Снр в логопедии это – Системное недоразвитие речи – степени, симптомы и особенности.

Содержание

Системное недоразвитие речи

Для оценки нормального развития ребенка врачи пользуются следующими показателями: динамика роста и веса в грудном возрасте – держание головы, ползание, первые шаги и реакция на окружающих. Одним из важнейших аспектов социальной адаптации является речевое развитие. Родители часто говорят о том, что ребенок все понимает, но плохо выговаривает, или наоборот – хорошо выговаривает, однако не владеет необходимым количеством слов. В таких случаях говорят об отдельном симптоме задержки. Более трудным для диагностики и лечения является системное недоразвитие речи.

Системное недоразвитие речи

Важными составляющими речевого аппарата и развития речевой функции в целом считаются следующие элементы:

  • Фонетика (от «phone»-звук) – правильность произношения отдельных звуков или групп. Обособленным нарушением данного компонента является «шепелявость», «картавость» и др.
  • Грамматика. Ребенок, у которого нарушено развитие данного элемента не умеет правильно строить словосочетания и предложения: согласовывать числа, падежи, использовать предлоги.
  • Лексика. Словарный запас – ещё один важный показатель речевых навыков ребенка. Для каждого возраста существуют определенные нормы количества слов, которыми дети этой группы активно пользуются. Для 1 года – 10 слов, для 2-х лет – 30-50 слов.

Нарушение речевого развития во всех сферах называется общим недоразвитием речи (ОНР). Для нарушения фонематических, лексических и грамматических навыков у детей с патологиями слухового анализатора или умственной отсталостью применяется термин системного недоразвития речи (СНР).

Причины развития СНР

Патологии внутриутробного периода – причина СНР (фото: www.e-motherhood.ru)

Патологическое нарушение развития речевой функции ребенка может быть связано с такими состояниями:

  • Заболевания матери во время беременности: системные инфекционные патологии, тяжелая пневмония, пиелонефрит, серьезные кровопотери.
  • Гипоксия плода – состояние уменьшенного поступления кислорода в организм ребенка во внутриутробном периоде. Чаще всего гипоксия возникает вследствие патологии плаценты, резус-конфликта крови матери и ребенка или хронических заболеваний сердечно-сосудистой и дыхательной системы беременной.
  • Травмы ребенка во время родов или в первые годы жизни (до 3-х лет). Самой частой причиной является травматическое поражение головного мозга.

Кроме того, системное недоразвитие речи – это характерная патология для детей с детским церебральным параличом (ДЦП), синдромом Дауна и другими генетическими заболеваниями.

Признаки системного недоразвития речи

Поражение всех трех компонентов речевого развития у детей с умственной отсталостью сопровождается проявлениями, которые зависят от степени тяжести.

Характерные симптомы для каждой степени представлены в таблице:

Степень тяжести

Отклонения в развитии речи

Легкая

Темп речи – нормальный, реже – ускоренный.

Звукопроизношение: нормальное, иногда наблюдается нарушение звучания шипящих звуков.

Плохое произношение и повторение сложных предложений или фраз.

Нарушается понимание причинно-следственных связей, временного и пространственного отношения (например, «вчера поздно ночью»).

Словарный запас сниженный, с трудом подбираются синонимы и антонимы к словам

Средней тяжести

Нарушается точность координации движений языка во время артикуляции.

Чаще всего наблюдается монотонность интонации.

Во время быстрого разговора нередки смешивания звуков или замена.

Утруднено понимание скрытого и переносного смысла слов, сложноподчиненных предложений.

Часто допускаются грамматические ошибки в формировании предложений.

Пассивная речь: отвечает на вопросы, но не спрашивает.

При пересказах часто пропускаются важные события, или искажается смысл.

Бедный словарный запас (ребенок не знает названий многих вещей, с ошибками подбирает антонимы и синонимы).

Частые ошибки в согласовании родов, чисел и падежей.

Выраженная дисграфия и дислексия – нарушение письма и чтения из-за искаженного восприятия

Тяжелая

Грубые нарушения движений губ и языка.

Темп речи медленный с монотонной интонацией и сниженной силой голоса.

Речь нечеткая и невнятная (частые замены, смешения и искажения звуков в словах).

Грубые нарушения звукового восприятия слов и фраз.

Отсутствует дифференциация рода, падежа и числа имен существительных.

Понимает только простые вопросы, просьбы и сравнения.

Фразы простые, чаще всего из 3-4 слов, сопровождаются активной мимикой и жестами.

В диалог вступает с трудом: вопросов не задает, отвечает с замедлением и невнятно.

Словарный запас ограничен названиями предметов быта. Процесс словообразования не развит.

Мелкая моторика рук – нарушена.

Навыки чтения и письма на низком уровне или вовсе отсутствуют

Постановка диагноза СНР проводится у детей старше 5-ти лет на основании заключения врачей – невролога, психолога и логопеда. В более раннем возрасте говорят о задержке речевого развития.

В случае поражения других сфер психической деятельности (интеллекта, памяти, эмоции и др.) устанавливается диагноз «задержки психического развития» (ЗПР).

Лечение системного нарушения развития речи

Арт-терапия – альтернативный метод лечения нарушений речи (фото: www.dytpsyholog.com)

Коррекция речевых нарушений у детей с патологиями слуха и интеллекта проводится исключительно логопедами и психологами. Развитие навыков осуществляется с помощью ступенчатого перехода от образования зрительных ассоциаций (картинка-слово) до сложных процессов написания предложений.

Важно! Эффективность работы логопеда зависит от степени тяжести недоразвития и возраста ребенка (чем раньше диагностировано нарушение, тем лучшим будет результат)

Применяются специальные упражнения для разработки голосовых связок, моторики губ и языка. Кроме того, с целью общего воздействия на развитие ребенка часто используются сеансы ипотерапии (общение с лошадьми), арт-терапии (выражение мыслей ребенка на рисунках) и другие альтернативные методики.

simptomyinfo.ru

Системное недоразвитие речи. Причины, диагностика, лечение.

Системное недоразвитие речи (СНР) — комплекс нарушений речевого поведения, при котором наблюдается дисфункция языковых слагаемых: фонематического и грамматического развития, лексической области.

Диагноз “Системное недоразвитие речи” ставится ребенку после 5 лет.

Причины системного недоразвития речи

Целый ряд причин может привести к развитию системного недоразвития речи у детей. Они делятся на внутренние и внешние. К внутренним относят гипоксию плода, тяжелый токсикоз, беременность в слишком юном или наоборот позднем возрасте, различные болезни матери, в том числе и гинекологические, аборты, ну и конечно употребление токсинов, наркотиков, алкоголя, курение. Также системное недоразвитие речи наблюдается у детей, получивших травмы во время родового процесса. Внешние причины — ряд болезней и травм, полученных ребенком в первые годы жизни. К ним относятся тяжело перенесенные случаи ОРВИ, астения, различные патологии центральной нервной системы, церебральный паралич, рахит. Окружающая малыша обстановка также может внести свой “вклад” в развитие СНР: неправильно выбранная методика воспитания, постоянный стресс внутри семьи, излишнее давление на ребенка или пренебрежение к его требованиям, недостаток общения. Ребенок может подражать сюсюкающей манере общения по отношению к себе. Отсюда неправильное произношение отдельных звуков и слов.

