Сочинение конспект урока – Конспект урока русского языка обучающее сочинение

Конспект урока русского языка обучающее сочинение

Русский язык

Тема: Развитие речи. Обучающее сочинение.

Цель урока: обучение написанию сочинения

Задачи:

1. Учить детей отбирать материал в соответствии с будущей темой сочинения;

2. Формировать представления о языковых средствах, при помощи которых можно выразить настроение.

3. Развивать основы исследовательской деятельности, творческое воображение, образное и логическое мышление, внимание, речь.

4. Воспитывать любовь к родной природе, потребность в общении с подлинным искусством слова, самостоятельность суждений.

Ход урока

I. Организационный момент

Прозвенел звонок для нас!
Все зашли спокойно в класс!
Встали все у парт красиво
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Все легонечко вздохнем,
Удивительный урок начнем.

II. Вступительная беседа

Какое время года наступило? Какие изменения вы заметили? Ваши наблюдения помогут в работе. На что вы обратили внимание?

Поделитесь своими впечатлениями.

- Посмотрите на слова, которые записаны на доске. Давайте их прочитаем.

“Блестели черные ветки, шуршал, сползая с крыш, мокрый снег, и важно и весело шумел за околицей сырой лес. Весна шла по полям как молодая хозяйка. Стоило ей посмотреть на овраг, как в нём тотчас начинал булькать и переливаться ручей. Весна шла, и звон ручьёв с каждым её шагом становился громче и громче”

Константин Паустовский.

- О чём говорит писатель?

- Не правда ли, удивительные строки, хочется ещё и ещё раз их перечитать. И удивительное время года – весна, она не оставляет никого равнодушным. Весна воспета в народных песнях, в музыке русских композиторов. На полотнах живописцев изображены картины родной природы, весенние пейзажи.

Приходу весны посвятили свои рассказы и стихотворения многие русские писатели и поэты. Эти произведения мы читаем на уроках литературного и внеклассного чтения. К отрывкам из них мы обратимся сегодня на уроке.

Цель нашей работы: подготовиться к сочинению по нашим наблюдениям.

Тема сочинения: Как солнечный Лучик Весну разбудил.

(Учитель открывает на доске)

- Обратите внимание, как написаны слова Лучик, Весна?

- Почему?

(Это герои нашего сочинения)

- Как называется такой прием в литературе?

- Ещё раз прочитайте тему сочинения про себя. Что вы представили?

Поделитесь своими первыми мыслями.

- Мы не просто опишем солнечный Лучик, а главное - мы должны показать, как лучик прогнал Зиму, и наступила Весна.

III. Отбор языкового материала.

- В этом году мы очень долго с нетерпением ждали первого весеннего Лучика. И вот, наконец, он появился среди облачного неба. Улыбнулся нам своей солнечной улыбкой. Даже заглянул к нам в окно, пробежал по партам, по доске, посидел на цветочке.

Какие эпитеты вы бы подобрали для описания весеннего Лучика? Дети называют слова.

На доске открывается запись: прочитайте

весёлый

задорный

радостный

тёплый

весенний

игривый

шаловливый

яркий

ослепительный

- Допишите новые слова в словарик. Обратите внимание на орфограммы. Эти эпитеты вы будете использовать в своём сочинении.

Солнечный Лучик должен разбудить Весну. Давайте назовём слова, которые передадут действия Лучика. Какая это будет часть речи?

осветил

согрел

заиграл

пробежал

растопил

разбудил

образовался

выглянул

улыбнулся

- Прочитайте, запишите в словари, обратите внимание на орфограммы.

IV. Подготовка к предстоящему сочинению

- С чего начинается весна? (Становится теплее, ярче светит солнце)

- Первая победа солнечного Луча - наступает Весна света . Давайте обратимся к отрывкам из произведений русских писателей. Как они представили начало весны, прочитайте по себя, какие слова вам хочется зачитать вслух . Чтение 2-х отрывков.

“На солнце было нельзя взглянуть, - лохматым ослепительным потоком оно лилось с вышины. По синему- синему небу плыли облака, словно кучи снега. Весенние ветерки пахнули свежей травой… ”

А.Н. Толстой

“Лазурное пятно… разорвало, разогнало все тучи, синевато- прохладный свет полился с неба, стали голубыми, без дна лужи, обозначились ручьи сверкающими зайчиками, и огромное озеро на полях и текущие овраги снопами света отразили солнце...”

А.Н. Толстой “Весенние ручьи”

- Найдите слова в этих строчках, которые описывают необычность весеннего света.

- Ещё не кончилась Весна света, а наш Лучик ведёт новое наступление на Зиму. Вспомните, какие изменения в природе происходили далее?

(Под действием солнечных лучей снег потемнел, стал рыхлым, осел, пропитался водой. И побежали звонкие ручьи. Появились первые проталины)

- Мы увидели вторую победу солнечного Луча - наступила Весна воды (появляется на доске плакат “Весна воды”). Вспомните отрывки из стихотворений русских поэтов о шуме весенней воды.

- Мы увидели вторую победу солнечного Луча - наступила Весна воды. Вот и паводок- весенний разлив. Напоит вода землю. Вспомните отрывки из стихотворений русских поэтов о шуме весенней воды (примерные варианты).

1. А.С. Пушкин

Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями…

2. И. Бунин

Бушует талая вода,
Шумит и глухо и протяжно.
Грачей пролётные стада

Кричат и весело, и важно.

3. Е. Баратынский

Шумят ручьи! Блестят ручьи!
Взревев, река несёт
На торжествующем хребте
Поднятый её лёд!

4. А. Фет

Ручьи журчат и извиваясь
И меж собой перекликаясь,
В долину гулкую спешат,
И разыгравшиеся воды
Под беломраморные своды
С веселым грохотом летят.

5. Ф. И. Тютчев (отрывок)

Весенние воды.

Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят…
Они гласят во все концы:
“Весна идёт, весна идёт!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!”

- Молодцы!

Весенние воды не привлекают нас своей красотой. Зато они великие труженики и вестники лучших дней. Их неустанная работа рождает великолепные весны.

А знаете ли вы, какой голос у Весны? Что вы услышали во время чтения стихотворений? (Шум и журчание воды)

- Может быть, ещё что-то мы услышим? (Пение птиц. На динамической картине появляются рисунки ручья, проталины, птиц)

- Любое явление природы имеет свою музыку. Надо только прислушаться. В тёплые весенние дни мы можем услышать и треск льда на реке, и звон капели, и журчание ручейков, можем услышать, как шелестит ветер в мокрых ветках, как поскрипывают кривые стволы.

Найдите те отрывки произведений, в которых слышится голос Весны, прочитайте про себя, приготовьтесь читать вслух.

Дети находят и читают следующие 2 отрывка.

“…Прилетела красавица весна на лебединых крыльях, - и вот стало шумно в лесу! Снег рушится, бегут- журчат ручьи, льдинки в них позванивают, в ветвях ветер насвистывает. И птицы, птицы щебечут, поют- заливаются, ни днём, ни ночью покоя не знают!…”

Виталий Бианки

“…И вот наконец пришла весна. Дни были теплые и влажные. Земля отходила, и далеко по лугам весь день стояли туманы. А петухи распевали во все горло, оглашая село своими криками, воробьи, как сумасшедшие, трещали по голым кустам калины и смородины…”

Иван Бунин, “Песня жаворонка”

- Как писатели описывают весенние звуки, найдите эти слова.

