Согласные и гласные звуки конспект урока 5 класс – План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Звуки гласные и согласные

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме: Урок русского языка в 5 классе на тему "Гласные и согласные звуки"

Урок русского языка в 5 классе по теме «Гласные и согласные звуки»

Цель: Осознание учащимися практической значимости  материала по теме «Гласные и согласные звуки», развитие  у учащихся умений  планировать свою деятельность, адекватно использовать речевые средства  для решения различных коммуникативных задачи  и для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей, организация деятельности учащихся по изучению и первичному закреплению  понятия гласных и согласных звуков.

Задачи:

  1. Научить решать проблемы в сфере учебной деятельности,   в том числе: определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы добиться поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность,  сотрудничать с другими учениками.
  2. Научить выбирать наиболее рациональную последовательность действий по выполнению проблемного задания на этапе изучения нового материала.
  3. Научить находить гласные и согласные звуки.
  4. Сформировать умение строить логическое рассуждение при ответе на вопрос о гласных и согласных звуках.
  5. Научить  правильно использовать речевые средства в ходе коммуникации на уроке.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация

Ход урока.

1.Организационный момент

- приветствие учащихся

- сообщение цели и задач урока (Слайд 1)

2. Подготовка к восприятию новой темы

- Повторение теоретического материала (слайд 2) – ученики читают вопрос и отвечают на него)

Что изучает фонетика? (фонетика изучает звуки речи)

Что такое звуки речи? (звуками речи называют звуки, из которых состоят слова)

Что такое буквы? (буквы – это знаки для обозначения на письме звуков)

Что такое алфавит? (алфавит – это буквы, расположенные в определенной последовательности)

Как можно его назвать по-другому? (алфавит иначе называется азбукой)

Расскажите русский алфавит?

- Игра в слова (слайды 3, 4)

Заменить один согласный другим

Корж, лапка, ногти, зубы, киска, песок, галка, орел, норка, клин, тоска,     свет, полено.

- Подчеркнуть слова, в которых количество букв и звуков не соответствует

Лодка с якорем у Яшки,

Якорь есть и на тельняшке.

3. Новый материал

1. Учитель:  Ребята, я приглашаю вас на «завод по производству звуков». Интересно знать, что это такое? (Слайд 5) Гласные – это звуки, при произношении которых воздух свободно проходит через ротовую полость, не встречая на своём пути преграды. Произнесение (артикуляция) не сфокусирована в одном месте: качество гласных определяется формой ротовой полости, которая выступает как резонатор. При артикуляции гласных работают голосовые связки в гортани. Они сближены, напряжены и вибрируют. Поэтому при произнесении гласных мы слышим голос. Гласные можно тянуть. Их можно кричать. А если приложить руку к горлу, то работу голосовых связок при произнесении гласных можно почувствовать, ощутить рукой.

Согласные – это звуки, при произнесении которых воздух встречает на своём пути преграду. В русском языке два вида преграды: щель и смычка – это два основных способа образования согласных. Вид преграды определяет характер согласного звука. Щель образуется, например, при произнесении звуков: [с], [з], [ш], [ж]. Кончик языка лишь приближается к нижним или верхним зубам. Щелевые согласные можно тянуть: [с-с-с-с], [ ш-ш-ш-ш].  В результате вы хорошо услышите шум: при произнесении [c] – свистящий, а при произнесении [ш] - шипящий. Смычка, второй вид артикуляции согласных, образуется при смыкании органов речи. Поток воздуха резко преодолевает эту преграду, звуки получаются краткими, энергичными. Поэтому они называются взрывными. Тянуть их не получится. Таковы, например, звуки [п], [б], [т], [д]. Такую артикуляцию легче почувствовать, ощутить.

Подведем итог всему сказанному. (Слайды 6, 7)

Учитель: Какие же звуки бывают?

Ученики: Гласные и согласные.

Учитель: Кто может назвать гласные звуки русского языка?

Ученики: а, о, у, э, и, ы

Учитель: А что бы вы сказали человеку, который назовет среди гласных еще и Е, Ё, Ю, Я?

Ученики: Это буквы, а не звуки.

Учитель: Правильно. Запомните, что гласные звуки - это а, о, у, э, и, ы. (Слайды 8, 9)

 Динамическая пауза.  А теперь давайте поиграем. Встаньте рядом со своими партами. Когда я называю гласный звук, вверх руки поднимают девочки, а если согласный – мальчики - Д, О, Б, Р,У, А, К, Т, Э, Л, Н, Ы.

2. А теперь мы все превратимся в ученых. Разделимся на группы. Чтобы прочитать лекцию о согласных звуках, вам нужно кое-что о них вспомнить. Обратимся к справочным материалам. (Распечатанные на столах перед каждой группой)

По соотношению шума и голоса согласные делятся на звонкие и глухие.

При произнесении звонких согласных слышен и голос, и шум, а глухих – только шум. Глухие нельзя произнести громко. Их нельзя прокричать.

Сравним слова: дом и кот.  В каждом слове по  1-му гласному  звуку и по 2 согласных. Гласные одинаковые, а согласные разные: [д] и [м] – звонкие, а [к] и [т] – глухие.  Звонкость-глухость – это важнейший признак согласных в русском языке. Многие русские согласные образуют пары по звонкости-глухости: [б] – [п], [з] - [c]  и другие. Таких пар 11.

Пары по глухости-звонкости: [п] и [б], [п'] и [б'], [ф] и [в], [ф'] и [в'], [к] и [г], [к'] и [г'], [т] и [д], [т'] и [д'], [ш] и [ж], [с] и [з], [с'] и [з'].

Но есть звуки, у которых нет пары по признаку звонкости - глухости. Например, звуки [р], [л], [н], [м], [й’] – непарные звонкие, а [ц]  и [ч’] – непарные глухие.

Непарные по глухости-звонкости. Звонкие непарные: [р], [л], [н], [м], [й'], [р'], [л'], [н'], [м']. Глухие непарные: [ц], [ч'], [ш':], [х], [х'].

Согласные различаются не только по глухости-звонкости, но и по твёрдости-мягкости.

Твёрдость-мягкость – второй важнейший признак согласных в русском языке. Мягкие согласные отличаются от твёрдых особым положением языка. При произнесении твёрдых всё тело языка оттянуто назад, а при произнесении мягких сдвинуто вперед, а средняя часть языка при этом приподнята. Сравните: [м] – [ м’],  [з] – [ з’]. Звонкие мягкие звучат выше, чем твердые.

Многие русские согласные образуют пары по твердости-мягкости: [б] – [б’], [ в] – [ в’] и другие. Таких пар 15.

Пары по твёрдости-мягкости: [б] и [б'],  [м] и [м'], [п] и [п'], [в] и [в'], [ф] и [ф'], [з] и [з'], [с] и [с'], [д] и [д'], [т] и [т'], [н] и [н'], [л] и [л'], [р] и [р'], [к] и [к'], [г] и [г'], [х] и [х'].

Но есть звуки, у которых нет пары по признаку твёрдости-мягкости. Например, звуки [ж], [ш], [ц]  – непарные твёрдые, а [й’] и [ч’] – непарные глухие.

Непарные по твёрдости-мягкости. Твёрдые непарные: [ж], [ш], [ц]. Мягкие непарные: [й'], [ч'], [ш':].

По окончании отведенного времени желающие рассказывают о согласных, используя слайды 10, 11, 12.

