Школа 2100 звуковички – Методические рекомендации по работе со звуковиками. (Букварь Бунеева Р.Н. ОС «Школа 2100)

Содержание

Методические рекомендации по работе со звуковиками. (Букварь Бунеева Р.Н. ОС «Школа 2100)

Изучение предмета «Русский язык» начинается в  первом классе начальной школы с курса «Обучение грамоте».  Дети учатся читать и писать и знакомятся с основными теоретическими понятиям: «звук», «буква», «слог», «ударение» и др. На начальной ступени обучения понятие «фонема» не вводится. Оно слишком абстрактно и  воспринять его младшим школьникам, в силу особенностей мышления, тяжело. Чтобы дети усвоили простейшие  знания из раздела «фонетика», авторы ос «школа 2100»  знакомят ребят со звуковичками. У каждого звуковичка есть своё графическое обозначение. 


Просмотр содержимого документа

«Методические рекомендации по работе со звуковиками. (Букварь Бунеева Р.Н. ОС «Школа 2100)»

Методические рекомендации по работе со звуковиками. (Букварь Бунеева Р.Н. ОС «Школа 2100)

Автор: Крепких Наталья Витальевна, учитель начальных классов

Место выполнения работы: МБОУ «Школа№62» г. Прокопьевск. Начальная школа 1 класс ( добуквенный период)

Изучение предмета «Русский язык» начинается в  первом классе начальной школы с курса «Обучение грамоте».  Дети учатся читать и писать и знакомятся с основными теоретическими понятиям: «звук», «буква», «слог», «ударение» и др. На начальной ступени обучения понятие «фонема» не вводится. Оно слишком абстрактно и воспринять его младшим школьникам, в силу особенностей мышления, тяжело.  Чтобы дети усвоили простейшие  знания из раздела «фонетика», авторы ос «школа 2100»  знакомят ребят со звуковичками. У каждого звуковичка есть своё графическое обозначение. Если буква обозначает гласный звук, у звуковичка оба башмачка красные.   Можно запомнить так: звук гласный – цвет красный.

Если буква обозначает всегда твердый согласный звук, у звуковичка оба башмачка синие. Если буква обозначает всегда мягкий согласный звук, у звуковичка оба башмачка зеленые. Если буква может обозначать как твердый согласный, так и мягкий согласный звуки, у звуковичка один башмак синий (твердый вариант звучания),  а другой зеленый (мягкий вариант звучания). Например, буква «р» в слове  «рука» обозначает твердый звук  [р], а в слове «река» мягкий звук  [р’].Если буква может в одном случае обозначать один гласный звук, а в другом случае – два звука, причем один  [й’], а другой – гласный, башмачки красный и зеленый. Например, в слове «петь»,  буква «е» обозначает звук [э]. А в слове «еда» – два звука [й’], [э]. Согласные звуки характеризуются также как звонкие или глухие. Звуковичок символизирующий звонкий согласный звук выглядит так (шапка-звоночек жёлтого цвета, как золотой звонкий колокольчик). Звуковичок символизирующий глухой согласный звук носит шапку-цилиндр или, как говорят дети, «кирпичик» чёрного цвета. Звуковички гласных звуков изображаются без головных уборов, т.к. эти звуки не имеют соответствующих характеристик.

    Важно, чтобы ребенок не только понимал значение символов и цвета на рисунке, но и мог дать словесную характеристику изображения. Как показывает опыт, работа со звуковичками как упрощенными отображениями фонем, позволяет добиться хороших результатов. На её основе гораздо проще сформировать навык письма и чтения, ввести алгоритм фонетического анализа, обосновать некоторые правила правописания.

Сам «Букварь» Р.Н. Бунеева насыщен иллюстрациями, заданиям различной формирующей направленности. Я заметила, что дети при изучении того или иного звуковичка подрисовывают ему улыбку, весёлое личико, что натолкнуло меня на мысль «оживить звуки». В программе «Фотошоп» я предала уже имеющемся наглядному пособию более яркий образ. Работа с данным пособием ничем не отличается от методической работы, разработанной Рустэмом Николаевичем Бунеевым. Однако, при работе с данным пособием повышается мотивационная сфера младших школьников, сохраняется стабильный эмоциональный настрой во время изучения фонем. Остальное зависит от мастерства самого учителя начальных классов.

Предоставляю наглядное пособие «Звуковики по «Букварю» Р.Н.Бунеева ОС «Школа 2100» . Вариант прописных звуковиков можно посмотреть на моём сайте: http://nvkrepkih.blogspot.ru/

kopilkaurokov.ru

Памятка для родителей “Звуковички”

Изучение предмета «Русский язык» начинается в первом классе начальной школы с курса «Обучение грамоте». В рамках этого курса дети учатся читать и писать и знакомятся с основными теоретическими понятиям: «звук», «буква», «слог», «ударение» и др.

Часто родителями учеников (особенно если ребенок уже умеет читать) этот этап обучения воспринимается как подготовительный, несущественный. Однако это далеко не так. Простейшие знания, которые ребенок получает на занятиях курса «Обучение грамоте», лежат в основе безошибочного письма и правильного чтения. Особое внимание в этот период обучения следует уделить развитию фонематического восприятия детей, т.е. развитию умения соотносить звук и букву.

Эта задача кажется простой лишь на первый взгляд. Задумайтесь.… Всегда ли буква д обозначает звук [д]. В слове «дом» – [д о м] – да. А в слове «огород»? В этом слове она обозначает звук [т]. А в слове дятел встречаем мягкий вариант звучания [д’]. Попробуйте сами определить звук, который обозначает буква д в слове «изгородь»… Все дело в том, что в русском языке с буквой соотносится не конкретный звук, а фонема. Под фонемой следует понимать языковую единицу, представленную рядом позиционно чередующихся звуков.

Конечно, на начальной ступени обучения понятие «фонема» не вводится. Оно слишком абстрактно, и воспринять его младшим школьникам, в силу особенностей мышления, тяжело. Чтобы дети усвоили простейшие знания из раздела «Фонетика», авторы ОС «Школа 2100» знакомят ребят со звуковичками. Давайте познакомимся с ними и мы.

Звуковичок гласных а, о, у, э, и, ы.

Звуковичок согласных ж, ш, ц.

Звуковичок согласных й, ч, щ.

Звуковичок всех согласных (кроме й, ч, щ, ж, ш, ц).

Звуковичок е, ё, ю, я.

Что обозначает цвет башмачков?

Если буква обозначает гласный звук, у звуковичка оба башмачка красные. Можно запомнить так: звук гласный – цвет красный.

Если буква обозначает всегда твердый согласный звук, у звуковичка оба башмачка синие. Подсказка такая: синий и твердый, как лед зимой.

Если буква обозначает всегда мягкий согласный звук, у звуковичка оба башмачка зеленые. Можно запомнить так: зеленый и мягкий, как травка весной.

Если буква может обозначать как твердый согласный, так и мягкий согласный звуки, у звуковичка один башмак синий (твердый вариант звучания), а другой зеленый (мягкий вариант звучания). Например, буква р в слове «рука» обозначает твердый звук [р], а в слове «река» мягкий звук [р’].

Если буква может в одном случае обозначать один гласный звук, а в другом случае – два звука, причем один [й’], а другой – гласный, башмачки красный и зеленый. Например, в слове «петь», буква е обозначает звук [э]. А в слове «еда» – два звука [й’], [э].

К сожалению, со временем характеристика звуков русского языка стирается из памяти многих людей, особенно если в профессиональной деятельности к ней не прибегают. Возможно, вам пригодится, эта подсказка.

Звуки и буквы.

гласные

а [а]

о [о]

у [у]

ы [ы]

э [э]

и [и]

я

[а] /[й’а]

ё

[о] /[й’о]

ю

[у] /[й’у]

е

[э] /[й’э]

согласные

парные

б

[б] /[б’]

п

[п] /[п’]

в

[в] /[в’]

ф

[ф] /[ф’]

д

[д] /[д’]

т

[т] /[т’]

з

[з] /[з’]

с

[с] /[с’]

ж

[ж]

ш

[ш]

г

[г] /[г’]

к

[к] /[к’]

звонкие

глухие

непарные

л

[л] /[л’]

м

[м] /[м’]

н

[н] /[н’]

й

[й’]

р

[р] /[р’]

всегда звонкие

х

[х] /[х’]

ц

[ц]

щ

[щ’]

ч

[ч’]

всегда

глухие

Буквы ъ, ь звуков не обозначают.

Как видно из таблицы, согласные звуки характеризуются также как звонкие или глухие. Звуковичок символизирующий звонкий согласный звук выглядит так (шапка-звоночек).

Звуковичок символизирующий глухой согласный звук носит шапку-цилиндр.

Звуковички гласных звуков изображаются без головных уборов, т.к. эти звуки не имеют соответствующих характеристик.

Важно, чтобы ребенок не только понимал значение символов и цвета на рисунке, но и мог дать словесную характеристику изображения. По приведенному ниже рисунку пояснения ребенка могут звучать так: «[т] и [т’] – согласные глухие звуки, на письме они обозначаются буквой «тэ»».

infourok.ru

Консультация (1 класс) по теме: Консультация для родителей учащихся “Наши помощники -звуковички”

  Изучение предмета «Русский язык» начинается в  первом классе начальной школы с курса «Обучение грамоте».  В рамках этого курса дети учатся читать и писать и знакомятся с основными теоретическими понятиям: «звук», «буква», «слог», «ударение» и др.

  Часто родителями учеников (особенно если ребенок уже умеет читать) этот этап обучения воспринимается как подготовительный, несущественный. Однако это далеко не так. Простейшие знания, которые ребенок получает на занятиях курса «Обучение грамоте», лежат в основе безошибочного письма и правильного чтения. Особое внимание в этот период обучения следует уделить развитию фонематического восприятия детей, т.е. развитию умения соотносить звук и букву.

    Эта задача кажется простой лишь на первый взгляд. Задумайтесь.…  Всегда ли буква д обозначает звук [д]. В слове «дом» – [д о м] – да. А в слове «огород»? В этом слове она обозначает звук [т].  А в слове дятел встречаем мягкий вариант звучания [д’].  Попробуйте сами определить  звук, который обозначает буква д в слове «изгородь»… Все дело в том, что в русском языке с буквой соотносится не конкретный звук, а фонема. Под фонемой следует понимать языковую единицу, представленную рядом позиционно чередующихся звуков.

     Конечно, на начальной ступени обучения понятие «фонема» не вводится. Оно слишком абстрактно, и воспринять его младшим школьникам, в силу особенностей мышления, тяжело.  Чтобы дети усвоили простейшие  знания из раздела «Фонетика», авторы ОС «Школа 2100»  знакомят ребят со звуковичками. Давайте познакомимся с ними и мы.

        Звуковичок гласных а, о, у, э, и, ы.  

Звуковичок согласных ж, ш, ц.

Звуковичок согласных й, ч, щ.

Звуковичок всех согласных (кроме  й, ч, щ, ж, ш, ц).

Звуковичок е, ё, ю, я.

    Что обозначает цвет башмачков?

     Если буква обозначает гласный звук, у звуковичка оба башмачка красные.   Можно запомнить так: звук гласный – цвет красный.

Если буква обозначает всегда твердый согласный звук, у звуковичка оба башмачка синие. Подсказка такая: синий и твердый, как лед зимой.

Если буква обозначает всегда мягкий согласный звук, у звуковичка оба башмачка зеленые.   Можно запомнить так: зеленый и мягкий, как травка весной.

Если буква может обозначать как твердый согласный, так и мягкий согласный звуки, у звуковичка один башмак синий (твердый вариант звучания),  а другой зеленый (мягкий вариант звучания). Например, буква р в слове  «рука» обозначает твердый звук  [р], а в слове «река» мягкий звук  [р’].

Если буква может в одном случае обозначать один гласный звук, а в другом случае – два звука, причем один  [й’], а другой – гласный, башмачки красный и зеленый. Например, в слове «петь»,  буква е обозначает звук [э]. А в слове «еда» – два звука [й’], [э].

    К сожалению,  со  временем характеристика звуков русского языка стирается из памяти многих людей, особенно если в профессиональной деятельности к ней не прибегают. Возможно, вам пригодится, эта подсказка.  

                    Звуки и буквы.

гласные

а [а]

о [о]

у [у]

ы [ы]

э [э]

и [и]

я

[а] /[й’а]

ё

[о] /[й’о]

ю

[у] /[й’у]

 е

[э] /[й’э]

согласные

парные

б

[б] /[б’]

п

[п] /[п’]

в

[в] /[в’]

ф

[ф] /[ф’]

д

[д] /[д’]

т

[т] /[т’]

з

[з] /[з’]

с

[с] /[с’]

ж

[ж]

ш

[ш]

г

[г] /[г’]

к

[к] /[к’]

звонкие

глухие

непарные

л

[л] /[л’]

м

[м] /[м’]

н

[н] /[н’]

й

[й’]

р

[р] /[р’]

всегда звонкие

х

[х] /[х’]

ц

[ц]

щ

[щ’]

ч

[ч’]

всегда

глухие

Буквы ъ, ь звуков не обозначают.

    Как видно из таблицы, согласные звуки характеризуются также как звонкие или глухие. Звуковичок символизирующий звонкий согласный звук выглядит так (шапка-звоночек).

   Звуковичок символизирующий глухой согласный звук носит шапку-цилиндр.

 

    Звуковички гласных звуков изображаются без головных уборов, т.к. эти звуки не имеют соответствующих характеристик.

    Важно, чтобы ребенок не только понимал значение символов и цвета на рисунке, но и мог дать словесную характеристику изображения. По приведенному ниже рисунку пояснения ребенка могут звучать так: «[т] и [т’] – согласные глухие звуки, на письме они обозначаются буквой «тэ»».

  Позднее в такую характеристику вводится информация о парности/ непарности согласных звуков по глухости/звонкости (символ – звуковички, которые взялись за руки, образовали пару).

Как показывает опыт, работа со звуковичками как упрощенными отображениями фонем, позволяет добиться хороших результатов. На её основе гораздо проще сформировать навык письма и чтения, ввести алгоритм фонетического анализа, обосновать некоторые правила правописания.

Литература.

1.Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Учебник по обучению грамоте и чтению: Букварь, 2010

2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Методические рекомендации к учебнику “Букварь” и прописям “Мои волшебные пальчики”. 1 класс, 2012

3.Википедия. «Русский алфавит»

4.Перетрухин В.Н. «Введение в языкознание», 1973

5.Розенталь Д.Э. «Словарь-справочник лингвистических терминов», 1983

        

nsportal.ru

Персональный сайт Щербаковой Л.Г. – Родителям на заметку

Будем знакомы!

Детям

Для Вас,родители!

Мини-чат

Туя-жизненная сила

Родной город

Статистика

Онлайн всего: 1

Гостей: 1

Пользователей: 0

Как делать домашнее задание по русскому языку    Читать

 

Как делать работу над ошибками по русскому языку   Читать 

 

Подсказка для родителей

“Как правильно давать характеристику звуков”
Подробное описание

Изучение предмета «Русский язык» начинается в  первом классе начальной школы с курса «Обучение грамоте».  В рамках этого курса дети учатся читать и писать и знакомятся с основными теоретическими понятиям: «звук», «буква», «слог», «ударение» и др.   Часто родителями учеников (особенно если ребенок уже умеет читать) этот этап обучения воспринимается как подготовительный, несущественный. Однако это далеко не так. Простейшие знания, которые ребенок получает на занятиях курса «Обучение грамоте», лежат в основе безошибочного письма и правильного чтения. Особое внимание в этот период обучения следует уделить развитию фонематического восприятия детей, т.е. развитию умения соотносить звук и букву.     Эта задача кажется простой лишь на первый взгляд. Задумайтесь.…  Всегда ли буква д обозначает звук [д]. В слове «дом» – [д о м] – да. А в слове «огород»? В этом слове она обозначает звук [т].  А в слове дятел встречаем мягкий вариант звучания [д’].  Попробуйте сами определить  звук, который обозначает буква д в слове «изгородь»… Все дело в том, что в русском языке с буквой соотносится не конкретный звук, а фонема. Под фонемой следует понимать языковую единицу, представленную рядом позиционно чередующихся звуков.      Конечно, на начальной ступени обучения понятие «фонема» не вводится. Оно слишком абстрактно, и воспринять его младшим школьникам, в силу особенностей мышления, тяжело.  Чтобы дети усвоили простейшие  знания из раздела «Фонетика», авторы ОС «Школа 2100»  знакомят ребят со звуковичками. Давайте познакомимся с ними и мы. Что обозначает цвет башмачков?      Если буква обозначает гласный звук, у звуковичка оба башмачка красные.   Можно запомнить так: звук гласный – цвет красный. Если буква обозначает всегда твердый согласный звук, у звуковичка оба башмачка синие. Подсказка такая: синий и твердый, как лед зимой. Если буква обозначает всегда мягкий согласный звук, у звуковичка оба башмачка зеленые.   Можно запомнить так: зеленый и мягкий, как травка весной. Если буква может обозначать как твердый согласный, так и мягкий согласный звуки, у звуковичка один башмак синий (твердый вариант звучания),  а другой зеленый (мягкий вариант звучания). Например, буква р в слове  «рука» обозначает твердый звук  [р], а в слове «река» мягкий звук  [р’]. Если буква может в одном случае обозначать один гласный звук, а в другом случае – два звука, причем один  [й’], а другой – гласный, башмачки красный и зеленый. Например, в слове «петь»,  буква е обозначает звук [э]. А в слове «еда» – два звука [й’], [э].     К сожалению,  со  временем характеристика звуков русского языка стирается из памяти многих людей, особенно если в профессиональной деятельности к ней не прибегают. Возможно, вам пригодится, эта подсказка. Как видно из таблицы, согласные звуки характеризуются также как звонкие или глухие. Звуковичок символизирующий звонкий согласный звук выглядит так (шапка-звоночек).  Звуковичок символизирующий глухой согласный звук носит шапку-цилиндр.  Звуковички гласных звуков изображаются без головных уборов, т.к. эти звуки не имеют соответствующих характеристик.     Важно, чтобы ребенок не только понимал значение символов и цвета на рисунке, но и мог дать словесную характеристику изображения. По приведенному выше рисунку пояснения ребенка могут звучать так: «[т] и [т’] – согласные глухие звуки, на письме они обозначаются буквой «тэ»».   Позднее в такую характеристику вводится информация о парности/ непарности согласных звуков по глухости/звонкости (символ – звуковички, которые взялись за руки, образовали пару). Как показывает опыт, работа со звуковичками как упрощенными отображениями фонем, позволяет добиться хороших результатов. На её основе гораздо проще сформировать навык письма и чтения, ввести алгоритм фонетического анализа, обосновать некоторые правила правописания.    

 

 

Приветствую Вас

Поиск по сайту

Умные мысли

Календарь

Президент-детям

Соблюдаем ОБЖ!

Соблюдаем ПДД!

Погода круглый год

solne4ny.ucoz.ru

На уроках обучения грамоте – Урок

Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение

средняя образовательная школа
№ 58

Графическое
представление курса фонетики

на
уроках обучения грамоте.

Автор: Н.В. Храпунова –

учитель начальных классов

Хабаровск

2013

Графическое
представление курса фонетики на уроках
обучения грамоте.

Методическая
разработка.

Разработала:
Храпунова Н.В. – учитель начальных
классов МБОУ СОШ №58 города Хабаровска.

Аннотация

В
методической разработке показано, как
можно наглядно оформить курс фонетики
в период обучения грамоте и в дальнейшем
использовать на уроках русского языка.

Графическое
представление курса фонетики на уроках
обучения грамоте.

Фонетический разбор –
И не сложен
он и скор:
Надо, не спеша, толково
Разделить
на слоги слово
И – труда в том нет почти

Ударение найти.
А потом на том же
листике
Звукам дать характеристику.
Сколько
букв и сколько звуков
Посчитать – и
вся наука…

Освоение языка очень сложный и длительный
процесс, в ходе которого ребенок делает
множество ошибок. Фонетика – раздел
науки о языке, который наиболее тяжело
усваивается учениками. С первых уроков
обучения грамоте на детей обрушивается
лавина незнакомых представлений,
понятий, знаков… В этой связи велика
опасность того, что, ребенок еще не
готов усваивать то, что он не может
воспринимать непосредственно. Испытывает
затруднения, когда что-либо непонятно,
не получается, у ребенка достаточно
быстро начинает угасать интерес к
изучаемому предмету . Поэтому от учителя
начальной школы в большей степени, чем
от других учителей, требуется компетентная
помощь ученику в восприятии, понимании
и запоминании учебного материала. Самое
важное в процессе усвоения ребенком
основных понятий – помочь ему в
постепенном переходе от конкретного
мышления к использованию абстрактно-понятийных
способов мышления.

Первоначально, у ребенка преобладает
образная память, наглядное мышление,
поэтому, особенно в начальной школе,
результат запоминания выше при опоре
на наглядный материал. Кроме того,
восприятие в этом возрасте у учащихся
тесно связано с эмоциями. Внимание
младших школьников привлекается ярким,
образным, наглядным материалом, живым
и эмоциональным изложением, пробуждающим
сильные чувства. Подобное запоминается
легко и надолго, учитывая, что у младших
школьников преобладают кинестетический
и визуальный стили обучения. Понятия
даже достаточно простые на взгляд
взрослого, в жизни младших школьников
встречаются впервые, поэтому ему просто
необходима работа с образами. Образы
наполняют понятия содержанием, служат
для выявления их глубинных свойств,
вызывают интерес. Понятия без образов
безобразны, пусты.

Таким образом, учитывая возрастные и
психологические особенности детей
младшего школьного возраста, учитель
должен тщательно продумывать, как
эффективно и доступно довести учебный
материал до каждого ученика, так чтоб
он запомнился и вызвал интерес и помог
в дальнейшем изучении. Составленные
вместе с детьми таблицы, схемы, игры
могут стать незаменимым пособием на
каждом уроке обучения грамоте, особенно
при изучении фонетики.

В программе «Школа 2100» авторы Бунеев
Р.Н., Бунеева Е.В. при ознакомлении
учащихся со звуками речи и их буквенным
обозначением заложена звуковая модель,
которая имеет свой наглядный образ
(человечек – звуковичок). Звуковички
появляются на страницах «Азбуки» по
мере изучения нового звука – буквы
русского языка.

Модель гласного звука представлена в
виде человечка с красными башмачками.
Модель согласного звука – человечек
с условной шапочкой на голове. Для
лучшего запоминания характеристики
согласного звука предполагается
«одевание» человечков. У согласных
звуковичков шапочки двух видов (деление
по признаку звонкости и глухости):
«колокольчик» – звонкие согласные,
«черный цилиндр» – глухие согласные.
Раскрашивание «ботиночек» (обозначение
мягкости и твёрдости звука в слове) в
зелёный ботиночек (т.к. эти звуковички
любят гулять по мягкой зеленой
травке) – мягкие согласные и синий
ботиночек (любят кататься по твердому
синему льду) – твердые согласные.

Такая иллюстративная наглядность
помогает первокласснику запоминать,
воспроизводить полученную на уроке
информацию о характеристике изучаемых
звуков, позволяет осознанно осваивать
первоначальные знания в области фонетики.

Проанализировав структуру учебника
«Моя любимая азбука» пришла к выводу,
что не достаточно уделяется внимания
систематизации изучаемых единиц языка
(звука-буквы) на страницах учебника.
Авторами программы не предусмотрено
оформление накопляемости изученных
фонем, направленное на запоминание и
осознание связи отношения звука и
буквы, закономерности их функционирования
в речи, понимание их фонематических
отличий, особенностей произношения и
написания. Ученикам бывает сложно, без
наглядной опоры, обобщить и воспроизвести
полученные на уроке новые знания,
справиться с большим объёмом информации.

Все это натолкнуло меня на мысль
объединить звуковые модели в группы,
создать таблицу опору «Звуковые домики».
Звуковички в таблице сгруппированы по
общим фонематическим признакам. При
работе со «Звуковыми домиками» у
учащихся формируются умения характеризовать
звук, осуществлять группировку,
классификацию, аналитико-синтетические
способности, операции сравнения и
сопоставления.

Разрабатывая таблицу «Звуковые домики»,
руководствовалась принципами:

а) компактность при большом объеме
информации;

б) традиционность классификации и
использование общепризнанных звуковых
обозначений;

в) интерес, логика, развитие мышления,
речи, воображения и фантазии.

Таблица «Звуковые Домики».

Программа: Школа 2100

Класс: 1

Предмет : обучение грамоте.

Оборудование: общий плакат «Звуковые
Домики» , памятка для детей.

Знакомясь с новым звуком ребенок
совместно с учителем вычленяет изучаемый
звук в потоке речи , знакомится с
характеристикой звуковичка и заселяет
в домик (общая памятка). В своей
индивидуальной таблице ребенок ищет
звуковичка в нужном домике – заселяет
его подписывает его имя (обводит букву),
одевает шапочки и башмачки. Таким образом
отрабатывается характеристика каждого
звука.

Таблица состоит из двух домиков: гласных
звуков и согласных звуков. Домик гласных
звуков состоит из двух подъездов. В
одном подъезде живут звуковички букв
Ы, А, У, О, Э, которые указывают на
твердость
предшествующего согласного
звука. С их стороны на домике висит
значок «камень, синий лед». В другом
подъезде живут буквы гласных: И, Я, Ю,
Ё, Е., которые указывают на мягкость
предшествующего согласного. С их стороны
домика нарисована – «подушка, мягкая
зеленая травка».
Для того , чтобы
ребята лучше усвоили признаки гласных
на трубе домика живет ударение , которое
напоминает , что гласные бывают ударные
и безударные. И из трубы вылетают звуки,
которые напоминают, что гласные звуки
произносятся с голосом и их можно
пропеть.

Наибольшую трудность представляет
собой правило, что буквы Е, Ё, Ю, Я могут
обозначать в определенных положениях
два звука. Йотирование в звуковичках
представлено на башмачках : левый
башмачок – зеленого цвета, правый
башмачок красного цвета.

Домик согласных звуков состоит из 3
частей . По середине домика живут парами
– парные согласные (Б-П, Д-Т, Г-К, В-Ф,З-С,
Ж-Ш). Слева в пристройке живут – непарные
согласные (М,Н,Л,Р,Й). Звук Й живет на
крыше т. к. он любит бегать в гости к
«хитрым» гласным (Е,Ё,Ю,Я). С их стороны
нарисован колокольчик т.к. звонкие.

Справа в пристройке живут глухие
непарные – Ч,Х,Ц,Щ . Эти звуковички часто
болеют отитом , «чихают» – поэтому с их
стороны значок «ухо» т. е. плохо слышат,
глухие.

Твердый знак Ъ, мягкий знак Ь – звуков
не обозначают , но дружат и помогаю
согласным звукам поэтому живут рядом
на крыше.

При изучении темы “Правописание
сочетаний шипящих с гласными”.

Звуковички Ж, Ш носят только синие
башмачки. Что указывает детям на твердость
данных согласных звуков, даже при
написании слогов ЖИ, ШИ.

У звуковичков Ч, Щ башмачки зеленого
цвета, которые напоминают ученикам,
что у всегда мягких согласных звуков
[ч’], [щ’] нет необходимости указывать
мягкость буквами я, ю, и поэтому в
сочетаниях ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ пишутся только
буквы А и У.

Образы звуковичков в зеленых башмачках
помогают ученикам запомнить правописание
сочетаний ЧК, ЧТ, ЧН, ЩН, и др. И не просто
запомнить, выучив правило, а осознать
и понять, что дает лучшие результаты в
обучении грамотному письму таких слов,
как “почка, почта, ручной и др.”

Большую помощь памятка «Звуковые домики”
оказывает и при изучении темы “Парные
согласные звуки по звонкости-глухости”.
С опорой на эту таблицу можно легко
объяснить, что буквой Б может быть
обозначен и звук [б], и звук [б’], и звук
[п], и звук [п’].

Например, в словах “голубой”,
“голубиная”,“голубка”, “голубь” мы
слышим звуки “голу[б]ой”, “голу[б’]иная”,
“голу[п]ка”, “голу[п’]”, но все эти
звуки обозначены одной буквой Б. Почему?
Умение видеть в словах не отдельный
звук, а звуки в связи друг с другом, что
приводит к влиянию одного звука на
другой и вызывает различные их изменения,
развивает орфографическую зоркость
учащихся.

“Если ребенок не отличает парных по
глухости-звонкости согласных от непарных,
то суть орфографического правила
написания согласных на конце слова ему
так и не откроется”, – утверждает в своих
работах по фонетике А. А. Бондаренко.
Научить ребенка различать звуки родного
языка можно и нужно. Необходимо лишь
найти способ объяснения, простой и
доступный каждому школьнику, разнообразный
и интересный.

Созданная наглядность помогает мне
разнообразить приёмы и формы работы на
этапе введения новых знаний, избежать
однотипности заданий и упражнений на
уроках обобщения знаний, дифференцировать
работу на этапе рефлексии, Дети с
интересом, усваивают фонетическую
характеристику звука (фонему).

К концу букварного периода в результате
ежедневной поурочной работы таблица
“Звуковые домики” представит полную
характеристику гласных и согласных
звуков.

Ученики первого класса без затруднений
выполняют следующие задания:

– назови все согласные звуки;

– назови все мягкие согласные звуки;

– назови все твердые согласные звуки;

– назови все звонкие согласные звуки;

– назови все глухие согласные звуки;

– назови парные согласные звуки по
твердости- мягкости;

– назови парные согласные по
звонкости-глухости;

– назови буквы, которые не обозначают
звуков;

– назови буквы, которые обозначают
гласные звуки;

– назови буквы, которые обозначают
мягкость согласных звуков;

– назови звуки, которые может обозначать
буква …

Замечено, что ответы учащихся с опорой
на таблицу стали более грамотными и
последовательными. Ученики быстрее
усвоили понятия “буква” и “звук”,
“гласные и согласные звуки”, “твердые
и мягкие согласные звуки” и др.

Но нужно помнить, что у младших школьников
новые слова, научные термины и знаки
могут усваиваться только параллельно
с соответствующими образами и работой,
нацеленной на осмысление этих терминов
и понятий, поэтому недопустима демонстрация
на уроках обучения грамоте заранее
изготовленной учителем таблицы. Здесь
важны совместная деятельность и
сотворчество учителя и учеников.
Календарно – тематическое планирование
уроков обучения грамоте позволяет
последовательно представлять звуки
графически и заселять их в домики.

Таблица “Звуковые домики” подвижна.
Звуковички можно выстраивать в нужном
порядке. Подвижность таблицы позволяет
учителю для каждого конкретного урока
выделять главное, а ученикам таблицы
не кажутся скучными и неинтересными.

Объяснение должно использовать такие
методы, которые “настроены” на ребенка
и учитывают его психику, кругозор,
читательские интересы. Объяснение
должно закрепляться такими упражнениями,
при выполнении которых сам поиск знаний
становится нестандартным, оригинальным,
ведь мы всегда надеемся увидеть в своих
учениках искорки творчества и интерес
к знаниям.

Но главное предназначение таблицы
“Звуковые домики” состоит в том, чтобы
у первоклассников исчезли страх и
неуверенность в себе. Услышав словосочетание
“фонетический разбор”, их взгляды тут
же обратились за помощью к «Звуковым
домикам». И фонетический разбор слов
никогда не будет им казаться скучным и
малоинтересным занятием.

Приложение . Памятка « Домики звуковичков»
у учеников.

Наглядность для класса «Звуковые домики»

gigabaza.ru

Храпунова Наталья Владимировна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №58 г.Хабаровск

 

Графическое представление курса фонетики на уроках обучения грамоте




 

 

Фонетический разбор –
И не сложен он и скор:
Надо, не спеша, толково
Разделить на слоги слово
И – труда в том нет почти –
Ударение найти.
А потом на том же листике
Звукам дать характеристику.
Сколько букв и сколько звуков
Посчитать – и вся наука…

 

Освоение языка очень сложный и длительный процесс, в ходе которого ребенок делает множество ошибок. Фонетика –  раздел науки о языке, который наиболее тяжело усваивается учениками. С первых уроков обучения грамоте  на детей обрушивается лавина незнакомых представлений, понятий, знаков… В этой связи велика опасность того, что, ребенок  еще не готов усваивать то, что он не может воспринимать непосредственно. Испытывает затруднения, когда  что-либо непонятно,  не получается, у ребенка достаточно быстро  начинает угасать интерес к изучаемому предмету . Поэтому от учителя начальной школы в большей степени, чем от других учителей, требуется компетентная помощь ученику в восприятии, понимании и запоминании учебного материала. Самое важное в процессе усвоения ребенком основных понятий – помочь ему в постепенном переходе от конкретного мышления к использованию абстрактно-понятийных способов мышления.

Первоначально, у ребенка преобладает образная память, наглядное мышление, поэтому, особенно в начальной школе, результат запоминания выше при опоре на наглядный материал.  Кроме того, восприятие в этом возрасте у учащихся тесно связано с эмоциями. Внимание младших школьников привлекается ярким, образным, наглядным материалом, живым и эмоциональным изложением, пробуждающим сильные чувства. Подобное запоминается легко и надолго, учитывая, что у младших школьников преобладают кинестетический и визуальный стили обучения. Понятия даже достаточно простые на взгляд взрослого, в жизни младших школьников встречаются впервые, поэтому ему просто необходима работа с образами. Образы наполняют понятия содержанием, служат для выявления их глубинных свойств, вызывают интерес. Понятия без образов безобразны, пусты.

Таким образом, учитывая возрастные и психологические особенности детей младшего школьного возраста, учитель должен тщательно продумывать, как эффективно и доступно довести учебный материал до каждого ученика, так чтоб он запомнился и вызвал интерес и помог в дальнейшем изучении. Составленные вместе с детьми таблицы, схемы, игры могут стать незаменимым пособием на каждом уроке обучения грамоте, особенно при изучении фонетики.

 

В программе «Школа 2100» авторы Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.  при ознакомлении учащихся со  звуками речи и их буквенным обозначением заложена звуковая модель, которая имеет свой наглядный образ (человечек – звуковичок). Звуковички  появляются на страницах «Азбуки» по мере изучения нового звука – буквы русского языка.

Модель гласного звука представлена в виде человечка  с красными башмачками.  Модель согласного звука – человечек  с условной шапочкой на голове. Для лучшего запоминания характеристики  согласного звука предполагается «одевание» человечков. У согласных звуковичков   шапочки двух видов (деление по признаку звонкости и глухости): «колокольчик» – звонкие согласные, «черный цилиндр» – глухие согласные. Раскрашивание «ботиночек» (обозначение мягкости и твёрдости звука в слове)  в зелёный  ботиночек (т.к. эти звуковички любят гулять по мягкой зеленой травке) – мягкие согласные  и синий ботиночек (любят кататься по твердому синему льду) – твердые согласные.

Такая иллюстративная наглядность помогает первокласснику запоминать, воспроизводить полученную на уроке информацию о характеристике изучаемых звуков, позволяет осознанно осваивать первоначальные знания в области фонетики.

 

Проанализировав структуру учебника «Моя любимая азбука» пришла к выводу, что не достаточно уделяется внимания систематизации изучаемых единиц языка (звука-буквы) на страницах учебника. Авторами программы не предусмотрено оформление накопляемости изученных фонем, направленное на запоминание и осознание  связи отношения звука и  буквы, закономерности их функционирования в речи, понимание их  фонематических отличий, особенностей произношения и написания.  Ученикам  бывает сложно, без наглядной опоры, обобщить и воспроизвести полученные на уроке новые знания, справиться с большим объёмом информации.

Все это натолкнуло меня на мысль объединить звуковые модели в группы, создать таблицу опору  «Звуковые домики». Звуковички в таблице сгруппированы по общим фонематическим признакам. При работе  со  «Звуковыми домиками» у учащихся формируются умения характеризовать звук, осуществлять группировку, классификацию, аналитико-синтетические способности,  операции сравнения и сопоставления.

 

Разрабатывая таблицу «Звуковые домики»,  руководствовалась принципами:

а) компактность при большом объеме информации;

б) традиционность классификации и использование общепризнанных звуковых обозначений;

в)  интерес, логика, развитие  мышления, речи, воображения и фантазии.

 

Знакомясь с новым звуком ребенок совместно с учителем вычленяет изучаемый звук в потоке речи , знакомится  с  характеристикой  звуковичка и заселяет  в домик (общая памятка). В своей индивидуальной таблице ребенок ищет звуковичка в нужном домике – заселяет его подписывает его имя (обводит букву), одевает шапочки и башмачки. Таким образом отрабатывается характеристика каждого звука.



Таблица состоит из двух домиков: гласных звуков и согласных звуков. Домик гласных звуков  состоит из двух подъездов. В одном подъезде живут звуковички букв Ы, А, У, О, Э, которые указывают на твердость предшествующего согласного звука.  С их стороны на домике висит значок «камень, синий лед». В другом подъезде живут буквы гласных:  И, Я, Ю, Ё, Е., которые указывают на мягкость предшествующего согласного. С их стороны домика нарисована – «подушка, мягкая зеленая травка». Для того , чтобы ребята лучше усвоили признаки гласных на трубе домика живет ударение , которое напоминает , что гласные бывают ударные и безударные. И из трубы вылетают звуки, которые напоминают, что гласные звуки произносятся с голосом и их можно пропеть.

Наибольшую трудность представляет собой правило, что буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать в определенных положениях два звука. Йотирование в звуковичках представлено на башмачках : левый башмачок – зеленого цвета, правый башмачок красного цвета.

 

Домик согласных звуков состоит из 3 частей . По середине домика живут парами – парные согласные (Б-П, Д-Т, Г-К, В-Ф,З-С, Ж-Ш). Слева  в пристройке живут – непарные согласные  (М,Н,Л,Р,Й). Звук Й живет на крыше  т. к. он любит бегать  в гости к «хитрым» гласным (Е,Ё,Ю,Я). С их стороны нарисован колокольчик т.к. звонкие.

Справа в пристройке  живут глухие непарные  – Ч,Х,Ц,Щ . Эти звуковички часто болеют отитом , «чихают» – поэтому с их стороны значок «ухо» т. е. плохо слышат, глухие.

Твердый знак Ъ, мягкий знак Ь – звуков не обозначают , но дружат и  помогаю согласным звукам поэтому живут рядом на крыше.

 

При изучении темы “Правописание сочетаний шипящих с гласными”.

 

Звуковички Ж, Ш носят только синие башмачки. Что указывает детям на твердость данных согласных звуков, даже при написании слогов ЖИ, ШИ.

У звуковичков Ч, Щ башмачки зеленого цвета, которые  напоминают ученикам, что у всегда мягких согласных звуков [ч’], [щ’] нет необходимости указывать мягкость буквами я, ю, и поэтому в сочетаниях ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ пишутся только буквы А и У.

Образы звуковичков в зеленых башмачках помогают ученикам запомнить правописание сочетаний ЧК, ЧТ, ЧН, ЩН, и др. И не просто запомнить, выучив правило, а осознать и понять, что дает лучшие результаты в обучении грамотному письму таких слов, как “почка, почта, ручной и др.”

Большую помощь памятка «Звуковые домики” оказывает и при изучении темы “Парные согласные звуки по звонкости-глухости”.   С опорой на эту таблицу можно легко объяснить, что буквой Б может быть обозначен и звук [б], и звук [б’], и звук [п], и звук [п’].

Например, в словах “голубой”, “голубиная”,“голубка”, “голубь” мы слышим звуки “голу[б]ой”, “голу[б’]иная”, “голу[п]ка”, “голу[п’]”, но все эти звуки обозначены одной буквой Б. Почему? Умение видеть в словах не отдельный звук, а звуки в связи друг с другом, что приводит к влиянию одного звука на другой и вызывает различные их изменения, развивает орфографическую зоркость учащихся.

“Если ребенок не отличает парных по глухости-звонкости согласных от непарных, то суть орфографического правила написания согласных на конце слова ему так и не откроется”, – утверждает в своих работах по фонетике А. А. Бондаренко. Научить ребенка различать звуки родного языка можно и нужно. Необходимо лишь найти способ объяснения, простой и доступный каждому школьнику, разнообразный и интересный.

Созданная  наглядность  помогает мне разнообразить приёмы и формы работы на этапе введения новых знаний, избежать однотипности заданий и упражнений на уроках обобщения знаний, дифференцировать работу  на этапе рефлексии,     Дети с интересом, усваивают фонетическую характеристику звука (фонему).

 

К концу букварного периода в результате ежедневной поурочной работы таблица “Звуковые домики” представит полную характеристику гласных и согласных звуков.

Ученики первого класса без затруднений выполняют следующие задания:

– назови все согласные звуки;

– назови все мягкие согласные звуки;

– назови все твердые согласные звуки;

– назови все звонкие согласные звуки;

– назови все глухие согласные звуки;

– назови парные согласные звуки по твердости- мягкости;

– назови парные согласные по звонкости-глухости;

– назови буквы, которые не обозначают звуков;

– назови буквы, которые обозначают гласные звуки;

– назови буквы, которые обозначают мягкость согласных звуков;

– назови звуки, которые может обозначать буква …

Замечено, что ответы учащихся с опорой на таблицу стали более грамотными и последовательными. Ученики быстрее усвоили понятия “буква” и “звук”, “гласные и согласные звуки”, “твердые и мягкие согласные звуки” и др.

Но нужно помнить, что у младших школьников новые слова, научные термины и знаки могут усваиваться только параллельно с соответствующими образами и работой, нацеленной на осмысление этих терминов и понятий, поэтому недопустима демонстрация на уроках обучения грамоте заранее изготовленной учителем таблицы. Здесь важны совместная деятельность и сотворчество учителя и учеников. Календарно – тематическое планирование уроков обучения грамоте позволяет последовательно представлять звуки графически и заселять их в домики.

Таблица “Звуковые домики” подвижна. Звуковички можно выстраивать в нужном порядке. Подвижность таблицы позволяет учителю для каждого конкретного урока выделять главное, а ученикам  таблицы не кажутся скучными и неинтересными.

Объяснение должно использовать такие методы, которые “настроены” на ребенка и учитывают его психику, кругозор, читательские интересы. Объяснение должно закрепляться такими упражнениями, при выполнении которых сам поиск знаний становится нестандартным, оригинальным, ведь мы всегда надеемся увидеть в своих учениках искорки творчества и интерес к знаниям.

Но главное предназначение таблицы “Звуковые домики” состоит в том, чтобы у первоклассников исчезли страх и неуверенность в себе. Услышав словосочетание “фонетический разбор”, их взгляды тут же обратились за помощью к «Звуковым домикам». И фонетический разбор слов никогда не будет им казаться скучным и малоинтересным занятием.

 

ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ ДАННОЙ АВТОРСКОЙ РАБОТЫ (С РИСУНКАМИ И ФОТО) –

ВЫ МОЖЕТЕ СКАЧАТЬ С ВЛОЖЕНИЯ

 

www.xn--80achddrlnpe7bi.xn--p1ai

Материал по русскому языку (1 класс) по теме: Звуковички

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Звуковое оформление к сценарию внеклассного мероприятия в 1 классе: “Праздник дружбы”.

Звуковое оформление к сценарию внеклассного мероприятия в 1 классе: “Праздник дружбы: музыка к песне “Настоящий друг” (Из мультфильма «Тимка и Димка» Слова М. Пляцковского. Музыка Б. Савельева) и “Про…

Урок русского языка в 1 классе по программе «Гармония» “Звуки русского языка. Звуковой анализ слов с мягким знаком”

Тема урока:Звуки русского языка. Звуковой анализ слов с мягким знаком. Цели урока: Воспитательная: Воспитывать интерес к учению, дружбе;Воспитывать эстетические чувства;Общеобразовательная:…

Урок обучения грамоте 1 класс Учебник «Азбука» В.Г. Горецкий Тема: Буква «Я,я» и ее звуковое наполнение.

Урок обучения грамоте 1 классУчебник «Азбука» В.Г. ГорецкийУрок обучения грамоте сочетает в себе игровые формы работы с дифференцированными заданиями для групп учащихся с разным уровнем подготов…

памятка звукового разбора 1 класс

памятка поможет в разборе слов (шифровка)…

Сценарий урока обучения грамоте по теме “Звуковой анализ слов.Сравнение звуков”(Начальная школа XXI века)

Урок проведён в превом классе с использованием деятельностного метода….

Презентация к уроку “Звуковой анализ слов. Сравнение звуков”

Приложение к конспекту урока по обучению грамоте….

Тема урока: Буква «Г, г». Звуковой анализ слов «рога», «флаги». Измерение длины в дециметрах и сантиметрах.

Интегрированный урок грамота и математика….

nsportal.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о