Задержка речевого развития может быть следствием неправильного функционирования других систем организма. Это нарушение работы органов слуха, аутизм или умственная отсталость. Первые признаки нарушения речевого развития наблюдаются еще во младенчестве: малыш плохо реагирует на обращения взрослых, не стремиться подражать им, не издает никаких звуков, не может показать пальчиком на интересующий его предмет.

Симптомы системного недоразвития речи

При СНР речь ребенка сбивчива, нелогична, со множеством звуковых ошибок. Ребенок начинает говорить гораздо позже сверстников, в 4-5 лет. Именно в этом возрасте малыш произносит свое первое осмысленное слово. Но в большинстве своем, речь ребенка остается малопонятной даже родителям. Невнятная речь сохраняется вплоть до 5-6 летнего возраста. Суть слов и фраз ребенок понимает, но не может дать ответ или высказать свою точку зрения.

Формы системного недоразвития речи

Легкая степень системного недоразвития речи характеризуется незначительными нарушениями звукопроизношения. Ребенок начинает запинаться только тогда, когда пытается сказать сложную фразу. Он теряет вторичные смысловые линии в попытках донести главную мысль. Малыш не может апеллировать предлогами, “теряет” союзы, не всегда правильно строит цепочку “существительное-прилагательное”, путается в количественных характеристиках. Словарный запас меньше, чем у сверстников.

При средней степени системного недоразвития речи ребенок “плавает” в падежах, родах, не согласует их между собой. Что касается речи, то нарушение фиксируется только при попытке произнести звуки одной группы. Сложные бытовые слова остаются для малыша непокоренной вершиной. Слова, объединенные одной смысловой линией, ребенок обозначает одним словом. Например, диван, шкаф, телевизор, ковер — это все “дом”.

Тяжелая форма системного недоразвития речи.

Ребенок не может составить из слов фразу, отсюда — несвязная речь. Один звук может обозначать и “мама”, и “кушать”. Проблема в произношении сразу нескольких звуковых групп: звонкие, глухие, шипящие, звонкие — все произносятся неправильно. Ребенок заторможено воспринимает речь. В речи присутствуют неверное употребление падежей, чисел.

Системное недоразвитие речи на фоне задержки психического развития дополняется повышенной физической активностью, невозможностью сосредоточиться, а также слабой памятью.

Почему родители выбирают Центр АКМЕ

Центр “Акме” более 10 лет помогает маленьким пациентам избавиться от диагноза “системное недоразвитие речи”, оказывая полный спектр услуг для скорейшего выздоровления.

Любая работа начинается с диагноза. К его постановке подключаются все необходимые специалисты. В Центре “Акме” работают высококвалифицированные логопеды, неврологи, психологи, дефектологи и другие смежные специалисты с огромным опытом работы. После того, как диагноз подтвержден, начинается кропотливая работа по разработке программы реабилитации и восстановления: план по выздоровлению составляться индивидуально для каждого пациента на основе возрастных показателей. Также учитываются индивидуальные психологические черты пациента.

Лечение начинается с первых минут нахождения ребенка в Центре. Переступив порог, малыш окружается теплом и заботой. Никаких белых халатов и больничных коридоров. Мама всегда рядом. Ребенок не испытывает страх перед доктором, ведь наши специалисты никогда не оказывают давление на пациентов. Занятия проводятся в игровой форме и в первое время всегда направлены на налаживание доверительных отношений с пациентом.

Центр “Акме” работает по собственной авторской методике, которая не предусматривает использование медикаментов. Лекарственные препараты могут быть назначены врачом только в исключительных случаях и в качестве незаменимого для выздоровления элемента.

Лечебный процесс в Центре “Акме” это не только работа врача и пациента, но и активное участие родителей и близких ребенка. “Домашняя работа” также важна как и лечебных процесс в стенах Центра, поэтому наши специалисты всегда поддерживают желание и рвение родителей прийти на помощь своему ребенку.

Более тысячи пациентов стали полноправными членами общества, избавились от страха общения и закомплексованности. Малыши, прошедшие курс лечения в Центре “Акме”, живут полноценной жизнью здорового ребенка.

Если Вашему малышу необходима помощь и поддержка, позвоните нам по телефону 8-495-792-1202 или заполните заявку ниже, и мы перезвоним в ближайшие 15 минут.

Центр «АКМЕ» — мы работаем, чтобы в вашей семье были гармония и счастье!

www.akmecenter.com

Системное недоразвитие речи: симптомы, причины, лечение, отзывы

Любое отклонение, которое возникает в процессе развития, вызывает у родителей тревогу. Когда нарушаются речевые функции, ребенок не имеет возможности полноценно общаться с членами собственной семьи и окружающими людьми. В тяжелых случаях речь идет о такой патологии, как системное недоразвитие речи.

Рассмотрим подробнее данную патологию.

Общие характеристики

Недоразвитие речи системного характера – это комплексное нарушение функций речевого аппарата у ребенка, которое характеризуется несформированностью процессов говорения и принятия речевых сообщений.

При этом могут нарушаться следующие языковые элементы:

  1. Фонетика – некоторые звуки ребенок произносит неправильно.
  2. Лексика – ребенок не владеет тем объемом словарного запаса, который он должен был освоить на данный период своего развития.
  3. Грамматика – имеются нарушения при подборе падежных окончаний, при составлении предложений и пр.

Данную категорию отклонений составляют, как правило, нарушения, которые квалифицируют в существующих классификациях как общее недоразвитие речи, или моторная алалия.

Понятие “системное недоразвитие речи” введено Р. Е. Левиной и применяется при диагностике речевых функций детей, у которых наблюдается умственная отсталость. Пациентам с органическими поражениями мозга, для которых характерно вторичное нарушение речи, логопеды чаще всего ставят подобный диагноз на фоне данного патологического состояния. Детям с сохранным слухом и интеллектом ставится диагноз «общее недоразвитие речи».

Истинный диагноз может быть поставлен после того, как ребенок пройдет прием у трех специалистов: невролога, психолога и логопеда. Помимо этого подобный диагноз не ставят тем детям, которые не достигли пятилетнего возраста.

Причины развития патологии

Выделить основную причину возникновения системного недоразвития речи довольно непросто, поскольку зачастую значение имеет не один фактор, а целая их совокупность.

Основными такими факторами являются:

  • травмы головы, которые были получены ребенком в процессе родов или на первых годах жизни;
  • сложное течение беременности, и к данной категории причин относятся серьезные инфекционные заболевания в период вынашивания ребенка, употребление алкогольных напитков, курение, тяжелые инфекции хронического характера и прочее;
  • гипоксия плода;
  • неблагоприятная ситуация в семье – невнимательное и грубое отношение к ребенку, частые ссоры между родственниками, чересчур строгие методики воспитания и т.д.;
  • детские заболевания, к которым относятся астения, ДЦП, рахит, синдром Дауна, сложные патологии ЦНС.

В определенных случаях системное недоразвитие речи в легкой степени развивается в виде реакции на перенесенную бактериальную или вирусную инфекцию.

Признаки и симптомы

Как понять, что ребенок отстает в развитии, и заподозрить, что при этом имеет место задержка речевого, психического или интеллектуального развития еще перед тем, как ему исполнится пять лет?

Первоначальные тревожные признаки у детей с системным недоразвитием речи могут отмечаться еще на первом году жизни. Должны насторожить такие ситуации, когда в ответ на определенные слова, произносимые взрослыми, ребенок не пытается их воспроизвести.

В возрасте до полутора лет ребенок должен научиться имитировать звуки, произносимые окружающими людьми, а также указывать на предметы по их просьбе. Если этого не наблюдается, родителям необходимо задуматься. Следующим рубежом является двухлетний возраст. Здесь ребенку необходимо уметь выговаривать слова и даже словосочетания по своему желанию спонтанно.

В возрасте трех лет дети должны понимать приблизительно две трети того, что говорят взрослые, и наоборот, взрослые – ребенка. К четырем годам должен взаимно пониматься смысл абсолютно всех слов. В случаях когда этого не происходит, следует обратиться за консультацией специалиста.

В возрасте пяти лет, когда вопрос стоит о постановке такого диагноза, как системное нарушение речи, симптоматика может быть следующей:

  • речь ребенка остается невнятной, ее крайне трудно понять;
  • между экспрессивной и импрессивной речью не наблюдается согласованности – ребенок все понимает, однако самостоятельно высказаться не может.

Классификация

Данное нарушение имеет несколько степеней системного недоразвития речи:

  1. Легкая степень – недостаточный для определенного возраста словарный запас, нарушение в произношении звуков, неточность в применении косвенных падежей, предлогов, множественных чисел и прочих сложных моментов, дисграфия, недостаточное осознание причинно-следственных связей.
  2. Системное недоразвитие речи средней степени – сложности при восприятии чересчур длинных предложений, слов, которые употребляются в переносном значении. Также отмечаются трудности с построением смысловых линий при пересказе. Дети не умеют согласовывать род, число, падеж либо делают это с ошибками. У них недоразвитость фонематического слуха, слабая активная речь, бедный словарный запас, нарушена координация движений языка в процессе артикуляции.
  3. Системное недоразвитие речи тяжелой степени – восприятие сильно нарушено, отсутствует связная речь, наблюдаются нарушения мелкой моторики, писать и читать ребенок не может, или это дается ему с большим трудом, в словарном запасе имеется лишь несколько десятков слов, интонация монотонная, сила голоса снижена, отсутствует словообразование. При этом ребенок не может вести конструктивный диалог, так как с трудом отвечает даже на простые вопросы.

Постановка диагноза, а также выявление степени расстройства, которая наблюдаются у конкретного ребенка, осуществляется только специалистом, а не родителями, другими родственниками или учителями.

Иная классификация

Существует и другая классификация общего недоразвития. При этом:

  • 1-я степень – речь отсутствует.
  • 2-я степень системного недоразвития речи – имеются только начальные речевые элементы с большим объемом аграмматизма.
  • 3-я степень характеризуется тем, что ребенок может говорить фразы, однако смысловая и звуковая стороны отличаются недоразвитостью.
  • 4-я степень предполагает отдельные нарушения в виде остаточных расстройств в таких разделах, как фонетика, лексика, фонематика и грамматика.

Общее недоразвитие речи средней степени, к примеру, соответствует второму и третьему уровню данной классификации.

Уровни системного недоразвития речи мы рассмотрели.

Умственная отсталость

Такое патологическое явление, как системное недоразвитие речи в тяжелой степени при умственной отсталости, обусловлено следующими симптомами:

  • Развитие речевой системы значительно отстает от нормы.
  • Наблюдаются проблемы с памятью.
  • Имеются сложности при определении простых понятий и связей между ними;
  • Повышена двигательная активность.
  • Ребенок не может сосредоточиться.
  • Отсутствует осознанная воля.
  • Недоразвито или отсутствует мышление.

В случае системного недоразвития речи при умственной отсталости психоэмоциональные функции детей развиты неправильно, что негативно сказывается не только на общении, но и на иных необходимых социальных навыках.

От чего зависит успех?

Успех коррекционных мероприятий зависит от степени самих нарушений, а также от своевременности оказанной ребенку помощи специалистов. Цель родителей при этом состоит в том, чтобы вовремя отметить отклонения в речевом или интеллектуальном развитии и посетить с ребенком специалиста.

Системное недоразвитие экспрессивной речи

Расстройства экспрессивной речи – это общее недоразвитие речевых функций у детей на фоне достаточного умственного развития при понимании того, что говорят окружающие.

Данное расстройство проявляет себя малым словарным запасом, который не соответствует возрасту ребенка, трудностями при вербальном общении, недостаточной способностью с помощью слов выражать свое мнение.

Также для детей, которые имеют в той или иной степени выраженные расстройства экспрессивной речи, характерны трудности при изучении грамматических правил: ребенок не может согласовывать окончания слов, неадекватно употребляет предлоги, не может склонять существительные и прилагательные, не применяет союзы или использует их неправильно.

Стремление к общению

Несмотря на вышеописанные нарушения речевых функций, дети с подобными расстройствами стремятся к общению, используют невербальные реплики и жесты, чтобы донести до собеседника свою мысль.

Первые признаки расстройств экспрессивной речи можно заметить еще в младенческом возрасте. К двухлетнему возрасту дети с подобной патологией не употребляют слова, к трехлетнему – не составляют примитивные фразы, состоящие из нескольких слов.

Терапия и коррекция

При легкой и средней стадии расстройств прогноз, как правило, довольно положительный, при тяжелых формах патологии лечение более продолжительное и комплексное, однако оно также дает хорошие результаты.

Терапевтические мероприятия проводятся врачом-логопедом, если расстройства речи сопровождаются другими нарушениями. В работу также включаются психолог и прочие специалисты.

Занятия должны проходить в разных формах – как в виде постоянного повторения звуков, правил построения окончаний, слов, предложений и прочего, так и с применением прогрессивных современных методов, в ходе освоения которых дети учатся запоминать, задавать вопросы, понимать речь, осваивать значение определенных понятий, тренировать память, развивать моторику.

Интересная форма подачи материала, яркие картинки, благоприятная атмосфера в лечебном учреждении, где осуществляется коррекция, являются совокупностью компонентов, призванных помочь пациенту быстрее справиться с имеющимися нарушениями.

Как правило, в процесс общей терапии включаются и физические упражнения – дети не сидят неподвижно, а активно тренируют двигательный центр.

Серьезный подход

Системное недоразвитие речи – заболевание, при котором необходим серьезный подход. Не следует торопиться с определением ребенка на коррекцию первому попавшемуся врачу. При этом нужно обязательно изучить, есть ли у него положительный опыт работы с такими детьми, а также способность устанавливать психологические связи со “сложными” пациентами.

Коррекционные методики включают не только психотерапию и проведение специальных упражнений, часто расстройства возникают вследствие неправильного подхода к организации воспитательного процесса, поэтому приходится корректировать и его.

Отзывы

О данном заболевании у взрослых и детей на медицинских сайтах имеется большое количество самых разнообразных отзывов. Пациенты и родители детей, страдающих данной патологией, говорят, что подобное нарушение весьма успешно лечится при помощи различных неврологических препаратов, а также медикаментозных средств, которые способствуют нормализации мозгового кровообращения. Кроме того, они отмечают, что крайне важно при этом не только использовать лекарства, но и проводить специальные приемы коррекции таких нарушений, которые осуществляют врачи-логопеды в медицинских учреждениях.

fb.ru

ОНР 1 уровня – причины, симптомы, диагностика и лечение

Общее недоразвитие речи 1 уровня – это крайне низкая степень речевого развития, характеризующаяся практически полной несформированностью вербальных средств коммуникации. Типичные признаки – резко ограниченный словарь, состоящий из звукокомплексов и аморфных слов, отсутствие фразы, ситуативное понимание речи, неразвитость грамматических навыков, дефекты звукопроизношения и фонематического восприятия. Диагностируется логопедом с учетом данных анамнеза и обследования всех компонентов языковой системы. Коррекционная работа с детьми, находящимися на первом уровне речевого развития, направлена на совершенствование понимания речи, активизацию речеподражания и речевой инициативы, формирование невербальных психических функций.

Общие сведения

ОНР 1 уровня – собирательный термин из психолого-педагогической классификации речевых нарушений. В логопедии им обозначаются тяжелые формы речевого дизонтогенеза, сопровождающиеся отсутствием у детей обиходной речи при неизмененном интеллекте и слухе. Понятие «общее недоразвитие речи» и его периодизация были введены в 1960-х г.г. педагогом и психологом Р.Е. Левиной. Первый уровень развития речи указывает на то, что у ребенка грубо нарушены все компоненты языковой системы: фонетика, фонематика, лексика, грамматика, связная речь. В отношении таких пациентов пользуется определение «безречевые дети». Степень речевого недоразвития не имеет корреляции с возрастом: ОНР 1 уровня может быть диагностировано у ребенка 3-4 лет и старше.

ОНР 1 уровня

Причины ОНР 1 уровня

Этиологическими факторами чаще всего выступают различные вредные воздействия на организм ребенка в течение пренатального, интранатального и раннего постнатального периода. К ним принадлежат токсикозы беременности, гипоксия плода, резус-конфликт, родовые травмы, недоношенность, ядерная желтуха новорожденных, нейроинфекции, вызывающие недоразвитие или повреждение ЦНС (корковых речевых центров, подкорковых узлов, проводящих путей, ядер черепно-мозговых нервов). Клинические формы ОНР 1 уровня представлены следующими речевыми нарушениями:

  • Алалия. Характеризуется первичной несформированностью экспрессивной (моторная алалия) или импрессивной речи (сенсорная алалия) либо их сочетанием (сенсомоторная алалия). При любом варианте имеет место недоразвитие всех элементов языковой системы, выраженное в различной мере. Тяжелая степень алалии характеризуется безречьем, т. е. общим недоразвитием речи 1 уровня.
  • Детская афазия. Так же, как алалия, всегда приводит к ОНР, поскольку сопровождается распадом различных сторон речевой деятельности. Проявления зависят от локализации, распространенности и тяжести мозгового поражения. Механизм речевой недостаточности может быть связан с оральной апраксией (моторная афазия), слуховой агнозией (акустико-гностическая афазия), нарушением слухоречевой памяти (акустико-мнестическая афазия) или внутреннего программирования речи (динамическая афазия).
  • Дизартрия. ОНР может диагностироваться при различных формах дизартрии (чаще – псевдобульбарной, бульбарной, корковой). Структура речевого дефекта включает ЛГНР, ФФН, расстройства просодики. Степень нарушения речевой функции расценивается как анартрия.
  • Ринолалия. Может являться причиной ОНР у детей с врожденными расщелинами верхней губы и неба. В этом случае множественные фонетические дефекты неизбежно влекут за собой отклонения в фонематическом восприятии. Отмечается отставание в освоении лексики, неточность употребления слов, ошибки в грамматическом построении речи. При несформированности всех подсистем языка диагностируется низкая степень развития речи.

При отсутствии первичных речевых дефектов ОНР 1 уровня может быть связано с неблагоприятными условиями воспитания и обучения ребенка: госпитализмом, педагогической запущенностью, проживанием с глухонемыми родителями, социальной изоляцией (дети-Маугли) и другими формами депривации, имеющими место сензитивные периоды речевого онтогенеза. Речевая недостаточность в этих случаях может быть объяснена нехваткой эмоционального и вербального общения, дефицитом сенсорных стимулов, неблагополучной речевой средой, окружающей ребенка.

Патогенез

ОНР рассматривается как системное нарушение, затрагивающее все языковые подсистемы: фонетико-фонематическую, лексическую, грамматическую, семантическую. Дети с первым уровнем речевого развития отстают от возрастной нормы по целому спектру качественных и количественных показателей. У них нарушен общий ход речевого развития, сроки и последовательность освоения речевых навыков. Некоторые исследователи сравнивают общее речевое недоразвитие с «языковым инфантилизмом».

Механизм формирования ОНР находится в тесной связи со структурой первичного дефекта и его непосредственными причинами. Так, при нарушениях церебрально-органического происхождения (афазия, алалия) может отмечаться грубое расстройство активной речи или ее понимания, т. е. тотально искажаются процессы речепорождения и речевосприятия. При анатомических пороках или иннервационной недостаточности периферического речевого аппарата (ринолалия, дизартрия) на фоне неточного звукопроизношения распадается слоговой состав слова, лексико-грамматическая организация речевого высказывания.

Симптомы ОНР 1 уровня

В речи ребенка отсутствуют словесные средства общения, лексический запас резко отстает от среднестатистической возрастной нормы. В активном словаре обнаруживается незначительное количество звукокомплексов, звукоподражаний, аморфных слов. Ребенок может использовать единичные обиходные слова, сильно искаженные по слоговому и звуковому составу, что делает речь малоразборчивой. Способность понимания обращенной речи напрямую зависит от ситуации. Характерен так называемый импрессивный аграмматизм – при изменении грамматической формы слова, вне контекста или конкретной ситуации понимание становится недоступным.

Фразовая речь не сформирована. Предложения состоят из отдельных лепетных слов, которые могут иметь множественные значения. Активно применяются неязыковые средства – изменения интонации, указательные жесты и мимика. Использование предлогов и словоизменение недоступно. Грубо искажается слоговая структура, сложные слова сокращаются до 1-2-х слогов. Фонематический слух не развит: ребенок не различает и не выделяет оппозиционные фонемы. Произносительные умения находятся на низком уровне. Нарушены многие группы звуков, типична нечеткость и неустойчивость артикуляции.

Осложнения

Отсроченные последствия ОНР 1 уровня выражаются трудностями обучения, нарушениями коммуникации и психического развития. Безречевые дети не в состоянии освоить программу массовой школы, поэтому направляются для обучения в специальные образовательные учреждения V вида для детей с тяжелыми нарушениями речи. Взаимодействие и общение со сверстниками затруднено. Неудачи в межличностных отношениях формируют замкнутость, низкую самооценку, расстройства поведения. При отсутствии коррекции на фоне ОНР вторично формируется задержка психического развития или интеллектуальная недостаточность.

Диагностика

На первичной консультации логопед знакомится с ребенком и родителями, устанавливает контакт, изучает медицинские заключения (детского невролога, педиатра). После получения необходимых сведений специалист переходит к обследованию речевого статуса ребенка. Логопедическое обследование состоит из двух этапов:

  • Ориентировочный этап. В ходе беседы со взрослыми выясняются подробности течения дородового периода, родов и раннего физического развития ребенка. Внимание акцентируется на особенностях речевого онтогенеза: от предречевых реакций до появления первых слов. Оценивается контактность ребенка, его речевая активность. При осмотре обращается внимание на состояние артикуляционной моторики.
  • Обследование компонентов языка. Последовательно выясняется степень сформированности связной речи, грамматических навыков, словарного запаса, фонематических процессов, звукопроизношения. При 1-ом уровне ОНР имеет место резкое недоразвитие всех звеньев языковой системы, следствием чего является отсутствие у ребенка общеупотребительной речи.

При формулировке заключения указывается уровень речевого развития и клиническая форма речевой патологии (например, ОНР 1 уровня у ребенка с моторной алалией). Низкий уровень сформированности речи следует отличать от других форм безречья: ЗРР, аутизма, олигофрении, мутизма, отсутствия речи по причине тугоухости. При психических расстройствах и нарушениях слуха системное недоразвитие речи является вторичным по отношению к первичному дефекту.

Коррекция ОНР 1 уровня

Самостоятельная компенсация грубого речевого недоразвития невозможна. Дошкольники с 1-ым уровнем ОНР должны посещать логопедическую группу детсада, куда они зачисляются на 3-4 года обучения. Занятия проводятся в индивидуальном формате или с подгруппами из 2-3 человек. Цель коррекционного процесса – переход на следующую, более высокую ступень речевого развития. Работа строится поэтапно по следующим направлениям:

  • Овладение пониманием речи. Задача решается в игровой форме. Ребенка учат находить игрушки по просьбе взрослого, показывать части тела, отгадывать предметы по описанию, выполнять одноступенчатую инструкцию. Одновременно расширяется пассивный и активный словарь, усваиваются простые односложные и двусложные слова. На этой основе затем начинается работа над простой двусоставной фразой и диалогом.
  • Активизация речевой деятельности. Содержание работы в рамках данного направления предусматривает развитие звукоподражания (голосам животных, звучанию музыкальных инструментов, звукам природы и т. д.). Стимулируется и поощряется самостоятельная речевая активность. В речь вводятся указательные местоимениями («вот», «тут», «это»), глаголы в повелительном наклонении («дай», «иди»), обращение к родственникам.
  • Развитие неречевых функций. Продуктивная речевая деятельность невозможна без достаточного развития памяти, внимания, мышления. Поэтому большое внимание на логопедических занятиях по коррекции ОНР уделяется развитию психических процессов. Используются дидактические игры «Что здесь лишнее», «Чего не стало», «Сделай по образцу», «Узнай предмет по звучанию», отгадывание загадок с опорой на картинки и т.п.

На данном этапе не уделяется внимание чистоте звукопроизношения, однако необходимо следить за правильным грамматическим оформлением речи ребенка. При переходе на 2-ой уровень у детей повышается речевая активность, появляется простая фраза, активизируются познавательные и мыслительные процессы.

Прогноз и профилактика

Прогноз ОНР 1 уровня зависит от множества факторов: формы первичной речевой патологии, возраста ребенка на момент начала коррекции, регулярности занятий. В целом компенсаторные возможности у таких детей сохранны, поэтому при рано начатой и последовательно осуществляемой коррекционной работе во многих случаях к началу школьного обучения удается приблизить речь к возрастной норме и даже полностью преодолеть речевое недоразвитие. Профилактика тяжелых речевых нарушений включает охрану здоровья ребенка в антенатальном периоде и после рождения. Для своевременного распознавания речевых патологий и определения соответствия речевого развития возрасту рекомендуется показать ребенка логопеду в 2,5-3 года.

www.krasotaimedicina.ru

ОНР 3 уровня – причины, симптомы, диагностика и лечение

Общее недоразвитие речи 3 уровня – это умеренные отклонения в формировании различных сторон речи, касающиеся, главным образом, сложных лексических и грамматических единиц. Характеризуется наличием развернутой фразы, но речь аграмматична, звукопроизношение плохо дифференцировано, фонематические процессы отстают от нормы. Уровень речевого развития устанавливается с помощью логопедической диагностики. Коррекция недоразвития речевых функций предполагает дальнейшую работу над связной речью, усвоением лексико-грамматических категорий, совершенствованием фонетической стороны речи.

Общие сведения

Выделение четырех уровней речевого развития вызвано необходимостью объединения детей с логопатологией в группы для организации специального коррекционного обучения с учетом тяжести речевого дефекта. ОНР 3 уровня в отечественной логопедии определяется как наличие развернутого фразового высказывания со специфическими лексико-грамматическими (ЛГ) и фонетико-фонематическими (ФФ) ошибками. Это более высокая ступень речевого развития по сравнению с ОНР 1 и 2 уровня. Однако все языковые средства еще недостаточно оформлены, чтобы считать их соответствующими норме, поэтому нуждаются в дальнейшем совершенствовании. Такое расстройство речевых навыков может диагностироваться у дошкольников, начиная с 4-5-летнего возраста, и у младших школьников.

ОНР 3 уровня

Причины

Факторы, вызывающие недостаточную сформированность речи, могут быть биологическими и социальными. Первые могут воздействовать на ребенка в разные периоды развития – от внутриутробного до младшего дошкольного возраста. Вторая группа факторов оказывает влияние на детскую речь уже после рождения.

  • Биологические. К данной группе относятся негрубые, нетяжелые поражения ЦНС у ребенка, нарушающие регуляцию речевой моторики, слухового восприятия, ВПФ. Их непосредственными причинами могут выступать вредные привычки будущей мамы, токсикозы беременности, родовые травмы новорожденных, перинатальная энцефалопатия, ЧМТ, заболевания, перенесенные ребенком в раннем возрасте и т. д. Логопедическим диагнозом у таких детей может быть дизартрия, алалия, афазия, заикание, а при наличии расщелин твердого и мягкого неба – открытая ринолалия.
  • Социальные. Включают неблагополучное семейное и речевое окружение ребенка. Пережитые стрессы, отсутствие эмоциональных контактов между детьми и родителями, конфликтные ситуации в семье, педагогическая запущенность и синдром госпитализма тормозят развитие речи и неблагоприятно сказываются на психическом развитии. Другая возможная причина ОНР у ребенка – дефицит вербального общения (например, при наличии глухонемых родителей), многоязычное окружение, неправильная речь взрослых. Повышение уровня развития речи с 1-2 до 3-го может произойти в результате целенаправленного логопедического обучения.

Патогенез

Механизм несформированности речевой деятельности при ОНР тесно связан с первичным речевым дефектом. Этиологическим субстратом может служить органическое поражение речевых центров или черепно-мозговых нервов, патология периферических органов речи, функциональная незрелость ЦНС. Вместе с тем, у детей с третьим уровнем ОНР различного генеза наблюдаются общие типичные признаки, указывающие на системный характер нарушения речевой деятельности: элементы ЛГ недоразвития, ошибки звукопроизношения, искажение слоговой структуры сложных по звуконаполняемости слов, трудности звукового анализа и синтеза. Следует подчеркнуть, что при общем недоразвитии речи все эти недостатки возникают на фоне сохранного биологического слуха и интеллекта.

Симптомы ОНР 3 уровня

Основным новообразованием данного этапа становится появление развернутой фразы. В речи преобладают простые распространенные предложения из 3-4 слов, сложные предложения практически отсутствуют. Может нарушаться структура фразы и ее грамматическое оформление: дети пропускают второстепенные члены предложения, допускают много аграмматизмов. Типичны ошибки в образовании множественного числа, изменении слов по родам, лицам и падежам, согласовании существительных с прилагательными и числительными. При пересказе нарушается последовательность изложения, опускаются элементы сюжета, обедняется содержание.

Понимание речи у ребенка с ОНР 3 уровня близко к возрастной норме. Трудности возникают при восприятии логико-грамматических конструкций, отражающих пространственные, временные, причинно-следственные связи. Не всегда достаточно точно удается понимать значение сложных предлогов, приставок, суффиксов. Объем словаря на первый взгляд близок к норме, при составлении высказывания дети используют все части речи. Однако при обследовании выясняется недостаточное знание частей предметов, неразличение лексических значений многих слов (например, ребенок не может объяснить разницу между ручьем и рекой). Не сформирован навык словообразования – дети затрудняются в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных, притяжательных прилагательных, приставочных глаголов.

Звуковое оформление речи значительно лучше, чем при ОНР 2 уровня. Тем не менее, сохраняются все виды фонетических дефектов: замены артикуляторно сложных звуков более простыми, дефекты озвончения и смягчения, искажения (сигматизм, ламбдацизм, ротацизм). Страдает воспроизведение слов со сложным слоговым составом: слоги редуцируются, переставляются местами. Отстает формирование фонематических процессов: ребенок испытывает сложности при выделении первого и последнего звука в слове, при подборе карточек на заданный звук.

Осложнения

Пробелы в развитии лексики, грамматики и фонетики имеют свои отдаленные последствия в виде специфических расстройств учебных навыков. У школьников может страдать запоминание вербального материала. Они не могут долго сосредоточиться на выполнении одной задачи или, наоборот, быстро переключиться на другой вид деятельности. Из-за недостаточности моторики рук, часто сопутствующей ОНР, формируется малоразборчивый почерк. У детей возникают трудности в овладении чтением письмом и учебным материалом в целом – как следствие, возникает дисграфия, дизорфография, дислексия, плохая успеваемость. При ОНР 3 уровня дети стесняются своего речевого дефекта, что становится причиной замкнутости, комплексов, коммуникативной дезадаптации.

Диагностика

Обследование ребенка с 3 уровнем ОНР состоит их трех диагностических блоков. Первый блок – медицинский, включает уточнение неврологического статуса, установление причин речевых проблем с помощью консультаций детских специалистов (педиатра, невролога, челюстно-лицевого хирурга и др.) и результатов инструментальных исследований (рентгенографии лицевого черепа, МРТ головного мозга, ЭЭГ). Второй блок – нейропсихологический – относится к компетенции детского психолога, предполагает оценку развития психических функций, когнитивных процессов, личностной сферы, общей и тонкой моторики. Третий блок – педагогический, проводится логопедом-дефектологом и включает обследование следующих сторон речи:

  • Лексико-грамматической. Изучается словарь ребенка (предметный, глагольный, признаков, притяжательных местоимений, наречий). Оценивается умение подбирать антонимы и синонимы к словам, знание частей целого, уровень обобщения. При проверке уровня сформированности грамматики первоочередное внимание обращается на умение конструировать распространенные простые и сложные фразы, согласовывать члены предложения в числе, роде и падеже.
  • Фонетической. Характер звукопроизношения уточняется изолированно, в слогах, словах и фразах. Выявляются виды произносительных нарушений: замены, нестойкое и недифференцированное употребление, искажения и смешения. У большинства детей обнаруживается нарушение 3-4-х и более групп звуков.
  • Фонематической. Проверяется отраженное повторение пар или рядов слогов, различение оппозиционных фонем, умение выделять первые и последние звуки в словах. Для этого используется вербальный, картинный и игровой дидактический материал.
  • Слоговой структуры. Определяется умение ребенка воспроизводить слова со сложной звуко-слоговой структурой. Выявляются дефекты звуконаполняемости, элизии, перестановки, антиципации, интерации, контаминации.
  • Связной речи. Исследуется на материале пересказа знакомого текста, составления рассказа по картинкам. При этом оценивается полнота, логическая последовательность изложения, умение передать главную мысль и содержание.

При логопедическом обследовании устной речи выявляются пробелы в сформированности всех речевых компонентов, в первую очередь, лексико-грамматических и фонетико-фонематических. ОНР 3 уровня дифференцируют с более низким (вторым) и более высоким (четвертым) уровнем речевого развития, системным недоразвитием речи при ЗПР и олигофрении.

Коррекция ОНР 3 уровня

Для проведения коррекционной работы в ДОУ организуются логопедические группы компенсирующей направленности, куда дети зачисляются на два года обучения. Занятия проводятся ежедневно в индивидуальном, подгрупповом или групповом формате. В рамках коррекции ОНР третьего уровня решаются следующие задачи:

  • Усвоение грамматических норм языка. Ребенка учат грамотно строить простую распространенную фразу с опорой на вопрос логопеда и схему, использовать в речи сложноподчиненные и сложносочиненные предложения. Уделяется внимание правильному согласованию слов в родо-падежно-числовых формах.
  • Обогащение лексики. Проводится в процессе изучения различных лексических тем. Расширение словаря достигается путем усвоения обобщающих понятий, признаков, действий, частей и целого предметов, синонимов и антонимов. Уделяется внимание словообразованию с помощью суффиксов и приставок, изучению значения предлогов, отражающих пространственное расположение предметов.
  • Совершенствование фразовой речи. Развитие речи предусматривает формирование умения развернуто отвечать на вопросы, составлять рассказы по иллюстрациям, пересказывать тексты, описывать события. Вначале используется вопросно-ответная методика, схема рассказа, затем ребенок самостоятельно планирует свое повествование.
  • Развитие произносительных навыков. Включает уточнение артикуляционных укладов, звукопостановку и автоматизацию трудных фонем. Большое внимание уделяется слуховой дифференциации смешиваемых звуков. При работе над фонематическим восприятием ребенка учат различать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные.
  • Подготовка к обучению грамоте. Пропедевтическая работа осуществляется с целью последующего успешного освоения навыков чтения и письма. Для этого ребенка обучают звуковому и слоговому анализу (умению выделять заданные звуки и слоги, ударные гласные) и синтезу (придумывать слова с нужным звуком), преобразовывать прямые и обратные слоги друг в друга. На этом этапе образ звука (фонему) стараются соотносить с образом буквы (графемой).

Прогноз и профилактика

Дети с 3 уровнем речевого развития обучаются в обычных общеобразовательных школах, однако могут испытывать значительные учебные трудности, в связи с чем должны продолжать заниматься на школьном логопунгкте. Правильно организованный речевой режим, регулярные занятия с логопедом и точное выполнение всех его рекомендаций помогут ребенку добиться чистой и правильной речи. Предупредить отставание в речевом развитии помогает профилактика перинатальных и ранних постнатальных поражений ЦНС, благоприятная речевая среда и семейная обстановка, в которой растет ребенок. Для своевременного выявления речевых дефектов необходимо обязательно посетить логопеда в возрасте 2,5-3 лет.

www.krasotaimedicina.ru

Классификация речевых нарушений

Навыки устного общения относятся к высшим психическим функциям и являются характерной эволюционной чертой человека. Регуляция процесса производится тонкими структурами коры головного мозга различной локализации. Нарушения звукопроизношения – группа наиболее распространенных патологий детей дошкольного возраста, для которых нет единой причины. Классификация речевых нарушений выделяет более 40 вариантов расстройств. Диагностика и корригирующая программа определяется клиническими характеристиками дефекта и особенностями проявлений у больного.

Речевые нарушения – что это такое

Нормальное формирование устной речи человека зависит от сбалансированного развития трех компонентов:

  • Лексический или «словарный», что характеризуется наличием достаточного количества слов активного и пассивного словаря.
  • Фонетико-фонематический или «звуковой», который является характеристикой артикуляционного аппарата человека, отражает способность произносить фонемы.
  • Грамматический – определяет правильность употребления звуков и слов и расположения слов в предложениях.

Нарушения речи – объективные изменения навыков общения, которые возникают при поражении одного или всех компонентов речи и влияют на социальное развитие человека. Группа расстройств характеризуется разнообразием клинической симптоматики: от полного отсутствия речи (афония) до словесного недержания (логорея).

Педагогическая тактика определяется вариантом патологии, поэтому логопеды с целью постановки диагноза и выбора коррекции применяют современные классификации речевых нарушений.

Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений

Схема оценки нарушения речи в клинической классификации (фото: www.plam.ru)

Первой в логопедической практике появилась клиническая классификация (клинико-педагогическая) расстройств речи. Выделение основных вариантов основано на психолого-лингвистических показателях развития навыков общения. Характеристика расстройства проводится в соответствии с морфологическим субстратом повреждения в нервной системе и структуры нарушения:

  • Письменная или устная форма.
  • Расстройство сенсорного (восприятия) или продуктивного (воспроизведения) типа.
  • Этап продуктивной деятельности. Операции устного или письменного воспроизведения речи реализуется на этапах внутреннего и внешнего синтеза.
  • Нарушение семантического и грамматического оформления речи.

Основные варианты расстройств согласно клинической классификации представлены в форме таблицы.

Форма речи

Вариант нарушенного оформления (компонента речи)

Вид расстройства и его характеристика

Устная

Фонационный

  • Дислалия – специфическое расстройство речевой артикуляции, что характеризуется неправильным оформлением или искаженным звукопроизношением у детей с нормальным слухом и иннервацией речевого аппарата.
  • Тахилалия – ускоренный темп речи, при котором возникают заминки в словах, «потеря» отдельных звуков.
  • Брадилалия – замедление темпа речи.
  • Ринолалия (гнусавость) – изменение тембра голоса вследствие анатомических дефектов.
  • Заикание – темпо-ритмическое расстройство речи, что возникает при высокой судорожной готовности мышц голосового аппарата (голосовых связок, языка)

 

Структурно-семантический

  • Алалия – отсутствие или недоразвитие всех компонентов речи, морфологическим субстратом чего является внутриутробная или врожденная патология развития нервной системы ребенка.
  • Афазия – приобретенная утрата речевых навыков в процессе жизнедеятельности. Возникает вследствие очагового поражения головного мозга

Письменная

 

  • Дислексия – специфическое расстройство чтения, которое характеризуется не распознаванием букв, искажением понимания написанного текста при нормальном зрении и интеллекте.
  • Дисграфия – нарушение процесса письма. Искажаются буквосочетания в словах, допускаются ошибки в формировании пространственного образа буквы

Современная клиническая классификация составлена по этиопатогенетическим критериям, сопоставляя вариант патологии с областью повреждения структур нервной системы или исполнительных органов.

Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений

В логопедической практике чаще используется педагогическая классификация нарушений речи. Система разработана Р.Е. Левиной, основываясь на особенностях логопедических приемов в коррекции дефектов. Современный способ дифференциации патологий характеризуется определением речевого расстройства, как части системного нарушения.

Использование классификации в логопедии учитывает психологические и лингвистические подходы к дифференциации дефектов, связанных с нарушением формирования и использования средств общения.

  • Патологии формирования: фонетико-фонологическое и общее недоразвитие речи. Расстройства связаны с замедленным или остановленным процессом становления компонентов речевого процесса.
  • Нарушение использования: заикание и не судорожные патологии. Расстройства отличаются патологическим функционированием органов, нарушением коммуникации при отсутствии органических повреждений структур.

Классификация нарушений речи не исключает варианта комбинации заикания и недоразвития.

Характеристики фонетико-фонологического недоразвития речи

Фонетико-фонологическое недоразвитие речи (ФФНР)– расстройство, характеризующееся нарушением процесса формирования и произношения звуков. Патология является самостоятельным дефектом или симптомом в системе комбинированного поражения речевых навыков. Период и механизм возникновения симптомов определяет первичность или вторичность расстройства.

  • В классификации речевых нарушений причиной первичных речевых нарушений является врожденный порок нервной системы или исполнительных органов. Чаще всего симптомы появляются после родовой травмы или внутриутробной инфекции.
  • Вторичная форма возникает на фоне сформированных нервных центров и артикуляционного аппарата. Нарушение восприятия и звукопроизношения возникает вследствие физической травмы или сильного эмоционального потрясения.

Клинические особенности первичного ФФНР возникают на фоне анатомических дефектов: расщелины твердого неба, раздвоение губы, патологии прикуса. Нарушения произношения и восприятия звуков проявляются:

  • Отсутствием дифференциации пар или отдельных групп звуков. Дети с таким расстройством используют минимальное количество фонем, замещая одни другими. Например, замена «с», и «ч» звуком «т’»: вместо «снимок» – «тьнимок», «чашка» – «тяська».
  • Неустойчивым употреблением фонем: одни фразы с проблемной фонемой произносятся без ошибок, в других – замена на похожие по звучанию. Изолированное произношение звуков не нарушается. Пример: «старик построил дом» – «старик постлоил дом».
  • Нарушением восприятия звукового строения речи – ребенок не определяет, с какого звука начинается слово, какие фонемы присутствуют, искажается звуковая схема фраз.

Изолированные расстройства звукопроизношения речи имеют наиболее благоприятный прогноз при использовании современных методов коррекции.

Четыре уровня речевого развития у детей с общим недоразвитием речи

Диагностика нарушений речи у детей с ОНР учитывает особенности становления отдельных компонентов в разные возрастные периоды. Различают четыре уровня развития в нейропсихологическом подходе к классификации речевых нарушений:

  • Первый уровень («безречевой») – наиболее тяжелый. Лексический и фонематический компоненты навыков общения находятся на этапе начального развития. Грамматический компонент отсутствует. Словарный запас состоит из простых имен существительных и глаголов. Допускаются множественные ошибки в произношении (чаще всего, отдельные звуки, напоминающие гуления годовалого ребенка).
  • Второй уровень развития речи характеризуется расширением пассивного словарного запаса (количества слов, значение которых ребенок понимает). Допускаются ошибки в словообразовании. Для обозначения групп предметов используются обобщенные понятия.
  • Третий уровень отличается нарушением лексико-грамматического строя речи. Дети данной группы пользуются достаточным словарным запасом, выражают желания и мысли с помощью фраз, обладают элементарными навыками словообразования. Аграмматизмы проявляются в подборе синонимов и антонимов, объяснениях абстрактных понятий.
  • Четвертый уровень характеризуется нарушениями семантической и грамматической составляющей. Дети проявляют навыки словообразования, согласовывают времена и числа. Основные ошибки допускаются в сложных предложениях и временно-пространственных отношениях.

Известный логопед и ученый-дефектолог Л.С. Волкова предложила использовать дифференцированный подход к логопедическим приемам в зависимости от структуры нарушения и степени развития навыков общения.

Чем задержка речевого развития отличается от общего недоразвития речи

Нарушение всех компонентов устной речи при нормальном интеллекте ребенка характерно для двух патологий: задержки речевого развития (ЗРР) и общего недоразвития речи (ОНР).

В таблице представлена дифференциальная диагностика расстройств.

 

Задержка речевого развития

Общее недоразвитие речи

Причины речевых нарушений

  • Морфологические (органические).
  • Социальные.
  • Психологические
  • Морфологические (органические)

Субстрат патологии

Замедленный темп становления навыков общения

Нарушенное становление всех компонентов.

Наблюдается несформированное ядро речевых операций

Овладение языковыми обобщениями

Самостоятельное овладение (для предметов бытового употребления). Например, дети знают, что чашки и тарелка – это посуда

Обобщения формируются только во время логопедических занятий

Эффективность корригирующих методик

Своевременное начало и интенсивность занятий полностью устраняют дефект

Работа с логопедом формирует элементарные навыки общения

Выраженная задержка развития навыков разговора относится к тяжелым нарушениям речи (ТНР) и требует комплексного подхода к коррекции дефекта

Системное недоразвитие речи при умственной отсталости

Уровень интеллектуальных способностей проводится по тестам IQ (фото: www.medicaldaily.com)

В логопедической практике для обозначения недоразвития всех компонентов устной формы общения у детей с умственной отсталостью пользуются термином системного недоразвития речи (СНР).

Принципы классификации речевых нарушений при низких интеллектуальных способностях основаны на степени умственной отсталости и выраженности симптомов расстройства. Различают три варианта патологии:

  • СНР у детей с легкой умственной отсталостью. Характеризуется минимальным словарным запасом, необходимым для повседневной жизни. Нарушен процесс синтеза и анализа устной речи, допускаются ошибки в оформлении сложных словосочинений, в процессе словообразования, склонения по падежам.
  • СНР у детей со средней степенью умственной отсталости. Фонетический компонент нарушен в одной звуковой группе (свистящие, шипящие и др.). Аграмматизмы наблюдаются в использовании числа и рода имен существительных и прилагательных. Ребенок пользуется обобщениями для обозначения бытовых предметов.
  • СНР у детей с тяжелой степенью умственной отсталости отличается расстройством синтеза, анализа и восприятия устной и письменной речи. Активный словарный запас состоит из 10-15 слов, в произношении которых допускаются полиморфные ошибки: искажения, пробелы, замены.

Диагноз общего и системного нарушения речи является основанием для получения группы инвалидности

simptomyinfo.ru

Классификация речевых нарушений – zametkilogopedas Jimdo-Page! заметки логопеда: паталогия речевого развития, коррекция речи

В настоящее время в логопедии существуют 2 классификации – клинико-педагогическая и психолого-педагогическая (по Левиной Р.Е.). При различии в типологии и группировке видов речевых нарушений, одни и те же явления рассматриваются с разных точек зрения. Между ними нет противоречий, они дополняют друг друга и отражают определенный подход к речевым нарушениям и выбор средств коррекции.

Клинико-педагогическая классификация нацелена на предельную детализацию видов и форм нарушений речи и основывается на подходе от общего к частному. В ней учитываются межсистемные взаимодействия нарушений речи с обусловливающим их материальным субстратом. Она основывается на совокупности психолого-лингвистических, клинических и этиопатогенетических критериях (хотя в данной классификации ведущая роль отводится психолого-лингвистическим критериям). Все виды нарушений речи делятся на 2 основные группы: нарушения устной и письменной речи.

1. Нарушения устной речи определяются двумя формами, в которых выделяется 9 видов речевых нарушений:


1) Нарушения фонационного (внешнего) оформления речи: 

  • ·         афония, дисфония – отсутствие или расстройство голоса вследствие патологических изменений голосового аппарата
  • ·         брадилалия (или брадифразия) – патологически замедленный темп речи
  • ·         тахилалия (или тахифразия) – патологически ускоренный темп речи
  • ·         заикание (логоневроз) – нарушение темпо-ритмической стороны речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата
  • ·         дислалия (косноязычие) – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата
  • ·         ринолалия (гнусавость, палатолалия) – нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата
  • ·         дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата.

    2) Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления речи:

     
  • ·         алалия – отсутствие речи или системное недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или в раннем периоде развития ребёнка (до 3 лет)
  • ·         афазия
  • ·         дисграфия (аграфия) – частичное (полное) нарушение письма
  • ·         дислексия (алексия) – частичное (полное) нарушение чтения.

Об аграфии и алексии говорят в случае несформированности (в ходе обучения) процессов письма и чтения. Аграфия и алексия выявляются так же в случаях распада сформированных навыков вследствие поражений коры головного мозга. Причём координация движений и сила руки остаются сохранными. Может быть сохранным списывание.

,. 

Психолого-педагогическая классификация группирует нарушения от частного к общему и строится на основе лингвистических и психологических критериев (в которых учитываются структурные компоненты речевой системы – звукопроизношение, грамматический строй, словарный запас), функциональные аспекты речи, соотношение видов речевой деятельности (устной или письменной). Здесь выделяются общие проявления дефекта при разных формах патологического развития речи у детей (уровни сформированности компонентов речевой системы). Нарушения речи в данной классификации делятся на 2 группы:

 

1) Нарушение средств общения: 

  • ·         ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи) – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. При частичной компенсации ФФНР переходит в ФНР (фонетическое недоразвитие речи).
  • ·         ОНР (общее недоразвитие речи) у детей с сохранным интеллектом и слухом, СНР (системное недоразвитие речи) у детей с умственной отсталостью – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Выделяются три уровня ОНР (в зависимости от степени сформированности речевых средств). При компенсации фонетико-фонематической стороны речи и проявлениях недоразвития лексико-грамматического строя речи – ОНР и СНР переходит в ЛГНР (лексико-грамматическое недоразвитие речи).

 

 

2) Нарушение в применении средств общения:

  • ·         Заикание – нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Возможен комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с ОНР. 
  • ·         проявление речевого негативизма, мутизм и др.

 

Нарушения письма и чтения в данной классификации не выделяются в качестве самостоятельных нарушений речи, а рассматриваются в составе ФФНР и ОНР как их системные, отсроченные последствия, обусловленные несформированностью фонематических и морфологических обобщений, составляющих один из ведущих признаков.                                 

 

 

Более подробно тема описана в “Логопедии” под редакцией Волковой Л.С. и

Шаховской С.Н.

 

 

 

Раньше логопеды в заключении писали только уровень недоразвития речи по психолого-педагогической классификации. Заключение о виде речевого нарушения по клинико-психологической классификации должны были ставить и ставили врачи-неврологи. Однако в последнее время наблюдается тенденция опускания в диагнозе неврологов вида речевого нарушения и оставление ими прерогативы в постановке заключения логопедам – так как логопед проводит углубленное речевое обследование ребёнка (что в рамках осмотра невролога просто невозможно) и видит более точно симптомы проявления недоразвития речи в каждом конкретном случае. Поэтому последние рекомендации на курсах повышения квалификации говорят о необходимости умения пользоваться двумя классификациями и написании в заключении как уровня речевого недоразвития, так и вида нарушения речи.

 

 

Поделись с коллегой!

zametkilogopeda.jimdo.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *