Рыкова позитивная социализация дошкольников – Позитивная социализация дошкольников | ДЕТСТВО-ГИД

Позитивная социализация дошкольников | ДЕТСТВО-ГИД

Позитивная социализация — это умение ребенка взаимодействовать с окружающими людьми, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.

Цель позитивной социализации — освоение дошкольниками первоначальных представлений социального характера и включение их в систему социальных отношений общества.

Элементы позитивной социализации:
— эмоциональное благополучие ребенка;
— положительное отношение к окружающим людям;
— коммуникативная компетентность дошкольника;
— развитие социальных навыков детей.

Можно выделить основные направления в работе по позитивной социализации детей дошкольного возраста:

1. Актуализация приоритетных задач воспитания личности.
Особое внимание следует обратить на формирование гуманистической направленности личности ребенка, которая предполагает установление баланса личных и общественных потребностей, моральную регуляцию своего поведения с учетом интересов и прав другого человека.

Гуманистическая функция дошкольного образования ориентирована на приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития его личности в современном обществе и государстве.
Ключевыми понятиями гуманистической педагогики являются «самоактуализация», «саморазвитие», «личностный рост», то есть развитие личностных качеств человека, которые формируются под влиянием общечеловеческих нравственных и гражданско-правовых норм.
В связи с этим, следует выделить такие направления позитивной социализации личности дошкольника как нравственное, гражданское, патриотическое, правовое. По каждому из этих направлений есть огромное количество педагогической литературы с конкретными задачами, содержанием и методами. Поэтому в данной статье нет смысла их перечислять.
Самое главное, что должен знать педагог, — в дошкольном возрасте нормы этики, морали и нравственности легко воспринимаются как безусловная составляющая окружающего мира. И очень важно сформировать именно гуманные представления у детей о дружбе, доброте, честности, справедливости. Решать эту задачу следует
с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников
.

2. Соответствие принципам развивающего образования.
Сегодня на первое место выдвигается задача развития ребенка, это современная стратегия российской педагогики. Воспитатель должен так организовать совместную деятельность с дошкольниками, чтобы она была направлена на формирование их познавательной активности и самостоятельности, развитие способностей.
Процесс позитивной социализации личности ребенка органично сочетается с такими видами детской деятельности как двигательная, игровая, познавательно-исследовательская, продуктивная, художественно-эстетическая.
Формы работы в рамках развивающего обучения достаточно разнообразны: это игра, наблюдение, беседы-обсуждения из личного опыта, экспериментирование, решение проблемных ситуаций, проектная деятельность, моделирование, речевые ситуации, сценарии активизирующего общения и многие другие.
Важно, чтобы в процессе совместной с педагогом деятельности ребенок усваивал не только нравственные, этические представления, но и овладевал способами действий, учился управлять своей деятельностью.

3. Педагогическая деятельность по взаимодополнению образовательных областей.
В соответствии с ФГОС ДО, образовательная программа ДОУ строится с учетом принципа взаимодополнения образовательных областей.
Поскольку социальное развитие личности ребенка является неотъемлемым компонентом коммуникативного общения, познавательной активности, нравственного воспитания, то и решение основных педагогических задач по этому направлению осуществляется во всех пяти областях образовательной деятельности. Такой подход обеспечивает разностороннее развитие детей.
Например, взаимодополнение образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие» направлено как на социализацию дошкольника, так и на развитие психических процессов (мышление, воображение, память) и познавательных операций (анализ, синтез, обобщение, классификация).
В рамках этих же образовательных областей реализуются задачи нравственного и трудового воспитания дошкольников. Цель данной интеграции — воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам в процессе включения детей в систему социальных отношений.

Другой пример — взаимодополнение образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие». В процессе восприятия произведений художественной литературы формируются оценочные представления о правилах поведения и базовых культурных ценностях общества, развиваются эмоциональность, восприимчивость, сопереживание.

Таким образом, современные подходы к проблеме позитивной социализации дошкольников направлены не только на формирование определенной суммы знаний, умений и навыков, но и предполагают развитие базовых качеств личности ребенка, формирование его общей культуры и социальную адаптацию в обществе.

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.
Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

detstvogid.ru

Позитивная социализация детей дошкольного возраста

Позитивная социализация детей дошкольного возраста

Одной из целевых установок Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, сотрудничества с взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития. Таким образом, основные силы педагогов должны быть направлены на позитивную социализацию детей, индивидуализацию их развития.

Позитивная социализация – это не только обеспечение эмоционального благополучия дошкольников и получение нового опыта с радостью и удовольствием. Понятие «Позитивная социализация» следует рассматривать намного шире: это умение действовать сообща ради общей цели, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая интересы и потребности других. Работу по позитивной социализации необходимо проводить в рамках всех образовательных областей, но основное взаимодействие с воспитанниками происходит в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».

