Солнышко рефлексия – Приемы рефлексии деятельности учащихся начальной школы

Консультация по теме: Возможные приёмы рефлексии на уроках

Некоторые возможные приемы организации рефлексии на уроке

Рефлексия настроения и  эмоционального состояния

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности

1. «Смайлики». Самый простой вариант: показ карточек с изображением трех лиц: веселого, грустного, нейтрального.

2. Использование различных изображений:

 «Букет настроения». В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, – голубой».

3.  «Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного  цвета, если нет,  зелёного.

3. « Солнышко и тучка». В руках у учителя тучка и солнышко. Он предлагает ребятам сравнить свое настроение с тучкой или солнышком. Поясняя, если хорошее настроение выбираете солнышко, если не очень, то тучку.

4. Эмоционально-художественное оформление.

Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая – радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.

5. «Лучики солнышка» . Детям также можно предложить представить себя лучиками солнца. В конце урока дать задание разместить лучики на солнце согласно своему настроению. Учащиеся подходят к доске и прикрепляют  лучики (солнышко улыбается, без эмоций, грустит)

7. «Острова» 
Ребята выбирают, на каком из предложенных островов они находятся в конце урока: остров Удовлетворения, остров Грусти, остров Знаний, остров Радости.

8. «Термометр». Учащимся предлагается нарисовать на полях шкалу от –12 до +12 и отметить свое эмоциональное состояние в начале и конце урока. Общее эмоциональное состояние можно узнать, попросив поднять руки тех учащихся у кого ниже 0, выше 0, равна –12, +12 или 0.

 9. Индекса удовлетворенности ученика уроком. За 3-5 мин до конца урока каждый ученик отмечает то состояние, которое он испытывает на уроке. 

Состояние

+1

0

-1

Состояние

Интерес

Скука

Азарт

Апатия

Защищенность

Беззащитность

Самостоятельность

Подчиненность

Удовлетворенность

Неудовлетворенность

Чувство успеха

Чувство неудачи

Радость общения

Чувство одиночества

Уверенность

Неуверенность

Подъем настроения

Спад настроения

Чувство новизны

Ощущение стандартности

Рефлексия деятельности

Современные технологии предполагают, что ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные.

– Что я делал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше? – вот те вопросы, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией, т.е. умеющие осознавать свою деятельность. Предлагаем некоторые приёмы, используемые нами в практике для реализации данного вида рефлексии.

  1. Рефлексивный ринг

Учащиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

Сегодня я узнал…                           Я научился…

Меня удивило…                             У меня получилось…

Было трудно…                                Я смог ….

Я понял, что…                                Я попробую…

Я теперь могу….                            Меня удивило…

Мне захотелось….                          Было интересно…

  1. Рефлексия “Благодарю…”.

В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.

  1. Рефлексия “Плюс – минус – интересно”.

Для письменного выполнения обучающимся предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» – «интересно» обучающиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

5. Оценочная лесенка

Детям предлагается лесенка, шкала на которой они должны поставить солнышко на той ступеньке, на которую вы поставили бы себя при выполнении заданий

6. «Бассейн»: на доске или листе ватмана рисуется бассейн с дорожками, на которых пловцы отображают состояния учеников во время изучения темы (утонул в непонимании сразу, захлебнулся на середине дистанции, доплыл с уверенностью до финиша, установил личный рекорд и др.). Участники отождествляют себя с одним из пловцов, ставя возле него условный знак

7. На доске записаны фразы:

Урок полезен, все понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Еще придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учиться!

Дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше всего подходят по окончании урока.

8. «Мишень»

9. “ Пятерочка “  или  «Пять пальцев»

Учащимся предлагается на листе обвести свою руку.

Каждый палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение. Участники рисуют свою руку на листе бумаги, обводя контур, записывают вопросы возле каждого пальца и вписывают внутри контура ответы на эти вопросы. Затем листы вывешиваются на выставку и всем участникам до общего обсуждения предоставляется время для знакомства с нею. 

   «Мысль» – мизинец  (какие знания я приобрел)

 «Близка ли цель» – безымянный (что сегодня я сделал для достижения цели)

«Состояние духа» – средний (каким было мое настроение, от чего зависело)

«Услуга» – указательный (чем я мог помочь другим)

«Бодрость тела» –  большой (как я физически себя чувствовал)

10. «10 баллов»

Оценить по 10-бальной шкале работу на занятии с позиции:

„Я“           0________10

„Мы“        0________10

„Дело“     0________10

Рефлексия содержания учебного материала

Учитель использует ее, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного. Обычно в конце урока подводятся его итоги,  обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. 

1. «Поезд».

На парте перед каждым ребенком  два жетона: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое вам было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось  не интересным. Можно использовать только один жетон усмотрению ученика

2. «Волшебный мешочек»

Учитель показывает детям мешочек и предлагает: «Давайте соберем в этот волшебный мешочек все самое интересное, что было на сегодняшнем уроке»

3. «Поляна»

На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком – бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.

4. «Корзина идей»

Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.

5. «Дерево»

Учащиеся записывают свое мнение об уроке на бумаге в форме листьев дерева, можно предложить ряд вопросов, затем прикрепляют их на заготовку дерева на плакате.
6. «Ресторан» 
Цель: Выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего урока. 
Время: 5 мин. на подготовку; 1-3 мин. каждому участнику (на ответ). 
Численность: Все ученики 
Материал: лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные карточки 
Проведение:  Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов: 
– Я съел бы еще этого… 
– Больше всего мне понравилось… 
– Я почти переварил… 
– Я переел… 
– Пожалуйста, добавьте… 
Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист флип-чарта, комментируя. 

7. Оцените фразеологическим оборотом свои ощущения: 
– каша в голове 
– ни в зуб ногой 
– светлая голова 

8. «Уборка в доме» 
Цель: Выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего урока, определение каждым участником, что было полезным, а что было бесполезным. 
Время: 15 мин. 
Численность: Все ученики  Материал: три листа большого формата с рисунками, фломастеры. 
Проведение: К стене прикрепляются три больших листа на первом нарисован чемодан, на втором- мусорная корзина, на третьем – мясорубка. Каждый участник получает три цветных листочка. 
На «чемодане» участник пишет то, что он вынес с урока или семинара, заберет с собой и будет активно применять. 
На втором листе то, что оказалось бесполезным, ненужным и что можно отправить в корзину. 
На третьем листе то, что оказалось интересным, но пока не готовым к применению, то что нужно ещё додумать и доработать. 

  1. Рефлексия “Синквейн”.

В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

Синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации, учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме.
                 

 

10. Пометки на полях  (инсерт, маркировка) – обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте:

«+» – знал,         «!» – новый материал (узнал),        «?» – хочу узнать

                                                                     

nsportal.ru

В помощь учителю “Рефлексия на уроке”

Один из принципов развивающего обучения – принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов.

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.

Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).

3.«МАЯТНИК НАСТРОЕНИЯ» ИЛИ «КАРТИНА НАСТРОЕНИЯ»

Подобрать картинку (в цвете, черно- белая, грустная, вызывающая радость).Предложить учащимся подобрать картинки из журналов, газет.

4. «ДЕРЕВО УСПЕХА»

На дереве расположить листочки ( выбрать цвет – красный, желтый, зеленый)

Если чувствую себя хорошо, ком­фортно, то вешаю на дерево яблоки красного  цвета, если нет,  зелёного.

черный – упадок, уныние.

М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?

Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?

С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня преобладающее настроение?

У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?

Б! (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?

«+» – ответил по своей инициативе, ответ правильный;

«-» – ответил по своей инициативе, но ответ неправильный;

«П» – ответил по просьбе учителя, ответ правильный;

«Н» – ответил по просьбе учителя, но ответ неправильный;

9. «ОПОРНЫЕ СЛОВА»

Некоторые вопросы для рефлексии (содержания заданий, способов организации работы, итоговой, текущей, до и после выполнения заданий)

– Какую задачу решали? Что надо было сделать? Что делали? Как выполняли задание? Что не получилось и почему? Что следует делать в дальнейшем? Что может помочь в дальнейшей работе?

-Какие трудности (проблемы) возникли (испытывали)? Почему? Как они были преодолены?

-Что хотели? Чего достигли? Как этого достигли? Что нас не устраивает?

-Как назвать задание (урок)? Как вы думаете, чем мы будем заниматься на следующем уроке?

-Какие другие виды заданий можно придумать по данному условию? Какие задания из тех, что были на уроке, оказались самыми простыми, сложными, интересными…? Почему?

– Какие виды ошибок могут встретиться? Какую новую задачу мы определили для будущей работы? Что изменилось в условии задания по сравнению с предыдущим?

-Составьте список вопросов, на которые мы будем отвечать на следующем уроке. Зачем вы его составили?

– Зачем понадобилась новая запись, в чём её преимущество перед прежней? Зачем искали закономерность? Зачем выполняли эту работу? Зачем вы пришли сегодня на урок?

– Почему этот способ не сработал? Почему у меня (у него) не получается решение задачи?

-Что понравилось в работе ученика? Что было интересного (трудно, легко)? Что помогло найти ошибку (неточность)?

– Что нового для себя узнали? Что нового про себя узнали? Что нового предполагали узнать в ходе сегодняшнего занятия? Чему научиться?

-Оправдались ли ваши ожидания? (если нет, то почему?). Удалось ли вам получить ответы на свои вопросы? На какие вопросы вы хотели бы получить ответ?

-Как бы вы оценили свою работу на уроке? (работу своей группы, пары). По каким критериям? Ваше эмоциональное состояние? (до и после урока)

-Чего не понял человек, который составлял (пример, задачу…), решал…… Задай такой вопрос, чтобы, ответив на него, автор увидел свою ошибку.

-Хотим ли мы того, чего хотели вчера? Изменились ли наши цели?

Выберите фразеологизм или пословицу которые характеризуют вашу работу сегодня

В графу «П» – «плюс»– записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» – «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной . В графу «И» – «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

14.«АНКЕТА»

Школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

7. Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересным / неинтересным

15.«МОИ ОТВЕТЫ»

На протяжении урока отмечать условно свои ответы:

«V» – ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный;

«W» – ответил по просьбе учителя, ответ правильный;

«| » – ответил по своей инициативе, но ответ не правильный;

«+» – ответил по своей инициативе, ответ правильный;

«0» – не ответил.

16.«КОМПЛИМЕНТ»

Комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах, в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

17.«ТРИ ЛИЦА»

Учитель показывает учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного.

Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению.

18.«ЦВЕТНЫЕ КАРТОЧКИ»

У учащихся две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия.

19.«ПЕЙЗАЖ»

Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая – радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.

20.ПРИЁМ «ЧТО, ЕСЛИ…?»

Приём «Что, если…?» предполагает включение на этапе рефлексии вопросов, которые начинаются со слов: «Что, если…?» Данные вопросы позволяют учащимся по-новому, с другой стороны посмотреть на проблему, выдвинуть свои предположения, свои гипотезы развития событий, расширяя тем самым опыт спонтанного общения, способствуя развитию гипотетического мышления учащихся. (Что, если бы Вася не познакомился с Валеком и Марусей?(Владимир Галактионович Короленко «В дурном обществе»).

21.ОЦЕНКА «ПРИРАЩЕНИЯ» ЗНАНИЙ И ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ (высказывания Я не знал… – Теперь я знаю…).

Решение проблемы на уроке можно оформить в виде графического организатора, например «грабли» или «гроздь». Они приемлемы на стадии рефлексии, когда учащиеся ещё раз пересматривают, осмысливают то, что узнали, расширяют сферу своих знаний, выдвигают новые идеи.

Итог совместной работы в группе можно выполнить в виде схемы-паутины.

Что нового ты узнал на уроке?

Какие уже имеющиеся у тебя знания понадобились в решении задачи (или на уроке)?

Кто и как тебе помогал(и) на уроке при решении задач?

Какие знания, полученные на уроке, понадобятся тебе в будущем?

Где ты применишь полученные знания?

В какой момент урока ты чувствовал себя особенно успешным?

Благодаря каким инструментам ты нашел решение?

Какие способы и приемы работы ты использовал на уроке (составлял таблицу, рисовал схему, составлял тезисы и т.д.)?

С кем тебе было интереснее всего работать в паре/группе? Почему?

За что бы ты себя похвалил на уроке?

Что изменил бы в своих действиях на уроке?

Что бы ты изменил на уроке в последующем?

Что тебе понравилось на уроке больше всего?

И т.д.

22.«ТРИ М»

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

23.«ГРАФИК»

Учащимся предлагается начертить в течение урока график

-изменения их интереса;

-уровня познания,

– личной активности.

24.ТЕХНИКА «РЕФЛЕКСИВНАЯ МИШЕНЬ»

На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. В каждом из секторов записываются параметры- вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Например, оценка содержания, оценка форм и методов проведения урока, оценка деятельности педагога, оценка своей деятельности. Участник ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ.

25.ВОПРОСЫ, ТРЕБУЮЩИЕ МНОГОВАРИАНТНЫХ ОТВЕТОВ:

Почему было трудно?

Что открыли, узнали на уроке?

Оправдались ли ваши ожидания от урока?

Что вы взяли с сегодняшнего урока?

Над чем заставил задуматься урок?

26.«БЛАГОДАРЮ»

В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.

27.«А НАПОСЛЕДОК Я СКАЖУ»

Школьникам предлагается последовательно ответить на три вопроса:

  • Насколько оправдались ваши ожидания и кому за это спасибо (исключая учителя)?

  • Что не оправдалось и почему?

  • Мои и наши перспективы?

28.«АССОЦИАЦИЯ»

Обучающимся предлагается из картинок, разложенных на столе, выбрать по две: первую – которая максимально иллюстрирует его состояние на начало урока, вторую – на его окончание. Затем каждый желающий может объяснить свой выбор (по одному – два предложения на картинку). Любые комментарии со стороны других одноклассников или учителя исключаются. Педагог комментирует свои картинки последним, подводя итоги урока.

29.«СИНКВЕЙН»

В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

Пушкин

Великий, талантливый.

Думает, страдает, любит.

Чувства добрые пробуждает. Гений.

30.«ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ»

Рефлексия

Выполнил ли я то, что задумал?

__________________________________________________________________

Получилось ли сделать то, что я записал как главный результат проекта?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Всё ли получилось так, как я задумывал?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Что было сделано хорошо?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Что было сделано плохо?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Что было выполнить легко, а что оказалось неожиданно трудно?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Кто мог бы сказать мне СПАСИБО за проект?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Попрошу взрослых оценить мою работу:

ч т о с к а з а л а м а м а:

__________________________________________________________________

ч т о с к а з а л а у ч и т е л ь н и ц а:

__________________________________________________________________

к а к о ц е н и л и п р о е к т д р у з ь я:

____________________________________________________________________________________________________________________________________

В ч ё м я с н и м и с о г л а с е н, в ч ё м – н е т ?

__________________________________________________________________

31.«БУКЕТ НАСТРОЕНИЯ»

В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока я говорю: “ Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравился – голубой”. Можно предложить ребятам более разнообразный спектр цветов: красный, желтый, синий. В конце урока собрать цветы в корзинку или вазочку. Хочу напомнить, какому настроению соответствует какой цвет:

красный – восторженное;

оранжевый – радостное, теплое;

желтый – светлое, приятное;

зеленый – спокойное;

синий – неудовлетворенное, грустное;

фиолетовый – тревожное, напряженное;

черный – упадок, уныние.

32.«ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА»

-Если я найду волшебную палочку, я порошу ее помочь…(кому?)

33.«АНАЛИЗ СВОИХ ОШИБОК»

34.« ШКАЛА НАСТРОЕНИЯ»

У каждого ученика лежит листок со шкалой настроение (10 баллов). Ученик отмечает свое настроение на протяжении всего урока. Можно сделать общую шкалу для всего класс. Одна ломаная линия покажет настроение в начале урока, вторая – в конце.

35.« СЛОВА-НАПУТСТВИЯ»

И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной страницы новой книги.

К.Паустовский

Суди себя сам. Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр.

А.де Сент-Экзюпери

36.«РАБОТА С СИГНАЛЬНЫМИ КАРТОЧКАМИ»

Зеленая карточка. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.

Желтая карточка. Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно.

Красная карточка. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов.

37.«ЛУЧИКИ СОЛНЦА»

Детям можно предложить представить себя лучиками солнца. В конце урока дать задание разместить лучики на солнце согласно своему настроению. Учащиеся подходят к доске и вставляют лучики.

38. «СВЕТОФОР»

Оцените свою деятельность на уроке с помощью «Светофора» (зелёный – все понятно, желтый – есть затруднения, красный – много непонятного – карточки данных цветов даны учащимся еще до урока).

39.«ЯБЛОКО И СТРЕЛЫ»

40.«ЭМОЦИОНАЛЬНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОНЦОВКА»

Учащиеся слушают фрагменты из двух музыкальных произведений (желательно указать композитора произведения). Звучит тревожная музыка и спокойная, восторженная. Учащиеся выбирают музыкальный фрагмент, который соответствует их настроению.

36.Если есть время, то можно предложить учащимся выразить свое эмоциональное настроение в виде рисунка, а в конце провести выставку рисунков.

41. «ЛЕСТНИЦА УСПЕХА»

Если учитель ведёт урок в традиционном плане, то можно выделить и написать на доске этапы деятельности. В конце урока предложить учащимся оценить свою работу на каждом этапе в виде ступенек, ведущих к успеху.

42. «БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ»

форма фиксации информации с помощью ключевых слов, графических моделей, кратких предложений и умозаключений, вопросов. В качестве задаваемых преподавателем частей “бортового журнала”, которые будут заполняться учащимися, могут быть: ключевые понятия темы, связи, которые может установить студент, важные вопросы.

43. «ПИСЬМЕННОЕ ИНТЕРВЬЮ»

Вариант групповой письменной рефлексии в форме вопросов и ответов участников группы. Данный способ позволяет в достаточно короткий промежуток времени провести письменную рефлексию с целью взаимообмена мнениями.

44. «КТО ВЕСЕЛЕЕ?»

Выберите рисунок, соответствующий вашему настроению.

45.«ФРАЗА ДЛЯ СОСЕДА ПО ПАРТЕ»

Ты молодец.

Я доволен твоей работой на уроке.

Ты мог бы поработать лучше.

46.«СТИХОТВОРЕНИЕ»

Мне интересно знать, о чем мечтает каждый,

Оставшись сам с собой наедине,

К чему стремится и чего он жаждет,

О чем мечтает дома в тишине,

О чем порою думает ночами,

Какого чуда он от жизни ждет,

И грезит вдруг какими миражами,

Какие замки строит он в мечтах,

О чем тоскует, мается, грустит,

Какими тайнами воспоминаний

Он раны сердца часто бередит.

Но, к сожаленью, это невозможно

Узнать, что человек в себе хранит:

Все чувства его спрятаны надежно,

И мир души не каждому открыт.

Н.Петренко

-Ваша «душа» сегодня ленилась или трудилась?

Во всем мне хочется дойти

До самой сути

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,

До их причины,

До оснований, до корней,

До сердцевины.

Все время схватывая нить

Судеб, событий,

Жить, думать, чувствовать, любить,

Свершать открытья.

Б.Пастернак

Думайте, чувствуйте, любите, фантазируйте, анализируйте, исследуйте, философствуйте – живите!!!

В добрый час, ребята!

Будем, ребята, беречь доброту,

Будет, ребята, беречь красоту,

Будем дерзать, будем творить,

Улыбку познанья Уроку дарить!

Учитель: Пожелайте всего доброго друг другу!

Ученики желают друг другу добра.

Нашим гостям.

Чтобы гости захотели

К нам на урок прийти опять.

Ученики приветствуют учителей.

Выберите стихотворение, которое наиболее близкое вам сейчас.

И любо мне, и сладко мне,

И мир в моей груди,

Дремотою обвеян я –

О, время, погоди!

Ф.Тютчев

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко – и верится, и плачется,

И так легко, легко.

М.Лермонтов

Земля дрожит в огнях заката,

Любви прекрасная звезда,

А на душе легко и свято,

Легко, как в детские года.

И.Тургенев

И с отвращением читаю жизнь свою,

Я трепещу и проклинаю.

И горько жалуюсь. И горько слезы лью,

Но строк печальных не смываю.

А.Пушкин

Проходят дни, проходят сроки,

Свободы тщетно жаждем мы,

Мы беспощадно одиноки

На дне своей души-тюрьмы.

В.Брюсов

Смешать печаль, которой нет острей,

С восторгами, которых не бывало.

К.Бальмонт

47.«SMS»

Ученикам предлагается на бумажных сотовых телефонах написать SMS –сообщение другу о том, как прошёл урок, оценить как плодотворно он работал.

48. «ПОЧТА»

В конце урока детям предлагается написать мини-письмо с пожеланиями, отзывом о работе на уроке. «Почтальон» или дежурный ученик разносит письма по адресам.

49. «ОСТРОВА»

На доске или у каждого ученика карта настроения. Поставьте знак √, на каком из островов вы сегодня пребывали: о.Страха, Познания, Уверенности, Скуки, Мечты, Будущего, Радости.

  1. «КОРАБЛЬ В МОРЕ ЗНАНИЙ»

Те ребята, которые считают, что хорошо усвоили тему, помещают свой кораблик в море, а те, кто не уверен в этом, остаются в заливе правил.

ЗАЛИВ ПРАВИЛ МОРЕ ЗНАНИЙ

infourok.ru

Статья по теме: Мастер – класс “Приёмы рефлексии учащихся на уроке”

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»

Сценарий мастер- класса по теме

«Приёмы рефлексии учащихся

 на уроках в начальной школе»

                                                                                                          Выступление              

                                                                                                          на районном семинаре

                                                                                                          по преемственности

                                                                                                          учителя начальных классов

                                                                                                          МКОУ «СОШ № 6»

                                                                                                          Богомоловой Е.Н.

г. Благодарный

25 октября 2012 г.

        ХОД МАСТЕР-КЛАССА

Цель класса:

  1. создать условия для формирования навыка обеспечения активной позиции ребенка на уроке; самоанализа деятельности и её результата;
  2. познакомить в чём суть изменений урока с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Слайд 1

Для своего мастер- класса я выбрала давно интересующую меня тему «Рефлексия на уроках в начальной школе». В стандартах второго поколения особое внимание уделяется следующим критериям (слайд 2).

     1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

        2. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

                                                        (из ФГОС)

И по мнению педагогов (слайд 3).

Человек идентичен самому себе. Задача учителя помочь осознать эту идентичность, обнаружить её, понять, как я сам себя развиваю и воспитываю. Осознание индивидуальности идёт через сравнение с самим собой: что я знаю?, чего не знаю?, чем прирос?. Порождаются знания о способах самостроительства, целеполагания,  рефлексии способа: что делаю?, для чего?. Индивидуальная образовательная программа учащихся предполагает: рефлексию, пробы, следующий шаг, снова рефлексия, проба, следующий шаг.

слайд 4

А теперь уважаемые коллеги я попрошу Вас  оценить собственное эмоциональное состояние при помощи теста. Выберите, остановите свой взгляд на той полоске, цвет которой Вам наиболее импонирует .  А теперь оцените своё  эмоциональное  состояние (щелчок).

Раскрытие темы мастер-класса        

   Слайд 5           Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией.

              А что же такое рефлексия?

 Рефлексия, в упрощённом определении, – это «разговор с самим собой».

Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. щелчок

Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание. щелчок

Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. щелчок

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов  щелчок

                  Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым.

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.

Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:

  1. рефлексия настроения и эмоционального состояния      слайд 6

(целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта)

Что можно применять?

слайд 7

  Это: карточки с изображением лица – смайлики;                                                                                    показ большого пальца вверх или вниз;  

слайд 8     «солнышко» – мне всё удалось, «солнышко и тучка» – мне не всё удалось, «тучка» – у меня ничего не получилось;

                                       

слайд 9    «радостный мишка» – всё хорошо, «грустный мишка» – плоховато;

 

   слайд 10   «маятник настроения» – отображает настроение ребёнка.

Комплексы упражнений направленных на развитие рефлексии.

Начинать обучение рефлексии необходимо с первых дней в школе. Основы развития рефлексивных умений закладываются при использовании курса Т.А. Цукерман «Введение в школьную жизнь»

Рефлексия основывается, прежде всего, на умении понять себя, свои чувства и чувства других, поэтому для развития рефлексивных способностей можно использовать упражнения:

Представь что ты….

Представь, что ты камень, одуванчик, воздушный шар. Что ты чувствуешь? Сравни свои ощущения.

Изобрази, что ты чувствуешь, когда ешь лимон, конфету и т.д.

Изобразить различные чувства так, чтобы другие отгадали.

Изобрази радость, горе, обиду .

  1. рефлексия деятельности      слайд 11

Осуществлять самоконтроль и давать самостоятельно оценку своей деятельности на уроке учащихся также можно (и нужно!) учить с первого класса. Изучив методику безотметочного обучения, предложенную Г.А. Цукерман («волшебные линеечки»), я ввела её в практику своей работы уже на первых уроках математики в первом классе через сказку:

                            слайд 12

 – Кто из зверей выполнил свою работу лучше по следующим критериям (К – красота, П – правильность, Б – быстрота).?

– На «волшебных линеечках» определяем место постановки крестика (чем лучше работа, тем выше ставим крестик).

На следующем уроке сказка о лесной школе и её учениках была продолжена, как и обучение ребят работать с «волшебными линеечками» :

слайд 13

Теперь Лисёнок сам определил и обозначил на «волшебных линеечках» качество своей работы.

– Согласны ли вы с тем, как оценил свою работу Лисёнок?»

После анализа корректируем его оценку (красным цветом).

Показателем эффективности в использовании данного вида деятельности учащихся на уроках станет, прежде всего, то, что все ребята учатся  давать объективную оценку своим письменным работам.

Какие варианты?

слайд 14: «лесенка успеха» – нижняя ступенька  – у меня ничего не получилось;

 средняя ступенька  – у меня были проблемы; 

верхняя ступенька  – мне всё удалось;

           

                       

 

слайд 15

«дерево успеха» – зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки;

слайд 16

«сказочное дерево» – это мой любимый вариант рефлексии на уроке:

плод, цветок и листочек

Листочек – у меня не получается, мне нужна помощь

Цветочек – было трудно, но я понял

На месте цветочка появляются плоды, поэтому яблоко – у меня всё получается

Вариантов много

«наряди ёлку» – успешно выполнил задание – повесил шарик, были ошибки – шарик остался возле ёлки;

«поставь цветок в вазу» – ориентировка на цвет вазы

Слайд 17

Часто мы проводим уроки в форме заочного, виртуального путешествия. И для такого урока можно использовать  такой вид рефлексии:

ракета, самолёт и машина. (3 щелчка)

        Картинки я использую в течении всего урока:  слайд 18

начало урока (после АОЗ) – ракета – я уверен в себе и готов к путешествию

самолёт – я хочу отправиться  в путешествие, но не уверен в себе

машина – мне тревожно, я не хочу

щелчок     физкультминутка – пилоты самолёта (закрепляем направления)

щелчок     в конце урока – возвращение из путешествия

     

  Слайд 19

   В письменных работах  я использую и такой вид рефлексии, когда ребёнок  не поднимает какой-то сигнал, а раскрашивает кружок  или  щелчок  рисует солнышко – солнышко и тучку – тучку.

   

      Все эти варианты целесообразнее использовать в 1-2 классах, т.к. дети любят играть, любят всё яркое, привлекающее внимание.

    Но ведь ребёнок должен иметь продвижение в своём развитии. И в рефлексивной деятельности есть такое продвижение.

Формирование навыка самоконтроля и самоанализа предполагает: проба (какая-либо деятельность), рефлексия, следующий шаг. И снова проба, рефлексия, следующий шаг.

Работая в «Прописях» или рабочих тетрадях я применяю приём «цветограммы» Слайд 20  1 часть работы – буква, слоги – самоконтроль,  закрасил кружок выбранным цветом

следующий шаг – работа со звукобуквенной моделью – самоконтроль, рефлексия – закрасил кружок

следующий шаг – слово, слог, ударение – самоконтроль, рефлексия

В конце урока смотрим, какой цвет преобладает. Пробуем давать словесную оценку своей деятельности на уроке.

Следует отметить, что в начале года, когда мы только начинали учиться рефлексивной деятельности, она вызывала всплеск эмоций – у всех всё замечательно. Сейчас же дети  вполне объективно оценивают свою деятельность.

Слайд 21   Вот такие цветограммы я применяла на уроках в 4 классе: дети получают рабочий лист: виды деятельности и фигура для раскрашивания. Шаг – рефлексия, следующий шаг – рефлексия. В конце – какой цвет преобладает, словесная оценка.

•        рефлексия содержания учебного материала        слайд  22

     слайд 23      «цветочная  поляна» – цветок – вид деятельности на уроке: работа с геометрическими фигурами, восстановление числового ряда, сравнение чисел.

К концу урока появляется  цветочная поляна. Предлагаю детям поместить свою бабочку над тем цветком, какая работа понравилась больше  всего на уроке.

       Слайд  24            эффективен приём незаконченного предложения: я не знал… – теперь я знаю…).

     

   слайд  25        Закончи предложение (интервью)

Цель: подведение  итогов урока,  обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.  

Содержание: Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

слайд  26  Подведём итог: исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:

  1. рефлексия настроения и эмоционального состояния
  2. рефлексия деятельности
  3. рефлексия содержания учебного материала

слайд 27  Уважаемые коллеги, я желаю вам успеха в развитии рефлексивных умений  детей.

Спасибо всем за внимание.

Литература:

Головкина Екатерина Вячеславовна Подведение итогов уроков. Рефлексия. //http://ezhva-licey.ru/teachers/nmr/metodich_razrabotki/itogi_uroka/

Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы // Директор школы. 2005. № 4.

Косарева Елена  Курсовая работа «Рефлексия и способы ее развития» // http://www.allbest.ru/ Коллекция рефератов Revolution

Лернер И.Я., Скаткин М.Н. Современный урок. Дидактические рекомендации для учителей. М., 1992.

А.В.Хуторской Анализ, самоанализ и рефлексия урока http://khutorskoy.ru/be/2008/0312/index.htm

Пилипко П.Н., Громова М.Ю., Чибисова М.Ю. Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклассниками: Практическая психология учителю. – М.: УЦ «Перспектива», 2002.

Статья «Оценка без отметки» под ред. Г.А Цукерман: http://experiment.lv/rus/biblio/cukerm_ocenka.htm

nsportal.ru

Мастер – класс “Приёмы рефлексии”

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1

с углублённым изучением отдельных предметов

г. Шебекино Белгородской области»

Мастер – класса

по теме:

«Приёмы рефлексии учащихся

на уроках в начальной школе»

Выступление

на школьном методическом

объединение учителя начальных классов МБОУ «СОШ № 1»

Голоденко С.А.

2014 г.

ХОД МАСТЕР-КЛАССА:

Цель класса:

  • создать условия для формирования навыка обеспечения активной позиции ребенка на уроке; самоанализа деятельности и её результата;

  • познакомить в чём суть изменений урока с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Слайд 1

Тема моего мастер – класса «Рефлексия на уроках в начальной школе». На сегодняшний день эта тема актуальна в связи с внедрением стандартов второго поколения при формировании УУД.

Организация рефлексивной деятельности на уроке позволяет ученику осознавать свою самобытность, индивидуальность и уникальность.

Слайд 2

А теперь уважаемые коллеги я попрошу Вас оценить собственное эмоциональное состояние при помощи теста. Выберите, остановите свой взгляд на той полоске, цвет которой Вам наиболее импонирует.

А теперь оцените своё эмоциональное состояние щелчок.

Раскрытие темы мастер-класса

Слайд 3

Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией.

А что же такое рефлексия?

Рефлексия, в упрощённом определении, – это «разговор с самим собой».

Слово рефлексия происходит от латинского reflexio обращение назад. щелчок

Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание. щелчок

Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. щелчок

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов щелчок

Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым.

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.

Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:

(целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта)

Что можно применять?

Слайд 5

Это:

– карточки с изображением лица – смайлики; – показ большого пальца вверх или вниз;

Слайд 6 «Солнышко» – мне всё удалось,

«солнышко и тучка» – мне не всё удалось,

«тучка» – у меня ничего не получилось;

Слайд 7 «Радостный тигрёнок» – всё хорошо,

«Грустный тигрёнок» – плоховато;

Комплексы упражнений направленных на развитие рефлексии.

Начинать обучение рефлексии необходимо с первых дней в школе. Основы развития рефлексивных умений закладываются при использовании курса Т.А. Цукерман «Введение в школьную жизнь».

Рефлексия основывается, прежде всего, на умении понять себя, свои чувства и чувства других, поэтому для развития рефлексивных способностей можно использовать упражнения:

Представь что ты….

Представь, что ты камень, одуванчик, воздушный шар. Что ты чувствуешь? Сравни свои ощущения.

Изобрази, что ты чувствуешь, когда ешь лимон, конфету и т.д.

Изобразить различные чувства так, чтобы другие отгадали.

Изобрази радость, горе, обиду.

Осуществлять самоконтроль и давать самостоятельно оценку своей деятельности на уроке учащихся также можно (и нужно!) учить с первого класса. Используя методику безотметочного обучения, предложенную Г.А. Цукерман, можно ввести уже на первых уроках математики в первом классе «волшебные линеечки»:

слайд 9

– Кто из зверей выполнил свою работу лучше по следующим критериям (К – красота, П – правильность, Б – быстрота).?

– На «волшебных линеечках» определяем место постановки крестика (чем лучше работа, тем выше ставим крестик).

На следующем уроке сказка о лесной школе и её учениках была продолжена, как и обучение ребят работать с «волшебными линеечками»:

Слайд 10

Теперь Лисёнок сам определил и обозначил на «волшебных линеечках» качество своей работы.

– Согласны ли вы с тем, как оценил свою работу Лисёнок?»

После анализа корректируем его оценку (красным цветом).

Показателем эффективности в использовании данного вида деятельности учащихся на уроках станет, прежде всего, то, что все ребята учатся давать объективную оценку своим письменным работам.

Какие варианты?

Слайд 11 «Лесенка успеха»

нижняя ступенька – у меня ничего не получилось;

средняя ступенька – у меня были проблемы;

верхняя ступенька – мне всё удалось;

Слайд 12 «Дерево успеха»

зелёный лист – нет ошибок,

жёлтый лист – 1 ошибка,

красный лист – 2-3 ошибки;

Слайд 13 «Наряди ёлку»

успешно выполнил заданиеповесил шарик,

были ошибки – шарик остался возле ёлки.

Слайд 14 «Паровозик»

На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагается опустить «весёлое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось неинтересным. Можно использовать только одно «личико» по усмотрению ученика.

Слайд 15 «Сказочное дерево»: плод, цветок и листочек.

Листочек – у меня не получается, мне нужна помощь.

Цветочек – было трудно, но я понял.

На месте цветочка появляются плоды, поэтому яблоко – у меня всё получается.

Слайд 16

Часто мы проводим уроки в форме заочного, виртуального путешествия. И для такого урока можно использовать такой вид рефлексии: ракета, самолёт и машина.

3 щелчка

Картинки можно использовать в течение всего урока:

начало урока

ракета – я уверен в себе и готов к путешествию

самолёт – я хочу отправиться в путешествие, но не уверен в себе

машина – мне тревожно, я не хочу

физкультминутка – пилоты самолёта (закрепляем направления)

в конце урока – возвращение из путешествия.

Слайд 17

В письменных работах можно использовать и такой вид рефлексии, когда ребёнок не поднимает какой-то сигнал, а раскрашивает кружок или щелчок рисует: солнышко, солнышко и тучку, тучку.

Все эти варианты целесообразнее использовать в 1-2 классах, т.к. дети любят играть, любят всё яркое, привлекающее внимание.

Но ведь ребёнок должен иметь продвижение в своём развитии. И в рефлексивной деятельности есть такое продвижение.

Формирование навыка самоконтроля и самоанализа предполагает: проба (какая-либо деятельность), рефлексия, следующий шаг. И снова проба, рефлексия, следующий шаг.

Работая в «Прописях» или рабочих тетрадях применяется приём «цветограммы».

Слайд 18

Первая часть работы – буква, слоги – самоконтроль, закрасил кружок выбранным цветом.

следующий шаг – работа со звукобуквенной моделью – самоконтроль, рефлексия – закрасил кружок.

следующий шаг – слово, слог, ударение – самоконтроль, рефлексия.

В конце урока смотрим, какой цвет преобладает. Пробуем давать словесную оценку своей деятельности на уроке.

Следует отметить, что в начале года, когда мы только начинали учиться рефлексивной деятельности, она вызывала всплеск эмоций – у всех всё замечательно. Сейчас же дети вполне объективно оценивают свою деятельность.

Слайд 19

Вот такие цветограммы применяются на уроках в 4 классе: дети получают рабочий лист: виды деятельности и фигура для раскрашивания. Шаг – рефлексия, следующий шаг – рефлексия. В конце – какой цвет преобладает, словесная оценка.

рефлексия содержания учебного материала слайд 20

Слайд 21 «Цветочная поляна»

Цветок – вид деятельности на уроке: работа с геометрическими фигурами, восстановление числового ряда, сравнение чисел.

К концу урока появляется цветочная поляна. Предлагаю детям поместить свою бабочку над тем цветком, какая работа понравилась больше всего на уроке.

Слайд 22 и 23 Закончи предложение (интервью)

Цель: подведение итогов урока, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

Содержание: ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

Слайд 24

В заключении мне хотелось бы рассказать одну притчу.

«Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?»

А сам думает: « Скажет живая – я её умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках».

Так, всё в наших руках. Именно мы можем сделать так, чтобы ребёнок чувствовал себя любимым, нужным, а главное – успешным.

Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его.

слайд 25 Рефлексия мастер – класса.

У вас два смайлика: весёлый и грустный. Если вам понравился мой мастер – класс: это было актуально, полезно, интересно и вы будете это использовать в своей работе – покажите мне весёлый смайлик. Ну, а если это всё вас совсем не тронуло – покажите грустный.

В ваши методические копилки предлагаю вам карточки для проведения рефлексии на уроках.

Уважаемые коллеги, я желаю вам успеха в развитии рефлексивных умений детей. Спасибо за внимание.

Литература:

Головкина Екатерина Вячеславовна Подведение итогов уроков. Рефлексия. //http://ezhva-licey.ru/teachers/nmr/metodich_razrabotki/itogi_uroka/

Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы // Директор школы. 2005. № 4.

Лернер И.Я., Скаткин М.Н. Современный урок. Дидактические рекомендации для учителей. М., 1992.

А.В.Хуторской Анализ, самоанализ и рефлексия урока http://khutorskoy.ru/be/2008/0312/index.htm

Пилипко П.Н., Громова М.Ю., Чибисова М.Ю. Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклассниками: Практическая психология учителю. – М.: УЦ «Перспектива», 2002.

Статья «Оценка без отметки» под ред. Г.А Цукерман: http://experiment.lv/rus/biblio/cukerm_ocenka.htm

infourok.ru

Рефлексия. Упражнения для дошкольников.

Рефлексия. Упражнения для дошкольников.

1.«Солнышко». Дошкольники выбирают изображения и прикрепляют их к голубому фону.

Моё настроение похоже на:

* солнышко;

* солнышко с тучкой;

* тучку;

* тучку с дождиком;

* тучку с молнией.

2. «Радуга». Семь цветов радуги – семь характеристик. Каждый ребенок выставляет или прикрепляет цветные полоски на трафарет радуги.

Красный – не комфортно, тревожно;

Оранжевый – все раздражало;

Желтый – очень хотелось домой;

Зеленый – спокойно, хотелось заниматься;

Голубой – интересно, занимательно;

Синий – трудно, но интересно;

Фиолетовый – скучно, не интересно.

3. «Снежный ком». Дети по кругу передают «снежный ком» (из бумаги, и говорят о том, что получилось на занятии и о том, над чем еще стоит поработать.

4. «Заплетем косичку». Каждому ребенку предлагается выбрать одну из трех лент, характеризующих их настроение:

красная – весело, интересно, занимательно;

коричневая – трудно, волнительно;

белая – безразличие, скука, усталость.

– Ребята, чтобы заплести косичку настроения, нужно три ленты одного цвета. Каких лент больше, из тех и заплетем косичку. Посмотрите на ленты. Каких лент больше, такого и общее настроение во время занятия.

5. «Цветы и бабочки». На поляне (на полу) растет 3 цветка:

Красная роза (узнал много нового, научился читать) ;

Голубой василек (было интересно, но кое-что ещё не понятно) ;

Ромашка (многое осталось не понятным, было не интересно).

Дети превращаются в порхающих бабочек и занимают места в том цветке, который считают своим.

6. Дошкольники в конце занятия отвечают на вопросы, предложенные педагогом: своей любимой игрушке, шепчут друг другу на ушко, говорят сказочным персонажам или открыто всей группе:

Что у тебя получилось лучше всего?

Кто помог тебе сегодня?

Что у тебя не получилось и почему?

Что ты сделаешь, чтобы в следующий раз получилось?

Что было самым трудным?

Что было самым интересным?

Что ещё не получается?

Кого бы ты хотел (а) поблагодарить за работу на занятии? и т. д.

7. Выражение эмоционального отношения к занятию – рисунком.

8. Применение разноцветных сигнальных карточек: листочки, снежинки, цветочки, светофорики.

9. С помощью жестов: Настроение каково? Во!

На сколько подрос: сидя, стоя, потянуться.

Хлопните! Топните!

10. «Метод пяти пальцев».

Дети стоят в кругу, левой рукой показывают выбранный ими палец правой руки. После отвечают на вопрос, в соответствии с выбранным пальцем.

М (мизинец) – мыслительный процесс. Что нового и интересного было на занятии?

Б (безымянный) – близость цели. Чего достиг (ла)?

С (средний) – состояние духа. Каким было настроение?

У (указательный) – услуга, помощь. Кому я сегодня помог (ла), чем порадовал (ла)?

Б (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал (ла) для своего здоровья?

infourok.ru

Материал на тему: Рефлексия. Упражнения для дошкольников

Рефлексия. Упражнения для дошкольников.

1.«Солнышко». Дошкольники выбирают изображения и прикрепляют их к голубому фону.

Моё настроение похоже на:

* солнышко;

* солнышко с тучкой;

* тучку;

* тучку с дождиком;

* тучку с молнией.

2. «Радуга».  Семь цветов радуги – семь характеристик. Каждый ребенок выставляет или прикрепляет цветные полоски на трафарет радуги.

Красный – не комфортно, тревожно;

Оранжевый – все раздражало;

Желтый – очень хотелось домой;

Зеленый – спокойно, хотелось заниматься;

Голубой – интересно, занимательно;

Синий – трудно, но интересно;

Фиолетовый – скучно, не интересно.

3. «Снежный ком». Дети по кругу передают «снежный ком» (из бумаги, и говорят о том, что получилось на занятии и о том, над чем еще стоит поработать.

4. «Заплетем косичку». Каждому ребенку предлагается выбрать одну из трех лент, характеризующих их настроение:

красная – весело, интересно, занимательно;

коричневая – трудно, волнительно;

белая – безразличие, скука, усталость.

– Ребята, чтобы заплести косичку настроения, нужно три ленты одного цвета. Каких лент больше, из тех и заплетем косичку. Посмотрите на ленты. Каких лент больше, такого и общее настроение во время занятия.

5. «Цветы и бабочки». На поляне (на полу) растет 3 цветка:

Красная роза (узнал много нового, научился читать) ;

Голубой василек (было интересно, но кое-что ещё не понятно) ;

Ромашка (многое осталось не понятным, было не интересно).

Дети превращаются в порхающих бабочек и занимают места в том цветке, который считают своим.

6. Дошкольники в конце занятия отвечают на вопросы, предложенные педагогом: своей любимой игрушке, шепчут друг другу на ушко, говорят сказочным персонажам или открыто всей группе:

Что у тебя получилось лучше всего?

Кто помог тебе сегодня?

Что у тебя не получилось и почему?

Что ты сделаешь, чтобы в следующий раз получилось?

Что было самым трудным?

Что было самым интересным?

Что ещё не получается?

Кого бы ты хотел (а) поблагодарить за работу на занятии? и т. д.

7. Выражение эмоционального отношения к занятию – рисунком.

8. Применение разноцветных сигнальных карточек: листочки, снежинки, цветочки, светофорики.

9. С помощью жестов: Настроение каково? Во!

На сколько подрос: сидя, стоя, потянуться.

Хлопните! Топните!

10. «Метод пяти пальцев».

Дети стоят в кругу, левой рукой показывают выбранный ими палец правой руки. После отвечают на вопрос, в соответствии с выбранным пальцем.

М (мизинец) – мыслительный процесс. Что нового и интересного было на занятии?

Б (безымянный) – близость цели. Чего достиг (ла)?

С (средний) – состояние духа. Каким было настроение?

У (указательный) – услуга, помощь. Кому я сегодня помог (ла), чем порадовал (ла)?

Б (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал (ла) для своего здоровья?

nsportal.ru

Презентация “Рефлексия на уроках в начальной школе”


Приёмы рефлексии

на уроках

Падина Лидия Григорьевна,

учитель начальных классов

МБОУ Трубчевская СОШ № 2

им. А. С. Пушкина

г.Трубчевска Брянской области


Рефлексия на уроках по ФГОС НОО


Один из принципов развивающего обучения – принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным .Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов.                  


Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.

Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими, со своими.

Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:

1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

2. Рефлексия деятельности. 

3. Рефлексия содержания учебного материала 


Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью    установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).


Рефлексия


Приёмы рефлексии настроения

и эмоционального состояния

«Смайлики», «Термометр», «Букет настроения», «Радуга», «Дерево чувств», «Да – нетка», «Солнышко и тучка», «Острова», «Лучик солнца», «Цветик – многоцветик», «Ёлочка настроения» и др.


Рефлексия начала урока


Цветовые приёмы

Какому настроению соответст­вует какой цвет:

красный – восторженное;

оранжевый – радостное, теплое;

желтый – светлое, приятное;

зеленый – спокойное;

синий – неудовлетворенное, грустное;

фиолетовый – тревожное, напряженное;

черный – упадок, уныние.


«Букет настроения»

В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, – голубой».


«Дерево чувств»

Еще один цветовой прием. Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоко красного   цвета, если нет,   зелёного .


«Радуга»

У школьников на партах карточки с изображением радуги. В конце урока ребята описывают свои чувства, эмоции, достижения.


«Солнышко и тучка»

  В руках у учителя тучка и солнышко. Он предлагает ребятам сравнить свое настроение с тучкой или солнышком. Поясняя, если хорошее настроение -выбираете солнышко, если не очень – то тучку.


«Острова»

На большом листе бумаги рисуется карта с изображением эмоциональных “островов”:

о. Радости, о. Грусти, о. Недоумения,

о. Тревоги, о. Ожидания, о. Просветления,

о. Воодушевления, о. Удовольствия,

о. Наслаждения.

Карта островов вывешивается на доске, и ученики выходят к карте и маркером рисуют или крепят свой кораблик в соответствующем районе карты, который отражает душевное, эмоционально-чувственное состояние после урока или в конце дня, или в конце недели.




Приёмы рефлексии деятельности

«Рефлексивный ринг», «Рефлексивная мишень», «Благодарю», «Светофор», «Плюс – минус –интересно», «Кластер», «Бассейн», «Оценочная лесенка», «Знаю – Хочу – Умею», «Траектория знаний»,

и др.


«Рефлексивная мишень»

На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. В каждом из секторов записываются параметры – вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Например, оценка содержания, оценка форм и методов проведения урока, оценка деятельности

учителя, оценка своей деятельности. Ученик ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке. На краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ.


«Шесть шляп»

  Учащихся можно разделить на группы и предложить приобрести одну из шляп. Обладателям шляп необходимо дать оценку событиям, фактам, результатам деятельности в зависимости от цвета.  

Белая шляпа символизирует конкретные суждения без эмоционального оттенка.

Желтая шляпа – позитивные суждения.

Черная – отражает проблемы и трудности.

Красная – эмоциональные суждения без объяснений.

Зеленая – творческие суждения,

предложения.

Синяя – обобщает сказанное,

рефлексия мыслей.


«Благодарю»

В конце урока  предложить каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.


«Светофор»

Учащиеся в начале урока выбирают один из цветов: красный, желтый или зеленый. После урока или выполненной работы, ребята должны высказать свое мнение по вопросу цвета.

Красный – нет (что не понравилось, ошибки).

Желтый – не совсем (сомнения, трудности).

Зеленый – да (что понравилось, что получилось).


«Лестница успеха»

Если учитель ведёт урок в традиционном плане, то можно выделить и написать на доске этапы деятельности. В конце урока предложить учащимся оценить свою работу на каждом этапе в виде ступенек, ведущих к успеху.


«Зарядка»

Через выполнение определённых движений предлагается дать рефлексивную оценку. Могут быть предложены следующие движения:

присесть на корточки – очень низкая оценка, негативное отношение;

присесть, немного согнув ноги в коленях, – невысокая оценка, безразличное отношение;

обычная поза стоя, руки по швам – удовлетворитель­ная оценка, спокойное отношение;

поднять руки в локтях – хорошая оценка, позитивное отношение;

поднять руки вверх, хлопая в ладоши, подняться на цыпочки – очень высокая оценка, восторженное отношение.


«Плюс-минус-интересно»

Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.

В графу «П» – «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

В графу «М» – «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной .


В графу «И» – «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.


«Лист самооценки»

Получил удовольствие

Узнал что-то новое

Я

Научился

Ничего не понял

Удивился

Расстроился


«Лист самоконтроля»

Лист ведется на протяжении всего урока.

Фамилия, имя ученика _____________________


«Анкета»

Учащимся предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить детей аргументировать свой ответ.


«ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ»

Подбери выражение, которое характеризует, как ты  работал на уроке

хлопал ушами

шевелил мозгами

слышал краем уха

не покладая рук

засучив рукава

тяп- ляп

считал ворон

в поте лица


Приёмы рефлексии содержания учебного материала

«Поезд», «Бортовой журнал», «Корзина идей», «Синквейн»,

«Рефлексивный экран», «Жокей и лошадь», «Телеграмма», «Лови ошибку», «Толстые» и «тонкие» вопросы», «Незаконченные предложения»,

и др.


«Бортовой журнал»

Форма фиксации информации с помощью ключевых слов, графических моделей, кратких предложений и умозаключений, вопросов. В качестве задаваемых учителем частей “бортового журнала”, которые будут заполняться учащимися, могут быть: ключевые понятия темы, связи, которые может установить учащийся, важные вопросы.


«Поезд»

На парте перед каждым ребенком два жетона: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое вам было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось не интересным. Можно использовать только один жетон по усмотрению ученика


«Жокей и лошадь»

 

Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Этот приём применим даже на уроках изучения нового материала. Самая неприятная его черта – необходимость всему коллективу учащихся одновременно ходить по классу, это требует определённой сформированности культуры поведения


«Телеграмма»

    Учащимся предлагается кратко написать самое важное, что уяснили с урока и пожелание соседу по парте. Затем обменяться записями.

Можно написать в телеграмме пожелание герою произведения, лирическому герою стихотворения, пожелание себе с точки зрения изученного на уроке и т.д.

 


«Лови ошибку»

  Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.


Вопросы, требующие многовариантные ответы:

  • Почему было трудно?
  • Что открыли, узнали на уроке?
  • Оправдались ли ваши ожидания от урока?
  • Что вы взяли с сегодняшнего урока?
  • Над чем заставил задуматься урок?


«Толстый» и «тонкий» вопрос»

  «Тонкий» вопрос предполагает однозначный краткий ответ.

«Толстый» вопрос предполагает ответ развернутый.

  После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.


«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Дайте три объяснения, почему… ?

Объясните, почему… ?

Почему вы думаете… ?

Почему вы считаете… ?

Кто?

В чём различие… ?

Что?

Когда?

Предположите, что будет, если… ?

Как звали… ?

Что, если… ?

Было ли… ?

Может… ?

Будет… ?

Мог ли… ?

Согласны ли вы… ?

Верно ли… ?


Прием «незаконченные предложения»

На экран выведены незаконченные предложения в форме клише. Ученикам по очереди необходимо ответить на вопросы.

Сегодня на уроке я…

1. Сегодня я узнал…

Я встретился с трудностью при…

2. Было интересно…

У меня хорошо получилось…

3. Было трудно…

Мне это необходимо для…

4. Я выполнил задания…

5. Я понял, что…

6. Я чувствовал…

7. Мне захотелось…


Уроки рефлексии, несмотря на достаточно большую подготовку к ним со стороны учителя (особенно на начальных этапах), являются наиболее интересными как для учителей, так и, в первую очередь, для детей. Имеется значительный положительный опыт их системного использования в школах. Дети на этих уроках не просто тренируются в решении задач – они осваивают метод коррекции собственных действий, им предоставляется возможность самим найти свои ошибки, понять их причину и исправить, а затем убедиться в правильности своих действий. После этого заметно повышается качество усвоения учащимися учебного содержания при уменьшении затраченного времени, но не только. Дети легко переносят накопленный на этих уроках опыт работы над ошибками на любой учебный предмет. Следует также подчеркнуть, что уроки рефлексии гораздо проще осваиваются учителями, чем уроки «открытия» нового знания, так как при переходе к ним не происходит изменения самого метода работы.


multiurok.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о