Смена времен года окружающий мир 4 класс: Интернет-урок по окружающему миру «Смена времён года»
Интернет-урок по окружающему миру «Смена времён года»
Человек с давних пор искал ответ на вопрос: почему летом тепло и день длиннее ночи, а зимой холодно и дни короче. Мы знаем, что Земля вращается вокруг своей оси, из-за чего происходит смена дня и ночи. Об этом мы говорили на Интернет-урок по окружающему миру «Смена дня и ночи»
А что происходит из-за движения Земли вокруг Солнца? Это мы узнаем на нашем Интернет-уроке окружающего мира…
Земля вращается вокруг Солнца, делая полный оборот за 365 дней. Также Земля вращается и вокруг своей оси, делая полный оборот за 24 часа.
Важно знать, ось Земли наклонена – это и есть главная причина наблюдаемых сезонов (времён года).
На рисунке ниже мы видим, что солнечные лучи освещают Землю равномерно. Но из-за наклона земной оси большая часть света попадает на северное полушарие (там лето), а на южном — света меньше (там зима).
Заметили рисунке, что на северном полушарии Солнце не заходит за горизонт, даже если Земля вращается вокруг своей оси. Это
полярный день. Полгода только день! А на Южном полюсе все сутки полярная ночь: свет от Солнца туда не попадает полгода.
Вот отчего образуются полярные дни и ночи.
Когда Земля по орбите движется дальше (а наклон земной оси не меняется), будет всё наоборот: в северном полушарии будет зима, а в Южном – лето.
Догадались, почему бывает весна и осень?…. Верно, когда Земля находится в промежуточное направлении.
Теперь понятно, почему в Африке круглый год жарко? А на полюсах (как Северном, так и Южном) круглый год холодно?
Надо знать, что в жарких странах тоже бывает зима, весна, лето и осень, но времена года выражаются по-другому.
Смена времён года в природе…
Земля совершает полный оборот вокруг Солнца за год. Год длится 365 дней. Смена времён года идёт из года в год. Поэтому природа давно приспособилась к таким изменениям. Деревья сбрасывают листья, животные делают запасы на зиму… Предложите свои примеры…
Уроки тётушки Совы….
У людей тоже разный вид деятельности в разное время года. Приведите примеры….
Презентации к уроку:
Год — 12 месяцев
Зима в картинах художников
Весна в картинах художников
Лето в картинах художников
Зима в картинах художников
На какие группы разделены картинки?
Домашнее задание: приготовьте презентацию, рисунки о том времени года, в какое вы родились. Расскажите почему вам так нравится оно.
Урок окружающего мира во 2 классе “Смена времен года”
Урок окружающего мира во 2-м классе
Тема урока: Смена времён года
Цель: Создание условий для формирования восприятия целостной картины мира.
Задачи:
1. Закрепить и систематизировать знания о признаках времён года, об особенностях каждого сезона.
2. Познакомить с вращением Земли вокруг Солнца как причине смены времен года.
3. Формировать предпосылки научного мировоззрения.
4. Расширять словарный запас учащихся и развивать монологическую речь.
5. Развивать мышление, память, умение анализировать, делать выводы.
6. Развивать креативные способности.
7. Воспитывать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Ход урока:
I. Вводно-мотивационный момент.
Игра «Подари тепло другу»
(Ученики, сидя за партами, поворачиваются друг к другу. Один ученик раскрывает ладошки, а другой накрывает их своими ладошками).
– Ребята, посмотрите так ласково в глаза друг другу, чтобы ваши ладошки потеплели. Вы почувствовали тепло рук? А теперь каждый по очереди скажет несколько слов своему соседу, но так ласково и нежно, чтобы ваши ладошки потеплели еще больше. Вот и подарили мы тепло друг другу. Пусть ваша теплота и дружба сопровождает нас сегодня на уроке.
II. Актуализация знаний.
1. Слайды Звучит классическая музыка
Льдом закована река в крепкие оковы,
И пришел издалека к нам мороз суровый.
За окном звенят капели, первоцветы зацвели.
С юга прибыли в апреле гуси, утки, журавли.
Вот и лето подоспело, зеленью леса одело.
Выросли грибы в бору, комары звенят в жару.
Птичьи стаи в октябре полетели к югу.
Там тепло, там в декабре не закружит вьюга.
Вновь декабрь к нам приходит, он снежинки хороводит.
К нам мороз опять вернулся, год закончен, круг замкнулся.
– Скажите, что вы увидели на слайдах? (картины природы, весну, осень, зиму, лето и т.д.)
– А осень, зима, весна, лето – что это? (времена года)
– Молодцы, а сейчас я хочу проверить, как вы знаете времена года.
2. Работа в группах.
2.1. Создание мини – проекта.
– Каждая группа составляет свою композицию – кусочек природы каждого времени года! Если вы хотите, что-то добавить к картинкам из набора, дорисуйте это цветными карандашами. У каждой группы своё время года и свой набор, из которого собирают композицию и наклеивают её на лист бумаги.
2.2. Защита проекта.
1) Каждая группа выступает со своим проектом и защищает свои времена года (Это лето, потому что природа оделась в зеленый наряд, много цветов, ярко светит солнышко и т.д.). Проекты детей помещаются на доску.
– Какое сейчас время года? Устанавливаем глобус на теллурии на осень.
-Ребята, сейчас какое время года? (Зима). Давайте начнём защиту с зимы
2) Дети рассказывают стихи о временах года
Зима
Крыша в шапке меховой
Белый дым над головой.
Двор в снегу. Белы дома.
Ночью к нам пришла : (зима
Весна
Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В дом свой, улей, пчела
Первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (весна)
Лето
Если в небе ходят грозы,
Если травы расцвели,
Если рано утром росы
Гнут былинки до земли,
Если в рощах под калиной
Вплоть до ночи гул пчелиный.
Если солнышком согрета
Вся вода в реке до дна –
Значит это уже :. (лето)
Осень
Осинку окрасила осень.
Осинка мне нравиться очень.
Она позолотой блистает, –
Одно только жаль –
Облетает.
–
– Ребята, я тоже бы хотела принять участие в проекте, и сделала солнышко, чтобы наша композиция была яркой и солнечной. А солнышко за вашу хорошую работу дарит вам свои частички тепла, за то что все группы выполнили работу верно, хотя были ловушки (Учитель раздает ученикам желтые кружочки).
III. Постановка проблемы.
– Как можно назвать явление, когда весну сменяет лето, а за летом следует осень, за осенью же приходит зима? (Смена времен года)
– А отчего зависит смена времен года? (От солнышка, Земля крутится вокруг Солнца и т.д.)
–Итак, как же называется тема нашего урока?
Дети: Смена времён года.
–Какую же цель мы поставим перед уроком?
(Изучать, доказывать, почему происходит смена времён года)
IV. Совместное открытие знаний.
– Давайте, послушаем, а что о смене времен года думают герои сказки Н. Сладкова «Почему год круглый».
4.1. Инсценировка отрывка сказки.
Дуб: Год потому круглый, что за год на всех деоевьях годовое кольцо нарастает. Как год так новое кольцо. А кольцо – тоже круг!
Елка: Нет, друзья, ведь всем известно, что мы елки, круглый год зеленые. А как же мы могли быть зелеными, если бы год не был круглым?
Солнце: Потому год круглый, что Земля вокруг меня мчится по кругу. Как полный круг сделает, так и год!
– Ребята, кто из героев прав? (Солнце)
– А почему? (Земля вращается вокруг Солнца)
– Да, Земля вращается вокруг Солнца против часовой стрелки и совершает один оборот за 365 или 366 дней.(Показать движение Земли на схеме).
4.2.Проведение опыта.
Ребята, а сейчас давайте с вами выступим в роли учёных проведём опыт. Узнаем, отчего же происходит смена времён года.
– Мне нужен помощник. Арюна будет солнышко.(ученица держит фонарик), а свет фонарика его лучами.
1. Прямое направление света фонарика на глобус.
Что напоминает след фонарика? (пятно)
– Какое оно по форме? (Круглое)
– А как оно освещено? (Ярко)
2. Наклонное направление света фонарика на глобус.
– Аня, а теперь наклони фонарик.
– Какой формы стало пятно? (Овальное)
– Как оно стало освещено? (Тускло, слабо)
– А как вы думаете, в каком случае на Земле будет теплее? (В первом случае, когда фонарик был направлен прямо). А в каком случае холоднее? (Во втором случае, когда фонарик светил с наклоном).
Если дети будут затрудняться, можно пригласить ученика и показать опыт на его ладошке.
– Правильно! Прямые лучи – значит, ТЕПЛО!
– Лучи под наклоном – ХОЛОДНО!
Физминутка.
4.3.Работа по учебнику
– Отчего еще зависит смена времен года вы узнаете из учебника. Прочитайте статью на с. 58 самостоятельно, приготовьтесь отвечать на вопросы.
– Что нового вы узнали из статьи в учебнике? (Земля имеет наклон).
– Куда смотрит ось Земли? (На Полярную звезду).
– Смена времен года зависит от наклона Земли.
– Давайте вспомним, какие ответы мы давали в начале урока о смене времен года. Кто был прав?
Вывод:
– Мы с вами много поработали, много услышали, увидели. Кто же скажет, почему после зимы приходит весна, после весны – лето, после лета – осень!
– Давайте вспомним,какие ответы мы давали в начале урока о смене времени года?
– Кто был прав?
– Вспомним нашу сказку – что сказало солнышко о смене времен года ?
Смена времен года зависит от вращения Земли вокруг Солнца.
– Какой вывод мы сделали после проведения опыта?
Смена времен года зависит от направления солнечных лучей.
– Что узнали из учебника?
– Смена времен года зависит от наклона оси Земли.
– И это будет происходить из года в год! Четыре времени года переходят друг в друга не сразу. Зима в весну, весна в лето, лето в осень перетекают постепенно, незаметно. Год за годом, круг за кругом – так движется ЖИЗНЬ! Жизнь на Земле, жизнь страны, наша с вами жизнь!
VI. Рефлексивно-оценочный этап.
– Сейчас я проверю, все ли слушали внимательно и поняли, отчего зависит смена времен года.
Игра-тренажёр. (из раздела «Наша планета)
Викторина (за правильные ответы учитель раздаёт жетоны-солнышки)
1.Днём мы видим эту звезду
2. Какого цвета наша планета?
3. Почему она голубая?
3. Земля имеет форму (шара)
4. Кто доказал шарообразность Земли?
3. Спутник Земли
4. МодельЗемли
5.На что похожа Земля из космоса?
6. Почему происходит смена дня и ночи?
7.Почему происходит смена времён года?
-Всё было в ваших проектах: из жаркого лета мы можем отправиться в прохладу осени. Каждый из нас по своему воспринимает времена года, кто-то по приметам, кто-то по настроению. Если бы вам сейчас представилась возможность переместиться в созданные вами уголки времён года, где бы вы хотели оказаться? В какое время года попасть?
– Возьмите ваши солнышки и приклейте его по своему настроению. Тот, кто смог услышать звуки природы, тех я поздравляю со счастливой встречей! Кому удалось узнать новые признаки своего времени года? Это замечательно!
– Как много солнышек поселилось … (назвать время года, где солнышек больше всего), но я думаю, что каждое время года заслуживает тепла от Солнышка!
– Ребята, мы очень много успели сделать на уроке. Как вы думаете почему? (Мы старались. Были дружными. Активными. Делали все вместе).
Лист самооценки. (заполняют дети)
VIII. Домашнее задание.
– Расскажите своим родителям, почему происходит смена времен года.
– Сочините сказку на одну из тем: «Почему бывает лето?», «Почему бывает весна?», «Почему бывает зима?», «Почему бывает осень?».
Самооценка | Взаимооценка | |
2.Практическая работа с глобусом. | ||
3. Блиц турнир | ||
4. Оценка работы в группе | ||
Если бы земля не вращалась, тогда бы на всей Земле была ночь. | ||
Движение Земли происходит неравномерно. | ||
В результате смены дня и ночи земной шар прогревается равномерно. | ||
Нижняя и верхняя точки воображаемой оси называются полюсами | ||
Движение Земли вокруг Солнца приводит к смене времён года | ||
В году 367 дней | ||
Итог: |
Урок окружающего мира по теме “Времена года. Смена времен года”. 4-й класс
Задачи урока:
- Сформировать у учащихся представление о смене времен года.
- Показать учащимся, что движение Земли вокруг Солнца – причина смены времен года на планете.
- Развивать в учениках наблюдательность, внимательность, исследовательские навыки.
- Развивать умение работы с учебником.
- Прививать бережное отношение к природе.
Оборудование:
- Иллюстрации времен года, презентация «Времена года».
- Теллурий.
- Фонарик.
- Глобус.
- Учебник.
- Листы бумаги АЗ, клей, картинки времен года.
Ход урока
I. Организационный момент. Деление класса на 4 группы.
II. Актуализация опорных знаний:
1. Работа в группах.
— На ваших столах картинка с изображением природы. Надо найти, что художник изобразил неверно. (неверно день и ночь, несоответствие природы зимой, летом, осенью, весной)
- Почему происходит смена дня и ночи на планете?
- Какие явления природы повторяются каждые сутки?
- Сколько оборотов делает Земля вокруг своей оси за сутки?
2. Вывод.
Работа в группе.
— Выберите наиболее верный ответ и закрепите его на карте памяти (лист А4).
- Солнце вращается вокруг Земли.
- День и ночь наступают потому, что Земля вращается вокруг своей оси и по-разному освещается Солнцем.
- Ночь наступает, потому что на небе появляется Луна.
3. Определение темы и постановка учебной задачи.
Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения.
— Выберете из предложенных вопросов тот, на который вы не знаете ответ:
- Какие времена года вы знаете? (дети отвечают)
- Назовите по порядку времена года, (дети отвечают)
- К чему приводит движение Земли вокруг своей оси? (дети отвечают)
- К чему приводит движение Земли вокруг Солнца? (дети не знают ответ)
- Прикрепите этот вопрос на карте памяти нашего урока. Сформулируйте тему нашего урока.
- Мы узнаем, что происходит на Земле, когда она движется вокруг Солнца.
4. Презентация о временах года (загадки, иллюстрации).
III. Изучение нового материала.
1. Сообщение учителя.
Люди еще в давние времена задавались этим вопросом, думали, почему зимой холодно, летом жарко, почему летом дни длинные, а зимой короткие. Только по истечении времени ученые доказали, что Земля вращается вокруг Солнца и одновременно вращается вокруг своей оси, по кругу справа налево.
2. Физминутка.
— Встаньте в своих группах. Один ученик – Земля, ученик в центре круга – Солнце. «Земля» вращается вокруг своей оси и одновременно вокруг «Солнца». Остальные учащиеся представляют далекие звезды.
3. Совместное открытие новых знаний.
Цель: научить решать учебную задачу.
— Мы с вами выступим в роли ученых и проведем опыт. Узнаем, почему происходит смена времен года.
Моим помощником – Солнцем – будет Илья. У Ильи фонарик, его лучи – лучи Солнца.
- Прямое направление на глобус – пятно круглое, яркое.
- Наклонное направление света – пятно овальное, свет тусклый, слабый.
— В каком случае на Земле будет теплее, а когда прохладнее? (дети делают предположения)
— Попробуем проверить этот вывод на ладошке любого из вас.
4. Работа в группах.
— Выберите из данного текста наиболее важные сведения для ваших выводов на сегодняшнем уроке. (дети подчеркивают фломастером важные фразы)
Если вообразить линию на глобусе от северного полюса к южному, то мы получим воображаемую ось. Она наклонена к плоскости орбиты земли под углом. От того, что положение оси Земли наклонено постоянно в одном и том же направлении, Солнце освещает поверхность Земли по-разному. Полный оборот Земли вокруг Солнца происходит за 365 суток и 6 часов, а вокруг своей оси за 24 часа.
— Закрепите вывод на карте памяти.
5. Практическая работа.
Дети поочередно выступают в роли Солнца. Используют фонарик и глобус.
— Покажем, как может располагаться модель Земли по отношению к Солнцу в данное время года. Назовем отличительные особенности данного времени года (погода, природа, температура, жизнь людей и животных).
6. Работа с учебником.
— Найти в тексте учебника ответы на вопросы:
Первая группа:
— Почему бывает смена времен года?
Вторая группа:
— Что известно о движении Земли вокруг своей оси?
Третья группа:
— Причины того, почему летом тепло, а зимой холодно.
Четвертая группа:
— Почему Земля получает от Солнца в разные времена года неодинаковое количество тепла и света?
IV. Систематизация полученных знаний.
1. Учитель >показывает прибор –
- Как называется этот прибор? Повторим хором – теллурий.
- Запишите это слово на листе памяти.
- Какую роль выполняет лампочка? (Солнце)
Пока наше полушарие повернуто к Солнцу, дни у нас долгие, лучи прямые – поэтому лето.
Пока наше полушарие повернуто от Солнца, дни у нас короткие, лучи косые – поэтому зима.
Наклон земной оси и движение вокруг Солнца — причины смены времен года.
2. — Ответили мы на вопрос, который задавали в начале урока?
Прочитаем, какой вывод у нас получился на карте памяти. (каждая группа зачитывает свой вывод)
3. Самооценка за урок (групповая)
— Нарисуйте солнышко на листе, если ваша группа ответила правильно на вопрос темы урока.
4. Домашнее задание.
Подумайте и объясните, что было бы, если земная ось была расположена вертикально.
Где в течение года Солнце светит одинаково?
Найти загадки и пословицы о временах года.
5. Итог урока.
Благодарю за работу на уроке.
Окружающий мир “Смена времён года”
Сабдеева Оксана Александровна. Урок окружающего мира 2класс.(Система «Школа 2100»).
Тема: Смена времён года.
Цель: создание условий для усвоения учащимися понятия – смена времён года.
Задачи урока:
1. Образовательные: -выявление взаимосвязи между вращением Земли и смены времен года;
-ознакомление учащихся с вращением Земли вокруг Солнца как причине смены времен года;
– обеспечение усвоения новых понятий, явлений.
2. Развивающие:
-развитие навыка познавательной, частично-поисковой исследовательской деятельности; -развитие внимания, речи.
–развивать приёмы умственной деятельности: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация, умение делать выводы.
3. Воспитательные:
– стимулировать к поиску новых знаний;
– воспитывать взаимопомощь, самостоятельность, интерес к предмету.
Планируемые результаты (универсальные учебные действия):
Личностные:
— проявлять положительное отношение к изучению окружающего мира, к учебному материалу;
— сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;
— слышать другое мнение и принимать его;
— не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Регулятивные:
— организовывать своё рабочее место;
— определять проблему урока;
— выполнять учебные действия в устной и письменной речи;
— выполнять самопроверку учебного задания;
— контролировать свою деятельность, адекватно понимать оценку взрослого и сверстников.
Познавательные:
— осуществлять поиск необходимой информации;
— осуществлять под руководством учителя действие подведения под понятие;
— выдвигать гипотезы, устанавливать причинно – следственные связи смены времён года.
Коммуникативные:
— слушать и понимать речь других;
— строить понятные высказывания;
—выполнять правила учебного сотрудничества при взаимодействии с учителем и одноклассниками, включая работу в группах.
— объяснять свой выбор, формулировать своё мнение.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Форма урока: традиционная.
Методы обучения:
• практические (работа с глобусом, лампой, карточками),
• наглядные (работа с текстами учебника, иллюстрациями, изображениями, моделями),
• словесные (беседа, рассказ, дискуссия),
• частично-поисковые – сочетание восприятия учеником объяснений учителя с его собственной поисковой деятельностью по выполнению работ, требующих самостоятельного прохождения всех этапов познавательного процесса (эвристическая беседа, создание и решение проблемных ситуаций).
Приёмы обучения: слушание и осмысление, анализ фактов, систематизация, поиск решения проблем и пр.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Средства обучения:
• Информационный материал:
А.А. Вахрушев и др. «Окружающий мир. 2 класс» ч.2, издательство «Баласс», 2011 г.,
А.А.Вахрушев и др. «Окружающий мир. 2 класс. Рабочая тетрадь» , издательство «Баласс», 2012 г.
• Демонстрационный материал: мультимедийная презентация (включает рисунок 2 – на сайте Yandex, рисунки – отсканированные страницы учебника).
Оборудование:
Автоматизированное рабочее место учителя,(компьютер, интерактивная доска с мультимедийным проектором, лампа, глобусы, теллурий).
Структура урока сочетает этапы: организационный, актуализация знаний, постановка цели, введение знаний, первичного закрепления и систематизации знаний, подведения итогов обучения, включая рефлексию.
Ход урока.
№ п/п | Этапы урока. Деятельность учителя. | Формирование УУД | Деятельность учащихся. |
I. | Организационный момент. Дидактическая задача этапа – подготовить учащихся к работе на уроке, организовать внимание всех учащихся. – Прочитайте девиз урока хором. Приложение 2 – Какая цель стоит перед нами? | Регулятивные действия. Эмоционально-положительный настрой на урок. | Мы науки изучаем, Об открытиях мечтаем. Будем знанья получать, Чтоб потом их применять. – Открыть новые знания. |
II. | Актуализация опорных знаний. Задача: актуализировать знания детей для восприятия нового материала. А)– Чтобы открыть новое, что необходимо? – Послушайте сказку Владимира Ивановича Даля «Старик – годовик». Но это непростая сказка, а сказка – загадка. – Какую цель поставите перед собой? Приложение1 – Так кто же из вас сумел отгадать загадки? – О каких явлениях в природе говорится в сказке? (Cмена дня и ночи, смена времён года.) – О каком явлении мы говорили на прошлом уроке? (Смене дня и ночи.) – От чего происходит смена дня и ночи? ( Движение Земли вокруг своей оси). Слайд 3 Б) Введение в проблему урока. – Какие движения Земли вы знаете ещё? ( Движение Земли вокруг Солнца). -На какой вопрос мы должны найти ответ? (К чему приводит движение Земли вокруг Солнца). – Какие ещё вопросы у вас возникают глядя на эти иллюстрации?(Составление плана урока). 1.Что происходит на Земле, когда она движется вокруг Солнца?» 2. Какие изменения происходят в живой природе? 3. Почему летом тепло, а зимой холодно? Слайд 5 | Развитие умения извлекать информацию из текста. Познавательные действия. Вспомнить материал прошлого урока для включения его в систему новых знаний. Познавательные действия. Сравнение и анализ. | – Необходимо вспомнить уже изученное. – Отгадать загадку. Обучающиеся просматривают сказку на экране, отвечают на вопросы учителя, опираясь на имеющиеся знания и опыт. |
III. | Формулировка темы и цели урока. Задачей этого этапа является формирование навыков целеполагания учащихся, осознанной потребности в усвоении знаний и умений. Учитель направляет мыслительную деятельность учащихся и подводит учащихся к возможным предположениям: | Регулятивные действия. Определение проблемы урока. Личностные действия. Выражение положительного отношения к процессу познания: проявление внимания, желания больше узнать. | Дети под руководством учителя формулируют цель и задачи урока. |
IV. | Изучение нового материала. Задачей этого этапа является введение новых понятий. – Попробуем решить поставленные перед нами задачи. – Вашему вниманию предлагаются конверты с заданием. Обсудите и скажите, каким образом ваши задания будут связаны с основным вопросом урока? – Легко ли было ответить на вопросы? – Чтобы подтвердить или опровергнуть ваши предположения, предлагаю провести исследование. На столе стоит лампа и глобус. – Какую роль будет играть лампа? – Представьте сначала, что поверхность Земли – это ваша рука. Включим лампу. Поднесём руку на таком расстоянии от лампы, чтобы рука и лампа были на одинаковой высоте от стола. Что вы ощущаете? (Руке очень тепло). – Теперь, оставляя руку на таком же расстоянии от лампы, медленно поднимите её вверх. Что вы ощущаете?(Руке уже не так тепло). – Верните в начальное положение. Что теперь? – Опустите вниз. Тепло ли руке? – Почему? – Сделаем вывод. Расскажите о том, как падают лучи на руку в первом, втором и третьем случаях.(В первом случае лучи падают прямо на руку, а во втором и третьем случаях лучи падают наискосок.) – Так почему в первом положении руке было теплее?(Потому что лучи были прямые, а значит и ближе к источнику тепла). – Проделаем такой же опыт при помощи прибора, который называется – теллурий. – А помогут нам провести исследование учёные из научно – исследовательского института, профессора – (Ф.И.О. ученика) и (Ф.И.О. ученицы). Профессор1:У глобуса есть воображаемая ось, вокруг которой вращается Земля. Ось вращения Земли всегда наклонена к Полярной звезде. – Проведём опыт с исследователем из первой группы. – Куда смотрит ось Земли: на Солнце или от него? – Как вы думаете, что несут солнечные лучи: свет, тепло или то и другое? – Давайте определим, где теплее при таком положении Земли: в северном полушарии или южном. – Какое время года в северном полушарии? – А в южном? Профессор2: Приглашается исследователь из другой команды. Передвинь глобус вокруг Солнца. Ось Земли смотрит на Солнце или от Солнца? – Где теплее при таком положении Земли: в северном или южном полушарии? – Какое время года в северном полушарии, а какое в южном? – Попробуйте сделать вывод. Почему так произошло? А) Профессор1: Продолжите самостоятельное исследование. Поможет вам учебник, с.59. Найдите ответ на вопрос: что происходит с продолжительностью дня в разные времена года? Учитель: Уважаемые профессора присоединяйтесь к юным исследователям. – Что происходит с продолжительностью дня в разные времена года? – Почему летом день длится дольше? (Наше полушарие повёрнуто к Солнцу, дни у нас долгие, лучи прямые). – Почему зимой холодно? (Наше полушарие повёрнуто от Солнца, поэтому дни короткие, лучи косые). – Что произойдёт, когда Земля совершит полный круг вокруг Солнца? (Смена времён года). – За какой период это произойдет?(365 дней). – Рассмотрите рисунок. | Познавательные действия. Устанавливать причины явлений и их следствия. Коммуникативные действия. Объяснение своего выбора, формулировка своего мнения, адекватное восприятие различных точек зрений и позиций. Регулятивные действия. Контроль собственной деятельности, самопроверка учебного задания. Коммуникативные действия. Развитие умения слушать и понимать других. Оформлять свои мысли в устной форме. | Работа в группах (дети озвучивают правила при работе в группах, главное правило – поднятой руки, регламент времени. Задача: выяснить причину смены времён года. 1группа – Летом тепло и день длиннее ночи. Почему? 2группа – Наступил октябрь и жители Австралии дружно стали покупать купальники. Почему? 3группа – Жители Африки никогда не играли в снежки. Почему? 4группа – На полюсах никогда не тает лёд. Почему? Версии групп. Лампа будет играть роль Солнца. Наблюдение за учителем, соблюдение правил безопасности с электрическими приборами, повторение действий за учителем. – Руке опять тепло. – Руке не так тепло. Дети высказывают свои мнения. Ученик выполняет инструкцию. -От Солнца. И свет, и тепло. – В южном. – Зима. – Лето. – На Солнце. – В северном полушарии. – Земля вращается вокруг Солнца, получает разное количество света и тепла, происходит смена времён года. Учащиеся работают самостоятельно по учебнику. |
V. | Закрепление пройденного. Образовательная задача этапа – обеспечить закрепление учащимися знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы; обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления учащимися изученного материала, глубины его усвоения. Самостоятельная работа. – Какой вопрос у нас остался без ответа? – Найдёте ответ на этот вопрос, выполнив задания в группах. – Оцените работу групп. Какая группа справилась лучше? – Эти задания помогут установить вам причинно – следственные связи. Вывод: Жизнь природы изменяется по сезонам. Меняется время года, меняется температура, соответственно меняется жизнь растений и животных. Животные и растения приспосабливаются к природным изменениям, чтобы выжить. – Вернитесь к заданиям, которые получила каждая группа в начале урока. Как бы вы сейчас ответили на эти вопросы? | Регулятивные действия. Удержание цели деятельности до получения её результата. Личностные действия. Сотрудничество со сверстниками в различных социальных ситуациях. Коммуникативные действия. Осуществление диалога на уроке, включая работу в группе. | Обучающиеся самостоятельно работают с последующей проверкой. 1группа – с.19, задание 4(рабочая тетрадь). 2группа – с.56 (учебник), наблюдение за птицами. 3группа – с.56 (учебник), наблюдение за растениями. 4группа – с.18, задание 3(рабочая тетрадь). Учащиеся работают с карточками. Вращение Земли вокруг Солнца. Смена времён года. Изменение температуры. Изменения в живой природе. Дети аргументируют правильность своего ответа. |
V | Рефлексия, подведение итогов урока. Цель этапа – помочь осмыслить и оценить личную деятельность ребенка. – Подходит к концу наш урок. – Вспомните, какие проблемы ставили в начале урока. – Удалось ли их решить? – Чему научились? Что нового узнали? Что повторили? – В как вы оцените свою деятельность на уроке? Используйте одну из звёзд: красную, синюю, жёлтую (закрашивание в еженедельнике). Слайд 8 – Кто раскрасил звезду синим цветом? Почему? – Кто жёлтым? Почему? Какие выводы для себя сделали? – Кто закрасил красным? В чём причина неудачи? Какая помощь необходима и от кого? Домашнее задание. Задача: закрепить полученные знания при выполнении домашнего задания. 1.Дополнительный материал для любознательных с.62-63 в учебнике. 2.Узнать есть ли место на нашей планете, где бывает только ночь или день, зима или лето. – Урок окончен. Спасибо за труд! | Коммуникативные действия: уметь оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные действия. Ориентировка в системе знаний. Регулятивные действия: уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Личностные действия: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Обучающиеся определяют выполнение поставленных целей и задач в начале урока, уровень успешности своей деятельности на уроке. |
4
Смена времен года. (Окружающий мир. 2 класс)
1. Урок Окружающий мир 2 класс
Разработала учитель начальных классовШевченко Светлана Николаевна
МБОУ СОШ № 32
Тема урока: Смена времен года
Учебник учебник, Вахрушев А.А. «Окружающий мир», 2 класс
УМК «Школа 2100»
Цель урока: организовать деятельность учащихся по
формированию представлений о временных изменениях в
природе; создать условия для уточнения знаний детей о
временах года, обращением Земли вокруг Солнца как
причины смены времён года.
Планируемые результаты:
Предметные: ученик усвоит причину смены времён года,
представление о временных изменениях
Метапредметные: ученик, учится организовать своё рабочее
место, пользоваться учебником как источником информации,
умеющий наблюдать, анализировать, обобщать языковой
материал, регулировать свою деятельность.
Личностные: ученик получит возможность научиться вести
коммуникативную деятельность, устанавливать связь между
целью своей деятельности и её мотивом, с пониманием
относится к проблемам и трудностям другого человека.
УУД, формируемые на уроке:
– познавательные: – поиск необходимой информации для
– личностные:
проявление
интереса
объяснения
связи -между
сменой познавательного
дня и ночи, времен
года ки
окружающему
движением
Землимиру при определении типов небесных тел,
смены
времен
дня ии доказательство
ночи; природных
-причин
выдвижение
гипотез,
их года,
обоснование
причин
условий
различных
участков причинно
земного шара,
температуры,
смены
времен
года, установление
– следственных
связей
типов
небесных тел,
причин
смены времен года,
формировать
умение
устанавливать
связь между целью
-учебной
регулятивные:
определение
цели учебной деятельности
деятельности
и её мотивом,
совместно
с учителем при определении
причин смены собственное
времен года.
– коммуникативные:
– формулировать
природных
условий вопросы,
различных контролировать
участков
земного
шара,
мнение,
задавать
действия
температуры.
партнера при определении причин смены времен года
– уметь составлять план решения учебной задачи совместно с
– выполнение
правилпричин
учебного
сотрудничества
при
учителем
при определении
смены времен
года.
с учителем
и одноклассниками
в группе
-взаимодействии
прогнозировать и
контролировать
способ решения
и результат
учебной задачи по ранее составленному эталону при определении
причин смены времен года
– корректировать и оценивать успешность решения учебной задачи
по
критериям,
определенным
совместно
с
учителем
и
одноклассниками при определении типов причин смены времен
года.
ЗНАЕМ
вокруг оси
смена дня
и ночи
ДВИЖЕНИЕ
ЗЕМЛИ
вокруг
Солнца
?
Думаю, художник неправильно
нарисовал солнце на второй
картине, иначе снег бы растаял,
и наступила весна!
А что, разве зимой
солнечных дней не
бывает? Снег при этом не
тает.
Кто прав?
Какие возникают вопросы?
Почему зимой в солнечный день не тает снег?
Почему тает снег?
Как происходит смена времен года?
Тема урока: Смена времен года.
План
1. Что происходит на Земле, когда она
движется вокруг Солнца?
2. Почему жизнь природы
меняется по сезонам?
3. Почему летом тепло, а зимой
холодно?
Куда направлена ось вращения Земли?
На Полярную звезду. Поэтому часть года
Северный полюс Земли обращён к Солнцу, а
другую часть года – от Солнца.
Общий вывод
Жизнь природы изменяется по сезонам.
Меняется время года, меняется
температура, соответственно меняется
жизнь растений и животных.
Животные и растения приспосабливаются к
природным изменениям, чтобы выжить.
План
1. Что происходит на Земле, когда она
движется вокруг Солнца?
2. Почему жизнь природы
меняется по сезонам?
3. Почему летом тепло, а зимой
холодно?
Оцени себя
Я научился…
Было трудно …
Было интересно …
Мои ощущения …
Условные обозначения
Своей работой на уроке доволен
Мог работать лучше
Работал плохо
Источники
http://pedsovet.su/
Шаблон презентации
http://www.school2100.ru
Тест Окружающий мир – окружающий мир, тесты
ТЕСТ по окружающему миру
учени__ 4 класса «__» _________________________________________________________
1.Астрономия – это наука о…
А) Вселенной Б) Солнце В) растениях Г) планетах
2. Солнце – это …
А) планета Б) созвездие В) звезда Г) комета
3. Вселенная – это…
А) пространство вокруг Земли, где движется Луна
Б) пространство вокруг Солнца
В) необъятное пространство со звездами, планетами и другими небесными телами
4. Солнце и движущиеся вокруг него небесные тела составляют…
А) Солнечную систему Б) Вселенную В) космос Г) созвездие
5. Из-за чего происходит смена дня и ночи на Земле?
А) из-за вращения Земли вокруг своей оси
Б) из-за вращения Земли вокруг Луны
В) из-за вращения Земли вокруг Солнца
6.Из-за чего происходит смена времён года на Земле?
А) из-за вращения земли вокруг своей оси
Б) из-за вращения Земли вокруг Луны
В) из-за вращения Земли вокруг Солнца
7.Какое небесное тело не является планетой?
А) Венера Б) Марс В) Юпитер Г) Луна Д) Сатурн
8.Какой по счету от Солнца планетой является Земля?
А) третьей Б) первой В) второй Г) четвёртой
9. Какая планета Солнечной системы самая большая?
А) Земля Б) Меркурий В) Сатурн Г) Юпитер Д) Венера
10. Вокруг Солнца вращаются планеты. Их….
А)7 Б)9 В)11 Г) 8
11. Сколько естественных спутников у Земли?
А) о Б) 1 В) 2 Г) 3 Д) 4
12. Какая планета названа в честь римского бога войны?
А) Плутон Б) Нептун В) Марс Г) Сатурн
13.Относительно Солнца планеты расположены так:
А) Венера, Земля, Марс, Меркурий, Нептун, Сатурн, Уран, Юпитер.
Б) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Нептун, Сатурн, Юпитер, Уран.
В) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.
14)За какое время Земля делает оборот вокруг своей оси?
А)1сутки Б) 1 месяц В) 1 год
Почему в определенное время года бывают разные сезоны?
Любопытные дети – это серия для детей всех возрастов, в которой «Разговор» просит экспертов ответить на вопросы детей. Приветствуются все вопросы: узнайте, как войти, внизу этой статьи.
Почему у нас разные времена года в определенное время года? – Шрей, девять лет, Мумбаи, Индия
В течение года Земля совершает путешествие вокруг Солнца.Причина, по которой у нас есть времена года, заключается в том, что во время своего путешествия вокруг Солнца Земля наклоняется. Наклон Земли влияет на количество дневного света, получаемого каждым полушарием, что, в свою очередь, делает температуру выше или ниже.
Например, если вы живете в северном полушарии, то есть к северу от экватора, например, в Европе, США или Индии, то зима бывает в декабре, январе и феврале. Это когда северное полушарие отклонено от Солнца, и дни становятся короче.
Для любой точки к югу от экватора, например для Австралии или Латинской Америки, в эти месяцы лето.Это потому, что южное полушарие наклонено к Солнцу, а дни длиннее.
Солнцестояния и равноденствия
У каждого сезона есть средняя точка. Летом и зимой эти средние точки называются солнцестоянием. Летнее солнцестояние – самый длинный день и самая короткая ночь в году. Зимнее солнцестояние – самый короткий день в году и самая длинная ночь.
Весной и осенью средние точки называются равноденствиями. В период весеннего и осеннего равноденствий день и ночь имеют одинаковую длину.
Тысячи и тысячи лет – прямо в каменный век – люди знали, как тренироваться, когда солнцестояния и равноденствия случаются в течение всего года.
Стоунхендж на закате. codybeckner / Flickr., CC BY-NCДействительно, они построили сотни удивительных каменных кругов, таких как знаменитый Стоунхендж, по всей Европе, которые отмечали определенные времена года в течение года.
В наши дни мы даже умеем рассчитывать времена года на других планетах.Например, следующее весеннее равноденствие на Марсе – 23 марта.
Путешествие вокруг Солнца
Чтобы понять, как это работает, представьте небольшой шар (представляющий Землю), движущийся по кругу вокруг лампочки (Солнца). Скажем, у мяча есть линия, проведенная по центру, представляющая экватор. Если у вас есть эти вещи дома, вы можете попробовать это сами.
Когда мяч движется вокруг лампочки, половина, ближайшая к свету, будет гореть, а другая половина будет в темноте.Один полный круг вокруг лампочки представляет один полный год на Земле.
Когда вы перемещаете шар вокруг лампочки, попробуйте вращать его между кончиками пальцев, чтобы свет всегда падал прямо на экватор.
Если бы Земля простиралась таким образом, день и ночь были бы одинаковой длины круглый год, и не было бы времен года.
Земля без времен года. Ян Уиттакер, автор предоставилТеперь возьмите этот маленький шар и наклоните его под углом, чтобы свет от лампочки больше не светил прямо на экватор.Если вы делаете это дома, может помочь раскрасить верхнюю или нижнюю половину мяча.
Наклон Земли
Теперь полушария шара будут получать разное количество света одновременно. Полушарие, отклоненное от колбы, получает меньше света, а полушарие, наклоненное к колбе, – больше.
Земля в январе. Ян Уиттакер, автор предоставилЭто означает, что сейчас «лето» в полушарии, наклоненной к лампочке, и «зима» в полушарии, наклоненной в сторону.
Удерживая мяч под тем же углом, переместите его на другую сторону лампочки. Полушарие, которое было отклонено от колбы, теперь наклонено к ней. Итак, полушарие, которое было «зимой», когда вы начали перемещать мяч, теперь находится «летом», а полушарие, которое было «летом», теперь находится «зимой».
Земля в июне. Ян Уиттакер, автор предоставилТо же самое происходит, когда Земля движется вокруг Солнца, что дает нам разные времена года в определенное время года.
Помните, уменьшение солнечного света и более низкие температуры зимой происходят не потому, что полушарие находится дальше, а потому, что солнце находится над горизонтом в течение гораздо более короткого времени.
Здравствуйте, любопытные ребята! У вас есть вопрос, на который вы хотите дать ответ эксперта? Попросите кого-нибудь из взрослых прислать нам свой вопрос. Вы можете:
* Отправьте свой вопрос по адресу [email protected]
* Сообщите нам в Twitter, пометив @ConversationUK хэштегом #curiouskids или
* Напишите нам на Facebook.
Сообщите, пожалуйста, свое имя, возраст и город, в котором вы живете. Если хотите, вы также можете отправить аудиозапись своего вопроса. Отправляйте сколько угодно вопросов! Мы не сможем ответить на все вопросы, но сделаем все, что в наших силах.
Статьи More Curious Kids, написанные академическими экспертами:
Причина времен года
1.Активируйте предыдущие знания о сезонах и солнечном свете.
Объясните ученикам, что Земля вращается на идеальном расстоянии от Солнца, и это влияет на погоду, с которой мы сталкиваемся здесь, на Земле. Спросите: Какие бывают времена года? Напишите на доске последовательность сезонов для справки учащихся: зима, весна, лето, осень. Спросите: Какая погода бывает в разные сезоны? Что общего или различного в сезонах? Предложите учащимся включать сходства и различия в погоде, температуре и продолжительности светового дня.Напишите их идеи на доске. Затем объясните студентам, что ответ на этот вопрос будет другим для тех, кто живет в другом полушарии или половине Земли. Спросите: Что, по вашему мнению, вызывает разницу в сезонах? Как вы думаете, что вызывает разницу в том, во сколько на улице темнеет?
2. Создайте предысторию о причинах времен года.
Используйте глобус и жест, чтобы ввести словарные термины tilt и ось , воображаемую линию между Северным и Южным полюсами.Затем объясните студентам следующее: Земля вращается вокруг наклонной оси. Другими словами, наша планета никогда не стоит вертикально – она всегда наклонена в сторону. Направление этого уклона существенно не меняется в течение года, но постепенно меняется на протяжении тысячелетий. Когда Земля движется по своей орбите, она иногда наклоняется к солнцу, а иногда от него. Покажите учащимся диаграмму «Времена года» и укажите на части диаграммы, объясняя следующее: Если вы живете в северном полушарии, вы живете в той части Земли, которая находится к северу от экватора.Когда северное полушарие наклонено к солнцу, вы переживаете лето. Когда северное полушарие отклонено от солнца, вы переживаете зиму. Спросите: Как бы это изменилось, если бы вы жили в Южном полушарии? (Произойдет обратное. Когда ось Земли наклонена к Солнцу в Северном полушарии, люди в Северном полушарии испытывают лето, в то время как в то же время Южное полушарие наклонено от Солнца, и люди там испытывают зима.Когда в Северном полушарии наступает зима, в Южном полушарии – лето.)
3. Представьте практическую деятельность.
Разделите учащихся на небольшие группы по три человека. Раздайте каждой группе один шар из пенополистирола, один маркер, один фонарик и две кнопки. Попросите группы выбрать, кто будет держать шарик из пенопласта, который представляет Землю, а кто будет держать фонарик, представляющий Солнце. Попросите учащегося, держащего Землю, нарисовать круг вокруг ее середины, чтобы обозначить экватор, и точки на Северном и Южном полюсе.Попросите третьего члена группы разместить канцелярскую кнопку, изображающую человека, находящегося на полпути между экватором и Северным полюсом, а другого – между экватором и Южным полюсом. Убедитесь, что учащиеся поместили обе кнопки на одной стороне своей Земли. Скажите студентам, что Земля движется вокруг Солнца по эллиптической орбите и наклонена вокруг своей оси. Объясните: когда Земля вращается вокруг Солнца, она вращается вокруг своей оси, и ось всегда направлена в одном направлении. Попросите учащихся, представляющих Землю и Солнце в каждой группе, встать на расстоянии примерно 5-7 футов друг от друга.Приглушите или выключите свет.
4. Используйте управляемый запрос, чтобы ученики исследовали прямой и непрямой солнечный свет.
Сначала попросите ученика, действующего как солнце, направить фонарик прямо на изображение Земли, в то время как ученик, держащий Землю, ходит по кругу вокруг Солнца. Земля должна остановиться, когда канцелярская кнопка, изображающая человека в Северном полушарии, сможет «увидеть» Солнце. Попросите ученика, держащего Землю, наклонить Землю так, чтобы солнце, не перемещая фонарик, светило прямо над канцелярской кнопкой / человеком на севере.Спросите: Солнце более прямое для человека наверху или внизу Земли? (вверху) Как вы думаете, теплее для человека наверху или внизу Земли? (вверху) Почему вы так думаете? Устранение любых заблуждений учащихся. Одно из распространенных заблуждений студентов заключается в том, что это связано с тем, что Северное полушарие находится ближе к Солнцу. Обратите внимание, что нет существенной разницы в расстоянии от Солнца до Северного и Южного полушарий.Разница связана с прямым и непрямым солнечным излучением. Полушарие, направленное к солнцу, получает больше прямого солнечного излучения, поэтому оно теплее. Теперь попросите ученика, держащего Землю, вращаться вокруг Солнца, следя за тем, чтобы угол наклона был в том же направлении, пока наклон Земли не будет расположен так, чтобы Солнце находилось прямо над канцелярской кнопкой / человеком в Южном полушарии. Спросите: Солнце более прямое или яркое для человека в Северном или Южном полушарии? (Южное полушарие) Как вы думаете, какой человек чувствует более высокую температуру? (человек в Южном полушарии) Почему? (из-за прямого солнечного излучения)
5.Используйте управляемый запрос, чтобы помочь студентам исследовать роль оси и наклона во взаимоотношениях Солнца и Земли.
Пока солнце все еще светит прямо над канцелярской кнопкой / человеком в Южном полушарии, попросите учащихся определить, где в классе, например, на стене или потолке, указывает Северный полюс. Приклейте клейкой лентой черный кружок к стене в этом месте, чтобы учащиеся могли удерживать ось в одном направлении. Затем попросите Землю возобновить движение по орбите вокруг Солнца, удерживая при этом Северный полюс направленным на черный круг.Напомните студентам, чтобы солнце оставалось неподвижным и было направлено на Землю. Попросите остальных участников группы помочь убедиться, что наклон Земли не изменился. Объясните учащимся, что наклон Земли существенно не меняется в течение года, но постепенно меняется на протяжении тысячелетий. Попросите учащихся остановить Землю после половины оборота, чтобы она находилась напротив того места, где она начиналась. Затем попросите одного из членов группы сделать его дневным для «верхних» и «нижних» людей. Для них должна быть ночь, если Земля вращается правильно, поэтому ученику придется вращать Землю.Наконец, попросите группы снова переместить Землю на половину орбиты вокруг Солнца, следя за тем, чтобы Северный полюс был направлен на черный круг. Следите, чтобы солнце не двигалось. Также убедитесь, что когда Земля вращается вокруг Солнца, ось не меняет ориентацию и продолжает указывать на черный круг. Попросите члена группы сделать его дневным для «верхних» и «нижних» людей. Спросите:
- Солнце светит больше прямо на человека в верхней половине Земли или человека в нижней половине? (нижняя половина или Южное полушарие)
- Какой человек чувствует более высокую температуру? (человек в Южном полушарии)
- Какой человек переживает лето? (человек в Южном полушарии) Зима? (человек из Северного полушария) Откуда вы знаете? (Человек в Южном полушарии получает больше прямого солнечного света, поэтому там теплее и сейчас лето.)
- Является ли солнце более ярким или более концентрированным для человека летом или для человека зимой? (человек летом)
6. Попросите учащихся установить математическую связь.
Попросите добровольца из одной из групп подойти к классу со своим «солнышком» (фонариком). Попросите остальных учеников сесть на полу на небольшом участке рядом с центром класса, но лицом к солнцу. Попросите учащихся представить, что пол – это северное полушарие Земли.Зимой Северный полюс Земли направлен в сторону от Солнца, поэтому Солнце кажется нам южнее в небе. Попросите ученика поднести солнце ближе к полу. Попросите остальных учеников положить руки ближе к полу и указать на солнце. Спросите: Ваш палец и пол образуют большой или малый угол? (малый угол) Скажите учащимся, что они образуют острый угол. Затем попросите ученика, держащего солнце, поднять его как можно выше. Попросите остальных участников держать руки ближе к полу и снова указать на солнце.Спросите: Угол, который вы образовали между пальцем и полом, больше или меньше? (больше) Скажите учащимся, что они образуют тупой угол. Спросите: Что это за время года? (лето)
7. Обсудите с классом, как солнце влияет на времена года на Земле.
Укажите студентам, что времена года противоположны для людей, находящихся наверху (север) Земли и внизу (юг). Спросите:
- Когда зима на вершине (севере) Земли, какое время года на нижней (юге) Земли? (лето)
- Когда зима на дне (юге) Земли, какое время года на вершине (севере) Земли? (лето)
- Как мы можем использовать углы, чтобы помочь другим понять времена года? (Летом солнце находится под прямым углом к нам и больше, что обеспечивает более прямое солнечное излучение и делает его более теплым.Зимой угол наклона солнца меньше, и мы получаем меньше прямого солнечного излучения, поэтому здесь холоднее.)
7 идей уроков, которые помогут понять, почему у нас есть времена года
Я почти уверен, что когда я впервые рассказывал студентам о том, почему у нас есть сезоны, я даже не понимал, почему они у нас есть. «Вы знаете, Земля наклонена вокруг своей оси, и она вращается, и эээ… она вращается вокруг Солнца. Тогда зимой не так солнечно, а летом – солнечно. Верно?” Урок окончен.
После того очень ошибочного «урока» я нашел несколько НАМНОГО более эффективных занятий.
Также я хочу поделиться, что я ВСЕГДА должен смотреть на диаграмму времен года, иначе у меня ось идет не в ту сторону, или стрелки назад или какая-то ерунда. Я все еще работаю над своими пространственными навыками. 🙂
1. Принять участие в опросе
1. Спроецируйте вопросы и варианты ответов для опроса: Почему летом жарче, чем зимой?
2. Раздайте студентам стикеры и попросите их написать письмо с выбором правильного ответа. Составьте график с ответами, как показано на фото.
3. Покажите видеоклип, отмеченный следующим в этом списке.
4. Обсудить: На основе видеоклипа, какой вариант ответа можно исключить из опроса? Какой лучший ответ?
2. Crash Course Kids
«Вы когда-нибудь задумывались, почему у нас есть времена года? Многие думают, что это потому, что Земля удаляется от Солнца зимой и ближе летом. Но на самом деле это гораздо интереснее. В этом выпуске Crash Course Kids Сабрина рассказывает о том, как наклон Земли отвечает за зиму, весну, лето и осень.”
Смотрите видео! Сезоны на солнце
3. Интерактивная диаграмма
Учащиеся создадут интерактивную диаграмму, чтобы показать, что вызывает сезоны в Северном полушарии. Подробные инструкции для учителя помогут вашим ученикам вместе построить интерактивную диаграмму, обучая на ходу!
Посмотри на TpT! Интерактивная диаграмма сезонов
4. Прочитать вслух
Мне нравится читать вслух Причины сезонов , чтобы предоставить ученикам немного больше информации и тем для обсуждения.
5. Seasons Digital Inquiry
В Google Classroom учащиеся независимо объединяют информацию из нескольких источников, чтобы объяснить, почему на Земле времена года. Вам понравится этот дифференцированный ресурс без предварительной подготовки!
Посмотри на TpT! Цифровой запрос Seasons
Надеюсь, ваши уроки о сезонах пройдут намного лучше, чем мой первый урок!
Хотите больше?
Хотите больше идей для узоров в космосе, включая времена года, фазы луны и тени? См. Мое бесплатное руководство по научному планированию!
Счастливого обучения!
Стандарты
ТЕКС 4.8C собирает и анализирует данные для определения последовательностей и прогнозирования закономерностей изменения теней, времен года и наблюдаемого внешнего вида Луны с течением времени
NGSS MS-ESS1-1 Разработка и использование модели системы Земля-Солнце-Луна для описания циклических моделей лунных фаз, затмений Солнца и Луны и времен года.
Четыре сезона | Какие причины сезонов?
Прохождение года может привести к заметным изменениям погоды и окружающей среды. Четыре сезона – зима, весна, лето, осень – могут значительно различаться по характеристикам и могут вызывать изменения в окружающем мире.Давайте рассмотрим эти четыре отдельных периода.
Годовой цикл
Атрибуты сезонов могут различаться в зависимости от местоположения, но все же существуют общие определения, которые пересекают большинство границ.
Весной семена укореняются, и начинается рост растений. Погода более теплая и часто более влажная. Животные просыпаются или возвращаются из более теплого климата, часто с новорожденными. По данным Федерального агентства по чрезвычайным ситуациям (FEMA), тающий снег в прошлом сезоне, наряду с увеличением количества осадков, может вызвать наводнение вдоль водных путей.
Летом температура может повышаться до самой высокой в году. Если они поднимутся слишком высоко, волны тепла или засухи могут вызвать проблемы для людей, животных и растений. Например, по данным Британской энциклопедии, летом 2003 года высокие температуры унесли более 30 000 жизней. В некоторых районах также может увеличиться количество осадков. Другие могут получать меньше воды, и лесные пожары могут участиться.
Осенью, или осенью, температура снова понижается. Растения могут начать переходить в состояние покоя.Животные могут подготовиться к приближающимся холодам, накапливать еду или отправиться в более теплые регионы. Различные культуры отмечают обильные урожаи ежегодными фестивалями. День благодарения – хороший пример. «День благодарения в Соединенных Штатах – это историческое событие, но оно имеет духовное измерение, тесно связанное с возвращением на родину и восхвалением того, что было даровано нам», – сказала Live Science Кристина Де Росси, антрополог из Барнет-энд-Саутгейт-колледжа в Лондоне.
Зима часто простужает. В некоторых областях может быть снег или лед, а в других – только холодный дождь. Животные находят способы согреться и, возможно, изменили свой внешний вид, чтобы адаптироваться. «Подобно осенней теме, зимние фестивали празднуют возвращение света во время глубочайшей физической тьмы», – сказал Де Росси. Например, индийский фестиваль Дивали, который проходит с октября по ноябрь, празднует торжество праведности и света над тьмой.
Местоположение, местоположение, местоположение
Время и характеристики сезонов зависят от местоположения на Земле. В регионах около экватора в течение всего года наблюдаются довольно постоянные температуры, с мягкой зимой, едва отличимой от теплого лета. Это связано с тем, что он получает довольно постоянный свет от солнца из-за его положения на внешней кривой Земли, согласно программе измерения атмосферной радиации (ARM).
Для областей к северу и югу времена года могут меняться более значительно.Люди, расположенные ближе к полюсам, могут испытывать более ледяные и холодные зимы, а те, кто ближе к экватору, могут страдать более жарким летом. Другие факторы также могут влиять на погоду и температуру в разные сезоны; в некоторых районах засушливое лето связано с резкими скачками температуры, в то время как другие называют лето «сезоном дождей». По данным Британской радиовещательной компании (BBC), сезон дождей – это когда среднее количество осадков в области составляет 2,4 дюйма (60 миллиметров) или более. В горных регионах может наблюдаться больше снегопадов, чем на равнинах на той же широте, в то время как в собственности на берегу океана может наблюдаться увеличение количества сильных тропических штормов по мере изменения погоды.
Время года в регионе зависит от того, находится он в северном или южном полушарии. Южное полушарие переживает зиму, в то время как его северные соседи отмечают лето; север видит медленное цветение весны, а юг приносит осенний урожай.
Земля и Солнце
Цикл времен года вызван наклоном Земли к Солнцу. Планета вращается вокруг (невидимой) оси. В разное время года северная или южная ось находится ближе к солнцу.По данным Национального управления океанических и атмосферных исследований (NOAA), в это время полушарие, наклоненное к звезде, переживает лето, а полушарие, наклоненное от Солнца, – зиму.
В других точках годового путешествия Земли ось не наклонена к Солнцу или от него. В это время года полушария испытывают весну и осень.
Астрономическое определение времен года относится к определенным точкам в движении Земли вокруг Солнца.Летнее и зимнее солнцестояние, самый длинный и самый короткий день в году, случается, когда ось Земли находится либо ближе всего, либо дальше всего от Солнца. По данным NOAA, летнее солнцестояние в северном полушарии происходит примерно 21 июня, в тот же день, что и зимнее солнцестояние в южном полушарии. Летнее солнцестояние на юге приходится на 21 декабря, зимнее солнцестояние на севере. В обоих полушариях летнее солнцестояние отмечает первый день астрономического лета, а зимнее солнцестояние считается первым днем астрономической зимы.
Равноденствия – еще один важный день во время путешествия Земли вокруг Солнца. В эти дни ось планеты направлена параллельно Солнцу, а не к нему или от него. День и ночь во время равноденствий должны быть примерно равны. Весеннее, или весеннее равноденствие в северном полушарии происходит примерно 20 марта, в тот же день, что и осеннее равноденствие на юге. Весеннее равноденствие в южном полушарии происходит примерно 20 сентября, когда люди на севере празднуют осеннее равноденствие.Весеннее равноденствие знаменует собой первый день астрономической весны для полушария, а осеннее равноденствие знаменует собой первый день осени. [Инфографика: объяснение земных солнцестояний и равноденствий]
Но изменения погоды часто предшествуют этим важным моментам. Метеорологические сезоны сосредотачиваются на этих изменениях, подгоняя сезоны к трем месяцам, которые лучше всего открывают их. С декабря по февраль отмечается метеорологическая зима в северном полушарии и метеорологическое лето в южном полушарии.Март, апрель и май считаются весной или осенью, в зависимости от местоположения, а с июня по август – летние месяцы для севера и зимы для юга. По данным NOAA, сентябрь, октябрь и ноябрь завершают цикл, открывая осень в северных регионах и весну в южных.
Сезоны могут внести в год большое разнообразие для тех мест, где они видны в полной мере. Погода в каждом из них может позволить людям заниматься тем, чем они не могут заниматься в других, – кататься на лыжах зимой, плавать летом.Каждый сезон несет с собой свои потенциальные опасности, но также и свой особый бренд красоты.
Дополнительная информация от Алины Брэдфорд, автора Live Science.
Дополнительные ресурсы
Почему у нас есть сезоны?
Почему на Земле меняются времена года?
Две вещи вызывают изменение сезонов . Сначала Земля движется вокруг Солнца. Во-вторых, у Земли есть ось вращения, наклоненная на градусов на .
Земля вращается вокруг оси . Эта воображаемая линия проходит от Южного полюса до Северного полюса. Но ось Земли не вертикальна. Фактически он наклонен под углом 23,5 °. Планета всегда наклонена в том же направлении, что и по орбите вокруг вокруг Солнца.
Земля вращается вокруг своей оси. Ось вращения планеты наклонена на 23.5 градусов от перпендикуляра (давайте поговорим о науке, используя изображение shoo_arts с iStockphoto).Знаете ли вы?
Наклон земной оси не всегда составлял 23,5 °. Каждые 40 000 лет он колеблется между 22 ° и 24,5 °.
Какое отношение наклонная ось Земли имеет к временам года? Это означает, что разные части планеты наклонены к Солнцу в разное время года. Вот почему времена года разные в разных частях света.
Не во всех частях Земли есть четыре разных сезона. Но все они испытывают сезонных колебаний . Ближе к Северному и Южному полюсам дневной свет и температура меняются в зависимости от времени года.Дни длиннее, а температура летом ниже, чем зимой. Около Equator дни всегда длится около 12 часов. Но в этих местах обычно есть сезон дождей и сезон засухи.
Предупреждение о заблуждении
Люди часто думают, что летом Земля ближе к Солнцу. А зимой дальше. Это не так. Фактически, в январе Земля находится ближе всего к Солнцу! Расстояние между Землей и Солнцем не влияет на времена года.Времена года меняются из-за наклона Земли и движения планеты вокруг Солнца.
Знаете ли вы?
Земля обращается вокруг Солнца за 365,25 дня. У нас есть високосные годы, чтобы наверстать лишние ¼ дня!
Чем отличаются времена года в северном и южном полушариях?
Времена года бывают в разное время в разных частях света. Наклон Земли не меняется при ее вращении вокруг Солнца.Но часть планеты, которая получает больше всего прямого солнечного света, действительно меняется.
Северное полушарие отклонено от Солнца с сентября по март. Это означает, что северная половина планеты не получает столько света и тепла от Солнца. Это вызывает осень и зиму. В те же месяцы южное полушарие наклонено к Солнцу. Это означает, что в южной половине планеты наступает весна и лето.
Движение Земли вокруг Солнца, показывающее, какая часть Земли наклонена к Солнцу в разные сезоны (Источник: Let’s Talk Science с использованием изображения shoo_arts через iStockphoto). С марта по сентябрь северное полушарие наклонено к Солнцу. Именно тогда в северной половине Земли наступает весна и лето. В те же месяцы в Южном полушарии наступают осень и зима.
На других планетах тоже есть времена года. Но продолжительность и интенсивность каждого сезона варьируется от планеты к планете.
- Сезоны на Земле длятся от 90 до 93 дней.
- На Венере сезоны длятся от 55 до 58 дней.
- На Марсе времена года меняются примерно раз в шесть месяцев.Лето длится 199 дней, а зима – 146 дней.
- На Сатурне сезоны длятся около семи лет.
- А если бы вы жили на Нептуне, вам пришлось бы ждать более 40 лет, чтобы времена года изменились!
Почему на Земле есть времена года | Земля
Фото через Manish Mamtani Photography.Сегодняшнее равноденствие сигнализирует о смене сезона: с лета на осень в Северном полушарии и в Южном полушарии с зимы на весну. Но почему времена года на Земле меняются?
Сентябрьское равноденствие: все, что вам нужно знать
Некоторые полагают, что изменение расстояния от нашей планеты до Солнца вызывает смену времен года.Это логично, но не в случае с Землей. Вместо этого у Земли есть сезоны, потому что ось вращения нашей планеты наклонена под углом 23,5 градуса относительно нашей орбитальной плоскости, то есть плоскости орбиты Земли вокруг Солнца.
Наклон оси Земли ученые называют ее наклоном.
Наклон. Изображение взято из Википедии.В течение года угол наклона не меняется . Другими словами, северная ось Земли всегда указывает в одном и том же направлении в космосе.В настоящее время это направление более или менее направлено к звезде, которую мы называем Полярной звездой, Полярной звездой. Но ориентация наклона Земли по отношению к Солнцу – нашему источнику света и тепла – действительно меняется, когда мы вращаемся вокруг Солнца. Другими словами, северное полушарие ориентировано на к Солнцу в течение половины года и на от Солнца в течение второй половины года. То же самое и в Южном полушарии.
Когда северное полушарие ориентировано к Солнцу, эта область Земли нагревается из-за соответствующего увеличения солнечной радиации.Солнечные лучи падают на эту часть Земли под более прямым углом. Это лето.
Когда северное полушарие ориентировано от Солнца, солнечные лучи становятся менее прямыми, и эта часть Земли охлаждается. Сейчас зима.
Сезоны в Южном полушарии происходят в противоположное время года, чем в Северном полушарии. Северное лето = южная зима.
Осень в Пайнеландсах Нью-Джерси, авторство нашей подруги Жанетт Йорк. Она сказала, что это ее задний двор.Наклон оси Земли сильно зависит от того, как масса распределена по планете.Огромные массивы суши и ледяные щиты в Северном полушарии делают Землю тяжелой. Аналогия с наклоном – это представить себе, что произошло бы, если бы вы вращали шар с кусочком жевательной резинки, застрявшим в верхней части. Из-за лишнего веса мяч может наклоняться при вращении.
В течение длительных периодов геологического времени угол наклона Земли колеблется от 21,1 до 24,5 градусов. Этот цикл длится около 41000 лет и, как считается, играет ключевую роль в формировании ледниковых периодов – научная теория, предложенная Милютиным Миланковичем в 1930 году.
Земля в настоящее время наклоняется вниз. Уменьшение наклона может создать основу для более умеренных сезонов (более прохладное лето и более теплая зима), в то время как увеличение наклона создает более экстремальные сезоны (более жаркое лето и более холодная зима). Ледники имеют тенденцию расти, когда на Земле много прохладного лета, когда не удается растаять зимние снега. Помните, что здесь мы говорим о 41 000-летнем цикле, поэтому эти изменения наклона не являются основной движущей силой климата Земли в грядущем столетии.На температуру на Земле влияет не только наклон, но и многие другие факторы, которые определяют нашу сложную климатическую систему и глобальные температуры, которые мы испытываем из года в год.
Другие планеты в нашей солнечной системе также наклонены в разной степени. Уран вращается почти боком на 97 градусов и имеет экстремальные сезоны. Наклон оси Венеры составляет 177,3 градуса. Следовательно, на Венере очень мало времен года.
Расстояние между Землей и Солнцем меняется в течение года, и логично предположить, что увеличение или уменьшение расстояния между Солнцем и планетой может вызвать циклическое изменение времен года.Но – в случае нашей планеты – это изменение слишком мало, чтобы вызвать такое изменение.
Наши времена года меняются из-за угла наклона нашей планеты – 23,5 градуса – относительно нашей орбиты вокруг Солнца. Если бы Земля вообще не наклонялась, а вместо этого вращалась бы точно по вертикали по отношению к нашей орбите вокруг Солнца, в течение каждого года наблюдались бы незначительные колебания температуры, поскольку Земля двигалась бы немного ближе к Солнцу, а затем немного дальше. И будет разница температур от экваториальной области Земли до полюсов.Но без наклона Земли у нас не было бы чудесных сезонных изменений Земли и нашей ассоциации их с различными временами года – например, ассоциируя ощущение свежего в воздухе с весной.
Легко представить себе планету, у которой более выраженное изменение расстояния от звезды происходит по мере того, как планета вращается вокруг звезды. Было обнаружено, что некоторые внесолнечные планеты – планеты, вращающиеся вокруг далеких звезд – имеют более экстремальные орбиты. И даже в нашей солнечной системе, например, планета Марс имеет более эллиптическую орбиту, чем Земля.Его расстояние от Солнца меняется в течение года более резко, чем Земля, а изменение расстояния Марса от Солнца действительно вызывает некоторые более выраженные циклические изменения в этом мире красной пустыни.
Изображение предоставлено Джеймсом Джорданом.Итог: логично предположить, что изменение расстояния нашей планеты от Солнца вызывает смену времен года. Но расстояние от Земли до Солнца не меняется настолько, чтобы вызывать сезонные колебания. Вместо этого наши времена года меняются, потому что Земля наклоняется вокруг своей оси, а угол наклона заставляет северное и южное полушария в течение года меняться местами, получая солнечный свет и тепло напрямую.
Дина Коннерс
Просмотр статейОб авторе:
Дина Коннерс – ученый-эколог, доктор философии. в токсикологии и M.S. в исследованиях окружающей среды. Ее интерес к токсикологии проистекает из того, что она выросла недалеко от суперфонда Love Canal в Нью-Йорке. Ее текущая работа заключается в предоставлении высококачественной научной информации общественности и лицам, принимающим решения, а также в создании междисциплинарных партнерств, которые помогают решать экологические проблемы.Она пишет о науках о Земле и охране природы для EarthSky.
Каковы причины четырех времен года на Земле?
Обновлено 22 ноября 2019 г.
Джон Ньютон
Четыре сезона – осень, зима, весна и лето – происходят круглый год. Каждое полушарие переживает противоположный сезон. Например, зимний сезон в северном полушарии – это лето в южном полушарии. Времена года вызваны наклоном оси Земли, когда она вращается вокруг Солнца.
Орбита Земли
Земля вращается вокруг своей оси против часовой стрелки под углом 23,4 градуса. Это вращение Земли вызывает день и ночь, потому что только половина мира обращена к Солнцу. Более того, когда Земля вращается вокруг своей оси, она вращается вокруг Солнца, делая полный оборот за 365 дней. Из-за наклона оси Земли разные области получают разное количество солнечного света во время обращения Земли, создавая четыре сезона.
Времена года
Времена года противоположны для каждого полушария.Это потому, что когда северный полюс наклонен к солнцу, северное полушарие обращено к солнцу под большим углом, чем южное полушарие. Поэтому в северном полушарии становится теплее. Это летние месяцы для северного полушария и зима для южного полушария. По мере того как Земля продолжает вращаться по орбите, южный полюс в конечном итоге наклоняется к Солнцу, меняя времена года в каждом полушарии.
Равноденствия
Во время зимнего солнцестояния солнце находится на самом низком пути в небе, что означает самый короткий день в году.После этого дня солнце движется по небу все выше и выше. Весеннее равноденствие наступает, когда солнце встает точно на востоке и движется по небу в течение 12 часов, садясь точно на западе. В период весеннего и осеннего равноденствия каждое место на Земле переживает примерно 12-часовой рабочий день. После весеннего равноденствия солнце продолжает двигаться все выше и выше по небу до летнего солнцестояния, самого длинного дня в году и самой высокой точки солнца на небе.После этого солнце следует все ниже и ниже, пока не достигнет осеннего равноденствия, а затем зимнего солнцестояния.