Педагогов дошкольного учреждения волнует вопрос, как построить образовательный процесс, чтобы добиться высоких результатов педагогического взаимодействия, какая технология является более эффективной с позиции формирования личности будущего школьника. Технология «Мы вместе!» Е.В.Рылеевой позволяет использовать в образовательном процессе дошкольного учреждения игры, ориентированные на развитие социальных навыков у детей 4-7 лет: навыков сотрудничества, адекватной самооценки и начал личностного саморазвития.

В основу технологии положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром – игра. Игра – сильнейшее средство социализации дошкольника. Именно в игре осваиваются правила человеческого общения. Вне игры не может быть достигнуто полноценное нравственное и волевое развитие ребенка, вне игры невозможно воспитание личности.

Рылеева Е.В. предлагает десять социально-ориентированных игр. Данные игры сочетают различные виды детской деятельности: коммуникативную, игровую, учебную, речевую, изобразительную, двигательную и др. Одна и та же игра может быть использована с разными целями. У игр есть еще одно достоинство. Они требуют для своего исполнения физической активности детей. Дети двигаются (по пра­вилам), активно общаются (по правилам), отстаивают свою точку зрения или отказываются от нее, если находится более подходящая условиям (тоже по правилам). Поэтому традиционные физкульт­минутки на таких занятиях не нужны вовсе.

Игра 1 «Волшебная палочка»

Задачи, ориентированные на социальное развитие детей:

  1. Формирование навыков речевого этикета:

- заинтересовано выслушивать всех участников игры;

- быстро включатся в групповую работу;

- самостоятельно оценивать ответы и высказывания других детей;

- выражать свое мнение публично;

- сдерживать свое желание подсказывать;

- придерживаться правила очередности в высказывании своего мнения.

Игра 2 « Найди свою группу»

Задачи, ориентированные на социальное развитие детей:

  1. Создание условий для социального творчества детей, их экспериментирования в деятельности

  2. Воспитание культуры диалога

  3. Воспитание ответственности за принятое решение

  4. Умение включаться в работу сверстников и действовать в рамках границ, обозначенных правилами игры.

Игра 3 «Давай думать вместе»

Задачи, ориентированные на социальное развитие детей:

  1. Закрепление навыков культуры диалога

  2. Воспитание ответственности за принятое решение

  3. Развитие навыков культурного социального творчества

  4. Создание условий для самоопределения каждого ребенка в коллективной деятельности.

Игра 4 «Живые прыгалки»

Задачи, ориентированные на социальное развитие детей

  1. Формировать «зоны радости» в групповой игре

  2. Воспитывать привычку согласовывать свои действия с партнерами по игре.

Игра 5 «Нарисуй то же своим цветом»

Задачи, ориентированы на социальное развитие детей

  1. Формировать навык согласованных действий в условиях ограниченного пространства.

  2. Содействовать освоению правил честного соперничества, закреплять навык самоконтроля

Игра 6 «Найди своё место в ряду»

Задачи, ориентированы на социальное развитие детей

  1. Воспитание навыка соблюдения очередности, заданной правилами

  2. Развитие способности к поиску своего места в группе

  3. Стимулирование способности детей к осмыслению своих отличительных особенностей.

Игра 7 «Зрительный зал»

Задачи ориентированы на социальное развитие детей:

  1. Повышение культуры диалога

  2. Воспитание ответственности за принятое решение.

  3. Формирование навыков включения в коллективную деятелность по правилам

  4. Проверка уровня осознания ребенком своих отличительных особенностей, отражающегося в его речевой деятельности.

Игра 8 «Радиоэфир»

Задачи ориентированы на социальное развитие детей:

  1. Стимулирование способности активного слушателя

  2. Воспитание культуры устной речи ( ясного и грамотного изложения своих мыслей) ПУБЛИЧНОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ

  3. Формирование навыка контроля за правильностью выполнения задания.

Игра 9 «Покажите нам»

Задачи ориентированы на социальное развитие детей:

  1. Формирование навыка координации совместных действий в пространстве игровой комнаты.

  2. Развитие умений взглянуть на себя со стороны.

  3. Воспитание чувства ответственности за конечный результат.

Игра 10 « Волшебные картинки»

Задачи ориентированы на социальное развитие детей:

  1. Воспитание привычки оценивать свой вклад в коллективную работу.

  2. Формирование навыка определения границ допустимой самодеятельности в группе сверстников.

  3. Развитие потребности в творческом самовыражении.

Педагогам ДОУ было предложено включить в традиционный учебно-воспитательный процесс дидактические игры данной технологии. К процессу подошли творчески. Каждый реализовал свои идеи в самостоятельных разработках, нашел свой вариант применения собственной игры в реальном организованном им образовательном процессе.

По правилам игры «Волшебная палочка», как показала практика, можно создавать и успешно использовать игры для дошкольников уже с 3-х лет на всех этапах образовательной деятельности и в различных образовательных областях.

Игра «Птичка-невеличка» разработана для младшего дошкольного возраста, в которой вместо «волшебной палочки» передавалась птичка-свистулька. Игра проводилась в рамках речевого развития, дети называли имя ребенка, к которому прилетела птичка. Такая организация деятельности позволила воспитателю установить доверительные отношения с детьми и выполнить свою образовательную задачу.

Игра «Кто как кричит?» была проведена в образовательной деятельности познавательного цикла. Для ведения игры воспитателем применялись картинки с изображением домашних животных.

Для дошкольников средней группы по правилам «Волшебной палочки» была разработана игра «Как зимуют животные». Игра проводилась с целью выявления знаний по изучаемой теме. В качестве наглядного материала использовалась сказочная коробка, из которой появлялись фигурки животных.

Игра «Времена года», цель которой деление на группы с опорой на наглядность, проводилась по принципу игры Е.Рылеевой «Найди свою группу». Дошкольники собирали картинки из деталей по принципу пазлов. Детям необходимо было самостоятельно разобраться в проблемной ситуации. В этом варианте педагог создал максимально благоприятные условия для социального творчества, которое требует более высокого социального развития группы. Игра использовалась на мотивационном этапе образовательной деятельности. Воспитателем подготовлен богатый иллюстративный материал.

Воспитателем старшей группы спроектирована образовательная деятельность с игрой «Найди свою группу», в которой применялись блоки Дьёнеша. Игра использовалась на протяжении всего занятия с постоянным изменением учебной задачи. Образовательная деятельность закончилась творческим заданием, чем были созданы условия для социального творчества детей и их экспериментирования в учебной и игровой деятельности.

Игра «Экскурсия в музей» создана для старших дошкольников, в основу которой легли правила игры «Найди свою группу». Особенность игры в том, что музеи, так же как и экспонаты, представлены в трёх временах (музей прошлого, настоящего и будущего). Для проведения игры воспитателем подготовлен богатый иллюстративный материал. Созданная образовательная ситуация позволила педагогу не только выполнить задачи по формированию временных отношений у дошкольников, но и развивать базовые навыки сотрудничества. Перед детьми создавались различные проблемные ситуации, для решения которых они объединялись в мини-группы и аргументировали свой выбор. В зависимости от поставленных задач, состав групп менялся.

Чтобы добиться положительного результата по формированию социальных навыков, необходимо проводить игры систематически и включать их в разные формы работы с детьми.

Учебные задачи и ситуации

Игра

1

Вы хотите получить ответ на свой вопрос или услышать мнение каждого воспитанника. Вы хотите, чтобы дети оценили работы друг друга

«Волшебная палочка», «Радиоэфир»,

2

Нужно разбить детей на пары или группы

«Найди свою группу», «Давай думать вместе», «Живые прыгалки», «Зрительный зал»

3

Вы хотите научить детей конструктивному способу решения конфликтов в детском коллективе, сформировать адекватные нормы поведения

«Найди свое место в ряду», «Нарисуй то же своим цветом»

4

Вам нужно на занятии определить актуальный уровень развития детей, определить объём знаний

«Волшебная палочка», «Найди свое место в ряду», «Радиоэфир»

5

Вы хотите развить в детях чувство честного соперничества

«Волшебная палочка», «Найди свою группу», «Найди свое место в ряду».

6

Вам нужно погрузить детей в проблему, подать новый материал

«Нарисуй то же своим цветом», «Живые прыгалки»

Использование технологии позитивной социализации Е.В Рылеевой «Мы вместе» помогает формировать базовые навыки сотрудничества:

умение работать в команде, распределяя свою деятельность, получая общий результат, отвечая за свой участок работы и понимая какой вклад ты внес в общую работу;

умение выслушать сверстника или взрослого и проявлять интерес к нему, поддерживать разговор, участвовать в коллективном обсуждении, поиск взаимовыгодных решений и совместное выполнение задач.

Литература

  1. Е. Рылеева. 10 игр для социализации дошкольников. – М.: Издательство СКРИПТОРИЙ 2003, 2015.

2. Е. В. Рылеева «Вместе веселее» (дидактические игры для развития навыков сотрудничества) Москва 2004г. Айрис Пресс.

multiurok.ru

Консультация на тему: «Позитивная социализация дошкольников в условиях введения ФГОС ДО»

ТЕМА: «Позитивная социализация дошкольников в условиях введения ФГОС ДО»

«Ввести ребенка в мир человеческих отношений-

 одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста»

В.А. Сухомлинский.

Дошкольный возраст – неповторимая и яркая страница в жизни каждого человека. Он  является благоприятным периодом для социального развития, и значимым для вхождения ребенка в мир социальных отношений. Процесс социализации детей дошкольного возраста вводит ребенка во взрослую жизнь, является фундаментом в становлении и проявлении социальной культуры.

В последнее время проблема социального развития ребенка особенно актуальна, т.к. одной из целевых установок Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.

             Обратившись  к трудам Л.С. Выготского, можно сделать вывод о том, что  социальная ситуация развития ребенка представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих у ребенка. Основным источником развития является окружающая действительность, которая и определяет  путь, по которому ребенок приобретает новые свойства личности и формирует индивидуальность в процессе социального развития. 

Другими словами, социальная ситуация развития – это соотношение внешних условий, воздействующих на ребенка, и его внутреннее отношение к этим условиям.  Следовательно, среда ДОУ, культура общения взрослого с ребенком, ребенка со сверстниками, диапазон, разнообразие видов деятельности, соотносящихся с возрастом ребенка – это и есть основные компоненты  позитивной социализации дошкольника.

Социализация детей дошкольного возраста - процесс длительный и многоплановый. В зависимости от успешности адаптационного процесса ребенок постепенно принимает на себя определенную роль, отображаемую обществом. Шаг за шагом приобретает опыт поведения в соответствии с требованиями социума. Эти особенности в педагогике называются факторами социализации. Влияние институтов социализации, в этом случае, выступает внешним фактором, подает содержание и формы социализации ребенка, а также направления формирования его социальной компетентности. К внутренним факторам социализации относят возрастные и индивидуальные особенности самого ребенка, которые воплощаются в субъективной системе переживаний социальных отношений и формировании картины мира

Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию личностных качеств у подрастающего поколения. Современная практика дошкольного образования реализует положение о том, что в каждом ДОУ необходимо создавать условия для полноценное социального развития детей: предоставлять ребенку возможность проявлять социальную мотивацию, способность самостоятельно выбирать адекватный ситуации стиль поведения, совершенствовать личные отношения с окружающими.

Целесообразно в детском саду создать следующие условия для успешной социализации детей:

  • Эмоциональное благополучие ребенка – это прежде всего комфорт в душе ребенка. Создание атмосферы, комфортной для каждого ребенка, способствующей развитию его индивидуальности, творчества, навыков созидательной деятельности и достижения жизненного успеха.
  • Положительное отношение ребенка к окружающим людям, воспитание уважения и терпимости.
  • Развитие коммуникативной компетентности ребенка – способность устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты с другими людьми, сотрудничать, слушать и слышать, распознавать эмоциональные переживания и состояния других людей, выражать собственные эмоции.
  • Развитие социальных навыков детей. Социальные навыки помогают установить доброжелательные отношения, чувствовать себя комфортно в любой обстановке, готовность общаться с другими людьми, способность адаптироваться.
  • Обогащение предметно-пространственной среды, наполнение которой предоставляет ребёнку возможность для саморазвития.

При всех самых замечательных условиях, созданных в детском саду, дошкольное образовательное учреждение лишь дополняет воспитание, получаемое ребенком в семье. Приоритетным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья (как один из институтов социализации). Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Признание приоритета семейного воспитания требует нового отношения к семье и новых форм работы с семьями со стороны дошкольного учреждения. Вот почему одной из главных задач педагогов детского сада является создание полноценного социального сотрудничества в триаде “педагог-дети-родители”.

Согласно данным исследований Антоновой Т.В., Иваненко МИ.. Смирновой Е.О.. Стеркиной Р.Б. уровень социализации ребенка в условиях ДОУ целесообразно контролировать с помощью специальных показателей. Показателями успешного социального развития дошкольника в детском саду могут служить следующие умения ребенка:

​ −умение ребенка войти в детское общество:

​ −умение ребенка действовать совместно с другими;

​ −умение следовать и уступать общественным нормам;

​ −умение ребенка контролировать свои желания и др.

        Обратившись еще раз к ФГОС ДО,  мы видим, что основные требования стандарта связаны, в первую очередь, с психическим и физическим здоровьем ребенка. Во главу угла ставится личность дошкольника, его способности и возможности; его желания и отношения. Перед педагогами стоит задача пересмотра приоритетов профессиональной деятельности: ориентация не на систему знаний, умений и навыков, усвоенных ребенком,  а  на формирование у детей  умений быстро адаптироваться к новым ситуациям, проявлять гибкость, налаживать социальное партнерство и эффективные коммуникации, находить решения сложных вопросов, используя разнообразные источники информации.  В свою очередь, формирование обозначенных качеств личности дошкольника, возможно только при условии его позитивной социализации.

                   

Литература

  1. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности Под. ред. Д.И. Фельдштейна - М.: Меж. пед. Академия, 1995. - 212 с.
  1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология/Под. ред.Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1984. - 432 с
  1. Н.В. Иванова Социальное развитие детей в ДОУ: Методическое пособие// М. Творческий центр, 2008.
  1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования России, 2002. - № 6.
  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. (утв. Приказом Министерства образования науки РФ от17 октября 2013г. №1155)

nsportal.ru

Детский сад теория и практика № 3/2016. Позитивная социализация ребенка-дошкольника

Термин «социализация» активно используется в массовой практике дошкольного образования, однако представления педагогов о социализации, ее сущности и роли в становлении личности ребенка-дошкольника нередко оказываются искаженными или приблизительными, а само понятие «социализация», как отмечают специалисты, «пока трудно встраивается в профессиональном сознании педагога в стабильную систему образовательного процесса, которую привычно делили между собой воспитание и обучение» (Н.Ф. Голованова).
Вопросы социализации детей дошкольного возраста актуализировались с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, который признает ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений и ориентирует педагогов на создание «условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками».
Номер посвящен позитивной социализации детей дошкольного возраста. Анализируются неоднозначные представления о социализации ребенка-дошкольника в педагогической среде. Раскрываются сущность и роль социализации в становлении личности ребенка, большое внимание уделяется первичной социализации, ее особенностям и агентам. Показано влияние различных социальных агентов (родителей, прародителей, педагогов, сверстников) на характер социализации дошкольников.
Определяются основные показатели позитивной социализации детей дошкольного возраста. Обозначаются новые реалии детства, которые должны учитываться практикой образования в процессе социализации детей, и риски, затрудняющие позитивную социализацию современных дошкольников.
Воспитание рассматривается как основа социализации ребенка-дошкольника. Обосновываются детерминанты воспитания, способствующие позитивной социализации детей дошкольного возраста: организация социокультурной среды, воспитатель как значимый взрослый, обеспечение ребенку позиции субъекта образовательного процесса. Затрагиваются вопросы соотношения свободы и принуждения в процессе первичной социализации дошкольника, его адаптации в социальной среде и идентификации с социокультурными ориентирами.
Рассматриваются теоретические аспекты социализации одаренных, талантливых, способных и особенных детей, выделяются психологические и педагогические особенности работы с детьми вундеркиндами, индиго, савантами, аутистами.
Представлен японский опыт подготовки детей к вхождению в социум: проблемы социализации подрастающего поколения и пути их преодоления. Особое внимание уделяется объединению усилий детского сада, семьи и общественности в формировании социального опыта дошкольников, важности позитивного настроя в воспитании детей и созданию условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства.

Светлана Максимова, главный редактор

editionpress.ru

Статья (подготовительная группа) на тему: Позитивная социализация дошкольников

Позитивная социализация дошкольников

Позитивная социализация — это умение ребенка взаимодействовать  с окружающими людьми, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.

Цель позитивной социализации — освоение дошкольниками первоначальных представлений социального характера и включение их в систему социальных отношений общества.

Элементы позитивной социализации:
— эмоциональное благополучие ребенка;
— положительное отношение к окружающим людям;
— коммуникативная компетентность дошкольника;
— развитие социальных навыков детей.

Можно выделить основные направления в работе по позитивной социализации детей дошкольного возраста:

1. Актуализация приоритетных задач воспитания личности. 
Особое внимание следует обратить на формирование гуманистической направленности личности ребенка, которая предполагает установление баланса личных и общественных потребностей, моральную регуляцию своего поведения с учетом интересов и прав другого человека.
Гуманистическая функция дошкольного образования ориентирована на приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития его личности в современном обществе и государстве.
Ключевыми понятиями гуманистической педагогики являются «самоактуализация», «саморазвитие», «личностный рост», то есть развитие личностных качеств человека, которые формируются под влиянием общечеловеческих нравственных и гражданско-правовых норм.
В связи с этим, следует выделить такие направления позитивной социализации личности дошкольника как нравственное, гражданское, патриотическое, правовое. По каждому из этих направлений есть огромное количество педагогической литературы с конкретными задачами, содержанием и методами. Поэтому в данной статье нет смысла их перечислять.
Самое главное, что должен знать педагог, — в дошкольном возрасте нормы этики, морали и нравственности легко воспринимаются как безусловная составляющая окружающего мира. И очень важно сформировать именно гуманные представления у детей о дружбе, доброте, честности, справедливости. Решать эту задачу следует с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников.

2. Соответствие принципам развивающего образования.
Сегодня на первое место выдвигается задача развития ребенка, это современная стратегия российской педагогики. Воспитатель должен так организовать совместную деятельность с дошкольниками, чтобы она была направлена на формирование их познавательной активности и самостоятельности, развитие способностей.
Процесс позитивной социализации личности ребенка органично сочетается с такими видами детской деятельности как двигательная, игровая, познавательно-исследовательская, продуктивная, художественно-эстетическая.
Формы работы в рамках развивающего обучения достаточно разнообразны: это игра, наблюдение, беседы-обсуждения из личного опыта, экспериментирование, решение проблемных ситуаций, проектная деятельность, моделирование, речевые ситуации, сценарии активизирующего общения и многие другие.
Важно, чтобы в процессе совместной с педагогом деятельности ребенок усваивал не только нравственные, этические представления, но и овладевал способами действий, учился управлять своей деятельностью.

3. Педагогическая деятельность по взаимодополнению образовательных областей. 
В соответствии с ФГОС ДО, образовательная программа ДОУ строится с учетом принципа взаимодополнения образовательных областей.
Поскольку социальное развитие личности ребенка является неотъемлемым компонентом коммуникативного общения, познавательной активности, нравственного воспитания, то и решение основных педагогических задач по этому направлению осуществляется во всех пяти областях образовательной деятельности. Такой подход обеспечивает разностороннее развитие детей.
Например, взаимодополнение образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие» направлено как на социализацию дошкольника, так и на развитие психических процессов (мышление, воображение, память) и познавательных операций (анализ, синтез, обобщение, классификация).
В рамках этих же образовательных областей реализуются задачи нравственного и трудового воспитания дошкольников. Цель данной интеграции — воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам в процессе включения детей в систему социальных отношений.

Другой пример — взаимодополнение образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие». В процессе восприятия произведений художественной литературы формируются оценочные представления о правилах поведения и базовых культурных ценностях общества, развиваются эмоциональность, восприимчивость, сопереживание.

Таким образом, современные подходы к проблеме позитивной социализации дошкольников направлены не только на формирование определенной суммы знаний, умений и навыков, но и предполагают развитие базовых качеств личности ребенка, формирование его общей культуры и социальную адаптацию в обществе.

nsportal.ru

Глава 1. Теоретические основы развития позитивной социализации старшего дошкольного возраста

Титульный лист

Оглавление

Введение……………………………………………………………………

Глава 1. Теоретические основы позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста в процессе организации сюжетно-ролевых игр

1.1.Анализ нормативно-правовых и программных требований в аспекте позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста … ……………………………………..

1.2. Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста……

1.3. Понятие позитивная социализация, ее структура…………………

1.4. Механизмы позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста…………………………………………

1.5. Методы и средства позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста ………………

1.6. Сюжетно – ролевая игра как средство позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста

1.7. Словарь основных понятий…………………………………….

Выводы по главе 1.

Глава 2. Содержание деятельности воспитателя по организации позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно – ролевых игр

2.1. Диагностика уровня позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста

2.2. Сборник сюжетно-ролевых игр «Поиграем вместе», направленный на организацию позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста

Выводы по главе 2

Заключение……………………………………………………………….

Список литературы………………………………………………………

Приложения

Введение

 «Ввести ребенка в мир человеческих отношений-

 одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста»

В.А. Сухомлинский, выдающийся советский - новатор, писатель.

Старший дошкольный возраст – неповторимая и яркая страница в жизни каждого человека. Он является благоприятным периодом для социального развития, и значимым для вхождения ребенка в мир социальных отношений. Процесс позитивной социализации детей дошкольного возраста вводит ребенка во взрослую жизнь, является фундаментом в становлении и проявлении социальной культуры.

Процесс позитивной социализации важно организовывать в старшем дошкольном возрасте, так как происходят изменения в мотивационной сфере ребёнка: формируется система соподчинения мотивов, которая придаёт общую направленность поведению старшего дошкольника. Дети шестилетнего возраста начинают осознавать особенности своего поведения, а по мере усвоения общепринятых норм и правил использовать их в качестве мерок для оценки себя и окружающих людей. (8)

Создание образовательного пространства в дошкольной образовательной организации во многом определяется целесообразной организацией образовательного процесса. Немаловажным при этом является соблюдение нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность педагога и всего педагогического коллектива при организации воспитания и обучения детей. 

В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» отмечается, что «дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста». (2)

В Федеральном государственном образовательном стандарте программа направлена на создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками, и соответствующим видом деятельности. А также программа (образовательная программа дошкольной организации) формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста. (3)

В примерной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой прописаны задачи усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребёнка, формирование умения оценивать свои поступки и поступки сверстников. (9)

Обратившись к трудам Л.С. Выготского, можно сделать вывод о том, что социальная ситуация развития ребенка представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих у ребенка. Основным источником развития является окружающая действительность, которая и определяет путь, по которому ребенок приобретает новые свойства личности и формирует индивидуальность в процессе социального развития. (16)

Понятие «позитивная социализация» используется нами как показатель соответствия осваиваемого и присваиваемого детьми социального опыта нравственно ценным ориентациям, принятым в обществе. В выборе данного понятия как одного из критериальных в нашем исследовании мы опираемся на работы А.В. Мудрика, который обращает внимание на то, что обмен, продуцирование и освоение ценностей при определенных условиях становится эффективным, способствуя позитивной социализации членов воспитательной организации. В качестве агентов социализации А.В. Мудрик рассматривает окружающих и входящих в круг общения ребенка людей. (13)

По мнению Т.А. Антоновой, старший дошкольный возраст является периодом социального развития и активного становления личного опыта взаимодействия дошкольников и изучения ими культурных ценностей. В это время происходит интенсивная ориентировка дошкольников в отношениях людей, накапливается первый опыт самостоятельных, нравственно направленных поступков, развивается способность действовать в соответствии с доступными пониманию ребенка этическими нормами и правилами. 

Процесс позитивной социализации личности ребенка органично сочетается с такими видами детской деятельности как двигательная, игровая, познавательно-исследовательская, продуктивная, художественно-эстетическая. Формы работы в рамках развивающего обучения достаточно разнообразны: это игра, наблюдение, беседы-обсуждения из личного опыта, экспериментирование, решение проблемных ситуаций, проектная деятельность, моделирование, речевые ситуации, сценарии активизирующего общения и многие другие.

Введение сюжетно-ролевых игр в образовательную деятельность ОУ способствует эффективной социальной адаптации детей. Игра ребенка развивается под влиянием воспитания и обучения, зависит от приобретения знаний и умений, от интересов. В игре проявляются индивидуальные особенности ребенка, при этом ребенок обнаруживает разный уровень игрового творчества в зависимости от содержания игры, выполняемой роли, от взаимоотношений с товарищами. Механизмом позитивной социализации ребенка становится его способность к идентификации себя с другими людьми, а также со сказочными персонажами. Ребенок обычно стремится идентифицироваться с образом, который производит на него большое эмоциональное впечатление. Через идентификацию он познает большинство этических эталонов на основе развиваются его личностные качества (вежливость, тактичность, чуткость). Соотнесение своего н6равственного «Я» с эталоном и с «Я» других людей стоит ребенку большого эмоционального и умственного напряжения, но это и есть начало развития его рефлексивных способностей (В.С.Мухина, 1979)

В сюжетно-ролевых играх при разыгрывании различных моделей жизненных ситуаций у детей возникает потребность в общении со сверстниками и взрослыми. Желательны совместные действия педагога, музыкального работника и хореографа.

Вживание в роль, овладение почерком движений, мимикой, спектром эмоций, поиск неожиданных решений, умение совладать с ситуацией – все это способствует социально-личностному развитию ребенка (растет его социальный интеллект). Снимается страх перед публичными выступлениями, многие телесные зажимы, речь становится интонационно богаче, движения пластичны. Сюжетно-ролевые игры являются профилактикой возникновения и способствуют избавлению от тревоги и страхов.

 

Противоречие исследования: между необходимостью организации позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста, и недостаточным опытом профессиональной деятельности по данному направлению.

Проблема исследования: какое содержание деятельности воспитателя обеспечит позитивную социализацию детей старшего дошкольного возраста в процессе организации сюжетно-ролевых игр.

Объект исследования: процесс позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста

Предмет исследования: содержание деятельности воспитателя по организации позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр.

Цель исследования: разработать содержание деятельности воспитателя по организации позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста.

    2. Изучить возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста;

3.  4. Рассмотреть особенности позитивной социализации, ее структуру и механизмы;

5. Определить методы и средства позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста.

6. про диагностику

7. про 2.2.

Теоретическая значимость исследования: систематизирован и структурирован материал по проблеме позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования: разработан сборник сюжетно – ролевых игр «Поиграем вместе», обеспечивающий гармоничное развитие детей старшего дошкольного возраста, облегчающий освоение знаний об окружающем мире и способах его познания, правовых нормах, нормах общения, принятых ценностях. Новизна сборника заключается в использовании педагогическим коллективом системы сюжетно-ролевых игр, построенных с учётом потребностей современного общества. Привлечение родителей к активному участию в совместной с детьми игровой деятельности.

Методологическая основа исследования:  В.С.Мухина (рассматривает в качестве механизмов социализации идентификацию и обособление личности), А.П.Петровский (изучал закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития личности),   Мудрик А.В. (……),Психолог Запорожец З.А. замечает: «Сюжетно-ролевая игра, как и сказка, учит ребенка проникаться мыслями и чувствами изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более широкий мир человеческих стремлений и героических поступков». Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая утверждают: творческий ребенок играет тогда, когда содержание игры захватывает его чувства. Поэтому необходимо определить источники, которые способствуют развитию содержания детских игр, формируют богатое воображение, развивают ролевые действия.

Методы исследования: анализ, синтез, классификация и обобщение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, диагностика – название, автор

 

Глава 1. Теоретические основы развития позитивной социализации старшего дошкольного возраста

studopedia.net

Статья на тему: Позитивная социализация детей дошкольного возраста

Роль педагога в позитивной социализации дошкольников

Социально-коммуникативное развитие направлено на освоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми, становление самостоятельности; целенаправленности и самореализации собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной со сверстниками деятельности, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; формирование основ безопасности в быту, социуме и природе.

В формировании самостоятельности и способности детей значительная роль принадлежит образцам, в качестве которых выступают конкретные люди – воспитатели, родители. Ребенок подражает им. Возрастает значение активной деятельности самого ребенка. Она регламентируется известными и понятными ему правилами поведения. Последовательное их применение воспитателем и обоснованная оценка действий детей, защищающих или нарушающих определенное правило, становятся критерием оценки и самооценки детей, основой их морального поведения. Повседневное действие по правилам обеспечивает формирование у дошкольников сложнейших бытовых, культурных и нравственных привычек. На основе выработанных стереотипов поведения может успешно формироваться ценнейшее качество личности – самостоятельность.  

Личностные качества педагога чрезвычайно важны в формировании самостоятельности дошкольника. От той или иной позиции, занимаемой педагогом, зависит очень многое в развитии личности ребенка.

Стремясь к развитию самостоятельности и способности к самоорганизации, воспитатель, во-первых, не должен выбирать крайние позиции в требованиях. Необходима золотая середина, которая предполагает некоторую свободу в сочетании с определенными правилами и ограничениями.

Во-вторых, воспитатель должен учитывать индивидуальные и возрастные особенности ребенка – все это оказывает существенное влияние на процесс деятельности ребенка, а в деятельности вырабатываются и закрепляются качества личности человека, в том числе и самостоятельность.

В-третьих, воспитатель должен предоставлять ребенку как можно больше самостоятельности на всех этапах его деятельности.

В-четвертых, важен общий положительный эмоциональный настрой и, конечно, успешный результат.

Таким образом, условия для организации и поддержки детской активности и самостоятельности создает взрослый. Тактичность, выдержка, умение держать себя в руках пригодятся воспитателям, исправляющим ошибки домашнего воспитания. Главный принцип компетентной помощи ребенку – вместе с ребенком, а не вместо него.

Основные направления социализации детей дошкольного возраста:

  • Формирование у детей и взрослых уверенности в себе и своих силах
  • Развитие чувств, эмоций и переживаний
  • Развитие социальных навыков

Условия обеспечения позитивной социализации

детей дошкольного возраста:

  1. Коллектив детского сада:
  • Этика профессиональных и личностных взаимоотношений
  • Ощущение общности, единства (мы, наши)
  • Внутренние правила и договоренности
  • Ощущение положительной перспективы
  • Встреча детей и расставание
  • Правила и договоренности в группе
  • Традиции и атрибуты единства группы
  • Позиция педагога по отношению к детям
  • Умение педагога увлечь, удивить, заинтересовать каждого ребенка
  • Умение импровизировать и ситуативно общаться
  1. Полноценная развивающая предметно-пространственная среда:
  • Место для совместного общения детей, сотрудников и родителей
  • Эмоциональные островки для родителей
  • Изготовление газет, журналов, мультимедеопродукции, видеоматериалов
  • Островки для эмоционального отдыха, уединения детей (гнездышки, любимые предметы из дома, фотографии родных)
  1. Введение правил и договоренностей:
  • Соответствие возрасту детей
  • Конкретизация и четкая сформулированность
  • Желательная манера поведения детей
  1. Эффективное взаимодействие с семьями воспитанников:
  • Информированность о профессиональных и личностных интересах родителей
  • Использование разных способов обмена информации в зависимости от их индивидуальных особенностей (дневники, конверты, аудиоконсультаций,  выставки, совместные праздники и досуги)
  • Обеспечение удобного пространства для общения
  • Поддерживание ситуации для осознания их первоочередной ответственности за воспитание детей
  • Организация сообществ по интересам, приглашение специалистов

nsportal.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о