Сценарий семинара по внеурочной деятельности – Материал для семинара по внеурочной деятельности
Материал для семинара по внеурочной деятельности
Выступление на городском семинаре
«Внеурочная деятельность
как средство формирования универсальных учебных действий»
Заместитель директора
по УВР
Декабрь ,2017
(слайд 1) Исходя из темы заявленного семинара «Внеурочная деятельность – основа развития познавательных и творческих способностей школьников в рамках реализации ФГОС», в своём выступлении, хотелось бы подробнее остановиться на универсальных учебных действиях, которые формируются в нашей школе через взаимосвязь урочной и неурочной деятельности.
Но вначале разговора ещё раз обратимся к понятию «внеурочная деятельность».(слайд2)
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.08.2017г. направило методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, разработанные в рамках реализации приоритетного проекта “Доступное дополнительное образование для детей”. Таким образом, методические
При этом, реализация внеурочной деятельности осуществляется посредством реализации рабочих программ внеурочной деятельности, которые является обязательным элементом основной образовательной программы, наравне с иными программами, входящими в содержательный раздел основной образовательной программы. Участие во внеурочной деятельности является для обучающихся обязательным.
Рабочие программы внеурочной деятельности разрабатываются образовательной организацией самостоятельно на основе требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее – ФГОС) с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ и содержат 3 раздела:
– планируемые результаты внеурочной деятельности;
– содержание внеурочной деятельности с указанием форм ее организации и видов деятельности;
– тематическое планирование.
В соответствии с вышеуказанными методическими рекомендациями, внеурочная деятельность в нашей школе предполагает :
– создание широкого общекультурного и эмоционально-окрашенного фона для позитивного восприятия ценностей основного образования и более успешного освоения его содержания;
– осуществление «ненавязчивого» воспитания – благодаря включению детей в личностно-значимые творческие виды деятельности, в процессе которых, «незаметно» формируются нравственные, духовные, культурные ориентиры;
– воспитание культуры семьи, межличностного взаимодействия детей в социуме;
– ориентация школьников, проявляющих особый интерес к тем или иным видам деятельности (художественной, творческие технической, спортивной), на занятия, развитие их способностей в учреждениях дополнительного образования;
Целью внеурочной деятельности в нашей школе является, прежде всего, развитие личности обучающихся в соответствии с требованиями Стандарта .
В соответствии с ФГОС НОО , на основании плана внеурочной деятельности ,который является организационным механизмом реализации ООП НОО и предполагает объем внеурочной деятельности для обучающихся при получении начального общего образования до 1350 часов за четыре года обучения и учёт интересов обучающихся и возможностей образовательного учреждения, в нашей школе разработаны рабочие программы курсов внеурочной деятельности ,предполагающие реализацию всех 5-ти направлений ,обозначенных в Стандарте( слайд3)
Одним из требований Стандарта является увязка целей и задач внеурочной деятельности с развитием универсальных учебных действий.
В нашей школе ,в ходе изучения системы учебных предметов, организации внеурочной деятельности обучающихся, осуществляется Формирование универсальных учебных действий(слайд 4 ), обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностно-личностного, познавательного развития обучающихся в рамках целостной образовательной деятельности .
Начальное общее образование имеет особое значение при организации учебной деятельности, сбалансированного развития у обучающихся логического, наглядно- образного и знаково-символического мышления, исключающее риск развития формализма мышления, формирования псевдологического мышления.
Важным этапом формирования универсальных учебных действий является этап включения в практику учения на предметном содержании различных учебных дисциплин, а также во внеурочную деятельность и систему воспитательной работы школы.В этом смысле внеурочная деятельность гармонично дополняет в образовательной деятельности МАОУ «СОШ № 153 г.Челябинска» классно-урочную деятельность и позволяет работать над получением личностных и метапредметных результатов образования в более комфортных для этого условиях, не ограниченных временными рамками отдельных уроков.
На слайде и частично в Ваших программках представлены формы организации внеурочной деятельности отличной от урочной, которые образовательная организация определяет самостоятельно ,что также регламентируется вышеуказанными методическими рекомендациями. Формы внеурочной деятельности предусматривают активность и самостоятельность обучающихся; сочетают индивидуальную и групповую работу; обеспечивают гибкий режим занятий (продолжительность, последовательность), переменный состав обучающихся, проектную и исследовательскую деятельность (в т.ч. экспедиции, практики), экскурсии (в музеи, парки, на предприятия и др.), походы, деловые игры и пр.
В зависимости от конкретных условий реализации основной общеобразовательной программы, числа обучающихся и их возрастных особенностей допускается формирование учебных групп из обучающихся разных классов в пределах одного уровня образования. Данный аспект будет представлен на занятии «ЛЕГО».
Также в таблице Ваших раздаточных материалов представлены Типовые задачи формирования универсальных учебных действий, которые всегда вызывают затруднения при планировании как учебного занятия, так и занятий внеурочной деятельности. На сегодняшних занятий мы попытаемся показать каким образом ,выделенные цветом типовые задачи формируют те или иные УУД.
Руководствуясь обновлёнными рекомендациями внеурочная деятельность в нашей школе реализуется с использование различных форм. Остановимся подробнее на двух формах-Сетевой форме и проектной деятельности .
В использовании сетевой формы могут участвовать организации, осуществляющие образовательную деятельность, а также научные организации, учреждения здравоохранения, организации культуры, физической культуры и спорта и иные организации, обладающие необходимыми ресурсами и осуществляется на основе договора между организациями, участвующими в сетевой форме реализации образовательных программ.
В соответствии с ФГОС часть основной общеобразовательной программы может быть реализована, в том числе на базе организаций дополнительного образования согласно статье 15 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”
Несмотря на то, что Законом об образовании право реализации основных общеобразовательных программ организациями дополнительного образования не предусмотрено. Вместе с тем при организации внеурочной деятельности возможно использование ресурсов организаций дополнительного образования (помещений, оборудования, а также кадровых ресурсов для проведения отдельных занятий (мастер-классов, практикумов и т.д.).
В рамках реализации Сетевой формы ,на основании договора осуществляется взаимодействие с учреждениями дополнительного образования города-ДПиШ, ОБЛАСТНой СПОРТИВНой ДЕТСКО-ЮНОШЕСКой СПЕЦИАЛИЗИРОВАННой ШКОЛой ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА по спортивному ориентированию, Детской библиотекой № 8 , Челябинским областным краеведческим музеем, Томским открытым молодёжным университетом
Так в качестве ресурса уже в течение 6лет используется помещение и кадровые ресурсы ОБЛАСТНой СПОРТИВНой ДЕТСКО-ЮНОШЕСКой СПЕЦИАЛИЗИРОВАННой ШКОЛы по спортивному ориентированию . Так начиная с 1-го класса тренер работает на базе нашей школы с первоклассниками 2раза в неделю, тем самым осуществляет подготовительную работу с обучающимися для дальнейших тренировок уже в спортивной школе.
Результаты данного сотрудничества представлены на слайде- слайд 7
Взаимодействие с ДПИШ осуществляется по двум направлениям: проектная деятельность и прикладное творчество. Если проектная деятельность организуется с 3 класса, то прикладным творчеством охвачены обучающиеся с 1-4 класс. Данное взаимодействие удачно сочетает два направления: духовно-нравственное и общекультурное.
Сотрудничество с детской библиотекой осуществляется 5-й год .Сотрудники библиотеки организуют мастер-классы по изобразительному искусству; литературные викторины, экскурсии. Благодаря взаимодействию учителей начальных классов и библиотечных работников , обучающиеся принимают участие и становятся призёрами конкурсов художественной направленности.
Сотрудничество с Краеведческим музеем позволяет реализовывать духовно-нравственное направление и реализацию НРЭО.
Второй год осуществляется взаимодействие с Томским открытым молодёжным университетом. Программа «Мир моих интересов» рассчитана на 4года обучения, хотя ей есть продолжение и в основной школе.
Таким образом,Сетевая форма ориентирована на обеспечение готовности к территориальной, социальной и академической мобильности детей. Преимущество заключаются в предоставлении широкого выбора для ребенка на основе спектра направлений детских объединений по интересам, возможности свободного самоопределения и самореализации ребенка, привлечении к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов, а также практико-ориентированная и деятельностная основа организации образовательного процесса.
Данная форма предполагает создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования детей, осуществление перехода от управления образовательными учреждениями к управлению образовательными программами.
фильм
Эффективной формой организации внеурочной деятельности является проектная деятельность (учебный проект). Фильм, созданный как проект учащимися нашей школы ,позволяет увидеть весь спектр внеурочной деятельности нашей школы в рамках воспитательной работы школы.
Учитывая возрастные особенности обучающихся начальной школы, проект выполняется обучающимся под руководством педагогического работника по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов внеурочной деятельности в любом избранном направлении деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).
В рамках сетевой формы реализации рабочих программ внеурочной деятельности к работе над проектом в качестве руководителя проекта (наставника) могут привлекаться специалисты, организаций дополнительного образования, профессионального и высшего образования (в т.ч. студенты), организаций культуры, спорта, предприятий. Касаемо нашего учреждения в качестве руководителя проектной деятельности по программе «Путешествие в мир геологии» выступает педагог ДПИШ. Результаты выполнения проекта отражают:
– навыки коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, сфорсированность критического мышления;
– способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
– навыки проектной деятельности, а также умение самостоятельно применять приобретенные знания и способы действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
– способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.
При этом предполагается использование и внутренних ресурсов образовательного учреждения -учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-логопед.
В этом случае координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:
взаимодействует с педагогическими работниками, а также со службами сопровождения общеобразовательного учреждения;
организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;
организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.
Рабочие программы внеурочной деятельности, являющиеся частью ООП НОО ,работают на планируемые результаты освоения ООП при получении начального общего образования.
На сегодняшнем семинаре будут представлены занятия, реализующие общеинтеллектуальное направление, как самое востребованное на основании заявлений родителей(законных представителей) и направленные на формирование двух блоков планируемых результатов «Выпускник научится и Выпускник получит возможность научиться » с учётом региональных и этнокультурных особенностей Южного Урала, а также реализацию трёх междисциплинарных программ «Программа формирования универсальных учебных действий»; «Чтение. Работа с текстом» ;«Формирование ИКТ-компетентностн обучающихся». На занятиях будут представлены формы организации ,отличные от урочной, но позволяющие формировать УУД и акцент будет поставлен на формировании познавательных и творческих способностей учащихся .Данные занятия организованы в рамках реализации рабочих программ курсов внеурочной деятельности «ЛЕГО», «Я и интересные люди Южного Урала», «Мир моих интересов», «Информатика», «Наглядная геометрия».
Выбор программ не является случайным для нашей школы. Так реализация программы «ЛЕГО» обусловлено огромной популярностью данного курса среди обучающихся и заслугами педагога, который использует потенциал данных занятий для участия в конференциях. соревнованиях по ЛЕГО-конструированию различных уровней.
Конструирование /программирование – вид деятельности, который будет представлен на занятии ,позволяет расширить ИКТ компетентность обучающихся, реализует программу ТЕМП ,имеет выход на дальнейшее участие в мероприятиях научно-исследовательской деятельности.
Курс внеурочной деятельности «Информатика» позволяет в комплексе с учебными занятиями реализовывать планируемые результаты учебного предмета «Математика», «Технология», а также вышеуказанных междисциплинарных программ.
Курс «Я и люди Южного Урала » реализуется первый год, но выбран для реализации НРЭО и междисциплинарных программ.
Данные программы сегодня представлены интегрированным занятием и как вид деятельности будет продемонстрирована Проектная задача, которая ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действия, средств и приёмов не в стандартной (учебной) форме, а в ситуациях, по форме и содержанию приближённых к реальным, а также способна реализовать междисциплинарные программы «Чтение. Работа с текстом»; «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», формирование универсальных учебных действий».
На основании анализа написания диагностических работ различного уровня по математике мы столкнулись с темами, которые на протяжении 2-х лет остаются «сложными» для обучающихся,что способствовало разработке рабочей программы «Наглядная геометрия» ,которая с оптимизмом была принята среди обучающихся и родителей. Кроме этого данный курс способствует пропедевтике для изучения предмета «Геометрия».
Моделирование ,как вид деятельности позволяет формировать познавательные УУД: Общеучебные, Знаково- символические, Логические.
Практикум на занятии по программе «Мир моих интересов »,позволяет решить практические задачи и способствует формированию и развитию мотивации к обучению.
Предлагаемые формы организации занятий, в комплексе работают на развитие личности в соответствии с требованием Стандарта и способствуют развитию познавательных и творческих способностей, входящих в состав универсальных учебных действий.
Выходом в работе по спортивно-оздоровительному направлению являются- Дни здоровья, спортивно-игровые программы, спортивные праздники, участие в соревнованиях различного уровня, где имеются победители Челябинской области и Российских соревнований. При реализации Духовно-нравственного направления как форма используются акции, например «Научись у детства играть»; организация кадетского движения, массовые праздники.
Выход социальному направлению видим в совместных с родителями проектах-например,«Школа-территория цветов», сбор макулатуры и различных профилактических мероприятиях.
Общекультурное направление предполагает выход через участие в выставках, конкурсах, смотрах, концертах согласно плана воспитательной работы школы.
Наиболее востребованным является общеинтеллектуальное направление, которое предполагает выход на участие в конференциях, олимпиадах, конкурсах, проектах различного уровня.
Результаты внеурочной деятельности не являются предметом контрольно-оценочных процедур.
В соответствии с методическими рекомендациями , результаты внеурочной деятельности являются частью результатов освоения основной общеобразовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС.
Планируемые результаты внеурочной деятельности конкретизируются в рабочей программе и должны соответствовать планируемым результатам освоения основной общеобразовательной программы.
Общеобразовательная организация в установленном ею порядке может осуществлять зачет результатов освоения обучающимися образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в организациях дополнительного образования.
В качестве результатов освоения обучающимися рабочих программ внеурочной деятельности образовательная организация, реализующая основные общеобразовательные программы, самостоятельно определяет порядок зачета результатов освоения обучающимися дополнительных общеобразовательных программ, который утверждается локальным актом.
Так по окончании года в школе проводится праздник Палитра творчества, в рамках которого подводятся итоги года и награждаются лучшие коллективы дополнительного образования ,классы, обучающиеся,педагоги.
Для мониторинга и учета образовательных результатов внеурочной деятельности образовательные организации могут использовать психолого-педагогический инструментарий, а также такую форму учета как “портфолио” (дневник личных достижений). В нашей школе это Порфель достижений ,который будет представлен в конце семинара Аболмасовой М.А.
И в заключении, Внеурочная деятельность – это форма творческого целенаправленного взаимодействия ученика, учителя и других субъектов воспитательного процесса по созданию условий для освоения обучающимися социально-культурных ценностей общества через включение в общественно-полезную деятельность, неформальную организацию досуга, имеющая целью самореализацию личности во внеурочное время. В этом состоит воспитательный потенциал внеурочной деятельности.
На итог
С моменты введения ФГОС НОО в нашей школе были реализованы 23 программы внеурочной деятельности:
спортивно-оздоровительное(5программ)
духовно-нравственное(4программы)
Социальное(2 программы и акции ,проекты в рамках деятельности классного руководителя и плана воспитательной работы школы)
Общеинтеллектуальное (10 программ)
Общекультурное(2программы)
Сегодняшний семинар, регламентированный по времени, представил Вашему вниманию лишь некоторые практики внеурочной деятельности, которые показали жизнеспособность, эффективность, востребованность на протяжении нескольких лет реализации или имеющих наибольший охват обучающихся именно в интеллектуальном направлении.
Материалы данных занятий Вы можете скачать у нас в актовом зале на эл.носители.
Кроме представленных программ также большой популярностью пользовались и пользуются студии «Керамика», «Вокал», «Эстрадный танец», реализующие духовно-нравственное и общекультурное направления и имеющие выход на участие в конкурсах различного уровня.
В заключении, хотелось бы подчеркнуть, что занятия внеурочной деятельности подразумевают выбор учащимися того вида деятельности, который важен и интересен для ребёнка, т.е. отвечает его индивидуальным потребностям.
Таким образом, закончить наш разговор хотелось бы небольшим роликом, который не нуждается в комментариях.
infourok.ru
Методическая разработка на тему: Программа районного семинара «Внеурочная деятельность как ресурс развития общего и дополнительного образования».
Итоги районного семинара
«Внеурочная деятельность как ресурс развития общего и дополнительного образования детей».
1 декабря 2016 г. на базе МБОУ ДО «Центр детского творчества» состоялся районный семинар для учителей начальных классов. Организаторами семинара были учителя начальных классов СОСОШ №1, СОСОШ №2 и педагоги Центра детского творчества с подведением итогов работы по Школе полного дня. В итоговом семинаре педагоги делились опытом работы по организации внеурочной деятельности первоклассников на основе интеграции общего и дополнительного образования. Школа полного дня открывает дополнительные возможности в решении проблем обучения и воспитания детей. Реализация внеурочной деятельности на основе модели дополнительного образования непосредственно предусмотрена в ФГОС НОО, в котором сказано, что образовательное учреждение может использовать возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. По этой модели Центр детского творчества сотрудничает с МБОУ «Сосново-Озерская СОШ №1» и МБОУ «Сосново-Озерская СОШ №2» с 2011 г. Специалисты дополнительного образования на базе школ реализуют образовательные программы по разным направлениям. Это вокальная студия «До-ми-солька», изостудия «Юный художник», кружок по лепке «Лепим и играем», конструирование из бумаги «Оригами». Школа полного дня помогает каждому ученику развить свои творческие задатки и возможности, подготовиться к адаптации в жизни.
В семинаре приняли участие шестнадцать учителей начальных классов из 11 общеобразовательных учреждений района. В практической части семинара были даны открытые занятия Гунгаровой Т.Ц-Е. «Закладка для книг», Шелопугиной Т.Г. «Новогодний сюрприз», Коваленко Л.И. «Зимний пейзаж», Дулгаровой И.В. «Зимующие птицы». Занятия были построены логично, носили практико – ориентированный характер, все поставленные задачи были достигнуты. Задания продуманы с учетом возрастных особенностей детей 1-го класса, разнообразие используемых методов и форм позволили удержать внимание и познавательный интерес учащихся. В ходе анализа посещенных занятий участниками семинара отмечались: высокий воспитательный уровень посещенных мероприятий, прекрасный психологический климат, раскрепощенность и творческая активность детей.
На пленарном заседании заместитель директора по научно-методической работе МБОУ «СОСОШ №2» Аюрова Л.Д. раскрыла тему: «Специфика дополнительных образовательных программ и программ внеурочной деятельности в современном нормативно-методическом поле». Она подчеркнула понятия, что дополнительное образование имеет свою образовательную программу, а внеурочная деятельность входит составной частью в основные образовательные программы ступеней школьного образования. Отсюда педагогические цели и задачи этих двух видов программ должны быть разные, а, следовательно, и пути их достижения не могут быть одни те же.
Учитель начальных классов МБОУ «СОСОШ №2» Чебунина Н.И. по теме: «Организация внеурочной деятельности в школе полного дня», представив присутствующим опыт работы педагогов по внеурочной деятельности, подчеркнув роль социализации каждого ребенка. Она отметила, что школа полного дня позитивно оценивается родителями и детьми. По результатам анкетирования выявлены следующие результаты: 92% родителей отметили положительный эффект Школы полного дня, 5% не очень довольны, 3%-недовольны. Надежда Ивановна отдельно остановилась на каждом педагоге, кто ведет занятия по ШПД. Подчеркнула профессионализм и компетентность педагогов дополнительного образования.
Березовская И.В., учитель начальных классов МБОУ СОСОШ №1 представила доклад «Игровая деятельность на занятиях ШПД». В своем докладе Ирина Васильевна подчеркнула роль игры как важнейшей составляющей раннего развития и социализации ребёнка. Игра для ребёнка – первая возможность проявить себя, самовыразиться и самоутвердиться. В играх школьники не только отображают реальную жизнь, но и перестраивают её.
Берсанова М.А., учитель начальных классов МБОУ «Гундинская сош» выступила по теме «Внеурочная деятельность в условиях реализации ФГОС в начальном и общем образовании» на примере Гундинской сош. Она рассказала, какие образовательные программы, разработанные педагогами, реализуются на базе их школы. Занятия проводятся по пяти направлениям: «Подвижные игры», «Почемучка», «Шашки и шахматы», «Уроки нравственности», «Библиотечный час». Эти занятия обеспечивает благоприятную адаптацию и социализацию ребенка в школе.
Доржиева С.П., учитель начальных классов Усть – Эгитуйской сош, представила для участников семинара проект о театральной студии «Дуһалхан» – «Капелька», который реализуется в их школе уже четвертый год. Студия принимает участие во многих районных и республиканских конкурсах. Театральная студия «Дуhалхан» получила «Золотую маску» республиканского конкурса «Зархайн шэдитэ ульгэрнууд», который проводил детский театр «Yльгэр». К успеху коллектив детской театральной студии «Дуhалхан» пришел в результате целенаправленной работы с преподавателями дополнительного образования, а также специалистами сельского дома культуры. В этом главный итог совместной работы школы со своими социальными партнерами.
С подведением итогов районного семинара по ШПД выступил директор МБОУ ДО «ЦДТ» А.С. Тышкенов. Он выделил роль ШПД в социализации и всестороннем развитии каждого ребенка. Особо подчеркнул, что совместная работа общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования играют важную роль во всестороннем развитии каждого ребенка. Поблагодарил участников за активное участие в работе семинара.
Хасанова С. Ц., заместитель директора по УВР, озвучила решение районного семинара:
- Предложить опыт внедрения ШПД всем общеобразовательным учреждениям района.
- Предложить коллективу ДЮСШ включиться в программу ШПД с целью физического развития и здоровьесбережения первоклашек, чтобы тренера преподавали спортивные (подвижные) игры, для дальнейшего отслеживания спортивно одаренных детей.
- МУК РКДЦ МО «Еравнинский район» рекомендовать, на договорной основе организовать на базе СОСОШ №1 и СОСОШ №2 занятия по хореографии.
- Предложить администрации МО «Еравнинский район» распространить опыт внеурочной деятельности ШПД СОСОШ №1 и СОСОШ №2 для включения в программу развития образования.
Справку по итогам районного семинара подготовила Хасанова С. Ц.
nsportal.ru
№ | Параметры | Показатели |
Дата проведения занятия | ||
Класс | ||
Учитель | ||
Тема занятия | ||
Соответствие темы интересам учащихся, их возрастным особенностям | ||
Заинтересованность учащихся в тематике предлагаемого внеурочного мероприятия (высокая, низкая) | ||
Цель занятия | ||
Направление внеурочной деятельности (сортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное) | ||
Вид внеурочной деятельности (познавательная, игровая, трудовая, досугово-развлекательная, спортивно-оздоровительная, художественное творчество, социальное творчество, проблемно-ценностное общение) | ||
Форма проведения (практикум, кружок, экскурсия, клубное занятие, научная конференция и т.д.) | ||
Обеспечены ли органическая, двусторонняя связь урочной и внеурочной деятельности, приближенность к естественно мотивированной коммуникации, расширение и варьирование урочной тематики в новых ситуациях; | ||
Какие УУД формировались на занятии (личностные, метапредметные, предметные)? | ||
Какой уровень результатов внеурочной деятельности достигнут?
| ||
Предложения и замечания |
nsportal.ru
Материал по теме: Методический семинар “Модель организации внеурочной деятельности”
Слайд 1
Модель организации внеурочной деятельности обучающихся в МБОУ « Жарханская СОШ-и им.Б.Г.Игнатьева » впередСлайд 2
вперед ФИО: Павлова Людмила Александровна Дата рождения: 11 декабря 1982 г. Образование: высшее, СГПА 2009 г Специальность: Педагогика и методика начального образования Квалификация : учитель начальных классов Место работы: МБОУ « Жарханская СОШ-и им. Б.Г. Игнатьева» Должность: учитель начальных классов Стаж работы: 11 лет УПД: первая Наши достижения Фотогалерея
Слайд 3
Внеурочная работа – составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации, уделяют особое внимание, это ресурс, позволяющий школе достичь нового качества образования. вперед
Слайд 5
Цель внеурочной деятельности : Создание условий для раскрытия и развития творческих способностей, гражданского самоопределения и самореализации, гармонизации потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, культурном и физическом развитии . Назад
Слайд 6
Основные задачи : Формирование личности, обладающей высокой культурой, интеллигентностью, социальной активностью, качествами гражданина-патриота. Выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности. Формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности, развитие опыта творческой деятельности. Формирование навыков позитивного коммуникативного общения, взаимодействия, сотрудничества; . вперед
Слайд 7
Основные задачи : Формирование личности, обладающей высокой культурой, интеллигентностью, социальной активностью, качествами гражданина-патриота. Выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности. Формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности, развитие опыта творческой деятельности . Назад
Слайд 8
Ожидаемые результаты: – развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности; – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни; – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом; – воспитание уважительного отношения к своему селу, школе; -получение школьником опыта самостоятельного социального действия; -формирование коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников; -воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни; -формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению; Назад
Слайд 9
В 3-м классе внеурочная деятельность организована по следующим направлениям развития личности: Назад
Слайд 10
Речевичок Цель программы: Научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. Занимательная математика Цель программы: Р азвивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность . вперед
Слайд 11
Информика Цель программы: Формирование основ информационно-коммуникативной компетентности (овладение младшими школьниками навыками работы на компьютере, умением работать с различными видами информации) Назад
Слайд 12
Страна Мастеров Цель программы: Воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно – прикладного искусства . Назад
Слайд 13
Я-исследователь Цель программы: Приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия при включении обучающихся в самостоятельную исследовательскую практику Назад
Слайд 14
Цель программы: Гармоничное развитие личности ребенка средствами эстетического образования, развитие его художественно-творческих умений Театральные ступеньки Веселые нотки Цель программы: Развитие творческих способностей младших школьников на основе включения их в активную музыкально-познавательную деятельность . Назад
Слайд 15
Цель программы: Формировать у детей необходимые знания , умения и навыки по здоровому образу жизни и научить использовать полученные знания в повседневной жизни . Неболейка Шашки Белая ладья Цель программы: Обучение основам шашечной, шахматной игры. Знакомство историей игр. вперед
Слайд 16
Цель программы: Формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни через игру. Игра, в которую играют все Назад
Слайд 17
вперед
Слайд 18
вперед
Слайд 19
вперед
Слайд 20
Назад
Слайд 21
Участие в конкурсах, олимпиадах вперед
Слайд 22
вперед
Слайд 23
Назад
nsportal.ru
Методическая разработка на тему: Метод семинар. Внеурочная деятельность по литературе как системообразующая составляющая воспитательно-образовательного процесса в условиях реализации ФГОС.
Метод семинар. Внеурочная деятельность по литературе как системообразующая составляющая воспитательно-образовательного процесса в условиях реализации ФГОС.
Учитель русского языка и литературы: Н.О. Бордзикули
Современное литературное образование, как и образование в целом, переживает очередной период реформ. Перед школой ставится задача подготовки учащихся к жизни, практической деятельности. Чтение вершинных произведений русской литературы и знакомство с их театральными и кинематографическими интерпретациями справедливо осознается как насущная потребность, необходимый опыт общения с подлинным искусством, заставляющим остановиться, задуматься о вечных, непреходящих жизненных ценностях. В решении комплекса воспитательных задач литературе как искусству словесного образа, имеющему высокую степень эмоционального воздействия на подрастающее поколение, отводится главная роль.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности, однако наиболее продуктивно осуществлять его в свободное от обучения время. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности.
Цели внеурочной деятельности:
– создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей;
– создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время;
– создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время развитие здоровой, творчески растущей личности, со cформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Успех овладения русским языком и литературой в школе может быть достигнут на основе реализации строго продуманной системы учебно-воспитательных мероприятий. Важным звеном в этой системе является внеклассная работа, которая помогает учителю более тщательно изучить воспитанников и совершенствовать их подготовку, повышает общий культурный уровень школьников, вызывает стойкий интерес к предмету, вырабатывает художественный вкус.
Курс «Литература Дона» для учащихся 6 класса МБОУ ТСОШ №3 направлен на решение важнейшей задачи современного образования – становление гармоничной личности, воспитание гражданина, патриота своего Отечества. Образовательные задачи курса связаны, прежде всего, с формированием умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст. Известно, что учащиеся 6-х классов отличаются более сильным воображением, эмоциональной активностью, предметным восприятием. В то же время они могут заметить важные для текста художественные особенности, но не всегда способны обобщить свои впечатления, объяснить их. Именно на таких занятиях учитель может открыть им «секреты» автора художественного произведения, помочь осмыслить прочитанное глубоко.
Курс литературы уже в 6 классе предоставляет много возможностей для включения ребят в исследовательскую деятельность. Подросткам-читателям интересно и важно выдвинуть свои предположения, версии, гипотезы, обсудить их в классе. А как же доказать свою точку зрения? Необходимо найти подтверждение в науке. Так возникает исследовательская задача, соединяющая учебное и научное содержание. Детям интересно узнавать что-то новое, используя свои способности. Их привлекает все современное. Литература в данном случае не является исключением. В нашем регионе мире очень много разных писателей и поэтов, творчество которых будет интересно подросткам.
Например, содержание моей программы по внеурочной деятельности обращает внимание на изучение следующих разделов по литературе:
- «Фольклор. Донская былина» – 4 часа.
- «Донские страницы классической русской прозы и поэзии XIX века» – 5 часов.
- « Донские страницы в творчестве писателей и поэтов XX века » – 3 часа.
- «Поэзия первой половины XX века о Доне » – 1 час.
- «Великая Отечественная война в поэзии Дона» – 2 часа .
- «Поэты Дона, «с кровавых не пришедшие с полей» – 2 часа .
- «Литература второй половины XX века». – 1 час.
Варианты творческих проектов по программе:
Создать цикл иллюстраций к сказкам
Создать портретную галерею сказочных персонажей
Подготовить иллюстрированный альбом любимых сказочников
Подготовить рукописный сборник своих любимых сказок
Создание обложки для книги
Создание презентации, кроссвордов по сказкам
Создание собственной сказки, оформление рукописного иллюстрированного сборника
Планируемые результаты освоения учебной программы
Личностными результатами являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты:
в познавательно сфере:
– уметь воспринимать художественное произведение и анализировать его: знать героев, сюжет, проблематику и идею.
в коммуникативное сфере:
– выразительно читать изученные произведения, в том числе наизусть;
– составлять план;
– писать сочинения на литературные и свободные темы.
В эстетической сфере:
– понимать образную природу литературы, роль изобразительно-выразительных средств;
– развивать художественный вкус.
В результате изучения программы “Литература Дона” воспитанники должны знать:
– содержание литературных произведений;
– наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов;
– основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
– основные теоретико-литературные понятия.
– работать с книгой;
– выражать свое отношение к прочитанному;
– выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
– владеть различными видами пересказа;
– участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
Овладеть умениями:
- воспринимать художественный текст;
- выделять смысловые части художественного текста, составлять план прочитанного;
- выделять тему и формулировать идею, давать характеристику героев произведений Дона и о Доне;
- находить в текстах этнографический материал;
- рассказывать о жизни, быте и культурных традициях донских казаков; использовать приобретенные знания в практической деятельности;
- использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни с целью дальнейшего развития коммуникативных способностей, адаптации к социальным условиям.
Изучение любой науки – тяжёлый труд, требующий усердия, внимания, а иногда и заучивания. Проводя внеклассную работу по предмету, этот труд можно превратить для учеников в игру. Разумеется, в серьёзную игру. Внеклассные мероприятия по русскому языку и литературе являются жизненно необходимыми в школе, так как: соблюдается принцип равного права всех учеников – как хорошо успевающих, так и слабо подготовленных – на участие в мероприятии соблюдается принцип самодеятельности, который предполагает полную самостоятельность учащихся во время подготовки и осуществления того или иного внеурочного занятия соблюдается принцип занимательности, так как он находит своё выражение в разнообразии и вариативности форм внеклассных дел, методов и приёмов работы.
Известный писатель Василий Белов в своей книге «Лад» высказал следующую мысль: «Каждый ребёнок хочет играть, т.е. жить творчески». Почему же с годами творчество понемногу исчезает из нашей жизни, почему творческое начало сохраняется и развивается не в каждом? Смею предположить, что мы либо занялись не своим делом: не нашли себя, своего таланта; либо этот талант не развили. Пробудить заложенное в каждом ребёнке творческое начало, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для счастливой и наполненной жизни – к этому стремится каждый педагог на протяжении всей своей трудовой деятельности.
03 октября 2016 год
nsportal.ru
Семинар “Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС ООО”
Описание слайда:Рис. 1. Базовая организационная модель реализации внеурочной деятельности ┌───────────────────────────┐ ┌────────────────────────┐ │ Инновационная │ │ Иные педагогические │ │ (экспериментальная, │ │ работники │ │ пилотная, внедренческая) │ │ │ │ площадка │ ┌────────────┐ │Должностные обязанности │ │ Инновационная │ │внеурочная │ │ педагога-организатора, │ │ (экспериментальная) │<───┤деятельность├─>│ социального педагога, │ │деятельность по разработке,│ └─┬─┬─┬─┬─┬──┘ │ педагога-психолога, │ │ апробации, внедрению │ │ │ │ │ │ │ старшего вожатого │ │ новых образовательных │ │ │ │ │ │ │ │ │ программ, в том числе │ │ │ │ │ │ │ │ │ учитывающих региональные │ │ │ │ │ │ │ │ │ особенности │ │ │ │ │ │ │ │ └───────────────────────────┘ │ │ │ │ │ └────────────────────────┘ │ │ │ │ │ ┌──────────────────────────┘ │ │ │ └──────────────────────┐ │ ┌─────────────┘ │ └──────────┐ │ \/ \/ \/ \/ \/ ┌─────────────┐ ┌────────────┐ ┌──────────────┐ ┌────────┐ ┌──────────────┐ │Учебные план │ │Дополнитель-│ │Дополнительное│ │Группы │ │ Классное │ │образователь-│ │ное образо- │ │образование │ │продлен-│ │ руководство │ │ного учрежде-│ │вание │ │учреждений │ │ного дня│ │ │ │ния │ │образова- │ │культуры и │ │ │ │ Деятельность │ │ │ │тельного │ │УДОД │ │Деятель-│ │ классных │ │Часть, │ │учреждения │ │ │ │ность │ │руководителей │ │формируемая │ │ │ │Организация │ │воспита-│ │ (экскурсии, │ │участниками │ │Организация │ │деятельности │ │телей │ │ диспуты, │ │образователь-│ │кружков, │ │как на базе │ │ГПД, │ │круглые столы,│ │ного процесса│ │спортивно- │ │общеобразова- │ │например│ │соревнования, │ │(секции, │ │оздорови- │ │тельных │ │в рамках│ │ общественно │ │школьные │ │тельных │ │учреждений, │ │”школы │ │ полезные │ │научные │ │секций, │ │так и на базе │ │полного │ │ практики и │ │общества, │ │поисковых и │ │самих │ │дня” │ │ т.д.) │ │научные │ │научных │ │учреждений │ │ │ │ │ │исследования │ │исследований│ │дополнительно-│ │ │ │ │ │и т.д.) │ │и т.д. │ │го образования│ │ │ │ │ │ │ │ │ │детей и │ │ │ │ │ │ │ │ │ │учреждений │ │ │ │ │ │ │ │ │ │культуры │ │ │ │ │ └─────────────┘ └────────────┘ └──────────────┘ └────────┘ └──────────────┘
infourok.ru
Статья на тему: Семинар – практикум к педсовету «Реализация программ внеурочной деятельности в работе с младшими школьниками»
Семинар – практикум к педсовету
«Реализация программ внеурочной деятельности в работе с младшими школьниками»
( Объедкова С.В.)
Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно-нравственный потенциал, высокий уровень самосознания, дисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор.
Результаты и эффекты внеурочной деятельности учащихся. При организации внеурочной деятельности школьников необходимо понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности.
Результат — это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Например, школьник, пройдя туристический маршрут, не только переместился в пространстве из одной географической точки в другую, преодолел сложности пути (фактический результат), но и приобрёл некое знание о себе и окружающих, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрёл опыт самостоятельного действия (воспитательный результат). Эффект – это последствие результата. Например, приобретённое знание, пережитые чувства и отношения, совершенные действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.
Итак, воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.
В сфере школьного воспитания и социализации имеет место серьёзная путаница понятий «результат» и «эффект». Привычны утверждения, что результатом воспитательной деятельности педагога является развитие личности школьника, формирование его социальной компетентности и т. д. При этом упускается из виду (вольно или невольно), что развитие личности ребёнка зависит от его собственных усилий по самостроительству, от воспитательных «вкладов» в него семьи, друзей, ближайшего окружения, других факторов, т. е. развитие личности ребёнка – это эффект, который стал возможен благодаря тому, что ряд субъектов воспитания и социализации (в том числе сам ребёнок) достигли своих результатов. Тогда в чём же результат воспитательной деятельности педагога? Невнятность понимания самими учителями результатов своей деятельности не позволяет уверенно предъявлять эти результаты обществу, рождает общественное сомнение и недоверие к педагогической деятельности.
Но может быть, гораздо более серьёзное последствие неразличения педагогами результатов и эффектов в том, что утрачивается понимание цели и смысла педагогической деятельности (особенно в сфере воспитания и социализации), логики и ценности профессионального роста и самосовершенствования. Например, сегодня в школьном образовании резко обострилась борьба за так называемого хорошего ученика, в том числе и потому, что такой ученик гарантированно показывает высокие результаты обученности и воспитанности. Не вполне понимая результаты и эффекты своей работы, не умея внятно предъявить их социуму и при этом испытывая давление с его стороны, учителя таким непедагогичным образом страхуются от профессиональных неудач.
Становится ясным, что педагог-профессионал видит результаты своей работы прежде эффектов. Никакая увлечённость процессом деятельности не отменяет для него необходимости добиваться воспитательного результата. В любом воспитательном эффекте он различает свой вклад и вклад других субъектов воспитания и социализации.
Классификация результатов внеурочной деятельности учащихся. Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном в дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Например, в беседе о здоровом образе жизни ребёнок не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает её с образом самого педагога. Информации будет больше доверия, если сам педагог культивирует здоровый образ жизни.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность в её страновом, этническом и других аспектах.
Например, неоправданно предполагать, что для становления гражданской компетентности и идентичности школьника достаточно уроков граждановедения, занятий по изучению прав человека и т. п. Даже самый лучший урок граждановедения может дать школьнику лишь знание и понимание общественной жизни, образцов гражданского поведения (конечно, это немало, но и не всё). А вот если школьник приобретёт опыт гражданских отношений и поведения в дружественной среде (например, в самоуправлении в классе) и уж тем более в открытой общественной среде (в социальном проекте, в гражданской акции), то вероятность становления его гражданской компетентности и идентичности существенно возрастает.
При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, поступив в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Педагог должен поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми формами внеурочной деятельности достижение ребенком первого уровня результатов. Во 2 и 3 классах, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создаёт благоприятную ситуацию для достижения во внеурочной деятельности школьников второго уровня результатов. Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трёх лет обучения в школе создаёт у младшего школьника к 4 классу реальную возможность выхода в пространство общественного действия (т.е. достижение третьего уровня результатов). Такой выход для ученика начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределённость должны быть в известной степени ограниченны.
Взаимосвязь результатов и форм внеурочной деятельности. Каждому уровню результатов внеурочной деятельности соответствует своя образовательная форма (точнее, тип образовательной формы, т. е. ряд содержательно и структурно близких форм).
Первый уровень результатов может быть достигнут относительно простыми формами, второй уровень – более сложными, третий уровень – самыми сложными формами внеурочной деятельности.
Например, в такой форме проблемно-ценностного общения, как этическая беседа, вполне можно выйти на уровень знания и понимания школьниками обсуждаемого жизненного сюжета (проблемы). Но поскольку в этической беседе основной канал общения «педагог – дети», а непосредственное общение детей друг с другом ограничено, то в этой форме довольно трудно выйти на ценностное отношение школьников к рассматриваемой проблеме (именно в общении со сверстником, таким же, как он сам, ребёнок устанавливает и проверяет свои ценности).
Для запуска ценностного самоопределения нужны уже другие формы – дебаты, тематический диспут. Участвуя в дебатах, школьники получают возможность с разных сторон посмотреть на проблему, обсудить положительные и отрицательные моменты, сравнить своё отношение к проблеме с отношением других участников. Однако дебаты, будучи во многом игровой формой коммуникации, не ставят ребёнка перед необходимостью лично отвечать за свои слова, перейти от слов к делу (т. е. эта форма не нацелена на выход школьника в самостоятельное общественное действие, хотя это и может случиться с конкретным школьником в силу его личных особенностей).
Такая необходимость диктуется другой формой – проблемно-ценностной дискуссией с участием внешних экспертов, где участники высказываются только от себя лично, а любое наигрывание с их стороны чревато разоблачением и критикой со стороны внешних экспертов, не заинтересованных в искусственной поддержке детских мнений. Проблемно-ценностная дискуссия выводит участников на ту грань, когда за словами «Я считаю…» следуют слова «и я готов это сделать».
Итак, практически невозможно достигнуть результата второго и тем более третьего уровня формами, соответствующими первому уровню результатов. В то же время в формах, нацеленных на результат высшего уровня, достижимы и результаты предшествующего уровня. Однако важно понимать: форсирование результатов и форм не обеспечивает повышения качества и эффективности деятельности. Педагог, не владеющий формами деятельности для достижения результатов первого уровня, не может действенно выйти на результаты и формы второго и тем более третьего уровня. Он может это сделать только имитационно.
Понимание взаимосвязи результатов и форм внеурочной деятельности должно позволить педагогам:
• разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с чётким и внятным представлением о результате;
• подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определённого уровня;
• выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого;
• диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности;
• оценивать качество программ внеурочной деятельности (по тому, на какой результат они претендуют, соответствуют ли избранные формы предполагаемым результатам и т.д.). Это лежит в основе построения стимулирующей системы оплаты труда педагогов за организацию внеурочной деятельности школьников.
nsportal.ru