Слова со звуком у в конце картинки – План-конспект: Конспект подгруппового занятия в старшей группе «Звук и буква [У]»

Содержание

План-конспект: Конспект подгруппового занятия в старшей группе «Звук и буква [У]»


Конспект подгруппового занятия в старшей группе «Звук и буква [У]»

 Цель:

  • Знакомство со звуком и буквой У
  • Знакомство с буквой У

 Задачи:

  • Четкое произнесение звука У
  • Выделение начального ударного гласного
  • Развитие фонематического восприятия

 

Ход занятия:

  • Дыхательная гимнастика

Ребята, встаньте в круг, сейчас мы будем заниматься дыхательной гимнастикой.

Вдыхаем через нос, выдыхаем через рот.(3 раза)

А теперь давайте глубоко вдохнем и медленно выдохнем. Молодцы!

  • Подведение к теме

— Ребята, я сейчас вам загадаю загадки, а вы попробуйте их отгадать. Но я буду спрашивать только тех, кто поднимает руку.

Две антенны на макушке,

А сама сидит в избушке,

На себе её везёт,

Очень медленно ползёт. (Улитка)

 

Палочка в руке,

Ниточка в воде.

На ниточке крючок,

Для рыбки — червячок. (Удочка)

На доску вывешиваются картинки.

— Какой звук слышится в начале слова улитка, удочка?

— Как вы думаете, с каким звуком мы сегодня познакомимся?

Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и буквой У.

  • Уточнение артикуляции

-Посмотрите в зеркало. Сделайте губы трубочкой и протяните: «Ууууууу».

-Какой  у нас звук получился? (Звук «У»)

-Этот звук гласный или согласный? (гласный)

-Как вы определили что он гласный? -Правильно, потому что мы можем его пропеть.

Каким цветом будем обозначать этот звук? (красным)

  • Посмотрите на картинки, скажите, что на них изображено? Какая из них лишняя и почему? (утка, улитка, автобус, утюг)
  • Развитие фонематического восприятия

-Ребята, сейчас я буду называть вам слова, и если вы услышите в слове звук У, хлопайте в ладоши.

Улица, умывальник, ложка, уксус, малина, утро, соль, лошадь, удача.

  • Определение места звука в слове

-Я сейчас буду показывать картинки со звуком «У», а вы должны будете определить место звука в словах. (начало.середина, конец)

улитка, лук, лягушка, удочка, туфли, утка, паук, утюг

  • На доску вешается буква У.

-Дети, а вы знаете чем отличаются звук и буква?

-Ребята, а вы знаете из каких частей состоит буква «У»?

— А на что она похожа? Нарисуйте пальчиками в воздухе букву У.

  • Я раздам вам листочки с разными буквами, но вы должны будете найти среди них букву «У» и обвести её в кружок!
  • Итоги: -Какой звук и букву мы сегодня проходили? (он какой? Гласный?

Конспект логопедического занятия на тему: « Звук и буква Ы.»

Цель: научиться правильно произносить звук [Ы], выделять его среди других звуков, в слогах, словах; узнавать и писать букву Ы

Задачи:

1. Познакомить с артикуляцией гласного звука [Ы]. 

2. Развивать фонематическое восприятие, фонематические  представления через звук Ы. 
3.Формировать умение дифференцировать понятия «звук Ы» и «буква Ы». 4.Расширять словарный запас учащихся, через слова со звуком Ы.

5. Развивать зрительную память, используя предметные картинки по теме занятия.

Наглядные пособия и раздаточный материал: тетради, ручки, папки для занятий, наглядные картинки, карточки с заданиями, картинки-символы артикуляционной гимнастики, картинки с наложенными друг на друга предметами, конверт, в котором разрезана на части буква Ы, красный карандаш.

План и ход урока.

1. Организационный момент

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты,

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем!

2. Знакомство с темой урока.

Сегодня на очередном нашем занятии мы познакомимся с очень интересным звуком. Он ни когда не слышится в начале слова. Он любит прятаться среди других звуков. Попробуйте его отыскать.

Звук — невидимка
Спрятался в часы.
А его братишка —
Дедушке в усы.

Догадались, какой это звук?  Нет? Тогда, еще одно задание — подсказка…

Что на карточке лишнее? Почему? Эта лишняя картинка поможет нам в раскрытии темы занятия.

Верно, «лишнее» — цветы, так как все остальное мебель. Произнесём ещё раз слово “цветы” и назовём последний звук”. Это и есть наш звук невидимка.

Произнесите звук и дайте характеристику…

Звук [ы] — гласный. Давайте вспомним, какие гласные звуки вы уже знаете?…

1. Знаю я, и знаешь ты, что нет слов, начинающихся на звук [ы].

— Но в словах этот звук встречается часто. Его можно услышать в середине или конце слов. Давайте поищем слова с этим звуком….

2. И г р а  «Кто больше?»

Назовите как можно больше слов со звуком [ы] в середине.

О т в е т : дырка, прыгать, забыть, умный, плыть, улыбка.

3. Хлопните в ладоши, если в словах услышите звук [ы]:  сыр, заяц, усы, цветок, бутылка, дым, велосипед, дыня, весы, лампа, рысь, мышь, дятел, камыш, рыба, часы.

4.  Игра «Один – много»

Кукла – (куклы),  гриб – (грибы), машина –…, лимон – …, шкаф – …, стол – …, шар – …, тыква – …, кот – …, зонт – …, ягода —…, дуб – …, зуб – …,  банан – …., лев – …, пол – …, сыр – …..

5. Игра Рифма» ( придумайте африканское животное в рифму).
Дилы-дилы-дилы – повились …(крокодилы)
(Дети изображают охотящегося крокодила).
Афы-афы-афы – жуют листики …(жирафы)
(Дети тянутся вверх, изображая жирафов).
Ны-ны-ны – водой брызгают …(слоны).
(Дети надувают щеки, как бы набирая воду, а затем брызгаются)
Яны-яны-яны – по веткам скачут …(обезьяны).
(Дети изображают скачущих обезьян).

6. И г р а  «Слоговой аукцион»

1. Бросая мяч, ведущий называет начало слова. Ученик, поймавший мяч, должен назвать конец слова и бросить мяч обратно. Н а п р и м е р : лы (-жи),  мы (-ло),  сы (-рок),  тык (-ва),  малы (-ши).

2. Вставьте пропущенные слоги со звуком [ы].

Ум (-ный),  ост (-рый),  аккурат (-ный),  че (-ты-) ре,  во-пер (-вых),   во-вто (-рых),   цве (-ты),   фрук (-ты),   тра (-вы).

Вот топор, полено рядом

Получилось то, что надо.
Получилась буква ы.
Все мы знать её должны.

1. Найди спрятанные буквы ы. Обведи их.

2. Допиши недостающую часть.

10. Итог занятия.

С какой буквой и каким звуком мы познакомились сегодня на занятии?

Что тебе понравилось сегодня больше всего?

nsportal.ru

Литературное чтение «Знакомство со звуком [ ч’] и буквой «чэ».

Дата: 07.02.19

Конспект урока литературного чтения, проведённого Дерновой Натальей Ивановной в 1В классе,

в МБОУ «СОШ №4».

Тема: «Знакомство со звуком [ ч’] и буквой «чэ».

Цель для учителя: создание благоприятных условий для организации работы по чтению слогов, слов, предложений с новой буквой.

Задачи для учителя:

  1. Организовать работу для ознакомления детей с новой буквой.

  2. Создать благоприятные условия для характеристики звука [ ч’].

  3. Научить правильно произносить согласный звук.

  4. Организовать работу по чтению слогов, слов, предложений.

  5. Формировать умения развивать свою речь, фонематический слух, культуру поведения.

Оборудование: карточка с буквой, распечатка темы, цели, задач, закончи фразу, азбука, пенал, дневник, цв. карандаши, рисунки чайника и подсвечника.

Ход урока

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Наталья Ивановна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

Давайте проверим, все ли у вас готово к уроку.

У вас на столах должно быть: азбука, пенал, дневник, карточка.

Приветствуют.

Проверяют.

  1. Мотивация

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Будем мы сейчас трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы ученики.

Я надеюсь, что наш урок пройдёт продуктивно и увлекательно. Давайте будем начинать.

Слушают.

