Считалки загадки 5 класс – Считалки для школьников 5 класса | KidsClever

Считалки для школьников 5 класса | KidsClever

На данной странице вы найдете считалки для школьников 5 класса, вам обязательно пригодится эта информация для общего развития.

Плыл у беpега пескаpик,
Потеpял воздушный шаpик.
Помоги его найти -
Сосчитай до десяти.

***

Шерсть чесать - рука болит,
Письмо писать - рука болит,
Воду носить - рука болит,
Кашу варить - рука болит,
А каша готова - рука здорова.

***

Шла бабка с заморья,
Несла кузовок.
В том кузовочке
Лежали грибочки,
Кому – гриб,
Кому – два,
А тебе, дитятко,
Весь кузовок.

***

Дора, Дора, помидора,
Мы в саду поймали вора.
Стали думать и гадать,
Как же вора наказать.
Мы связали руки, ноги
И пустили по дороге.
Вор шел, шел, шел
И корзиночку нашел.
В этой маленькой корзинке
Есть рисунки и картинки.
Раз, два, три,
Кому хочешь, - дари!

***

Лиса по лесу ходила,
Громким голосом вопила.
Лиса лычки драла,
Лиса лапотки плела —
Мужу двое,
Себе трое
И детишкам
По лаптишкам!

***

Три веселых карапуза
На базар пошли гурьбой,

И купили три арбуза -
Темный, светлый и рябой.
Кто рябой арбуз принес,
Тот и водит! Всех за нос.

***

Шла Марфушка по тропинке
И несла в руках корзинку.
В этой маленькой корзинке
Есть различные цветы:
Роза, ландыш, незабудки,
Голубые васильки.

***

Наша Маша рано встала
Кукол всех пересчитала:
Две матрёшки на окошке,
Две Танюшки на подушке,
Две Иринки на перинке,
А Петрушка в колпачке
на зеленом сундучке.

***

У Литейного моста
Я поймал в Неве кита,
Спрятал за окошко.
Съела его кошка,
Помогали два кота…
Вот и нет теперь кита!
Ты не веришь другу?
Выходи из круга!

***

Жили-были три селёдки:
Куля, Муля и Балда.
Куля, Муля спали вместе,
А Балда спала одна.

***

Раз, два, три, четыре,
Пять, шесть, семь, восемь —
Ходит бабка
С длинным носом,
А за нею дед.
Сколько деду лет?
Говори поскорей,
Не задерживай людей!

***

За морями, за горами,
За железными столбами
На пригорке теремок,
На дверях висит замок,
Ты за ключиком иди
И замочек отомкни.

kidsclever.ru

Считалки для 5 класса | KidsClever

Главная > Считалки

На данной странице вы найдете считалки для 5 класса, вам обязательно пригодится эта информация для общего развития.

Раз, два, три, четыре-
Меня грамоте учили:
Не считать, не писать,
Только по полю скакать.
Я скакала, я скакала,
Себе ноженьку сломала,
Стала ноженька болеть,
Стала маменька жалеть,
Пожалела, поругала
И за доктором послала.
Доктор едет на быке
С балалаечкой в руке.

***

Раз, два, тир, четыре,
Пять, шесть, семь,
Восемь, девять, десять.
Выплывает
Белый месяц!
Кто до месяца дойдет,
Тот и прятаться пойдет!

***

Раз, два, три, четыре,
Жили мошки на квартире.
К ним повадился сам-друг,
Крестовик – большой паук.
Пять, шесть, семь, восемь,
Паука мы просим
Ты, обжора, не ходи!
Ну-ка, Мишенька, води.

***

Родились у нас котята
Раз-два-три-четыре-пять,
Приходите к нам, ребята
Посмотреть и посчитать.
Раз котенок - самый белый
Два котенок - самый смелый

Три котенок - самый умный
А четыре - самый шумный
Пять похож на три и два
Те же хвост и голова
Тоже пятнышко на спинке
Также спит весь день в корзинке.
Хороши у нас котята
Раз-два-три-четыре-пять
Приходите к нам, ребята
Посмотреть и посчитать!

***

Раз, два, три, четыре, пять.
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела.

***

Конь ретивый
С длинной гривой
Скачет, скачет по полям:
Тут и там! Тут и там!
Сюда мчится он -
Выходи из круга вон!

***

Шли бараны по дороге,
Промочили в луже ноги.
Раз, два, три, четыре, пять,
Стали ноги вытирать.
Кто платочком, кто тряпицей,
Кто дырявой рукавицей.

***

Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел месяц погулять,
А за месяцем луна,
Оставайся ты одна!

***

Куба-куба-кубака.
Больно ямка глубока.
Там мышки сидят,
Все на солнышко глядят,
И считают: раз, два, три -
В этот счёт выходишь ты!

kidsclever.ru

Загадки для 5 класса | Загадки, стихи, колыбельные, скороговорки, потешки

Загадки для 5 класса

 
 

Солнце всходит,

Она приходит,

От неё не убежать,

Ходит следом по пятам!

Ответ: Тень

Автор: Леонов В.А.

 
 

За ней не едят,

И не играют,

За ней науки,

Постигают!

Ответ: Парта

Автор: Леонов В.А.

 
 

На месте не стаю,

Тут же упаду,

Если раскрутят,

В пляс иду по кругу!

Ответ: Юла

Автор: Леонов В.А.

 
 

Уголь каменный съедает,

Поленья быстро уминает,

Сизо-белым столбом,

Небо подпирает!

Ответ: Печь

Автор: Леонов В.А.

 
 

С ним играю,

Разговоры веду,

Им даже снимаю,

Фото, видео шлю!

Ответ: Мобильный телефон

Автор: Леонов В.А.

 
 

Там добро побеждает,

Чудеса происходят,

В тридевятое царство,

Дорогу находят!

Ответ: Сказка

Автор: Леонов В.А.

 
 

Ловит ветер,

В океане,

Ходит он,

Под парусами!

Ответ: Парусник

Автор: Леонов В.А.



 

Зелёная, колючая,

Мохнатая, пахучая,

В лесу растает,

Под Новый год придёт!

Ответ: Ёлка

Автор: Леонов В.А.

 
 

Когда пугается,

В мячик превращается,

В руки не возьмёшь,

Колюч до слёз!

Ответ: Ёжик

Автор: Леонов В.А.

 
 

На полянке изба,

Ни одного окна,

А народу тьма!

Ответ: Улей

Автор: Леонов В.А.

 

xn--80aaiflkn.su

Детский фольклор. Стихи, считалки, дразнилки, оралки, загадки

Знакомство с фольклором происходит у маленького человечка с самого раннего детства. С первых месяцев жизни младенец слышит ласковый голос матери, улавливает его интонацию, учится различать настроение. Самый родной в мире человек поет малышу колыбельные песни, и через них кроха чувствует любовь и заботу, с которой мамочка нежно обращается к нему. Становясь старше, ребенок учит наизусть забавные стихи, запоминает загадки и считалки. Все это формирует его как личность, помогает развиваться: происходит тренировка памяти, мышления, воображения, внимания и речи.

Детский фольклор – неотъемлемая часть жизни каждого маленького человечка. Без него не происходит становление ребенка как личности, становится невозможным развитие эмоциональной сферы. Ведь когда мать поет своему малышу колыбельную песню, он эмоционально реагирует на нее: успокаивается, чувствует комфорт и удовлетворение. Подвижные игры развивают физическую активность ребенка, помогают ему влиться в коллектив сверстников, стать его частью. Загадки способствуют развитию интеллектуальных способностей.

Жанры детского фольклора известны всем: всевозможные загадки, пестушки, заклички, считалки, потешки... Их знание нередко становится своеобразным «пропуском» в детский коллектив: ребятишки часто рассказывают друг друга разные страшилки, дразнилки, считалки. Именно поэтому ребенок, который не посещает детский сад, а воспитывается дома, может не знать того, что дети передают друг другу, и в дальнейшем ему становится трудно адаптироваться в среде сверстников. Фольклор в детском саду – своя, особенная реальность, необходимая для полноценного роста и развития крохи.

Колыбельные песни

Колыбельная – это первый жанр фольклора, с которым ребенок знакомится, придя в этот мир. Малыш еще не умеет говорить, понимать окружающую действительность, но посредством колыбельной песни становится причастным к этому миру. Голос матери звучит ласково и нежно. Она трепетно гладит своего малыша по голове.

Никогда после он не испытает по отношению к себе такой абсолютной любви, как в раннем младенчестве, когда он любим не за какие–то заслуги, а сам по себе, просто потому, что он есть. Вот на что способен детский фольклор. Колыбельные песни убаюкивают младенца, дарят чувство совершенного покоя, радости, счастья, успокоения. Малыш растет счастливым, часто улыбается, ему снятся радужные сны.

Примеры детских колыбельных песен:

Люли, люли люленьки
Прилетели гуленьки,
Сели гули на кровать,
Стали гули ворковать,
Стали гули ворковать,
Стали Дашеньку качать,
Стали Дашеньку качать,
Стала Даша засыпать.

***

Спи, сыночек мой, усни
Люли, люшеньки, люли...
Скоро ноченька пройдет,
Красно солнышко взойдет.
Свежи росушки падут,
В поле цветушки взрастут,
Сад весенний расцветет,
Вольна пташка запоет.
Люли, люшеньки, люли,
Ты, сыночек, крепко спи.

***

Баю-баю-баюшки,
Да прискакали заюшки,
Люли-люли-люлюшки,
Да прилетели гулюшки.
Стали гули гулевать,
Да стал мой милый засыпать.

Пестушки

Значение слова «пестушка» происходит от «пестовать», «воспитывать». Мать, которая поет своему младенцу пестушки, выполняет разные действия, показывает, где у малыша ножка, где ручка, и на самом деле незаметно учит его понимать сигналы внешнего мира. Чувствуя ласковые прикосновения материнских рук, ребенок одновременно получает и эмоциональную составляющую взаимодействия, и духовную, и информационную. Чем больше мама уделяет внимания малышу, тем лучше для его развития, тем скорее он запомнит, что ножки нужны, чтобы «топать по дорожке», а ручками можно звонко хлопать в ладошки. Примеры детского фольклора в жанре пестушек можно встретить в любых детских книжках, ориентированных на возраст от нескольких месяцев до полутора–двух лет.

Потешки

Потешки известны как жанр, где создается элементарная игровая ситуация и проигрывается какая–то простая деятельность. Цель потешек – развеселить, добиться от ребенка ответной реакции.

Например, когда играют с малышом в «ладушки», то от крохи требуется выполнять несложные действия – хлопки. Кроме этого, у ребенка обязательно поднимается настроение, он весело хохочет. Все эти радостные эмоции приносит фольклор. В детском саду потешки могут применяться в качестве развлекательно–познавательной деятельности, например, после дневного сна, когда нужно взбодрить малышей. Потешки предназначены для ребят от полутора до трех лет.

Примеры детских потешек:

Идет, идет петушок,
Набок колпачок,

Красная бородка,
Костяная головка,
Сам рано встает
И другим спать не дает,
На заборах сидит,
Больше всех кричит.

Петушок, петушок,
Золотой гребешок!
На соломе спал,
Раным-рано встал,
По водичку пошел,
Молодичку нашел,
Молодичка – добра
Сапожки дала.
Не успел он их сносить,
Как другие стал просить.

***

На базаре спозаранок
Накупил баран баранок:
Для барашков, для овечек
ДЕСЯТЬ маковых колечек,
ДЕВЯТЬ сушек,
ВОСЕМЬ плюшек,
СЕМЬ лепешек,
ШЕСТЬ ватрушек,
ПЯТЬ коржей,
ЧЕТЫРЕ пышки,
ТРИ пирожных,
ДВЕ коврижки
И ОДИН калач купил –
Про себя не позабыл!
А для женушки – подсолнушки.

***

Танцевала репка с маком,
А петрушка с пастернаком,
Кукуруза с чесноком,
Наша Таня с казаком.
А морковка не хотела
Танцевать, танцевать,
Потому что не умела
Танцевать, танцевать.

Детские игры

Детский фольклор достаточно многообразен. Многие не знают, что к нему можно отнести и подвижные детские игры. Хороводы, пляски, танцы – это все неотъемлемая составляющая русского народного творчества. Как правило, игры подразумевают большое скопление детей и приемлемы только в детском коллективе. Посмотрите, понаблюдайте за ребятишками, с каким воодушевлением они играют друг с другом!

Подвижные игры часто подразумевают выполнение всяческих спортивных упражнений. Дети охотно соревнуются друг с другом в беге, прыжках в длину и высоту, танцах. Если найти правильный подход к этим занятиям и все хорошо организовать, то детский фольклор в жанре игр становится достаточно интересным и полезным предприятием.

Дразнилки и поддевки

Какой ребенок ни разу не слышал стишков наподобие «Жадина–говядина»? Едва малыш поступает в детский сад, как на него обрушивается целый ком различных выражений и дразнилок. Часто они употребляются детьми к месту и не к месту, лишь по случайному стечению обстоятельств. Тем не менее, все это детский фольклор. Дразнилки учат социальному общению, и их не стоит запрещать, а тем более - наказывать за это детей. Если запретить им пользоваться поддевками, дети все равно придумают что–нибудь свое.

Как это ни странно, подобные стишки помогают почувствовать себя социально значимой личностью. Ребенку гораздо проще общаться со сверстниками, если он знает детский фольклор. Дразнилки исполняют роль своеобразного определителя, позволяющего понять, насколько малыш вхож в коллектив, умеет в нем ужиться и понимает законы его существования. Таким образом, даже самый маленький ребенок, оказавшись в незнакомой групп, быстро разберется, что к чему.

Загадки

Русский детский фольклор не был бы столь богатым, если бы среди всего его разнообразия не существовало загадок. Что может быть занимательнее и необычнее, чем разгадывание рифмованных (а иногда и не очень) метафорических выражений? Дети очень любят необычные и красивые загадки, посвященные животным, природе, бытовым предметам. Вот каким занимательным может быть детский фольклор! Загадки придумывают сами дети, основываясь на собственных преставлениях о жизни и призывая на помощь богатую фантазию. Стоит сказать, что дети очень быстро запоминают тексты разных иносказательных описаний и ловко вставляют их при необходимости.

Шуточные загадки пользуются особенной популярностью среди детей: они с особым интересом задают столь "мудреные" вопросы друг другу. Тот, кто не может ответить, должен отгадать еще два-три подобных высказывания. Это самый интеллектуальный вид устного народного творчества, представляющий детский фольклор. Загадки распространены и на детской площадке среди ровесников, они встречаются на занятиях в детском саду. Прежде всего, эти миниатюры развивают внимание, память, стимулируют воображение, умение мыслить неординарно, творчески подходить к решению задачи. Примеры детского фольклора это подтверждают. Судите сами:

Из нее пьют молоко, чай, сок (кружка).

Этот предмет помогает людям договориться, когда они не могут увидеться друг с другом (телефон).

Этот предмет нужен для того, чтобы выводить на бумаге красивые надписи (карандаш, ручка).

Загадка помогает узнавать новое, учиться чему–нибудь. К примеру:

Сама говорить не умеет, но много рассказывает (книга).

Как называют человека, который любит бездельничать? (лентяй).

Оранжевый и спелый, всем ребятам в радость (апельсин).

Плачет тучка, а ее слезы поливают землю (дождь).

Висит груша - нельзя скушать (лампочка, люстра, светильник).

Охраняет дом, не пускает посторонних (собака).

Как у нашего дружка коготки–царапки, кто же он? (котенок)

Страшилки

Пожалуй, это самая интересная тема как среди младших школьников, так и среди подростков. Известно, что дети часто любят попугать своих сверстников невероятными загадочными историями, после которых страшно засыпать.

Это очень забавно и весело. Кто–то рассказывает историю, от которой холодеют руки и все внутри замирает, а все остальные слушают и потом еще долгое время после завершения рассказа «переваривают» услышанное. Детский фольклор, проявляющийся в форме страшилок, пользуется невероятной популярностью. Самое интересное заключается в том, что дети всегда с удовольствием слушают подобные истории, даже если они и вызывают у них страх.

Примеры детских страшилок:

1. Лесное чудовище

В одном лесу появилось страшное чудовище, которого все боялись. Мышь ли в лесу случайно проскочит или зайчишка серенький пробежит – огромное страшилище его обязательно съест. Большая беда заключалась в том, что чудовища этого никто никогда не видел, а если и встречался с ним нос к носу, то живым уже не возвращался. Дошло до того, что лесные обитатели боялись высунуть нос из своих домишек – настолько напугало их это чудище. А вы не боитесь, что монстр внезапно выйдет из лесу и направится в город? Тогда и вы окажетесь в опасности! Ребята, конечно, трусят: кому хочется попасться в лапы к лесному чудовищу? Из дому лишний раз не выходят, оглядываются по дороге в школу: вдруг следом за ними страшилище лесное крадется? Так и не поймали монстра, а может, его и не было никогда?

2. Кот–людоед

Жил–был на свете такой кот, который любил лакомиться людьми. Он был огромных, просто гигантских размеров, а потому мог проглотить целого слона, не то что человека. Люди, прослышав про это злобное животное, стали бояться выходить на улицу поздно вечером и ночью, так как нападал он исключительно в это время. Чаще всего подобные случаи наблюдались в полнолуние или незадолго до его наступления. В другое время никто про гигантского кота ничего не слышал. Не было известно и его местонахождение. Кота искала полиция, на него охотились разные смельчаки, но поймать "изверга" так и не удалось. Поговаривали даже о том, что это сам черт обращается в кота, чтобы причинять зло. Представляете, каково это - ходить по улицам и не быть уверенным в том, что ты сегодня вернешься домой живым? Матери стали прятать своих детей, мужья и отцы вооружились вилами и однажды пошли в лес. Хотели встать на защиту своих семей, которых кот-людоед вознамерился уничтожить. Долго они пытались отыскать мерзкое животное, но это оказалось непросто. Все дело в том, что кот–людоед был чрезвычайно хитрым и ловко умел замаскировать себя: едва к нему приближались, как он делался невидимым. Мужики вызывали его на бой, он прятался и делал вид, что его здесь нет. Его называли трусом и подлецом – кот никак не реагировал. А однажды случилось такое: в один из домов как–то проник обыкновенный серый кот с темными отметинами на груди и утащил у хозяйки кусок сала. Когда его поймали, он внезапно растворился в воздухе и сгинул. Наверное, это и был кот–людоед...

Стихи

Много поклонников есть и у детских стихов. Такие замечательные детские авторы, как Агния Барто, Самуил Маршак, Корней Чуковский, Сергей Михалков, известны всем и каждому. Их произведения любит весь мир и знает наизусть. Дети легко запоминают забавные рифмованные строчки, которые вызывают улыбку и хорошее настроение. Запоминание стихов тренирует активность мозга, развивает память, мышление, воображение, внимание и речь. Малые жанры детского фольклора особенно любимы детьми.

Примеры детских стихов:

ДУМАЙ, ДУМАЙ...

Это Вовка, вот чудак!
Он сидит угрюмый,
Сам себе твердит он так:
"Думай, Вовка, думай!"

Заберется на чердак
Или мчится, вот чудак,
В дальний угол сада;
Сам себе твердит он так:
"Думать, думать надо!"

Он считает, что от дум
У него мужает ум.

А Маруся, ей пять лет,
Просит Вовку дать совет
И сказать: во сколько дней
Ум становится умней?

***

Мама спит, она устала…
Ну и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.
И сказала я лучу:
– Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать,
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.
Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
– Ничего, – шепнул он будто, –
Посидим и в тишине!..

Песни

Детские песни часто звучат на занятиях в детском саду. Под музыку выполняются различные ритмичные движения: танцы, игры и т. д. Все это также относится к категории «детский фольклор».

Песни исполняются под самую различную музыку и на самую разнообразную тематику. В основном преобладает тема народного творчества. Детский народный фольклор пользуется особой популярностью. Русские песни разучивают даже с трехлетними детьми, поскольку их тексты очень легко запоминаются.

Считалки

Считалки помогают детям определять очередность в различных играх. Замечено, что вместо того, чтобы просто договориться между собой, кто за кем следует, ребятишки почему то предпочитают считаться. В качестве считалки обычно выступает короткое стихотворение, наделенное динамичностью и представляющее значительный интерес. Может быть, именно такой подход позволяет им иногда избегать лишних споров и разногласий, которые нередко приводят к ссорам внутри детского коллектива. Эти стишки тоже представляют собой детский фольклор. Считалки замечательны тем, что помогают определиться в выборе игры заранее и не тратить время на споры, что очень важно для сохранения внутреннего микроклимата. Кроме того, это просто забавные произведения устного народного творчества, легко запоминающиеся, веселые, добрые. Таким образом, очень полезным оказывается детский фольклор. Считалки как нельзя лучше подходят для любых игр. И только попробуйте начать отговаривать деток пользоваться этим чудесным инструментом! Мало того, что уже через пять минут они все перессорятся, так еще и испортят настроение всем, кто в данный момент окажется поблизости.

Примеры детских считалок:

Тише, мыши, кот на крыше,
а котята ещё выше.
Кот пошёл за молоком,
а котята кувырком.
Кот пришёл без молока,
а котята ха-ха-ха.

***

Раз, два, три, четыре, пять,
Научились мы считать.
Ну а дальше мы не знаем,
Может, вместе посчитаем?

Шесть – конфеты любим есть,
Семь – мы помогаем всем,
Восемь – мы друзей в беде не бросим.
Девять – учимся на пять,
Десять – кончили считать.

***

Кони, кони, кони, кони,
Мы сидели на балконе.
Чай пили, чашки били,
По-турецки говорили.

***

Жили-были у жилета
Три петли и два манжета.
Если вместе их считать,
Три да два, конечно, пять!
Только знаешь, в чём секрет?
У жилета нет манжет!

Таким образом, детский фольклор имеет большое значение в контексте русского устного народного творчества. Изучать этот пласт культуры обязательно нужно, потому что дети – большие выдумщики и мастера придумывать забавные загадочные истории. При внешней похожести продуктов творчества все они оказываются уникальными и неповторимыми по своей сути.

Ребята, изучая всевозможные загадки, считалки, стихи, песни, принимая участие в подвижных и интеллектуальных играх, получают на будущее полезный урок. Детский фольклор развивает творческое мышление, учит анализировать, размышлять, относиться с величайшим вниманием к звучащему слову, любить и беречь природу. Фольклористы специально ездят по деревням и собирают материал для своих практических исследований.

Напоследок добавим, что жанры детского фольклора не исчерпываются перечисленными в этой статье произведениями. Существуют еще прибаутки, приговорки, всевозможные кричалки и оралки. Все эти направления только подчеркивают красоту и многообразие устного народного творчества.

fb.ru

Считалки для детей

Считалка — произносимый нараспев стишок, которым сопровождается распределение участников игры (С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова, Толковый словарь русского языка). Считалки всегда оставались весёлыми и задорными. Детская считалочка является коротким рифмованным стишком, при помощи которого определяется ведущий в игре. Интересен тот факт, что история считалки уходит в языческие времена. Охотники тогда верили, что при пересчете убитой дичи они навлекут неудачу на последующие охоты. В наше время у считалок иная роль, но магическое составляющее осталось: на кого пал выбор, тот и получит везение. Шли времена, менялись считалки, перефразировались старые и появлялись новые. В моде они были всегда. Считалки рассказывают детишкам и до сих пор. Считалки — задорные, простые, веселые, именно за это они полюбились детям. Детские считалки позволяют выбрать ведущего без обмана, справедливо. Они вырабатывают такие качества, как чувство товарищества и честность. При разучивании с детьми различных считалок, вы помогаете детям тренировать память и развивать у них чувство ритма.

Прислать считалку

-1-
— Заяц белый, куда бегал?
— В лес дубовый.
— Что там делал?
— Лыко драл.
— Куда клал?
— Под колоду.
— Кто брал?
— Родион.
— Выйди вон!

-2-
Ехала белка не тележке,
Продавала всем орешки.
Кому два, кому три,
Выходи из круга ты!

-3-
Первинчики-другинчики,
Летали голубенчики
По ранней росе,
По зеленой полосе.
Там яблоки, орешки,
Медок, сахарок, —
Поди вон, малышок!

-4-
Курочка-погатурочка,
Кукушка-рябушка
Сели, горели,
За море летели.
За морем горка,
На горке дубровка,
В дубровке царица,
Красная девица,
Медок, сахарок,
Поди вон, королёк!

-5-
Шёл баран
По крутым горам,
Вырвал травку,
Положил на лавку.
Кто её возьмёт
Тот и вон пойдёт.

-6-
Шла бабка с заморья,
Несла кузовок.
В том кузовочке
Лежали грибочки,
Кому — гриб,
Кому — два,
А тебе, дитятко,
Весь кузовок.

-7-
Ехал Грека через реку.
Видит Грека в реке рак.
Сунул в реку руку Грека.
Рак за руку Грека — цап.

-8-
Вышел месяц (месяц/немец/заяц) из тумана,
Вынул ножик из кармана —
Буду резать, буду бить,
Всё равно тебе водить!

-9-
На золотом крыльце сидели
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей,
Не задерживай добрых и честных людей!

-10-
Эни, бени, рики, таки,
Турба, урба, синтибряки,
Эус, бэус, краснобэус,
Бац!

-11-
Десять бутылок стояло на столе,
Десять бутылок стояло на столе,
Одна из них упала,
Осталось только девять.

-12-
Эники, бэники, ели вареники,
Эники, бэники, съели вареники,
Эники, бэники, хоп!
Вышел зелёный сироп.

-13-
Десять негритят решили пообедать,
Один вдруг поперхнулся, их осталось девять.
Девять негритят, поев, клевали носом,
Один не смог проснуться, их осталось восемь.
Восемь негритят в Девон ушли потом,
Один не возвратился, остались всемером.
Семь негритят дрова рубили вместе,
Зарубил один себя — и осталось шесть их.
Шесть негритят пошли на пасеку гулять,
Одного ужалил шмель, их осталось пять.
Пять негритят судейство учинили,
Засудили одного, осталось их четыре.
Четыре негритенка пошли купаться в море,
Один попался на приманку, их осталось трое.
Трое негритят в зверинце оказались,
Одного схватил медведь, и вдвоем остались.
Двое негритят легли на солнцепеке,
Один сгорел — и вот один, несчастный, одинокий.
Последний негритенок поглядел устало,
Он пошел повесился, и никого не стало.
(Агата Кристи, «Десять негритят»)

-14-
Серый зайка вырвал травку,
Положил её на лавку.
Кто травку возьмёт,
Тот и вон пойдёт.

-15-
Катилось яблоко по блюду,
А я водить не буду.

-16-
Раз, два, три, четыре,
Жили мышки на квартире.
К ним повадился сам друг
Крестовик — большой паук.
Пять, шесть, семь, восемь,
Паука мы спросим:
«Ты, обжора, не ходи!»
Ну-ка, Машенька, води!

-17-
Раз, два, Фредди в гости жди,
Три, четыре, двери затвори,
Пять, шесть, крепче стисни крест,
Семь восемь, тебя не спать попросим,
Девять, десять, больше не надейся...

-18-
Родились у нас котята,
Раз-два-три-четыре-пять,
Приходите к нам ребята
Посмотреть и посчитать.
Раз котенок — самый белый,
Два котенок — самый смелый,
Три котенок — самый умный,
А четыре — самый шумный.
Пять похож на три и два,
Теже хвост и голова,
Тоже пятнышко на спинке,
Также спит весь день в корзинке.
Хороши у нас котята,
Раз-два-три-четыре-пять,
Приходите к нам ребята
Посмотреть и посчитать!

-19-
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька — для ежа,
Эта долька — для стрижа,
Эта долька — для утят,
Эта долька — для котят,
Эта долька — для бобра,
А для волка — кожура.
Он сердит на нас. Беда!
Разбегайтесь кто-куда!

-20-
Трынцы, брынцы, бубенцы,
Раззвонились удальцы,
Диги, диги, диги, дон,
Выходи скорее вон!

-21-
Бегал заяц по болоту,
Он искал себе работу,
Да работы не нашёл,
Сам заплакал и пошёл.

-22-
В гараже стоят машины —
Волга, Чайка, Жигули,
От какой берешь ключи?

-23-
Катилося яблоко мимо сада,
Мимо сада, мимо града,
Кто поднимет, тот и выйдет.

-24-
За морями, за горами,
За железными столбами,
На пригорке теремок,
На дверях висит замок,
Ты за ключиком иди
И замочек отопри.

-25-
Шышел-мышел,
Взял да вышел.

-26-
Зайчишка-трусишка
По полю бежал,
В огород забежал,
Морковку нашёл,
Капустку нашёл,
Сидит, грызёт,
Иди прочь — хозяин идёт!

-27-
Кады, бады, налей воды.
Корове пить, тебе водить.

-28-
Лиса по лесу ходила,
Лиса голосом вопила.
Лиса лычки драла,
Лиса лапотки плела —
Мужу двое, себе трое,
И детишкам по лаптишкам!
Кто лаптишки найдет,
Тот водить пойдет.

-29-
Маша рано встала
Кукол всех пересчитала:
Две матрёшки на окошке,
Две Танюшки на подушке,
Две Иринки на перинке,
А Петрушка в колпачке
на зеленом сундучке.

-30-
Высоко-превысоко
Кинул я свой мяч легко.
Но упал мой мяч с небес,
Закатился в темный лес.
Раз-два-три-четыре-пять,
Я иду его искать.

Прислать считалку

riddle-middle.ru

Загадки, стихи, колыбельные, скороговорки, потешки

 
 

Зайка ехал на телеге,

А телегу вёз баран,

Вдруг на кочку налетели,

Зайка и баран упал!

Автор: Леонов В.А.

 
 

Умка нос свой прикрывал,

Рыбку в проруби поймал,

Раз, два, три, четыре, пять,

Я иду друзей искать!

Автор: Леонов В.А.

 
 

Шрек, Фиона и осёл,

В путь отправились втроём,

Приезжайте к нам быстрей,

А тебе водить скорей!

Автор: Леонов В.А.

 
 

Листик с дерева упал,

Рядом ручеёк бежал,

Упадёт сейчас он в воду

Поплывёт он вниз по склону!

Автор: Леонов В.А.

 
 

Зима идёт,

Снега несёт,

Мороз крепчает,

Пруд замерзает,

Я оденусь потеплей,

И пойду искать друзей!

Автор: Леонов В.А.

 
 

Ладушки, оладушки,

Были мы у бабушки,

Кашку есть не стали,

В прятки мы играли!

Автор: Леонов В.А.

 
 

Детские считалки,

Слушают ребятки,

Посчитаем раз, два, три

Выходи, тебе водить!

Автор: Леонов В.А.



 

Летели воробьишки,

В сереньких штанишках,

Кричали, песни пели,

На веточки уселись.

Один сказал, не буду,

Второй сказал, не стану,

А третий воробьишка,

Глазами хлопал слишком!

Автор: Леонов В.А.

 
 

Чертёнок чертят,

Учил считать,

Чертята смущались,

Считать отказались!

Автор: Леонов В.А.

 
 

Олени бежали,

Элиота потеряли,

Он задумчиво стоял,

Рог второй свой потерял!

Автор: Леонов В.А.

 

xn--80aaiflkn.su

потешки, считалки, колыбельные песни, загадки…

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: познакомить детей с различными видами фольклора, прививать уважение к прошлому и традициям народа, утвердить в детских душах ориентиры добра, истины, любви и красоты, расширять кругозор и словарный запас.

Задачи урока:

  • Знакомиться малыми формами фольклора.
  • Дать понятие загадке, пестушками, потешками, песнями (колыбельными), считалками.
  • Сравнивать загадки, шутки, потешки и указывать их особенности.
  • Отрабатывать навык выразительного чтения шуток, потешек, загадок.

Оборудование:

  • Ефросинина Л.А. Литературное чтение: Учебник для уч-ся 2 кл. ч.1, 2008.
  • Схемы-карточки  для заполнения («Виды народного творчества») по количеству учащихся в классе.
  • Толковый словарь Ожигов С.И. И Шведова Н.Ю..
  • Презентация к уроку.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Сообщение темы

– Сегодня  на уроке я предлагаю вам побывать в необыкновенной стране.  Которая называется…  Впрочем, вы сами сейчас дадите ей название.  (Слайд 2)

УСТНОЕ        ФОЛЬКЛОР        ТВОРЧЕСТВО           НАРОДНОЕ  

–  Пришло время угадать, в какой стране мы очутились. Что у вас получилось? («Устное народное творчество»)

(Слайд 3)

– Правильно! Да, это удивительная страна называется –  «Устное народное творчество».

– А что же с четвертым понятием?

Дети: Фольклор – это устное народное творчество.

– Скажите, пожалуйста, что скрывается за понятиями, которые составили название страны?

Дети:

1. Устное от слова «уста» – рот, губы, то, что произносится, а не пишется.
2. Народное – принадлежащее народу.
3. Творчество – создание чего-то нового.

3. Беседа учителя:

Фольклор русского народа богат и разнообразен. В творчестве народа выражены древние представления о мире, знания, народная мудрость. Фольклор – один из видов словесного, музыкального и танцевального искусства. Давайте найдем определение этого слова в толковом словаре.

(Слайд 3)

Устное народное творчество – совокупность народных обычаев, обрядовых действий.

– А сейчас я предлагаю вам послушать одно произведение.

(Выходят два ученика и рассказывают потешку, при этом не называют этого)

Тили-бом! тили-бом!                     Бежит курочка с ведром
Загорелся кошкин дом!                   Заливает кошкин дом,
Загорелся кошкин дом,                   А лошадка – с фонарем,
Идет дым столбом!                         А собачка – с помелом,
Кошка выскочила!                          Серый заюшка – с листом.
Глаза выпучила!                             Раз! Раз! Раз! Раз!
                                                         И огонь погас!

Учитель. Знакомое произведение? А к какому жанру  УНТ оно относится? (Выслушиваются ответы) Что же это за произведение нам предстоит объяснить к концу урока. Поэтому слушайте все внимательно и активно работайте. Какие произведения фольклора вам уже знакомы?

4. Работа по карточке (5 групп)

Игра «Я знаю»

(Слайд 4) Колыбельные песни, считалки, потешки,  скороговорки, загадки, заклички… в любом порядке.

–  До появления письменности фольклор был единственной не писаной историей   народа, где отразились важные этапы жизни. На протяжении многих веков фольклор служил учебником жизни. От поколения к поколению передавались житейская философия, мудрость.

– Начнем с колыбельных с  КОЛЫБЕЛЬНЫХ песен. Их в народе звали  БАЙКАМИ.

(Слайд 5)  Это название произошло от  ГЛАГОЛА баять, баить – «говорить». Старинное значение этого слова – «шептать, заговаривать».) Такое название колыбельные песни получили не случайно: самые древние из них имеют прямое отношение к заговорной поэзии. «Дремушка-Дрема, отойди ты от меня!» говорили крестьяне, борясь со сном. Нянька или мать, напротив, звали Дрему к малышу:

«Сон да Дрема, приди к Ване в голова,
Сон да Дрема, накатились на глаза»

– А сейчас послушаем, как звучала колыбельная песня, которая дошла до нас и, возможно, ваши мамы тоже пели ее для вас:

(Исполнение песни одной девочкой)

Баю, баюшки-баю,                                      За работу заплачу:
Баю доченьку мою.                                     Дам кусочек пирога
Приди, котик, ночевать,                             Да кувшинчик молока.
Мою доченьку качать.                                Ты уж ешь, не кроши,
Уж, как я тебе, коту,                                    Больше, котик, не проси.

– Как надо исполнять колыбельные песни? Девочке  это удалось? А теперь послушаем еще одну колыбельную (читает другая девочка)

Петушок, петушок,                               Голосисто поёшь,
Золотой гребешок!                               Голос в терем подаёшь,
Что ты рано встаешь,                          Сыночку спать не даёшь!

– А какие вам песни пели родители, помните?

– Ребенок подрастает, а родители пестуют его.

(Слайд 6) «Пестушки получили свое название от слова – пестовать – нянчить, растить, воспитывать»

– Проснувшего  ребенка, когда он потягивается, гладят и приговаривают:

Ученик:

Потягушки, потягушки!
Поперек толстунушки,
А в ножках ходунушки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.

– Пестушки постепенно переходят в потешки. Откроем учебник на странице 31 и прочитаем Потешку. Как мы будем читать потешку – весело или грустно, громко или тихо, медленно или быстро? Объясните свой ответ.

– Посмотрите внимательно на произведение, в нем выделены некоторые слова, прочитаем их (по мосту, хворосту,…) как мы называем такие слова? (Рифмующие)

Рифма –  созвучие концов стихотворных строк.

(Чтение учителем; затем чтение вслух 2-х человек)

– Что же такое Потешка? (Ответ ребят)

– Прочитаем по учебнику с. 31.

Потешка – веселое произведение устного народного творчества. Потешками потешали,  забавляли детей.

– А какими потешками вас забавляли родители? («Ладушки», «Идет коза рогатая..», «Сорока..»)

– Давайте вместе и вспомним про Сороку-белобоку, которая кашу варила.

– А вы помните, из чего кашу варят? Давайте проверим, а заодно и отдохнем.

– Если я назову продукт, который нужен для приготовления каши, вы хлопните в ладоши, а если нет, то потопаете.

Сорока-белобока задумала кашу варить, чтобы деток накормить,
На рынок пошла и вот что взяла…
Парное молоко?-----------да!                Масло топлёное? -----------да
Куриное яйцо?------------нет!              Рыбка солёна? --------------нет
Крупа манная?------------да!                Лавровый лист? ------------нет
Капуста кочанная?--------нет!              Китайский рис? ------------да
Соленый огурец?---------нет!               Чернослив да изюм?-------да
Мясной холодец?---------нет!               Перец болгарский? --------нет
Сахар да соль?------------да!                 Соус татарский? -----------нет
Белая фасоль?-------------нет!               Клубничное варенье? -----да
                                                                 Бисквитное печенье? ------нет

– Да, славная кашка получилась! После еды можно и к игре перейти. Но, чтобы игра была честной необходимо посчитаться.

– Что для этого используем? (Считалку)

– А что такое считалка, как думаете? (Ответы)

(Cлайд 7)

Считалка – произносимый нараспев стишок, которым сопровождается распределение участников игры.

– Какие считалки вы помните? (1-2 послушаем)

– А теперь прочитаем по учебнику на странице 30.

(Чтение вполголоса)

– Какие слова нужно прочитать ласково? Какой темп чтения используем для чтения считалки? (Чтение считалки 2-х чел.)

– А теперь такое задание – догадайтесь, о чем идет речь!   Смотрите на экран –

(Слайд 8)

– … это произведение фольклора. В ней предмет не назван, но даются его признаки, узнаваемые особенности, по которым можно догадаться, о чем идет речь. (Загадка)

– Верно! Загадка развивает догадливость и сообразительность. К.Д.Ушинский называл загадку « Гимнастика ума».

– Послушаем загадки и попробуем их отгадать.

  1. В новой стене, в круглом окне, днём стекло разбито, за ночь вставлено.
  2. Не ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будит.
  3. Один льёт, другой пьёт, третий зеленеет да растёт.
  4. Кто говорит молча?
  5. Крашеное коромысло через реку повисло.
  6. Сидит дед во сто шуб одет; кто его раздевает – слёзы проливает.

– Молодцы!

6. Итог урока

– Вот и подходит к концу наш урок. Вам понравилась страна «Устное народное творчество»?

– О чем мы поговорили? Что узнали?

– А к какому виду фольклора можно отнести произведение, с которого начался наш урок? (Потешка)

– А как вы догадались?

– Всем большое спасибо за урок! А чтобы урок вам больше запомнился, каждый получит по угощению.

– А теперь послушайте  внимательно такой  мой стишок!

Мальчишкам-шалунишкам по орешку,
Чтобы сочинить дома потешку,
Девчонкам-хохотушкам по петушку,
Чтобы придумать по стишку.

– Ребята, что я спрятала в этом стишке? Вот вам и домашнее задание! Что же дома вы будете делать?

7. Домашнее задание:  сочинить  потешку.

urok.1sept.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о