Сладков осенняя елочка изложение – Развитие речи Обучающее изложение по Н Сладкову “Ёлочка”

Развитие речи Обучающее изложение по Н Сладкову “Ёлочка”

МКОУ Игжейская СОШ

Открытый урок

Обучающее изложение

Н. Сладкова “Ёлочка”

Бартасова С.Н.

2015 г.

Задача деятельности учителя: способствовать формированию умений учащихся определять тип, тему текста и его частей, подбирать заголовок к тексту и передавать содержание текста с использованием тех языковых средств выразительности, которые даны в тексте-образце.

Тип урока: решение частных задач.

Предметные: научатся письменно излагать текст на основе зрительного восприятия.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

Регулятивные: организовывать свое рабочее место, определять цель и составлять план выполнения заданий на уроке под руководством учителя.

Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные: владеют навыками конструктивного сотрудничества со взрослыми и сверстниками, проявляют эстетические чувства.

Образовательные ресурсы:

1. Учебник

2. Толковый словарь.

3. Интернет- ресурсы: для создания презентации использованы:

http://sitesovety.ru> osennie-listya-kartinki.html

moi-detki.ru›detyam/detskie_zagadki…zagadki_pro…

Вокабула .рф› словари/толковый-словарь- ушакова/ель

http://imgtrix.ru/img/wallpaper/full/304985-img-full фоны

http://www.instapics.ru/tags/%CE%D1%C5%CD%DC/page/104 осень

Наглядно-демонстрационный материал: слова для орфографической подготовки, план, записанные на доске; листья (гербарные экземпляры, иллюстрации) осины, клена, ивы.

Структура урока:

1. Организационный момент.

2. Речевая разминка. Подготовка к зрительно – слуховому восприятию текста.

3. Подготовка к изложению. Постановка учебной задачи.

1)Чтение текста.

2)Структурный анализ текста.

3)Составление плана.

4. Физкультминутка.

5. Пересказ текста.

6. Орфографическая подготовка.

7. Написание изложения.

8. Самопроверка.

9. Рефлексия. Итоги урока.

10. Домашнее задание.

Виды деятельности на уроке:

Беседа;

Самостоятельная работа;

Работа в парах;

Визуальное восприятие;

Устные высказывания на тему;

Подготовка к творческим заданиям.

Сценарий урока

1.Организация деятельности учащихся. Самоопределение к деятельности.

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

2. Речевая разминка. ( Слайд 2)

– Давайте вместе прочитаем стихотворение.

Гостья к нам пришла с опушки –

Зелена, хоть не лягушка.

И не Мишка косолапый,

Хоть ее мохнаты лапы.

И понять не можем мы:

Иглы для чего нужны?

Не швея она, не ежик,

Хоть на ежика похожа.

Догадаться очень просто,

Кто пришел к нам нынче в гости?

– О чём эта загадка?

– Как догадались?

– Что вам особенно понравилось в этом стихотворении?

( Ёлка сравнивается с зелёной лягушкой, косолапым мишкой, колючим ёжиком, швеёй.)

– Какое это стихотворение по настроению, грустное или весёлое?

– Кто из вас весело прочитает стихотворение?

– Какого цвета наряд у ёлочки зимой, весной, летом? Почему?

– Сегодня мы узнаем, какой наряд у ёлочки осенью.

3. Подготовка к изложению.

1. Чтение текста учащимися вслух. (Слайд 3)

– Прочитайте отрывок из произведения Н. Сладкова.

Ёлочка появилась на свет осенью. Она раздвинула листья, травинки, высунулась из земли и удивлённо осмотрелась. Деревья роняли свои листья.

Прошло много лет. На каждую осень, в день ёлочкиного рождения, деревья дарят ей подарки. Осина дарит красные фонарики, клён роняет оранжевые звёзды, а ива засыпает ёлочку тонкими золотыми рыбками.

И стоит ёлочка счастливая. Вся нарядная и разноцветная.

( По Н. Сладкову)

– Поделитесь впечатлениями о прочитанном.

2. Структурный анализ текста. ( Слайд 4)

– Определите тему текста.

( Ёлочка.)

– Какова главная мысль текста?

(Ёлочка счастлива. У неё есть друзья, которые не забывают её и дарят ей подарки.)

– Определите стиль речи.

( Художественный)

– Какой заголовок соответствует содержанию текста?

Ёлочка.

Осенний наряд деревьев.

Осенняя ёлочка.

– Что отражено в этом заголовке тема или главная мысль текста?

(Тема.)

– Сколько частей в тексте?

(Три.)

– Кому захотелось запомнить текст? Почему?

– Для того, чтобы запомнить текст, я вам предлагаю написать изложение, употребляя в пересказе наиболее удачные, интересные слова и выражения авторского текста.

Постановка учебной цели. ( Слайд 5)

– Итак, какова цель нашего урока?

( Ответы учащихся)

– Цель урока состоит в том, чтобы вдумчиво читать, анализировать художественный текст, открывая секреты писательского мастерства Н. Сладкова. А затем написать подробное изложение, употребляя замечательные выражения автора.

3.Составление плана. (Слайды 6, 7 )

– Назовите основные части текста.

(Вступление, основная часть, заключение (концовка).)

– Из скольких пунктов будет состоять план? Почему?

а) – Прочитайте первую часть текста. ( Чтение вслух)

– Когда появилась на свет ёлочка?

– Как можно сказать об этом по- другому? ( Родилась)

– Как появилась на свет ёлочка? Что она сделала?

( Раздвинула листья…)

– Какие слова говорят о ёлочке, как о живом существе?

– Как называется такое изобразительно –выразительное средство языка?

( Олицетворение)

– О чём первая часть? Скажите кратко.

– Как озаглавим первую часть?

( Рождение ёлочки)

– Запишите заглавие первой части на карточке. (Учитель записывает заглавие на доске.)

Опорные слова: появилась, раздвинула, высунулась, осмотрелась.

– Перескажите первую часть близко к тексту.

б) – Прочитайте вторую часть текста. ( Чтение шёпотом)

– С чего начинается вторая часть? Давайте вместе прочитаем первое предложение.

– Что происходило каждый год осенью в день рождения ёлочки?

– Какие деревья дарили ёлочке подарки, назовите?

– Что дарили ёлочке деревья? Скажите одним словом.

– Каких цветов были листья?

– На что похожи листья осинки?

( На фонарики)

– Чем листья осинки похожи на фонарики?

( Формой…)

– Как в тексте названы листья клёна? Почему?

– Чем одаривала ёлочку ива? Почему?

Осинка дарит фонарики.

Клён роняет звёзды.

Ива засыпает рыбками.

– Какое изобразительно – выразительное средство языка использует автор во второй части текста? (Фонарики, звёзды, рыбки…)

( Скрытое сравнение – метафору)

– В тексте говорится о том, как три дерева дарят подарки. Но слово «дарят» употреблено только один раз. Почему?

( Чтобы не было повторов)

– Озаглавьте вторую часть текста.

( Деревья дарят подарки.)

– Запишите заглавие второй части в тетради. (Учитель записывает заглавие на доске.)

Опорные предложения из второй части текста – на слайде.

Перескажите эту часть друг другу.

– Прочитайте третью часть текста. ( Чтение про себя)

– Приятно ли ёлочке, что ей дарят подарки?

– Как вы догадались?

– ( И стоит ёлочка счастливая.)

– Отчего ёлочка счастлива?

( У неё много друзей. Они помнят о ней, дарят ей подарки. Благодаря их подаркам, ёлочка стоит нарядная.)

– Почему наряд ёлочки разноцветный?

– Так какова же главная мысль текста? Давайте её ещё раз повторим.

– Озаглавьте третью часть.

(Счастливая и нарядная ёлочка.)

– Запишите заглавие третьей части в тетради. (Учитель записывает заглавие на доске.)

Опорные слова :счастливая, нарядная, разноцветная.

Перескажите третью часть себе.

План.

1. Рождение ёлочки.

2. Деревья дарят подарки.

3.Счастливая и нарядная ёлочка.

– Какого типа этот текст?

(Текст – повествование с элементами описания)

– К какому стилю речи относится текст?

( К художественному стилю)

– Какие изобразительно – выразительные средства языка использованы в тексте?

( Эпитеты, олицетворение, метафора.)

– Перескажите текст по плану.

4. Физкультминутка. ( Слайд 8)

Ёлка в блёстках ледяных, ( Повороты туловища влево – вправо.)

В тёплых слёзках смоляных, ( Наклоны туловища влево – вправо.)

Свежая, зелёная, ( Поднимемся на носочки.)

Солнцем озарённая. ( Поднимемся на носочки.)

Приходит к нам с подарками, ( Руки – к плечам.)

Блестит огнями яркими, ( Руки –вверх. Три хлопка над головой.)

Нарядная, забавная ( Руки – вниз.)

И в Новый год там главная. ( Три хлопка внизу.)

5.Орфографическая подготовка.(Слайд 9)

1. Определите орфограмму.

д…ревья – ________________________

ос…нь – __________________________

тр…винки – _________________________

з…мля – ___________________________

р…ждение – ________________________

2. Найдите слово с парной согласной буквой в корне. Подберите проверочное слово.

(Ры…ки – рыба)

3. Объясните, как написать слова с предлогами и приставками.

(На)свет,( по)явилась, (раз)двинула,( вы)сунулась, (о)смотрелась, (из)земли, (в)день.

4.Обратите внимание на расстановку знаков препинания в предложениях с однородными членами предложения. Составим схемы этих предложений.

6. Повторное чтение текста учащимися.

7. Самостоятельное написание изложения.

8. Самопроверка текста изложения.

9. Подведение итогов и рефлексия деятельности. ( Слайд 10)

Чтобы красиво говорить, правильно и грамотно оформлять свои мысли, нужно учиться у мастеров слова. И одним из таких авторов является Н. Сладков, написавший много замечательных произведений для детей о природе. Ведь только внимательный человек, имеющий богатую фантазию, может в обычном для нас явлении увидеть необычное.

Закройте глаза и вспомните, как вы работали на сегодняшнем уроке. Встаньте, пожалуйста, те, кто считает, что он поработал «на отлично».

Встаньте, пожалуйста, те, кто считает, что он поработал « на хорошо».

Спасибо, что сами себя оценили.

10. Домашнее задание. ( Слайд 11)

Осенняя ёлочка делится с вами подарками – листьями, на которых вам следует написать поздравление ёлочке с днём рождения.

infourok.ru

Обучающее изложение «Осенняя ёлочка» (По Н. Сладкову).

Вступительная беседа

– Ребята, какие виды деревьев мы можем встретить в смешанном лесу?

– Что мы можем сказать о лиственных деревьях в разное время года?

– А чем же отличаются хвойные деревья от лиственных? Какая у них особенность?

– Верно. Сегодня мы будем учиться писать изложение. Посмотрите на заголовок. Как вы думаете, о чем будет наш текст?

– хвойные, лиственные

– они желтеют, меняют цвет листьев, сбрасывают листья, спят зимой.

– они вечнозеленые.

– о ёлочке, об изменениях елочки осенью.

*Будут участвовать в учебном диалоге

*Будут формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Первичное восприятие. Проверка первичного восприятия.

– Приготовьтесь внимательно слушать текст, чтобы проверить наши предположения.

(Учитель читает текст)

Осенняя елочка

Весной елочки не было, летом не было, а осенью вдруг появилась. Раздвинула листья, травинки, высунулась из земли и удивленно осмотрелась. Деревья роняли листья.

Много-много лет прошло с тех пор, но каждую осень, в день елочкиного рождения, деревья вспоминают о ней и дарят ей подарки. Осина дарит красивые китайские фонарики, клен роняет оранжевые звезды, а ива засыпает елочку тонкими золотыми рыбками.

И стоит елочка растерянная, счастливая, раскинула лапки, а на ладошках подарки. У всех на глазах становится елочка из колючей и хвойной мягкой и лиственной. Вся нарядная и разноцветная.

– Теперь ответьте мне, почему автор дал такое название своему тексту?

– потому что текст о ёлочке, которая родилась осенью и праздновала каждую осень свой день рождения.

*Научатся воспринимать услышанный текст

*Будут участвовать в учебном диалоге

* Будут воспитывать в себе познавательный интерес к окружающему миру

Всесторонний целенаправленный анализ исходного текста

– Определите тип текста? Почему?

– Какова тема текста, как вы поняли?

– А как бы вы озаглавили этот текст?

– Сколько частей в тексте?

– С чего начинает автор свой текст?

– Откройте тетради, запишите слова по центру: 26 ноября, изложение, «Осенняя ёлочка». С красной строки слово план и двоеточие.

– Озаглавьте первую часть текста? Запишите заголовок себе в план.

– О чем автор рассказывает во второй части?

– Вы догадались какие это подарки?

– Какого цвета были листья – подарки осины, клёна, ивы?

– А с чем их сравнивает автор?

– Сейчас обратите внимание на доску. Вы видите наши деревья: осину, клён, иву и их листья. А также китайские фонарики, звёзды и рыбок. Давайте подумаем, случайно ли автор сделал такие сравнения? Посмотрите внимательно на форму листьев.

– Молодцы!

– Как автору удалось избежать повторения одного и того же слова «дарить»?

– Озаглавьте эту часть текста и запишите себе в план то, которое больше понравится.

– Приятно ли было ёлочке получать подарки? Как автор говорит нам об этом?

– Что автор хотел подчеркнуть значением «лиственности» ёлочки?

– Подумайте, в этой части текста ёлочка уже совсем взрослая, высокая и большая?

– А вы любите получать подарки? Как вы думаете, когда автор описывает состояния и чувства ёлочки, кого он себе представлял?

– Какое предложение можно взять заголовком этого текста? Запишите себе в план.

– повествование. В нем есть сюжет.

– Осенняя ёлочка.

– Праздник, молодая елочка.

– 3 части: введение, основная часть, заключение.

– с рассказа о том, как появилась ёлочка; о том, что она увидела, как деревья роняют листья.

– Рождение ёлочки осенью.

– О том, что каждую осень ёлочка празднует свой день рождения и ей дарят подарки другие деревья.

– Это листья деревьев.

– красные у осины, оранжевые у клёна, золотые у ивы.

– с китайскими фонариками, звездами и рыбками.

– не случайно, листья похожи на подарки, по форме очень напоминают.

– Автор заменяет его глаголами: роняют, засыпают.

– Подарки ёлочке, празднование дня рождения, Елочке дарят подарки и т.п.

– да. Он говорит, что она счастливая, растерянная, мягкая, лиственная, нарядная, разноцветная.

– то, что все деревья осыпали ее своими листьями и она стоит в них вся усыпанная.

– Нет. Потому что деревья ее осыпают, значит они выше ёлочки. Елочка в этой части еще маленькая.

– Да! Наверное, автор представлял себе ребёнка, а деревья представлял в роли друзей или родителей.

– Вся нарядная и разноцветная.

*Определят тему текста, озаглавят текст

*Научатся анализировать содержание, структуру, языковые средства

*Составят план текста, выделяя микротемы

Будут участвовать в учебном диалоге

Будут развивать способности чётко формулировать свои мысли

Обогатят словарный запас языковыми средствами языка

Орфографическая работа

– Сейчас, посмотрите на доску. Перед вами слова. Ваша задача – вставить пропущенные орфограммы и объяснить написание. Работу выполняем в тетрадях, я буду – у доски.

Вдру…,

по..вилась,

ра…двинула,

р…няет,

счас…ливая,

ёлочка станови(ться/тся),

разн…цветная.

(учитель вставляет правильно выбранные буквы детьми после объяснения на доске).

– молодцы. Сейчас внимательно посмотрите на правую доску. Я выписала для вас неизвестные по написанию слова, вы можете их использовать, но также можете заменять их близкими по смыслу.

Удивленно

Много – много

Растерянная

– Как можно заменить известными нам?

(дети записывают слова и объясняют написание)

– Вдруг – словарное слово, пишется буква «г» на конце.

Появилась – пропущен безударный гласный в корне. Чтобы проверить, нужно подобрать однокоренное слово так, чтобы безударный стал ударным – Явка; пишем букву «я».

Раздвинула – пропущен парный согласный на конце приставки. Пишем букву «з», потому что после приставки стоит звонкий согласный.

Роняет – пропущен безударный гласный в корне. Чтобы проверить, нужно подобрать однокоренное слово, так, чтобы гласный стал ударным. Подбираем- урОнит. Пишем букву «о».

Счастливая – пропущен непроизносимый согласный в корне слова. Чтобы проверить, нужно изменить слово или подобрать однокоренное так, чтобы проверяемый согласный слышится отчетливо. Подбираю слово – счасТье. Слышу звук «т», пишу букву «т».

Ёлочка становится – орфограмма возвратных глаголов на тся, ться. Отвечает на вопрос что делает, глагол стоит в форме 3-го лица и в нем перед суффиксом –ся мягкий знак не пишется. Записываем становиТСЯ.

Разноцветная – пропущена орфограмма сложного слова. Вспомним правило: если первая основа оканчивается на твердый согласный звук – пишем –о-, а если на мягкий согласный звук или на шипящий, или на букву – ц -, то пишется –е-. Основа заканчивается на твердый согласный «н», значит пишется буква «о».

Удивленно- удивилась, озадачилась.

Много – много- очень много.

Растерянная – растерялась, смутилась.

*Проведут орфографическую работу с проговариванием

Вторичное восприятие текста

– Петя, прочитай свой план изложения. Маша, Катя…?

– сейчас, самостоятельно перечитайте текст и приготовьтесь к написанию изложения.

– 1. Рождение ёлочки

2. Подарки в день рождения.

3. Вся нарядная и разноцветная.

*Будут развивать речь, мышление, память, кругозор, каллиграфию

*Перейдут от информации, представленной в свернутом виде, к ее словесному выражению с использованием тех языковых средств выразительности, которые даны в тексте-образце

infourok.ru

Урок по русскому языку на тему изложение “Осенняя ёлочка”

Тема урока. Обучающее изложение по коллективно составленному плану

«Осенняя ёлочка» (По Н. Сладкову).

Тип урок: комбинированный урок

Цели:   1.Формирование умения воспроизводить текст в логической последовательности;

формирование навыка композиционного членения текста.

2. Развитие речи, орфографической зоркости, развитие способности чётко формулировать свои мысли.

3. Воспитание интереса к русскому языку  воспитание уверенности в своих силах, познавательного интереса к окружающему миру

Оборудование: текст, карточки «Вставь букву», индивидуальные карточки – помощницы

Осенняя ёлочка

Ёлочка появилась на свет осенью. Она раздвинула листья, травинки, высунулась из земли и удивлённо осмотрелась. Деревья роняли свои листья.

          Прошло много лет. На каждую осень, в день ёлочкиного рождения, деревья дарят ей подарки. Осина дарит красные фонарики, клён роняет оранжевые звёзды, а ива засыпает ёлочку тонкими золотыми рыбками.

          И стоит ёлочка счастливая. Вся нарядная и разноцветная. 

                                   

                                                                                              ( По Н. Сладкову)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный момент (1минута)

Целеполагание и мотивация.

(1 минута)

Сообщение темы урока

(2 мин)

Актуализация

(5 мин)

Первичное осмысление материала.

(5мин)

Осознание и осмысление информации.

(15мин.)

Физкультминутка

(1 мин.)

Применение знаний и умений

(10мин)

Самопроверка

Рефлексия (1мин)

Итог урока (3мин)

Д\з

 

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

Сегодня у нас особая миссия!

Мы – исследователи.

Что мы исследуем на уроках русского языка?

Загадка:

Гостья к нам пришла с опушки –

Зелена, хоть не лягушка.

И не Мишка косолапый,

Хоть ее мохнаты лапы.

И понять не можем мы:

Иглы для чего нужны?

Не швея она, не ежик,

Хоть на ежика похожа.

Догадаться очень просто,

Кто пришел к нам нынче в гости?

 – О чём эта загадка?

 –  Как догадались?

 – Что вам особенно понравилось в этом стихотворении?

 – Какого цвета наряд у ёлочки зимой, весной, летом? Почему?

 Цель нашего урока – исследование текста о…

На уроках окружающего мира мы уже ни раз знакомились с особенностями хвойных деревьев, а сегодня мы узнаем, какой наряд у ёлочки осенью.

Типы текста

На доске открывается таблица по ходу ответов детей. (Приложение 1)

I.Работа по содержанию.

1.Что привлекло автора в этой сцене?

2. Что нового вы узнали?

3. Лексическая работа со неизвестными словами.

II. Работа над композицией текста.

    – Определите тему текста.

 – Какова главная мысль текста?

– Какой заголовок соответствует содержанию текста?

– Сколько частей в тексте?

– Кому захотелось запомнить текст? Почему?

– Назовите основные части текста.

– Из скольких пунктов будет состоять план? Почему?

III. Работа над текстом( по частям), составление плана, выбор опорных слов.

– Прочитайте первую часть текста.

– Когда появилась на свет ёлочка?

 – Как можно сказать об этом по- другому?

– Как  появилась на свет ёлочка? Что она сделала?

  – Какие слова говорят о ёлочке, как о живом существе?

 – О чём первая часть? Скажите кратко.

 – Как озаглавим первую часть?

– Запишите заглавие первой части. (Учитель записывает заглавие на доске.)

 Попробуем вместе выявить опорные слова

– Перескажите первую часть близко к тексту.

б) – Прочитайте вторую часть текста.

 – С чего начинается вторая часть? Давайте вместе прочитаем первое предложение.

 – Что происходило каждый год осенью в день рождения ёлочки?

 – Какие деревья дарили ёлочке подарки, назовите?

 – Что дарили ёлочке деревья? Скажите  одним словом.

 – Каких цветов были листья?

 – На что похожи листья осинки?

– Чем листья осинки похожи на фонарики?

– Как в тексте названы листья клёна? Почему?

 – Чем одаривала ёлочку ива? Почему?               

– Какое изобразительно – выразительное средство языка использует автор во второй части текста?

 ( Скрытое сравнение – метафору)

 – В тексте говорится о том, как три дерева дарят подарки. Но слово «дарят» употреблено только один раз. Почему?

 – Озаглавьте вторую часть текста.

– Запишите заглавие второй части в тетради. (Учитель записывает заглавие на доске.)

Опорные предложения из второй части текста (см. выше обозначены курсивом).

Перескажите эту часть друг другу.

 – Прочитайте  третью часть текста.

 – Приятно ли ёлочке, что ей дарят подарки?

 – Как вы догадались?

 – Отчего ёлочка счастлива?

 – Почему наряд ёлочки разноцветный?

 – Так какова же главная мысль текста? Давайте её ещё раз повторим.

 – Озаглавьте третью часть.

 – Запишите заглавие третьей части в тетради. (Учитель записывает заглавие на доске.)

Опорные слова :счастливая, нарядная, разноцветная.

Перескажите третью часть себе.

А в лесу растёт черника

Земляника, голубика,

Чтобы ягодку сорвать

Надо глубже приседать.

Нагулялся я в лесу

Корзинку с ягодой несу

VI.Орфографическая работа.

Чтение текста учителем с установкой на запоминание и представление.

Что нового мы узнали на уроке ?

Легко ли написать текст, который интересно было бы слушать?

Что для этого необходимо?

   Чтобы красиво говорить, правильно и грамотно оформлять свои мысли, нужно учиться у мастеров слова. И одним из таких авторов является Н. Сладков, написавший много замечательных произведений для детей о природе. Ведь только внимательный человек, имеющий богатую фантазию,  может в обычном для нас явлении увидеть необычное.

  Закройте глаза и вспомните, как вы работали на сегодняшнем уроке.  Встаньте,  пожалуйста, те, кто считает, что он поработал «на отлично».

Встаньте,  пожалуйста, те, кто считает, что он поработал « на хорошо».

Спасибо, что сами себя оценили.

Осенняя ёлочка делится с вами подарками – листьями, на которых вам следует написать поздравление ёлочке с днём рождения.

Спасибо за урок. Я надеюсь, что с удовольствием прочитаю изложения, написанные вами.

Выполняют задание

 

Приложение № 1

Композиция текста – повествования

1. Вступление

2. Основная часть.

3. Концовка.

 

План.

1. Рождение ёлочки.

 2. Деревья дарят подарки.

 3.Счастливая и нарядная ёлочка.

 

 

Приложение № 2

 

д…ревья –  ____________

ос…нь – _______________

тр…винки_____________

 з…мля – ______________

р…ждение – ____________ Ры…ки – __________

 

 (На)свет_______________ (по)явилась_____________

 (раз)двинула____________ (вы)сунулась____________ (о)смотрелась___________ (из)земли_______________     (в)день_________________

 

Первая часть.

Опорные слова: появилась, раздвинула, высунулась, осмотрелась.

 

Вторая часть.

Опорные слова

Осинка дарит фонарики.

Клён роняет звёзды.

Ива засыпает рыбками.

 

Третья часть.

Опорные слова :

счастливая, нарядная, разноцветная.

 

 

Если тебе трудно вспомнить содержание текста, воспользуйся вопросами.

 

1. Когда появилась ёлочка?

2. Какие подарки получала ёлочка в день рождения?

3. Какая стояла ёлочка?

Приложение № 3

Самопроверка

1.     Читай медленно, по одному предложению. Вникай в смысл слов.

2.     Начало предложения пиши с большой буквы.

3.     Найди слова, которые нужно проверить.

4.     Проверь, все ли опорные слова использованы.

5.     Прочитай текст ещё раз.

 

Самопроверка

1.     Читай медленно, по одному предложению. Вникай в смысл слов.

2.     Начало предложения пиши с большой буквы.

3.     Найди слова, которые нужно проверить.

4.     Проверь, все ли опорные слова использованы.

5.     Прочитай текст ещё раз.

 

Самопроверка

1.     Читай медленно, по одному предложению. Вникай в смысл слов.

2.     Начало предложения пиши с большой буквы.

3.     Найди слова, которые нужно проверить.

4.     Проверь, все ли опорные слова использованы.

5.     Прочитай текст ещё раз.

 

Самопроверка

1.     Читай медленно, по одному предложению. Вникай в смысл слов.

2.     Начало предложения пиши с большой буквы.

3.     Найди слова, которые нужно проверить.

4.     Проверь, все ли опорные слова использованы.

5.     Прочитай текст ещё раз.

 

Самопроверка

1.     Читай медленно, по одному предложению. Вникай в смысл слов.

2.     Начало предложения пиши с большой буквы.

3.     Найди слова, которые нужно проверить.

4.     Проверь, все ли опорные слова использованы.

5.     Прочитай текст ещё раз.

 

 

Самопроверка

1.     Читай медленно, по одному предложению. Вникай в смысл слов.

2.     Начало предложения пиши с большой буквы.

3.     Найди слова, которые нужно проверить.

4.     Проверь, все ли опорные слова использованы.

5.     Прочитай текст ещё раз.

infourok.ru

Технологическая карта по развитии речи “Обобщающее изложение по коллективно составленному плану «Осенняя ёлочка» (по Н. Сладкову )”

Тема урока. Обучающее изложение по коллективно составленному плану

«Осенняя ёлочка» (По Н. Сладкову).

Тип урок: комбинированный урок

Цели:   1.Формирование умения воспроизводить текст в логической последовательности;

формирование навыка композиционного членения текста.

2. Развитие речи, орфографической зоркости, развитие способности чётко формулировать свои мысли.

3. Воспитание интереса к русскому языку  воспитание уверенности в своих силах, познавательного интереса к окружающему миру

Оборудование: текст, карточки «Вставь букву», индивидуальные карточки – помощницы

Осенняя ёлочка

Ёлочка появилась на свет осенью. Она раздвинула листья, травинки, высунулась из земли и удивлённо осмотрелась. Деревья роняли свои листья.

          Прошло много лет. На каждую осень, в день ёлочкиного рождения, деревья дарят ей подарки. Осина дарит красные фонарики, клён роняет оранжевые звёзды, а ива засыпает ёлочку тонкими золотыми рыбками.

          И стоит ёлочка счастливая. Вся нарядная и разноцветная. 

                                   

                                                                                              ( По Н. Сладкову)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный момент (1минута)

Целеполагание и мотивация.

(1 минута)

Сообщение темы урока

(2 мин)

Актуализация

(5 мин)

Первичное осмысление материала.

(5мин)

Осознание и осмысление информации.

(15мин.)

Физкультминутка

(1 мин.)

Применение знаний и умений

(10мин)

Самопроверка

Рефлексия (1мин)

Итог урока (3мин)

Д\з

 

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

Сегодня у нас особая миссия!

Мы – исследователи.

Что мы исследуем на уроках русского языка?

Загадка:

Гостья к нам пришла с опушки –

Зелена, хоть не лягушка.

И не Мишка косолапый,

Хоть ее мохнаты лапы.

И понять не можем мы:

Иглы для чего нужны?

Не швея она, не ежик,

Хоть на ежика похожа.

Догадаться очень просто,

Кто пришел к нам нынче в гости?

 – О чём эта загадка?

 –  Как догадались?

 – Что вам особенно понравилось в этом стихотворении?

 – Какого цвета наряд у ёлочки зимой, весной, летом? Почему?

 Цель нашего урока – исследование текста о…

На уроках окружающего мира мы уже ни раз знакомились с особенностями хвойных деревьев, а сегодня мы узнаем, какой наряд у ёлочки осенью.

Типы текста

На доске открывается таблица по ходу ответов детей. (Приложение 1)

I.Работа по содержанию.

1.Что привлекло автора в этой сцене?

2. Что нового вы узнали?

3. Лексическая работа со неизвестными словами.

II. Работа над композицией текста.

    – Определите тему текста.

 – Какова главная мысль текста?

– Какой заголовок соответствует содержанию текста?

– Сколько частей в тексте?

– Кому захотелось запомнить текст? Почему?

– Назовите основные части текста.

– Из скольких пунктов будет состоять план? Почему?

III. Работа над текстом( по частям), составление плана, выбор опорных слов.

– Прочитайте первую часть текста.

– Когда появилась на свет ёлочка?

 – Как можно сказать об этом по- другому?

– Как  появилась на свет ёлочка? Что она сделала?

  – Какие слова говорят о ёлочке, как о живом существе?

 – О чём первая часть? Скажите кратко.

 – Как озаглавим первую часть?

– Запишите заглавие первой части. (Учитель записывает заглавие на доске.)

 Попробуем вместе выявить опорные слова

– Перескажите первую часть близко к тексту.

б) – Прочитайте вторую часть текста.

 – С чего начинается вторая часть? Давайте вместе прочитаем первое предложение.

 – Что происходило каждый год осенью в день рождения ёлочки?

 – Какие деревья дарили ёлочке подарки, назовите?

 – Что дарили ёлочке деревья? Скажите  одним словом.

 – Каких цветов были листья?

 – На что похожи листья осинки?

– Чем листья осинки похожи на фонарики?

– Как в тексте названы листья клёна? Почему?

 – Чем одаривала ёлочку ива? Почему?               

– Какое изобразительно – выразительное средство языка использует автор во второй части текста?

 ( Скрытое сравнение – метафору)

 – В тексте говорится о том, как три дерева дарят подарки. Но слово «дарят» употреблено только один раз. Почему?

 – Озаглавьте вторую часть текста.

– Запишите заглавие второй части в тетради. (Учитель записывает заглавие на доске.)

Опорные предложения из второй части текста (см. выше обозначены курсивом).

Перескажите эту часть друг другу.

 – Прочитайте  третью часть текста.

 – Приятно ли ёлочке, что ей дарят подарки?

 – Как вы догадались?

 – Отчего ёлочка счастлива?

 – Почему наряд ёлочки разноцветный?

 – Так какова же главная мысль текста? Давайте её ещё раз повторим.

 – Озаглавьте третью часть.

 – Запишите заглавие третьей части в тетради. (Учитель записывает заглавие на доске.)

Опорные слова :счастливая, нарядная, разноцветная.

Перескажите третью часть себе.

А в лесу растёт черника

Земляника, голубика,

Чтобы ягодку сорвать

Надо глубже приседать.

Нагулялся я в лесу

Корзинку с ягодой несу

VI.Орфографическая работа.

Чтение текста учителем с установкой на запоминание и представление.

Что нового мы узнали на уроке ?

Легко ли написать текст, который интересно было бы слушать?

Что для этого необходимо?

   Чтобы красиво говорить, правильно и грамотно оформлять свои мысли, нужно учиться у мастеров слова. И одним из таких авторов является Н. Сладков, написавший много замечательных произведений для детей о природе. Ведь только внимательный человек, имеющий богатую фантазию,  может в обычном для нас явлении увидеть необычное.

  Закройте глаза и вспомните, как вы работали на сегодняшнем уроке.  Встаньте,  пожалуйста, те, кто считает, что он поработал «на отлично».

Встаньте,  пожалуйста, те, кто считает, что он поработал « на хорошо».

Спасибо, что сами себя оценили.

Осенняя ёлочка делится с вами подарками – листьями, на которых вам следует написать поздравление ёлочке с днём рождения.

Спасибо за урок. Я надеюсь, что с удовольствием прочитаю изложения, написанные вами.

Выполняют задание

 

Приложение № 1

Композиция текста – повествования

1. Вступление

2. Основная часть.

3. Концовка.

 

План.

1. Рождение ёлочки.

 2. Деревья дарят подарки.

 3.Счастливая и нарядная ёлочка.

 

 

Приложение № 2

 

д…ревья –  ____________

ос…нь – _______________

тр…винки_____________

 з…мля – ______________

р…ждение – ____________ Ры…ки – __________

 

 (На)свет_______________ (по)явилась_____________

 (раз)двинула____________ (вы)сунулась____________ (о)смотрелась___________ (из)земли_______________     (в)день_________________

 

Первая часть.

Опорные слова: появилась, раздвинула, высунулась, осмотрелась.

 

Вторая часть.

Опорные слова

Осинка дарит фонарики.

Клён роняет звёзды.

Ива засыпает рыбками.

 

Третья часть.

Опорные слова :

счастливая, нарядная, разноцветная.

 

 

Если тебе трудно вспомнить содержание текста, воспользуйся вопросами.

 

1. Когда появилась ёлочка?

2. Какие подарки получала ёлочка в день рождения?

3. Какая стояла ёлочка?

Приложение № 3

Самопроверка

1.     Читай медленно, по одному предложению. Вникай в смысл слов.

2.     Начало предложения пиши с большой буквы.

3.     Найди слова, которые нужно проверить.

4.     Проверь, все ли опорные слова использованы.

5.     Прочитай текст ещё раз.

 

Самопроверка

1.     Читай медленно, по одному предложению. Вникай в смысл слов.

2.     Начало предложения пиши с большой буквы.

3.     Найди слова, которые нужно проверить.

4.     Проверь, все ли опорные слова использованы.

5.     Прочитай текст ещё раз.

 

Самопроверка

1.     Читай медленно, по одному предложению. Вникай в смысл слов.

2.     Начало предложения пиши с большой буквы.

3.     Найди слова, которые нужно проверить.

4.     Проверь, все ли опорные слова использованы.

5.     Прочитай текст ещё раз.

 

Самопроверка

1.     Читай медленно, по одному предложению. Вникай в смысл слов.

2.     Начало предложения пиши с большой буквы.

3.     Найди слова, которые нужно проверить.

4.     Проверь, все ли опорные слова использованы.

5.     Прочитай текст ещё раз.

 

Самопроверка

1.     Читай медленно, по одному предложению. Вникай в смысл слов.

2.     Начало предложения пиши с большой буквы.

3.     Найди слова, которые нужно проверить.

4.     Проверь, все ли опорные слова использованы.

5.     Прочитай текст ещё раз.

 

 

Самопроверка

1.     Читай медленно, по одному предложению. Вникай в смысл слов.

2.     Начало предложения пиши с большой буквы.

3.     Найди слова, которые нужно проверить.

4.     Проверь, все ли опорные слова использованы.

5.     Прочитай текст ещё раз.

kopilkaurokov.ru

Обучающее изложение по рассказу Н.Сладкова “Ёлочка”


Просмотр содержимого документа

«Обучающее изложение по рассказу Н.Сладкова “Ёлочка”»


Пятое октября. Изложение. Ёлочка.


Изложение

Стр. 52, упр. 88




  • Когда появилась ёлочка на свет?
  • Как она увидела то, что было вокруг?

(раздвинула, высунулась, осмотрелась)

  • Что её удивило?
  • Что происходит в лесу каждый год

в день рождения ёлочки?

  • Что ей дарит осинка?
  • Что роняет на ёлочку клён?
  • Чем засыпает ёлочку ива?
  • Почему ёлочка стоит осенью счастливая?


Лист осины (фонарик)

Лист клёна (оранжевые

звёзды)

Лист ивы ( тонкие золотые рыбки)


  • Повествовательный
  • Текст описание
  • Текст рассуждение

Определи тип текста


Озаглавить текста

план

1. Рождение ёлочки осенью.

2. Подарки для ёлочки.

3. Счастливая ёлочка.


Вступление

1. Рождение ёлочки осенью.

1.по я вилась, на свет

2. раз двинула, высунулась, уд и влё нн о,

о см о трелась.

3. р о няли


Самопроверка

Ёлочка появилась на свет осенью.

Раздвинула листья, травинки,

высунулась из земли и удивлённо

осмотрелась. Деревья роняли листву.


Основная часть

2. Подарки для ёлочки .

  • мног о лет
  • на день рожден ия ,

по дарки

3. к и тайские ф о нар и ки

4. р о ня е т, о ранж е вые

5. за сыпа е т ры б ками


Самопроверка

Прошло много лет. Но каждую осень, на

день рождения ёлочки, деревья дарят ей

подарки. Осина дарит красные китайские

фонарики. Клён роняет оранжевые звёзды.

Ива засыпает ёлочку тонкими золотыми

рыбками.


Концовка

3. Счастливая ёлочка.

  • ст о ит, с ча с т лив ая
  • на рядн ая , разн о цветн ая
  • рас кинула, на лад ошках, по дарки


Самопроверка

И стоит ёлочка счастливая. Вся

нарядная и разноцветная. Раскинула

лапки, а на ладошках подарки.

multiurok.ru

Презентация к уроку развития речи Изложение текста Н.Сладкова “Ёлочка”


Урок развития речи Изложение текста Н. Сладкова « Ёлочка»

Выполнила Сикачева Наталья Петровна, учитель начальных классов

МБОУ « Первомайская ОШ»

Кировского района Республики Крым

06.10.2015 г.


Речевая разминка

Гостья к нам пришла с опушки –

И понять не можем мы:

  • Зелена, хоть не лягушка.
  • И не Мишка косолапый,
  • Хоть ее мохнаты лапы.
  • Иглы для чего нужны?
  • Не швея она, не ежик,
  • Хоть на ежика похожа.

Догадаться очень просто,

  • Кто пришел к нам нынче в гости?


Текст по Н. Сладкову

Ёлочка появилась на свет осенью. Она раздвинула листья, травинки, высунулась из земли и удивлённо осмотрелась. Деревья роняли свои листья.

Прошло много лет. На каждую осень, в день ёл

multiurok.ru

Подробное изложение по произведению Н. Сладкова «Осенняя ёлочка».

Подробное изложение по произведению Н. Сладкова «Осенняя ёлочка».

Предметные: научатся письменно излагать текст на основе зрительного восприятия.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

Регулятивные: организовывать свое рабочее место, определять цель и составлять план выполнения заданий на уроке под руководством учителя.

Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные: владеют навыками конструктивного сотрудничества со взрослыми и сверстниками, проявляют эстетические чувства.

  1. Проверка домашнего задания

  • Прочитайте словосочетания. Объясните написание слов с орфограммами.

  • Прочитайте фразеологизмы. Объясните лексическое зна­чение каждого из них. (Взяться за умстановиться бла­горазумнее, совершать разумные поступки; остаться с но­сом — потерпеть неудачу, остаться ни с чем; медвежья услуга — услуга, повлёкшая за собой негативное последствие для того, кому она была оказана; с гулькин нос — очень мало.)

  1. Самоопределение к деятельности

Сегодня на уроке мы будем писать изложение. Давайте вспомним, что означает слово «изложить»? (Пересказать, описать, передать письменной речью). Когда нам бывает нужно письменно пересказывать текст? (Когда пишем письма, …). Каким должно быть письмо, чтобы его было интересно читать? Определите задачу урока. (Будем учиться пересказывать)

  • Чтобы узнать, о ком будет текст, вам нужно отгадать загадку.

  • Гостья к нам пришла с опушки –

  • Зелена, хоть не лягушка.

  • И не Мишка косолапый,

  • Хоть ее мохнаты лапы.

  • И понять не можем мы:

  • Иглы для чего нужны?

  • Не швея она, не ежик,

  • Хоть на ежика похожа.

  • Догадаться очень просто,

  • Кто пришел к нам нынче в гости?

  •  – О чём эта загадка? (о елке)

  •  –  Как догадались? (иголки, зелена)

  •  – Что вам особенно понравилось в этом стихотворении?( Ёлка сравнивается с зелёной лягушкой, косолапым мишкой, колючим ёжиком, швеёй.)

  •  – Какое это стихотворение по настроению, грустное или весёлое?(веселое)

  • -молодцы!

У: Откройте учебники на стр. 53, упражнение 88. Я читаю текст, вы внимательно слушаете и следите за мной по учебнику.

Давайте проанализируем содержание текста. О чем рассказывается в данном тексте?

Д: В тесте говорится о елочке.

 – Определите тему текста. (Ёлочка.)

 – Какова главная мысль текста? (Ёлочка счастлива. У неё есть друзья, которые не забывают её и дарят ей подарки.)

 – Определите стиль речи. (Художественный)

Как можно назвать этот текст? (Подарки для елочки).

  • Прочитайте памятку 7 на с. 147 «Как подготовиться к изло­жению».

  • Какие непонятные слова встретились в тексте?

  • Объясните выделенные орфограммы.

  • Сколько частей в тексте?

  1. Орфографическая работа

(Учащиеся по цепочке называют слова с орфограммами и объ­ясняют их написание.)

4.Составление плана.  

 – Назовите основные части текста. (Вступление, основная часть, заключение (концовка).)

У: На сколько смысловых частей можно разделить текст?

Д: На 3 части.

У: Запишите в тетради слово «План».

а) – Прочитайте первую часть текста. (Чтение вслух)

 – Когда появилась на свет ёлочка?

 – Как появилась на свет ёлочка? Что она сделала? (Раздвинула листья…)

– Какие слова говорят о ёлочке, как о живом существе?

 – Как называется такое изобразительно –выразительное средство языка?

(Олицетворение)

 – О чём первая часть? Скажите кратко.

 – Как озаглавим первую часть?

(  Рождение ёлочки

Опорные слова: появилась, раздвинула, высунулась, осмотрелась.(На доске)

– Перескажите первую часть близко к тексту.

б) – Прочитайте вторую часть текста. ( Чтение шёпотом)

  – С чего начинается вторая часть? Давайте вместе прочитаем первое предложение.

 – Что происходило каждый год осенью в день рождения ёлочки?

 – Какие деревья дарили ёлочке подарки, назовите?

 – Что дарили ёлочке деревья? Скажите одним словом.

 – Каких цветов были листья?

 – На что похожи листья осинки?( На фонарики)

 – Чем листья осинки похожи на фонарики? ( Формой…)

 – Как в тексте названы листья клёна?

 – Чем одаривала ёлочку ива?

                             (Слайд

               Осинка дарит фонарики.

               Клён роняет звёзды.

               Ива засыпает рыбками.

 

 – В тексте говорится о том, как три дерева дарят подарки. Но слово «дарят» употреблено только один раз. Почему? ( Чтобы не было повторов)

 – Озаглавьте вторую часть текста.

 ( Деревья дарят подарки.)

Опорные предложения из второй части текста – на слайде.

Перескажите эту часть друг другу.

 – Прочитайте  третью часть текста. ( Чтение про себя)

 – Приятно ли ёлочке, что ей дарят подарки?

 – Как вы догадались? ( И стоит ёлочка счастливая.)

 – Отчего ёлочка счастлива? ( У  неё  много друзей. Они помнят о ней, дарят ей подарки. Благодаря  их подаркам, ёлочка стоит нарядная.)

 – Почему наряд ёлочки разноцветный?

 – Так какова же главная мысль текста? Давайте её ещё раз повторим.

 – Озаглавьте третью часть.

 (Счастливая и нарядная ёлочка.)

Опорные слова :счастливая, нарядная, разноцветная.

Перескажите третью часть себе.

                    План.

  1. Рождение ёлочки. 

  2.  Деревья дарят подарки.

     3.Счастливая и нарядная ёлочка.

Вот наш план, по которому вы будете писать изложение.

5. Физкультминутка.  

  1. Продолжение работы по теме урока

А сейчас с помощью плана попробуем пересказать текст сначала по частям, а затем полностью.

7. Повторное чтение текста учащимися.

-ребята читаем текст про себя

8. Самостоятельное написание изложения.

Закрываем учебники. Начинаем писать изложение сначала на черновиках.

Кто закончит работу в черновике, может приступить к переписыванию.

Перед тем, как сдать готовые работы. Еще раз проверьте написанное. Можете сдавать работы.

  1. Подведение итогов урока

  • Что мы делали сегодня на уроке?

  • Д: Писали изложение.

  • У: Что понравилось на уроке?

  • Д: Отвечать на вопросы, пересказывать текст.

  • У: Что было сложным на уроке?

  • Д: Письменно излагать содержание текста.

  • У: Я думаю, вы все справились с поставленными задачами.

Домашнее задание

Составить и записать два предложения с фразеологизмами.

multiurok.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о