Слово со звуком а – : . , – .

Содержание

Картинки со звуком А в начале слова (12 фото) ⭐ Забавник

На букву а начинается большое количество слов. Буква а это самый первый звук в алфавите. На эту букву начинаются многие вкусные фрукты, например ананас, айва, арбуз и т.д. Учите буквы со своими детьми по картинкам.

Слова со звуком А вначале слова

Арбуз, апельсин

 

Где живет звук А?

 

Найди слова на букву А

 

Найдите 4 слова, начинающих на букву А

 

Аист

Слова начинающие на букву А

Ваша оценка очень важна: Загрузка...

Поделиться на Facebook

Поделиться в ВК

Поделиться в ОК

Поделиться в Twitter

zabavnik.club

Звук и буква О, о. Видеоурок. Русский язык 1 Класс

Сегодня на уроке мы узнаем о  звуке [о] и букве  О, познакомимся с  занимательными фактами о букве О, выполним интересные задания, а также научимся писать букву О.

Прочитайте слова и догадайтесь, о какой букве сегодня пойдет речь.

  • Ослик
  • Остров
  • Облако
  • Осы

Конечно же, это буква О. Сегодня на уроке мы поговорим о звуке и букве О.

 

Характеристика звука [о]

Произнесите звук [о] и понаблюдайте, что происходит с вашим ртом. Ваши губы вытянулись в трубочку; рот сузился; звук произносится легко, свободно и проходит без преград. Его можно тянуть, петь. Никаких шумов вы не услышите, потому что образуется этот звук только с помощью голоса. А это значит, что звук – гласный.

Чаще всего мы произносим этот звук, когда удивляемся или когда нам больно. Этот звук помогает выражать нам чувства и эмоции.

Существует много имён, начинающихся на букву О, например: Оля, Осип. А вот имена Олег, Оксана, Олеся тоже начинаются на букву О, только звук в этих словах произносится нечетко, он похож на звук [а]. Запомните эту особенность звука [о]

и не забывайте, что он не всегда в словах бывает хорошо слышен. Иногда он нас хочет запутать и произносится как [а].

Давайте понаблюдаем за словами и найдем в них звук [о]. Произнесите слова вслух и скажите, в какой части слова он находится, определяя это только на слух.

Окунь – звук [о] слышен в начале слова (рис. 1).

Рис. 1. Окунь (Источник) 

Морж – звук [о] слышен в середине слова.

Колобок – звук [о] слышен в середине слова.

Зонтик – звук [о] слышен в середине слова (рис. 2).

Рис. 2. Зонт (Источник) 

Молоко – звук [о] слышен в конце слова.

Ослик – звук [о] слышен в начале слова.

Роза – звук [о] слышен в середине слова (рис. 3).

Рис. 3. Роза (Источник) 

Котик – звук [о] слышен в середине слова.

Гнездо – звук [о] слышен в конце слова.

Из этого можно сделать вывод, что звук [о] встречается в любой части слова – и в начале, и в середине, и в конце. Но чаще всего в слове бывает только один звук [о].

А теперь заглянем в наш сказочный музей, в котором живут разные герои, а их имена начинаются на разные звуки и буквы. Сегодня мы узнаем, чьи имена начинаются с буквы О.

Вот Оле Лукойе с волшебным зонтиком (рис. 4).

Рис. 4. Оле Лукойе (Источник) 

Осёл из Бременских музыкантов (рис. 5).

Рис. 5. Осёл (Источник) 

Девочка Оля, которая попала в Королевство кривых зеркал и превратилась в Яло (рис. 6).

Рис. 6. Оля и Яло (Источник) 

Храбрый Оловянный солдатик (рис. 7).

Рис. 7. Оловянный солдатик (Источник) 

Если вы узнали не всех сказочных героев и кто-то вам еще не знаком, попросите взрослых прочитать вам  сказку об этих героях.

Проговорите скороговорку и определите на слух, сколько звуков [о] слышится.

Не далеко, а около

Катилось О и окало.

Отчетливо звук [о] в этой скороговорке вы произнесли только четыре раза, но если бы вы рассматривали её глазами, то увидели бы в ней целых восемь букв О. Вот какой хитрый звук [о]. Он умеет превращаться в звук [а].

Потренируйтесь различать звуки [о] и [а]. Произнесите вслух название породы каждой собаки и определите, в названиях каких пород слышен звук [о].

Болонка (рис. 8). Слышен звук [о].

Рис. 8. Болонка (Источник)

Овчарка (рис. 9). Звук [о] не слышен.

Рис. 9. Овчарка (Источник)

Спаниель (рис. 10). Звука [о] в слове не слышим.

Рис. 10. Спаниель (Источник) 

Колли (рис. 11). Хорошо слышен звук [о].

Рис. 11. Колли (Источник) 

Гончая (рис. 12). Звук [о] есть.

Рис. 12. Гончая (Источник)

Чау-чау (рис. 13). Нет звука [о], только [а].

Рис. 13. Чау-чау (Источник)

Бульдог (рис. 14). Хорошо слышен звук [о].

Рис. 14. Бульдог (Источник) 

Лайка (рис. 15). Слышны только звуки [а].

Рис. 15. Лайка (Источник)

Пойнтер (рис. 16). Хорошо слышен звук [о].

Рис. 16. Пойнтер (Источник) 

Такса (рис. 17). Слышен только звук [а].

Рис. 17. Такса (Источник) 

Мопс (рис. 18). Хорошо слышен звук [о].

Рис. 18. Мопс (Источник) 

Как вы думаете, почему ослик сказал:

Здравствуй, буква-мячик!

Почему не скачешь?

О – самая круглая буква в нашем алфавите (рис. 19).

Рис. 19. Буква О (Источник) 

Если рассмотреть печатную большую О и маленькую о, то станет ясно, что они обе круглые и отличаются только размером.

В этой букве нет угла,

Оттого она кругла.

До того она кругла,

Покатиться бы могла.

Е. Тарлапан

Попробуйте отыскать букву О в предметах, которые видите.

Обруч, мяч и колесо

Вам напомнят букву О.

 

В старом дереве дупло

Ну совсем как буква О.

 

О – как обруч, захочу –

По дороге покачу!

 

Обруч на арене вспыхнет.

Тигр в огонь отважно прыгнет.

Г. Виеру

 

Вокруг нас очень много круглых предметов, похожих на букву О. Приведите свои примеры.

А чтобы букву О лучше запомнить, попробуйте её вылепить из пластилина или составить из каких-либо материалов. Это не трудно сделать, потому что буква ровная. Можно её составить, например, из пуговиц, бусинок, из листьев деревьев. Буква получится красивая. Букву О можно нарисовать по клеточками или придумать из неё забавный рисунок.

Прочитайте буквы О и определите, какие эмоции можно выразить с её помощью:

О.

О!

О

?

Рассмотрите письменные буквы Оо. Сравните их с печатными (рис. 20).

Рис. 20. Печатные и письменные буквы О (Источник)

Отличаются печатные и письменные буквы формой.  

Печатные буквы круглые:

Посмотри на колесо,

И увидишь букву О.

А вот письменная буква имеет форму овала:

Буква О всегда стояла

Круглая, нормальная,

Спать легла – бока помяла,

И теперь овальная.

Г. Ванюхина

Печатная буква – это кружок, а письменная – овал.

У заглавной письменной буквы всего один элемент – овал (рис. 21).

Рис. 21. Написание заглавной буквы О (Источник) 

Начинаем писать заглавную букву немного выше нижней линии заглавной строки. Слева направо пишем полуовальную линию, коснувшись нижней линии, поднимаем букву вверх, закругляем влево, опускаемся вниз и закрываем овал.

Попробуйте написать такую букву в воздухе. Напишите её обратной стороной ручки на ладошке.

При написании заглавной письменной буквы

О могут быть ошибки: овал можно написать очень широким или очень узким; овал может быть неровным, зауженным сверху или снизу.

Попробуйте написать букву в тетради сами, без ошибок. Помните о правильном положении тетради. Её надо положить наклонно так, чтобы нижний угол был направлен к середине груди. Держите правильно ручку.

Маленькая буква о, как и заглавная, тоже состоит только из одного элемента – овала. Она отличается от заглавной буквы размером. Писать её можно двумя способами.

Рис. 22. Первый способ написания маленькой буквы о (Источник)

Первым способом (рис. 22) удобно писать букву, если её соединять в слове со следующей буквой нижним соединением. Ставим ручку чуть выше нижней линии рабочей строки. Слева направо пишем полуовальную линию. Коснувшись нижней линейки, поднимаем её вверх. Закругляем влево, коснувшись верхней линии рабочей строки. Опускаем вниз и соединяем овал.

Обведите букву в воздухе. Напишите букву обратной стороной ручки на ладошке. Попробуйте самостоятельно написать её в тетради.

Иногда, когда вы будете писать букву о в словах, удобнее пользоваться вторым способом написания буквы, с верхним соединением (рис. 23).

Рис. 23. Второй способ написания маленькой буквы о (Источник)

Ставим ручку чуть ниже верхней линии рабочей строки. Делаем поворот влево, касаемся верхней линии. Ведём полуовальную линию вниз, поворачиваем линию вправо, касаясь нижней линии рабочей строки; поднимаем полуовал вверх, соединяем с началом письма. Ведём руку прямо вверх, касаемся верхней линии рабочей строки и начинаем писать соединительную линию, похожую на провисшую верёвочку.

Обведите букву в воздухе. Напишите букву обратной стороной ручки на ладошке. Попробуйте написать букву о в тетради сами.

При написании маленькой письменной буквы о могут быть такие ошибки: очень широкая, круглая буква, а не овал; очень узкий овал; буква висит, не касаясь вспомогательных линий рабочей строки.

Потренируйтесь писать заглавную и строчную буквы в тетради. И помните: чем больше вы пишете, тем лучше получается.

А знаете ли вы, что буква О – одна из самых древних? Придумали её еще древние греки. С тех пор её использовали в разных алфавитах разных стран. На клавиатуре вы увидите английскую букву

О, которая ничем не отличается от нашей.

Наши древние предки называли нашу букву О как «Он», она указывала на какое-то лицо.

В математике есть цифра, очень похожая на букву О. Вы, конечно же, догадались, что это ноль.

А вот когда вы подрастёте, узнаете, что в химии есть элемент, который  записывают тоже с буквой О. Н2О – вода, без которой ни одно живое существо на Земле обойтись не может.

Есть даже памятник этой букве (рис. 24). Вот какая она знаменитая. О – самая популярная буква в городе, который называется Вологда. Жители этого города каждый звук [о] очень хорошо проговаривают. Про это говорят «окают». И в названии их города буква О встречается два раза.

Рис. 24. Памятник букве О в Вологде  (Источник) 

Вот с каким интересным гласным вы сегодня познакомились.

Сегодня на уроке вы познакомились с буквой О, звук которой очень любит прятаться в словах и не всегда произносится как

[о], а иногда звучит как [а].

На уроках русского языка вы научитесь возвращать звук на своё место и правильно записывать букву. А пока научитесь букву О узнавать, читать и писать.

 

Список литературы

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. – М.: Астрель, 2011.
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. – М.: Баллас.
  3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Nashol.com (Источник).
  2. Poskladam.ru (Источник).
  3. Malish-nash.ru (Источник).

  

Домашнее задание

  • Потренируйтесь в написании буквы О. Напишите самостоятельно печатные и прописные буквы Оо (большие и маленькие).
  • Найдите слова, в которых буква О звучит как звук [о].

Гром, собака, вол, дом, пирожки, осанка.

  • Выберите любой стишок из этого урока про букву О и выучите его наизусть.

interneturok.ru

Логопедическое занятие "Звук и буква А"

Разделы: Логопедия


Цели:

  1. Восполнить пробелы по грамоте.
  2. Познакомить со звуком и буквой А.

Задачи:

  • дать понятие о гласных звуках;
  • познакомить с понятиями “звук”, “буква”;
  • развивать фонематический слух, восприятие;
  • развитие навыков звукобуквенного анализа;
  • развитие артикуляционного аппарата;
  • развитие графомоторных навыков;
  • познакомить с буквой А;
  • развитие связной речи;
  • развитие внимания, памяти, воображение.

Оборудование: пособие “Весёлые колобки”, пособие “Красная полянка”, схемы-домики, пособие “Звуки”, пособие “Буквы”, алфавит, буквенный конструктор, сюжетные картинки, тетради, карандаши, зеркала.

Ход занятия

I. Оргмомент.

Логопед здоровается с каждым учеником: Здравствуй, Маша! – Здравствуйте, Татьяна Алексеевна! (и т.д.). Давайте вспомним, какое сейчас время года? (Полный ответ ученика). Стало холодно и чтобы не замёрзли руки, мы надеваем перчатки.

Упражнение “Перчатки”
(во время выполнения упражнения дети называют каждый палец руки)

Логопед: Молодцы! Сегодня я получила необычное письмо. В нём – картинка с весёлыми колобками (показ пособия-картинки). Помогите разобрать, что они произносят? (Дети по-одному пытаются произнести гласные звуки: а, о, у, и, ы, э). Теперь я всё поняла, послушайте и повторите за мной (произносят по образцу логопеда). Обратите внимание, у всех колобков по-разному открыт рот (дети произносят за логопедом, глядя в зеркала). В письме написано, что живут колобки на красной полянке (выставляется пособие-полянка с красными кружочками) и очень любят петь. Нажмите по-очереди пальчиком на красные кружочки и “оживите” их (дети чётко проговаривают гласные звуки).

II. Основная часть.

1. Знакомство со звуком ,,а”.

Логопед: Послушайте ещё раз (логопед произносит гласные звуки, показывая на колобков). Что произносят колобки? (Ответы детей). Произносят колобки ЗВУКИ (показ пособия). Всё, что слышим – это ЗВУКИ (дети повторяют хором).

Логопед: Самый старший – звук ,,а”. Давайте хором споём его: А-а-а… (Дети поют). Представьте, что у вас в руках ленточка, растягиваем ленточку и поём звук: А-а-а… (Выполняют по показу логопеда). Ленточка длинная или короткая? (Ответы детей). Намотаем ленточку на палец: А-а-а… Звук ,,а” можно тянуть и петь. Посмотрите, как широко отрыт рот, ничего не мешает, нет преграды для звука (произношение звука перед зеркалом). Звук ,,а” произносим голосом, т.е. он гласит. Его называют “гласный” (дети повторяют хором – “гласный”). Гласные звуки живут на красной полянке. Их обозначают красным цветом.

2. Развитие фонематического слуха.

Логопед:

Всем внимание! Раз – два,
Начинается игра.

Игра “Поймай звук”
(дети хлопают, если в слоговой дорожке услышат звук ,,а”: ау, оа, ио,..)

3. Определение позиции звука в слове.

Логопед: В этих домиках (раздача пособий - схем) живут слова со звуком ,,а”. Он может быть в начале, середине и в конце слова. Например, в слове “Аня” звук ,,а” находится в начале слова (педагог определяет звук красным магнитом на доске, дети красным кружком – в своих схемах). Следующее слово – август, автобус, мак, лиса (дети определяют позицию звука на схеме и поднимают руку. Логопед добивается полного ответа). Молодцы!

4. Знакомство с буквой А.

Логопед: Скоро вы научитесь читать и писать. Чтобы хорошо читать - надо знать буквы. Что же такое БУКВА? Послушайте стихотворение В.Измайлова “Как появились буквы”: (выставить пособие – алфавит). Вот и наш гласный звук ,,а” можно записать знаком (показ на доске). Получилась БУКВА А, которая так и называется гласная БУКВА А (показ буквы А и её место в алфавите).

Буквы – видим, пишем (показ пособия).

Звуки – слышим (показ пособия).

(Дети повторяют хором, затем по - одному).

Посмотрите внимательно, на что похожа буква А? (Ракета, треугольник, человечек, кораблик). А ещё она похожа на аиста. Смотрите, вот длинные ноги, дорисовать голову и клюв – получится аист. Давайте вспомним игру “Аист”.

5. Физминутка.

Игра “Аист”
(дети встают в кружок)

6. Формирование образа буквы А.

Логопед: Попробуем написать букву А в воздухе (дети выполняют совместно с логопедом). А теперь возьмите буквенный конструктор и попробуйте выложить букву А из палочек:

Вот два столба наискосок,
А между ними – поясок,
Ты эту букву знаешь? Да?
Перед тобою буква А!

(Логопед проговаривает во время показа)

6. Печатанье буквы А в тетрадях.

7. Развитие фонематического слуха.

Игра “Доскажи словечко”
(логопед загадывает загадки, в которых ответы - отгадки со звуком ,,а”)

Например:

Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый – все довольны,
Так приятен он на вкус,
А зовут его… (арбуз).

(Назовите первый звук в слове “арбуз”)

8. Развитие связной речи.

Игра “Составь предложение”
(логопед раздаёт сюжетные картинки с изображением слов со звуком ,,а”.
Дети составляют предложение и называют слова со звуком ,,а”)

- Машина везёт арбузы.

- Мальчик чистит апельсин.

- Заяц ест капусту.

- Папа и мама собирают урожай.

III. Итог.

Логопед:

С каким звуком мы познакомились?

С какой буквой мы познакомились?

Почему их называют гласными?

Каким цветом обозначают гласные?

Какие гласные звуки можете назвать?

Что мы слышим?

Что мы видим и пишем?

(Ответы полные по поднятой руке или по выбору логопеда)

Логопед: А теперь первым встанет тот, кто придумает слово со звуком ,,а” в середине слова (дети называют слова, встают; логопед хвалит и прощается с детьми).

24.01.2011

urok.1sept.ru

Знакомство со звуком А для детей 5-7 лет

Знакомство со звуком (а) и буквой А. Для детей 5-7 лет

Педагог Сивилирова М.М. 2017 год

Цель: познакомить детей с гласным звуком а и буквой А. Учить подбирать слова со звуком а в начале, середине и конце слова. Дать первое понятие о гласном звуке. Развивать мелкую моторику, ориентировки на листе с наклонными линиями при печатании буквы А.

Оборудование: кукла, картинки: арбуз, Айболит, автобус; картинка с изображением буквы А, карандаши красного цвета, простые карандаши, счетные палочки, мяч.

                                         Ход занятия

Оргмомент

— Ребята, у нас в гостях сегодня кукла. Ее зовут Аня. Она приготовила для вас задания.

- Что называют звуком? (это то, что мы произносим и слышим)

- Что называют буквой? (это то, что мы пишем и видим)

- Отгадайте загадки.

Что за чудо — синий дом!

Ребятишек много в нём.

Носит обувь из резины

И питается бензином. (Автобус)

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды из болота

Вытащил он бегемота.

Он известен, знаменит.

Это доктор .... (Айболит)

    Он большой, как мяч футбольный,

    Если спеет, все довольны,

    Так приятен он на вкус.

    А зовут его ...(арбуз)

- Какой звук вы слышите в этих словах?

- Правильно, слышится звук «А».

Артикуляция звука.

- Давайте вместе произнесем звук «А».

Широко рот открываем

Куклу ласково качаем. (Произносят индивидуально и хором, с разной силой голосатише, громче.)

Рот широко открыт .

Губы спокойны (не напряжены и не округлены) .

Кончик языка находится у нижних зубов, язык плоский.

- Когда мы произносим звук, как выходит из ротика воздух? (легко, свободно)

- Есть ли преграда? (воздух не встречает преграды)

Если при произношении звука воздух из ротика выходит легко и свободно, не встречает преград, то такой звук называется гласным.

- Каким цветом он обозначается?

Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «А»:

а, у, о, а, ы, и, а, э, у, а.

ом, уф, ам, ур, ат, ит, ык, ар, ау, ок

сом, кот, рак, азбука, ананас, ангел, индюк, Англия, умный, овощ, туфли, тапки, бант, бинт, бунт.

Игра «Где звук?» (в начале, в середине или в конце слова)

Аист, туча, астра, автобус, вата, рама, ракета, глина, река, камень, танк, труба, тайна, мышка, зима, рак, клад, луна, парк?

Игра «Придумай слово со звуком А» игра с мячом

(- в начале слова, в середине слова, в конце слова)

                                      Игра «Придумай предложение»

(придумайте предложение со словом Аня)

Физкультминутка. Аист.

- Аист, аист длинноногий

Покажи домой дорогу.

- Топай правою ногой,

Снова – правою ногой.

Снова – левою ногой

После – правою ногой,

После – левою ногой,

Вот тогда придешь домой.

На зарядку солнышко

Поднимает нас.

Поднимаем руки мы.

По команде – раз!

А над нами весело

Шелестит листва

Опускаем руки мы.

По команде – два.

Знакомство с буквой «А». Показ буквы «А».

- Вот буква вроде шалаша.

Не правда, ль буква хороша!

И хоть она проста на вид,

А начинает Алфавит.

- Вот два столба наискосок,

А между ними – поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква А!

- На что похожа буква А?

- Из скольких элементов состоит буква?

Игра «Найди букву А»

Выкладывание буквы из палочек.

- Постройте букву А из пальчиков. Кто догадался, как это можно сделать?

Прорисовывание буквы в воздухе.

Печатание буквы.

 – Вы потрудились и пальчики устали, давайте их разомнем.

Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин».

(Рука сжата в кулачок) Мы делили апельсин.

 (Крутим кулачком вправо-влево) Много нас, а он один!

(Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого) Эта долька для ежа, (Разгибаем указательный пальчик) Эта долька для чижа,

 (Разгибаем средний пальчик) Эта долька для утят,

 (Разгибаем безымянный пальчик) Эта долька для котят,

(Разгибаем мизинчик) Эта долька для бобра,

(Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево) Ну, а волку - кожура.

(Двумя руками показываем волчью пасть) Он сердит на нас - беда!

(Складываем руки домиком) В домик прячемся - сюда!

- Кукле Ане пора возвращаться домой. Давайте ей скажем до свидания!

Итог:

- Ребята, вспомните, с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?

- С какой буквой?

infourok.ru

Звук "А" - Развиваем речь

Произносим звук "А" долго: "А -а - а"

Катимся на санках:
"А - а - а!"
Укачиваем малыша
спать: "А - а - а!"
- Открой ротик:
"А - а - а!"
Ляля-ляленька, бай-бай...
А - а - а ...
    

Звукосочетания (из гласных звуков)

Девочка потерялась:
"Ау!"
Мальчик потерялся в лесу:
"Ау!"
Малыш плачет:
"Уа!"
Ослик кричит:
"Иа!"
    

Звукосочетания (звук "А" в начале слога)

Собака грызёт кость:
"Ам!"
Дрессировщик
со львом: "Ап!"
Щенок лает: "Аф!"Чашка разбилась:
"Ах!"
    
   
Малыш упал:
"Ай!"
   
    

Звукосочетания (звук "А" в конце слога)

 
Давай позовём маму:
"Ма!"
Давай позовём папу:
"Па!"
Давай позовём бабушку:
"Ба!"
 
    
Угощаем яблоком:
"На!"
Гусь гогочет:
"Га!"
Малыш смеётся:
"Ха!"
Колобки смеются:
"Ха!"
    

Звукосочетания (звук "А" в середине односложных слов, слов из двух слогов)

Стреляем из пушки:
"Ба - бах!"
Гроза, молния гремит:
"Ба - бах!"
Постучим по барабану:
"Бам!"
Укладываем спать малыша: "Баю - бай!"
    
Мальчик уходит и говорит: "Пока!"Девочка просит вернуть ей игрушку: "Дай!"Стучим по барабану:
"Тра - та - та!"
Собака лает:
"Гав!"
    
 
Зайчонок поливает морковку.
Капли с лейки: "Кап"!
Капли капают с крана:
"Кап!"
Щенок стоит с зонтом под дождём.
Капли дождя: "Кап!"
 
    
 
Малыш катается на качелях: "Кач!"Ворона каркает:
"Кар!"
Лягушка квакает:
"Ква!"
 
    

www.sovenok-baby.ru

игры со звуками - назвать слова со звуком а - запись пользователя Елена (с-во "Логопедия и дефектология,психология" (kem78) в сообществе Логопедия и дефектология, психология . Логокроха в категории методическая копилка

ИГРЫ СО ЗВУКАМИ

«Хлопни, если услышишь в слове звук А»
Цель. Учить ребенка выделять заданный звук из слова.

Ход
Взрослый. Я назову цепочку слов. Если ты услышишь в слове звук А, хлопни в ладоши, вот так (взрослый хлопает один раз). Слушай и будь внимательным.
Рекомендации. Произносите слова медленно, выделяя звук А голосом (аааист). По окончании игры уточните, почему ребенок не хлопал, когда произносились слова, где нет звука А.

«Три слова»
Цель. Учить ребенка самостоятельно определять звук, с которого начинаются три слова.
Ход
Взрослый. Я назову три слова, а ты назови звук, который встречается в каждом слове: утка, уши, узел.
Ребенок. Звук У.
Взрослый. Где ты услышел звук У в слове: в начале, в середине или в конце слова?
Ребенок. В начале слова.
Рекомендации. Если ребенок успешно выделяет заданный звук в начале слова, то предложите цепочку из слов, в которых звук находится в конце слова, а затем в середине. Надо помнить, что ребенку легче выделять заданный звук в начале и в конце слова и труднее всего услышать звук в середине слова. Учитывайте эту особенность восприятия ребенком звуков из слова.

«Картинки»
Цель. Учить ребенка называть заданный звук, который встречается в названии каждой картинки.
Ход
Взрослый. Посмотри на картинки, назови их. С какого звука начинается название каждой картинки?
Ребенок. Апельсин, аист, арбуз. Звук А.
Рекомендации. Если ребенок затрудняется назвать звук, предложите ему закрыть глаза и сами назовите картинки, утрировано выделяя звук А (ааааист). Заранее подберите картинки на звуки А, О, У, И.

«Путешествия по комнате (группе)»
Цель. Учить ребенка находить предметы, в названии которых есть заданный звук.
Ход
Взрослый. У нас необычная игра. Мы будем ходить по комнате и находить предметы, в названии которых есть звук С. Но чтобы запомнить, кто какие предметы нашел, я кладу синюю фишку, а вы кладите красную фишку на найденный вами предмет. Пошли.
Рекомендации. Не давайте сразу оценку деятельности ребенка, особенно если он допустил ошибку. У вас по четыре фишки: как только они закончились – это сигнал к окончанию игры. Предложите ребенку проверить правильность выполнения вами задания; похвалите, если он самостоятельно заметит допущенную вами ошибку: в названии предмета «диван» нет звука С. Затем вы проверяете правильность выполнения задания ребенком, даете оценку.
Игры подбираются с учетом основного принципа обучения – от простого к сложному. На начальном этапе ребенку предлагаются игры, в которых требуется различать гласные звуки, выделять звуки в начале слова, а затем в конце и в середине слова, подбирать слова, отбирать картинки, находить предметы с заданным звуком в названии. Впоследствии педагог использует эти же игры, но с заданиями на согласные звуки. Правила остаются теми же.
Когда ребенок усвоит понятие «звук» и «буква», научится различать гласные и согласные звуки, будет самостоятельно справляться с анализом и синтезом односложных слов (мак, дом), вы можете использовать следующие, более сложные игры.

«Составь слово из отдельно названых звуков»
(«Поймай словечко в ладошки»)
Цель. Учить ребенка составлять слово из отдельно названных звуков.
1-й вариант.
Ход
Взрослый. Я назову звуки, а ты назови слово. Звуки: М,А,К. какое слово ты услышал?
Ребенок. Слово мак.
Рекомендации. К сожалению, очень часто взрослые вместо согласных звуков называют буквы :ЭМ – вместо [м]. ребенок воспринимает на слух два звука –Э и М, что вызывает у него затруднения в составлении и восприятии слова на слух.
2-й вариант.
Ход
Взрослый называет звуки слова в нарушенной последовательности: Д, М, О. ребенок путем проб и ошибок составляет слово дом.
Рекомендации. 2-й вариант игры очень сложен для ребенка, и если ребенок затрудняется в назывании слова при последовательном произнесении взрослым звуков слова, то еще рано проводить игру по 2-му варианту. Попробуйте положить на стол картинки с изображением предметов (дом, кот, лук, шар). С опорой на наглядность ребенку легче будет составить слово из отдельно названных вами звуков.

«Найди слово, которое спряталось в названиях картинок»
Цель. Учить ребенка выделять первый звук из слов, запоминать звуки и составлять из них слово.
Ход
Взрослый. Как ты думаешь, можно ли с помощью картинок составить слово?
Ребенок. Не знаю.
Взрослый. Попробуем. Надо запомнить правила. Правило первое: рассмотри картинки, назови их и определи, с какого звука начинается название каждой картинки.
Правило второе: запомни звуки и назови их в том порядке, в котором картинки лежат на столе.
Правило третье: назови слово, которое спряталось в названиях картинок.
1-ый вариант. Из названия каждой картинки запомни первый звук.
Образец:
Картинки: шапка, автобус, рак.
Звуки: ш,а,р.
Слово: шар.
2-ый вариант. Из названия каждой картинки запомни последний звук.
Образец:
Картинки: комар, трава, сок.
Звуки: р,а,к.
Слово: рак.
3-ый вариант. Из названия каждой картинки запомни третий звук и составь слово из последовательно названных звуков.
Образец:
Картинки: куст, крот, кукла.
Звуки: с,о,к.
Слово: сок.
Рекомендации. Не торопитесь проводить сложные для ребенка игры. Убедитесь, что ребенок легко выделяет звук на фоне слова, определяет место звука и , что очень важно, запоминает звуки. Только в этом случае можно использовать более сложные игры.
Если ребенок испытывает трудности, помогайте ему, объясните еще раз правила игры, дайте образец выполнения задания. Не забывайте хвалить ребенка за старание, даже в том случае, если у него ничего не получилось. Ваша поддержка, ласковое слово ему очень нужны. Очень важно, чтобы интерес к играм со звуками, словом не пропал у ребенка.

«Цепочка слов»
Цель. Учить ребенка выделять последний звук в слове и подбирать слова с этим звуком. Учить запоминать правила игры и не нарушать их.
Ход
1-ый вариант. На подносе лежат картинки. Взрослый берет картинку, кладет на стол, называет ее, выделяя голосом последний звук: ЛУК. Ребенок находит картинку, название которой начинается со звука К, и кладет рядом с первой картинкой, называя ее: КОТ, выделяя голосом последний звук. Игра заканчивается, когда все картинки будут разобраны игроками.
2-ый вариант. Правила те же, но без картинок.
Взрослый. Я назову слово, а ты запомни последний звук в слове и назови слово, которое будет начинаться с этого звука. РАК.
Ребенок. Коза
И т.д.
Например: рак – коза – ананас – сова – автобус - самолет.
Необходимо помнить, что слова, написание которых расходится с произнесением, в таких играх лучше не использовать (например, нельзя брать слова, в конце которых пишется звонкая парная буква: зуб, мороз и т.п.).
Эти игры можно использовать как индивидуально с каждым ребенком, так и с подгруппой детей. Проводя игры с подгруппой детей, можно внести элементы соревнования. Например: «Кто назовет больше слов с заданным звуком – получит звездочку». Такие игры учат ребенка играть в команде, быстрее думать, сопереживать, радоваться победе, искать новые слова.
Любят дети игры с мячом. Бросая мяч, ребенок не не только должен поймать его, но и быстро вспомнить и назвать слово с заданным звуком.
Дети стоят вокруг педагога; педагог с мячом – в центре круга.
Взрослый. Я буду называть звук и бросать мяч, а вы, возвращая мне мяч, должны назвать слово, которое будет начинаться с этого звука.
Взрослый
Ребенок

Звук А
Апельсин

Звук У
Улитка

Звук И
Иголка

Другой вариант игры с мячом. Дети стоят в круге (педагог вместе с детьми). Педагог предлагает детям определить, с каким звуком нужно называть слова. Назвав звук, педагог, передавая мяч ребенку, произносит слово, которое начинается с этого звука. Игра заканчивается, когда мяч оказывается снова в руках педагога.
Постепенно темп игры ускоряется. Можно поставить песочные часы, чтобы дети, наблюдая за тем, как высыпается песок, стремились быстрее называть слова.
Игры можно проводить, сидя за столами, которые стоят в группе каждый раз по-разному: буквой П, Т, в виде круга, овала. Главное, чтобы столы не стояли, как парты в школе. Психологи считают, что дети чувствуют себя наиболее психологически защищенными, если занимаются с педагогом за круглым столом.
Итак, дети (6-7 человек) сидят за круглым столом. Педагог сидит вместе с детьми и предлагает им выбрать любой звук, с которым все дети будут называть слова. Например, дет выбрали звук М. Считалка помогает определить игрока, который начинает игру. Назвав слово на звук М, ребенок берет за руку соседа справа, сосед называет свое слово на звук М и берет за руку своего соседа, и т.д. игра заканчивается, когда все дети соединили руки. Все поднимают руки вверх и кричат «ура!» - цепочка из рук получилась. Если ребенок не может вспомнить слово, цепочка считается разорванной, но огорчаться не стоит, так как друзья помогут.
Сначала эта игра проводиться медленно, педагог дает возможность ребенку подумать: затем темп ускоряется.
Интерес детей к таким играм не пропадает, если игры будут разнообразными, неожиданными, с сюрпризами – всегда новыми для ребенка.

«Волшебники»
Цель. Учить детей заменять один звук в слове другим. Вызвать интерес и желание играть со словами.
Ход
Взрослый. Сегодня мы будем волшебниками. С помощью звуков мы научимся изменять слова. Я буду называть слова, а ты первый звук в слове будешь заменять звуком С.
Взрослый
Ребенок

Ток
Сок
(т-с)

Дом
Сом
(д-с)

Лук
Сук
(л-с)

Рекомендации. В начале игры уточните, с какого звука начинается названное вами слово, помнит ли ребенок, на какой звук надо заменить первый звук в слове. Дайте образец ответа.

«Имена детей»
Цель. Учить детей путем добавления согласных звуков образовывать новые слова.
Ход
Взрослый. Вспомни имя девочки, которое начинается со звука А.
Ребенок. Алиса, Аня, Антонина...
Взрослый. Красивое имя Аня. Давай это имя с помощью согласных звуков превратим в новые имена девочек и мальчиков. К имени Аня добавь звук Т. какое имя девочки мы услышим?
Ребенок. Таня.
Взрослый к имени Аня добавь звук С. Какое имя мальчика мы услышим?
Ребенок. Саня.
И т.д.

в играх нет звука

www.babyblog.ru

Автоматизация звука [С] в начале слова и прямых слогах.


 

Предлагаю читателям сайта ЛогопедРунет  подборку для автоматизации звука [С]!

Статья будет разбита на части с учетом этапов автоматизации звука. С каждой статьи по ссылкам можно переходить на следующие или предыдущие статьи подборки речевого материала на звук [С]/

Материал для автоматизации звука [С] в начале слова и прямых слогах будет полезен практикующим логопедам. Также этой подборкой могут воспользоваться родители, желающие помочь ребенку быстро и качественно ввести звук в речь.

 

логопед-дефектолог
Наталья Игоревна Кулакова
ведущая проекта  
http://LogopedRunet.ru

 

 

Звук [С] в прямых слогах:

СА-СА-СА   

СЫ-СЫ-СЫ    

СЭ-СЭ-СЭ    

СО-СО-СО    

СУ-СУ-СУ

АСА-АСА-АСА  

ЫСЫ-ЫСЫ-ЫСЫ    

ОСО-ОСО-ОСО    

УСУ-УСУ-УСУ

 СА-СЫ-СО

СУ-СЭ-СЫ

ЫСЫ-АСА-ОСО

УСУ-ЭСЭ-АСА

 

Звук [С] в словах с прямым слогом:

Сад, сам, сало, сани, сайка, сахар, сабля, сок, сом, сон, сор, сорт, Соня, сода, сокол, сопка, сотня, соль, соты,  соболь, соки, сойка, суд, сук, суп, сухо, судно, сумка, сутки, сын, сыр, сыпать, сытый, сырник, сытно, сыворотка, сыпь.

 

Оса, коса, лиса, гусак, досада, писать, кусать, усатый, посадка, полоса, колбаса, писатель, роса, полосатый, босой, кусок, лесок, носок, поясок, осока, высокий, колесо, фасоль, волосок, фасон, посол, несу, пасу, посуда, рисую, несут, плясун, косуля, усы, весы, носы, босые, косынка, посылка, осыпал.

 

Сады, садил, салат, салют, сапог, самовар, самолёт, санитар, сарафан, салфетка, самокат, сандалии, сова, собака, сосед, сорока, софа, соловей, солонка, совет, солёный, солома, суметь, сугроб, сундук, суровый, сувенир, судья, султан, судак, судить, сурок, сучок, сухой, суббота, сухарь, сукно, суета, суфле, сырой, сырки, сынок, сыроежка, сынишка.

 

Касса, Лариса, колёса, посох, мясо, высота, насухо, вынесу, осы, бусы, косы, русый, волосы, полосы, рельсы, посылать, насыпь.

 

Повторить словосочетания и предложения:

Сани у дома, поймали сома, соты с мёдом, суп с салом, сытный суп, соску сосут, высокая осока, фасолевый суп. солью солят, усатый сом, полосатое платье, сонная сова, соль солёная, сухая солома, солёное сало, новая софа, яблочное суфле, умный судья, солист ансамбля, сухой песок, масса советов, посылку посылают, сырой песок, сухие волосы.

 

В лесу лиса. На траве роса. На полке посуда. В лесу высокие сосны. У сома усы. В буфете сайка, сахар, сыр, сало. У Сони быстрые санки. У Софы красивые косы. Трава сохнет на солнце. В сумке несут сахар и соль. Собака своих не кусает. Соня любит сыр. У осы усы. Оса пьёт сок. В лесу мы увидали лису. Соня моет посуду. Соня катается на санках. Саня любит сырники. Мальчик рисует солнце. У Сони сани едут сами. На суку сидит сова. У Сани скрипят сапоги. У Светы сумка. Собери сор совком. Я упал из санок в сугроб. Собака  видит на суку сороку и лает.           

 

На улице сыро, надевай сапоги. На соломе сидит собака. Собака сидит около сарая. На рисунке солдат с автоматом. Наш сосед — санитар. Папа купил сыну самокат. Лариса убирает мусор. У Бориса русые волосы. На рисунке стойкие солдаты. Самолёт летит высоко над лесом. В саду сладкие абрикосы. Алиса гуляет в лесу. В лесу поёт соловей. Около сосны был сухой песок. Собаки охраняли сон солдат. Ларису укусила оса. У Сани сафьяновые сапоги.

 

 Повторить чистоговорки. Чётко произносить звук [С]:

Са – са – са  —  у Сони длинная коса.

Са – са – са  —  где живёт лиса?

Со – со – со  —  у машины колесо.

Су – су – су  —  в сумке сушки я несу.

Сы – сы – сы  — у деда пышные усы.

Сы – сы – сы  — на стене висят часы.

Сы – сы – сы  — хвост пушистый у лисы.

Аса – аса – аса — здесь просторная терраса.

Иса – иса – иса — бантиком играет киса.

Иса – иса – иса — девочку зовут Лариса.

Асы – асы – асы — кто корчит смешные гримасы?

Асы – асы – асы — на полу паласы.

Исы – исы – исы — вот подарок для Ларисы.

Исы – исы – исы — молоко для кисы.

Асу – асу – асу — мы покрасили террасу.

Осы – осы – осы — долго заплетают косы.

Осы – осы – осы — на столе лежат подносы.

Усы – усы – усы — подарю я маме бусы.

 

Продолжение подборки речевого материала читайте в статье

«Звук [С] в обратных слогах и конце слова»



Советую прочитать дополнительно по этой теме

logopedrunet.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о