Солнце относится к какой природе – Живая и неживая природа (1 класс, окружающий мир) – примеры и особенности

Содержание

Неживая и живая природа. Учебник, с. 24 — 25

Неживая и живая природа

Ответы к стр. 24 - 25

Задания

1. Вспомни, что относится к природе.

Природа - это то, что нас окружает, но не создано человеком. Солнце, воздух, вода, растения, животные - всё это объекты природы.

2. Что необходимо растениям и животным для жизни?

Животные - живые существа. Они растут, развиваются, приносят потомство. Животные питаются, передвигаются, строят жилища. Животным необходимы для жизни пища, воздух, вода, тепло и свет. Растение - живое. Оно растёт, развивается, приносит потомство. Каждое растение когда-нибудь умирает. Но многие растения живут очень долго. Растениям необходимы для жизни вода, воздух, свет и тепло.

  • Рассмотри фотографии на с. 24 - 25. На какие две группы можно разделить объекты природы, изображённые на них?

Все объекты природы можно разделить на две большие группы: живую и неживую природу.

  • С помощью фишек разного цвета обозначь, что относится к неживой, а что - к живой природе.

Солнце, камень (полезные ископаемые), облако, сосульки - это

НЕЖИВАЯ ПРИРОДА.
Дерево, человек, бабочка, медведь - ЖИВАЯ ПРИРОДА.

  • С помощью книги "Энциклопедия путешествий. Страны мира" приведи примеры объектов неживой и живой природы разных стран. 

Венгрия:

Живая природаНеживая природа
дуб, бук, ясень, бурый медведь, кабан, олень, рысь, бобёр, дрофа, форель, судак, щукарека, равнина, пещера

 

Австрия:

Живая природаНеживая природа
дуб, граб, бук, лиственница, сосна, ель, серна, олень, сурок, корова, эдельвейс, бабочкигора, водопад, озеро.

 

Греция:

Живая природаНеживая природа
кипарис, мандариновое дерево, лимонное дерево, апельсиновое дерево, дерево инжира, оливы,  олеандр, бугенвиллея, перепела, куропатки, коршуны, орлы, соколы, совы, чайки, цикада, ящерица, геккон, черепаха, богомолы, светлячки, пчёлы, кабан, олень, шакал, горная коза кри-кри, бабочка-медведица, дельфины, тюлениморе, горы, река, вулкан, ущелье, воздух, вода, природные ресурсы,уголь, руда, мрамор

 

Объединённые Арабские Эмираты:

Живая природаНеживая природа
саранча, финиковая пальма, зайцы, тушканчики, шакалы, гиены, газели, змеи, скорпионы, дельфины, морские черепахи, креветки, омары, осьминоги, кальмары, устрицы, мидии, верблюды, белый орикс, песчаная газель, розовые фламинго, зелёная морская черепаха, сокол, собака салюкиморе, солнце, нефть, песок

 

Аргентина:

Живая природаНеживая природа
пингвины, капибара, гуанако, ягуар, гигантский муравьед, тукан, колибри, носухавоздух, ветер, солнце, горы, река, лёд, озеро, полезные ископаемые

 

  • Подумайте, чем живые существа отличаются от объектов неживой природы.

ЖИВАЯ ПРИРОДА: растёт, питается, дышит, умирает, приносит потомство.

Окружающий мир. 2 класс.

Ответы

Ответы к домашнему заданию. 2 класс. Все предметы

Неживая и живая природа. Учебник, с. 24 — 25

3 (59.05%) от 21 голосующих

razviwaika.ru

Солнце: описание, структура, особенности (фото)

То, что без Солнца жизнь на Земле не существовала бы, люди поняли давным-давно, ведь его возвеличивали, ему поклонялись, а отмечая день Солнца, нередко приносили человеческие жертвы. За ним наблюдали и, создавая обсерватории, решали такие простые на первый взгляд вопросы о том, почему Солнце светит днём, какова по своей сути природа светила, когда происходит закат Солнца, где оно встаёт, какие объекты находятся вокруг Солнца, и планировали свою деятельность на основе полученных данных.

Ученые не догадывались, что на единственной звезде Солнечной системы существуют времена года, очень напоминающие «сезон дождей» и «сухой сезон». Активность Солнца попеременно возрастает то в северном, то в южном полушарии, длится одиннадцать месяцев, и столько же времени снижается. Наряду с одиннадцатилетним циклом его активности напрямую зависит жизнь землян, поскольку в это время из недр звезды выбрасываются мощные магнитные поля, вызывающие опасные для планеты солнечные возмущения.

Единственная звезда Солнечной системы

Возможно, кое-кто удивится, узнав, что Солнце планетой не является. Солнце — это огромный, светящийся, состоящий из газов шар, внутри которого постоянно происходят термоядерные реакции, выделяющие энергию, дающую свет и тепло. Интересно, что подобной звезды в Солнечной системе не существует, а потому оно притягивает к себе все объекты более мелких размеров, оказавшиеся в зоне его гравитации, в результате чего они начинают вращаться вокруг Солнца по траектории.

Естественно, в космосе Солнечная система находится не сама по себе, а входит в состав Млечного пути, галактики, что являет собой огромную звёздную систему. От центра Млечного пути, Солнце отделяет 26 тыс. световых лет, поэтому движение Солнца вокруг него составляет один оборот за 200 млн. лет. А вот вокруг своей оси звезда оборачивается за месяц – и то, данные эти приблизительны: оно являет собой плазмовый шар, составные которого вращаются с разной скоростью, а потому трудно сказать, сколько именно времени уходит на полный оборот. Так, например, в районе экватора это происходит за 25 дней, у полюсов – на 11 дней больше.

Из всех известных на сегодняшний день звёзд, по яркости наше Светило находится на четвёртом месте (когда звезда проявляет солнечную активность, она светит ярче, чем когда спадает). Сам по себе этот огромный газообразный шар белого цвета, но из-за того, что наша атмосфера поглощает волны короткого спектра и луч Солнца у поверхности Земли рассеивается, свет Солнца становится желтоватого оттенка, а белый цвет можно увидеть разве что в ясный погожий день на фоне голубого неба.

Почему дует ветер?61894.311

Будучи единственной звездой Солнечной системы, Солнце также является единственным источником её света (не считая очень далёких звёзд). Несмотря на то, что Солнце и Луна на небе нашей планеты являются самыми крупными и яркими объектами, разница между ними огромная. Тогда как Солнце само излучает свет, спутник Земли, будучи абсолютно тёмным объектом, просто отражает его (можно сказать, что мы также видим Солнце ночью, когда на небе находится освещённая им Луна).

Светило Солнце – звезда молодая, её возраст, по оценкам учёных, составляет более четырёх с половиной миллиардов лет. А потому относится к звезде третьего поколения, которая была образована из остатков ранее существующих звёзд. Его по праву считают самым большим объектом Солнечной системы, поскольку его вес в 743 раза больше массы всех планет, вращающихся вокруг Солнца (наша планета в 333 тысяч раз легче Солнца и меньше его в 109 раз).

Атмосфера Солнца

Так как температурные показатели верхних слоёв Солнца превышают 6 тыс. градусов Цельсия, оно твёрдым телом не является: при такой высокой температуре любой камень или металл трансформируется в газ. К таким выводам учёные пришли недавно, поскольку раньше астрономы выдвигали предположение, что излучаемый звездой свет и тепло являются результатом горения.

Чем больше астрономы наблюдали за Солнцем, тем понятней становилось: его поверхность накалена до предела вот уже несколько миллиардов лет, а так долго ничего гореть не может. По одной из современных гипотез, внутри Солнца происходят те же процессы, что в атомной бомбе – материя преобразовывается в энергию, и в результате термоядерных реакций водород (его доля в составе звезды составляет около 73,5 %) трансформируется в гелий (почти 25%).

Слухи о том, что Солнце на Земле рано или поздно погаснет, не лишены оснований: количество водорода, находящегося в ядре, не безгранично. По мере его сгорания внешний слой звезды будет расширяться, в то время как ядро, наоборот, уменьшаться, в результате чего жизнь Солнца закончится, и оно преобразуется в туманность. Начнётся этот процесс нескоро. По расчётам учёных, это произойдёт не ранее, чем через пять-шесть миллиардов лет.

Что касается внутренней структуры, то поскольку звезда являет собой газообразный шар, с планетой его объединяет разве что наличие ядра.

Ядро

Именно здесь происходят все термоядерные реакции, порождающие тепло и энергию, которые, минуя все последующие слои Солнца, покидают её в виде солнечного света и кинетической энергии. Солнечное ядро простирается от центра Солнца на расстояние в 173 000 км (приблизительно 0,2 солнечного радиуса). Интересно, что в ядре звезда вокруг своей оси вращается намного быстрее, чем в верхних слоях.

Зона лучистого переноса

Ушедшие из ядра фотоны в зоне лучистого переноса сталкиваются с плазмовыми частицами (ионизированным газом, образованным из нейтральных атомов и заряженных частиц, ионов и электронов) и обмениваются с ними энергией. Столкновений наблюдается так много, что фотону, дабы миновать этот слой, иногда требуется около миллиона лет, и это несмотря на то, что плотность плазмы и её температурные показатели у внешней границы уменьшаются.

Тахоклин

Между зоной лучистого переноса и конвективной зоной находится очень тонкий слой, где происходит формирование магнитного поля – силовые линии электромагнитного поля вытягиваются плазмовыми потоками, увеличивая его напряжённость. Есть все основания предполагать, что здесь плазма значительно изменяет свою структуру.

Конвективная зона

Возле солнечной поверхности, температуры и плотности вещества становится недостаточно для того, чтобы энергия Солнца переносилась лишь с помощью переизлучения. Поэтому здесь плазма начинает вращаться, образовывая вихри, перенося энергию к поверхности, при этом чем ближе к внешнему краю зоны, тем больше она охлаждается, а плотность газа уменьшается. В то же время охлаждённые на поверхности частицы находящейся над ней фотосферы уходят в конвективную зону.

Фотосфера

Фотосферой называют самую яркую часть Солнца, которую можно увидеть с Земли в виде солнечной поверхности (называется она так условно, поскольку тело, состоящее из газа, поверхности не имеет, поэтому её относят к части атмосферы).

По сравнению с радиусом звезды (700 тыс. км) фотосфера представляет собой очень тонкий слой толщиной от 100 до 400 км.

Именно здесь во время проявления солнечной активности происходит выделение световой, кинетической и тепловой энергии. Поскольку температура плазмы в фотосфере ниже, чем в остальных местах, и присутствует сильное магнитное излучение, в неё формируются солнечные пятна, порождающие всем известный феномен, как вспышки на Солнце.

Хотя вспышки на Солнце непродолжительны, энергии в этот период выбрасывается чрезвычайно много. А проявляется она в виде заряженных частиц, ультрафиолетового, оптического, рентгеновского или гамма-излучения, а также плазмовых течений (на нашей планете они вызывают магнитные бури, негативно влияющие на здоровье людей).

Газ в этой части звезды относительно разряжён и вращается очень неравномерно: его оборот в районе экватора составляет 24 дня, на полюсах – тридцать. В верхних слоях фотосферы зафиксированы минимальные температурные показатели, из-за которых из 10 тыс. атомов водорода только один имеет заряженный ион (несмотря на это, даже в этой области плазма является достаточно ионизированной).

Хромосфера

Хромосферой называют верхнюю оболочку Солнца толщиной в 2 тыс. км. В этом слое температура резко возрастает, а водород и другие вещества начинают активно ионизироваться. Плотность этой части Солнца обычно невысока, а потому с Земли трудно различима, и увидеть её можно лишь в случае затмения Солнца, когда Луна закрывает собой более яркий слой фотосферы (хромосфера в это время светится красным цветом).

Корона

Корона является последней внешней, сильно раскалённой оболочкой Солнца, которая видна с нашей планеты во время полного солнечного затмения: она напоминает лучистый ореол. В другое время увидеть её невозможно из-за очень невысокой плотности и яркости.

Состоит она из протуберанцев, фонтанов раскалённого газа высотой до 40 тыс. км, и энергетических извержений, которые на огромной скорости уходят в космос, образуя солнечный ветер, состоящий из потока заряженных частиц. Интересно, что именно с солнечным ветром связаны многие природные явления нашей планеты, например, северное сияние. Надо заметить, что солнечный ветер сам по себе чрезвычайно опасен, и если нашу планету не защищала атмосфера, то он погубил бы всё живое.

Земной год

Вокруг Солнца наша планета движется на скорости около 30 км/с и период полного её оборота равняется одному году (длина орбиты составляет более 930 млн. км). В точке, где солнечный диск находится ближе всех к Земле, нашу планету от звезды отделяет 147 млн. км, а в наиболее удалённой точке – 152 млн. км.

Видимое с Земли «движение Солнца» изменяется на протяжении целого года, а его траектория напоминает восьмёрку, вытянутую вдоль оси Земли с севера на юг с уклоном в сорок семь градусов.

Происходит это из-за того, что угол отклонения оси Земли от перпендикуляра к плоскости орбиты составляет около 23,5 градусов, а поскольку наша планета вращается вокруг Солнца, лучи Солнца ежедневно и ежечасно (не считая экватора, где день равен ночи) меняют угол своего падения в одной и той же точке.

Летом в северном полушарии наша планета наклонена в сторону Светила, а потому лучи Солнца освещают земную поверхность максимально интенсивно. А вот зимой, поскольку путь солнечного диска по небу проходит очень низко, луч Солнца падает на нашу планету под более крутым углом, а потому земля прогревается слабо.

Средняя температура устанавливается, когда наступает осень или весна и Солнце расположено на одинаковом расстоянии по отношению к полюсам. В это время ночи и дни имеют приблизительно одинаковую продолжительность – и на Земле создаются климатические условия, являющие собой переходной этап между зимой и летом.

Такие изменения начинают проходить ещё зимой, после зимнего солнцестояния, когда траектория движения Солнца по небосводу изменяется, и оно начинает подниматься.

Поэтому, когда наступает весна, то Солнце приближается ко дню весеннего равноденствия, продолжительность дня и ночи становится одинаковой. Летом, 21 июня, в день летнего солнцестояния, солнечный диск достигает наивысшей точки над горизонтом.

Земной день

Если на небосвод смотреть с точки зрения землянина в поисках ответа на вопрос, почему Солнце светит днём и где оно встаёт, то вскоре можно убедиться, что Солнце всходит на востоке, а его заход можно увидеть на западе.

Происходит это из-за того, что наша планета не только движется вокруг Солнца, но ещё и вращается вокруг своей оси, совершая полный оборот за 24 часа. Если смотреть на Землю из космоса, то можно увидеть, что она, как большинство планет Солнца, оборачивается против часовой стрелки, с запада на восток. Стоя на Земле и наблюдая за тем, где Солнце показывается утром, всё видится в зеркальном отражении, а потому Солнце встаёт на востоке.

При этом наблюдается интересная картина: человек, наблюдая за тем, где Солнце находится, стоя на одной точке, вместе с Землёй движется в восточном направлении. В это же время части планеты, которые расположены в западной стороне, одну за другой постепенно начинает освещать свет Солнца. Так. например, восход Солнца на восточном побережье США можно увидеть на три часа раньше до того, как Солнце встаёт на западном.

Солнце в жизни Земли

Солнце и Земля настолько связаны друг с другом, что роль самой крупной звезды на небе трудно переоценить. Прежде всего, вокруг Солнца образовалась наша планета и появилась жизнь. Также энергия Солнца согревает Землю, луч Солнца освещает её, формируя климат, охлаждая её ночью, а после того, как Солнце всходит, снова согревает её. Что говорить, даже воздух с его помощью приобрёл свойства, необходимые для жизни (если не луч Солнца, он представлял бы собой жидкий океан из азота, окружающий глыбы льда и промёрзшую сушу).

Солнце и Луна, являясь крупнейшими объектами на небосводе, активно взаимодействуя друг с другом, не только освещают Землю, но и прямо влияют на движение нашей планеты – ярким примером этого действия являются приливы и отливы. На них воздействует Луна, Солнце в этом процессе находится на вторых ролях, но без его влияния тоже не обходится.

Интересные факты о Луне61894.753

Солнце и Луна, Земля и Солнце, воздушные и водные потоки, окружающая нас биомасса, являются доступным, постоянно возобновляющимся энергетическим сырьём, который можно легко использовать (оно лежит на поверхности, его не нужно добывать из недр планеты, оно не образует радиоактивных и токсичных отходов).

Чтобы обратить внимание общественности на возможность использования возобновляемых источников энергии, с середины 90-х гг. прошлого столетия было принято решение отмечать Международный день Солнца. Таким образом, ежегодно, 3 мая, в день Солнца по всей территории Европы проводят семинары, выставки, конференции, направленные на то, чтобы показать людям, как можно использовать луч светила во благо, как определить время, когда происходит закат или рассвет Солнца.

Например, в день Солнца можно побывать на специальных мультимедийных программах, увидеть в телескоп огромные области магнитных возмущений и различные проявления солнечной активности. В день Солнца можно посмотреть на различные физические опыты и демонстрации, наглядно демонстрирующие, насколько мощным источником энергии является наше Светило. Нередко в День Солнца посетители получают возможность создать солнечные часы и проверить их в действии.

awesomeworld.ru

Что относится к неживой природе, а что - к живой?

Недавно помогал сыну с домашним заданием именно на эту тему, а потому кое-как разбираюсь в этом вопросе 🙂 Несмотря на все разнообразие окружающего мира, разобраться в том, что же такое живое и неживое достаточно просто.

Что такое природа

Все, что вокруг, и не является результатом деятельности человечества, называется природой. Это достаточно объемное понятие, включающее в себя как живые, так и неживые объекты. Но как отнести объект к первой или второй группе? На этот вопрос наука дает определение, что живым может выступать объект, соответствующий следующим признакам:

  • питание;
  • рост;
  • дыхание;
  • воспроизведение.

Следовательно, к другой группе относятся объекты природы, пребывающие в статичном состоянии, другими словами — неизменном. К этой группе относятся, например:

  • облака;
  • камни;
  • ветер;
  • воздух и так далее.

Стоит отметить, что невзирая на, казалось бы простоту, неживая природа играет важную роль, более того — благодаря ей появилась жизнь. При этом все представители мира живого существуют благодаря объектам неживой природы, а по завершении жизненного цикла становятся ее объектами. Например, во время листопада листья уже не являются частью живого.

Неживая природа

Объекты, что входят в эту группу, достаточно разнообразны, и находятся в таком количестве, что их изучением и классификацией занимается не одна наука, а сразу несколько. Согласно общепринятой классификации, все множество неживых объектов разделяют на 3 группы:

  • газообразные вещества — например, атмосфера. По сути, крупнейший объект неживого происхождения;
  • твердые тела — горы, льды, камни и так далее;
  • жидкие тела — другими словами, текучие вещества. Лава вулканов, туманы и капли дождя.

Среди всего разнообразия ключевыми компонентами неживой природы, благодаря которым возможна жизнь, являются:

  • Солнце;
  • почва;
  • вода;
  • воздух.

Живая природа

Главным признаком, позволяющим отнести объект к живой природе, является совершение организмом жизненного цикла. Он включает в себя:

  • рождение и развитие;
  • воспроизведение;
  • питание;
  • движение;
  • дыхание;
  • умирание.

Объекты этих двух групп постоянно пребывают в тесном взаимодействии, при этом объекты влияют друг на друга. Например, все, что дышит — зависит от объекта неживой природы — воздуха, ключевую роль в синтезе которого играют живые объекты — растения.

travelask.ru

Методическая разработка по окружающему миру (1 класс) по теме: Живая и неживая природа. Богатство живой и неживой природы.

Предмет:   Окружающий   мир

Класс: 1 Д

Тип урока: ОНЗ

Тема:  Живая и неживая природа. Богатство живой  и неживой  природы.

 Цель: Сформировать у детей представление о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы) и познакомить с основными природными компонентами и их связями.

Задачи:

Научить учащихся различать объекты живой и неживой природы и  познакомить учащихся с понятиями “природные богатства”.

Развивать умение наблюдать и выделять главное, классифицировать природных богатств разделив их на живые, неживые, творчески мыслить, обобщать и анализировать знания.

 Развивать навыки наблюдательности, внимания, аккуратности, любознательности.

Формировать умения фиксировать шаги УД, тренировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение, классификация.

Воспитывать  бережное отношение к богатствам живой и неживой  природы, к окружающей среде.

Материал к занятию:

Демонстрационный материал:

1. а) картинки  гриб, машина, растение -одуванчик, книга, животное- белка, стол,   Луна;

    б) Слон, автобус, велосипед, светофор, дерево – для загадок.

2.  Эталоны по признакам живых предметов:  РОЖДАЮТСЯ, ДЫШАТ, ПИТАЮТСЯ,  РАСТУТ, ДВИГАЮТСЯ,  ПОЯВЛЯЮТСЯ ДЕТКИ, УМИРАЮТ.

3. Учебник, Окружающий мир 1 класс 30 -32 стр.

4. Стакан воды;

 5. Эталоны: живые  природные богатства,  неживые  природные  богатства.

Раздаточный материал:

 1.Конверты с картинками живой и неживой природы; 

2. Карточки с заданием для работы, на которых нарисованы живая и неживая природа.

3.Солнышко  для этапа рефлексии.

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности.

Создание эмоционального настроя.

- Добрый день, дорогие ребята. Начинаем наш урок. Подумайте, всё ли у вас готово для успешной работы? (Учащиеся проверяют готовность к уроку учебных принадлежностей.)

 - Какое у вас сейчас настроение? Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Я рада, что у вас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно, хорошее настроение поможет нам подняться на следующую ступеньку в познании окружающего мира.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

Посмотри, мой милый друг,

 Что находится вокруг?

 Небо светло-голубое,

 Солнце светит золотое,

 Ветер листьями играет,

 Тучка в небе проплывает.

 Поле, речка и трава,

 Горы, воздух и листва,

 Птицы, звери и леса,

 Гром, туманы и роса.

 Человек и время года.

 Это всё вокруг… (природа) 

1.С чего мы начнем свою работу?

Вы знакомы со словом «природа». А что оно означает?

Дети высказывают свои предположения о том, что такое природа.   Приводят примеры: солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы.

Да, это природа.   Почему вы относите эти предметы природе?

А что нельзя назвать природой?  (То, что сделано руками человека.)

Давайте подумаем вместе. Сравните дом и дерево. Которая из них природа и почему?

Кто построил дом? – строитель, т.е. человек. Какие предметы делает человек своими руками?  ( книги, машины, дома, …).

А природные объекты дерево, солнце, звезды, горы, облака – человек  может сделать своими руками?   (Нет)

 ПРИРОДА -  это все  то, что  существует без помощи человека.    Все то, что сделано и создано  руками человека не относится к природе.  

Может человек сделать солнце? – Нет.

Камни? – Нет.

 - Природа и вещи, которые сделал человек,   связаны между собой? (Ответы)

-  Да, все вещи когда-то были частью природы и взяты у неё человеком.

 Мы природу   создать не можем, а   пользуемся  ею.

2.Работа в парах.

Ребята, а сейчас поработаем в парах.  Вспомним, какие правила мы знаем, когда работаем в парах, чтобы работать быстро и, главное, результативно.

Мы внимательно выслушаем мнение товарища, друг – другу не мешаем,  высказываем свое мнение товарищу, работаем сообща.

Как мы выполняем работу? Сами.

А если возникнет  вопрос, что мы делаем? Руку поднимаем.

У вас на партах лежат конверты. В конвертах картинки. Их надо распределить на 2 группы.

Какая цель этой работы - надо распределить на 2 группы.

А двоих я приглашу к доске. Они будут работать у доски.  Но одно условие.  На доску никто не смотрит, а работаем самостоятельно в паре.

На доске рисунки, их нужно разделить на 2 группы. Гриб, машина, одуванчик, книга, белка, стол, Луна. Учащиеся самостоятельно выполняют задание.

Двое выполняют на доске.  Выполненное задание будет эталоном и  по данному эталону дети проверяют свою работу.

− Итак, посмотрим, что у нас получилось, все ли у нас правильно.  Посмотрите на доску, там для вас эталон – образец  для проверки. Проверяйте.

 Какие группы вы выделили?  Ответы детей работающих у доски.

1 группа – машина, книга, стол - предметы, которые сделаны руками человека;  

2 группа – гриб, одуванчик, белка, Луна - объекты природы.  

III. Выявление места и причины затруднения.

- Вы работали в парах и зафиксировали совпадения и расхождения с образцом. Поднимите руки, у кого все ответы совпали с эталоном - образцом. У какой пары есть ошибки,  исправляем по данному эталону.

1.А что у вас вызвало затруднение?

 -не смогли разделить на 2 группы;

 - мы не знали, на какие 2 группы надо было разделить.

Теперь картинки убрали обратно в конверт и положили на край парты.

2.Проблемный вопрос:

Ребята, это что?  - Луна.

А как вы думаете, она относится к природе? Да.  

На Луне кто- то живет?

Мы точно не знаем, кто- то живет или нет.

 А вот сегодня к нам с Луны свалился гость. Его зовут Лунтик. Посмотрите, Лунтик почему - то задумчивый. У него в руке письмо, какое - то послание. Наверное, это нам. Давайте, вместе прочитаем.  (Письмо на экране.)

ПИСЬМО: Здравствуйте дорогие ребята. Меня зовут   Лунтик. Я прибыл на вашу планету, чтобы лучше с ней познакомиться. Шёл я по тропинке и увидел,  высоко в небе летит железная птица, но крыльями не машет  и ещё  птица, которая крыльями машет. И я задумался, который из них живой? Помогите разобраться. ( на экране самолет и птица)  

- Ребята, о каких птицах идет речь? Ответы детей

 Постараемся помочь Лунтику? Да.

А как вы думаете, ребята железная птица – это что? - самолет.

 Он  живой или нет? Как же отличить живых предметов от  «неживых?» (ответы детей)

IV. Проблемное объяснение нового знания.

Давайте проверим на примере.  Вывожу девочку к доске (девочка).

Рождается – да, рождается – мама родила её. (День рождение есть)

Дышит – да, дышит, показывай, как ты дышишь;

Питается  - да, кушает;

Растет (рост) – да, растет. Сначала была маленькой, а потом станет девушкой, тётя.

Движение – да, она двигается;

Детки будут? (Размножение) – когда она будет большая и у нее будут детки.

Умирает – рано или поздно все живое   умирает.

Ребята, о какой природе идет речь? ( О живой).

И значит,  так бывает со всеми живыми существами. Они все рождаются,  дышат, питаются, растут, двигаются,  у всех появляются детки,  рано или поздно все живое   умирает.

На доске эталон:

РОЖДАЮТСЯ

ДЫШАТ

ПИТАЮТСЯ

РАСТУТ

ДВИГАЮТСЯ

ПОЯВЛЯЮТСЯ ДЕТКИ

УМИРАЮТ

V. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

А теперь давайте вернемся к нашей птице и рассмотрим по эталону (слайд птицы).  Показываю на таблички и спрашиваю:

Рождается – да, из яиц.

Дышит? – да;

Питается? – да, клюет зерна;

Растет? – да;

Двигается? – да, летит и прыгает с ветки на ветку;

Детки есть? – да, из яйца вылупливаются детки.

Умирает? – да. Значит, птица относится какой природе? К живой природе.

А теперь посмотрим на самолет (слайд самолета)

Показываю на таблички и спрашиваю:

Рождается? – нет, его делает человек, т.е. сделан руками человека.

 Дышит? – НЕТ;

Питается? – НЕТ;

Растет? – НЕТ;

Двигается? – ДА, летит; при помощи чего? Двигателя.

Детки есть? – НЕТ.

Умирает?- НЕТ. Ломается.  Почему ломается, потому что он сделан руками человека. Значит, самолет живой или «неживой»? «Неживой».

ВЫВОД: Значит на какие 2 группы можно разделить природу?

ЖИВАЯ  И  НЕЖИВАЯ.

Живая природа – это животные, растения;

Неживая природа – это солнце, воздух, вода, горы.

Физминутка.

Игра «Живая и неживая природа»

1. Применение  знаний  на практике.

Я называю предметы природы. Если это предмет живой природы, то вы показываете, как оно двигается, а если предмет неживой природы – стоите на месте.

Учитель называет объекты живой природы – дети двигаются, неживой – стоят на месте. Ворона, снег, дождь, белка, гора, берёзовый листочек, гром, солнце, медведь, обезьяна, облако, цапля, кенгуру, кузнечик,  ДЕНЬГИ.  Молодцы. Вы справились с заданием и отдохнули.

Деньги – давайте  подумаем, это природа или нет?

Нет, деньги не относится к природе, они сделаны руками человека.

Как мы скажем деньги по- другому? Богатство, ценность, бумага.

А  у кого есть много денег, какие они люди? Богатые.

Значит, деньги - это богатство. У девочек, у ваших мам кольца, сережки есть? Эти вещи можно отнести к богатству? Да. А здоровье можно отнести к богатству?  Здоровье – это самое главное, огромное богатство человека. А кто следит за нашим здоровьем? Мы САМИ!  Богатство – это то, что мы ценим, храним и бережём.

 А что у меня в руках? (Стакан воды)

А вода это богатство? (да, нет – если они ответили так)

Без колец, без золота прожить мы сможем?

А без ВОДЫ мы сможем?

Нет.  Ни растения, ни животные, ни одна живая душа не сможет  прожить без воды. Вода для всех  является природным богатством. 

Наша природа очень богата. Природа - наш щедрый друг, у нее  есть разнообразные богатства. Она  дарит нам  свои   богатства.

На какие 2 группы разделили природу? Живая и неживая. Значит, все природные богатства можно разделить на  следующие группы:  Эталон на доске:

- живые  природные богатства

- неживые  природные  богатства

Давайте проверим ПО ЭТАЛОНУ:

Солнце,  к какой  природе относится?  (рисунок солнца повесила на доску)

Давайте разберем по признакам живых организмов: солнце растет? Нет.  Детки появляются? Нет. Значит,  какое  богатство? Солнце - неживое природное богатство.

А без солнца мы сможем?

Нет. Оно греет землю, дает нам свет и тепло.

А к какой природе  относится Дерево? (рисунок дерева повесила на доску)

В чём затруднение? (Мы не знаем, куда относится дерево.)

Какое задание вы должны были выполнить? Надо разбирать по признакам:

Дерево - живое или «неживое» природное богатство? Давайте посмотрим на эталон.  Давайте разберем по признакам:

Дерево рождается – да, из семян кустик, потом дерево.

Дерево дышит - листья деревьев дышат, если их закроем  под пленкой, то дерево погибнет;

Дерево питается – да мы их поливаем, вносим удобрения;

Дерево растет -  да, сначала оно маленькое потом большое;

Дерево двигается – да, не ходит, но все растения могут свои листья поворачивать в нужную сторону. Если солнце слева, то они в левую сторону смотрят, если справа, то в правую сторону поворачиваются. Вот это и называется движением.

Дерево (размножается) - у него детки есть?  - да, семена упали, и появились новые деревья;

Дерево умирает? – да, если не ухаживать.

Хорошо, вы смогли определить своё затруднение? Да

Значит,  мы доказали, что дерево живое, а солнце  неживое  природное богатство.

Значит, какой вывод делаем? И живая и неживая природа является нашим природным богатством!

А как вы думаете, что для нас важнее  богатство живой природы или богатство неживой природы?

Неживая природа  тоже является нашим богатством.  Без солнца, без ветра, без облаков, без звезд не будет жизни.  Нам нужно и то и другое богатство, так как в природе все взаимосвязано. Все природные богатства человек использует  в своей жизни и получает полезные вещи.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (на отдельных листочках)

- Теперь мы знаем,  что такое живая и неживая природа? ( Да)

- К какому шагу вы перейдете? ( Надо выполнить самостоятельную работу и закрепить то, что мы узнали)

- Для чего важен этот шаг? ( Чтобы учиться применять новое знание.)

-  Приготовили синие  и зеленые карандаши. Перед вами лежат листочки, на которых нарисованы богатство живой и неживой природы. Вы должны зеленым цветом обвести богатства живой природы, а синим  цветом обвести богатства неживой природы.  (Дерево, солнце, облако, лиса, человек, звезда или планета).

 Самопроверка по эталону. (после выполнения работы проводится). На слайде

Если были выявлены ошибки, то проводится коррекционная работа.

Работу закончили, молодцы. Проверили все вместе. У кого неправильно, то исправляем. Как можно проверить свои результаты?  - По эталону.

 − Какой вывод вы можете сделать? (Мы всё открыли правильно.)

 − Мы преодолели затруднение? (Да.)

 − Какой ваш следующий шаг на уроке? (Научиться применять новый эталон.)

VII. Включение в систему знаний и повторение.

  1. Работа по учебнику.

А как убедиться в том, что вы хорошо поняли новое знание? (Нужно выполнить самостоятельную работу.)

Давайте рассмотрим таблицу в учебниках стр. 32 .  

Какие живые природные богатства люди используют, чтобы получить полезные вещи?  Работаем простыми карандашами.

 − Полезные вещи нужно соединить с нужным объектом. На выполнение задания отводится 2–3 минуты.

 − Проверяем по ЭТАЛОНУ.

 Учитель открывает на доске эталон - образец.

 − У кого есть ошибки? В чем они? (Учащиеся исправляют свои ошибки.)

А теперь учебники закрыли и убрали на край парты.

Сейчас я вам загадаю загадки. А отгадки вы найдете у меня на столе.  Вам нужно найти ответ и  определить: это – живое природное  богатство или неживое природное богатство и поместите их на нужное место.

2.Загадки.  (рисунки вывешиваем  на доске )

1. В зоопарке,

Верь, не верь,

Проживает

Чудо-зверь.

У него рука - во лбу

Так похож он  на трубу! (Слон – живое природное богатство)

2.Дом по улице идёт,

 На работу всех везёт

 Не на курьих тонких ножках,

 А в резиновых сапожках. (Автобус  - неживое природное богатство)

3. Этот конь не ест овса,

Вместо ног - два колеса.

Сядь верхом и мчись на нем,

Только лучше правь рулем. (Велосипед - неживое природное богатство )

 4. Встало с краю улицы в длинном сапоге

 Чучело трёхглазое на одной ноге.

 Где машины движутся, где сошлись пути,

Помогает улицу людям перейти.  (Светофор - неживое природное богатство )

5.  Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает. (Дерево - живое природное богатство)

  

VIII. Рефлексия учебной деятельности  на уроке.

- Что необходимо сделать в конце урока? ( подвести итог нашей работы) 

- каких два основных шага вы выполнили ( мы выяснили, что мы не знаем и сами открыли новый способ)

1. Мы узнали что такое ПРИРОДА? По эталону

2. На какие 2 группы можно разделить природу?

3. Какие признаки живой  природы мы знаем?

4. Назовите богатство живой природы;

5. Назовите богатство неживой природы;

6. Является ли живая и неживая природа нашим богатством? (ответы детей)

-В чем было затруднение и почему оно возникло?

Какова была цель? (узнать  богатства  живой  и неживой  природы и  различать объекты живой и неживой природы.)

Мы достигли цели? (да)-

 Чем мы воспользовались при достижении цели? (провели практическое задание  по определению живой и неживой природы, работали  в парах и по учебнику)

У кого остались затруднения? 

Проанализируйте свою работу.  Как мы оцениваем свою работу? На отлично!

Вот мы и помогли Лунтику разобраться, что такое живое и неживое.  Он теперь никогда не ошибется.

(Слайд Лунтика - улыбчивый, радостный, потом сразу убрать слайд, чтобы дети не отвлекались).

Лунтик  оставил  вам  загадки и подарки -  солнышки. Учитель раздает учащимся солнышки.

Ребята, давайте вспомним, к какой природе относится человек: к живой или неживой? Да, человек часть живой природы. А поскольку человек – сам часть природы, он не может жить без природы и без её богатств. Кем должен быть человек по отношению к природе: хозяином или другом?

  Чтобы природа дала нам свои богатства надо его любить и беречь.   Человеку нужно бережно относится  к природе.

Земля - наш общий дом. Небо, дождь, ветер,  океан и тихий ручеёк, лес и малая травинка, зверь и птица, рыба и букашка – все нуждаются в любви и понимании. Все должны жить. Но жизнь не будет полной, если мы, люди, будем только брать у природы. Вот почему так важно её беречь, защищать, помогать ей. 

ЗАПОМНИТЕ это правило:

 «Поступай по отношению к природе так,  как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе».

nsportal.ru

Природа мира

Что такое природа?

Природа Земли - это совокупность естественных, физических или материальных элементов нашей планеты, созданных естественным образом (без участия человека). Природа также может рассматриваться как физические явления, биогеохимические циклы или жизнь на планете. Хотя люди являются частью природы, их деятельность часто рассматривается как отдельная категория от природы.

В рамках различных видов использования, слово «природа» часто относится к геологии и животному миру. Природой может являться общее царство растений и животных, а в некоторых случаях и процессы, связанные с неодушевленными объектами, например, погода. Природой часто называют «естественную среду обитания», экосистему, дикую природу, диких животных, скалы, леса и в общем те объекты, которые не были существенно изменены вмешательством человека или сохраненные, несмотря на наше вмешательство.

Читайте также: Самые красивые чудеса природы.

Виды природы

Природу Земли условно можно разделить на два вида: живую и неживую природу.

Живая природа характеризуется способность расти, размножаться, питаться, дышать, умирать, и т.п. К ней относятся: животные, растения, микроорганизмы, грибы.

Объекты неживой природы не имеют признаков жизни, к ним относятся: воздух, вода, горы, Солнце, ветер и т.д.

Объекты природы

Одна из самых распространенных идей в науке состоит в том, что природа состоит из объектов. Разумеется, сама научная практика основана на объективности. Мы объективируем природу, чтобы ее можно было измерить, испытать и изучить, с конечной целью разгадать ее секреты. Для этого обычно требуется уменьшить естественные явления до их составных частей. Большинство зоологов, например, думают о животных с точки зрения генов, физиологии, видов и т.п.

Самый главный урок от Дарвина, состоит в том, что вся жизнь на Земле, включая нас, возникла из одного генеалогического древа. Однако до настоящего времени это интеллектуальное понимание еще не проникло в наши сердца. Даже те из нас, кто полностью придерживается концепции органической эволюции, склонны рассматривать природу как ресурсы, которые можно эксплуатировать, а не родственника, заслуживающего наше уважения.

В качестве объекта, природу можно выделить как основу существования жизни на нашей планеты. Однако рассматривать отдельные объекты природы следует исходя из определенной ситуации.

К примеру, рассмотрим иллюстрацию и выделим основные объекты природы:

Из объектов неживой природы можно выделить: землю, Солнце, погоду, облака, камни, воду, рельеф местности и т.д.

Из объектов живой природы на иллюстрации изображены: деревья, цветы, трава, камыши, кустарники и птицы.

Данная схема представляет собой экосистему, в которой происходит взаимодействие объектов живой и неживой природы. Каждый из объектов природы выполняет определенные функции и является чрезвычайно важным, а также обеспечивает человечество определенными благами.

Человека также можно условно назвать объектом природы. Начиная с момента зачатия и до момента смерти, каждый из нас проходит жизненный цикл, созданный природой.

Компоненты природы (природные условия)

Компоненты - это естественные части природы, которые взаимодействуют друг с другом и создают условия для жизни живых организмов на Земле. Все эти компоненты развивались на протяжении длительного времени, и они имеют тесную взаимосвязь. Совокупность компонентов природы в определенной местности называется природно-территориальным комплексом (ПТК).

Географическая оболочка нашей планеты является естественным природным комплексом и ее компонентами выступают:

• верхняя часть литосферы (земная кора) - твердая оболочка нашей планеты, большая часть которой покрыта с внешней стороны гидросферой, при этом остальная часть подвержена воздействию атмосферы.

• нижняя часть атмосферы (тропосфера, стратосфера) - слой атмосферы, начиная с пограничного слоя атмосферы (толщина 1 - 2 км) до стратосферы, расположенной на высоте 11-50 км.

• вся гидросфера является оболочкой планеты, и она включает воды Мирового океана (океаны: Атлантический, Индийский, Тихий, Северный Ледовитый и, иногда, Южный), поверхностные (моря, озера, реки, болота и т.д.) и подземные воды (грунтовые, артезианские, минеральные, почвенные и т.д.). Воды гидросферы относятся к водным ресурсам Земли.

• биосфера является оболочкой нашей планеты, на которой есть жизнь. Биосфера выступает глобальной экосистемой.

• антропосфера - часть окружающей среды, которая создается или изменяется людьми и используется для жизнедеятельности человека. Однако именно на этом этапе происходит наибольший вред природе, ведь использование природных благ с применением технологического прогресса приводит к обезлесению, загрязнению окружающей среды и изменениям климата.

Если рассматривать природу в пределах природной зоны, можно выделить следующие природные условия:

Рельеф

Рельеф Земли - это совокупность неровностей поверхности нашей планеты (включая дно океанов и поверхность материков), которые отличаются по размерам, виду, очертаниям, происхождением, возрасту, а также по истории формирования.

В географии, понятие «рельеф» относится к самым высоким и самым низким точкам поверхности в определенной области. Горы и хребты обычно являются самыми высокими точками поверхности Земли, в то время как долины и другие низменные области являются самыми низкими. Местность по характеру рельефа можно разделить на: равнинную, холмистую и горную.

Климат

Климат - это статистика погоды, обычно за длительный (более 30 лет) период. Он измеряется путем оценки закономерностей изменения температуры, влажности, атмосферного давления, ветра, осадков, количества атмосферных частиц и других метеорологических переменных в определенном регионе в течение длительных периодов времени. Климат отличается от погоды, которая описывает только краткосрочные условия этих переменных в данном регионе.

Климат региона формируется климатической системой, которая состоит из пяти компонентов: атмосфера, гидросфера, криосфера, литосфера и биосфера.

Региональный климат зависит от широты, рельефа и высоты, а также от близлежащих водоемов и их течений. Климаты можно классифицировать в зависимости от различных переменных, чаще всего температуры и осадков. Наиболее широко используемая в мире классификационная схема климатических характеристик производится по классификации В. П. Кёппена, основанной на учёте режима температуры и количестве осадков. Особенности циркуляции атмосферы охарактеризовал в своей классификации Б.П. Алисов., а Л.С. Берг разработал классификацию климата, основываясь на ландшафтно-географических зонах суши.

Читайте также: Климатические ресурсы мира.

Почва

Почва представляет собой смесь минералов, органических веществ, газов, жидкостей и бесчисленных организмов, которые вместе поддерживают жизнь на Земле. Почва - это природное тело, называемое педосферой, которое выполняет четыре важные функции:

  • среда для роста растений;
  • средство для хранения, подачи и очищения воды;
  • модификатор земной атмосферы;

При этом все функции, в свою очередь, изменяют почву. Почва является продуктом воздействия климата, рельефа (высота, ориентация и наклон местности), организмов и исходных минеральных ресурсов, взаимодействующих во времени. Почва постоянно подвергается развитию посредством многочисленных физических, химических и биологических процессов, которые включают выветривание с соответствующей эрозией. Учитывая ее сложность и сильную внутреннюю связанность, почва рассматривалась почвоведами как экосистема.

Поскольку почвенные ресурсы служат основой для продовольственной безопасности, международное сообщество выступает за их устойчивое и ответственное использование с помощью различных видов рационального управления почвами.

Природные ресурсы

Природные ресурсы представляют собой важные компоненты природы, которые необходимы для жизнедеятельности всех живых организмов. Они включают в себя воду, леса, полезные ископаемые, земли и т.д. Все природные ресурсы били созданы естественным образом, и многие из них используются человечеством для обеспечения жизненных потребностей и создания комфортной жизни.

Животный мир

Животный мир представляет собой совокупность многоклеточных живых организмов, которые относятся к эукариотам и объеденены в Царство Животных. Они характеризуются подвижностью и могут спонтанно передвигаться в какой-то момент своей жизни. Все представители животного мира являются гетеротрофами, а это значит, что для нормального функционирования им необходимо питаться другими организмами либо их побочными продуктами.

Читайте также: ТОП 10 интересных фактов о животных.

Позвоночные имеют позвоночник и составляют менее 5% (около 66 000 видов) всех описанных видов животных. К ним относятся рыбы (около 32 900 видов), амфибии (около 7 300 видов), рептилии (около 10 000 видов), птицы (более 10 000 видов) и млекопитающие (около 5 500 видов). Остальные животные - беспозвоночные, у которых отсутствует позвоночник. К ним относятся насекомые (более 1 000 000 видов), моллюски (около 100 000 видов), пауки и скорпионы (около 100 000 видов), ракообразные (около 47 000 видов), кораллы (около 2 000 видов), другие беспозвоночные (около 69 000 видов). Наука изучающая животных называется зоологией.

Растительный мир

Растительный мир является совокупностью многоклеточных организмов, преимущественно фотосинтезирующих эукариотов из Царства Растений. Термин "растения" исключает грибы, некоторые водоросли, всех животных, а также архей и бактерий.

Большую часть энергии, зеленые растения получают от солнечного света в процессе фотосинтеза. Другие растения являются паразитами и не производят собственную энергию. Растения характеризуются половым размножением и чередованием поколений, хотя бесполое размножение также распространено среди них.

Цветковые растения (268 000 видов), голосеменные (1 052 вида), папоротники и хвощи (12 000 видов), мхи (16 236 видов), красные и зеленые водоросли (10 386 видов).

Явления природы

Явление природы - наблюдаемое событие, которое имеет естественный, а не искусственный характер возникновения. Примеры включают: восход Солнца, погода, туман, гром, торнадо; биологические процессы: разложение, прорастание; физические процессы: распространение волн, эрозия; приливные течения, стихийные бедствия, электромагнитные импульсы, вулканические извержения и землетрясения.

Читайте также: Самые необычные явления природы.

Типы природных явлений включают, но не ограничиваются следующими процессами:

Биологические явления

  • Рост - является положительным изменением в размерах и/или созревании живого организма, часто в течение определенного периода времени.
  • Метаболизм - набор жизнеутверждающих химических превращений в клетках живых организмов, при котором происходит превращение пищи в энергию и перенос питательных веществ по всем клеткам, что позволяет организму расти, размножаться и функционировать в окружающей его среде.
  • Депопуляция - снижение численности населения;
  • Трупные явления - процесс при которых органические вещества разлагаются на гораздо более простые формы материи.

Химические явления

  • Рост кристаллов - это основная стадия процесса кристаллизации;
  • Окисление - химический процесс окисления вещества, включает также возникновение огня и процесс ржавчины.

Геологические явления

К геологическим явлениям относятся: эрозия, седиментация и вулканическая активность, включая землетрясения и гейзеры.

Метеорологические явления

Интенсивные метеорологические явления называются штормом. Регулярные циклические явления включают смену времен года и атмосферную циркуляцию.

Атмосферные оптические явления включают: полярное сияние, сумеречные лучи, зелёный луч, мглу, световой или солнечный столб, лунную радугу, парселену (ложную луну), радугу, паргелий и т.д.

Океанографические явления включают: цунами, морские течения, прибой и т.д.

Физические явления

Гравитация - это природное явления, посредством которого происходит притяжение объектов с массой, включая планеты, звезды и галактики. На Земле, гравитация придает вес физическим объектам и вызывает приливы в океанах.

Биогеохимические циклы

Биогеохимический цикл или круговорот веществ в природе - это путь, по которому химическое вещество перемещается через биотические и абиотические компоненты Земли. Термин "биогеохимический" - сокращение, которое относится к рассмотрению биологических, геологических и химических аспектов каждого цикла.

Каждый цикл начинается в любой заданной точке, изменяется в установленном порядке и в конечном итоге возвращается к заданной точке.

Самыми известными и важными биогеохимическими циклами выступают:

  • Цикл углерода (круговорот углерода) - это процесс, при котором происходит обмен углерода между биосферой, педосферой, геосферой, гидросферой и атмосферой Земли.
  • Цикл азота (круговорот азота) представляет собой биогеохимический цикл, с помощью которого азот превращается в различные химические формы, поскольку он циркулирует среди атмосферы, наземных и водных экосистем.
  • Цикл кислорода (круговорот кислорода) представляет передвижение кислорода в трех его основных резервуарах - атмосфере (воздухе), биосфере (глобальной экосистеме) и земной коре.
  • Цикл фосфора (круговорот фосфора) описывает движение фосфора через литосферу, гидросферу и биосферу.
  • Цикл серы (круговорот серы) представляет совокупность процессов, посредством которых сера перемещается в/из минералов и живых систем.
  • Цикл горных пород (круговорот горных пород) является базовой концепцией в геологии и описывает трудоемкие процессы перехода через геологическое время между тремя основными типами горных пород: осадочными, метаморфическими и изверженными.

Влияние природы на человека

Основная статья: Влияние природы на человека: аргументы.

Нет сомнения, что значение природы для человечества поистине огромное. Она снабжает нас всем необходимым для нормального существования и функционирования, включая, воздух, солнечный свет, воду, пищу, различные материальные блага. Несмотря на то, что люди часто ее не замечают, природа является гарантом жизни на нашей планете.

Влияние человека на природу

Основная статья: Влияние человека на природу: аргументы.

С ростом и развитием научно-технического прогресса, наблюдается значительное воздействие человечества на природу, и к сожалению, в большинстве случаев оно негативное. Губительное влияние на природу нашей планеты прежде всего заключается в загрязнении окружающей среды, уничтожении лесов, чрезмерном использовании природных благ и нарушении экологического равновесия на планете.

Понравилась статья? Поделись с друзьями:

natworld.info

Тема «Солнце. Его значение для жизни на Земле».

Цель:  формировать представление о Солнце, о зависимости жизни растений, животных, людей от солнечного тепла и света; выяснить, почему меняется температура воздуха в разное время суток; учить наблюдать за высотою Солнца; продолжать формировать любовь к родной природе,  уважение к традициям украинского народа почитать Солнце.

Ход урока

I. Организационный момент

 Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

Это все вокруг… (природа)

II. Повторение изученного

1.Фронтальный опрос. ( Прием «Мозговой штурм»)

1. А что же такое природа? Посмотрите в окно. Что вы там видите? (Деревья, небо, облака, дождь, земля и т. д.)

2. Что принадлежит неживой природе?

3. Что принадлежит живой природе?

4. Какие предметы неживой природы и живой природы есть у вас дома?

5. Назовите предметы, которые создал человек, используя дары природы?

6. Почему надо беречь, любить и уважать природу?

(В это время один ученик у доски выполняет задание: распределить в две группы картинки – живая природа и неживая, на одной из картинок предмет, который не относится к природе. Как ученик решит эту проблему?)

— Какие загадки о живой и неживой природе вам удалось найти?

 

2. Упражнение «Синоптик».

Ø Какое сейчас время года?

Ø Какое число и месяц?

ØКакой сегодня день?

ØКакое состояние неба?

ØБыл ли ветер, когда вы шли в школу? А осадки?

III.Мотивация учебной деятельности.

§  Отгадывание загадок, их обсуждение


Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет?  (Солнце)

Шар воздушный, золотой

Над рекой остановился,

Покачался над водой

И потом за лесом скрылся. (Солнце)

— Как вы думаете, без чего не может быть жизни на Земле?

— Представьте себе, что Солнце исчезло с нашего небосклона, что тогда произойдет на Земле? (Проблемная ситуация)

— А вот может ли такое произойти, вы узнаете в конце нашего урока.

IV. Сообщение темы, задач урока

— Вы уже догадались, о чем  пойдет речь сегодня на уроке?

Верно, сегодня я буду рассказывать вам о Солнце и его значении для жизни на Земле,  как оно греет в течение дня  и как  относились наши предки к солнышку.

V. Изучение нового материала

1. Игра «Дары  Солнца» ( прием «Ассоциативный куст»)

     На доске – большое солнышко. Дети должны назвать, что солнышко дарит земле (тепло, свет, энергию, жизнь, красоту и т.д.). Все названные детьми слова записать на лучиках солнца.

2. Прием «Мозговой штурм»

— Что вы знаете о Солнце?

— К какой природе относится солнце?

— Нужно ли оно живой природе?

— Что мы получаем от Солнца?

— Какие времена года вы знаете?

— Итак, Солнце – это источник жизни на нашей планете. Жизнь на Земле невозможна без энергии солнечных лучей.

Физкультминутка

– Руки подняли и покачали

 – Это деревья в лесу

 – Руки согнули,  кисти встряхнули

 – Ветер сбивает росу

 – В стороны руки

 – Плавно помашем

 – Это к нам птицы летят

 – Как они сядут,  тоже покажем

 – Крылья сложили назад.

3. Рассказ учителя с элементами беседы

1) Солнце и животные( в ходе рассказа учитель показывает предметные картинки)

— М. Пришвин писал: «Все прекрасное на Земле – от Солнца…»

     Для жителей планеты Земля огромное значение имеют солнечный свет и тепло. Солнце согревает и освещает Землю. Благодаря этому животные видят окружающий свет.

— Всем ли животным необходимо солнечное освещение?

— А тем животным, которые не имеют глаз?

— Всем ли животным необходимо солнечное тепло?

Дело в том, что солнечные лучи помогают вырабатывать в организме животных очень полезные вещества – витамины.

     М.Зверев рассказывает о том, как барсучата принимают солнечные ванны: «Нора барсучат – возле небольшой полянки. Едва только прогреется земля, вытаскивает барсучиха всех своих детенышей на солнышко. Барсучата на полянке некоторое время возятся и засыпают, пригретые солнцем. Только потянет свежий ветерок, начинают недовольно попискивать. Мама-барсучиха затаскивает всех в нору. Ветер стихнет, снова у барсучихи работа: барсучат по одному за шиворот вытаскивать на полянку.

     Любят солнечное тепло и насекомые, и змеи, и ящерицы. От него они становятся подвижными, быстрыми».

     Г. Скребицкий рассказывает: «Вы идете по лесной опушке или вдоль канавы. Внимательно осматривайте каждый большой камень. Камни так нагрелись на ярком солнышке, что руке горячо. Смотрите: на камне лежит ящерица. Тело распластала, лапки широко расставила, глаза прикрыла. Она недавно очнулась от зимней спячки в земляной норке. Очнулась и выбралась погреться на солнышке. Согреется ящерка, станет быстрой и подвижной, и возьмется за охоту. Берегитесь мухи, слизняки и другая мелкая живность!»

— А вам приходилось весной наблюдать что-нибудь подобное?

— Можно ли ловить животных, забирать их домой?

2) Солнце и растения

— Солнечное тепло и свет необходимы не только животным, но и растениям.

     Они растут, цветут, дают плоды и семена в теплую погоду. Зимой растения спят.

     Жарким летним днем, когда Солнце нещадно жжет, животные могут спрятаться в тени. А растениям некуда убежать и спрятаться. Вот и покрывают они свои листочки толстым слоем воска или белыми волосками, или скручивают листики. Воск и волоски защищают листья от ожогов.

     Если животные могут жить без солнечного света в пещерах и под землей, то растения жить без солнечного света не могут.

— Посмотрите на эти два комнатных цветка. Сравните, одному из них не хватало солнечного света. Расскажите, как оно выглядит.

— Вспомните  свои прогулки на улице, приходилось ли вам отодвигать большой камень с земли или поднимать доску с травы, которая долго там пролежала, вы помните как выглядели под ними растения? Расскажите о своих наблюдениях.

— Все дело в том, что Солнце помогает растению питаться. Как это происходит?

     Послушайте об этом сказку: «Живут в листиках растений маленькие волшебники – хлорофилловые зернышки. Они такие маленькие, что рассмотреть их можно только под микроскопом. Цвет их ярко-зеленый. И листья растений зеленые потому, что этих хлорофилловых зернышек  у них много. Рано утром, только Солнышко протянет свои лучики, просыпаются волшебники – хлорофилловые зернышки. И сразу берутся за работу.

     Корешкам приказывают: «Корешки, корешки, берите воду из земли». Стебелькам дают команду: «Стебелек, стебелек, подай воду от корешка к листочкам». Листочку наказывают: «Листочек, листочек, открывай поры, подавай нам воздух. Потом зеленые волшебники берут солнечные лучики. Лучиками смешивают воду и углекислый газ, который взяли из воздуха. И вот чудо! Из воды и углекислого газа образуется сахар и кислород. Сахаром питаются и корешки, и стебелек, и листочки, и плоды, и семена. Они едят сахар и растут. Кислород, который необходим для дыхания всем, хлорофилловые зернышки отдают в воздух. С воздухом им ведь тоже рассчитаться надо.

    Целый день зеленые волшебники перемешивают солнечными лучиками воду и углекислый газ, питая растения и совершенствуя воздух. Солнышко спать ложится, и хлорофилловым зернышкам наступает время отдохнуть. Мы должны поблагодарить их за то, что они воздух очищают и растения кормят.

     А вы подумайте, прежде  чем сорвать или испортить лист растения, сколько волшебных зернышек вы можете погубить!

— Дети, вам понравилась сказка?

— Зачем растениям солнечные лучи?

Вывод: в природе все начинается с Солнца, которое послало на влажную землю свои золотые теплые лучи и пробудило к жизни все травинки, былинки, кустики и деревья. Под этим ласковым теплом и светом на чистом воздухе они росли и дали еду всем травоядным животным. Те, в свою очередь, дали еду для мелких хищников, которыми питаются большие по размеру хищные звери и птицы.

3) Солнце и человек

— Сегодня мы много говорили о том, что и растениям, и животным необходимы солнечный свет и тепло.

— А необходимы ли они человеку?

— Для чего?

— Вспомните сказку К.Чуковского «Украденное солнце»

— Что случилось на Земле без Солнца?

— Возможна ли жизнь на Земле без  еды?

Физминутка « Солнышко – тучка»

VI. Обобщение и систематизация знаний

1.Беседа по рисункам

На доске – рисунки, на которых изображено Солнце в разное время суток.

— В какое время суток Солнце греет теплее?

— Почему утром и вечером оно дает мало тепла?

— Видно ли Солнце, когда небо затянуто тучами?

— Почему в пасмурный день холоднее?

— Какое время суток изображено на каждом из рисунков? Почему вы так считаете?

— Как высоко находится солнце над землей на протяжении дня?

2.Работа с учебником (с. 37)

— На каком рисунке изображен вечер, а на каком утро?

3. Игра «Крестики – нолики»(у каждого ребенка листочек в клетку)

o   Утром и вечером Солнце стоит низко над землей и дает мало тепла.

o   Солнце всегда греет одинаково.

o   Тучи задерживают тепло солнечных лучей.

o   Без тепла прорастают семена, цветут растения, созревают плоды.

o   В полдень солнце поднимается высоко и дает больше тепла.

o   Солнце необходимо всему живому.

4. Викторина

a.     Когда сутки короче – зимой или летом?

b.     Если небо закрыто тучами, есть ли за ними солнце?

c.      Если небо закрыто тучами, светит ли оно?

d.     Что дает Земле свет и тепло?

e.      Когда солнце сильнее греет: в полдень, утром или вечером?

5. Работа  в тетради (с.13)

— Рассмотрите рисунки. (Чтение заданий и выполнение)

6. Игра «Солнечные предметы»

— Попробуйте ответить на вопросы и обосновать свой ответ.

ØКакой день недели можно назвать солнечным?

ØНазовите самый солнечный месяц  года.

ØСамый солнечный цветок?

ØСамое солнечное событие в жизни человека?

ØСамый солнечный зверь? Насекомое? Птица?

ØСамое солнечное качество?

7. Рассказ учителя

     Уже очень давно люди считают Солнце святым и праведным.   Солнце согревает землю, в которую бросают зерно, к Солнцу тянется зелёный стебелёк, под солнцем он превращается в хлебный колосок. Древний человек представлял солнце в виде огненного колеса, что катилось с неба. И от этого солнечного  пути на небе зависит жизнь всего живого. Солнце почитали все- и дети, и взрослые. Грехом считалось показывать на солнце пальцем, плевать в сторону солнца, бросать камни.

С Солнцем связано много сказок, чудес, поверий.

Дети называют «солнышком» насекомое (божью коровку). Когда на небе появляются тучи, божью коровку садили на ладошку и проговаривали :

Солнышко, солнышко, выгляни в окошко,

Там твои детки просят конфетки!!!

Если божья коровка ринется ввысь- скоро выглянет солнце, а если только чуть расправит крылья- то тучи закроют солнце .

Привезённый из далёких солнечных земель подсолнечник стал  символом Украины. Люди верили, что это растение всё время поворачивается за солнцем, потому что боится, что светило может рассердиться и навсегда покинуть Землю.

     Старые люди говорят: «Пока будет сиять в чистой голубизне золотистое светило, до тех пор будут продолжаться земные пути».

— Рассмотрите рисунок в учебнике на с.37

— Что больше – Солнце или наша планета Земля?

     Вспомните начало нашего урока.  Жизнь на Земле без Солнца невозможна: если перестанет светить Солнце, то зеленые растения погибнут, так как они не могут жить без тепла и света; животным и людям нечем будет питаться. Все живое замерзнет от невыносимой стужи. Тем не менее, этого не произойдет, так как Солнце — звезда, которая излучает в пространство много тепла и света. Его диаметр в 109 раз больше диаметра Земли, но на небе мы видим Солнце маленьким, поскольку расстояние к нему от Земли — 150 млн. км. Температура солнечной поверхности — 6000 градусов, а возле центра — 15 млн. градусов. Ученые подсчитали, что Солнце будет светить еще миллиарды лет. Так что бояться нам с вами нечего.

VII. Итог урока. Рефлексия.

-  Какую тему мы сегодня изучали?

— Вам урок понравился?

Игра «Микрофон»

— Я Солнышко….

larisapetrovna.mypage.ru

Что такое природа?

Часто мы произносим слово «природа», когда собираемся отдохнуть за городом или пытаемся охарактеризовать среду своего обитания.


Иногда мы сожалеем, что человечество не может покорить природу, или радуемся, осознавая, что она еще не уничтожена окончательно. Что же означает это слово? Определений ему множество. Самое простое гласит, что природа – это объект изучения естественных наук. Но оно вовсе не раскрывает сущность понятия. Так что же такое природа?

Что означает слово «природа»?

Термин «природа» имеет древнерусские корни. По сути, понятие состоит из двух слов – приставки «при» и корня «род», что означает «при Роде». Род – это божество в древнерусской мифологии, выступавшее воплощением рода, единства потомков от общего предка. Именно от имени этого бога произошли такие понятия, как «родиться», «новорожденный», «роженица».

Некоторые историки связывают термин с латинским словом natūra, указывающим на рождение или миропорядок, то есть на внешний мир, который существует многие миллионы лет и не может изменяться в результате человеческой деятельности.

Что такое природа?

Современная трактовка слова «природа» подразумевает естественную среду обитания человека или биосферу Земли, то есть оболочку нашей планеты, охваченную жизнью. Иными словами, природа – это всё, что нас окружает, за исключением вещей, созданных человеческими руками.

К ней можно отнести леса, моря, поля, речные русла, цветы и, в конечном счете, самого человека. Существует множество наук, которые занимаются изучением всего, что относится к природе. Это и география, и биология, и астрономия, и даже физика с химией.

Из чего состоит природа?

К природе можно отнести любые явления и объекты, не созданные человеком. В первую очередь, земной шар. На сегодняшний день Земля является единственной известной планетой, на которой существует жизнь. Появившись 4,54 миллиарда лет назад, она претерпела значительную эволюцию, превратившись из газопылевового облака в живую планету со своей атмосферой, водной средой и твердой земной оболочкой, состоящей из тектонических плит. Биологические и геологические процессы, происходившие на Земле, и сформировали ту природу, которую мы знаем сегодня.

Неотъемлемыми составляющими природы являются погода и климат, различающиеся в зависимости от региона и высоты над поверхностью планеты. К природе относится вода – химическое соединение, без которого не может существовать ни одно живое существо. Вода наполняет озера, моря, океаны, течет в реках и ручьях, в твердом состоянии покрывает горные склоны, а в парообразном содержится в атмосфере.

Кроме того, природа – это почвы, растительный и животный мир, околоземное пространство, пустыни, горы, атмосферный воздух и многие другие компоненты, которые в совокупности создают наиболее оптимальные условия для существования жизни на Земле.

Что такое живая и неживая природа?

Все нерукотворные явления нашей планеты подразделяются на живую и неживую природу. К первой относятся живые существа, то есть флора и фауна. В понятие живой природы входят человек, животные, птицы, насекомые, грибы, вирусы и бактерии, растения всех видов и родов.

Неживой природой называют всевозможные вещества и поля, наделенные энергией. Она представлена целым рядом организационных уровней – от элементарных частиц до планет и Вселенной в целом. На Земле к этому понятию можно причислить камни, воду, вулканы, ледники, острова, континенты и многое другое.

Важное отличие между живой и неживой природой состоит в том, что объекты первой имеют короткий срок жизни, неустойчивы и изменчивы, тогда как объекты второй могут существовать миллиарды лет, при этом меняются очень медленно.

Что такое природные явления?

Все природные объекты на Земле подвергаются определенным явлениям, которые также называют природными. Дождь, снег, ветер, течение воды в реке, затмение Солнца или звездопады – эти события относятся к природным явлениям, а их перечисление можно продолжать до бесконечности. Они могут быть как позитивными, так и достаточно негативными, наносящими существенный урон и разрушения.

В числе последних смерчи, наводнения, извержения вулканов, лавины, землетрясения, цунами. Но независимо от их проявления, в природе всё находится в гармонии и равновесии.

www.vseznaika.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *