Сказки логопедические про язычок – Картотека по логопедии на тему: Сказки о веселом язычке

Картотека по логопедии на тему: Сказки о веселом язычке

С помощью сказок о весёлом язычке можно:

• Познакомить детей с основными органами артикуляционного аппарата: ртом, губами, языком, небом.

• Познакомить с основными движениями языка.

Сказка Н.В.Новоторцевой "О Веселом Язычке".

"Жил-был Веселый Язычок в своем домике. Догадайся, что это за домик.

В домике этом

Красные двери,

Рядом с дверями

Белые звери.

Любят зверюшки

Конфеты и плюшки.

Догадались?

Этот домик - рот. Двери в домики то открываются, то закрываются (рот закрыт, открыт). Непоседливый Язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из Домика (высунуть язык). Вот он пошел погреться на солнышке, отдохнуть на крылечке (язык "лопаткой" на нижней губе). Подул легкий ветерок, Язычок поежился (язык "стрелочкой"), спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язык убрать, рот закрыть). А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по крыше дождь (языком стучим в зубы, произносим "д-д-д-д"). Язычок не скучал дома, напоил котенка молоком. Котенок лакал молочко (водим языком по верхней губе сверху вниз, рот открыт), потом он облизнулся (облизать верхнюю и нижнюю губы справа налево, слева направо) и сладко зевнул (рот широко открыт). Язычок посмотрел на часы, они тикали : "тик-так" (рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка дотрагиваться до уголков рта). Котенок свернулся клубочком. "Пора и мне спать", - подумал Язычок".


Сказка М.Г.Генинг и Н.А.Герман "О Веселом Язычке"

Жил да был Веселый Язычок. А у тебя есть язычок? Покажи. У Веселого Язычка был домик. Домик очень интересный. Что это за домик? Догадался? Это рот. Вот какой интересный дом был у Веселого Язычка. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его дом всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Покажи, где у тебя губы. Видишь их в зеркале? Но кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Здесь Вы должны улыбнуться, так чтобы видны были верхние и нижние зубы.) Как называется эта дверка? Зубы. Покажи свои зубки. Посмотри на них в зеркало.

Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка. Покажи, как она открылась. Да так и осталась стоять открытой. Не закрывай первую дверку, пока я не скажу. (В норме ребенок может удерживать такое положение 5-6 секунд без подергиваний, толчков, уголки губ растянуты симметрично.) А теперь закроем первую дверку. Снова откроем. Закроем. (Повторите это упражнение 3-4 раза. В норме движение выполняется ребенком с полной амплитудой, без затуханий, легко, плавно, достаточно быстро.) Открылись дверки в домике Веселого Язычка, и он высунулся наружу, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался – холодно на улице.

В домике у Веселого Язычка есть постелька, где он спит. Посмотри, как спокойно он спит. (Язык лежит на дне ротовой полости распластанным, без бугорков, спокойно, неподвижно.) Пусть твой язычок так же спокойно поспит. Не буди его, пока я не скажу. (Такое положение также удерживается ребенком в норме 5-6 секунд без толчков и подергиваний, боковые края языка расположены симметрично.) Закроем сначала вторую дверку, а потом первую.

Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать, иногда даже достает до потолка. Потолок в доме Язычка называется нёбо. Пусть твой язычок допрыгнет до потолка и погладит нёбо. А теперь пусть язычок достанет потолок и посидит там немножко. (Движение должно выполняться только языком, без вспомогательных движений губ и нижней челюсти. Рот широко открыт. Спокойно, без подергиваний язык удерживается наверху в течение 5-6 секунд.) Потом Веселый Язычок спустился вниз, опять подпрыгнул до потолка. Спустился. Подпрыгнул… (Упражнение повторяется несколько раз. Ребенок в норме сразу находит правильное положение языка, движения выполняет легко, быстро, с полной амплитудой.) Напрыгался язычок, утомился и пошел спать. Пусть немножко отдохнет.

На следующий день Язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были открыты, Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз (ребенок должен знать направления движения языка, сразу находить нужное положение, стараться выполнить их в полном объеме), почувствовал, что стало холоднее и ушел в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем и вторая. Вот и вся сказка про Веселого Язычка.


Поваляева М.А. Справочник логопеда.

"Сказка о весёлом язычке":

За алыми губами за белыми зубами жил-был Веселый Язычок. Его домиком был рот. Он крепко спал, укрывшись белым одеялом (язычок лежит на нижней губе, губы улыбаются так, чтобы хорошо были видны верхние зубы).

Спят усталые игрушки, куклы спят.

Одеяла и подушки ждут ребят.

Даже сказка спать ложится,

Чтобы детям всем присниться.

Глазки закрывай, баю-бай (учить удерживать язычок под счет до 10).

Каждое утро он просыпался, потягивался, широко открывал окошко и смотрел, какая погода: он смотрел на небо, ярко светит солнышко (поднять кончик языка к верхней губе). — Здравствуй, солнышко-колоколнышко! Посмотрел на землю — травушка-муравушка растет, ручеек течет (содержание видоизменяется в зависимости от состояния погоды, времени года. Предложить по картинке на каждое время года).

Осенью:

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад.

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Зимой:

Белый снег, пушистый.

По ветру кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

Весной:

Травка зеленеет,

Солнышко блестит.

Ласточка с весною

В гости к нам летит.

Посмотрел направо, налево (повторить несколько раз, передвигая кончик языка из одного уголка рта в другой) и побежал делать зарядку: лег на коврик (широко распластанный язычок лежит на нижней губе так, чтобы край губы был хорошо виден) и поднимает свой хвостик вверх, опускает вниз, вверх-вниз (повторить от 4 до 8 раз, в зависимости от возраста и физического состояния детей).

Посмотрел на часы: который час (ритмичное перемещение кончика языка из одного уголка рта в другой). Пора умываться:

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам.

Пусть болезни нас боятся,

Пусть они не ходят к нам.

(Улыбнуться, подставить ладони, сложенные лодочкой, открыть водичку и спеть ее песенку — С-С-С):

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтоб глазки блестели,

Чтоб щечки краснели,

Чтоб смеялся роток

И кусался зубок.

Теперь нужно почистить зубки.

Этой щеткой чистим зубы,

Этой щеткой — башмаки,

Этой щеткой чистим брюки —

Все три щетки нам нужны.

Привел Язычок себя в порядок и сел завтракать.

Самовар кипит, просит чай всех пить.

Чай горячий, подуем на него.

(Предлагаем подуть на кончик широкого язычка, в межгубном положении, что способствует выработке сильной, целенаправленной воздушной струи).

Для постановки диафрагмально-речевого дыхания, используется фраза и тактильно-вибрационный контроль. Глубокий вдох, на выдохе произносим: Ах, какой душистый, ароматный (словарь подбирается с учетом произносительных возможностей каждого ребенка в отдельности).

Наелся блинов, напился чаю. Спасибо. Все было очень вкусно! Посмотрел Язычок на себя в зеркало и увидел, что губы выпачканы вареньем.

При этом можно закрепить навыки словообразования: Ты с каким вареньем ел блины? Из слив — сливовое, яблок — яблочное, груш — грушовое, клубники — клубничное, малины — малиновое и т. д.

«Оближи варенье». (Широким язычком закрываем верхнюю губу и облизываем ее сверху вниз, при этом губы улыбаются, зубы видны.) Дозировка от 4 до 8 раз. 

Пора на прогулку:

Вышел Язычок. Видит, стоит его любимая лошадка. Подошел он к ней и говорит:

Я люблю свою лошадку.

Причешу ей шерстку гладко.

Гребешком приглажу хвостик.

И верхом поеду в гости.

Улыбнуться, присосать спинку язычка к твердому небу — поехали (имитируем езду на лошадке).

Если ребенок маленький, то желательно усадить его на колени лицом к себе и, взяв его за руки, отправляться в путешествие вместе, имитируя скачку не только язычком, но и коленями, что повышает эмоциональный настрой ребенка, сближает со взрослым. Стихотворение используем более легкое, простое:

Я залез на коня

И держусь руками.

Посмотрите на меня.

Я поеду к маме.

«Останови лошадку». (Сильно подуть на плотно сомкнутые губы, вызывая их вибрацию.)

ВСЁ! (Это уже от меня: обратно язычок может поехать на поезде "У-У-У", уплыть на пароходе "Л-Л-Л", уехать на мотоцикле "ДР-Р-Р", снова поскакать на лошадке...)

Герасимова А. С. и др.

Сказка о Веселом Язычке. (+ развитие голоса)

   Жил на свете язычок. Был у него свой домик.

   Домик назывался ротик. Домик открывался и закрывался. Посмотри чем закрывался домик. (Взрослый медленно и четко смыкает и размыкает зубы). Зубами! Нижние зубы - крылечко, а верхние зубы - дверка.

   Жил Язычок в своем домике и часто глядел на улицу. Откроет дверку, высунется из нее и опять спрячется в домик. Посмотри (Взрослый показывает несколько раз широкий язык и прячет его). Язык был очень любопытным. Все ему хотелось знать.