4. Закрепление.

1. Учитель: Выполним упражнение 402 – фонетический разбор самостоятельно с последующей проверкой в парах.

2. Проблемная ситуация.

Учитель: Поспорили как-то согласные и гласные звуки, кто из них главнее. «Мы самые главные!» - топнули ногой согласные. «Нет, мы!» - не уступали им гласные. Целый день и ночь кричали, потом одумались и решили спросить у пятиклассников. Ребята! Как вы думаете – кто важнее? В каком случае легче отгадать слово – только по гласным или по согласным? (Слайд 14)

Ответы учеников.

Учитель: Сравните (слайд 15):

Д – М -  - Т

- ТВ – Т

С – ЛНЦ –

Или

- У – АЮ –

О -  - Е –

- О---Е

Вывод: все звуки речи важны, но согласные более отчетливо позволяют «узнать» слово.

3. Лингвистические игры.

- Образуйте разные слова, дополняя согласные буквы любыми гласными (слайд 16)

ТГ

ГР

ПРВЛ

ЖС

- Проверьте себя (слайд 17)

- Игры со словами (слайд 18, 19, 20)

4. Тест «ЗВУКИ И БУКВЫ» (слайд 21)

1. Найдите согласные звонкие звуки:

1) [с]; 2)[в]; 3)[р]; 4) [т]; 5)[ш]; 6)[з].

2. Найдите согласные глухие звуки:

1) [ч]; 2) [ж]; 3) [н];4) [к];5) [ф]; 6)[ц].

3.  В каком ряду все согласные звуки имеют пары по глухости -звонкости?

1)[б],[ф],[ш],[м];                    2)[т],[к],[д] [г];

3)[в],[н], [з],[л];                       4) [ж], [р],[с], [т].

4. В каком слове все согласные звуки мягкие?

1)чаща; 2) дело; 3) точка 4) шина

5.В каком слове все согласные звуки твердые

1) тень 2) подвиг 3) собака 4) барабанщик

5. Рефлексия.

    Для меня на уроке самым трудным было…

    Для меня на уроке самым интересным было…

    На уроке я узнал (а)…

    Самым интересным на уроке было…

Учитель: Спасибо за урок.

  1. Домашнее задание.

- Выполнить фонетический разбор слов пальма, обезьяна, банан, море.

- Составить (устно) рассказ с этими словами.

nsportal.ru

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Согласные и гласные звуки 5 класс ФГОС

- Проведём опыт. Произнесем вместе с этим человечком гласные звуки (рисунок в презентации). Их в русском языке шесть. Преграду ощущаете? (Нет)

 - А теперь произнесем согласные звуки вместе с этим человечком (рисунок в презентации). Их 36 в русском языке.

“Б”, “п”. Какое препятствие встречает этот звук? (Сомкнутые губы).

 “Д”, “т”? (Прижатый к зубам язык).

 “З”, “с”? (Сомкнутые зубы).

Молодцы! Поиграв в такие игры, вы сами убедились, как много может сделать только один звук.

Кажется, что говорить легко: звуки, слова сами выпрыгивают у нас изо рта. В действительности всё не так просто, в нашем организме в это время работает целый “завод” по производству звуков. Только вместо станков на “заводе” – органы речи.

- На какие две группы делятся звуки? А звуки важны в речи?  Может один звук в слове что – то изменить?  

Работа в группах. Замените  один звук, что получится?

    Вот мы и доказали звукам, что все они важны, что даже без одного звука невозможно организовать нашу речь.

Игра  «Угадай песню». Работа в парах

Я зашифровала строчки известной песни. Первые две строчки я записала при помощи согласных букв, а следующие две – при помощи гласных. Отгадайте песню.  (слайд)

В лс рдлсь лчк,

 В лс н рсл.         

В лесу родилась елочка,

 В лесу она росла.

Ио и ео оая

 Еёая ыа.         

Зимой и летом стройная

 Зелёная была.

- В каком случае отгадать легче: там, где гласные или согласные? Почему? (Согласные звуки выражают лексическое значение слова).

 - А какова роль гласных? Сможем мы без них спеть эту песенку? (Мелодичность, благозвучие возникают благодаря гласным).

.Работа с опорными схемами

-Все согласные произносятся с некоторым шумом. Но этот шум выражен в разной степени.

Попробуйте произнести звук  д

Затем звук  т

В каком случае слышен один шум? Правильно во 2 варианте                                                                                                              

Вывод:        (слайд 6)

 Согласные звуки, состоящие из только из одного шума

 ( такие, как  т, к, с, ф, п, ш )  называются глухими согласными. А звуки, состоящие не только из шума, но и из голоса(такие, как б, в, г, д, ж, з  ) называются звонкими согласными. Это правило нужно запомнить.

В этом правиле есть свои исключения. Исключения эти - согласные, которые не образовывают пары по звонкости/ глухости .Это, например, глухие согласные х, х, ц,ч, щ они глухие и у них нет звонкой пары. А также исключениями являются сонорные согласные - р, р, л, л, м, м, н, н, й, у них также не бывает пары по глухости/ звонкости. В этих согласных голос преобладает над шумом (звучные).- сонорные.                                                                        (слайд 5)

2.Работа с учебником

 -Теперь давайте посмотрим, как работает это правило на практике.

Цель: уметь определять лексическое значение слова, изменяя его звуковой состав. Упр.

Вывод: если в слове изменить звуковой состав, лексическое значение изменится

Сказка о глухих и звонких согласных.

Пришли однажды  к  Алфавиту буквы Зэ и Эс. Стонут, охают.

- Что случилось? – забеспокоился Алфавит.- Вы заболели?

- Может и заболели, - проворчала буква Зэ. –

Звуки, с которым мы работаем, правила нарушают. Моя задача

 – обозначить звонкий  звук З, а на деле что получается?

На конце слов воз, мороз появляется глухой С, то же самое в словах

перевозка, сказка перед глухими согласными.

Может, звук З простудился и голос теряет?

- А вы на  что жалуетесь?- обратился Алфавит к букве ЭС.

Буква ЭС склонила голову, за неё ответила ЗЭ:

- Буква ЭС у нас тихая, поэтому и согласилась глухой звук С обозначать,

но в словах косьба и просьба на её месте звучит такой звонкий З,

 что хоть уши зажимай!

Улыбнулся Алфавит:

- Никакого нарушения правил здесь нет. Многие согласные составляют пары.

 Звуки в них отличаются только тем, что один из них звонкий, а другой глухой,

и иногда они заменяют друг друга.

О каких фонетических процессах, связанных с согласными звуками

упоминается в сказке.

Вывод: озвончение и оглушение.

А сейчас я предлагаю побывать выпускниками. Вы знаете, что они сдают экзамены в форме ЕГЭ. Перед вами тесты, выполняйте, а потом сможете оценить свои работы сами.

1 вариант

1. На какие две группы делятся гласные?

А)  Ударные и безударные;

Б)  парные и непарные;

В) сильные и слабые

2Отметь слова, в которых все согласные - глухие:

а ) писать, витрина, поклон;

б ) капот(у машины), лошадь, кипит.

3.Укажите звонкие согласные:

 [ в ];  [ д ];  [ ц ];  [ ж ]; [ щ ]; [ ч ].

4. Сколько букв в русском алфавите?

А) 31;

Б) 32;

И) 33

5. найди четвёртое лишнее слово.

А) Коробка;

Б) дуб;

В) пруд;

Г) молодьба.

2 вариант

1.На какие две группы делятся гласные?

А)  Ударные и безударные;

Б)  парные и непарные;

В) сильные и слабые

2.Отметь слова, в которых все согласные - звонкие:

а ) говорил, поил, мешал;

б ) теснота, говор, повар.

3.Укажите глухие согласные:

 [ м ]; [ х ]; [ й ]; [ р ]; [ з ]; [б ].

4. Сколько звуков в речи?

А) 47;

Б) 60;

В) 42.

5. найди четвёртое лишнее слово.

А) Мороз;

Б) хоровод;

В) варежка;

Г) просьба.

«Хитрые вопросы»

- В каком слове сорок гласных? (сорока)

- В каких словах по сто согласных? (стол, стог, стон, стоп)

nsportal.ru

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме «Гласные и согласные звуки»

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме «Гласные и согласные звуки»

Цель: Осознание учащимися практической значимости  материала по теме «Гласные и согласные звуки», развитие  у учащихся умений  планировать свою деятельность, адекватно использовать речевые средства  для решения различных коммуникативных задачи  и для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей, организация деятельности учащихся по изучению и первичному закреплению  понятия гласных и согласных звуков.

Задачи:

Научить решать проблемы в сфере учебной деятельности,   в том числе: определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы добиться поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность,  сотрудничать с другими учениками.

Научить выбирать наиболее рациональную последовательность действий по выполнению проблемного задания на этапе изучения нового материала.

Научить находить гласные и согласные звуки.

Сформировать умение строить логическое рассуждение при ответе на вопрос о гласных и согласных звуках.

Научить  правильно использовать речевые средства в ходе коммуникации на уроке.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация

Ход урока.

1.Организационный момент

- приветствие учащихся

- сообщение цели и задач урока (Слайд 1)

2. Подготовка к восприятию новой темы

- Повторение теоретического материала (слайд 2) – ученики читают вопрос и отвечают на него)

Что изучает фонетика? (фонетика изучает звуки речи)

Что такое звуки речи? (звуками речи называют звуки, из которых состоят слова)

Что такое буквы? (буквы – это знаки для обозначения на письме звуков)

Что такое алфавит? (алфавит – это буквы, расположенные в определенной последовательности)

Как можно его назвать по-другому? (алфавит иначе называется азбукой)

Расскажите русский алфавит?

- Игра в слова (слайды 3, 4)

Заменить один согласный другим

Корж, лапка, ногти, зубы, киска, песок, галка, орел, норка, клин, тоска,     свет, полено.

- Подчеркнуть слова, в которых количество букв и звуков не соответствует

Лодка с якорем у Яшки,

Якорь есть и на тельняшке.

3. Новый материал

1. Учитель:  Ребята, я приглашаю вас на «завод по производству звуков». Интересно знать, что это такое? (Слайд 5) Гласные – это звуки, при произношении которых воздух свободно проходит через ротовую полость, не встречая на своём пути преграды. Произнесение (артикуляция) не сфокусирована в одном месте: качество гласных определяется формой ротовой полости, которая выступает как резонатор. При артикуляции гласных работают голосовые связки в гортани. Они сближены, напряжены и вибрируют. Поэтому при произнесении гласных мы слышим голос. Гласные можно тянуть. Их можно кричать. А если приложить руку к горлу, то работу голосовых связок при произнесении гласных можно почувствовать, ощутить рукой.

Согласные – это звуки, при произнесении которых воздух встречает на своём пути преграду. В русском языке два вида преграды: щель и смычка – это два основных способа образования согласных. Вид преграды определяет характер согласного звука. Щель образуется, например, при произнесении звуков: [с], [з], [ш], [ж]. Кончик языка лишь приближается к нижним или верхним зубам. Щелевые согласные можно тянуть: [с-с-с-с], [ ш-ш-ш-ш].  В результате вы хорошо услышите шум: при произнесении [c] – свистящий, а при произнесении [ш] - шипящий. Смычка, второй вид артикуляции согласных, образуется при смыкании органов речи. Поток воздуха резко преодолевает эту преграду, звуки получаются краткими, энергичными. Поэтому они называются взрывными. Тянуть их не получится. Таковы, например, звуки [п], [б], [т], [д]. Такую артикуляцию легче почувствовать, ощутить.

Подведем итог всему сказанному. (Слайды 6, 7)

Учитель: Какие же звуки бывают?

Ученики: Гласные и согласные.

Учитель: Кто может назвать гласные звуки русского языка?

Ученики: а, о, у, э, и, ы

Учитель: А что бы вы сказали человеку, который назовет среди гласных еще и Е, Ё, Ю, Я?

Ученики: Это буквы, а не звуки.

Учитель: Правильно. Запомните, что гласные звуки - это а, о, у, э, и, ы. (Слайды 8, 9)

 Динамическая пауза.  А теперь давайте поиграем. Встаньте рядом со своими партами. Когда я называю гласный звук, вверх руки поднимают девочки, а если согласный – мальчики - Д, О, Б, Р,У, А, К, Т, Э, Л, Н, Ы.

2. А теперь мы все превратимся в ученых. Разделимся на группы. Чтобы прочитать лекцию о согласных звуках, вам нужно кое-что о них вспомнить. Обратимся к справочным материалам. (Распечатанные на столах перед каждой группой)

По соотношению шума и голоса согласные делятся на звонкие и глухие.

При произнесении звонких согласных слышен и голос, и шум, а глухих – только шум. Глухие нельзя произнести громко. Их нельзя прокричать.

Сравним слова: дом и кот.  В каждом слове по  1-му гласному  звуку и по 2 согласных. Гласные одинаковые, а согласные разные: [д] и [м] – звонкие, а [к] и [т] – глухие.  Звонкость-глухость – это важнейший признак согласных в русском языке. Многие русские согласные образуют пары по звонкости-глухости: [б] – [п], [з] - [c]  и другие. Таких пар 11.

Пары по глухости-звонкости: [п] и [б], [п'] и [б'], [ф] и [в], [ф'] и [в'], [к] и [г], [к'] и [г'], [т] и [д], [т'] и [д'], [ш] и [ж], [с] и [з], [с'] и [з'].

Но есть звуки, у которых нет пары по признаку звонкости - глухости. Например, звуки [р], [л], [н], [м], [й’] – непарные звонкие, а [ц]  и [ч’] – непарные глухие.

Непарные по глухости-звонкости. Звонкие непарные: [р], [л], [н], [м], [й'], [р'], [л'], [н'], [м']. Глухие непарные: [ц], [ч'], [ш':], [х], [х'].

Согласные различаются не только по глухости-звонкости, но и по твёрдости-мягкости.

Твёрдость-мягкость – второй важнейший признак согласных в русском языке. Мягкие согласные отличаются от твёрдых особым положением языка. При произнесении твёрдых всё тело языка оттянуто назад, а при произнесении мягких сдвинуто вперед, а средняя часть языка при этом приподнята. Сравните: [м] – [ м’],  [з] – [ з’]. Звонкие мягкие звучат выше, чем твердые.

Многие русские согласные образуют пары по твердости-мягкости: [б] – [б’], [ в] – [ в’] и другие. Таких пар 15.

Пары по твёрдости-мягкости: [б] и [б'],  [м] и [м'], [п] и [п'], [в] и [в'], [ф] и [ф'], [з] и [з'], [с] и [с'], [д] и [д'], [т] и [т'], [н] и [н'], [л] и [л'], [р] и [р'], [к] и [к'], [г] и [г'], [х] и [х'].

Но есть звуки, у которых нет пары по признаку твёрдости-мягкости. Например, звуки [ж], [ш], [ц]  – непарные твёрдые, а [й’] и [ч’] – непарные глухие.

Непарные по твёрдости-мягкости. Твёрдые непарные: [ж], [ш], [ц]. Мягкие непарные: [й'], [ч'], [ш':].

По окончании отведенного времени желающие рассказывают о согласных, используя слайды 10, 11, 12.

4. Закрепление.

1. Учитель: Выполним упражнение 402 – фонетический разбор самостоятельно с последующей проверкой в парах.

2. Проблемная ситуация.

Учитель: Поспорили как-то согласные и гласные звуки, кто из них главнее. «Мы самые главные!» - топнули ногой согласные. «Нет, мы!» - не уступали им гласные. Целый день и ночь кричали, потом одумались и решили спросить у пятиклассников. Ребята! Как вы думаете – кто важнее? В каком случае легче отгадать слово – только по гласным или по согласным? (Слайд 14)

Ответы учеников.

Учитель: Сравните (слайд 15):

Д – М -  - Т

- ТВ – Т

С – ЛНЦ –

Или

- У – АЮ –

О -  - Е –

- О---Е

Вывод: все звуки речи важны, но согласные более отчетливо позволяют «узнать» слово.

3. Лингвистические игры.

- Образуйте разные слова, дополняя согласные буквы любыми гласными (слайд 16)

ТГ

ГР

ПРВЛ

ЖС

- Проверьте себя (слайд 17)

- Игры со словами (слайд 18, 19, 20)

4. Тест «ЗВУКИ И БУКВЫ» (слайд 21)

1. Найдите согласные звонкие звуки:

1) [с]; 2)[в]; 3)[р]; 4) [т]; 5)[ш]; 6)[з].

2. Найдите согласные глухие звуки:

1) [ч]; 2) [ж]; 3) [н];4) [к];5) [ф]; 6)[ц].

3.  В каком ряду все согласные звуки имеют пары по глухости -звонкости?

1)[б],[ф],[ш],[м];                    2)[т],[к],[д] [г];

3)[в],[н], [з],[л];                       4) [ж], [р],[с], [т].

4. В каком слове все согласные звуки мягкие?

1)чаща; 2) дело; 3) точка 4) шина

5.В каком слове все согласные звуки твердые

1) тень 2) подвиг 3) собака 4) барабанщик

5. Рефлексия.

    Для меня на уроке самым трудным было…

    Для меня на уроке самым интересным было…

    На уроке я узнал (а)…

    Самым интересным на уроке было…

Учитель: Спасибо за урок.

Домашнее задание.

- Выполнить фонетический разбор слов пальма, обезьяна, банан, море.

- Составить (устно) рассказ с этими словами.

infourok.ru

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Звуки гласные и согласные

Технологическая карта урока

УМК: Русский язык, 5 класс. Автор: Разумовская М.М., Львова С.И. и др., 2015г.

Урок №

Дата урока:

Тема урока: Звуки гласные и согласные. §28

Тип урока: Урок изучения новых знаний

Цель  урока: формировать представление об отличии буквы от звука, принципе деления звуков на гласные и согласные; познакомить с понятием «фонема»; развивать умение извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов, навыки самоконтроля, взаимоконтроля.

Предметные

Отрабатывать умение определять морфологические признаки данных частей речи. Знать, как изменяются данные части речи. Уметь определять морфологические признаки этих частей речи

метапредметные

Уметь использовать родной язык как средство получения знаний по другим предмета; применять полученные знания, умения, навыки анализа языковых  явлений на межпредметном уровне

личностные

Воспитывать стремление использовать грамматические правильные формы слов

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности ученика

Формируемые УУД

  1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Вступительное слово

- Послушайте стихотворение «Весенняя гроза» Ф.Тютчева.  Какие звуки передают грохот, раскаты грома?

Люблю грозу в начале мая,,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвеся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые… (г, р)

- Сегодня у нас необычное занятие – урок погружения в разнообразный мир звуков, окружающий нас со всех сторон. Давайте погрузимся в этот мир и попробуем в нем разобраться. Это поможет нам с вами лучше понять такой раздел науки о языке, как фонетика.

Слушают учителя, участвуют в диалоге, демонстрируют готовность к уроку.

Познавательные: осознают учебно-познавательную мотивацию

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции

Коммуникативные: работают в парах

  1. Актуализация прежних знаний

- Назовите скороговорки вам известные.

- Назовите скороговорки в которых звуки создают образ мчащейся конницы (От топота копыт пыль по полю летит)

- Каким звуком можно изобразить полет жука? (ж-ж-ж Жутко жуку сидеть на суку)

- Как называется этот приме в русском языке?  (звукопись)

Вспоминают поговорки, анализ текстов поговорок. Одну записать в тетрадь

П.: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза сравнения.

  Р.: принимают и сохраняют учебную задачу.

К.: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

  1. Выявление места и причины затруднения

- Как называется наука, изучающая звуки речи?  (Фонетика)

- Что изучает орфоэпия? (правильное произношение)

- Графика? (обозначение звуков буквами)

- Сколько звуков в природе? (много, разные, ответ найдем в стихотворении)

Сколько на свете звуков?

Сколько звуков речи?

Сколько в лесу – снежинок,

Сколько струек у речки.

Сколько в дожде – дождинок.

Сколько в песке – песчинок.

- На уроке русского языка мы какие звуки будем изучать? (звуки речи)

- Звуки, которые мы будем изучать, помогают различать слова по смыслу. Послушайте историю, когда две фонемы попали не в свои слова.

КОТ – огромный, просто страшный!

КИТ был маленький, домашний.

КИТ мяукал. КОТ пыхтел.

КИТ купаться не хотел.

Как огня воды боялся.

КОТ всегда над ним смеялся.

Время так проводит КИТ:

Ночью бродит, днем храпит.

КИТ любил залезть повыше

Ночью песни пел на крыше.

Позовешь его :кис-кис!

Он охотно прыгал вниз…

Отвечают на вопросы учителя, записывают в тетрадь термины.

П.: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Р.: осознают недостаточность своих знаний

К.: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

  1. Целеполагание

- Что у нас получилось, меняем один звук, а получаем совершенно новое слово. И каждый из звуков помогает различать слова по смыслу. Это звуки – смыслоразличители. И они имеют красивое название – ФОНЕМА (термин Бодуена де Куртэне)

- Чтобы зафиксировать фонемы на письме, придумали буквы.

- Прочитайте название §28.

- Сформулируйте цель нашей деятельности на  уроке.

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем; высказывают собственные мысли, обосновывают свою точку зрения.

П.: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Р.: планируют необходимые действия, действуют по плану.

К.: осуществляют совместную деятельность.

  1. Планирование учебной деятельности
  1. Прочитайте материал упр.181.  

(Сначала)Продолжите мои предложения и заполните таблицы (работа в парах):

  1. В русском языке  гласных букв…, а звуков…
  2. Гласные звуки состоят только…
  3. Гласные бывают…

звуки речи

буквы

гласные

- упр. 185 (у доски)

2. Прочитайте материал упр. 188. Ответьте на вопросы.

  1. Согласные звуки, состоящие из голоса и шума, называются…
  2. Согласные звуки, состоящие только из шума, называются…
  3. Ударных гласных звуков… (указать количество)
  4.  Согласных звуков … (указать количество)

Заполните таблицу

глухие -

звонкие-

согласные

всегда мягкие

всегда твердые

шипящие

сонорные

носовые

На основе прочитанного выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями. Заполняют таблицы

П.: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебника.

Р.: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

К.: осуществляют совместную деятельность в парах.

  1. Самоконтроль

- Защитите свои таблицы, которые вы составляли в парах.  Подпишите их.

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

К.:  осуществляют совместную деятельность в парах.

  1. Информация о домашнем задании

-  Материал § 28; упр.195 (в тетради)

Творческое задание. Меняя каждый раз одну букву в слове, преврати слова: ПОСТ в МОРЖ, КОЗА в ЛИСА

П

О

С

Т

п

о

р

т

п

о

р

а

к

о

р

а

к

о

р

ж

М

О

Р

Ж

К

О

З

А

л

о

з

а

л

у

з

а

л

у

п

а

л

и

п

а

Л

И

С

А

Записывают домашнее задание, уточняют свои учебные действия дома

  1. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

- Вспомним учебные цели  нашего урока. Достигли ли мы их?

- Что понравилось?

- Кто был самый активный на уроке?

- А самым грамотным?

Р.: Адекватно оценивают свою деятельность на уроке, осознают возникшие проблемы, ищут их причины и пути преодоления.

nsportal.ru

Урок русского языка в 5 классе на тему "Фонетика. Гласные звуки"

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме «Фонетика. Гласные звуки».

Цель урока: дать понятие о фонетике,

познакомить учащихся с гласными звуками и буквами.

Задачи урока.

  1. Обучающие: добиться усвоения учащимися понятия «фонетика»;

обучать умению находить гласные звуки.

  1. Развивающая: развивать умение различать звуки речи и буквы.

  2. Воспитывающая: воспитывать интерес к русскому языку,

формировать культуру речи.

Оборудование: учебник, компьютер, интерактивная доска, мячик, карточки.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Сегодня на уроке мы познакомимся с новой темой: «Фонетика». Подробнее изучим гласные звуки и буквы, а также научимся различать звуки и буквы. ( Тема, цели, задачи)

Откройте тетради, ребята. Запишите в них число, классная работа и тему урока.

  1. Актуализация опорных знаний.

Послушайте, пожалуйста, отрывки из стихотворений и скажите, какие звуки привлекли ваше внимание, какой звук чаще других повторяется. (Устно) (Слайды)

Задремали звёзды золотые,

Задрожало зеркало затона…

С.Есенин. (з)

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Ф.И.Тютчев. (г, гр, з) Даже слышим звуки грома.

Жук жужжал в густой осоке.

Вол лежал на солнцепёке.

Жук жужжал, жужжал, жужжал.

Вол лежал, лежал, лежал.

Б.Заходер. (ж) (Слышно жужжание)

Слушал шорох тишину,

В тишине лесной глуши

Шёпот к шороху спешит,

Топот по лесу шуршит.

- Ты куда?

- К тебе лечу.

- Дай на ушко пошепчу.

Шу-шу-шу да ши-ши-ши.

Тише, шорох, не шурши,

Тихо, шорох, не дыши!

В Суслов. (ш) (Шуршание)

О, весна – без конца и без краю –

Без конца и без краю мечта!

А.А.Блок. (ударный а)

Молодцы, ребята! Это особый приём в литературе, который используют поэты и писатели, называемый звукопись. Звукопись придаёт речи особую изобразительность, наглядность, т.е. помогает более яркой и образной передаче чувств автора и явлений, изображаемых им.

3.- Синтаксическая пятиминутка. (Письменно)

Опустели поля, и потянулись в осеннем небе косяки журавлей.

Подчеркните грамматическую основу предложения, составьте схему.

(1 ученик у доски, оценка)

- На слайде появляются буквы в 2 столбика.

- Ребята, перед вами буквы, записанные в 2 столбика. Почему они распределены именно так? (В одном столбике гласные, а в другом согласные.)

- Верно. В этой записи спрятаны 3 слова из записанного на доске и в ваших тетрадях предложения.

Послушайте ещё раз это предложение. Отгадайте эти слова. В каком случае отгадать слова из этого предложения легче – там, где в столбике записаны одни гласные, или там, где одни согласные? Какие звуки – гласные или согласные – дают больше информации о слове?

- Попытайтесь здесь «расшифровать» имена и фамилии известных вам поэтов. В одном столбике они записаны только с помощью гласных, а в другом – с помощью согласных. В каком случае легче отгадать слово? (Слайд)

- Согласные звуки отчётливо подсказывают полный звуковой состав слова. Чем больше согласных, тем легче отгадать слово.

- Итак, мы вспомнили гласные и согласные звуки и буквы.

Именно звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем и видим.

  1. Формирование умений и навыков.

Наша устная речь состоит из потока звуков, образующих слова.

Изучает звуки речи раздел науки о языке – ФОНЕТИКА. Прочитайте в учебнике, что говорится о «фонетике».(Вслух.) (Затем слайд). Учитель повторяет определение, читая его со слайда.

- Этот материал о фонетике дома выучить.

- Итак, фон – это звук. А какие ещё слова вы знаете, чтобы в них встречалась часть слова «фон»?

(Телефон

магнитофон

микрофон.)

- Что их объединяет?

(Все эти слова называют предметы, которые служат для передачи голоса.)

- На какие 2 группы делятся звуки речи? (Ответ детей: гласные и согласные)

(Слайд)

- Гласные… Почему они так называются?

- Гласные – из голоса. При их произношении воздух, поступающий из лёгких, свободно, без преград проходит через рот. Поэтому мы не слышим шума, как при образовании согласных звуков. Гласные можно легко тянуть, петь. (Можно протянуть с детьми вместе.)

- Основных гласных звуков 6 (слайд). Чтобы отличить их от букв, мы обозначаем их квадратными скобками.

(Звуки произносятся детьми вслух хором, а затем записываются учащимися в тетради.)

(Появляется следующий слайд)

- Назовите гласные буквы, которые вы видите в этих словах.

Е,Ё,Ю,Я – это буквы. А звуки такие есть?

(Слайд гласными звуками) Нет.

- Таким образом, гласных букв – 10. (Слайд) ( Можно назвать вслух хором.)

Буквы пишутся без скобок. Запишем их в тетрадь.

- А какие же звуки мы слышим на месте букв Е,Ё,Ю,Я ?

(Учитель произносит вслух, или слайд, а дети отвечают.)

Далее дети записывают их в тетради:

Е [Э] Ю [У]

Ё [О] Я [А]

- Что вы можете сказать о гласных? Что вы о них знаете?

- Гласные бывают ударные и безударные. (Слайд)

Ударные гласные различают слова, например, (записывается на доске) ДОМ – ДЫМ. Замена лишь одного звука в слове приводит к образованию слова с новым значением. Послушайте весёлое стихотворение Козловского:

Зевнул наборщик на работе и вместо «и» поставил «о».

Поймёте вы, когда прочтёте, что получилось у него.

Маляр повесил кисть на гвоздь, глядит:

Перед ним не КИСТЬ, а КОСТЬ.

В ведре не СУРИК, а СУРОК.

В углу не ВЕНИК, а ВЕНОК. (Дети отвечают хором).

(На слайде появляется: кисть – кость

сурик – сурок

веник – венок ) (Слайд)

- Попробуйте заменить гласные в этих словах и образовать новые слова: (по рядам) ПОЛ, ТОК, ВЁЛ. (Задание на слайде.)

(пал, пел, пил; вил, вял; тик, тюк)

- Итог: замена лишь одного звука в слове приводит к образованию слова с новым значением.

А вот какая забавная история произошла однажды, когда две фонемы попали не в свои слова. (Слайд)

В этой сказке
Нет порядка:
Что ни слово -
То загадка!
Вот что
Сказка говорит:
Жили-были
КОТ
и
КИТ.
КОТ - огромный, просто страшный!
КИТ был маленький, домашний.
КИТ мяукал.
КОТ пыхтел.
КИТ купаться не хотел,
как огня воды боялся.
КОТ всегда над ним смеялся!
Время так проводит
КИТ:
Ночью бродит,
Днем храпит.
КОТ
плывет по океану.
КИТ
Из блюдца есть сметану.
Ловит
КИТ
Мышей на суше.
КОТ
На море бьет
Баклуши!
КИТ
Царапался, кусался,
Если ж был неравен спор -
От врагов своих спасался,
Залезая на забор.
Добрый КОТ
Ни с кем не дрался,
От врагов уплыть старался:
Плавниками бьет волну
И уходит
В глубину...
КИТ
Любил залезть повыше.
Ночью
Песни пел на крыше.
Позовешь его:
- Кис, кис! -
Он охотно
Спрыгнет вниз.

Поиграем с фонемами.

Задание 1. Из каждого слова выньте по одной фонеме. Сделайте это так, чтобы из оставшихся фонем получилось новое слово. Вот так: горсть - гость.

Всласть, краска, склон, полк, тепло, беда, экран

Задание 2. Теперь, наоборот, добавьте к каждому слову одну фонему, чтобы получилось новое слово. Вот так: роза - гроза. Рубка, дар, стол, клад, лапа, шар, усы, укус

 Задание 3. Замените в словах одну согласную фонему. Вот так: корж - морж.

Ногти, булка, лапка, зубы, киска, песок, галка, орел, норка, клин, тоска, свет, полено, рамочка

5. Итоги урока.

Подведём итоги нашего урока. Сегодня мы рассматривали тему «Фонетика. Гласные звуки».

- Что же такое фонетика? (Раздел науки о языке.)

- Что изучает фонетика? (Звуки речи.)

- Чем звуки отличаются от букв? (Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем.)

- Какой звук мы слышим в слове фонетика (э), а какую букву пишем? (е)

- На какие 2 группы делятся звуки? (Гласные и согласные.)

- Сколько гласных звуков? (6)

- Назовите гласные звуки. (а, о, у, э, ы, и)

- Почему они так называются? (Произносятся голосом.)

- Сколько гласных букв? Назовите их. (а, о, у, э, ы, и, е, ё, ю, я)

- Как не допустить ошибки в правописании безударных гласных в корнях слов?

- Интересно вам было сегодня на уроке? Не трудно? Очень хорошо.

Что нового вы сегодня узнали?

(Мы узнали о звукописи - особом приёме в литературе: звуками можно передавать разные явления, например, грозу.

Узнали, что фонетика – это раздел науки о языке, который изучает звуки речи.

Звуки и буквы не одно и то же: звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем и видим.

Количество гласных звуков и букв не совпадает: гласных звуков – 6, а букв – 10.

А звуки, которые мы слышим, и буквы, которые пишем, не всегда совпадают. Отсюда и ошибки. Обязательно надо проверять правописание буквы, а если нельзя проверить, то нужно запомнить.)

- Вы все сегодня очень хорошо работали. Оценки за урок: …

- Запишите домашнее задание:

Урок окончен. До свидания.

infourok.ru

Урок русского языка в 5 классе (+презентация) на тему «Гласные и согласные звуки».

15.09.2016 Урок №10 Русский язык 5-е классы Макогон Т.А.

Тема: «Гласные и согласные звуки».

Цели:

1. Образовательные: формирование у учащихся умений различать буквы и

звуки; закрепление навыков работы с фонетической характеристикой звуков речи;

формирование умений транскрибирования слова; обогащение словаря учащихся за счет

введения новых слов.

2. Развивающие: развитие речи, памяти, внимания, мышления; развитие у

учащихся познавательного интереса; совершенствование умений различать

твёрдые/мягкие, глухие/звонкие согласные звуки, ударные/безударные гласные звуки;

совершенствование умений различать буквы алфавита и звуки речи; развитие умений

самостоятельной работы.

3. Воспитательные: воспитание чувства уважения к языку; пробуждение

интереса к родному языку, грамотному обращению с языковым материалом; воспитание

аккуратности в работе.

Тип урока: урок закрепления знаний.

Оборудование: учебник, презентация.

План урока

1. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Проверка Д/ З Правила(работа в парах), алфавит (фронтально).

2.Орфографический практикум с.18 (работа со словарём),самопроверка (Слайд№2)

Тысячи разных звуков окружают человека: шелест травы, завывание ветра, журчание ручейка, пение птиц, музыка. Едва проснувшись утром, мы слышим, как тикают часы, плещется вода в умывальнике, мама гремит посудой на кухне. Но вот она заходит в комнату, и мы слышим: “Вставай, уже пора в школу!” Как называются эти последние звуки? (Это звуки речи).

Чем они отличаются от всех остальных звуков? (Из них можно составить слова, предложения – они несут информацию).

3.Актуализация опорных знаний

Звуков человеческой речи не пересчитаешь, так их много! С помощью точной аппаратуры установили, что даже у одного человека, когда он говорит, звуки бесконечно разные.

- Чем отличается звук от буквы?

 - А знаете, ребята, чтобы составить несколько миллионов слов, сколько надо звуков?(42)

  1. Как называется раздел науки о языке, изучающий звуки речи?

(Ответ: Раздел науки о языке, изучающий звуки речи, называется фонетикой.)

  • Итак, мы с вами изучаем раздел, в которой живут наши любимые звуки. Я приготовила для вас интересное задание. Вам нужно выбрать жителей страны Фонетика. (Слайд№3)

  • (Корень, соединительная гласная, звонкий, транскрипция, приставка, ударение, и/ы после ц, суффикс, о/ё после шипящих, звук, фонетика, окончание, корни с чередованием, согласный, основа, сонорный гласный) Проверка. (Слайд№4)

  1. На какие группы делятся звуки речи?

(Ответ: Звуки речи делятся на согласные и гласные.) (Слайд№5)

3.Какие звуки являются гласными? (Звуки, состоящие только из голоса, называются гласными.)

4. Какие звуки являются согласными? (Звуки, стоящие из голоса и шума, называются согласными.)

3. Работа над новым материалом .

(Слайд№1) тема урока.

Все согласные произносятся с некоторым шумом. Но этот шум выражен в разной степени.

Попробуйте произнести звук д

Затем звук т

В каком случае слышен один шум? Правильно во 2 варианте.

Вывод: (Слайд№6)

Согласные звуки, состоящие из только из одного шума ( такие,

как т, к, с, ф, п, ш ) называются глухими согласными. А звуки, состоящие не только из шума, но и из голоса(такие, как б, в, г, д, ж, з ) называются звонкими согласными. Это правило нужно запомнить.

В этом правиле есть свои исключения. Исключения эти - согласные, которые не образовывают пары по звонкости/ глухости .Это, например, глухие согласные х, х, ц,ч, щ они глухие и у них нет звонкой пары. А также исключениями являются сонорные согласные - р, р, л, л, м, м, н, н, й, у них также не бывает пары по глухости/ звонкости. В этих согласных голос преобладает над шумом (звучные).- сонорные. (Слайд№7)

Сравним наше правило с правилом в учебнике с 18-19

4. Работа по учебнику

Теперь давайте посмотрим, как работает это правило на практике. Схема, у.33

Цель: уметь определять лексическое значение слова, изменяя его звуковой состав. Упр 31

Вывод: если в слове изменить звуковой состав, лексическое значение изменится.

5. Озвончение и оглушение согласных (Слайд№8)

В жизни трудящихся звуков

Разное может случиться.

Могут они оказаться

В слабой или сильной позиции.

Гласные и согласные

Бывают такие опасные:

Звук очень ясно слышится,

А буква другая пишется.

Проникнув в тайны фонемы,

Осилим эти проблемы.

(А.Т. Арсирий)

Учитель: (Слайд № 7) Обозначение звонких и глухих согласных на письме

Сравните, какой звук обозначает буква Д в словах САДЫ, САД и ПОСАДКА.

САДЫ САД ПОСАДКА

[сады] [сат] [пасатка]

Вывод: В русском языке звонкие согласные могут заменяться парными им глухими согласными на конце слова или перед глухим согласным. Этот процесс называется оглушением. (Слайд№9)

С глухими согласными в словах может происходить противоположное явление. В позиции перед звонкими согласными глухие согласные могут заменяться на парные звонкие, то есть озвончаться. (Слайд№10)

просить просьба

[прас , ит , ] [проз , ба]

Шалаш был рядом с домом.

[ж] [з]

Вывод:- глухой согласный может заменяться парным звонким перед звонкими согласными.

- Чтобы не ошибиться в правописании согласной, какое правило должны знать?

Дети: (Чтобы не ошибиться в написании согласной в корне, нужно изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, в которой после проверяемой согласной стоит гласная или согласные л, м, н, р н-р: дуб- бубы, круг- круглый). У 34

Физкультминутка

Итак, ребята, в потоке речи звуки влияют друг на друга, что приводит к их изменению. Эти изменения звуков мы называем фонетическими процессами.

О каких фонетических процессах, связанных с согласными звуками упоминается в сказке.

Сказка о глухих и звонких согласных.

Пришли однажды к Алфавиту буквы Зэ и Эс. Стонут, охают.

- Что случилось? – забеспокоился Алфавит. Вы заболели?

- Может и заболели, - проворчала буква Зэ. Звуки, с которым мы работаем, правила нарушают. Моя задача – обозначить звонкий звук З, а на деле что получается?

На конце слов воз, мороз появляется глухой С, то же самое в словах перевозка, сказка перед глухими согласными.

Может, звук З простудился и голос теряет?

- А вы на что жалуетесь?- обратился Алфавит к букве ЭС.

Буква ЭС склонила голову, за неё ответила ЗЭ:

- Буква ЭС у нас тихая, поэтому и согласилась глухой звук С обозначать, но в словах косьба и просьба на её месте звучит такой звонкий З, что хоть уши зажимай!

Улыбнулся Алфавит:

- Никакого нарушения правил здесь нет. Многие согласные составляют пары. Звуки в них отличаются только тем, что один из них звонкий, а другой глухой, и иногда они заменяют друг друга.

О каких фонетических процессах, связанных с согласными звуками упоминается в сказке.

Вывод: озвончение и оглушение.

Мы вооружились знаниями по фонетике. Давайте не будем терять ни минуты и скорее приступим к выполнению заданий. (Слайд№10)

Вывод: прав № 3

  1. Перед вами на экране пословица.(

Ум и здоровье дороже всего.

Прочитайте пословицу. Объясните смысл пословицы. Перепишите пословицу в тетради. Внимание на экран! Подчеркните согласные.

Что можете сказать? (звонкие согласные) – охарактеризуйте согласные звуки.

Вывод: звуки бывают звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими.

Цель: Какие звуки создают образ тишины в стихотворении Никитина?

Послушайте стихотворение поэта XIX века И.С. Никитина «Тихо ночь ложится».

- Определите тему текста (Ночная природа)

- Какова на ваш взгляд его идея?

(Показать красоту родной природы, её величие)

- Как автор относится к своей родине?

(с любовью, с восхищением, как к живому существу)

Тихо ночь ложится
На вершины гор,
И луна глядится
В зеркала озёр;

Над рекой широкой,
Сумраком покрыт,
В тишине глубокой
Лес густой стоит;

Светлые заливы
В камышах блестят,
Неподвижно нивы
На полях стоят;

Небо голубое
Весело глядит,
И село большое

Беззаботно спит.

И. С. Никитин

- Какие изобразительно-выразительные средства помогают автору выразить свои чувства?

(Ночь ложится, луна глядится, небо глядит, село спит - олицетворения, зеркала озёр (метафора), небо голубое - эпитеты и др.)

- Какие звуки больше всего используются в словах для передачи явлений природы? Придают стихотворной речи музыкальное, поэтическое звучание?

(Для передачи таинственной тишины автор использует повтор шипящих, глухих согласных [с], [х]. В стихотворении много звуков [л’], [л]. Это сонорные звуки. Они делают речь музыкальной, плавной.

Звуковое впечатление движения воздуха, облаков, состояния создаётся за счёт гласных [у], [и])

Учитель: Стилистический приём, заключающийся в повторении определённых согласных звуков (или сочетаний звуков) в том или ином речевом отрезке, называется аллитерацией.

Вывод: звуки «подтверждают смысл слов».

Д/з С.18-20 выучить правила, у.35 (по образцу)

Рефлексия.

Приложение.

А сейчас я предлагаю побывать выпускниками. Вы знаете, что они сдают экзамены в форме ЕГЭ. Перед вами тесты, выполняйте, а потом сможете оценить свои работы сами.

1 вариант

1. На какие две группы делятся гласные?

А) Ударные и безударные;

Б) парные и непарные;

В) сильные и слабые

2Отметь слова, в которых все согласные - глухие:

а ) писать, витрина, поклон;

б ) капот(у машины), лошадь, кипит.

3.Укажите звонкие согласные:

[ в ]; [ д ]; [ ц ]; [ ж ]; [ щ ]; [ ч ].

4. Сколько букв в русском алфавите?

А) 31;

Б) 32;

И) 33

5. найди четвёртое лишнее слово.

А) Коробка;

Б) дуб;

В) пруд;

Г) молодьба.

2 вариант

1.На какие две группы делятся гласные?

А) Ударные и безударные;

Б) парные и непарные;

В) сильные и слабые

2.Отметь слова, в которых все согласные - звонкие:

а ) говорил, поил, мешал;

б ) теснота, говор, повар.

3.Укажите глухие согласные:

[ м ]; [ х ]; [ й ]; [ р ]; [ з ]; [б ].

4. Сколько звуков в речи?

А) 47;

Б) 60;

В) 42.

5. найди четвёртое лишнее слово.

А) Мороз;

Б) хоровод;

В) варежка;

Г) просьба.

«Хитрые вопросы»

- В каком слове сорок гласных? (сорока)

- В каких словах по сто согласных? (стол, стог, стон, стоп)

Цифровой диктант: 1- звонкий, 2- глухой.

Хоккей, волейбол, теннис, шашки, гимнастика, баскетбол, плавание, мотокросс, дзюдо.(2, 1, 2, 2, 1, 1, 2, 1, 1.)

Выставление отметок

infourok.ru

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: «Фонетика. Гласные и согласные звуки»

2. Повторение пройденного материала. Цель для учителя:  включить обучающихся в учебно-практическую деятельность. Цель для учеников: повторить орфограмму «Безударные гласные». Задачи: уметь подбирать проверочные слова

3. Выведение темы урока, постановка цели урока.

 Цель для учителя:  включить обучающихся в учебно-практическую деятельность. Цель для учеников: уметь ставить цели урока.

Задачи: стимулировать понимание учащимися цели урока.

4. Объяснение нового материала.

1) Речевой аппарат человека.

2) Исследовательская работа в группах.   Цель для учителя: показать функцию звуков Цели для учеников: сделать выводы о роли и видах звуков. Задачи: формировать  умение работать в группе; отрабатывать  навык  анализировать  и делать выводы,обобщать.

3)Итоги работы групп. Цель для учителя: научить обучающихся сделанные выводы записывать в схему. Цели для учеников: уметь сделанные выводы записывать в блок-схему.

Задачи: формировать умение выделять существенные признаки, анализировать, делать выводы  

5. Физкультминутка

Цель для учителя: снять напряжение с глаз и активизировать работу учащихся. Цель для учеников: снять напряжение с глаз.

Задача: формирование необходимости заботиться о своём здоровье, беречь зрение.

6. Систематизация и обобщение знаний. Цель для учителя: закрепить  умения и навыки учащихся по теме, умение различать буквы и звуки, видеть их смыслоразличительную роль. Цели для учеников: уметь применять полученные знания на практике.

7. Подведение итогов. Выставление оценок. Цель для учителя:  научить обучающихся самостоятельно оценивать результат своей работы; дать оценку успешности достижения обучающихся поставленной цели. Цели для учеников: уметь оценивать себя, уметь подводить итоги работы.

8.Задание на дом. Цель для учителя: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения. Цели для учеников: совершенствовать практическое применение знаний, умений, навыков, полученных на уроке.

Задачи: закрепление изученного материала, контроль.

Регулятивные: коррекция, оценивание

Личностные: стремятся развивать внимание, проявляют самостоятельность

Коммуникативные: аргументируют свою точку зрения

Регулятивные: умение ставить цели, прогнозировать

Коммуникативные: сотрудничество учителя с учениками, выражение своих мыслей. Познавательные: построение высказывания.

Личностные: стремятся развивать внимание.

Регулятивные: прогнозирование, коррекция, оценивают свои действия. Познавательные: поиск информации, структуирование информации, построение высказываний, выбор способов действий.

Коммуникативные: выражение мыслей, сотрудничество друг с другом.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем.

Регулятивные: коррекция знаний.

Познавательные: анализируют, сравнивают, контролируют свою деятельность. Коммуникативные: сотрудничают со всеми участниками, аргументируют свою точку зрения, полно выражают свои мысли, сотрудни

чают в паре.

Личностные: развивают навыки сотрудничества.

Познавательные: контролируют результаты деятельности. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: контролируют результаты деятельности. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Организует работу, объясняет цели. Задание: Мы ходим по земле. Но не всё замечаем. Даже сухой мох, травинка, гриб, семечко липы могут вас удивить.

-Выпишите слова с безударными гласными, проверяемыми ударением.

-Почему мы можем ошибиться в написании этих слов?

- А сейчас закройте глаза.  Послушайте внимательно.  (Раздаются звуки природы)   Что вы услышали?  (Услышали звуки)

- Ребята, а люди могут общаться друг с другом при помощи звуков природы? (Нет).

 - А какие звуки нам помогают в общении? (Звуки речи).

- Совершенно верно.  Наша жизнь полна звуков. Большое количество звуков  окружает нас. Звуки  бывают разные. Человек даже изобрёл аппараты, которые передают звуки. Они имеются в каждом доме. Назовите их ( Телефоны). Найдите другие слова с частью слова фон.

- Что общего?  Что их объединяет? (часть слова - фон)

 - Фон – это греческое слово.  Как вы думаете, что оно обозначает? (  Звук.)

- Но в русском языке, ребята, есть слово “фон”, например, светлый фон, на фоне вечернего неба. Являются ли все названные нами слова с корнем “фон” однокоренными? Почему? (Слово “фон” обозначает – 1) цвет; 2) задний план картины; 3) обстановка).

- В русском  языке один из разделов науки о языке в своём названии тоже содержит часть слова  фон.  Назовите этот раздел. (Фонетика)

- Фонетика. Запомните это слово, звук [н] произносится твердо. Повторите. Это слово пришло к нам из греческого языка

- Что он изучает?

-На какие группы делятся звуки речи?

-Значит, какова цель нашего урока?

 Выведение темы, постановка целей и задач урока

Учитель рассказывает о речевом аппарате человека.

- Сейчас мы проведём исследование.

Будем исследовать гласные звуки. Использовать материал учебника (п.50,51)

Слова в карточках для 1, 2, 5, 6 групп. Звуки, зима, соль, туман, хорошо, дуб, сани, ножницы, эхо.

-Эти звуки, ребята, называются смыслоразличительными (фонемами)

1. Из каждого слова выньте по одной фонеме. Нужно изменить слово, так чтобы получилось новое.

Экран, склон, горсть, краска

  1. Теперь добавьте одну фонему. Роза, лапа, шар, усы.
  2. 3. Замените одну согласную фонему. Клин, тоска, булка, полено.

2. Работа с учебником. Упражнение 269 по заданию.

-определите основную мысль текста;

-прочтите строки, в которых содержится доказательство

-самостоятельно выполните 2-ую часть задания.

Индивидуальные задания на карточках с последующей проверкой (работа в паре) (Приложение 2)

Самопроверка.  Оценки.

-Достигли ли мы целей урока?

-Какую тему мы сегодня изучали?

-Что повторили, а что узнали нового?

-Какие умения вам пригодятся в дальнейшей жизни?

Спасибо всем за работу!

- Теория п.50, 51,52 упр. 265,270 (устно)

1 человек у доски, остальные в тетради.

   

-При произношении слышится другой звук.

-Услышали звуки

-нет

-звуки речи

 Магнитофон – аппарат для магнитной записи  и воспроизведении  звука; микрофон – прибор, применяемый для передачи звуков на большие расстояния

- часть слова – фон

-Звук.

-Фонетика

-( Звуки речи)

-Гласные и согласные.

- знать как образуются звуки, роль звуков в словах;

-научиться  различать звуки и буквы,

Задачи:

- узнать как образуются звуки;

- исследовать гласные и согласные звуки;

- обобщить и закрепить полученные на уроке знания

Слушание.

Работа в группах.

Вывод:

  1. [э, о, у, и, а, ы]
  2. Гласные звуки состоят только из голоса. При образовании выдыхаемый воздух проходит через рот свободно.
  3. Могут быть ударными и безударными (дом-дома)
  4. Один звук может изменить слово, например, эхо-ухо ….

Коллективная работа.

1 человек у доски, остальные в тетради. (Самопроверка)

2 человека выполняют задание на карточке

Оценивают свою работу на уроке в виде смайликов.

Записывают задание.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *