Синквейн примеры про школу – Синквейн на тему школа

Что такое синквейн и как его составлять 🚩 как правильно составить синквейн 🚩 Школы

Синквейн был придуман в начале XX века Аделаидой Крэпси – американской поэтессой. Вдохновленная японскими хайку и танка, Крэпси придумала форму пятистрочного стихотворения, также основанного на подсчете слогов в каждой строке. Придуманный ей традиционный синквейн имел слоговую структуру 2-4-6-8-2 (два слога в первой строке, четыре – во второй и так далее). Таким образом, всего в стихотворении должно было быть 22 слога.

Дидактический синквейн впервые начали использовать в американских школах. Его отличие от всех других видов синквейна – в том, что он основан не на подсчете слогов, а смысловой заданности каждой строчки.

Классический (строгий) дидактический синквейн строится так:




  • первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение;


  • вторая строка – два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы;


  • третья строка – три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях темы;


  • четвертая строка – предложение из четырех слов
    , выражающая личное отношение автора синквейна к теме;


  • пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме.

В итоге получается короткое нерифмованное стихотворение, которое может быть посвящено любой теме.

При этом в дидактическом синквейне можно отступать от правил, например, главная тема  или резюме может формулироваться не одним словом, а словосочетанием, фраза может состоять из трех-пяти слов, а действия – описываться составными сказуемыми.

Придумывать синквейны – довольно увлекательное и творческое занятие, при этом оно не требует специальных знаний или литературных талантов. Главное – хорошо освоить форму и «почувствовать» ее.

Для тренировки лучше всего взять в качестве темы что-нибудь хорошо известное, близкое и понятное автору. И начать с простых вещей. Например, попробуем составить синквейн на примере темы «мыло».

Соответственно,первая строка –  «мыло».

Вторая строка– два прилагательных, свойства предмета. Мыло какое? Можно перечислить в уме любые прилагательные, которые приходят на ум и выбрать из них два подходящих. Причем можно описывать в синквейне как понятие мыла вообще (пенящееся, скользкое, душистое), так и конкретное мыло, которым пользуется автор (детское, жидкое, апельсиновое, фиолетовое и т.д.). Предположим, в итоге мыло получилось «прозрачное, клубничное».

Третья строка– три действия предмета. Тут у школьников часто возникают проблемы, особенно когда речь идет о синквейнах, посвященных абстрактным понятиям. Но надо иметь в виду, что действия – это не только действия, которые производит предмет сам по себе, но и то, что с ним происходит, и то, какое воздействие он оказывает на окружающих. Например, мыло может не просто лежать в мыльнице и пахнуть, оно может выскользнуть из рук и упасть, а при попадании в глаза – заставить плакать, а самое главное – им моются. А что еще может сделать мыло? Вспомним, и выберем в итоге три глагола. Например, так: «Пахнет, моет, пузырится».

Четвертая строчка – личное отношение автора к теме синквейна. Тут тоже порой возникают проблемы – какое личное отношение может быть к мылу, если ты не фанат чистоты, который очень любит мыться или не грязнуля, который мыло ненавидит. Но в данном случае под личным отношением подразумеваются не только эмоции, которые испытывает автор. Это могут быть и ассоциации, и что-то, что по мнению автора, является главным в данном предмете, и какие-то факты из биографии, связанные с темой синквейна. Например, автор когда-то поскользнулся на мыле и разбил коленку. Или пробовал делать мыло самостоятельно. Или мыло ассоциируется у него с необходимостью в обязательном порядке мыть руки перед едой. Все это может стать основной для четвертой строки, главное – уложить свою мысль в три-пять слов. Например: «Перед едой моют руки». Или, если автор когда-нибудь в детстве пытался лизать мыло со вкусным запахом – и был разочарован, четвертая строка может быть такой: «Запах сладкий, вкус противный».

И, наконец, последняя строка – резюме в одно-два слова. Тут можно перечитать получившееся стихотворение, задуматься над возникшим образом предмета и попробовать выразить свои ощущения одним словом. Или задать себе вопрос – а зачем вообще нужен этот предмет? Какова цель его существование? Какое его главное свойство? И смысл последней строки сильно зависит от того, что уже было сказано ранее. Если четвертая строка синквейна посвящена мытью рук перед едой, логичным выводом будет «чистота» или «гигиена». А если воспоминаниям о неудачном опыте поедания мыла – «разочарование» или «обман».

Что получилось в итоге? Пример классического дидактического синквейна строгой формы.

Мыло.

Прозрачное, клубничное.

Моет, пахнет, пузырится.

Запах сладкий, вкус противный.

Разочарование.

Маленькое, но занятное стихотворение, в котором все дети, когда-либо пробовавшие мыло на вкус, узнают себя. А в процессе написания мы еще вспомнили про свойства и функции мыла.

Потренировавшись на простых предметах, можно переходить к более сложным, но хорошо знакомым темам. Для тренировки можно попробовать составить синквейн на тему «семья» или синквейн на тему «класс», стихотворения, посвященные временам года и так далее. А синквейн на тему «мама», сочиненный школьниками младших классов, может стать хорошей основой для открытки в честь праздника 8 Марта. А тексты синквейнов, написанные учащимися на одну и ту же тему, могут составить основу для каких-либо общеклассных проектов. Например, ко Дню Победы или Новому году школьники могут сделать плакат или газету с подборкой собственноручно написанных тематических стихотворений.

Составление синквейна – довольно увлекательное и творческое занятие, которое при всей своей простоте помогает детям самого разного возраста развивать системное мышление и аналитические способности, вычленять главное, формулировать свои мысли, расширять активный словарный запас.