   Увидит, как котенок молоко лакает, и думает: "Дай-ка и я так попробую". Высунет широкий хвостик на крылечко и опять спрячет. Высунет и спрячет, высунет и спрячет. Сначала медленно, а потом быстрей. Совсем как у котенка получается. А ты так умеешь? А ну-ка, попробуй!

   А еще любил Язычок песни петь. Веселый он был. Что увидит и услышит на улице то и поет. Услышит, как дети кричат "а - а - а", откроет дверку широко - широко и запоет: "А - а - а".Услышит, как лошадка ржет "и - и - и", узенькую щелку в дверке сделает и запоет: "И - и - и".Услышит, как поезд гудит "у - у - у", кругленькую дырочку в дверке сделает и запоет: "У - у - у".Так незаметно у Язычка и день пройдет. Устанет Язычок, закроет дверку и спать уляжется.

      Вот и сказке конец.


СКАЗКА О ВЕСЕЛОМ ЯЗЫЧКЕ (к сожалению не знаю автора)

Рот - домик, губы - двери.

А кто живет в этом домике?

В этом домике, дружок,

Живет Веселый Язычок.

Ох, и шустрый он мальчишка,

И немножко шалунишка.

(Рот открыт, язык несколько раз показывается «стрелочкой»).

Наш Веселый Язычок

Повернулся на бочок.

Смотрит влево, смотрит вправо...

А потом опять вперед,

Тут немного отдохнет.

(УПРАЖНЕНИЯ «ЧАСИКИ», «ЗМЕЙКА».)

Приоткрыл Язык окно,

А на улице тепло.

Язычок наш потянулся,

Широко нам улыбнулся,

А потом пошел гулять,

На крылечке загорать.

(УПРАЖНЕНИЯ «УЛЫБКА», «ЖАЛО», «СТРЕЛОЧКА».)

На крылечке полежал,

На качели побежал.

Вверх взлетел он смело…

Но пора за дело.

(УПРАЖНЕНИЯ «ЛОПАТОЧКА», «КАЧЕЛИ».)

Поспешил к себе во двор,

Чтобы починить забор.

Быстро взялся он за дело,

И работа закипела.

(УПРАЖНЕНИЕ «ЗАБОРЧИК».)

Гвозди, молоток и клещи -

Нужные плотнику вещи.

Молоток стучит «тук-тук!»,

Язычку я лучший друг.

(Рот закрыт. Зубы обнажены. Напряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно повторяя «т-т-т»).

Вот и банка с краской рядом.

Обновить заборчик надо.

Стала кисточка плясать,

Наш заборчик не узнать.

(УПРАЖНЕНИЕ «МАЛЯР».)

Язычок наш кончил дело.

Отдыхать он может смело,

- Я с лошадкой погуляю,

На гармошке ей сыграю.

Погоняю я в футбол

И забью в ворота гол.

Очень сложная задача -

Загонять в ворота мячик.

(УПРАЖНЕНИЯ «ЛОШАДКА», «ГАРМОШКА», «ФУТБОЛ».)

Скрылось солнце за горой,

Язычок пошел домой.

Дверь он запер на замок.

Лег в кроватку и умолк.

(УПРАЖНЕНИЯ «ГОРКА», «ЛОПАТОЧКА».)

Сказка про Язычок.

Этот маленький дружок –

Твой весёлый Язычок.

Чтоб он ловким был, умелым,

Чтобы слушался тебя,

Каждый день зарядку делай

Перед зеркалом, шутя!

Наша сказка – вам подсказка,

Ведь зарядку каждый день

Должен делать непослушный Язычок,

Забыв про лень.

Вот проснулся Язычок

Выглянул в окошко.

Видит: спинку выгнула

Розовая кошка.

Улыбнуться, приоткрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам, спинку языка выгнуть. Удерживать в таком положении на счёт 5.

Расстелил половичок

На крылечке Язычок.

Взял он клещи,

Взял топор

И пошел чинить забор.

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язы на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении на счёт от 1 до 5 - -10.

Д – д – д – д – д – д – стучит молоточек

Т – т – т – т – т – т – вот забит гвоздочек.

Светит солнышко с утра – в гости к тётушке пора!

Улыбнуться, открыть рот. Постучать кончиком языка по верхним зубам. Многократно и отчетливо произносить сочетание звуков "дддд" и "тттт"

Тетушка Щёчка

Племянника ждёт,

Блинчики с маком

К обеду печёт.

Кашку сварила, чай заварила,

Даже варенья банку открыла.

Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и , пошлёпывая его губами произносить "пя – пя – пя"

На лошадке по дороге

Скачет Язычок,

И копытами лошадка -

Цок, цок, цок, цок, цок,.

В горку медленно идёт:

Цок     цок     цок     цок     цок.

А с горы стрелой несётся:

Цок – цок – цок – цок – цок.

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком язык. Сначала медленно, зетам быстрее.

Тётушка племянничка

Весело встречает.

Чай ему с вареньем

Тут же предлагает.

Ах, какое вкусное,

Сладкое варенье,

Да и каша манная –

Просто объедение –

Ням – ням – ням – ням.

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, совершая движения языка слева направо и сверху вниз.

Под окошком – блл, блл, блл –

Индюки болтают.

Индюшачьей речи

Никто не понимает.

На качели индюки

Весело кивают.

Покататься Язычку

"Блл, бллл!" – предлагают.

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и совершать движения широким передним  краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, затем увеличить темп и включить голос, пока не не послышится сочетание "Бл – бл – бл" ("болтушка").

Ну – ка, детки, с Язычком

Вместе покатаемся!

Поиграем в паровозик

И поулыбаемся: "И – у! И – у! И – у!"

Раздвинуть губы в широкой улыбке, затем вытянуть в трубочку. Чередовать 6 раз.

Дайте Язычку дуду

И ещё пять шариков

Покатать комариков!

Надуваем шарики:

"Садитесь, комарики!"

Предложить ребёнку длительно произносить звук "шшш". Обратить внимание на то, что при произнесении звука "ш" передний край языка находится за верхними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя воздуха тёплая.

Вот интересная игра –

Воздушный Колобок.

Из щёчки в щёчку покатать

Его не каждый мог.

Приоткрыть рот, языком поочерёдно упираться в щёки, "выдавливая" шарики.

Ой, потемнело

Все вокруг,

Сильный вихрь

Поднялся вдруг.

Язычок затрепетал,

Задрожал и затрещал:

Бррр – бррр – бррр…

Положить широкий язык на нижнюю губу, с силой подуть на неё, вызывая вибрацию кончика языка. Выполнять в течение 10 сек.

Ох, устал наш Язычок,

Лёг в кроватку на бочок;

Пя – пя – пя – пя – пя – пя

Отдыхаем все, друзья!

Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить: " пя – пя – пя". Выполнять упражнение в течение 10 сек.

 

nsportal.ru

Сказка о Веселом Язычке - веселая логопедическая игра.

Сказка о Веселом Язычке.

В небольшом, но очень красивом домике жил-был Веселый Язычок. Вот такой.

показываем и прячем язык, открывая и закрывая рот.

Он был маленький и очень веселый.

Ему обычно не сиделось на месте. То он выходил во двор и там бегал высунуть язык, приоткрыв рот и подвигать им из стороны в сторону.

То поднимался в гору поднять кончик языка вверх, пытаясь дотянуться до носа.

Или скатывался с горки вниз. Высунуть язык, опустив его кончик вниз, проведя от нижней губы по направлению к подбородку.

А еще Веселый Язычок умел менять свой внешний вид.

Он мог стать то узеньким и длинным показать узенький язык. А то становился широким как лопатка. Расслабить мышцы языка, положить его на нижнюю губу, приоткрыв рот. Или вообще сворачивался трубочкой. Показать как.

Веселый язычок был аккуратным хозяином

и часто убирал в своем домике. Он подметал пол из стороны в сторону и из глубины к дверям. Провести кончиком языка по нижнему небу справа налево, а потом с внутренней части по направлению к челюстям.
Потом принимался обметать и потолок. Те же движения языком делать по верхнему небу. Справа налево. И из глубины неба к зубам, по центру, а потом по бокам.

Не забывал и о стенах дома. Те же движения по внутренней части щек.

Но особенно Язычку нравилось красить забор, который стоял вокруг его домика. Сначала он красил внутреннюю часть забора провести языком по внутренней части верхних зубов сначала справа налево, а потом последовательно по зубкам от их корня к краю. И то же по нижним зубкам.

Вот какой теперь красивый забор. А что же наш Язычок забыл покрасить забор с внешней его стороны? Давай ему поможем. Движения языком по внешней стороне зубов от края до края, а потом вертикальные движения. Сначала верхние зубы, потом нижние.

Когда Веселый Язычок хотел повеселиться,

он принимался за расширение границ своего домика. Не знаешь, как он это делал? А вот так. При закрытом рте проводить языком по верхней челюсти, между губой и зубами. Натягивая и выпячивая кожу верхней губы как бы надувая ее. Аналогичные движения и с нижней губой.

Больше всего Язычок, бесспорно, любил надувать свой домик как шарик, а потом исправлять стенки дома, чтобы они не растянулись. Надуть воздухом пузырь в щеках и руками разбить его. Ох, и весело же тогда было Веселому Язычку! Вот так, вот так. Особенно он любил наблюдать, какой смешной звук при этом вырывается изо рта.

Чтобы стенки домика оставались гибкими и эластичными, он тренировал, их как спортсмен. Надувал воздухом, а потом втягивал стенки вовнутрь. Вот так. Надуть пузырем щеки на выдохе, а на вдохе втянуть их внутрь, чтобы видны были ямки или очертания челюстей.

Ох, и любил же Веселый Язычок побаловаться!

Знаешь, как он играл с дверью домика? Он просто хлопал ею, открывая и закрывая по много раз. Вот так. Раз, два, три, четыре..
Открывать и закрывать рот медленно или быстро, вытягивая губы вверх-вниз, или вправо-влево, открывая рот широко или чуть-чуть. Он делал это по-разному. Мог резко открыть, громко хлопнув дверью, особенно когда закрывал ее. Открывать и закрывать рот со звуком

А в другой раз любил лишь тихонько приоткрыть дверцу, чтобы никто не видел, что он выглядывает во двор. Иногда делал щелочку высокой, а иногда – широкой и узенькой. А когда ждал гостей, то широко распахивал двери домика, приглашая в гости: «Заходите, пожалуйста. Жду».

А как ты думаешь, Кто приходил в гости к Веселому Язычку?
Что они делали и как играли?
Чем угощал Язычок своих гостей? –
Дайте малышу проявить фантазию и продолжить сочинять сказку.

Дорогие родители!

Вы можете эту сказку менять на свой лад.
Можно не все упражнения выполнять за один раз, разделить логопедические занятия с ребенком на несколько сессий. Главное – интерес.
Как только вы видите, что ваш проказник отвлекается, медленнее или не так старательно выполнет движения, «сворачивайте» сказку и заканчивайте занятие.

Играя с малышом 2-3 лет, вообще не акцентируйте внимание на качестве выполнения движений. На этом этапе важно, чтобы он научился сознательно руководить движениями языка, губ, щек.

Занимаясь с ребенком 4-5 лет, уже добивайтесь тщательности выполнения движений.

Обратите внимание на то, что эту сказку замечательно можно использовать и для многих других обучающих задач.

— Обучению счету – сколько раз сделать одно упражнение

— Ориентировке в пространстве – право — лево, вверх-вниз, внешняя и внутренняя сторона.

— Ориентировке во времени – быстро медленно, сильно — легко.

— Развитие фантазии, творчества, расширение словарного запаса. Если ваш сын или дочка проявляют инициативу и придумывают другой сюжет и другие движения — поддержите их начинания.

С точки зрения взрослого цель этой сказки — развитие мышц речевого аппарата. Дифференцирование и осознанность движений. Все остальное — игровой сюжет.

Сказу можно проигрывать

— сидя друг против друга. Посматривая друг на друга, и копируя движения.

— А можно уютно усевшись, все эти баловства проделывать у зеркала.

Очень весело будет и взрослым и детям!

Будьте готовы к тому, что малышу захочется заняться такой гимнастикой и в общественном транспорте, и при ваших гостях. Одна девочка жаловалась мне, что папа наказал ее, когда она стала показывать ему в троллейбусе, как в садике училась красиво говорить. Ей было важно уточнить кто прав – папа, который говорит, что кривляться и облизывать губы нельзя. Или я, которая учу детей этому.

Так что нам, взрослым, нужно всегда быть начеку, готовыми к самым неожиданным вопросам наших юных вундеркиндов.

Главное, помните,

логопедические занятия с детьми мы только официально так серьезно называем. А фактически это прекрасное веселое времяпрепровождение с нашими любимцами. Причем, с большой пользой и удовольствием для всех участников.

Автор: Мария Ратушняк — детский психолог

www.baby.ru

Сказки про язычок - логопедия, уроки

Как язычок пил чай с друзьями.

Логопед. Язычок давно не видел своих старых друзей, и вот однажды он пригласил их на чаепитие. Язычок взял глубокую тарелку (открыть широко рот и удерживать под счет до 5) и стал замешивать тесто (протискивать язык между зубами вперед-назад). Когда тесто было готово, Язычок поставил его на окошко (открыть широко рот и удерживать под счет до 5). Скоро тесто стало подниматься и пыхтеть (набрать воздуха через нос и плавно вытолкнуть через губы, послышится глухой звук (п)). Выложил Язычок тесто на стол и стал лепить пирожки (высунуть широкий язык, поднять края языка и удерживать между губами, получилась свернутая трубочка). Внутрь каждого пирожка Язычок малиновое варенье (облизать губы слева направо и справа налево) и поставил их в печь (открыть широко рот и удерживать под счет до 5).

Потом Язычок достал 5 красивых чашек (рот открыть, поднять язык вверх и загнуть боковые края, чтобы получилась чашечка), налил воды в чайник (улыбнуться и произнести: «с-с-с») и поставил на огонь. Быстро закипела вода (улыбнуться и произнести: «ш-ш-ш»). Скоро подрумянились и пирожки (высунуть широкий язык, поднять края языка и удерживать между губами, получилась свернутая трубочка).

Вдруг кто-то постучал в дверь (произнести: «т-т-т»). Это пришли гости: Мишутка (надуть щеки и удерживать под счет до 5), лисичка-пушистый хвостик (положить широкий язык на нижнюю губу и 5 раз загнуть кончик вверх), Белочка-прыгунья (улыбнуться и произнести: «ц-ц-ц»), Зайка-побегайка (закусить нижнюю губу, верхнюю губу поднять вверх, обнажив передние верхние зубы). Усадив Язычок гостей за стол и стал их угощать горячим чаем с пирожками (рот открыть, поднять язык вверх и загнуть боковые края, «Чашечка»; затем высунуть широкий язык, поднять края языка и удерживать между губами, получилась свернутая «Трубочка»)

Как язычок день рождение отмечал.

Логопед. Сегодня у Язычка был день рождения, и родные решили устроить ему настоящий праздник. Сначала нужно было хорошенько убраться в доме. Папа достал пылесос и начал чистить ковры (произносить «ж-ж-ж»). Старшая сестренка стала вытирать пыль со шкафов (двигать языком вправо-влево по верхней губе). Кот Тимофей ходил по дому и вилял пушистым хвостом, будто помогал готовиться к празднику (улыбнуться, язык дотрагивается сначала до верхних зубов, потом до нижних). Вскоре папа свернул ковры в трубочку (боковые края загнуты, образуя трубочку) и начал мыть полы (облизать губы сначала слева направо, потом справа налево).

Когда все в доме заблестело, из магазина вернулась мама. Она купила муку, яйца, сахар и молоко. Вся семья стала помогать готовить торт к празднику. Замесили тесто (упираться языком в левую и правую щеки). Из крема сделали маленькие розочки (5 раз втянуть щеки между зубами и в конце удерживать под счет до 10). Поставили торт в печь выпекаться (вдохнуть носом, открыть рот и произнести «Ха», повторить 10 раз). Через несколько минут получился большой, красивый торт (рот открыть, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать под счет до 10).

Мама и дочка украсили комнату разноцветными шарами (надувать поочередно сначала левую, потом правую щеку). Скоро вернулся Язычок из школы. Он привел с собой друзей. Все сели за стол. Внесли торт. Язычок набрал побольше воздуха и надул все свечи (вдохнуть носом и сильно подуть, повторить 5 раз). Весело и шумно было в тот день. Все смеялись, улыбались, поздравляли Язычка с днем рождения.

Как Язычок ходил в гости к Белочке.

Логопед. Однажды Язычок решил навестить Белочку. Он собрал целую корзинку орехов, ягод и грибов. Вот таких (упражнение «Грибок»). И отправился в гости. Язычок шел по тропинке и прислушивался к лесным звукам. «Ку-ку, ку-ку». Кто это?(Кукушка) Как кукует кукушка? (Ку-ку) Что делает кукушка? (Кукует) «Д-т, д-т». Кто это? (Дятел) Как стучит дятел? («д-т, д-т») Что делает дятел? (Стучит) «уф-уф,уф-уф» Кто это? (Сова) Как ухает сова? («уф-уф») Что делает сова? (ухает).

Долго шел Язычок. Он слышал, как шумит в лесной чаще медведь («о-о-о»), как воет голодный волк («у-у-у»), как фыркает ежик («ф-ф-ф»). Около самой высокой сосны Язычок остановился. Он 5 раз постучал по дереву (имитация звука) и из дупла выглянула Белочка. Она быстро спустилась вниз и поприветствовала Язычка своим пушистым хвостом. Вот так (упражнение «Качели»). Язычок подарил Белочке корзинку с орехами, ягодами и грибами. Вот такими (упражнение «Грибок»). Белочка очень обрадовалась (упражнение «Улыбочка»). Она проводила Язычка в свой домик и угостила вкусными блинами с вареньем (упражнение «Варенье»). Когда Язычок все съел, Белочка налила ему в чашечку горячего чая из душистых трав (упражнение «Чашечка»). Поужинав, Язычок умылся (упражнение «Варенье») и стал рассказывать белочке веселые истории (упражнение «Улыбочка»).

Как Язычок варил грибной суп

Логопед. Язычок проснулся рано. Он встал с постельки и начал потягиваться сначала вверх, а потом вниз (упражнение «Качели»). Размял бока (упражнение «Часики»). Потом вычистил зубки: сначала верхние, а потом нижние (упражнение «Почистим зубки»). Позавтракал. Надел теплую курточку, шапку, повязал шарфик. Взял с собой зонтик и корзинку. Сел на лошадку и поехал в лес (упражнение «Лошадка»).

В лесу он нашел много разных грибов. Вот такие («упражнение «Грибок»). Вскоре набежали тучки и пошел дождик. Язычок раскрыл зонтик, сел на лошадку и поехал домой (упражнение «лошадка»). Дома он сварил грибной суп и за обедом съел целую тарелку (упражнение «Варенье»). Лег на кроватку и заснул крепким сном. Вот как устал Язычок.

Как Язычок навещал любимых питомцев

Логопед. На улице стало холодно. Птицы улетели в теплые края. С деревьев опали последние листочки. Совсем скоро наступит зима. Язычок решил поехать в деревню. Он запряг лошадку, сел в телегу и медленно поехал по дорожке (упражнение «Лошадка» в медленном темпе). В деревне Язычок сначала навестил маму-свинью, возле которой тихо-мирно спали десять маленьких розовых поросят (упражнение «Лопаточка»), затем он зашел в курятник. Высоко на насесте сидела курица, а под ней взад и вперед ходили желтенькие пушистые цыплята (упражнение «Часики»).

В огороде Язычок увидел, как козел, потряхивая бородой, ел созревшую капусту (двигать нижней челюстью и губами, как при жевании). Вдруг Язычок услышал, как кто-то зевнул. Он подошел к старой березе и около будки заметил лохматую собаку (зевнуть 3-4 раза). Неподалеку ходил кот Василий, он испугался проснувшийся собаки и тотчас выгнул свою серенькую спинку (упражнение «кошечка сердится»). Язычок покормил всех животных, убрал опавшие осенние листочки, собрал последний урожай и довольный поспешил обратно домой (упражнение «Лошадка» в быстром темпе)

Как Язычок играл с друзьями зимой

Логопед. Наступила зима. Язычок вышел на улицу и увидел сотни пушистых снежинок, которые словно в танце кружились в воздухе (круговые движениями языком по губам сначала вправо, затем влево, повторить 5 раз). От удивления он широко улыбнулся и открыл рот (упражнение «Улыбочка», «Окошко»). Во дворе выпало много снега (удерживать открытым рот в течение 30 с), и Язычку очень захотелось поиграть с друзьями. Он подошел к заборчику (упражнение «Заборчик») и стал их созывать: «Зоя, иди играть!» (повторять фразы отчетливо)

Быстро сбежались ребята во двор и стали играть в разные игры. Зоя каталась с горки на санках (упражнение «Горка»: язык упирается в нижние зубы и выгибается дугой изо рта). Зина кружилась на коньках по льду (язык лежит посередине верхней губы; облизать губы 1 раз слева направо и 1 раз справа налево, повторить 5 раз). Захар слепил три снежных кома для снеговика (надуть левую щеку, затем правую, потом обе одновременно). Саша и Сема весело играли в снежки (упираться языком влево, затем вправо с внутренней стороны щеки). А Света каталась на лыжах то вперед, то назад (упражнение «Иголочка»: вытянуть острый язычок изо рта и втянуть его обратно. Повторить 7-8 раз)

Целый день играли ребята и совсем не заметили, как наступил вечер. Пора было прощаться: «Прощай, Зоя!» (Повторить фразы с отчетливым произношением звуков (з), (зь), (с), (сь).) «Прощай, Зина! Прощай, Захар! Прощай, Саша! Прощай, Сема! Прощай, Света!» Проводив друзей, Язычок устало зевнул (широко зевнуть) и медленным шагом пошел к домику (упражнение «Окошко»).

Как Язычок готовился к Новому году.

Логопед. Запорошило снегом все дороги и тропинки. Медленно-медленно пробирается Язычок сквозь сугробы прямо в лес (язык упирается изнутри рта в щеки в разных направлениях). Еще сильнее стал дуть холодный, морозный ветер («у-у-у»), еще громче зашумели ветки деревьев («ш-ш-ш»). Страшно, холодно Язычку. Спрятал он носик под воротник шубы и стал его согревать («х-х-х» - дуть теплым воздухом на ладошку). Долго искал Язычок в лесу елочку на праздник. Он слышал, как ухали совы («Уф,уф,уф»), как тяфкали в норе маленькие волчата («о-о-о» - звук произносится с носовым оттенком, для этого надо прижать корень языка к мягкому небу).

Наконец неподалеку Язычок приметил мохнатую елочку (открыть рот, приложить острый кончик языка к верхней губе и удерживать в течение 10 с). Он подошел к ней, достал топор и начал рубить («д-т-д-т»). Скоро упала елочка прямо в снег (удерживать тонкий язычок на верхней губе, затем плавно переместить на нижнюю губу, повторить несколько раз). Положил язычок елку в сани и поехал домой (облизывать губы слева направо, потом справа налево).

На елочку пришли полюбоваться лесные жители: Лисица, Волк, Медведь, Заяц, Еж. Они столпились около Язычка и стали помогать украшать елочку к празднику. Лисица повесила на елочку большой красный шар 9открыть широко рот и удержать ), Волк протянул по веткам разноцветные бусы (рот закрыт, губы медленно растягиваются в улыбке), Заяц повесил колокольчик (рот открыт, двигать языком влево -вправо внутри ротовой полости), Еж поставил под елочку гармошку для Деда Мороза (присосать язык к небу и двигать нижней челюстью, растягивая уздечку), а Медведь надел на самую верхушку пятиконечную звезду (сложить ладошки обеих рук вместе и сильно растопырить пальцы).

Красивая, нарядная стояла елочка во дворе. Вдруг звери услышали топот чьих-то ног (топ-топ-топ). Это пришел Дед мороз. Весело и шумно стали праздновать звери и Язычок приход Нового года (улыбнуться . обнажив зубки, открывать и закрывать рот под счет до5).

Как Язычок лепил снеговика.

Логопед: Однажды в зимний день Язычок выглянул в окошко (открывать и закрывать рот под счет до 5) и очень у

«Артикуляционная

гимнастика для детей

в сказках»

kopilkaurokov.ru

Материал по логопедии (средняя группа) по теме: Сказки о весёлом Язычке

Учитель-логопед Подоплелова С.  В.

Сказки о языке

Генинг М. Г., Герман М. А. Воспитание у дошкольников правильной речи

 

    Жил на свете язычок.  Был у него свой домик.  Домик назывался ротик.  Домик открывался и закрывался. Посмотрите, чем закрывается домик.  Логопед медленно, четко смыкает и размыкает зубы.

Логопед: Чем закрывается домик?

Дети: Зубами.

Логопед: Правильно! Нижние зубы – это крылечко, а верхние зубы – дверка.

   Жил Язычок в своем домике и часто на улицу глядел.  Откроет дверку, высунется из нее и опять спрячется в домик. Посмотрите! Логопед показывает несколько раз широкий язык и прячет его.

   Язычок был очень любопытный. Все ему хотелось знать. Увидит, как котенок лакает молоко, и думает: дай-ка я так попробую! Высунет широкий хвостик на крылечко и опять спрячет. Высунет и спрячет, высунет и спрячет.

   Высунем язычок все вместе! А теперь спрячем его. Сначала медленно, а потом быстрей, быстрей. Совсем как у котенка получится. Посмотрите! Логопед делает лакательные  движения .  Полакаем молоко теперь все вместе! Дети повторяют упражнение.

 

   А еще Язычок любил песни петь. Веселый он был. Что увидит и услышит на улице, то и поет. Услышит, как дети кричат «А-А-А», откроет дверку широко-широко и запоет: «А-А-А». Услышит, как лошадка ржет «И-И-И», узенькую щелку в дверке сделает и запоет: «И-И-И». Услышит, как поезд гудит «У-У-У», кругленькую дырочку в дверке сделает и запоет: «У-У-У».

    Так у Язычка незаметно и день пройдет. Устанет Язычок, закроет дверку и спать уляжется. Вот и сказке конец.

   Сидел  раз Язычок в домике и стал хвастаться: «Я умею петь песни тихо, без голоса, и звонко, с голосом. Все эти песенки слышны в словах, которые говорят люди. Я умный-преумный! Вот какой я молодец!»

   Услыхали Губы, как Язычок хвастается, и рассердились.  «Вот как! Только ты один умный! Только ты умеешь песни петь! Мы тоже умеем песни петь. И наши песни тоже слышатся в словах, которые говорят люди. Вот послушай!»

   Губы сомкнулись, пустили теплый  ветерок и тихо, без голоса, запели: «П-П-П». Как запели губы?

   Потом они включили голос, пустили теплый ветерок и звонко-звонко запели: «Б-Б-Б».

   Губы стали широко открывать домик-ротик и запели тихо, без голоса» «Па-па, папа». Как запели губы? Затем они включили голос и звонко-звонко запели: «Ба-ба». Губы всё пели. Они звонко пели: «Би-би-би», так же сигналит машина. Дети повторяют «би-би-би». И вдруг Губы запели тихо: «Пи-пи-пи» как маленькие цыплята на дворе. Дети повторяют «пи-пи-пи».

   Язычок внимательно слушал, как пели Губы. Ему стало стыдно, что он хвастался. Песни Губ ему очень понравились, и он попросил, чтобы Губы ещё раз спели все свои песенки.

   Давайте и мы с вами споём эти песенки.

Артикуляция звуков  К, Г

   Долго сидел Язычок без дела. Решил он пошалить, покувыркаться. Он опустил хвостик вниз, выгнул свою спинку и стал спинкой тихо, без голоса, стучать в потолок своего домика: «К-К-К». Как стучал Язычок? Потом язычок включил голос и стал звонко-звонко, с голосом стучать своей спинкой в потолок: «Г-Г-Г». Как стучал Язычок?

   Затем Язычок широко открыл домик и запел тихо, без голоса: «ка-ка-Катя». Он включил голос и звонко-звонко запел: «га-га-Галя».

   - Оказывается, можно петь песни не только хвостиком, но спинкой, - подумал Язычок. И Язычок стал придумывать стишки на эти песенки.

Артикуляция звука Х

   Кувыркался, кувыркался Язычок, шалил, шалил, стучал спинкой в потолок то тихо «к-к-к», то звонко «г-г-г». Как он стучал? И, наконец, так устал, что незаметно для  самого себя задремал. А хвостик у него так и остался опущенным вниз, спинка – поднятой горбом, только до потолка она уже не доставала. Задремал Язычок и стал похрапывать и из домика теплый ветерок выпускать: «х-х-х».  Как похрапывал Язычок? Похрапим все вместе.

   Но скоро Язычок проснулся, наверное, от собственного храпа, и стал хвастаться: «Даже во сне я умею песни петь. Опять я новую песенку придумал – «х-х-х». Эта моя песенка слышится в человеческом смехе. Некоторые люди смеются «ха-ха-ха», а другие  «хи-хи-хи». Посмеёмся все вместе: ха-ха-ха, хи-хи-хи.

   А теперь будем придумывать стишки с этой песенкой.

Артикуляция звуков  Т, Д

   Однажды Язычок сидел в своём домике. Он поднял хвостик и стал тихо, без голоса, стучать хвостиком в верхнюю дверку: «т-т-т». Как стучал язычок?

   «Это новая песенка, она поется тихо, без голоса, - сказал Язычок. – Попробую я включить голос и постучать в верхнюю дверку». Он включил голос и звонко-звонко застучал в верхнюю дверку: «д-д-д». Как стучал Язычок?

   Потом Язычок широко открыл свой домик-ротик и начал стучать хвостиком тихо, без голоса. «Та-та-та», - запел Язычок. Это песенка барабана.

Артикуляция мягких согласных

   Однажды Язычок сидел в своем домике. Ему стало скучно. Он приоткрыл свой дом и запел песенку весёлого барабана: «та-та-та». Он пел её легко, не напрягаясь, и песенка звучала твердо, как барабанная дробь. Как пел язычок? Дети повторяют: «та-та-та».

   Потом  Язычок  подумал: «А если я спою эту песенку с напряжением мышц?» Он сделал шаг назад, опустил хвостик, поднял спинку и крепко-крепко прижался к потолку.  «Тя-тя-тя», - запел Язычок. Теперь это была не песенка весёлого барабана, а новая песенка. Она звучала мягко.  Как запел язычок? 

   Потом Язычок включил голос и запел: «дя-дя-дя, ня-ня-ня, ню-ню-ню».

   Услыхали губы, что Язычок поёт мягкие песенки, напряглись и запели: «пя-пя-пя, пе-пе-пе, мя-мя-мя, бя-бя-бя».

   А Нижняя Губа запела: «вя-вя-вя».

   Так Язычок и Губы научились петь мягкие песенки. А потом они стали произносить слова, в которых слышатся мягкие песенки.

Артикуляция звуков  Ф, В и их дифференциация со звуками С, З

   Язычок проснулся рано и запел песенку водички – с, а потом песенку комара – з. Нижняя губа слушала-слушала и вдруг сказала: «Я тоже умею пускать ветерок и петь песни тихие и звонкие». «А ну-ка попробуй», - сказал Язычок.

   Нижняя Губа быстро поднялась к верхней дверке домика, пустила ветерок и тихо, без голоса, запела: «ф-ф-ф».

   «Да, это хорошая песенка, - сказал язычок. – Так фукает  ежик. Это его песенка». Потом Губа запела звонко: «в-в-в». А Язычок сказал: «Так гудит самолет, когда летит высоко, высоко».

   Затем Язычок и Нижняя Губа стали петь вместе: «с-с-с», - запел язычок, а Губа за ним – «ф-ф-ф; «з-з-з», - пел Язычок, «в-в-в», - вторила Губа.

Артикуляция звука С

   Язычок долго сидел в закрытом  домике. Надоело ему так сидеть, открыл он домик и запел: «и-и-и». Он стал тонким и широким, прижал хвостик к крылечку, быстро закрыл домик и сильно подул, пустил холодный ветерок. Логопед показывает артикуляцию с.

   - Вот какая хорошая песенка получилась, как будто вода из крана льётся. -  подумал язычок и опять запел: «с-с-с».

   - А теперь споём все вместе, как пел язычок. Дети произносят длительно: «с-с-с».

Артикуляция звука З

   Язычку очень нравилась песенка водички. Он часто её пел, но песенку водички он пел тихо, без голоса, а Язычку захотелось спеть песенку звонкую, с голосом. Он закрыл свой домик, прижал хвостик к крылечку, пустил ветерок, включил голос и звонко-звонко запел: «з-з-з». «Это новая песенка, - сказал Язычок, - это песенка комара. Комар так поет, когда летит и хочет кого-то укусить».

   Споём все вместе песенку комара. Дети произносят: «з-з-з».

Подготовительные упражнения для артикуляции звуков Ш, Ж

   Сидел Язычок в своём домике. Задумал он посмотреть, что делается на улице. Он открыл свой домик и выглянул.  На улице было хорошо и тепло. Решил язычок поиграть.  Вообразил, что он лисичка. Распустил хвостик, чтобы он был широким, и выставил его на улицу, пусть погреется на солнышке. Вот так. Показ.

   Вдруг Язычок заметил большую собаку. Он испугался, вбежал в домик и поднял хвостик кверху.  Вот так. Показ. И домик он закрыл, чтобы собака не вбежала, а хвостик всё держал поднятым кверху.

Подготовительные упражнения для артикуляции звуков Ш, Ж

   Подождал Язычок немножко и опять решил посмотреть, где собака. Он открыл домик, но хвостика не опускал. Уж очень он боялся, что собака откусит у него хвостик. Он всё время держал хвостик поднятым кверху.  Вот так. Показ. Сделаем все вместе. Дети открывают рот и поднимают язык. Несколько раз Язычок открывал и закрывал домик, а хвостик всё держал поднятым кверху. Вот так. Показ. Но собаки нигде не было.  Она давно убежала.

Артикуляция звука Ш

   Сидел Язычок дома и вспомнил, как он испугался собаки, как поднимал хвостик кверху и прятался в домик. Он поднял хвостик широкой чашечкой кверху,  сделал шаг назад в своём домике. Он закрыл домик, а хвостик всё держал поднятым, губы сделал колесом, пустил тёплый ветерок и запел: «ш-ш-ш». «Это новая песенка, - сказал Язычок. – Так  шипит сердитый гусь, когда хочет кого-нибудь ущипнуть».

Артикуляция звука Ч

   Захотелось Язычку спеть песенку паровоза – ч. Он поднял  хвостик, сделал шаг назад в своём домике, стал хвостиком стучать в потолок «ть-ть-ть», пустил ветерок и у него получилось:  «ч-ч-ч». Обрадовался Язычок, что научился петь песенку паровоза.

   Споем  все вместе песенку паровоза.

Артикуляция звука Л

   «Попробую я тоже спеть песенку индюка», - сказал Язычок. Он надул щеки, забегал взад-вперёд и заклокотал, как индюк: «БЛ-БЛ-БЛ». Как клокочет индюк? Дети повторяют: «бл-бл-бл». Потом Язычок перестал бегать, надул щёки, крепко прижал широкий хвостик к верхней дверке и звонко запел: «л-л-л». «Это тоже похоже на песенку индюка, - сказал Язычок. – такая песенка слышится в речи людей. Она звучит твердо».

Артикуляция звука Л

   Однажды Язычок услыхал звук колокольчика. Он открыл домик и увидел, что маленький Петя бегает по двору и размахивает колокольчиком. А колокольчик звенит: «ли-ли-ли». Произносить надо быстро, чтобы и слышалось как можно меньше. Как звенит колокольчик? Дети повторяют. Язычку очень понравилась песенка колокольчика, и он захотел её спеть. Он поднял хвостик, ударял хвостиком в верхнюю дверку и звонко  пел: «ли-ли-ил». «Это новая песенка – песенка звонкого колокольчика, - сказал Язычок. Она звучит мягко».

Артикуляция звука Р

   Язычок сидел в своём домике. Ему очень хотелось научиться петь песенку мотора самолёта. Он улыбнулся, показал все зубки, широко открыл домик, включил голос, быстро подбросил хвостик к верхней дверке и пустил холодный ветерок. Язычок запел «р-р-р» и почувствовал, что у него задрожал хвостик. Показ. Язычок подставил бумажку и снова запел: «р-р-р». Бумажка отклонилась. Показ. Язычок обрадовался и сказал: «Вот я и научился петь песенку мотора самолёта. Ведь это самая трудная песенка!»

nsportal.ru

Материал по развитию речи на тему: Сказки веселого язычка

С помощью сказок о весёлом язычке можно:

• Познакомить детей с основными органами артикуляционного аппарата: ртом, губами, языком, небом.

• Познакомить с основными движениями языка.

Сказка Н.В.Новоторцевой "О Веселом Язычке".

"Жил-был Веселый Язычок в своем домике. Догадайся, что это за домик.

В домике этом

Красные двери,

Рядом с дверями

Белые звери.

Любят зверюшки

Конфеты и плюшки.

Догадались?

Этот домик - рот. Двери в домики то открываются, то закрываются (рот закрыт, открыт). Непоседливый Язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из Домика (высунуть язык). Вот он пошел погреться на солнышке, отдохнуть на крылечке (язык "лопаткой" на нижней губе). Подул легкий ветерок, Язычок поежился (язык "стрелочкой"), спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язык убрать, рот закрыть). А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по крыше дождь (языком стучим в зубы, произносим "д-д-д-д"). Язычок не скучал дома, напоил котенка молоком. Котенок лакал молочко (водим языком по верхней губе сверху вниз, рот открыт), потом он облизнулся (облизать верхнюю и нижнюю губы справа налево, слева направо) и сладко зевнул (рот широко открыт). Язычок посмотрел на часы, они тикали : "тик-так" (рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка дотрагиваться до уголков рта). Котенок свернулся клубочком. "Пора и мне спать", - подумал Язычок".


Сказка М.Г.Генинг и Н.А.Герман "О Веселом Язычке"

Жил да был Веселый Язычок. А у тебя есть язычок? Покажи. У Веселого Язычка был домик. Домик очень интересный. Что это за домик? Догадался? Это рот. Вот какой интересный дом был у Веселого Язычка. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его дом всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Покажи, где у тебя губы. Видишь их в зеркале? Но кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Здесь Вы должны улыбнуться, так чтобы видны были верхние и нижние зубы.) Как называется эта дверка? Зубы. Покажи свои зубки. Посмотри на них в зеркало.

Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка. Покажи, как она открылась. Да так и осталась стоять открытой. Не закрывай первую дверку, пока я не скажу. (В норме ребенок может удерживать такое положение 5-6 секунд без подергиваний, толчков, уголки губ растянуты симметрично.) А теперь закроем первую дверку. Снова откроем. Закроем. (Повторите это упражнение 3-4 раза. В норме движение выполняется ребенком с полной амплитудой, без затуханий, легко, плавно, достаточно быстро.) Открылись дверки в домике Веселого Язычка, и он высунулся наружу, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался – холодно на улице.

В домике у Веселого Язычка есть постелька, где он спит. Посмотри, как спокойно он спит. (Язык лежит на дне ротовой полости распластанным, без бугорков, спокойно, неподвижно.) Пусть твой язычок так же спокойно поспит. Не буди его, пока я не скажу. (Такое положение также удерживается ребенком в норме 5-6 секунд без толчков и подергиваний, боковые края языка расположены симметрично.) Закроем сначала вторую дверку, а потом первую.

Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать, иногда даже достает до потолка. Потолок в доме Язычка называется нёбо. Пусть твой язычок допрыгнет до потолка и погладит нёбо. А теперь пусть язычок достанет потолок и посидит там немножко. (Движение должно выполняться только языком, без вспомогательных движений губ и нижней челюсти. Рот широко открыт. Спокойно, без подергиваний язык удерживается наверху в течение 5-6 секунд.) Потом Веселый Язычок спустился вниз, опять подпрыгнул до потолка. Спустился. Подпрыгнул… (Упражнение повторяется несколько раз. Ребенок в норме сразу находит правильное положение языка, движения выполняет легко, быстро, с полной амплитудой.) Напрыгался язычок, утомился и пошел спать. Пусть немножко отдохнет.

На следующий день Язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были открыты, Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз (ребенок должен знать направления движения языка, сразу находить нужное положение, стараться выполнить их в полном объеме), почувствовал, что стало холоднее и ушел в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем и вторая. Вот и вся сказка про Веселого Язычка.


Поваляева М.А. Справочник логопеда.

"Сказка о весёлом язычке":

За алыми губами за белыми зубами жил-был Веселый Язычок. Его домиком был рот. Он крепко спал, укрывшись белым одеялом (язычок лежит на нижней губе, губы улыбаются так, чтобы хорошо были видны верхние зубы).

Спят усталые игрушки, куклы спят.

Одеяла и подушки ждут ребят.

Даже сказка спать ложится,

Чтобы детям всем присниться.

Глазки закрывай, баю-бай (учить удерживать язычок под счет до 10).

Каждое утро он просыпался, потягивался, широко открывал окошко и смотрел, какая погода: он смотрел на небо, ярко светит солнышко (поднять кончик языка к верхней губе). — Здравствуй, солнышко-колоколнышко! Посмотрел на землю — травушка-муравушка растет, ручеек течет (содержание видоизменяется в зависимости от состояния погоды, времени года. Предложить по картинке на каждое время года).

Осенью:

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад.

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Зимой:

Белый снег, пушистый.

По ветру кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

Весной:

Травка зеленеет,

Солнышко блестит.

Ласточка с весною

В гости к нам летит.

Посмотрел направо, налево (повторить несколько раз, передвигая кончик языка из одного уголка рта в другой) и побежал делать зарядку: лег на коврик (широко распластанный язычок лежит на нижней губе так, чтобы край губы был хорошо виден) и поднимает свой хвостик вверх, опускает вниз, вверх-вниз (повторить от 4 до 8 раз, в зависимости от возраста и физического состояния детей).

Посмотрел на часы: который час (ритмичное перемещение кончика языка из одного уголка рта в другой). Пора умываться:

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам.

Пусть болезни нас боятся,

Пусть они не ходят к нам.

(Улыбнуться, подставить ладони, сложенные лодочкой, открыть водичку и спеть ее песенку — С-С-С):

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтоб глазки блестели,

Чтоб щечки краснели,

Чтоб смеялся роток

И кусался зубок.

Теперь нужно почистить зубки.

Этой щеткой чистим зубы,

Этой щеткой — башмаки,

Этой щеткой чистим брюки —

Все три щетки нам нужны.

Привел Язычок себя в порядок и сел завтракать.

Самовар кипит, просит чай всех пить.

Чай горячий, подуем на него.

(Предлагаем подуть на кончик широкого язычка, в межгубном положении, что способствует выработке сильной, целенаправленной воздушной струи).

Для постановки диафрагмально-речевого дыхания, используется фраза и тактильно-вибрационный контроль. Глубокий вдох, на выдохе произносим: Ах, какой душистый, ароматный (словарь подбирается с учетом произносительных возможностей каждого ребенка в отдельности).

Наелся блинов, напился чаю. Спасибо. Все было очень вкусно! Посмотрел Язычок на себя в зеркало и увидел, что губы выпачканы вареньем.

При этом можно закрепить навыки словообразования: Ты с каким вареньем ел блины? Из слив — сливовое, яблок — яблочное, груш — грушовое, клубники — клубничное, малины — малиновое и т. д.

«Оближи варенье». (Широким язычком закрываем верхнюю губу и облизываем ее сверху вниз, при этом губы улыбаются, зубы видны.) Дозировка от 4 до 8 раз. 

Пора на прогулку:

Вышел Язычок. Видит стоит его любимая лошадка. Подошел он к ней и говорит:

Я люблю свою лошадку.

Причешу ей шерстку гладко.

Гребешком приглажу хвостик.

И верхом поеду в гости.

Улыбнуться, присосать спинку язычка к твердому небу — поехали (имитируем езду на лошадке).

Если ребенок маленький, то желательно усадить его на колени лицом к себе и, взяв его за руки, отправляться в путешествие вместе, имитируя скачку не только язычком, но и коленями, что повышает эмоциональный настрой ребенка, сближает со взрослым. Стихотворение используем более легкое, простое:

Я залез на коня

И держусь руками.

Посмотрите на меня.

Я поеду к маме.

«Останови лошадку». (Сильно подуть на плотно сомкнутые губы, вызывая их вибрацию.)

ВСЁ! (Это уже от меня: обратно язычок может поехать на поезде "У-У-У", уплыть на пароходе "Л-Л-Л", уехать на мотоцикле "ДР-Р-Р", снова поскакать на лошадке...)

Герасимова А. С. и др. "Программа развития и обучения дошкольника"

Сказка о Веселом Язычке. (+ развитие голоса)

   Жил на свете язычок. Был у него свой домик.

   Домик назывался ротик. Домик открывался и закрывался. Посмотри чем закрывался домик. (Взрослый медленно и четко смыкает и размыкает зубы). Зубами! Нижние зубы - крылечко, а верхние зубы - дверка.

   Жил Язычок в своем домике и часто глядел на улицу. Откроет дверку, высунется из нее и опять спрячется в домик. Посмотри (Взрослый показывает несколько раз широкий язык и прячет его). Язык был очень любопытным. Все ему хотелось знать.

   Увидит, как котенок молоко лакает, и думает: "Дай-ка и я так попробую". Высунет широкий хвостик на крылечко и опять спрячет. Высунет и спрячет, высунет и спрячет. Сначала медленно, а потом быстрей. Совсем как у котенка получается. А ты так умеешь? А ну-ка, попробуй!

   А еще любил Язычок песни петь. Веселый он был. Что увидит и услышит на улице то и поет. Услышит, как дети кричат "а - а - а", откроет дверку широко - широко и запоет: "А - а - а".Услышит, как лошадка ржет "и - и - и", узенькую щелку в дверке сделает и запоет: "И - и - и".Услышит, как поезд гудит "у - у - у", кругленькую дырочку в дверке сделает и запоет: "У - у - у".Так незаметно у Язычка и день пройдет. Устанет Язычок, закроет дверку и спать уляжется.

      Вот и сказке конец.


СКАЗКА О ВЕСЕЛОМ ЯЗЫЧКЕ (к сожалению не знаю автора)

Рот - домик, губы - двери.

А кто живет в этом домике?

В этом домике, дружок,

Живет Веселый Язычок.

Ох, и шустрый он мальчишка,

И немножко шалунишка.

(Рот открыт, язык несколько раз показывается «стрелочкой»).

Наш Веселый Язычок

Повернулся на бочок.

Смотрит влево, смотрит вправо...

А потом опять вперед,

Тут немного отдохнет.

(УПРАЖНЕНИЯ «ЧАСИКИ», «ЗМЕЙКА».)

Приоткрыл Язык окно,

А на улице тепло.

Язычок наш потянулся,

Широко нам улыбнулся,

А потом пошел гулять,

На крылечке загорать.

(УПРАЖНЕНИЯ «УЛЫБКА», «ЖАЛО», «СТРЕЛОЧКА».)

На крылечке полежал,

На качели побежал.

Вверх взлетел он смело…

Но пора за дело.

(УПРАЖНЕНИЯ «ЛОПАТОЧКА», «КАЧЕЛИ».)

Поспешил к себе во двор,

Чтобы починить забор.

Быстро взялся он за дело,

И работа закипела.

(УПРАЖНЕНИЕ «ЗАБОРЧИК».)

Гвозди, молоток и клещи -

Нужные плотнику вещи.

Молоток стучит «тук-тук!»,

Язычку я лучший друг.

(Рот закрыт. Зубы обнажены. Напряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно повторяя «т-т-т»).

Вот и банка с краской рядом.

Обновить заборчик надо.

Стала кисточка плясать,

Наш заборчик не узнать.

(УПРАЖНЕНИЕ «МАЛЯР».)

Язычок наш кончил дело.

Отдыхать он может смело,

- Я с лошадкой погуляю,

На гармошке ей сыграю.

Погоняю я в футбол

И забью в ворота гол.

Очень сложная задача -

Загонять в ворота мячик.

(УПРАЖНЕНИЯ «ЛОШАДКА», «ГАРМОШКА», «ФУТБОЛ».)

Скрылось солнце за горой,

Язычок пошел домой.

Дверь он запер на замок.

Лег в кроватку и умолк.

(УПРАЖНЕНИЯ «ГОРКА», «ЛОПАТОЧКА».)

Сказка про Язычок.

Этот маленький дружок –

Твой весёлый Язычок.

Чтоб он ловким был, умелым,

Чтобы слушался тебя,

Каждый день зарядку делай

Перед зеркалом, шутя!

Наша сказка – вам подсказка,

Ведь зарядку каждый день

Должен делать непослушный Язычок,

Забыв про лень.

Вот проснулся Язычок

Выглянул в окошко.

Видит: спинку выгнула

Розовая кошка.

Улыбнуться, приоткрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам, спинку языка выгнуть. Удерживать в таком положении на счёт 5.

Расстелил половичок

На крылечке Язычок.

Взял он клещи,

Взял топор

И пошел чинить забор.

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язы на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении на счёт от 1 до 5 - -10.

Д – д – д – д – д – д – стучит молоточек

Т – т – т – т – т – т – вот забит гвоздочек.

Светит солнышко с утра – в гости к тётушке пора!

Улыбнуться, открыть рот. Постучать кончиком языка по верхним зубам. Многократно и отчетливо произносить сочетание звуков "дддд" и "тттт"

Тетушка Щёчка

Племянника ждёт,

Блинчики с маком

К обеду печёт.

Кашку сварила, чай заварила,

Даже варенья банку открыла.

Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и , пошлёпывая его губами произносить "пя – пя – пя"

На лошадке по дороге

Скачет Язычок,

И копытами лошадка -

Цок, цок, цок, цок, цок,.

В горку медленно идёт:

Цок     цок     цок     цок     цок.

А с горы стрелой несётся:

Цок – цок – цок – цок – цок.

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком язык. Сначала медленно, зетам быстрее.

Тётушка племянничка

Весело встречает.

Чай ему с вареньем

Тут же предлагает.

Ах, какое вкусное,

Сладкое варенье,

Да и каша манная –

Просто объедение –

Ням – ням – ням – ням.

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, совершая движения языка слева направо и сверху вниз.

Под окошком – блл, блл, блл –

Индюки болтают.

Индюшачьей речи

Никто не понимает.

На качели индюки

Весело кивают.

Покататься Язычку

"Блл, бллл!" – предлагают.

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и совершать движения широким передним  краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, затем увеличить темп и включить голос, пока не не послышится сочетание "Бл – бл – бл" ("болтушка").

Ну – ка, детки, с Язычком

Вместе покатаемся!

Поиграем в паровозик

И поулыбаемся:"И – у! И – у! И – у!"

Раздвинуть губы в широкой улыбке, затем вытянуть в трубочку. Чередовать 6 раз.

Дайте Язычку дуду

И ещё пять шариков

Покатать комариков!

Надуваем шарики:

"Садитесь, комарики!"

Предложить ребёнку длительно произносить звук "шшш". Обратить внимание на то, что при произнесении звука "ш" передний край языка находится за верхними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя воздуха тёплая.

Вот интересная игра –

Воздушный Колобок.

Из щёчки в щёчку покатать

Его не каждый мог.

Приоткрыть рот, языком поочерёдно упираться в щёки, "выдавливая" шарики.

Ой, потемнело

Все вокруг,

Сильный вихрь

Поднялся вдруг.

Язычок затрепетал,

Задрожал и затрещал:

Бррр – бррр – бррр…

Положить широкий язык на нижнюю губу, с силой подуть на неё, вызывая вибрацию кончика языка. Выполнять в течение 10 сек.

Ох, устал наш Язычок,

Лёг в кроватку на бочок;

Пя – пя – пя – пя – пя – пя

Отдыхаем все, друзья!

Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить: " пя – пя – пя". Выполнять упражнение в течение 10 сек.

 

nsportal.ru

Артикуляционная гимнастика для детей: сказка про язычок

Этот маленький дружок – 

Твой веселый язычок. 

Чтоб он ловким был, умелым, 

Чтобы слушался тебя, 

Каждый день зарядку делай 

Перед зеркалом, шутя! 

Наша сказка – вам подсказка, 

Ведь зарядку каждый день 

Должен делать непослушный Язычок 

Забыв про лень. 

 

2. 

Вот проснулся язычок, выглянул в окошко. 

Видит: спинку выгнула 

Розовая кошка. 

(Улыбнуться, приоткрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам, спинку языка выгнуть. Удерживать в таком положении на счет 5-7.) 

 

3. 

Расстелил половичок 

На крылечке язычок. 

Взял он клещи, 

Взял топор 

И пошел чинить забор. 

(Улыбнуться, приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу. Удерживать в таком положении на счет от 1 до 5-10.) 

 

Д-д-д-д-д-д-д-д – стучит молоточек, 

Т-т-т-т-т-т-т-т-т – вот забит гвоздочек. 

Светит солнышко с утра – 

В гости к тетушке пора! 

(Улыбнуться, открыть рот. Постучать кончиком языка по верхним зубам. Многократно и отчетливо произносить сочетания звуков «ддд», «ттт».)  

 

5. 

Тетушка Щечка племянничка ждет, 

Блинчики с маком к обеду печет. 

Кашку сварила, чай заварила, 

Даже варенья банку открыла. 

(Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя…») 

 

6. 

На лошадке, по дороге 

Скачет Язычок, 

И копытами лошадка – Цок, цок, цок, цок, цок. 

А с горы стрелой несется: 

Цок, цок, цок, цок, цок. 

(Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка. Сначала медленнее, затем быстрее.) 

 

 

7. 

Тетушка племянничка 

Весело встречает. 

Чай ему с вареньем 

Тут же предлагает. 

Ах, какое вкусное, 

Сладкое варенье, 

Да и каша манная – 

Просто объеденье – 

Ням-ням-ням-ням. 

(Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизывать верхнюю губу, совершая движения языком слева направо и сверху вниз.) 

 

8. 

Под окошком – блл, блл, блл – 

Индюки болтают. 

Индюшачей речи 

Никто не понимает. 

На качели индюки 

Весело кивают. 

Покататься язычку 

«Блл, бллл!» - предлагают. 

(Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и совершать движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Сначала производить медленные движения, затем увеличить темп и включить голос, пока не послышится сочетание: «БЛ-БЛ-БЛ…» Болтушка.) 

 

9. 

Ну-ка, детки, с язычком 

Вместе покатаемся! 

Поиграем в паровозик 

И поулыбаемся: «И-у! И-у! И-у!» 

(Раздвинуть губы в широкой улыбке, затем вытянуть в трубочку. Чередовать 6-7 раз.) 

 

10. 

Дайте язычку дуду 

И еще пять шариков 

Покатать комариков! 

Надуваем шарики: 

«Садитесь, комарики!» 

(Предложить ребенку длительно произносить звук «ШШШ». Обратить его внимание на то, что при произнесении звука «Ш» передний край языка находится за верхними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя воздуха теплая.) 

 

11. 

Вот интересная игра – 

Воздушный Колобок. 

Из щечки в щечку покатать 

Его не каждый мог! 

(Приоткрыть рот, языком поочередно упираться в щеки, выдавливая шарики. Выполнять упражнение 8-10 раз.) 

 

12. 

Ой, потемнело 

Все вокруг, 

Сильный вихрь 

Поднялся вдруг. 

Язычок затрепетал, 

Задрожал и затрещал: 

Брррр – брррр – бррррр…. 

(Положить широкий язык на нижнюю губу, с силой подуть на нее, вызывая вибрацию кончика языка. Выполнять упражнение в течение 10 сек.) 

 

13. 

Ох, устал наш язычок, 

Лег в кроватку на бочок: 

Пя-пя-пя-пя-пя-пя… 

Отдыхаем все, друзья! 

(Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя…» Выполнять упражнение в течение 10 сек.) 

 

(Е.С. Анищенкова)

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

domohozajki.ru

Артикуляционная гимнастика в сказках - про язычок и другие

Когда ребенок плохо выговаривает звуки, родители ищут пути решения проблемы. Правильность и четкость произношения зависит от подвижности артикуляционных органов. Изначально они не совершенны, их необходимо тренировать и развивать.

Многим детям нравится сказка про язычок, это та артикуляционная гимнастика, которая заинтересует ребенка.

Особенности артикуляционной гимнастики в сказках

Артикуляционная гимнастика – это гимнастика для языка. Главная цель ее – правильные и четкие движения для постановки дикции.

Действия по корректировке и развитию речи – сложный педагогический процесс. При успешном выполнении у ребенка нормализуются все стороны речи, развивается психомоторика.

Педагоги ежегодно повышают качество дошкольного образования у детей, путем применения новейших технологий. Одной из них является артикуляционная гимнастика в сказках для дошкольников.

Сказкотерапию начали практиковать относительно недавно, она позволяет ребенку найти самого себя, строить доверительные отношения с окружающими.

Мир сказок чудесен и разнообразен. Достаточно поменять персонажей, а сюжет оставить тот же.

Артикуляционная гимнастика в сказках – отличный вариант для детей, которые только начинают посещать детские сады и участвовать в групповых занятиях. Данная терапия подходит для детей от 3-х до 7 лет.

В сказке предоставляется полная схема последовательных действий. Для правильного усвоения связи причина-следствие ему необходимо отслеживать действие от начала до конца.

В процессе игры ребенок оценивает поступки и действия персонажей. Часто примеряет на себя роли – супергероев, волшебников и так далее.

Развитие речи запускает процесс формирования мышления. Закрепляются эталоны цвета, формы, величины. Развивается тактильное восприятие.

Чаще всего используется сказка о веселом язычке, она относится к видам артикуляционной гимнастики. Родители, имея фантазию, могут рассказывать свои собственные сказки. Приведем пример сказки.

Артикуляционная гимнастика – сказка про веселый язычок

Жил поживал на свете язычок. Он имел небольшой, но очень уютный и теплый домик. Ротик. Каждое утро язычок просыпался от будильника, который работал вот так:

Тик-так, тик-так,
часики идут по кругу.
И кукушка каждый час;
говорит ку-ку.

(Необходимо показать, как работает будильник, как кукушка показывается из домика. Повторить 5 раз.)

Утром проснулся язычок, потянулся, пошел в ванную умываться.

(Для этого необходимо улыбнуться и кончиком языка почистить зубки. Сначала нижние, потом верхние. Для получения хорошего результата чистку необходимо проводить на протяжении 2-х минут).

Захотелось язычку кушать. Решил он изпечь пирожков.

(Для этого необходимо вымесить тесто. Покусай язык зубами, как бы меся тесто. Пошлепай языком по губам).

Тесто получилось пышным и воздушным. Испек язычок круглых пирожков. (Покажи каких).
Напекли мы пирогов немножко,
положили их остыть на окошке.
Кушать будем всем двором,
Запивая молоком.
Ой, после молока на верхней губе остались усики. Необходимо их облизать.

(Улыбаясь, не закрывая рот, оближи губки).

Пили-пили молоко,
и немного повзрослели.
Появились враз усы.
А ну быстрее их слизни.

(Надо бы показать, какая чашка у нас с молоком была. Для этого необходимо высунуть язычок и сделать чашу. Держи края язычка приподнятыми, чтобы содержимое не вылилось).

Сколько сможешь удержать? Посчитаю я – один, два, три, четыре, пять.
После вкусного завтрака язычок решил прокатиться на машине.

(Как едет машинка? Улыбнись, широко открой ротик, ударяя языком по бугоркам за верхними зубами).

Дрын-Дрын-Дрын.
С язычком мы понеслись,
Эй, народ, посторонись!
Мы не едем, а летим,
Прокатиться мы хотим.
По дороге встретили лошадку.
Я весёлая лошадка,
Цок-Цок-Цок.
Вот и змейка приползла ссссссс.

(Имитируй змейку, как она ползет, как шипит и как высовывает язычок. Повтори 5 раз).

Хорошая получилась у нас прогулка. Покатался язычок, и возвратились домой. Проветрил помещение и лег отдыхать. А завтра поедет гулять он опять.

Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец!

Артикуляционная гимнастика – сказка о язычке – очень увлекает детей, ведь это интересная своеобразная игра.

Как заниматься с ребенком гимнастикой в игровом стиле

Наиболее подходящая артикуляционная гимнастика для малышей – сказка. Все дети без исключения любят их слушать.

Важно соблюдать определенный алгоритм действий:

  1. Предварительно, перед тем как предложить выполнить упражнение, малышу необходимо попробовать его самому. Анализируйте усилия, которые потребовались для его выполнения.
  2. Для выработки и закрепления навыков гимнастика должна проводиться каждый день.
  3. Частота занятий зависит от свободного времени. Идеальный вариант – два раза в день по 5-10 минут.
  4. Первые упражнения более легкие, последующие сложнее. Если ребенку тяжело выполнять какое-то упражнение, то его необходимо повторять до того момента, пока оно не будет казаться легким. После преодоления трудности можно переходить к следующему.
  5. Гимнастику лучше проводить, сидя перед зеркалом. Идеальный вариант – большое зеркало, где видно и малыша, и взрослого. Если зеркальце маленькое, то малыш его держит в одной руке, при этом взрослый сидит напротив.
  6. Обязательное условие – поощрение. Особенно в тех случаях, когда что-то не получается.
  7. Важно так обыграть каждое упражнение, чтобы оно у малыша вызвало интерес.
  8. Покажите, расскажите и контролируйте правильность выполнения упражнений.

Артикуляционных гимнастик много – сказка «У бабушки с дедушкой», «Колобок» и так далее.

Какие ещё средства используются для занятий

Для проведения артикуляционной гимнастики применяются различные вспомогательные средства.

Первым делом взрослый рассказывает, как необходимо выполнить упражнение. Далее, руководствуясь методическими указаниями, следует показать, как делать.

Далее упражнение выполняет ребенок. Взрослый при этом контролирует правильность выполнения. Если что-либо не получается, то необходимо помогать шпателем, ложкой или пальцем. Важно соблюдать гигиенические требования и держать руки и вспомогательный инвентарь в чистоте.

Важный момент – симметричное выполнение по отношению к правой и левой стороне.

Необходимо позаботиться о том, чтобы ребенок нашел правильное положение языка. Если требуется облизать верхнюю губу – можно намазать ее вареньем, шоколадом или медом.

Игровых приемов существует большое количество. Использование картинок поможет наглядно оценить ситуацию. В качестве примера – логопедическая артикуляционная гимнастика по сказке «Теремок» с изображением животных.

Выводы

Для получения положительного эффекта важно заинтересовать и вызвать положительный настрой ребенка. Не стоит угнетать его, указывая на ошибки. Лучше подбодрить. Все обязательно получится, главное – старание и систематическое проведение занятий.

Самые свежие новости в нашей группе: Школа ораторского искусства Владимира Подопригора

blog.oratorskoeiskusstvo.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о