Л

(самоопределение, смыслообразование)

  1. Целеполагание

Ребята, сейчас я прочитаю вам стихотворение, ваша задача слушать меня внимательно и ответить на вопрос: «Какой звук чаще всего звучит в стихотворении?»

Черепаха с Чемоданом 
Через улицу идёт,
На Часы глядит, читает, 
Чешет ножку, Чистит рот,
с Червяком поговорила, 
Чай из чашки попила…
Час прошёл, а Черепаха 
даже метра не прошла!

Итак, какой звук чаще всего звучит в стихотворении?

Правильно, тогда какая же тема нашего урока?

Перед вами на доске расположена цель урока, давайте прочитаем её.

Перед вами рассыпались задачи, поставьте их в правильном порядке, но для начала давайте их прочитаем. (Полина Никитина, Баринова Ева)

Слушают.

[ч’]

Буква «чэ».

Цель: научиться читать слоги, слова, предложения с новой буквой.

Расставляют задачи, выходят к доске.

  1. Познакомиться с новой буквой и звуком.

  2. Охарактеризовать звук.

  3. Научиться правильно произносить согласный звук.

  4. Закрепить умения читать слоги, слова, предложения.

  5. Оценить свою работу.

К (отвечают устно на вопросы учителя)

К (умение объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать)

Р

(постановка цели и задач)

П (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели)

  1. Открытие нового знания

Начнём мы с вами с решения 1-й задачи.

Открываем азбуку, кто мне скажет, какая страница? Вверху расположены 2 иллюстрации.

Кто изображён слева?

Произнесите слово «грач» по слогам.

Давайте произнесём все звуки по отдельности.

Где стоит звук «ч»?

Ребята, давайте дадим характеристику звуку «ч».

Какой звук «ч» гласный или согласный?

Почему вы так решили?

Правильно, звук [ч’] согласный, т.к при произношении мы встречаем преграду в полости рта.

Для того, чтобы определить какой звук «ч» звонкий или глухой, давайте ладошками прикроем ушки, что мы слышим?

Правильно, при произношении мы слышим шум, что это значит?

Правильно, звук [ ч’] всегда глухой.

Какой звук [ ч’] мягкий или твёрдый?

Давайте проверим, вверху слева расположен квадрат, что это значит?

Правильно, теперь давайте хором повторим всю характеристику (спросить ещё 3 отдельно).

Что изображено справа на иллюстрации?

Произнесите слово «час» по слогам.

Давайте произнесём все звуки по отдельности.

Где стоит звук [ ч’]?

Ребята, дайте характеристику звуку [ ч’] самостоятельно.

Звук [ч’] мы будем обозначать буквой «чэ».

Из каких элементов состоит буква «чэ»?

Правильно, на что похожа буква «чэ»?

Правильно, буква «чэ» похожа на цифру 4 (показать и прочитать стих), на перевёрнутый стул (показать и прочитать стих), а ещё она похожа на подсвечник (показать и прочитать. (Кончен день. Пришёл к нам вечер. Лампы нет? Зажгите свечи! На подставке - по свече, весь подсвечник - буква Ч!), на чайник (Ч - курносый чайник, он большой начальник!)

Давайте немного пофантазируем, каждому из вас выдана карточка, на которой изображена буква «чэ», ваша задача дорисовать и раскрасить.

Что у вас получилось?

Молодцы!

Давайте напечатаем букву «чэ» в тетради. Открываем тетрадь, отступаем от предыдущей работы 4 клеточки вниз, ставим точку в 5 клеточке. Посмотрите образец на доске, затем выполните в тетради.

Заглавная буква занимает 2 клеточки вверх, начинаем писать, ведём вниз, закругляем вправо, поднимаемся вверх, ведём вниз, отступаем одну клеточку и пишем строчную букву «чэ». Так продолжаем до конца строчки.

Физминутка

Давайте немного отдохнём.

Я буду называть слова, если вы услышите звук [ч’]

- хлопайте, если не услышите - приседайте.

(Чайка, воробей, часы, чеснок, муха, лужа).

Теперь задание усложняется.

Я буду называть слова, если вы услышите звук [ч’]

в начале слова, то поднимаете руку, если в середине слова, то прыгаете, если в конце, то хлопаете.

(грач, мячик, чашка, обруч, чайник, ключ,

четыре, врач).Будьте внимательны!

Смотрим на стр.95 следующие 2 иллюстрации. Кто изображён слева?

Что он делает?

Посмотрите на звукобуквенную схему, прочитайте слово, которое там написано.

Сколько слогов?

На какой слог падает ударение, произнесите.

Произнесите все звуки по отдельности.

Где стоит звук [ ч’]?

Произнесём звук все вместе.

Дайте характеристику звуку [ ч’] самостоятельно.

Кто изображён справа?

Что она делает?

Посмотрите на звукобуквенную схему, прочитайте слово, которое там написано.

Сколько слогов?

На какой слог падает ударение, произнесите.

Произнесите все звуки по отдельности.

Где стоит звук [ ч’]?

Произнесём звук все вместе.

Дайте характеристику звуку [ ч’] самостоятельно.

С 1 и 2 задачей мы справились, переходим к 3.

Рассмотрим схемы, чем они похожи?

Чем различаются?

Правильно, давайте прочитаем слоги в 1-м столбике.

Теперь прочитаем слоги во 2-м столбике.

( спросить 5)

Переворачиваем страницу, читаем 1-ю строку хором (спросить 2-х человек) и так аналогично.

Дополнительное задание:

Назовите слова, которые обозначают предмет.

Назовите слова, которые обозначают признак предмета.

Как мы обозначим?

Назовите слова, которые обозначают действие предмета.

Как мы обозначим?

стр. 95

Грач.

Произносят.

Произносят.

В конце слова.

Согласный.

При произношении мы встречаем препятствие в полости рта.

Шум.

Звук [ ч’] глухой.

Разные варианты.

Это значит, что звук [ ч’]

всегда мягкий.

Повторяют.

Часы.

Произносят.

Произносят.

В начале слова.

Согласный, глухой, мягкий.

Из прямой палочки и из палочки с закругление вправо.

На цифру 4, на перевернутый стул.

Хобот слона и т.д.

Смотрят.

Выполняют задание.

Выполняют.

Мальчик.

Пьёт чай.

Чай.

1

Произносят.

Произносят.

В начале.

Произносят.

Согласный, глухой, мягкий.

Девочка.

Надевает чулки.

Чулки.

2

Произносят.

Произносят.

В начале.

Произносят.

Согласный, глухой, мягкий.

Есть согл. и гласн. звуки.

На 1 схеме [ч’] стоит в конце, а на 2 в начале.

Читают.

Чистота, чудо, чудеса, мечта и т.д.

Чудный.

Желтым прямоугольником.

Учит, научить и т.д.

Синим прямоугольником.

К (планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками)

К (планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками)

К (отвечают устно на вопросы учителя)

К (отвечают устно на вопросы учителя)

К (умение объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать)

П

(умение строить речевое высказывание в устной форме)

К (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации)

К (отвечают устно на вопросы учителя)

П (поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных инструментов ИКТ и источников информации)

  1. Рефлексия

Домашнее задание: продолжить чтение на с.96 и вспомнить, что означает определённый фон.

Теперь давайте оценим себя.

У вас на доске есть начало фразы, ваша задача договорить:

Я узнал (а)…

Я понял (а)…

Мне было трудно…

Записываем домашнее задание, открываем дневник, пишем на пятницу: литер. С.96 чит. слова

Вы сегодня большие молодцы, урок закончен.

Оценивают себя.

Л ( оценивают себя)

Подпись учителя:

Подпись методиста:

Подпись студента:

infourok.ru

План-конспект: Конспект логопедического занятия "Звук и буква "З"

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи."Праздник урожая.Овощи и фрукты."

Фронтальное логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи. Старший дошкольный возраст....

Конспект логопедического занятия "Различение К и Г в словах и предложениях"

Конспект логопедического занятия составлен с учётом специфики работы с учащимися коррекционной школы VII вида. К конспекту даётся в дополнение презентация к этому занятию. Развивается внимание, фонема...

Конспект логопедического занятия и презентация по теме:"Дифференциация оптически сходных букв П-Т"

 Цель:  научить различать прописные буквы п и т.Задачи:           1) закреплять слуховые и зрительные дифференцировки рукописных  букв П и Т, их артикуляционные характеристики, упражнять в различении ...

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация гласных I и II ряда: [ы] - [и] в слогах и словах".

Занятие разработано для группы учащихся второго класса КРО для детей с ЗПР, имеющих нарушения письма и чтения, обусловленные НВОНР....

Конспект логопедического занятия на тему: «Дикие животные и их детёныши. Образование формы винительного и творительного падежей»

Конспект логопедического занятия на тему:  «Дикие животные и их детёныши. Образование формы винительного и творительного падежей»...

конспект логопедического занятия для учащихся 2 класса по теме «Дифференциация парных согласных звуков и букв «Б-П» в словах и словосочетаниях, предложениях»

Данное занятие предназанчено для детей с ограниченными возможностями здоровья, способствует развитию слуховой дифференциации звуков, различению парных согласных на письме....

Конспект логопедического занятия "Дифференциация гласных I и II ряда: ы – и» (2 класс)

Цели и задачи: 1.     Закреплять у учащихся умение различать гласные Ы-И в устной и письменной речи.2.     Закреплять умение дифференцировать согласные звуки пе...

nsportal.ru

КСП .Урок обучения грамоте. Звуки /п/ /п"/. Буквы П, п. Строчная п.

Включение в учебную деятельность. Мотивация учебной деятельности.

(К) - К нам на урок пришел гость.

Отгадайте, кто это:

В темном уголке живет,

Шелковую нить плетет.

Он тайком сюда забрался,

Строить новый дом собрался.

(паук)

- Что за шелковую нить плетет паук? (паутина)

- Слова «паук» и «паутина» - родственники. Почему?

- Догадайтесь, о каком звуке и букве будет сегодня урок?

ФО (словесное оценивание - устная обратная связь)

Работа над новой темой.

(К.И.) Развитие фонематического слуха.

- Посчитайте, сколько слогов в слове «паук»: па-ук (2слога)

- Какой слог первый? (па)

- Какой первый звук в слоге «па»?

(звук [п])

- Дайте характеристику звуку [п].

(Это звук согласный, твердый, глухой)

ФО (словесное оценивание)

(К.И.) Понимание смыслоразличи-тельной роли звука с помощью картинок:

- Кроме паучка к нам пришли некоторые другие животные, в названии которых тоже есть новые звуки. Найдите их.

Учащиеся выделяют звуки [п], [п'] в словах: пеликан, пингвин, попугай, павлин, пони, петух. Составляют с одним из этих слов предложение по схеме.

ФО «Пчелиный улей»

(К) Правило. Работа над схематичным изображением правила. Дается алгоритм по работе над характеристикой звука: Гласные - ударные или безударные, согласные - звонкие или глухие, твердые или мягкие.

(К, И) Артикуляционная зарядка. – Я буду читать стихотворение о паучке, а вы, если услышите звук [п] или [п'], хлопаете в ладоши. Если не услышите, не хлопаете. Паучок приехал на базар.

Мухам паучок привез товар.

Он его развесил на осинке:

«Кто из вас желает паутинки?»

ФО «Сколько пальчиков у нас»

(Д, К) Работа в прописи.

  1. Рассматривание образца строчной буквы п.

  • Между какими линиями рабочей строки она располагается?

  • Из каких элементов состоит буква п?

  • Опишите направление движения руки при написании буквы п.

  1. Написание буквы на линиях с частой наклонной линией и на рабочей строке.

  1. Сравнение с образцом.

  2. Написание буквы с гласными буквами: отработка нижнего и верхнего соедине­ний.

(И, Г) Задание на развитие логического мышления: загадки слов (папка, пила).

ФО «Волшебная линеечка»

(К, Д) Пальчиковая гимнастика.

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

Сам мизинчик - малышок,

Постучался на порог.

Вместе пальчики - друзья,

Друг без друга им нельзя.

(К,И) Анализ схем слов (паук, питон). Чтение слогов.

Учащиеся делают вывод: буква п, звуки[п], [п'].

ФО «Три хлопка»

(К,И) Работа со слогами. Игра «Паутинки»

- Паучок долго трудился и создал паутину со слогами. Давайте их прочитаем:

поыыыыы

пи

па

пы

пе

- Разделите паутинки на 2 группы. По какому признаку можно это сделать?

ук

(Со звуком [п] и звуком [п'].

ле

он

ши

на

- Какие слова получились? ( паук, пион, поле, пена, шипы).

(Г, К) Игра « Верно - неверно».

Учитель дает утверждения всем группам учащихся:

«Павлин встречается на юге Казах-стана. Павлин умеет летать. Павлины не явля­ются родственниками кур».

Учащиеся в карточках отмечают каждое утверждение по очереди, отмечают знаками «+» или «-», явля­ется это утверждение истинным или ложным.

(Павлины не живут на юге Казахстана. Павлинов можно встретить только в зоопарке. Павлины умеют летать. Павлины являются родственниками кур.)

Физминутка «Птичка». Гимнастика для глаз.

- Паучок предлагает отдохнуть нашим глазкам: Птичка полетела вверх (дети поднимают глаза вверх)
Птичка улетела вправо (смотрят вправо)
Птичка улетела влево (смотрят влево)
И спряталась на полу (смотрят на пол)

Работа с предложением.

Учитель предлагает учащимся выражение, которое использует А.С. Пушкин в сказке «О царе Салтане», когда описывает Царевну-лебедь:

«А сама-то, величава, выступает, будто пава».

- Что хотел нам сказать А.С. Пушкин?

(Пава - самка павлина, выступает - ходит. Ходит величаво - ходить плавно, вели­чественно, степенно, царственно, с красивой осанкой.)

Работа по учебнику.

(И, К) 3. Работа со столбиками слов: определение количества и порядок слогов в словах.

(К, И) 4. Учитель проводит работу над многозначностью слова «пила».

  • Молоко каких животных могла пить Полина?

  • Из молока какого животного у нас в Казахстане делают кумыс? Шубат?

ФО (самооценивание «Пантомима».

Руки вверх-довольны собой, вниз – не довольны. )

(К, И) Трехъязычие (ребус):

молоко, сүт, milk.

Учитель прикрепляет карточки со словами на «говорящую стену» в классе. Дети проговаривают слова, повторяют друг другу.

Физминутка. Создание положительного эмоционального настроя.

(Г) Игра с мячом «Я знаю пять имен на букву «н».

Инструкция детям. Первый играющий берет мяч, держа его в руках, произносит

считалку: "Я знаю одно имя девочки", ударяет мячом о землю и называет имя. Да­лее другой игрок продолжает. Когда

все по очереди проговорили имя девочки, играют дальше:

  • Я знаю одно имя мальчика.

  • Я знаю один цветок.

  • Я знаю одно животное.

  • Я знаю одно дерево.

При этом мяч нужно чеканить о землю ладо­нью и на каждый удар называть по одному имени (названию).

(Д, К) Работа в прописи.

(К) Игра «Найди слова».

Учащиеся находят в таблице слова, записывают, определяют позицию буквы п в словах и дают характеристику звукам [п], [п'].

(К, И) Запись предложений.

ФО «Кулак – ладонь»

(К) Работа с учебником.

- Как отличить стихотворение от сказки или рассказа?

Ученики слушают стихотворение Г. Сапгира и выполняют задания.

videouroki.net

Тема: «Звук и буква [у]» Программное содержание - звукопроизн.2.

Мотивационно-

побудительный

Организационно-поисковый
Рефлексивно-коррегирующий
Мотивационно-

побудительный

Организационно-поисковый
Рефлексивно-коррегирующий
Мотивационно-

побудительный

Организационно-поисковый
Рефлексивно-коррегирующий
Тема: «Звук и буква [у]»

Программное содержание: дать детям понятие о гласном звуке [у]; уточнить его артикуляцию, учить детей четко интонировать звук [у] в словах; выделять его из ряда гласных звуков, слогов, из начала и конца в ударной позиции; развивать дыхание, голос, артикуляционную м мелкую моторику,упражнять в употреблении существительных мужского рода в форме единственного числа дательного падежа и существительных женского рода в форме единственного числа винительного падежа: учить образовывать глаголы с приставкой у-. Воспитывать доброжелательность.

Оборудование: зеркала, звуковые сигналные фонарики, схема анализа артикуляции звука, индивидуальные схемы,игрушка или картинка - паровоз.

Словарная работа: слова, звук, гласный, начало слова, гласный звук [у], буква «У»

Этапы деятельности
Действия логопеда
Действия детей
Организует сюрпризный момент- в область «Коммуникация» приносит игрушку или картинку паровозика, игра «Умная машина»
Дети называют, что они видят Повторяют ряд слов произносимых логопедом, находят первый звук в словах
Артикуляционная гимнастика
Игра «Едет паровоз».логопед рассказывает о звуке [у], показывает схему, читает четверостишье, показывает соответствующую фишку
Игровое упражнение на произношение звука

Пальчиковая гимнастика

«Засолка капусты»

Игра «Сигнальчики»

Игра «Найди место звука [а]»-называние слов в начале слова

Игровое упражнение «Отгадайка», -образование глаголов с приставкой у-

Игра «Накормим животных»

Дети выполняют артикуляционную гимнастику перед зеркалами

Слушают, находят место звука в своих схемах, повторяют четверостишье.

Дети повторяют звук и произносят звук разным голосом и дыханием, показывают артикуляцию звука по схеме

Проводят пальчиковую гимнастику
Выделяют звуки изряда гласных и из ряда слогов, показывают свои фонарики

Находят мнесто звука [у] в начале слова

Отгадывают слова-действия, объясняют значение этих слов

Среди картинок находят чем кормить животных отвечают полным ответом выделяя голосом звук [у]».

Делает анализ проведенной работы, хвалит детей, спрашивает что дети узнали о звуке [у];.
Высказывают свои впечатления от проведенных игр, рассказывают о звуке [у];

Ожидаемый результат:
Знать: что слова состоят из звуков, артикуляционную гимнастику, определение гласных и согласных звуков, назначение звука фишкой

Иметь: представления о слове, звуке, согласных и гласных, какое животное чем питается

Уметь: произносить гласные и согласные звуки, находить первый и последний звук, находить соответствующую картинку, называть правильно какое животное чем питается, выделят гласный звук [у]; придумывать слова с этим звуком.

Технологическая карта организованной учебной деятельности

старшей группы

Логопед:__________________________________месяц,неделя _____________________________

Образовательная область: Раздел

Тема: «Звуки [а] [у]»

Программное содержание: закрепит звуки [а] [у], учить выдлеять эти звуки из состава слова, обучать звуко-буквенному анализу слов ау, уа, интонационному «чтению» этих слов, воспитывать желание узнавать больше о звуках.

Материал: предметные картинки со звуками [а] [у], схемы слов, картинки девочки и мальчика, тетради, карандаши, зеркала, игрушки

Словарная работа: звук, мальчик, девочка, Уля, Алик, груз, везет, мак, лак, лук, дуб, гласный, согласный, схема, и т.д.

Ход организованной учебной деятельности:

І. Мотивационно- побудительный этап:

Упражнение «Один-много» логопед предлагает назвать слова во множественном числе: дом-дома, ведро- .......ведра, окно-......окна, стекло-....стекла и т.д.

ІІ. Организационно-поисковый этап:

1. Артикуляционная гимнастика для губ у-«Трубочка», «Хоботок», «Поцелуй», а- «Покусать верхнюю губу», «Покусать нижнюю губу», «Окошко»-открыть рот, закрыть

2. Введение в тему занятия: Логопед предлагает детям отгадать какие звуки она произносит. Дети отгадывают потом произносят звуки по схеме.Громко, тихо, шепотом.

а) Что вы знаете о звуках? Познакомтесь с мальчиком и девочкой, их имена начинаются со звуков У, А. Отгадайте как их зовут?

Дети: мальчика зовут Алик, а девочку Уля.

Б).Игровое упражнение «Собери кғартинки» мальчику собирают картинки со звуком [а], для девочки со звуком [у],.

Логопед читает стихотворение:

Дети по группе гуляли

И картинки собирали.

Раз-два-три- и ты картинки собери

Мальчику со звуком -[а],

Девочке- со звуком - [у].

Просит ответить на вопрос: Какие картинки собрал Алик? Почему? А Уля какие? Почему? Дети исправляют ошибки если они есть.

3. Физминутка:

Вы сейчас гулять пойдете

И игрушки соберете.

Мальчики для Алика,

А девочки для Ули.

Шаг на месте: раз,два, три.

Плечи шире разверни.

Мы присядем, скажем: У-у-у-у.

Дружно встанем, скажем: А-а-а-а.

Нам пора за дела.

Раз-два-три- игрушки собери!

Собирают игрушки, объясняют какой звук есть в названии игрушек.

4. Пальчиковая гимнастика « »

5. Звуковой анализ слов АУ, УА

-Алик и Уля пошли в лес за грибами, и не заметили как потеряли дорогу. Страшно стало детям. Вспомните какое короткое слово они вспомнили. Крикнешь его услышать тебя и придут на помощь. АУ

Какой первый звук, какой второй? На тетрадях закрашивают схему слова. (так же разбирается слово УА

6. Игровое упражнение «Придумай слова»

На доску вывешивается грузовая машина, на ней схема 3-х звучного слова, логопед предлагает придумывать разные слова: мак, лак, лук, сук, бук, дуб, дай и т.д.

ІІІ. Рефлексивно-коррегирующий этап. Логопед предлагает детям вспомнить какие звуки бывают: на какие виды делятся(гласные, согласные), какие звуки согласные, какие гласные. Раздает фишки детям.

Технологическая карта организованной учебной деятельности

старшей группы

Логопед:__________________________________месяц,неделя _____________________________

Образовательная область: Раздел

Тема: «Звуки [а] [у]»

Программное содержание: закрепит звуки [а] [у], учить выдлеять эти звуки из состава слова, обучать звуко-буквенному анализу слов ау, уа, интонационному «чтению» этих слов, воспитывать желание узнавать больше о звуках.

Материал: предметные картинки со звуками [а] [у], схемы слов, картинки девочки и мальчика, тетради, карандаши, зеркала, игрушки

Словарная работа: звук, мальчик, девочка, Уля, Алик, груз, везет, мак, лак, лук, дуб, гласный, согласный, схема, и т.д.

Этапы деятельности

Действия логопеда
Действия детей
Упражнение «Один-много» логопед предлагает назвать слова во множественном числе: дом-ведро- ......., окно-......, стекло-.... и т.д.
Отвечают во множественном числе: дома, ведра, стекла и т.д.
Артикуляционная гимнастика для губ у-«Трубочка», «Хоботок», «Поцелуй», а- «Покусать верхнюю губу», «Покусать нижнюю губу», «Окошко»-открыть рот, закрыть

2. Введение в тему занятия: Логопед предлагает детям отгадать какие звуки она произносит. а) Что вы знаете о звуках? Познакомтесь с мальчиком и девочкой, их имена начинаются со звуков У, А. Отгадайте как их зовут?

Б).Игровое упражнение «Собери кғартинки» мальчику собирают картинки со звуком [а], для девочки со звуком [у],.

Логопед читает стихотворение:

Дети по группе гуляли

И картинки собирали.

Раз-два-три- и ты картинки собери

Мальчику со звуком -[а],

Девочке- со звуком - [у].

Просит ответить на вопрос: Какие картинки собрал Алик? Почему? А Уля какие? Почему?

Физминутка:

Вы сейчас гулять пойдете

И игрушки соберете.

Мальчики для Алика,

А девочки для Ули.

Шаг на месте: раз,два, три.

Плечи шире разверни.

Мы присядем, скажем: У-у-у-у.

Дружно встанем,скажем: А-а-а-а.

Нам пора за дела.

Раз-два-три- игрушки собери!

Собирают игрушки, объясняют какой звук есть в названии игрушек.

4. Пальчиковая гимнастика « »

5. Звуковой анализ слов АУ, УА

-Алик и Уля пошли в лес за грибами, и не заметили как потеряли дорогу. Страшно стало детям. Вспомните какое короткое слово они вспомнили. Крикнешь его услышать тебя и придут на помощь. АУ

Какой первый звук, какой второй?

Игровое упражнение «Придумай слова»

На доску вывешивается грузовая машина, на ней схема 3-х звучного слова, логопед предлагает придумывать разные слова

Выполняют

Дети отгадывают потом произносят звуки по схеме.Громко, тихо, шепотом.

Дети: мальчика зовут Алик, а девочку Уля.
Дети находят картинки по данным звукам и исправляют ошибки если они есть.

Выполняют, собирают игрушки в которых есть звуки-[а], [у].

Выполняют
Проводят звуковой анализ слов АУ и УА

На тетрадях закрашивают схему слова. (так же разбирается слово УА
Придумывают разные 3-х звучные слова мак, лак, лук, сук, бук, дуб, дай и т.д.

Логопед предлагает детям вспомнить какие звуки бывают: на какие виды делятся(гласные, согласные), какие звуки согласные, какие гласные. Раздает фишки детям.
Дети отвечают на вопросы логопеда, благодарят за фишки

Ожидаемый результат:
Знать: что слова состоят из звуков, артикуляционную гимнастику, определение гласных звуков, назначение звука фишкой

Иметь: представления о слове, звуке, согласных и гласных, о нахождении данного звука в словах.

Уметь: произносить гласные звуки, находить первый звук, находить соответствующую картинку, выделять гласные звуки [а]; [у]; проводить звуковой анализ слов, придумывать 3-х звучные слова, анализировать занятие, слова благодарности.

Технологическая карта организованной учебной деятельности

старшей группы

Логопед:__________________________________месяц,неделя _____________________________

Образовательная область: Раздел

Тема: Слова называющие предметы.

Программное содержание: Дать понятие о словах, называющие предметы, уточнить представления об одушевленных и неодушевленных предметах; учить ставить к словам вопросы Кто? Что?; упражнять в передаче вопросительной интонации: развивать логическое мышление, зрительное восприятие, воспитывать внимательность, желание узнать больше.

Материал: контурные картинки, предметные картинки, цепочка, мяч

Словарная работа: сильный, ветер, стол, окно, цветы, шкаф, обощающие слова, живые, неживые предметы, слова, предметы, растет, двигается и т.д.

Ход организованной учебной деятельности:

1. Мотивационно- побудительный этап:

Логопед произносит слово или предложение. Детям предлагается определить, что произносит логопед, например:

Сильный..........слово

Дует сильный ветер............предложение.

ІІ. Организационно-поисковый этап:

1.Знакомство с темой занятия:

а). Логопед предлагает:

-Посмотрите вокруг-сколько разных предметов окружает нас. И каждый из них называется словом: стол, парта, стул, и т.д. Назовите какие предметы вы видите вокруг.

Дети с логопедом идут по групповой комнате, указывают на предмет и называют его словом: стол, парта, шкаф, игрушки, окно и т.д.

Логопед обобщает: Вы говорили слова называющие предметы.

б). У каждого ребенка на столе контурная предметная картинка с изображением одушевленных и неодушевленных предметов.

Логопед объясняет неживые предметы: стол,окно, парта, игрушки, шкаф; а живые предметы: люди, животные. Все живое питается, движется, растет - это люди и животные. А неживое этого не делает. Дети находят картинки, на которых живые предметы, и неживые предметы. Закрывают на карточках контуры предметов.

3. Знакомство с вопросами «Кто это?» и «Что это?»

Логопед просит детей поднять картинки в которых нарисованы живые предметы, спрашивает: Кто это?, какой вопрос я задавала? –Кто это?

Понаблюдайте, как я повышаю голос в конце вопроса. Ктооо это?

Такая же работа проводится по картинкам с неодушевленными предметами.

-про неживые предметы спрашивают Что это?

Послушайте, правильно ли я называю слова и вопросы к ним? ( логопед путает вопросы и слова дети исправляют).

4.Физминутка с мячом: «Спроси правильно»

Логопед бросает мяч и произносит слово. Дети ловят мяч, ставят вопрос «Кто это?» или «Что это?». И возвращают мяч логопеду.

4. Закрепление темы занятия:

Вывешивается разные картинки, дети находят по очереди спрашитвают Кто это, что это? И отвечают - Это коза. Это мячик. и т.д.

Логопед просит детей назвать живые и неживые предметы: мяч, пирамидка, кубики, машинка- это неживые предметы

Коза, мальчик, собака, человек, волк, кошка- живые предметы.

5. Логическое упражнение: «Четвертый лишний»

Логопед ставит четыре картинки: три с изображениям живых предметов, одну с неживым, и наоборот. Дети выделяют лишний предмет и объясняют свой выбор.

-Лишнее собака, потому что собака живой предмет.

ІІІ. Рефлексивно-коррегирующий этап.

Итог занятия

-Сегодня мы познакомились со словами, называющими предметы.

-о каких предметах спрашивают Кто это?

-о каких предметах спрашиивают Что это?

Технологическая карта организованной учебной деятельности

старшей группы

Логопед:__________________________________месяц,неделя _____________________________

Образовательная область: Раздел Тема: Слова называющие предметы.

Программное содержание: Дать понятие о словах, называющие предметы, уточнить представления об одушевленных и неодушевленных предметах; учить ставить к словам кто? что?; упражнять в передаче вопросительной интонации: развивать логическое мышление, зрительное восприятие, воспитывать внимательность, желание узнать больше.

Материал: контурные картинки, предметные картинки, цепочка, мяч

Словарная работа: сильный, ветер, стол, окно, цветы, шкаф, обощающие слова, живые, неживые предметы, слова, предметы, растет, двигается и т.д.

Этапы деятельности

Действия логопеда
Действия детей
Логопед произносит слово или предложение. например:

Сильный..........

Дует сильный ветер..........

Определяют, что произносит логопед,
слово

предложение

Знакомство с темой занятия: Посмотрите вокруг-сколько разных предметов окружает нас. И каждый из них называется словом: стол, парта, стул, и т.д. Назовите какие предметы вы видите вокруг. Обобщает: Вы говорили слова называющие предметы.

Знакомство с вопросами «Кто это?» и «Что это?»просит детей поднять картинки в которых нарисованы живые предметы, спрашивает: Кто это?, Понаблюдайте, как я повышаю голос в конце вопроса. Ктооо это?

-про неживые предметы спрашивают Что это?

Послушайте, правильно ли я называю слова и вопросы к ним? ( логопед путает вопросы и слова).

Физминутка с мячом: «Спроси правильно»

Вывешивается разные картинки.
Логическое упражнение: «Четвертый лишний»

Логопед ставит четыре картинки: три с изображениям живых предметов, одну с неживым, и наоборот.

Дети с логопедом идут по групповой комнате, указывают на предмет и называют его словом:

Поднимают картинки живым и нпредметом, отвечают

Слушают

Исправляют ошибки логопеда.

Находят картинки по очереди спрашитвают Кто это, что это? И отвечают - Это коза. Это мячик. и т.д.

выделяют лишний предмет и объясняют свой выбор.(Лишнее собака, потому что собака живой предмет.)

Спрашивает какие предметы называются живыми, а какие неживыми
отвечают

Ожидаемый результат:
Знать: названия предметов находящиеся в группе, живые и неживые предметы.
Иметь: представления о живых и неживых предметах.
Уметь: находить и называть предметы, находящиеся в группе, определять живые и неживые предметы, ставить вопросы к ним, отвечать на вопросы логопеда, находит лишний предмет и обосновывать свой выбор.

Технологическая карта организованной учебной деятельности

старшей группы

Логопед:__________________________________месяц,неделя _____________________________

Образовательная область: Раздел

metodich.ru

Башинская, Т. В - Башинская Т. В..Королевство звуков занятия по формирован.doc

Развивать кинестетическое восприятие
Формировать у детей комплексное восприятие звука
Формировать у детей навыки зрительного контроля над работой органов артикуляции
Координировать речь с движением
Удлинять речевой выдох; упражнять в слитном произнесении звуков
Готовить к слоговому анализу слова
Учить детей определять первый гласный звук в слове
Активизировать зрительное, слуховое, кинестетическое восприятие у детей
Развивать у детей ориентацию на полосе бумаги; учить определять место звука в слове
Учить сравнивать первые звуки в слове, выбирать слова с заданным звуком; упражнять в оперировании звуками, отвлекаясь от значения слова
Учить сравнивать слова и выбирать не имеющее заданного звука
Закреплять сказочные образы звуков
Учить детей сравнивать звуки по артикуляции
Развивать навыки ориентировки на полосе бумаги; координировать речь с движением
Учить детей определять последний гласный звук в прямых открытых слогах, в словах
Упражнять в объединении слов по звуковому признаку
Активизировать зрительное и слуховое восприятие
Упражнять в дифференциации изолированных о у
Вырабатывать у детей двигательную реакцию на звук
Учить детей определять звук в середине слова
Упражнять дошкольников в дифференциации слов по наличию звука в слове
Вызвать интерес детей к строению органов артикуляции
Закреплять представления о связи артикуляции и звука
Упражнять в образовании порядковых числительных; автоматизировать четкое произнесение звука [э] в начале слова
Закреплять умение детей слитно дропевать несколько гласных звуков
Упражнять дошкольников в дифференциации изолированных гласных звуков; вырабатывать двигательную реакцию на изолированный звук
Упражнять дошкольников в дифференциации слов по наличию (отсутствию) заданного звука
Учить определять количество гласных звуков в слове, называть звуки в правильном порядке


Занятие 10
Задача

Содержание работы
Игра, упражнение, задание
Сравнение артикуляции всех гласных звуков
«Расскажи, что видишь, что чувствуешь»-.

Описать артикуляцию каждого гласного звука: как двигается язык при произнесении [и], [ы], [э], губы при произнесении [а], [о], [у]

Подбор графического изображения артикуляции к звуку
«Нарисуй свои губы». Изобразить положение губ при артикуляции гласных звуков (см. Приложение 3)
Узнавание звука по артикуляции
«Кто поет песню». Соотнести артикуляцию со звуком (четко определяются [а], [о], [у], звуки [и], [э], [ы] могут подбираться к одной артикуляции), вспомнить персонажа сказки с таким именем
Пропевание звуков сопряжено с движением; следить за тем, чтобы совпадали начало и конец движения и звучания: *педагог двигает рукой ребенка, ребенок поет звук; **ребенок выполняет действия самостоятельно
«Нарисуй звук королевы». Произнести гласный звук с прочерчиванием линии (чья линия длиннее)
Пропевание цепочек гласных звуков: *двух; **трех; *двух звуков в об- ратном порядке
«На балу». Звуки танцуют. Спеть слитно на непрерывном выдохе сочетания звуков: ау, уа, аи, оуы, эаи
Анализ стечений гласных звуков: *с опорой на портреты персонажей сказки; **с опорой на артикуляцию; ***на слух
«После бала». Узнать, кто с кем пошел гулять. Назвать звуки отдельно: эа — [э], [а], иуо - [и], [у], [о]
Определение первого гласного звука в слове: *с опорой на артикуляцию учителя; **на слух; ***самостоятельно по картинкам
«Чье слово?» Педагог произносит слово, растягивая первый звук, ребенок называет первый звук в слове, соотносит с персонажем сказки: облако, утро, урок, ирис, арка, аптека, эскалатор, Эдик

Занятие 11

Задача
Содержание работы
Игра, упражнение, задание
Уточнение артикуляции звука [а]. Соотнесение звука с персонажем сказки
«Доктор». Четко и протяжно произнести звук [а], описать положение органов артикуляции
Определение места звука в слове, про взнесенном педагогом: *в начале и в кон це; **в начале, середине, конце; *** самостоятельно по картинкам
«Где спрятался звук [а]?» Педагог проводит пальцем по полосе бумаги, разделенной на три части, проговаривая слово, дети определяют место звука [а] в слове: абрикос, бочка, кукла, жираф,
Выделение слов со звуком [а] в начале: *по принципу «Да — нет»; **с опорой на артикуляцию; ***самостоятельно
«Путешествие в Африку». Помочь доктору Айболиту собраться в Африку. Взять можно только предметы со звуком [а] в начале: утюг, укроп, ослик, осы, аквариум, автобус, арбуз, апельсин, абрикос, эскимо, этажерка, индюк, иголка
***Выделение слова, не имеющего заданного звука
«Четвертый лишний». Проверить, все ли правильно сложил Айболит. Найди липшее слово: автобус, абрикос, утюг, апельсин

Занятие 12

Задача
Содержание работы
Игра, упражнение, задание
Соотнесение звука с персонажем сказки
-«Узнай, кто у нас в гостях». Узнать героя по описанию, звук по артикуляции
Поочередное проговаривание звуков [о], [а], наблюдение за движением губ, описание его. Соотнесение артикуляции с графическим изображением
«Что делают губы». Проследить за движением губ при смене артикуляции звуков [о], [а], описать
Определение места звука [о] в слове на основе оценки собственных движений: *вместе с педагогом; **по образцу; ***самостоятельно
«Напиши слово». Определить место звука при самостоятельном проговаривавши, проводя пальцем по полосе бумаги, разделенной на три части. Используются картинки
Определение гласного звука в прямом открытом слоге: *слог произносит педагог и катит мяч, ребенок называет звук, который «укатился»; **эбенок произносит звук, толкает мяч. Определение последнего звука в слове: **слово произносит педагог; ***самостоятельно по картинкам
«Кого охраняет солдат?» Назвать гласный звук в слоге: ма, мо, му, мы, ми и т. д. «Кто догоняет слово?» Определить последний звук в слове, проводя пальцем по полосе бумаги: кенгуру, какаду, санки, снежинки, сапоги, кошка, бочка, пальто, ведро, бусы, весы
Выделение слов со звуком [о] в конце слова: *по принципу «Да нет»; **самостоятельно; ***убирая лишнее слово
«Именины у короля». На именины королю нужно выбрать подарки, но дарить можно только то, что в конце слова имеет звук [о]: окно, крыльцо, яйцо, кольцо, ведро, пальто, кенгуру, санки, кукла, бусы и т. д.

Занятие 13

Задача
Содержание работы
Игра, упражнение, задание
Уточнение артикуляции, соотнесение звука с персонажем сказки
«Волчата». Волк гулял по лесу, заглянул в красный домик, приглашает погулять:
Сравнение звучания, артикуляции и графического изображения звуков [о], [у]
«Король, королева». Найти разницу в звучании и артикуляции звуков [о], [у]
Смена действий в соответствии с услышанным звуком: "порядок звуков постоянен: [о], [у], [о], [у]; ""порядок звуков произволен: [о], [о], [у], [о]; ** "добавляется третий звук, на который | действие не производится: [о], [у], [о],
«Хлоп, шлеп». Если поет король — шлепнуть ладонями по столу, если королева — хлопнуть в ладоши
Определение звука в середине слова, произнесенного педагогом: *по принципу «Да — нет»; **на слух; ***самостоятельно по картинкам
«Кто спрятался в слове». Определить звук в середине слова: мак, рак, шар, жук, лук, стул, слон, стол, торт, гриб, лист, зонт, кит, мышь, рысь, лось, цепь
Распределение картинок по наличию звука [о] или [у] в названии: *звук в начале слова или в конце; **в середине односложного слова; ***в середине многосложного слова
«Кому подарок». Распределить подарки между королем и королевой. Если в слове есть о — королю, если у — королеве: ослик, овощи, осы, утка, удочка, улитка, кенгуру, какаду, ведро, кольцо, яйцо, стол, лук, слон, жук, лось, кукла, корова, ворона, пуговицы

Занятие 14

Задача
Содержание работы
Игра, упражнение, задание
Уточнение артикуляции звука [э]. Четкое произнесение слов со звуком [э] в начале (без призвука и)
«Найди маленький язычок». Произнести: звук [э] так, чтобы увидеть в зеркале свой маленький язычок; слова так, чтобы в начале звучал четкий звук [э]: эскимо, электричка, экскаватор, этаж, этажерка, эфир и т. д.
Описание движения языка при произношении звуков [э], [и]
«Что чувствуешь». Отрывисто и четко произнести по образцу: и, э, и, э, и. Сравнить артикуляцию звуков [э], [и]
Образование словосочетаний, четкое произнесение звука [э] во фразах: первый этаж, второй и т. д.
«Новоселье». Жители Королевства переезжают в новый дворец. Посчитать, сколько в нем этажей, сколько гласных звуков. Поселить каждый звук на свой этаж: короля на первый этаж, доктора на третий этаж и т.д.
Самостоятельное составление и пропевание детьми цепочек звуков: *два звука; **три звука; ***любое количество
«В гости». Пригласить в гости героев сказки и спеть звуки слитно: оа, иоэ, уоиы

Занятие 15

Задача
Содержание работы
Игра, упражнение, задание
Выбор звука [и] из ряда произносимых педагогом изолированных звуков, сопровождая движением: *из трех артикулягя'онно не похожих чередующихся звуков; **из четырех звуков (кроме [э], [ы]), ***из всех звуков
«Хлоп, шлеп». Хлопнуть в ладоши, если услышишь звук [и], шлепнуть ладонями по столу, если услышишь другой звук: *[а], [о], [и]; **[а], [о], [у], [и]; ***все
Выбор слов со звуком [и] из ряда произносимых педагогом, сопровождая движением: *звук в начале слова; **звук в конце; ***в середине односложных слов
«Хлоп, шлеп». Задание см. выше. Слова: автобус, иголка, утка, игра; кольцо, кошка, санки, кенгуру, снежинки, мох, гриб суп, рис, бью, мел, лист, бак
Медленное проговаривание слов, выкладывая фишки на каждый гласный звук, подсчет звуков, называние их, соблюдая их очередность, проводя пальцем по полосе, разделенной на три части: "педагог произносит слова, ребенок выкладывает фишки, считает звуки, называет их; **по образцу; ** Самостоятельно
«Посчитай и назови». Посчитать, сколько гласных звуков в слове: осы, уши, усы, Ира, муха, рыба, утка, кино

metodich.ru

Тема: Звуки (с) и (сь) - звукопроизн.2.

- Посмотрите на схему слова. Сколько в слове слогов? Какой слог ударный? Сколько звуков в каждом слоге? Подберите к схеме слова. ( сани, Сима.) Обозначьте звуки фишками.

8. Итог занятия.

- Какие звуки мы сегодня изучали? Расскажите о них.

- С этих звуков начтнаются слова о зиме: снежная, суровая, сердитая, седая, серебристая.

- Почему зиму так называют?

Тема: Произношение звуков с и сь.

Цель: Уточнение произношения имеющегося звука сь или вызывание его по подражанию, добиваться от детей правильного произношения звуков , формирование звуков с и сь во фразовой речи , развитие фонематического слуха..

Подготовительная работа : Чтобы правильно сочетать работу с индивидуальной, нужно выяснить , кто из детей недостаточно озвончивает звуки с и сь, подобрать предметы и игрушки или их картинки, в названии которых звуки с и сь встречается в начале, середине, в конце слова, например: самолет, сумка, сани, слон, стакан, стол, сова, лиса, весы, миска, автобус и сирень, письмо, велосипед, беседка, гусь, листья, такси и т.п.

Наглядный материал: Сигнальные карточки, картинки с изображениями предметов со звуками с и сь, картинки с изображениями крана и насоса, красивая коробочка.

Ход занятия :

Логопед проводит игровое упражнение «Кто больше назовет слова со звуком с.» Для того ,чтобы определить кто победил за правильное слово дает фишку.

Игра «Угадай, что свистит»

Логопед показывает детям картинку, на которой изображен насос, просит детей , как свистит воздух, когда выходит из насоса. ( С-с...). «Правильно, выходящий из насоса воздух свистит «сердито»: «с-с...». Как он свистит?

Дети: Сердито. С-с...

Логопед: А теперь послушайте, как свистит тоненькая струйка воды, когда льется из крана , (показывает картинку). Она свистит нежно, мягко... «сьсьсь..» Все вместе посвистим, как тоненькая струйка воды...

А теперь возьмите со стола картинки. Поднимите картинку, на которой нарисован насос. Как свистит воздух, когда выходит из насоса? ( с-с..).

Опустите.Поднимите картинку, на котороф нарисована струйка воды льющееся из крана. Как свистит струйка воды? (сьсьсь..)

Заучивание чеверостишья:

Сели дети на салазки,

Как блестят весельем глазки!

Покатились, понеслись,

Покатились по льду вниз.

Игровое упражнение «Не ошибись!»

Логопед обьясняет: Сейчась я проверю, кто из вас внимательный. Если я буду говорить звук с сердито, вы поднимаете картинку с насосом, а если нежно-то картинку со струйкой воды. ( Сначала можно вызвать двух детей, которые хорошо могут различать на слух эти звуки, потом провести упражнение со всеми детьми)

Игра «Чудесная коробка»

Логопед приносит красивую коробочку.Показывает ее детям и говорит: «В этой чудесной коробочке у нас лежат картинки. А какие вы сейчась узнаете. Я буду вас вызывать по очереди. Вы достаете картинку, покажете ее детям и громко, четко назовете, что на ней нарисовано.»

Рассказывание рассказа «Семья»

Сегодня дома вся семья. Все отдыхают в саду. Саня и Сима сидят в беседке. У Симы синие васильки. Она плетет венок. Саня делает свисток. Мама беседует с Люсей. Папа и Вася гонят из сарая гусей.

(Логопед задает вопросы по тексту ,дети отвечают, следит за тем, чтобы дети правильно произносили звуки с и сь, но не выделяя их во фразовой речи, чтобы не нарушалось восприятие текста) Итог занятия.

Тема недели Домашние птицы

Тема: Произношение звука з .

Цель: Уточнение произношения звука з , добиваться от детей правильного произношения звука в звукоподражаниях , формирование звук з во фразовой речи и воспитание силы голоса, учить детей по изменению голоса опреднлять персонаж.

Подготовительная работа :Автоматизация звуков ф,в, т, д, с

Наглядный материал: Сигнальные карточки, картинки с изображениями предметов со звуком з, предметные картинки: волк, козлята, волчата, охотник.

Ход занятия :

Логопед предлагает детям предметные картинки и просит садится тех детей у кого есть звук с,сь т.д.

Артикуляционная гимнастика: «Наказать непослушный язычок», «Качели», «Почистим зубы», «Горка».

Повторение произношение звуков с и сь. Упражнение «Насос», «Водичка».

Игровое упражнение «Назови картинку»

На столе у логопеда стоят картинки, рисунками вниз (зайка, замок, забор, зонт,звонок, коза, звезда, гнездо, роза, береза и т.д.).. Логопед вызывает ребенка, который берет картинку и, показывая всем говорит: «Я взял зайку» и т.д.

Игра «Комары»

Логопед предлагает детям поиграть в игру «Комары», группа делится на две подгруппы. Дети и комары, дети гуляют, а «комары», произнося звук зззз бегут за ребятами, которые стараются спрятаться от них в «домики»(садятся на стулья)

Рассказ «Подруги»

Зоя, Лиза, и Аза-подруги.Собрались подруги у Зои. Вместе играют Зоя, Лиза и Аза. Куклу Музу укладывают спать. С забавным зацкой идут гулять. Позвала мама Лизу домой. Позвали и Азу. Осталась Зоя одна.Заболели у Зои зубы. Завязала Зоя зубы и сидит. Узнала об этом Лиза. Принесла Зое мозаику. Узнала и Аза. Принесла Аза Зое незабудки.Поставила Зоя незабудки в вазу. Стали Аза,Лиза и Зоя играть в мозаику. Красивый сделали узор из мозаики. Долго забавлялись подруги. Забыла Зоя о больных зубах.

Логопед задает детям вопросы по рассказу. Дети отвечают 2-3 ребенка пересказывают рассказ.( пересказывать логопед просит тех детей у которых есть звук з)

Заучивание и отгадывание загадок:

Как взялась она за дело,

Запилила и запела.

Ела,ела дуб,дуб.

Поломала зуб,зуб. (пила)

Сам дней не знает,

А другим указывает (календарь)

Игра «К кому пришел, от кого ушел волк»

Логопед ставит на доску 3 картинки, на которых изображен волк, козлята и охотник. Произносит фразу Волк пришел с различной интонацией: с испугом, с радостью, с удивлением. Дети должны определить, кто это сказал- волчата, козлята или охотник. Аналогично работа проводится произнеся фразу Волк ушел ( с радостью, с сожалением, с досадой).

(Дети должны внимательно слушать логопеда, надо активизировать их вопросами типа «А почему ты догадался, что это сказали волчата?» и т.д.)

Итог занятия: Повторяют чем занимались на занятии.

Тема: Произношение звуков з и зь .

Цель: Уточнение произношения звука з , добиваться от детей правильного произношения звука в звукоподражаниях , формирование звук з во фразовой речи и воспитание силы голоса, учить детей по изменению голоса опреднлять персонаж.

Подготовительная работа :Автоматизация звуков ф,в, т, д, с

Наглядный материал: Сигнальные карточки, картинки с изображениями предметов со звуком з, предметные картинки: волк, козлята, волчата, охотник.

Тема недели «Наурыз»

Тема занятия: Звуки л, ль
Цель:уточнить произношение звука[л]; упражнять в звуковом анализе двусложных слов со стечением согласных; упражнять в согласовании числительных и местоимений-числительных с существительными; отрабатывать дикцию; развивать слуховую память.

Оборудование: Картина самолета, индивидуальные схемы, листы бумаги, зеркала, предметные картинки, фишки

Ход занятия:

1.Организационный момент:

-Произнести скороговорку: «Задрожали зайки, увидев волка на лужайке»

2. Артикуляционная гимнастика

«Почистим верхние зубы»

«Качели»

«Пощелкать кончиком языка»

3.Знакомство со звуком [л].

-Узнайте предмет по его частям: крылья, салон, шасси, хвост, кабина. Это что? ( самолет)

- Это самолет –лайнер. Лайнер-это большой самолет для перевозки пассажиров. Он летает на большие расстояния.

-Высоко за облаками летит лайнер. До нас доносится его его гул: лллллллл

-Покажите как гудит лайнер ( дети произносят звук [л] хором)

4. Анализ артикуляции звука [л].

-Произнесите звук [л], наблюдая за артикуляцией в зеркале

Губы в легкой улыбке, зубы разомкнуты, кончик языка поднят за верхние зубы и прижат к верхним зубам. Боковые края языка опущены. Между ними и коренными зубами остаются щели, через которые проходит воздушная струя. Голос работает.

Расскажите, какой звук [л]

5.Упражнение в произношении звука [л];

А). Индивидуальное произношение звука [л].

-Дети друг за другом произносят звук [л].

Б). Произнесение звука [л] с изменением высоты голоса

-Лайнер летит над горами

Логопед показывает изменение высоты голоса, дети повторяют за логопедом.
ла ло лу лы

ла ла ло ло лу лу лы лы

6. Закрепление звука [л]

а).Игра «Сигнальщики»

-Как только дети слышат слова со звуком [л], поднимают свои фонарики: логопед говорит слова: штурвал, ракета, пилот, трап, салон, аэропорт

б).Потом дети сами придумывают слова со звуком [л].

в). Звуковой анализ слов : лук, волк, стул. Дети находят место звука [л] в словах

Отмечают в соответствующей схеме.

7. Физминутка

-Произносите стихотворение, выполняя соответствующие движения руками.

Мы летаем высоко,

Мы летаем низко.

Мы летаем далеко,

Мы летаем близко.

8. Игра «Найди картинку со звуком [л]» ( дети находят картинки и называют что изображено, старшие дети находят место звука в слове)

9. Упражнение в согласовании числительных и местоимений числительных с существительными.

-Закончите предложения словами лампа, клумба, волна:

В зале погасло несколько ........

Около школы дети вскопали пять.....

На море много ......

11.Итог занятия. Логопед делает анализ проведенной работы, дети все вместе произносят звук [л] и «улетают»

Тема: Звук (м) .

Цель: Уточнение произношения звук (м) , дать понятие о согласном звуке, звонком; учить интонированию звука (м); обучать выделению звука (м) из состава слова; познакомить с анализом и синтезом обратного слога; развивать логическое мышление, внимание.

Оборудование: Зеркала, сигнальные фонарики, схемы, фишки, предметные картинки с изображением домашних животных.

Ход занятия :

1. Оганизационный момент:

У детей индивидуальные картинки с изображением домашних животных.

- В деревне Масленкино жила маленькая девочка Маша. Во дворе жили у него животные. Назовите их, выделяя ударный гласный звук.Садятся те дети которые называют правильно.

2. Артикуляционная гимнастика

- Маша была маленькая, говорить еще не умела. Зато умела плавно и звонко петь:

У – а - и,

Э – ы - о.

Повторите песенки Маши. Увидев маму, Маша без напряжения смыкала губы. Сделайте так же. А потом резко их размыкала. Посылала маме «Поцелуйчик». Пошлите вы тоже своим мамам поцелуйчики.

3. Знакомство со звуком (м):

- О каком из домашних животных эта загадка?

Сама пестрая,

Ест зеленое,

Дает белое.

Логопед демонстрирует картинку коровы.

Ты куда идешь корова-

Длинные рога?

- М-м-м! - Мычит корова,-

Иду я на луга.

- Посмотрите и послушайте, как мычит корова.

Логопед произносит звук (м) . Указывает, что губы надо сомкнуть, но не выдвигать и не поджимать

- Произнесите звук (м).

Детихором и индивидуально произносят звук (м), наблюдая за артикуляцией в зеркало.

- Губы сомкнуты. Воздух не может пройти через рот. Губы построили преграду. Воздух нашел другой путь: выходит через нос.

Логопед делает вывод: Если при произнесении звука воздух встречает преграду, то такие звуки называются согласными.

- Звук (м) гласный или согласный? Почему?

4. Анализ артикуляции звука (м):

-расскажите о звуке (м).

Губы сомкнуты, но без напряжения. Воздушная струя идет через нос. Голос работает. Дети тыльной стороной ладошки ощущают напряжение гортани.
Приложите тыльную сторону ладони к горлышку. Там живет голос.
Если горлышко дрожит ,

Значит звонкий звук бежит.

Звук (м) звонкий, так как в его произношении участвует голос.

Логопед знакомит с условным обозначением звука (м)

- Звук (м) обозначается синей фишкой с колокольчиком. Колокольчик на фишке «говорит», что звук (м) звонкий.

5.Закрепление звука (м):

- Посмотрите на картинку коровы. Как она мычит? Покажите фишку соответствующую звуку (м). Какую фишку вы подняли? Почему?

6. Выделение звука (м) из состава слова. Игра «Сигнальщики» ( с фонариками)

-Каждая хозяйка знает голос своей коровы и узнает его среди других коровьих голосов. И вы постарайтесь услышать звук (м) среди других звуков : в, м, ш, н, м, л, м, ф, п, м.

- Среди слогов: ап, оп, ну, мы, пэ, му.

- Среди слов: Маша, трава, молоко, поит, манная ( каша), копыта, мычит.

Любит Маша манную кашу,

Любит Маша попить молока.

- Посмотрите на картину. Корова пасется на зеленом лугу, траву жует. Рога у коровы большие, бока толстые, стоит и хвостом помахивает. По картине назовите слова со звуком (м), выделяя его голосом. ( дом, дым, малина, мухи, мак, ромашка, камыш, муравей.)

7.Физминутка:

-Любит лакомиться кошка Мурка молоком. Послушайте стихотворение «Лакомка» и покажите его пальчиками:

Стоит на кухне, за столом,

Горшок со свежим молоком.

Тайком пробралась на кухню кошка

Отведать молока немножко,

Наклонилась, пьет вершок,

Сунув голову в горшок.

8. Звуковой анализ:

Дети работают с индивидуальными схемами. Логопед демонстрирует работу на доске.

а).Определение места звука в слове:

- Выбирает корова среди травфы повкуснее-разные цветочки: «мак» ( дети обозначают место звука (м) в слове), « ромашку». Отгоняет хвостом «мух», «комаров». Принесет корова в «дом» вкусное «молоко.»

б).Звуковой анализ и синтез обратных слогов:

Коровушка домой идет,

Молоко нам несет.

Надо кашку варить

Машу кашей кормить.

Сварила мама кашку из разных слогов: ом,ум, Какой первый звук? Гласный о. Какой фишкой обозначим? (красной) Второй звук согласный м. какой фишкой обозначим? Синей фишкой с колокольчиком. Почему?

( Дети составляют схему)

Чтение составленной схемы.

в). Преобразование обратных слогов: ом-ум- им- ым- эм

дети преобразовывают и прочитывают.

г).Подружи звук (м) с гласными звуками: повторяют слоги ма- му- мо- ом- им

8. Итог занятия.

- Какой звук вы узнали сегодня на занятии? Какой звук (м)? Найдите слова со звуком (м) в двустишии:

Всем дает здоровье

Молоко коровье.

metodich.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *