтение стихов о Родине:

И.С. Никитин «Русь»

Уж и есть за что
Русь могуча
Полюбить тебя,
Назвать матерью.
Стать за честь твою
Против недруга,
За тебя в нужде
Сложишь голову!

                  Валерий Георгиевич Майнагашев

                  Хакасия – край мой,

Родные просторы.

Вы мне улыбаетесь морем огней.

Широкие степи, высокие горы

Навеки в душе сохранятся моей.

В краю родном нет горя, бед!

Счастливой хочется мне быть!

И дам священный я обет –

Всем сердцем Родину любить.

В краю родном трава сочнее,

Желтее светит нам луна…

Нет, Родина, тебя милее

Отчизна! Ты всегда одна.

На Родине цветы красивей,

И птицы звонче здесь поют.

Я слышу песни заливные –

Ведь люди здесь добрей живут!

В краю родном нет горя, бед!

Счастливой хочется мне быть!

И дам священный я обет –

Всем сердцем Родину любить!

Пан Анастасия (г. Черногорск)

Слайд 11  Физминутка

          У: А сейчас давайте поиграем в хакасскую национальную игру, которая называется «Метпечек». Посмотрите внимательно на слайд,   какую русскую игру она напоминает?

Д: Жмурки!

У: Молодцы! В эту игру играют по-разному. 

Вариант 1. Место игры — Открытая   площадка.

Описание. Одному из игроков – метпечеку – завязывают  глаза, остальные  бегают вокруг него. Метпечек старается их поймать. Пойманный игрок не должен вырываться. Он становится  метпечеком. Метпечек должен  узнать пойманного игрока.

Спортивный вариант. Дается время, за которое  метпечек должен поймать  как можно  больше игроков. По истечении времени  метпечеком становится следующий. Победителем объявляется тот, который поймал больше всех игроков. Площадка при этом имеет ограниченные размеры, и вышедший  за ее пределы, убегая от метпечека, считается пойманным.

        Вариант 2. Место игры – небольшое пространство. Метпечека заставляют 3-4 раза крутнуться вокруг оси, и он отправляется ловить других. Остальные игроки  стоят неподвижно и молча. Метпечек должен узнать пойманного.

У: Ребята, для наших условий в классе нам подходит 2 вариант игры.

Дети играют под музыку в исполнении фольклорного  ансамбля «Айланыс»

У: Вам понравилась игра?

У: Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну. Свою землю и ее историю. А олицетворяют родную землю ее символы.       

  — Какие символы России вы можете назвать?   (Ответы детей)

У: Действительно символов России много – это и Кремль, и Знамя Победы, и березы, самовар, балалайки, матрешки, медведь.          Каждый из вас по-своему прав, так как символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. Но есть особые символы, они называются государственными символами и закреплены в основном законе нашей страны Конституции.

У вас на столах Конституция РФ давайте откроем статью 70.

          (Один из учащихся по желанию зачитывает)

Слайд 12

Д:                  Имеет флаг, и гимн, и герб

                      Российская держава

                      И, как все символы, они

                      Жизнь нашу отражают.

У: На самом деле, как история нашего государства увлекательна и сложна, так и история появления государственных символов представляет для нас особый интерес. Ведь почему-то наши герб, флаг и гимн выглядят так, а не иначе?!

Слайд 12

Изучение герба РФ

 Слайд 13    

Д: Понятие «герб» происходит от немецкого слова «наследство» или «наследие» и является знаком отличия, важнейшей эмблемой государства, города, области, а также отдельных лиц и родов, семей. Его изображение помещается на флагах, монетах, печатях, чтобы показать принадлежность тому или иному государству.  

У: Каждый герб состоит из элементов, раскрывающих его значение. Я предлагаю вам познакомиться со значением некоторых элементов гербов и на основе этой информации расшифровать значение герба нашей страны:

Лев – «властная сила»

Корона – власть, благородство.

Конный всадник – победа.

Орел – сила, власть, величие.

Меч – военная слава, могущество.

Скипетр и держава (символы царской власти) – твердая центральная власть.

— А теперь внимательно посмотрите и ответьте на вопрос:

Какого элемента (из перечисленных) нет на нашем гербе? (Ответы детей)

 — А какой элемент присутствует на гербе РФ, но его нет в перечне (Ответы детей)

Д: 30 ноября 1993 года Президентом России был подписан Указ «О государственном гербе  РФ». Однако официальное закрепление герба произошло 25 декабря 2000 года после принятия Федерального Конституционного закона РФ Государственной Думой, Советом Федерации и подписание его Президентом России. Государственный герб РФ представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья.

Д: Двуглавый орел – символ вечности России, символ глубокого уважения нашими народами своих исторических корней и национальной истории. Три короны над головами, скрепленные единой лентой, символизируют кровное братство и единую историю всех народов. Скипетр и держава в когтях орла – образное выражение незыблемости государственных устоев нашего Отечества. Грудь орла, защищенная щитом с изображением Святого Георгия Победоносца, указывает на державную преемственность России от Руси Московской и на Москву как на собирательницу и защитницу земель русских.

У:  Зачем нужен герб?  (ответы детей)

Д: Использование герба не может быть произвольным. Государственный герб устанавливают на границе. Его помещают на специальных пограничных столбах и в местах, предназначенных для проезда на территорию нашей страны. Гости-туристы, предприниматели – приезжают из других государств, видят герб – двуглавого орла и бело-сине-красный флаг на границе РФ.

 Слайд 14

У: С 1991 г. Над Большим Кремлевским дворцом, в котором находится государственная резиденция Президента всегда, ночью и днем, в хорошую погоду и в ненастье гордо развивается один из важнейших символов России – трехцветный флаг.. А после принятия Закона о Государственном флаге в декабре 2000 г. У него появился «День рождения» — 22 августа,  День Государственного флага Российской Федерации.  

Д: Много веков назад люди вместо флага использовали шест, привязывая его верхушке пучки травы, веток, конский хвост, окрашенный яркой краской. Называлось это стягом. Главным назначением стяга было собрать, стянуть к себе воинов для защиты своей земли, села, городка. Потом стяги стали делать из ткани. Стяг взметался ветром, придавая уверенность и мужество воинам. Постепенно размеры полотнища увеличивались, на них вышивали или рисовали красками изображения святых – «знамения» (священные знаки.). Так появилось слово «знамя».

У: Истоки создания государственного флага России следует искать в истории русских морских флагов, в истории появления цветов российского флага. Составляя поясной бело-сине-красный флаг, Петр I «построил» его так, что расположение полос совпадало с древним пониманием строения мира: внизу – мир физический (кровь), выше – небесный (синий), еще выше – мир божественный (белый). Во второй половине ХIХ века полосам придали значение содружества трех восточно-славянских народов, где красная соотносилась с великороссами. Вместе с тем следует сказать, что цвета русского флага совпадали с традиционными цветами, которые предпочитал русский народ. Красный цвет означал отвагу, мужество, героизм, красоту (красный – красивый). Синий цвет – небо, целомудрие, верность, духовность. А белый цвет – мир, чистоту, правду, благородство.

  У: Часто на праздниках военных парадах мы слышим торжественную величественную песню. Все люди встают, военные отдают честь, салютуют оружием. Все торжественно, красиво и строго.

 — Как называется эта песня? (ответы детей)

Слайд 15

Д: Гимн – это торжественная песня, исполняемая в особых торжественных случаях. Каждое государство имеет свой гимн. Гимн это песня, посвященная своей Родине, это символ государства такой же, как герб и флаг. Гимн прославляет могущество и единство нашей огромной страны.

У:   Как вы думаете, почему к словам и музыке гимна предъявляются особые требования?  (ответы детей)

У:   Ребята, кто из вас может назвать авторов музыки и слов нашего современного российского гимна? (ответы детей)

Д: В соответствии с Федеральным конституционным законом «О Государственном гимне Российской Федерации» от 22 марта 2001года Государственным гимном России является музыкально-поэтическое произведение на музыку А.В. Александрова и стихи С.В. Михалкова.

У: Мелодия нашего гимна написана Александром Васильевичем Александровым. Его музыку знают и уважают во всем мире, она рождает гордость за нашу страну.

—  Этому соответствуют слова гимна, написанные Сергеем Владимировичем Михалковым. В них звучит идея возрождения, величия и славы России. Современный гимн объединяет всех людей нашей страны, всех тех, кто любит свою Родину и гордится ею.

Слайд 16

(Звучит Гимн Российской Федерации – все встают)

У: Как вы знаете, герб, флаг есть не только у государства в целом, но и у каждого его субъекта. Каждый район, область край имеют свою символику.

Слайд 17

Мы с вами живем в Республике Хакасия. Наша Республика тоже имеет свою символику.

Слайд 18

У: Ваше Д/З: 1) Подготовить сообщение о символах Хакасии
                        2) Нарисовать рисунок «Моя малая Родина»

 У: А сейчас я предлагаю подвести итог нашего урока и ответить вам на следующие вопросы

Слайд 19, 20

У: Мы с вами – люди, относящиеся к разным национальностям (русские, хакасы, украинцы, мордва, татары..), мы все разные, но нас объединяет одно, мы все горячо любим свою Родину, свой народ, край, в котором мы живём,  своё село, свою семью, почитаем и уважаем великое культурное наследие наших предков.

      Слайд 21

      У: Спасибо всем за активную работу на уроке. Молодцы!

nsportal.ru

Урок- путешествие « Россия – наша Родина». (4 класс)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Начальная школа – детский сад «Росток»

«Основы религиозных культур и светской этики»

Тема: Россия – наша Родина.

Выполнила: Первушина О.В.,

учитель начальных классов

п.Тепличный, 2017 год

Методическая разработка

1. Название разработки: урок

Первушина Ольга Викторовна, учитель начальных классов

МБОУ «Начальная школа – детский сад «Росток»

2. Название и форма проведения: урок- путешествие « Россия – наша Родина».

Авторский медиапродукт: слайдовая презентация «Россия – наша Родина» в

Power Point

3. Пояснительная записка.

Актуальность: Актуальностью данного мероприятия стало то, что в социуме нарушена связь поколений, уходят в прошлое семейные традиции и ценности, у детей нет чувства принадлежности к семье, своей малой родине и России. Ребенок с малых лет должен знать историю своей страны и своего рода, испытывать гордость за людей, прославляющих нашу страну, и гордится, тем, что мы — граждане великой страны

многонациональной России!
Использование слайдовой презентации активизирует познавательную деятельность учащихся, повышает эффективность проведения мероприятия, заменяет наглядность, способствует решению цели и поставленных задач.

Цель урока:

  • воспитание патриотизма у учащихся и готовности сохранять, распространять и преумножать ценности русской культуры.

Задачи урока:

  • расширить знания о символике России;

  • дать первоначальное представление о культурных традициях;

  • познакомить с понятиями духовный и материальный мир;

  • воспитывать у учащихся чувство патриотизма, уважительного отношения к своей Родине.

Технологии: ИКТ, проблемное обучение.

Методы: исследовательский, словесный, частично-поисковый, наглядно-иллюстративный, проблемный диалог.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: групповая, фронтальная, парная.

Средства обучения: раздаточный материал, презентация

Ожидаемые результаты: расширение представления о Родине, Отчизне, о духовном мире человека, о культурных традициях страны;

Ознакомление с новым предметом «Основы мировых религиозных культур».

Условия для проведения мероприятия: наличие компьютера, мультимедийного оборудования, музыкального центра, запись песен о Родине, гимн России, флаг и герб России.

Данный урок является сквозным во всех 6 модулях и проводится первым. Он рассчитан на 1 час для детей 4-ых классов

4. Оборудование и оформление: музыкальный центр, мультимедиа оборудование, выставка рисунков «Моя родина — Россия».

5. Методические советы на подготовительный период: за 1 неделю до проведения урока распределить поручения между учащимися. Одна группа учащихся собирает пословицы и поговорки, стихии о Родине, используя разные источники, и оформляет сообщения. Вторая группа готовит выступления про известных людей. Третья группа школьников создает небольшие электронные презентации о своей семье, уголках малой родины.

Все школьники участвуют в конкурсе рисунков «Моя родина — Россия»

6. Сценарий урока.

1

Тема: Россия – наша Родина.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Слайд 1. «Картины Родины»

Пророк Сулейман, как известно, знал языки людей и всех животных. Однажды он решил очистить место, которое заросло бурьяном, и было загажено. Пророк Сулейман приказал всем проживавшим там тварям покинуть это место, так как он пустит по нему огонь, который всё очистит. Все животные разбежались, и пророк пустил огонь по этой местности. Когда всё сгорело, Сулейман вдруг услышал жалобные стенания. Глянув на землю, он увидел полуобгоревшую змею.

— Почему ты не покинула это место? Разве ты не слышала моих предупреждений? — спросил пророк.

— Слышала я твои предупреждения, но в этом месте прожили семь колен моих предков. Как же я могла покинуть свою родину? Не смогла я уползти с неё, — ответила змея.

Почему змея не уползла, как все звери? О чем эта притча?

2. Актуализация опорных знаний.

— Где ты родился?

— Где твой дом?

— Где жили твои предки?

— Где тебя знают, любят и ждут?

— Что такое Родина?

(Высказывания детей)

Словарная работа: А теперь послушайте, как дается толкование этого слова в словаре.

Слово родина происходит от слова род (ряд поколений, происходящих от одного предка, родоначальника). От этого слова, как от родоначальника, происходит много других слов: родители, родственники, родословие, народ.

3. Открытие новых знаний.

1. Объясните смысл пословицы «Родина бывает разная, но у всех она одна»

Работа в группах.

Чтение стихотворение и объяснение

Если скажут слово «Родина»

Если скажут слово «Родина»,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки береза-скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног

И большой соседской фабрики

2

Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

Слайд 2. «Картины родной природы»

Учитель: Родина – это и русская березка, и лес, и узкая тропинка, и крик кукушки. Это – место, где ты родился и вырос.

  1. В какой стране мы живем?

Слайд 3. « Символы России»

Учитель: Как звучит полное название нашей страны и что оно обозначает?

Работа в группах «Найти полное название нашей страны»

— Россия, Российская Федерация, Русь, Родина.

Словарная работа: Федерация означает добровольное объединение равноправных народов. Россия – общая родина для всех народов на её территории.

Как и другие государства, Россия имеет свои символы: флаг, герб, гимн.

Одними из основных символов России, как и любого другого государства, является герб и флаг. Наш герб очень красивый. На нём изображён золотой двуглавый орёл. Орёл обозначает символ небесной силы: огня, солнца и бессмертия. Наш герб появился давно, более пятисот лет назад.

Георгий Победоносец на гербе нашей страны символизирует торжество добра над злом и готовность всего российского народа отстаивать и защищать свою свободу и независимость.

-Вы знаете, что обозначают цвета флага? (Белый – свободу, синий – цвет веры, красный — кровь)

В настоящее время чаще всего (неофициально) используется следующая трактовка значений цветов флага России: белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство; синий – цвет веры и верности, постоянства; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество. По этому флагу и стали повсеместно узнавать мощное Российское государство

Работа в парах «Раскрасить флаг России»

Учитель: – Российский флаг объединяет людей, которые говорят на разных языках, живут на огромном расстоянии друг от друга. Но все они – жители одной страны – России.

Главная песня нашего государствагимн.

В истории России их было несколько. Не случайно первым гимном России стала Молитва. Шли годы, менялись слова и музыка гимнов. И вот мы гордимся успехами наших спортсменов, наблюдаем за вручением высших наград государства, с трепетом и уважением относимся к достижениям родины под торжественную мелодию Гимна Российской Федерации. Гимн принято исполнять стоя (Прослушивание гимна)

  1. Где расположена Россия?

Слайд 4. «Карта России»

Учитель: Наша страна самая большая на Земле. Она занимает 1/6 часть всей суши. Наша Родина очень велика. Так велика, что над ее просторами почти никогда не заходит солнце.

  1. Столица России.

Слайд 5. «Москва»

Учитель: Назови столицу нашей Родины. Чем столица отличается от остальных городов?

-Как понимаете пословицу: Москва – всем городам мать.

5. Люди – главное богатство нашей страны.

3

Учитель: Какие народы России тебе известны?

Слайд 6. «Народы России»

Учитель: В России живут русские, татары, якуты, мордва, чеченцы, башкиры, чуваши, ингуши и многие другие народы. У каждого из них есть свой родной край, родной язык, свои традиции, своя вера. Чтобы общаться друг с другом, они выбрали русский язык. Ведь родина Россия у нас у всех одна. Мы все – граждане России.

  1. Кем гордиться Россия.

Слайд 7. «Где родился, там и пригодился»

Учитель: Наша страна издавна славилась своими людьми. Мы можем гордиться своей историей, культурой, достижениями науки и техники. Сколько знаменитых людей взрастила наша страна! Это и Пушкин А.С, Чайковский Пётр Ильич, Александр Васильевич Суворов и много-много других великих людей. Каждого из этих людей можно назвать патриотом своей Родины. Одни внесли огромный вклад в развитие науки и искусства, а другие достойно защищали нашу Родину.

Коллективная работа: «О каких уголках страны рассказывают эти фотографии?»

7. Работа с учебником на стр.12-13

Беседа по рубрике: что вы узнаете?

-Объясните смысл фразы «духовный мир» (знания, содержащиеся в книгах, произведениях искусства и кино)

Выборочное чтение

-Найдите теперь ответ на этот вопрос в учебнике (с. 13, вывод)

8. Беседа с опорой на опыт учащихся

— Как вы понимаете слово «традиция»?

-То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи)

-Как в словаре В. Даля дается толкование этого слова? (читает ученик)

ТРАДИЦИЯ ж. лат. преданье, все, что устно перешло от одного поколенья на другое. Традиционные обычаи дипломатики, искони условно принятые.

Какие культурные традиции вы знаете?

-Новый год, Рождество, Пасха, День Победы, День пожилого человека…

Выборочное чтение о культурных традициях многонациональной России.

Какие традиции приняты в вашей семье? ( Дни рождения, Пасха, Новый год, Рождество…)

9. Самостоятельная творческая работа учащихся.

Задание: составьте и запишите в тетрадь предложения со словами Россия, Отечество, патриот, президент, духовные ценности и др. (работа по группам)

Обсуждение результатов самостоятельной работы.

4. Итог урока

На карте мира не найдешь

Тот дом, в котором ты живешь,

И даже улицы родной

Мы не найдем на карте той.

Но мы всегда на ней найдем

Свою страну – наш общий дом.

5.Домашнее задание

(по выбору учащихся): 1) Расскажи членам семьи и друзьям об известных тебе людях России. Проведи интервью с членами семьи по вопросам: Каких героев России они

4

знают, в чем их заслуги перед отечеством? Каких русских писателей, художников, композиторов они знают, чем они знамениты? Какие книги о нашей родине России они посоветовали бы тебе прочитать? Есть ли среди ваших родственников те, кто много сделал для родины? Кто это, в чем их заслуги?

 

Список литературы

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мы — патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1-11 классы. – М.:ВАКО, 2006.

  2. Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлева И.И. Основы духовно-нравственной культуры народов России, учебник 4 класс, Светская этика. – Москва. БАЛАСС 2012

  3. Попова Г.П. Классные часы. 2 класс. – Волгоград: Учитель, 2008

  4. Степанов В. А. Учебник для малышей. Моя родина – Россия. ООО «Издательство «Фламинго»

5

infourok.ru

План-конспект урока (4 класс) по теме: ОРКСЭ . Тема: « Россия — наша Родина»

 Автор : Еремеева Алла Владимировна

Место работы, должность: 

МБОУ СОШ № 1 г. Волжский

учитель начальных классов

 

Класс : 4

Предмет : «Светская этика» 

Тема: « Россия — наша Родина»

Тип урока: 

 Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

 

Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник » Основы светской этики» А.Я.Данилюк

Используемая методическая литература: 

методические рекомендации к курсу ОРКСЭ.

 

 

Цель урока: 

 

•         формирование чувства гордости за свою Родину.

 

•         формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий.

 

•         формирование уважительного отношения к разным светским и духовным традициям.

 

Задачи:

 

•          воспитание у детей уважительного отношения к государственным символам России (флаг, герб, гимн).

 

•         воспитывать уважительное и бережное отношение к своей Родине.

 

•         развивать речь, логическое и ассоциативное мышление обучающихся.

 

•         способствовать развитию коммуникативных способностей обучающихся, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.

 

 

 

 

                       Ход:

1.    Организационный момент.

Знакомство с содержанием курса, который предстоит изучать в 4 классе.

— Чем отличается учебник от других учебников?

 

2. Запись в тетради темы урока. Россия — наша Родина.

Как вы понимаете тему урока?

  3.Чтение учителем стихотворения.

Что Родиной моей зовётся?

Себе я задаю вопрос.

Река, что за домами вьётся,

Иль куст кудрявых красных роз?

     Вон  та осенняя берёзка?

Или весенняя капель?

А может радуги полоска?

Или морозный зимний день?

Всё то, что с детства рядом было?

Но это станет всё пустяк

Без маминой заботы милой,

И без друзей мне все не так.

Та вот что Родиной зовётся!

Чтоб были рядышком всегда

Всё, кто поддержит, улыбнётся,

Кому нужна и я сама!

Вопросы по стихотворению:

— О чём спрашивает себя герой стихотворения?

— К какому ответу приходит герой?

— А вы согласны с его мнением? Почему?

-Какое определение слову Родина предложили бы вы? Почему?

-А какое определение можно найти в словарях? (работа со словарём)

-Что для нас является Родиной?

4.Толкование  

           •         РОДИНА-1.Отечество, родная страна.

           •         2.Место рождения, происхождения кого — чего-нибудь.

 

Этимология Общеславянское слово, образовано от слова «род» — происхождение, семья, «родиться», место рождения, старо-славянского слова родити.

Россия впервые у Ивана Грозного.

 Раньше – Русь, откуда Русия. Отчизна, Отечество (с Державина).

 

•         Родственные слова: Родной, родимая (сторона), родители.

 

•         Синонимы: Отечество, Отчизна, родная страна, мать-земля.

 

•         Фразеологизм:

Откуда есть пошла земля русская.

 Эмоционально-приподнятая фраза при повествовании об истории России. (Из «Повести временных лет» XII в.)

5. Работа над темой урока.

 

1) Беседа с учащимися.

 

·        Как называется страна в которой мы живём?  

·        Кто является главой нашего государства?

·        Как и все государства в мире, Россия имеет свои государственные символы — флаг, герб и гимн. Что вы знаете про них?

·        Покажите на карте Россию. Назовите столицу России. Покажите.

·        Какие города вам известны? Какие реки? Моря? Озёра?

·        Очень  много книг о России  

·        Каких великих людей России вы знаете?  

 

2) Работа с пословицами

 

1.     Одна у человека мать, одна у него и Родина.

2.     Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

3.     Всякому мила своя сторона.

4.     Где родился, там и пригодился.

5.     Москва – царство, а наша деревня – рай.

6.     С родной земли умри – не сходи.

7.     Чужая сторона – дремучий бор.

8.     Кто Родине изменяет, того народ презирает.

9.     Кто за Родину горой – тот истинный герой.

     3)Комментированное чтение статьи из учебника.

 

Страна – Российская Федерация, Россия.

Отечество – наши отцы, деды. Прадеды, прадеды наших отцов учились, работали и защищали свою землю.

Родина – родились и живём в ней.

Духовный мир (аудиозапись и видео из приложения к уроку.) – это знания и информация. Отношения между людьми и др.

Внутренний мир – душа человека.

Традиции – дороги духовного мира.

Культурные традиции – это богатство нашей многонациональной страны. Особое место среди них занимают религиозные культуры и морально-этические нормы. Следуя им, человек не заблудится в сложном мире, сможет отличить хорошее от плохого, узнает, как сделать свой внутренний мир чистым, светлым и радостным.

Вывод.

Мы все разные, но мы все вместе живём, трудимся, учимся и гордимся своёй Родиной.

6. Закрепление основных понятий урока.

Запись в тетрадь терминов и понятий:

  

•   Россия, Родина, патриот, Отечество, столица, президент, государственные символы, духовный мир, внутренний мир, культурные традиции.  

 

7.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ  ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

Составьте и запишите в тетрадь предложения со словами Россия, отечество, патриот, президент.

 

Чтение предложений.

8. Подготовка творческой беседы с членами семьи и друзьями.

 

·        Что ты расскажешь членам своей семьи о нашей Родине после сегодняшнего урока?

·        Как ты объяснишь слова патриот, Отечество, Родина?

·        О ком из известных людей ты хотел бы рассказать членам своей семьи и друзьям? Почему?

9.  Задание на дом.

Расскажи членам семьи и друзьям об известных тебе людях России. Проведи интервью с членами семьи по вопросам: Каких героев России они знают, в чем их заслуги перед отечеством? Каких русских писателей, художников, композиторов они знают, чем они знамениты? Какие книги о нашей родине России они посоветовали бы тебе прочитать? Есть ли среди ваших родственников те, кто много сделал для родины? Кто это, в чем их заслуги?

Или: Найди материал об известном человеке (по выбору). Подготовь рассказ  о нём.  Объясни, почему ты выбрал именно этого человека.

 

10.     Итог урока.

Что нового узнали сегодня на уроке?

Стихотворение С.Орлова «Родное».

Я узнал, что у меня есть огромная страна.

И тропинка, и  лесок, в поле каждый колосок,

Речка, небо голубое — это всё моё родное!

Это Родина моя, всех люблю на свете я!

ПРИЛОЖЕНИЕ

Государственный флаг Российской Федерации

Цвета Государственного флага Российской Федерации (белый, синий, красный). Во все времена цвету придавали особый смысл. Белый цвет означает мир и чистоту совести, синий — небо, верность и правду, красный — огонь и отвагу. Цвета Государственного флага связаны с народными представлениями о красоте. Белый, синий и красный цвета издавна использовались в национальных народных костюмах. Из белого льняного полотна шили рубахи, из красной и синей материи — нарядные сарафаны и другую одежду.

  Государственный герб Российской Федерации

 Сочетает знаково-символическое и эстетическое начало. Герб можно разглядывать, им можно любоваться, как произведением искусства, но, что особенно важно, его нужно уметь грамотно прочесть. На фоне щита красного цвета изображён золотой двуглавый орёл. Правой лапой орёл сжимает скипетр. В его левой лапе — держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр — это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации и независимость её от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица — на солнце. На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это — Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копьё, которое помогал ему победить змея. Чёрный змей — это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом. Эти цвета красивы в картинах природы и произведениях искусства. В русском народном искусстве белый и красный цвета имеют особое значение: белый цвет — символ чистоты, красный — символ жизни. Синий цвет напоминает цвет неба, а значит символизирует высокое и чистое. Именно поэтому эти цвета использовали крестьяне для своей одежды и украшения домов. Эти цвета присутствуют и в русской архитектуре, например, белые соборы и красные стены, башни Московского Кремля, нарядное сочетание синего и белого в убранстве Екатерининского дворца в Царском селе под Санкт-Петербургом.

               Государственный гимн Российской Федерации

 Гимн — торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъёма Государственного флага Российской Федерации, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают,  мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит. Олимпийские игры тому пример: когда наши спортсмены выигрывают золотые медали, звучит гимн России и поднимается вверх российский флаг. Каждое утро в нашей стране начинается с Государственного гимна, который звучит по радио. В тексте стихов гимна выражается любовь к Родине, гордость её историей, любование красотой природы.

nsportal.ru

План-конспект урока (4 класс) по теме: Урок «Россия – наша Родина»

Урок   «Россия – наша Родина»

     

      Цель:

  •  формирование представления о Родине;
  •  создание условий для изучения курса «ОРКиСЭ».

      Задачи:

  • обобщить и актуализировать знания о Родине;
  • воспитывать чувства гражданственности и патриотизма;
  • прививать интерес к многонациональной культуре нашей страны;
  • формировать умения действовать сообща, прислушиваться к мнению окружающих;
  • формировать понятийный аппарат.

Оборудование:

 выставка книг о России, флаг, герб, карта;портреты государственных деятелей, героев России, великих людей; репродукции картин, на которых изображены русские пейзажи, города и т.д.; листы с заданиями для групп;

аудиозаписи (гимн, песни о Родине).

Ход урока

1.Организационно – мотивационный.

Вы узнаете

Чем богато наше Отечество? Оформление выставки книг о Родине,  которые принесли дети.  На доске  задание:

  • Расшифруйте слово.        

н и Р а д о

 

Сообщение темы урока. Вводная беседа.

Не всё в своей жизни человек может выбрать сам. Я не могу выбрать своих родителей. Я не могу выбрать язык, на котором мама пела мне колыбельные песни. Я не могу выбрать Родину.

Сначала я появляюсь на свет. Потом я узнаю, что моя Родина зовется Россия. Что она – самая большая страна в мире. Что Россия – страна с древней историей.

С первых дней моей жизни меня окружают родные люди. Постепенно их круг расширяется. Родственники, друзья, соседи…  И однажды ко мне приходит понимание, что кроме моего дома, моего двора, моей улицы, моего района, моего города, есть еще Моя Страна.

Это миллионы людей, которые лично не знакомы со мной. Но в нашей жизни есть много общего. И мы все в чем-то зависим друг от друга.

Пятьдесят лет назад над землей взлетел один никому тогда неизвестный летчик. Но весть о его полете наполнила радостью всю нашу страну. И теперь мы с гордостью говорим: мы – соотечественники Юрия Гагарина, первого в мире космонавта.

Мы переживаем победы России как свои победы. И беды России для нас тоже не чужие. Что же нас объединяет? Единая Родина. Это общая земля. Общая история. Общие законы. Общий язык. Но важнее всего – общие ценности, духовные традиции. Человек остается человеком, пока он ценит и бескорыстно заботится о близком ему человеке, других людях, об интересах народа и Отечества.

Разделение детей на три группы: вытянуть цвет Российского флага (красный, синий, белый)

2. Работа в группах «Разгадай  кроссворд»:

1 группа — красный – кроссворд на тему «Символы России»

2 группа – синий – кроссворд на тему «Родина»

3 группа – белый – кроссворд на тему «Великие люди России»

По итогам работы в группах в кроссвордах прослеживаются ключевые слова:

РОССИЯ, РОДИНА, ПАТРИОТ

  1. Беседа с учащимися

 После выделения в кроссвордах ключевых слов проводится беседа над понятиями:

РОССИЯ (слайд «Символы России»)

  • Как называется страна, в которой мы живём?
  • Покажите на карте Россию. Что вы можете сказать о её территории, какие реки, моря, озёра, горы находятся на её территории?
  • Какие города вам известны?
  • Назовите столицу России, покажите её на карте?
  • Какие символы государства тебе известны? (прослушать гимн стоя)

РОДИНА (Слайд «Картины природы»)

Назовите синонимы к слову Родина. (Отечество, матушка)

— Почему Родину называют Отечеством?

 — Почему Матушкой?

Напомнить рассказ К. Д. Ушинского «Наше Отечество»:

         Наше отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы наши и деды наши.

  • Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком, и всё в ней для нас родное; А матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов…Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина. Главная ценность России – люди, их жизнь, труд, культура. Важнейшие ценности человека – семья, Отечество, Бог, вера, любовь, свобода, справедливость, милосердие, честь, достоинство, образование и труд, красота, гармония.

 — Что вы представляете себе, когда слышите слово Родина? (бескрайние просторы, красоту и многообразие родного края, дом, поле, лес, ….)

4. Работа с понятиями

ПАТРИОТ

— Как вы понимаете значение этого слова?

— Кого вы можете назвать  патриотом?

Патриот – человек, который любит свое отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.

Патриотизм – любовь, эмоциональное отношение к Родине, выражающееся в готовности служить ей и защитить её от врагов.

  • Какие русские военачальники, композиторы, писатели, художники вам известны?
  • Можно ли сказать, что эти люди являются гордостью России? Почему?
  • Назовите известных вам героев России?
  • Что вам известно о защитниках нашей Родины?  
  •  Все ли из перечисленных людей русские?

5. Самостоятельная работа

Детям предлагается текст, после прочтения которого, нужно найти в нём главную мысль.

      В нашей стране живут люди разных культур и разных убеждений. Россия стала такой большой именно потому, что она разрешала людям быть разными. В нашей стране всегда считалось естественным, что ее граждане принадлежат к разным народам и религиям. Самое ценное, что есть в России – это её люди.

Вывод: Россия – многонациональное государство. Неважно, какой национальности  человек. Важно, что каждый внёс вклад в развитие, свободное, независимое существование страны, в которой живёт. Наше Отечество богато своими духовными традициями. Россия стала такой большой и сильной именно потому, что она никогда не запрещала людям быть разными. В нашей стране всегда считалось естественным, что ее граждане принадлежат к разным народам и религиям.

 6. Обсуждение результатов самостоятельной работы и подведение итогов урока

-Что ты расскажешь дома членам семьи о нашей Родине, после сегодняшнего урока?    

Чем богата наша страна? (красота природы, люди). Люди в ответе за то, какой будет наша Россия! Прослушивание песни «Я, ТЫ, ОН, ОНА…»

7. Подготовка к домашнему заданию

— Есть ли среди ваших родственников тех, кто внёс вклад в развитие России? Кто они? В чём их заслуга перед Отечеством?

8. Работа со словарём                 Важные понятия

Традиции (от лат. T radere – передавать) – то, что имеет большое значение для человека, но не создано им самим, а получено от предшественников и в последующем будет передано младшим поколениям. Например, самые простые — поздравлять родных и близких с днем рождения, отмечать праздники и др.

Ценность – то, что имеет большое значение для человека и общества в целом. Например, Отечество, семья, любовь, и др. – всё это ценности.

Духовные традиции – ценности, идеалы, жизненный опыт, передаваемые от одного поколения к другому. К важнейшим духовным традициям России относятся: христианство, прежде всего русское православие, ислам, буддизм, иудаизм, светская этика.

9. Задание на дом

Оформить работу о выдающихся людях страны на формате А4.

nsportal.ru

Конспект урока по ОРКСЭ на тему «Наша Родина Россия» (4 класс)

Урок № 1

Тема: «Россия –наша Родина»

Цель: Обобщить материал по данной теме, который изучался в третьем классе на уроках по курсу «Окружающий мир». Воспитание гражданского патриотизма, любви к Родине, народу — как проявление духовной зрелости человека, выражающейся в осознанном желании служить Отечеству. Формировать у обучающихся представление о России как суверенном государстве со своими культурными, духовными, нравственными ценностями. Определить отношение каждого ученика к нашей родине — России.

Задачи: формировать первоначальные представления о единстве многонационального народа России;

развивать умения действовать сообща, прислушиваться к мнению окружающих;

воспитывать любовь и гордость к своей Родине.

Планируемые результаты.

Личностные: вызвать положительное отношение к уроку; формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстни­ками; формирование основ российской гражданской идентичнос­ти, чувства гордости за свою Родину; формирование осознания своей принадлежности к народу, стране.

Предметные: воспринимать на слух художественное произведение; знание и понимание обучающимися ценности: Родина.

Метапредметные:

П. Учить принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, осуществлять поиск средств для их решения. Обсуждать материал темы. Высказывать своё отношение к родной стране, своему народу. Выделять смысл эпиграфа пословиц.

Р. Учить строить монологические высказывания по данной теме, выражать не только свою точку зрения, а представлять позицию всей группы, адекватно использовать речевые средства при воспроизведении формулировок

К. Учить планировать и контролировать свои действия в ходе выполнения самостоятельной работы.

Тип урока: «открытие» новых знаний.

Основные понятия, изучаемые на уроке: Россия. Родина. Страна. Государство. Государственные символы

Технологии обучения: технология деятельностного подхода, технология проблемно-диалогического обучения, здоровьесберегающая технология, проектная технология, технология оценки образовательных достижений.

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Учебно-методическое обеспечение и ресурсы:

учебник Л.Л. Шевченко «Основы православной культуры» 4 класс;

презентация;

электронное приложение к учебнику «ОРКСЭ».

Технологическая карта урока

Мотивирует учащихся на начало урока

Настроение у нас – отличное, 
А улыбки – дело привычное, 
Пожелаем друг другу добра, 
Ведь урок начинать нам пора!

Находясь в учебной деятельности, мы выполняем два шага.

Что же мы умеем, знаем?
Вспоминаем, повторяем.

Игра «Продолжи фразу…»

1. Я буду изучать «православную культуру», потому что …

2. Учебник по этому курсу поможет мне …

3. Для меня очень важным в жизни является понятие …, так как …

Звучит песня М. Матусовского, В. Баснера «С чего начинается Родина»?

Что ж, а дальше по порядку

Загадаю я загадку

Кто быстрей ответ найдет,

Тот тему урока назовёт.

Здесь родился, живешь,

Уезжаешь — скучаешь,

Как зовут это место, ответь мне ты знаешь? (Родина)

Подрасту, и вслед за братом

Тоже стану я солдатом,

Буду помогать ему

Охранять мою… (Страну)

— Попробуйте сформулировать тему урока.Запишите в тетрадь.

2. Работа с маршрутным листом.

Приветствуют учителя, садятся.

Вступают в диалог с учителем, рассматривают учебник

Записывают в тетрадь

Слайд1,2

Слайд№3

2. Актуализация опорных знаний.

Формулирование темы. Планирование деятельности.

Побуждает учащихся самостоятельно сформулировать тему урока и цель урока.

Беседа с учащимися. ·

2.1. Анализ эпиграфа урока.

«Россия — священная наша держава,

Россия — любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава —

Твоё достоянье на все времена!

(Гимн России. Сл. С. Михалкова)

-Не всё в своей жизни человек может выбрать сам. Мы не можем выбрать своих родителей. Мы не можем выбрать язык, на котором мама пела нам колыбельные песни. Мы не можем выбрать Родину.

-Сначала мы появляемся на свет. Потом узнаём, что наша Родина зовется Россия. Что она — самая большая страна в мире. Что Россия —  страна с древней историей.

-С первых дней нашей жизни нас окружают родные люди. Постепенно их круг расширяется. Родственники, друзья, соседи… И однажды к нам приходит понимание, что кроме наших домов, двора, улицы, района, города, есть ещё Моя Страна.

-Как называется страна, в которой мы живём?

-Мы живём в стране, которая называется Российская Федерация. Когда мы говорим «страна», то имеем в виду людей, территорию, природу, климат.

Сравнивают, уточняют свою формулировку.

Смотрят карту России

Слайд №5-6

3. Применение знаний.

3.1. Работа с картой Российской Федерации. Посмотри на карту России и расскажи:

— Какие моря и океаны омывают нашу страну;

— Назови самые большие реки и озёра.

-Покажи на карте, где бывал ты. Что тебя поразило больше всего?

3.2. Повторение темы «Наше государство» из курса «Окружающий мир» 3 класс:

А) что такое государство;

Б) конституция — основной закон страны;

В) флаг и герб России;

Г) государственный гимн России.

Уч-ся читают стихи.

О Флаге Российской Федерации.

Красно — сине — белый флаг,

Ты – страны родимой стяг.

Гордо веешь до небес,

Что мы знаем о тебе?

Сила жизни – красный цвет,

Цвет сражений и побед.

Проливалась красным цветом

Кровь погибших в войнах дедов.

Синий цвет – вселяет веру

В Отчизну, в правильное дело.

В нём – народа постоянство,

Дружба, неразрывность, братство.

Самый верхний – белый цвет –

Неба чистого привет.

Пусть над нами будет ясно!

Каждый день будет прекрасным!

О Гербе Российской Федерации.

На геральдическом щите пред нами –

Двуглавый в золоте орёл.

Над ним – короны, в лапах – скипетр, держава,

А на груди – бесстрашный всадник,

Дракона поражающий копьём.

Что означает птица эта?

Истории этапы что на ней?

Мы видим здесь борьбу тьмы и света,

Дошедшие до нас из разных дней.

Была эпоха Петра Великого,

Давно в России он был царём.

Короны – части страны великой,

Оттуда к нам и пришёл орёл.

Россия – сильная страна с единой властью,

Держава и скипетр об этом говорят.

А защищает наше государство

Георгий Победоносец – символ света и добра.

Страна Россия – в двух материках,

Европою и Азией их звать.

На гербе головы зоркого орла

Всегда готовы покой наш охранять.

О Гимне Российской Федерации.

Главную песнь страны

Снова и снова слышим мы.

От юга до севера она звучит,

И сердце у каждого так стучит!

В ней – слава Отечества, слава народа,

Что крепнет союзом,

Растёт год от года.

Мы с песнею главной по жизни идём,

Гордимся страною, верим и ждём –

Нам годы дадут исполненья мечты

Для счастья народа, любви, красоты!

Обмениваются мнениями, вносят дополнения и поправки.

Слайд №9,10

4. Физминутка

Организует проведение физминутки

Дети под музыку делают движения

Слайд №

— Продолжим наш разговор.

3.3. Самостоятельная работа.

Детям предлагается текст, после прочтения которого , нужно найти в нём главную мысль.

В нашей стране живут люди разных культур и разных убеждений. Россия стала такой большой именно потому, что она разрешила людям быть разными. В нашей стране всегда считалось естественным, что ё граждане принадлежат к разным народам и религиям. Самое ценное, что есть в России – это её люди.

-Какова главная мысль текста?

-Назовите имена людей, которыми гордится наша страна. (на экране )

-Все ли люди русские?

Вывод: Россия – многонациональное государство. Неважно, какой национальности человек. Важно, что каждый внёс вклад в развитие , свободное, независимое существование страны, в которой живёт.

Дети обсуждают вопросы в группах. Обсуждают и анализируют, делают вывод.

Читают текс, вспоминают

Слайд №

Слайд №

5. Закрепление знаний.

Составление синквейна со словами: «страна», «Россия», «Родина». (Синквейн — приём технологии развития критического мышления, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определённую тему.

Синквейн от французского слова «пять» — это специфическое стихотворение без рифмы, состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме).

Страна

Родная, любимая

Заботится, любит, ценит

Лучше нет родного края!

Родина

Фронтальная работа.

Слайд №26

6. Рефлексия.

— Продолжи предложение.

Оказывается…

Самым неожиданным для меня было…

Мне больше всего…

Россиянами называют…)

По очереди отвечают на вопросы.

Слайд №

7. Домашнее задание

Выводит домашнее задание на слайде

— Запишите в дневник домашнее задание.

Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы – граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, традиции гордились своей страной. Вы дети России – вы надежда и будущее нашей страны.

Выполнить творческую работу:

  1. Напишите мини-сочинение «Что нужно сделать, чтобы Россия гордилась мною» или

  1. Создайте открытку-пожелание для нашей страны, города, школы. Ведь каждый человек желает своей стране самого лучшего.

Записывают домашнее задание в дневники.

Слайд №

infourok.ru

Конспект урока ОПК «Россия-наша Родина» 4 класс

Методическая разработка урока по теме :

«Россия – наша Родина» /урок 1/

( модуль «Основы православной культуры»)

учителя начальных классов

МБОУ Собинского района

ООШ №2 г.Собинки

Жигаловой И. В.

Цель:

формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности социокультурной идентичности в её национально-государственном, этническом, религиозном, гендерном и других аспектах через изучение темы «Россия –наша Родина».

Задачи:

— формировать у школьников основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

-развить осознание своей национальной принадлежности и ценностей многонационального российского общества;

— развить положительное отношение к иному мнению истории, культуре народов России;

— освоить начальные формы познавательной и личностной рефлексии;

— овладеть навыками смыслового чтения текстов различных жанров в соответствии с учебными целями;

— воспитать нравственность, основанную на свободе совести, духовных традиций народов России;

Ход занятия..

  1. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята!

Придумано кем-то просто и мудро:

При встрече здороваться:

— Доброе утро!

— Доброе утро! – солнцу и птицам.

— Доброе утро! – улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым…

Доброе утро длится до вечера.

(В.Кривошеев)

-Я рада вас приветствовать и видеть на ваших лицах светлые улыбки, которые говорят о хорошем настроении.

2. Актуализация знаний.

-Сегодня мы с вами отправляемся в долгое путешествие по изучению нового предмета «Основы православной культуры». Нашим путеводителем будет эта книга –ваш учебник. Рассмотрите обложку, полистайте его страницы. Приятно ли будет работать с такой книгой? /Да, приятно. Много ярких иллюстраций, много информации).

-Как быстро можно узнать, на какие вопросы мы будем искать ответы на занятиях «Основы православной культуры»? ( У каждой книги есть содержание)

-Откройте его и прочтите. Скажите, есть ли знакомые темы. О чём слышите впервые?

3.Работа по теме занятия.

-Прочтите название темы первого занятия. / «Россия — наша Родина»/ /Слайд №1/.

1.Мозговой штурм

-Я уверена, что эта тема близка и знакома каждому из вас. Скажите, что обозначает слово «Родина» для каждого из вас? /ответы детей/

-Я предлагаю вам прослушать песню «Мы землю эту Родиной зовём» /муз.Ю.Чичкова,сл.М.Пляцковского/ /Слайды 2-4/

2. Звучит песня.

Нам с каждым днём Отечество милей —

С его холмами, травами, лесами.

Волнует сердце тихий шум полей

И журавлиный клин над небесами.

Мы землю эту Родиной зовём,

Глядеть нам на неё — не наглядеться.

О ней одной, такой любимой с детства,

Мы песни наши лучшие поём.

В лугах вечерних дремлет тишина,

Цветы колышет ветер, пролетая.

И ярко светится в реке луна,

Сверкая, будто рыбка золотая.

Мы землю эту Родиной зовём,

Глядеть нам на неё — не наглядеться.

О ней одной, такой любимой с детства,

Мы песни наши лучшие поём.

Защёлкает на ветке соловей,

И зазвенят дождинки бубенцами…

Что может быть родней земли своей,

Навеки нам завещанной отцами!

-Скажите, какой синоним слову «Родина» вы услышали в песне? (Отечество) /слайд 5/ .

-Какой синоним к этим двум словам можете подобрать вы? ( Отчизна) /слайд5/

-Давайте убедимся в том, что эти слова точно синонимы. Поможет нам в этом «Толковый словарь русского языка», автор С.И.Ожегов

3. Работа в группах.

-Ваша задача найти в словаре толкование слов: Родина, Отечество, Отчизна. Приступайте. О готовности сообщите. /Дети в группе, выполнившей задание смыкают руки, подняв их кверху/

4. Отчёт групп о проделанной работе. /слайд 6/

Родина -1.Отечество,родная страна. 2. Место рождения.

Отчизна – Отечество, Родина.

Отечество- страна, где родился данный человек.

— Какие слова, словосочетания в толковании этих слов, доказывают, что слова «Отчизна», «Родина», «Отечество» — синонимы? /место, где человек родился/.

5. Работа с учебником.

— Откройте учебник на стр. 4. Найдите второй абзац. Прочтите, как объясняет эти слова автор. Согласны ли вы с ним? /Ответы детей/

-В этом абзаце уже прозвучало имя нашей родины. Назовите её /Россия/ /слайд 7/

-Если мы посмотрим на карту России, то увидим. Что она занимает очень большую территорию. Российская Федерация состоит из 21 республики, 7 краев, 48 областей. Россия — многонациональная страна. /слайд 8/

Об этом стихотворение «Единство народов –сила России.»

6. Прослушивание стихотворения.

Россия — Родина моя,
Прекрасна ты и многолика.
Твои поля, леса, луга
И на речной равнине блики
Я восхваляю!

Знай же, люд!
Хакас, татарин и якут,
Бурят, тувинец здесь живут!

Россия — родина моя
Детьми своими ты богата.
Традиции, обряды предков
Узнают все из нас когда-то.

Еврей и тувинец, бурят и удмурт

Русский, татарин, башкир и якут

Разных народов большая семья,

И этим гордиться должны мы, друзья!

Россией зовётся общий наш дом!

Пусть будет уютнее каждому в нём

Любые трудности все мы осилим

И только в единстве сила России!

— Люди каких национальностей живут в России? /ответы детей/.

-Какая главная мысль заложена в этих строках? /мы все разные, но все мы должны жить в мире, дружбе, взаимопонимании/

7. Работа с пословицами.

-О том, что наши народы издавна старались жить в дружбе, гласят пословицы. Каждая из групп получила по пословице. Прочтите, объясните их смысл.

А) — Дружба и братство- лучшее богатство./ русская пословица/

Б) — Друг из далекого края подобен сооруженной крепости. /чеченская пословица/

В) — Народные объятия не объять. / казахская пословица/

Г) -Одна головня не горит, одному человеку жить невозможно. /бурятская пословица/ /прим. Головня –тлеющее полено/

-Сделайте вывод./ Все народы отражали своё желание жить сообща в пословицах/

8. Работа в группах.

-Все мы с вами разные, отличаемся не только внешне, но и внутренне. У каждого из нас свой духовный мир. Что это такое, нам поможет разобраться учебник. Откройте страницу 4, прочтите 3,4-й абзацы.

-Найдите в них ответы на следующие вопросы: / слайд 9/

-Что такое духовный мир?

-Какие синонимы в тексте можно подобрать к этому понятию?/мир культуры, внутренний мир, душа человека/.

-Согласны ли вы с утверждением, что у каждого человека свой, не похожий ни на чей внутренний мир? /ответы детей/

9.Отчёт групп.

Вывод: -У каждого из нас неповторимый внутренний мир, в котором есть место и положительным и отрицательным чертам.

10. Интерактивная игра «Доброе словечко»./слайд 10/

-Мы с вами вместе уже четвёртый год, значит уже достаточно хорошо знаем друг друга. Уверена, что у каждого из вас внутренний мир наполнен положительными, светлыми, высокими чувствами. Я предлагаю вам отдохнуть и поиграть в игру, которая поднимет вам настроение.

— Встанем в круг, возьмёмся за руки и искренне назовём соседу его положительное качество. /Учитель: «Ваня, я хочу тебе сказать, что ты отзывчивый человек» и т.п./

Вывод. Отдохнули? Вам было приятно слышать о себе добрые слова? Я надеюсь, что вы будете развивать эти и другие положительные качества. Будете учиться созидать, а не разрушать свой внутренний мир. В этом нам и поможет новый предмет «Основы православной культуры».

11. Работа по теме.

Наше путешествие продолжается, нас ждёт много дорог. В духовном мире есть свои дороги – они называются –ТРАДИЦИИ.

Кто из вас мог бы объяснить значение этого слова? /ответы детей/.

-Давайте сравним ваши ответы с его словарным толкованием. Обратимся к Толковому словарю С.И.Ожегова./ слайд10/

Традиции – то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений/ идеи, взгляды, вкусы, образ действий и т.п./

-У каждого народа нашей многонациональной страны есть свои культурные традиции – это богатство нашей многонациональной родины. В основе всех традиций лежат вечные ценности : добро, честь, справедливость, милосердие.

12. Работа в группах. /Инсценирование/ /слайды 11-14/

Знаете ли вы о каких –либо традициях ? /ответы детей/

-Так как у нас с вами сегодня первая встреча, мне бы хотелось познакомить вас с традицией встречи гостей у разных народов. Для это мы группами попробуем разыграть ситуацию встречи гостей. Группа, получившая информацию, выступает в роли хозяев: , все остальные — гости. Получается, что мы побываем в гостях у некоторых народов, а именно у русских , татар, башкир, казахов.

Инструктаж для группы:

1. прочесть текст.

2.выбрать интересную информацию.

3. инсценировать эпизод встречи гостей с использованием реквизита/

1 группа. /русские/ /реквизит: самовар, каравай, солонка с солью, полотенце –рушник , т.п. на усмотрение учителя/

Текст для группы:

На Руси дорогих гостей всегда встречали хлебом и солью, гость должен был отломить кусок каравая. Окунуть в соль и съесть. Приезжего человека было принято обогреть, накормить пирогами, грибами, ягодами, блинами. Наши предки с радостью принимали гостя – не скупились, ставили на стол все, что имели. Потому и возникла поговорка: «Всё на стол мечи, что есть в печи». Хозяева даже обижались, когда гость мало ел и пил.

2 группа. /татары/ /реквизит: чак-чак, чай, баночка с мёдом т.п. на усмотрение учителя /

Текст для группы:

По древнему татарскому обычаю в честь гостя расстилалась праздничная скатерть и на стол выставлялись лучшие угощения — сладкий чак-чак: /восточная сладость из теста с мёдом/, щербет /мягкие сладкие конфеты/, липовый мед, и, конечно, душистый чай.

3 группа. /башкиры/ /реквизит скатерть, баночка с мёдом т.п. на усмотрение учителя /

Текст для группы:

Традиционным элементом гостеприимства башкир считается то, что хозяин встречает гостей перед входом  в дом. Проводы гостей также происходят за воротами дома. Гостям говорят: «Пройдите на почетное место». При угощении гостей башкиры пользуются правилом: «Перед гостями поставь пищу, но не забудь, чтобы их рот и рука были свободны». Если кто-то пришел во время трапезы, его принято сажать за стол и угощать пирогами, варёным мясом, колбасой, мёдом/.

4 группа. /казахи/ /реквизит : скатерть, халва и т.п. на усмотрение учителя /

Текст для группы:

Хозяин и его домочадцы старались удовлетворить любое желание гостя, что требовало от него ответной сдержанности. Гостю подавалась самая лучшая пища: лепёшки, халва/сладость из сахара, орехов и семян/, творог, зелень. Если гость оставался на ночь, ему резали барана, даже несмотря на то, что в доме было свежее мясо. Перед отъездом гостя должны были накормить горячей пищей. От гостя ожидали умеренности в еде, умения поддержать беседу.

Вывод. Похожи ли традиции встречи гостей у разных народов? Чем?

Звучит песня: «Я,ты,он,она…»

12. Итог занятия.

-Понравилось ли вам наше первое путешествие? О чём вы расскажете родителям? Я попрошу вас дома с помощью мамы, папы сестёр, братьев подготовить домашнее задание, которое предложено в учебнике на стр. 5. Вспомните и расскажите о традиции, которая есть в вашей семье. Подумайте, какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи?

Желаю удачи!

infourok.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о