Для того, чтобы написать синквейн, надо обладать знаниями и пониманием предмета – и это, плюс ко всему, делает сочинение стихотворений эффективной формой проверки знаний практически по любому предмету школьной программы. Причем написание синквейна по биологии или химии займет меньше времени, чем полноценная контрольная работа. А синквейн по литературе, посвященный какому-либо из литературных героев или литературному жанру, потребует такой же интенсивной работы мысли, как написание развернутого сочинения – но при этом результат будет более творческим и оригинальным, быстрым (для написания синквейна детям, хорошо освоившим форму, достаточно 5-10 минут) и показательным.

Синквейн по русскому языку может быть посвящен разным темам, в частности, можно попробовать описать таким образом части речи.

Пример синквейна на тему «глагол»:

Глагол.

Возвратный, совершенный.

Описывает действие, спрягается, повелевает.

В предложении обычно бывает сказуемым.

Часть речи.

Для того, чтобы написать такой синквейн, пришлось вспомнить о том, какие формы бывают у глагола, как он изменяется, какую роль играет в предложении. Описание получилось неполным, но тем не менее по нему видно, что автор кое-что помнит о глаголах и понимает, что это такое.

По биологии учащиеся могут писать синквейны, посвященные отдельным видам животных или растений. Причем в ряде случаев для написания синквейна по биологии будет достаточно усвоить содержание одного параграфа, что позволяет использовать синквейн для проверки знаний, полученных во время урока.

Пример синквейна на тему «лягушка»:

Лягушка.

Земноводная, хордовая.

Прыгает, мечет икру, ловит мух.

Видит только то, что движется.

Скользкая.

Синквейны по истории и обществознанию позволяют учащимся не только систематизировать свои знания по теме, но и глубже почувствовать тему, «пропустить» ее через себя, сформулировать через творчество свое личное отношение.

Например, синквейн на тему «война»  может быть таким:

Война.

Страшная, бесчеловечная.

Убивает, разоряет, жжет.

Мой прадед погиб на войне.

Память.

Таким образом, синквейн может использоваться в рамках изучения любого предмета школьной программы. Для школьников сочинение тематических стихотворений может стать своего рода «творческой паузой», вносящей в урок приятное разнообразие. А педагог, проанализировав творчество учащихся, может не только оценить их знание и понимание предмета урока, но и почувствовать отношение школьников к теме, понять, что их больше всего заинтересовало. И, возможно, внести коррективы в планы дальнейших занятий.

 

www.kakprosto.ru

Учебно-методический материал (3 класс) на тему: Синквейн Составляем синквейн в начальной школе

Качество знаний

пути его повышения

«Составление синквейна в начальной школе»

Подготовила  

учитель  начальных классов

 первой квалификационной категории

Лаштур  Евгения  Степановна

2014 г.

Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.

Задачи:

  • Познакомить коллег с понятием “синквейн”.
  • Дать представление о составлении синквейна на разных этапах урока.
  • Показать конкретные варианты проведения синквейна на уроках.

Что такое синквейн? Слайд 2

Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников и у младших школьников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение.

Составление синкваейна – один из способов частичного решения этих проблем.

Синквейны часто используются современными педагогами. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры.

Синквейн – это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации. Мысль, переведенная в образ, как раз и свидетельствует об уровне понимания ученика. Это прием, позволяющий развивать способности резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, требует вдумчивой рефлексии. Это быстрый, но мощный инструмент для рефлексии.

(Слайд 3)  Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк».

 Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси

Синквейн – это не обычное стихотворение написанное в соответствии с определёнными правилами.

Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и стали использовать его как метод развития речи. 

(Слайд 4) Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать.

Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам.

 (Слайд 5 - 6) Правила составления синквейна.

Таким образом, синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где:

  • Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).
  • Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).
  • Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).
  • Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)
  • Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.

Универсальность этого приема поражает. Он нравится всем учащимся. Я использую синквейн на разных этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии. Мы пишем синквейны, когда изучаем образы героев, говорим о нравственности, о долге, чести. Это дает учащимся возможность сказать то, что они думают, а мне понять насколько глубоко ребенок видит и понимает проблему, о которой мы говорим. Составляя синквейн, учащиеся реализуют свои личностные способности: интеллектуальные, творческие, образные и т.п. Правильно составленный синквейн имеет ярко выраженную эмоциональную окраску.

Как работать с синквейнами.

  Составление краткого рассказа по готовому синквейну с использованием  слов и фраз, входящих в состав синквейна.

  Коррекция и совершенствование готового синквейна.

  Анализ неполного синквейна  и определение названия темы этого синквейна.

  Составление синквейнов в группах с последующим конкурсом на лучший синквейн.

   Написание рассказа по синквейну с заданиями творческого характера.

О чём можно написать синквейн?

(слайд 7) Тема его может быть разнообразной:

- о природе;

- о картине;

- о литературном персонаже;

- о маме или папе;

- о настроении;

- об изученном на уроке и т.д

С чего мы начали составлять синквейн

(слайд 8)  Показав на экране фото ребята задаю вопрос:

- Это кто? Дети радостные, увидев себя на экране.

- Это мы.

- Как одним словом назвать? ( ученики, школьник, дети) Мы остановились на слове дети. Последующие действия проводятся по плану или схеме «ёлочка»

Синквейн можно использовать на уроках литературного чтения, русского языка, окружающего мира, технологии, музыки, ИЗО, физ-ры, ПДД, ОБЖ.

Синквейны обучающихся.

Темы синквейна:

Слайд 8) «Семья»,

Дети.
Прекрасные, озорные.
Играют, шалят, радуют.
Цветы нашей жизни.
Радость.

Дом                                       

2. Большой, красивый….

3. Защищает, греет….

4. Нужен всем людям….

5. Убежище

Родители 

Добрые, заботливые…

Трудятся, заботятся, оберегают….

Мы любим наших родителей….

 (слайд 9) «Книга», «Сказочный герой» и т.д.;  

Книга

2. Мудрая, полезная.

3. Читаем, узнаём, советуем.

4. Книга – лучший друг.

5. Библиотека.

русский язык «Словарные слова»  

1.Каникулы

2. Весенние, летние…

3. Отдыхать, гулять, рисовать….

4. Перерывы в занятиях в учебных заведениях в течение учебного года….

5. Отдых

(слайд 10) «Математика» - изучение математических терминов: задача, единицы массы, единицы времени.

 Математика.
Точная, полезная.
Вычисляет, обучает, развивает.
Царица всех наук.
Учитель.

 Окружающий мир при изучении разных тем: животные, растения, птицы, насекомые и т.д.

1. Бабочка.
2. Оранжевая, голубая …
3. Размножается, питается, улетает.
4. Появляется на свет, преображаясь из обычной гусеницы.
5. Насекомое.

(слайд 11) Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольников и младших школьников

В чём же его эффективность и значимость?

Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.

Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.

Синквейн является игровым приемом.

Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Выводы о синквейне

Синквейн – это французское пятистишие, похожее на японские стихотворения.

Синквейн помогает пополнить словарный запас.

Синквейн учит краткому пересказу.

Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.

Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.

Составить синквейн получается у всех.

Синквейн помогает развить речь и мышление.

Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.

Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).


Уважаемые коллеги своё выступление хочу закончить словами: 

Кто ясно мыслит – тот ясно излагает.

(Античная поговорка)

Желаю всем творческих успехов !

nsportal.ru

Как составить синквейн? | Активная мама

В последнее время на школьных занятиях стало популярным использовать методический прием под названием «синквейн». Считается, что это стимулирует умственную активность учеников, способствует развитию творческого мышления, навыков письма и чтения, способности анализировать и делать выводы, коротко их формулируя. Кроме того, составлять синквейны очень интересно и дети с удовольствием этим занимаются.

Содержание статьи:
1. Что такое синквейн?
2. Педагогическая ценность синквейна
3. Как составить синквейн: практические рекомендации
4. Примеры синквейнов на разные темы

Что такое синквейн?

Эта форма стихосложения появилась с подачи американки Аделаиды Крэпси в начале прошлого столетия, благодаря восточным принципам поэзии – хайку и танка. В результате получился синквейн – лаконичная пятистрочная стихотворная форма, несущая синтезированную информацию. Синквейн делится на несколько разновидностей, каждая из которых имеет определенные правила составления.

Крэпси придумала традиционную форму составления пятистишья, где произведение включало 22 слога и имело структуру такого вида: 2 – 4 – 6 – 8 – 2, где цифра означает количество слогов в каждой строчке.

Для обучения американских школьников стали использовать дидактическую форму синквейна. От других пятистиший она отличается тем, что важно не соблюдение слоговой структуры, а смысловая информация строк.

Классический традиционный синквейн составляется так:

  • Первая строчка – это тема, существительное или местоимение;
  • Вторая строчка –  два прилагательных или причастия, они коротко характеризуют тему, описывая ее;
  • Третья строка – это три слова глаголов или деепричастий, раскрывающие действие;
  • Четвертая строчка – мнение автора об описываемой теме в четырех словах;
  • Пятая строчка –  итоговая, суть темы, состоящий из одного слова и любой части речи.

Конечно, это общие основы написания синквейна, которых нужно стараться придерживаться. Но небольшие коррективы вносить можно, если от этого выигрывает смысл стихотворения. Чтобы пятистрочье не получилось беспорядочным набором слов, допускается увеличить слова в строке или заменять части речи и так далее. Главное, чтобы в результате автор создал интересное творение с важной информацией.

Педагогическая ценность синквейна

В российских школах применять эту стихотворную форму стали не так давно, в последнем десятилетии прошлого века. А вот в западных школьных программах она успешно используется уже почти 100 лет.

С педагогической точки зрения синквейн – это прекрасный способ творческой реализации школьника. Такая стихотворная форма помогает в информационном поле находить и выделять самые важные моменты, компоновать их и кратко доводить до сведения окружающих.

Синквейн помогает преодолеть речевое однообразие у ребенка, помогает обогатить словарный запас, ускорить умственное развитие. Составление пятистиший помогает формировать навыки аналитического мышления. Его удобно использовать как итоговое задание по проверке пройденного материала. Простота построения стихотворения делает этот метод развития очень эффективным для детей разных возрастов.

Чтобы сосавить синквейн, нужно иметь знания и понимание пройденного материала. Данную форму можно применять не только в литературе или русском языке, но и в таких предметах как физика, химия, биология можно проверять уровень знаний ученика с помощью составления синквейна. Причем, хоть по времени это проходит быстрее, чем написание стандартной контрольной, но интенсивности работы мысли потребует не меньше. А результат окажется намного оригинальней, интересней и показательней.

Как составить синквейн: практические рекомендации

Попробуем пошагово разобраться в написании нерифмованного стихотворения, используя слово «книга».

1 строка

1 строка является темой, а значит, слово «книга» — это готовая начальная строчка нашего стихотворения. Но книги бывают разными, какую характеристику ей дать? Для этого нужно тему (в данном случае книгу) конкретизировать. Переходим ко второй строчке.

2 строка

2 строка дает описание предмета (темы). Что представляется при слове «книга»? у каждого возникают свои ассоциации, например:

  • Электронная, бумажная;
  • Интересная, увлекательная, с картинками и иллюстрациями;
  • Скучная, техническая, с формулами и схемами;
  • Старая, древняя, с пометками на полях.

Список может быть очень длинным и однозначно правильного определения нет,едь у каждого свое первое восприятие при произнесении слова. Кто-то представляет любимую детскую книжку, кто-то увесистый фолиант в кабинете отца, у кого-то абстрактный образ в виде магазинных полок со множеством творений. Нужно написать то, что представляется в связи с «вашей» книгой. Например:

  • яркая, цветная;
  • нудная, поучительная;
  • историческая, интересная.

Со второй строки уже четко представляется характер нашей книги.

3 строка

3 строка должна описывать действие. Какие действия вообще происходят с книжкой? Она сочиняется, пишется, издается, продается, стоит на полочке и так далее. Но правильнее будет описывать действия по отношению к автору: захватывает, вгоняет в сон, наводит скуку, учит, рассказывает, заставляет переживать. Выбор характеризующих глаголов зависит от того, какое описание было дано. Допустим, скучная, нравоучительная во второй строке не может увлекать, будить воображение в третьей.

При написании третьей строчки главное правило – придерживаться образа, который уже создан. Также нужно следить за использованием однокоренных слов, если книга была описана как интересная, то не стоит характеризовать действие, что она интересует. Получится переливание «воды». Лучше применить похожее по значению слово: интересная книга увлекает.

4 строка

4 строка пятистишья подразумевает выражение личного отношения к теме (книге). Как правило, именно эта строчка наиболее трудна для формулировки. Школьников постоянно учат, что мысли нужно выражать прямо и однозначно: я люблю читать, я считаю книги полезными и нравоучительными. На практике же синквейн не требует давать оценку и подразумевает вольную интерпретацию. Нужно определить, что наиболее важное по отношению к вам и вашей жизни, связанное с книгами.

Например:

  • ненавижу сидеть за книжкой;
  • научился читать в пять лет;
  • у меня дома много книг.

Если воображение рисует вырубку леса для производства бумаги для книг, то могут быть и такие формулировки:

  • выпустил книгу – погубил дерево;
  • книги из бумаги – планета без деревьев.

То есть выражение личного отношения к книгам в ясной и понятной форме. Если сложно сразу составить короткую емкую фразу, то можно написать свою мысль в свободной форме, не считая количество слов, а потом решить, как сократить его до нужных размеров. Например: « Я обожаю читать исторические романы и могу просидеть над книгой всю ночь до утра». В итоге сокращенный вариант будет выглядеть:

  • читаю ночь напролет;
  • прочту всю книгу до утра;
  • книга в руки – сон за порог.

5 строка

5 строка заключительная, ее задача одним словом подвести итог всего произведения. Для начала нужно написать получившиеся четыре строки и прочитать их. Это уже практически готовое нерифмованное стихотворение. Допустим, вспомнились детские произведения:

  • Яркая, сказочная.
  • Развлекает, завораживает, убаюкивает.
  • Читала мама перед сном.

Чтобы сформулировать главную мысль синквейна, нужно сделать вывод из получившегося произведения: «Я помню, как в детстве мне нравилось, когда мама читала на ночь сказки». Скорее всего, итоговое слово уже будет содержаться в заключительной фразе. В данном случае будет уместно слово «детство».

Примеры синквейнов

Написание синквейнов – процесс творческий и увлекательный. Дети очень любят такие занятия и часто сами предлагают темы для стихотворений. Вот несколько примеров создания простых нерифмованных пятистиший для младших школьников.

Лето

Теплое, солнечное.

Купаться, отдыхать, гулять.

Лучшее время года.

Каникулы.

Война

Жестокая, страшная.

Убивает, мучает, стреляет.

Я видел фильмы про войну.

Ужас.

Школа

Большая, шумная.

Учит, помогает, направляет.

Мне нравится ходить на уроки.

Знания.

Бабушка

Заботливая, ласковая.

Жалеет, нянчит, присматривает.

У бабушки самые вкусные пирожки.

Семья.

Вишня

Ароматная, сладкая.

Цветет, пахнет, зреет.

Обожаю вишневое варенье.

Лето.

Салют

Блистательный, разноцветный.

Стреляет, сверкает, грохочет.

Это символ радости и победы.

Мир.

Ребенок

Маленький, беззащитный.

Смеется, радуется, растет.

Дети – цветы жизни.

Будущее.

Полиция

Смелая, храбрая.

Ловит, оберегает, стережет.

Мой город самый безопасный.

Защита.

1 сентября

Праздничное, нарядное.

Идем, учиться, знакомиться.

Первый раз – в первый класс!

Знания.

Гражданин

Активный. Сознательный.

Строит, выступает, следит.

Вместе мы – сила.

Выборы.

Если вам нужно составить синквейн на какую-либо тему, но вы испытываете трудности с этим, мы можем вам помочь. Пишите в комментариях к статье тему синквейна, и мы постараемся составить его для вас.

active-mama.com

Материал (2 класс) на тему: Синквейн

Синквейн -  прием активизации мышления и развития  речи.

    Работа  с синквейном меня  заинтересовала, а затем и увлекла.  Было понятно, что с помощью синквейнов можно решить много задач: познавательных, речевых, воспитательных, творческих, а главное – помогает развивать ученика. Сначала скажем, что такое «синквейн».

       «Синквейн» - это слово происходит от французского слова «пять» и означает стихотворение, состоящее из строк и написанное по определенному алгоритму.

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

Правила составления синквейна:

Первая строка – одно имя существительное или местоимение, обозначающее тему или объект;

Вторая строка – два имени прилагательных (причастия), описывающих эту тему;

Третья строка – три глагола, описывающих действия в рамках темы;

Четвертая строка – фраза из четырех и более слов (разные части речи), выражающая отношение к теме;

Пятая строка – одно слово, являющееся синонимом темы или ассоциацией.

       В течение нескольких лет   с детьми занимаются составлением синквейнов. Эта работа вызывает интерес . Использую этот способ при изучении , закреплении материала,  да и просто  для подбора ключевых слов и выражений на разных уроках.

     Цель составления синквейна в школе – изложить знания, чувства, отношение в нескольких словах, стараясь подобрать их предельно точно, емко, выделяя при этом главную мысль темы. Затем составленный синквейн стараются запомнить. Это способствует более качественному и осознанному усвоению материала. Например, познакомившись на  «Окружающем мире» с темой «Грибы»,  составляем  по теме синквейн:

Лексическая тема  «Грибы».

1.Гриб

2Съедобный, старый

3.Стоит, растёт, прячется.

4.Люблю собирать грибы.

5.Поляна

1. Боровик

2.Белый , вкусный.

3.Лежит, прячется, растёт

4.Люблю их есть

5.лес

Лексическая тема «Осень».

1.Лист.

2.Жёлтые, разноцветные

3.Кружатся,падают, летят.

4. В парке лежат листья.

5.Голые деревья.

          С синквейнами  учеников знакомлю  с первого класса.  Он может быть одинаковым для всех, а может выражать индивидуальное отношение к теме. Дети пытаются его запомнить, могут повторить и дома. На начальном этапе составления синквейна нужна помощь, поощрение и, конечно, важен образец, к которому стремятся.

         Когда дети научатся составлять синквейны,  то можно даже давать задание составить синквейн дома.

         Стремление быстрее самому напечатать синквейн под рисунком способствует освоению азбуки, желанию писать, читать.

         Чтобы удивить товарищей, порадовать, услышать похвалу, дети с удовольствием делают рисунки, аппликации и   составляют синквейн . Темы могут быть различные:

      Большую помощь в работе по составлению синквейнов  оказывают родители. Они довольны тем, что дети дома стали больше заниматься творчеством, проявляя при этом активность и самостоятельность. А родители помогают составить им стих из 5 строк к их работе. Бывает и такое, что вместо синквейна мы получили стихи.

           По готовому синквейну можно составить рассказ, используя слова и фразы. Его можно изменять, исправлять, дополнять неполный, составлять новый с вариантами. Можно сформулировать значение работы по составлению синквейнов:

   способствует речевому развитию и  умению выразительно читать стихи.

   развивает психические процессы и  мелкую моторику, изобразительные умения.

       Синквейн могут составить все, но уровень составления будет разный, так как зависит от интеллекта и увлеченности данной темой.

                       

                                          Алёшина О.А учитель начальных классов Долгоруковского района

nsportal.ru

Синквейн на уроке литературы

Разделы: Литература


“Не мыслям надобно учить, амыслить”

И.Кант.

Я всегда любила читать, анализировать, размышлять о прочитанном. А сейчас я люблю все это делать на уроках вместе со своими учениками. Но как добиться того, чтобы учащиеся поняли, прочувствовали художественное произведение? Как говорил А.С.Пушкин, “только осмысленное и прочувствованное чтение – совершенство”.

На своих уроках я использовала разные методики, приемы, которые, безусловно, повышали эффективность преподавания. Но… всегда что-то не устраивало меня, и я снова и снова искала новое.

Когда в очередной раз меня направили на курсы повышения квалификации, я не ждала ничего особенного. Но уже на первом занятии поняла, как глубоко я ошибалась.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (так назывались курсы) прочно вошла в мою педагогическую практику. Я поняла, что это то, что мне нужно.

Сразу же после окончания курсов я начала применять эту технологию. Интерес школьников к моему предмету стал намного выше.

Какова была моя радость, когда я поняла, что приемы технологии развития критического мышления нравятся не только мне, но и учащимся.

Почти все, о чем говорилось на курсах, подтверждалось у меня на уроках. Но не подумайте, что реклама данной технологии является целью моей статьи. Эта технология универсальна. Она применима к текстам любого предмета, когда нужно глубоко понять и осмыслить его содержание.

Более подробно я хочу рассказать о приеме, который нравится и мне, и моим ученикам больше всего. Более 95% учащихся оценивают интерес к синквейну на “5”.

Учащиеся всех классов легко справляются с этим заданием (даже самые слабые). А у меня появился интересный способ проверить знания.

Синквейн – это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации. Мысль, переведенная в образ, как раз и свидетельствует об уровне понимания ученика. Это прием, позволяющий развивать способности резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, требует вдумчивой рефлексии. Это быстрый, но мощный инструмент для рефлексии.

Слово “синквейн” происходит от французского слова, которое означает пятистрочье. Таким образом, синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где:

  • Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).
  • Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).
  • Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).
  • Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)
  • Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.

Универсальность этого приема поражает. Он нравится всем учащимся. Я использую синквейн на разных этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии. Мы пишем синквейны, когда изучаем образы героев, теорию литературы, говорим о нравственности, о долге, чести…(в приложении (Приложение 1) дан урок с использованием синквейна). Это дает учащимся возможность сказать то, что они думают, а мне понять насколько глубоко ребенок видит и понимает проблему, о которой мы говорим.

Я предлагаю примеры синквейнов, написанных учащимися моих классов:

Ася (И.С. Тургенева “Ася”)

  • Скромная, беззащитная
  • Любила, страдала, сбежала
  • Готова пойти на все ради любимого человека.
  • Загадочная.

Лохова Н., ученица 9-го “Б” класса

Господин Н. (И.С. Тургенева “Ася”)

  • Неискренний, холодный
  • Не понял, не успел, полюбил
  • Он расточал “люблю” на ветер, он твердил его среди пустых людей, но он не сказал его ей
  • Безумец

Синявская А., ученица 9-го “Б” класса

Заяц (М.Е. Салтыков-Щедрин “Самоотверженный заяц”)

  • Самоотверженный, честный
  • Прощался, добивался, не предавал
  • Не предал своего друга
  • Герой

Якжин Б., ученик 7-го “Б” класса

Маша (А.С. Пушкин “Дубровский”)

  • Умная, красивая
  • Любит, прощает, страдает
  • Мария была очень доброй, достойной счастья, но судьба распорядилась иначе.
  • Красота

Зубкова А., ученица 6-го класса

Владимир Дубровский (А.С. Пушкин “Дубровский”)

  • Храбрый, честный
  • Защищает, мстит, любит
  • Владимир никогда не сдается
  • Благородство

Шумилова С., ученица 6-го класса

Грей (А.С. Грин “Алые паруса”)

  • Добрый, благородный
  • Сбегает, путешествует, влюбляется
  • Был счастлив, сотворив чудо своими руками
  • Герой

Щигарева К., ученица 8-го класса

А вот, что думают мои учащиеся по поводу работы с синквейном:

“Благодаря синквейну, мы можем понять, плохо или хорошо мы узнали того или иного героя”.

Демченко Даша, ученица 9-го класса

“Синквейн – интересный и простой способ описать кого-либо. Мне он нравится, потому что нужно мало писать, а больше думать”.

Зимина Катя, ученица 9-го класса

Иногда синквейн становится частью большой творческой работы учащихся.

“Творческие работы развивают мышление, фантазию, и, по-моему, это просто интересно. Не все можно выразить словами, и тогда помогают цветные карандаши”.

Засмолина Катя, ученица 9-го класса

“Творческие работы помогают выразить свое отношение к произведению”.

Щигарева Ксения, ученица 9-го класса

В приложении я привожу лишь одну детскую работу (Приложение 2). Я не могу сказать, что она лучшая. Лучших нет! Все работы уникальны и интересны. Я стараюсь относиться к высказываниям ребят безоценочно (как требует технология), хотя иногда и не получается. Работа в этой технологии полезна не только моим ученикам, но и мне самой.

Синквейн

Образный, точный

Обобщает, развивает, обучает

“Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах”

Творчество

Как сказал Ли Цзи: “Учитель и ученик растут вместе: обучение наполовину учение”.

19.01.2009

urok.1sept.ru

Правила написания синквейна

Это стихотворные формы, требующие достаточно строгого алгоритма.

Что такое синквейн?

В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от учащегося умения находить в учебном материале наиболее существенные учебные элементы, делать заключение и выражать всё это в кратких выражениях.

Синквейн – концентрация знаний, ассоциаций, чувств; сужение оценки явлений и событий, выражение своей позиции, взгляда на событие, предмет.

Написание синквейна является формой свободного творчества, которое осуществляется по опредёленным правилам.

Правила написания синквейна

первая строка -  одно слово, обычно существительное, отражающее тему синквейна;

вторая строка -  два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

третья строка -  три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

четвёртая строка -  фраза из нескольких (обычно четырёх) слов, показывающая отношение к теме; таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.

пятая строка -  слово-резюме или словосочетание, связанное с первым, отражающее сущность темы, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение пищущего к теме.

Составляя синквейн, автор может обращаться к тексту содержания изучаемой темы. При этом построчные задания являются для него своеобразными схемами ориентировочной основы деятельности, используя которые он выполняет конкретный фрагмент задания по составлению синквейна.

Составляя синквейн, автор реализует свои личностные способности: интеллектуальные, творческие, образные и т.п.

Правильно составленный синквейн имеет ярко выраженную эмоциональную окраску.

Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной.

Алгоритм написания синквейна.

1-я строка. Кто? Что? 1 существительное.

2-я строка. Какой? 2 прилагательных.

3-я строка. Что делает? 3 глагола.

4-я строка. Что автор думает о теме? Фраза из 4 слов.

5-я строка. Кто? Что? (Новое звучание темы). 1 существительное.

Использование синквейнов в школе

Умение учащегося составлять синквейны по той или иной теме свидетельствует о степени владения учащимся учебного материала этой темы, в частности, является показателем того, что учащийся:

- знает содержание учебного материала темы;

- умеет выделять наиболее характерные особенности изучаемого явления, процесса, структуры или вещества;

- умеет применять полученные знания для решения новой для него задачи.

Работа над созданием синквейна является одним из эффективных методов развития образной речи, который позволяет быстро получить результат.

Синквейн можно использовать на разных этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии.

Примеры синквейнов

Синквейн на тему "НОВЫЙ ГОД".

1.    НОВЫЙ ГОД.

2.    РАДОСТНЫЙ, ДОЛГОЖДАННЫЙ.

3.    ПРИХОДИТ, ВЕСЕЛИТ, РАДУЕТ.

4.    Я РАДУЮСЬ НОВОМУ ГОДУ.

5.    ЗИМА, ПРАЗДНИК, ПОДАРКИ.

Синквейн на тему "Витамин".

1.    Вещество

2.    Полезное, необходимое

3.    Поглощать, принимать, употреблять

4.    Без витаминов жить нельзя! Они – надёжные друзья.

5.    Польза для здоровья

 

Что такое даймонд?

Даймонд  – состоит из 7 строк.

Алгоритм написания даймонда:  Два существительных (первая и последняя строки) выражают два противоположных понятия.

Вторая строка – два прилагательных или причастия, раскрывающих признаки первого существительного.

Следующая строка – три глагола или деепричастия, которые выражают действие.

Центральная четвертая строка состоит из четырех слов, причем два из них характеризуют первое существительное, а два – контрастное ему понятие, завершающее даймонд.

Остальные строки являются зеркальным отражением третьей и второй строк, только эти характеристики уже раскрывают существительное в последней строке.

Пример даймонда

Гипербола

Огромная, наибольшая.

Преувеличивает, преумножает, расширяет.

Гулливера превращают в Мальчика с пальчика.

Преуменьшает, умаляет, суживает.

Крохотная, наименьшая

Литота.

Что такое диаманта?

Диаманта  - это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых — понятия с противоположным значением. Этот вид стиха составляется по следующей схеме:

строчка 1: тема (существительное)

строчка 2: определение (2 прилагательных)

строчка 3: действие (3 причастия)

строчка 4: ассоциации (4 существительных)

строчка 5: действие (3 причастия)

строчка 6: определение( 2 прилагательных)

строчка 7: тема (существительное)

Пример диаманты

Обломов

Ленивый, добрый,

Лежащий, мечтающий, умирающий.

Пассивность, бездействие, угасание, обломовщина.

Работающий, решающий, живущий,

Настойчивый, расчетливый

Штольц.

Написание диаманты полезно для понимания школьниками сути различий и взаимосвязи понятий, противоположных по значению.

Что такое хайку(хокку)?

Алгоритм написания хайку:

Строчка 1: «Я видел» кого-то или что-то

Строчка 2: Какого?

Строчка 3: Как?

Примеры хайку

Снегирь

Я видел птицу,

Прилетевшую зимой,

Красиво…

Тоска

Я видела деревню

С одним домом

Тоскливо…

Стих в виде хайку написать несколько труднее, потому что в нем выражается личное переживание человека. Вместе с тем эта стихотворная форма также имеет определённые плюсы. В хайку самым гармоничным образом сочетается работа с понятием и эмоциональное отношение к нему.

Что такое штрихи?

Ещё один вид «стихотворения» придумали учитель Сторожева Т.Ю. и её ученики. Они назвали это  штрихами – штрихи к правилам, штрихи к мыслям, штрихи, позволяющие проверить словарный запас школьников, их умение видеть и применять части речи, составлять тематические сложные (красивые!) предложения.

Штрихи пишутся по следующим правилам:

1-я строка. 1 существительное.

2-я строка. 2 прилагательных.

3-я строка. 3 причастия.

4-я строка. 4 глагола.

5-я строка. 5 наречий (или деепричастий)

6-я строка. Сложносочинённое или сложноподчинённое предложение по теме.

Работы-примеры учащихся по теме «Весна»:

Молодость,

Зажигательная, весёлая,

Восхитительная, влюблённая, пламенная.

Расцветает, оживляет, приходит, пробуждает,

Не останавливая, не забывая, не старея, не думая, не уставая.

Молодость просыпается весной в каждом живом существе, даже трухлявый пень возрождается с появлением первых весенних лучей солнца.
 

Чувства,

Искренние, противоречивые,

Чарующие, манящие, дурманящие.

Радуют, раскрывают, волнуют, будоражат,

Завораживая, вдохновляя, перевоплощая, играя, обещая.

Весенние чувства переполняют человека, потому что они возвращают его в царство мечты и надежды на чудо.

 

Ручей,

Свежий, прохладный,

Звенящий, пробуждающий, зовущий.

Бежит, поёт, журчит, течёт,

Радуя, осветляя, возрождая, призывая, оповещая.

Когда на улице появляются первые журчащие вестники весны, жизнь пробуждается от весеннего сна.

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Статья для учителей начальных классов "Работа с синквейном в начальной школе"

Категория

«Творческие работы и методические разработки педагогов»

Работа с синквейном в начальной школе

учитель начальных классов

высшей категории

МБОУ СОШ с УИОП № 52 города Кирова

Демидкова Елена Николаевна

Киров 2014

Работа с синквейном в начальной школе.

Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему внимание сообщение по теме «Работа с синквейном в начальной школе», которое составлено в форме виртуального диалога.

  1. Что такое синквейн?

Синквейн – пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале 20 века под влиянием японской поэзии.

В дальнейшем стала использоваться (с 1997 года в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат.

Синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся.

Дидактический синквейн – текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.

Структура синквейна.

строки

Часть речи

Количество слов

Смысловое содержание

1

сущ., мест.

1

Тема синквейна, которая обозначает объект или предмет, о котором пойдёт речь.

2

прил.

2

Описание признаков и свойств, выбранного в синквейне предмета или объекта.

3

глагол

3

Описывают характерные признаки объекта.

4

фраза

4

Выражает личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту. (Афоризм, цитата)

5

сущ.

1

Резюме, характеризующее суть предмета или объекта. (Синоним – суть темы)

Следует отметить, что в 4 и 5 строках допускается изменение количества слов, особенно в начальной школе.

  1. В чём преимущества синквейна?

  1. Простота построения.

  2. Формирование аналитических способностей.

  3. Творчество.

Инструмент для рефлексии

Излагать сложное кратко.

Резюмировать информацию.

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию формулу синквейна, которая, на мой взгляд, передаёт его внутреннее содержание.

(ИСП + ТС + ОС) + (ИС + ДС + ЛОС) = С

ИСП – интеллектуальные способности.

ТС – творческие способности.

ОС – образные способности.

ИС – элементы информационной системы.

ДС – элементы деятельностной системы.

ЛОС – элементы личностно-ориентированной системы.

  1. Какие приёмы работы учащихся можно использовать в начальной школе?

  • Составление нового синквейна.

  • Добавление слов или строчек для отражения сути синквейна.

  • Составление краткого рассказа по готовому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна.

  • Коррекция и совершенствование готового синквейна.

  • Анализ синквейна без указанной темы и определение этой темы.

  • Написание рассказа по синквейну.

  • Пересказ с помощью синквейна.

  1. Какие формы организации работы с синквейном можно предложить учащимся начальной школы?

  1. Самостоятельно при выполнении домашнего задания.

  2. Самостоятельно на уроке.

  3. В составе группы с последующим конкурсом между группами на лучший синквейн.

  4. В составе группы при поддержке учителя, который выступает в роли ведущего, помогающего группе составить синквейн.

  5. При выполнении контрольного задания на составление синквейна.

  1. В чём универсальность синквейна?

Состояние успеха.

Получается у всех.

Я – творец.

Учит формулировать идею.

Готовит к краткому пересказу.

Обогащает словарный запас.

Средство творческого самовыражения.

Инструмент для синтеза и обобщения сложной информации.

Приём технологии развития критического мышления.

Я думаю, что в начальной школе синквейнам уделяется мало времени или вообще данная модель не используется. Я постаралась адаптировать синквейн к ученикам начальной школы и не ошиблась. Этот приём действительно универсален.

  1. На каких учебных предметах можно использовать синквейн?

Синквейн можно использовать на разных учебных предметах.

Литературное чтение.

Ф. И. Тютчев «Чародейкою зимою».

Лес

Неподвижный, немой

Блестит, стоит, вспыхнет

Лес блестит чудной жизнью.

Красота

И А. Бунин «Листопад».

Лес

Золотой, багряный

Стоит, пахнет, высох

Лес точно терем расписной.

Сказка

Математика.

Задача

Простая, составная

Читаем, анализируем, решаем

Семь раз отмерь – один раз отрежь.

Трудность

Окружающий мир.

Иван Третий

Осторожный, расчётливый

Объединил, отказался, освободил

Конец монголо-татарского ига.

Государь

Вот примеры только нескольких синквейнов, составленных учащимися на уроках.

Наиболее целесообразно, на мой взгляд, использовать данную модель на уроках литературного чтения и окружающего мира (разделы исторического содержания), так как именно в этом случае мы, осуществляя характеристику героя (литературного, исторического) показываем своё отношение к нему и уровень понимания этого образа.

  1. На каких этапах урока можно использовать синквейн?

Предлагаю посмотреть возможности применения синквейна на разных стадиях и этапах урока на примере стихотворения Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится».

Стадия вызова.

Этап мотивации.

На доске написаны 2 неполных синквейна.

… …

Душистая, зелёная Холодная, морозная

Звенит, шумит, украшает Укутывает, сыплет, сковывает

… …

… …

- Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадки:

Четверо художников,

Столько же картин.

Белой краской выкрасил

Всё подряд Один.

У Второго синие

Небо и ручьи.

На картине третьего

Красок и не счесть:

Жёлтая, зелёная,

Голубая есть…

А Четвёртый золотом

Расписал сады,

Нивы урожайные,

Спелые плоды…

- Узнали ли вы этих художников? Докажите.

- Посмотрите, пожалуйста, на синквейн на доске. Прочитайте их и соотнесите с отгадками. Какое задание вы можете предложить по этим синквейнам? (Восстановить, доказать свою точку зрения).

Этап актуализации знаний.

Дети аргументируют свои ответы, используя слова из синквейна.

Например, весной всё расцветает: черёмуха, сирень, мать-и-мачеха. Смолистые почки лопаются, поэтому весной воздух напоён особым ароматом. Весна – душистая.

- А с кем, дети, у вас ассоциируются весна и зима? Почему?

(После ответов детей запись на доске выглядит следующим образом).

Весна Зима

Душистая, зелёная Холодная, морозная

Звенит, шумит, украшает Укутывает, сыплет, сковывает

… …

Красавица Старуха

- А сейчас я предлагаю прослушать загадки об этих временах года. Выберите, пожалуйста, по одному предложению, которое, на ваш взгляд, отражает суть каждого из этих времён года.

Наступили холода.

Обернулась в лёд вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь:

В спячку впал в бору медведь.

Шагает красавица,

Легко земли касается,

Идёт на поле, на реку,

И по снежку, и по цветку.

На доске дописывается синквейн.

Весна Зима

Душистая, зелёная Холодная, морозная

Звенит, шумит, украшает Укутывает, сыплет, сковывает

Идёт и по снежку и по цветку. Наступили холода.

Красавица Старуха

Мотивация к первичному восприятию текста.

- Дети, как вы думаете, а могут ли Весна и Зима дружить? Почему?

В ходе беседы приходим к выводу, что Зима и Весна будут бороться друг с другом.

Добавляем в синквейн стрелку с надписью: «борьба».

Стадия осмысления.

Первичное восприятие.

- Послушайте, пожалуйста, стихотворение Ф. И. Тютчева «Зима не даром злится». Согласен ли с нашим выводом Ф. И. Тютчев?

(чтение, ответы детей на вопрос)

-Запомнили ли вы, как автор называет Весну и Зиму в стихотворении?

На доске появляется следующая запись.

Весна Зима

Душистая, зелёная Холодная, морозная

Звенит, шумит, украшает Укутывает, сыплет, сковывает

Идёт и по снежку и по цветку. Наступили холода.

борьба

Красавица Старуха

Весна Зима

… … … …

… … … … … …

. . . . . . . .

Дитя Ведьма

Вторичное восприятие и первичное закрепление.

- Какое задание вы бы предложили сейчас?

- Прочитайте стихотворение 2 раза и постарайтесь догадаться, почему автор именно так называет Весну и Зиму?

- Как вы думаете, что вам поможет выполнить это задание? (синквейн)

Далее дети работают самостоятельно и составляют свой синквейн.

Вторичное закрепление.

На доску выписываются все слова предложенные детьми. В ходе обсуждения выбираем ключевые слова – смысловые и заполняем синквейн на доске.

Весна Зима

Румяная, прекрасная Злая, бессильная

Стучится, гонит, шумит Злится, хлопочет, ворчит

Весна гонит со двора. Зима недаром злится,

Прошла её пора…

Дитя Ведьма

Стадия рефлексии.

- Составьте, пожалуйста, рассказ по синквейну, выбрав какое-то одно время года.

Творческое домашнее задание.

- Составить синквейн о лете или об осени и защитить его (презентовать устно, с помощью рисунка или аппликации, небольшого стихотворения собственного сочинения или авторского).

Таким образом, можно построить весь урок на данной модели, можно использовать её на каком – либо отдельном этапе или стадии урока.

Уважаемые коллеги, я надеюсь, что Вас заинтересовала работа с синквейном в начальной школе, а данные советы будут полезны в работе.

videouroki.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *