Синонимы конспект 2 класс – Конспект урока “Синонимы” 2 класс

Конспект урока "Синонимы" 2 класс

Русский язык 2 класс

Тема: Синонимы.

Урок составлен в технологии деятельностного метода обучения.

Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ).

Цель: научить использовать синонимы в речи.

Задачи: 1) познакомить с понятием «синоним»;

2) учить находить синонимы по эталону;

3) учить выполнять пробное действие, выявлять и устранять причину затруднений;

4) тренировать мыслительные операции: внимание, сравнение, обобщение, развивать зрительную память, речь, мелкую моторику рук, воспитывать коммуникативные умения, познавательный интерес, веру в свои силы.

Оборудование: индивидуальные карточки, презентация к уроку.

Ход урока.

  1. Самоопределение к учебной деятельности: (слайд 1.)

О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвященный дух,

И опыт – сын ошибок трудных

И – гений, парадоксов друг…

- Какие чудные открытия готовит нам наш урок? (открытие нового неизвестного)

- Как же вы открываете всё новое? (понять, что мы еще не знаем и открыть это новое)

Читает ученица: Желаю я вам удачи

Во всем, что в жизни значит,

Чтобы с удачей подружиться

Нам надо многому учиться!

- Какой раздел русского языка мы изучаем? (слово и его значение)

- Какую тему изучили? (слова с несколькими значениями)

- С чего начинаем урок? (с повторения)

- Что будем повторять? (то, что нам понадобиться для изучения нового)

    1. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в деятельности.

- В отрывке из произведения А.С.Пушкина, найдите слова в переносном значении. (готовит, сын)

- Докажите.

- Как мы называем эти слова? (омонимы)

- Назовите эталон определения омонимов.

- Приведите примеры употребления омонимов в речи.

- А.С. Пушкин говорит, о том, кем вы хотите стать. Кем же? Найдите это слово. (гением)

- Что значит «гений»? Это какой человек?

- В каком значении А. С. Пушкин употребил слово гений? (в переносном – омоним)

- Подчеркните в ИД однокоренные слова, со словом

гений

- Каким эталоном будем пользоваться? (один корень, одинаковое значение)

Задание 1 по индивидуальной карточке

(гениальный, умный, способный, гениальность, мудрый, талантливый, дарование)

- Для чего мы это выяснили? (чтобы узнать что-то новое)

    1. Пробное действие. Задание по ИД 2. (слайд 2) Чтение учителем.

Текст у детей с пропущенными словами:

Во дворе веселые крики ребят.

Ребята строят ледяную горку.

Ребята сделали горку и залили ее водой.

Весело будет ребятам на горке.

- Какое слово повторяется? (ребята) Найдите этот текст в ИД.

- Кто догадался, какое задание к тексту? (вставить пропущенные слова)

- Для того, чтобы текст получился более выразительным, попробуйте вставить похожие слова, чтобы смысл не изменился.

Дети выясняют, что у них ничего не получилось или не вся работа.

- Почему?

- Что теперь делать? (выяснить причину затруднения)

- Зачитайте оставшиеся слова в списке.

- Какое слово можно заменить этими словами - сын или гений?

- Какие это слова по смыслу? (похожие, но не одинаковые) Какие? (близкие)

- Сравните их звучание и написание. (разные по звучанию и написанию)

    1. Построение проекта выхода из затруднения.

-? (подбирать близкие по значению слова)

- Поставьте цель нашего урока, чему мы будем учиться? (подбирать близкие по значению слова, но разные по произношению)

- Отгадывание загадок. (слайд 3).

- Запишите каждую первую букву отгадки в ИД 3, и вы узнаете, как называются похожие слова, с греческого – одноименные.

С И Н О Н И М Ы

- Сформулируйте тему нашего урока. (синонимы)

- Значит слова: умный, способный, мудрый, талантливый, как называются?

Что общего у этих слов, сформулируйте эталон. (Синонимы- слова, близкие по значению, разные по написанию). Запишите в ИД

- Найдите в ИД среди слов синонимы к слову «ребята». Назовите их. (мальчики и девочки, дети, малышам) В группах.

- Каким эталоном пользовались?

ФИЗМИНУТКА «цветы»

    1. Реализация построенного проекта.

- Вставьте их в текст. Проверьте (слайд 4)

- Оцените себя, если есть одно совпадение поставьте плюс в клетке.

    1. Первичное закрепление во внешней речи. (слайд 5)

1. - Выполните задание Паучка «Паутинка» в ИД

- Проверьте себя.

- Оцените себя плюсом, если есть совпадения.

2.- Ходить на голове – шалить, озорничать (резвиться, проказничать, забавляться)

- Назовите здесь омоним, и синонимы. Подчеркните синонимы к словам: шалить, озорничать.

- Поставьте плюс, если есть совпадение.

    1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Открываем тетради, записываем число, месяц, классная работа.

- Работа по учебнику с. 29, у.41.

Бураны, вьюги и метели – Зябнет осинка,

Как много с ними канители, Дрожит на ветру,

Как много шуму, толкотни, Стынет на солнышке,

Как надоели мне они! Мёрзнет в жару.

- Выполняем по заданию, самостоятельно.

- Проверка. Какие слова выписали? (бураны, вьюги, метели; зябнет, стынет, мерзнет)

- Каким эталоном пользовались?

- Оцените себя в ИД 6, поставьте плюс, если есть совпадение.

- Как вы думаете, с какой целью используют в русском языке синонимы?

(для яркости речи, выразительности, точности описания)

- Какое словарное слово встретили? (осина). Запишите, обозначьте орфограмму.

    1. Рефлексия учебной деятельности.

- Мы заканчиваем свою работу. Какова была цель урока? (узнать какие слова похожи между собой).

- Мы достигли цели урока? (да, мы определили, что похожие слова называются синонимами – близкие по значению слова, но разные по написанию и произношению)

- Мы через опыт приблизились к мудрости и способности, гениальности.

- А теперь оцените свои достижения и поставьте звездочку на лесенку успеха

- Кто достиг верхней ступеньки?

Спасибо за урок! Как нас всех можно назвать, одним словом? (мы)

С - способные

И - интересные

Н - нескучные

О - обаятельные

Н - незаменимые

И - импульсивные

М ы

Индивидуальная карточка 04.02 __________________________________

  1. Чтение

1)

________________________________________________________

________________________________________________________

2) Похожие слова. Братец, _________________________________

3) На языке медок, а на сердце ледок.

Жить да быть – ума копить. Братец Кролик

Хоть не богат, а гостям рад. Братец Лис

Обманом не прокормишься.

4) Ребята, давайте жить дружно!

5) Филфорд или кроссворд. Участие

6)

  1. Русский язык.

1) Орфограммы

2) Готовит ________________________________________________

Сын __________________________________________________

3) Эталон.

_____________________ - слова, имеют один корень, общее значение.

_____________________ - слова, имеют одинаковое звучание,

но разное значение.

4) ветер, зелень, газета холодн-ый

чай, день, речь свеж-ий

обед, взгляд, встреча горяч-ий

5) Желток, желтый, железо

Белок, белить, белка, белизна

Циркуль, циркач, цирковой

6) Лесенка успеха

Загадки:

  1. Без огня горит, без крыл летит, без ног пробегает (солнце)

  2. Тебе дано, а люди пользуются (имя)

  3. Всю жизнь ходят в вдогонку, а обогнать друг друга не могут. (ноги)

  4. Ни окошек, ни дверей, полна горница людей. (огурец)

  5. Гляжу в окошко – ход

infourok.ru

Конспект урока русского языка во 2 классе на тему " Синонимы"

Конспект урока Русский язык.

Система учебников «Начальная школа XXI века». Учебник «Русский язык: 2 кл. 2ч.» Иванов С.В., Евдокимова А.О.

Тип урока. Урок усвоения новых знаний

Тема: «Слова - синонимы». (Урок 97 в учебнике)

Цели урока:

Обучающие:Дидактическая цель: создать условия для формирования понятия «синонимы» и введения его в систему знаний.

Задачи урока:

1. Логически вывести определение слова - синоним, дать понятие

«слова - синоним» на основе знаний детей, наблюдать за сходством и различием слов - синонимов;

2. Развивать умение находить слова – синонимы среди других слов, развивать
мыслительные операции и творческие способности, речь обучающихся;

3. Воспитывать аккуратность, прилежание, стремление хорошо учиться. Привитие интереса к предмету, воспитание у учащихся чувства товарищества, культуры общения, чувства взаимовыручки.

Формируемые УУД:

Личностные: самоопределение; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, идентифицироватьсебя с принадлежностью к народу, стране, государству; применять правила делового сотрудничества.

Регулятивные: планирование,целеполагание, корректироватьдеятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.

Коммуникативные: уважительное отношение друг другу, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, планирование вопросов.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; сопоставлятьхарактеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлятьсходство и различия объектов; умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия.

Оборудование: на уроке используется мультимедийный проектор, презентация для иллюстрации некоторых упражнений и материалы электронного образовательного ресурса: «О чём говорят синонимы», «Определение синонимов», «Роль синонимов» раздаточный материал.

Методы обучения: системно деятельностный подход.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, работа в парах, группах, дифференцированная работа.

Вид обучения: проблемный.

1. Организационный этап.

- Я предлагаю, ребята, вам отправиться в путешествие – в удивительный мир русского языка. Согласны?

- Скажите, с какой целью нужно изучать русский язык?

Взаимное приветствие

-Да!

- Быть грамотными, узнавать что-то новое.

Личностные: самоопределение; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: уважительное отношение друг другу.

2.Каллиграфическая минутка

- С чего мы начинаем урок?

- Открыли тетради, записали:

1марта.

Классная работа.

- Посмотрите на слоги. Чем похожи? Чем различаются?

- - Пропишите их. Обменяйтесь тетрадями и простым карандашом подчеркните самое красивое написание у соседа.

-Минутка чистописания.

Дают характеристику.

Регулятивные:корректироватьдеятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.

3. Словарная работа

- Хорошо. Составьте слово из этих слогов.

-Запишите. Выделите ударение.

-Назовите ударный слог

.

-Назовите опасное место?

-Подберите проверочное слово.

- - Если нельзя проверить, то написание нужно запомнить. Значит это..?

-Составьте предложения со словом «ребята».

-Запишите 1 предложение.

«ребята»

«бя» 2-й слог

«ре» 1-й слог

-Словарное слово

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; сопоставлятьхарактеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлятьсходство и различия объектов. Личностные: применять правиладелового сотрудничества

4.Актуализация знаний учащихся.

Постановка проблемы.

5. Тема урока.

- Ответьте на вопрос.

Что такое текст? давайте подумаем

- Прочитайте.

- Это текст?

- Вам понравился этот текст?

- Что портит этот текст?

- Что нужно сделать, чтобы данный текст стал выразительным?

- Назовите значение слова «ребята».

-Подберите однокоренные слова.

-Как по- другому можно сказать?

- Как называются эти слова?

(А что такое синонимы?)

У нас возникла проблема.

Тема нашего урока:Слова-синонимы.

-А чтобы узнать тайну языка, скажите, какую цель поставим перед собой на урок?

-Знакомиться с этим понятием будем по группам.

Разделитесь на 4 группы:

- Помните о правилах работы в группе.

1) гр. Ищет значение в толковом словаре Даля.

2) гр. Читает в учебнике стр. 43.

3) гр. Слова перепутались, нужно восстановить предложение.

4) гр. Ищет значение в толковом словаре Ожегова.

- Группа, которая готова, поднимает руки. Один от группы выступает.

-Проверим, как вы справились с заданием.

-Несколько предложений, связанных между собой по смыслу.

-Да.

?

- Повторяется слово «ребята».

-Изменить слова, написать другие.

-Молодые люди.

-Ребятки, ребятишки, ребячий.

-малыши, дети, детвора

- Синонимы.

-Не знаем.

Вопрос (Что такое синонимы?)

-Хотим узнать про синонимы.

Узнать, зачем они.

Разбиваются на группы и выполняют задание

Выступают по одному человеку.

Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы.

6. Знакомство с новым материалом.

Физ. минутка

для глаз

- Отвечая на наш вопрос, синонимы это слова, близкие по значению и отвечают на один и тот же вопрос.

(табличка на правую доску)

-По тайну языка узнали, а историю языка, кто прочитает на стр. 43 и скажет, откуда пришло слово «синоним»

- Давайте поупражняемся.

- Из задания «Давай подумаем» выпишем только слова-синонимы.

- Пора нашим глазкам отдохнуть. Повторяйте движение только глазами.

Читают определение

- Из Греции и обозначает «Одноименный»

Малыши, ребята, дети, детвора.

Повторяют движения.

Регулятивные: планирование, прогнозирование. Познавательные: моделирование; логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство. Коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Работа в учебнике

Работа в парах

Проверка

6. Первичное закрепление.

- Откройте учебник.

- Рассмотри картинки упр.1. Назовите слова обозначающее действие на рисунке.

Придумайте с этими словами предложения.

- Как можно назвать эти слова?- Что объединяет слова?

-Для чего же нужны синонимы? (вопрос на правую доску)

- Чтобы ответить и на этот вопрос предлагаю поработать в парах.

Задания на листочках:

  1. Имя существительное.

Задание. Из данного списка, составь слова парами, близкие по значению:

Темнота, отметка, дом,весна.

Здание, оценка, сумерки.

Какое слово "лишнее"?

  1. Имя прилагательное.

Задание. Из данного списка составь слова парами, близкие по значению:

Быстрый, трудолюбивый.

Работящий, скорый, ласковый.

Какое слово "лишнее"?

  1. Глагол.

Задание. Из данного списка составь слова парами, близкие по значению:

Сказать, прыгать.

infourok.ru

Конспект урока по русскому на тему "Синонимы" (2 класс)

Стадченко Татьяна Вячеславовна

учитель начальных классов

МОУ «Вейделевская СОШ»

Тема

Синонимы

Педагогическая цель

Создать условия для ознакомления с понятием синонимы, формирования умения работать со словарем
синонимов, находить синонимы в тексте, подбирать к словам синонимы; способствовать запоминанию
правописания словарных слов: синонимы, осина

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые
результаты
(предметные)

Знакомятся с первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических,
грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета

Личностные
результаты

Проявляют основы гражданской идентичности личности (чувство сопричастности к своей Родине, осознание своей этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России)

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Регулятивные: обладают способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
находят средства ее осуществления.

Познавательные: общеучебные – используют различные способы поиска (в справочных источниках),
сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; логические – выполняют
логические действия (сравнение, анализ, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям).

Коммуникативные: активно используют речевые средства для решения коммуникативных задач

Основное содержание
темы, понятия
и термины

Синонимы. Словарь синонимов. Слова с непроверяемым написанием: синонимы, осина

Образовательные
ресурсы

Словарь синонимов

Сценарий урока

Этапы урока

Формы, методы,

методические

приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы

контроля

осуществляемые

действия

формируемые

умения

1

2

3

4

5

6

I. Мотивирование к учебной
деятельности. (Организационный момент)

Фронтальная. Словесный.
Слово учителя

Приветствует учащихся.

– Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Хорошо запоминать.

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое
рабочее место

Проявляют готовность
к работе на уроке

II. Чистописание

Фронтальная, индивидуальная.

Практический. Письмо

я Я А

яма

Выполняют письмо
по образцу

Вырабатывают калли-графический почерк

Правильное написание

III. Постановка учебной задачи

(учебник, с. 52)

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

– Прочитайте вопрос, который вызвал затруднение у Поче-
мучки.

– Цель нашего урока состоит
в том, чтобы найти ответ
на этот вопрос

– Что такое синонимы?

Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем

Беседа по вопросам

IV. Усвоение
новых знаний
и способов
действий.

Фронтальная. Словесный,
проблемный, практический.

Знакомит с понятием «сино-
нимы». Организует работу
с упражнением, словарем
синонимов, контролирует
выполнение задания

Читают стихотворение, находят в тексте синонимы, знакомятся со словарем синонимов.

Распознают в тексте близкие по смыслу
слова. Осуществляют сравнение лексическо-го значения слов-

Нахождение синонимов, обозначение уда-
рения

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

1. Синонимы.

Работа со словарем синонимов (упр. 66). Работа в рабочей тетради (№ 38)

Чтение, беседа, работа со словарем, письмо

Ставят ударение
в словах

синонимов. Учатся
работать со словарем
синонимов

2. Словарно-орфографическая работа.

Синонимы

Фронтальная.

Словесный.

Письмо

Знакомит с написанием слова «синонимы»

Запоминают написание слова

Усваивают правописание слова. Грамотно осуществляют письмо

Письмо

3. Лексическое значение слов. Группы синонимов (упр. 67, 68)

Коллективная,

индивидуальная.

Словесный,
проблемный,

практический.

Чтение, беседа, письмо

Предлагает прочитать группы слов, объединить их понятием, объяснить значение выделенных слов, назвать часто
употребляемые, списать одну из групп слов, составить
предложения

Читают группы слов, называют их синонимами, объясняют значение выделенных слов, списывают слова,
составляют предло-
жения

Думают, размышляют, высказывают мнение. Употребляют понятие синонимы. Распознают знакомые слова, объясняют лексическое значение слов.

Составляют предло-
жения

Беседа по вопросам, письмо

Физкультминутка

Коллективная. Практический

А теперь все тихо встали,

Дружно руки вверх подняли,

В стороны, назад, вперед,

А теперь наоборот.

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело

Выполняют движения по тексту под руко-водством учителя

Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются правильного режима дня

Правильное выполнение дви-
жений

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

4. Развитие речи. Работа со стихо-творением

(упр. 69)

Коллективная. Словесный,
проблемный, практический. Чтение, беседа, письмо

– Прочитайте стихотворение. Найдите синонимы. С какой
целью использует их автор
в одном предложении?
Выполните задание

Читают. Отвечают на вопросы. Находят
синонимы. Списывают предложение по памяти

Создают в воображении яркие словесные образы, рисуемые авторами в пейзажных зарисовках. Оценивают эстетическую сторону высказывания

Беседа по вопросам, нахождение синонимов, запись предложения

5. Словарно-орфографическая работа. Осина

Фронтальная. Словесный. Письмо

Знакомит с написанием слова «осина»

Запоминают написание словарного слова

Усваивают правописание слова. Грамотно осуществляют письмо

Письмо

6. Работа со словарем синонимов (упр. 70)

Парная.

Словесный,
практический.

Работа со словарем, письмо

Предлагает прочитать слова, подобрать к ним синонимы
из словаря

Читают, подбирают
синонимы из словаря

Умеют работать
со словарем синонимов, подбирать слова, близкие по смыслу

Письмо

V. Закрепление знаний и способов действий.

Работа в рабочей тетради (№ 39)

Фронтальная, индивидуальная.

Словесный,
практический. Чтение, беседа, письмо

Организует работу с упраж-
нениями, контролирует их
выполнение

Вставляют пропущенные буквы, составляют пары слов-синонимов. Составляют предло-
жения

Выполняют словарно-орфографическую
работу. Распознают
синонимы. Самостоятельно составляют предложение

Правописание словарных слов, подбор
синонимов, составление предло-
жений

Окончание табл.

1

2

3

infourok.ru

Конспект урока "Что такое синонимы?" 2 класс

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по программе «Школа России»

Тема урока: Что такое синонимы?

Цель: дать учащимся представление о слове как языковой единице, о номинативной функции слова, познакомить с термином «Синонимы»; развивать умения подбирать к словам синонимы и использовать их в речи; расширять словарный запас учащихся; прививать интерес к изучению языковых явлений, любовь к родному слову.

Тип урока: усвоение новых знаний

Ход урока

I Организационный момент

Посмотрите друг на друга.

Улыбнитесь-ка друг другу.

За окошком солнышко

Светит и резвится,

Его лучи нам помогают

Работать, не лениться.

II Актуализация опорных знаний

1.Каллиграфическая минутка

Повторение правописания буквосочетаний ЧА-ЩА ЧУ-ЩУ

2.Словарный диктант

Мороз, дрожать, душистый, ребята, машина, темнеет.

-Подберите к слова близкие по значению, подчеркните изученные орфограммы. Взаимопроверка.

3.Самоопределение к деятельности

Можно ли сказать по-другому?

Однажды барабанщик Сквозь чащу пробираясь,

Услышал на базаре, Совсем невдалеке

Как долгоносый дятел Он увидел, как заяц

Барабанит по коре. Барабанит на пеньке.

Гром грянул за опушкой, И дождь забарабанил

Как будто великан По листьям, по стволам-

Ударил колотушкой Да так, что барабанщик

В огромный барабан Забарабанил сам!

- В каких значениях употреблено в этом стихотворении слово барабанит?

-Назовите прямое значение слова барабанить. Приведите примеры.

- Назовите переносные значения этого слова. Приведите примеры.

- Замените в тексте стихотворения слово барабанить словами, близкими по значению. (Стучать, бить, колотить, ударять)

- Сформулируйте тему нашего урока. Какие задачи поставим перед собой?

III Сообщение темы и задач урока

IV Изучение нового материала

1.Работа по учебнику с.52

Упражнение 66 (устно) Чтение правила

Работа по группам упражнение 68(устно). Дополнительно для групп еще слова

Луна-месяц пёс-собака доктор-врач друг-товарищ отважный-храбрый радость-веселье

2.Физкультминутка

Тихо все, ребята, встали,

Руки дружно все подняли,

Развели их в стороны,

Посмотрели, ровно ли,

Опустили разом вниз,

Тихо, тихо все садись.

3.Работа над стихотворением.

«Бураны, вьюги и метели-

Как много с ними канители,

Как много шума, толкотни,

Как надоели мне они!»

Так проворчал мороз угрюмый,

И речку лед сковал без шума,

Деревья скрыла седина,

И наступила тишина.

- О чем стихотворение? Какие выразительные средства использовал поэт?

Выпишите слова, близкие по значению.

V Закрепление изученного материала

Индивидуальная работа

Учащимся на среднем уровне обучения:

Прочитать слова в столбиках. К словам левого столбика подобрать синонимы из правого.

Бросать Солдат

Работает Хохочет

Смеётся Кидает

Воин Трудится

Чистый Сладкоежка

Лакомка Аккуратный

Составить предложения с одной из пары слов.

Учащимся на достаточном уровне обучения:

Утром к дому прилетела …(стая, стайка) воробьёв. Они уселись на крыше и весело … (щебетали, чирикали).Маленькая Нина …(выбежала, выскочила, вышла) на крыльцо и насыпала на землю хлебных крошек. Воробьи …(слезли, спустились, слетели) с крыши.

Учащимся на высоком уровне:

Медведь подошел к большому к дубу. Медведь засунул лапу в дупло. Медведь зачерпнул пригоршню мёда.

Пчёлы начали кусать медведя. Медведь побежал к речке.

Заменить повторяющиеся слова. Подчеркнуть изученные орфограммы.

VI Рефлексия

-Каким для вас было общение на уроке? Выберите ответ.(На доске: деловым, игровым, интересным, полезным, зажигательным, поучительным, познавательным).

VII Итог урока

-Что интересного, нужного и полезного вы узнали на уроке? Для чего нужны синонимы? (помогают избежать повторов, помогают передать мысль и чувство более ясно). Помогают сделать нашу речь эмоциональной и красивой. Объясняют значение неизвестных слов).

infourok.ru

План-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему: Слова-синонимы

Тема: Синонимы

Тип: открытие нового знания

Цель: сформировать представление учащихся о понятии «Синонимы»

Планируемые результаты

Предметные

Учащиеся получат представление о понятии «синонимы»

Узнают, какова роль синонимов в нашей речи;

Научатся выделять группу слов-синонимов среди других групп слов;

Научатся группировать слова по признаку «слова-синонимы»

Метаредметные

Учащиеся получат возможность

Учащиеся  смогут:

Определить тему и задачи урока с помощью учителя;

Составят план своих учебных действий;

В сотрудничестве с учителем найдут варианты решения поставленных задач;

Смогут формулировать собственное мнение и аргументировать его;

Смогут оценить результат своей деятельности на уроке.

Личностные

Получат возможность для формирования навыков сотрудничества;

Смогут адекватно воспринять оценку

своего ответа окружающими.

Ресурсы урока

Учебник «Русский язык» 2 класс В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Методические рекомендации «Русский язык» 1-2 класс Е.В Бунеева, Н.А. Исаева

«Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы» А.С. Аксёнова, Э.В. Якубовская

Толковый словарь

Орфографический словарь

Карточки с заданиями

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Мотивация к деятельности

Цель: создать обстановку эмоционального комфорта возбудить познавательный интерес к уроку.

Организационный момент

  1. Учитель приветствует учащихся

- Здравствуйте, ребята. Я рада нашей встрече в этой удивительной стране по имени «Русский язык». Сегодня мы снова будем путешествовать по ней, открывая новые знания, прокладывая новые маршруты. В путешествие предлагаю взять наших помощников. Кто они?

Улыбнитесь друг другу. Садитесь. Откройте тетради, запишите число, классная работа.

  1. Учитель раздает маршрутные листы (Карточки с заданиями).Задает вопросы, которые помогают учащимся определить структуру маршрутного листа и правила работы с ним.

- Сегодня у нас в гостях сказка. Слушайте внимательно и постарайтесь узнать ее героев. Они необычные.

Как вы думаете, почему герои этой сказки необычные?

Учитель помогает детям сделать вывод.

Учащиеся приветствуют учителя

Читают знакомое четверостишье «Наши помощники»

Записывают - число, классная работа.

Исследуют маршрутные листы под руководством учителя.

Учащиеся высказывают свои предположения.

Делают вывод:

не можем ответить на вопрос, пока не прослушаем сказку.

Актуализация необходимых знаний

Цель:

- активизировать внимание учащихся;

- актуализировать ранее полученные знания о частях речи

- способствовать формированию умения учащихсяправильно выражать свою мысль    

  1. Учитель читает или рассказывает сказку.                                           Беседа после прочтения сказки  

Учитель

Почему я назвала героев этой сказки необычными? (это — слова)

Почему слова жили в разных домиках, в разных семьях? (отвечают на разные вопросы, относятся к разным частям речи)

  1. Учитель предлагает учащимся выполнить первое задание маршрутного листа, составив алгоритм его выполнения

Маршрутный лист

Задание 1 «Части речи»

Цель:

- способствовать актуализации ранее полученных знаний учащихся о частях речи

Содержание задания

Прочитай слова и подчеркни известные тебе части речи. Вспомни, на какие вопросы они отвечают и что обозначают

  1. Учитель организует проверку правильности выполнения задания.

Активное слушание сказки                                                                      

Слушают сказку.                                                                   Анализируют содержание сказки, отвечают на вопросы учителя, предлагая свои варианты.

Составляют алгоритм выполнения задания (устно)

Самостоятельно выполняют задание на маршрутных листах.

Оценивают выполнение задания и отмечают результат в личном маршрутном листе.

Организация познавательной деятельности

  1. Учитель обращает внимание детей на слово, не подчеркнутое детьми – синонимы.Предлагает выделить его прямоугольной рамкой.

Беседа:

- Что такое синонимы?

- Предложите тему сегодняшнего урока

- Что еще мы можем узнать о синонимах?

2.    Учитель формулирует основные направления учебного маршрута.

- Тема нашего урока - СинонимыНа доске — тема урока.

Сегодня на уроке вы:

- узнаете, что такое «слова-синонимы» и для чего они нужны в нашей речи;

- научитесь узнавать синонимы по признакам и объединять их в группы;

- находить их в предложениях;

3.   Учитель предлагает учащимся выполнить второе задание маршрутного листа.

Задание 2«Разделите слова на группы»

Цель:

- подготовить учащихся к восприятию слов, сходных по значению;

- способствовать расширению активного словаря учащихся;

Карточка

Прочитайте слова. Разделите слова на группы по частям речи. Запишите каждую группу слов.

Слова:

забавный, блестит, озорник, потешный, шалун, сияет, проказник, сверкает, смешной.

  1. Учитель организует оценку правильности выполнения задания учащимися.
  2. Учитель предлагает исследовать группы слов, определив особенности каждой по следующим признакам:
  1. Как звучат?
  2. Как пишутся?
  3. Какой смысл?

Карточки с вопросами размещаются на доске.

- Как называются такие слова узнаем, прочитав информацию по учебнику.

Работа по учебнику (стр.52)

- Какие слова называются синонимами?

- Можно ли назвать слова каждой группы синонимами?

Физкультминутка

Работа по учебнику

Упр. 68 с.53 (устно)

Цель:

- способствовать формированию умения учащихся пользоваться учебником;

- определять общий смысл группы слов;

- строить речевое высказывание.

Учитель организует работу учащихся по учебнику:

- прочитайте задание

- обсудите в парахобщий смысл слов-синонимов

- составьте устно предложение с одним из них

- запишите предложение в тетрадь

Упр.69 с.53

Цель:

- способствовать формированию умения находить слова-синонимы в предложениях и текстах при слуховом восприятии

- расширение активного словаря учащихся, развитие способности строить речевое высказывание.

Учитель: определите, есть ли в тексте стихотворения слова-синонимы?

Беседа

- О чем говорится в этом стихотворении?

- Какие слова помогают слушателю представить образ осинки?

- Прочитайте их.

- Как можно назвать эти слова?

- Почему эти слова можно назвать синонимами?

- Запишите это стихотворение, подчеркните слова-синонимы

- Проверьте правильность выполнения задания.

Выделяют любым цветным карандашом слово «синонимы»

Учащиеся высказывают свои предположения. Сталкиваются с трудностью.

Формулируют тему урока; «На уроке мы узнаем, что означает слово «синонимы».

Варианты ответов детей (на какие вопросы отвечает, почему эти слова так называются и т.д.)

Дети записывают в тетрадь заголовок (Синонимы)

Учащиеся читаютзадание.  Составляют алгоритм его выполнения.

Три человека работают у доски распределяя слова- по группам: существительное, прилагательное, глагол.

Выполняют задание в тетрадях

Оценивают правильность выполнения задания, сравнивая свои ответы с вариантом, предложенным детьми, отвечающими у доски. Отмечают результат в маршрутном листе.

Работа в парах.

Анализируют особенности групп слов по трем признакам.

Каждая колонка анализирует свою группу слов.

Формулируют вывод под руководством учителя: слова каждой группы звучат по- разному, пишутся по-разному, но похожи по смыслу.

Читают определение понятия «синонимы» по учебнику.

Делают вывод: слова-синонимы имеют разное звучание, разное написание, но похожи по смыслу.

Читают задание к упражнению.

Обсуждают в парах варианты ответов.

Составляют устно предложения (по колонкам)

Наиболее удачное учащиеся записывают в тетрадь.

Слушают стихотворение

Определяют основное содержание четверостишья.

Находят в тексте слова:

Зябнет, стынет, дрожит, мерзнет

Слова-синонимы

Определяют слова-синонимы, которые встретились в тексте стихотворения.

Называют основные признаки синонимов, как доказательство выбора этих слов. (относятся к одной части речи, различны по звучанию, сходы по лексическому значению -осинке холодно)

Списывают стихотворение «Осинка»И.Токмаковой.

Подчеркивают слова-синонимы.

Самопроверка.

Подведение итогов

- С какими словами – понятиями вы сегодня познакомились?

- По каким признакам можно определить слова синонимы?

Работа по карточкам

Цель: определить сформированность представления учащихся о понятии синонимы.

Тест

1. Синонимы — это слова, близкие по...

а) по написанию
б) по звучанию
в) по смыслу, значению

2. Определите из трех групп, группу слов-синонимов

а) мама, папа, сестра

б) бросить, кинуть, швырнуть
в) веселый, грустный, радостный

3. Подберите к группе слов еще одно слово-синоним:

тихий, безмолвный, смирный, ….................

а) спокойный
б) шумный
в) быстрый

Домашнее задание

Работа со словарем синонимов.

Составить 3 предложения с любыми словами-синонимами из словаря.

Слова-синонимы

Пишутся по-разному, звучат по-разному, имеют общий, близкий смысл, отвечают на один вопрос.

Самостоятельная работа.

Учащиеся самостоятельно отвечают на вопросы теста.

Записывают домашнее задание.

nsportal.ru

План-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему: Разработка урока по русскому языку. "Слова-синонимы" 2 класс. УМК "Начальная школа ХХI века".

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

Приветствуете учащихся, создаёт позитивный настрой.

- Вот опять звенит звонок, начинается урок! Повторим хором правило, которое помогает нам в учёбе.

- Молодцы! Садитесь на свои места. Запишите «старательно» в тетрадях число, выполните минутку чистописания (образец на доске и в тетрадях). Самые правильные и красивые на ваш взгляд буквы отметьте знаком «+» красным карандашом.

- В стране родного языка

   Не всё известно нам пока.

   Работать мы сейчас начнём

   И сами до всего дойдём.

- Я хочу вам пожелать получить новые знания, вспомнить и применить всё, что вы уже знаете и умеете.

Приветствуют учителя, произносят хором правило «Будем стараться!».

- Мы пришли сюда учиться,

  Не лениться, а трудиться.

  Работаем старательно,

  Слушаем внимательно!

Выполняют минутку чистописания, осуществляют самооценку, сравнивая с эталоном.

(Личностные УУД) Выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое.

 (Регулятивные УУД) Нацеливание на успешную деятельность. 

 

(Коммуникативные УУД) Планировать учебное сотрудничество, позитивный настрой на совместную деятельность.  

II. Актуализация знаний

1. Словарная работа 

Организует проведение словарной работы, ведёт побуждающий подводящий диалог.

-  На какие группы можно разбить слова? (Однажды, сорока, зима, январь, весёлый) (Слайд № 2)

- К какой из этих групп относятся следующие слова? (Ребята, одежда, мороз) 

- Почему?

- Запишите новые словарные слова в словарики, постарайтесь запомнить их написание.

 

- Придумайте с одним из слов предложение. Самые интересные запишем.

 - Можно ли записанные предложения назвать текстом? Почему?

-   А что такое текст?

- Прочитайте то, что написано на слайде. (Слайд №3)

- Это текст?

- Всё ли в этом тексте вам нравится? Что портит текст, делает его однообразным? (Слайд № 4)

- Что нужно сделать, что бы текст стал выразительным?

- Подберите родственные слова к слову «ребята».

- Помогут ли родственные слова решить проблему?

- Можно ли  заменить другими словами слово «ребята»? Какими они должны быть? (Слайд № 5)

- Как называют эти слова?

Отвечают на вопросы учителя, записывают и запоминают новые словарные слова, составляют и

записывают предложения (по выбору). Читают текст, анализируют его в соответствие с заданием.

- Слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением, и словарные слова.

- К словарным словам.

- Нельзя подобрать проверочное слово, надо запомнить написание наизусть.

(Ответы обучающихся, выбор и запись предложений в тетради с комментированием)

 - Нет, потому что предложения не связаны по смыслу.

- Несколько предложений, связанных по смыслу – текст.

- Да, это – текст.

- В этом тексте несколько раз повторяется слово «ребята». Текст не выразительный.

- Изменить слова, написать другие.

- Ребячий, ребятишки, ребятки.

- Нет, не совсем.

- Похожими (близкими) по значению: дети, малыши, ребятишки, детвора.

 (Варианты ответов: - Не знаем;  - Синонимы.)

(Личностные УУД) Выражать положительную мотивации к учению, осознавать успешность (не успешность) в рамках изученного.

(Регулятивные УУД) 

Принимать и сохранять учебную задачу.

(Познавательные УУД)

Уметь осуществлять выбор оснований и критериев для сравнения, ориентироваться в своей системе знаний. 

(Коммуникативные УУД)

Уметь оформлять мысли в устной   форме - полно и точно, формулировать и аргументировать свое мнения, учитывать разные мнения.

III. Постановка учебной задачи (проблемный момент)

Направляет на постановку учебных вопросов, темы урока.

- У нас возникла ещё одна проблема.

Итак, выскажите предположение, о каких словах мы будем сегодня говорить?

-  Тема сегодняшнего урока : Слова –синонимы.(Табличка на доске)

 - Что бы вы хотели узнать о синонимах? Какие вопросы поставим перед собой?

(Таблички с вопросами выставляются на доске:

1.Что такое синонимы?

2.Зачим нужны синонимы?

3.Какие бывают синонимы? Чем они различаются?)

Формулируют учебную задачу в виде вопросов.

 (Варианты ответов: - О словах, близких по значению; - О синонимах.)

(Варианты ответов: -Хотим узнать, зачем нужны синонимы; - Что такое синонимы?;  - Какие бывают синонимы? и др.)

(Личностные УУД) 

Иметь устойчивую учебно-познавательную мотивации к изучению нового.

(Регулятивные УУД) Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не изучали.

(Познавательные УУД)

Ставить и формулировать проблему.

(Коммуникативные УУД)

Уметь строить понятные для партнёров высказывания, учитывающие, что они знают, а что нет.

III. Открытие и усвоение новых знаний и способов действий

1.Работа в группах

Организует работу по группам, корректирует выполнение задания, организует проверку и диалог, подводит к выводу.

- Знакомиться с понятием «синонимы» будем, работая в группах. Помните о правилах работы в группе.

1-ая гр. Ищет значение слова «синонимы» в словаре С. Ожигова

2-я гр. Работает с определением и рубрикой «Тайны языка», «Из истории языка» в учебнике стр.43

3-ая, 4-ая, 5-ая гр. Работают по карточкам (вставить слова близкие по значению в обсуждаемый текст) 

-  Отвечает 1-ая гр. Один от группы.

- Отвечает 2-ая гр.

- Обратимся к таблице с вопросами урока. Сделаем вывод: что такое синонимы?

 (Выставляется табличка:

Синонимы – это слова, близкие по значению и отвечающие на один и тот же вопрос)

- Послушаем варианты текстов, подготовленные 3-ей, 4-ой, 5-ой группами. Удалось ли сделать текст более ярким, интересным?

- Зачем же нужны синонимы? (Выставляется табличка: Синонимы делают текст более ярким, выразительным)

Принимают учебную задачу, работают в группах. Отвечает один человек от группы. Формулируют выводы.

- Синонимы – слова, близкие по значению и отвечающие на один и тот же вопрос.

- Синонимы нужны, чтобы сделать текст более понятным, ярким, интересным.

(Личностные УУД) 

Применять правила делового сотрудничества. 

(Регулятивные УУД)

Учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве.

 (Познавательные УУД) Осуществлять поиск и выделение необходимой информации. Смысловое чтение.

(Коммуникативные УУД)

Учитывать разные мнения. Уметь обосновать собственное мнение.

2) Работа по учебнику. Сходство и различие синонимов.

Организует выполнение  упр.1, организует диалог, подводит к выводу.

- Прочитайте задание упр.1. Как вы его поняли?

- Рассмотрите рисунки, назовите слова, обозначающие действия.

- Как можно назвать эти слова?

-Что объединяет эти слова?

- Чем они различаются? Если вам трудно выразить мыль, прочитайте материал рубрики «Обрати внимание».

- Поместим табличку с этой информацией на доску. (Выставляется табличка: Синонимы различаются оттенками значений)

- Подберите к картинкам синонимы с подходящим оттенком значения. Составим предложения. (Слайды № 6, 7, 8, 9)

-  Запишите предложение с одним из этих слов.

 

Читают задание упр.1. Обсуждают его вместе с учителем, делают вывод. Записывают предложение самостоятельно, по необходимости обращаясь за помощью к учителю.

- Это – синонимы.

- Они близки по значению.

- Они различаются оттенками значений.

 (Регулятивные УУД)

Планировать и осуществлять действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

 (Познавательные УУД)

Анализировать объекты с целью выделения существенных признаков.

(Коммуникативные УУД)

Принимать  возможность разных позиций и точек зрения на какой-либо предмет.

Физминутка

IV. Закрепление знаний и способов действий

1) Первичное закрепление 

(Игра «Встреча» (выбор синонима) Электронное пособие «Академия школьника»)

Организует проведение электронной игры.

Выполняют поочерёдно задание у интерактивной доски.

(Коммуникативные УУД)

Способность выражать позитивное отношение к процессу сотрудничества в общем деле.

2) Работа в парах (по карточкам). Проверка с помощью сигнальных карточек.

Организует работу в парах, осуществляет помощь и коррекцию выполнения задания. Организует проверку с помощью сигнальных карточек зелёного и красного цвета.

Читают и выполняют задание по карточкам в парах.

 Одна пара озвучивает свой вариант выполнения, остальные показывают своё согласие или несогласие с помощью сигнальных карточек («согласен»- зелёная карточка, «не согласен» – красная карточка)

(Личностные УУД) 

Применять правила делового сотрудничества.

(Регулятивные УУД)

Вносить необходимые коррективы в результаты действие после его завершения и проверки.

(Познавательные УУД) Проводить сравнение, сериацию по заданному критерию.

(Коммуникативные УУД)

Осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. Уметь аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

V. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Самостоятельная работа 

по вариантам, с последующей взаимопроверкой, самооценкой.

Организует работу в парах с последующей взаимопроверкой, самопроверкой и самооценкой.

- Хотите ли проверить, как вы усвоили новый материал?

- Прочитайте задание упр.2.

- Как вы думаете, что мы будем тренировать, выполняя это упражнение?

- Выполните задание по вариантам.

- Поменяйтесь тетрадями, проверьте правильность списывания текста и точность выбора синонимов. Исправьте ошибки простым карандашом, обсудите результат с соседом.

- Оцените свою работу, поставьте оценку зелёной пастой. (Слайд № 10)

Выполняют работу самостоятельно по вариантам, обмениваются тетрадями, проверяют правильность списывания текста и точность выбора синонимов, в парах обсуждают ошибки, оценивает свою работу: «5» - без ошибок, «4» - одна ошибка, «3» - 2-3ошибки.

- Будем тренировать умение правильно списывать текст, и точно использовать синонимы.

(Личностные УУД)

Проявлять способность к самооценки на основе критерия.

(Регулятивные УУД)

Осуществлять контроль, коррекцию результатов на основе оценки и учёта сделанных ошибок. Осуществлять самооценку.

 

(Коммуникативные УУД)

Уметь ориентироваться  на позицию партнёра, уважать иную точку зрения. 

VI. Итог урока

1) Рефлексия деятельность

Подводит итог урока, подводит к анализу общих и индивидуальных результатов усвоения материала.

-Давайте подведём итог нашего урока. Ответили ли мы на вопросы урока? Что нового вы узнали?

- Что получилось хорошо?

- Что вызвало затруднение?

- О чём хотели бы узнать подробнее?

- Оцените свою работу на уроке.

(С помощью сигнальных карточек по известной обучающимся шкале: зелёный цвет –«Я всё понял, работал активно и правильно», жёлтый цвет – «Я понял не всё, допускал ошибки»,  красный цвет - «Я понял мало, много ошибался»)

- Вы работали очень хорошо. Подберите синонимы к  этому слову.

Спасибо за работу!

(слайд № 11)

2) Домашнее задание

1-ая группа - стр.45 упр.4

2- ая группа - *Подобрать группу синонимов из 3-4 слов. Составить предложения с синонимами.

Отвечают на вопросы, опираясь на вопросы и ответы урока. Оценивают свой результат с помощью сигналов.

- Чудесно, прекрасно, замечательно, восхитительно, превосходно, здорово, отлично.

(Личностные УУД)

Проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

(Регулятивные УУД)

Осуществлять контрольно-оценочной деятельности.

(Коммуникативные УУД)

 Рефлексия своих действий, как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий.

nsportal.ru

План урока по русскому языку 2 класс на тему "Синонимы и антонимы"

Урок русского языка во 2 классе «Школа Россия»

Тема урока:   Синонимы и антонимы

Цели урока:  Познакомиться с понятиями «синонимы» и «антонимы»,  наблюдать в речи  употребление слов-синонимов и слов антонимов. Упражняться в употреблении в речи слов-синонимов и слов- антонимов.  Учиться подбирать синонимы и антонимы к данным словам.  Развивать орфографическую зоркость, самостоятельность в работе с учебными пособиями.

Оборудование: Наглядное пособие: таблица «Синонимы и антонимы», учебник, тетрадь на печатной основе.

 

                                                    Ход урока:

1. Организационный момент.

- Проверьте готовность  к уроку: учебник,  рабочая тетрадь, тетрадь на печатной основе, ручка, простой карандаш. Сядем все прямо, откроем рабочую тетрадь, положим ее под наклоном.

 2. Минутка чистописания.

ог ог ог аг аг аг го го го га га га ого ага

нога много флаг гора

3.  Изучение нового материала.

3.1  Сообщение темы урока и постановка учебной задачи

- Прочитайте слова на доске.

Синонимы      Антонимы

- Сегодня мы должны с вами узнать, что обозначают эти слова,  научиться их различать и употреблять в  речи.

3.2 Формулировка правила учащимися

- В русском языке есть слова близкие по смыслу и противоположные по смыслу.

- Прочитайте таблицу на доске:

Синонимы

мороз-стужа,

пища – еда

Антонимы

холод - жара

друг - враг

- Сделайте вывод, что такое синонимы, что такое антонимы.

(Учащиеся делают вывод, что синонимы – это слова близкие по смыслу, антонимы – противоположные по смыслу слова).

Так как в учебнике нет определения синонимов и антонимов, вывод записывается в тетрадь.

Синонимы –  слова близкие по смыслу.

 Антонимы – противоположные по смыслу слова.

4. Закрепление изученного материала

4.1Упражнение в распознавании синонимов и антонимов

Учащиеся записывают на доске и в тетради пары слов и определяют синонимы это или антонимы.

Смотреть – глядеть, кислый - сладкий, ходить – идти, мало- много.

4.2  Устное упражнение в подборе антонимов к словам

- Назовите антонимы к словам:

Маленький – ( большой), низкий – (высокий), черный – (белый),  хороший – (плохой), холодный -  (горячий), далеко – (близко), тяжело – (легко), быстро – (медленно), толстый- (тонкий), короткий – (длинный), узкий – (широкий).

Физкультминутка

Каждый день по утрам  (Наклоны вправо и влево)

Делаем зарядку

Очень нравится нам  (Наклоны вперед.)

Делать по порядку:

Весело шагать, (Ходьба на месте.)

Руки поднимать, (Поднимать руки вверх и опускать.)

Приседать и вставать, (Несколько приседаний.)

Прыгать и скакать.  (Несколько прыжков.)

4.3 Работа над упражнением 77 стр. 47.

Прочитай пословицы из словаря В. И. Даля.

Хороша веревка длинная, а речь короткая.

Корень ученья горек, да плод его сладок.

Чему учит народная мудрость?

Какие слова с противоположным значением  - антонимы – употреблены в пословицах?

Учащиеся объясняют смысл пословиц. (От короткой веревки почти никогда нет пользы, нужна длинная веревка. Речь приятно слушать понятную и сказанную коротко. Учиться иногда бывает трудно, но потом это очень пригодится, когда станем взрослыми.)

- Спишите эти пословицы в тетрадь, подчеркните антонимы.

Проверка выполненного задания. Учащиеся называют, какие антонимы они подчеркнули:

Длинная – короткая, горек – сладок.

- Поднимите руку, кто справился с заданием без ошибок.

Физкульминутка.

Зайка серенький сидит (Сесть на корточки.)

И ушами шевелит. (Руки у ушей, имитация движения.)

Зайке холодно сидеть, (Встать.)

Надо лапочки погреть. (Растирать руки друг о друга.)

Раз, два, надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,   ( Легкие прыжки на месте.)

Надо зайке поскакать.

Кто-то зайку напугал, (Быстро сесть на свое место.)

Зайка прыг – и убежал!

.

4.6 Выполнение упражнения

- Прочитайте задание к упражнению:

В каждой группе найди слова с противоположным значением (антонимы). Соедини их линией.

- Выполним это задание все вместе.

Учащиеся читают группы слов и называют антонимы в каждой группе, слова соединяются линиями.

1.Маленький – большой, длинный – короткий.

2.Обман, ложь – правда.

3.Встречать – провожать, расставаться - приветствовать.

4.Быстрый – медленный, неуклюжий – ловкий.

5.Друг – враг, неприятель.

6.Гаснуть-разгораться, зажигаться.

- Назовите синонимы во второй группе слов (обман, ложь).

- Назовите синонимы в пятой  группе слов (враг – неприятель).

- Назовите синонимы в  шестой   группе слов (разгораться- зажигаться).

5. Итог урока. Домашнее задание.

- Какие новые слова узнали? (синонимы, антонимы)

- Что такое синонимы?  (слова, близкие по смыслу)

 - Что такое антонимы?  (противоположные по смыслу слова)

- Благодарю вас за активную работу.

Учитель выставляет оценки наиболее активным детям.

- Остальные тоже молодцы, старались на уроке.

- Посмотрим в учебнике упражнение 16 на странице 73. Прочитайте задание к упражнению. Что вам непонятно?

Задание в упражнении: Напиши к словам антонимы (слова с противоположным значением.)

- Урок окончен.

infourok.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о