Слово со звуком а – : . , – .

Содержание

Логопедическое занятие "Звук и буква А"

Разделы: Логопедия


Цели:

  1. Восполнить пробелы по грамоте.
  2. Познакомить со звуком и буквой А.

Задачи:

  • дать понятие о гласных звуках;
  • познакомить с понятиями “звук”, “буква”;
  • развивать фонематический слух, восприятие;
  • развитие навыков звукобуквенного анализа;
  • развитие артикуляционного аппарата;
  • развитие графомоторных навыков;
  • познакомить с буквой А;
  • развитие связной речи;
  • развитие внимания, памяти, воображение.

Оборудование: пособие “Весёлые колобки”, пособие “Красная полянка”, схемы-домики, пособие “Звуки”, пособие “Буквы”, алфавит, буквенный конструктор, сюжетные картинки, тетради, карандаши, зеркала.

Ход занятия

I. Оргмомент.

Логопед здоровается с каждым учеником:

Здравствуй, Маша! – Здравствуйте, Татьяна Алексеевна! (и т.д.). Давайте вспомним, какое сейчас время года? (Полный ответ ученика). Стало холодно и чтобы не замёрзли руки, мы надеваем перчатки.

Упражнение “Перчатки”
(во время выполнения упражнения дети называют каждый палец руки)

Логопед: Молодцы! Сегодня я получила необычное письмо. В нём – картинка с весёлыми колобками (показ пособия-картинки). Помогите разобрать, что они произносят? (Дети по-одному пытаются произнести гласные звуки: а, о, у, и, ы, э). Теперь я всё поняла, послушайте и повторите за мной (произносят по образцу логопеда). Обратите внимание, у всех колобков по-разному открыт рот (дети произносят за логопедом, глядя в зеркала). В письме написано, что живут колобки на красной полянке (выставляется пособие-полянка с красными кружочками) и очень любят петь. Нажмите по-очереди пальчиком на красные кружочки и “оживите” их (дети чётко проговаривают гласные звуки).

II. Основная часть.

1. Знакомство со звуком ,,а”.

Логопед: Послушайте ещё раз (логопед произносит гласные звуки, показывая на колобков). Что произносят колобки? (Ответы детей). Произносят колобки ЗВУКИ (показ пособия). Всё, что слышим – это ЗВУКИ (дети повторяют хором).

Логопед: Самый старший – звук ,,а”. Давайте хором споём его: А-а-а… (Дети поют). Представьте, что у вас в руках ленточка, растягиваем ленточку и поём звук: А-а-а… (Выполняют по показу логопеда). Ленточка длинная или короткая? (Ответы детей). Намотаем ленточку на палец: А-а-а… Звук ,,а” можно тянуть и петь. Посмотрите, как широко отрыт рот, ничего не мешает, нет преграды для звука (произношение звука перед зеркалом). Звук ,,а” произносим голосом, т.е. он гласит. Его называют “гласный” (дети повторяют хором – “гласный”). Гласные звуки живут на красной полянке. Их обозначают красным цветом.

2. Развитие фонематического слуха.

Логопед:

Всем внимание! Раз – два,

Начинается игра.

Игра “Поймай звук”
(дети хлопают, если в слоговой дорожке услышат звук ,,а”: ау, оа, ио,..)

3. Определение позиции звука в слове.

Логопед: В этих домиках (раздача пособий - схем) живут слова со звуком ,,а”. Он может быть в начале, середине и в конце слова. Например, в слове “Аня” звук ,,а” находится в начале слова (педагог определяет звук красным магнитом на доске, дети красным кружком – в своих схемах). Следующее слово – август, автобус, мак, лиса (дети определяют позицию звука на схеме и поднимают руку. Логопед добивается полного ответа). Молодцы!

4. Знакомство с буквой А.

Логопед: Скоро вы научитесь читать и писать. Чтобы хорошо читать - надо знать буквы. Что же такое БУКВА? Послушайте стихотворение В.Измайлова “Как появились буквы”: (выставить пособие – алфавит). Вот и наш гласный звук ,,а” можно записать знаком (показ на доске). Получилась БУКВА А, которая так и называется гласная БУКВА А (показ буквы А и её место в алфавите).

Буквы – видим, пишем (показ пособия).

Звуки – слышим (показ пособия).

(Дети повторяют хором, затем по - одному).

Посмотрите внимательно, на что похожа буква А? (Ракета, треугольник, человечек, кораблик). А ещё она похожа на аиста. Смотрите, вот длинные ноги, дорисовать голову и клюв – получится аист. Давайте вспомним игру “Аист”.

5. Физминутка.

Игра “Аист”
(дети встают в кружок)

6. Формирование образа буквы А.

Логопед: Попробуем написать букву А в воздухе (дети выполняют совместно с логопедом). А теперь возьмите буквенный конструктор и попробуйте выложить букву А из палочек:

Вот два столба наискосок,
А между ними – поясок,
Ты эту букву знаешь? Да?
Перед тобою буква А!

(Логопед проговаривает во время показа)

6. Печатанье буквы А в тетрадях.

7. Развитие фонематического слуха.

Игра “Доскажи словечко”
(логопед загадывает загадки, в которых ответы - отгадки со звуком ,,а”)

Например:

Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый – все довольны,
Так приятен он на вкус,
А зовут его… (арбуз).

(Назовите первый звук в слове “арбуз”)

8. Развитие связной речи.

Игра “Составь предложение”
(логопед раздаёт сюжетные картинки с изображением слов со звуком ,,а”.
Дети составляют предложение и называют слова со звуком ,,а”)

- Машина везёт арбузы.

- Мальчик чистит апельсин.

- Заяц ест капусту.

- Папа и мама собирают урожай.

III. Итог.

Логопед:

С каким звуком мы познакомились?

С какой буквой мы познакомились?

Почему их называют гласными?

Каким цветом обозначают гласные?

Какие гласные звуки можете назвать?

Что мы слышим?

Что мы видим и пишем?

(Ответы полные по поднятой руке или по выбору логопеда)

Логопед: А теперь первым встанет тот, кто придумает слово со звуком ,,а” в середине слова (дети называют слова, встают; логопед хвалит и прощается с детьми).

24.01.2011

urok.1sept.ru

Картинки со звуком А в начале слова (12 фото) ⭐ Забавник

На букву а начинается большое количество слов. Буква а это самый первый звук в алфавите. На эту букву начинаются многие вкусные фрукты, например ананас, айва, арбуз и т.д. Учите буквы со своими детьми по картинкам.

Слова со звуком А вначале слова

Арбуз, апельсин

 

Где живет звук А?

 

Найди слова на букву А

 

Найдите 4 слова, начинающих на букву А

 

Аист

Слова начинающие на букву А

Ваша оценка очень важна: Загрузка...

Поделиться на Facebook

Поделиться в ВК

Поделиться в ОК

Поделиться в Twitter

zabavnik.club

Звук и буква О, о. Видеоурок. Русский язык 1 Класс

Сегодня на уроке мы узнаем о  звуке [о] и букве  О, познакомимся с  занимательными фактами о букве О, выполним интересные задания, а также научимся писать букву О.

Прочитайте слова и догадайтесь, о какой букве сегодня пойдет речь.

  • Ослик
  • Остров
  • Облако
  • Осы

Конечно же, это буква О. Сегодня на уроке мы поговорим о звуке и букве О.

 

Характеристика звука [о]

Произнесите звук [о] и понаблюдайте, что происходит с вашим ртом. Ваши губы вытянулись в трубочку; рот сузился; звук произносится легко, свободно и проходит без преград. Его можно тянуть, петь. Никаких шумов вы не услышите, потому что образуется этот звук только с помощью голоса. А это значит, что звук – гласный.

Чаще всего мы произносим этот звук, когда удивляемся или когда нам больно. Этот звук помогает выражать нам чувства и эмоции.

Существует много имён, начинающихся на букву О, например: Оля, Осип. А вот имена Олег, Оксана, Олеся тоже начинаются на букву О, только звук в этих словах произносится нечетко, он похож на звук

[а]. Запомните эту особенность звука [о] и не забывайте, что он не всегда в словах бывает хорошо слышен. Иногда он нас хочет запутать и произносится как [а].

Давайте понаблюдаем за словами и найдем в них звук [о]. Произнесите слова вслух и скажите, в какой части слова он находится, определяя это только на слух.

Окунь – звук [о] слышен в начале слова (рис. 1).

Рис. 1. Окунь (Источник) 

Морж – звук [о] слышен в середине слова.

Колобок – звук [о] слышен в середине слова.

Зонтик – звук [о] слышен в середине слова (рис. 2).

Рис. 2. Зонт (Источник) 

Молоко – звук [о] слышен в конце слова.

Ослик – звук [о] слышен в начале слова.

Роза – звук [о] слышен в середине слова (рис. 3).

Рис. 3. Роза (Источник) 

Котик – звук

[о] слышен в середине слова.

Гнездо – звук [о] слышен в конце слова.

Из этого можно сделать вывод, что звук [о] встречается в любой части слова – и в начале, и в середине, и в конце. Но чаще всего в слове бывает только один звук [о].

А теперь заглянем в наш сказочный музей, в котором живут разные герои, а их имена начинаются на разные звуки и буквы. Сегодня мы узнаем, чьи имена начинаются с буквы О.

Вот Оле Лукойе с волшебным зонтиком (рис. 4).

Рис. 4. Оле Лукойе (Источник) 

Осёл из Бременских музыкантов (рис. 5).

Рис. 5. Осёл (Источник) 

Девочка Оля, которая попала в Королевство кривых зеркал и превратилась в Яло (рис. 6).

Рис. 6. Оля и Яло (Источник) 

Храбрый Оловянный солдатик (рис. 7).

Рис. 7. Оловянный солдатик (Источник) 

Если вы узнали не всех сказочных героев и кто-то вам еще не знаком, попросите взрослых прочитать вам  сказку об этих героях.

Проговорите скороговорку и определите на слух, сколько звуков

[о] слышится.

Не далеко, а около

Катилось О и окало.

Отчетливо звук [о] в этой скороговорке вы произнесли только четыре раза, но если бы вы рассматривали её глазами, то увидели бы в ней целых восемь букв О. Вот какой хитрый звук [о]. Он умеет превращаться в звук [а].

Потренируйтесь различать звуки [о] и [а]. Произнесите вслух название породы каждой собаки и определите, в названиях каких пород слышен звук [о].

Болонка (рис. 8). Слышен звук [о].

interneturok.ru

Звук "А" - Развиваем речь

Произносим звук "А" долго: "А -а - а"

Катимся на санках:
"А - а - а!"
Укачиваем малыша
спать: "А - а - а!"
- Открой ротик:
"А - а - а!"
Ляля-ляленька, бай-бай...
А - а - а ...
    

Звукосочетания (из гласных звуков)

Девочка потерялась:
"Ау!"
Мальчик потерялся в лесу:
"Ау!"
Малыш плачет:
"Уа!"
Ослик кричит:
"Иа!"
    

Звукосочетания (звук "А" в начале слога)

Собака грызёт кость:
"Ам!"
Дрессировщик
со львом: "Ап!"
Щенок лает: "Аф!"Чашка разбилась:
"Ах!"
    
   
Малыш упал:
"Ай!"
   
    

Звукосочетания (звук "А" в конце слога)

 
Давай позовём маму:
"Ма!"
Давай позовём папу:
"Па!"
Давай позовём бабушку:
"Ба!"
 
    
Угощаем яблоком:
"На!"
Гусь гогочет:
"Га!"
Малыш смеётся:
"Ха!"
Колобки смеются:
"Ха!"
    

Звукосочетания (звук "А" в середине односложных слов, слов из двух слогов)

Стреляем из пушки:
"Ба - бах!"
Гроза, молния гремит:
"Ба - бах!"
Постучим по барабану:
"Бам!"
Укладываем спать малыша: "Баю - бай!"
    
Мальчик уходит и говорит: "Пока!"Девочка просит вернуть ей игрушку: "Дай!"Стучим по барабану:
"Тра - та - та!"
Собака лает:
"Гав!"
    
 
Зайчонок поливает морковку.
Капли с лейки: "Кап"!
Капли капают с крана:
"Кап!"
Щенок стоит с зонтом под дождём.
Капли дождя: "Кап!"
 
    
 
Малыш катается на качелях: "Кач!"Ворона каркает:
"Кар!"
Лягушка квакает:
"Ква!"
 
    

www.sovenok-baby.ru

Обучение грамоте «Звук [о] и буква О»

Представьте, что мы оказались на необитаемом острове. Сначала удивились: «О!» Потом огорчились: «О-о-о!» Увидели корабль и радостно воскликнули: «О-о-о!»

Прислушайтесь к слову остров. Какой первый звук вы услышали? Сегодня мы и будем на нашем интернет уроке знакомиться со звуком [о], будем слушать и произносить слова со звуком [о].

Какой это звук? Докажите!

1. Игра «Поймай звук». Хлопните в ладоши, если услышите звук [о].

а, о ,и ,п, о ,оп, ма, ко, ос, зи, фо, ол, дом, мода, Окна, сон, кол, крыло, бор, осень, перо.

2. Послушайте сказку и попробуйте запомнить как можно больше слов со звуком [о].

Сказка Г. Юдина «Ослиный огород»

Решил осел огород завести. Посадил огурцы, сел и ждет, когда они вырастут. А ему говорят:

– Огород-то поливать надо!

Взял осел ведро и давай бегом воду из колодца носить.

Носил, носил, устал, сел отдохнуть. А рядом кот на солнышке грелся.

– Чего ты мучаешься? – говорит. – Посади свой огород в овраге, там всегда мокро! Поливать не надо.

Обрадовался осел, повыдергал всю огуречную рассаду и посадил ее в овраге. А ночью пошел дождь, вся вода в овраг стекла и смыла весь огород.

Утром пришел осел.

– Так я и знал! Воры все съели. Надо охранять.

Опять посадил огурцы. Сделал вокруг ограду и сел охранять. Только сел, откуда ни возьмись овцы с козами лезут.

– Вон из моего огорода! – заорал осел и давай гонять их по грядкам.

Пока гонял, все огурцы потоптал.

– И зачем они мне нужны, эти огурцы? – рассердился осел. – Все равно я их не ем… Одни хлопоты да огорчения с ними.

И полез из оврага на чужом поле овес воровать.

3. Игра «Много — один»

Кольца – кольцо           седла – седло                колеса — колесо

Зерна – зерно                крылья – крыло            окна — окно

Стекла – стекло          перья — перо

4. Доскажи словечко…

  • В конце предложения ставится…   (точка).
  • С буквой Д растет у мамы…   (дочка).
  • С К я на болоте…   (кочка).
  • Б в начале слова…   (бочка).
  • О на А заменим – …   (качка).
  • Слева Т – и слово…   (тачка).
  • Вместо А кто У возьмет,
  • В небе…   (тучка) поплывет.
  • Маленькую тучку я возьму за…   (ручку).
  • Было очень жарко, и мама открыла все…   (окна).
  • Бабушка варила варенье, и в открытое окно влетели злые…  (осы).
  • Я очень люблю кедровые…   (орехи).
  • Ничто не предвещало дождя, по небу плыло воздушное…   (облако).
  • Летом в огороде – свежие, зеленые,А зимою в бочке – желтые, соленые.Отгадайте, молодцы,Как зовут нас?..   (Огурцы). 
  • Осел лениво в гору брел, а над ним парил…   (орел). 
  • Шубу теплую в колечках носит тихая…   (овечка).
  • Ты со мною не знаком?Я живу на дне морском,Голова и восемь ног,Вот и весь я – …   (осьминог).
  • Апельсины и бананы очень любят…   (обезьяны).
  • Стройный, быстрый, рога ветвисты, пасется весь день. Кто же это?..   (Олень).

5. И г р а  «Кто больше?»

  • Придумайте слова, а которых звук [о] расположен в начале (отдых, овод, орех), в конце (кольцо, молоко, сито).
  • Придумайте слова, оканчивающиеся на «орт» (порт, борт, торт, аэропорт).

А вот и буква О. На что она похожа?

 

1. Внимательно рассмотри буквы, найди сходства и различия.

2. Найди спрятанные буквы О. Обведи их.

 

3. Обведи шарики с буквой О красным цветом. Проведи ниточки от шариков к ослику.

 

4. Раскрась красным цветом обе буквы слева и запомни. Заштрихуй букву О по образцу. Найди и раскрась букву О справа.

 

5. Соедини с буквой О только те предметы, названия которых начинаются со звука [о].

 

6. Нарисуй внутри большой постепенно уменьшающиеся буквы О. Обведи в кружок все буквы О справа.

 

 

 7. И г р а  «Десять птиц»

Вспомните десять птиц, в названиях которых по две буквы О, а в одном – даже три О.

– о – о –                       – о – о – – – – –

– о – о – –                    – о – о – – – – –

– о – о – –                    – о – о – – – – – –

– о – о – – –                 – – – о – о – – –

– о – о – – –                 – – – о – о – о –

О т в е т : сокол, сорока, ворона, соловей, воробей, коростель, поползень, коноплянка, мухоловка, жаворонок.

8. И г р а  «Шесть ос»

1. ос – – а.

На этой «осе» в октябре позолота.

2. Ос – – а.

А эта растет на лугу у болота.

3. – ос – – – а – –.

Эта «оса» на Луну улетает.

4. – ос – – – – а.

Эта на солнце худеет и тает.

5. – ос – а.

С этою спит в колыбели малыш.

6. – о – с – – – – а.

Эта по классу крадется, как мышь.

О т в е т: осина, осока, космонавт, сосулька, соска, подсказка.

9. И г р а  «Любопытный»

  • Какое время года ты любишь?   (Осень.)
  • Какие вывески, начинающиеся с буквы «О», ты встречал в городе?   («Обувь», «Оптика».)
  • Какие города знаешь?   (Осло, Обнинск.)
  • Чем оканчивается лето?   (Буквой «О».)

 10. Ирга: «Покорение вершин»

      

11. И г р а  «Прививка»

Слова очень неохотно поддаются «прививкам» другими буквами, но все-таки попробуйте привить словам букву О. Что из этого получится? Вот слова: кокс, прок, лень.

О т в е т : кокос, порок, олень.

12. И г р а  «Найди слово в слове»

Осадок – оса, док, коса, дом, сад, сок, ода.

13. И г р а  «Слов больше, чем букв»

О т к л. Попробуйте из этих букв образовать как можно больше слов, причем каждое из них должно содержать букву О (иногда несколько).

О т в е т : околоток, около, око, кол, лот, ток, кот, лото, лоток, окот, кок.

14. Кроссворды

Одинаковые окончания

Заполните квадраты. Окончание у всех слов одинаковое (нужно дописать всего две буквы, первая из которых о). Во втором кроссворде также надо дописать две буквы (одинаковые для всех шести слов), первая из них также о.

О т в е т : 1) угол, гол, стол, пол, укол;  2) дом, атом, ком, сом, гном, том.

Перекрестки

Лесенки

Догадайтесь, что за слово 

Головоломка

В каждом из квадратов 9 клеток. Перемещая по одной букве (внутри квадратов), превратите эту головоломку в волшебную фигуру, в которой буквы слева направо и сверху вниз образуют одни и те же слова. В каждом квадрате второе слово начинается на О. В первом слове в каждом квадрате вторая буква О.

О т в е т : 1) сом, очи, мир; 2) том, оса, маг;  3) нос, Ока, сад; 4) год, око, дом

Хвостоглав.

Сначала столбик рассмотри,

Потом ответь на мой вопрос:

В каких словах стоят внутри

Рот, ухо, лоб, усы и нос?

О т в е т  : ворота, мухомор, колобок, гусыня, юность

15.

В старом дереве дупло.
Ну, совсем как буква О.

Возьми синий карандаш и закрась те части рисунка, где ты видишь буквы О.

16. Пишем…

Учимся красиво писать здесь

 

 

17. 

 

Словарь

  • Оазис — место среди пустыни, покрытое растительностью и имеющее источник.
  • Обоюдный — взаимный, общий для обеих сторон. (например, решение)
  • Обстоятельство — явление
  • Обязанность — действия, возложенные на кого-нибудь
  • Озорник — шалун
  • Окраина —  самая удалённая от центра часть города, деревни и т.д.
  • Олигарх — человек с очень большим капиталом, очень богатый человек.
  • Олимпиада — соревнование
  • Орфография — наука о правописание слов.
  • Осанка — положение тела человека
  • Отечество,  отчизна — родная страна.
  • Очарование — большее впечатление,

Крылатые выражения или фразеологизмы

  • Обещать золотые горы — обещать слишком много.
  • Остаться с носом/в дураках — потерпеть неудачу, позволить одурачить себя.
  • Отделаться лёгким испугом — избежать тяжелых последствий при каком-нибудь неблагоприятном случае.

www.klass39.ru

игры со звуками - назвать слова со звуком а - запись пользователя Елена (с-во "Логопедия и дефектология,психология" (kem78) в сообществе Логопедия и дефектология, психология . Логокроха в категории методическая копилка

ИГРЫ СО ЗВУКАМИ

«Хлопни, если услышишь в слове звук А»
Цель. Учить ребенка выделять заданный звук из слова.

Ход
Взрослый. Я назову цепочку слов. Если ты услышишь в слове звук А, хлопни в ладоши, вот так (взрослый хлопает один раз). Слушай и будь внимательным.
Рекомендации. Произносите слова медленно, выделяя звук А голосом (аааист). По окончании игры уточните, почему ребенок не хлопал, когда произносились слова, где нет звука А.

«Три слова»
Цель. Учить ребенка самостоятельно определять звук, с которого начинаются три слова.
Ход
Взрослый. Я назову три слова, а ты назови звук, который встречается в каждом слове: утка, уши, узел.
Ребенок. Звук У.
Взрослый. Где ты услышел звук У в слове: в начале, в середине или в конце слова?
Ребенок. В начале слова.
Рекомендации. Если ребенок успешно выделяет заданный звук в начале слова, то предложите цепочку из слов, в которых звук находится в конце слова, а затем в середине. Надо помнить, что ребенку легче выделять заданный звук в начале и в конце слова и труднее всего услышать звук в середине слова. Учитывайте эту особенность восприятия ребенком звуков из слова.

«Картинки»
Цель. Учить ребенка называть заданный звук, который встречается в названии каждой картинки.
Ход
Взрослый. Посмотри на картинки, назови их. С какого звука начинается название каждой картинки?
Ребенок. Апельсин, аист, арбуз. Звук А.
Рекомендации. Если ребенок затрудняется назвать звук, предложите ему закрыть глаза и сами назовите картинки, утрировано выделяя звук А (ааааист). Заранее подберите картинки на звуки А, О, У, И.

«Путешествия по комнате (группе)»
Цель. Учить ребенка находить предметы, в названии которых есть заданный звук.
Ход
Взрослый. У нас необычная игра. Мы будем ходить по комнате и находить предметы, в названии которых есть звук С. Но чтобы запомнить, кто какие предметы нашел, я кладу синюю фишку, а вы кладите красную фишку на найденный вами предмет. Пошли.
Рекомендации. Не давайте сразу оценку деятельности ребенка, особенно если он допустил ошибку. У вас по четыре фишки: как только они закончились – это сигнал к окончанию игры. Предложите ребенку проверить правильность выполнения вами задания; похвалите, если он самостоятельно заметит допущенную вами ошибку: в названии предмета «диван» нет звука С. Затем вы проверяете правильность выполнения задания ребенком, даете оценку.
Игры подбираются с учетом основного принципа обучения – от простого к сложному. На начальном этапе ребенку предлагаются игры, в которых требуется различать гласные звуки, выделять звуки в начале слова, а затем в конце и в середине слова, подбирать слова, отбирать картинки, находить предметы с заданным звуком в названии. Впоследствии педагог использует эти же игры, но с заданиями на согласные звуки. Правила остаются теми же.
Когда ребенок усвоит понятие «звук» и «буква», научится различать гласные и согласные звуки, будет самостоятельно справляться с анализом и синтезом односложных слов (мак, дом), вы можете использовать следующие, более сложные игры.

«Составь слово из отдельно названых звуков»
(«Поймай словечко в ладошки»)
Цель. Учить ребенка составлять слово из отдельно названных звуков.
1-й вариант.
Ход
Взрослый. Я назову звуки, а ты назови слово. Звуки: М,А,К. какое слово ты услышал?
Ребенок. Слово мак.
Рекомендации. К сожалению, очень часто взрослые вместо согласных звуков называют буквы :ЭМ – вместо [м]. ребенок воспринимает на слух два звука –Э и М, что вызывает у него затруднения в составлении и восприятии слова на слух.
2-й вариант.
Ход
Взрослый называет звуки слова в нарушенной последовательности: Д, М, О. ребенок путем проб и ошибок составляет слово дом.
Рекомендации. 2-й вариант игры очень сложен для ребенка, и если ребенок затрудняется в назывании слова при последовательном произнесении взрослым звуков слова, то еще рано проводить игру по 2-му варианту. Попробуйте положить на стол картинки с изображением предметов (дом, кот, лук, шар). С опорой на наглядность ребенку легче будет составить слово из отдельно названных вами звуков.

«Найди слово, которое спряталось в названиях картинок»
Цель. Учить ребенка выделять первый звук из слов, запоминать звуки и составлять из них слово.
Ход
Взрослый. Как ты думаешь, можно ли с помощью картинок составить слово?
Ребенок. Не знаю.
Взрослый. Попробуем. Надо запомнить правила. Правило первое: рассмотри картинки, назови их и определи, с какого звука начинается название каждой картинки.
Правило второе: запомни звуки и назови их в том порядке, в котором картинки лежат на столе.
Правило третье: назови слово, которое спряталось в названиях картинок.
1-ый вариант. Из названия каждой картинки запомни первый звук.
Образец:
Картинки: шапка, автобус, рак.
Звуки: ш,а,р.
Слово: шар.
2-ый вариант. Из названия каждой картинки запомни последний звук.
Образец:
Картинки: комар, трава, сок.
Звуки: р,а,к.
Слово: рак.
3-ый вариант. Из названия каждой картинки запомни третий звук и составь слово из последовательно названных звуков.
Образец:
Картинки: куст, крот, кукла.
Звуки: с,о,к.
Слово: сок.
Рекомендации. Не торопитесь проводить сложные для ребенка игры. Убедитесь, что ребенок легко выделяет звук на фоне слова, определяет место звука и , что очень важно, запоминает звуки. Только в этом случае можно использовать более сложные игры.
Если ребенок испытывает трудности, помогайте ему, объясните еще раз правила игры, дайте образец выполнения задания. Не забывайте хвалить ребенка за старание, даже в том случае, если у него ничего не получилось. Ваша поддержка, ласковое слово ему очень нужны. Очень важно, чтобы интерес к играм со звуками, словом не пропал у ребенка.

«Цепочка слов»
Цель. Учить ребенка выделять последний звук в слове и подбирать слова с этим звуком. Учить запоминать правила игры и не нарушать их.
Ход
1-ый вариант. На подносе лежат картинки. Взрослый берет картинку, кладет на стол, называет ее, выделяя голосом последний звук: ЛУК. Ребенок находит картинку, название которой начинается со звука К, и кладет рядом с первой картинкой, называя ее: КОТ, выделяя голосом последний звук. Игра заканчивается, когда все картинки будут разобраны игроками.
2-ый вариант. Правила те же, но без картинок.
Взрослый. Я назову слово, а ты запомни последний звук в слове и назови слово, которое будет начинаться с этого звука. РАК.
Ребенок. Коза
И т.д.
Например: рак – коза – ананас – сова – автобус - самолет.
Необходимо помнить, что слова, написание которых расходится с произнесением, в таких играх лучше не использовать (например, нельзя брать слова, в конце которых пишется звонкая парная буква: зуб, мороз и т.п.).
Эти игры можно использовать как индивидуально с каждым ребенком, так и с подгруппой детей. Проводя игры с подгруппой детей, можно внести элементы соревнования. Например: «Кто назовет больше слов с заданным звуком – получит звездочку». Такие игры учат ребенка играть в команде, быстрее думать, сопереживать, радоваться победе, искать новые слова.
Любят дети игры с мячом. Бросая мяч, ребенок не не только должен поймать его, но и быстро вспомнить и назвать слово с заданным звуком.
Дети стоят вокруг педагога; педагог с мячом – в центре круга.
Взрослый. Я буду называть звук и бросать мяч, а вы, возвращая мне мяч, должны назвать слово, которое будет начинаться с этого звука.
Взрослый
Ребенок

Звук А
Апельсин

Звук У
Улитка

Звук И
Иголка

Другой вариант игры с мячом. Дети стоят в круге (педагог вместе с детьми). Педагог предлагает детям определить, с каким звуком нужно называть слова. Назвав звук, педагог, передавая мяч ребенку, произносит слово, которое начинается с этого звука. Игра заканчивается, когда мяч оказывается снова в руках педагога.
Постепенно темп игры ускоряется. Можно поставить песочные часы, чтобы дети, наблюдая за тем, как высыпается песок, стремились быстрее называть слова.
Игры можно проводить, сидя за столами, которые стоят в группе каждый раз по-разному: буквой П, Т, в виде круга, овала. Главное, чтобы столы не стояли, как парты в школе. Психологи считают, что дети чувствуют себя наиболее психологически защищенными, если занимаются с педагогом за круглым столом.
Итак, дети (6-7 человек) сидят за круглым столом. Педагог сидит вместе с детьми и предлагает им выбрать любой звук, с которым все дети будут называть слова. Например, дет выбрали звук М. Считалка помогает определить игрока, который начинает игру. Назвав слово на звук М, ребенок берет за руку соседа справа, сосед называет свое слово на звук М и берет за руку своего соседа, и т.д. игра заканчивается, когда все дети соединили руки. Все поднимают руки вверх и кричат «ура!» - цепочка из рук получилась. Если ребенок не может вспомнить слово, цепочка считается разорванной, но огорчаться не стоит, так как друзья помогут.
Сначала эта игра проводиться медленно, педагог дает возможность ребенку подумать: затем темп ускоряется.
Интерес детей к таким играм не пропадает, если игры будут разнообразными, неожиданными, с сюрпризами – всегда новыми для ребенка.

«Волшебники»
Цель. Учить детей заменять один звук в слове другим. Вызвать интерес и желание играть со словами.
Ход
Взрослый. Сегодня мы будем волшебниками. С помощью звуков мы научимся изменять слова. Я буду называть слова, а ты первый звук в слове будешь заменять звуком С.
Взрослый
Ребенок

Ток
Сок
(т-с)

Дом
Сом
(д-с)

Лук
Сук
(л-с)

Рекомендации. В начале игры уточните, с какого звука начинается названное вами слово, помнит ли ребенок, на какой звук надо заменить первый звук в слове. Дайте образец ответа.

«Имена детей»
Цель. Учить детей путем добавления согласных звуков образовывать новые слова.
Ход
Взрослый. Вспомни имя девочки, которое начинается со звука А.
Ребенок. Алиса, Аня, Антонина...
Взрослый. Красивое имя Аня. Давай это имя с помощью согласных звуков превратим в новые имена девочек и мальчиков. К имени Аня добавь звук Т. какое имя девочки мы услышим?
Ребенок. Таня.
Взрослый к имени Аня добавь звук С. Какое имя мальчика мы услышим?
Ребенок. Саня.
И т.д.

в играх нет звука

www.babyblog.ru

Звук и буква "И" - открытое занятие

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Цель: Чёткое произнесение звука; выделение ударного гласного звука. Анализ звукового ряда из трёх гласных; воспроизведение звукового ряда из трёх гласных. Упражнение в употреблении именительного падежа множественного числа существительных с окончаниями - и, - а. Работа над предложением. Развивать память, внимание, логическое мышление. Знакомство с буквой “И”.

Оборудование: куклы, картинки с изображением предметов с буквой “И”, кружки красного цвета, пособия “светофорчики”, разрезная азбука, счётные палочки, магнитная доска, полоски бумаги для схемы предложения.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Вспомнить гласные звуки, которые учили на прошлых занятиях.

А.О.У. Затем по беззвучной артикуляции дети угадывают

сочетания из 2, 3 гласных звуков, произносят их, определяют

количество и порядок.

2. Сегодня пришли гости – куклы Иван и Ия – Повторите, как их

зовут? Какой первый звук в их именах? (И). Что вам напоминает

звук “И”? Как кричит ослик? (И - а, и - а, и - а). Сегодня мы будем

произносить много слов со звуком “И” и познакомимся с буквой

“И”. Картинка – Индюк. Выделение звука “И” из слова. Где

слышится звук “И”? (В начале).

  1. Характеристика звука “И” по артикуляционным и акустическим
  2. признакам. ( Воздух проходит свободно, без преграды, звук поётся – гласный. Обозначаем красным кружком – гласный звук).

  3. Проговаривание хором и по одному звука “И”.
  4. Выделение звука “И” из ряда гласных. На звук “И” дети поднимают красные светофоры( ау, ио, иу, ау, аои…).
  5. Звуковой анализ ряда из трёх гласных: а у и; а и у; у и а; у а и; и у а;
  6. и а у.

    (Определение первого, последнего звука, определение на слух количества звуков, воспроизведение звуковых рядов кружками).

  7. Иван и Ия
  8. Вышли в прятки поиграть,

    Букву ‘‘И’’ в словах искать

    Игра “Узнайте звук”. (Хлопните в ладоши, если он есть в слове).

    Ива, индюк, шар, астра, Ира, красный, синий, Илюша, яблоко, сливы.

    8. Игра “Доскажи словечко”.

    Никак не согласится   Не колючий
    Она лежать без толку.   Светло синий
    Кто знает мастерицу   По кустам развешен…….
    Усердную ……  

    (ИНЕЙ)

    (ИГОЛКУ)

    Что такое перед нами: Буду мастером таким
    Две оглобли за ушами, Как наш дядя Евдоким:
    На глазах по колесу  Делать стулья и полы.
    И сиделка на носу? А пока сестре Танюшке

    (ОЧКИ)  

    Сам я делаю ….
      

    (ИГРУШКИ)

    9.Произнесение звука “И” в словах. Определение его позиции. Развитие логической памяти. ( Выставляются картинки по тематике).

    Как зовут наших гостей? (Иван и Ия). Они любят играть (с игрушками). А это музыкальные (инструменты). Это дерево называется (ива). Что здесь острое, металлическое? (Игла). Чем покрыты деревья? (Инеем). Как по-другому называется такой домик? (Избушка, изба, избёнка).

    Игра “Добавь нужное слово”

    а) Деревья в (инее). б) Мы не боимся (индюка). в) Мама шьёт (иглой). г) Лисичка сделала ледяную (избушку). д) Мы играем на музыкальных (инструментах). е) У нас в группе много (игрушек).

    10.Подбор родственных слов.

    Что можно делать с игрушками?…. (Играть). У нас есть много…. (игрушек). Сегодня я вас приглашаю на …(игру). Со мной вы будете ….(играть).

    Слова: игра, играть, игрушка, игрушечка – называются родственными. Это семья слов.

  9. Физминутка.
  10. Принесли мы вам подарки,

    Кто захочет, тот возьмёт

    Вот вам кукла с лентой яркой,

    Конь, волчок и самолёт.

  11. Длинные и короткие слова. Назовите: Ия, ива, инструменты,
  12. игра, игрушки (отхлопать по слогам).

  13. Игры “Что изменилось?”, “ Посмотри и запомни” (по картинкам).
  14. Работа над грамматическим строем речи (изменение имён существительных).
  15. Конь-кони, муха-мухи, муравей-муравьи,
    Мак-маки, улитка-улитки, книга-книги.

  16. Работа над предложением.
  17. Дополнить предложение и составить его схему:

    На лугу пасутся …..(кони).

    За столом сидят……(дети).

  18. Буква “И”: отыскивание её в разрезной азбуке, печатание (сложить из счётных палочек).
Молоток я раздобыл
Из дощечек букву сбил   
Сколько здесь дощечек? – три!
А какая буква –“И”.

Итог занятия.

С каким звуком и какой буквой мы сегодня познакомились?

Чему мы научились на занятии? Вспомните картинки на “И”.

9.12.2003

Поделиться страницей:

urok.1sept.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о