- Какая следующая победа солнечного Лучика?

(Появляется на доске плакат “Весна звуков”).

- Как вы думаете, наш Луч окончательно разбудит весну? (Нет)

- А когда мы можем сказать, что Весна насупила окончательно?

- Последняя победа солнца - наступление Весны зелени (появляется на доске плакат “Весна зелени”). Зимой деревья казались мёртвыми, и вдруг они проснулись, ожили, стали покрываться пухом молодой листвы, скоро зацветут. Появились первые цветы. Зазеленела трава (на динамической картине убираются рисунки проталины, ручья, появляются рисунки травы, первых весенних цветов).

Физкультурная минута

Спал цветок
И вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснётся
Бабочка кружит и вьётся.

На доске появились плакаты:

  • Весна света

  • Весна воды

  • Весна звуков

  • Весна зелени

- Выглянуло весеннее ослепительное солнышко. Его лучи согрели землю.

V. Обсуждение и запись плана

- Мы проследили последовательность изменения природы Весной, как солнечный Лучик шаг за шагом пробудил Весну.

Как много слов мы отобрали, сколько составили предложений. И чтобы написать сочинение, надо расположить весь отобранный материал в определенном порядке, и следующий этап нашей работы - составление плана сочинения.

Сколько частей должно быть в сочинении? Перечислите.

- Давайте подумаем, о чём будем писать в каждой части, как озаглавим каждый пункт плана.

Что напишем во вступлении?

(Природа ждёт прихода весны)

- Как можно озаглавить?

(Учитель записывает на доске предлагаемые варианты.)

1. Ждём Весну. Скоро Весна. Зима отступает

- Какие словосочетание помогут раскрыть тему сочинения в основной части? (Обращение учителя к плакатам на доске)

- Озаглавьте её (обсуждаются варианты, выбирается наиболее удачный).

2. Солнечный Лучик будит Весну:

а) Весна света;

б) Весна воды;

в) весна звуков;

г) Весна зелени.

- Какой вывод сделаем в заключении?

- Как вы думаете, что ещё мы должны передать в сочинении? (Наши чувства, наше отношение к весне)

Предложите свои варианты заключения.

3. Весна пришла.

Весна проснулась.

VI. Запись плана

Запишите тему и план.

VII. Домашнее задание

- Закончить сочинение

videouroki.net

Конспект урока по русскому языку. Сочинение о животном.

Подготовительная работа

на уроках русского языка:

1) приводить ряды прилагательных в сочетании с наименованием тех предметов, которые обучающиеся будут описывать , например: олень — красивый; рога - . Эти ряды слов записываются на доске, и, работая с ними, учитель показать, как из многих слов следует выбирать одно, самое точное и нужное для выражения данного содержания.

  1. Подберите имена прилагательные, объясните написание падежных окончаний: животное (какое?)...., корм (какой?)...., ягель (какой?) …., кожу (какую?)..., мех (какой?) …, мясо (какое?) ….

на уроках окружающий мир:

  1. при изучении темы: «Животные Коми республики» составить устный рассказ на основе личных впечатлений и наблюдений, на основе материала учебника А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова «Мир вокруг нас», часть 1, Москва «Просвещение», 2003г., с.88-89.

  2. экскурсия в природу: наблюдение за оленями.

  3. а) Из книги для чтения по природе и истории родного края «Наш край родной» Сыктывкар, Коми книжное издательство, 1988г., с.32-33: «В тундре живут северные олени. Они бывают дикими и домашними. Дикие чаще держатся парами или поодиночке, а домашние пасутся стадами в несколько сот голов. Весной и летом стада проходят огромные расстояния, передвигаясь с места на место в поисках корма. Олени поедают разные травы, листья кустарников, спелые ягоды, грибы и лишайники. К зиме стада возвращаются ближе к лесной полосе. И здесь олени сами добывают себе корм. Разгребая копытами снег, они добывают ягель, мох и зелёные части растений. Это — очень ценные животные. Мясо и шкура их широко используется коренным населением».

б) Из сборника материалов «Ознакомление с окружающим миром в начальной школе», Сыктывкар, 1992г., с.45:

«Одно из самых интересных животных — северный олень. Он очень хорошо приспособлен к жизни на севере.

Копыта у него широкие, поэтому олень легко ходит по снегу, не проваливается. Шерсть у северных оленей тоже особенная: у всех животных волоски у основания толще, а на конце тоньше. У олня — наоборот. Поэтому и ветра его не продувают, и мороз не берёт олень хорошо плавает опять — таки благодая шерсти: волосинки внутри пустые. При движении оленей далеко вокруг слышно сухое потрескивание — это сухожилия ног трутся о кости и издают такие звуки. Так что, если потерялся олень — это не страшно, по звуку он найдёт стадо.»

на уроках литературного чтения: прочитать рассказы, обратив внимание на те фрагменты, где есть описание оленя, например, М. Гумилевская «Как живут оленеводы»:

Живут в тундре самые северные народы нашей страны — ненцы, чукчи, эскимосы — оленеводы и охотники.

Летом и зимой пасутся в тундре огромные стада оленей. Они неприхотливы, эти кроткие, робкие животные с красивыми ветвистыми рогами. Любимый корм оленей — ягель, лишайник, который растёт в тундре. Летом оленеводы перегоняют свои стада на север. Там хоть и холодней, зато меньше комаров и мошек — гнуса, как говорят на севере. А зимой стада кочуют в места поюжнее, где снег более рыхлый и оленям легче его разгребать своими раздвоенными копытами, чтобы корм из-под снега.

Оленеводы живут в чумах, похожих на шалаш. Чумы покрыты оленьими шкурами, которые натягиваются на длинные жерди. Пол выложен досками, циновками из прутьев, а сверху застелен теплыми оленьими шкурами. Посреди, перед самым входом, стоит железная печка. На ней варят в котлах еду, кипятят чай.

Оленьи шкуры всюду. И жильё из оленьих шкур. И спят и сидят на оленьих шкурах. И одежду шьют изоленьих шкур». (из книги Занков Л.В. Беседы с учителями. (Вопросы обучения в нач. классах.) Изд. 2-е, перераб. М., «Просвещение», 1975, - с.182)

Урок развития речи

Тема урока: Сочинение о животном.

Класс: 4 ( середина 2 четверти)

Задачи урока:

образовательные: формирование умений: создавать текст-повествование с элементами описания, раскрыть тему, основную мысль в своём тексте, определять последовательность частей, описывать живой объект природы, использовать речевые средства для передачи своего отношения к описываемому; развивать вкус к литературному языку.

развивающие и воспитывающие: развитие речи: пополнение словарного запаса; учить подбирать нужные слова, правильно строить предложения, т.е. логически точно излагать свои мысли; развитие внимания, умения сконцентрировать на чём-то одном, наиболее важном в данный момент; воспитание бережного отношения к животным, любви к своей малой родине.

Ожидаемый результат: обучающиеся написали сочинение соответствующее теме

Оборудование: иллюстрация с изображением оленя, карточки-помощники, памятки «Подготовка к сочинению».

Классификация данного сочинения:

1. по типу текста — сочинение смешанного типа

2. по источникам — на материале разных источников

3. по стилю — эмоционально-образное

4. по условиям проведения - классно-домашнее

Используемая литература:

1.Н.С.Черноусова. Сочинения в начальных классах. Москва «Просвещение», 1976.

2.С.А.Есенина. Сочинения-миниатюры. Методика обучения. Упражнения. Темы. Планы. 1-2 классы. Издательство. Грамотей, 2011.

3.Русский язык. 2-4 классы: сочинения и изложения. Автор-составитель Г.Т. Дьячкова. Издательство «Учитель», Волгоград, 2008.

Оформление доски:

Иллюстрация

северного оленя

Число

Сочинение

В*твистыми р*гами, х*лодного ветра, питается тр*вой, гр*бами, перев*зёт т*жёлый, пок*таться, од*вает, бер*гите.

Кру*ное, на упря*ках, го*,ле*ко, гру*.

Вкус*ное, праз*нуют.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент.

А теперь проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке:

Книги, ручки и тетрадки?

1. Постанов-ка учебной задачи.

- Часто, общаясь по интернету с друзьями из других городов, нас просят рассказать о нашем северном городе, о животных севера, о праздниках, проходящих в нашем городе. И мы не всегда можем содержательно и лаконично рассказать. Как вы думаете почему?

- Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока?

- Ребята, какие цели поставили перед собой?

- Вы правы мы сегодня будем писать сочинение. Будем развивать речь, ведь именно образная, яркая, логически построенная речь — основной показатель интеллектуального уровня человека.

- Плохо развита речь.

- Маленький словарный запас.

- Будем учиться составлять рассказ о своем городе, о животных севера, о праздниках , проходящих в нашем городе.

- Писать сочинение.

- Написать сочинение грамотно, чтобы люди из другого города как можно лучше представили наш край.

2.Обсужде-ние темы и основной мысли сочинения. Работа над заглавием.

- А на какую тему...Угадайте загадку:

Словно царскую корону

Носит он свои рога,

Ест лишайник, мох олений,

Любит снежные луга.

- Что значит — описать северного оленя?

- На какие вопросы вы ответите в своём сочинении?

- Итак, мы определили главное: по описанию читатель сможет легко представить себе северного оленя. А что ещё должно быть понятно ему?

- Что мы сейчас определили?

- Это северный олень.

-Описать оленя — это значит, рассказать о том, какая шерсть, размер животного.

- Какой олень?

- Как он выглядит?

- Мы должны убедить его, что это полезное животное и его надо охранять.

- Мы определили основную мысль.

3.Обсужде-ние плана сочинения.

- Составим план сочинения.

- Что надо обязательно надо отразить в плане?

- Назовите основные требования к плану?

- С чего можно начать сочинение?

- О чём будете рассказывать в основной части сочинения?

- Что напишите в заключении?

На доске появляется постепенно план:

План.

1. Олень — крупное животное.

2. Северное животное:

а) описание;

б) питание;

в) польза для людей.

3. Берегите, оленей!

- В плане сочинения надо обязательно отразить главную мысль.

- План должен быть: последовательным, связным, ёмким, но не громоздким.

-Олень — северное животное.

- Олень — крупное животное.

- В основной части надо описать оленя, рассказать чем он питается, какую пользу приносит людям.

- В заключении напишем об охране оленей.

4. Лексико

-стилисти-ческая подготовка.

схема

план

словарь

1.Общий признак.

2.Признаки частей.

Северное животное:

а) описание: тело, рога, шерсть

б) питание:

в) польза для людей:

Красивый житель тундры.

Крупное животное, с ветвистыми рогами. Густой мех, серый.

Короткий хвост.

Питается травой, грибами, ягелем.

Даёт вкусное мясо, крепкую кожу, тёплый мех. Перевезёт тяжёлый груз.

3.Оценка пред-мета.

Полезное животное.

- Подберите синонимы к слову олень.

- Домашнее задание было подобрать имена прилагательные, которые помогут описать оленя. Зачитайте их.

- Объясните значение слова неутомимый, подберите к нему родственные слова, запомните их написание .

Физминутка:

У оленя дом большой, (руки через стороны вверх.)

Смотрит он в своё окошко, (руки на пояс.)

Зайка по лесу бежит, (прыжки на месте.)

Лапой в дверь стучит: «Стук, стук, (хлопки в ладоши.)

Дверь открой! Там в лесу охотник злой».(топаем ногами.)

«Зайка, зайка, забегай, лапу мне давай». (хлопки в ладоши.)

- Животное, северный житель тундры, домашнее животное, помощник оленеводов.

Крупное,северное,удивительное,сильное,неутомимое животное ветвистые рога, серо-белая шерсть и др.

- Неутомимый — не знающий усталости.

- Очень выносливый, упорный.

5.Орфографическая подготовка.

- Слова с безударными гласными: в.твистыми р.гами, х.лодного ветра, питается тр.вой, гр.бами, перев.зёт т.жёлый, пок.таться, од.вает, бер.гите.

- Вставьте пропущенные парные согласные: кру.ное, на упря.ках, го., ле.ко, гру..

- Вставь, где нужно непроизносимую согласную: вкус*ное, праз*нуют.

- Распределите в 2 столбика, вставляя пропущенные бувы: олен., бол.шими, шерст.ю, наблюдат., покатат.ся, жит..

Учащиеся сначала называют проверочное слово, а затем букву в пропущенном слове.

6. Запись текста, самостоятельная письмен-ная работа обучающих-ся над сочинением.

Работа по памятке «Подготовка к сочинению».

Далее самостоятельная письменная работа учащихся.

В это время учитель оказывает индивидуальную помощь.

Для учащихся с низкой мотивацией можно дать карточку- помощник с вопросами:

1. Какое самое крупное животное в тундре?

2. Опиши оленя: тело, рога, шерсть. (слова для справок: крупное, сильное, неутомимое, ветвистые рога, шерсть бело-серая.)

3. Чем питается северный житель тундры? (слова для справок: кустистый ягель, олений мох)

4. Какую пользу приносит это животное? Слова для справок: теплый мех, крепкая кожа, вкусное мясо, перевозят грузы.)

5. Как люди должны относиться к этому удивительному животному?


Учащиеся читают:

7. Напиши первый вариант текста. Помни о соотношении всех частей работы и их размере (вступление и заключение намного короче основной части). Следи за тем, чтобы отдельные части сочинения были связаны между собой по смыслу, переходы от одной части к другой были плавными.

8. Исправь ошибки и неточности в своём тексте.

9. Напиши второй, улучшенный, вариант сочинения.

7.Самопро-верка и редактиро-вание.

- Кто хочет прочитать своё сочинение?

В ходе редактирования учитель может спросить:

-Как ты считаешь - раскрыл тему?

-Ребята, понравилось вам содержание? и др.

Примерный текст:

Самое крупное животное в тундре — северный олень.

Олень — очень красивое животное с большими ветвистыми рогами. Всё тело оленя покрыто шерстью, которая защищает его от холодного ветра. Рога необходимы для защиты от врагов. Он питается травой, грибами, ягелем. Олени дают вкусное мясо, крепкую кожу, тёплый мех. Он легко перевезёт тяжёлый груз.

В нашем городе Воркута каждый год празднуют «День оленевода». Интересно наблюдать за соревнованиями на оленьих упряжках. Дети могут покататься на нартах.

Трудно жить на свете без оленей. Олень кормит, одевает и обувает человека в тундре. Берегите, оленей!

Несколько учащихся читают свои сочинения, другие учащиеся вместе с учителем редактируют.

8. Итоговая рефлексия.

- Чему учились на уроке?

- Как вы считаете, вам удалось сочинение? Поднимите руки.

- Что помогло вам написать содержательные сочинения?

- Кто сможет теперь рассказать друзьям из других городов о северном олене?

- Учились писать сочинение о северном олене.

- Мне помогло — я подобрала вместе с ма-мой имена прилагательные к слову олень.

- А мне помогло то, что я запомнил рассказ об олене с окружающего мира.

Требования к сочинению

Сочинение — изложение своих мыслей, знаний на заданную тему.

  1. Сочинение должно соответствовать теме, раскрывать её.

  2. Текст должен быть содержательным и лаконичным, выдержанным в одном стиле, грамотным.

  3. Повествование должно оригинальным и выразительным.

  4. В сочинении слова должны быть употреблены в правильном значении.

  5. Изложение мыслей должно быть последовательным.

ПАМЯТКА

Подготовка к сочинению

1. Определи, о чём будешь писать, то есть тему своего сочинения.

2. Определи тип текста (повествовние, описание, рассуждение).

3. Собери материал и последовательно расположи его.

4. Составь план.

5. Выбери языковые средства (наиболее точные, яркие слова, синонимы, сравнения, эпитеты и т.д.)

6. Украшением сочинения может стать эпиграф. Он поможет настроиться на определённый эмоциональный лад, укажет на идею сочинеия.

7. Напиши первый вариант текста. Помни о соотношении всех частей работы и их размере (вступление и заключение намного короче основной части). Следи за тем, чтобы отдельные части сочинения были связаны между собой по смыслу, переходы от одной части к другой были плавными.

8. Исправь ошибки и неточности в своём тексте.

9. Напиши второй, улучшенный, вариант сочинения.

multiurok.ru

Конспект урока по русскому языку на тему " Сочинение-описание"

ГБОУ СПО СО «Ревдинский педагогический колледж»

Конспект урока русского языка по теме:

« Сочинение-описание.»

Составитель: Орлова Дарья Олеговна,

студентка группы 315

Класс: 3

Цель: способствовать формированию умения описывать животное.

Задача:

Образовательная:

- Научить строить текст в определённой композиционной форме.

- Формирование умения писать сочинение на материале непосредственных наблюдений

Развивающая:

- Развивать способности внимательного отношения к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи.

- Развивать чувство прекрасного

Воспитательная:

- Воспитывать самостоятельность и творческую активность ребенка.

- Создавать благоприятный психологический климат.

Оборудование:

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Методы, средства и приемы

Организационный

- Дети, вам тепло? (Да!)

-В классе светло? (Да!)

-Прозвенел уже звонок? (Да!)

-Уже закончился урок? (Нет!)

-Только начался урок? (Да!)

-Хотите учиться? (Да!)

-Значит, можете садиться!

-Да!

-Да!

-Да!

-Нет!

-Да!

-Да!

Личностные УУД: Самооценка готовности к уроку.

Словесный

Сообщение темы урока. Постановка учебной цели.

- Сегодня мы будем писать сочинение – описывать животное. Мы научимся описывать это животное так, чтобы те, кто его не видел, прочитав вашу работу, могли иметь о нем представление. Но сначала разгадайте ребус:

-Какое слово получилось?

-Правильно! Сегодня наше сочинение будет посвящено описанию лисы.

-Лиса.

Регулятивные УУД:

Умение воспринимать речь учителя.

умение

Рассматривание животного на иллюстрации. Наблюдение его признаков.

- С чего начнем подготовку к сочинению?

-Кто изображен на иллюстрации?

- Почему вы думаете, что это лиса?

- Кто-нибудь из вас знает, почему этого животного назвали лисой?

Слово «лиса» – образована от «лис». До сих пор у нас встречаются выражения лисый (желтоватый), залисеть (пожелтеть). Следовательно, лисицей зверя назвали за жёлтую шерсть.

- Какие у этого животного повадки?

-Где живет лиса?

-Чем питается лиса?

- Приносит лиса вред или пользу? Почему вы так думаете?

- А каково ваше отношение к этому зверьку?

-Теперь, давайте выполним физминутку

Физкультминутка

Лиска, лисонька, лиса,

Рыжехвостая краса!

Лиска раненько встает,

Лапки моет, воду пьет.

Прибирает лиска в норке

И выходит на пригорок:

Раз,два,три, четыре, пять-

Лиска хочет сильной стать!

-Нужно внимательно рассмотреть животное.

-Лиса.

- Пушистый хвост, рыжая, белая грудка, остренькие зубки, вытянутая мордочка.

-Хитрая ,коварная, умная.

-В лесу, в норках .

- Мышами, кроликами, курочками, кузнечиками, фруктами и ягодами.

Дети выполняют физминутку.

Регулятивные УУД:

Умение воспринимать речь учителя;

Коммуникативные УУД:

Умение участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания.

Беседа, расссказ

Словарно-орфографическая подготовка

- Подберите необходимые имена прилагательные:

Туловище (какое?)…

Лапки (какие?)…

Ушки (какие?)…

Глазки (какие?)…

Шерсть (какая?)…

Грудка (какая?)…

Хвост (какой?)…

Слух (какой?)…

Бег (какой?)…

-Как по-другому можно назвать лису? Подберите синонимы.

-Для чего нам нужны синонимы?

- Что еще нужно сделать, чтобы грамотно написать сочинение?

-Лисица, лисичка, лисонька, она, плутовка.

-Чтобы не было повторов.

- Повторить правила написания трудных орфограмм.

Коммуникативные УУД:

Умение участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания;

Личностные УУД:

Развитие внимания, самостоятельности.

Развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в парах.

Подготовка к письменной передаче текста. Составление плана.

-Как вы думаете, с чего лучше начать сочинение?

- О чем написать потом?

-Как закончить свою работу?

-Теперь, давайте устно составим сочинение.

-А теперь приступаем к написанию сочинения.

-Составить план.

План.

  1. Какое животное лиса (дикое или домашнее)?

  2. Где живет лиса?

  3. Каков ее внешний вид?

(туловище, лапки, шерсть, хвост, грудка,ушки, глазки)

  1. Чем питается?

  2. Какие повадки у лисы?

Личностные УУД:

Развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в парах;

Умение выполнять в срок задание.

Рефлексия

- Чему научились на уроке?

-Как вы считаете, удалось ли вам сочинение-описание?

- Кто хотел бы прочитать свою работу?

- Поднимите руку те, кому сегодняшняя работа на уроке показалась сложной.

Личностные УУД:

Осознание учащимися практической и личностной значимости урока.

Беседа, совместное подведение итогов урока.

infourok.ru

План-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме: Конспект урока-сочинения

Сочинение-описание животного «Ёж» для 2 класса,

проведенное учителем начальных классов

Гриневской Еленой Владимировной

Цель урока: способствовать формированию умения описывать животное

Задачи

обучающие: научить строить текст в определенной композиционной форме

развивающие: развивать способности внимательного отношения к значению слов и их  употреблению

 в устной и письменной речи

воспитательные: воспитывать самостоятельность и творческую активность ребенка

Оборудование урока: цветные иллюстрации с изображением ежа, компьютер, проектор (презентация).

Предварительная подготовка детей: сбор детьми материала о ежах

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Сообщение темы урока

У.Сегодня мы будем писать сочинение – описывать животное. Мы научимся описывать это животное так, чтобы те , кто его не видел, прочитав вашу работу, могли иметь о нем представление. Но сначала отгадайте загадку.

Сердитый недотрога

 Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки — ни одной (ёж)

 Какая будет тема нашего сочинения?

  1. Беседа с цель упорядочения материала.

У.  С чего мы начинаем подготовку к сочинению?

Дети. Внимательно рассмотрим изображение животного

У. Кто изображен на иллюстрации

Дети. Ёжик

У.А почему вы думаете, что это ежик?

Дети. Перечисляют характерные признаки

У. А кто-нибудь из вас знает, почему это животное называется еж?

Латинское название происходит от слова ericius, что в переводе означает «колючий барьер»

А какие повадки у этого животного?

Дети. При опасности сворачивается…

У. А где живет это животное?

Дети. В лесу…

У. Чем питается еж?

Дети. Ёж — это всеядное животное. Основная пища - насекомые, гусеницы, слизни, иногда дождевые черви. Может поедать растения, ягоды, фрукты.

У. А как вы думаете: еж приносит вред или пользу?

Дети. Ёж полезен уничтожением вредных насекомых

У. Какое ваше отношение к этому зверьку?

  1. Физкультминутка
  1. Составление плана

У. Как вы думаете, с чего лучше начать сочинение? О чем написать потом? Как можно закончить свою работу?

План:

  1. Какое животное (дикое или домашнее)?
  2. Где живет еж?
  3. Каков его внешний вид? (туловище, чем покрыто тело, голова, лапки, лапки)
  4. Чем питается
  5. Какие повадки
  6. Ваше отношение к этому животному
  1. Речевая подготовка

У. Как по-другому можно назвать ежа?

Дети. Животное, зверек.

У.А как вы думаете, для чего мы подбираем синонимы к слову еж?

Дети. Чтобы в тексте не было повторов

У. Что еще нужно, чтобы грамотно написать сочинение

Дети. Нужно повторить правило написания трудных орфограмм

  1. Орфографическая подготовка.

У. Подберите необходимые имена прилагательные:

Туловище какое?( небольшое, овальное)

Лапки какие? …(маленькие, коротенькие)

Ушки какие?....(маленькие, небольшие, округлые)  

Глазки какие?..(маленькие, кругленькие, черные). На что похожи? (как бусинки)

Мордочка какая? …( острая, вытянутая)  На что похожа? ( как у лисы)

Шерсть какая?..(серая, мягкая).

Иголки какие? …( острые, серые)

Хвост какой? …(маленький, коротенький, небольшой)

Слух какой? (острый)

Бег какой? (быстрый)

Выписываем совосочетания на доске

  1. Написание сочинения.
  2. Учитель оказывает индивидуальную помощь
  3. Самопроверка
  4. Итог урока. Рефлексия.

Чему научились сегодня на уроке? Удалось ли вам сочинение? Кто хотел бы прочитать свою работу? Поднимите зеленую карточку те, кому работа показалась интересной, красную те  кому сложной . Почему? Высказывания детей

nsportal.ru

Конспект урока по русскому языку на тему Сочинение "Русская красавица

Конспект по русскому языку

в 3 классе

 

 

Сочинение «Русская красавица – зима»

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

 учитель начальных классов

О.А Христоева

 

 

Тема: Сочинение «Русская красавица – зима»

Цель: Продолжить обучение учащихся сочинениям по своим впечатлениям и наблюдениям, учить логично и связно выражать свои мысли, использовать для описания зимы образные слова и выражения,  активизировать употребление однокоренных слов. Совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления; расширять словарный запас учащихся, воспитывать умение ценить красоту, развивать эстетический вкус.

                       Ход урока

Орг. момент

 - Сегодня мы с вами поговорим о самом загадочном времени года. 

Загадка

- О чем здесь говорится?

Светло – пушистая

Пушинка белая,

Какая чистая,

Какая смелая!

В луча блистающих

Сквозит умелая,

Средь хлопьев тающих

Сохранно – белая!

- Снежинка. С каким временем года связано это слово?

2. Сообщение цели урока.

- Сегодня на уроке русского языка мы будем писать сочинение о русской красавице – зиме.

Русской красавице – зиме посвящено множество произведений русских писателей и поэтов. Давайте сегодня вспомним некоторые из них…

- На полотнах живописцев изображены картины родной природы, зимние пейзажи. Среди их картин есть и ваши рисунки (показываются работы).

- Русская зима воспета в музыке русских композиторов. Многие композиторы сочиняли музыку о зиме, передавая ее приметы, рисуя зимнюю картину с помощью музыки. Это может быть ясный морозный день или холодный темный вечер.

- Послушайте музыку П.И. Чайковского из цикла «Времена года» - «Январь».

3. Подготовка к написанию  сочинения.

4.1.- Какие слова возникают в вашем представлении, как только вы слышите слово зима?

4.2. – Как по – разному называют зиму?

4.3. – Из этих слов можно понять любит русский народ зиму или нет? А за что?

4.4. – Прочитайте пословицы. Как вы их понимаете?

4.5. – Природа - как музыка ,она властно привлекает внимание и заставляет любоваться своей красотой:

         Снег на земле, снег на деревьях

         Покрывая всю землю с утра

        Хлопья снежные падают с неба.

- Каков же снег? Подберите имена прилагательные, характеризующие снег.

- Что он делает?

- С чем часто сравнивают снег?

4.6. Работав группах : Игра «Придумай слово».

Образование родственных слов.

1-я группа подобрать однокоренные слова к слову снег: снежок, снежочек, снежинка, снеговик, снегурочка, снегирь, белоснежный, Белоснежка, подснежник.

2-я группа подобрать однокоренные слова к слову зима: зимний, зимушка, зимуют, зимовать, зимовье, перезимовать.

 Выделите в них корень.

 

4.Физкультминутка «Зима»

Солнце землю греет слабо,(Руки вверх и вниз.)

По ночам трещит мороз,

(Руки на пояс, наклоны в стороны.)

Во дворе у снежной Бабы

(Руки на пояс, поворот вокруг себя.)

Побелел морковный нос.

(Дети показывают нос.)

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда,

(Прыжки на месте.)

Вьюга злится,

Снег кружится,

(Дети кружатся.)

Заметает все кругом

Белоснежным серебром.

(Плавные движения руками.)

5. Составление плана.

5.1. – О чем вы будете писать в начале сочинения? (о приходе зимы)

 – Значит, как можно озаглавить этот пункт плана?

- О чем будете писать во вступительной части сочинения? (открыть первый пункт на доске)

5.2. – Вторая часть – это основная часть сочинения.

- Здесь вы будете описывать красоту и особенности русской зимы. Значит, как ее озаглавим?

- Какие предложения можно написать в этой части сочинения?

- Прочтите предложения на доске:

                Деревья покрыты хлопьям снега.

                Все ветки в инее.

- Ярко ли эти предложения описывают красоту зимней природы?

- Чего в них не хватает? (прилагательных)

- Давайте мы их дополним именами прилагательными (сонные, пушистыми, в серебристом)

- Какое явление, связанное со снегом, наблюдается зимой? (снегопад)

- Как это слово разобрать по составу?

5.3. – Снег и мороз зимой бывают разные, поэтому и настроение у людей, и отношение к зиме может быть разное.

- Как озаглавить третью заключительную часть сочинения?

Гимнастика для пальцев рук «Снежок»

1,2,3,4.Мы с тобой снежок лепили.

Круглый, крепкий очень гладкий.

И совсем – совсем не сладкий

Раз - подбросим, два – поймаем,

Три – уроним, и – сломаем.

Мет. указ Загибание пальчиков, лепка, гладят одной ладонью другую, подбрасывают, приседают, ловят, встают, роняют, топают.

6. Письмо сочинения под музыку.

-Каждый пишет о том, какой вы увидели, услышали и почувствовали зиму.

Учитель наблюдает за  работой учащихся и оказывает индивидуальную помощь.

Итог: Чтение учителем лучших сочинений.

 

 

 

 

 

www.metod-kopilka.ru

Конспект урока по русскому языку. Тема: "Обучающее сочинение".

Русский язык. 2 класс.

Тема: обучающее сочинение на тему «Весна».

Цель: формирование умения самостоятельно писать сочинение с элементами описания.

Задачи:

  • учить красочно и эмоционально строить предложения, из них составлять связный текст;

  • обогащать словарный запас;

  • развитие связной речи (устной и письменной)

  • развитие воображения, памяти, внимания, самостоятельности, орфографической зоркости;

  • воспитание любви, бережного отношения к природе;

  • воспитание уважения к мнению другого;

  • создание условий для комфортного пребывания уч-ся на уроке.

    Ход урока:

  • Орг. Момент.

  • Создание речевой ситуации.

    -Какое  время года сейчас наступает?

    - Весна вступает в свои права. Как она хороша!

    Голубые, синие

    Небо и ручьи.

    В синих лужах плещутся

    Стайкой воробьи.

    На снегу прозрачные

    Льдинки – кружева

    Первые проталинки,

    Первая трава.

    (читает наизусть подготовленный ученик)

    - Какие признаки весны вы услышали в этом стихотворении?

    - Как понимаете слово «проталинки»?

    Если дети не знают – отвечает заранее подготовленный ученик, работавший с толковым словарём.

    - Какие ещё изменения в природе произошли с наступлением весны? Ответы уч-ся.

    3.  Сообщение темы и цели урока.

    - Сегодня мы будем писать сочинение на тему «Весна».

    - Как думаете, чему будем учиться сегодня на уроке?

    Цель урока вынесена на доску – будем учиться красочно и эмоционально строить предложения, а из них связный текст.

    - Как понимаете слова «красочно и эмоционально»?

    4. Проверка домашнего задания.

  • 1 группа - подбирали к существительным прилагательные.

- Какие слова называются прилагательными?

Весна-                         Солнце –

Облака –                      Ручейки –

Птицы –

Листья –

Цветы –

Наступила, подснежники, облака, маленькие, солнце, листочки.

-Какие слова называем синонимами?

Пришла –                       Плывут –

Звонкие –                      Красивая –

-Какой приём в литературе называется «олицетворением» ?

Весна –                               Солнышко –

Деревья –                            Ручейки -

Цветы –

Все домашнее задание собирается в общую таблицу.

 

Весна

долгожданная, тёплая, радостная

пришла, наступила

Деление слов для переноса

нас-ту-пи-ла

под-снеж-ни-ки

об-ла-ка, солн-це

лис-точ-ки, ма-лень-кие

Солнце

яркое, ласковое, тёплое

выглянуло, пригрело, улыбнулось

Облака

белые, пушистые, воздушные

плывут, летят

Листья

маленькие, зелёные, блестящие, липкие

появились, выглянули

Птицы

перелётные, пёстрые

поют, чирикают

ЗАПОМНИ!

выглянуло

облака

проталинки

подснежники

долгожданная

появились

Ручейки

звонкие, весёлые

бегут, поют, звенят

Цветы

первые, маленькие, нежные, душистые

появились, выросли

 

Такие таблички лежат у каждого ученика на столе.

5.Устное составление связного текста.

- Сейчас пользуясь словами из таблицы, мы будем составлять текст нашего сочинения.

-Что такое «текст»? Из каких частей он состоит?

- С чего начнём наше сочинение? Каким может быть первое предложение?

Варианты предложений (2-3).     

Наступила долгожданная весна.

- О чём расскажем в первую очередь?

Составьте предложение о солнышке, небе и облаках. Варианты предложений (2-3)     Выглянуло ласковое солнышко. По небу плывут пушистые облака.

- Мы  описали солнце, небо и облака, что должно следовать за этим описанием? Описание чего? (деревьев, птиц, ручейков, цветов)

Составьте предложение о деревьях, птицах, ручейках, цветах.   Варианты предложений (2-3).     

На деревьях выглянули маленькие, липкие листочки. Весело чирикают воробьи. По дорожкам звенят весёлые ручейки. На проталинках появились первые, душистые цветы.

- Выразите своё отношение к весне, восхищение весной с помощью восклицательного предложения. Выслушать все варианты.

Я люблю теплую весну! Мне очень нравится яркая весна! Как хорошо весной!

- Кто хочет рассказать весь текст сочинения?(1-2).

- А сейчас у вас есть возможность самим изобразить приход весны.

Физминутка «Наступление  весны»  (2 мин).

- Как можно озаглавить текст сочинения? Выслушать все варианты.

- Вы можете  записать любое из предложенных или придумать своё название.

6.  Орфографическая подготовка.

- При написании сочинения вам встретятся трудные по написанию слова. Я вынесла их на доску. Прочитаем эти слова хором, четко проговаривая написание каждого слова.

7. Запись текста в тетрадь. (15мин)

- В вашем сочинении должно быть не менее 6 предложений.

Настрой на работу. – Сели удобно, закрыли глаза, представили себе картину весны. Тихо звучит музыка  «Звуки весны».  Открыли глаза, приступаем к работе.

Во время работы оказывается индивидуальная помощь. Слабым учащимся предлагается карточка- помощник  с вопросами по тексту сочинения.

8. Самопроверка работ.

При проверке сочинений учащиеся пользуются планом.

9. Оценка работ,  рефлексия.

- Есть ли желающие поделиться своим творчеством? (2-3работы)

- Вернёмся к цели нашего урока, удалось ли вам её достичь? 

- Покажите насколько эмоционально и красочно вам удалось составить предложения. Где вы сейчас находитесь на пути к успеху?

На доске изображена «вершина успеха», у ребят в руках таблички со своими именами. Они выставляют  таблички  с именами на ту ступень, где по их мнению находятся в данный момент.

- Думаю нам есть к чему стремится на пути к успеху.

- Поделитесь своими впечатлениями от урока.

Чем понравился урок?

С какими трудностями столкнулись?

Довольны ли своей работой на уроке?

 

10. Домашнее задание: по выбору – выполнить рисунок к своему сочинению; продолжить или закончить свой рассказ.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку. Тема: "Обучающее сочинение". »

Русский язык. 2 класс.

Тема: обучающее сочинение на тему «Весна».

Цель: формирование умения самостоятельно писать сочинение с элементами описания.

Задачи:

  • учить красочно и эмоционально строить предложения, из них составлять связный текст;

  • обогащать словарный запас;

  • развитие связной речи (устной и письменной)

  • развитие воображения, памяти, внимания, самостоятельности, орфографической зоркости;

  • воспитание любви, бережного отношения к природе;

  • воспитание уважения к мнению другого;

  • создание условий для комфортного пребывания уч-ся на уроке.

Ход урока:

  1. Орг. Момент.

  2. Создание речевой ситуации.

-Какое время года сейчас наступает?

- Весна вступает в свои права. Как она хороша!

Голубые, синие

Небо и ручьи.

В синих лужах плещутся

Стайкой воробьи.

На снегу прозрачные

Льдинки – кружева

Первые проталинки,

Первая трава.

(читает наизусть подготовленный ученик)

- Какие признаки весны вы услышали в этом стихотворении?

- Как понимаете слово «проталинки»?

Если дети не знают – отвечает заранее подготовленный ученик, работавший с толковым словарём.

- Какие ещё изменения в природе произошли с наступлением весны? Ответы уч-ся.

3. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня мы будем писать сочинение на тему «Весна».

- Как думаете, чему будем учиться сегодня на уроке?

Цель урока вынесена на доску – будем учиться красочно и эмоционально строить предложения, а из них связный текст.

- Как понимаете слова «красочно и эмоционально»?

4. Проверка домашнего задания.

- Какие слова называются прилагательными?

Весна- Солнце –

Облака – Ручейки –

Птицы –

Листья –

Цветы –

Наступила, подснежники, облака, маленькие, солнце, листочки.

-Какие слова называем синонимами?

Пришла – Плывут –

Звонкие – Красивая –

-Какой приём в литературе называется «олицетворением» ?

Весна – Солнышко –

Деревья – Ручейки -

Цветы –

Все домашнее задание собирается в общую таблицу.

Весна

долгожданная, тёплая, радостная

пришла, наступила

Деление слов для переноса

нас-ту-пи-ла

под-снеж-ни-ки

об-ла-ка, солн-це

лис-точ-ки, ма-лень-кие

Солнце

яркое, ласковое, тёплое

выглянуло, пригрело, улыбнулось

Облака

белые, пушистые, воздушные

плывут, летят

Листья

маленькие, зелёные, блестящие, липкие

появились, выглянули

Птицы

перелётные, пёстрые

поют, чирикают

ЗАПОМНИ!

выглянуло

облака

проталинки

подснежники

долгожданная

появились

Ручейки

звонкие, весёлые

бегут, поют, звенят

Цветы

первые, маленькие, нежные, душистые

появились, выросли

Такие таблички лежат у каждого ученика на столе.

5.Устное составление связного текста.

- Сейчас пользуясь словами из таблицы, мы будем составлять текст нашего сочинения.

-Что такое «текст»? Из каких частей он состоит?

- С чего начнём наше сочинение? Каким может быть первое предложение?

Варианты предложений (2-3).

Наступила долгожданная весна.

- О чём расскажем в первую очередь?

Составьте предложение о солнышке, небе и облаках. Варианты предложений (2-3) Выглянуло ласковое солнышко. По небу плывут пушистые облака.

- Мы описали солнце, небо и облака, что должно следовать за этим описанием? Описание чего? (деревьев, птиц, ручейков, цветов)

Составьте предложение о деревьях, птицах, ручейках, цветах. Варианты предложений (2-3).

На деревьях выглянули маленькие, липкие листочки. Весело чирикают воробьи. По дорожкам звенят весёлые ручейки. На проталинках появились первые, душистые цветы.

- Выразите своё отношение к весне, восхищение весной с помощью восклицательного предложения. Выслушать все варианты.

Я люблю теплую весну! Мне очень нравится яркая весна! Как хорошо весной!

- Кто хочет рассказать весь текст сочинения?(1-2).

- А сейчас у вас есть возможность самим изобразить приход весны.

Физминутка «Наступление весны» (2 мин).

- Как можно озаглавить текст сочинения? Выслушать все варианты.

- Вы можете записать любое из предложенных или придумать своё название.

6. Орфографическая подготовка.

- При написании сочинения вам встретятся трудные по написанию слова. Я вынесла их на доску. Прочитаем эти слова хором, четко проговаривая написание каждого слова.

7. Запись текста в тетрадь. (15мин)

- В вашем сочинении должно быть не менее 6 предложений.

Настрой на работу. – Сели удобно, закрыли глаза, представили себе картину весны. Тихо звучит музыка «Звуки весны». Открыли глаза, приступаем к работе.

Во время работы оказывается индивидуальная помощь. Слабым учащимся предлагается карточка- помощник с вопросами по тексту сочинения.

8. Самопроверка работ.

При проверке сочинений учащиеся пользуются планом.

9. Оценка работ, рефлексия.

- Есть ли желающие поделиться своим творчеством? (2-3работы)

- Вернёмся к цели нашего урока, удалось ли вам её достичь?

- Покажите насколько эмоционально и красочно вам удалось составить предложения. Где вы сейчас находитесь на пути к успеху?

На доске изображена «вершина успеха», у ребят в руках таблички со своими именами. Они выставляют таблички с именами на ту ступень, где по их мнению находятся в данный момент.

- Думаю нам есть к чему стремится на пути к успеху.

- Поделитесь своими впечатлениями от урока.

Чем понравился урок?

С какими трудностями столкнулись?

Довольны ли своей работой на уроке?

10. Домашнее задание: по выбору – выполнить рисунок к своему сочинению; продолжить или закончить свой рассказ.

Приложение

Вопросы –помощники(для слабых учащихся)

  1. Какое время года наступило?

  2. Как стало светить солнце?

  3. Что появляется на деревьях?

  4. Какие цветы появились на проталинках?

  5. Как весной поют птицы?

  6. *Что ещё происходит в природе весной?

  7. Любишь ли ты весну?

План проверки сочинения

  1. Первое прочтение

- проверь правильность построения предложений

- проверь логичность построения текста

  1. Второе прочтение

- определи нет ли повторов, если есть – замени словом, близким по смыслу

3. Третье прочтение

- проверь написание орфограмм:

  • ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК-ЧН

  • Написание предлогов

  • Написание словарных слов

  • Написание слов с безударными гласными

  • Написание слов с парными согласными

  • Наличие знаков препинания в конце предложения ( . ! ?)

Физминутка «Наступление весны».

Действующие лица:

Автор 1 чел.

Солнышко 1 чел.

Облака 3 чел.

Деревья 3 чел.

Листочки 3 чел.

Птицы 3 чел.

Подснежники 3-4чел.

Герои заранее готовят себе костюмы, маски. Речь автора должна быть выразительна.

Текст автора:

Наступила долгожданная весна. Выглянуло ласковое, тёплое солнышко. По небу плывут пушистые облака. Оживают деревья. Появляются первые зелёные листочки. На проталинках появились нежные душистые подснежники. Как красиво весной в лесу!

Герои появляются по мере чтения текста.

Весна

долгожданная, тёплая, радостная

пришла, наступила

Деление слов для переноса

Слова переносятся по слогам. Одну букву нельзя переносить и оставлять на строке.

нас-ту-пи-ла под-снеж-ни-ки

об-ла-ка ма-лень-кие

солн-це лис-точ-ки

Солнце

яркое, ласковое, тёплое

выглянуло, пригрело, улыбнулось

Облака

белые, пушистые, воздушные

плывут, летят

Листья

маленькие, зелёные, блестящие, липкие

появились, выглянули

Запомни!

ВЫГЛЯНУЛО
ОБЛАКА
ПРОТАЛИНКИ
ПОДСНЕЖНИКИ
ДОЛГОЖДАННАЯ

ПОЯВИЛОСЬ

Птицы

перелётные, пёстрые

поют, чирикают

Ручейки

звонкие, весёлые

бегут, поют, звенят

Цветы

первые, маленькие, нежные, душистые

появились, выросли,

7

kopilkaurokov.ru

Конспект урока по литературе на тему "Обучающее сочинение"

Организационный

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.

Доброе утро, сегодня урок литературы буду вести у вас я, меня зовут Татьяна Николаевна

Приветствуют учителя

Регулятивные: самостоятельно организовывать рабочее место.

Словесный метод (Слово учителя)

Актуализация знаний

-Ребята, кто мне может сказать, что такое сочинение?

- Прочитайте определение, и скажите какие слова будут ключевыми?

-Правильно, ключевыми словами являются письменная работа и выражение своих мыслей, потому что при написание сочинение мы вкладываем свои собственные мысли.
-Хорошо, молоды. Как вы думаете, что нужно сделать. Для того чтобы написать сочинение. С чего нужно начать работу?

-Для того чтобы написать сочинение, надо выбрать тему.

-Ребята, кто знает, что такое тема?

- Так молодцы (слайд)

-Сейчас посмотрите задание номер1 в нём представлены 4 темы на выбор, мы с вами выберем тему школьный маскарад. Как вы думаете, о чем мы с вами должны будем написать сочинение.

Знаете ли вы, что такое маскарад??

Сочинение– это письменная работа, в которой выражены собственные мысли.(слайд) 

- С выбора темы

Тема - это то, о чем повествует автор и к чему хочет привлечь основное внимание читателей.

- о маскараде

Познавательные УУД – логическое предположение обще учебн. речев. высказыв. Коммуникативные УУД – речевая деятельность с целью получения информации.

Личностные УУД – учебная мотивация.

Регулятивные УУД –постановка цели

Словесный метод

Беседа

Наглядный метод

Введение нового материала.

Маскарад часто используется название Маскированный бал, на котором присутствующие одеты в различные характерные, национальные, исторические или фантастические костюмы, большей частью с масками на лицах. Маскарады возникли в Италии, а оттуда распространились по другим странам. Они составляют одно из любимых развлечений карнавала. Маскарад, всегда проходил очень ярко, весело и запоминающее. Возможно, и вы в своём классе проведёте такой же праздник, как и наша тема сочинения «Школьный маскарад».

Для того чтобы рассказать в сочинение об этом празднике, нам нужно будет подобрать ключевые слова, пример этих слов вы можете увидеть на листках в задание номер 3.

Прочитайте слова. Кто прочитает слова? Ребята, все слова в задание 3 являются существительными, а какие вы бы подобрали прилагательные к этим словам, чтобы описать этот праздник.

Хорошо, молодцы, ребята, посмотрите на слайд. Прочитайте слова, которые можно использовать в сочинении по маскарад , попробуйте с ними составить предложения.

Знаете ли вы , из скольких частей состоит сочинение и как они называются?

Основная задача любого вступления - подвести его к теме сочинения.

Давайте посмотрим в задание 4 на план и подумаем, о чём мы можем сказать во вступление, какой номер нам подойдёт, чтобы быть ближе к теме.

- Правильно, во вступление мы напишем о том , как мы готовились к маскараду. Обратите внимания на слайд на нём представлено 3 вступление, какое из них нам подходит?

- Нам сообщили, что будет школьный маскарад, мы все очень обрадовались ему.

- Учительница сообщила, что скоро будет школьный маскарад. И каждый ученик начал подготовку костюмов к этому празднику.

-Я узнала, что скоро будет школьный маскарад и очень обрадовалась. Я так давно хотела этого праздника и начала серьёзно к нему готовиться .

Основная часть самая важная, в ней мы должны отразить все действия, происходящие в день школьного маскарада.

Сейчас посмотрите в задание номер 4 и попытайтесь составить 5-7 предложений для основной части по представленному плану.

И третья часть сочинения - это заключение, в этой части мы должны сделать вывод по всему нашему сочинению. Можно взять из задание 2 или придумать что-то свое. Вам 2 минутки на размышления.

Хорошо, молодцы, сейчас давайте отдохнём

Шумная подготовка, яркие костюмы, неожиданные сюрпризы, интересные конкурсы, неожиданная победа, долгожданные каникулы.

Все друзья на маскараде были в ярких костюмах.

На празднике были самые интересные и весёлые конкурсы.

- Сочинение состоит из 3 частей – это вступление, основная часть и заключение.

- Нам подходит 1 пункт

- И вот настал тот самый день наш школьный маскарад. Все были в разных костюмах. Всё выглядело так сказочно, будто я не в школе, а на балу. И сам праздник проходил необычно, ведущие в костюмах проводили сам много интересных конкурсов, в которых все с удовольствием участвовали. А самый главный конкурс это показ костюмов. Жюри долго выбирали , ведь каждый костюм был красив по- своему. И настал самый волнующий момент - награждение, жюри наградили всех участников подарками. Это был самый прекрасный день перед каникулами

Регулятивные УУД –

целеполагание, самоконтроль, самооценка, коррекция.

Познавательное УУД –

Умение структурировать знания, анализ, синтез, самостоятельный поиск решения.

Коммуникативные УУД – обмен информации, взаимодействие, кооперация.

Личностные УУД –

Развитие готовности к сотрудничеству.

Беседа
Наглядный метод

Физминутка.

А на нашей физминутке мы отправимся по ягодки.

Мы шли-шли-шли,

(маршируют по кругу, держа руки на поясе)

Много клюквы нашли.

(наклоняются, правой рукой достают носок левой ноги, не сгибая колен)

Раз, два, три, четыре, пять,

(опять идут по кругу)

Мы опять идем искать.

(наклоняются, левой рукой касаются носка правой ноги, не сгибая колен)

kopilkaurokov.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о