С какой целью создается модель человека в виде детской куклы – (. 15 ) | Pandia.ru

Роль куклы в развитии ребёнка

Кукла – одна из древнейших игрушек человека. Она есть в детской у каждого ребёнка. Кажется, всего лишь простая кукла, ну образ человека и что с того? Однако она имеет сильное воздействие на психологическое и социальное развитие ребёнка.

Развивающее значение куклы
Маленький ребёнок, мальчик это или девочка, постоянно находится в контакте с куклой. Она будет оставаться его спутником ещё долго, даже в младшем школьном возрасте, может только чуть поменяет вид. И конечно всё это время она будет воздействовать на ребёнка. Но каким же образом?
Все знают, что игрушки развивают ребёнка в тех или иных областях, и поэтому часто покупают различные кубики. Конструкторы, головоломки, а такие традиционные игрушки, как куклы, считают устаревшими и служащими только для забавы и чисто девчачьей игрушкой. И поэтому стараются их заменить. Но не все осознают, что лишая ребёнка, особенно в маленьком возрасте, общения с куклой, возможно затормозить его развитие. Ведь кукла несёт особые функции в развитии психики ребёнка.

Одна из таких функций – это воспитание человеческих чувств, нравственности. Кукла – образ человека в игре ребёнка. Когда ребёнок не имеет товарища по игре. Он делает им куклу. Она – идеальный друг, который всегда рядом и не помнит зла. При этом в игре с ней он может действовать так, как вздумается, и никто не будет мешать и осуждать.
Часто в игре с куклой ребёнок проецирует какие-то внутренние переживания на неё и проигрывает их в различных ситуациях. Так же может приписывать какие-либо качества, которыми не обладает сам, например, смелость. Ребёнок берёт куклу, говорит: «Пойдём!»,- и робко, с опаской всё же входит в тёмную комнату за какой-нибудь игрушкой. Вроде кукла смелая, но только ли она?
Меленькие дети, играя с куклой, подражают действиям взрослых. Они так же купают куклу, как купают их самих, так же одевают. Происходит отработка простейших жизненных навыков.
Дети чуть старше уже обыгрывают бытовые ситуации, что увидели в семье, отображают и закрепляют обобщённые представления о них.
В игре с куклой зарождается ролевая игра. Изначально ребёнок говорит за куклу, проговаривает её действия, и в этом проговаривании и скрывается зачаток ролевой игры – ребёнок берет на себя образ куклы, исполняет её роль.
Игра с куклой так же удовлетворяет познавательную активность ребёнка. Рассматривая куклу, ребёнок исследует и себя, формирует представление о своём теле, своих возможностях. Так же любопытство удовлетворяется в деструктивных действиях с куклой: ребёнок ломает, раздевает куклу, смотрит, что у неё внутри.
То, как будет играть с куклой ребёнок, так же зависит и от её вида. Агрессивный вид куклы провоцирует, соответственно, агрессивный, воинственный тип игры. А более нежные черты лица, больший, относительно размеров тела, размер головы, пухловатость – заботу, покровительство. Кукла задаёт образ человека, формирует понятие у ребёнка о добре и зле, хорошем и плохом.
Кукла способствует развитию фантазии, особенно если у неё непроработанные черты лица. Это заставляет детскую фантазию работать во всю, так как ребёнок сам, в таком случае, задать настроение кукле. Она может смеяться или плакать, злиться или показывать язык, и всё это со статичным, неподвижным лицом куклы и прекрасной работой детского воображения.
Ну, разве какой-нибудь конструктор сможет дать столь разнообразное, разностороннее развитие ребёнку? Несомненно, нет! Поэтому кукла должна быть у каждого ребёнка.

Влияние материала и форм куклы на психическое развитие ребёнка

Внешний вид куклы, текстура материала, из которого она сделана, её пропорции – всё это тоже, несомненно, влияет на психику ребёнка.
Рассмотрим влияние пропорций. Правильные пропорции куклы формируют правильные представления о своём теле у ребёнка. А это очень важно для дальнейшего его психического и физического здоровья. Особенно это касается девочек, так как они больше подвержены влиянию таких непропорциональных кукол, как Барби. Играя с ними, девочки закладывают себе неправильные представления о фигуре, и вырастая, они начинают изводить себя диетами, чтобы стать стройнее, добиться мнимого идеала. Или вот, такой ещё случай, подтверждающий влияние пропорций куклы на ребёнка. Одной девочке мама сшила куклу, но очень торопилась, поэтому лицо у игрушки получилось кривоватым. Через некоторое время, после игры с этой куклой, девочка стала перекашивать лицо, и именно так, как было у куклы. Даже в обычном состоянии, вне игры с куклой, у неё сохранялось это выражение. Лишь после того, как кукле переделали лицо, лицо девочки тоже пришло в норму. Всё это связано с тем, что ребёнок именно в первые семь лет жизни отличается необыкновенной пластичностью, у него происходит проецирование и телесное подражание, он впитывает те качества куклы, которые наиболее выражены внешне. Дети дошкольного возраста не способны оценить и понять карикатурность и утрированность куклы, не перенося её качества на себя, так как ещё недостаточно сформирован в это время образ человека.

Качество и текстура материала, из которого сделана кукла, так же имеют значение. Это было установлено исследованиями. Дети по-разному относятся к игрушкам, сделанным из разных материалов. Мягкие и пушистые материалы вызывают положительные эмоции, стимулирую ребёнка к игре. В то же время шершавые и холодящие материалы вызывают негативное отношение.
И поэтому ребёнку требуется правильный подбор куклы по материалам и пропорциям. Если этого сделано не будет, то кукла будет оказывать негативное воздействие на ребёнка.

Мальчики и игра в куклы
Большинство взрослых уверенно, что игра в куклы только для девочек. А между прочим, мальчики, лет 2-3, охотно играют в куклы, так же как и девочки: они укладывают куклу спать, возят в коляске, носят на руках. Пап это обычно удивляет и сильно шокирует.

Как говорилось ранее, это абсолютно нормальное поведение любого ребёнка этого возраста, ведь происходит подражание взрослым. Малыш проделывает всё то же, что его мама делает с ним. Происходит освоение социальной и эмоциональной сфер жизни. Ребёнок, таким образом, учится взаимодействовать с другими.
Но по решению взрослых, у мальчика отбирается простая кукла и заменяется на различные технические игрушки, или какого-нибудь монстрика, в лучшем случае солдата. Этим самым ребёнок лишается правильного эмоционального развития, идёт выработка агрессивного поведения, малыш не научается правильному взаимодействию, не получает правильного социального опыта.
Поэтому важно, чтобы хотя бы в этом возрасте мальчик имел возможность играть с куклами. Совсем не обязательно понимать под этим игру именно в куклы для девочек, ведь существуют разные виды кукол. Подрастая, малыш сам перейдёт к другим видам игрушек, более характерным для его пола.

Психологическое влияние куклы в различных возрастах
Каждому возрасту ребёнка должна соответствовать определённая кукла, каждая со своим набором характеристик. Так чем младше ребёнок, тем менее конкретной может быть кукла, и соответственно чем старше, тем более детализованным становится облик куклы. Если неправильно подобрать куклу, то она может даже негативно повлиять на психику ребёнка, или же просто он не будет понимать, что с ней делать, и сломает.

С куклой можно знакомить ребёнка с первых месяцев жизни. Первое, что мы можем наблюдать при встрече младенца с куклой - это то, что малыш, вглядываясь в ее лицо, узнает в нем человеческий образ. Пусть первая куколка лишь отдалённо напоминает человека, но зато она имеет много "элементов" для игры. Такая простая игрушка даёт малышу много ощущений - разная структура и поверхность материала (фланель и ситец), твёрдая голова и мягкие ножки, спокойные, но все-таки разные, оттенки цвета. Ее удобно держать в руках, она лёгкая, мягкая на ощупь. Такая игрушка способствует развитию тактильной чувствительности ребёнка. куколки делаются "без лица" - малыш будет каждый раз сам "дорисовывать", "додумывать" нужное настроение для своей игрушки. Причём кукла должна появиться не только у девочек, но и у мальчиков тоже: каждый ребёнок, независимо от пола, проживает в этом возрасте образ человека. Желательно что бы такая кукла была тряпичной, мягкой, приятной на ощупь и без пластиковых деталей.
Начиная со второго года общение с куклой - это буквальное подражание. Ребёнок делает с куклой то же, что мама делает с ним - кормит, купает, укладывает спать. Малыш видит в кукле самого себя. Интересно, что чем более подробно ребёнок ощущает себя самого, и чем более полно он осваивает своё окружение, тем больше деталей проявляется и в игре с куклой. Здесь кукла должна быть более детализированной, у неё должна появиться одежда, быть хорошо обозначены черты лица.
Около 3 лет появляется интерес к разыгрыванию сюжетов между маленькими куколками - ребёнок становится творцом своего мира и режиссёром событий, в нем происходящих. Между ними разыгрываются вполне реальные события. Это - свидетельство воображения малыша. Наиболее естественно и органично такая игра происходит с маленькими куклами. Хорошо, если кукла имеет только намеченные черты лица. Минимализм в чертах лица куклы не действует агрессивно на фантазию ребёнка, позволяя ей развиваться свободно, активно в процессе игры. Ребёнок волен домысливать некоторые черты лица куклы, мимику, эмоции. Настроение не закреплено на лице куклы в виде постоянной улыбки, оно может меняться по желанию ребёнка. Психологически такая игрушка эмоционально нейтральна. Игрушка, с которой ребёнок имеет постоянный тактильный контакт, должна быть сформирована согласно основным законам строения, т.к. у ребёнка должно сложиться правильное представление, гармоничный образ человека - залог будущего психического и физического здоровья. В этом состоит терапевтическое воздействие куклы.
К 5 годам игра выходит на новый уровень. Она выходит за пределы семейно-бытовых сюжетов и включает более широкий социальный контекст. Дети играют в больницу, магазин, кафе, парикмахерскую, словом в то, с чем встречаются в своей жизни. Дошкольники точно воспроизводят манеры окружающих людей, их стиль общения и поведения в целом. В таких играх участвуют не только сверстники-партнёры, но и куклы. В этот период куклы должны наиболее соответствовать образу человека, так как дети ещё не способны понять и оценить карикатурность и утрированность куклы, не перенося её черты на себя.
Около 6-7 лет девочки ощущают растущую потребность заботиться о младенце. Уместным будет появление куклы-младенца, но без технических излишеств, а то игра в такую куклу у ребёнка превратиться в механические действия, а не игру.
По мере взросления ребёнка, старше становится и кукла. Постепенно она становится не только предметом заботы и ухода, но и задаёт образ взрослого человека - девушки или юноши.
В младшем школьном возрасте ребёнок продолжает играть. Мальчик по-прежнему любит своего мишку, играет солдатиками и машинками. Девочка не расстаётся с куклой. Однако дети стремятся скрыть от других свои привязанности к игрушкам - ведь они теперь школьники! Здесь следует помочь ребёнку продолжать играть с любимыми мишками и куклами. Игра постепенно приобретёт качественно иное содержание: постепенно ребёнок перестанет наделять свою игрушку человеческими качествами, эмоции его станут спокойнее и игрушка займёт своё место в воспоминаниях детства, а в настоящем ребёнок сохранит к ней милое чувство приязни и благодарности. Дальнейшее развитие ребёнка расставит все по своим местам.

Социализирующее воздействие куклы
Социализация воздействует на ребёнка с самого момента рождения. Она проявляется почти во всём: отношении, воспитании, обучении, игре. Очень активно социализация проявляется в игре, особенно с куклами.

Кукла – образ человека, неизменный партнёр ребёнка почти во всех его играх. Поэтому ей можно назвать даже самой социализирующей игрушкой. Игра в куклы (по Эльконину) — это отражение социального опыта. Она направлена на развитие в ребёнке умения общения, правильного поведения в жизненных ситуациях, развитие социального интеллекта. Через куклу он усваивает моральные и нравственные нормы общества, в котором живёт; выстраивается образ человека, его поведения, познаются такие категории, как добро и зло, хорошее и плохое, красивое и некрасивое.
В младшем школьном возрасте, дети в основном повторяют действия за взрослыми: как взрослый кормит ребёнка, так и ребёнок кормит куклу, как взрослый купает малыша, так и он купает свою игрушку. В старшем возрасте у детей появляется ролевая игра, их игры с куклами приобретают более широкий социальный контекст: они играют в докторов, парикмахерскую, дочки-матери. В этих играх ребёнок строит самого себя, осваивая раскрывающийся ему мир человеческих отношений и представлений. Некоторые исследователи считают, что игра девочек в дочки-матери – это проявление материнского инстинкта. Однако, Эльконин приводит доказательства неправильности этих суждений и говорит о том, что данной игрой воспроизводятся общественные отношения, принятие в данном обществе, а так же общественное разделение труда по уходу за детьми. К тому же, через игру с куклой, ребёнок выражает свой внутренний мир. Так, в воссоздании семейных отношений, примерке ролей членов своей семьи, можно увидеть то, как именно видит ребёнок свою семью, что сейчас его беспокоит, или же что он желает увидеть в своей семье.
Играя с куклой, ребёнок воспроизводит человеческие взаимоотношения в своём вымышленном мире, усваивает законы общества. Поэтому кукла и является одной из главных социализирующих игрушек.

Негативное влияние неправильно подобранной куклы
Кукла, однако, может так же иметь и отрицательное воздействие на психику ребёнка, но случается это обычно при неправильном подборе игрушки, или несоответствии её возрасту ребёнка.
Очень плохо на развитие влияют чётко фиксированные образы в кукле. Тому пример экспрессивные куклы Барби и всевозможные монстры. Что же происходит, когда ребёнок имеет в игрушке чётко фиксированные человеческие образы и запрограммированный способ поведения? Первое - это закупорка, торможение фантазии и самостоятельности самого ребёнка. Заданный образ так силен, что его невозможно изменить. Так, игра с монстрами - это всегда погоня, битва, пожирание. Игра с куклами Барби - это нескончаемая череда переодеваний и покупок, самолюбование и соперничество. Недостаток подобных кукол даже не в том, что они слишком натуралистичны, что у них слишком ярко выражены агрессивность или половые признаки, а в том, что они лишают ребёнка возможности действовать самостоятельно: придумывать, воображать и соображать, т. е. играть. Эти куклы сами предлагают строго определённые действия: что и как одевать, на какую кнопку нажимать, чем кормить и т. д. Детям остаётся только воспроизводить предложенные стереотипы действий, что они и делают охотно. Главные же качества, которые должны проявляться и развиваться в детских играх - свобода действий, эмоциональная насыщенность, творческая активность, изобретательность, - при этом остаются совершенно невостребованными и не развиваются. Ребёнку кажется, что он манипулирует игрушкой, а в действительности сама игрушка навязывает ему определённые действия. Игра заменяется манипулированием.
Надо понимать, что облегчая задачу ребёнка и сводя его игру к однообразным и стереотипным движениям, мы ограничиваем возможности ребёнка к самостоятельным осмысленным действиям, а значит и тормозим его развитие. Во всех этих случаях ни о какой игре не может быть и речи. Ребёнок, нажимая кнопки, становится приставкой, и программа руководит его действиями.
Вот таким образом проявляются негативные влияния куклы на психику ребёнка, но проявляются они только тогда, когда кукла подобрана неправильно.

Таким образом, находясь все время рядом, кукла является лучшим другом ребёнка, постоянным партнёром для игр, и в то же время его наставником, молчаливым учителем. Чему же обучает кукла? Человеческим взаимоотношениям. Благодаря игре с куклой ребёнок проигрывает различные житейские ситуации, учится правильно в них ориентироваться. С куклой он проходит школу социализации. Она оказывается незаменима в своём положительном влиянии на психику ребёнка. Ни одна игрушка в детской не способна дать столько, сколько даёт простая кукла.
Однако, если кукла неправильно подобрана, она может оказывать отрицательный, тормозящий эффект для детского развития. Поэтому надо знать в каком возрасте и как именно она влияет на ребёнка. И только тогда, учитывая все особенности, можно добиться наиболее гармоничного развития личности ребёнка

Статья подготовлена на основе научной работы «Психологическая роль куклы в развитии ребёнка», автор А.О.Тетерева (Тульский Государственный Университет Тула, Россия)

www.livemaster.ru

Информационная модель объекта

Главная | Информатика и информационно-коммуникационные технологии | Планирование уроков и материалы к урокам | 8 классы | Планирование уроков на учебный год | Информационная модель объекта




Изучив эту тему, вы узнаете:

- что такое модель объекта и зачем она создается;
- какие бывают модели;
- какую роль играет информация при создании модели;
- что такое информационная модель;
- какие формы представления информационных моделей существуют.

7.1. Понятие модели

Объекты окружающего нас мира, даже те, которые кажутся самыми простыми, на самом деле необычайно сложны. Чтобы понять, как действует тот или иной объект, иногда приходится вместо реальных объектов рассматривать их упрощенные представления — модели. При построении модели сам объект часто называют оригиналом или прототипом.

Дети с младенчества окружены игрушками: куклами, зверушками, машинками. Каждая игрушка представляет реальный объект окружающего мира. Кукла не умеет дышать, двигаться. Эта игрушка отражает только одно свойство человека — внешний облик. Но это свойство настолько существенно, что никто не ошибается, называя куклу игрушечным человечком.

Вы, наверное, знаете, что такое робот. Он может быть совсем непохож на человека, но умеет выполнять некоторые свойственные человеку действия. Роботы не устают и могут заменять людей при выполнении утомительной физической работы. Роботы способны работать в опасных для жизни человека средах: в космосе, под водой на большой глубине. Робот-луноход собирал на Луне образцы грунта, исследовал рельеф, фотографировал и выполнял многое другое. Робот-художник, робот-футболист, робот-прислуга — это примеры моделей человека, которые отражают разные его функции и предназначены для разных целей. Любой робот — не человек, а лишь его аналог.

Для любого объекта может существовать множество моделей, различных по сложности и степени сходства с оригиналом. Таблица 7.1 показывает, что модели могут отражать некоторые характеристики объекта — свойства, действия, а иногда и среду.

Таблица 7.1. Объекты и их модели

Подводя итоги вышесказанному, определим, что такое модель.

    Модель — аналог (заместитель) оригинала, отражающий некоторые его характеристики.

Этот аналог служит для хранения и расширения знания об оригинале.

Разнообразие моделей определяется разнообразием целей, поставленных при их создании.

Цель создания детских игрушек — познание окружающего мира.

Вы никогда не задумывались, почему поигравший с плюшевым мишкой ребенок, впервые увидев в зоопарке настоящего медведя, узнает в нем прототип (оригинал) своей игрушки? 

Происходит удивительное: в образе живого медведя он видит знакомые «игрушечные» черты. Психологи считают, что умение распознавать образы, сопоставлять информацию и делать выводы формируется у детей до 3 лет. Так, играя с моделями реальных объектов и исследуя их, дети познают окружающий мир. При этом модели, как правило, усложняются и несут в себе новые черты исходного объекта.

Поступив в школу, вы изучаете на уроках разнообразные объекты с помощью их моделей. На уроках изобразительного искусства всевозможные муляжи позволяют исследовать форму, игру света и тени, фактуру прототипа, прежде чем его рисовать. Чучела птиц и зверей помогают вам представить и изучить облик животных, которых вы, возможно, не увидите в реальной жизни.

Рассмотрим несколько примеров моделей, созданных с разной целью:

◊   уменьшенная и упрощенная модель корабля, помещенная в бассейн, позволяет изучить его поведение при качке;
◊   велотренажер используется для тренировки;
◊   искусственное сердце спасает жизнь больного и помогает ему почувствовать себя полноценным членом общества.

Для рассмотренных здесь моделей характерно, что все они являются материальными объектами. Поэтому подобные модели называются материальными (предметными) моделями. Это одна из форм представления модели.

Моделью может быть не только материальный объект, передающий свойства и действия реального объекта, но и математическая формула, чертеж, таблица, текст и т. д. Это нематериальные (абстрактные) модели. В них используется другая форма представления.

Рассмотрим несколько примеров нематериальных моделей.

Представьте себе железнодорожного диспетчера. Сидя у пульта управления, он следит за перемещением на экране цветных прямоугольников, условно обозначающих поезда и вагоны. Это модель реальной железнодорожной сортировочной станции.

При решении задач по физике, химии, геометрии, биологии используются формулы. И это тоже модели. Они называются математическими. Например, уравнение S vt описывает способ нахождения расстояния при равномерном прямолинейном движении реального объекта.

Еще в древности было известно, что математическая модель незаменима при строительных работах. Например, в VI веке до н. э. античный архитектор Эвпалин построил водопровод на острове Самос, сохранившийся до наших дней. Ему необходимо было проложить тоннель длиной 1 км, шириной и высотой 2 м сквозь гору Кастро. Для решения этой задачи Эвпалин использовал чертеж и математические знания о подобии треугольников, на основе которых построил математическую модель.

Другой пример нематериальной модели из истории человечества связан с представлением о нашей планете и Солнечной системе. В древности люди считали, что Земля является плоской и окружена океаном. Древние поэты и философы сочинили об этом мифы. Именно такое описание объекта «Земля» является одной из первых дошедших до нас моделей. Во II веке н. э. древнегреческий ученый Птолемей разработал геоцентрическую модель Солнечной системы, согласно которой все планеты и Солнце вращаются вокруг неподвижной Земли. В 1543 году Коперник совершил открытие, изменившее наше представление о Солнечной системе. Он построил и доказал гелиоцентрическую модель мира, в ко торой планеты движутся вокруг Солнца по определенным орбитам. Эта модель позволила более точно вычислять движения планет по небесной сфере и объяснила многие астрономические явления. На основании этой модели было предсказано существование планеты Плутон, которая ранее не наблюдалась при помощи оптических приборов. Используя эту модель Солнечной системы, ученые сегодня вычисляют массы планет, изучают законы их движения и получают еще очень много важной информации.

Человеческое общество в зависимости от цели исследования тоже можно представить разными моделями.

Другая модель описывает ситуацию, когда племенем управляет совет старейшин, подчиняющийся вождю:

Например, изучая на уроках истории общинно-родовые отношения, вы представляли их в виде схем. Одна из возможных моделей отражает единоличное управление вождя племенем:

Как видно из примеров, человек постоянно создает модели объектов. Они помогают решать и житейские проблемы, и задачи любой сложности, изобретать новые объекты. Собираетесь ли вы строить дом, перейти дорогу или сделать покупки в магазине, вы непременно сначала представляете себе все это в уме и только потом действуете. То есть любой деятельности предшествует процесс создания мысленной модели.

Прежде чем построить и изучить модель, надо сначала собрать информацию об объекте. Поэтому особое место среди нематериальных моделей занимают информационные, содержащие существенные для исследователя сведения об объекте.

xn----7sbbfb7a7aej.xn--p1ai

Модели и моделирование | Сайт учителя математики и информатики

Как вы понимаете слово «модель»?

Окружающий нас мир очень многообразен. Объекты вокруг нас имеют сложное строение и обладают присущими им отличительными свойствами. В процессе познания мира невозможно учесть все свойства объектов. И поэтому нередко в процессе изучения объектов используют их модели. Другими словами, намного удобнее изучать не сам реальный объект, а его модель, которая отражает определенные его свойства.

Для примера рассмотрим в качестве объекта человека. Для маленьких детей первой моделью человека является кукла. С возрастом эта модель становится им неинтересной. Поэтому кукла должна быть заменена другой моделью. Как и сам человек, его модели разнообразные. То есть конкретная модель будет изменяться в зависимости от цели. Например, портному в работе пригодится манекен, так как его в первую очередь интересуют размеры человека — рост, объем груди, ширина спины и т.д.

А для учителя, преподающего анатомию, или медицинского работника, изучающего структуру костей человека, ничто не заменит скелета человека. В моделях, созданных скульптором или художником, большое значение имеет внешний вид человека. Таким образом, для одного и того же объекта можно создать разные модели. Кукла, манекен, скульптура, картина — это модели, отражающие разные свойства человека.

В зависимости от формы реализации модели делят на два вида: материальные и информационные.

Материальную модель можно потрогать руками. Приведенные выше кукла, скульптура материальные модели человека.

Информационная модель — это представленная в определенном виде информация, описывающая существенные свойства объекта или события. Информационные модели широко распространены. Например, описание любого события или объекта в литературном произведении, изображение материального объекта на бумаге (рисунок, схема) тоже являются информационными моделями.

Таким образом, когда говорят о модели объекта, имеют в виду образ, отражающий его определенные свойства. Сам объект, по которому создают модель, называют объектом-оригиналом. Процесс создания и изучения моделей называют моделированием. На протяжении жизни человек постоянно сталкивается с разными задачами: как создавать новые машины и механизмы, как строить новое, комфортабельное жилье, как уберечься от болезней и т.д. Моделирование дает возможность решать такие задачи намного быстрее и с меньшими затратами.
Для информатики, естественно, интересны именно информационные модели. Для представления информационных моделей пользуются как естественными, так и формальными языками. Естественные языки предпочтительнее при создании словесных, изобразительных моделей. Например, между литературным произведением и понятием модели есть непосредственная связь, так как произведение обращает внимание читателя на разные стороны жизни. Наиболее ярко это видно в баснях.

При создании математических, логических и специальных моделей используют формальные языки. Примером математической модели может быть любая формула, знакомая вам с урока математики.

Одной из простейших форм информационной модели является графическая модель. Графические модели отражают внешние свойства объектов — размеры, форму, цвет. В отличие от словесных моделей графические модели более информационны. На уроках биологии, географии, военного дела, истории широко используют карты. Прежде чем приступить к созданию технических устройств, строительству зданий, готовят их чертежи.

Для того чтобы наглядно показать цифровые и статистические данные, используют графики и диаграммы.

После того, как появились компьютеры, их стали широко применять для создания моделей. Современные компьютеры позволяют создавать очень сложные компьютерные модели.

Компьютерные модели могут заменить как материальные, так и нематериальные (информационные) модели. Когда-то, чтобы заранее изучить, как будут работать машины и механизмы, создавали их материальные модели. Сегодня, в некоторых случаях, нет необходимости в таких моделях. С этой задачей гораздо успешнее справляются современные компьютерные программы.

Обобщение урока №1 про модели и моделирование:

  • Когда говорят о модели объекта, имеют в виду образ, который отражает его определенные свойства. Объект, по которому создают модель, называют объектом-оригиналом.
  • Модели разделяют на два вида: материальные и информационные.
  • Процесс создания и изучения модели называют моделированием.
  • Кукла, манекен, скульптура, портрет — это разнообразные модели человека.
  • Моделирование дает возможность решать задачи, с которыми сталкивается человек, намного быстрее и с меньшими затратами.
  • Для представления информационной модели в той или иной форме используют как естественные, так и формальные языки.
  • Компьютерные модели могут заменить материальные и информационные модели.

В следующем уроке мы рассмотрим — Графический редактор Google SketchUP.

klassteacher.com

Лекция №1 Тема : «Модель и моделирование»

Лекция №1

Тема: «Модель и моделирование»

УЭ-0 Интегрирующая цель: усвоив понятие о моделях и моделировании попробуем сформулировать основной тезис формализации и закрепить его на примерах.

УЭ-1 Цель: выясним, что мы знаем о моделях и моделировании вообще, попробуем дать определение модели и моделированию

Познакомься с примером и выдели главное

Главный термин

1. Маленькие дети больше всего любят играть в машинки, куклы, плюшевых мишек и т.д. Общим свойством этих игрушек является то, что они 

Похожи на людей, технику или животных, которых они представляют в детских играх

2. Возможные конструкторы позволяют построить макеты зданий, космических станций, интерьера комнат, причем часто «выдуманных», не существующих в действительности 

Макеты

3.А ещё дети любят играть в строителей, в школу, в магазин. В этом случае в игре они 

Воспроизводят отношения, которые складываются в процессе совместной деятельности людей.

4.Конструкторы разрабатывают новый самолетный двигатель. Как он поведет себя в сложных погодных условиях, будет ли достаточно надежен?. Осуществлять проверку в реальных условиях невозможно по нескольким причинам (каким?). Но ведь можно 

…….представить все возможные полетные условия на специальных испытательных стендах. Это и безопасно и диапазон условий можно выбрать достаточно широкий.

Вывод:

  1. Во всех примерах есть объект, который мы хотим как-то описать или представить (объект моделирования)

  2. Любая создаваемая модель, каким-то образом соответствует объекту, подобна ему. Причем соответствие может быть по внешнему виду (похожесть), по структуре (выделены составляющие элементы объекта и указаны их взаимосвязи), по поведению (модель реагирует на внешние взаимодействия так же как это делает объект, либо находится в подобных отношениях с другими объектами)

  3. любая модель строится в соответствии с некоторой целью, которая заранее определяется тем, кто занимается моделированием, т.е. субъектом моделирования (человеком).

  4. Модель является либо представлением ( реальным, воображаемым или изобразительным), либо описанием некоторых свойств объекта. Выбираются те или иные свойства в зависимости от того, с какой целью строится модель, для чего она предназначена. Такие свойства называются существенными для данной модели с точки зрения целей моделирования (существенность является понятием относительным в зависимости от решаемой задачи)

  5. Модель создается для получения информации об объекте, необходимой для решения поставленной задачи. Следовательно, в зависимости от решаемой задачи один и тот же объект может иметь много моделей

С какой целью создаются модели ?

(любое познание, а научное в особенности, не мыслиться без построения и исследования моделей, их уточнения в процессе дальнейшей экспериментальной работы или признания их противоречивости и перехода к другим моделям изучаемого объекта, менее противоречивым или более прогностичным. Любое распространение знаний также основано на «передаче» моделей.

Модели Солнечной системы Птолемея, Н. Коперника и Г Галилея, модели рассуждений в логике Аристотеля, геометрические модели , построенные Евклидом, Н. Лобачевским, Б.Риманом — все они составляют основу нашего представления о мире, являются системобразующими элементами нашего знания)

Следовательно, модель — новый объект ,который отражает некоторые стороны изучаемого объекта, процесса или явления, существенные с точки зрения целей моделирования.

Все модели делятся на три класса:

  1. Материальные (натурные) модели — уменьшенные или увеличенные копии, воспроизводящие внешний вид моделируемого объекта, его структуру (глобус, модель кристаллической решетки), или поведение ( модель самолета, велотренажер), макеты, муляжи, эталоны

  2. Воображаемые модели (геометрическая точка, математический маятник, идеальный газ, бесконечность)

  3. Информационные модели — описание моделируемого объекта на одном из языков кодирования информации (словесное описание, схемы, чертежи, карты, рисунки, научные формулы, программы и т.д)

Моделирование — это:

    1. построение моделей реально существующих объектов

    2. замена реального объекта его подходящей копией

    3. исследование объектов познания на их моделях

Моделирование является неотъемлемым элементом любой целенаправленной деятельности

Моделирование представляет собой один из основных методов познания

УЭ-2 Цель: уметь, используя понятия модель и моделирование, сформулировать этапы построения моделей

Предположим, что есть объект моделирования и определена цель построения данной модели объекта. С чего начать? Что дальше?

Этапы моделирования:

  1. Постановка цели моделирования. Цель моделирования возникает, когда субъект моделирования решает стоящую перед ним задачу, и зависит как от решаемой задачи, так и от субъекта моделирования. (То есть цель моделирования имеет двойственную природу: с одной стороны, она объективна, т.к. вытекает из задачи исследования, с другой — субъективна, поскольку исследователь всегда корректирует её в зависимости от опыта, интересов, мотивов деятельности)

  2. Анализ объекта и выделение всех его известных свойств

  3. Анализ выделенных свойств с точки зрения цели моделирования и определение, какие из них следует считать существенными

  4. Выбор формы представления модели

  5. Формализация, т.е приведение существенных свойств и признаков объекта моделирования к выбранной форме. Формами представления информационной модели могут быть: словесное описание, таблица, рисунок, схема, чертёж, формула, алгоритм, компьютерная программа и т.п

  6. Анализ полученной модели на непротиворечивость. Если модель не противоречит реальному объекту то перейти к следующему этапу, в противном случае переходим ко второму этапу

  7. Анализ адекватности полученной модели объекту и цели моделирования. Модель адекватна реальному объекту, следовательно, моделирование прошло успешно, в противном случае перейти ко второму этапу.

УЭ-3 Цель: проверим наши знания:

Определить в чем заключается противоречивость следующих моделей (если таковая есть)

  1. Модель — словесное описание образа.

«Я живу в высотном доме на последнем – втором – этаж. Наша квартира большая и светлая, её единственное окно выходит на северную сторону. Моя домашняя библиотека маленькая, в ней всего 5000 томов»

  1. Модели — математическая формула


  1. Модель — описания поведения

Смотрит, а не видит. Слушает, а не слышит

  1. Модель — описания ситуации

« Я потерял себя. Меня объял испуг.

Но вот себя в тебе я обнаружил вдруг…

Сколь омрачен мой дух, вселившийся в тебя!..

…Но от себя меня не отдавай мне более…

И нет меня во мне, когда я не с тобою».

Поэт XVII века П. Флеминг

УЭ-3. Цель: Как понять основной тезис формализации. Попробуем его сформулировать, опираясь на известные понятия и определения.

В процессе познания и общения мы сталкиваемся с формализацией на каждом шагу: формулируем мысли, оформляем отчеты, заполняем всевозможные формуляры, преобразуем формулы.

В общем виде формализация понимается как сведение некоторого содержания (содержания некоторого текста, смысла научной теории, воспринимаемых сигналов) к выбранной форме.

Возможность формализации опирается на фундаментальное положение, которое мы будем называть основным тезисом формализации. Суть его состоит в принципиальной возможности разделения объекта и его обозначения (имени объекта)

Из основного тезиса формализации следует сама идея моделирования. Поскольку объект нужно как-то обозначать, то необходимо ввести некоторый набор знаков для обозначения. Знак – это элемент конечного множества отличных друг от друга элементов.

Свобода выбора обозначений и многозначность соответствия знак – обозначение, создают проблему понимания, какой объект обозначается данным знаком в конкретной ситуации. Причем это понимание должно быть более или менее одинаковым для разных людей. В противном случае общение невозможно. Следовательно, чтобы обеспечить нормальное общение, нужно договориться о правилах использования знаков, т.е. выработать язык – знаковую систему, используемую для целей коммуникации и познания.

Все языки можно разделить на искусственные и естественные. Естественными языками называют обычные, «разговорные» языки, которые складываются в течение долгого времени.

Искусственные языки создаются людьми для специальных целей или для определенных групп людей. Примеры искусственных языков: язык математики, язык программирования. Характерной особенностью искусственных языков является однозначная определенность их словаря, правил образования выражений и правил придания им значений.

Естественный и искусственный языки обладают набором правил. Они могут быть явно и строго сформулированными (формализованными), а могут допускать различные варианты их использования.

Язык выступает инструментом, с помощью которого можно создавать различные конструкции для описания объектов, их внешнего вида, свойств, структуры, поведения, отношений между ними и пр. Такие конструкции являются информационными моделями.

Вывод.

Любой язык является одним из способов формализации. Разница в том, что специальные языки — это строго формализованные системы, а естественные языки — частично формализованные системы

Язык характеризуется:

  1. Набором используемых знаков,

  2. Правилами образования из этих знаков — слов, фраз и текстов

  3. Набором синтаксических (структура слов и предложений), семантических (смысловой, т.е. правила интерпретации знаков и составленных из них выражений) и прагматических (отношение между знаковыми системами и теми, кто ими пользуется) правил использования этих языковых конструкций

Упорядоченный набор знаков, используемый в языке, называется — алфавитом

УЭ-5 Цель: уметь применять основной принцип формализации

Задание 1

Предложите несколько различных знаков — словесных и графических — для обозначения или выражения следующих объектов:

  1. сигнала, смысл которого в правилах дорожного движения — запрещение движения в данном направлении

  2. манипулятора типа мышь

  3. чувства радости

  4. вашего учебного заведения

  5. набора компьютерных программ для обработки текстовых документов

Задание 2

Поставьте в соответствие каждому знаку из левой колонки таблицы его возможный денотат

Знак

Денотат (обозначаемый объект)

  1. Слово «Дерево»

  1. Операция удаления, выполняемая PC

  1. Этикетка к товару

  1. Пальто и шляпа

  1. Номер в гардеробе

  1. Определение пройденного пути

  1. Чертеж болта

  1. Товар ценой в 1 рубель

  1. Клавиша Delete на клавиатуре

  1. Растение, имеющее ствол, корень и ветви

  1. Формула S=vt

  1. Ожидание опасности

  1. Рублевая ассигнация

  1. Товар

  1. Красный сигнал светофора

  1. Запрещение движения

  1. Звук набата

  1. Болт

Выполните задание, проверьте себя.

refdb.ru

Роль куклы в жизни человека)

Куклы – наше отражение. В ней ребёнок реализует свой опыт, воспроизводит действия людей, которые его окружают. Поэтому игрушка нужна и девочке и мальчику. Играя, ребенок использует воображение и творческие способности.
Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Кукла выполняет разные роли и является помощницей и близким другом ребёнка. Малыш ведет с ней так, как ему хочется, заставляя её осуществлять свои мечты и желания.
Хорошая кукла должна оставлять простор для фантазий, дать возможность собственным идеям – т.е. быть открытой для игры. В противном случае – тормозится развитие ребенка. Куклы, оснащенные специальными программами, живут «своей жизнью», независимой от деятельности ребенка. И ребенок, нажимая на кнопки – становится «приставкой». Мозг ребенка, как и его эмоции, должны работать в игре. А как поработаешь, если кукла все делает сама. Нет смысла фантазировать и думать. Механизм работает – малыш скучает. И просит покупать одну игрушку за другой – не потому что не во что, а цель игры не достигнута.
Дети впитывают те качества куклы, которые наиболее выражены внешне – манерность, сексуальность, агрессивность, склонность к потребительству. И со временем могут стать качествами самого ребенка.
Современная кукла
Современная классическая кукла имеет детские пропорции. Она хлопает огромными глазами и цветёт румянцем. Её одевают как в детские, так и во взрослые одежды. С появлением “Барби” в кукольном мире произошёл переворот. Она стала мечтой и идеалом каждой девочки. “Барби” завораживает и очаровывает. Продажи куклы Барби считаются самыми высокими в сравнении с реализацией других игрушек.
Руд Хендлер, одна из совладельцев компании “Маттел”, увидела, как её дочь Барбара играла с картонными фигурами – трафаретами. Девочка надевала на них наряды, которые соответствовали тем или иным ролевым ситуациям. Так у Хендлер родилась идея выпустить куклу не в старом образе младенца, а придать ей облик взрослого человека. У такой куклы может быть своя профессия, свой уклад жизни. Стало быть, новой кукле потребуются праздничные наряды, повседневная одежда, бытовые предметы и т. д. Но для начала кукле нужно было найти образ. Компания “Маттел” купила у танцовщицы Лили право копирования фигуры. Затем было изготовлено изображение куклы. Хендлер назвала её в честь дочери – Барби. Но вскоре дизайнеры поменяли облик куклы, они пришли к заключению, что кукла должна отражать модные тенденции, копируя пропорции известных всей стране топ – моделей. Барби появилась в 1958 году, и специалисты кукольных дел видят в ней отражение бытовавшего в ту пору стереотипа женского типа.
Девочки с восторгом приняли новую игрушку, потому что её внешние данные отвечали их представлению об изящном и прекрасном.
Но Барби существует только в окружении собственных вещей. Для неё надо приобретать мебель, дом, потом бассейн, автомобиль, друга и так до бесконечности. Барби – продукт общества потребления. Она очень красива, но бездушна и инфантильна. Для американцев не имеет значение, что у неё нет души. Ведь многие из них уверены, что за доллары они могут купить и дружбу, и любовь.
Взрослые создают для детей всё новых кукол. Сейчас компания “Менли Той Квест” разрабатывает куклу нового поколения – Синди Смарт, это усовершенствованная Барби. Кукла способна видеть с помощью встроенной камеры и распознавать предметы. Кроме того, Синди Смарт оснастят микрофоном и системой распознавания речи: она сможет разговаривать на 5-ти языках. В её память заложат большое количество программ.
Такие длинноногие красотки и дальше будут очаровывать детей. Так через вроде бы безобидную куклу нам навязывается идеология общества потребления и американский образ жизни. Играя с такой куклой, ребёнок сам превращается в бездушную куклу, играющую на сцене жизни по законам общества потребления.
Сравнение традиционной народной игрушки с игрушкой массового производства.
Как у традиционной русской народной куклы, так и у современной куклы массового производства есть свои преимущества и свои недостатки.
Традиционная тряпичная русская кукла была “безликой”, что позволяло детям мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать настроение куклы и её характер. Преимуществом такой куклы было её быстрое изготовление, она была индивидуальна в своём роде и больше не повторялась. Такая добротно и ладно сшитая кукла считалась хорошим подарком и рассматривалась как эталон рукоделия. По ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки.
Недостатком тряпичной куклы было то, что её нельзя было помыть, причесать и сшить новую одежду, потому что костюм, как правило, с куклы никогда не снимали. Многие тряпичные куклы были однодневками.
Преимущество современной куклы в том, что она долговечна. Её можно мыть, расчёсывать, переодевать в разную одежду. По видам одежды кукла может менять профессию, побывав и врачом, и космонавтом и т.д. Она сопровождается соответствующими аксессуарами, например, Барби с набором кухонной утвари называется “Барби - повар’’.
У современной куклы двигаются голова, руки, ноги и талия.
Недостатком современных кукол является то, что они не индивидуальны, а внедрены в массовое производство. Они притупляют вкус к разнообразию и фантазии, и не приучают детей к труду и рукоделию.
Из интернета.

www.livemaster.ru

Статья на тему: Статья о роли кукол в жизни ребенка

Куклы в жизни ребенка.

  Какую же роль в жизни ребенка играет кукла? Так ли просты эти игрушки, только ли они для развлечения и игры? Конечно, нет. Они, куклы, выполняют незаметную, но очень важную роль в развитии ребёнка, в процессе становления его личности. Их влияние сложно заменить какими-нибудь кубиками или машинками, даже мягкими зверюшками. Поэтому у ребёнка в детстве в играх обязательно должна присутствовать кукла. Очень ошибаются те, кто лишает этой возможности мальчика, подсовывая ему машинки и конструкторы, ведь куклы никак не влияют на половую ориентацию, и позже малыш сам возьмётся за стандартные для него виды игрушек. К тому же под куклой не обязательно должна пониматься Барби, или схожая с ней кукла, ведь существует много разновидностей кукол. За неё может выступать даже большой по размерам солдат или робот. Очень хороши тряпичные куклы, особенно с минимальными проявлениями эмоций на лице.

 Маленький ребёнок, мальчик это или девочка, постоянно находится в контакте с куклой. Она будет оставаться его спутником ещё долго, даже в младшем школьном возрасте, может только чуть поменяет вид. И конечно всё это время она будет воздействовать на ребёнка. Но каким же образом?Все знают, что игрушки развивают ребёнка в тех или иных областях, и поэтому часто покупают различные кубики. Конструкторы, головоломки, а такие традиционные игрушки, как куклы, считают устаревшими и служащими только для забавы и чисто девчачьей игрушкой. И поэтому стараются их заменить. Кукла несёт особые функции в развитии психики ребёнка. Одна из таких функций – это воспитание человеческих чувств, нравственности.  Кукла – образ человека в игре ребёнка.  Когда ребёнок не имеет товарища по игре. Он делает им куклу. Она – идеальный друг, который всегда рядом и не помнит зла.  При этом в игре с ней он может действовать так, как вздумается, и никто не будет мешать и осуждать.

Маленькие дети, играя с куклой, подражают действиям взрослых. Они так же купают куклу, как купают их самих, так же одевают. Происходит отработка простейших жизненных навыков.

Дети чуть старше уже обыгрывают бытовые ситуации, что увидели в семье, отображают и закрепляют обобщённые представления о них.

     В игре с куклой зарождается ролевая игра.  Изначально ребёнок говорит за куклу, проговаривает её действия, и в этом проговаривании и скрывается зачаток ролевой игры – ребёнок берет на себя образ куклы, исполняет её роль.

     Игра с куклой так же удовлетворяет познавательную активность ребёнка. Рассматривая куклу, ребёнок исследует и себя, формирует представление о своём теле, своих возможностях. Так же любопытство удовлетворяется в деструктивных действиях с куклой: ребёнок ломает, раздевает куклу, смотрит, что у неё внутри.

То, как будет играть с куклой ребёнок, так же зависит и от её вида. Агрессивный вид куклы провоцирует, соответственно, агрессивный, воинственный тип игры. А более нежные черты лица, больший, относительно размеров тела, размер головы, пухловатость – заботу, покровительство. Кукла задаёт образ человека, формирует понятие у ребёнка о добре и зле, хорошем и плохом.

 Кукла способствует развитию фантазии, особенно если у неё непроработанные черты лица.  Это заставляет детскую фантазию работать во всю, так как ребёнок сам, в таком случае, задать настроение кукле. Она может смеяться или плакать, злиться или показывать язык, и всё это со статичным, неподвижным лицом куклы и прекрасной работой детского воображения.

   Влияние материала и форм куклы на психическое развитие ребёнка.

Внешний вид куклы, текстура материала, из которого она сделана, её пропорции – всё это тоже, несомненно, влияет на психику ребёнка.

    Рассмотрим влияние пропорций. Правильные пропорции куклы формируют правильные представления о своём теле у ребёнка. А это очень важно для дальнейшего его психического и физического здоровья. Особенно это касается девочек, так как они больше подвержены влиянию таких непропорциональных кукол, как Барби.  Играя с ними, девочки закладывают себе неправильные представления о фигуре, и вырастая, они начинают изводить себя диетами, чтобы стать стройнее, добиться мнимого идеала. Или вот, такой ещё случай, подтверждающий влияние пропорций куклы на ребёнка. Одной девочке мама сшила куклу, но очень торопилась, поэтому лицо у игрушки получилось кривоватым. Через некоторое время, после игры с этой куклой, девочка стала перекашивать лицо, и именно так, как было у куклы. Даже в обычном состоянии, вне игры с куклой, у неё сохранялось это выражение. Лишь после того, как кукле переделали лицо, лицо девочки тоже пришло в норму.  Всё это связано с тем, что ребёнок именно в первые семь лет жизни отличается необыкновенной пластичностью, у него происходит проецирование и телесное подражание, он впитывает те качества куклы, которые наиболее выражены внешне. Дети дошкольного возраста не способны оценить и понять карикатурность и утрированность куклы, не перенося её качества на себя, так как ещё недостаточно сформирован в это время образ человека.

Качество и текстура материала, из которого сделана кукла, так же имеют значение. Это было установлено исследованиями. Дети по-разному относятся к игрушкам, сделанным из разных материалов. Мягкие и пушистые материалы вызывают положительные эмоции, стимулирую ребёнка к игре. В то же время шершавые и холодящие материалы вызывают негативное отношение.

    Выражение лица, общий вид, элементы одежды куклы, несут в себе определённые заложенные человеческие качества, а соответственно способ игры и роль куклы. Так куклы с добрыми или нейтральными чертами лица почти всегда предполагают их роль, как спасителей, героев, добрых фей, а игрушки с негативными выражениями – это зачастую какой-нибудь негодяй, злодей.  Это характерные куклы. У характерной куклы (это кукла-мальчик или кукла-девочка) выражены определённые человеческие качества: наивность, глупость, озорство и т.д. Эта кукла несёт в себе характерологическую заданность, от которой нередко зависит разыгрываемый с ней сюжет. Ребёнок приписывает положительной характерной кукле множество положительных черт, а отрицательным героям — негативных.       Такие куклы как бы требуют от ребёнка определённого способа взаимодействия с ними. Игра с такими куклами становится своеобразной школой социальных отношений.

И поэтому ребёнку требуется правильный подбор куклы по материалам и пропорциям. Если этого сделано не будет, то кукла будет оказывать негативное воздействие на ребёнка.

Психологические влияние куклы в различных возрастах.

     Каждому возрасту ребёнка должна соответствовать определённая кукла, каждая со своим набором характеристик. Так чем младше ребёнок, тем менее конкретной может быть кукла, и соответственно чем старше, тем более детализованным становится облик куклы. Если неправильно подобрать куклу, то она может даже негативно повлиять на психику ребёнка, или же просто он не будет понимать, что с ней делать, и сломает.

     Итак, с куклой можно знакомить ребёнка с первых месяцев жизни. Первое, что мы можем наблюдать при встрече младенца с куклой - это то, что малыш, вглядываясь в ее лицо, узнает в нем человеческий образ. Пусть первая куколка лишь отдалённо напоминает человека, но зато она имеет много "элементов" для игры. Такая простая игрушка даёт малышу много ощущений - разная структура и поверхность материала (фланель и ситец), твёрдая голова и мягкие ножки, спокойные, но все-таки разные, оттенки цвета. Ее удобно держать в руках, она лёгкая, мягкая на ощупь. Такая игрушка способствует развитию тактильной чувствительности ребёнка. куколки делаются "без лица" - малыш будет каждый раз сам "дорисовывать", "додумывать" нужное настроение для своей игрушки. Причём кукла должна появиться не только у девочек, но и у мальчиков тоже: каждый ребёнок, независимо от пола, проживает в этом возрасте образ человека. Желательно что бы такая кукла была тряпичной, мягкой, приятной на ощупь и без пластиковых деталей.

      Начиная со второго года общение с куклой - это буквальное подражание. Ребёнок делает с куклой то же, что мама делает с ним - кормит, купает, укладывает спать. Малыш видит в кукле самого себя. Интересно, что чем более подробно ребёнок ощущает себя самого, и чем более полно он осваивает своё окружение, тем больше деталей проявляется и в игре с куклой. Здесь кукла должна быть более детализированной, у неё должна появиться одежда, быть хорошо обозначены черты лица.

     Около 3 лет появляется интерес к разыгрыванию сюжетов между маленькими куколками - ребёнок становится творцом своего мира и режиссёром событий, в нем происходящих. Между ними разыгрываются вполне реальные события. Это - свидетельство воображения малыша. Наиболее естественно и органично такая игра происходит с маленькими куклами. Хорошо, если кукла имеет только намеченные черты лица.  Минимализм в чертах лица куклы не действует агрессивно на фантазию ребёнка, позволяя ей развиваться свободно, активно в процессе игры. Ребёнок волен домысливать некоторые черты лица куклы, мимику, эмоции. Настроение не закреплено на лице куклы в виде постоянной улыбки, оно может меняться по желанию ребёнка. Психологически такая игрушка эмоционально нейтральна. Игрушка, с которой ребёнок имеет постоянный тактильный контакт, должна быть сформирована согласно основным законам строения, т.к. у ребёнка должно сложиться правильное представление, гармоничный образ человека - залог будущего психического и физического здоровья. В этом состоит терапевтическое воздействие куклы.

     К 5 годам игра выходит на новый уровень. Она выходит за пределы семейно-бытовых сюжетов и включает более широкий социальный контекст. Дети играют в больницу, магазин, кафе, парикмахерскую, словом в то, с чем встречаются в своей жизни. Дошкольники точно воспроизводят манеры окружающих людей, их стиль общения и поведения в целом. В таких играх участвуют не только сверстники-партнёры, но и куклы. В этот период куклы должны наиболее соответствовать образу человека, так как дети ещё не способны понять и оценить карикатурность и утрированность куклы, не перенося её черты на себя.

      Около 6-7 лет девочки ощущают растущую потребность заботиться о младенце. Уместным будет появление куклы-младенца, но без технических излишеств, а то игра в такую куклу у ребёнка превратиться в механические действия, а не игру.

По мере взросления ребёнка, старше становится и кукла. Постепенно она становится не только предметом заботы и ухода, но и задаёт образ взрослого человека - девушки или юноши.

    К концу младшего школьного возраста (после 7-9 лет), когда у ребёнка уже более или менее сложился устойчивый образ человека, и сформировались связанные с ним представления о красивом и некрасивом, хорошем и плохом, ему можно давать играть с всевозможными человекоподобными куклами, такими как Барби, различные монстрики и тому подобное.

     В младшем школьном возрасте ребёнок продолжает играть. Мальчик по-прежнему любит своего мишку, играет солдатиками и машинками. Девочка не расстаётся с куклой. Однако дети стремятся скрыть от других свои привязанности к игрушкам - ведь они теперь школьники! Здесь следует помочь ребёнку продолжать играть с любимыми мишками и куклами. Игра постепенно приобретёт качественно иное содержание: постепенно ребёнок перестанет наделять свою игрушку человеческими качествами, эмоции его станут спокойнее и игрушка займёт своё место в воспоминаниях детства, а в настоящем ребёнок сохранит к ней милое чувство приязни и благодарности. Дальнейшее развитие ребёнка расставит все по своим местам

Негативное влияние неправильно подобранной куклы.

     Кукла, однако, может так же иметь и отрицательное воздействие на психику ребёнка, но случается это обычно при неправильном подборе игрушки, или несоответствии её возрасту ребёнка.

     Очень плохо на развитие влияют чётко фиксированные образы в кукле. Тому пример экспрессивные куклы Барби и всевозможные монстры. Что же происходит, когда ребёнок имеет в игрушке чётко фиксированные человеческие образы и запрограммированный способ поведения? Первое - это закупорка, торможение фантазии и самостоятельности самого ребёнка. Заданный образ так силен, что его невозможно изменить. Так, игра с монстрами - это всегда погоня, битва, пожирание. Игра с куклами Барби - это нескончаемая череда переодеваний и покупок, самолюбование и соперничество. Недостаток подобных кукол даже не в том, что они слишком натуралистичны, что у них слишком ярко выражены агрессивность или половые признаки, а в том, что они лишают ребёнка возможности действовать самостоятельно: придумывать, воображать и соображать, т. е. играть. Эти куклы сами предлагают строго определённые действия: что и как одевать, на какую кнопку нажимать, чем кормить и т. д. Детям остаётся только воспроизводить предложенные стереотипы действий, что они и делают охотно. Главные же качества, которые должны проявляться и развиваться в детских играх - свобода действий, эмоциональная насыщенность, творческая активность, изобретательность, - при этом остаются совершенно невостребованными и не развиваются. Ребёнку кажется, что он манипулирует игрушкой, а в действительности сама игрушка навязывает ему определённые действия. Игра заменяется манипулированием.

     Надо понимать, что облегчая задачу ребёнка и сводя его игру к однообразным и стереотипным движениям, мы ограничиваем возможности ребёнка к самостоятельным осмысленным действиям, а значит и тормозим его развитие. Во всех этих случаях ни о какой игре не может быть и речи. Ребёнок, нажимая кнопки, становится приставкой, и программа руководит его действиями.

     Так же очень по-разному кукольный мир преподносит нам образ мужчины. У девочек - это нежный женственный Кен и другие "принцы в голубом", у мальчиков же - брутальный, обвешанный оружием воин. При таком разном подходе не стоит потом удивляться, что взрослые мужчины и женщины столь часто разочаровываются друг в друге.

Вот таким образом проявляются негативные влияния куклы на психику ребёнка, но проявляются они только тогда, когда кукла подобрана неправильно.

nsportal.ru

Статья по теме: Статья "Как влияют куклы на развитие детей"

 

« Как влияют куклы  на  развитие  детей»

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
(В. Сухомлинский)

  • Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Всюду, где селится и живет человек, от суровых заснеженных арктических просторов до знойных безводных песков пустыни, кукла – неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка. Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа.
  •           У  каждого человека детство связано с любимыми игрушками, которые остались в памяти как близкие друзья, как воплощение теплоты и значимости той невозвратимой поры. Но все ли игрушки воспитывают в детях  доброту, милосердие, сострадание, те качества человека, которые в наше время так необходимы не только детям, но и взрослым.
  •  В современном мире игрушки наших детей стилизованы под героев американских мультфильмов и ребёнок не владеет информацией о традиционной русской кукле. Да и многие родители не знают какими игрушками играли наши дедушки и бабушки.
  •  Я решили помочь своим воспитанникам расширить знания о традициях в использовании кукол, развить интерес к их изготовлению и использованию в детской деятельности.   Игра с куклами, это как отражение жизни в детском понимании. В игре ребёнок точно повторяет некоторые действия людей, которые он увидел в той или иной повседневной жизненной ситуации, передаёт отношения между друг другом, приобретает какой-то свой опыт и всё это отображает в игре с куклами. В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребёнка. В игре складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение.

Какой должна быть кукла.

Игра в куклы очень важна в воспитании детей, особенно девочек. Через игру в куклы ребенок приобретает знания о семейных отношениях, примеряет на себя различные социальные роли, учится проявлять заботу, сострадание, нежность, находить правильные решения в различных бытовых ситуациях. Также играя в куклы дети  воссоздают различные конфликтные ситуации и вырабатывают стратегии поведения в них, в детской игре закладываются модели, которыми ребенок будет пользоваться во взрослой жизни.

А то, какой будет эта игра отчасти зависит от того, какими куклами будет играть ребенок.

Куклы для детей до 3 лет

Первые куклы не должны быть перегружены деталями - в этом возрасте не подходящей игрушкой будет кукла барби и даже пупсы вряд ли заинтересуют ребенка. Самым важным для ребенка является сейчас тактильные ощущения, поэтому идеально подойдут тряпичные набивные куклы. Хорошо когда детали (ручки, ножки, голова, животик) куклы сделаны из материалов разной фактуры и разного цвета. Такую куклу ребенку будет удобно держать в руках, она приятная, мягкая на ощупь и самое главное - ее можно с удовольствием и безопасно грызть и сосать, что для маленьких детей очень важно. Найти подходящую куклу для самых маленьких детей в магазине не просто, но ее не сложно сделать самому - пошить из кусочков различных натуральных тканей, набить шерстью или ватой. Лицо и прическа у такой куклы должны быть максимально простыми - точечками обозначаем глаза, рот и нос, волосы можно сделать из треугольника ткани.

Куклы для детей 3-7 лет.

Где-то в возрасте 3-4 лет дети начинают осваивать ролевые игры и здесь им уже нужны более сложные куклы - куклы похожие на настоящих людей, а точнее на настоящих детей. Ребенок примеряет на себя роль взрослого, мамы, а кукла становится дочкой - т.е. берет на себя роль самого ребенка. Поэтому кукла, по возможности, должна быть похожа на свою хозяйку - иметь такого же цвета волосы, кожу. Если ребенок кучерявый, пусть и кукла будет кучерявой. И конечно же, на вид кукла должна быть именно куклой-ребенком, а не куклой-женщиной, как Барби. Такой кукле уже понадобятся различные аксессуары: одежда, кроватка, соска, посуда,  домик.

Куклы для девочек старше 7 лет.

Девочки взрослеют, взрослеют и куклы, которые  окружают их. Теперь им уже не интересно возится с малышами, они начинают осознавать свою отдельность, позиционировать себя в среде сверстников, у них появляется личная жизнь. Здесь самыми актуальными становятся куклы-подружки (куклы Братц, Барби и др.), уже так похожие на взрослых женщин, которыми стремятся стать девочки в этом возрасте. У них взрослые платья, туфли на каблуке, модные прически, макияж. С помощью таких кукол девочки проигрывают ситуации, окружающие их в реальном мире - взаимоотношения с подружками, мальчиками, родителями. Они помогают ей разобраться в так быстро меняющемся мире подростка, отстраниться, увидеть ситуацию со стороны, перенеся свои переживания на персонаж - куклу-подружку.

Заключение:
        Кукла во все исторические эпохи была связана с игрой – ведущей деятельностью ребёнка, в которой формируется его типичный облик: ум, характер, физические и нравственные качества. Однако конкретно-исторические условия  каждой эпохи накладывают отпечаток и на содержание и на внешний облик куклы. В изменении характера, внешнего облика и направленности куклы на протяжении человеческой истории наглядно отражена история куклы, обусловленная историей развития общества, историей развития ребёнка в обществе.
В нашем современном мире в целях сохранения психического здоровья ребёнка куклы, которыми играют все девочки без исключения, должны отвечать нескольким несложным критериям. Прежде всего, ребёнок должен чётко понимать её назначение. Для этого кукла обязана соответствовать его возрасту, быть привлекательной, пропорциональной, похожей на маленького ребёнка и иметь спокойные, нейтральные цвета. Кроме того,  она должна оставлять простор для фантазии. Именно этим качествам в большей мере соответствуют куклы Кати, Маши, Марины отечественного производства.

Вывод:

Кукла не рождается сама: ее создает человек.

Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя.
Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в прошлом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *